Основные положения теории поля К. Левина
Похожие презентации:
Проблема поведения в теории поля: модель личности
Курт Левин — жизненное пространство. Теория поля
Курт Цадек Левин — немецкий, а затем американский психолог
Проблема поведения в теории поля: модель окружения
Проблема движущих сил развития личности в различных психологических теориях
Экспериментальные работы в рамках теории поля
Основные психологические теории памяти
Ситуационный и когнитивистский подходы к исследованию конфликтов
Основные теории в определении личности
Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения
1. Основные положения теории поля К. Левина
Психология2 курс 341709
Воюшина Тамара
Колесникова Валерия
Лопатина Есения
Попова Анастасия
2. Теория психологического поля
Курт Левин в 1951 г. сформулировалтеорию, согласно которой:
личность живет и развивается в
психологическом поле окружающих ее
предметов, каждый из которых имеет
определенный заряд (валентность).
Воздействуя на человека, предметы
вызывают в нем потребности, своего
рода энергетические заряды,
вызывающие напряжение человека. В
этом состоянии человек стремится к
разрядке, т.е. удовлетворению
потребности.
Гештальтпсихология
К. Левин
3. Особенности схемы психол-го изучения человеческого поведения
1. Анализ поведения должен основываться на общейситуации
2. Ситуацию следует интерпретировать так, как она
представляется субъекту
3. В основе всякого поведения лежат силы,
основными из которых являются потребности
4. Необходимо выработать общие понятия и
использовать их как конструктивные элементы,
сочетание которых позволяло бы объяснить
каждый конкретный случай
5. На поведение влияет только то, что действует
здесь и теперь
Конструкты: понятия общей динамики напряжение, сила, поле.
Формула поля:
B = f(P,E)
где (В) — поведение
(Р) — личностные факторы
(Е) — факторы окружения
Две модели: 1. Личности(энергии, напряжения)
2. Окружения(силы, поведение)
5. Основные понятия теории поля
Жизненное пространство — все множество реальных инереальных, актуальных, прошлых и будущих
событий, которые находятся в психологическом
пространстве индивида в данный момент времени
(ожидания, цели, образы притягательных/
отталкивающих объектов, реальные/воображаемые
преграды на пути достижения желаемого,
деятельность человека и т.д.)
Регионы и границы обладают свойством
проницаемости. Кол-во секторов/регионов
определяется кол-вом фактов, находящихся в данный
момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор
к личному пространству человека, тем большее
влияние он оказывает.
6. Основные понятия теории поля
Локомоции (действия) могут происходить какв реальном физическом пространстве, так и в
нереальном, воображаемом.
Функция локомоций — регуляция напряжения
в жизненном пространстве человека.
Временная перспектива — феномен,
«включающий психологическое прошлое и
будущее на реальном и различных
ирреальных уровнях».
7. Основные понятия теории поля
Валентность — свойство объекта притягивать илиотталкивать (притягательный регион – положит.
валентность; отталкивающий — отрицательная)
Напряжение обусловливает силу, действующую
на человека и направленную в регион, который
призван уровень напряжения понизить. Сила
обусловлена величиной валентности, присущей
объекту в данный момент времени.
8. Мотивация поведения
«Потребности – мотор (механизм)человеческого поведения» К. Левин
Потребность — динамическое состояние (активность),
которое возникает у человека при осуществлении
какого-нибудь намерения, действия.
Потребность как квазипотребность: совершение какойнибудь деятельности означает порождение
данной ситуации в данный момент; она не носит ни
врожденного, ни биологического характера; она
социальна по своему происхождению.
Квазипотребность — это некая напряженная
система (намерение), которая возникает в
определенной ситуации, обеспечивает
деятельность человека и стремится к
разрядке (удовлетворению). Опыты М.
Овсянкиной
Если поведение человека определяется
формированием квазипотребности, то ее
влияние сказывается и в других видах
психической деятельности, например,
мнестической.
Намерение основывается на реальных
потребностях.
Динамическое состояние, напряжение
является решающим, а главное,
детерминирующим фактором психической
деятельности человека.
Понятие возникающей в данный момент
квазипотребности как детерминанты
человеческого поведения выдвинуло две
проблемы:
1) проблема удовлетворения потребности
2) проблема психологической ситуации —
«поля».
• Возможность формирования
квазипотребностей, «потребностей данного
момента», является свойством, которое
характеризует человеческую деятельность.
• содержание квазипотребности может быть
различным
English Русский Правила
Курт Левин — жизненное пространство. Теория поля презентация, доклад
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 10. 1-606 ВШРИЗФ ИФМК КФУ
ТУКФАТУЛЛИНА ЭЛЬВИРА
КУРТ ЛЕВИН — ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО.
ТЕОРИЯ ПОЛЯ.
Теория поля немецкого психолога Курта Левина (1890-1947)сложилась под влиянием успехов точных наук — физики, математики.
Теория Курта Левина является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля.
Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).
СУТЬ ТЕОРИИ
Для каждого человека валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые являются своего рода энергетическими зарядами, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.
В своей модели психологического объяснения поведения Курт Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Конструктами стати понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями).
Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало знаменитое у равнение поведения, согласно которому поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е):
Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели:
Окружения
Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на это сходство, структурные области в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей.
Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т.е. скалярными величинами.
Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т.е. векторными величинами.
В конечном счете обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т.д. В общем, все, что может обусловить поведение личности.
Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния не психических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.
РЕГИОНЫ И ГРАНИЦЫ.
Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком.
Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.
ЛОКОМОЦИИ
Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе.
Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоции в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ «на входе», то поведение человека может описываться как навязчивое.
Когда мы выводим событие, например локомоцию из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам.
— Принцип связности (событие — всегда результат взаимодействия двух и более фактов).
— Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт — это актуально существующий в жизненном пространстве факт).
— Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем).
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем — желания, страхи, мечты, планы и надежды.
ВАЛЕНТНОСТЬ.
Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную.
Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей.
Спасибо за внимание!
Скачать презентацию
Полевая теория обучения Левина
РЕКЛАМА:
Курт Левин (1890-1947), в отличие от психологов Павлова, Скиннера и гесттиан, проводил эксперименты по изучению поведения детей. Он использовал сложную экспериментальную установку с целью контроля всего окружения ребенка в ходе исследования для получения подробной информации.
Левин подчеркивал важность изучения поведения как функции общей физической и социальной ситуации. Левин считает, что психологические законы не обязательно формулировать исключительно на основе статистических средних. Скорее индивидуальный случай одинаково важен.
Даже если бы были известны все общие психологические законы, нам все равно нужно было бы понять конкретную индивидуальную и «общую ситуацию», в которой он существует, прежде чем мы сможем делать какие-либо прогнозы относительно его поведения.
РЕКЛАМА:
Таким образом, Левин предпочитает идиографическую психологию, в которой основное внимание уделяется индивидууму, в отличие от номотетической психологии, где упор делается на статистическое среднее.
Левин описывает свою точку зрения следующей формулой:
b=F(pe)
B представляет поведение
f представляет собой функцию
P представляет собой человека
E представляет собой общую ситуацию в окружающей среде.
Левин объясняет индивидуальное поведение на основе жизненного пространства. Жизненное пространство человека зависит от его психологической силы. Он включает в себя человека; его влечения, напряжения, мысли и его окружение, состоящее из воспринимаемых объектов и событий.
Левин представляет свою теорию с помощью диаграммы, в центре которой находится человек. Он движется через свое жизненное пространство, состоящее из совокупности фактов, определяющих его поведение в данный момент времени.
Жизненное пространство содержит самого человека, цели, которые он ищет (положительная валентность) или избегает (отрицательная валентность), барьеры, ограничивающие движения человека, и путь, по которому он должен следовать, чтобы достичь своей цели.
Желание создает напряжение в человеке, и напряжение приходит в уравновешивающее состояние, и человек действует. После достижения цели организм (индивидуум) возвращается в состояние покоя до тех пор, пока его не активизирует новое желание.
В теории Левина основными факторами являются угроза, цель и барьер. Человек, который должен достичь какой-то цели, должен преодолеть барьер. Барьер может быть психологическим или физическим. Из-за изменения барьера в жизненном пространстве индивидуума происходит непрерывная перестройка.
Теория Левина называется теорией поля, так как для психолога поле означает тотальный психологический мир, в котором живет человек в определенное время. Он включает в себя материи и события прошлого, настоящего и будущего, конкретные и абстрактные, действительные и воображаемые — все это интерпретируется как одновременные аспекты ситуации. Левин утверждает, что каждый человек существует в силовом поле. Поле сил, на которое откликается или реагирует индивидуум, называется его жизненным пространством.
Теория Левина рассматривает обучение как релятивистский процесс, посредством которого учащийся развивает новые идеи или изменяет старые. Согласно теории, обучение — это не механистический процесс соединения стимулов и реакций внутри биологического организма. Полевая психология объясняет развитие инсайта как изменение когнитивной структуры жизненного пространства.
Теория Левина рассматривает обучение как релятивистский процесс, посредством которого обучаемый развивает новые идеи или изменяет старые. Согласно теории, обучение не является механистическим процессом соединения стимулов и реакций в биологическом организме. Полевая психология объясняет развитие инсайта как изменение когнитивной структуры жизненного пространства.
Теория Левина может быть объяснена следующим образом:
Предположим, что человек P движется к цели получения общественного признания. Но для достижения цели ему приходится извиняться. Новое требование извинений — это преграда на его пути. Барьером могут быть физические или психологические силы, мешающие ему достичь цели. Эти силы организуются в паттерн, определяющий его будущее поведение.
Левин разделил обучение на следующие категории:
(i) Обучение — это изменение когнитивной структуры.
(ii) Обучение – это изменение мотивации, т. е. валентностей и ценностей.
(iii) Обучение – это приобретение навыков.
(iv) Обучение – это изменение групповой принадлежности.
Обучение всех типов связано с изменением восприятия.
Изменения в когнитивной структуре вызываются силами психологического поля – потребностями, стремлениями и валентностями.
Левин считает, что уровень устремления зависит от потенциальных возможностей человека и от влияния группы, к которой он принадлежит. Слишком высокие или слишком высокие стремления препятствуют обучению.
Основные концепции теории поля Левина:
Система Левина в значительной степени опирается на концепции, полученные из топологии, раздела высшей математики, занимающегося преобразованиями в пространстве, из векторного анализа или математики направленных линий, а также из наук о понятия химии и физики как валентность, равновесие и сила поля. Самая важная публикация Левина — «Принципы топологической психологии» (1936).
Основные понятия, используемые в теории поля Левина, следующие:
1. Топология:
Ее также называют топологической. Два основных понятия, которые обозначает топологическое пространство, это:
(i) Связность и
(ii) Отношения части и целого.
Топологические понятия используются для представления структуры жизненного пространства таким образом, чтобы определить диапазон возможных восприятий и действий. Это достигается путем показа расположения функциональных частей жизненного пространства. Части показаны в виде различных областей и их границ. Когда человек структурирует свое жизненное пространство, он делит его на регионы.
2. Вектор:
Термин «вектор» обозначает силу, влияющую на движение к цели или от нее. Если есть только один вектор (сила), то есть движение в направлении вектора. Однако при наличии двух или более векторов, действующих одновременно в разных направлениях, движение происходит в направлении равнодействующей силы.
3. Жизненное пространство:
Его еще называют психологическим полем. Психологическое поле – это пространство, в котором человек движется психологически. Он содержит всю психологическую реальность человека — самого себя и то, о чем он думает или что получает от своего физического и социального окружения.
4. Человек в жизненном пространстве:
Человек часто представляется как точка, движущаяся в своем жизненном пространстве, на которую воздействуют притяжения и толчки, преодолевая барьеры в своем передвижении в своем жизненном пространстве. .
5. Валентность:
Когда человека привлекает объект, говорят, что этот объект имеет положительную валентность. Когда человек отталкивается от объекта, который, как говорят, имеет отрицательную валентность. Человек имеет тенденцию двигаться к области жизненного пространства, имеющей положительную валентность, и стремится удалиться от области жизненного пространства, имеющей отрицательную валентность. Поскольку жизненное пространство может содержать регионы с несколькими активными валентностями одновременно, это порождает конфликт, особенно когда противоборствующие силы примерно уравновешены.
Левин выделяет три основных вида конфликта:
(1) Две положительные валентности:
Например, когда ребенку приходится выбирать между походом на пикник и игрой с друзьями.
(2) Одновременная положительная и отрицательная валентность:
Например, когда ребенку предлагается награда за школьное задание, которое он не хочет выполнять.
(3) Две негативные валентности:
Например, когда ребенку грозит наказание, если он не выполняет задачу, которую он не хочет выполнять.
6. Расстояние и направление:
Когда существует близкое соответствие между жизненным пространством и физическим пространством, физические расстояния и направления могут использоваться для экспериментальных целей в качестве аппроксимации расстояний и направлений в жизненном пространстве.
7. Поведение:
Левин рассматривает поведение как функцию текущего жизненного пространства. Он настаивает на том, что поведение зависит от настоящего, а не от прошлого или будущего.
8. Барьер:
Это динамическая часть среды, сопротивляющаяся движению через нее. Она стоит на пути человека к своей цели.
9. Цель:
Цель — область валентности-область жизненного пространства, к которой человек психологически притягивается.
10. Напряжение:
Очень близко к психологическим потребностям и описывает их. Снятие напряжения может быть достигнуто либо через достижение цели, либо через перестройку жизненного пространства.
11. Когнитивная структура:
Это среда, включающая в себя человека, известного человеку. Это синоним проницательности или понимания.
Значение теории поля в классе:
Принимая во внимание теорию поля в целом, значение преподавания и обучения в классе включает в себя важность видения общей ситуации в начале урока или занятия. Преподаватель должен предварительно просмотреть соответствующие действия и проблему, с которой предстоит столкнуться. Более того, с точки зрения теоретика поля, учитель должен иметь в виду, что ученик, сам учитель, другие учителя, школа и группа сверстников — все это части общей ситуации.
Потребность видеть ситуацию в целом и в деталях очень необходима. Учитель должен помочь учащимся осознать цель и препятствие. Цель должна быть представлена проще и проще. Иногда частичное понимание ситуации может частично снять напряжение.
Ниже приведены основные образовательные последствия этой теории:
1. Поощрение и наказание:
Согласно Левину, учащийся из-за влечения к вознаграждению может прибегать к кратчайшим методам. Например, чтобы получить отличие на экзамене (зачет), студент может списать (сокращенный метод). Следовательно, необходимо поставить некоторые барьеры над ситуацией вознаграждения, чтобы избежать доступа к таким коротким методам.
В случае наказания, однако, есть тенденция покинуть поле боя из-за неприятности задания, если только не существуют какие-то сильные барьеры, удерживающие его в поле. Действия, связанные с вознаграждением, часто становятся интересными и нравятся, так что мотивация перестает быть внешней, в то время как действия, контролируемые угрозой наказания, становятся чрезвычайно ненавистными.
2. Успех и неудача:
Психологический анализ успеха с точки зрения учащегося показывает следующие возможности:
(1) Достижение цели — залог успеха.
(2) Попасть в область цели может быть успешным опытом.
(3) Достижение определенного прогресса в направлении цели также представляет собой опыт успеха.
(4) Выбор социально одобренной цели также является опытом успеха.
