Теория социального научения А. Бандуры
9.05.2011В 1969 году Альберт Бандура (1925) — канадский психолог выдвинул свою теорию личности, названную теорией социального обучения.
А. Бандура критиковал радикальный бихевиоризм, который отрицал детерминанты поведения человека, возникающие из внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружения — они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем неточное объяснение поведению человека.
С точки зрения А. Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения
Функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.
Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы.
Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Например, грубое поведение человека на званом вечере может привести к тому, что действия присутствующих рядом людей будут, скорее, наказанием, а не поощрением для него.
Во всяком случае, поведение изменяет окружение. Бандура также утверждал, что благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия.Каждая из трех переменных в модели взаимного детерминизма способна влиять на другую переменную. В зависимости от силы каждой из переменных доминирует то одна, то другая, то третья. Иногда наиболее сильны влияния внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы, а иногда ожидание, вера, цели и намерения формируют и направляют поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения. Таким образом, социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты.
Предвиденные последствия. Исследователи научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Так, Скиннер утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения.
А. Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, но не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. Люди могут учиться наблюдая или читая, или слыша о поведении других людей. В результате предыдущего опыта люди могут ожидать, что определенное поведение будет иметь последствия, которые они ценят, другое — произведет нежелательный результат, а третье — окажется малоэффективным. Наше поведение, следовательно, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. В каждом случае мы имеем возможность заранее вообразить последствия неадекватной подготовки к действию и принимаем необходимые меры предосторожности. Посредством нашей способности представлять действительный исход символически будущие последствия можно перевести в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия.
Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения.В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: МЫ просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или через пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.
Саморегуляция и познание в поведении. Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является то, что важную роль она отдает уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Разумеется, функции саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет человек. Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых будущих результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к отдаленным целям. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к методу проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение.
Ключевые слова: НаучениеИсточник: Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
Подкрепление в научении через наблюдение Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010. |
Теория социального научения по Дж. Роттеру Мельник С.Н., Психология личности |
Научение у животных Карпов А.В., Общая психология |
Оперантное обусловливание Соловьева С.Л., Психотерапия |
Когнитивное научение в психотерапии Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Научение в поведенческой психотерапии Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Теория социального научения Дж. РоттераАбдурахманов Р.А., История психологии |
Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности … |
Теория социального обучения (Бандуры)Talent Management
Теория социального обучения Бандуры предполагает, что люди учатся друг у друга посредством наблюдения, подражания и моделирования. Теорию часто называют мостом между теориями бихевиоризма и когнитивного обучения, поскольку она охватывает функции внимания, памяти и мотивации.
АВТОРЫ
Альберт Бандура (1925 — настоящее время)
КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ
Люди учатся через наблюдение за поведением, отношениями и результатами других людей [1]. “Большей части человеческого поведения мы научаемся с помощью моделирования: наблюдение за другими формирует представление о том, как выполняется это новое поведение, и в последующем эта закодированная информация служит руководством для действий” (Бандура).
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Внимание — различные факторы увеличивают или уменьшают объем внимания. Включает в себя ясность, аффективную валентность, распространенность, сложность, функциональную ценность. На внимание влияют некоторые характеристики (например, сенсорные способности, уровень возбуждения, перцептивный набор, прошлое подкрепление).
Память — запоминание того, на что вы обратили внимание. Включает символическое кодирование, умственные образы, когнитивную организацию, символическое повторение, моторное повторение.
Воспроизведение — воспроизведение изображения. Включает физические возможности и самонаблюдение за воспроизведением.
Мотивация — есть ли веская причина подражать. Включает в себя такие мотивы, как прошлые (например, традиционный бихевиоризм), обещанные (воображаемые стимулы) и замещающие (наблюдение и воспоминание усиленной модели).
ВЗАИМНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
Бандура верил во “взаимный детерминизм”, т.е. что поведение человека и факторы окружающей среды обоюдно влияют друг на друга, в то время как бихевиоризм в основном утверждает, что человеческое поведение вызывает окружающая среда [2]. Бандура, изучавший агрессивность подростков, считал этот взгляд слишком упрощенным, поэтому он предположил, что поведение также влияет на окружающую среду [3]. Позднее Бандура рассматривал личность как взаимодействие трех компонентов: среды, поведения и психологических процессов (способность воссоздавать образы в уме и языке).
Теорию социального обучения иногда называют мостом между теориями бихевиоризма и когнитивного обучения, поскольку она охватывает функции внимания, памяти и мотивации. Теория связана с теорией социального развития Л. С. Выготского и теорией ситуативного обучения Джин Лэйв, в которой также подчеркивается важность социального обучения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ССЫЛКИ
youtube.com/embed/zerCK0lRjp8?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»autoplay; encrypted-media» allowfullscreen=»»>
- Bandura, A. (1977). Social Learning Theory. New York: General Learning Press.
- Bandura, A. (1986). Social Foundations of Thought and Action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- Bandura, A. (1973). Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York: W.H. Freeman.
- Bandura, A. (1969). Principles of Behavior Modification. New York: Holt, Rinehart & Winston.
- Bandura, A. & Walters, R. (1963). Social Learning and Personality Development. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Данный материал (как текст, так и изображения) является объектом авторского права. Любые перепечатки полностью или частично только с активной ссылкой на материал.
Источник: Теория социального обучения (Бандуры) — Talent Management
Теория социального познания Альберта Бандуры: определение и примеры
Ключевые выводы
- Теория социального познания делает акцент на обучении, происходящем в социальном контексте. С этой точки зрения люди являются активными агентами, которые могут как влиять, так и находиться под влиянием своего окружения.
- Теория была основана прежде всего Альбертом Бандурой, который также известен своими работами по обучению через наблюдение, самоэффективности и взаимному детерминизму.
- Одно из предположений о социальном обучении состоит в том, что мы учимся новому поведению, наблюдая за поведением других и последствиями их поведения.
- Если поведение вознаграждается (положительное или отрицательное подкрепление), мы, вероятно, будем его подражать, однако если поведение наказывается, то подражание менее вероятно. Например, в эксперименте Бандуры и Уолтерса дети больше имитировали агрессивное поведение модели, которую хвалили за агрессивность по отношению к кукле Бобо.
- Социальная когнитивная теория использовалась для объяснения широкого спектра человеческого поведения, от позитивного до негативного социального поведения, такого как агрессия, злоупотребление психоактивными веществами и проблемы с психическим здоровьем.
Содержание
Как мы учимся на поведении других
Социальная когнитивная теория рассматривает людей как активных агентов, которые могут влиять на окружающую среду и находятся под ее влиянием.
Теория является расширением социального обучения, которое включает влияние когнитивных процессов, таких как концепции, суждения и мотивация, на поведение человека и на окружающую среду, которая на них влияет.
Социальная когнитивная теория утверждает, что вместо того, чтобы пассивно впитывать знания из окружающей среды, люди активно влияют на свое обучение, интерпретируя результаты своих действий, что, в свою очередь, влияет на их среду и личные факторы, информируя и изменяя последующее поведение (Schunk, 2012). ).
Включая мыслительные процессы в человеческую психологию, социальная когнитивная теория способна избежать предположения, сделанного радикальным бихевиоризмом, что все человеческое поведение изучается путем проб и ошибок. Вместо этого Бандура подчеркивает роль наблюдательного обучения и имитации в человеческом поведении.
Многочисленные психологи, такие как Джулиан Роттер и американский личностный психолог Уолтер Мишель, предложили различные социально-когнитивные точки зрения.
Альберт Бандура (1989) представил наиболее выдающуюся точку зрения на социальную когнитивную теорию.
Точка зрения Бандуры была применена к широкому кругу тем, таких как развитие и функционирование личности, понимание и лечение психологических расстройств, программы организационного обучения, образование, стратегии укрепления здоровья, реклама и маркетинг и многое другое.
Центральный принцип социально-когнитивной теории Бандуры заключается в том, что люди стремятся развить чувство свободы действий и осуществлять контроль над важными событиями в своей жизни.
На это чувство свободы действий и контроля влияют такие факторы, как самоэффективность, ожидания результатов, цели и самооценка (Schunk, 2012).
Обучение через наблюдение
Бандура согласился с бихевиористами в том, что поведение изучается на основе опыта, однако он предложил другой механизм, чем обусловливание.
Он утверждал, что мы учимся, наблюдая и подражая поведению других.
Эта теория фокусируется не только на самом поведении, но и на психических процессах, связанных с обучением, поэтому она не является чисто бихевиористской теорией.
Этапы теории социального обучения (SLT)
Не все наблюдаемые модели поведения усваиваются эффективно. Есть несколько факторов, влияющих как на модель, так и на наблюдателя, которые определяют, усвоено ли поведение. К ним относятся внимание, удержание, моторное воспроизведение и мотивация (Bandura & Walters, 1963).
Внимание
Человек должен обращать внимание на поведение и его последствия и формировать мысленное представление о поведении. Некоторые вещи, влияющие на внимание, связаны с характеристиками модели.
Это означает, что модель должна быть яркой или заметной. Если модель привлекательна, или престижна, или кажется особенно компетентной, вы будете уделять ей больше внимания. И если модель больше похожа на вас, вы обращаете больше внимания.
Удержание
Сохранение наблюдаемого поведения в LTM, где оно может оставаться в течение длительного периода времени. Подражание не всегда происходит мгновенно. Этот процесс часто опосредован символами. Символы — это «все, что обозначает что-то другое» (Бандура, 1998).
Это могут быть слова, изображения или даже жесты. Чтобы символы были эффективными, они должны быть связаны с изучаемым поведением и должны быть понятны наблюдателю.
Репродукция двигателя
Человек должен быть в состоянии (иметь способности и навыки) физически воспроизвести наблюдаемое поведение. Это означает, что поведение должно быть в пределах их возможностей. Если это не так, они не смогут этому научиться (Бандура, 1998).
Мотивация
Наблюдатель должен быть мотивирован, чтобы выполнить действие. Эта мотивация может исходить из различных источников, таких как желание достичь цели или избежать наказания.
Бандура (1977) предположил, что мотивация состоит из трех основных компонентов: ожидания, ценности и аффективной реакции. Во-первых, ожидание относится к вере в то, что человек может успешно выполнить поведение. Во-вторых, ценность относится к важности цели, для достижения которой предназначено поведение.
И последний из них, аффективная реакция, относится к эмоциям, связанным с поведением.
Если поведение связано с положительными эмоциями, оно с большей вероятностью будет усвоено, чем поведение, связанное с отрицательными эмоциями. Подкрепление и наказание играют важную роль в мотивации.
Люди должны ожидать получения того же положительного подкрепления (заместительного подкрепления) за подражание наблюдаемому поведению, которое они видели у модели.
Подражание более вероятно, если модель (человек, который выполняет поведение) получает положительное подкрепление. Это называется косвенным подкреплением.
Подражание также более вероятно, если мы идентифицируем себя с моделью. Мы видим, что они имеют некоторые общие с нами характеристики, то есть схожий возраст, пол, социальный статус, поскольку мы идентифицируем себя с ними.
Цель социальной когнитивной теории состоит в том, чтобы объяснить, как люди регулируют свое поведение посредством контроля и подкрепления, чтобы достичь целенаправленного поведения, которое можно поддерживать в течение долгого времени.
Бандура в своей первоначальной формулировке родственной теории социального научения включил пять конструктов, добавив к своей окончательной теории социального познания самоэффективность (Бандура, 1986).
Взаимный детерминизм
Взаимный детерминизм является центральной концепцией социальной когнитивной теории и относится к динамическому и взаимному взаимодействию людей — индивидуумов с набором приобретенного опыта — с окружающей средой или внешним социальным контекстом и поведением — реакцией на стимулы для достижения цели.
Его основной принцип заключается в том, что люди стремятся развить чувство свободы действий и осуществлять контроль над важными событиями в своей жизни.
На это чувство свободы действий и контроля влияют такие факторы, как самоэффективность, ожидания результатов, цели и самооценка (Бандура, 1989).
Чтобы проиллюстрировать концепцию взаимного детерминизма, рассмотрим Учащийся, который считает, что он способен успешно сдать экзамен (самоэффективность), с большей вероятностью приложит необходимые усилия для учебы (поведение).
Если они не верят, что смогут сдать экзамен, они с меньшей вероятностью будут учиться. В результате их убеждения в своих способностях (самоэффективность) будут подтверждены или опровергнуты их фактической работой на экзамене (результатом).
Это, в свою очередь, повлияет на будущие убеждения и поведение. Если студент сдает экзамен, он, вероятно, поверит, что сможет хорошо сдать будущие экзамены, и приложит усилия для учебы.
В случае неудачи они могут усомниться в своих способностях (Бандура, 1989).
Поведенческие способности
Поведенческие способности, тем временем, относятся к способности человека выполнять определенное поведение посредством использования собственных знаний и навыков.
То есть, чтобы осуществлять какое-либо поведение, человек должен знать, что и как делать. Люди учатся на последствиях своего поведения, в дальнейшем влияя на окружающую среду, в которой они живут (Бандура, 1989).
Подкрепление
Подкрепление относится к внутренним или внешним реакциям на поведение человека, которые влияют на вероятность продолжения или прекращения поведения.
Эти подкрепления могут быть инициированы самостоятельно или в окружающей среде, а также могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные подкрепления увеличивают вероятность повторения поведения, в то время как отрицательные подкрепления уменьшают вероятность повторения поведения.
Подкрепление также может быть прямым или косвенным. Прямое подкрепление — это непосредственное следствие поведения, влияющее на его вероятность, например, получение зарплаты за работу (положительное подкрепление).
Косвенное подкрепление не является немедленным следствием поведения, но может повлиять на его вероятность в будущем, например, усердно учиться в школе, чтобы поступить в хороший колледж (положительное подкрепление) (Bandura, 1989).
Ожидания
Между тем, ожидания относятся к ожидаемым последствиям поведения человека.
Ожидания результата, например, могут относиться к последствиям, которые кто-то предвидит для своего здоровья.
Поскольку люди предвидят последствия своих действий, прежде чем начать какое-либо поведение, эти ожидания могут повлиять на то, успешно ли кто-то завершит это поведение (Bandura, 1989).
Ожидания во многом основаны на чьем-то предыдущем опыте. Тем не менее, ожидания также сосредоточены на ценности, придаваемой результату, что является субъективным от человека к человеку.
Например, учащийся, который может не быть мотивирован высокими оценками, может придавать меньшее значение шагам, необходимым для их достижения, чем тот, кто стремится быть высокоэффективным.
Самоэффективность
Самоэффективность относится к уровню уверенности человека в своей способности успешно выполнять определенное поведение.
На самоэффективность влияют собственные способности человека, а также другие индивидуальные факторы и факторы окружающей среды.
Эти факторы называются барьерами и посредниками (Бандура, 1989). Часто говорят, что самоэффективность зависит от конкретной задачи, а это означает, что люди могут быть уверены в своей способности выполнять одну задачу, но не могут выполнять другую.
Например, студент может быть уверен в своей способности хорошо сдать экзамен, но не уверен в своей способности заводить друзей.
Это потому, что самоэффективность основана на прошлом опыте и убеждениях. Если учащийся никогда раньше не заводил друзей, он с меньшей вероятностью поверит, что сделает это в будущем.
Моделирование медиа и теория социального познания
Обучение было бы трудоемким и опасным в мире, который полагался бы исключительно на непосредственный опыт.
Социальное моделирование дает людям возможность наблюдать за успехами и неудачами других с минимальным риском или без него.
Моделирование может происходить в массовом масштабе.
Моделирование медиа определяется как «любой тип массовой коммуникации — телевидение, фильмы, журналы, музыка и т. д., — который служит моделью для наблюдения и имитации поведения» (Bandura, 1998).
Другими словами, это средство, с помощью которого люди могут научиться новому поведению. Моделирующие медиа часто используются в индустрии моды и вкуса, чтобы влиять на поведение потребителей.
Это потому, что моделирование предоставляет наблюдателям точку отсчета для имитации. При эффективном использовании моделирование может подтолкнуть людей к определенному поведению, которое в противном случае они, возможно, не использовали бы.
Кроме того, средства моделирования могут обеспечить подкрепление желаемого поведения.
Например, если кто-то увидит модель, одетую в определенный тип одежды, и сам получит за это комплименты, он с большей вероятностью купит одежду, похожую на одежду модели.
Примеры обучения через наблюдение
Существует множество примеров обучения через наблюдение в повседневной жизни людей всех возрастов.
Тем не менее, наблюдательное обучение особенно распространено в социализации детей. Например:
- Новый сотрудник избегает опозданий на работу после того, как увидел, как его коллегу уволили за опоздание.
- Новый покупатель магазина изучает процесс выстраивания очереди и оформления заказа, наблюдая за другими покупателями.
- Путешественник в другой стране учится покупать билеты на поезд и входить в ворота, наблюдая, как другие делают то же самое.
- Покупатель в магазине одежды изучает процедуру примерки одежды, наблюдая за другими.
- Человек в кофейне узнает, где найти сливки и сахар, наблюдая, как другие любители кофе находят это место.
- Новый продавец автомобилей учится обращаться к потенциальным клиентам, наблюдая за другими.
- Кто-то переезжает в новый климат и учится правильно убирать снег со своей машины и подъездной дороги, наблюдая, как его соседи делают то же самое
- Жильец учится вовремя платить арендную плату в результате того, что его соседа выселили за несвоевременную оплату.
- Неопытный продавец добивается успеха на собрании по продажам или в проведении презентации после наблюдения за поведением и заявлениями других продавцов
- Зритель смотрит онлайн-видео, чтобы узнать, как контурировать и придавать форму бровям, а затем идет в магазин, чтобы сделать это самостоятельно.
- Водители снижают скорость, увидев, что полицейский остановил другого водителя.
- Кассир банка наблюдает за своим более умелым коллегой, чтобы научиться более эффективному способу подсчета денег.
- Застенчивый гость на вечеринке наблюдает, как кто-то более популярный разговаривает с разными людьми в толпе, а позже позволяет им делать то же самое.
- Взрослые дети ведут себя так же, как их родители в детстве
- Заблудившийся ученик бродит по школьному кампусу, увидев, как другие делают это самостоятельно.
Социальное обучение против теории социального познания
Теория социального обучения и теория социального познания — это теории обучения, в которых особое внимание уделяется роли обучения через наблюдение.
Однако между этими двумя теориями есть несколько ключевых различий. Теория социального научения фокусируется на идее подкрепления, в то время как теория социального познания подчеркивает роль когнитивных процессов.
Кроме того, теория социального обучения утверждает, что любое поведение изучается посредством наблюдения, в то время как теория социального познания допускает возможность обучения с помощью других средств, таких как непосредственный опыт.
Наконец, теория социального обучения фокусируется на индивидуальном обучении, в то время как теория социального познания придерживается более целостного подхода, признавая важность факторов окружающей среды.
Хотя они во многом похожи, различия между теорией социального научения и теорией социального познания важно понимать. Эти теории обеспечивают различные рамки для понимания того, как происходит обучение.
Таким образом, они имеют разные последствия во всех аспектах своего применения (Reed et al. , 2010).
Бандура, А. (1986). Социальные основы мышления и действия: социальная когнитивная теория . Prentice-Hall, Inc.
Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
Бандура, А. (1977). Самоэффективность: к объединяющей теории поведенческих изменений. Psychological Review, 84 (2), 191.
Бандура, А. (1986). Страшные ожидания и избегающие действия как сопутствующие эффекты воспринимаемой самонеэффективности.
Бандура, А. (1989). Человеческая деятельность в социальной когнитивной теории. Американский психолог, 44 (9), 1175.
Бандура, А. (1998). Укрепление здоровья с точки зрения социальной когнитивной теории. Психология и здоровье, 13 (4), 623-649.
Бандура, А. (2003). Социальная когнитивная теория личных и социальных изменений с помощью средств массовой информации. В Развлечения-образование и социальные изменения (стр. 97-118). Рутледж.
Бандура, А. Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным образцам. Журнал ненормальной и социальной психологии , 63, 575-582.
ЛаМорт, В. (2019). Теория социального познания. Бостонский университет.
Рид, М.С., Эвели, А.С., Кандилл, Г., Фэйзи, И., Гласс, Дж., Лэнг, А., … и Стрингер, Л.С. (2010). Что такое социальное обучение? Экология и общество, 15 (4).
Шунк, Д. Х. (2012). Социальная когнитивная теория .
Скиннер, Б.Ф. (1950). Нужны ли теории обучения? Psychological Review, 57 (4), 193.
Теория социального обучения Бандуры в образовании
Теория социального обучения: Альберт Бандура
То, как люди учатся, веками восхищало как педагогов, так и психологов. Первые научные исследования обучения, проведенные в конце 1800-х гг.
С тех пор мы наблюдаем всплеск интереса к концепциям и теориям обучения, когда различные психологи проводят исследования, чтобы помочь им понять, каким образом дети получают, обрабатывают и сохраняют знания и навыки во время обучения.
В этой статье мы рассмотрим одну из таких теорий обучения — теорию социального обучения Бандуры.
Что такое теория социального обучения?
Теория социального научения — это идея о том, что люди учатся, наблюдая и имитируя поведение, смоделированное другими. Бандура назвал это явление наблюдательным обучением. Короче говоря, нет необходимости иметь непосредственный опыт чего-то, чтобы учиться.
Для обучения через наблюдение необязательно должно быть живое наблюдение (т.е. реальный человек моделирует или демонстрирует поведение). Это также может происходить путем наблюдения за персонажами, реальными или вымышленными, в фильмах, телевизионных программах, видеоиграх и т. д.
Обучение через наблюдение также может происходить посредством словесных инструкций или слушания того, как кто-то описывает или объясняет, как что-то делается.
Что нам нужно знать о теории социального обучения?
- Что такое теория социального обучения ? Теория социального научения — это идея о том, что поведению можно научиться посредством наблюдения, моделирования и имитации.
- Кто разработал эту теорию? Альберт Бандура разработал свою теорию после серии известных теперь исследований, известных как эксперименты с куклой Бобо.
- Существуют ли другие теории, связанные с теорией социального обучения? Бандура построена на теориях классического и оперантного обусловливания, выдвинутых теоретиками поведения Иваном Павловым и Б. Ф. Скиннером.
- Каковы элементы теории социального обучения? Бандура определил четыре фактора (или элемента), необходимых для успешного обучения через наблюдение.
- Как мы можем использовать теорию социального обучения в нашем классе? Педагоги пришли к выводу, что теория социального обучения является мощным инструментом для обучения, обучения, мотивации учащихся и управления поведением.
- Есть ли критика теории социального обучения? Некоторые критиковали теорию Бандуры за ее ограниченность и узкий взгляд.
Давайте углубимся в каждый из них более подробно, чтобы лучше понять теорию социального обучения.
Кто разработал теорию социального обучения?
Теория социального обучения была разработана канадским психологом Альбертом Бандурой.
Бандура считал, что все виды поведения усваиваются посредством социального подражания, а не генетики. В начале 19В 60-х годах он начал проводить серию известных теперь исследований, известных как эксперименты с куклами Бобо, которые привели к развитию его теории, которую он опубликовал в 1977 году. модель, которая была физически и словесно агрессивна по отношению к кукле Бобо.
Когда этих детей оставили играть с куклой Бобо самостоятельно, многие из них имитировали и воспроизводили поведение, которое они наблюдали.
Этот эксперимент был повторен позднее, но на этот раз взрослая модель была либо вознаграждена, либо вынесена порицание за оскорбительное поведение.
Результаты этих экспериментов показали, что на детей можно влиять и что они могут учиться, наблюдая за поведением других.
Это также показало, что поведение, которое подкрепляется или вознаграждается, имеет тенденцию повторяться, тогда как поведение, которому делают выговор, повторяется с меньшей вероятностью.
Какие другие теории связаны с теорией социального обучения?
Теория социального научения глубоко укоренилась в классической обусловленности Павлова и оперантной обусловленности Скиннера.
Теория социального обучения Бандуры часто связана с теориями поведенческого обучения, которые сосредоточены на идее о том, что все виды человеческого поведения приобретаются посредством кондиционирования и взаимодействия с внешней средой.
Бихевиористы считают, что все люди могут быть обучены выполнять любую задачу в правильной среде и условиях, независимо от их происхождения или способностей.
В теории социального научения Бандура соглашается с бихевиористскими теориями научения классического и оперантного обусловливания, выдвинутыми психологами Иваном Павловым и Б. Ф. Скиннером соответственно.
Однако он считает, что прямое подкрепление не может объяснить все типы обучения, поскольку и дети, и взрослые часто учатся, не имея непосредственного опыта и не демонстрируя своего нового поведения.
Например, ребенок, который никогда раньше не катался на велосипеде, будет знать, что нужно сесть в седло и нажимать ногами на педали, чтобы велосипед двигался.
Этот ребенок научился такому поведению, наблюдая за моделью.
Эта модель могла быть другим ребенком или взрослым в их окружении, но также могла быть героем мультфильма по телевизору.
Это побудило Бандуру добавить две собственные идеи при формулировании своей теории:
- Поведение изучается из окружающей среды посредством обучения через наблюдение.
- Существуют психические факторы, определяющие, приобретается ли новое поведение.
Принимая во внимание, что не все модели поведения, за которыми наблюдают, можно имитировать, Бандура определил четыре фактора (или элемента), необходимых для успешного обучения через наблюдение.
Каковы 4 элемента теории социального обучения?
- Внимание: Урок должен увлечь ученика настолько, чтобы удерживать его внимание.
- Сохранение: Ученики должны уметь запоминать то, что они видели или слышали.
- Репродукция: Учащимся нужно дать время попрактиковаться в наблюдаемом поведении.
- Мотивация: Учащийся должен уметь видеть преимущества нового поведения для долговременного усвоения.
Внимание : Чтобы поведение можно было наблюдать и впоследствии имитировать, наблюдатель должен сначала заметить поведение и сосредоточить на нем свое внимание.
Если поведение не вызывает интереса у наблюдателя или он отвлекается, маловероятно, что поведение будет воспроизведено на более позднем этапе.
Сохранение : Наблюдатель должен иметь возможность запомнить поведение, которое он наблюдал, и сохранить его в своей памяти для доступа к нему на более позднем этапе.
Даже если поведение имитируется вскоре после того, как оно замечено, это все равно требует значительных навыков памяти. На способность учащегося удерживать может влиять ряд факторов.
Воспроизведение : Это включает воспроизведение наблюдаемого поведения. Способность наблюдателя воспроизвести поведение будет зависеть от того, сохранили ли они поведение после наблюдения.
Конечно, удержание здесь не единственный фактор. Физические возможности человека также могут ограничивать его способность воспроизводить поведение.
Мотивация: Чтобы воспроизвести поведение, у наблюдателя должна быть мотивация воспроизвести его.
Эта мотивация может быть внутренней или внешней. Поощрение и наказание являются ключевыми факторами мотивации, при этом учащиеся с большей вероятностью будут подражать наблюдаемому поведению, если оно приводит к положительному результату.
Мотивация также может возникать из наблюдения за тем, как другие получают вознаграждение за такое же поведение.
Самоэффективность человека или его вера в собственную способность воспроизводить поведение также могут оказывать значительное влияние на мотивацию.
Как можно применить теорию социального обучения в классе?
Как учителя мы хотим, чтобы наши ученики добивались успеха и учились в меру своих способностей. То, как мы учим, и стратегии, которые мы используем, а также обстановка в классе — все это влияет на преподавание и обучение.
Давайте рассмотрим несколько способов использования теории социального обучения Бандуры в нашем классе.
Поведение
Хорошее управление классом является ключом к успешному преподаванию и обучению. Без этого может наступить хаос, и это будет мешать как учителю, так и ученикам.
Теория социального обучения может быть использована для поощрения и обучения желательному поведению в классе с помощью положительного подкрепления и вознаграждения.
Например, ученик, которого хвалят за то, что он поднял руку, чтобы заговорить, скорее всего, повторит это поведение. Кроме того, другие учащиеся последуют их примеру и поднимут руки, увидев, что поведение привело к положительному результату.
И наоборот, учащийся, получивший выговор за нежелательное поведение, с меньшей вероятностью повторит такое поведение, как и его сверстники, которые также захотят избежать негативных последствий повторения действия.
Обучение
Как указывалось ранее, одной из предпосылок успешного обучения через наблюдение является то, что внимание наблюдателя сосредоточено на поведении.
Поэтому, прежде чем демонстрировать или моделировать что-то нашим ученикам, крайне важно привлечь их внимание . Обеспечение того, чтобы уроки соответствовали уровню и были как можно более увлекательными, поможет поддерживать внимание учащихся.
Запоминание моделируемого поведения или информации также является ключом к успешному обучению. Как известно, отдельные ученики учатся по-разному.
Один из способов, которым мы можем помочь нашим учащимся запомнить информацию и поведение, — это включить в наш урок как можно больше различных действий. Мультисенсорный подход к обучению помогает увеличить запоминание.
Например, проводя урок в устной форме, мы можем использовать наглядные пособия, чтобы закрепить информацию.
Мотивация учащихся
Как определил Бандура, для успешного обучения через наблюдение наблюдатель должен быть мотивирован для воспроизведения поведения.
Исследования показывают, что учителя, которые полны энтузиазма и увлечены преподаванием, могут мотивировать учащихся учиться, поскольку они, вероятно, будут подражать своему учителю.
Учителя могут внешне мотивировать учащихся с помощью положительного подкрепления и вознаграждений. Они также могут помочь повысить внутреннюю мотивацию и самоэффективность учащегося за счет вербального убеждения, положительного подкрепления и конструктивной обратной связи.
Теория самоэффективности Бандуры уходит своими корнями в теорию социального обучения. Если учащийся уверен в себе и считает, что у него есть возможность воспроизвести определенное поведение, то он с большей вероятностью попытается и добьется успеха.
И наоборот, если учащемуся не хватает уверенности и он не верит, что он способен выполнить задание, то он с меньшей вероятностью приложит усилия для выполнения задания и в конечном итоге может потерпеть неудачу.
Наша работа как преподавателей состоит в том, чтобы найти различные способы мотивации наших учащихся к учебе.
Работа в парах и группах
В нашем классе обучение происходит не только благодаря тому, что учащиеся наблюдают за своим учителем.
Обучение также происходит путем наблюдения за своими сверстниками, поэтому парная и групповая работа в классе может иметь много преимуществ.
Например, объединение более способного учащегося с учащимся, испытывающим затруднения, позволяет проводить коучинг со сверстниками.
Это очень полезная и эффективная стратегия, используемая сегодня в классах. Студенты часто более склонны обращать внимание на своих сверстников, чем на другого взрослого.
При содействии групповой работе учитель может поместить менее мотивированного учащегося в группу с высоко мотивированным учащимся с намерением, чтобы их влияние побудило другого учащегося взять на себя некоторую ответственность, помогая немотивированному учащемуся учиться.
Каждый член группы может выступать в качестве модели, а члены группы могут учиться, наблюдая за поведением и отношением своих сверстников.
Критика теории социального обучения
Хотя теорию социального обучения хвалят за то, что она предлагает нам другой взгляд на то, как происходит обучение, она не лишена недостатков и вызывает критику со стороны тех, кто считает, что у нее есть свои ограничения.
Многие теоретики считают, что он предлагает слишком узкую точку зрения, игнорируя важные влияния окружающей среды и такие факторы, как социально-экономический статус.
Теория социального научения предполагает, что действия и поведение человека определяются обществом и не принимает во внимание индивидуальную ответственность.
Он также не принимает во внимание влияние биологических факторов, таких как генетика, поскольку теоретики-биологи утверждают, что некоторые виды поведения на самом деле частично наследуются.
Заключение
Теория социального обучения, безусловно, занимает свое место в нашей системе образования и предлагает нам лучшее понимание того, как учатся наши ученики.
Однако учителям также важно осознавать, что если стратегии не реализованы правильно или используются непоследовательно, они вряд ли будут эффективными.
Следует также отметить, что то, что работает для одних учеников, может не работать для других, независимо от того, насколько сильно они поощряются или наказываются. Нет сомнений в том, что существует множество внешних факторов, влияющих на желание и способность учащегося учиться.
Теория социального научения показывает нам, что наблюдение играет важную роль в формировании знаний, поведения и отношения наших учащихся.
По этой причине учителя должны быть отличными образцами для подражания и обеспечивать инклюзивность, вдохновение и сострадание по отношению к своим ученикам.
Вопросы и ответы по теории социального обучения
Что такое теория социального обучения?Теория социального обучения Бандуры вращается вокруг идеи о том, что люди учатся, наблюдая и имитируя поведение, смоделированное другими.