Словарь терминов — Основы теории коммуникации (Разное)
РАЗДЕЛ 6. Словарь терминов
К теме 1.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение)– форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и твлечение от других частных его свойств и связей; результат процесса абстрагирования.
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений в психологии конца XIX – первой половины XX в. В основе бихевиористского метода лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды (S-R , стимул- реакция).
Дискурс – (текст, речь от лат.discurro, discursum) – рассказывать, излагать, но также – бегать туда и сюда; второе значение латинского слова позволяет под словом «дискурс» понимать не только повествовательную, но и диалогическую речь, речевое взаимодействие между партнерами, обмен репликами в диалоге.
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Модель – аналог реального объекта.
Парадигма – совокупность философских, общетеоретических и метатеоретических оснований науки. Термин введен Т.Куном, который считает, что тот или иной качественный этап в развитии науки – результат не эволюции, а революции и отличается парадигмой.
Перцепция – восприятие, представление, отражение.
Системный подход – исследовательский подход в рамках которого объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества. .
К теме 2.
Герменевтика – теория понимания. У Ф. Шлейермахера “искусство постижения чужой индивидуальности”, “другого”. Ее предметом выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности.
Глоттогенез ( от греческих слов: язык и происхождение) — научное объяснение происхождения языка человеческого общения.
Коммуникант – любая из сторон процесса коммуникации.
Массовая коммуникация – разновидность коммуникации, охватывающей большие и средние по размеру сообщества людей (подробно ее содержание и особенности рассматриваются в теме № 5).
Персонализм – тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Термин впервые употребил Ф.Шлейермахер, но теоретиком считают Э.Мунье, который является автором многочисленных работ, написанных в XXв..
Семиотика – направление исследования коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках философии прагматизма, уделявшее внимание знаковой природе коммуникации.
Софист (от греческого Sophistes – искусник, мудрец) – человек, который в своих рассуждениях прибегает к софизмам. В античности софисты – мастера красноречия, платные учителя. По их мнению, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность, словесная виртуозность, искусство вводить в заблуждение.
Социолингвистика – наука, изучающая социальные аспекты языка и речи. Она развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии.
К теме 3.
Апелляция – обращение за поддержкой к общественному мнению.
Аудиовизуальный – канал коммуникации, основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.
Верификация – проверка достоверности информации.
Доминанта (от лат. dominans) – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.
Инициатор сообщения – в коммуникативистике то же, что и коммуникатор.
Искусственный язык – язык, который строится по сформированным заранее правилам и предназначен для решения каких -либо конкретных задач.
Коммуникативная сфера – социально-обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями – необходимость сообщить или получить какую-либо информацию. Она интегрирует целый ряд социально-значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией. Коммуникативная сфера тесно связана по своей природе с общественными связями и отношениями.
Коммуникатор – инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, формирующих и передающих сообщения.
Массмедиа (mass media) – то же самое что и средства массовой информации.
Реципиент – в системе коммуникации сторона, принимающая сообщение.
Суггестия – внушение, воздействие на воображение, подсознание.
Участник коммуникации – любой из коммуникантов.
Язык естественный – противопоставлен искусственным языкам (языку математики, языку программирования и т.п.). Например, русский, английский, немецкий и т.д.
К теме 4.
Вербальный – словесный.
Кинесика – невербальное средство общения, отражающее движения тела – позу, жест, мимику, походку, а также визуальный контакт – направление движения взгляда, его частота, длина паузы.
Коммуникация визуальная – взаимодействие с помощью видимых символов. В отличие от вербальной, она не обладает заранее установленными, лексически выделенными единицами. В ней существуют лишь предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения (например, в прямом эфире появляется дополнительная(незапланированная) информация, которая черпается из контекста ситуации, расстановки действующих лиц, их поз, жестов, мимики и пр.).
Коммуникация когнитивная – взаимодействие субъектов с познавательной целью.
Коммуникация конфликтная – взаимодействие в условиях противоборства, противостояния сторон, участвующих в коммуникативном процессе.
Коммуникация кризисная – взаимодействие между субъектами в условиях резкого изменения течения коммуникативного процесса, вызвавшего затруднения в привычном обмене сообщениями между элементами коммуникативной системы (в условиях кризисных ситуаций, которые активный субъект коммуникации стремится преодолеть с помощью механизмов, технологий и инструментов связи с общественностью).
Коммуникация уличная – взаимодействие между различными лицами игруппами при непосредственном контакте на улице (например, митинги, демонстрации, уличные концерты и т.д.).
Невербальный – невербальные средства общения: движение тела, интонация, тактильное воздействие, дистанция.
Ольфакторная система – система невербального поведения, базирующаяся на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи.
Проксемика – невербальное средство общения, отражающее пространственную ориентацию партнеров и дистанцию между ними в момент речевого общения.
