Валерий Лейбин о теневой стороне личности — Моноклер
Рубрики : Лекции, Последние статьи, Психология, Публичные лекции
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование:
Donate
Какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике, из чего состоит архетип Тени, как он проявляет себя в нашей жизни, какое находит отражение в культуре и искусстве и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью: смотрим короткую, но обстоятельную лекцию доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерия Моисеевича Лейбина.
Тень — довольно важное понятие в аналитической психологии. Оно обозначает темную сторону психики, бессознательные проявления, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение. Это не только бессознательные влечения и желания, которые воспринимаются с точки зрения культуры и общества как негативные, теневые, асоциальные, аморальные. Это часть Я, от взаимодействия с которой во многом зависит наше состояние. Как отмечал Карл Густав Юнг:
«Тень персонифицирует всё, что человек отказывается признавать в самом себе…. Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью» .
Тень издавна завораживала человека. Еще до появления психоанализа культура по-своему пыталась осмыслить феномен тени: Как отмечает д.ф.н., профессор кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерий Моисеевич Лейбин:
«С древних времен считалось, что тень человека это неотъемлемая часть его души, изнанка его духа, необходимое условие формирования его я. Неслучайно в различных странах олицетворение тени человеком была пронизано мифами, суевериями. Как правило, чем-то негативным, приносящим личности несчастья, невзгоды….»
Почему так важна «очная ставка» с Тенью?
Во-первых, эта теневая сторона личности несет в себе наше прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Именно поэтому она, как правило, вытесняется, подавляется: мы не хотим замечать свои бессознательные негативные характеристики, поэтому игнорируем их. Это может привести к катастрофе, потому что сдерживаемое и подавляемое способно прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать наше сознание.
Во-вторых, нужно учитывать, что тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности.
В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Это означает, что тень может быть представлена не только негативной, но и позитивной фигурой. Она может включать в себя положительные характеристики человека, не получившие в реальной жизни своей реализации, поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.
Ну, и в-третьих, не стоит забывать, что наши негативные качества и характеристики могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Мы редко осознаем проекции, тем более сложно «признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты» — это обычно ускользает от нашего сознания. По мнению того же Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Окруженные собственными проекциями, мы словно оказываемся изолированным от своего окружения, вытесняя реальные отношения с людьми чем-то иллюзорным. И выбраться из этого порочного круга не так-то легко.
«Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта» (К.Г. Юнг).
Кажется, аргументов более чем достаточно. Подробнее о том, что такое Тень (архетип), какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью, смотрим в коротком, но обстоятельном докладе доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа (МИП) Валерия Моисеевича Лейбина.
Читайте также Карл Юнг о том, почему некоторые люди раздражают нас
«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.
Donate
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Карл Юнгпсихологияпубличные лекции
Похожие статьи
Пролить свет на свою Тень
31 420
Познать себя
Тень — это все наши чувства, желания, черты характера, которые мы отказываемся принимать в себе из страха быть отвергнутыми значимыми для нас людьми. И мы просто перестаем осознавать это неприемлемое (иначе говоря, вытесняем его в бессознательное). Само понятие Тени ввел основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг.
Как она появляется?
С самого раннего возраста каждый ребенок очень чутко ловит и быстро учится понимать, чего ждут от него близкие, в первую очередь — его родители. Как объясняет юнгианский аналитик Джеймс Холлис, в семье каждый из нас получает и усваивает множество скрытых посланий: «Мой смех и веселые игры вызывают у матери тревогу», «Мое независимое мнение обижает отца», «Я должен пожертвовать своими самыми глубокими чувствами, чтобы ощущать себя в безопасности»1. Мы боимся потерять расположение близких, разочаровать их или вызвать их гнев. Для нас это жизненно важно, и мы подстраиваемся под требования, ожидания и стереотипы нашего окружения.
Мы становимся послушными, потому что старшие осуждают наше своеволие. Стараемся заботиться о других, потому что нехорошо быть эгоистом и думать о себе. Родителям не нравится, когда мы сердимся и настаиваем на своем, — и мы учимся быть покладистыми. Нам дают понять, что область сексуальности — это что-то стыдное, и мы закрываем ее для самих себя. Список этот бесконечен, и каждый из нас может добавить в него собственные пункты.
Приобретая одни качества, мы неизбежно теряем другие. Мальчику не пристало быть слишком нежным, он должен быть сильным — и его природная чувствительность подавляется, он перестает не только проявлять, но и осознавать ее. Девочке негоже быть атаманшей в мальчишеской компании, ее дело баюкать кукол — и в Тень уходят ее лидерские качества.
Так формируется наше «Я» и одновременно возникает обширное пространство темных «подземелий», где годами скапливается все, что мы в себе подавили, от чего отказались. В каком-то смысле мы сидим на вулкане, который может взорваться в любой момент. Эту подавленную, но все равно живую и активную психическую энергию и называют Тенью.
5 шагов к светлой стороне
Психолог Жан Монбуркетт в этом примере описывает пять этапов, которые нужно пройти, чтобы воссоединиться со своей Тенью.
- Осознать проекцию на другого. Максим вместе с приятелем создал свою фирму. Тот альпинист и часто берет отпуск, чтобы отдаться своей страсти. А находясь в офисе, то и дело пьет кофе и болтает с сотрудниками, отрывая их от дела. Максим же — трудоголик, его выводит из себя этот бездельник. Но по сути, он проецирует на него свою Тень: собственную потребность в отдыхе он предоставил удовлетворять партнеру.
- Скорректировать предубеждения. Создавая проекцию, мы надеваем на другого маску и взаимодействуем с ней, а не с реальным человеком. Хотя маска не всегда впору этому персонажу и то и дело угрожает свалиться. Реальное поведение человека отнюдь не всегда соответствует нашему взгляду. Так и Максим иногда с удивлением отмечает, что лентяй-партнер почему-то успевает справиться с большим объемом работы.
- Перестать искать подтверждений. Избавиться от своей проекции нелегко: даже в моменты сомнений мы умеем убедить себя, вопреки очевидному, в справедливости своих предвзятых суждений. Чтобы проверить свои подозрения, Сергей начинает пристально следить за партнером, втайне желая поймать его на том, что тот отлынивает от работы. И иногда ему это удается. Сергей торжествует: он был прав!
- Заглянуть в источник мучений. Упорно поддерживая свою проекцию, человек в какой-то момент чувствует себя обделенным, умаленным в самой своей сути. Он ощущает, что сам лишился тех качеств, которые проецирует на другого, и это вызывает хронический стресс. Максим, проецирующий на компаньона свою способность отдыхать и жить полной жизнью, уже на грани срыва, работа изматывает его до предела.
- Принять то, что было отвергнуто. Депрессия нередко подталкивает проецирующего к осознанию патологической ситуации, в которой он оказался. Психотерапевт может помочь ему овладеть проекциями, а благодаря этому выстроить реальную самооценку и здоровые отношения. Максиму предстоит научиться у своего партнера умению распределять силы и — шире — пониманию, что жизнь больше, чем только работа. В итоге качество его жизни (включая работу) значительно улучшится.
Ее ловушки
На первый взгляд мы отбрасываем в Тень темные аспекты нашей личности, то, что мы сами считаем изъяном: агрессию, зависть, жадность, ревность, гнев и так далее. И вместе с тем, настаивает Юнг, она «состоит не только из морально осуждаемых склонностей; в ней проявляется ряд хороших качеств»2. Упрятанной в Тень может оказаться смелость, уверенность, креативность, жизнерадостность… «Хорошее» или «плохое» — это все, что мы в себе отрицаем, не хотим в себе признавать.
Проблема в том, что Тень никогда не сдается, на какие бы замки мы ее ни закрывали (то есть как бы мы ни отрицали наши скрытые качества). Она дает о себе знать на каждом шагу. Чудовища и монстры из наших ночных кошмаров — это ее обличья. Но и многие наши страхи наяву тоже порождены ею.
Больше всего нас раздражает в других то, что мы не принимаем и не признаем в себе
Тень — источник глубочайшего самообмана, которому мы все подвержены: отрицая в себе какие-то качества, чувства, влечения, мы приписываем их другим, начинаем давать людям характеристики, порой вообще не имеющие с реальностью ничего общего. Так наша психика защищает себя от осознания, что все это есть в нас самих. Эта ловушка получила название проекции.
Чтобы распознать подмену, юнгианский аналитик Станислав Раевский предлагает использовать такой прием: вспомнить и записать те черты, которые нас больше всего раздражают и восхищают в других людях, но которых, как нам кажется, нет в нас самих. Полученные результаты — не что иное, как наша спроецированная Тень: «Больше всего нас раздражает в других то, что мы не принимаем и не признаем в себе. Точно так же мы восхищаемся в других тем, чего в себе не видим».
Стоит последить за собой в течение дня: мы то и дело возмущаемся чужой грубостью, жадностью, равнодушием… Но всегда ли мы сами безупречно вежливы, щедры, готовы прийти к кому-то на помощь? Нас восхищают чужое бесстрашие, собранность или целеустремленность — но разве мы никогда не проявляли смелости, организованности, не добивались того, к чему стремились?
Но в том-то и дело, что мы не замечаем, как попадаем в ловушку проекции: это процесс бессознательный, не контролируемый нами.
Познакомьтесь с вашим двойником
Как вернуть себе свою Тень? Два упражнения от Станислава Раевского.
Почувствовать черты другого. Запишите три черты характера, которые вас раздражают в других людях, и три — которыми вы восхищаетесь, но сами, как вам кажется, ими не обладаете. А теперь вспомните случаи, когда вы сами вели себя в соответствии с этими качествами. Например, когда вы проявили жесткость, хотя осуждаете ее. Или когда вели себя твердо, хотя считаете себя неуверенным. Прочувствуйте это качество в себе, ощутите ту энергию, которая в вас появилась.
Сыграть своего антипода. Представьте себе того, кем вы больше всего восхищаетесь (или, наоборот, самого ужасного человека в мире). А теперь попробуйте ненадолго побыть им, вести себя, говорить, двигаться как он. Почувствуйте ту энергию, которая есть в этом образе.
Танец Тени
Особенно печально, когда объектом проекции становятся наши близкие — партнеры или дети. По сути, мы перекладываем на них ответственность за то, чего не принимаем в себе самих. Вот почему, отмечает Джеймс Холлис, «семейные ссоры — это, по существу, невольное участие в танце Тени, где каждый играет предсказуемую роль с известным партнером и с предсказуемым результатом».
Проекция мешает нам увидеть перед собой реального человека — мы видим лишь ту маску, которую сами на него надели.
Иногда конфликты с другими достигают поистине драматического накала. Как писал об этом Юнг, «человек совершенно откровенно портит жизнь себе и другим, но ни за что на свете не хочет понять, насколько он сам — виновник всей трагедии и насколько он же сам постоянно ее подпитывает и поддерживает». Здесь, в Тени, истоки нашей нетерпимости, и личной, и коллективной, ко всем иным (иноверцам, инородцам, гомосексуалистам и прочим).
В Тени таится полная противоположность тому человеку, которым мы себя считаем
И что самое важное, подчеркивает Станислав Раевский, «мы не можем по-настоящему любить другого человека, пока проецируем на него свою Тень (негативную или позитивную). Наше жесткое «Я» блокирует наш потенциал радости, любви и связи с другими людьми».
Более того — себя самих мы тоже не можем любить и уважать, если игнорируем часть себя и позволяем ей сражаться против наших же интересов.
Сделать ее союзником
Вот почему для каждого из нас так важно «встретиться» со своим двойником и признать в нем себя. «Осознать свою Тень и научиться управляться с ней — участь всех людей», — писал Юнг3. Это означает осознать: все то, что меня возмущает (или восхищает) в других людях, есть и во мне. Во мне, добром и миролюбивом, есть злость и агрессивность. Или во мне, слабом и беззащитном, есть сила и способность отстаивать свои интересы. «Иначе говоря, в Тени таится полная противоположность тому человеку, которым мы себя считаем», — подытоживает Станислав Раевский.
Принять это очень непросто, ведь это означает пересмотреть наше представление о себе самих. Но тот, кто отказывается от этой работы, рискует еще больше. Ему грозят стресс и подавленность, тревога и неудовлетворенность собой, чувство вины. Он будет подвержен всевозможным навязчивым состояниям и рискует пойти на поводу у своих порывов: ревности, неуправляемого гнева, злобы, чревоугодия…
А отважившись встретиться с Тенью, мы получаем огромные бонусы. «Когда мы начинаем интегрировать свою Тень, то обнаруживаем, насколько мы внутренне богаче, чем представляли себе раньше, — говорит Станислав Раевский. — Сколько в нас есть разного, что раньше мы приписывали другим людям и не замечали в себе. Подавленные качества, черты характера, комплексы — это же огромная энергия, которая была отлучена от нас, и теперь она к нам возвращается. Меняется наше мироощущение, открываются новые горизонты, жизнь становится ярче. Мы обретаем способность любить других и весь мир».
При этом, уточняет юнгианский аналитик, принять темные стороны своей личности не означает потакать им. Наоборот, признав их, мы можем их контролировать, то есть не позволять Тени захватить нас.
«Если у человека во второй половине жизни найдется хотя бы малая толика сознания и крупица моральной силы, то критику, если она вообще должна присутствовать, следует относить только к себе», — полагает Джеймс Холлис. И все же чем раньше человек начнет осознавать свою Тень, тем лучше. «Именно в молодости мы делаем очень много ошибок из-за незнания своей Тени и потом жалеем», — добавляет Станислав Раевский. Кстати, про Тень стоит помнить и родителям, чтобы меньше навязывать детям свое видение мира, позволяя развиваться их естественным склонностям, интересам и особенностям характера.
