Теория деятельности в психологии это: Теория деятельности | Понятия и категории

Леонтьев А. Н., «Теория деятельности»: кратко о главном

Леонтьев А. Н., «Теория деятельности»: кратко о главном

А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн — основоположники советской психологической школы, в основе которой лежит абстрактное понятие личности. В его основе — произведения Л.С. Выготского, посвященные историко-культурному подходу. Эта теория раскрывает термин «деятельность» и другие связанные с ним понятия.

Содержание

  • 1 История создания и основные положения концепции
  • 2 Основные психологические феномены теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна
  • 3 Основное понятие в теории деятельности А. Н. Леонтьева
  • 4 Структура деятельности
  • 5 Внешняя деятельность
  • 6 Внутренняя деятельность
  • 7 Мотив
  • 8 Потребности
  • 9 «Опредмеченная» потребность
  • 10 Цель
  • 11 Различия цели и мотива
  • 12 Эмоции

История создания и основные положения концепции

С. Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева теория деятельности была создана в 30-е годы 20 века. Они разрабатывали эту концепцию параллельно, без обсуждений и консультаций. Однако в их работах оказалось много общего, поскольку при разработке психологической теории ученые использовали одни и те же источники. Основателями были работы талантливого советского мыслителя Л.С. Выготского, при создании концепции также использовалась философская теория Карла Маркса.

Основной тезис теории деятельности А. Н. Леонтьева кратко выражается следующим образом: не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание.

В 1930-е гг., Исходя из этой позиции, Сергей Леонидович определяет основную позицию концепции, в основе которой лежит тесная связь сознания и деятельности. Это означает, что психика человека формируется в процессе деятельности и в процессе работы, и проявляется в них. Ученые подчеркнули, что важно понимать следующее: сознание и деятельность составляют единство, имеющее органическую основу. Алексей Николаевич подчеркнул, что эту связь ни в коем случае нельзя путать с тождеством, иначе все положения, которые встречаются теоретически, теряют свою силу.

Таким образом, по мнению А. Н. Леонтьева, «деятельность — сознание личности» является главной логической связью всего понятия.

Основные психологические феномены теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна

Каждый человек подсознательно реагирует на внешний раздражитель серией рефлекторных реакций, но активность не входит в число этих раздражителей, так как регулируется умственной работой человека. Философы в представленной ими теории рассматривают сознание как некую реальность, не предназначенную для самонаблюдения человеком. Он может проявляться только благодаря системе субъективных отношений, в частности, через деятельность индивида, в процессе которой ему удается развиваться.

Алексей Николаевич Леонтьев разъясняет положения, высказанные его коллегой. Он говорит, что психика человека строится в своей деятельности, формируется благодаря ей и проявляет себя в деятельности, что в конечном итоге приводит к тесной связи двух понятий.

Личность в теории деятельности А. Н. Леонтьева рассматривается в единстве с действием, работой, мотивом, целью, задачей, действием, потребностью и эмоциями.

Концепция деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна представляет собой целую систему, включающую методологические и теоретические принципы, позволяющие изучать психологические явления человека. В концепции деятельности А. Н. Леонтьева содержится положение о том, что основным предметом, помогающим изучать процессы сознания, является деятельность. Этот исследовательский подход начал формироваться в психологии Советского Союза в 1920-х годах. В 1930 г уже предлагались две интерпретации этой деятельности. Первая позиция принадлежит Сергею Леонидовичу, сформулировавшему указанный выше в статье принцип единства. Вторая формулировка была описана Алексеем Николаевичем совместно с представителями Харьковской психологической школы, определившей общность структуры, влияющей на внешнюю и внутреннюю деятельность.

Основное понятие в теории деятельности А.

Н. Леонтьева

Деятельность — это система, которая построена на основе различных форм реализации, выражающихся в отношении субъекта к материальным объектам и миру в целом. Эта концепция была сформулирована Алексеем Николаевичем, а Сергей Леонидович Рубинштейн определял деятельность как совокупность любых действий, направленных на достижение поставленных целей. По мнению А. Н. Леонтьева, активность в сознании индивида играет первостепенную роль.

