Что такое оперантное научение? — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Evgeniy в . Опубликовано Бихевиоризм Последнее обновление: 09/12/2018
Оператное научение включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения.
Оперантное научение – это метод обучения, который происходит посредством вознаграждения и наказания за определенный тип поведения. Суть оперантного научения заключается в том, чтобы установить ассоциативную связь между поведением и следствием этого поведения.
Идея оперантного научения принадлежит бихевиористу Берресу Фредерику Скиннеру, поэтому часто этот метод обучения называют методом Скиннера. Скиннер считал, что невозможно объяснить поведение внутренними мыслями и мотивацией. Вместо этого он предложил обратить внимание на внешние причины, влияющие на поведение человека.
Скиннер использовал термин «оперантный» для описания любого поведения, которое под влиянием внешних факторов выливается в определенные последствия.
Примеры оперантного научения
На самом деле, примеров оперантного научения вокруг нас множество: школьник, который делает домашнее задание, чтобы получить награду от родителей, или сотрудники, которые работают над проектом ради повышения зарплаты или продвижения по службе.
Эти примеры показывают нам, что перспектива награды способствует выполнению задания, но оперантное научение также может использоваться, чтобы отучить человека от чего-либо посредством наказания или лишения желаемого. Например, детей можно отучить разговаривать в классе, если лишить их за это возможности играть на большой перемене.
Компоненты оперантного научения
Подкрепление – это любое действие, которое будет влиять на развитие определенной модели поведения. Существует два вида подкрепления:
Позитивное подкрепление – это вознаграждение, которое используется для поощрения желаемого поведения: например, похвала или награда.
Негативное подкрепление — это неприятные действия или результаты, которые прекращаются или снижаются для поощрения желаемого поведения.
Оба вида подкрепления используются, чтобы поощрять определенную модель поведения.
Наказание – это неприятные действия, которые предпринимаются для того, чтобы прекратить нежелательную модель поведения.
Существует два вида наказаний:
- Позитивное наказание подразумевает использование нежелательного действия, чтобы ослабить последующую за ним реакцию.
- Негативное наказание подразумевает собой прекращение желаемого действия или лишение желаемого предмета в случае проявления поведения, от которого необходимо отучить.
Оба вида наказания направлены на то, чтобы ослабить нежелательную модель поведения.
Теги: бихевиоризм, наказание, научение, Оперантное научение
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
Теория оперантного обусловливания Скиннера – каким образом оно происходит
Психология уже много веков пытается исследовать человеческую душу и понять ее порывы и влечения. Но в 20-м веке появились бихевиористы, которые сконцентрировали свое внимание на поведении и заявили, что у людей оно вполне предсказуемо и на него можно влиять.
В этой статье:
Что такое оперантное обусловливаниеОсновная идея СкиннераВиды подкрепленияКритика и вклад теории оперантного обусловливания
Что такое оперантное обусловливание
Фото автора Olha Ruskykh: Pexels
Оперантное обусловливание – это теория, согласно которой на поведение человека влияют не столько внешние обстоятельства окружающей среды, сколько взаимодействие человека с этими обстоятельствами и последствия, которые после этого наступают.
Эта теория была разработана Б.Ф. Скиннером, по мнению которого существует 3 формы поведения:
- безусловно-рефлекторное – это реакция организма, которая не зависит от его сознания. Она основана на безусловных рефлексах: пищевых, защитных и т. д.;
- условно-рефлекторное – она вызвана формированием условного рефлекса и была сформулирована И.П. Павловым;
- оперантное – организм сам активно воздействует на окружающую среду и, в зависимости от тех или иных последствий, вырабатывает определенный способ поведения.
В теории Скиннера, обусловить – значит создать продуманные условия, которые приведут к подкреплению нужного поведения. «Оперантное» от слова «операция», то есть определенное действие.
Классический эксперимент Скиннера
Лучше всего понять суть оперантного обусловливания помогает описание эксперимента, который провел Скиннер. Он посадил крысу в специальный ящик, где была педаль. Стоило на нее нажать, как в ящике появлялась еда.
При хаотичных передвижениях крыса случайно нажала на педаль и у нее появился корм. После нескольких повторов у крысы сформировалась ассоциативная связь: «нажатие на педаль приводит к сытости».
Суть эксперимента в том, что в отличии от собак Павлова, которые никак не влияли на окружающую среду, крысы Скиннера действовали по своему усмотрению. Они понимали, к чему приведет тот или иной их поступок и меняли свое поведение, чтобы получить желаемое.
Основная идея Скиннера
Согласно теории оперантного обусловливания, люди ничем не отличаются от «подопытных» Скиннера.
Если человек несколько раз заходил в ресторан, где его вкусно кормили, у него сформируется ассоциативная связь, и дальше он, при прочих равных, будет выбирать тот же ресторан.
Если ребенок, пробуя леденцы, натыкался на апельсиновый и тот казался ему самым вкусным, после нескольких «проб», он всегда будет выбирать именно апельсиновый. Но если несколько раз подряд наткнется на «плохие», то он изменит свой выбор.
Все человеческое поведение зависит от окружающий среды, прошлого опыта взаимодействия с этой средой, и тех последствий, то есть видов подкреплений, к которым привело то или иное действие.
Оперантное научение
Виды подкрепления
Согласно теории оперантного обусловливания, подкрепление может быть:
- первичным – это жизненно важные потребности, такие как еда, секс, безопасность, отсутствие боли;
- вторичным – деньги, уважение, престиж, внимание, социальное одобрение и т. д.
Например, ребенок получил хорошую оценку и за это родители его похвалили. Это повторяется несколько раз. У него формируется ассоциативная связь: «хорошая отметка приведет к похвале». Ради одобрения родителей, он начнет стремиться получать только хорошие оценки.
Но, чтобы эта теория «работала» нужно соблюдать правила эффективного подкрепления. Одно из них – это постоянство и предсказуемость.
Когда крыса каждый раз после нажатия педали получала еду, ее поведение было стабильным и четко направленным. Но потом Скиннер немного изменил условия. После нажатия педали крыса не всегда получала еду, а через раз.
После этого наступило угасание реакции – ассоциативная связь, которая была когда-то сформирована, разрушилась. Также и с людьми. Если ребенок, принося из школы хорошие оценки, то получает похвалу, то нет – его поведение быстро изменится.
Он поймет, что хорошие оценки ему никак не помогут получить желаемое от родителей, потому что их похвала зависит не от него, а от их настроения, усталости и прочего.
Также и со взрослыми. Если человек, вовремя закончив проект, всегда получает премию, работодатель обретет исполнительного и старательного сотрудника.
Но если премии выплачиваются не постоянно, то работник сделает вывод, что нет особого смысла оставаться по вечерам.
Скиннер выделял 3 вида подкрепления:
- позитивное подкрепление;
- негативное подкрепление;
- наказание.
Позитивное подкрепление
Это последствия, которые вызывают у человека или любого другого существа, позитивные эмоции: радость, удовольствие, а также приятные ощущения, например, сытость, тепло. Это та награда, которую мы получаем за работу.
Негативное подкрепление
Это ситуация, в которой удалось избежать наказания. Например, если ребенку угрожают, что за плохое поведение он лишиться подарков на Новый год. Или сотруднику говорят, что если он сорвет сроки работы, он будет уволен.
Чтобы избежать неприятного наказания, человек ведет себя «хорошо».
Наказание
Это наказание за определенные действия: боль, голод, игнорирование, осуждение, штрафы, лишение премии и так далее. А также, это лишение чего-то приятного за неправильное и нежелательное действие.
В общем все, что вызывает у человека негативные эмоции, и не важно, это ребенок, которого поставили в угол или муж, которому не приготовили ужин.
Что лучше «работает»
Одним из революционных открытий Скиннера было то, что благодаря своим экспериментам он смог доказать – наиболее эффективным является позитивное подкрепление. Именно похвала, премии, награда лучше всего мотивируют человека делать то, что нужно.
На втором месте было негативное подкрепление – желание избежать неудовольствия и наказания тоже повышает эффективность работы.
А вот наказание, как показали эксперименты, не стимулирует правильное поведение. Наоборот, в какой-то момент происходит снижение мотивации. Человек перестает делать то, что от него требуется даже понимая, что будут санкции.
Критика и вклад теории оперантного обусловливания
Теория Скиннера подвергалась критике со стороны таких психологов, как Э. Фромм, С. Пикнер, Н. Хомский. Они считали, что в теории оперантного обусловливания есть существенный недостаток – она не учитывает роль человеческих влечений, чувств, а также логического мышления.
Общественность критиковала Скиннера за то, что суть его теории сводится к тому, как можно манипулировать другим человеком и влиять на его поступки. Многие считали, что Скиннер пренебрегает вопросами морали, этики, человечности и отрицает право на свободу воли.
Несмотря на это Скиннер был признан одни из выдающихся деятелей в области психологии. Его исследования оказали значительное влияние на мир.
Его теории и принципы применяются в сфере мотивации, менеджмента, воспитания. Также они прекрасно помогают развивать навыки общения, избавляться от вредных привычек, тренировать самоконтроль.
25 примеров оперантного обусловливания в повседневной жизни
| Классическое кондиционирование | Закон Эффекта | 4 типа оперантного обусловливания | Примеры | Графики подкрепления |
Что такое оперантное обусловливание
Оперантное обусловливание, также известное как инструментальное обусловливание, представляет собой процесс обучения, в котором поведение изменяется с помощью поощрений или наказаний. При многократном сочетании желаемого поведения с последствиями формируется ассоциация для создания нового обучения.
дрессировщик дает своей собаке лакомство каждый раз, когда собака поднимает левую лапу. Собака узнает, что поднятие левой лапы может принести ей награду в виде еды. Он будет снова и снова поднимать лапу, чтобы получить больше лакомства.
Классическое обусловливание как основа бихевиоризма
Мы можем проследить происхождение оперантного обусловливания до его предшественника, классического обусловливания.
Классическое обусловливание, также известное как обусловливание по Павлову, также включает обучение новому поведению в процессе ассоциации. 2
Русский физиолог Иван Павлов впервые экспериментировал с классическим обусловливанием в конце 1800-х годов. Он заметил, что у его собак выделялась слюна всякий раз, когда он входил в комнату, чтобы их покормить.
В своем эксперименте на оперантное обусловливание Павлов звонил в колокольчик каждый раз, когда кормил своих собак. Со временем собаки научились выделять слюну, когда слышали звук колокольчика, даже когда еды не было.
Пища, способная естественным образом вызвать слюноотделение, является безусловным раздражителем. Звук колокольчика, который начинал вызывать слюноотделение после приема пищи, был условным раздражителем.
Когда безусловный раздражитель (еда) и условный раздражитель (звук) ассоциировались, условный раздражитель мог вызвать одинаковую реакцию. Эта недавно выученная реакция стала условной реакцией. Это форма обучения через ассоциации.
Павловское обусловливание стало основой бихевиоризма, ведущей области психологии того времени. Бихевиористы считают, что поведение — это реакция на внешние стимулы, и люди учатся только через ассоциации, а не через мысли, чувства или внутренние психические события.
Закон эффекта и оперантное обусловливание
Позже психолог Эдвард Торндайк выдвинул концепцию инструментального обусловливания , когда он наблюдал влияние подкрепления в экспериментах с коробкой-головоломкой с кошками, пытающимися сбежать. Он назвал этот процесс обучением методом проб и ошибок.
Торндайк предложил Закон Эффекта 3 , который гласил, что если при наличии стимула за реакцией следует удовлетворяющее событие (подкрепление), то связь между стимулом и реакцией усиливается. И наоборот, если за ответным стимулирующим событием следовало неудовлетворяющее событие (каратель), связь ослаблялась.
В начале 1900-х годов психолог-бихевиорист Б. Ф. Скиннер, также известный как отец оперантного обусловливания, опираясь на концепции подкрепления и наказания, создал теорию оперантного обусловливания (теория подкрепления).
Скиннер считал, что павловское обусловливание слишком просто, чтобы полностью объяснить сложное человеческое поведение. Он считал, что лучший способ понять оперантное поведение — это наблюдать его причины и последствия 1 .
В парадигме оперантного обусловливания Скиннера наблюдаемым поведением можно манипулировать, если за ним следует подкрепление или наказание.
Для изучения оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннер сделал камеру, названную Ящиком Скиннера , и поместил внутрь небольшое животное. В экспериментах с оперантным обусловливанием каждый раз, когда животное нажимало на рычаг или планку, оно получало пищу или воду в качестве подкрепления 4 .
В отличие от классического обусловливания, которое включает бессознательное рефлекторное поведение, оперантное поведение — это поведение, находящееся под сознательным контролем.
Основной целью оперантного обусловливания является поощрение желаемого поведения с помощью вознаграждения и уменьшение нежелательного поведения с помощью наказания. Применение подкрепления и наказания создает преднамеренный и сознательный процесс оперантного обучения.
4 типа оперантного обусловливания
Четыре типа оперантного обусловливания: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, положительное наказание и отрицательное наказание.
Поощрение усиливает целевое поведение, а наказание снижает его.
С помощью своих экспериментов Скиннер выделил два типа последствий, которые могут повлиять на новое обучение: подкрепление и наказание.
Подкрепление
Существует два типа подкрепления – положительное подкрепление и отрицательное подкрепление.
В психологии под положительным понимается добавление стимула, а под отрицательным — удаление.
Положительное подкрепление добавляет вознаграждающее последствие в качестве положительного подкрепления к поведению, тем самым усиливая или увеличивая вероятность того, что желаемое поведение появится снова.
Отрицательное подкрепление устраняет неприятный стимул для усиления желаемого поведения в будущем.
Наказание
Наказание противоположно подкреплению. Он направлен на снижение плохого поведения.
Как и поощрение, наказание бывает двух видов: позитивное и негативное.
Положительное наказание добавляет неприятный стимул, чтобы ослабить или устранить поведение. Позитивное наказание — это обычно то, что мы называем «наказанием» в повседневной жизни.
Негативное наказание удаляет приятный стимул, чтобы остановить нежелательное поведение.
Примеры оперантного обусловливания в повседневной жизни
Вот различные типы примеров оперантного обусловливания.
Пример положительного подкрепления
- Родитель дает ребенку дополнительное пособие (поощрение) за мытье посуды (желаемое поведение)
- Менеджер предлагает бонусы (подкрепление) своим работникам за своевременное завершение проекта (желаемое поведение).
- Учитель дает учащимся золотые звездочки (поощрение) за то, что они поднимают руки перед тем, как говорить (хорошее поведение).
- Вы получаете аплодисменты публики (подкрепление) после игры на пианино (разыскиваемое поведение) на сольном концерте.
- Маленькие дети гладят собаку по голове (поощрение), когда она спокойно сидит перед ними (желаемое поведение).
- Игроки получают денежное вознаграждение (поощрение) за непрерывную игру на игровых автоматах (поощрение поведения).
Пример отрицательного подкрепления
- Ребенку не нужно убирать со стола (неприятное событие) после еды, если он съел свой овощ (желаемое поведение.)
- Вынос мусора (желаемое поведение) устраняет гнилостный запах (неприятный раздражитель) на кухне.
- Чистка зубов (желаемое поведение) предотвращает кариес (неприятное событие)
- На рабочих не будут кричать (неприятный стимул), если они придут на работу вовремя (желаемое поведение).
- Подросток убирает свою комнату (желаемое поведение), чтобы его телефон не отобрали (неприятное событие.)
- Аккуратно убирать игрушки (желаемое поведение) и родитель не будет их выбрасывать (неприятное событие)
Пример положительного наказания
- Родитель поручает ребенку дополнительные обязанности (неприятные последствия) за то, что он слишком много играет в видеоигры (плохое поведение).
- Учитель дает учащемуся дополнительную домашнюю работу (аверсивный стимул) за то, что он шумит в классе (нежелательное поведение).
- Родители шлепают детей (неприятный раздражитель) за пропуск занятий (нежелательное поведение).
- Ребенка ругают (неприятное событие) за игнорирование домашнего задания (нежелательное поведение.)
- Родитель дает ребенку тайм-аут (неприятное последствие) за истерику (нежелательное поведение).
- Полиция выписывает водителю штраф (неприятный стимул) за превышение скорости (нежелательное поведение).
Пример отрицательного наказания
- Родитель отбирает телефон у ребенка (приятный стимул) за просмотр слишком большого количества видео (плохое поведение)
- Полиция лишает водительских прав (приятный раздражитель) за безрассудное вождение (нежелательное поведение).
- Учащиеся теряют время на перемене (приятный стимул) из-за слишком большого шума (нежелательное поведение).
- Подросток не может пойти в торговый центр (приятный стимул) за нарушение комендантского часа (плохое поведение).
- Мальчик теряет время, проведенное за планшетом (приятный стимул), из-за издевательств над другими в школе (нежелательное поведение).
- Воры лишаются свободы (приятный стимул) за воровство (плохое поведение).
Использование оперантного обусловливания широко распространено. Вы можете видеть это повсюду. Его используют родители, учителя, компании и правительство.
См. также: Психология формирования
Графики подкрепления — ключевой компонент
Изменение поведения с использованием подкреплений и наказаний требует постоянного применения, чтобы оставаться эффективным. Как только подкрепление или наказание прекращаются, усвоенное поведение постепенно ослабевает и, наконец, исчезает в процессе, называемом угасанием.
Что удивительно даже для Скиннера, так это то, что частота и характер применения подкрепления могут влиять на то, насколько быстро работает подкрепление и насколько устойчивым остается обучение 5 .
Существует два типа графиков подкрепления: графики на основе интервалов и графики соотношений.
Графики на основе интервалов: подкреплений доставляются через определенный период. Период может быть фиксированным (график с фиксированным интервалом) или переменным (график с переменным интервалом).
Расписания, основанные на соотношении : подкрепление доставляется после определенного количества ответов. Количество ответов может быть фиксированным (график с фиксированным соотношением) или переменным (график с переменным соотношением).
Исследования показали, что поведение, усвоенное с помощью графиков с переменным соотношением, является наиболее устойчивым и наименее подверженным исчезновению.
Это важное открытие, потому что теперь мы можем эффективно использовать подкрепление и наказание в различных ситуациях.
при использовании вознаграждений для подкрепления желаемого поведения мы теперь знаем, что должны давать их только изредка (расписание с переменным соотношением).
Когда малыш закатывает истерику на рынке, мы теперь знаем, что ни в коем случае не должны покупать конфеты. Иногда уступая, вы сделаете так, что избавиться от привычки будет гораздо труднее.
Заключительные мысли об оперантном обусловливании
Оперантное обусловливание — это то, что мы часто видим вокруг себя. Иногда мы делаем это намеренно, но иногда нет. Признание плюсов и минусов этого типа модификации поведения может помочь нам избежать ловушек и достичь наилучших результатов.
См. также: Оперантное и классическое обусловливание
Ссылки
1.
Staddon JER, Cerutti DT. Оперантного кондиционирования. Анну Рев Психол . Февраль 2003 г .: 115–144. doi:10.1146/annurev.psych.54.101601.145124
2.
Staats AW, Staats CK. Установки, установленные классическим обусловливанием. Журнал ненормальной и социальной психологии . 1958:37-40. дои: 10.1037/h0042782
3.
Торндайк ЭЛ. Закон Эффекта. Американский журнал психологии . Декабрь 1927: 212. дои: 10.2307/1415413
4.
Duncan IJH, Horne AR, Hughes BO, Wood-Gush DGM. Характер потребления пищи самками браун-леггорн, записанный в ящике Скиннера. Поведение животных . Май 1970: 245-255. doi:10.1016/s0003-3472(70)80034-3
5.
О Памеле Ли, MS, MBA
Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли, MS, MBA | Веб-сайт
Что такое оперантное обусловливание? I Psych Central
Что такое оперантное обусловливание? Мы изучим эту теорию обучения и то, как ее различные методы можно использовать в повседневных и клинических условиях.
Оперантное обусловливание, также известное как инструментальное обусловливание или скиннеровское обусловливание, представляет собой теорию обучения в поведенческой психологии. Его можно использовать для увеличения или уменьшения частоты определенного поведения за счет введения последствий.
Использование оперантного обусловливания для изменения человеческого поведения может быть положительным или отрицательным, в зависимости от намерения человека, использующего технику. Принципы оперантного обусловливания можно использовать для эгоистичного формирования поведения, не отвечающего интересам других.
Однако, «когда намерения доброжелательны, оперантное обусловливание имеет большой потенциал для пользы как для отдельного человека, так и для общественного здоровья», — говорит Дженнифер Хеттема, доктор философии, клинический психолог и старший клинический директор LifeStance Health в Альбукерке, Нью-Мексико.
Психолог Эдвард Торндайк впервые разработал «Закон эффекта» в 1898 году. Это концепция, согласно которой поведение с большей вероятностью будет повторяться, если оно связано с чувством удовлетворения.
В 1937 году бихевиорист Б. Ф. Скиннер расширил теорию Торндайка. Он придумал термин «оперантное обусловливание» и описал его в своей книге «Схемы подкрепления», которую он написал в соавторстве с психологом Чарльзом Б. Ферстером.
Однако его не следует путать с классическим обусловливанием. Итак, в чем же разница между классическим обусловливанием и оперантным обусловливанием?
В то время как классическое обусловливание основано на модели стимулов и реакций, оперантное обусловливание включает поведение и последствия. Основное различие здесь в том, что один приводит к бессознательному эффекту (классический), а другой предполагает сознательный выбор (оперант).
В эксперименте, известном как «ящик Скиннера», Скиннер поместил крысу в ящик с рычагом, который выпускал еду в ящик. После того, как крыса случайно нажала на рычаг достаточное количество раз, она в конце концов поняла, что ее поведение (дергание за рычаг) привело к определенному последствию (получению пищи).
Эта модель воздействия на поведение животных теперь используется и для модификации поведения людей. По сути, это стало частью основы того, что мы сегодня знаем как когнитивно-поведенческую терапию.
Психология оперантного обусловливания состоит из множества рабочих частей, включая различные типы, принципы и факторы планирования.
Подкрепление и наказание
Два основных типа поведенческих модификаторов в оперантном обусловливании называются подкрепляющими и наказывающими. Подкрепление и наказание также можно разделить на два подтипа: положительное и отрицательное.
Четыре типа методов оперантного обусловливания включают:
- Положительные подкрепления: добавление вознаграждения
- Отрицательные подкрепления: снятие наказания
- Положительные наказания: 5 Отрицательные каратели: устранение вознаграждения
«При оперантном обусловливании мы, скорее всего, усилим поведение, за которым следует вознаграждение, и уменьшим количество поведения, за которым следует наказание», — говорит Хеттема.
Проще говоря: «Поощрения — это последствия, повышающие вероятность того или иного поведения», — объясняет она. «Каратели — это последствия, которые уменьшают вероятность поведения».
Она отмечает, что мы также можем определить поощрения или наказания на основе следующих факторов:
- когда они применяются в связи с поведением (например, немедленно или с задержкой)
- независимо от того, применяются ли они в зависимости от частоты поведения или течение времени
- независимо от того, постоянны ли эти паттерны или изменчивы
Схемы подкрепления
Различные схемы подкрепления при оперантном обусловливании включают:
- Непрерывное: подкрепление каждый раз, когда происходит поведение
- Схемы с фиксированным интервалом: поощрение после определенного поведения в течение определенного периода времени
- Схемы с переменным соотношением: произвольное подкрепление после того, как поведение повторяется непредсказуемое количество раз
- Графики с переменным интервалом: случайное подкрепление после того, как поведение происходит в течение непредсказуемого периода времени
Эти графики предполагают, что предсказуемость поведения зависит от частоты и постоянства армирования.
Если есть всегда конкретное последствие, поведение, скорее всего, подкрепится сильнее. Это может быть полезно, когда вы хотите поощрять более высокую частоту желаемого поведения.
«Мы узнали, что поощрения, возникающие сразу после различного количества попыток поведения, очень важны», — добавляет Хеттема.
Согласно исследованию 2018 года, успех этих заученных реакций можно объяснить высвобождением «гормона счастья» — дофамина.
Если последствия поведения представляются случайным образом, последовательность поведенческой реакции может быть разнообразной и более неустойчивой. И когда поведение не подкрепляется и не вознаграждается в течение длительного периода времени, это может в конечном итоге привести к исчезновению этой реакции.
«Принципы оперантного обусловливания можно применять в любом контексте, в котором человек надеется повлиять на поведение других», — говорит Хеттема.
Вот несколько примеров того, как можно использовать оперантное обусловливание для изменения поведения в повседневной жизни.
Воспитание детей
«Родители применяют принципы оперантного обусловливания, чтобы научить своих детей правилам безопасности и сделать их здоровыми и продуктивными членами общества», — говорит Хеттема.
Родители могут использовать оперантное обусловливание со своими детьми:
- хвалить их, когда они делают что-то хорошее
- давать им конфету, когда они убираются в своей комнате
- позволять им играть в видеоигры после того, как они сделают домашнее задание
- отправлять их в свою комнату в качестве наказания
- окончание
Школа
Учителя могут использовать оперантное обусловливание в классе, чтобы влиять на поведение учащихся:0106
Работа
Оперантное обусловливание можно использовать даже на рабочем месте для повышения производительности и влияния на моральный дух сотрудников путем:
- предоставления сотруднику подарочной карты для пяти положительных клиентов отзывы
- предоставление выходного дня за дополнительную усердную работу в течение недели
- премирование за достижение квартальной цели продаж
- отстранение сотрудника от работы за слишком много прогулов
- похвала сотруднику за постоянную отличную работу
Отношения
Любой человек может использовать методы оперантного обусловливания, чтобы поощрять или препятствовать определенному поведению в своих отношениях. Некоторые идеи включают в себя:
- комплимент вашему другу за то, как он справился с ситуацией
- приготовление любимого ужина вашего партнера после того, как он пропылесосил дом три раза подряд
- преподнесение подарка вашему соседу по комнате в благодарность за выполнение одной из ваших обязанностей по дому
Принципы оперантного обусловливания могут быть использованы для лечения люди, живущие с определенными психическими расстройствами, а также.
Терапия оперантного обусловливания является основным компонентом когнитивно-поведенческой терапии — формы психотерапии.
Если вы страдаете психическим заболеванием, специалисты в области психического здоровья могут ввести поощрения или наказания, чтобы помочь изменить нежелательное поведение на более желательное.
Техники оперантного обусловливания в поведенческой терапии могут помочь улучшить симптомы определенных психических состояний, таких как:
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
- фобии
- расстройства настроения
- тревожные расстройства
- панические расстройства 66 9 у человека, испытывающего чувство беспокойства или паники, может возникнуть соблазн сбежать из текущей ситуации», — объясняет Хеттема.
«Те же самые принципы применимы к [ОКР], когда люди проявляют нездоровое повторяющееся поведение, чтобы уменьшить чувство стресса, связанное с негативными мыслями», — добавляет она, отмечая, что «разрушение подкрепляющих элементов навязчивого поведения является ключом к успеху лечения. ”
Оперативное кондиционирование также может быть полезным для людей, живущих с расстройствами, связанными с алкоголем или психоактивными веществами.
«Лицам с расстройством, связанным с употреблением алкоголя, можно ежедневно принимать лекарство под названием дисульфирам, которое взаимодействует с алкоголем, вызывая сильную тошноту и рвоту, чтобы удержать людей от употребления алкоголя», — говорит Хеттема.
Оперантное обусловливание, предложенное Б. Ф. Скиннером в 1930-х годах, представляет собой теорию обучения, которая описывает, как поведение может формироваться с помощью конкретных последствий, называемых подкреплением и наказанием.