Персона и тень Юнга. Школа Профайлінгу “Profiling Club”
23 черв. 2020 13:20:25
Персона и тень
На латыни Persona означает маску. В глубокой психологии Персона — это архетип, представляющий маску или роль, которую мы принимаем в социальной жизни. Персона — это официальное лицо личности. Напротив, Тень — это стороны личности, которых человек не хочет или не решается придерживаться. Юнг полагал, что в тени есть и положительные элементы: творческие, не соответствующие или культурно радикальные стороны личности.
Таким образом, развитие здорового и целостного Я означает столкновение с человеком со своей собственной тенью. Мы должны подружиться с нашей тенью и пригласить теневые страницы в сознание. Пока что это может звучать как абстрактная философия или полумистические концепции о психологической сфере человека, но концепции Юнга часто имеют немного больше смысла, если мы пытаемся воплотить теорию в жизнь.
Большинство людей во многом попали в ловушку своей личности
Персона, в некотором смысле, является нашей неточностью и самооценкой, которую мы постоянно стремимся поддерживать, чтобы избежать тех сторон себя, которые мы бы предпочли не признавать. Персона создается, когда человек пытается отрицать или уклоняться от своих собственных склонностей, таких как гнев, зависть, эротические порывы, радость, враждебность, смелость, агрессия, мотивация, драйв, интересы и так далее.
Но независимо от того, насколько мы стремимся отрицать или отфильтровывать наши склонности, а потому, что они не соответствуют социальным кодексам или нашему собственному идеалу, эти склонности не исчезнут.
Поскольку наши тенденции и склонности являются неотъемлемой частью нас, мы не можем избавиться от них. Мы можем попытаться увидеть другой путь, отказать им или убежать от них, но такая затея безнадежна, потому что мы довольно глубоко в самом себе пытаемся убежать от самих себя.
Мы можем крутиться и выворачиваться, пытаться отвернуться, но наши наклонности являются частью нас самих. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы избежать признания этого факта, — это сделать вид, что наши собственные «недопустимые» склонности принадлежат кому-то другому.
Это означает, что мы не можем отрицать наличие этих склонностей, но мы можем отказаться от их ответственности или ответственности за них. Таким образом, мы на самом деле обнаружим, что эти тенденции не являются частью нас, а уходят корнями за пределы самих себя. В некотором смысле, мы создали наше собственное представление о себе таким образом, чтобы исключить большую или меньшую часть себя.
Например, агрессия и гнев — это чувства, которые многие воспринимают как социально неприемлемые, и поэтому желательно избегать таких чувств. Если мы поместим эти чувства в изгнание за пределы себя, мы также потеряем важный источник жизненной силы и приверженности.
Ум — это чувство импульса, и без этого чувства мы рискуем потерять большую часть своей жизненной силы и любви к жизни.
Согласно Юнгу, нежелательные наклонности проецируются на Тень. Мы понимаем себя по ограниченному, исключительному, нюансированному и плохому представлению о себе, собранному в том, что Юнг называет персоной. Каждый раз, когда вы проводите грань между тем, кто я, а кем не я, вы также закладываете основу для потенциального конфликта.
В этом контексте это Персона против Тени.
Борьба, которая проходит через границу между тем, кем мы являемся, и всеми теми качествами, импульсами, мыслями и импульсами, которые мы «отвергли», может иметь много разных результатов с различными осложнениями и симптомами. На общем уровне отрицание или неприятие сторон само по себе чревато серьезной проблемой: тень будет преследовать нас.
Не обязательно сразу, но в какой-то момент нас будут мучить его темное присутствие.На самом деле Юнг верит, что каждый раз, когда мы проецируем нежелательные склонности на Тень, мы будем чувствовать больше давления. Мы встретим нежелательный импульс, за который мы отказались от нашей ответственности, как бы извне. Когда человек жалуется на стресс или давление, это просто потому, что у него больше импульса и энергии, чем он знает.
В некотором смысле, давление — это версия его собственного импульса, но это вариант импульсов (таких как гнев), которые он ранее воспринимал как нежелательные и помещенные в изгнание вне себя. Если бы этот импульс не присутствовал (в его темной форме), человек не заботился бы о давлении. Другими словами, давление — это вариант нашего собственного проецируемого материала, который нас догоняет. Может быть, мы можем сказать, что давление или дискомфорт в жизни возникают, когда мы встречаемся с Тенью у двери.
