Психологическое поле — Илья Латыпов — LiveJournal
Этот текст – попытка изложить мое восприятие психологической теории поля, которое со временем у меня сложилось под влиянием разных источников и людей, причем изложить достаточно простым языком. Насколько правильно я его понимаю – мне судить трудно. В итоге статья получилась довольно большой. Не для быстрого чтения.
Исторически так сложилось, что люди, пытаясь понять как собственное поведение, так и поведение других людей, склонялись к одной из двух альтернатив.
А) Человек ведет себя в соответствии с собственными личностными ценностями и мотивами. Из этого следовало, что если понять личностные особенности человека (или его психологический тип), то можно предсказать его поведение и понять логику его поступков, даже не спрашивая его самого.
Б) Человеческое поведение управляется внешними силами, неподвластными человеческому сознанию: Божественное провидение, судьба, карма, стимулы из внешней среды, биологические программы. Из этого следовало, что необходимо изучить внешние законы, управляющие миром и людьми, и тогда станет ясным, что побуждает нас вести себя так или иначе, а личность человека здесь принципиального значения не имеет.
То есть постоянно противопоставлялись личность человека и внешний мир. Однако накапливающийся объем информации относительно поведения человека привел к идее, что это противопоставление или вовсе несостоятельно, или же явно упрощено. Никак не получалось создать совершенную, исчерпывающую типологию человеческих характеров, которая позволила бы заранее предсказывать поведение людей. Знание личностных особенностей не помогало. А изучение внешней среды сталкивалось с тем, что человек периодически отказывался поступать так, как этого требовали внешние условия, и действовал наперекор всему. Таких людей было относительно немного, но они были, и были достаточно заметны. Попытки бихевиористов свести все поведение человека к результату банальной дрессировки (дали стимул – поощрили нужную реакцию – закрепили желательное поведение) не увенчались успехом.
В конце концов стала формироваться идея психологического поля, в которой была совершена попытка преодолеть противопоставление личности человека и окружающей среды. Наиболее известной стала теория психологического поля К.Левина, которая, в разных интерпретациях, стала основой как для академических исследований поведения человека, так и для психотерапевтического процесса (в первую очередь – в гештальт-терапии).
Идея была такова: не существует никакого противостояния человека и внешнего мира. Человек, его организм – лишь часть единой системы, как на физическом уровне (биосфера), так и на психическом. В эту единую систему входят три основные составляющие.
А) Организм человека: наше тело и все, что с ним связано: нервная система и ее функции, потребности, эмоции и т.п. Все, что происходит внутри тела, принадлежит организму.
Б) Окружающая среда. Это все, что окружает человека в данный момент времени. Здесь важно подчеркнуть: в данный момент, а не вообще то, что существует в природе.
С момента рождения организм напрямую сообщается со средой, более того, младенец себя из этой среды не выделяет. Организм и среда представляют собой неразрывное единство. Однако со временем, по мере взросления, в этом едином психологическом пространстве организм-среда начинает проявляться третья составляющая – личность. Она полностью «искусственна» — то есть изначально в психике ее нет, она создается при помощи родителей и в целом человеческого общества. Личность «вырастает» в пространстве между организмом и средой, и с этого момента начинает выполнять роль границы, буфера. Физическим аналогом личности будут органы чувств, в первую очередь – кожа. Кожа воспринимает воздействия среды, собирает информацию о ней, и передает ее всему организму. На психическом уровне организм взрослеющего человека не в состоянии контактировать с окружающей средой, минуя личность.
В) Личность – это совокупность всех социальных воздействий на человека (семья, дет.сад, другие взрослые и т.д.) и приобретенного личного опыта в процессе взаимодействия организма с внешним миром. Младенец нуждается в информации: что это за мир, какой он: злой или добрый, можно тут доверять другим или нет, как тут с удовлетворением моих потребностей? Внешняя среда (к которой принадлежат и родители) предоставляют непрерывный поток информации в виде ее активности по отношению к младенцу. Растущий ребенок начинает перенимать и вырабатывать свои реакции на эту информацию. Так постепенно формируется личность – как результат организации личного опыта человека во взаимодействии с миром.
Организм, личность и среда образуют общее психологическое поле, которое существует только в настоящем. Границы между ними являются проницаемыми и подвижными, это все – часть единого пространства. Например, границы личности не являются жестко очерченными, они постоянно пульсируют, то сжимаясь, то расширяясь, под воздействием как изнутри, так и снаружи. Например, мы часто распространяем границы личности на предметы, которыми владеем, или даже на стулья, на которых сидим. Если кто-то сядет на «наш» стул, нам это может не понравиться, хотя никаких реальных прав собственника на стул мы не имеем. Наша личность может даже поглотить другого человека, и тогда возникает феномен психологического слияния, проявляющийся в речи: «мы так думаем» (от имени группы), «мы устали» (мама о состоянии ребенка… или о своем? в данной ситуации все спутано)…
Личность становится еще двусторонним фильтром/призмой, в которой отбираются/преломляются потребности организма. Например, ребенка могут научить, что злиться плохо, что всегда нужно стараться нравиться другим людям, чтобы тебя любили. Внешняя среда в виде родителей постоянно подкрепляет эту установку, и на личном опыте ребенок убеждается: да, это верно, так как родители любят меня только тогда, когда я хороший. И личность начинает фильтровать потребности и эмоции, которые возникают в организме. Так, это злость на другого человека? Нельзя, ты должен быть хорошим: завернуть обратно в организм злость. Да, будет болеть голова, или челюсти стиснуты до боли. Зато стратегия работает, я в привычной ситуации и чувствую себя нормально.
Здоровую личность характеризуют относительно проницаемые и подвижные границы, деформированную – непроницаемый и жесткий барьер. Что такое личностная деформация, так называемые «расстройства личности»? С точки зрения теории поля это – специфическая форма организации контакта организма с деструктивной средой. «Параноик» не рождается подозрительным: это процесс взаимодействия организма со специфической (угрожающей) средой приводит к формированию особых личностных фильтров, помогающих организму выживать. Например, человек жил в ситуации постоянной угрозы или же постоянно получал от семьи информацию о том, что никому верить нельзя, кругом враги и бандиты, и всегда нужно быть готовым к неприятностям… Естественным в данной ситуации будет приведение своей психики в состояние постоянной боевой готовности. Даже если угрожающая ситуация исчезнет, личность, утратившая гибкость, по-прежнему будет реагировать на внешний мир как на несущий угрозу. Почему не получается отказаться от этих деформаций? Дело в том, что они в свое время были эффективны, и помоги организму уцелеть во враждебном средовом окружении. А дальше вступает в дело типичная стратегия «коней на переправе не меняют» (даже если они уже дряхлые и тонут). Если что-то было эффективным раньше, то возникает иллюзия, что это будет помогать и впредь, даже если внешняя среда – другая.
Нарциссы, шизоиды, мазохисты, зависимые и другие выделяемые личностные расстройства – это все специфические способы организации жизненного опыта, которые сформировались в такой среде, что только такие вот «подпорки» помогли сохраниться (пусть и в деформированном виде) психике человека. И чем тяжелее внешняя среда, тем более искажена личность, и тем сложнее вернуть личности гибкость (в гештальт-терапии – способность к творческому приспособлению). И уж совсем проблематично что-либо изменить, если среда остается прежней и посылает прежние сигналы организму.
Таким образом, можно нарисовать такую схему психологического поля:
В этом поле идет непрерывный поток информации. В поле существуют разные полюса напряжения. Человек, переживающий одиночество ( — ) осознано или неосознанно ищет во внешнем мире то, что способно разрядить это эмоциональное напряжение (+) (Курт Левин называл это свойство внешних объектов удовлетворять соответствующую потребность валентностью). Если потребность удовлетворяется адекватно, то напряжение в этом участке поля временно спадает (т.к. нельзя удовлетворить потребность раз и навсегда), но существуют и другие полюса напряжения, поэтому процесс непрерывен. Если же во внешней среде никак не получается найти адекватный объект (фигуру) для удовлетворения, то, чтобы избежать этого постоянного сильного напряжения (фрустрации), можно попытаться найти суррогат, временно снижающий острую неудовлетворенность. Эмоциональный голод тогда можно попытаться заглушать едой, например. Напряжение не уходит, но становится не столь сильным. Так формируются ситуации ослабленного, но длительного хронического напряжения. А теперь представьте, что таких суррогатных способов – много. Сколько же психического напряжения скопится, и как будет реагировать организм (тело) на него…
А в чем дело-то? Почему с возрастом так трудно становится находить во внешней среде адекватные фигуры/объекты для удовлетворения потребностей? Как я уже упоминал выше – дело в личности. В чужих установках; в собственном травматичном жизненном опыте; в деформирующем влиянии среды – все это концентрируется в психике, в личностной структуре (подробнее о внутренних барьерах – см. здесь).
Таким образом, психологическое поле – это напряженная система непрерывного взаимодействия человеческого организма и внешней среды, преломленная через призму человеческой личности. Поле существует только в настоящем времени, прошлое и будущее имеют значение только тогда, когда влияют на процессы, протекающие сейчас.
Идея поля приводит к мысли о том, что, если вносить изменения во внешнюю среду, то организм тут же будет на них реагировать, правда, не непосредственно, а через личностный фильтр. Идея, крайне благодатная и для академической психологии, и для психотерапии. Например, можно в одной и той же экспериментальной ситуации постоянно менять одну-две переменные, саму ситуацию оставляя прежней, и наблюдать, как меняется поведение человека.
Вот пример простого научного эксперимента с психологическим полем.
В 1965 году Левенталь, Синегр и Джонс провели такой эксперимент (цит. по Л.Росс, Р.Нисбетт «Человек и ситуация» М., 1999). Они имели дело с известной проблемой претворения благих намерений относительно рекомендуемых медицинских мероприятий в конкретные и эффективные действия. Все их испытуемые были студентами старших курсов, с которыми была проведена беседа о риске заболевания столбняком и важности вакцинации. Далее им было сообщено, куда они могут обратиться за прививкой. Письменное анкетирование показало, что беседа оказала очень значительное влияние на изменение убеждений студентов (по их же словам). Тем не менее только около 3% решились сделать себе инъекцию вакцины. Однако если испытуемым, прослушавшим ту же беседу, давали карту студенческого городка с помеченным на ней зданием медпункта и просили пересмотреть свой недельный график, определив конкретное время для вакцинации и маршрут до медпункта, то количество студентов возрастало до 28%. По терминологии К.Левина, был добавлен «канал», через который намерения могли бы претвориться в действия.
Из эксперимента следует, что, если вносить даже незначительные изменения во внешнюю среду, то они изменяют и поведение людей. И действительно, психологи стали проводить разные эксперименты с поведением людей в той или иной среде в строго определенной ситуации, периодически меняя только те или иные условия. Например, один и тот же эксперимент (но с разными людьми) сначала проводите утром, а потом – вечером. Результаты – меняются. Если у вас сломалась машина на безлюдном шоссе, то шансов, что проезжающие мимо немногочисленные машины остановятся и помогут, больше, чем на оживленной трассе. Причем шансы эти возрастают ближе к вечеру, а утром на помощь можно даже и не рассчитывать. Меняется только фактор среды…
Но если бы поведение человека было бы полностью обусловлено внешней средой, то в приведенном эксперименте откликнулось бы значительно больше, чем 28%. Почему не пошли остальные 72%? Предполагать можно очень много, так как психологическое поле, как мы помним, включает в себя ВСЁ, что может как-то повлиять на поведение человека. Это и личностные убеждения (предубежденность против прививок, прошлый негативный опыт и т.п.), и факторы среды, и потребности организма.
Помню пример Л.Выготского: люди стоят на остановке и ждут трамвая. Внешняя ситуация для всех одинаковая, но внутренне они ее переживают очень по-разному. Почему? Кто-то опаздывает (элемент внешней среды) и очень нервничает, так как начальство будет недовольно (еще один элемент внешней среды), а сам работник очень боится гнева начальства как такового (личностная черта) и еще того, что его уволят (личностная черта). При этом у него повышается потоотделение и сердцебиение (реакция организма). Другой может тоже опаздывать, но ему все равно – уволят его или нет… И так далее – почти бесконечное количество точек напряжения или расслабления психологического поля в конкретный момент времени…
Академические исследования четко показывают одну закономерность: поле влияет на человека вне зависимости от его сознания. Хотим мы этого, или нет, но обмен информацией между организмом и средой происходит в каждую секунду, а сознание не обладает таким быстродействием, оно выхватывает лишь капли из этого потока. И организм начнет подстраиваться под изменения среды, даже если мы этого не замечаем (знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент Ф.Зимбардо это иллюстрирует очень наглядно). Личностные особенности корректируют эти изменения, но в разной степени. Курт Левин называл поведение человека, полностью или почти полностью определяемое внешней средой «полевым поведением». Люди с «полевым поведением» очень сильно зависят от воздействий поля, и тот, кто умеет им манипулировать, легко сможет манипулировать поведением других людей. Только относительно небольшое число людей способно осознать влияние поля на собственное поведение в тот самый момент, когда оно осуществляется, и, опираясь на собственные представления и ценности, сознательно внести изменения в реакции организма (в конце концов личность тоже обладает своей активностью). Например, выйти из агрессивной толпы еще до того, как она начала все крушить; сознательно остановить себя в момент нарастающего конфликта, когда наготове все типичные автоматические реакции и поступить нестандартно, и т. д. Задним числом мы все горазды менять поведение…
В психотерапии объектом внешней среды, который может оказывать воздействие на организм, выступает психолог/психотерапевт или же целая группа людей. Возьмем человека с нарциссическим способом контакта с внешним миром. Он привык обесценивать окружающих людей, подмечать их слабости, возвеличивать себя – все для того, чтобы заглушить переживания стыда и собственной ничтожности, которые он получил в детстве, когда его личность только формировалась (и в итоге сформировалась вокруг этого стыда, вырабатывая механизмы его смягчения). И одной из главных стратегических задач в психотерапии – добраться до этого переживания стыда и «убедить» нарцисса в том, что и он сам – не ничтожество, и что другие люди вовсе не стремятся его унизить и уничтожить. А ведь это, чаще всего, травматичный опыт его детства. Слова и убеждения здесь не работают, они направлены на личность. «Работает» здесь непосредственный психоэмоциональный контакт двух человек или человека и группы, когда организм получает совершенно новый, непривычный (и от этого нередко страшный) опыт взаимодействия с внешней средой. Опыт этого контакта в непривычном психологическом поле оказывает трансформирующее влияние на личность, способствуя созданию новой ее структуры.
Проблема в том, что сам клиент-нарцисс является для психолога или для группы фактором внешней среды, и сам – всеми своими стратегиями обесценивания – активно влияет на создание общего психологического поля в системе «психолог-клиент» или «человек – группа». Он воздействует на людей, провоцируя привычные для него реакции, трансформируя психологическое поле в привычное для него. Слабости психолога будут подмечены, недостатки расфасованы по соответствующим категориям в сознании, и в нужный момент, когда психолог начнет угрожать сложившейся структуре личности, будет нанесен удар. Если терапевт выдержит его и выдаст нетипичную реакцию, то для клиента изменится одна из составляющих поля: внешняя среда вдруг стала другой. Непонятной, такой, в которой привычные защитные механизмы личности не работают… И тогда либо бежать, сбегать из терапии (что бывает чаще всего), либо — если контакт терапевта и клиента уже достаточно прочен – личность (помимо всякого сознательного усилия) начнет искать новые способы обходиться с новой для нее реальностью. Добро пожаловать в новое поле…
Два человека, общающихся друг с другом, создают свое, особенное поле. Оба друг для друга выступают как факторы внешней среды, которые удовлетворяют потребности друг друга. «Между ними искрит» — говорим мы, фактически подразумевая степень напряженности (со знаком + или -) психологического поля между двумя. Если человек не удовлетворяет какую-либо нашу потребность, то всякое общение прекращается, человек выпадает из поля. Поэтому, если мы направо и налево говорим о равнодушии к чему-либо или к кому-либо, но упорно сами возвращаемся к этому, то, получается, мы пытаемся удовлетворять в имеющейся ситуации какую-либо свою потребность. При этом – неадекватно, если напряжение в этой точке психологического поля не спадает.
Поводя итог изложению своего понимания психологической теории поля, можно отметить следующее:
1. Наша личность и сознание – частный элемент психологического поля, и поэтому полностью сознательный контроль своего поведения невозможен, и часто то, что мы считаем полностью своим поведением, обусловлено изменением поля. Попытки объяснить поведение человека только его личностными особенностями обречены на неудачу.
2. Подлинные личностные изменения могут происходить, исходя из теории поля, через два пути: приобретение нового, трансформирующего опыта контакта с внешней реальностью (олицетворяемой, в первую очередь, другими людьми) или же через осознание собственных потребностей и специфических способов их удовлетворения, запечатлевшихся в личностной структуре. Все это возможно только при реальном контакте с другим психологическим полем, что приводит к созданию общего трансформирующего пространства.
Такие вот у меня соображения. Если будут свои идеи – как от психологов, так и просто от относительно далеких от психологии людей – буду рад ознакомиться.
Теория поля (field theory) | это… Что такое Теория поля (field theory)?
Т. п. была создана Куртом Левином, считавшим, что для понимания поведения необходимо принимать во внимание всю ситуацию целиком, т. е. гештальт-ситуацию. Левин распространил свои идеи на новые области, взяв за образец мышления мат. построения топологии и физ. Т. п. Система взглядов Левина нередко называется «неогештальтом».
Эта теория базируется на ряде допущений, к-рые затрудняют восприятие как ее терминологии, так и ее динамики, и требуют полного проникновения в ее филос. термины и специальные понятия. Левин целиком отказался от аристотелева подхода к науке, включая какое бы то ни было подчеркивание прошлого или будущего, причины или следствия. Он считал психологию областью научного изучения, не имеющей ничего общего ни с биологией, ни с физикой, ни с какой бы то ни было др. естественной наукой. Понятия, объекты и события, изучаемые этими науками, могут быть в известной мере релевантны поведению, но это всего лишь психол. релевантность. Даже если индивидуум, поведение к-рого изучается, вспоминает прошлое или проецирует себя в будущее, он делает это сию минуту, т. е. в настоящем. Следовательно, релевантны только те аспекты прошлого (или будущего), к-рые вплетены в ткань сиюминутной ситуации.
В отличие от мн. теорий, игнорирующих индивидуальные различия, Т. п. сосредоточена именно на них. Левин исходил из того, что на восприятие чел. окружающей среды влияет импульс, посылаемый самой средой, и что этот импульс, в свою очередь, изменяет последующую перцепцию. Среда (Е) окружает чел. Однако чел. (Р) никогда не яв-ся ее частью, а среда никогда не является частью чел. Между тем существуют проницаемые психол. границы, благодаря к-рым изменения, происходящие в (Е) могут вызвать изменения в (Р), и наоборот.
В индивидууме есть две основные области — внутреннее ядро (аналогичное ядру атома) и область, окружающая его. Внутреннее ядро — в свою очередь — делится на ряд собственных областей, соответствующих различным целям, когнитивным структурам и т. п. Область, окружающая ядро, яв-ся моторно-перцептивной. Считается, что эта относительно недифференцированная область представляет собой тракт, по к-рому события из психол. среды (перцептивные) достигают ядра, а моторные события — среды.
Психол. среда также подразделяется на множество областей, имеющих более или менее проницаемые границы. Эти области образуют «валентности» (притяжения или отталкивания своих средовых содержаний, напр., целей или целевых объектов). Специфическая «валентность» каждой зоны формируется (развивается) во времени по мере того, как взрослеет и изменяется развивающийся чел., и по мере того, как изменяется среда.
Т. п. дает нам средства для описания, анализа и предсказания поведения, в основном, через определение компонентов векторного поля в конкретной ситуации и установление направления и интенсивности ожидаемого движения. Однако она также предсказывает изменения в чел., к-рые могут произойти вследствие его вовлеченности в определенное поведение, а тж вследствие изменений в окружающей среде, к-рая может приобрести новую или утратить былую значимость для последующего поведения.
См. также Гештальтпсихология, Общие системы, Физика и науки о поведении
М. Ройдер
Теория поля • Наставник-консультант
Определение
Теория поля исследует модели взаимодействия между отдельными людьми и «полем», т. е. окружающей средой. Это часть гештальт-терапии, разработанной Лаурой и Фридрихом («Фриц») Перлз в 1940-х и 1950-х годах. На Перлов повлиял Курт Левин, гештальт-психолог 1940-х годов; именно Левин ввел понятие теории поля.
Тюдор и Мерри (2006: 56) определяют «теорию поля» как «взгляд, развитый Левином (1952) и, в частности, в гештальт-терапии, что психологические отношения могут — и действительно могут — изучаться и пониматься только с точки зрения окружающего их «поля». Теория поля, которую иногда называют «топологической и векторной психологией», родилась в науке (она «элегантно описана теорией относительности Эйнштейна»: Йонтеф и Джейкобс, 2005: 300).
Элементы теории поля
Йонтеф и Джейкобс (2005: 300) пишут: «Поля обладают определенными свойствами, которые приводят к конкретной контекстуальной теории. Как и во всех контекстуальных теориях, поле понимается как состоящее из взаимозависимых элементов».
Левин считал, что поведение (В) является функцией (f) текущего «жизненного пространства» (ЖП) человека. Левин выразил эту идею в виде математического уравнения: B = f(LS). Поскольку жизненное пространство создается человеком (P), взаимодействующим со своим окружением (E), формулу также можно записать как B = f(P,E).
Окружающая среда сама по себе является объективной ситуацией, но субъективно воспринимается отдельными людьми в зависимости от их потребностей, убеждений, ценностей и способностей. И личностно-ориентированное консультирование, и гештальт-терапия основаны на феноменологии. Перлз, Хефферлайн и Гудман (1973: 19) писал: «Только взаимодействие организма и среды… составляет психологическую ситуацию, а не организм и среда, взятые по отдельности».
Развитие личности естественным образом влияет на жизненное пространство и может привести к его нестабильности. То же самое верно и в обратном направлении: нестабильность в жизненном пространстве может дестабилизировать личность.
Как работает теория поля
Согласно теории поля силы толкают человека к цели. Хотя у людей может быть общая цель, поля, которые они должны пройти для достижения этой цели, все разные. Поле каждого человека также не остается постоянным; вместо этого он динамичен, постоянно меняется. Изменения поля могут влиять на человека как в настоящем, так и на его развитие в будущем.
Значение для практики
Йонтеф и Джейкобс (2005: 300) отмечают: «История жизни пациента не может рассказать вам, что на самом деле произошло в его или ее прошлом, но она может рассказать вам, как пациент переживает свою историю в здесь и сейчас. Это представление истории в некоторой степени формируется текущими полевыми условиями». Таким образом, теория поля, по сути, «отказывается от веры в то, что кто-либо, включая терапевта, может иметь объективный взгляд на реальность» (там же).
Тюдор и Мерри (56–57) отмечают, что «учитывая определения сознания Роджерсом и убеждение PCA [личностно-ориентированного подхода] в том, что люди по существу являются социальными животными… и его упор на группу, возможно, удивительно, что теория поля не более фигуральна в теоретической основе PCP [личностно-центрированной психологии]».
Дойч (1954: 478) пишет: «Нельзя сказать, что теория поля как специфическая психологическая теория обладает большой актуальной жизненной силой… Вместо этого его [Левина] влияние отражается в его общей ориентации на психологию, которая оставила свой отпечаток на его коллег и учеников».
Скачать бесплатный раздаточный материал
Теория поля
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Ссылки
Deutsch M (1954) «Теория поля в социальной психологии» в Lindzey G and Aronson E, The Handbook of Social Psychology, Vol. 1 (2-е изд.). стр. 412–487
Левин (1952) Теория поля в социальных науках, Harper & Rowe
Перлз Ф., Хефферлайн Р.Ф. и Гудман П. (1973) Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности, Пингвин
Тюдор К. и Мерри Т. (2006) Словарь личностно-ориентированной психологии, PCCS Books
Йонтеф Г. и Джейкобс Л. (2005) «Гештальт-терапия» в Корсини Р. и Веддинг Д., Текущая психотерапия, Томсон Брукс/Коул
Курт Левин: основатель социальной психологии
- Биография
- Теория поля Курта Левина
- Эксперименты, проведенные психологом
- Типы лидерства
- Ссылки Биография0005
Курт Левин (1890–1947) — немецкий и американский психолог, один из основоположников социальной психологии. Он заложил основы или развил многие направления этой науки. Курт Левин родился в польском городе Могильно; он происходил из еврейской семьи. Тем не менее, в Первую мировую войну он воевал в составе немецкой армии, где был ранен. После демобилизации учился в Берлинском университете (Nistelrooij, 2018). После прихода к власти нацистов Курт Левин эмигрировал в США, где продолжил свою научную деятельность.
СКИДКА 15% на первый заказ
Мы доставим на заказ Величайшие психологи бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой Курту Левину удалось преобразовать современную психологию и социологию. Именно он ввел многие понятия, которые сейчас считаются основополагающими в психологических исследованиях и практике. Среди этих понятий групповая динамика, уровень притязаний, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудачи, теория поля. Курт Левин сосредоточился на изучении мотивации личности, которая до него почти не привлекала внимания психологов.
Теория поля Курта Левина
То, что окружение человека, в том числе социальное, влияет на его поведение и судьбу, Курт Левин заметил еще в детстве. Будучи ортодоксальным евреем, родители дали ему еврейское имя Задек. Однако понимали, что в немецкой среде, да еще в условиях антисемитских предрассудков, человеку с таким именем будет непросто устроиться в жизни. Поэтому ему дали второе имя, немецкое – Курт, которое впоследствии стало для него основным. Если бы не это имя, судьба Левина, скорее всего, сложилась бы совсем иначе.
Теория поля, созданная Куртом Левиным, утверждает, что человек живет и развивается в психологическом поле, состоящем из окружающих предметов. Каждый объект имеет для человека определенную ценность и побуждает к определенным действиям (Langemeyer, 2017). Предметы начинают оказывать особенно сильное влияние на поведение человека, когда у него нет четко определенной цели действия. В соответствии с этим поведение человека можно разделить на волевое, обусловленное внутренними мотивами, и полевое, то есть вызванное влиянием внешних предметов.
Последователи Левина изучали полевое поведение и даже обнаружили психическое заболевание, при котором полевое поведение становится единственно возможным. Это заболевание связано с поражением лобных долей головного мозга, в результате чего снижается способность к произвольному поведению (Langemeyer, 2017). Человек, страдающий этим заболеванием, склонен манипулировать абсолютно всеми окружающими предметами, до которых он может дотронуться. Современные исследователи поведения полей часто пользуются специальными диаграммами; они изображают силы, способствующие изменению ситуации, и силы, противодействующие этому изменению. Такие диаграммы позволяют прогнозировать исход событий — например, в переговорах.
Эксперименты, проведенные психологом
Для подтверждения своей теории Курт Левин провел эксперимент: испытуемого вызвали в лабораторию якобы для проверки его интеллекта или памяти. После этого инструктор сказал, что ему срочно нужно выйти на пару минут — позвонить. Инструктор выходил и через специальное стекло, невидимое в лаборатории, наблюдал за поведением испытуемого. Оказалось, что все участники эксперимента, находясь в комнате одни, начинали совершать какие-то действия с окружающими предметами: перелистывать книги, трогать шкаф, занавеску и т. д.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Приступим
322 специалисты онлайн
Эксперимент показал, насколько сильно восприятие и восприятие окружающих объектов могут влиять на восприятие человека, если он не делает что-то важное в данный момент. В такую ситуацию человек может попасть даже внезапно, оказавшись в незнакомой среде (Burnes & Bargal, 2017). Таким образом, с помощью простых приемов можно манипулировать поведением людей. Эти приемы вполне могут быть использованы, например, маркетологами. Практическое применение результатов этого эксперимента — шопинг. Посетители крупного торгового центра бесцельно ходят по нему, отдыхают, по пути рассматривают товар, берут его в руки, рассматривают и даже могут купить некоторые товары. Это может произойти даже в том случае, если до посещения этого магазина у человека не было намерения покупать этот товар.
Другие эксперименты показали, что человек легче запоминает события, связанные с незавершенными действиями, чем с завершенными. Ученик Курта Левина Блюма Зейгарник вспоминал, как однажды в ресторане он позвал официанта, который еще не выполнил заказ, и спросил, что именно заказали эти люди (Burnes & Bargal, 2017). Официант точно воспроизвел весь список блюд; через некоторое время Левин снова подозвал официанта и спросил, что заказала выходящая в данный момент из ресторана пара.
Официант почти ничего не мог вспомнить, хотя подходил к этой парочке несколько раз подряд. Этот случай породил гипотезу о том, что необходимость выполнения некоторых действий порождает напряжение, стимулирующее запоминание задания. А когда задание выполнено, напряжение пропадает, так что необходимость запоминать его становится неактуальной. Так мозг оптимизирует внутренние ресурсы; позже Зейгарник экспериментально доказал эту теорию.Вообще Курт Левин был первым психологом, открывшим возможность проведения психологических экспериментов. До этого считалось, что эксперимента в психологии не может быть, так как психика не является материальным объектом, которым можно манипулировать. Курт Левин показал, что манипуляциям в эксперименте может подвергаться носитель психики, то есть человек. Курт Левин также был одним из первых психологов, активно занимавшихся групповой психологией. Опыт Первой мировой войны снова подтолкнул его к изучению группового поведения и групповой терапии. Курт Левин заметил, что указанные выше изменения в восприятии проявляются не у отдельных солдат, а сразу у всех.
Ученый провел одно из таких групповых занятий на практике. Во время Второй мировой войны правительство США попросило его придумать способ убедить американцев перейти с белого хлеба на черный. И Курт Левин справился с этой задачей — с помощью определенных приемов он добился того, что черный хлеб стал модным в США. Он пришел к выводу, что люди охотнее всего отказываются от прежних потребительских привычек, когда их призывают кричать об этом на многолюдных митингах.
Получите заказную работу
Всего за $13,00 $11/страница вы можете получить заказную академическую работу в соответствии с вашими инструкциями
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
Типы лидерства
Курт Левин также изучал лидерское поведение. Он выдвинул теорию о том, что лидерское поведение может быть трех типов – авторитарного, демократического и либерального. Ученый путем эксперимента выяснил, какой из видов наиболее эффективен. Он разделил большое количество десятилетних мальчиков на три группы, каждую из которых возглавлял взрослый (Бакария и др., 2017). Под руководством этого руководителя мальчики выполняли различные задания. И каждый лидер использовал в своем поведении какой-то отдельный тип лидерства.
При авторитарном типе руководитель единолично ставил цели и методы их достижения, а члены группы лишь выполняли его приказы. Этот вариант позволял решить максимальное количество задач, но у мальчиков отсутствовала мотивация, групповое мышление, оригинальный подход к задачам, дружелюбие, они проявляли агрессивность по отношению друг к другу и руководителю. При демократическом типе вождь сохранял за ними ключевые посты, но давал мальчишкам некоторую свободу, давал им право участвовать в управлении. Заданий выполнялось несколько меньше, но в таком коллективе были оптимальные условия для плодотворной групповой деятельности, ребята могли реализовать свой потенциал, проявить себя, внося свой вклад в общее дело.
При либеральном типе руководитель принимал минимальное участие в управлении, а дети имели полную свободу действий. Оказалось, что такой тип управления значительно снижает как количество выполненных задач, так и качество их выполнения (Бакария и др., 2017). В результате ученый пришел к выводу, что демократический принцип управления является наиболее оптимальным. С этим согласились и дети, участвовавшие в эксперименте.
Изучая лидерство, Левин смог при поддержке правительства создать экспериментальные лаборатории, в которых планировалось воспитывать будущих лидеров страны. Ему так и не удалось закончить свою работу, потому что он умер от тяжелой болезни. Однако Левин стремился работать не только с потенциальными руководителями государства; его главной целью было изменить все общество к лучшему, очеловечить его, и для этого он планировал проводить групповые тренинги.
Ссылки
Бакария, Х., Хунджраб, А.И., и Масуд, М.Т. (2017). Управление организационными изменениями в Пакистане: выводы из работы Курта Левина.