Теория И.П. Павлова о физиологических основах темперамента — МегаЛекции
И.П. Павлов сформулировал нейрофизиологическую основу темперамента, дав анализ его физиологических закономерностей. До И.П. Павлова проблема о темпераменте разрешалась преимущественно догматически, субъективно и не экспериментально. Павлов и его сотрудники экспериментальным путем в течение многолетних исследований обнаружили ряд свойств высшей нервной деятельности и установили закономерные связи, обуславливающие тип нервной системы. Его учение о темпераментах явилось итогом этой научно-исследовательской работы.
Согласно этому учению основными процессами высшей нервной деятельности животных и человека является раздражение и торможение. Процессы раздражения и торможения представляются, с одной стороны как противоположные, которые в результате борьбы, протекающей между ними, получают уравновешивание отношения живого индивидуума со средой, с другой стороны — имеется достаточное основание принимать и тождество этих процессов.
Образование условного рефлекса основано на раздражительном процессе. Однако для получения правильного отношения организма к внешнему миру, необходимо не только образование временных связей, но и их отмена, когда эти временные связи при определенных условиях не оправдываются действительностью. Отмена временных связей осуществляется при помощи торможения. Таким образом, в беспрерывном процессе уравновешивания организма с внешним миром принимают участие оба процесса, как раздражительный, так и тормозной. В отношении этих двух процессов различаются три основных момента: «… сила основных нервных процессов раздражительного и тормозного… равновесие этих процессов, и, наконец, подвижность их. »(Павлов И.П.).
Указанные свойства нервных процессов образуют определенные комбинации. Эти сочетания и составляют так называемые типы нервной системы или тип высшей нервной деятельности. « Беря только крайние случаи этих свойств, — писал И.П. Павлов, — можно получить 24 возможных сочетания, а если ввести градации, то число их резко возрастает» (Павлов И.
П.). Несмотря на такое большое разнообразие возможных вариантов типов высшей нервной деятельности, И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы «особенно резких, бросающихся в глаза», отождествляя их с традиционными типами темперамента — сангвинистическим, флегматическим, холерическим и меланхолическим.Типология И.П. Павлова основывается, прежде всего, на силе нервных процессов, при этом различаются сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов. В результате классификация И.П. Павлова выглядит следующим образом:
1. Слабый — меланхолик
2. Сильный — неуравновешенный — холерик.
3. Сильный — уравновешенный — подвижный — сангвиник.
4. Сильный — уравновешенный — медленный — флегматик
И.П. Павлов, не ограничивался только анализом соотношений свойств нервных процессов и их роли в формировании особенностей темперамента. Рассматривая деятельность мозга в целом, выделил еще типы высшей нервной деятельности, так называемые «специально человеческие типы мыслителей и художников». Основанием для отнесения к этим типам служит преобладание первой (образно-конкретной) или второй (речевой, абстрактно-обобщенной) сигнальной системы (Сеченов Н.М., Павлов И.П.).
Ученик И.П. Павлова А.Г. Иванов-Смоленский пошел по пути построения фенотипических разновидностей темперамента, то есть учитывал в них не только врожденное, но и приобретаемое людьми в течение жизни. Принимая во внимание легкость и быстроту образования условных рефлексов А.Г. Иванов-Смоленский выделил четыре типа темперамента. Его классификация в основном совпадала с классификацией типов темперамента И.П.
Павлова. Возбудимый тип соответствовал безудержному, тормозимый тип — слабому, лабильный — уравновешенному. Некоторые расхождения были с определением инерционного типа: И.П. Павлов ведущим и положительным для этого типа свойства считал уравновешенность нервных процессов, а А.Г. Иванов-Смоленский — инертность нервных процессов.Отличительной особенностью классификации А.Г. Иванова-Смоленского является полное игнорирование им свойства — силы нервной системы.
В 1930-х годах исследование типов нервной системы у детей продолжил Н.И. Красногорский. Основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, речевых реакций детей, он выделил четыре основных типа нервной системы, которым, как и у И.П. Павлова, соответствует четыре типа темперамента. Н.И. Красногорский построил классификацию типов не на соотношении возбуждения и торможения, а исходя из соотношения корковых и подкорковых влияний и связанных с ними первой и второй сигнальной системой, имея при этом в виду, что раздражение и торможение — это единый процесс, характеризующий степень возбудимости (интенсивность возбуждения).
1. Сангвиник — сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии.
2. Флегматик — сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.
3. Холерик — сильный, повышено возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип.
4. Меланхолик — слабый, понижено возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов.
Однако основным биологическим органом,«производящим» психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует, прежде всего, искать физиологические основания темперамента. Научная заслуга такой постановки вопроса принадлежит И.П. Павлову. Это был шаг принципиально новый и перспективный.
Второй шаг в данном научном направлении состоял в выделении свойств нервной системы как набора физиологических параметров, четко проверяемых показателей, отличающих одну нервную систему от другой. Все исследования этой школы проводились на собаках по авторским экспериментальным методикам выработки условных рефлексов. В школе И.П. Павлова выделено и изучено три таких свойства.
Сила как работоспособность, выносливость, мера истощаемости нервных клеток, способность длительное время выдерживать воздействие раздражителя, не выходя в запредельное торможение. Свойство уравновешенности измеряет баланс, количественное соотношение процессов возбуждения и торможения в нервной клетке. Подвижность — это показатель быстроты переделки знака условного рефлекса, смены процессов возбуждения и торможения.
Следующим логическим шагом в исследованиях школы И.П. Павлова было введение понятия типа нервной системы (высшей нервной деятельности) как сочетания перечисленных свойств. В окончательной схеме 1936г. эта типология приобрела следующий вид.
И.П. Павлов считал, что слабость нервной системы вуалирует все другие свойства, и поэтому сразу выделяется слабый тип, который соответствует меланхолическому темпераменту.
Второй тип образуется как сочетание силы нервной системы и ее неуравновешенности (преобладание возбуждения над торможением): он соответствует холерическому темпераменту. Третий и четвертый типы содержат в себе параметры всех трех свойств: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент) и сильный, уравновешенный, неподвижный (флегматический темперамент).Наконец, следующий понятийный ход заключался в.том, что каждому типу нервной системы дано название одного из четырех классических типов темперамента.
Тщательные физиологические исследования этой школы опередили работы современников и заложили основы уникального отечественного психофизиологического направления изучения темперамента.
С начала 1950-х гг. под руководством Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына проводились систематические исследования, исходящие из основных положений И.П. Павлова и развивающие их применительно к проблематике человеческого темперамента и психики в целом. Для компактного изложения основных результатов работы этой школы представим материал в виде цепи связанных понятий: свойства нервной системы — тип нервной системы — тип темперамента — особенности поведения.
Введение понятия свойств нервной системы (СНС) было весомым приращением психофизиологического знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Виды темперамента — Теория Гиппократа и Павлова
Оглавление:
Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми — различия в глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпе, энергии действий и других динамичных, индивидуально устойчивых особенностях психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и по сей день остается во многом спорным и нерешенным вопросом. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент — биологическая основа, которая формирует личность как социальное существо.
Теория Гиппократа и Павлова
Темперамент (лат. temperamentum — правильное соотношение свойств, от tempero — смешиваю в нужной пропорции) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, скорости, ритма, интенсивности психических процессов и состояний, влияющих на деятельность.
Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, поскольку темперамент (в его обычных психологических чертах) не имеет единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытка такого анализа приводит к выделению трех основных, направляющих компонентов темперамента, которые относятся к сферам общей активности индивида, двигательной активности и эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, имеет очень сложную многомерную структуру и различные формы психологических проявлений.
Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неотделим от вопроса о факторах, вызывающих эти проявления. Самой старой из них является гуморальная теория, которая связывает темперамент со свойствами определенных телесных жидкостей. Наиболее четко эта группа теорий классификации темперамента представляет темперамент, основанный на учениях Гиппократа и Галена. Согласно этой теории, уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в теле человека — кровью, желчью, черной желчью и флегмой (лимфой, мокротой). Соотношение этих жидкостей, свойственное каждому организму в отдельности, обозначалось в греческом языке термином «krasis» (смесь, сочетание), который при переводе на латынь звучит как «темперамент». На основе этой теории постепенно развилось учение о четырех типах темперамента по числу основных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвинический (от лат. sanguis — кровь), холерический (от греч. chole — желчь), меланхолический (от греч. melaina — черная желчь) и флегматический (от греч. phlegma — флегма).
Если Гиппократ связывал темперамент с закономерностями обменных процессов человека, а И.П. Павлов (Павлов, 1951), то С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии», СПб: издательство «Питер», 2011 обращает внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Достижением Павлова стало детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических поведенческих свойствах центральной нервной системы, которая единственная из всех систем организма обладает способностью к универсальным регулирующим и контролирующим воздействиям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительных и тормозных процессов. Из множества возможных комбинаций этих свойств Павлов выделил четыре основные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Павлов поставил их проявление в поведении в прямую связь со старой классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы считался соответствующим темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, вялый — флегматическому темпераменту; сильный, неуравновешенный — холерическому темпераменту; слабый — меланхолическому темпераменту.
Выделив и описав четыре типа нервной системы, И. П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента и показал высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют описанные темпераменты.
Описание типов темперамента
И. П. Павлов ясно понимал, что описанные им типы нервной системы — не истинный портрет, поскольку ни один индивид не обладает всеми чертами того или иного типа. Однако концепция Павлова о связи типов темперамента с типами нервной системы явилась важным шагом на пути изучения основ классификации темпераментов, так как сфокусировала внимание исследователей на дальнейшей детализации проблемы — соотнесении индивидуальных особенностей нервной системы с определенным типом темперамента .
Нервная система первого типа (сильная, уравновешенная, подвижная) — сангвиник. Это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными качествами, который может быстро и легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Он подвижен и общителен, легко вступает в контакт с новыми людьми и поэтому имеет большой круг знакомых, хотя в общении он не отличается постоянством и довольно часто меняет свои связи. Он продуктивный работник, но только тогда, когда у него много интересных дел, то есть когда он постоянно возбужден; в противном случае он становится скучным и вялым.
Второй тип нервной системы (сильный, неуравновешенный) соответствует холерику — человеку, чья нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он обладает большой жизненной силой, но ему не хватает самоконтроля, поэтому у него короткий нрав и несдержанность. Такой человек берется за дело с полной отдачей, со всей страстью, энтузиазмом, но сил у него хватает ненадолго, и как только они расходуются, у него «слюнявый нрав». Дисбаланс его нервной системы определяет цикличность в чередовании его активности и бодрости. Увлеченный любым делом, он слишком сильно толкает свои силы и в конце концов выбивается из сил. Холерику с трудом даются занятия, требующие плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно становится нетерпеливым, резких движений, импульсивности и т.д. В общении он вспыльчив, вспыльчив и нетерпелив.
человек с третьим типом нервной системы (сильный, уравновешенный, вялый) — флегматик — обладает высокой работоспособностью, внутренне устойчив, но «тяжел на подъем» и не может отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Ему трудно воспринимать новые ситуации. Ему трудно входить и выходить на работу, его эмоции медленные и не сильные. Люди с вялым типом закрепляют все заученное, не любят менять привычки, распорядок дня, обстановку, работу, друзей и адаптируются к новым условиям с трудом и медленно.
Это человек, который реагирует спокойно и медленно и не склонен менять свое окружение. Хорошо сопротивляется сильным и длительным раздражителям. Благодаря сбалансированным процессам возбуждения и торможения, флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и старательный, характеризуется терпением, сдержанностью и самоконтролем. У него однообразная и бессмысленная мимика и интонация, даже говоря о своих чувствах он недостаточно эмоционален, и это затрудняет общение с ним. Флегматик медлителен, трудно привыкает к новым людям, не скоро начинает к ним обращаться — задавать вопросы, вступать в разговор. Ему присуща медлительность реакции в общении, круг общения меньше, чем у сангвиника. Столкнувшись с серьезными проблемами, флегматик внешне остается спокойным. Но не думайте, что он — всепрощающий и совершенно безобидный в общении. Подобно конденсатору, он долго впитывает энергию недовольства, но когда достигает определенного предела, критического значения, неизбежен сильный «разряд», часто совершенно неожиданно для собеседника, по самому, казалось бы, незначительному поводу.
Темперамент и профессия
Поскольку каждый вид деятельности предъявляет определенные требования к психике человека и ее динамическим характеристикам, не существует темперамента, идеально подходящего для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди с холерическим темпераментом больше подходят для активной, рискованной деятельности («воин»), сангвиники — для организаторской деятельности («политик»), меланхолики — для творческой работы в науке и искусстве («мыслитель»), флегматики — для планомерной и продуктивной работы («созидатель»).
Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные качества человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Поэтому флегматики и меланхолики не подходят для такой деятельности.Роль темперамента в работе и учебе
От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психологической нагрузки (например, оценка деятельности, ожидание контрольных работ, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.д.).
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может иметь дополнительный эффект, если работа требует от него частых переходов от одного занятия к другому, оперативности в принятии решений, а монотонность, регламентированность деятельности, приводит к его быстрой утомляемости. Флегматики и меланхолики, наоборот, при строгой регламентации и монотонной работе проявляют большую продуктивность и устойчивость к утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении особенности реакций людей с разными типами темперамента можно и нужно предвидеть и реагировать на них соответствующим образом.
Мы подчеркиваем, что темперамент определяет только динамические, а не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально ничтожная личность.
И.П. Павлов выделил три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): интеллектуальный, художественный, средний.
Представители мыслительного типа (преобладающая активность второй сигнальной системы левого полушария мозга) очень рациональны и склонны к детальному анализу жизненных явлений, абстрактно-логическому мышлению. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.
Люди художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария мозга) обладают образным мышлением, с большей эмоциональностью, живым воображением, непосредственностью и живостью восприятия действительности. Они особенно заинтересованы в искусстве, драме, поэзии, музыке, писательстве и художественном творчестве. Они стремятся к большому кругу общения, являются типичными лириками, а к людям типа «мыслитель» относятся скептически, считая их «сухими людьми». Большинство людей (до 80%) принадлежат к «золотой середине», среднему типу. Их характер более рационален или эмоционален и зависит от воспитания с раннего детства, жизненных обстоятельств. Это начинает проявляться до 12-16 лет: одни подростки тратят большую часть своего времени на литературу, музыку, искусство, другие — на шахматы, физику, математику. Темперамент флегматик сангвиник психика
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
- Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Клиника, диагностика, психодинамика и психотерапия компульсивного переедания
- Вклад Драгомирова М.И., С.А. Макаренко в развитие прогрессивной психолого-педагогической мысли
- Психология безопасности
- Виктимблейминг и роль психолога в нём — Психологическая защита от переживания беспомощности
- Межличностные отношения — Понятие и структура психологии малых групп
- Профессиональный стресс в деятельности сотрудников овд и его профилактика
- Анализ в психологии — Методологические основы изучения психологии человека
- Мужская депрессия
- Деформация личности
- Нейродинамические свойства — Характеристика индивидуальных особенностей человека
Типы темперамента по Гиппократу — Психологос
01 февраля 2016 г. , 05:23
Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
- Преобладание жёлтой желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
- Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
- Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
- Преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться каждому типу темперамента с хорошей стороны. Меланхолик может проявить себя как человек впечатлительный, с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматик покажет себя как выдержанный и ответственный человек, не склонный к скоропалительным решениям. Сангвиник проявится как человек энергичный и гибкий, умеющий быстро справиться с любой работой, а холерик — как страстный энтузиаст.
