Концепция интеллекта Ж. Пиаже
4.05.2011
Согласно Жану Пиаже, интеллект является функциональным единством познавательных психических процессов, которое обеспечивает адаптацию человека к условиям жизни за счет добывания новых знаний. Важнейшей особенностью этих знаний является их объективность, неоспоримость. Образцом таких знаний, по мнению Ж. Пиаже, являются логические рассуждения и выводы. Знания, выраженные в форме логических понятий, суждений и выводов, не зависят от желаний и вкусов их носителей. Подобные выводы неоспоримы, неопровержимы. Человек может самостоятельно добывать объективное знание, если у него сформировалось абстрактное формально-логическое мышление.
В результате своих многолетних исследований интеллекта Ж. Пиаже создал концепцию, что интеллект человека проходит три основные стадии своего развития — стадию сенсомоторного интеллекта, стадию дооперационального мышления и стадию операционального мышления.
Таким образом, развивающийся интеллект человека усложняется, в его структуре, наряду с восприятием, памятью, появляется важнейшее новое образование — формально-логическое мышление, которое в итоге перестраивает весь интеллект, и он оказывается способным мыслить логично, неопровержимо, объективно.
Блестящие экспериментальные исследования развития интеллекта вместе с предпринятыми Ж. Пиаже попытками использовать современный математический аппарат для описания познавательных структур, способных добывать объективное знание, произвели сильное впечатление на научную общественность. Вместе с тем, наряду с положительными появились и достаточно серъезные критические замечен ия в адрес сделанных Ж.
Пиаже выводов.Ключевые слова: Интеллект, Пиаже
Материалы по теме |
---|
Теория развития интеллекта Пиаже Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Социальный интеллект и его основные компоненты … |
Мотивация и интеллект Хайнц Хекхаузен, Психология мотивации достижения |
Интеллект и творчество Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010… |
Интеллект и половые различия Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил |
Патология на уровне интеллектуальной компоненты волевого акта . .. |
Мышление, интеллект и их нарушения Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
Характеристика детей с умственной отсталостью Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142… |
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Пиаже и развитие интеллекта
// от Admin
Стив Майнард открывает серию статей о мыслителях в области образования, которые повлияли на наши подходы к дошкольному образованию.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) исследовал развитие интеллекта у детей. Хотя многие из его теорий оспаривались последующими психологами, они оказали сильное влияние на образовательную практику на протяжении почти ста лет.
Теория когнитивного развития Пиаже
В начале жизни ребенок имеет набор основных рефлексов и набор врожденных «схем». «Схема» — это хранилище информации о предыдущем опыте, которое можно использовать для оценки будущего опыта и принятия решений относительно него.
Пиаже предложил два пути усложнения схем:
- Ассимиляция : новая информация и опыт встраиваются в существующие схемы.
- Размещение : схемы изменяются, когда новая информация не может быть усвоена.
Ассимиляция и аккомодация являются формами адаптации, при которых развивающийся интеллект вносит изменения по мере усвоения новой информации.
Взгляд Пиаже стоит между природой и воспитанием: ребенок рождается с определенными врожденными способностями, которые развиваются и созревают в определенной последовательности под влиянием среды, в которой растет ребенок.
Пиаже предложил четыре стадии когнитивного развития:
Стадия первая: сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)
Все начинается с рефлексов, таких как сосание или выбрасывание рук и ног при испуге.
Постепенно ребенок начинает координировать сенсорную информацию с моторной (например, видеть движение собственной руки), и развиваются новые схемы.
Важным достижением на этом первом этапе является постоянство объекта — понимание того, что объект все еще существует, даже если его нельзя увидеть. Вы прячете игрушку, и если ребенок ищет ее, он знает, что она существует, даже если он ее не видит.
Второй этап: предоперационный этап (от двух до семи лет)
Этот этап начинается, когда ребенок начинает использовать символы и язык. Он еще не может использовать «операции», т. е. логические ментальные правила, такие как правила арифметики.
Он делится на две подстадии:
- Преконцептуальная подстадия (от двух до четырех лет): здесь в когнитивном развитии все больше преобладает символическая деятельность. Ребенок может использовать символы для обозначения действий; игрушечная кукла представляет собой настоящего младенца или ребенка, играющего роль мамы или папы. Язык также развивается на этом этапе.
- Интуитивная подстадия (от четырех до семи лет): эта стадия характеризуется тем, что дети основывают свои знания на том, что они чувствуют или чувствуют, чтобы быть правдой, но они не могут объяснить основные принципы, лежащие в основе того, что они чувствуют или чувствуют.
Это подстадия, которую Пиаже изучал наиболее интенсивно, выделив три основные когнитивные структуры, используемые ребенком в это время:
- Эгоцентризм: взгляд на мир с эгоцентричной, субъективной точки зрения.
- Центрирование: сосредоточение внимания на одном аспекте ситуации или задачи и игнорирование других, возможно важных, аспектов. Примером может служить консервация: если ребенку показать два шарика глины для лепки одного размера и он согласится с тем, что они одного размера, он не сможет увидеть, что их количество остается одинаковым, когда один из них раскатывается в форме колбасы.
- Необратимость: невозможность вернуться к исходной точке.
Третий этап: конкретный операционный этап (от 7 до 11 лет)
Интуиция заменена использованием логических правил. Теперь ребенок понимает, что глина остается неизменной в количестве, какую бы форму вы ей ни придавали.
Пиаже считал, что понимание ребенка все еще ограничено реальным опытом «конкретного» мира, и полагал, что на этой стадии дети изо всех сил пытаются понять идеи, которые были гипотетическими или абстрактными.
Четвертый этап: формальный операционный этап (11 лет и старше)
Ребенок способен к абстрактному и систематическому мышлению и составляет план действий, когда сталкивается с проблемой, которую необходимо решить, принимая во внимание различные факторы и исследуя возможности .
Пиаже в вашем окружении
Теорию Пиаже можно увидеть в детях, с которыми мы работаем каждый день. Согласны ли вы с его выводами?
- Если у вас очень маленькие дети, будут ли они искать игрушку, если вы ее спрячете? Конечно, убедитесь, что они видят, как вы прячетесь. Они ищут что-то, что они уронили из своего багги?
- Могут ли ваши дети описать вид классной комнаты, который видит другой ребенок, сидящий на другом конце комнаты?
- Возьмите несколько одинаковых глиняных шариков и раскатайте один из них в виде длинной колбаски. Раздайте детям кусочки глины для работы. Понимают ли ваши дети, что у каждого из них одинаковое количество пластилина, или они думают, что у ребенка, который заставляет работать этот длинный кусок, его больше, чем у других?
- Соберите различные прозрачные контейнеры, короткие и толстые, длинные и тонкие. Возьмите чашку и попросите ребенка налить ровно по одной чашке воды в каждую емкость. Суммы будут выглядеть иначе. Признает ли ребенок, что они на самом деле одинаковы?
Библиография:
Piaget J (1975) Детское представление о мире , Тойтова, Нью-Джерси: Rowman & Littlefield.
Piaget J (2001) Психология интеллекта , Лондон: Routledge.
Фонтана Д., 3-е изд. (1995 г.). Психология для учителей , Лондон: Macmillan/BPS Books.
Cardwell M, Clark L и Meldrum C (2004) Психология для уровня A2 , Лондон: Collins Educational.
Кардуэлл М, 3-е изд. (2003 г.) Полный справочник по психологии от А до Я , Лондон: Ходдер и Стоутон.
Schaffer, HR (2004) Введение в детскую психологию , Оксфорд: Blackwell Publishing.
Похожие сообщения:
Категория: статьи
Интерактивная педагогическая психология: когнитивное развитие
Интерактивная психология образования: когнитивное развитиеТеория когнитивного развития Пиаже
Образец цитирования: Huitt, W. , & Hummel, J. (2003). Теория когнитивного развития Пиаже.
Вернуться к: | Обзор когнитивной системы | Главная | более подробная статья |
Жан Пиаже (1896–1980) был одним из из самых влиятельных Исследователи в области психологии развития в 20 веке. Первоначально Пиаже обучался в области биологии и философии и считал себя «генетическим эпистемологом». Он был в основном интересует биологическое влияние на то, «как мы познаем». Он считал, что то, что отличает людей от других животных, это наша способность делать «абстрактное символическое рассуждение». Взгляды Пиаже часто сравнивают со взглядами Лев Выготский (1896-1934), которые больше смотрели на социальное взаимодействие как на основной источник познания и поведения. Это чем-то похоже на различия между Фрейд и Эриксона в плане развития личность. Работы Пиаже (например, 1972, 1990; см. Piaget, Gruber, & Voneche) и Выготский (например, Выготский, 1986; Выготский и Выготский, 1980), наряду с работой Джон Дьюи (например, Dewey, 1997a, 1997b), Джером Брунер (например, 1966, 1974) и Ульрик Нейссер (1967) составляют основу конструктивистской теории обучения и обучения.
Во время работы в Бине В тестовой лаборатории IQ в Париже Пиаже заинтересовался тем, как думают дети. Он заметил, что ответы детей младшего возраста качественно отличались от ответов детей старшего возраста, что предполагало ему, что младшие не глупее (количественное положение, т.к. старше и имели больше опыта, они станут умнее), но вместо этого ответили на вопросы иначе, чем их старшие сверстники, потому что они думали иначе.
В его теории есть два основных аспекта: процесс познания и этапы мы продвигаемся по мере того, как постепенно приобретаем эту способность.
Процесс когнитивного развития . Как биолог Пиаже интересовался тем, как организм приспосабливается к окружающей среде (Пиаже назвал интеллектом). Поведение (адаптация к окружающей среде) контролируется с помощью ментальных организаций, называемых схемами. (иногда называемые схемой или схемами) которые человек использует для представления мира и обозначения действия. Эта адаптация движимый биологическим стремлением достичь баланса между схемами и окружающей средой (уравновешивание).
Пиаже предположил, что младенцы рождаются со схемой, действующей при рождении, которую он называются «рефлексами». У других животных эти рефлексы контролируют поведение на всем протяжении. жизнь. Однако у людей, когда младенец использует эти рефлексы для адаптации к среде эти рефлексы быстро замещаются построенными схемами.
Пиаже описал два процесса, используемых индивидуумом в его попытке адаптироваться: ассимиляция и приспособление. Оба эти процесса используются в нашей жизни как человек все более сложным образом приспосабливается к окружающей среде.
Ассимиляция – это процесс использования или преобразования окружающей среды таким образом, чтобы ее можно было размещаются в уже существующих когнитивных структурах. Аккомодация – это процесс изменения когнитивные структуры для принятия чего-либо из окружающей среды. Оба процесса используются одновременно и попеременно на протяжении всей жизни. Примером ассимиляции может быть когда младенец использует схему сосания, которая была выработана при сосании маленькой бутылочки, когда пытается сосать большую бутылку. Примером размещения может быть, когда ребенок необходимо изменить схему сосания, разработанную путем сосания пустышки, на схему, которая была бы успешно сосать бутылку.
Поскольку схема становится все более сложной (т. е. отвечает за более сложные поведения) они называются структурами. По мере того, как чьи-либо структуры становятся более сложными, они организованы иерархически (т. е. от общего к частному).
Этапы когнитивного развития . Пиаже выделил четыре стадии познавательного разработка:
- Сенсомоторная стадия (младенчество). В этот период (имеющий 6 стадий) интеллект демонстрируется посредством двигательной активности без использования символов. Знание мира ограничен (но развивается), потому что основан на физическом взаимодействии/опыте. Дети приобретают постоянство объекта примерно в 7 месяцев (память). Физическое развитие (подвижность) позволяет ребенку начать развивать новые интеллектуальные способности. Некоторые символические (языковые) способности развиваются в конце этой стадии.
- Предоперационный этап (Малыш и раннее детство). В этот период (в котором два подэтапа), интеллект демонстрируется с помощью символов, использование языка созревает, память и воображение развиваются, но мышление осуществляется нелогично, необратимым образом. Преобладает эгоцентрическое мышление
- Конкретный операционный этап (начальный и ранний подростковый возраст). На этом этапе (характеризуется 7 видами сохранения: количество, длина, жидкость, масса, вес, площадь, объем), интеллект демонстрируется путем логического и систематического манипулирования символы, относящиеся к конкретным объектам. Развивается оперативное мышление (умственные действия, которые обратимы). Эгоцентрическое мышление уменьшается.
- Стадия формальной эксплуатации (Подростковый возраст и взрослость). На этом этапе интеллект демонстрируется через логическое использование символов, связанных с абстрактными понятиями. В начале период возврата к эгоцентрическому мышлению. Только 35% выпускников средней школы в промышленно развитые страны получают формальные операции; многие люди не мыслят формально во взрослом возрасте.
Многие программы дошкольного и начального образования основаны на теории Пиаже, которая, как сказано, ранее предоставил часть фундамента для конструктивист обучение. Открытие обучения и поддержка развивающихся интересов ребенка являются два основных метода обучения. Рекомендуется родителям и учителям бросать вызов способностям ребенка, но НЕ представлять материал или информацию, которые являются слишком далеко выше уровня ребенка. Учителям также рекомендуется использовать широкий конкретный опыт, помогающий ребенку учиться (например, использование манипуляторов, работа в группы, чтобы получить опыт видения с точки зрения другого человека, экскурсии и т. д.).
Исследовательские методы Пиаже основывались главным образом на тематических исследованиях (т. е. они носили описательный характер). Хотя некоторые из его идей были поддержаны более корреляционными и экспериментальные методологии, другие — нет. Например, Пиаже считал, что биологические Развитие управляет движением от одной когнитивной стадии к другой. Данные из кросс-секционные исследования детей в различных западных культурах, по-видимому, подтверждают это. утверждение для стадий сенсомоторной, предоперационной и конкретной операций (Реннер, Стаффорд, Лоусон, Маккиннон, Фриот и Келлог, 1976).
Однако данные аналогичных перекрестных исследований подростков не подтверждают утверждение, что все люди автоматически переходят на следующую когнитивную стадию, когда они биологически зрелым просто через нормальное взаимодействие с окружающей средой (Джордан и Браунли, 1981). Данные подросткового населения указывает только от 30 до 35 % старшеклассников достигли когнитивного стадии развития формальных операций (Kuhn, Langer, Kohlberg & Haan, 1977). Для формальных операций оказывается, что созревание устанавливает основе, но для большинства подростков и взрослых требуется особая среда, чтобы достичь этот этап.
Есть ряд конкретных примеров того, как использовать теорию Пиаже в процессе преподавания/обучения.
Каталожные номера
- Брунер, Дж. (1966). Исследования когнитивного роста: сотрудничество в Центре Когнитивные исследования . Нью-Йорк: Wiley & Sons.
- Брунер, Дж. (1974). К теории обучения . Кембридж: Гарвардский университет Нажимать.
- Дьюи, Дж. (1997a). Опыт и образование . Нью-Йорк: MacMillan Publishing Co.
- Дьюи, Дж. (1997b). Как мы думаем . Нью-Йорк: Dover Publications.
- Джордан, В. Б., и Браунли, Л. (1981, апрель). Метаанализ взаимосвязь между тестами Пиаже и школьными достижениями 90–104 . Бумага представлен на ежегодном собрании Американского исследовательского центра в области образования. Ассоциация, Лос-Анджелес, Калифорния.
- Кун, Д., Лангер, Дж., Колберг, Л., и Хаан, Н.С. (1977). Развитие формальных операций. в логическом и моральном суждении. Монографии по генетической психологии, 95 , 97-188.
- Нейссер, У. (1967) Когнитивная психология . Нью-Йорк: Appleton-Century Crofts.
- Пиаже, Дж. (1972). Психология ребенка . Нью-Йорк: Основные книги.
- Пиаже, Дж. (1990). Детское представление о мире . Нью-Йорк: Литтлфилд Адамс.
- Piaget, J., Gruber, H. (Ed.), & Voneche, JJ (Ed.). Незаменимый Piaget (100-летие Ред.). Нью-Йорк: Джейсон Аронсон.
- Реннер, Дж., Стаффорд, Д., Лоусон, А., Маккиннон, Дж., Фриот, Э., и Келлогг, Д. (1976). Исследования, преподавание и обучение с Piaget модель . Норман, Оклахома: Издательство Университета Оклахомы.
- Выготский, Л. (1986). Мысль и язык . Бостон: MIT Press.
- Выготский Л.