Те, кто психологически мудр, поймут это каждый раз, когда чувствуют давление, чувствуют ли они давление со стороны своей жены, начальника, школы, коллег, друзей, родственников или кого-то еще. то небходимо понять, что чувство давления действует для вас как сигнал. Это сигнал о том, что у нас больше энергии и импульса, чем мы знали.
Таким образом, мы учимся переводить «Я чувствую давление» на «У меня больше энергии, чем я знал«.
Психотерапия заключается в том, чтобы интерпретировать свое внутреннее более «правдиво». И это касается смелости и принятия, принятия и ответственности за склонности, за которые мы сами взяли на себя ответственность, которая с тех пор стала нашей психологической тенью. Вместо того, чтобы избегать сильных эмоций и неприемлемых импульсов, мы должны стремиться и направлять энергию этих склонностей конструктивным образом, который продвигает нашу свободу и стремление к жизни. За что бы мы не брали ответственность, все равно приходит и кусает нас в задницу в какой-то момент.
Архетип Тени. Архетипы Юнга — Психология
ТЕНЬ – это архетип, который может быть противопоставлен Персоне.
Тень – это архетипическая фигура, которая все еще имеет персонификацию в самых разных формах.
Юнг называл Тень «альтер-Эго» («не-Я» или «анти-Я»). В первую очередь в архетип Тени входит то, что мы в себе не признаем и не хотим в себе видеть. Этот тезис очень хорошо накладывается на рассмотренную выше схему с четырьмя функциями сознания: если моя доминантная функция, которая структурирует мое сознание, то функция, которую я совсем не осознаю как раз- таки организует мою Тень. Если по доминантной функции я принадлежу к мыслительному типу, то у моей Тени автоматически будет доминировать область чувств – которыми я не владею, которые я не понимаю, и которые зарождаются во мне в самые неожиданные моменты. Этот неосознаваемый «глубинно разорванный мир чувств» каждый раз будет проявляться во мне как черт из табакерки.
По мере взросления Тень увеличивается. Если в молодости это относительно узкий слой (как и слой Персоны), то с возрастом он становится «шире, гуще и чернее». В искусстве фигура Тени является излюбленным мотивом и часто служит сюжетам многих произведений (самый известный пример – “Dr. Jeckyll and Mr. Hyde”). Как известно, отрицательных героев проще играть, чем положительных – это можно объяснить тем, что в Тени много взрывной энергии. По этой причине она завораживает.
Встреча с Тенью происходит тогда, когда мы начинаем себя осознавать
Это очень тяжелый этап в нашей жизни, когда мы понимаем, что мы не то, что мы думали о себе. Юнг: «Если мы рассмотрим Тень в индивидуальном аспекте, то она отвечает за «личностную темноту». Это те содержания, которые в течение нашей жизни были вытеснены, отброшены и не допущены до сознания. Это то, что Фрейд называл Бессознательным – все негодное и отброшенное, все то, что мы не хотим видеть.
Если мы рассматриваем Тень в коллективном аспекте, то она отвечает за общечеловеческую «темную сторону» в нас – присущую каждому человеку структурную готовность к чему-то дурному и темному». В одной из своих теологических работ Юнг писал, что каждый истинный христианин должен понять, что это не кто-то распял Христа, а это он виноват в этом. Одним из способов разбирательства с Тенью Юнг считает индивидуальную исповедь, отмечая, что католикам очень повезло в том, что в их конфессии есть такое явление.
Присущую протестантизму коллективную групповую исповедь Юнг считает неспособной справиться с задачей просветления собственной Тени – ибо никто не хочет сталкиваться со своим грехом. Мы всеми силами стараемся удерживать себя на плаву, относиться к себе хорошо и как-то ценить себя. Но при этом человек должен понимать и осознавать свою структурную готовность к дурным поступкам и стремлениям.
Как и в Персоне, в Тени также можно выделить гендерную определенность. Если в Персоне я больше женщина, то в моей Тени будут преобладать маскулинные интенции, предрасположенности и способы реагирования. Я могу ничего не осознавать, но при этом реагировать на какого- то человека или какую-то ситуацию теневым способом.
Как может проявляться Тень?
Прежде всего – в проекции на конкретного человека. Например, кто-то мне не нравится настолько, что я готов перегрызть ему горло, освежевать, замесить и нарубить. На самом деле, в данной ситуации я проецирую на него собственную Тень. Соответственно, о свойствах собственной Тени мы можем догадываться по тому, что нас особенно бесит в окружающих. И эта теневая часть связана с Персоной – они соотносятся как полюса одной шкалы. Если взять другой полюс того, что я особенно ненавижу, я получу то, что я особенно ценю.
Допустим, в Персоне человек активный, работящий и не знающий покоя, а в Тени он же – ленивое, расслабленное и инертное существо. Что характерно: теневые качества особенно ярко проявляются тогда, когда человек находится «в регрессе». Иными словами, когда человек не может удержать свою Персону, из него начинает хлестать его Тень. Если мы на кого-то проецируем свою Тень, то мы можем понять что-то и про себя. Мораль: если ты что-то очень сильно ненавидишь, то ты должен понять, почему ты это так сильно ненавидишь. В этом смысле очень добрый человек может иметь совсем не добрую подноготную. Вспомнить большинство маньяков – «в миру» это обычно тихони, которые и мухи не обидят. Особенно ярко этот контраст проявляется в архетипе Матери: самые добрые и лелеющие мамаши зачастую оказываются и самыми деструктивными, «пожирающими». В тихом омуте известно что водится. Чем больше «добра» из Тени человек вытащил на поверхность – тем более гармоничным он становится, делая свои теневые проявления управляемыми.
Наша Тень также может проявляться в сновидениях
Юнг приводит такой пример: «Одна пациентка, страстно привязанная к своей матери, постоянно видела о ней весьма неблагоприятные сны – та появлялась во сне то как ведьма, то как призрак, то как преследовательница. Мать сверх всякой меры баловала дочь – и своими нежностями так ослепила ее, что дочь оказалась не в состоянии сознательно разглядеть вредоносное влияние матери, почему Бессознательное и занялось компенсирующей критикой матери». «Каждому из нас свойственно желание освободиться от своей Тени.
Тем не менее, мы должны понимать, что за каждым из нас по пятам следует своя Тень. Чем меньше воплощена она в сознательной жизни индивида, тем чернее и гуще она. Если бы вытесненные тенденции Тени были бы просто чем-то злобным, то не было бы никаких проблем. Однако Тень, как правило, есть лишь нечто никчемное, никудышное, примитивное, негодное и досадно щекотливое – но никак не абсолютно злое.
Однако Тень также содержит в себе ребяческие примитивные свойства, которые чуть ли не подкрепляют и приукрашивают человеческое существование
Подавление Тени является столь же эффективным целительным средством, как и обезглавливание в случае головной боли». Если неполноценность осознается, то всегда имеется шанс ее коррекции. И все же неполноценность постоянно входит в соприкосновение с нашими интересами, и посему она неизменно подвергается модификации. Если она изолирована и вытеснена из сознания, то ее никогда нельзя корригировать. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы понимать, где мы так сказать «не вполне».
У социопатов Тень проявляется более отчетливо, чем это бывает в норме. Они просто не удерживают Тень. Есть также понятие «белой Тени» – это когда на поверхности мы плохие, а Тень – белая и пушистая. Отсюда же соотношение садо/мазо – на поверхности садист, а в душе мазохист.
Конфронтация с Тенью или осознание своей Тени означает «критическое и беспощадное осознание своей собственной сущности». Мы боимся своей Тени, потому что это – наша Ахиллесова пята. Люди боятся своей слабости, не хотят признавать ее – и предпочитают изображать себя в Персоне сильными, крепкими и устойчивыми.
Кроме индивидуальной Тени у человека есть коллективная Тень.
Первейший вариант коллективной Тени – это Чѐрт. Для того чтобы убить свою Тень и совладать со своей Тенью у нас существуют разные мифы, например – героические. Стандартный героический миф – это миф, в котором герой должен убить чудовище. Убить чудовище – значит победить свою Тень. Не просто убить и обезглавить – ассимилировать. В решающей схватке герой оказывается проглоченным чудовищем, однако внутри чудовища он начинает по-своему разбираться с бестией, пока эта тварь плывет на Восток, к восходящему солнцу. Погруженность в Тень – ужасное состояние. Не стоит путать погруженность в Тень с захваченностью Тенью – если первое ближе к депрессии, то второе – к психозу.
Будучи внутри чудовища, герой отсекает у него часть жизненно важного внутреннего органа – например, сердца. Тем самым он убивает чудовище, которое прибивается к берегу, где герой, тем самым заново рожденный, выходит наружу – нередко со всеми, кого чудовище проглотило до него. Таким образом, как только мы разобрались с Тенью, мы освобождаем большие жизненные силы, получая энергию либидо, заключенную в Тени. Мы находим подход к разрешению инкапсулированных токсичных комплексов – и они больше не отравляют нашу психику своим инфильтратом. Происходит этакая «чистка пор», и они начинают пропускать энергию.
У юнгианцев есть такое понятие, как завороженность Тенью. Дело в том, что в Тень инвестировано большое количество либидо. Человек может идентифицировать себя с антигероем, а то и со злодеем. Социопаты часто бывают захваченными Тенью – ее части начинают попадать в Персону.
При этом в их Тени несложно будет заметить что-то доброе и светлое. По той же причине негодяи оказываются очень нежными людьми. Например, хорошо известно, что Гитлер очень любил животных и даже мог всплакнуть над кошечкой, сломавшей лапку. Огромное количество энергии либидо, заключенное в Тени, способно притягивать и завораживать других людей. Это в какой-то степени объясняет наличие в нашей жизни организованных преступных группировок и почти полное отсутствие «организованных группировок по деланию добра». Добро делают в основном индивидуально, а зло – сообща.
Проживание каких-то нежелательных для себя черт – это неотъемлемый этап работы с Тенью. Проработка Тени обычно является первым этапом психотерапевтической работы – обычно очень тягостным. Психотерапия способствует этому процессу, но, в теории, человек может справиться и самостоятельно.
Для каждой культуры характерны свои теневые символы. Например, в Северной Америке – это негр. Еще в 20-е годы Юнг в одной из своих ранних работ отмечал, что у американцев в третьем поколении меняется форма черепа – она становится близкой к форме черепа коренного жителя Америки – индейца. Современные исследования отмечают ту же закономерность – черепа проявляют тенденцию к удлинению по направлению к затылку, что характерно для индейцев.
По этой причине индейцы в Америке считаются архетипом Самости – как носители духа, семени и мудрости земли. А негры считаются архетипом Тени – потому что они, будучи рабами, в массе своей «импортировались на североамериканский рынок» без отцов. Если рассматривать Бессознательное в широком символическом смысле как Мать, из которой рождается сознание, то само сознание – это Отец. У негров нет отца, соответственно, они – сплошное Бессознательное. В России в качестве подобной теневой символики можно рассматривать Кавказ. В Европе же это любая скотина. Проявлениями Тени в сновидениях могут быть разные пакостные животные (козѐл, жаба и прочее).
Юнг много занимался алхимией, где очень мощно представлен аспект Тени. Он считал алхимию в целом теневым дополнение христианской доктрины. Алхимики делали золото и искали философский камень – а в терминах самого Юнга обретение философского камня равносильно обретению Самости. В своих изысканиях алхимики использовали разные вещества, которые имели несколько рядов смыслов и вариантов интерпретации.
Первым этапом алхимического деяния была меланхолия или «долгий путь» – это этап осознания своей собственной Тени. Это соприкосновение с собственной Тенью. На этом этапе адепт должен был развести огонь под запаянной ретортой с водой. Он должен был поддерживать огонь таким образом, чтобы вода испарялась, поднималась наверх, конденсировалась и опускалась вниз – и должен был делать это 40 дней и 40 ночей. Здесь адепт может уйти в две крайности:
- Отчаяться, что ничего не происходит – и перестать разводить огонь, потеряв всякое желание что-то делать – это уныние, которое часто постигает людей на собственном пути осознания Тени, в т. Ч. В процессе психотерапии. Человек понимает, что путь, который ему предстоит пройти – бесконечен, а результатов нет никаких. Делать что-то, ничего не получая – это и есть проработка нашей Тени;
- Адепт может возжелать, чтобы что-то изменилось побыстрее – и тогда он разведет слишком сильный огонь и колба треснет – это компульсия.
И только если адепт не впал в уныние и не угробил колбу в этой колбе появляются девы и начинается процесс алхимического деяния. Этот этап алхимии Юнг называет nigredo («чернота») и сравнивает с состоянием меланхолии (здесь он ссылается на известную гравюру Альбрехта Дюрера «Меланхолия»). Это не столько деяние, сколько переживание собственных тягот. Юнг говорил об исключительной важности осознания своей Тени – это не только обеспечивает прохождение пути индивидуации, но и способствует разрешению общечеловеческих проблем. Это действительно очень сильное разочарование в себе, кризис, практически жизненное крушение. Задача человека – получить из nigredo золото.
«Конфронтация с Тенью означает критическое и беспощадное осознание своей собственной сущности. Тень, благодаря проекции, неизменно появляется в виде переноса на объект, поэтому всегда виноват другой, именно в том случае, если сознательно не признано, что темнота находится в нас самих. Осознание Тени в ходе аналитической работы должно, поэтому, принимать в расчет величайшее сопротивление со стороны анализируемого, который часто совершенно не в состоянии это перенести и принять все темное, мрачное в качестве чего-то, что в равной мере принадлежит ему самому. Такой человек постоянно боится увидеть, как под грузом этого познания рушится знание его сознательного Эго, которое он с таким трудом поддерживал.
Тем не менее, нам необходимо испить эту горькую чашу до конца. Но именно после того, как мы научимся отделять себя от нашей Тени, признавая ее реальность, мы должны быть готовы к тому, что это познание поможет нам увидеть и уладить разбирательства с прочими парами противоположностей нашей психики. Только после этого наступает объективная установка по отношению к собственной личности, без которой нет продвижения к целостности. Если некто представляет собой человека достаточно отважного для того, чтобы принять на себя все без исключения свои проекции, то получится индивид, который в значительной мере осознал свою Тень.
Такой индивид, конечно же, нагружается новыми проблемами и конфликтами. Он становится сам для себя весьма серьезной задачей, потому что отныне он уже более не вправе говорить что другие делают то или иное, что другие допускают ошибку, и что с другими следует бороться. Он живет в доме раздумий о себе, в доме внутреннего сосредоточения. Такой человек знает, что-то, что случается в мире, происходит равно и в нем самом. И только тогда, когда он научится совладать со своей собственной Тенью, он сделает для мира нечто существенное – ведь ему удалось хотя бы на толику ответить на неразрешимые колоссальные вопросы нашего времени».
Юнг полагал, что если кто-то в семье проходит через кризис, связанный с одолением Тени, это влияет на всех членов семьи. Люди, которые проработали себя внутри себя и ассимилировали свою Тень, без осуждения принимают теневые проявления окружающих, и тем самым они более гармоничны.
Тень – Конфликт с Личностью и Ответственность Эго
Тень . Скрытые или бессознательные аспекты самого себя, как хорошие, так и плохие, которые эго либо подавили, либо никогда не признавали. (См. также вытеснение .)
Предложение: Чтобы работать с тенью, часто бывает полезно начать процесс юнгианского анализа с квалифицированным юнгианским аналитиком.
Читать: Работа с теорией и практикой Юнга
Тень — это нравственная проблема, которая бросает вызов всей эго-личности, поскольку никто не может осознать тень без значительных моральных усилий. Чтобы осознать это, нужно признать темные аспекты личности присутствующими и реальными. [«Тень», CW 9ii, пар. 14.]
Пока бессознательные содержания не дифференцированы, тень фактически представляет собой все бессознательное. Его обычно олицетворяют во сне лица того же пола, что и сновидец.
Непризнанные характеристики
Тень состоит по большей части из подавленных желаний и нецивилизованных импульсов, морально низших мотивов, детских фантазий и обид и т. д. – всего того, чем человек не гордится в себе. Эти непризнанные личностные характеристики часто проявляются в других через механизм проекции .
Хотя при наличии проницательности и доброй воли тень может до некоторой степени ассимилироваться в сознательную личность, опыт показывает, что существуют определенные черты, которые оказывают самое упорное сопротивление моральному контролю и на которые почти невозможно повлиять. Эти сопротивления обычно связаны с проекциями, которые не осознаются как таковые, и их признание является моральным достижением, выходящим за рамки обычного. В то время как некоторые черты, свойственные тени, можно без особого труда распознать как личные качества, в этом случае ни проницательность, ни добрая воля бесполезны, потому что причина эмоции, вне всякого сомнения, лежит в другом человеке. [Там же, пар. 16.]
Конфликт с Персоной
Реализация тени запрещена Персоной . В той мере, в какой мы отождествляем себя с яркой личностью, тень соответственно темна. Таким образом, тень и персона находятся в компенсаторных отношениях, и конфликт между ними неизменно присутствует при вспышке невроза. Характерная депрессия в такие моменты указывает на необходимость осознать, что человек не является тем, кем он притворяется или кем хочет быть.
Ассимиляция Тени
Общеэффективной техники ассимиляции тени не существует. Это больше похоже на дипломатию или государственную мудрость, и это всегда индивидуальный вопрос. Сначала нужно принять и отнестись серьезно к существованию тени. Во-вторых, нужно осознать его качества и намерения. Это происходит благодаря сознательному вниманию к настроениям, фантазиям и импульсам. В-третьих, неизбежен длительный процесс переговоров.
Терапевтическая необходимость, по сути, первое требование любого тщательного психологического метода, чтобы сознание противостояло своей тени. В конце концов это должно привести к какому-то союзу, даже если союз состоит сначала в открытом конфликте и часто остается таковым в течение длительного времени. Это борьба, которую нельзя отменить рациональными средствами. Когда оно умышленно вытеснено, оно остается в бессознательном и выражается лишь косвенно и тем более опасно, что никакой выгоды не получается. Борьба продолжается до тех пор, пока противники не выдохнутся. Каким будет результат, никогда нельзя предвидеть заранее. Единственное, что можно сказать наверняка, это то, что обе стороны изменятся. [«Рекс и Регина», CW 14, пар. 514.]
Этот процесс примирения с Другим в нас стоит того, потому что таким образом мы познаем аспекты нашей природы, которые мы никому не позволили бы показать нам и которые мы сами никогда бы не признали. [«Соединение», там же, пар. 706.]
Ответственность эго
Ответственность за тень лежит на эго. Вот почему тень является моральной проблемой. Одно дело осознавать, как это выглядит – на что мы способны. Совсем другое дело — определить, чем мы можем жить или с чем.
Столкновение с тенью поначалу приводит к мёртвому равновесию, застою, который затрудняет моральные решения и делает убеждения неэффективными или даже невозможными. Все становится сомнительным. [Там же, пар. 708.]
Не только темный
Тень, однако, не только темная изнанка личности. Он также состоит из инстинктов, способностей и положительных нравственных качеств, которые давно похоронены или никогда не осознавались.
Тень просто несколько низшая, примитивная, неприспособленная и неуклюжая; не совсем плохо. В нем есть даже детские или примитивные качества, которые как бы оживляют и украшают человеческое существование, но — условность запрещает! [«Психология и религия», CW 11, пар. 134.]
Если до сих пор считалось, что человеческая тень была источником всех зол, то теперь при ближайшем рассмотрении можно установить, что бессознательный человек, т. е. его тень, состоит не только из нравственно предосудительных тенденций, но ряд хороших качеств, таких как нормальные инстинкты, соответствующие реакции, реалистическое озарение, творческие импульсы и т. д. [«Заключение», CW 9ii, пар. 423.]
Вспышка невроза объединяет обе стороны тени: те качества и действия, которыми человек не гордится, и новые возможности, о которых он никогда не знал.
Архетипическая Тень
Юнг различал личную и коллективную или архетипическую тень.
С небольшой самокритикой можно видеть сквозь тень – поскольку ее природа индивидуальна. Но когда он появляется как архетип, возникают те же трудности, что и с анимой и анимусом. Иными словами, для человека вполне возможно признать относительное зло своей природы, но для него редкое и сокрушительное переживание — вглядеться в лицо абсолютному злу. [«Тень», там же, пар. 19.]
© из Daryl Sharp’s Jung Lexicon , воспроизводится с любезного разрешения автора.
Дополнительная литература: Чтобы работать с тенью, часто полезно начать процесс юнгианского анализа с квалифицированным юнгианским аналитиком.
Прочтите: Работа с юнгианской теорией и практикой
Ваша тень и ваша личность
Твоя тень и твоя персона — альтернативы ODТвоя тень и твоя персона
Пару месяцев назад я разозлился на друга, которого очень люблю, и разговор вдруг стал ожесточенным, и мы оба ушли. Атмосфера в красивом кафе, где мы встретились, чтобы обсудить и спланировать проект, мгновенно изменилась с лелеющей и поддерживающей беседы на горький обмен словами и выражениями, которые могли ранить пуповину дружбы и любви. Это может быть появление наших «теней»
Швейцарский психолог Карл Юнг упомянул, что личность состоит из двух компонентов: Персона (буквально означает Маска, то, что является нашей сознательной личностью и определяет, как мы взаимодействуем с миром) и Тень: (человек, которым мы бы не хотели быть, противоположность нашей сознательной личности). Тень состоит из всех аспектов нашей психики, на которые мы предпочитаем не смотреть и за которые стыдимся всю свою жизнь. Но правда в том, что когда определенные негативные тенденции остаются скрытыми от нашего сознания, они имеют тенденцию управлять нашими эмоциями и поведением непредсказуемым образом. Это когда вы выходите из себя и огрызаетесь на что-то незначительное, или впадаете в отчаяние из-за маленькой ошибки, или не любите кого-то, кто проявляет черту, которую вы не хотите видеть в себе. Это могло быть именно то, что случилось со мной в споре с моим другом.
Основная задача в обретении самопознания состоит в том, чтобы понять взаимосвязь между тем, кто вы есть, и тем, как вы представляете себя миру. Чтобы адаптироваться к определенным случаям, вести себя в соответствии с этим случаем и знать, как лучше всего ориентироваться в огромном множестве ситуаций, необходимо развивать здоровую личность.
Наш образ определяет то, как мы проецируем себя и взаимодействуем с миром. Персона — это функциональный комплекс, действующий как отношение или способ отношения к «внешнему» миру. Проще говоря, личность — это то, что мы думаем о себе и что мы хотим показать миру. Так что я мог представить, что я заботливый, умный, энергичный, творческий, отстраненный, энергичный человек, и я мог полностью в это поверить. Но дело в том, что я есть все это, а также то, что я подавлял, потому что сознательно думаю, что я «не то».
В детстве мы узнаем от нашей семьи и окружения, какие части нас самих могут и не могут или не должны быть выражены. Эти различные неприемлемые части складываются в большой черный мешок, который мы тащим за собой, и в нем заключена наша теневая личность. Тень можно рассматривать как содержащую непризнанные или отрицаемые аспекты нас самих; эти отвергнутые аспекты обычно проецируются на других, чтобы поддерживать наше представление о себе. Это означает, что когда что-то в других меня действительно раздражает, скорее всего, это может быть моя тень, элементы моей личности, которые я затолкал в темный подвал своей жизни, потому что я не люблю их или не хочу ими владеть. Я знаю, что здесь довольно трудно согласиться со мной, когда я говорю: «Что вас раздражает в других, так это то, что у вас есть глубоко внутри, но вы подавили это вместо того, чтобы справиться с этим».
Социальные сети могут быть открытой площадкой для наблюдения за нашей персоной в действии. У всех нас на Facebook есть счастливые картинки и красивые сообщения, показывающие нашу маску и личность, которая взаимодействует с внешним миром. Наши спроецированные «я» кажутся очень привлекательными и безупречными. Мы полны энергии и делаем всевозможные замечательные вещи. Это то, о чем должны беспокоиться рекрутеры, которые много внимания уделяют онлайн-личности. Все мы знаем, что мы намного глубже, чем наши общие профили на Facebook!
В то время как легко узнать нашу личность, узнать о своей тени может быть непросто.