С другой стороны, у каждого типа есть и свои отрицательные свойства: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.
«Чистые» холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики встречаются очень редко, большинство людей относится к так называемым смешанным типам темперамента. О типе темперамента говорят, если этот тип преобладает. Если вы хотите уточнить, какой у вас преобладающий тип темперамента, вы можете пройти тест.
Тип темпераменте не связан напрямую со способностями человека, «способным» или «не способным» может оказаться человек с любым типом темперамента. С другой стороны, тип темперамента делает человека более способным в одной области и менее способным — в другой: там, где нужна взрывная энергия, преимущество будет иметь холерик и сангвиник, а если в данной области требуется терпение и тонкая наблюдательность, больше преимуществ будет на стороне флегмантика и меланхолика.
Комментарий научного отдела Психологоса.
Выделение типов темперамента по Гиппократу — скорее дань традиции, поскольку к настоящей науке отношения не имеет. Попытки И.П. Павлова найти физиологическую основу разных темпераментов в свойствах нервной системы успехом не увенчались, более поздние аналогичные попытки В.Д. Небылицына завершились аналогично. Экспериментальные исследования, говорящие о достоверной связи типов темперамента и личностных черт, не проводились. Подтверждений, что флегматики характеризуются безразличием к людям, а сангвиники — люди поверхностные — также нет. Если основываться на предпологии И.П. Павлова, что меланхолик имеет слабый и неуравновешенный тип нервной системы, а сангвиник — сильный и уравновешенный, то равнять темпераменты также нельзя. Если эта гипотеза верна, то меланхолик — это неудачный темперамент, а сангвиник — наилучший вариант.
Есть также предположение, что тот или иной тип вашего темперамента определяется не только физиологией, но и тем, к чему вы себя приучали (или вас приучали). Наблюдения говорят о том, что многие так называемые меланхолики имеют вполне крепкую нервную систему, но привычно играют меланхолический темперамент, изображая собой то Несчастную Жертву, то Возвышенную Поэтичность. По крайней мере опыт говорит о том, что свой темперамент вполне можно менять, а если это так, что лучшее, что вы можете сделать, это выработать у себя живой, сильный и уравновешенный темперамент сангвиника.
- Темперамент
- Психология
Тоха, 24 января 2016 г., 16:48
И зачем вырабатывать в себе темперамент сангвиника? Люди которые все время улыбаются, всех раздражают, а особенно те, которые носятся куда-то как простреленные.
4
ответа
Василий, 24 января 2016 г., 19:35
Тоха, у вас какие-то проблемы? Почему вас раздражают бодрые и живые люди?
Женя, 29 января 2016 г., 16:52
Меня лично очень радуют улыбчивые и энергичные люди. Бывает, конечно, когда человек вроде как активный, но его активность суетливая и бездумная — вот это, раздражает.
FREEZER, 30 января 2016 г., 13:40
Поддерживаю, такие люди и правда действуют на нервы.
Гость, 26 августа 2020 г., 21:10
Бодрые и живые люди меня не особо раздражают. С одной стороны, рядом с ними немного спокойнее чувствуешь себя. С другой, им иногда не хватает чувствительности. См. статью «Гипертим подробнее». Кстати, если подавлять в себе негативные эмоции, они уйдут внутрь. Так что не берите слишком много примера с сангвиников, просто развивайте лучшие черты своего темперамента.
Гость, 16 июня 2016 г., 16:47
Николай Иванович, Вы самый лучший психолог. Ваши статьи очень интересны и понятны. Спасибо Вам. Хотела бы я учиться в Университете Практической Психологии.
Гость, 29 мая 2019 г., 13:12
Можно выделить пять основных черт личности: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Идея в том, что человеческую личность можно приблизительно описать сочетанием этих пяти качеств.
«Он получил консультаций на миллион долларов от лучших психологов страны. И ни одна из них не помогла». Это похоже на константу или на архетип: гуру, утверждающий, будто он нашел самый главный ответ, но очевидно неспособный сам стать другим человеком.
Это, конечно, не означает, что мы совсем не меняемся или не можем измениться. Люди растут и взрослеют, учатся разным вещам, становятся более мудрыми и осведомленными о том или ином; травматические события могут причинить им вред, а их показатели невротизма снижаются, когда они преодолевают кризисную ситуацию.
Считается, что психотерапевтическое вмешательство способно повлиять на черты личности (но не трансформировать их). Случаются также разнообразные предсказуемые сдвиги, когда мы стареем; например, вместе с завершением периода среднего возраста часто снижается открытость опыту. Перемены могут наступать и вследствие давления среды: культурные изменения иногда провоцируют у некоторых людей всплеск нарциссизма, а война вызывает рост тревожности. Не следует понимать идею о стабильности личности так, будто мы ничего не способны изменить при среднем уровне. Люди в секторе Газа сверхтревожны. Но даже там одни люди тревожнее других». Однако верно то, что индивидуум не может одной лишь силой воли трансформировать свою фундаментальную природу. Хотя гены — не судьба или рок, они все же накладывают известные ограничения. Личность взрослого человека можно представить иначе: не как смирительную рубашку, а как тюремную камеру, в которой ты можешь, например, подойти к окну. Вы можете очень постараться и, скажем, развить свои навыки социального взаимодействия или перестать быть трудоголиком, по крайней мере на время. Но привычки все равно возьмут верх. вас будет как будто сносить течением.
Гость, 05 сентября 2019 г., 22:56
Как можно поменять функционирование нс? Это же врожденные свойства. И тип темперамента зависит от этого.
1
ответ
Гость, 03 января 2021 г., 11:52
Автор неправ. Темперамент невозможно изменить, изменить можно только характер.
1
ответ
Гость, 10 июня 2022 г. , 15:27
Мне кажется, что с рождения и в период нашего взросления, так или иначе темперамент может измениться, с временем нашего созревания. Под внешним воздействием он может перемениться. И к тому же в человеке мало, что может устояться навсегда. Мы двигаемся вперёд, и развиваемся, а значит и личность также, психические процессы, процессы работы мозга и т.д.
Гость, 10 июня 2022 г., 15:23
Мне нравиться то, что все темпераменты личности так или иначе связаны на медицинском уровне. И вот приводятся такие ассоциации вместе с душой и телом, мысль о том, что наша личность напрямую связанна с нашим телом даёт новую пищу для размышлений.
Люди, что пишут, какие темпераменты лучше или хуже, пожалуйста поймите, что личность человека не зависит от него самого. Большинство факторов походят от среды, в которой вырос тот или иной человек. Все темпераменты хороши по своему, и имеют как плюсы так и минусы. В конце концов это человек, и он очень многогранен.
Спасибо за интересную статью.
Что такое классическая теория обусловливания? 6 Примеры из реальной жизни
До 1950-х годов бихевиоризм был доминирующей школой мысли в психологии.
Он попытался объяснить поведение на основе воздействия окружающей среды и обучения, а не врожденных или унаследованных факторов (Gross, 2020).
Классическая теория обусловленности , открытая русским физиологом, лауреатом Нобелевской премии Иваном Павловым, сыграла ключевую роль в успехе бихевиоризма.
Павловское обусловливание, как его иногда называли, фокусировалось на роли бессознательного обучения и процессе сочетания автоматической, ранее необусловленной реакции с новым нейтральным стимулом (Rehman, Mahabadi, Sanvictores, & Rehman, 2020).
Эта статья знакомит с теорией, а также примерами из реальной жизни, прежде чем обсуждать ее сильные и слабые стороны.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое классическая теория обусловливания?
- Как это работает? Модель и схема
- Ключевые концепции классического обусловливания
- 6 реальных примеров теории
- Классическое обусловливание против оперантного обусловливания
- 9 сильных и слабых сторон теории Павлова
- Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое классическая теория обусловливания?
Бихевиористы сосредотачиваются на влиянии окружающей среды на человеческое и нечеловеческое поведение. Их внимание сосредоточено на обучении, особенно на обусловленности, за исключением унаследованных, врожденных факторов (Gross, 2020).
Для бихевиориста наблюдаемое поведение считается реакцией на стимулы (окружающие события). В классическом обусловливании , в отличие от оперантного обусловливания, «стимул рассматривается как вызывающий реакцию предсказуемым, автоматическим образом» (Gross, 2020). Ее часто называют психологией стимулов и реакций.
Обусловливание формирует связь между стимулом и реакцией.
Кем был Иван Павлов?
В 1904 году Иван Павлов был удостоен престижной Нобелевской премии за свою работу по пищеварению у собак. Несмотря на его внимание к физиологии животных, его исследования оказали глубокое влияние на изучение психологии человека.
Случайно наткнувшись на классическую обусловленность (иногда называемую павловской обусловленностью), он значительно повлиял на область бихевиоризма (Gross, 2020; Rehman et al., 2020).
Несмотря на то, что Эдвин Твитмайер опубликовал аналогичную работу годом ранее, Павлов широко известен и наиболее известен своей основательной работой по классической обусловленности.
Хотя маловероятно, что эксперименты на собаках могли иметь столь далеко идущее и долгосрочное влияние на психологию, ситуация изменилась, когда Павлов (1927) заметил, что может изменить поведение собак и их реакцию на пищу (Rehman et al., 2020). ).
Эксперимент Павлова с собакой
Во время экспериментов Павлова (1927) по пищеварению на собаках он заметил, что обычно у них начинается выделение слюны перед тем, как им дают пищу. Мало того, даже увидеть ведро для кормления или услышать шаги лаборанта было достаточно, чтобы инициировать реакцию (Gross, 2020).
Такие наблюдения привели к изучению того, что мы сейчас называем классическим обусловливанием , и к открытию того, что такой стимул, как звук или изображение, не имеющий особого значения, может сочетаться с другим стимулом, вызывая реакцию — в данном случае слюноотделение ( Гросс, 2020).
Как это работает? Модель и диаграмма
Легче всего понять, как работает классическое обусловливание, с помощью визуальной диаграммы.
3 Стадии классического кондиционирования
Основываясь на своих наблюдениях, Павлов узнал, что новые, нейтральные стимулы могут сочетаться с существующими стимулами для получения реакции следующим образом (с изменениями из Gross, 2020):
- До формирования (или обучения) не колокольчик вызывает у собаки слюноотделение, а еда.
Пища представляет собой безусловный раздражитель (UCS), который приводит к автоматическому, биологически встроенному безусловному ответу (UCR) – в данном случае к слюноотделению.
Безусловный относится к тому факту, что он не обусловлен соединением с чем-либо.
- Во время кондиционирования – Звонок и еда соединены.
Звонок условный раздражитель (УС).
Пока не спаренный звонок не влияет на УКР (слюноотделение). Это нейтрально.
«Он вызывает реакцию только при условии, что он сочетается с [едой]» (Гросс, 2020, стр. 173).
- После кондиционирования — Когда звонок (CS) был соединен с едой (UCS) достаточное количество раз, у собаки выделяется слюна (теперь CR).
условный раздражитель приводит к условной реакции .
И это работает не только с колокольчиками, но и с огнями, метрономами и даже геометрическими фигурами.
Степень ответа также может варьироваться в зависимости от того, как представлен CS. Время, необходимое для классического обусловливания, имеет решающее значение и обычно включает одно из следующих действий (Gross, 2020):
- CS происходит с различными задержками от до UCS.
- CS представлена после UCS.
- CS и UCS представлены вместе.
- CS представлен и удален до прибытия UCS.
Первый вариант, когда CS представляется за полсекунды до UCS, обычно приводит к наилучшему обучению (Gross, 2020).
На следующей диаграмме представлены три этапа классического обусловливания: до, во время и после обусловливания (изменено по данным Gross, 2020):
Стадия 1. До кондиционирования (или обучения) – Звонок не вызывает слюноотделения.
Этап 2. При кондиционировании – КС (звонок) и ПСК (еда) спарены.
Этап 3. После обучения – Белл производит слюноотделение.
Ключевые концепции классического обусловливания
Классическое обусловливание включает в себя и другие факторы, заслуживающие внимания. Следующие понятия помогают прояснить некоторые дополнительные тонкости исследований Павлова и классической теории обусловливания.
Обусловливание первого и второго порядка
В то время как Павлов доказал, что можно сочетать условный раздражитель (звонок) с безусловным раздражителем (еда), известный как обусловливание первого порядка , он также обнаружил, что может этап дальше (Gross, 2020).
Павлов мог впоследствии соединить звонок или любой другой стимул с чем-то уникальным и ранее невиданным, например, с черным квадратом. После 10 пар у собаки начиналось слюноотделение при виде квадрата, хотя она никогда не была соединена непосредственно с едой. Эта косвенная ассоциация известна как кондиционирование второго порядка .
Кондиционирование становилось все более сложным. Однако были ограничения. Павлов (1927) обнаружил, что собаки не могут выйти за рамки условного рефлекса третьего или четвертого порядка (Гросс, 2020).
Обобщение и различение
Павлов также обнаружил, что даже если исследователь обучал собаку одному конкретному колокольчику, другие колокольчики все же могли производить тот же эффект, даже если они отличались по высоте. Спонтанная передача условной реакции известна как обобщение (Павлов, 1927).
Однако чем дальше от исходного отходил новый раздражитель, тем слабее условная реакция; в конце концов, это прекратилось совсем. Предел обобщения известен как дискриминация (Gross, 2020).
Павлов впоследствии использовал обучение распознаванию , чтобы научить собак различать стимулы одного типа, которые различались одним фактором, например высотой тона (Gross, 2020).
Вымирание
После условного рефлекса, если условный раздражитель продолжал звучать, но еда не появлялась, условная реакция (слюноотделение) уменьшалась до тех пор, пока не прекращалась (Gross, 2020).
Однако после небольшого перерыва реакция собаки спонтанно восстановилась без дальнейшего спаривания.
Следовательно, исчезновение, как известно, не удаляет первоначальное обучение; он временно подавляет его.
Подкрепление
Хотя подкрепление больше относится к оперантному обусловливанию, чем к классическому обусловливанию, оно является важным аспектом бихевиоризма и может быть двух видов.
Положительное подкрепление включает в себя представление чего-то благоприятного для поощрения или поощрения поведения, а отрицательное подкрепление «предполагает устранение или избегание некоторых «неприятных» (буквально «болезненных») состояний дел», таких как поражение электрическим током (Гросс, 2020, стр. 177).
6 реальных примеров теории
Хотя в то время это было более приемлемо, большая часть исследований классического обусловливания теперь была бы сомнительной или неэтичной.
Несколько таких исследований дают интересные и проницательные результаты и регулярно обсуждаются в литературе по классической теории обусловливания, но мы не утверждаем, что они уместны или этичны.
Ранние примеры классического исследования условного рефлекса
- Экспериментальный невроз : Продвинув обучение распознаванию еще на один этап, Павлов (1927) обучил собак выделять слюну при представлении круга, но не эллипса (Gross, 2020).
В последующих тестах он показывал собакам ряд форм, которые превращались из эллипса в почти круглые. Он обнаружил, что собаки стали вести себя невротично, дрожать, скулить и испражняться.
Похоже, что собаки не знали, как реагировать, сталкиваясь со все более сложным балансом между обобщением и различением.
- Маленький Альберт : В возрасте девяти месяцев Маленький Альберт , как он был назван в исследовании 1920 года, был протестирован в сомнительном с этической точки зрения исследовании относительно его реакции на следующие стимулы (Watson & Rayner, 19).20):
- Белая крыса
- Кролик
- Собака
- Обезьяна
- Маски (с волосами и без)
- Вата
- Сжигание газет
- Удар молотком по стальному стержню за его головой
Только последние четыре стимула напугали Альберта и были помечены как UCS. Остальные, не имевшие ответа, считались нейтральными или CS. Страх был обозначен как UCR.
Когда Альберту было 11 месяцев, крысиный (нейтральный или CS) и молоточковый звук (UCS) предъявлялись одновременно семь раз.
Из-за нового спаривания ранее нейтральная крыса теперь вызывала страх у несчастного Альберта.
Преднамеренно созданная фобия распространялась и на другие раздражители, включая кролика, собаку и даже вату. И хотя со временем эффект уменьшился, месяц спустя он все еще присутствовал в небольшой степени (Gross, 2020).
- Маленький Питер : По непонятной причине двухлетний ребенок, известный как Маленький Питер , проявлял крайнюю фобию животных, включая кроликов, крыс и лягушек; вата; Меховые пальто; и перья (Джонс, 1924).
Однако, когда Питер обедал, перед ним ставили проволочную клетку с кроликом и каждый день приближали к тому месту, где он сидел.
После 40 сеансов и серии из 17 шагов он наконец смог съесть свой обед, поглаживая кролика или заставить его свободно бегать с ним по комнате.
Исследование представляет собой возможный пример раннего исследования систематической десенсибилизации (Gross, 2020).
3 Примеры в классе
Учителя могут применять уроки, извлеченные из классического обусловливания, в классе (Cherry, 2019; Shrestha, 2017):
- Позитивная образовательная среда : Позитивная и поддерживающая среда может уменьшить беспокойство и страх учащихся.
В сочетании с более сложными занятиями, такими как выступление перед классом, поддерживающая среда может вызывать ценные и полезные ассоциации, которые приводят к повышению уверенности (Cherry, 2019).
- Запугивание : Когда ребенок подвергается издевательствам в классе или на игровой площадке, у него могут сформироваться ассоциации, вызывающие страх и ужас при одном упоминании или мысли о школе. Это может продолжаться на протяжении всего обучения.
- Признание успеваемости : Привлечение внимания к успеваемости учащихся в классе может иметь положительную или отрицательную связь. Ребенок, которого высмеивают или смущают из-за плохих результатов теста, может начать бояться неудачи.
Такие чувства также могут привести к положительному результату, например, мотивации к дополнительному обучению.
В этой статье приводится еще больше примеров классического обусловливания в классе.
Классическое обусловливание по сравнению с оперантным обусловливанием
Хотя классическое обусловливание и оперантное обусловливание являются жизненно важными понятиями поведенческой психологии, они представляют собой совершенно разные процессы обучения (Gross, 2020).
При классическом обусловливании Павлов показал важность непроизвольного, автоматического поведения. Ранее нейтральный раздражитель, такой как звонок, может сочетаться с безусловным раздражителем, таким как еда, который автоматически вызывает безусловную реакцию (слюноотделение).
Когда собака обучена, звонок вызывает безусловную реакцию.
С другой стороны, оперантное обусловливание использует либо подкрепление, либо наказание для усиления или ослабления поведения соответственно (Skinner, 1957).
Вознаграждение за усердную работу в классе независимо от результатов может привести к дополнительным усилиям и признанию того, что тесты — это возможность проверить понимание.
Точно так же, когда учеников наказывают за болтовню в классе, проблемное поведение уменьшается. Следовательно, оперантное обусловливание усиливает или ослабляет поведение (Скиннер, 19).57; Гросс, 2020).
9 Сильные и слабые стороны теории Павлова
Следующие сильные и слабые стороны применимы к классической теории обусловливания и бихевиоризму в целом (Компа, 2020).
Сильные стороны
- Результаты могут быть надежно воспроизведены.
- Теория объясняет автоматические реакции, но не влияние других факторов, таких как личностные и генетические факторы.
- Теория очень актуальна для обусловливания животных (в меньшей степени для людей, поскольку теория игнорирует выбор или деятельность человека).
Слабость
- Классическая обусловленность и бихевиоризм не учитывают человеческую деятельность, включая сознательное самосознание, намерение и т. д.
- Теория игнорирует врожденные и наследственные факторы.
- Он не объясняет, как люди принимают процедурные решения, например, выбор между несколькими вариантами или целями и способы преодоления препятствия.
- Это не объясняет индивидуальные различия или вариации в обучении.
- Существует множество этических проблем, связанных с тестированием поведенческих модификаций.
- Исследования на животных могут не отражать реакцию и поведение человека.
Хотя это и сила, и слабость, в зависимости от ваших мотивов и этической позиции, «люди могут использовать классическую обусловленность, чтобы эксплуатировать других в своих интересах» (Rehman et al., 2020).
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
У нас есть много ресурсов, которые терапевты могут использовать со своими клиентами, чтобы получить дополнительное представление об их поведении и восстановить контроль, когда оно вредно или бесполезно.
Взгляните на следующие инструменты ниже:
- Рабочий лист поведенческих экспериментов для проверки убеждений
Этот рабочий лист помогает клиентам выполнить серию из шести шагов, чтобы помочь им проверить и переоценить убеждения, лежащие в основе негативных автоматических мыслей. - Рабочий лист с оценкой воздействия
В этом рабочем листе клиентам предлагается ранжировать свои фобии от наименее до наиболее пугающих в качестве первого шага к проведению воздействия воздействия. - Формирование новых привычек
В этом рабочем листе кратко объясняется, как формируются привычки, и есть место, где клиенты могут составить план развития новой полезной привычки. - Действенный мозговой штурм
Это упражнение помогает клиентам выявить, оценить, а затем избавиться или изменить привычки, которые могут мешать осуществлению желаемых изменений или приближению к цели. - Изменение физических привычек
Этот рабочий лист помогает клиентам задуматься о своих уязвимых местах и привычках, связанных с аспектами их физического здоровья, и рассмотреть шаги по выработке более здоровых привычек. - Рабочий лист замены вознаграждения
Этот рабочий лист помогает клиентам определить негативные последствия поведения, которое они используют, чтобы вознаградить себя, и выбрать другое поведение вознаграждения с положительными последствиями, чтобы заменить его. - 17 упражнений по позитивной психологии
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта фирменная коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Сообщение на вынос
Открытие классического обусловливания было удачным случаем. Ведь Павлов был физиологом, исследовавшим пищеварение у собак (Rehman et al., 2020).
И все же его открытие, иногда называемое условным рефлексом Павлова, значительно повлияло на бихевиоризм и более широкую область психологии.
Он понял, что, многократно сочетая нейтральный раздражитель (звонок) с безусловным раздражителем (еда), он в конечном итоге смог вызвать условный ответ (слюноотделение).
Варьируя сочетание нейтрального (условного) раздражителя и безусловного раздражителя, он мог даже влиять на величину реакции (условного ответа). А когда условный раздражитель продолжал действовать в отсутствие безусловного раздражителя, условная реакция в конце концов исчезала.
Бихевиоризм предполагает, что все обучение является результатом взаимодействия с окружающей средой и, следовательно, среда формирует наше поведение. Как теория она контрастирует с современной психологической теорией, которая признает важность врожденных и унаследованных факторов и человеческой деятельности (Buss, 2016).
Классическое обусловливание, несомненно, имеет свои ограничения, но оно оказало значительное влияние на психологию в первой половине 20-го века и предоставило ценную линзу для рассмотрения поведения животных и (в ограниченной степени) человека.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Басс, Д. М. (2016). Эволюционная психология: новая наука о разуме . Рутледж.
- Черри, К. (2019, 5 сентября). Как работает классическое обусловливание: обзор с примерами. Веривел Майнд . Получено 28 апреля 2021 г. с https://www.verywellmind.com/classical-conditioning-2794859 .
- Гросс, Р. Д. (2020). Психология: наука о разуме и поведении . Ходдер и Стоутон.
- Джонс, MC (1924). Избавление от детских страхов. Журнал экспериментальной психологии , 7, 382–390.
- Компа, Дж. С. (2020). Сильные стороны и ограничения бихевиоризма для обучения человека [Веб-журнал]. Получено 28 апреля 2021 г. с https://joanakompa.com/2015/05/02/strengths-and-limitations-of-behaviorism-for-learning/ .
- Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы . Издательство Оксфордского университета.
- Рехман, И., Махабади, Н., Санвикторес, Т., и Рехман, К. (2020). Классическое кондиционирование . StatPearls. Получено 27 апреля 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470326/9.0020
- Шреста, П. (2017, 17 ноября). Примеры классического обусловливания. Психологическое исследование . Получено 28 апреля 2021 г. с https://www.psychesstudy.com/behavioral/learning-memory/classical-conditioning/classical-examples .
- Скиннер, Б.Ф. (1957). Вербальное поведение . Сенчури-Крофтс.
- Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии , 3 , 1–14
Поведенческая теория личности: определение
Вы когда-нибудь дрессировали собаку выполнять такие трюки, как лай или рукопожатие в обмен на закуску? Вы, вероятно, практиковали трюки снова и снова в течение нескольких недель подряд, пока ваша собака не научилась делать трюк идеально. Возможно, вы не знали об этом в то время, но обучение собаки трюкам — это реальный пример многих принципов поведенческой теории личности .
- Что такое поведенческая теория личности?
- Каковы примеры поведенческой теории личности?
- Каковы ключевые положения поведенческой теории личности?
- Каковы ограничения поведенческой теории личности?
Поведенческая теория личности: определение
Из поведенческой теории личности следует поведенческий подход. Поведенческие реакции на раздражители находятся в центре внимания этого психологического подхода. Тип поведения, который мы развиваем, основан на реакции окружающей среды, которая может усиливать или ослаблять желательное или ненормальное поведение. Согласно этому подходу, поощрение неприемлемого поведения может привести к ненормальному поведению.
Поведенческая теория личности — это теория, согласно которой внешняя среда полностью влияет на поведение человека или животного. У людей внешняя среда может влиять на многие наши решения, например, где мы живем, с кем общаемся, что мы едим, читаем или смотрим.
Поведенческая теория личности: примеры
поведенческую теорию личности можно увидеть в действии в нашей повседневной жизни. Вот несколько примеров того, как внешняя среда влияет на наше поведение.
Учитель отправляет нескольких своих учеников под стражу за издевательства над другим учеником. У студента появляется мотивация готовиться к предстоящим экзаменам, потому что он получил пятерку на последней отметке. Он заметил, что у него пятерка по другому предмету, который он изучал. Из этого опыта он понял, что должен больше учиться, чтобы получить A+
Существует множество современных практик клинического консультирования, на которые влияют принципы бихевиоризма. К ним относятся:
Прикладной поведенческий анализ: Используется для лечения людей с аутизмом и другими нарушениями развития
Лечение наркомании: Используется для лечения вредных привычек, таких как курение, злоупотребление алкоголем или наркотиками
Психотерапия9: в основном в форме когнитивно-поведенческой теории вмешательств, помогающих в лечении психических заболеваний
Поведенческая теория личности в психологии
Иван Павлов (1890 г.), русский физиолог, первым продемонстрировал обучение через ассоциации в своем эксперименте на собаках, выделяющих слюну при звуке камертона. Эдвард Торндайк (1898), с другой стороны, в своем эксперименте с кошками и коробками с головоломками заметил, что поведение, связанное с положительными результатами, усиливается, а поведение, связанное с отрицательными результатами, ослабляется.
Бихевиоризм как теория начался с Джона Б. Ватсона 1 (1924), объясняя, что любое поведение можно проследить до наблюдаемой причины, и утверждает, что психология — это наука или изучение поведения. Его идея приобрела популярность, представив множество других идей и приложений бихевиоризма. Одним из них является радикальный бихевиоризм Берхуса Фредерика Скиннера (1938), который предположил, что наши мысли и чувства являются продуктом внешних событий, таких как стресс из-за финансов или чувство одиночества после разрыва отношений.
Бихевиористы определяют поведение с точки зрения «воспитания» (окружающей среды), полагая, что наблюдаемое поведение является результатом внешних раздражителей. То есть человек, получающий похвалу (внешний стимул) за усердную работу (наблюдаемое поведение), приводит к усвоенному поведению (еще больше усердно работать).
Внешний раздражитель — это любой фактор (например, объекты или события) вне тела, который вызывает изменение или реакцию людей или животных.
У животных собака виляет хвостом при виде еды (внешний раздражитель)
У людей вы закрываете нос при появлении неприятного запаха (внешний раздражитель).
Предыстория, поведение и последствия, pixabay.com
Поскольку Джон Б. Уотсон объявил психологию наукой, психология считалась наукой, основанной на непосредственных наблюдениях. Более того, психологи-бихевиористы заинтересованы в оценке поведения, которое можно наблюдать в отношении окружающей среды, продемонстрированного в Азбуке теории поведения (9).0458 антецеденты, поведение и последствия ).
Они исследуют предпосылки или обстоятельства, которые привели к определенному поведению. Затем они оценивают поведение, следующее за антецедентом, с целью понимания, прогнозирования или контроля. Затем наблюдайте за последствиями или влиянием поведения на окружающую среду. Поскольку проверка частного опыта, такого как когнитивные процессы, невозможна, бихевиористы не включают их в свои исследования.
В целом, Уотсон, Торндайк и Скиннер считали среду и опыт основными детерминантами поведения, а не генетическими факторами.
Что такое философия поведенческой теории?
Бихевиоризм состоит из идей, которые облегчают понимание и использование в реальной жизни. Ниже приведены некоторые предположения теории о поведении:
Психология является эмпирической и частью естественных наук
Люди, которые принимают бихевиористскую философию, считают психологию частью наблюдаемых или естественных наук. Это означает, что ученые-бихевиористы изучают наблюдаемые явления в окружающей среде, влияющие на поведение, такие как Подкрепления (награды и наказания), Различные настройки и Последствия.
Исследователи корректируют эти входные данные (например, награды), чтобы понять, что влияет на поведение.
Пример поведенческой теории в действии: ребенок получает наклейку за хорошее поведение в классе. В этом случае подкрепление (наклейка) становится переменной, влияющей на поведение ребенка, побуждая его соблюдать правильное поведение на уроке.
Поведение обусловлено окружением человека.
Бихевиоризм практически не принимает во внимание внутренние мысли и другие ненаблюдаемые стимулы. Бихевиористы считают, что все действия связаны с внешними факторами, такими как семейная среда, ранний жизненный опыт и ожидания от общества.
Бихевиористы считают, что все мы начинаем с пустого ума при рождении. Когда мы становимся старше, мы приобретаем поведение благодаря тому, чему учимся в окружающей среде.
Поведение животных и человека практически одинаково.
Для бихевиористов животные и люди формируют поведение одинаковым образом и по одним и тем же причинам. Теория утверждает, что все типы поведения людей и животных происходят из система стимулов и реакций.
Бихевиоризм фокусируется на эмпирических наблюдениях.
Первоначальная философия бихевиоризма фокусируется на эмпирических или наблюдаемых формах поведения людей и животных, таких как биология, химия и другие естественные науки.
Хотя бихевиористские теории, такие как радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера, рассматривают мысли и эмоции как результат обусловленности окружающей среды; основное предположение состоит в том, что внешние черты (например, наказание) и результаты необходимо наблюдать и измерять.
Поведенческая теория личности: развитие
Основное представление бихевиоризма о том, что окружающая среда влияет на поведение, восходит к классическим и оперантным принципам обусловливания. Классическое обусловливание представило систему стимула и реакции. Напротив, оперантное обусловливание проложило путь к подкреплению и последствиям, применяемым до сих пор, например, в классе, дома, на рабочем месте и в психотерапии.
Чтобы лучше понять основу этой теории, давайте рассмотрим четырех известных бихевиористов, которые внесли свой вклад в ее развитие.
Классическое обусловливание
Иван Павлов был русским физиологом, интересовавшимся тем, как обучение и ассоциация происходят в присутствии стимула. В 1900-х годах он провел эксперимент, открывший дорогу бихевиоризму в Америке начала 20-го века, известному как классическое обусловливание. Классическое обусловливание — это процесс обучения, в котором непроизвольная реакция на стимул вызывается ранее нейтральным стимулом.
Процесс классического обусловливания включает стимул и реакцию . Стимул — это любой фактор, присутствующий в окружающей среде, который вызывает реакцию . Ассоциация возникает, когда субъект учится реагировать на новый стимул так же, как на стимул, вызывающий автоматическую реакцию.
UCS Павлова был колокольчиком, pexels.com
В своем эксперименте он заметил, что у собаки выделяется слюна ( ответ ) при виде еды (стимул) . Непроизвольное слюноотделение собак — это безусловная реакция , а пища — безусловный раздражитель . Он позвонил в звонок, прежде чем дать еду собаке. Звонок стал условным раздражителем с повторным соединением с едой (безусловный раздражитель) , который вызвал слюноотделение собаки (условный ответ) . Он научил собаку выделять слюну только при звуке колокольчика, так как собака ассоциировала звук с едой. Его результаты продемонстрировали обучение по принципу «стимул-реакция», которое помогло построить то, чем сегодня является бихевиористская теория.
Оперантное обусловливание
В отличие от классического обусловливания, оперантное обусловливание включает в себя произвольное поведение, усвоенное из ассоциаций с положительными или отрицательными результатами. Субъект пассивен в классическом обусловливании, и выявляется усвоенное поведение. Но при оперантном обусловливании субъект активен и не полагается на непроизвольные реакции. В целом, основной принцип заключается в том, что поведение определяет последствия.
Эдвард Л. ТорндайкЕще одним психологом, продемонстрировавшим в своем эксперименте обучение методом проб и ошибок, был Эдвард Л. Торндайк. Он поместил голодных кошек в ящик со встроенной педалью и дверцей. Он также поместил рыбу за пределы коробки. Кошкам нужно нажать на педаль, чтобы выйти из коробки и достать рыбу. Сначала кошка совершала лишь беспорядочные движения, пока не научилась открывать дверь, нажимая на педаль. Он считал, что поведение кошек играет важную роль в результатах этого эксперимента, который он установил как 9.0458 инструментальное обучение или инструментальное обучение . Инструментальное обусловливание — это процесс обучения, включающий последствия, влияющие на вероятность того или иного поведения. Он также предложил Закон Эффекта , в котором говорится, что желательные результаты усиливают поведение, а нежелательные результаты ослабляют его.
Б. Ф. Скиннер
В то время как Торндайк работал с кошками, Б. Ф. Скиннер изучал голубей и крыс, у которых он заметил, что действия, приводящие к положительным результатам, повторяются, а действия, приводящие к отрицательным или нейтральным результатам, не повторяются. Он полностью игнорировал свободу воли. Опираясь на закон эффекта Торндайка, Скиннер ввел идею о том, что подкрепление увеличивает вероятность повторения поведения, а без подкрепления поведение ослабевает. Он назвал инструментальное обусловливание Торндайка оперантным обусловливанием, предполагая, что учащийся «действует» или воздействует на окружающую среду.
Положительное подкрепление происходит, когда поведение сопровождается вознаграждением, например словесной похвалой. Напротив, негативное подкрепление включает устранение того, что считается неприятным (например, головной боли) после выполнения определенного действия (например, приема обезболивающего). Цель положительного и отрицательного подкрепления состоит в том, чтобы усилить предыдущее поведение, сделав его более вероятным.
Каковы сильные стороны поведенческой теории личности?
Какой бы обычной ни казалась ситуация, можно наблюдать множество нежелательных или вредных действий. Одним из примеров является саморазрушительное поведение или агрессия человека с аутизмом. В случаях глубокой умственной отсталости объяснение того, что нельзя причинять боль другим, неприменимо, поэтому может помочь поведенческая терапия, ориентированная на положительное и отрицательное подкрепление.
Практическая природа бихевиоризма позволяет повторять исследования различных субъектов, повышая достоверность результатов. Хотя при смене субъектов с животных на людей возникают моральные опасения, исследования бихевиоризма оказались надежными из-за их наблюдаемого и измеримого характера.
Положительные и отрицательные подкрепления помогают усилить продуктивное поведение, улучшить обучение в классе, повысить мотивацию на рабочем месте, уменьшить разрушительное поведение и улучшить дрессировку домашних животных.
Поведенческая теория личности: ограничения
Многие признают, что когнитивные процессы необходимы для обучения и развития личности (Schunk, 2012) 2 . Бихевиоризм полностью игнорирует участие разума, утверждая, что мысли нельзя наблюдать напрямую. В то же время другие считают, что на поведение влияют генетические и внутренние факторы. Критики также отмечали, что классическая обусловленность Ивана Павлова не учитывала добровольное поведение человека.
Некоторым видам поведения, например связанным с социализацией или развитием речи, можно научить без предварительного подкрепления. По мнению теоретиков социального обучения и когнитивного обучения, бихевиористский метод неадекватно объясняет, как люди и животные учатся взаимодействовать.
Поскольку эмоции субъективны, бихевиоризм не признает их влияния на поведение людей и животных. Но другие исследования (Desautels, 2016) 3 показывают, что чувства и эмоциональные связи влияют на обучение и действия.
Бихевиоризм — основные выводы
- Бихевиоризм — это психологическая теория, рассматривающая поведение человека и животных исключительно под влиянием внешних раздражителей.
- Джон Б. Уотсон (1924) первым представил поведенческую теорию. Иван Павлов (1890) работал над экспериментами с использованием классического обусловливания собак. Эдвард Торндайк предложил Закон Эффекта и свой эксперимент с кошками и коробками-головоломками. Б. Ф. Скиннер (1938) основан на работе Торндайка, которую он назвал оперантным обусловливанием.
- Поведенческая психология фокусируется на предшествующих событиях, поведении и последствиях для изучения поведения людей и животных.
- Одним из основных преимуществ бихевиоризма является его практическое применение в терапевтических вмешательствах, на работе или в школе.
- Одним из главных минусов бихевиоризма является его игнорирование внутренних состояний, таких как мысли и эмоции.
Ссылки
- Уотсон, Дж. Б. (1958). Бихевиоризм (ред. ред.). Издательство Чикагского университета. https://www.worldcat.org/title/behaviorism/oclc/3124756
- Шунк, Д. Х. (2012). Социальная когнитивная теория. Справочник по педагогической психологии APA, Vol. 1. https://psycnet.apa.org/record/2011-11701-005
- Desautels, L. (2016). Как эмоции влияют на обучение, поведение и отношения. Стипендия и профессиональная деятельность: Образование. 97. https://digitalcommons.butler.edu/coe_papers/97/2. Шунк, Д. Х. (2012). Социальная когнитивная теория. Справочник по педагогической психологии APA, Vol. 1.https://psycnet.apa.org/record/2011-11701-005
Темперамент и психические расстройства — Когнитивная терапия
Последнее обновление: понедельник, 04 июля 2022 г. | Когнитивная терапия
Основные положения Для Павлова темперамент как животных, так и людей определяется взаимодействием того, что он называл возбудительными и тормозными реакциями. Как следует из названий, возбуждение стимулирует нервную реакцию, а торможение ее подавляет. Благодаря своим исследованиям нервной системы собак Павлов разработал теорию о том, что отклонения в поведении и темпераменте возникают при нарушении равновесия возбуждения и торможения или при очень слабом развитии обоих процессов. Собаки с сильными возбуждающими и тормозными реакциями, находившимися в равновесии, легче всего поддавались дисциплине; эти собаки также лучше всего реагировали на кондиционирование. Павлов называл их тип темперамента сильным.
У тех животных, у которых как возбуждение, так и торможение были слабыми или находились в дисбалансе друг с другом, поведенческие проблемы и неврозы были обычным явлением. Павлов обнаружил, что эти собаки не способны адекватно справляться с раздражителями окружающей среды. Павлов называл этот тип собак заторможенными, или слабыми. Способность животного быстро приспосабливаться к меняющейся среде, называемая подвижностью, также влияла на его тип темперамента.
Теория Павлова о типах темперамента уходит своими корнями в древнюю концепцию, прославленную греческим врачом Галеном, о четырех гуморах: холерическом, меланхолическом, сангвиническом и флегматическом. Греки считали, что баланс четырех дош (соответствующих желтой желчи, черной желчи, крови и слизи) определяет тип личности человека. Относительное количество соков создавало теплое по сравнению с прохладным и сухое по сравнению с влажным (которые были связаны с элементами огня, воздуха, земли и воды). Человек с избытком желтой желчи был холериком (теплым и сухим — также легковозбудимым и вспыльчивым), с обилием черной желчи — меланхоликом
(прохладный и сухой — тоже заторможенный и пессимистичный), кто-то с избытком крови — сангвиник (теплый и влажный — тоже уверенный и энергичный), и, наконец, тот, у кого обильная слизь, — флегматик (прохладный и влажный — тоже спокойный и трудолюбивый). ). В системе Павлова холерический темперамент аналогичен возбудимому типу, меланхолик — заторможенному, флегматик и сангвиник — сильному типу.
Конечно, Павлов понимал, что человеческая личность несколько сложнее, чем личности изучаемых им собак. Он считал, что человеческое поведение определяется тремя факторами:
• Окружающая среда
• Вторая сигнальная система (язык)
• Темперамент (определяемый возбуждением и торможением)
Первая сигнальная система — это условные рефлексы — инстинктивное поведение, усвоенное в результате взаимодействия с окружающей средой. Павлов также понял, что, в отличие от его собак, люди также имели в своем распоряжении второй набор сигналов — язык — или то, что Павлов называл «сигналами сигналов». По его мнению, личность определяется тем, какая сигнальная система у человека доминирует. Тех, кто реагировал преимущественно на стимулы окружающей среды, а не на язык, называли художниками, а тех, для кого язык был более сильным мотиватором, называли мыслителями. Редко кто-то будет иметь одинаковую силу в обеих областях; Павлов назвал этих людей «промежуточными» типами.
Типы личности:
• художники = первая сигнальная система по сравнению со второй сигнальной системой
• мыслители = вторая сигнальная система по сравнению с первой сигнальной системой
Кроме того, Павлов считал, что разные типы личности склонны к определенным психологическим расстройствам на основе их реакции к их среде. Мыслящие типы были предрасположены к навязчивым идеям и фобиям, а артистические — к истерии и вспышкам. Проявятся ли эти расстройства или нет, зависит от способности человека справляться со стрессом или травмой окружающей среды.
Объяснение Павлов обнаружил, что неврозы действительно могут быть вызваны в лаборатории у животных со слабым и неуравновешенным темпераментом. Сильные отрицательные раздражители могли вызывать экспериментальные неврозы, подавляя тормозные или возбудительные процессы животных. Стимулы, которые было трудно отличить от ранее введенных стимулов, также могут вызывать поведенческие проблемы. Невротическое поведение может быть устранено с помощью методов контробусловливания или путем угасания условной реакции. Павлов также экспериментировал с использованием препаратов брома, чтобы вернуть собак в неневротическое состояние.
Физиологические эксперименты Павлова по изучению функции мозга животных также повлияли на его теории личности и психопатологии. Он считал, что основные влечения, эмоции и инстинктивное поведение, или безусловные рефлексы, регулируются в подкорковой области мозга как у животных, так и у людей. Непосредственно над подкоркой, в больших полушариях, полагал Павлов, можно было найти «сигнальные системы», помогающие регулировать темперамент, а затем и поведение. Первую сигнальную систему (условные рефлексы) он связывал с большими полушариями (за исключением лобных долей), а вторую сигнальную систему (язык) — с лобными долями.
В работе 1932 г., озаглавленной «Очерк физиологической концепции симптоматики истерии», Павлов описывает, как деятельность, происходящая в каждой из этих областей мозга, определяет тип темперамента индивидуума:
У художника деятельность большие полушария, развиваясь всей своей массой, менее всего вовлекают лобные доли и концентрируются преимущественно в других отделах; у мыслителя, наоборот, она наиболее интенсивна в лобных долях.
Павлов проявлял особый исследовательский интерес к шизофрении и изучал многих пациентов с этим расстройством в Ленинградской клинике. Он предположил, что шизофрения была результатом как слабого типа темперамента, так и детской травмы. Из-за слабой тормозной реакции шизофреников травма подавляет их и повреждает их нервную систему.
Примеры Одна из учениц Павлова, Н. Р. Шенгер-Крестовникова, была первым исследователем, описавшим роль сенсорного различения в возникновении неврозов. Шенгер-Крестовникова провела эксперимент, в ходе которого у собаки выделялось слюноотделение всякий раз, когда она видела световую проекцию круга (то есть визуальное изображение круга сочеталось с едой). В то же время собаку приучили к тормозной реакции, когда ей предъявляли эллипс (то есть после вида эллипса не было еды). Затем Шенгер-Крестовникова постепенно изменила форму эллипса, сделав его более круглым. В конце концов, собака не могла отличить круг от эллипса и потеряла все условные реакции как на круги, так и на эллипсы. Собака также демонстрировала поведенческие проблемы, такие как скуление и борьба, когда ей давали задание. Павлов считал, что невротическое поведение собаки вызывается столкновением тормозных и возбуждающих реакций ее нервной системы. Два стимула, которые когда-то были уникальными, стали слишком похожими, чтобы собака могла их различить; результатом был индуцированный невроз.
Павлов и его коллеги также впервые применили отрицательные или болевые стимулы в экспериментальном обусловливании. Другой ученик Павлова, М.Н. Ерофеева использовала электрошок в качестве стимула перед тем, как давать пищу, тем самым приучая собаку ассоциировать электрический ток с едой (о чем свидетельствует ее слюнная реакция) без защитной реакции (рычания или лая). Первоначально удар всегда наносился на одну и ту же часть тела собаки. В дальнейшем, когда Ерофеева нанесла удар током на другую часть тела собаки, условная реакция исчезла, и собака заняла оборонительную позицию. Этот эксперимент доказал Павлову и его коллегам, что невротическое или дезадаптивное поведение — в данном случае выпадение защитных рефлексов при попадании испытуемого в болезненную или опасную ситуацию — можно вызвать в лаборатории. Возможно, что еще более важно, это открытие заложило основу концепции о том, что обусловливание невротического поведения можно обратить вспять, метод, известный как контробусловливание.