Теории творчества в психологии – Психология творчества — Википедия

Содержание

это, виды, теории и разные подходы

Творчество — важная часть жизни многих людей. Без возможности творить невозможно развитие науки, общества в целом. Процесс развития искусства, особенности личности талантливых людей, феномен креативности изучает психология творчества. Она направлена на рассмотрение сущности творческого процесса, поиск методов развития креативности у всех людей, независимо от врожденных способностей.

Психология творчества: сущность науки, предмет изучения

Психологи изучают продукты человеческой деятельности, созданные в сферах науки, техники, искусства. Помимо самих продуктов, психологов также интересуют составляющие процесса созидания: роль мышления, воображения, интуиции, индивидуальные особенности личности.

В рамках психологии рассматривают личности великих творцов: изучают биографию, предпосылки, роль одаренности. По мнению психологов, креативные способности есть у всех людей, их можно развивать. Но важно отличать одаренность от гениальности — высшей формы проявления созидающей деятельности. Гениальность считается редким врожденным качеством, поэтому гениев мало.

История развития отрасли: становление науки, роль в обществе

Как наука психология искусства сформировалась в начале 20 века. Она еще не была в определена в отдельную сферу, поскольку рассматривала только одну область: биографию, литературные произведения. Анализируя материал, ученые изучали природу процесса создания, качества личности.

С началом развития экспериментальной психологии методы изучения изменились. Психологи стали работать не только с наследием, но и авторами-современниками. Они использовали анкетирование, экспериментальные методы, интервьюирование.

Научно-техническая революция повлияла на качество изучения искусства, поставила перед психологами новые задачи. Возросла потребность в работниках, способных не только выполнять задание, но и предлагать креативные идеи, брать на себя больше ответственности, принимать самостоятельные решения. В связи с этим появилось новое направление, изучающее творчество, как составляющую науки и техники.

Роль творчества в эпоху античности, мнение философов

Античность — первый период в истории человечества, отмечавшийся ускоренным развитием науки. Рассматривая различные проявления окружающего мира, философы выделили в отдельную сферу творчество. Они разделяли его на человеческое и божественное. К человеческому проявлению относилось искусство и ремесло. Божественным проявлением считали феномен создания космоса.

Аристотель отрицал вмешательство Бога в творческий процесс, называя его актом деятельности — созданием нового. Платон рассматривал создание как процесс созерцания — новое рождается из наблюдения.

Теории творчества: разные подходы, концепции восприятия

Феномен творчества рассматривали психологи разных школ. Среди них выделяют:

  1. Глубинную психологию. Фрейд рассматривал два аспекта: бессознательные компоненты и мотивацию. Творчество — сублимация сексуальной энергии, которую индивид реализует социально приемлемым образом. Юнг рассматривал его как результат влияния архетипов — проявлений коллективных образов. Творчество для аналитической психологии — средство выражения глубинных переживаний, единение с коллективным бессознательным.
  2. Гештальтпсихологию. Для гештальтпсихологии характерно рассмотрение искусства, как продукта мышления развитой личности.
  3. Когнитивную теорию. В представлении когнитивистов творчество — суть жизненного процесса. Каждый индивид в течение жизни использует накопленный опыт для создания собственной мировоззренческой модели.
  4. Гуманистическую теорию. Для гуманистов творчество — акт самовыражения. Способность создавать отличает осмысленную личность от животных и является врожденной.
  5. Развитие творческой личности. Альтушллер рассматривал процесс создания, как следствие самосовершенствования. Для развития креативных способностей человеку необходимы не только врожденные данные, но и подходящие условия.

Современная наука комбинирует разные подходы, изучая процесс развития искусства всесторонне.

Концепция Пономарева: природа, особенности творческого процесса

Я. Пономарев рассматривал процесс создания искусства, как результат жизненного опыта. Он разделял логический и интуитивный опыт:

  1. Отвечающая за творчество часть опыта — в скрытой части сознания, чтобы получить к нему доступ, нужно подобрать подход.
  2. Ключ к открытию опыта — действие. Интуитивное выполнение действий приводит к нужному опыту.
  3. Для формирования интуитивного опыта не нужно участие сознания.

В структуре творчества Пономарев выделяет три подхода:

  • самовыражение;
  • общественно полезное созидание;
  • решение задачи.

Концепция Пономарева рассматривает творчество как результат взаимодействия субъекта и объекта или субъекта и другого субъекта.

Понятие, стадии процесса создания: развитие мысли творца

Определение термина «творчество» — деятельность, в результате которой индивид воплощает навеянные вдохновением образы в реальность. Продукты деятельности: научные открытия, книги, фильмы, любые произведения искусства.

В процессе создания предмета искусства выделяют 4 стадии:

 

  • подготовка;
  • обдумывание идеи;
  • разработка плана действий;
  • итоговое оформление.

Процесс творчества принадлежит только создателю, а его продукты — культуре.

Сложности восприятия различных видов творчества: проблематика психологии искусства

Основные проблемы психологии искусства определяются взаимосвязью субъекта и объекта:

  • изучение личности происходит через рассмотрение и восприятие ими эстетических ценностей;
  • художественное восприятие искусства меняется в зависимости от уровня развития личности индивида;
  • искусство воздействует на поведение и мотивацию личности, меняя ее мировоззрение.

Особенность проблематики зависит от видов творчества в психологии. В психологии различают отдельные формы проявления творческой деятельности:

  • научная — открытия явлений реального мира с целью получения знаний;
  • художественная — освоение окружающего мира путем эстетического переосмысления, стремление к созданию;
  • техническая — преобразование действительности с помощью образного мышления, разработка конструкций и механизмов;
  • сотворчество — интерпретирование результатов искусства, совместная работа создателя и зрителя;
  • педагогическая — поиск новых методов и форм подачи материала с целью совершенствования процесса обучения;
  • детская — необходимое условие мыслительного процесса ребенка, которое проявляется в игровой и других видах деятельности.

Изучение проблематики искусства помогает упростить понимание процесса созидания, сделать его более доступным для науки и людей.

Признаки творческой личности: как развить врожденные таланты

Творческие люди отличаются от других мировоззрением, подходом к обыденным делам. Их можно отличить по таким характеристикам:

  • развитому воображению;
  • жажде деятельности;
  • постоянному возникновению новых идей.

Чтобы развивать врожденные способности, нужно преодолеть внутренние сомнения. В детстве каждый ребенок занимается искусством для собственного удовольствия. Он не задумывается о результате, наслаждаясь позитивным опытом, возникающими во время деятельности. Взрослея, индивид сталкивается с критикой результатов творчества. Если у него низкая самооценка, он замыкается в себе, перестает пытаться создавать.

Избавиться от внешнего давления можно, отказавшись оценивать свою деятельность через взгляд других людей. Пробудить творческую энергию помогут упражнения на развитие креативности: антистрессовые раскраски, лепка, рисование пальцами.

В каких ситуациях творчество влияет на личность отрицательно?

Воплощая в жизнь идеи, творец может столкнуться с проблемой, вызванной стремлением сделать все идеально. Воображение создает картину, которую он хочет воплотить, но уровень развития навыков или технические данные не позволяет этого сделать. Результат получается неудовлетворительным. Если это происходит постоянно, человек разочаровывается в своих способностях, может полностью отказаться от искусства.

Психологическое влияние мук созидания может сильно навредить личности, стать причиной депрессии, развития деструктивных привычек: алкоголизма, наркомании, других видов зависимости. Но такое же сильное влияние оказывает и преодоление кризиса. Выйдя из угнетенного состояния, он испытывает внутренний подъем, его взгляд на мир меняется. Высшая форма единения искусства и творца — катарсис — может полностью изменить жизнь индивида, его взгляды.

Проблема творческого кризиса: как преодолеть страх и лень

Творческий кризис возникает, когда индивид теряет интерес к созданию. Он может придумывать новые идеи, но постоянно откладывать реализацию. Страх неудачи сковывает, поэтому человек решает, что лучше ничего не делать, чем сделать слабый, неинтересный продукт. Выйти их этого состояния можно, пересмотрев отношение к искусству.

 

Главная цель процесса воплощения идеи – получение удовольствия.

На занятия искусством влияет общее настроение: если индивид болеет депрессией, переживает сложную жизненную ситуацию, ему сложно настроиться на продуктивную деятельность. Внутренний негатив следует направить в творческое русло, избавляясь от влияния внешних и внутренних проблем. Отвлечение от мира и сосредоточенность на процессе помогает преодолеть ступор, возникающий как реакция на внешнее давление.

Предназначение творчества: польза искусства для личности и общества

Занятия искусством полезны для людей, независимо от возраста и сферы работы. Креативное выполнение рутинной повседневной работы помогает избежать кризиса. Человек постоянно развивается, его мышление работает быстрее, чем у других людей. Искусство влияет на здоровье, повышая способность организма противостоять стрессу.

В глобальном смысле искусство — способ преобразования мира, изменения судеб народов и стран. С помощью книг, картин, фильмов миллионы людей меняют мнение о важных явлениях. Во многом значимые изменения общества происходят под влиянием деятелей искусства. Так, речь М. Л. Кинга стала причиной свержения расизма в Америке, книги В. Ленина создали почву для революции в России, идеи Исаака Ньютона и Леонардо да Винчи изменили мир науки и искусства.

Полезное видео

На видео представлена запись лекции, посвященной психологии творчества.

mystroimmir.ru

Психология творчества — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Психология творчества — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего: в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека

[1].

Психология творчества — раздел психологии, разрабатываемый общей психологией, психологией личности и дифференциальной психологией. Эта область знания изучает психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу способностей.[2]

Психология творчества направлена на выявление факторов, делающих личность творчески активной.[3]

Психология творчества — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального[1].

Психология творчества представлена в различных направлениях психологии: культурно-историческом подходе, теории деятельности, психоанализе, гештальттеории, экзистенциализме, гуманистических течениях, когнитивной психологии. Психология творчества имеет большое значение и для других наук: философии, социологии, политологии, экономики, менеджмента, рекламы, маркетинга, информатики, педагогики, искусствоведения.

[2]

Значение проблемы творчества[ | ]

В теоретическом плане творчество представляет собой комплексный объект изучения, входящий в предмет многих наук. Для психологии понятие творчества является одной из центральных тем. Это связано с тем фактом, что в его актах в различном виде проявляются фактически все психические процессы: когнитивные, аффективные, волевые. Практическая значимость темы возрастает по той причине, что на настоящем этапе развития в связи с преобразованием характера труда, роль творчества в жизни человечества постоянно повышается.[4]

История[ | ]

Античность[ | ]

encyclopaedia.bid

психология творчества — это… Что такое психология творчества?

(англ. psychology of creative activity) — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

П. т. — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального, строго говоря, вся жизнь есть творчество, т. к. нельзя дважды войти в одну и ту же реку, дважды одинаково выполнить самое простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Упражнение есть повторение без повторения (Н. А. Бернштейн). Каждый миг человеческой жизни не только неповторим, но есть и новое нач. (Т. Элиот). Не слишком облетает и принятие общезначимых, социокультурных критериев новизны и оригинальности продуктов человеческой деятельности. На произведениях нет «говорящих следов» (выражение Н. Н. Волкова) творческого процесса. От «говорения» авторов произведений, при всей их привлекательности, тоже немного пользы. Оно отрывочно, недостоверно или содержит удивление, признание наличия тайны, скрытой от них самих.

Прислушаемся к ученому: «Когда приходят туда, где находится первоначальный исток идеи или решения, оказываются вдруг как бы у границ неизвестного нам мира, из которого вырываются лишь редкие и беспорядочные лучи, тогда как сам он остается скрытым в непроницаемой мгле. Однако эти первые пружины, эти внутренние силы образуют внутреннюю сущность индивида и дают первоначальное движение всему; именно в них находится то, что более всего облагораживает человека — величие души, добродетель и героизм — и из них-то проистекает всякое великое действие и всякая великая мысль» (В. Ф. Гумбольдт). Наличие у творца перечисленных свойств не помогает приоткрыть тайну рождения произведения.

Прислушаемся к поэту: «Качество поэзии определяется быстротой и решимостью, с которой она внедряет свои исполнительские замыслы-приказы в безорудийную, словесную, чисто количественную природу словообразования. Надо перебежать через всю ширину реки, загроможденной подвижными и разноустремленными китайскими джонками, — так создается смысл поэтической речи. Его, как маршрут, нельзя восстановить при помощи опроса лодочников: они не расскажут, как и почему мы перепрыгивали с джонки на джонку» (О. Мандельштам). Не расскажет о маршруте движения живого движения смысла и поэт. Пути преодоления принципиальных трудностей в изучении творчества едва-едва нащупываются. Конечной формой произведения и материалом, из которого оно создается, являются образ, слово и действие (механизм). Начиная с Гумбольдта, выделившего в языке внешнюю и внутреннюю формы, исследователи продолжали подобную работу: Г. Г. Шпет изучал внешнюю и внутреннюю форму слова, Бернштейн — изучал эти формы в действии, а А. В. Запорожец — в образе. Итог оказался удивительно интересным и поучительным. Слово, рассматриваемое как высшая форма, содержит в своей внутренней форме образ и действие. Действие, рассматриваемое как внешняя форма, содержит в своей внутренней форме слово и образ. Образ, рассматриваемый как внешняя форма, содержит в своей внутренней форме действие и слово. Подобная гетерогенность слова, образа и действия служат основанием их взаимного опосредствования; они постоянно «прорастают» друг в друга, на чем строится их возможная и искомая смысловая общность. Переплетаются предметные, вербальные и операциональные значения. Предметные и операциональные значения, невербализуемые смыслы выступают в качестве «невербального внутреннего слова» (термин М. К. Мамардашвили), эмбриона словесности (термин Шпета). Оперирование ими возможно, но оно редко доступно сознанию (перепрыгивание с джонки на джонку). Шпет, размышлявший над этим, писал: «В идее можно даже сказать: форма и содержание — одно. Это значит, что чем больше мы будем углубляться в анализ заданного, тем больше мы будем убеждаться, что оно ad infinitum идущее скопление, переплетение, ткань форм. И таков собственно даже закон метода: всякая задача решается через разрешение данного содержания в систему форм» (Шпет Г. Г. Соч. — М., 1989, с. 425). Если взять привычное разделение психических функций, то для перцепции важны чувственная ткань, для движения и действия — биодинамическая, для эмоций и переживаний — аффективная ткань. Перечисленные виды ткани, переплетаясь и взаимодействуя одна с др., претворяются в соответствующие невербальные и вербальные смысловые и значащие формы, которыми оперирует мышление. Близкими Шпету размышлениями делился М. Бахтин: «В себе значимое содержание возможного переживания-мысли не падает в мою голову случайно, как метеор из др. мира, оставаясь там замкнутым и непроницаемым. Оно вплетено в единую ткань моего эмоционально-волевого, действенно-живого мышления-переживания как его существенный момент» (Бахтин М. работы 20-х годов. — Киев, 1994, с. 36). Значит, и мысль, и мышление гетерогенны, множественно опосредованы и включают в свой состав переживание, волю, действия, образы.

Происходящее в творческом акте порождение произведения (изведение из себя) напоминает духовный и интеллектуальный тигель, в котором смешиваются, переплавляются внутренние формы слова, образа, действия. В нем «внутренний огонь, пламенея то больше, то меньше, то ярче, то приглушенней, то живее, то медленней, обычно переливается в выражение каждой мысли и каждой рвущейся вовне череды восприятий» (Гумбольдт). Или череды образов. Напр., скульптор «не успокаивается, пока полностью и в совершенстве не отвоюет мысль своего воображения у грубого камня» (Гумбольдт).

Загадка и тайна состоит в том, как переплавляющиеся в тигле гетерогенные формы («сор, из которого растут стихи») в результате дают на выходе «чистые культуры», порождают стиль: стиль слова, живописи, скульптуры, музыки, танца, мышления. Стиль глубоко индивидуальный, «прозрачный» или «темный», который ни с каким др. нельзя спутать. Механизмы творчества продолжают оставаться вызовом науке. М. Хайдеггер пессимистически, но справедливо заметил, что мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем, что значит мыслить? А мысль — неотъемлемая часть и главное условие творчества. И не просто мысль, а мысль о смысле (см. Мысль). Специалистам, упорно настаивающим на том, что им удалось раскрыть механизмы творчества и претендующим на формирование творческой деятельности можно порекомендовать сформировать (для начала у самих себя) отмеченные Гумбольдтом свойства воображения, необходимые для творчества: живую силу, полную свободу, строгую и совершенную закономерность во всем. К этому нужно добавить и дух: «Я чувствую, что дух мой вполне развился: я могу творить», — писал А. С. Пушкин Н. Н. Раевскому. Об этом же говорит и замечание Б. Л. Пастернака: «Талантов много — духа нет» См. Креативность, Мышление продуктивное, Психология искусства, Творческий процесс, Эвристика. (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

Психология творчества

Понятие творчества

Творчество является сложным феноменом человеческой жизни.

Определение 1

Психологией творчества называется подраздел в психологии, изучающий создание произведений искусства, изобретений и открытий.

Ученые много лет исследуют процессы творения, ведь они проходят через всю жизнь человека и развитие каждой личности.

Благодаря творчеству человек может познавать себя и внешний окружающий мир, преображаясь самостоятельно и трансформируя свое окружение.

Замечание 1

Творчество это деятельность по созданию новых ценностей, спонтанному воплощению мысли в реальной действительности.

Результаты творчества проявляются в книгах, картинах, научных открытиях, любых продуктах деятельности, ставших культурными ценностями. Психология творчества связана с самим процессом творения и результатом творения.

Существует несколько стадий творческого процесса:

  • Подготовительный. Период вдохновения, озарения и новых идей.
  • Формирование идеи. Происходит аналитический процесс помощью чувств мыслей и технологий.
  • Проявление творчества. Идет дальнейшее развитие процесса творения.
  • Реализация идей. Образ притворяется в продукт творчества.

Творческая психология занимается изучением нового и уникального во всех сферах жизнедеятельности. Психологи анализируют значение роли воображения, вдохновения и индивидуальных особенностей личности во время творчества.

Один из основных вопросов, который стоит перед психологами звучит так: почему некоторые люди становятся великими писателями, художниками, изобретателями, а другие люди не могут ничего придумать и создать? Скорее всего, ответом здесь является одаренность человека и творческие таланты.

Учеными установлено, что способности и таланты заложены в каждом человеке с момента рождения и их необходимо развивать. Одарённость может передаваться по наследству, и связана с уникальностью нервной системы.

Психология творчества содержит в себе художественный, технический и научный аспекты. При этом ведется изучение соотношения творческих личностей, их духовного потенциала и внутреннего мира.

Исследование трудов связанных с наукой и техникой очень сильно отличается от творчества в художественной сфере. Например, художественное творчество проявляет личностное начало и индивидуальность человеческой личности, в отличии от научных творений.

Психология творчества исследует влияние разнообразных факторов, которые способны усиливать творчество, процессы мышления, вдохновения и других особенностей.

Сложности восприятия психологии творчества

К проблематике психологии творчества можно отнести взаимодействие художественных, технических, научных и творческих подходов, а также личностного жизненного восприятия.

При анализе продуктов художественного творения легко можно интерпретировать психологическую информацию, индивидуальность пронизывает такой продукт.

Существуют конкурирующие друг с другом способы мышления, один из них можно назвать критическим, а второй вид мышления – творческим.

С помощью критического мышления выявляются недостатки в других людях и их произведениях.

Благодаря творческому мышлению открывают принципиально новые знания, собственные оригинальные идеи, без учета чужого мнения.

Пример 1

Например, если у человека развито критическое мышление, тогда он уделяет внимание критическому восприятию, при этом, не осмеливаясь самостоятельно творить. А человек с творческим мышлением не видит своих и чужих недостатков, он внимание уделяет процессу творчества.

Решением подобных перекосов может быть уравновешивание в личности обоих аспектов восприятия. Для эффективного творения важно разумно сочетать творческое и критическое мышление.

spravochnick.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о