Структурная теория черт личности Р. Кеттела
Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.
Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации . Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации
Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.
Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела. В исследовании Кеттел в значительной мере полагается на факторный анализ. В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч субъектов, он приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории несколькими способами. Рассмотрим предложенные Кеттелом принципы классификации черт (Кеттел использует также термин факторы).
Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма.
Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.
Исходные черты можно разделить на два подтипа – в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства. Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты.
Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением.
Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация – вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента
Как и Олпорт, Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты – это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Структурная теория черт личности Р. Кеттела
От 250 руб
Контрольная работа
Структурная теория черт личности Р. Кеттела
От 250 руб
Курсовая работа
Структурная теория черт личности Р. Кеттела
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
|
|||
|
Глава 17, часть 2: Основные концепции теории Кеттелла – PSY321 Текст курса: Теории личности
Кеттелл изучал различные типы личности и личностные черты. Особый интерес для Кеттелла вызывали способы оценки личности, и на его работу сильно повлиял систематический сбор научных данных. Это сильно отличается от многих психодинамических и гуманистических теоретиков, которые основывали свои теории на клинических наблюдениях, но это похоже на теоретиков обучения, которые также ценят тщательное, объективное наблюдение и сбор научных данных. Ни один из подходов по своей сути не лучше, поскольку каждый из них служит разным целям. Однако подход Кеттелла оказал сильное влияние на психологическое тестирование.
Типы и признаки
Психологический тип относится к более широкому описанию личности, чем психологическая черта, и часто ассоциируется с ненормальной психологией. Согласно Кеттеллу, тип можно понять только с точки зрения черт личности. Например, злодей — это тип, основанный на наборе связанных черт, таких как безнравственность, жестокость и пренебрежение законом и правами других. Кеттел считал, что типы попадают в одну из пяти основных категорий: характеристики темперамента , интересы и характер , способности , склонность , распад и болезненные процессы . В качестве дополнительных примеров и в соответствии с категориями типов Кеттелла мы можем включить древние типы личности Гиппократа (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), орально-эротический и анально-эротический типы Зигмунда Фрейда, музыкальные и математические гении, несдержанные и сдержанные личности, а также различные невротические и психотические синдромы (Кеттелл, 1946, 1950а, б, 1965).
Кеттелл считал, что клинические психологи всегда принимали черты личности как должное, но сосредоточили свое внимание на паттернах черт, определяющих клинические синдромы (или типы). Однако, если кто-то хочет провести тщательное описание и измерение личности, целью этого исследования должны быть черты. Таким образом, Кеттел сосредоточил свое внимание на деталях понимания и описания признаков. Он согласился с описанием Олпортом индивидуальных и общих черт, хотя и предпочел использование термина 9.0007 уникальных черт для описания первого. Кеттелл описал черту как набор реакций или ответов, связанных каким-то единством, что позволяет охватить ответы одним термином и обрабатывать их одинаково в большинстве ситуаций. Задача заключается в выявлении природы единства, что по-разному делалось на протяжении всей истории изучения личности. Таким образом, черта направляет поведение в определенном направлении, соединяя все аспекты этой черты в единое целое (независимо от того, направлен ли процесс вовне, реакция или результат внешних раздражителей, реакция). Поскольку понимание индивидуальных черт позволило бы нам предсказать природу таких ответов или реакций, Кеттел предложил довольно простое определение личности: «Личность — это то, что позволяет предсказать, что человек сделает в данной ситуации» (стр. 2; Кеттелл, 19 лет50б).
Согласно Кеттеллу, черты и типы не являются фундаментально разными, а скорее противоположными крайностями одних и тех же статистических показателей. Фундаментальные, лежащие в основе признаки известны как исходных признаков . Исходные черты часто комбинируются и/или взаимодействуют таким образом, что на первый взгляд кажется, что они указывают на одну черту. Например, в области способностей единичный интеллект проявляется в хорошей успеваемости, такого ребенка, который хорошо учится в школе. Конечно, дети, которые хорошо учатся в школе, как правило, преуспевают в большинстве областей, таких как математика, английский язык, общественные науки и т. д. То, что сейчас может показаться типом «хорошего ученика», также может быть описано как 9. 0007 поверхностный признак (Cattell, 1950b). Какими бы полезными ни были поверхностные черты или типы для описания, чтобы по-настоящему понять личность, нужно обратиться к исходным чертам. Однако сначала их необходимо идентифицировать.
Исходные признаки и факторный анализ
Кеттелл использовал метод факторного анализа для определения шестнадцати исходных признаков. Он часто использует термины «исходная черта» и « фактор » как синонимы. Факторный анализ — это статистический метод, который определяет ряд факторов или кластеров на основе взаимной корреляции между рядом отдельных элементов. Кеттелл считал факторный анализ радикальным отходом от предшествовавших ему исследований личности, поскольку он0039, а не , основанный на произвольном выборе наиболее важных переменных. Вместо этого метод факторного анализа определяет соответствующие переменные на основе имеющихся данных:
…проблема с измерением черт в том, что их слишком много!… В прошлом у психологов была тенденция воображать какую-то конкретную черту, такую как «авторитаризм», «экстраверсия», «гибкость» — против «жесткость», «нетерпимость к двусмысленности» и т. д., и сосредоточить внимание на его отношении ко всем видам вещей… отдельные психологи ведут к системе, которая пытается обрабатывать по крайней мере столько же черт, сколько существует психологов! (стр. 55; Кеттелл, 19 лет)65)
Когда Кеттелл применил факторный анализ к списку слов, идентифицированному Олпортом и Одбертом, он определил более или менее 16 личностных факторов. Причина говорить больше или меньше заключается в том, что любой статистический метод подвержен известной вероятности ошибки. Таким образом, Кеттелл считал свои шестнадцать факторов лишь оценкой количества исходных признаков (Cattell, 1952). Когда были выявлены потенциальные исходные черты, которые Кеттеллу было трудно выразить словами, он присвоил им номер универсального индекса (UI), чтобы их можно было сохранить для рассмотрения до тех пор, пока они не будут изучены и объяснены. Кеттелл определил целых сорок два личностных фактора (см. Cattell, 19).57). К 1965 году, когда Кеттелл написал «Научный анализ личности », он включил три дополнительных фактора в свой основной список, что дало ему девятнадцать личностных факторов, и оставил тринадцать из оставшихся в своем списке факторов, которые еще не были подтверждены (хотя каждый из них имел условное название).
В конце 1940-х Кеттелл и его коллеги разработали опросник по шестнадцати личностным факторам (широко известный как 16-PF), основанный на 15 факторах, которые, по их мнению, лучше всего установлены на основе их данных, плюс общий интеллект в качестве шестнадцатого фактора (см. Кеттелл, 19 лет56). Шестнадцать факторов описаны в таблице ниже. В очень интересной главе, написанной Хизер Кеттелл (третьей женой Кеттелла), представлены и сравниваются профили 16-PF для супружеской пары, муж которой проходил терапию у Хизер Кеттелл (см. H. Cattell, 1986). Она описала, как профили дают представление о проблемах, возникающих у г-на А (как муж указан в главе), как в его личной жизни, так и в его браке. Хотя брак закончился разводом, последующее наблюдение показало, что и г-н А, и г-жа А, похоже, преуспевают в своей отдельной жизни.
Анкета шестнадцати личностных факторов Размеры | ||
---|---|---|
Коэффициент | Низкий балл Описание | Описание рекорда |
А. Тепло | Зарезервировано – отстраненный, критический, отчужденный, жесткий | Исходящий – душевный, легкий на подъем, участвующий |
Б. Интеллект | Менее умный – конкретное мышление | Более умный – абстрактно мыслящий, сообразительный |
C. Эмоциональная стабильность | Под влиянием чувств – эмоционально менее устойчивый, легко расстраивающийся, изменчивый | Эмоционально стабильный – зрелый, сталкивается с реальностью, спокойный |
E. Агрессивность | Скромный – мягкий, легко управляемый, послушный, уступчивый | Напористый – агрессивный, упрямый, конкурентный |
Ж. Живость | Трезвый – молчаливый, серьезный | Беспечный – восторженный |
Ж. Исполнение долга | Уместный – несоблюдение правил | Добросовестный – настойчивый, нравоучительный, уравновешенный |
H. Социальная уверенность | Застенчивый – робкий, чувствительный к угрозам | Авантюрный – раскованный, социально смелый |
I.Чувствительность | Смелый – самостоятельный, реалистичный | Нежный – чувствительный, привязчивый, чрезмерно защищенный |
Л. Паранойя | Доверие – принятие условий | Подозрительно – трудно обмануть |
М. Абстрактность | Практические – «приземленные» вопросы | Образный – богемный, рассеянный |
Н. Интроверсия | Прямолинейный – непритязательный, искренний, но социально неуклюжий | Проницательный – изысканный, социально осведомленный |
О. Беспокойство | Уверенный в себе – спокойный, безопасный, благодушный, безмятежный | Настороженный – самоупрекающий, неуверенный в себе, тревожный, беспокойный |
Q1. Непредубежденность | Консервативный – уважающий традиционные идеи | Экспериментатор – либерал, свободомыслящий |
Q2. | НезависимостиЗависит от группы — «столяр» и звукоподражатель | Самодостаточный – находчивый, предпочитает собственные решения |
Q3. Перфекционизм | Недисциплинированный конфликт с самим собой – расхлябанность, следует собственным побуждениям, пренебрежение общественными правилами | Контролируемый – требовательная сила воли, социально корректная, навязчивая |
Q4. Напряжение | Расслабленный – спокойный, неразочарованный, собранный | Напряженный – расстроенный, ведомый, переутомленный |
Типы данных, используемых при оценке личности
В довольно очевидном заявлении Кеттелл отметил, что для того, чтобы психолог мог изучать корреляции, должны быть доступны две меры, которые можно было бы сопоставить. Систематическое измерение различных аспектов психики, включая личность, привело к развитию особого направления психологии, известного как психометрия 9.0008 . Для того чтобы психометрист мог получить полную и непредвзятую оценку личности, он должен иметь представление о поведении человека в целом, о том, что Кеттел назвал личностной сферой . Кеттелл полагал, что лучше всего это можно сделать, взяв за образец 24-часовой период жизни человека и собрав три типа данных: показатели «биографии» человека или L-данных ; информация, предоставленная анкетами, или Q-данные ; данные о структуре их личности, полученные с помощью объективных тестов, или Т-данные (Кеттелл, 1965).
L-data имеет дело с реальными повседневными ситуациями человека. В идеале L-данные можно собирать без суждения обученного психометриста. Примеры конкретного поведения включают в себя такие вещи, как оценки в школе, количество автомобильных аварий, в которых участвовал человек, количество раз, когда его арестовывала полиция, к скольким организациям он принадлежит и т. д. Иногда эти данные не соответствуют действительности. их легко получить, и их нужно получить от кого-то, кто хорошо знает человека. Например, мы можем попросить друзей или членов семьи оценить человека с точки зрения того, насколько он общителен в школе, насколько он эмоционально стабилен во время занятий спортом или насколько он ответственен (Кэттелл, 19 лет).65).
Q-данные можно получить, попросив человека заполнить анкету, например информационный лист, который вы заполняете, ожидая приема у врача для медицинского осмотра. К сожалению, эти данные подвержены ряду проблем, таких как искажения из-за плохого самопознания, заблуждений о себе или преднамеренного намерения подделать результаты опроса. Поэтому очень важно, чтобы психолог правильно подбирал слова при разработке анкеты:
Хотя анкета выглядит как простая серия вопросов, на которые человек подчеркивает краткий ответ, например, «да», «нет», «в целом», [так в оригинале] и т. выбор психологом слов, направление вопроса, использование прилагательных для обеспечения правильного использования всех альтернатив и так далее. (стр. 61; Cattell, 1965)
Как отмечалось выше, T-данные получены из объективных тестов. По словам Кеттелла, анкеты могут показаться объективными, поскольку их оценка объективна, но процесс предполагает, что человек оценивает себя. В действительно объективных тестах конкретное поведение или мысли человека измеряются напрямую и точно. Важно, чтобы только используются закрытые вопросы , такие как множественный выбор или варианты ответа «Да-Нет». Если используются открытых вопросов , например: «Как вы себя чувствуете, когда просыпаетесь утром?» не исключено, что два психолога интерпретируют ответ совершенно по-разному. Если есть возможность различных интерпретаций, очевидно, что тест не может быть объективным.
Сравнивая три типа данных, Кеттелл сделал несколько интересных наблюдений относительно L-данных. Хотя это происходит естественным образом, его измерение является искусственным и несколько произвольным. Хотя оно объективно в том смысле, что это реальное поведение, оно не создается и не контролируется; это просто наблюдается. Он также подвержен культурным различиям в гораздо большей степени, чем Q-данные и Т-данные. Однако особую озабоченность Кеттелла вызывал банальный характер L-данных:
Большая часть безответственного теоретизирования личности, критикуемого [в начале книги], выросла в сфере L-данных, поскольку это было традиционной областью наблюдения философа, кабинетного наблюдателя и клинициста. , тогда как Q- и T-данные были разработаны психометристами, занимающимися более дисциплинированными методами. L-данные — это, действительно, поле поведения, которое является общим достоянием каждого… здесь возникает потребность в надлежащей разработке методов измерения, особенно в том, что касается их применения к L-данным… (стр. 54-55; Кеттелл , 1957)
Кеттелл считал, что оценка личности работает лучше всего, когда психолог понимает всю сферу личности человека. Для этого необходимо измерить L-данные, Q-данные и T-данные. Дают ли эти данные полное представление о человеке? Как вы думаете, какие данные труднее всего получить и как это может повлиять на общую картину личности?
Дополнительные материалы
Раймонд Кеттелл
Это видео [47:19] предоставляет озвученную версию контента, предоставленного Кеттеллом в Википедии. Рассматриваемые темы включают его биографию, его научный подход к психологии, многомерные исследования, факторный анализ, теорию личности и его взгляды на расу и евгенику.
Источник: https://youtu.be/WTJm4Cbb5O8
Ссылки
Текст: Келланд, М. (2017). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.
Википедия TTS. (2019, 4 октября). Раймонд Кеттелл | Аудио статья в Википедии. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/WTJm4Cbb5O8. Стандартная лицензия YouTube.
Что представляет собой теория личности Кеттелла?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 11 марта 2021 г.
- Категория сообщения: личность
Цель изучения личности Кеттелла отличалась от целей других теоретиков. Он не хотел менять ненормальное поведение от нормального. Он хотел понять и предсказать поведение людей в данных стимульных ситуациях. По его словам, «личность — это то, что позволяет предсказать, что человек сделает в данной ситуации» (Кеттел, 19 лет).50, с. 2). Он считал неразумным менять личность, не поняв ее полностью. И поэтому предложил свою теорию, названную теорией личности Кеттелла.
Он использовал строгую научную методологию в своем подходе к личности и применил статистическую процедуру, называемую факторным анализом, для обработки данных. Кеттелл выбирает испытуемых, которые были эмоционально нормальными людьми, в отличие от других теоретиков личности, которые использовали тематические исследования пациентов с эмоциональными расстройствами.
Черты в теории личности Кеттелла
Кеттелл обнаружил в факторном анализе факторы, которые он назвал чертами. Он определял черты как относительно постоянные реактивные тенденции, которые являются основными структурными единицами личности. Он считал, что только когда мы знаем чьи-то черты, только тогда мы можем предсказать их поведение в различных ситуациях. В теории личности Кеттелла выделяют следующие типы черт:
а. Общие черты и уникальные черты
Общая черта — это черта, которая есть у всех, но в разной степени. Некоторые люди могут иметь их в большей степени, чем другие. Например, интеллект, экстраверсия. В то время как уникальные черты — это те, которые специфичны для человека. Они распределяются между одним или несколькими людьми и проявляются в интересах и отношениях человека. Например, одного человека может интересовать мода, другого человека может интересовать писательство.
б. Способности, темперамент и динамические черты
Еще один способ, которым Кеттел классифицировал черты, состоит в их разделении на черты способностей, черты темперамента и динамические черты. Черты способностей определяют наши навыки и то, насколько эффективно мы будем работать над ними. Интеллект — это черта способностей, и наш уровень интеллекта будет определять, насколько усердно мы будем стремиться к нашим целям. Черты темперамента определяют наши общие поведенческие модели реагирования на людей и ситуации в нашем окружении. Например, какие мы легкие на подъем, гибкие. Динамические черты являются движущей или мотивирующей силой нашего поведения. Они определяют наши интересы и амбиции. Кеттелл считал, что теории личности, в которых не упоминается влияние динамики или мотивации, являются неполными, поскольку мотивация — это сила, стоящая за нашим поведением.
в. Исходные признаки и поверхностные признаки
Другой класс признаков, основанный на стабильности и постоянстве, — это исходные признаки и поверхностные признаки. Исходные черты имеют большое значение, они формируют личность и, таким образом, являются строительными блоками личности. Они стабильны и постоянны и порождают какой-то аспект поведения. Кеттел с помощью факторного анализа определил 16 исходных черт и использовал их в личностном тесте, сформированном Кеттеллом, известном как опросник 16 личностных факторов (16PF). Поверхностные признаки образуются в результате взаимодействия (любого) количества исходных признаков. Они могут быть неустойчивыми и непостоянными и не считаются важными для описания личности. Например, невротизм — поверхностная черта, содержащая такие поведенческие элементы, как тревога, нерешительность и иррациональный страх.
д. Конституциональные черты и черты, сформированные окружающей средой
Исходные черты, о которых мы упоминали выше, классифицируются в зависимости от их происхождения на конституциональные черты и черты, обусловленные средой. Конституциональные черты имеют биологическое происхождение, но не обязательно являются врожденными. Например, употребление алкоголя и наркотиков может привести к невнятной речи, болтливости и невнимательности. черты окружающей среды — это те исходные черты, которым мы учимся в результате нашего взаимодействия с нашей социальной и физической средой. Например, поведение, которому научились друзья, соседи и т. д.
Стадии развития личности в теории личности Кеттелла
Кеттелл также определил шесть стадий развития личности, которые охватывают всю продолжительность жизни человека. Эти этапы следующие:
- Младенчество: Период младенчества начинается с рождения до 6 лет. Основное развитие в этот период включает отлучение от груди, приучение к туалету и формирование эго, суперэго и социальных установок. Кеттелл, как и Фрейд, считал, что первые годы жизни являются важной частью развития личности.
- Детство: Этот период длится от 6 до 14 лет. Ребенок начинает жить независимо от родителей и больше идентифицирует себя со сверстниками.
- Подростковый возраст: стадий развития личности по Кеттеллу подростковый возраст составляет от 14 до 23 лет. этот этап напряженный и беспокойный, возникают конфликты с независимостью, самоутверждением и сексом.
- Зрелость : Этот этап длится от 23 до 55 лет. Кеттелл считал этот этап продуктивным и удовлетворительным с точки зрения карьеры, брака и семьи. Человек на этом этапе становится менее гибким, но имеет повышенную эмоциональную устойчивость.
- Поздний срок созревания: Возрастная группа данного этапа 50-65 лет. На этом этапе личность меняется из-за изменения физических, социальных и психологических аспектов. Здоровье, энергия, физическая привлекательность человека ухудшаются, и люди пересматривают свои ценности.
- Старость: Это заключительный этап развития личности Кеттелла, который начинается с 65 лет. этот этап включает в себя различные виды приспособления к потерям, таким как смерть супруга, друга, выход на пенсию, одиночество и незащищенность.
Заключение
Помимо определения личности с точки зрения прогнозирования поведения в различных ситуациях. Кеттелл также считал, что на личность влияют как природа, так и воспитание. Основываясь на своем анализе, он пришел к выводу, что одна треть нашей личности основана на генетике, а две трети — на социальных и экологических влияниях. Существует также критика личностных факторов Кеттелла в его утверждении, что факторный анализ является объективным и точным методом. Однако на нескольких этапах факторного анализа есть решения, на которые влияют личные предпочтения, такие как сбор данных и принятие решения о том, какой тест использовать. Кеттел даже в возрасте 85 лет оставался убежденным, что однажды его работа позволит предсказывать поведение человека с той же степенью точности, с которой астрономы предсказывают движение планет.