Структура деятельности

В 30-е годы ХХ века в психологической школе А. Н. Леонтьев выдвинул идею о необходимости построения структуры деятельности для полноты определения данного понятия.

Структура деятельности:

ЧислоСтартовая цепочкаКонец цепочки
13МероприятияПричина (обычно необходимость)
2/2ДействиеЗадача
3/1ОперацияЗадача (при определенных условиях становится целью)

Эта модель действительна для чтения сверху вниз и наоборот.

Есть две формы деятельности:

  • внешний;
  • в помещении.

Внешняя деятельность

Внешняя деятельность складывается из различных форм, которые выражаются в предметно-практической деятельности. В этом представлении происходит взаимодействие субъектов и объектов, последние открыто представлены для внешнего наблюдения. Примеры этой формы бизнеса:

  • изготовление материальных изделий специалистами по станкам;
  • работа механиков с помощью инструментов: это может быть забивание гвоздей или закручивание болтов отверткой;
  • уборка помещений: подметание полов веником, мытье окон тряпкой, манипуляции с мебелью;
  • детские игры, для выполнения которых требуются посторонние вещи;
  • строительство домов рабочими: кладка кирпича, кладка фундамента, установка окон и дверей и т д

Внутренняя деятельность

Внутренняя деятельность отличается тем, что взаимодействия субъекта с любым изображением предметов скрыты от прямого наблюдения. Примеры этого типа:

  • внутренняя работа актера над ролью, включающая размышления, переживания, тревоги и т д;
  • решение математической задачи для ученых с помощью мыслительной деятельности, недоступной глазу;
  • придумать сценарий школьного спектакля;
  • мысленно отгадывать загадку со стороны ребенка;
  • эмоции, возникающие у человека при просмотре трогательного фильма или прослушивании задушевной музыки.
  • процесс создания произведения поэтов или писателей;

Мотив

Общая психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна определяет мотив как объект потребности человека, оказывается, что для характеристики этого термина необходимо обратиться к потребностям субъекта.

В психологии мотив — это двигатель любой существующей деятельности, то есть это толчок, приводящий субъекта в активное состояние, или цель, ради которой человек готов что-то делать.

Потребности

На необходимость общей теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна есть две расшифровки:

  1. Потребность — это своего рода «внутреннее состояние», которое является предпосылкой любой деятельности, осуществляемой субъектом. Но Алексей Николаевич отмечает, что такая потребность никоим образом не способна вызвать прямую активность, поскольку ее основным направлением становится ориентировочно-поисковая деятельность, которая, как правило, направлена ​​на поиск таких предметов, которые могли бы помочь человеку человека, который испытывает желания. Сергей Леонидович добавляет, что это понятие — «виртуальная потребность», которая выражается только внутри себя, поэтому человек переживает ее в своем состоянии или ощущении «незавершенности».
  2. Потребность — двигатель любой деятельности субъекта, который направляет и регулирует ее в материальном мире после того, как человек встречает объект. Этот термин характеризуется как «актуальная потребность», то есть потребность в определенной вещи в определенное время.

«Опредмеченная» потребность

Эту концепцию можно проследить на примере новорожденной утки, которая еще не столкнулась с каким-либо конкретным объектом, но ее свойства уже закрепились в сознании цыпленка — они были переданы ему матерью в самом общем виде на генетическом уровне уровень, поэтому у него нет желания следить за тем, что появляется перед его глазами во время вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи утки, у которой есть его потребность, с объектом, потому что у него еще нет сформированного представления о появлении своего желания в материальном мире. Эта вещь в цыпленке вставляет в подсознание образец генетически закрепленного образцового образа, поэтому он способен удовлетворить потребности утки. Таким образом происходит запечатление данного объекта, соответствующего желаемым характеристикам, как объекта, который удовлетворяет соответствующие потребности, и потребность принимает «объективную» форму. Вот так подходящая вещь становится поводом для определенной активности испытуемого: в этом случае, в последующее время, цыпленок будет везде следовать своей «объективированной» потребности.

Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность в самом раннем этапе своего формирования не такова, это в начале своего развития потребность организма в чем-то, что находится вне тела субъекта, несмотря на то, что оно отражает себя на его ментальном плане.

Цель

Эта концепция описывает, что цель — это направления, для достижения которых человек реализует определенную деятельность в форме соответствующих действий, подсказываемых мотивом субъекта.

Различия цели и мотива

Алексей Николаевич вводит понятие «цель» как желаемый результат, возникающий в процессе планирования человеком какой-либо деятельности. Подчеркните, что причина отличается от данного термина, потому что это то, для чего выполняются все действия. Цель — это то, что вы планируете сделать, чтобы достичь цели.

Как показывает практика, в повседневной жизни приведенные выше в статье термины никогда не совпадают, а дополняют друг друга. Кроме того, следует понимать, что между мотивом и целью существует определенная связь, поэтому они зависят друг от друга.

Человек всегда понимает, в чем цель совершаемых или предполагаемых им действий, то есть его задача осознана. Получается, что человек всегда точно знает, что он собирается делать. Пример: поступление в вуз, сдача заранее выбранных вступительных экзаменов и т. д.

Почти во всех случаях причина бессознательна или бессознательна для испытуемого. То есть человек может даже не догадываться об основных причинах ведения какого-либо бизнеса. Пример: кандидат очень хочет поступить в тот или иной вуз — он объясняет это тем, что профиль этого учебного заведения совпадает с его интересами и желаемой будущей профессией, по сути, основной причиной выбора этого вуза является желание остаться рядом с любимой девушкой, которая учится в этом университете.

Эмоции

Анализ эмоциональной жизни испытуемого — направление, которое считается ведущим в теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.

Эмоции — это непосредственное переживание человеком значения цели (разум также может считаться предметом эмоций, потому что на бессознательном уровне он определяется как субъективная форма существующей цели, для которой он внутренне проявляется в психике человека).

Эмоции позволяют человеку понять, каковы настоящие причины его поведения и деятельности. Если человек достигает поставленной цели, но не испытывает от нее желаемого удовлетворения, то есть, наоборот, возникают негативные эмоции, значит, причина не реализована. Следовательно, успех, которого достиг человек, на самом деле является воображаемым, потому что то, ради чего были предприняты все действия, не было достигнуто. Пример: кандидат поступил в вуз, где учится его возлюбленная, но был отчислен неделей ранее, что обесценивает достигнутые молодым человеком успехи.

Поделиться:

  • Предыдущая записьМассовое общение — это… Виды, формы и примеры массового общения
  • Следующая записьЦентр компетенции — это что такое? Организация центра компетенций

×

Рекомендуем посмотреть

Adblock
detector

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева

В конце 1920-х гг. , работая у Л.С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, А.Н. Леонтьев провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти). В начале 1930-х гг. встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В результате им была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии.

В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей.

Логическим развитием данной концепции Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности».

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо обратить внимание на то, что цель в данном случае – это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие – это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие – это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул–реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т.е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие – это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т.д. Например, вы хотите посадить яблоню. Для этого вам необходимо:

1) правильно выбрать место для посадки; 2) выкопать яму; 3) взять саженец и присыпать его землей. Таким образом, ваша цель разбивается на три подцели. Однако если посмотреть на частные цели, то вы заметите, что и они тоже состоят из еще более мелких целей. Например, для того чтобы выкопать яму, вы должны взять лопату, вдавить ее в землю, вынуть и отбросить землю и т.д. Следовательно, ваше действие, направленное па то, чтобы посадить яблоню, состоит из более мелких элементов – частных действий.

Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: к операциям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида – сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что трудно выделить четкую грань между операциями и действиями. Например, при выпечке блинов вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую, – это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции. Следовательно, одним из наиболее информативных признаков, разграничивающих действия и операции, является соотношение между степенью осознания выполняемой деятельности. В некоторых случаях этот индикатор не действует, поэтому приходится искать другой объективный поведенческий или физиологический признак.

Теперь перейдем к третьему, самому нижнему уровню структуры деятельности – психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов. Существует ряд возможностей организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям в первую очередь следует отнести способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий. Сюда же необходимо отнести ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы, а также те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаются человеку при его рождении, Т.е. они имеют генетическую обусловленность.

Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Например, когда мы стараемся что-то запомнить, то используем специальные приемы для более быстрого и качественного запоминания. Однако запоминания не произошло бы, если бы мы не обладали мнемическими функциями, заключающимися в способности запоминать. Мнемическая функция является врожденной. С момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации. Первоначально это простейшая информация, затем, в процессе развития, возрастает не только объем запоминаемой информации, но изменяются и качественные параметры запоминания. Вместе с тем существует болезнь памяти, при которой запоминание становится совершенно невозможным (корсаковский синдром), поскольку мнемическая функция оказывается разрушенной. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Поэтому даже при попытке такого больного специально выучить какой-либо текст забывается не только текст, но и сам факт того, что такая попытка предпринималась. Следовательно, психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Психологические установки и их виды
  • Определение понятия «сознание»
  • Сновидения
  • Природа мышления
  • Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями
  • Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
  • История становления психологии как науки
  • Патологии мышления
  • Память
  • Воля и волевые действия. Природа и побудительные причины волевых действий.

/**/

Распаковка теории деятельности

Рэйчел Пейн

Когда мне впервые представили теорию деятельности как концептуальную структуру, в рамках которой я мог бы расположить дизайн, мне стало любопытно. Исследование выявило множество существующих визуальных диаграмм.

Рисунок A: Структура системы деятельности человека (адаптировано из Engeström, 2005)

Рисунок B: Система деятельности (адаптировано из Activity Theory: Mapping the Terrain)

Рисунок C: Диаграмма теории деятельности (адаптировано Davis, 2012)

Рисунок D: Иерархическая структура деятельности (адаптировано из Нарди, 2006 г.)

Изучив каждое изображение, я остался неудовлетворенным своим пониманием теории деятельности. Как дизайнер, я хочу полностью понимать концепции, с которыми работаю. Я использовал исследования, чтобы улучшить свое владение этой структурой и выяснить ее влияние на дизайн и мир в целом.

Теория деятельности служит основой для анализа деятельности. Желание взаимодействовать с окружающей средой и влиять на нее посредством деятельности лежит в основе человеческой природы (Davis, 2012). Деятельность определяется как целенаправленное взаимодействие человека с окружающей его средой. Люди используют физические и психологические инструменты для управления миром. Теория деятельности представляет собой концептуальную основу для преодоления разрыва между мотивацией и действием (Дэвис, 2012).

Чтобы лучше понять теорию деятельности, я разделил каждый узел на небольшие куски. Я начал с прошлого опыта, восприятия, мотивов, эмоций и способов рассуждения пользователя. Чтобы снизить уровень спекуляций внутри каждой категории, я определил каждый узел, используя существующие исследования и теории.

Несколько теорий эмоций возникли в результате исследований в области психиатрии и неврологии. Я преобразовал эмоциональный узел теории деятельности в высокоуровневый центр различных настроений, используя Двумерную модель настроения возбуждения-валентности Джеймса Рассела (9).0021 Рисунок E ) (Рассел, 1980). На графике Рассела показана базовая шкала эмоциональных состояний. Ось X обозначает спектр от положительного до отрицательного, а ось Y представляет уровень бдительности.

Рисунок E: Двумерная модель настроения «возбуждение-изменение» (адаптировано из Russell, 1980) действия, желания и потребности (рис. F) . Теория самоопределения — это теория мотивации, которая обращается к трем врожденным психологическим потребностям: компетентности, автономии и привязанности (Dec et all).

Рисунок F. Теория стимулов: внутренняя + внешняя мотивация (адаптировано из Ryan + Deci, 2000) Я создал визуальное представление того, как люди решают проблемы и принимают решения ( Рисунок G ). Психология рассуждений используется во многих дисциплинах, включая философию, лингвистику, когнитивистику и искусственный интеллект (Википедия, 2017).

Рисунок G: Типы логических рассуждений (адаптировано из Bradford, 2015)

Мой процесс продолжался с пониманием того, что каждый узел диаграммы теории деятельности имеет определение, список атрибутов и существующие исследования. Вместо того, чтобы продвигаться вперед по диаграмме теории активности, делая спекулятивные выводы об одном пользователе, я позволил исследованию добиться более глубокого понимания.

Как дизайнер, я могу предположить, что может чувствовать пользователь или какова его мотивация. И все же, какое значение имеет моя работа, если я просто создаю волшебный набор обстоятельств, чтобы наполнить свой дизайн? Как могут спекулятивные умозаключения не поддаваться предвзятости моего собственного опыта, восприятия, мотивов, эмоций и рассуждений? Разбиение теории деятельности на более мелкие, более удобоваримые части дало возможность избавиться от моего собственного узкого мышления.

Постоянное расширение узлов в рамках теории деятельности служит метафорой систем деятельности. Деятельность — это не одна большая система, в которой мы живем, или единый мгновенный процесс. Это миллион крошечных вещей, миллион микропонятий, действий, операций, процессов, составляющих целое. Обретение этого понимания позволяет нам проектировать за пределами наших идей, предубеждений и схем, в то же время осознавая, что у нашей аудитории есть свои собственные идеи, предубеждения и схемы. Чтобы быть эффективными визуальными коммуникаторами, мы должны осознавать наши предположения и знания нашей аудитории. Предполагать, что пользователи понимают мир так же, как и мы, — значит ограничивать.

Результирующая разработанная диаграмма ( Рисунок H ) служит визуальным инструментом для рассмотрения ситуативной последовательности через полный цикл деятельности. Как дизайнер, я могу представить изменения в опыте, восприятии, мотивах, эмоциях или рассуждениях людей (одного человека). Как этот сдвиг может повлиять на использование разработанного объекта?

Рисунок H: Визуальная исчерпывающая обработка

Как часто у нас возникает искушение «перепрыгнуть» персону в будущий цикл быстрее, чем это было бы возможно в рамках настоящего цикла деятельности? Движения, которые мы совершаем, изменяясь под влиянием мира и изменяя мир, малы — кажущиеся невидимыми нюансы. Каждый миниатюрный сдвиг опирается на себя, чтобы изменить внешний и внутренний миры.

Процесс раскрытия теории деятельности открыл много вопросов и возможностей для будущих исследований. Система деятельности — это «виртуальная машина, производящая беспорядки и инновации» (Engestrom, 2008). Каждый раунд активности немного изменит все будущие раунды. Вещи влияют на людей, а люди влияют на вещи. Для дизайнеров это открытие имеет большое значение. Пользователь никогда не увидит артефакт, интерфейс, процесс одним и тем же образом более одного раза. Мы изменяем мир и одновременно изменяем мир через все, что мы делаем. Деятельность корректирует наши умственные конструкции. Мы учим. Мы развиваемся. И мы влияем на окружающий мир.

Мы не создаем фиксированные вещи для фиксированного мира. Артефакты, которые мы производим, будут испытаны множеством способов, многие из которых останутся непредсказуемыми и, возможно, неизвестными. Как понимание этого постоянно меняющегося развития деятельности может открыть возможности для изменения дизайна артефактов и объектов? Как я могу использовать эту концепцию приобретенного знания и понимания, чтобы направить людей в новом направлении через противоречия, творчество и беспокойства?

Рэйчел Пейн — недавняя выпускница программы магистра графического дизайна Университета штата Северная Каролина с 13-летним профессиональным опытом. После выпуска Рэйчел планирует продолжить карьеру преподавателя дизайна, где она сможет раскрыть творческие таланты своих учеников.

Ссылки:

«Теория деятельности: картографирование местности». Блог PhD (точка) Net , phdblog.net/tag/activity-theory/, 2011.

Дэвис, Мередит. Теория графического дизайна (графический дизайн в контексте). Thames & Hudson, Inc., 2012. стр. 229-230.

Брэдфорд Алина. «Психология рассуждений». Live Science , 2015, www.livescience.com/21569-deduction-vs-induction.html

Engeström, Yrjö. Исследования в области развития: расширение теории деятельности на практике. Lehmanns Media, 2005.

Энгестрём, Юрьё. От команд к узлам: теоретико-деятельностные исследования сотрудничества и обучения на работе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008. Стр. 205.

Каптелинин, Виктор; Нарди, Бонни А. Действие с помощью технологий: теория деятельности и дизайн взаимодействия . The MIT Press, 2006. Стр. 64.

Рассел, Джеймс. «Циркумплексная модель аффекта » . Журнал личности и социальной психологии , 1980.

Райан, Р. М.; Деси, Э. Л. «Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию », . Американский психолог , 2000. Стр. 72.

«Теория самоопределения (Деси и Райан)». Теории обучения , learning-theories.com/self-determination-theory-deci-and-ryan.html.

«Психология мышления». Википедия , en.wikipedia.org/wiki/Psychology_of_reasoning, 2017.

Как работает теория обучения посредством деятельности

Автор Посох TeachThought / 9 февраля 2018 г. 29 декабря 2021 г. / Обучение / Теория, Учитель-ветеран

5.6k

Просмотров

FacebookTwitterПодписаться

предоставлено Steve Wheeler , доцент, Плимутский педагогический институт

Это номер 8 в моей серии статей о теориях обучения. Я намерен проработать алфавит психологов и дать краткий обзор каждой теории и способов ее применения в образовании. В предыдущем посте мы рассмотрели различные образовательные теории Джона Дьюи, включая экспериментальное обучение.

В этом посте мы рассмотрим работу Юрьё Энгестрёма по теории деятельности. Это упрощенная интерпретация теории, поэтому, если вы хотите узнать больше, обратитесь к оригинальной работе теоретика. Теория деятельности (АТ) возникла в Советской России из работ Выготского и Леонтьева по культурно-исторической психологии и Рубинштейна и других по связанным нейропсихологическим перспективам.

Это сложная теория, основанная на ряде дисциплин и имеющая далеко идущие последствия для образования. Скандинавская школа мысли, которая развилась вокруг теории деятельности , возможно, больше всего упоминается в литературе и в значительной степени основана на работе Юрьё Энгестрема.

Как работает теория деятельностного обучения

Ранняя концепция опосредования Выготского, которая включала обучение наряду с другими (зона ближайшего развития) и посредством взаимодействия с артефактами, была основой для версии теории деятельности Энгестрема (известной как скандинавская Теория деятельности). Подход Энгестрема заключался в том, чтобы объяснить процессы человеческого мышления не просто на основе индивидуума, а в более широком контексте взаимодействия индивидуума в социальном мире через артефакты, и особенно в ситуациях, когда производилась деятельность.

В теории деятельности люди (актеры) используют внешние инструменты (например, молоток, компьютер, автомобиль) и внутренние инструменты (например, планы, когнитивные карты) для достижения своих целей. В социальном мире существует множество артефактов, которые рассматриваются не только как объекты, но и как вещи, встроенные в культуру, в результате чего каждый объект имеет культурное и/или социальное значение.

Инструменты (которые могут ограничивать или делать возможными) также могут быть использованы для опосредования социального взаимодействия, и они влияют как на поведение акторов (тех, кто использует инструменты), так и на социальную структуру, в рамках которой существуют акторы ( окружение, инструменты, артефакты). Для дальнейшего чтения, вот собственный обзор Энгестрема развития 3 поколений теории деятельности. На первом рисунке показано второе поколение AT, как оно обычно представляется в литературе.

Первая цифра — это моя интерпретация цифрового присутствия, сообщества и идентичности, а последняя основана на работе Энгестрёма.

Как это можно применять в образовании 

Учителя должны знать, что все в классе имеет культурное и социальное значение. То, как дети взаимодействуют друг с другом и с учителем, будет опосредовано (влиять) такими объектами, как доска, мебель, техника и даже форма, размер и конфигурация комнаты. Это также включает в себя его характеристики окружающей среды, такие как уровень освещения и шума. Обучение происходит в этих контекстах и ​​обычно посредством определенных действий.

Учителя должны следить за тем, чтобы эти действия были актуальными и повторяющимися, предоставляя учащимся дополнительные задачи, которые они могут решать на социальном уровне, чтобы все сообщество учащихся расширяло свои коллективные знания посредством создания смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *