Темы тренингов психологических – Перечень психологических тренингов, психологических семинаров, психотерапевтических групп

Содержание

3.Популярные темы психологического тренинга

Запросы бывают разными. Темы для тренингов и их названия могут быть всевозможными.

В бизнес-тренерстве выделяют две категории тренингов: коммуникация с собой, коммуникация с другими. В них можно выделить 10 ведущих запросов к бизнес-тренеру:

Коммуникация с собой

  1. Стресс-менеджмент: стресс нехватки ресурсов, стресс нехватки целей.

  2. Тайм-менеджмент: диагностика времени, целеполагание, планирование и организация своей жизни, отсюда следует контроль и самомотивация, коррекция своих планов и целей.

  3. Стратегии принятия эффективных решений: работа с поливариантными стратегиями (вариантов нет), принципиальными стратегиями (дилемма), смесью стратегий.

  4. Life-коучинг:

    «Всё хорошо, но мне почему-то хреново». Человек не может сказать о своих проблемах; на фоне всеобщего благополучия развивается депрессия. Проблемы самообмана и перформативные проблемы, т.е. как подать себя обществу, чтобы тебе от этого было хорошо.

  5. Здоровье и семья: баланс работы и личной жизни; проблемы в семья, которые способные отразиться на эффективность трудовой деятельности.

Коммуникация с другими

  1. Психология продаж

  2. Эффективные переговоры

  3. Командообразование и управление командой

  4. Управление конфликтами: как правильно конфликтовать, эффективные стратегии, способы выхода из конфликта, как не попасть в конфликтную ситуацию.

  5. Тренинг самопрезентации: проблема эффективного публичного выступления.

По сути, эти же темы могут встречаться и в тренингах личностного роста, и в тренингах коммуникативных.

  1. Программа тренинга

Большинство тренеров сталкиваются с трудностями при самостоятельном написании программы тренинга. Еще бы — одно дело проводить уже готовые небольшие программы, или обучение по продукту, и совершенно другое – с «0» написать качественный тренинг. Да так написать, чтобы участникам понравилось, чтобы руководству не стыдно было показать, чтобы, в конце концов, его провести без проблем. Выделяют 5 шагов написания программы тренинга:

     Шаг 1: Чего изволите? – ставим цели и задачи тренинга. Описательная записка

Важно так же собрать информацию: кого учить, чему учить, где учить. После этих, на первый взгляд, не хитрых действий у вас появится достаточно материала для постановки целей тренинга. Составление пояснительной записки.

     Шаг 2: Создаем концепцию тренинга.

Это самая творческая часть всего процесса, здесь нужно точно определить основную идею, мысль и подход. Будьте уверены — нет концепции, нет органики. Главное для себя понять необходимость и пользу такого мероприятия. Концепция должна быть сформулирована кратко и емко: «карнавал», «совещание экспертов», «детский утренник» или «выставка тщеславия», да мало ли еще идей может прийти в голову профессионалу. Главное это придаст целостность тренингу и не даст вам возможности разбрасываться.

 Шаг 3: Составляем план тренинга. Теперь уже можно составить предварительный план тренинга, в котором важно соединить цели тренинга с его концепцией, в результате чего станет возможным выделить тематические модули. Прописываем временные промежутки.      Шаг 4: Подбираем методы обучения, составляем упражнения, определяем их цели, длительность, стимульный материал, возможный раздаточный материал, составляем возможные вопросы после прохождения каждого упражнения.

Выбирайте методы в зависимости от цели тренинга: Если цель тренинга – новые знания, значит, в ходе тренинга усильте информационный блок (мини-лекция, видеопросмотр материалов, модерация, групповая дискуссия). Выбирайте методы в зависимости от темы тренинга: Если тренинг направлен на формирование практических навыков продаж, то основными методами будут ролевая игра, видеоанализ, метод кейсов, анализ и решение практических ситуаций. Выбирайте методы в зависимости от особенностей группы: Если группа открыта, участники доброжелательны и позитивно настроены на обучение, то уместны будут методы, направленные на межличностное взаимодействие, самоанализ и самораскрытие участников (рисуночная методика, визуализация, ролевые и деловые игры, метод «Doitwrong»). Выбирайте методы в зависимости от временных ресурсов: Помните, что наиболее предсказуемы по временным затратам методы: мини-лекция, выполнение практического задания, ролевая игра (с ограничением времени), видеопросмотр. А значительных временных затрат требуют такие методы как модерация, групповая дискуссия, деловая игра, мозговой штурм, ролевая игра со свободным сюжетом.

     Шаг 5: Пишем саму программу тренинга Процесс усвоения нового материала в тренинге, выработка умений, изменение установок базируется на групповых процессах. За счет управления этими процессами, возрастает и эффективность обучения. Таким образом, структура программы тренинга основывается на закономерностях групповой динамики. Программа формируется из описания содержания знаний, умений, инструментов, методов и технологий. 

studfiles.net

Полный список тренингов | Эмпатия

В данном разделе представлены все темы тренингов, которые были разработаны и проводились в нашем Центре.

С ближайшими тренингами можно ознакомиться в разделе РАСПИСАНИЕ>>

Если вы хотите начать заниматься в группе, мы рекомендуем начать с группы «Я и мир». Это базовая психологическая программа по развитию коммуникативных навыков, осознанию своих эмоций, умению работать в группе.


Еженедельные тренинги и интенсивы:

направление «Социум и я» 

Мастерство общения (длительная группа)

Конфликтология (длительная группа)

Технология успеха (интенсив)

Поиск долгосрочных целей и смысла (интенсив)

Разнообразная психология (длительная группа)

Он и Она (длительная группа)

Веревочный курс (интенсив)

Школа актива (интенсив)

Лидерская программа (длительная группа)

Управление проектами (интенсив)

направление «Гармония внутри»

Я и мир (длительная группа)

Психологический театр (длительная группа)

Самопознание (длительная группа)

Мир эмоций (интенсив)

Я решаю проблему (длительная группа)

Группа личностного роста (длительная группа)

Психология жизненного пути (длительная группа)

Мой внутренний мир (длительная группа)

АРТ-погружение (интенсив)

направление «Знание — сила!»

Скорочтение (длительная группа)

Развитие памяти и внимания (длительная группа)

Управление временем (интенсив)

Учись учиться (интенсив)

Экзамен сдан! (интенсив)

Выездные тренинги

(3-4 дня в Подмосковном пансионате):

Любовь и дружба

Мечты сбываются

В поисках смысла

Дорога знаний

Мои значимые люди

Я и моя семья

Между мыслями и чувствами

Игры, в которые играем мы

 

Правда о лжи

идеалы и реальность

(не)Настоящие

Наедине

Everybody lies

Маяк

Между счастьем и несчастьем

Мир или война

Про любовь

Комната смеха

Камень в огород

Союз

Стереожизнь

Контакт

Целься

Переходный период

Между двух полюсов

Мы выбираем. Нас выбирают

Одиночества

Вся наша жизнь — игра?

Зал ожиданий

Степень искренности

По ту сторону меня

Части целого

Дом Солнца

За и против себя

Между нами

Нормы общества

Параллельные миры

Между хочу и надо

Пространство свободы

 

и другие темы…

empatia.ru

Список тренингов и их программы

Я готов провести бизнес-тренинги в вашей компании по любой из тем, представленных ниже.

Топ самых популярных тренингов

  • Переговоры: метод согласования интересов сторон («мягкие переговоры»)
  • Жесткие (сложные) переговоры: секреты подготовки и проведения
  • Технология предупреждения и урегулирования трудовых (бизнес) конфликтов
  • Эффективное управление продажами и трудовым коллективом
  • Лидерство в бизнесе
  • Идеальный руководитель (по И. Адизесу)
  • Восемь навыков высокоэффективного руководителя (по С. Кови)
  • Технология подготовки и проведения совещаний
  • Современные техники эффективного взаимодействия с Партнером в ходе решения бизнес-задач (на основе техник НЛП)
  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

Тренинги по направлениям:

Тренинги, направленные на развитие управленческих навыков

1. Эффективное управление продажами и трудовым коллективом

2. Лидерство в бизнесе

3. Развитие лидерских качеств руководителя

4. Ситуационное руководство

5. Делегирование как функция менеджмента

6. Современные подходы к созданию эффективной команды (на основе типологии Майерс-Бриггс)

7. Идеальный руководитель (по И. Адизесу)

8. Технология подготовки и проведения совещаний

9. Современные методы обучения персонала на рабочем месте. Отбор кандидата в свою команду

10. Посредническая (медиаторская) деятельность руководителя

11. Деятельность руководителя по созданию эффективной системы мотивации персонала

12. Технология подготовки и проведения организационных изменений

13. Восемь навыков высокоэффективного руководителя (по С. Кови)

14. Технология принятия руководителем эффективного управленческого решения

15. Эффективное управление в трудных и проблемных ситуациях» (на основе методологии И. Адизеса)

16. Искусство коучинга в управлении сотрудниками подразделения

17. Технология работы руководителя с неформальными лидерами и негативными микрогруппами в трудовом коллективе

18. Эффективная технология управления командой

Тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков

19. Переговоры: метод согласования интересов сторон («мягкие переговоры»)

20. Жесткие (сложные) переговоры: секреты подготовки и проведения

21. Переговоры в бизнесе от «А» до «Я»

22. Телефонные переговоры: секреты успеха

23. Работа с возражениями Партнера (собеседника)

24. Современные техники эффективного взаимодействия с Партнером в ходе решения бизнес-задач (на основе техник НЛП)

25. Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

26. Навыки подготовки и проведения презентаций

27. Технология предупреждения и урегулирования трудовых (бизнес) конфликтов

28. Детекция лжи партнера/собеседника в бизнес-ситуациях

Тренинги, направленные на развитие навыков личной эффективности

29. Управление временем (тайм-менеджмент)

30. Технологии управлением стрессом в деловых ситуациях

31. Эмоциональный интеллект в бизнесе

32. Психология страха в бизнесе

33. Тренинг личностной Уверенности

Тренинги, направленные на развитие навыков продаж

34. Эффективные продажи

35. Техника крупных продаж по модели СПИН

Если вы уже выбрали, какой тренинг хотите заказать, можете заполнить удобную форму или связаться со мной по любым контактам.

igorlamanov.ru

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ — Психологические консультации в Севастополе

Студент на практическом занятии проводит психологический тренинг (или его часть). За практическое занятие выставляется 2 отметки: за оформление тренинга и проведение.

При проведении тренинга особое внимание уделятся умению провести обсуждение.

Психологические игры также можно использовать из курса «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» и КОНФЛИКТОЛОГИЯ, где студенты в рамках этого курса составляют тренинги.

В процессе курса студент должен разработать одно из тренинговых занятий по определенному образцу и сдать в эл. виде преподавателю (образец смотреть ниже).

Примерные темы для написания программы тренинга

1. Тренинг личностного роста.

2. Тренинг толерантности.

3. Тренинг уверенности в себе.

4. Тренинг эмоциональной устойчивости.

5. Тренинг снижения психоэмоционального напряжения.

6. Тренинг лидерства.

7. Тренинг креативности.

8. Тренинг компетентности в общении (коммуникативный тренинг).

9. Тренинг ассертивности.

10. Тренинг профессионального самоопределения.

11. Тренинг развития жизненных целей.

12. Мотивационный тренинг.

13. Тренинг самопознания и самосовершенствования.

14. Тренинг психологической безопасности.

15. Тренинг межличностного взаимодействия.

16. Тренинг преодоления конфликтов.

17. Тренинг развития профессионального самосознания.

18. Тренинг педагогического общения.

19. Тренинг противостояния влиянию.

20. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ)

1.История развития групповых методов психотерапии и практической психологии.

2. Сущность и специфические черты группового психологического тренинга.

3. Цели, предмет и задачи группового тренинга.

4. Основные парадигмы тренинга.

5. Классификация и основные виды тренинговых групп.

6. Условия проведения тренинга.

7. Принципы и правила в групповом тренинге.

8. Требования к группе: гомогенность и гетерогенность, качественный и количественный состав групп.

9. Процедура отбора участников группы.

10. Тренинг в системе методов практической психологии.

11. Классификация тренинговых методов. Дискуссия как один из основных методов.

12. Игра как один из основных тренинговых методов.

13. Психогимнастика. Медитативные техники.

14. Метафоры и ритуалы в тренинге.

15. Разнообразие и критерии выбора тренинговых упражнений.

16. Методы работы тренера с прошлыми событиями.

17. Методы работы тренера со «случающимися» событиями.

18. Методы работы тренера с конструируемыми событиями.

19. Обратная связь в тренинге.

20. Применение видеосъемки в тренинге.

21. Психодиагностика и психологический практикум в тренинге.

22. Приемы создания тренинговых техник.

23. Структура тренингового занятия.

24. Логика построения тренинговых программ.

25. Девятишаговая модель подготовки к тренингу.

26. Понятие о групповой динамике. Стадии развития группы.

27. Группы со спонтанной и управляемой динамикой.

28. Понятие о групповой сплоченности и напряжении.

29. Умения, приобретаемые в группе.

30. Логика построения группового процесса.

31. Нестандартные и кризисные ситуации в тренинге.

32. Критерии оценки тренинга и его эффективности.

33. Основные роли ведущего группы.

34. Стили руководства группой.

 35. Четырехмерная функциональная модель ведения групп.

36. Эффективный ведущий. Требования к личности тренера.

37. Эффективный ведущий. Навыки, которыми должен владеть ведущий группы.

38. Деятельность ведущего, направленная на группу в целом.

39. Деятельность ведущего, направленная на отдельного члена группы.

40. Этические проблемы в контексте группового тренинга.

psychologiyalta.jimdo.com

Методическая разработка по психологии (7 класс) по теме: Психологические тренинги-занятия для подросков.

«Мои сильные и слабые стороны»

Цель: Закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать, слабые и сильные стороны личности каждого участника.

1.        Разминка. Упражнение; «Передай маску».

Цель: Настроить группу на работу, взбодрить детей, делая их более внимательными, помочь настроиться на работу.

Инструкция: «Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего липа). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. И так все по очереди».

2.        Упражнение: «Без маски».

Цель: закрепить навыки самоанализа и самовыражения. Инструкция: «Перед Вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки, продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать Вас, и если они почувствуют. что Вы неискренни и неоткровенны, Вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить.

Комментарий: Участники садятся в большой круг. Каждый из них (по мере психологической готовности) берут карточку. Если возникает большая пауза, следует помочь участникам, пригласить их в центр круга, где находятся карточки.

Ведущему необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Причем карточек должно быть больше, чем участников на случай, если кто-то из них не сможет с первого раза выполнить задание.

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня…»

«Мне очень трудно забыть, но я…»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»

«Мне бывает стыдно, когда я…»        

«Особенно меня раздражает то, что я…»

«Мне особенно приятно, когда меня…»

«Знаю, что это очень трудно, но я…»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

«Верю, что я еще…»

3.  Упражнение «Мои сильные стороны».

Цель:   Выявить   сильные   стороны   каждого   участника,   сформировать

привычку думать о себе положительно.        ,

Инструкция: «Каждый из Вас должен рассказать остальным участникам о

своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе,

что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности  Существенно

также, отметить те качества, которые Вам импонируют, но они Вам не

свойственны и Вы хотите выработать их в себе. Крайне важно, чтобы Вы

«не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, не

умоляли свои достоинств, чтобы Вы говорили прямо, уверенно, без всяких

«но…», «если…», «может быть…».

Вам дается на это 3 минуты. Даже если Вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит Вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют право высказываться. Может быть, значительная часть Вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что Вы сами в этом уверены».

Ведущий дает участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому начать. По истечении 3 минут ведущий дает сигнал, означающий, что время первого истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы.

4. Упражнение «Какой он?»
Цель: Активизировать участников.

Инструкция: Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участникам, догадаться, кто был загадан.

5. Упражнение «Мои слабые стороны»

Цель: Определение каждым участником слабых сторон, формирование привычки анализировать свои недостатки.

Инструкция: «Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах. — О том, что он является или может являться, причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. д. Крайне важно, чтобы Вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно. На это вам дается 3 минуты. Далее упражнение проводится по методике «Мои сильные стороны».

6. Упражнение «Рисунок себя».        

Цель: способствовать осознанию себя, погружение в свой собственный мир и ориентация в нем.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю Вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, цветком, коллежем и по-другому, как вам захочется. Для рисования Вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. «Каждый участник может показать свой рисунок и рассказать группе о нем. Ведущему надо иметь в виду, что дети часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Ведущий при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по-своему, и главное, что участники изобразили себя.

7.  Рефлексия дня.

8.  Ритуал прощания.

nsportal.ru

Темы психологических тренингов | | Управление Судьбой

С какими только проблемами мы не сталкиваемся в своей жизни! Работа и карьера, деньги, любовь, создание семьи, рождение и воспитание детей, межличностные отношения и собственные психологические проблемы. Вопросов порой возникает так много, что самому справиться не всегда получается. Следовательно, каковы вопросы – таковы и темы групповых психологических тренингов на общение.

А наиболее часто проблемы, наверное, возникают в сфере отношений мужчины и женщины. Слишком уж разные мы создания – мужчины и женщины, чтобы могли просто и безоговорочно друг друга понимать!

Исследование отношений мужчины и женщины, и темы бесплатных психологических тренингов для студентов, посвященных данным проблемам, разнообразны и непросты. Люди, желающие разобраться в своих проблемах, могут выбрать практические занятия, посвященные вопросу в широком смысле, например, для всех, кого интересуют любовные и интимные отношения, либо в каком-то конкретном аспекте, например, для женатых и замужних, для одиноких и свободных.

Для тех, кто хочет изменить, улучшить отношения с избранником или возлюбленной, кто хочет встретить свою любовь и создать семью, кто хочет сохранить семью, предлагаются свои темы психологических тренингов, где возникающие проблемы рассматриваются под разным углом зрения, а вопросы решаются на профессиональном уровне.

Амулет Любви заколдован так, что люди, которые носят его, постоянно притягивают к себе Любовь. Талисман Любви изготавливается и настраивается строго индивидуально, заказать его можно именно здесь!

Все темы лучших бесплатных психологических тренингов в Москве

Мы все постоянно находимся в отношениях с мужчинами и женщинами. В первую очередь мы не начальники и подчиненные, не успешные люди и не неудачники, не чужие мужья и жены, не те, кто видит цель и идет к ней, не те, кто наблюдает за миром со стороны, отдаваясь своим мечтам. В первую очередь мы все – мужчины и женщины. Даже если с кем-то у нас нет никаких отношений, это тоже может говорить о нашем отношении к этому мужчине или этой женщине.

Нередко причины осложненных отношений уходят корнями в прошлое, берут начало в детских психологических травмах, в проблемах идентификации себя в мире или в фамильной истории. Возможно, первый опыт оказался неудачным, и вместо счастья и радости любви вы получили сильные ожоги, рваные раны и мысли о смерти. Бывает, отношения не складываются, потому что душа этого не хочет, есть для нее что-то более важное, или она ждет судьбоносной встречи. И вы, женщина, боясь упустить что-то главное, и не понимая – что именно, смотрите не на мужчину, а мимо него, или в сторону, отворачиваетесь, отталкиваете, убегаете, или наоборот, цепляетесь за него, «душите» мужчину. А вы, мужчина, хотите во всем быть правым, хотите быть хозяином положения, главенствовать, опекать, не допуская мысли о том, что ваша любимая – человек свободный и самодостаточный.

Мы этого не осознаем, нам кажется, что мы делаем все во благо нашим любимым, и искренне не понимаем, почему рушатся отношения, и уходит любовь.  Но любые ошибки можно исправить. Попытайтесь разобраться в себе. Выберете подходящие для себя темы индивидуальных психологических тренингов для подростков, и найдите выход из лабиринта вместе со специалистами.

Смотреть на видео Темы психологических тренингов


С тегами: оздоровление отношения просветление саморазвитие семья

ЭТО НАДО ПРОЧИТАТЬ

ЭТО НАДО ПОЧИТАТЬ

www.sudba.info

План-конспект занятия по теме: Психологический тренинг «Знакомство»

Разработка педагога-психолога ГПОУ «САТ»

Н.В. Коковкиной

Утверждено и рекомендовано к использованию

заседанием методического объединения воспитателей

«_04_»_сентября__2013_г.

Зам. директора ГПОУ «САТ»

__________/В.А. Пилипенко  

Занятие с элементами тренинга «Знакомство»

(адаптация студентов-первокурсников к техникуму)

Тренинговая работа является одной из наиболее эффективных форм работы со студентами. Групповая форма тренинга позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные ситуации с учетом индивидуального уровня развития коммуникативной деятельности и уровня социально-психологической адаптации.

Социально-психологический тренинг (СПТ) предполагает совмещение информационной подготовки и тренировочных («игровых») упражнений с последующим анализом ситуаций, возникающих в ходе их выполнения.

Основной или стержневой целью СПТ является развитие компетентности в общении. Однако, это не единственная цель, которая стоит перед практикой социально-психологического тренинга. Ей сопутствуют и являются не менее важными две другие цели – развитие активной социальной позиции личности и повышение психологической культуры.

Цели тренинга предполагают решение следующих задач:

  • развитие процесса самопознания участников за счет снижения барьеров психологической защиты и перехода на личностный уровень общения;
  • осознание условий, влияющих на функционирование группы;
  • овладение умениями анализа индивидуальных, групповых и организационных проблем;
  • овладение приемами эффективного взаимодействия;
  • расширение диапазона творческих способностей.

Контингент: студенты 1 курса (возможно участие классного руководителя группы).

Цель занятия: оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в техникуме.

Основные задачи:

  • знакомство с группой;
  • осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении;
  • отработка навыков эффективного взаимодействия;
  • возможность проявления себя в группе и получение обратной связи;
  • приобретение навыков совместной деятельности;
  • определение статусно-ролевой позиции в группе;
  • создание позитивного микроклимата;
  • установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку.

Занятие рекомендуется проводить в определенной последовательности:


1. Введение

  • Вводная информация
  • Цели и задачи занятия
  • Прояснение запросов участников группы
  • Правила группы

2. Разминка

  • «Снежный ком»
  • «Слепой и поводырь»
  • Упражнения на восприятие себя через восприятие другими людьми («механизм обратной связи»)
  • «Интервью»
  • «Визитка»
  • «Я за тебя отвечаю»
  • «Дерево талантов»
  • «Факс»
  • Заключительная часть
  • «Образ группы»
  • Рефлексия (подведение итогов работы)

Для наиболее легкого и быстрого запоминания имен участников группы и возможности обращения к ним по именам, предлагаю заранее подготовить бейджи или визитки для каждого члена группы с указанием его имени, происхождения, краткой характеристики.

Перед началом тренинга необходимо раздать бейджи участникам группы, в том числе и кл. руководителю, и попросить аккуратно прикрепить их булавками к одежде.  

Образец: 

ВАЛЕНТИН

(латинское)

«Сильный»

верный друг, любит отдыхать на природе, увлекается спортом склонен к философии, психологии

ВЛАДИМИР

(славянское)

«Владеющий миром»

любознательный, склонен к риску, авантюрам, но прислушивается к советам родителей

ВЛАДИСЛАВ

(славянское)

«Владеющий славой»

с детства проявляет твердость характера, трудолюбивый, ответственный, общительный

Введение

Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться эффективному общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности – общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, экспериментировать, проявлять творчество, искать более эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».

Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое поведение в последующих ситуациях. Важно помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении других людей, чем свои собственные.

Рекомендации ведущему. Далее следует рассказать о целях и задачах тренинга и прояснить запрос каждого участника группы.

Правила группы

В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила.

  • Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область рассуждений. Но, основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  • Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» — на такое: «Я считаю, что…». Отказываемся и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли…» — на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
  • Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».
  • Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
  • Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить.
  • Правило «Стоп». Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений.

Упражнение «Снежный ком».

Цель данного упражнения – создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение, знакомство с участниками тренинга.

Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т.д. Первый участник называет свое имя и качество, второй – называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех.

Если вы уже достаточно хорошо узнали своих одногруппников, можете обозначить качества товарищей от своего имени, если нет, воспользуйтесь его визиткой.

Обсуждение:

  1. Что помогало выполнить упражнение?
  2. В каких случаях возникало волнение?
  3. Смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили?
  4. Как использовали приемы для запоминания?
  5. Смогли ли вы запомнить имена и характеристики всех участников группы?
  6. Часто ли пользовались визитками?

Упражнение «Слепой и поводырь».  

Цель игры – формирование доверия к окружающему миру.

 

Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция.

Предлагаю вам разделиться на пары. Один человек из пары закрывает глаза (можно глаза завязать шарфом). Второй становится поводырем. Он должен провести партнера по всему помещению, обходя при этом препятствия. «Слепой» при этом должен довериться своему «поводырю», ни в коем случае не открывать глаза. Обойдя помещение, участники пары меняются ролями.

Для данного упражнения рекомендую по всему помещению, в котором вы проводите тренинговое занятие, расставить в хаотичном порядке стулья, на которых ребята сидят во время тренинга.

Ребята используют любые приемы для проведения своего партнера по всему помещению, кто-то держа его за руку, кто-то на своей спине, получается очень интересно.

Обсуждение:

  1. Кому из участников больше понравилось быть поводырем, а кому слепым.
  2. Что вы чувствовали в этих ролях.
  3. Когда я чувствовал неуверенность?
  4. Когда я чувствовал себя уверенно?

Следующие два упражнения взаимосвязаны между собой и вытекают одно из другого. Цель этих упражнений – самораскрытие, самовыражение, более подробное и близкое знакомство членов группы друг с другом, сближение коллектива.

Упражнение «Интервью» Выполняется в парах.

«У вас есть 20 минут в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке».

Упражнения «Визитка», «Я за тебя отвечаю».

Для выполнения упражнения участники садятся в круг.

Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе.

Ведущий может задавать уточняющие вопросы, помогая сделать «визитку» наиболее информативной.

Упражнение «Дерево талантов»

Цель: самораскрытие участников группы, формирование позитивного самовосприятия и восприятия  других людей.

Материалы:  нарисованное на листе ватмана «дерево талантов», вырезанные из цветной бумаги листочки, клей.

     

В предыдущих упражнениях мы узнали о том, что вы любите делать. Но наверняка, у каждого из вас есть, чем поделиться друг с другом в плане умений. Что вы умеете делать хорошо или даже лучше других людей? Это могут быть не только учебные умения (решать задачи, писать сочинения), но и умение делать что-то руками (чинить утюг, шить, готовить), а также общечеловеческие умения (дружить, любить, выслушивать, поддерживать в трудную минуту).

        Перед вами – дерево талантов. Но на нём нет листьев, а только голые ветки. Наша задача – украсить своими талантами это дерево (раздаются вырезанные из цветной бумаги листочки, на которых каждый участник занятия пишет один или несколько своих талантов).

Заключение ведущего: Подойдите теперь к дереву ваших талантов, полюбуйтесь, какое оно красивое, несмотря на осенние холода и, когда все деревья уже сбросили свою листву, ваше дерево радует глаз обилием ваших лучших умений.

Образец уже заполненного дерева талантов одной группы,

а также оформленная аллея талантов первокурсников:

Упражнение «Факс»

Рекомендации ведущему. Для выполнения упражнения необходимо заготовить картонку с предложением «Мы лучшая группа!», ручку и бумагу. Можно подобрать спокойную музыку для выполнения упражнения, т.к. оно должно выполняться молча.

Все участники становятся в колонну или змейку один за другим. Последний участник получает неизвестное группе сообщение («Мы лучшая группа!»). Он передает сообщение по одной букве или символу (рисует пальцем на спине впереди стоящего). Каждый участник передает полученную букву (символ) следующему, выводя у него на спине. Участник, который стоит первым, записывает полученные буквы. Должно получиться предложение. Если кто-нибудь из участников не понял букву, которую ему передали, то хлопает себя по плечу, значит ее нужно повторить. Буквы лучше использовать печатные.

Обсуждение:

  • Довольны ли вы результатом работы?
  • Что помогало и что мешало выполнить задание эффективно?
  • Что можно сказать о слаженности работы группы?
  • Достаточно ли ответственно вы выполняли свои функции?

Упражнение «Образ группы»

«Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение группы как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например можно сказать: «Она похожа на клетку со львами, где прекрасные и могучие звери мало знакомые друг другу втиснуты в маленькое пространство. Прутья мешают им двигаться, теснота и тревога делают их агрессивными, и, помимо всего этого их еще кормят непривычной для них пищей». Другую группу можно было бы описать так: «Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед».

Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы вашей группе».
Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа может обсудить следующие вопросы:

  • Есть ли во всех этих образах что-то общее?
  • Все ли образы вам понравились?
  • Почему возникли те или иные образы?

Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную группу, то есть такую, в которой они могли бы учиться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены группы.

Рефлексия. Эта процедура завершает занятие.

Необходимо выслушать каждого члена группы, узнать о его эмоциональном состоянии, дать возможность высказать свое отношение к происходящему. Обсуждение может направляться следующими вопросами:

  • С какими чувствами вы заканчиваете занятие?
  • Какое упражнение для вас было самым эффективным?
  • Что помогало и что мешало вам выполнять задания?
  • Что открыли нового для себя вы на этом занятии?
  • Довольны ли вы результатом нашей работы?
  • Что вы можете сказать о слаженности вашей группы?

Данная процедура (рефлексия) может выполняться и в виде анкетирования.
«Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к происходящему. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для всей группы в целом.»


Анкета «Откровенно говоря…»


Мое имя

  • Если оценивать мое внутреннее состояние по 10-бальной шкале то:

самочувствие — …

активность — …

настроение — …

  • Во время занятия я понял, что…
  • Самым полезным для меня было…
  • Я не смог быть более откровенным, так как…
  • На занятии мне удалось…
  • На занятии у меня не получилось…
  • На следующем занятии я хотел бы…
  • На месте ведущего я…

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *