Термин бессознательное впервые выдвинул: История термина Бессознательное — Сбитнев Сергей — LiveJournal

История термина Бессознательное — Сбитнев Сергей — LiveJournal

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени.

Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).

Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Бессознательное в работах З. Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Бессознательное в работах К. Г. Юнга

Структура психе по Юнгу, показанная им на Тэвистокских лекциях
В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности, Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, бессознательное имеет два основных слоя: личное (индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное. В отличие от психоанализа, юнгианство добавляет к личному бессознательному ещё коллективное, последнее есть совокупность статичных форм (эти формы Юнг назвал архетипами, или доминантами (устар.)), которые являются врождёнными и могут быть актуализированы. Коллективное бессознательное несёт в себе возможность наполнения архетипов содержанием, иными словами, коллективное бессознательное содержит в себе формы, лишенные содержания, такие формы Юнг назвал проформами (синонимично архетипу). В то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека, то есть формы, наполненные личным содержанием, но не ассимилированные (полностью или частично) сознанием (в силу этого, они оказывают аттрактивное влияние на сознание).[1]

Бессознательное в работах Лакана

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бессознательное

ОНО. Кто и как открыл дверь в бессознательное?

В исследовании бессознательного есть что-то жуткое, словно спускаешься с тусклым фонариком в темный подвал и не знаешь, что там найдешь. В статье «Зловещее» 1919 года доктор Фрейд вспоминает случай, произошедший с ним в 1876-м в итальянском Триесте. Тогда он, 20-летний студент, направленный на Адриатику исследовать систему размножения угрей, впервые столкнулся с проявлением своего бессознательного. Гуляя по малознакомому городу, молодой Зигмунд однажды под вечер забрел в квартал красных фонарей, где увидел «раскрашенных женщин», сидящих прямо в окнах домов и продающих себя. Он поспешил прочь, однако заблудился и, сделав круг, снова вернулся на то же самое место. Третья попытка найти дорогу домой опять привела его к борделям. Фрейд пишет, что заблудился тогда не потому, что плохо знал город, а потому, что бессознательно хотел посетить бордель и подавлял в себе это желание.

ПОПЫТКИ ПРОНИКНУТЬ в бессознательное предпринимались еще во времена античности. Платон в диалоге «Менон» выдвинул идею о том, что душа не забывает своего прежнего опыта и при желании может вспомнить предыдущие жизни. «Отец философии» Аристотель в работе «О душе» высказывает мысль о том, что у души есть «темные закоулки», в которых даже сам человек не догадывается, что происходит. Декарт считал, что объяснение странных поступков человека, противоречий в его поведении стоит искать в борьбе между «низшим» и «высшим» разумом, между душой «разумной» и душой «чувствующей». «Дедушка Просвещения» Бенедикт Спиноза полагал, что суть человеческого поведения лежит в его «тайных влечениях», и делил их на «ясные» и «смутные», то есть, как сказали бы сегодня, на те, в которых мы отдаем себе отчет, и на те, в которых мы себе отчета не отдаем. «Кенигсбергский затворник» Иммануил Кант пошел дальше и выдвинул идею о том, что наше «смутное» более обширно, чем наше «осознанное», наш маленький дом, озаренный светом разума, имеет под собой огромный темный подвал. Артур Шопенгауэр, любимый философ Фрейда, вообще считал, что именно бессознательное управляет нашим поведением: «Бессознательное – это изначальное и естественное состояние всех вещей, следовательно, оно является той основой, в которой берет свое начало наше сознание». Именно у Шопенгауэра Фрейд почерпнул идею о примате подсознания над сознанием. 

Квартал красных фонарей. Фото: Elliott Erwitt

ЕСЛИ УЖ ГОВОРИТЬ О ВРЕМЕНАХ, когда сам Фрейд стал заниматься «завоеванием и постижением мира», то стоит упомянуть вышедшую в 1869 году огромную работу Эдуарда фон Гартмана «Философия бессознательного».

Двумя основными движущими силами человеческого бессознательного Гартман считал половое влечение и материнский инстинкт, служащие основой сохранения человека и человеческого рода. Также нельзя отвергать и еврейскую философию, с которой Фрейд как человек, получивший религиозное воспитание, был основательно знаком. Согласно иудаизму, в человеке борются два начала: доброе «йецер а-тов» является проявлением разума, духа и божественной природы, злое же «йецер а-ра» олицетворяет собой животную сторону человека, его страсти и низменные инстинкты. Жизненный путь человека – подавлять «злое начало», загонять его глубже вовнутрь своей души. Фрейд же пойдет другим путем. Ключ к освобождению человека – не подавление, а осознание. Зверя нужно выпустить наружу и приручить.

ЗИГМУНД ФРЕЙД (Шломо Сигизмунд Фрейд) – житель австрийской столицы в первом поколении, родился в чешской Моравии и происходил из семьи «восточных» (галицийских) евреев, которых даже еврейское население имперских городов «немецкого мира» считало карикатурными и позволяло себе отпускать в их адрес антисемитские шуточки.

Грешил этим и молодой Зигмунд. Позже он произнесет: «Иудаизм – невроз евреев», а в работе «Моисей и монотеизм» отберет у евреев и их пророка их право на «изобретение» единобожия, провозгласив Моисея египтянином, а монотеизм – изобретением фараона Эхнатона. 

Взрослея в Вене, столице огромной и многонациональной Австро-Венгерской империи, Фрейд с детства мечтал быть министром. Но прочтение двух книг побудило его выбрать медицинскую карьеру. Эти две книги – «Царь Эдип» Софокла и эссе «О Природе» Гете. 

 Слева направо: фрагмент фрески «Афинская школа» Рафаэля, 1509 г., Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр

ВСЮ ЖИЗНЬ Фрейд пытался доказать, что психоанализ – подлинно научная дисциплина, что изучение бессознательного происходит по строго научному и сложившемуся за годы исследований методу. Фрейд с негодованием отметал утверждения, что психоанализ – часть философии или антропологии, а не часть медицины, просто пока неизведанная. Даже свою знаменитую работу «Толкование сновидений» (1900), положившую начало его популярности, он рассматривал не как сонник, а как научную монографию. Все связи между «приснившимся» и «бессознательно подразумеваемым» были установлены Фрейдом на основании сотен сновидений, увиденных его пациентами. И был сделан вывод, что сновидения – столбовая дорога в бессознательное. По мнению Фрейда, бессознательные желания предстают во снах в искаженном и зашифрованном виде. Поэтому и необходим врач-аналитик, чтобы их истолковать. Хотя на самом деле схема дешифровки проста. Все, что имеет «продолговатый вид», – например, деревья, зонты, трости, ножи, – является обозначением мужского полового органа. Напротив, все, что может в себя что-то принять, будь то сундуки, коробки, ящики, шкафы, печки, – символизирует женские половые органы. Анфилады, лестницы, шахты обозначают половой акт.

Однако «Толкование сновидений» интересно в первую очередь тем, что в седьмой главе этой работы – «Психология процессов сновидения» – Фрейд впервые делит человеческую психику на три области: сознание, бессознательное и предсознательное, при этом сознание отделено от предсознательного стеной «цензуры», которая препятствует проникновению бессознательного в нашу сознательную жизнь. Цензура не только не пускает информацию, но еще и искажает ее. Происходит смещение акцентов, когда мысли и чувства, связанные с одним объектом, переносятся на другой. Это, в свою очередь, добавляет работы психоаналитику. 

«Зигмунд Фрейд», Энди Уорхол

ТРЕХЧАСТНЫЕ СХЕМЫ были очень популярны у «гуманитариев» в конце XIX века. На свет божий была извлечена схема из еврейской мистики, согласно которой у души есть три уровня: животная (руах), разумная/сознательная (нефеш) и духовная/идеальная душа (нешама). Фридрих Ницше делил человеческую историю на три стадии: животную, человеческую и сверхчеловеческую («Человек – это мост между животным и сверхчеловеком»). Видимо, восхитившись историями о сверхчеловеке, Фрейд в 1914 году в статье «К введению в нарциссизм» вводит в психоанализ понятие «Идеал-Я». «Идеал-Я» – это процесс образования в психике человека некоего идеального образа, которому человек стремится следовать.

Из-за несовпадения «Я» и «Идеал-Я» может наступить невроз. «Идеал-Я» способен как окрылять, так и унижать человека.
В 1917 году Фрейд знакомится с идеями «дикого психоаналитика» (то есть психоаналитика без медицинского образования) Георга Гроддека. Гроддек был убежден, что и рациональное, и телесное в человеке управляется неведомой силой, которую он назвал «Оно». Согласно его теории, даже самые серьезные соматические заболевания, вплоть до онкологических, могут быть спровоцированы «Оно». Гипотеза о существовании «Оно» показалась Фрейду интересной, и уже в 1923 году он публикует одну из своих самых фундаментальных работ «Я и Оно», в которой пытается дать окончательную схему устройства человеческой психики. Под «Оно» Фрейд теперь понимает самую глубинную и самую темную сторону человеческого сознания. Содержание «Оно» совершенно бессознательно, там таится вся агрессия, весь секс и все человеческое влечение к смерти («танатос»). Понятие «Идеал-Я» было заменено на понятие «Сверх-Я», которое выражает идеалы и стремления человека, заложенные в него в детстве родителями, когда те еще представлялись как «боги».
По мере взросления «Сверх-Я» трансформируется, но то, что заложено в детстве, все же не поддается окончательному изживанию и будет проявлять себя всю жизнь. «Все мы родом из детства» сказал не Фрейд, но он мог бы под этими словами осознанно подписаться. «В отношении к “Оно” “Я” похоже на всадника, которому предстоит обуздать превосходящего его по силе коня», – писал Фрейд. 

Художники подмеивались над Фрейдом, рисуя карикатуры на его «Толкование сновидений». На этом комиксе изображен сон французской няни – толкуйте, как хотите. Венгерский юмористический журнал Fidibusz, 1907 г. www.guttersniper.wordpress.com

В 1909 ГОДУ Фрейд посещает США, произносит свой знаменитый афоризм «Мы привезли им чуму» и, выступая перед публикой, пытается объяснять буквально «на пальцах» ничего не понимающим американцам, что есть «бессознательное», что есть «вытеснение» и какова во всем этом роль психоаналитика. 

Представьте, говорил Фрейд, что я читаю вам лекцию, и вы как благородная публика мне внимаете. Но вдруг среди вас находится человек, который начинает меня отвлекать, смеяться, болтать и топать ногами. В таких условиях я читать лекцию не могу. Тогда среди вас находится пара зрителей, которая выставляет хулигана за дверь. Теперь нарушитель вытеснен. Чтобы он снова не прорвался в аудиторию, вы подпираете дверь стульями. Итак: аудитория – это сознание, пространство за дверью – бессознательное, стулья, подпирающие дверь, – цензура, удаление нарушителя – вытеснение. 

Если же нарушитель за дверью не успокоится и продолжит шуметь и отвлекать доктора Фрейда от лекции, тогда президент клуба должен будет выйти к нему и провести переговоры на тему его поведения и выработать с ним условия его возращения в зал и соблюдения тишины. То, что он сделает, будет терапией невроза. 


Иллюстрация: Fernando Vilela

ПОЗЖЕ УЧЕНИК ФРЕЙДА, его «наследник» и создатель аналитической психологии Карл Густав Юнг, в итоге разругавшийся со своим учителем, выдвинет теорию «коллективного бессознательного». Он скажет, что у народов, как и у индивидов, может быть свое «детство», свое первое наслаждение, первая боль, первый страх за себя и первый стыд. Все это, как и у рядового гражданина, вытесняется в бессознательное. Воспоминания народов, а значит, и их бессознательное закрепляется в легендах и мифах. Исследуя их, мы можем понять «неврозы», которые преследуют то или иное государство. Фрейд сначала желчно высмеял концепцию Юнга, а потом в работе «Тотем и табу» фактически согласился с ней. 

По мере распространения психоанализа («новой религии Фрейда») по миру, понятие «бессознательное» стало применяться во все сферах психиатрической науки, от детской психологии и психологии малых групп до психоэкономики и даже психологии для космонавтов.

Почему психоанализ антинаучен: аргументы противников Фрейда
1. Фрейд часто грешит подгонкой фактов под заранее сформулированный вывод.
2. Фрейд часто делает общие выводы на основе одного-двух клинических случаев.
3. Психоанализ не фальсифицируется и не поддается методу отрицания. Его законы нельзя проверить.
4. Психоанализ не релевантен. База пациентов Фрейда очень узкая, по большей части в ней только представители городского высшего и среднего класса, евреи и женщины с невротическими расстройствами.
5. В примерах Фрейда (клинических случаях и сновидениях) невозможно отделить реальность от вымысла.
6. Психоанализ с трудом предсказывает будущее поведение, он лишь способен анализировать «задним числом».
7. Эффективность психоанализа как метода лечения сомнительна. Часто имеет место эффект плацебо.
8. Психоанализ во многом базируется на проблемах, фобиях и комплексах самого Зигмунда Фрейда.

Эдипов комплекс – идея, впервые высказанная Фрейдом в работе «Толкование сновидений». Навеяна трагедией «Царь Эдип» Софокла. Эдип, убивший своего отца Лая и женившийся на своей матери Иокасте, воплощает, по мнению Фрейда, свои детские желания. Хотя греческая трагедия подразумевает совершенно другую трактовку (о неотвратимости рока), Фрейд вкладывает в Эдипов комплекс свое толкование: по его мнению, большинство мальчиков в раннем детстве испытывают эротическое влечение к матери и ненавидят своего отца, так как видят в нем более удачливого соперника в борьбе за материнскую любовь. Большинство же девочек испытывают влечение к отцу и видят конкурентку в своей матери (комплекс Электры). 

Схема Зигмунда Фрейда, опубликованная в его книге «Я и Оно» в 1923г. Ich — Я. Es — Оно. W-Bw = система восприятия и сознания. Vbw = Предсознательное. Vdgt = Вытесненное. Akust. (nervus acusticus) = слуховой нерв.

Словарь доктора Фрейда 

Катартический метод (от греческого «очищение») – один из методов психотерапии, открытый на заре психоанализа (в 1880 году) доктором Жозефом Брейером (1842–1925) и описанный им и Зигмундом Фрейдом в «Этюдах об истерии» (1895) на примере «случая Анны О». Катартический метод («эффект исповеди») – переходный этап от гипноза к методу свободных ассоциаций, суть которого заключается в том, что пациент может говорить обо всем, что ему приходит в голову, не ограничивая себя никакими рамками. Уже позже психоаналитик, разбирая «поток сознания» пациента, находит в нем отсылки к проявлению бессознательного, скрытых желаний, фобий и навязчивых идей.   

Кастрационный комплекс – логическое следствие Эдипова комплекса. По мнению Фрейда, мальчик, испытывая любовь к матери и готовя «бунт» против отца, одновременно испытывает страх перед возможным наказанием в виде кастрации. Под влиянием страха кастрации формируется «Сверх-Я», в рамках которого мальчик начинает ассоциировать себя с собственным отцом как с «идеальной версией себя».
Также страх кастрации может быть усугублен в раннем детстве (1–3 года), если мальчик видит обнаженную мать или сестру и, обнаружив у них отсутствие пениса, испытывает страх за судьбу своих гениталий. У девочек кастрационный комплекс выливается в ненависть к пенису, бессознательной формой которой является желание иметь ребенка, часто от своего собственного отца или того, на кого произведен перенос любви к отцу. 

Перенос/контрперенос – понятие, введенное Зигмундом Фрейдом в 1905 году в очерке «История болезни Доры». Его суть состоит в том, что в процессе психоанализа пациент может перенести на своего лечащего врача эмоции, испытываемые к человеку, который является причиной невроза (отцу, партнеру). Поэтому столь распространены случаи, когда пациенты влюбляются в своих психоаналитиков, начиная воспринимать их как близких людей. Перенос может быть позитивным (любви), негативным (ненависти) и вообще любым. Под контрпереносом понимается обратная связь, когда врач сам может увлечься пациентом, транслируя на него свои желания и фантазии. В «Истории болезни Доры» перенос был взаимным. Фрейд считал, что терапия возможна, только если психоаналитик сам уже прошел через психоанализ и проработал все свои фобии и страхи, чтобы не транслировать их на пациента. Первыми психоаналитиками были пациенты доктора Фрейда.

Либидо (от латинского «страсть», «похоть», «желание») – основное понятие психоанализа, термин, используемый Фрейдом для обозначения различных проявлений фундаментальной сексуальности, от полового инстинкта до сексуального желания. В работе «Тотем и табу» Фрейд приравнивает либидо к Эросу Платона, ставя фактически знак равенства между либидо и стремлением к жизни. Карл Густав Юнг пытался исказить изначальный смысл понятия «либидо» и избавить его от сексуального подтекста, понимая под «либидо» просто «психическую энергию» человека.  


Отклонение, расстройство и самость: бессознательное

Когда Фрейд в своей «Заметке о бессознательном в психоанализе» (1912) изложил «в нескольких словах и как можно более ясно, что термин «бессознательное» стал обозначать в психоанализе», он был уверен, что сможет дать точное описание совершенно определенного психологического элемента: системы, занимающей свое определенное место в психическом функционировании, со своими особыми законами поведения и формы доказательств. Это описание Фрейда, сделанное здесь и в Interpretation of Dreams (1900), а также ряд теоретических работ, которые стали широко ассоциироваться с термином «бессознательное», и можно справедливо утверждать, что «бессознательное» в западной культуре на протяжении большей части последнего времени век был психоаналитическим. Однако Фрейд не изобрел и не открыл понятие бессознательного, которое уже имело долгое и разнообразное развитие на протяжении девятнадцатого века. На самом деле, такие исследования, как исследование Анри Элленбергера «Открытие бессознательного» (1970) показало, что представления о бессознательном были настолько разнообразны и широко распространены в культуре девятнадцатого века, что уже не представляется адекватным думать о бессознательном девятнадцатого века просто как о предшественнике бессознательного. изобретение психоанализа. Скорее викторианская и довикторианская озабоченность ролью бессознательного имеет свой собственный сложный набор детерминант и значений, которые ведут в различных направлениях и к множеству различных вопросов, включая память, сны, инстинкты, нервную систему. система, истерия, криминология, творчество, месмеризм и метафизика. Таким образом, чтобы оценить викторианское бессознательное, мы должны смотреть не только за пределы фрейдистского или юнгианского бессознательного в сторону различных видов идей, таких как подсознание, подсознательное, скрытая жизнь и рефлекс, но мы также должны расширить свой взгляд за пределы бессознательного. границы психологии в теории природы, истории, физиологии, литературы и сверхъестественного.

Романтическое бессознательное
Очевидной отправной точкой для повествования о развитии интереса к бессознательному в девятнадцатом веке являются поэтические исследования писателей-романтиков в начале века. Томас Де Куинси — размышления о бессознательном хранилище воспоминаний в Suspiria de Profundis (1845) , продолжение его заметок о снах, галлюцинациях и зависимостях, собранных в Признания англичанина, употребляющего опиум , как известно, предвосхищает сравнение Фрейдом бессознательного с поздней викторианской игрушкой, «мистическим блокнотом». Увлечение Кольриджа творческими источниками воображения и увлечение Вордсворта детскими воспоминаниями в равной степени заставляло их сочинения касаться темных уголков души. Такие ассоциации между творчеством, сном, памятью и бессознательным продолжались на протяжении всего века, вдохновляя более поздние викторианские предположения, например, из E. S. Даллас о «отсутствующем разуме, который преследует нас, как призрак или сон», или Фрэнсис Пауэр Кобб об интересе к снам как к указанию на более глубокие слои личности. Однако именно немецкая романтическая традиция во многих отношениях стала пионером более радикального представления о бессознательном как формообразующем принципе, лежащем в основе жизни. В работах, написанных в первые десятилетия девятнадцатого века, философ Фридрих Шеллинг , в прошлом крайний сторонник сил сознательного разума, начал перерабатывать свою теорию познания, ориентируя ее на скрытое, прошлое и бессознательный. Разум имел два вида жизни, размышлял Шеллинг: первая часть — сознательная, пытливая, рациональная; другое бессознательное, скрытое, но тесно связанное с законами природы. Эта скрытая составляющая души заключала в себе тайные виды знания и была способна к особым актам творчества — например, в произведениях искусства. К 1830-м годам такой романтический философский интерес к бессознательному разуму просочился в работы по психологии. Знаковой работой здесь было Книга Карла Густава Каруса Психея: развитие души , опубликованная в 1846 году. Карус открыл свое введение в книгу звучным манифестом романтической психологии: «Ключ к пониманию природы сознательного жизнь души лежит в сфере бессознательного». Бессознательное Каруса сочетало — часто довольно бессистемно — представления о бессознательной памяти с вопросом о бессознательных биологических и естественных процессах, управляющих развитием жизни, и оба они, в свою очередь, с ореолом мистицизма: природа, в духе немецкого романтизма, изображалась как богоподобный руководящий принцип всей жизни, орудием которого было бессознательное. «Может ли свободная деятельность сознательной души, — спрашивал он, — когда-нибудь сравниться с совершенством и изобилием творений бессознательной души?» Позже Карл Юнг признал традицию Шеллинга и Каруса как формирующее влияние на его собственную теорию подсознания и как предшественников психоаналитической теории.

Физиологическое бессознательное
Позднее в том же столетии и совсем в другом направлении развитие физиологии начало генерировать собственные аргументы в пользу бессознательного на уровне бессознательных рефлексов, психических функций и нервных процессов. Уильям Бенджамин Карпентер , исследуя механизмы мышления, чувствовал себя все более и более оправданным в предположении, что «не только автоматическое , но бессознательное действие в значительной степени входит во все его процессы» — действие, которое он исследовал в разделе, посвященном «Бессознательная мозговая деятельность» в его Основы психической физиологии (1874). Сэмюэл Батлер также пытался перевести более метафизические теории немецких писателей, таких как Хартманн и Эвальд Геринг, в эмпирическую основу. Отвечая на те же вопросы, которые интересовали романтиков, например, «куда уходят мысли, когда они находятся за кулисами», он попытался дать ответы, соединив ассоциативное объяснение памяти (теоретически Дэвид Хартли, Джеймс Милль и ). Дж. С. Милл ) с современными исследованиями «нервного вещества». Предполагалось, что мыслительные процессы разворачиваются в терминах цепочек воспоминаний и связанных с ними идей, но не все эти идеи достигают сознания. Были основания рассматривать мышление как по крайней мере отчасти бессознательный процесс, продолжающийся как органическая операция мозга, независимо от того, всплывали ли такие мысли в уме или нет. Генри Модсли также затронул эту возможность «скрытых» мыслей и бессознательных действий в уме в своей работе «9».0009 Физиология разума (1876).

Бессознательная воля природы
Позднее в этом столетии произошло определенное перекрестное опыление между романтическим интересом к бессознательным источникам вдохновения и более физиологическим интересом к бессознательной работе нервов и волокон в мозгу. Например, в книге Модсли «Физиология разума» есть отрывки о природе бессознательного воображения у гениального человека. Но были и резкие контрасты между этими двумя видами подходов. Одни рассматривали бессознательное как таинственную руководящую силу внутри тела или души, другие — как своего рода автоматизм, рефлекторное действие мозга. Карпентер, например, хотя и стремился сохранить место для традиционных концепций воли, также должен был принять во внимание возможность того, что некоторые люди какое-то время думали как автоматы. Оба эти вида идей неоднозначно пересекались на территории теорий природы. На протяжении всего девятнадцатого века понимание природы переформулировалось под влиянием новых представлений о жизни как об исторической и развивающейся, что в широком масштабе поставило вопрос о бессознательном прошлом природы. В то же время в викторианском натурализме развился сложный интерес к роли инстинкта в животной и человеческой сферах. Обе эти попытки пересмотреть или углубить понимание природных процессов могли увязнуть в метафизических попытках рассматривать саму природу как обширный организм со своими бессознательными мотивами и принципами. Одной из самых влиятельных таких попыток была Шопенгауэр Мир как воля и представление , написанная в 1818 году, а затем переизданная в 1844 году в расширенной форме, включающей различные виды эмпирических данных, извлеченных из чтения Шопенгауэром современных натуралистов. В главе под названием « об инстинктах и ​​механических наклонностях » поведение людей, действующих под влиянием бессознательных импульсов, таких как лунатики или находящиеся в месмерическом трансе, соотнесено с действиями насекомых, таких как паук, плетущий паутину. Более того, все эти детали, начиная от природы и психологии, были организованы для поддержки центрального метафизического послания, знаменитого пессимизма, — того, что человеческая жизнь и природа управляются всепроникающей, слепой и хаотической волей. Жизнь «ни в коем случае не является даром, которым нужно наслаждаться, а представляет собой задачу, тяжелую работу, которую нужно выполнить», это «импульс, совершенно беспочвенный или мотивированный». Он утверждал, что люди — это марионетки, движимые иррациональным и бессознательным внутренним импульсом увековечить себя и свой вид. Издание 1844 г. добавило длинную главу о бессознательном господстве полового влечения над людьми.

Триумф бессознательного
Ко второй половине девятнадцатого века представление о бессознательных источниках человеческого поведения, которое первоначально процветало на почве романтических теорий гениальности и мечтаний, переплелось с более общими моральными и социологическими страхами. о иррациональности жизни и шаткости человеческого прогресса. Основное влияние работы Шопенгауэра пришлось на десятилетия после неудавшихся революций 1848 года, когда его видение подчинения слепой иррациональной воле сочеталось с атмосферой пессимизма в политике. На территории социологии, Теории Густава ле Бона о поведении толпы в Психология толпы (1895) отражают этот обмен между романтическими и викторианскими теориями бессознательного, между руководящими принципами и моральной паникой: «Видимые социальные явления кажутся результат огромной бессознательной работы». Толпы действуют как регрессии в эволюционном масштабе, они демонстрируют «низший менталитет»; тем не менее, в некоторых своих действиях ими руководят «таинственные силы». Не нужно далеко ходить в более поздней викторианской культуре, чтобы найти такие негативные образы бессознательного — угрожающие, таинственные, контролирующие, всепроникающие. Его можно найти в социологических описаниях викторианского Лондона, в исследованиях месмеризма, в теориях преступности и в таких литературных произведениях, как Доктор Джекил и мистер Хайд , Трилби , а также ощущение задумчивой, непроницаемой темноты – внешней и внутренней – вызванное Джозефом Конрадом Сердце тьмы . В своих самых сильных формулировках такие тенденции привели к восприятию того, что сознание справедливо было смещено с центральной позиции, отведенной ему Просвещением, и что бессознательное было намного высшим или доминирующим принципом в человеческой жизни. На территории эстетической теории Э.С. Даллас , мог отметить в своем Веселой науке (1866), что внутри нас есть «скрытая жизнь»: «насколько обширны ее масштабы, насколько сильно и постоянно ее влияние», в то время как Эдуард фон Гартман Монументальная книга « Философия бессознательного » (1868 г.) объединила подходы Каруса и Шопенгауэра с современной зоологией, чтобы заполнить три тома грандиозными рассуждениями о различных формах ментального, физического и метафизического бессознательного, которые управляли жизнью из-за кулис. .

Путь к психоанализу: Существуют ли такие вещи, как бессознательные идеи?
На фоне этого изобилия материала следует рассматривать развитие современной психологической теории бессознательного, возникшей к началу ХХ века и которую мы стали связывать с психоанализом. С середины девятнадцатого века был предпринят ряд философских попыток укрепить рациональную психологию сознательного разума против этого наплыва тайны, хаоса или автоматизма. Дж. С. Милл в его полном опровержении теорий сэра Уильяма Гамильтона (1865 г.) и Франц Брентано в его Психология с эмпирической точки зрения (1874 г.) были осторожны, пытаясь разрушить основания за предположение, что могут существовать такие вещи, как действительно бессознательные мотивации или восприятия. Для обоих этих авторов «бессознательное» по-прежнему предполагало противоречие в терминах. Фрейд посетил семинар Брентано во время учебы в Венском университете в середине 1870-х годов. Однако именно в области психиатрии и психопатологии, а не философии, начали появляться самые влиятельные теории бессознательной психологии. Они часто рисовали совершенно иной портрет индивидуального разума, который, далекий от поддержки традиционных концепций сознательной воли и намерения, начал очерчивать человеческий субъект, потенциально фрагментированный или наслоенный между различными сознательными и бессознательными слоями — склонный к нервным заболеваниям, дезинтеграции. или угрозе извержения архаических сил или вытесненных импульсов. Примером одного из таких маршрутов являются ранние работы Фрейд и Брейер , где ассоциативистские теории памяти были преобразованы в результате изучения истерии и экспериментов с гипнозом. В отличие от попыток Брентано противостоять гипотезе о бессознательных идеях двадцатью годами ранее, Брейер в своих «Исследованиях истерии », опубликованных совместно с Фрейдом в 1895 году, исследует посылку о том, что «все поведение нашей жизни находится под постоянным влиянием подсознательных идей» и утверждает что возражения, выдвигаемые против таких идей, являются просто жонглированием словами. Лечение истерии, которое они разработали на этой стадии, включало использование гипноза и других методов для выявления бессознательных воспоминаний, которые были отщеплены от нормального сознания человека, но продолжали влиять на его поведение в бодрствующей жизни.

Двойное сознание, подсознательный разум, подсознание
Попытки Фрейда и Брейера ни в коем случае не были единственной подобной попыткой исследовать расщепление ума и действие бессознательных мыслей как проблему личной психологии. Ф. Х. Майерс , один из основателей Общества психических исследований (1882 г.), опубликовал в 1886 г. статью « Мультиплексная личность », в которой пытался связать поведенческие изменения у истерических пациентов — например, от «цивилизованного» к буйные и иррациональные — к диссоциациям между функциями правого и левого полушарий головного мозга. Он отправил копию статьи Роберту Льюису Стивенсону после прочтения его Странная история доктора Джекила и мистера Хайда . Такие случаи «двойного сознания» были широко задокументированы на протяжении столетия, сначала в романтической психологии и месмеризме, а совсем недавно в связи с гипнозом и истерией. В более поздней статье « The Subliminal Consciousness » (1892) Майерс выдвинул более радикальную идею, аналогичную той, которую предложил Даллас, о том, что «поток сознания, в котором мы обычно живем», не является единственным сознанием, населяющим организм. . Обычное бодрствующее «я» было лишь одной из возможностей среди множества мыслей, чувств и воспоминаний, которые подсознательно сгруппировались в «я» и могли активно осознаваться внутри личности таким образом, который был отделен и скрыт от эмпирического сознания. Такие скрытые личности могут быть раскрыты под гипнозом или проявиться в случае душевного заболевания. Майерс частично опирался на работы французских психиатров, таких как Пьер Жане , который в 1880-х и 90-х годах исследовал феномен «подсознательных» актов у истеричных или загипнотизированных пациентов. В своей работе The Mental State of Hystericals (1892) он описал феномен постгипнотического внушения, при котором пациентам давали команды в гипнотическом состоянии, которые они затем бессознательно выполняли в бодрствующем состоянии без воспоминаний. исходной команды: «Все, что относится к постгипнотическому внушению, кажется, больше не входит в их сознание». Более того, такие бессознательные действия отличались от простых рефлексов тем, что они были «разумными действиями» — они, казалось, указывали на то, что какая-то часть человека думала и реагировала, но таким образом, который был отделен от их нормального сознания.

Частично сила бессознательного в девятнадцатом веке проистекает из его расплывчатости как понятия. Это качество ума, часть личности, принцип природы, функция нервов, сила добра или опасность регрессии. Во многих отношениях он представляет собой границы научного мышления в викторианскую эпоху, а также страхи и спекулятивные надежды, которые эти границы привлекали — преступность и безумие, с одной стороны, но также и спекуляции на телепатии, духовном общении и самосовершенствовании. Его появление в двадцатом веке как чего-то более содержательного и научного, менее поэтичного, является выражением не только истории психоанализа, но и изменения взглядов в более широкой истории самой науки.

Наверх

Потеря сознания — первая помощь Информация | Гора Синай

Потеря сознания — первая помощь; Кома — первая помощь; изменение психического статуса; Изменения психического состояния; Обморок — первая помощь; Обморок — первая помощь 

Бессознательное состояние — это когда человек не может реагировать на людей и действия. Врачи часто называют это комой или нахождением в коматозном состоянии.

Другие изменения сознания могут происходить без потери сознания. Они называются измененным психическим статусом или измененным психическим статусом. Они включают внезапную спутанность сознания, дезориентацию или ступор.

Потеря сознания или любое другое внезапное изменение психического состояния требует неотложной медицинской помощи.

Если пострадавший дышит и не нуждается в компрессиях грудной клетки и сердечно-легочной реанимации, пострадавшего следует перевести в восстановительное положение. Положение для восстановления ставит пострадавшего в положение, при котором дыхательные пути остаются открытыми. Чтобы перевести пострадавшего в спасательное положение, возьмите его за ногу и плечо и подкатите к себе.

Причины

Потеря сознания может быть вызвана практически любой серьезной болезнью или травмой. Это также может быть вызвано употреблением психоактивных веществ (наркотиков) и алкоголя. Удушье предметом также может привести к потере сознания.

Кратковременная потеря сознания (или обморок) часто является результатом обезвоживания, низкого уровня сахара в крови или временного низкого кровяного давления. Это также может быть вызвано серьезными проблемами с сердцем или нервной системой. Врач определит, нужны ли пострадавшему анализы.

Другие причины обморока включают напряжение во время дефекации (вазовагальный обморок), очень сильный кашель или очень быстрое дыхание (гипервентиляция).

Симптомы

Человек не отвечает (не реагирует на действия, прикосновения, звуки или другую стимуляцию).

Следующие симптомы могут возникнуть после того, как человек потерял сознание:

  • Амнезия на события (непомнящие) до, во время и даже после периода бессознательного состояния
  • Спутанность сознания
  • Сонливость
  • Головная боль двигать частями тела (симптомы инсульта)
  • Головокружение
  • Потеря контроля над кишечником или мочевым пузырем (недержание)
  • Учащенное сердцебиение (учащенное сердцебиение)
  • Замедленное сердцебиение
  • Ступор (тяжелая спутанность сознания и слабость)

Если человек потерял сознание из-за удушья, симптомы могут включать: Неспособность говорить

  • Затрудненное дыхание
  • Шумное дыхание или высокие звуки при вдохе
  • Слабый, неэффективный кашель
  • Синеватый цвет кожи
  • Сон — это не то же самое, что быть без сознания. Спящий человек будет реагировать на громкие звуки или легкую тряску. Человек без сознания не будет.

    Первая помощь

    Если кто-то не спит, но менее бодр, чем обычно, задайте несколько простых вопросов, например:

    • Как вас зовут?
    • Какая дата?
    • Сколько тебе лет?

    Неправильные ответы или невозможность ответить на вопрос предполагают изменение психического состояния.

    Если человек без сознания или его психическое состояние изменилось, выполните следующие действия по оказанию первой помощи:

    1. Позвоните или скажите кому-нибудь позвонить по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи.
    2. Часто проверяйте дыхательные пути, дыхание и пульс пострадавшего. При необходимости начните сердечно-легочную реанимацию.
    3. Если человек дышит и лежит на спине, и вы не думаете, что у него травма позвоночника, осторожно переверните его к себе на бок. Согните верхнюю ногу так, чтобы бедро и колено находились под прямым углом. Аккуратно наклоните голову назад, чтобы дыхательные пути оставались открытыми. Если дыхание или пульс останавливаются в любой момент, переверните пострадавшего на спину и начните сердечно-легочную реанимацию.
    4. Если вы считаете, что у вас травма позвоночника, оставьте человека там, где вы его нашли (пока дыхание продолжается). Если человека рвет, поверните все тело одновременно на бок. Поддерживайте его шею и спину, чтобы голова и тело оставались в одном и том же положении, пока вы перекатываетесь.
    5. Держите пострадавшего в тепле до прибытия медицинской помощи.
    6. Если вы видите, что человек теряет сознание, постарайтесь предотвратить падение. Положите человека на пол и поднимите его ноги примерно на 12 дюймов (30 сантиметров).
    7. Если обморок, скорее всего, вызван низким уровнем сахара в крови, дайте пострадавшему что-нибудь сладкое поесть или выпить, только когда он придет в сознание.

    Если пострадавший потерял сознание из-за удушья:

    • Начать СЛР. Компрессии грудной клетки могут помочь сместить объект.
    • Если вы видите, что что-то блокирует дыхательные пути и не закреплено, попробуйте удалить это. Если предмет застрял в горле человека, НЕ пытайтесь его схватить. Это может протолкнуть объект дальше в дыхательные пути.
    • Продолжайте сердечно-легочную реанимацию и проверяйте, не сместился ли предмет, пока не прибудет медицинская помощь.

    Не делать

    • НЕ давайте человеку, находящемуся без сознания, еду или питье.
    • НЕ оставляйте человека одного.
    • НЕ кладите подушку под голову человека, находящегося без сознания.
    • ЗАПРЕЩАЕТСЯ бить по лицу человека, находящегося без сознания, и не брызгать водой на его лицо, пытаясь привести его в чувство.

    Когда обращаться к медицинскому работнику

    Позвоните по номеру 911 или по местному номеру экстренной помощи, если человек без сознания и:

    • Не приходит в сознание быстро (в течение минуты)

    • Упал или получил травму, особенно если у них кровотечение

    • диабет

    • судороги
    • потеря контроля над кишечником или мочевым пузырем

    • не дышит

    • Беременность

    • Возраст старше 50 лет

    Позвоните по телефону 911 или в местный номер экстренной помощи, если человек приходит в сознание, но:

  • Не может говорить, имеет проблемы со зрением или не может двигать руками и ногами

  • Профилактика

    Чтобы не потерять сознание или обморок:

    • Избегайте ситуаций, когда уровень сахара в крови становится слишком низким.
    • Старайтесь не стоять на одном месте без движения слишком долго, особенно если вы склонны к обморокам.
    • Получайте достаточное количество жидкости, особенно в теплую погоду.
    • Если вы чувствуете, что вот-вот потеряете сознание, лягте или сядьте, наклонив голову между коленями.

    Если у вас есть заболевание, такое как диабет, всегда носите ожерелье или браслет с медицинским предупреждением.

    Американский Красный Крест. Руководство участника по оказанию первой помощи/CPR/AED. 2-е изд. Даллас, Техас: Американский Красный Крест; 2016.

    Crocco TJ, Meurer WJ. Гладить. В: Walls RM, Hockberger RS, Gausche-Hill M, eds. Неотложная медицина Розена: концепции и клиническая практика . 9-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2018: глава 91.

    Де Лоренцо Р.А. обморок. В: Walls RM, Hockberger RS, Gausche-Hill M, eds. Неотложная медицина Розена: концепции и клиническая практика . 9-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2018: глава 12.

    Клейнман М.Е., Голдбергер З.Д., Ри Т. и соавт. Обновленная информация Американской кардиологической ассоциации за 2017 год, посвященная базовым средствам жизнеобеспечения взрослых и качеству сердечно-легочной реанимации: обновление Руководства Американской кардиологической ассоциации по сердечно-легочной реанимации и неотложной сердечно-сосудистой помощи. Тираж . 2018;137(1):e7-e13. PMID: 29114008, pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29114008/.

    Лей С., Смит С. Подавленное сознание и кома. В: Walls RM, Hockberger RS, Gausche-Hill M, eds. Неотложная медицина Розена: концепции и клиническая практика . 9-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2018:глава 13.

    Последнее рассмотрение: 12 февраля 2021 г.

    Рассмотрено: Джесси Борке, доктор медицины, CPE, FAAEM, FACEP, лечащий врач в Kaiser Permanente, округ Ориндж, Калифорния.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *