Основные теории психологии групп
Что происходит, когда люди собираются вместе? Группы оказывают на поведение человека огромное и чрезвычайно важное влияние, хотя мы далеко не всегда это осознаем.
Человек ведет себя по-разному в зависимости от того, окружен он другими людьми или нет.
Социальная фасилитация
Согласно основному положению теории социальной психологии, находясь в одиночестве, мы намного больше расслаблены; нас не беспокоит, как наши поступки и действия выглядят со стороны. Если в это уравнение включается хоть один человек, наше поведение меняется и нас начинает гораздо больше волновать происходящее вокруг.
Как показали исследования, в окружении людей мы с большей производительностью выполняем простые или хорошо заученные, знакомые задания. Однако когда мы пытаемся сделать что-то новое и трудное, то присутствие других, напротив, мешает, и производительность, соответственно, снижается.
Этот феномен называется в психологии социальной фасилитацией, и суть его заключается в следующем: в присутствии посторонних человеку легче удается решение простых задач, но эффективность решения сложных снижается.
Возьмем, например, спорт. Если вы только начинаете учиться какой-нибудь спортивной игре, вам будет намного комфортнее тренироваться в одиночестве, чем в команде, потому что присутствие других людей заставит вас больше думать о том, что и как вы делаете, из-за чего вы будете чаще ошибаться. Если же вы профессиональный спортсмен, то присутствие зрителей вам только поможет, так как вы будете стараться как можно лучше продемонстрировать свои таланты.
Когда группы принимают решения
Как показали исследования, если решение принимается группой, как правило, имеет место одно из двух явлений: групповое мышление либо групповая поляризация.
Групповое мышление
Когда члены группы согласны по большинству вопросов, в ней возникает сильная тенденция на корню подавлять любое несогласие. Такая группа изначально нацелена на гармонию, она ждет ее и предвкушает. Если все со всеми соглашаются и всех все удовлетворяет, никому не хочется слышать противоположное мнение. Этот психологический эффект способен нанести огромный вред, поскольку члены группы отказываются выслушать все точки зрения и рассмотреть аргументы с разных сторон, из-за чего зачастую принимаются односторонние и импульсивные решения. Яркими примерами деструктивной природы группового мышления могут служить массовые беспорядки и суды Линча. Чтобы избежать негативного эффекта группового мышления, группе следует приветствовать в своих членах желание искренне выражать свое несогласие и побуждать их откровенно высказывать противоположную точку зрения.
Групповая поляризация
Этот феномен возникает, когда в ходе групповой дискуссии члены группы, подстегиваемые сами собой, начинают склоняться к крайне противоположным точкам зрения; вне группы такое явление невозможно. Например, в начале обсуждения некоторые люди довольно вяло высказываются против какого-либо решения, но к концу дискуссии уже все решительно и однозначно не согласны друг с другом по этому вопросу, и несогласие достигает критической отметки. Чтобы ограничить деструктивный эффект групповой поляризации, следует избегать однородности группы, принимающей решения.
Эффект свидетеля
Психологический феномен под названием эффект свидетеля приводит, пожалуй, к самым трагическим последствиям из всех, какие могут возникнуть в группе. Ученые обнаружили, что по мере расширения группы внутренний мотив помогать тем, кто нуждается в помощи, ослабевает. Это несколько сродни так называемой социальной лености, но эффект свидетеля возникает потому, что люди не проявляют решительность и инициативу, полагая, что кто-то это уже делает. Обратите внимание: это исключительно групповой феномен. Если в ситуации задействованы только два человека, один, скорее всего, подаст нуждающемуся руку помощи.
Один из самых известных страшных примеров эффекта свидетеля
Тринадцатого марта 1964 года в три часа ночи двадцатидевятилетняя Кэтрин (Китти) Дженовезе возвращалась с работы (она работала менеджером в баре). Когда она вышла из машины, к ней приблизился какой-то мужчина. Женщина побежала; но незнакомец погнался за ней и ударил ножом. Китти стала звать на помощь, и сразу в нескольких окнах, выходивших на улицу, зажегся свет. Нападавший сначала было ретировался, но затем, убедившись, что никто не выходит, вернулся к истекавшей кровью жертве. Женщина кричала, но преступник продолжал наносить ей удары до тех пор, пока она не умерла. Позднее выяснилось, что за этой ужасной картиной наблюдали почти сорок человек, но никто из них не пришел на помощь Китти Дженовезе. Звонок в полицию поступил только без десяти четыре, то есть почти через час после нападения.
Групповые нормы
Независимо от типа, будь то рабочий коллектив, спортивная команда, оркестр или компания друзей, для всех групп характерны сходные психологические процессы, и все они подчиняются определенным правилам.
1. Группы возникают практически из ничего. Общественная природа человека заставляет его становиться членом группы, поскольку такое членство улучшает его самоощущение.
2. В большинстве групп имеется свой обряд посвящения. Присоединяясь к уже существующей группе, человек, как правило, проходит определенный обряд посвящения: интеллектуальный, денежный, физический или основанный на подобном опыте. Группы хотят протестировать новичка и представить всё так, чтобы членство воспринималось другими как честь.
3. Группы способствуют развитию конформизма. В любой группе действуют определенные нормы и правила, которые соблюдают все члены. Эти нормы могут изменить поведение человека, заставляя его идти против своих убеждений, пусть даже более разумных и правильных (примеры такого поведения описаны в исследованиях социальной конформности Соломона Аша, но об этом мы поговорим позже).
4. Каждый член группы обязан выучить ее правила и нормы. Если вы нарушаете правила, установленные группой, другие ее члены непременно укажут вам на это.
5. Все члены группы играют в ней определенные роли. Хотя в группе действуют нормы, применимые ко всем ее членам, люди также обязательно исполняют в ней определенную роль и следуют правилам, касающимся этой роли.
6. В большинстве случаев лидеры в группе выделяются только со временем, причем нескоро. Хотя лидеры групп могут назначаться или навязываться, в большинстве случаев истинный лидер сначала приспосабливается к группе, а затем, добившись доверия ее членов, становится все более уверенным и со временем начинает вести остальных за собой.
7. Участие в группе способствует повышению эффективности. Как мы уже говорили, в определенных условиях присутствие других людей способствует тому, что человек быстрее и лучше справляется с поставленной задачей. Это особенно характерно для тех случаев, когда задание выполняется отдельно от других членов группы и его итоги будут оцениваться по способностям и достижениям исполнителя, то есть индивидуально.
8. В группах часто ходят слухи, в большинстве случаев правдивые. В 1985 году было проведено одно любопытное исследование в рабочей среде, показавшее, что 80 процентов времени люди обсуждают сплетни и слухи, которые в 80 процентах (!) случаев правдивы. Похожие результаты дали и другие подобные исследования.
9. Группы способствуют конкуренции. В группах люди нередко с подозрением и настороженностью относятся к членам соперничающих с ними групп, что создает настрой «мы против них». В таком случае, даже если отдельные люди из конкурирующей группы считаются готовыми и способными к сотрудничеству, группа-соперник в целом не вызывает доверия или рассматривается как плохая и недостойная внимания.
Все это свидетельствует о том, что группы играют в повседневной жизни человека невероятно важную роль и в огромной мере влияют на наши решения. Как уже говорилось, группы бывают разные: это и собрание топ-менеджеров, принимающих важнейшие финансовые решения, и компания друзей, рассуждающая о том, что заказать на обед. Само присутствие других весьма существенно влияет на наше поведение. Группа может возникнуть практически на пустом месте; она повышает эффективность одних ее членов, позволяя бездействовать другим; и в ней существуют определенные нормы и правила, которым следуют все ее члены.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.
Лекция 6. Психология групп
Общество состоит из социальных групп, представляющих собой устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами. Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.
Большие группы – общности людей, существующие в масштабах страны, государства и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности:
они постоянно развиваются и совершенствуются;
они имеют свои сугубо специфические интересы;
они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешние взаимодействие;
они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.
Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Обычно различают классы, этносы (нации), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать
Малые группы – небольшие общности, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.
Микрогруппы – группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.
Организованные группы – группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.
В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, или существующими непродолжительное время. Психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях, обычно называют массовидными, т. е. возникающими стихийно в общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов.
Кроме того, различают психологические механизмы, с помощью которых строится взаимодействие, общение и взаимоотношение людей в группах. К ним относят подражание и заражение. Подражание – это психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей. Заражение представляет собой психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.
Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными.
Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченности и т. д. Обычно их называют коллективами.
Референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.
Реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.
Первичные группы – группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми.
Вторичные группы – это группы, состоящие из ряда первичных. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.
Психологические явления в группах можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к конкретным общностям, по устойчивости, по степени осознанности и т. д. Основополагающей и методологически более значимой выступает их классификация по принадлежности людей к различным социальным группам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их функционирования.
Кроме того, следует помнить, что в основе всех психологических явлений в обществе лежат общесоциальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения людей. В ходе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода социальные связи, расширяя рамки и границы этих процессов. Без правильного понимания их специфики нельзя хорошо понять психологию людей.
К психологическим явлениям, возникающим в группах относят: общесоциальные процессы, явления и процессы, возникающие в больших, малых группах и в неорганизованных общностях, явления, относящиеся к личности.
Общесоциальные процессы представляют собой феномены, которые обеспечивают проявление психологии многих людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам. К ним относят: взаимодействие, социальную перцепцию, взаимоотношения, общение.
Взаимодействие – это процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.
Социальная перцепция (синоним: социальное восприятие) – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.
Общение – это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.
Групповых лидеров подразделяют на виды по социальной природе их авторитета (различают традиционного, бюрократического и харизматического лидеров), по отношению авторитета к людям (различают авторитарного и демократического лидеров), по отношению к политической системе (различают лидеров функциональных и дисфункциональных, конформистов и нонконформистов) и по стилю лидерства.
Традиционный лидер – лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае – носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречающимся в обществе (монархия).
Бюрократический (рационально-легальный) лидер –
опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр).Харизматический лидер – лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя готовым для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед.
Авторитарный лидер – это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу.
Функциональный лидер – лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности.
Дисфункциональный лидер – лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.
Лидер-знаменосец – лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет.
Лидер-служитель – лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы.
Лидер-торговец – лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами.
Лидер-пожарный – лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности.
Лидер-актер (демагог) – лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем на деле.
Лидер-конформист (нонконформист) – лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.
Групповая психология: как группы меняют наше поведение
Групповая психология объясняет, как группы формируются, подчиняются, а затем деформируют наше принятие решений, продуктивность и творчество.
Когда мы в группе, другие люди оказывают на нас невероятно сильное влияние.
Группы могут убить наш творческий потенциал, вдохновить нас на усердную работу, позволить нам расслабиться, исказить наши решения и заставить нас замолчать.
Ключи к пониманию человеческого поведения — нашей жизни как граждан, как рабочих, как друзей — находятся в исследованиях групповой психологии.
Этот пост представляет собой обзор, и вы можете перейти по ссылкам, чтобы изучить эксперименты, которые показывают, что группы власти держат нас.
Влияние групповой психологии
Семена группового поведения сеются еще до того, как его члены встретятся.
Простое знание того, что одни люди «на нашей стороне», а другие нет, начинает формировать нашу социальную идентичность.
Принадлежность к группе вскоре становится еще сильнее, тем не менее, изменяя наше поведение еще больше, если мы проходим обряд инициации.
Такой простой обряд, как чтение вслух грубых слов, может произвести измеримый эффект (см. 10 правил поведения в группах, №1, №2).
Как только мы попадаем в группу, она начинает формировать нас через подчинение, приводя наше отношение и поведение в соответствие с другими, угрожая нам остракизмом, если мы осмелимся взбунтоваться, и, сталкиваясь с конкурирующими группами, пробуждая наш дух соперничества (см. 10 правил которые управляют группами, № 3, № 4, № 10).
Мы также пытаемся формировать группу, возможно, повторяя свое мнение.
Это помогает убедить других, что мы выражаем точку зрения большинства. Тем не менее, люди, как известно, сопротивляются переменам.
Новички могут влиять на группы, демонстрируя лояльность, придерживаясь линии и создавая психологическую дистанцию от предыдущих групповых принадлежностей.
Группа берет пример с лидера, но откуда берутся лидеры?
Когда лидерам позволяется естественным образом выйти из группы, они делают это, сначала становясь абсолютными конформистами, а затем начинают лидировать в новых направлениях (см. 10 правил, регулирующих группы, № 6).
Независимо от того, подчиняетесь вы или нет, верным признаком лидера является тот, кто говорит первым и чаще всего.
К тому времени, когда группы хорошо зарекомендовали себя, болтовня легко течет вверх и вниз по виноградной лозе.
Это не просто слухи и подозрения, поскольку исследования показали, что виноградные лозы удивительно точны, и до 80% из них верны (см. 10 правил, регулирующих группы, № 9, № 6).
Как групповая психология влияет на производительность
Количество и качество работы, которую мы делаем (или не делаем), регулируется группой.
Иногда группы оказывают социальное влияние на производительность, побуждая нас к большим достижениям.
Скорее всего, это произойдет, когда наш собственный вклад очевиден и когда нас оценивают по сравнению с другими.
В других случаях группы поощряют социальную лень, что приводит к падению нашей продуктивности — иногда на целых 50%, а то и больше.
Это может произойти, когда легче спрятаться в группе, когда мы думаем, что задача не важна, и когда наши индивидуальные действия не оцениваются отдельно.
Психологи обнаружили, что социальную лень можно уменьшить, повысив важность группы и задач, а также уменьшив «эффект присоски»: ощущение, что другие бездельничают.
Групповая психология меняет процесс принятия решений
Одной из важнейших функций современных групп является принятие решений.
Судьбы наших семей, наших корпораций, даже наших наций зависят от нашей коллективной способности принимать правильные решения.
К сожалению, психологи обнаружили, что группы страдают всевозможными предубеждениями и сбоями, которые приводят к неправильному выбору.
К счастью, эксперименты выявили некоторые простые способы устранения этих недостатков.
Поскольку члены группы часто очень похожи по происхождению и ценностям, они быстро принимают решения большинства.
Психологи называют это групповым мышлением.
Мы можем бороться с групповым мышлением, поощряя подлинное инакомыслие.
Это немалый подвиг, поскольку инакомыслящих часто избегают из-за проблем, которые они представляют.
Поддержка инакомыслящих должна исходить от лидеров.
Кажется вполне естественным, что группы усредняют предпочтения своих членов, но психологи показали, что это часто неверно.
На самом деле, когда люди вместе, они могут проявлять групповую поляризацию: первоначальные предпочтения фактически преувеличиваются в ходе групповых дискуссий.
Мы можем уменьшить это, избегая однородности в составе группы.
Наконец, самым непонятным из нашего поведения в группах является наша неспособность эффективно обмениваться информацией.
Вместо того, чтобы раскрывать жизненно важную информацию, известную только нам самим, исследования снова и снова показывают, что мы говорим о вещах, которые всем уже известны.
Мы можем уменьшить это контрпродуктивное поведение, вспоминая соответствующую информацию перед встречами и гарантируя, что каждый знает об опыте других.
Творчество
Творчество способствует экономическому росту, художественным инновациям и техническим прорывам, благодаря которым наше общество процветает.
Однако группы, если они плохо организованы, могут задушить высокие амбиции.
Психологи давно знают, что практика «мозгового штурма» — это верный путь к меньшему количеству новых идей и меньшему количеству инноваций, чем при индивидуальной работе.
В группах мы бездельничаем, беспокоимся, и наши собственные идеи быстро забываются, пока мы слушаем других.
Оказывается, группы лучше оценивают идеи, чем их генерируют.
Несмотря на свою долговечность, мозгового штурма лучше избегать из-за его первоначальной цели.
Даже когда мы физически удалены от наших групп, они все равно могут препятствовать творчеству через бессознательные стандарты, которые они навязывают своим членам.
То, что психологи называют групповыми нормами, может убить творчество, переопределив его как простое соответствие.
Не случайно некоторые из величайших прорывов в науке и искусстве были сделаны теми, кто работал вне ортодоксии.
Иногда действительно лучше действовать в одиночку.
Мощность групп
Группы могут навязывать нам неписаные нормы, искажать или преувеличивать наши решения, даже притуплять нашу креативность, но эти эффекты часто являются оборотной стороной сил, которые делают группы сильными.
Несмотря на современную тенденцию к раздробленности районов, семей и рабочих мест, человечество не может выжить, не объединившись.
Мы черпаем свою психологическую идентичность и силу из принадлежности, и группы оказывают нам поддержку в трудные времена (см. исследование групп взаимной поддержки).
Нам просто нужно следить за тем, чтобы лидеры выбирались по правильным причинам, чтобы подчинение не брало верх над разумом, не душило творчество и не ограничивало наши возможности.
Мы должны попытаться понять и уважать власть, которую группы имеют над нами, чтобы мы могли извлекать из них пользу, а не становиться их жертвами.
.
10 теорий групповой психологии, которые необходимо знать лидерам
Групповая психология находится под сильным влиянием как ее лидера, так и неформального лидера. Проблемные и противоречивые аспекты групповой психологии затрудняют создание высокопродуктивных команд. Лидеры, которые создают сплоченные команды, которые постоянно превосходят ожидания, понимают, как выровнять групповую динамику и сделать это приоритетом.
Несколько лет назад Дэн Пинк выступил на TED с докладом о загадке человеческой мотивации.
Он утверждал, что финансовые стимулы могут работать против производительности сотрудников и что руководителям следует попробовать другой подход — например, придать работе своих сотрудников «смысл» и позволить им улучшить свои навыки (мастерство).
Излишне говорить, что разговоры в сети взорвались. Это была радикальная идея. Но это всего лишь один из длинного списка психологических феноменов, которые противоречат интуиции.
1. Остерегайтесь группового мышления
Групповое мышление — это явление, при котором группа обретает собственный разум. Это происходит потому, что группы сильно влияют на наше поведение. В группах люди делают то, что обычно не делают самостоятельно.
Люди часто не знают, что на них влияет групповое мышление.
Вот почему некоторые эксперты считают, что некоторые методы, которыми мы так дорожим в корпоративном мире, вообще неэффективны. Одним из таких методов опроса является мозговой штурм. В теории это звучит здорово: вы собираете как можно больше идей из группы без цензуры, а потом отсеиваете проигравшие идеи. Предполагается, что две головы всегда лучше, чем одна.
Однако исследователи обнаружили, что самый харизматичный человек склонен брать верх, и даже когда сеансы проводит самый опытный профессионал, люди не могут не подражать другим. Их влияние неосознанно.
Вы не сможете разработать по-настоящему инновационную идею, если вас постоянно помещают в группу, потому что инновация по определению радикальна. Радикальные решения постоянно подвергаются сомнению со стороны группы и уничтожаются до того, как они успевают улететь. Это особенно верно, когда эта идея угрожает положению других членов группы. Или сама группа.
В отличие от группового мышления, социальное давление является сознательным влиянием. Это способ группы сохранить своих членов и обеспечить собственное выживание. Это также способ роста групп.
В отличие от группового мышления, социальное давление является сознательным влиянием. Это не только способ группы сохранить своих членов и обеспечить выживание. Это также способ роста групп.
Вот пример. Представьте себе большую группу мирных демонстрантов. Требуется один человек — искра, зажигающая огонь, — чтобы заставить второго человека (часто члена семьи или друга) вести себя агрессивно. Затем третий человек видит, как двое людей разрушают имущество, и он тоже присоединяется к хаосу.
Так разрастается жестокий бунт. Люди оправдывают свое поведение тем, что это делает группа людей. Слово «давление» не обязательно означает дискомфорт.
Это сознательное решение.
Итак, как это применимо в организациях? Ну, это то, что организационное поведение профессионалов называют «культурой компании». Если большинство членов вашей группы думают, что делать ровно столько, сколько нужно для «выполнения своей работы», то именно так и будут вести себя новые участники. Изменение корпоративной культуры выходит за рамки статьи, но для начала ознакомьтесь с этим замечательным руководством.
3. Принадлежности
Так почему группы так цепляются за нас? Ну, потому что у нас есть врожденная потребность принадлежать к кому-то одному — человеку было бы трудно выжить в дикой природе 100 000 лет назад.
При отсутствии сплоченной группы люди ее создают. Психологи называют это «парадигмой минимальных групп». В организации эти спонтанные группы называются «кликами». Вы также можете увидеть это в школах. Как вы можете себе представить, клики могут создавать определенные проблемы для лидера, потому что каждая клика имеет свою собственную культуру.
Вот почему лидеры организаций должны проводить мероприятия по формированию команды. Для получения дополнительной информации о построении команды ознакомьтесь с этой замечательной статьей о корпоративной культуре.
4. Индивидуальность
Человеческий парадокс групповой психологии заключается в том, что мы стремимся принадлежать к группе, но при этом хотим быть уникальными. Чтобы группы были эффективными, лидеры должны позволять отдельным лицам добавлять в процесс свою индивидуальность.
Например, если вам точно говорят, что и когда делать, и вы должны делать это каждый час, каждый день, пока вы работаете в компании, вы не чувствуете себя удовлетворенным, выполняя эту задачу. Мы хотим чувствовать себя незаменимыми.
Исследование, проведенное Максом Рингельманном еще в 1890-х годах, показало, что люди прилагают на 50% меньше усилий, играя в перетягивание каната в команде из 8 человек, чем в одиночку. Кажется, что когда наши усилия трудно отличить от усилий других участников, мы расслабляемся. Это называется социальная лень.
5. Проклятие знаний
Вы когда-нибудь пытались научить группу рекрутов, как что-то делать, но не могли?
Вы когда-нибудь задумывались о том, что проблема может быть в вас, а не в них? Это может быть Проклятие Знания в игре. То, что кажется очевидным для вас, может быть не таким для новичка. Так что же делать с проклятием знания?
Что ж, попросите обратную связь от вашей целевой аудитории. Это происходит реже, чем вы думаете, как в офисе , так и в классе . Говорящий предполагает, что аудитория понимает, о чем он говорит, что может быть самонадеянным.
6. Самоидентификация
У каждого члена группы есть своя роль, чтобы работать эффективно. Это вы, наверное, уже знаете.
Но вот кое-что, о чем вы, возможно, не знали: люди приспосабливаются к своим ролям в ныне известном эксперименте под названием «Стэнфордский тюремный эксперимент», когда психологи назначают роли охранников и заключенных молодым добровольцам в смоделированной тюрьме. К их удивлению, всего за шесть дней их испытуемые идеально подошли к своим ролям — сотрудники исправительных учреждений стали оскорбительными, а заключенные — покорными.
Так что взгляните на себя хорошенько. Приспособились ли вы к «роли», которая не принадлежит вам?
7. Групповая психология отказа от посторонних
Случалось ли вам когда-нибудь, чтобы в офис приходил новый менеджер и объявлял: «Хорошо, «команда»? Вот как мы собираемся действовать сейчас».
Вы сделали то, что он сказал?
Группы отвергают посторонних и любые попытки изменить их неписаные правила, даже если этот человек является назначенным «лидером». Таким образом, лидеры не составляют группу. Наоборот, именно группа делает лидера.
Это заметил психолог Мерей в 1949 году, когда он увидел, что дети, недавно попавшие в группу, которые прыгали с новыми идеями, обычно отвергались своими сверстниками. С другой стороны, те, кто стал успешным лидером, сначала приспосабливались к групповым нормам, а затем постепенно предлагали новые идеи.
Наблюдения Мерей позже были воспроизведены другими исследованиями — со взрослыми.
8. Сплетни
Сплетники — часть племенной жизни. Вопреки распространенному мнению, сплетням на самом деле хороший для группы.
Если бы вы увидели, что ваш друг Джон съел больше своей порции еды во времена ограниченных ресурсов, и у вас не было возможности посплетничать, конфронтация между вами и Джоном, вероятно, привела бы как минимум к одной смерти или серьезной ссоре. Сплетничая с другими членами группы, вы можете избежать конфликта, и группа будет давить на него, чтобы он изменил свою жадность, используя тонкие намеки (например, отказ делиться с ним едой).
Несомненно, сплетни вредят другим, но их можно использовать и во благо. Если вы положительно говорите о Джоне за его спиной, это сообщение становится более важным для других членов группы, потому что оно воспринимается как подлинное.
Учитывая это, когда новости дойдут до Джона, ваши отношения с ним взлетят до небес, чего нельзя достичь простой похвалой лицом к лицу.
9. Конкурс
Третий пункт показал, как могут образовываться клики и создавать особые проблемы для лидера. Это одна из таких задач.
Был ли у вас когда-нибудь опыт, когда вы находили кого-то «хорошим человеком» в отдельности, но группа, к которой он принадлежит, не является разумной силой в мире? Например, вы можете обнаружить, что ваша соседка — замечательный человек, пока вы не узнаете, что она принадлежит к другой политической партии.
Другими словами, группы порождают невзгоды.
В группах мы не можем не конкурировать с противоборствующими группами. Исследование 2001 года, проведенное психологом Insko et al. использовали классическую игру «Дилемма заключенного» для измерения конкурентоспособности в группе по сравнению с одиночкой. Он обнаружил, что в одиночку люди были конкурентоспособны в 37% случаев. Они были конкурентоспособны 54% времени, в группах – более 50%.
Конкуренция между кликами в компании может быть очень разрушительной. Каждый отдел усложняет работу другого. Некоторые эксперты считают, что именно так Enron рухнула. Enron, бывший образец организационного управления, до крайности поощряла конкуренцию между своими отделами.
10. Эффект ореола
Если я скажу, что физическая привлекательность влияет на то, кого вы нанимаете, вы, вероятно, будете это отрицать. Но исследование за исследованием показывают, что мы предпочитаем привлекательных людей их менее привлекательным коллегам, даже если их предполагаемая работа не имеет ничего общего с красотой.