Впрочем, навсегда распрощаться с Тенью нам не удастся никогда. Вот почему Юнг предлагал своим клиентам вернуться к нему через 10 лет и проанализировать, что накопилось в их Тени за эти годы. И это нам тоже стоит понять и принять.
1 Дж. Холлис «Жизнь как странствие» (Класс, 2009).
2 К. Г. Юнг «Эон» (Академический проект, 2009).
3 К. Г. Юнг «Синхрония» (АСТ, 2009).
Текст:Галина ЧерменскаяИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Профилактика цистита: 10 основных правил
«Боюсь, что мама не перенесет последствия инсульта»
6 признаков человека, которого недолюбили в детстве
Хватит смотреть в прошлое: как сегодня работать с ценностями, а не травмами
Как прожить долгую и счастливую жизнь: 20 шагов к хорошему самочувствию — воспользуйтесь нашими советами
«Как принять тот факт, что у моего парня есть ребенок от другой?»
«Как познакомиться с нормальной девушкой?»
Как питаться в стрессе: принципы полезной диеты — узнайте выводы ученых
Скрытая сила нашей темной стороны
youtube.com/embed/co_dhIKUtGs» frameborder=»0″ allow=»encrypted-media» allowfullscreen=»»>«То, что мы не осознаем, появляется в нашей жизни как судьба». (Карл Юнг)
Карл Юнг известен тем, что сформулировал концепцию тени, той части нашей личности, которая в течение нашей жизни отводится во тьму бессознательного.
Природа тени
«Тень носит много знакомых имен: отверженное «я», низшее «я», темный близнец или брат в Библии и мифах, двойное, подавленное «я», альтер-эго, ид. Когда мы сталкиваемся лицом к лицу со своей темной стороной, мы используем метафоры для описания этих теневых встреч: встреча с нашими демонами, борьба с дьяволом, спуск в подземный мир, темная ночь души, кризис среднего возраста». (Конни Цвейг, Встреча с тенью)
В то время как Юнг известен тем, что в наши дни довел до всеобщего сведения концепцию тени, этот аспект нас самих уже давно признан повсеместной чертой человеческих существ. В 1886 году, до того, как Юнг оставил свой след, Роберт Льюис Стивенсон создал известную теперь историю о докторе Джекилле и мистере Хайде. В его истории доктор Джекилл представляет респектабельную часть личности человека, но когда он превращается в мистера Хайда, его теневая личность берет верх над ним и разрушает его жизнь.
Хотя тень является врожденной частью человека, подавляющее большинство из нас умышленно закрывают глаза на ее существование. Мы скрываем свои негативные качества не только от других, но и от самих себя. Для этого мы часто критикуем и осуждаем других, чтобы не зацикливаться на собственных ошибках и деструктивных наклонностях. Мы идем по жизни с фальшивым видом морального превосходства и верой в то, что, хотя другие действуют безнравственно и разрушительно, мы сами полностью добродетельны и всегда правы.
«К сожалению, не может быть сомнения, что человек в целом менее хорош, чем он себе воображает или хочет быть. Каждый несет тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни индивидуума, тем она чернее и плотнее. Во всяком случае, это образует бессознательную загвоздку, мешающую нашим самым благонамеренным намерениям». (Карл Юнг)
Осознание тени
Некоторые аспекты нашей тени являются продуктом нашей эволюции. У нас, как и у всех животных, есть инстинкты секса и агрессии, которые мы склонны подавлять, чтобы приспособиться к современным социальным нормам. Некоторые аспекты нашей тени являются продуктом нашего воспитания. Черты личности и импульсы, которые вызывали страх или тревогу у наших родителей или учителей, например, заставляли их наказывать или критиковать нас; и поэтому мы реагировали подавлением этих характеристик. Мы установили психологическую защиту, чтобы гарантировать, что им не будет позволено проявиться, и, таким образом, эти характеристики были вытеснены в бессознательное. Поскольку у всех людей есть тень, то, что отличает нас от других, — это степень, в которой мы осознаем ее.
Когда наша тень остается без сознания, она разрушает нашу жизнь. Вытесненные содержания не просто исчезают, но функционируют независимо от нашего сознания. Другими словами, тень обладает способностью подавлять наше сознательное эго и овладевать нашим существом, контролируя наши мысли, эмоции и поведение. Когда это происходит, мы можем неосознанно попасть в трудные времена, оставаясь при этом в неведении о том, что эти беспокойные периоды были навязаны самими собой, а не результатом невезения или судьбы.
«Психологическое правило гласит, что когда внутренняя ситуация не осознается, она происходит снаружи как судьба. То есть, когда индивидуум остается неделимым и не осознает своей внутренней противоположности, мир должен волей-неволей разыграть конфликт и разорваться на противоборствующие половины». (Карл Юнг)
Бессознательный контроль, который наша тень может оказывать на нас, также объясняет саморазрушительное поведение, с которым многие люди борются и не могут контролировать, несмотря на то, что сознательно знают, что им лучше не участвовать в таких действиях.
Многими наркоманами движет их тень, что объясняет внутреннюю «войну», которая существует внутри них. В один момент они говорят себе, что собираются отказаться от своей зависимости и жить чистой жизнью, а в следующий момент их тень берет верх над их сознательным эго, и они с энтузиазмом ищут следующую выпивку, «шот» или сексуальную разрядку. Как отмечает Роберт Льюис Стивенсон в своей книге «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», человек не один, а на самом деле двое; у него есть сознательная личность и тень, каждая из которых часто борется за превосходство в его разуме.«Человек должен осознать, что он обладает тенью, которая является темной стороной его собственной личности; он вынужден признать свою «низшую функцию» уже хотя бы по той причине, что она так часто подавляет его, в результате чего светлый мир его сознательного разума и его этические ценности поддаются вторжению темной стороны. Все страдание, причиняемое человеку переживанием врожденного зла в его собственной природе, вся неизмеримая проблема «первородного греха», по сути, грозит уничтожить личность в суматохе беспокойства и чувства вины».
(Глубинная психология и новая этика, Эрих Нойманн)
Чтобы не стать жертвой «одержимости тенью», мы должны осознать свои теневые качества и интегрировать их в нашу сознательную личность; принимая их с распростертыми объятиями не как отвратительные аспекты нашего «я», а как необходимые и жизненно важные части нашего существа. Для этого полезно осознать, что задача жизни не в том, чтобы стать совершенным, а в том, чтобы стать целым. И поскольку целостность влечет за собой и добро, и зло, свет и тьму, достижение целостности в развитии личности требует, чтобы мы ассимилировали нашу тень в нашу сознательную личность.
«Человек становится просветленным не воображая образы света, а делая тьму осознанной. Последняя процедура, однако, неприятна и потому непопулярна». (Карл Юнг)
Однако, как упоминает Юнг в приведенной выше цитате, это чрезвычайно сложно. Большинство не может и не хочет признать, что в глубине души они не являются полностью добродетельными, бескорыстными и хорошими людьми, а вместо этого содержат эгоистичные, деструктивные, аморальные и аморальные импульсы и способности. Большинство предпочло бы обманывать себя слепым оптимизмом относительно «доброты» своей натуры, поэтому большинство остается раздробленными личностями, не знающими своих внутренних глубин.
«Встреча с собой — это прежде всего встреча с собственной тенью. Тень — тесный проход, узкая дверь, чье болезненное сужение не щадит никого, кто спускается в глубокий колодец. Но нужно научиться познавать себя, чтобы узнать, кто ты есть». (Карл Юнг)
Скрытая сила тени
Что особенно интересно, так это идея о том, что тень содержит не только деструктивные аспекты личности, но и мощные, творческие и могущественные способности. В ходе нашего развития некоторые черты и импульсы осуждались нашей семьей, сверстниками и педагогами не из-за заботы, а из-за зависти, страха, невежества или ревности. Наша склонность соблюдать социальные ожидания также заставляла нас подавлять таланты, врожденные способности и импульсы, которые, если их культивировать и развивать, могли бы сделать нас более эффективными существами в мире.
Например, сегодня психологи все чаще диагностируют людей, которые сомневаются в авторитетах и проявляют признаки чрезмерной уверенности в себе, как патологических, страдающих состоянием, которое они называют «антиавторитарным» (см. статью Брюса Левина здесь). Люди, которые слишком самостоятельны в нашем все более коллективном и зависимом обществе, рассматриваются многими как угроза. Они одинокие волки среди стада овец, и из-за этого стадо подвергается нападениям и насмешкам.
Это лишь один из многих примеров того, как наша социализация в современном обществе препятствует нашему развитию. Суть в том, что с нашими высшими энергиями, пойманными в ловушку, помеченными другими и нашим сознательным эго как негативные и плохие, наш рост может заблокироваться, а жизнь превратиться в пустыню.
Поэтому ради нашего личного развития мы должны лучше осознавать свою тень и открывать свой разум для возможности того, что, возможно, мы не такие дружелюбные, праведные и нравственные, как мы думаем. Мы должны учитывать, что, возможно, существуют бессознательные аспекты нас самих, управляющие нашим поведением «за кулисами». Мы должны заглянуть в свои глубины и осознать, что наше сознательное эго не всегда находится под контролем, но часто овладевает силой нашей тени.
Как только мы лучше осознаем эти темные стороны самих себя, мы должны чтить их и найти способ интегрировать их в нашу жизнь. В противном случае человек станет слабым и рассеянным. Нельзя служить двум внутренним побуждениям, не растрачивая свои силы и энергии. Тень должна стать частью сознательной личности.
Существует ли «методика» интеграции тени?
«Не существует общеэффективной техники ассимиляции тени. Это больше похоже на дипломатию или государственную мудрость, и это всегда индивидуальный вопрос. Сначала нужно принять и отнестись серьезно к существованию тени. Во-вторых, нужно осознать его качества и намерения. Это происходит благодаря сознательному вниманию к настроениям, фантазиям и импульсам. В-третьих, неизбежен длительный процесс переговоров». (Карл Юнг)
Как отмечает Юнг в отрывке выше, не существует общей техники интеграции тени. Наша тень уникальна, и поэтому для ее интеграции требуется наш собственный уникальный подход. Независимо от того, какой подход мы выберем, чтобы должным образом интегрировать нашу тень, необходимо вести себя таким образом, который идет вразрез с нравами общества и нашим собственным сознательным моральным компасом. В конце концов, большинство наших теневых качеств были вытеснены в наше бессознательное, потому что мы считали их неприемлемыми ни с социальной точки зрения, ни с точки зрения нашей семьи или сверстников. Обычный метод интеграции с тенью состоит в том, чтобы найти здоровый, продуктивный или, по крайней мере, контролируемый выход либо для подавленной агрессии, либо для сексуальных побуждений. Другой — игнорировать обычаи, которые считались поверхностными или бессмысленными, но которым раньше следовали, чтобы приспособиться. Другой — следовать страсти, несмотря на то, что все окружающие давят на вас в противном случае. Эта тактика может помочь нам отделить себя от ожиданий и «соответствующих взглядов» других и позволить нам заглянуть внутрь себя, без осуждения или осуждения, чтобы узнать, кто и что мы есть на самом деле.
Если мы сможем найти способ договориться с нашей тенью и позволить ей «жить» в нашей сознательной личности, а не подавлять ее, мы не только обретем более безопасное чувство самости, но и больше знаний о том, что мы собой представляем. очень хочу в жизни. Мы будем более способны игнорировать то, что, по мнению других, мы должны делать, более способны отклоняться от масс и, таким образом, будем более подготовлены к тому, чтобы начать путь к выполнению своего личного предназначения. Тень, как упоминал Юнг, — это дверь к нашему Я. Многие не осмеливаются спуститься в их глубины, но это именно то, что мы должны сделать, если мы хотим стать теми, кто мы есть на самом деле.
«Тень, когда она реализована, является источником обновления; новый продуктивный импульс не может исходить из установившихся ценностей эго. Когда в нашей жизни наступает тупик и бесплодное время — несмотря на адекватное развитие эго — мы должны смотреть на темную, до сих пор неприемлемую сторону, которая была в нашем сознательном распоряжении… Это подводит нас к фундаментальному факту, что тень — это дверь в нашу индивидуальность. Поскольку тень дает нам первое представление о бессознательной части нашей личности, она представляет собой первый этап на пути к встрече с Я. На самом деле нет доступа к бессознательному и к нашей собственной реальности, кроме как через тень. Только когда мы осознаем ту часть себя, которую до сих пор не видели или предпочитали не видеть, мы можем перейти к вопросу и найти источники, из которых она питается, и основу, на которой она покоится. Следовательно, никакой прогресс или рост невозможны до тех пор, пока тени не будут адекватно противостоять, а противостояние означает больше, чем просто знание о ней. Только когда мы действительно будем потрясены, увидев себя такими, какие мы есть на самом деле, а не такими, какими мы хотим или, как мы надеемся, предполагаем, мы можем сделать первый шаг к индивидуальной реальности». (Конни Цвейг, Встреча с тенью)
Карл Юнг и тень: Путеводитель по темной стороне разума
Карл Юнг привлек внимание как ученых, так и духовных искателей. Одним из его самых значительных открытий стала концепция «Тень».
«Тень» Карла Юнга, — это символ того, что представляет скрытую сторону каждой человеческой психики. Тень состоит из скрытых аспектов личности человека, которые считаются «неприемлемыми» и спрятаны в скрытых частях их разума.
Теневые характеристики в основном формируются стыдом. Этими характеристиками являются мысли, желания, пожелания, чувства, стремления и побуждения, которые не принимает собственное эго. Например, в случае сексуального табу вы, возможно, слышали, что определенные действия или желания неприемлемы для вашей семьи, поэтому вы скрываете их — таким образом, побуждение отбрасывается в тень — только для того, чтобы проявить себя, когда окружающая среда безопасна. от суждения или даже полностью вытесняется.
Теневые черты также могут быть положительными аспектами личности. Возможно, вы связали свою природную напористость со стыдом, потому что вас отучили от него в юном возрасте. Или, может быть, вашим творчеством пренебрегали, потому что вас учили, что оно менее ценно, чем «сложные навыки». Вот почему Shadow Integration является таким важным инструментом для достижения прогресса в процессе Индивидуации – термина, придуманного Карлом Юнгом, который представляет путешествие, которое разум должен пройти, чтобы достичь целостности.
Эта статья расскажет о некоторых аспектах Тени. Эти темы включают Невроз Тени, Индивидуация и Примирение с Тенью.
Невроз тени
«Если мы что-то понимаем в бессознательном, мы знаем, что его нельзя проглотить. Мы также знаем, что подавлять его опасно, потому что бессознательное — это жизнь, и эта жизнь оборачивается против нас, если ее подавить, как это происходит при неврозе».
Карл Юнг
Карл Юнг обнаружил, что Тень может дать великое понимание и откровение. Он также знал, что это может нанести большой ущерб психике, если его не интегрировать. Подавление или отказ принять Тень — это рецепт психологических проблем. Тень не может быть уничтожена, и даже если она будет подавлена тьмой, ее щупальца все равно всплывут на поверхность. Ниже приведены несколько примеров того, как эти щупальца могут выглядеть для наблюдателя.
Психологическая проекция
Психологическая проекция — это проекция собственных теневых черт на кого-то другого или даже на группу людей. Психологическая проекция служит защитным механизмом, который временно избавляет кого-то от боли столкновения с собственной тенью. Проекции могут происходить даже неосознанно и непреднамеренно.
Психологическая проекция может считаться неврозом, потому что, если ее не остановить, она может снизить качество жизни. Те, кто постоянно проецирует свою тень на других, часто непреднамеренно отталкивают этих людей и в конечном итоге задаются вопросом, почему они одиноки.
Чрезмерная идентификация с Персоной
Чрезмерная идентификация с Персоной — черта неинтегрированной тени. Люди с такого рода теневым подавлением могут казаться поверхностными или лишенными глубины. Это потому, что они представляют миру лишь небольшую часть своей личности.
Чрезмерная идентификация с Персоной может наблюдаться у тех, кто обсуждает только определенные темы, такие как работа, на более интимных общественных собраниях или с семьей. Этот человек может также проявлять более чем обычное количество гордости за свои собственные достижения. Многие из этих гиперэкспрессий обусловлены ненадежность , что является еще одним признаком неинтегрированного Shadow.
Отсутствие эмоциональной близости
Люди с неинтегрированными тенями могут казаться настороженными, особенно в дружеских и романтических отношениях. Партнеру может показаться, что пройти определенный уровень в его познании практически невозможно. Начинает казаться, что отношениям не хватает глубины, и они могут начать разрушать связь.
Отличным современным примером этого является случай из телешоу «Декстер». Декстер — серийный убийца, который пытается вести нормальный образ жизни. У Декстера большие проблемы с интимными отношениями, потому что он не может поделиться своей Теневой стороной (убийцей) даже со своими ближайшими партнерами. Это подавление и сокрытие тени вызывает у Декстера большое внутреннее напряжение и часто приводит к разрыву отношений.
Выставки теней
В некоторых случаях подавленная тень может вырваться из кого-то и на время взять под контроль его личность. В крайних случаях это может привести к антиобщественному поведению, такому как намерение причинить вред или насилие.
В менее экстремальных случаях черты Тени могут проявиться как грубость или злой умысел. Вы когда-нибудь были рядом с кем-то, кто обижал вас, хотя вы ничего ему не сделали? Они могут быть одержимы Тенью и излучать плохую энергию из-за собственного дискомфорта. Если вы сможете сохранять психологическую дистанцию от них, вы сможете увидеть это поведение таким, какое оно есть, и уменьшить его влияние на вас.
Незащищенность
Если человек не может принять свою Тень, это может привести к низкой самооценке. Если человек клеймит и называет определенные части себя «грязными» или «позорными», это может привести к в целом негативному самовосприятию. Если не лечить, это негативное самовосприятие способно охватить всю психику. Это может вызвать такие симптомы, как тревога и депрессия.
Важно уменьшить неуверенность Тени, признав и приняв черты Тени и работая над их преобразованием в положительные аспекты нашей личности.
Как примириться с тенью
«Тень — живая часть личности, и поэтому хочет жить с ней в той или иной форме. Его нельзя исключить из существования или рационализировать до безвредности».
Карл Юнг
Карл Юнг понял, что ментальное равновесие не может существовать без прямого столкновения с Тенью. Эта конфронтация требует, чтобы человек исследовал и признал каждый аспект своей Тени, каким бы гротескным он ни был.
Простое признание теневых черт и принятие их в реальность уравновесит мысленный ландшафт. Можно даже направить эти теневые энергии в положительную энергию или полностью вывести их на свет, которому они и принадлежат. Этот процесс внутренней работы может привести к огромному увеличению успеха и внутреннего удовлетворения. Нелегко пройти процесс теневой интеграции, хотя плоды того стоят.
Работа теней Карла Юнга
Работа с тенью — это практика обращения к собственному бессознательному через практику самоанализа. Это можно сделать с помощью психоанализа или с помощью более индивидуальных усилий, таких как медитация. Карл Юнг практиковал свои собственные психоаналитические техники со своими пациентами. Юнг также предположил, что есть много способов получить доступ к собственной тени самостоятельно. Работа с тенью — уникальный процесс для каждого человека.
Юнгианская работа с тенью состоит из четырех основных шагов 9.0012
- Примите истину, что наши теневые черты не могут быть подавлены.
- Загляните в себя и примите корень каждой теневой черты.
- Работайте над тем, чтобы вывести аспекты теневых черт на свет.
- Позвольте теневым чертам проявить себя здоровым образом.
К бессознательному можно получить доступ различными способами, от традиционной медитации до более экспериментальных форм, таких как психоделики. Любая конфронтация с бессознательным полезна, даже самые страшные переживания. Сны — еще один отличный способ получить доступ к бессознательному. Вы можете прочитать эту статью, чтобы узнать больше о работе со сновидениями.
Еще один высокоэффективный метод Теневой Работы — активный самоанализ. Активный самоанализ позволяет вам говорить и получать знания от персонажей, которые составляют ваш разум.
Если вам интересно узнать больше об этом методе Теневой Работы, вы можете приобрести книгу под названием «Внутренняя работа». Эта книга предоставит вам отличный набор инструментов для вашего путешествия внутрь себя. Эта книга служит руководством, которое покажет вам, как установить значимый контакт со своим бессознательным, как разобраться в этих встречах и как превратить их в полезные энергии и личностные качества.
Индивидуация
«Индивидуация — это процесс трансформации, посредством которого личное и коллективное бессознательное доводится до сознания (например, с помощью сновидений, активного воображения или свободных ассоциаций) для ассимиляции со всей личностью. Это совершенно естественный процесс, необходимый для интеграции психики… Индивидуация оказывает целостное исцеляющее воздействие на человека, как умственно, так и физически».
Карл Юнг
В концепции Индивидуации Карла Юнга, нужно полностью противостоять и принять свое теневое я. Юнг сравнивает это путешествие с басней о герое, который должен противостоять дракону, чтобы добраться до «сокровища, которое труднее всего достать». Тот, кто способен распознать и исследовать все аспекты своего теневого «я», оставаясь при этом цивилизованным, получает сокровище. Плодами этого путешествия могут быть большая уверенность, большая глубина личности, больше эмпатии, больше пиковых переживаний и повышенная способность к эмоциональной близости.
Теневые черты не всегда плохи, и часто полезны для человека и даже для сообщества. Лидеры, интеллектуалы, предприниматели и художники могут достичь новых уровней успеха, продвигаясь в своем процессе Индивидуации. Часто огромное количество красоты в личности существует в Тени, и ее нужно только вывести на свет, чтобы выразить себя.
Принятие себя в целом освобождает, и душевный покой при этом не может не излучаться наружу. В этом заключается важность базового понимания концепции Тени Карла Юнга.
«Пока вы не сделаете Бессознательное Сознательным, оно будет направлять вашу жизнь, и вы будете называть это судьбой».
Карл Юнг
Каталожные номера:
Юнг, К.Г. Психологические типы. Собрание сочинений, том.