Основные положения теории поля К. Левина
Похожие презентации:
Проблема поведения в теории поля: модель личности
Курт Левин — жизненное пространство. Теория поля
Курт Цадек Левин — немецкий, а затем американский психолог
Проблема поведения в теории поля: модель окружения
Проблема движущих сил развития личности в различных психологических теориях
Экспериментальные работы в рамках теории поля
Основные психологические теории памяти
Ситуационный и когнитивистский подходы к исследованию конфликтов
Основные теории в определении личности
Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения
1. Основные положения теории поля К. Левина
Психология2 курс 341709
Воюшина Тамара
Колесникова Валерия
Лопатина Есения
Попова Анастасия
2. Теория психологического поля
Курт Левин в 1951 г. сформулировалтеорию, согласно которой:
личность живет и развивается в
психологическом поле окружающих ее
предметов, каждый из которых имеет
определенный заряд (валентность).
Воздействуя на человека, предметы
вызывают в нем потребности, своего
рода энергетические заряды,
вызывающие напряжение человека. В
этом состоянии человек стремится к
разрядке, т.е. удовлетворению
потребности.
Гештальтпсихология
К. Левин
3. Особенности схемы психол-го изучения человеческого поведения
1. Анализ поведения должен основываться на общейситуации
2. Ситуацию следует интерпретировать так, как она
представляется субъекту
3. В основе всякого поведения лежат силы,
основными из которых являются потребности
4. Необходимо выработать общие понятия и
использовать их как конструктивные элементы,
сочетание которых позволяло бы объяснить
каждый конкретный случай
5. На поведение влияет только то, что действует
здесь и теперь
Конструкты: понятия общей динамики напряжение, сила, поле.
Формула поля:
B = f(P,E)
где (В) — поведение
(Р) — личностные факторы
(Е) — факторы окружения
Две модели: 1. Личности(энергии, напряжения)
2. Окружения(силы, поведение)
5. Основные понятия теории поля
Жизненное пространство — все множество реальных инереальных, актуальных, прошлых и будущих
событий, которые находятся в психологическом
пространстве индивида в данный момент времени
(ожидания, цели, образы притягательных/
отталкивающих объектов, реальные/воображаемые
преграды на пути достижения желаемого,
деятельность человека и т.д.)
Регионы и границы обладают свойством
проницаемости. Кол-во секторов/регионов
определяется кол-вом фактов, находящихся в данный
момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор
к личному пространству человека, тем большее
влияние он оказывает.
6. Основные понятия теории поля
Локомоции (действия) могут происходить какв реальном физическом пространстве, так и в
нереальном, воображаемом.
Функция локомоций — регуляция напряжения
в жизненном пространстве человека.
Временная перспектива — феномен,
«включающий психологическое прошлое и
будущее на реальном и различных
ирреальных уровнях».
7. Основные понятия теории поля
Валентность — свойство объекта притягивать илиотталкивать (притягательный регион – положит.
валентность; отталкивающий — отрицательная)
Напряжение обусловливает силу, действующую
на человека и направленную в регион, который
призван уровень напряжения понизить. Сила
обусловлена величиной валентности, присущей
объекту в данный момент времени.
8. Мотивация поведения
«Потребности – мотор (механизм)человеческого поведения» К. Левин
Потребность — динамическое состояние (активность),
которое возникает у человека при осуществлении
какого-нибудь намерения, действия.
Потребность как квазипотребность: совершение какойнибудь деятельности означает порождение
данной ситуации в данный момент; она не носит ни
врожденного, ни биологического характера; она
социальна по своему происхождению.
Квазипотребность — это некая напряженная
система (намерение), которая возникает в
определенной ситуации, обеспечивает
деятельность человека и стремится к
разрядке (удовлетворению). Опыты М.
Овсянкиной
Если поведение человека определяется
формированием квазипотребности, то ее
влияние сказывается и в других видах
психической деятельности, например,
мнестической.
Намерение основывается на реальных
потребностях.
Динамическое состояние, напряжение
является решающим, а главное,
детерминирующим фактором психической
деятельности человека.
Понятие возникающей в данный момент
квазипотребности как детерминанты
человеческого поведения выдвинуло две
проблемы:
1) проблема удовлетворения потребности
2) проблема психологической ситуации —
«поля».
• Возможность формирования
квазипотребностей, «потребностей данного
момента», является свойством, которое
характеризует человеческую деятельность.
• содержание квазипотребности может быть
различным
English Русский Правила
Презентация «Концепция Курта Левина». | Презентация к уроку на тему:
МДОБУ
«Детский сад общеразвивающего вида с. Хрущево»
Концепция Курта Левина
Педагогические чтения
Психология дошкольного воспитания:
зарубежные психологи о развитии ребенка
Ситникова Наталья Павловна
2010
Концепция Курта Левина
Начало XX века было ознаменовано великими открытиями в химии, биологии, физике, математике.
Немец Курт Левин (1890-1947), еще в университете заинтересовавшись психологией, попытался и в эту науку внести точность, сделав ее экспериментальной и объективной.
Курт Левин был сторонником так называемой гештальт-психологии, основное внимание которая уделяла познавательным процессам.
Но чистым гештальтистом Левин все-таки не был, так как его больше интересовали личностные феномены. Можно сказать, что гештальт-психологи сосредоточились на ощущении, а Левин — на мироощущении.
В 1951 году художник-сюрреалист Сальвадор Дали написал картину «Мадонна Рафаэля», которая наглядно иллюстрирует основную идею Левина о том, что образ мира (гештальт) – не просто сумма отдельных частей, а целостная структура. Каждая часть зависит от целого, от своей включенности в него.
По мнению Левина, человек находится в неком жизненном пространстве или поле, которое включает все события, явления, предметы, окружающие человека и так или иначе влияющие на него в данный момент.
С помощью математики это поле психолог изображал в форме эллипса, а самого человека – кружком внутри него. Каждый психологический факт в жизни человека – часть эллипса. Каждой из частей можно дать «заряд», т. е., выражаясь языком химии, — валентность.
Если воздействие для человека благоприятно – валентность положительная, со знаком +, если же воздействие неблагоприятно – валентность, наоборот, отрицательная, со знаком — .
Эту теорию личности Курт Левин назвал «теорией психологического поля». Находясь внутри поля, человек (взрослый или ребенок), ощущает на себе воздействие предметов и явлений, которые вызывают в нем напряжение и естественное желание разрядиться, удовлетворить свои потребности.
Левин различал 2 вида потребностей:
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (Сон, голод, жажда и др. )
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (Потребность в общении, поощрении, похвале) (КВАЗИПОТРЕБНОСТИ)
Курт Левин считал, что психологическое поле неоднородно и с возрастом расширяется.
Если младенцев, по мнению Левина, интересуют лишь биологические потребности, то у старших детей к биологическим потребностям добавляются социальные.
Курта Левина интересовал вопрос, какое влияние на формирование личности ребенка оказывают поощрения и наказания.
К поощрению ребенок стремится и поэтому выполняет задание с энтузиазмом.
Наказания же, наоборот, старается избежать (схитрить или просто «отделаться»).
Т.е. поощрение – более эффективный воспитательный прием. Но следует помнить, что чрезмерная похвала (как и чрезмерное наказание) может привести к тому, что ребенок будет стремиться получить похвалу или избежать наказания, а не добиться выполнения задания.
Курт Левин обратил внимание на то, что очень часто жизненные ситуации сопровождаются конфликтами.
Психолог выделил 3 типа конфликтов:
I тип (ребенок находится между двумя положительными валентностями).
Например, перед ребенком стоит выбор: пойти погулять во дворе или сходить в зоопарк. Что бы ни выбрал ребенок, это благоприятно для него в любом случае.
II тип (ребенок находится перед предметом, который одновременно притягивает его и отталкивает, «эффект маятника»).
Например: «Хочу погладить собачку, но боюсь – вдруг укусит»
III тип – самый травмирующий для психики ребенка, когда он между двумя отрицательными валентностями.
Например: «Задание не нравится, но если не сделаю – накажут».
У ребенка возникает естественное желание «выйти из психологического поля», но взрослые создают ему барьеры:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ.
Например: «Пока не уберешь игрушки, не пойдешь гулять».
ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ.
Например: «Пока не уберешь свои игрушки, не выйдешь из комнаты».
Любые барьеры приводят к тревожности, агрессии и нервозам.
Курт Левин выяснил, что у человека, помимо потребностей, могут быть и так называемые псевдопотребности, или намерения.
Например, ребенок решил достичь высоких результатов в учебе. И для реализации этого намерения он произвольно решает отказаться от похода в кино, от игры на компьютере и т.п.
Задача взрослых – поддержать это благое намерение ребенка и помочь его реализовать.
Надо отметить, что у человека может быть несколько намерений. Ребенку подчас не хватает энергии, чтобы выполнить задуманное.
Например, ребенок сегодня решил, что по утрам он будет делать зарядку, но к утру про намерение он благополучно забывает…
Но все дети разные. Если ребенок настойчиво стремится выполнить задуманное, невзирая на смену ситуации – перед нами явление ригидности (неспособности переключиться).
Поэтому детей рекомендуется психологически подготавливать к смене видов деятельности, чтобы они могли переключать энергию с одного намерения на другое.
Ученица Левина Блюма Зейгарник в результате наблюдений пришла к выводу, что завершенное действие уходит из памяти ребенка, а незавершенное продолжает в ней оставаться и побуждает завершить его. Нереализованное намерение может оказать негативное влияние на психику ребенка.
Курт Левин выяснил, что при решении той или иной проблемы дети выбирают разные стратегии.
Одни, с низким уровнем притязаний, выбирают самые легкие задания с целью избежать неудачи. У таких детей заниженная самооценка, они избегают ответственности.
Вторые, наоборот, выбирают самые сложные задания, потому что у них завышенный уровень притязаний. Не справившись с заданием, такие дети нисколько не огорчаются, так как все равно оценивают себя положительно. Это дети с завышенной самооценкой.
«Золотую середину» составляет третий тип детей, которые выбирают посильные задания с последующим усложнением. У таких детей адекватный уровень притязаний, т.е. адекватная самооценка.
Курт Левин пришел к выводу, что уровень притязаний начинает развиваться в дошкольном возрасте и влияет на поведение ребенка в школе. А так как работу ребенка оценивают взрослые, именно от них будет зависеть его успешность в будущем.
Поэтому для формирования адекватной самооценки у детей психологи рекомендуют давать им посильные задания с последующим усложнением.
Исходя из концепции Курта Левина, взрослые должны поддерживать активность ребенка, ставя перед ним конкретные цели и помогая их достигать.
Теория поля Курта Левина, п.п.
Теория поля Курта Левина, п.п. теория Курта ЛевинаРеклама
Реклама
Реклама
Теория поля Курта Левина ppt
- Поле – психологическое понятие. Каждый человек имеет свое поле восприятия и силы поля. Поле состоит из человека и его психологической среды. Психологическая среда подразумевает психический мир, в котором человек живет в определенный момент своей жизни.
- Жизненное пространство Иностранный корпус Топология Вектор Валентность Конфликт Передвижение Барьеры
- Жизненное пространство – это психологическая репрезентация личности
среда.
- Включает в себя личности, их побуждения, мотивы, убеждения, напряжения, мысли, чувства и его физическое окружение которые состоят из воспринимаемых объектов и событий. Жизненные пространства двух людей в идентичной ситуации могут совершенно другой.
- Человека часто изображают в виде точек, движущихся по его жизни. Психологически человек состоит из двух компонентов Моторно-перцептивный слой (способности) Внутренний личностный слой (потребности)
- • Жизненное пространство окружено непсихологической границей, называемой чужой корпус. • Топология — это неметрическая геометрия, включающая такие понятия, как внутри, снаружи и на границе. • В полевой психологии вектор означает силу, воздействующую на психологическое движение к цели или от нее
- • Валентности – это притягивающие или отталкивающие силы регионов. Объекты могут иметь как положительную, так и отрицательную валентность. движение человека определяется валентностью цели. • ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ: Объект или цель, которые удовлетворяют потребности или являются привлекательным для человека. • ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ: объект или цель, которые угрожают индивидуальны или отталкивают человека.
- Это состояние напряженности, вызванное присутствием двух противоположных желания в личности. • Если только один вектор движет индивидуума, он будет двигаться в направление, указанное вектором . • Если работают два одинаково сбалансированных вектора, возникает конфликт. • Поскольку человек находится под влиянием нескольких валентностей одновременно, они дают доводить до конфликтов. • Существует три типа конфликтов Подход-подход конфликт Подход – избегание конфликта Избегание – избегание конфликтов
- • Возникает, когда человек оказывается между двумя целями, каждая из которых имеет положительное значение. валентности. • Это конфликт между двумя позитивными целями, которые одинаково привлекательны. • Например: 1. Человек, который хочет пойти на два брака, запланированных в то же время. 2. Человек, который хочет выбрать курс после получения степени.
- • Возникает, когда человек оказывается между положительной и отрицательной целью. • Один и тот же объект имеет как сильную положительную, так и отрицательную валентность. • Например: курение, употребление алкоголя и т. д. доставляют удовольствие, но представляют угрозу для здоровья. здоровье.
- • Возникает, когда человек оказывается между двумя целями, обе из которых имеют негативные последствия. валентности. Человек как бы «пойман между дьяволом и морем». • Например: ученик, который хочет избежать выполнения домашнего задания, а также наказания. от учителя.
- • Передвижение в жизненном пространстве очерчено геометрическим представлением выбора альтернативы, изучения возможностей, установки выход к цели. • «Обучение происходит в результате передвижения от одной области жизненного пространства в другую. Когда человек перемещается из одного региона в другой, структура жизни пространство претерпевает изменения». Передвижение
- Барьер — это психологическое препятствие. • Они ограничивают движение человека к цели, и путь, который он должен следовать, чтобы достичь своей цели. • Это могут быть предметы, люди, социальные коды — все, что угрожает мотивированный человек, когда он движется к цели.
- Согласно теории поля, предложенной Куртом Левиным, «Обучение — это процесс перцептивной организации или переустройство своего жизненного пространства, связанное с инсайтом и делает акцент на поведении и мотивации в обучении». Согласно этой теории, поведение (В) индивидуума является функцией взаимодействующего человека(П) в общей психологической среде ситуация (Е) т. е. B = f(P,E)
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Учитель должен представить проблему целиком и вызвать когнитивная и эмоциональная готовность учащихся к оптимальной обучение. Для достижения оптимального общения и содержательной и взять, учитель должен постараться отработать жизненное пространство каждого ученик в своем классе. Мотивация является важным фактором для внесения изменений в познавательная структура ученика. Чтобы мотивировать учащихся, Учитель должен определить как вождение, так и сдерживание сил, присутствующих в жизненном пространстве каждого ученика.
Реклама
Теория поля Курта Левина
Теория поля Курта ЛевинаРеклама
1 из 22
Образование
Обучение – это процесс перцептивной организации или реорганизации жизни пространство, включающее понимание и подчеркивающее поведение и мотивацию в обучении
Реклама
Реклама
Реклама
Теория поля Курта Левина
- ТЕОРИЯ ПОЛЯ ЛЬЮИНСА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНО, САНТО СЭМ 2-й СЕМЕСТР МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ S.V.M.C.T.E.
- «Обучение – это процесс восприятия организация или реорганизация своего жизненного пространства включает понимание и делает акцент на поведении и мотивация в обучении» — Курт Левин (немецкий психолог)
- КУРТ ЛЬЮИН (немецкий психолог)
- В соответствии с этой теорией поведение(В) индивидуума представляет собой функция взаимодействующего человека(П) в общей психологической экологическая ситуация(Э) т. е. B = f(P,E) B представляет поведение f является функцией П это человек E – общая ситуация в окружающей среде.
- Человека часто изображают в виде движущихся точек в его жизни. Психологически человек состоит из двух компоненты 1. Моторно-перцептивный слой (способности) 2. Внутренний личностный пласт (потребности)
- 1. Жизненное пространство 2. Иностранный корпус 3. Вектор 4. Валентность 5. Конфликт 6. Барьеры
- Ø Жизненное пространство – это психологическая репрезентация личности среда. Ø Жизненное пространство включает в себя самого человека и все в окружение, влияющее на его поведение. Ø Он включает в себя как то, что он осознает, так и то, и факторы, влияющие на него, даже если он без сознания их. Ø Объект, который существует, но о котором человек не знает и который не влияет на него, не будет фактором его жизненное пространство.
- Ø Аналогично, если объект не существует, но о котором человек думает быть там и реагирует на это становится частью его жизни космос . • Например: если ребенок думает, что на полу змея, даже если это воображаемое, это часть его жизненного пространства. Ø Он включает в себя человека, его побуждения, мотивы, убеждения, напряженность, мысли, чувства и его физическое окружение, состоящее из воспринимаемые объекты и явления. Ø Жизненные пространства двух людей в идентичной ситуации могут быть совершенно другой.
- Ø Жизненное пространство окружено не психологическая граница называется внешней оболочкой.
- Ø Векторы заимствованы из математической системы, используемой в механика для описания разрешения сил. Ø Вектор обычно обозначается стрелкой, он имеет § Величина (Длина) — Сила силы § Направление — Направление силы § Точка приложения Ø В полевой психологии вектор означает силу, воздействующую на психологическое движение к цели или от нее.
- Ø Валентность – это притягивающая или отталкивающая сила
регионы.
Ø Человек склонен двигаться в сторону региона в жизни
пространство, имеющее положительную валентность, и он стремится
удалиться от области в жизненном пространстве, которая
отрицательная валентность.
- Объекты могут иметь положительную или отрицательную валентность. движение человека определяется валентностью цели. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ Объект или цель, которые удовлетворяют потребности или являются привлекательным для человека. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ Объект или цель, которые угрожают личности или являются отталкивающий для человека.
- Ø Состояние напряжения, вызванное присутствием двух противоположные желания в личности. Ø Если на индивида будет тяготеть только один вектор, то он будет двигаться в направлении, указанном вектором . Ø Если действуют два одинаково сбалансированных вектора, результатом будет конфликт. Ø Поскольку человек находится под влиянием нескольких валентностей одновременно, эти порождают конфликты.
- • Существует три типа конфликтов
- Ø Возникает, когда человек оказывается между двумя целями имеющие положительную валентность. • Это конфликт между двумя положительными целями, которые одинаково привлекательный. Например: 1. Человек, который хочет пойти на два брака, запланированных в то же время. 2. Человек, который хочет выбрать курс после получения степени.
- Ø Возникает, когда человек оказывается между положительным и отрицательным негативная цель. Один и тот же объект имеет как сильную положительную валентность, так и отрицательную. валентность. Например: курение, употребление алкоголя и т. д. доставляет удовольствие, но они представляют угрозу для здоровья.
- Возникает, когда человек оказывается между двумя целями имеющие отрицательную валентность. Человек как бы «пойман между дьяволом и морем». Например: ученик, который также не хочет делать домашнюю работу. как наказание от учителя.
- Ø Барьер – это психологическое препятствие. Ø Они ограничивают движение человека к цели, а Путь, по которому он должен идти, чтобы достичь своей цели. Ø Это могут быть предметы, люди, социальные коды, что угодно, что угрожает мотивированному индивидууму, когда он движется к цель.
- § Учитель должен представить задачу целиком и вызвать когнитивная и эмоциональная готовность учащихся к оптимальной обучение.