Психологический успех или неудача зависят от участия эго и уровня стремления. Успех в легком задании не является опытом успеха, поскольку он не затрагивает эго человека. Точно так же неудача в очень сложной задаче не является опытом неудачи.
3. Мотивация:
Повторение деятельности вносит изменения как в когнитивную структуру, так и в системы потребности-напряжения. В результате этой цели меняется привлекательность. Левин называет привлекательность цели валентностью и изменением валентности.
Валентность может измениться любым из следующих способов:
(1) Привлекательные цели могут потерять внимание, если деятельность, связанная с ними, повторяется до точки насыщения.
(2) На выбор целей влияет предыдущий опыт успехов и неудач.
4. Память:
Теория поля говорит о памяти следующее:
(1) Задания, не имеющие смысла в выполнении, не запоминаются.
(2) Незавершенные дела запоминаются лучше, чем законченные из-за психологического напряжения.
(3) Задачи, ведущие к удовлетворению многих потребностей, запоминаются лучше, чем задачи, ведущие к удовлетворению одной потребности.
Главная ›› Психология образования ›› Теории обучения ›› Теория поля обучения Левина
Теория поля Левина | Социальная психология
В «Невидимых монстрах» Чака Паланика он пишет: «Во мне нет ничего оригинального. Я — объединенное усилие всех, кого я когда-либо знал». Когда вы узнаете о теории поля Левина, это мнение покажется вам довольно знакомым.
Что такое теория поля Левина?
Невидимые монстры не были о Курте Левине или психологических теориях, но эта цитата, безусловно, говорит о том, о чем мы будем говорить сегодня. Хотя, если бы это зависело от Левина, эта цитата была бы немного видоизменена. Теория поля Левина предполагает, что вы являетесь комбинацией всего, что вы когда-либо знали.
Теория поля Левина не имеет ничего общего с квантовой физикой.
Существует множество «теорий поля». Теория поля Левина существует в мире социальной психологии. Это не имеет ничего общего с квантовой теорией поля или теорией кристаллического поля. Единая теория поля Эйнштейна может быть похожа на теорию поля Левина в том, что она также предполагает, что «все» связано друг с другом, но большинство теорий поля существуют в мире физики, а не психологии.
Если вам интересно узнать о социальной психологии, читайте дальше!
О Курте Левине
Курт Левин был психологом, родившимся в Польше в конце 1800-х годов. Он изучал психологию в Германии, а затем эмигрировал в Америку. Тесно сотрудничая с гештальт-психологами, он разработал теорию поля и другие идеи об изменениях, образовании и обучении. На протяжении всей своей карьеры перед Левином стояла задача использовать психологию как способ понять и преодолеть предрассудки. Его работа заложила основы «тренировки чувствительности». Левин также был наставником Леона Фестингера, который продолжил разработку теории когнитивного диссонанса и теории социального сравнения.
Левин также был известен своей работой, соединяющей миры психологии, математики и топографии. Теория поля также известна как «топологическая и векторная психология».
Влияние гештальт-теории
Левин использовал концепции гештальт-психологии для создания теории поля. Гештальт-психология была разработана в начале 19 века и ввела новые представления о восприятии. В то время структурализм был доминирующей школой в психологии. Структурализм попытался разбить взрослый разум на каждую из его частей и проанализировать, как эти части сочетаются друг с другом.
Но гештальт-психологов меньше интересовали отдельные «части». Теория гештальта предполагала, что люди воспринимают «целое», а не отдельные части. Сегодня принципы гештальта все еще изучают дизайнеры, визуальные художники и разработчики программного обеспечения, которые хотят создать продукт или интерфейс, которые легко понять.
Концепции и примеры теории поля
Гештальт-теорию можно обобщить, сказав: «Целое больше, чем сумма его частей». Теория поля пытается определить это «целое» и применить эти принципы к человеку или ситуации. Это предполагает, что следует изучать закономерности между индивидуумом и полем, в котором они существуют.
Поле
Левин также черпал вдохновение в математике и физике, чтобы «наметить» поле человека. (Это поле также известно как среда.) В среде человека находятся все факторы, которые могут влиять на его решения или поведение.
Примеры этих факторов включают:
- Пережитый человеком опыт
- Используемые средства массовой информации
- Люди и идеи, с которыми человек вступил в контакт
- Понимание социальных норм и правил
Эти поля могут быть одинаковыми у разных людей, но никакие два поля не будут выглядеть абсолютно одинаково. Каждая среда в конечном счете отличается, поскольку она состоит из всех переживаний и чувств человека, многие из которых уникальны для него.
Левин считал, что для анализа человека или ситуации необходимо учитывать все окружение. Каждый опыт, даже тот, который может показаться неуместным или значимым, должен рассматриваться как важный. Это означает, что комментарий, сделанный прохожим или участником детского дня рождения, может по-прежнему влиять на общее окружение человека и, в конечном итоге, на его поведение.
Life-Space
Взгляд Левина на поведение отличался от взглядов бихевиористов. Он считал, что поведение является функцией «жизненного пространства» человека, что демонстрируется уравнением B = f (LS). Жизненное пространство учитывает все факторы, влияющие на решения человека, включая его восприятие своего опыта. Эти восприятия и интерпретации будут варьироваться от человека к человеку, как и опыт, который они воспринимают и интерпретируют.
В = f (П, Э)
Давайте разобьем уравнение дальше. Левин считал, что человек и его окружение в конечном итоге определяют поведение человека, или B = f(LS) = F(P,E). Я обсуждал окружающую среду ранее в видео, но что такое «человек»?
Левин использовал идеи гештальт-теории для определения этого термина.
Примеры факторов, составляющих «человека», включают:
- Ценности или убеждения, которых придерживается человек
- Их восприятие и чувства по отношению к определенным переживаниям
- Способности и навыки
- Другие характеристики и свойства личности
- Мотивации, которые движут личностью к той или иной цели (также называемые «векторами»)
Жизненное пространство динамично. Каждый день приносит новые впечатления. По мере того, как человек развивается, учится и меняется, его «личность» будет меняться и формировать его жизненное пространство.
Взаимодействие между человеком и тем, что он пережил, в конечном итоге определит его поведение.
Жизненное пространство в словах Курта Левина
Вот что Курт Левин сказал о жизненном пространстве в своей книге Теория поля как социальная наука:
«Жизненное пространство… включает в себя как человека, так и его психологическое Окружающая среда. Тогда задача объяснения поведения становится идентичной (1) поиску научного представления жизненного пространства (LSp) и (2) определению функции (F), которая связывает поведение с жизненным пространством. Эту функцию (F) обычно называют законом… Писатель, рассказывающий историю поведения и развития человека, дает нам подробные данные о его родителях, братьях и сестрах, характере, интеллекте, роде занятий, друзьях, его статус. Он дает нам эти данные в их специфической взаимосвязи, т. е. как часть общей ситуации. Психология должна решать ту же задачу научными, а не поэтическими средствами…
Метод должен быть аналитическим, поскольку необходимо различать различные факторы, влияющие на поведение. В науке эти данные также должны быть представлены в их конкретных условиях в рамках конкретной ситуации. Совокупность сосуществующих фактов, рассматриваемых как взаимозависимые, называется полем. Психология должна рассматривать жизненное пространство, включая человека и его среду, как единое поле».
Цели, барьеры, конфликты
Согласно Левину, окружающая среда человека — это не просто набор переживаний. Карты окружения человека могут также включать его цели и любые препятствия, которые мешают им достичь своих целей. Эти цели могут включать в себя то, чего человек хочет достичь (положительная валентность), или цели, которые включают то, чего человек пытается избежать (отрицательная валентность).
Пока эта цель не будет достигнута, человек может чувствовать напряжение. Пока цель не достигнута и влечение к этой цели не удовлетворено, это напряжение все еще будет существовать. Левин считал, что это напряжение особенно запоминается. Например, незавершенная задача, окруженная напряжением, с большей вероятностью останется в чьем-то сознании, чем завершенная задача без какого-либо напряжения.
Когда человек преодолевает определенные барьеры или конфликты, его жизненное пространство будет формироваться и изменяться.
Другие вклады Курта Левина в социальную психологию
До теории поля психологи больше концентрировались на поведении человека и на том, как его можно понять или изменить. Левин был одним из первых психологов, изучивших, как люди взаимодействуют с окружающей средой и друг с другом. По этой причине его считают «отцом» социальной психологии.
Разрабатывая теорию поля и другие идеи, Левин привносил идеи из математики и естественных наук в мир психологии. Он был одним из первых психологов, которые извлекли идеи из научного метода и применили их к социальной психологии. Вместо того, чтобы наблюдать за отдельными людьми и их взаимодействием, он контролировал элементы окружающей среды и стал пионером в том, как психологи проводят эксперименты.
Вклад Левина в мир психологии огромен. Без его работы и идей теории поля мир социальной психологии, вероятно, выглядел бы совершенно иначе.
Теория изменений против теории поля
Теория поля Курта Левина, возможно, является его самым известным вкладом в социальную психологию, но он также разработал теорию изменений. Теория изменений Курта Левина сильно отличается от теории поля тем, что она пытается объяснить, как мы можем отвергнуть и заменить информацию, которую мы узнали. Левин разработал модель «разморозить-изменить-заморозить», которая инструктирует отдельных лиц и команды о том, как изменить свое мышление и поведение. Вы можете узнать больше об этой теории здесь!
Курт Левин Цитаты из
Теория поля в социальных наукахХотите узнать больше о теории поля? Возьмите Теория поля в социальных науках в вашей местной библиотеке. Вот некоторые примечательные цитаты из книги:
О предложении новой теории
- «История принятия новых теорий часто показывает следующие шаги: Сначала новая идея рассматривается как чистая чепуха, на которую не стоит смотреть. Затем наступает время, когда выдвигается множество противоречивых возражений, таких как: новая теория слишком причудлива или это просто новая терминология; это не плодотворно, или просто неправильно. В конце концов достигается состояние, когда каждый, кажется, утверждает, что всегда следовал этой теории. Обычно это последнее состояние перед всеобщим признанием».
- «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».
О влиянии прошлого
- «Это часто неверно понималось и интерпретировалось в том смысле, что теоретиков поля не интересуют исторические проблемы или последствия предыдущего опыта. Ничто не может быть более ошибочным. На самом деле теоретиков поля больше всего интересуют проблемы развития и истории, и они, безусловно, внесли свой вклад в расширение временного охвата психологического эксперимента от классического эксперимента по времени реакции, который длится всего несколько секунд, до экспериментальных ситуаций, которые содержат систематически создаваемая история в течение нескольких часов или недель».
Об обучении
- «Обучение более эффективно, когда оно является активным, а не пассивным процессом».
О культуре
- » Нынешнюю ситуацию — статус-кво — следует рассматривать как поддерживаемую определенными условиями или силами. Культура — например, пищевые привычки определенной группы в данное время — это не статичное явление, а живой процесс, подобный реке, которая движется, но сохраняет узнаваемую форму… Пищевые привычки не возникают на пустом месте. Они являются неотъемлемой частью ежедневного ритма бодрствования и сна; быть одному и в группе; зарабатывать на жизнь и играть; быть членом города, семьи, социального класса, религиозной группы. . . в районе с хорошими продуктами и ресторанами или в районе с плохим и нерегулярным снабжением продуктами питания. Каким-то образом все эти факторы влияют на пищевые привычки в любой момент времени. Они определяют пищевые привычки группы каждый день заново, подобно тому как количество воды и характер русла реки определяют течение реки, его постоянство или изменение.