Просодика (и экстралингвистика) – невербальное средство общения, представляющее совокупность таких характеристик голоса, как интонация, громкость, тембр; а также пауза, вздох, смех, плач, кашель; структура невербального поведения, к ней примыкает экстралингвистическая структура.
Такесика – невербальное средство общения, представляющее совокупность таких характеристик, как рукопожатие, поцелуй, похлопывание; область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы.
К теме 5.
“Издатели” – владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и др. оказывающие влияние на информационную политику СМК. Эта социальная группа также как и “редакции” представляет коммуникантов в структуре массовой коммуникации.
“Редакции” (коммуниканты) – это одна из социальных групп, представляющих коммуникаторов (адресантов) СМК, непосредственные создатели и передатчики текстов (журналисты, пиармены, дикторы, операторы, дизайнеры, программисты, оформители и т.п.).
Адресанты – коммуникаторы (коллективы и группы людей ), профессионально занимающиеся производством и распространением массовой информации.
Интернет – относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ.
Информатика – это система средств обработки данных при помощи вычислительной техники (компьютеров). Данное СМК занимается исследованием человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения его коммуникативных функций. Специалисты, которые работают в этой области называются программистами.
Телекоммуникация– это технические службы СМК, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами и представлены инженерами и техниками по телекоммуникациям.
Экспрессивность — от слова «экспрессия», выразительность, сила проявления чувств, переживаний.
К теме 6.
Коммуникативная механика – составляющая технологии самопрезентаци личности или группы людей. Понятие введено в оборот В.М. Шепелем.
Коммуникативная роль – речевое поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.
Коммуникативная способность человека – способность, которая проявляется в его общении с людьми. Она включает в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними необходимые взаимоотношения.
Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е. В. Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”.
Коммуникативная тактика – в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе коммуникации. Коммуникативная тактика – более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.
Коммуникативная установка – состояние предрасположенности субъекта к осуществлению какой-либо коммуникации. Это компонент коммуникации, служащий звеном между социальной информацией и поведением коммуникантов. Коммуникативная установка различается в зависимости от характера передаваемой информации. Например, при передаче: деловой информации – установка на рекламирование своей деятельности, ее результатов и достоверности сообщаемых фактов; познавательной информации – установка на эстетические, этические, развлекательные факторы, определяющие социальную ценность коммуникации.
Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся практическим средством движения к намеченной коммуникантом цели коммуникации.
Коммуникативный опыт – совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий. Имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности.
К теме 7.
Значение – центральное понятие семантики, означающее соотнесенность знака (слова) с определенным понятием. Например, слово стул обозначает класс реально существующих предметов. Все существующие разновидности стульев в нашем сознании отображаются в виде понятия о стуле.
Омонимия – явление, отражающее многозначность, состоит в том, что существуют два совершено одинаковых по форме знака, каждый из которых имеет свое значение, причем эти значения между собой абсолютно не связаны, так же как и соответствующие понятия и денотаты (ключ (для замка) – ключ (родник)).
Семиотическая (символьная) коммуникация – в семиотических коммуникациях принято рассматривать три аспекта по характеру соотнесения знаков: синтактику – отношения между знаками в речевой цепи – в высказывании или дискурсе; семантику – отношения между знаками (как формы) и обозначаемым объектом действительности и прагматику – отношения между знаком и говорящим и/или слушающим.
К теме 8.
Аудитория массовая – потребители информации, распространяемой средствами массовой коммуникации (СМК).
Аудитория нецелевая – те люди, группы, на которые непосредственно не ориентируются СМИ, случайная аудитория.
Аудитория потенциальная – те, кто имеет доступ к данному СМИ ( например, владелец компьютера, имеющий доступ в сеть Интернет).
Аудитория реальная – те, кто действительно является аудиторией данного СМИ.
Горячая линия – прямая связь с места событий для передачи самых свежих “горячих” новостей и сведений из первых рук (hot tip).
Демассовизация (демассофикация) – нацеленность современных массмедиа на все более узкие сегменты массовой аудитории. Радио демассифицировалось в 1950-х годах, заменяя форматы, рассчитанные охватить как можно более широкую аудиторию, форматами, предназначенными для определенных групп слушателей. В 1960-1970-х по этому пути пошли журналы. С конца XX в., когда людям стали доступны сотни телеканалов, процесс демассовизации переживает телевидение
Когнитивный диссонанс – согласно этой концепции, информация, несовместимая с уже имеющимися у индивида установками, вызывает у него психологический дискомфорт или диссонанс.
Пропаганда – откровенное использование СМК для распространения определенных убеждений и ожиданий.
Теория диффузии инноваций — теория, объясняющая, как новшества внедряются и адаптируются в различных сообществах.
Теория обретения пользы и удовлетворения – согласно данной концепции, аудитория состоит из множества индивидов, каждый из которых имеет собственные интересы и вкусы и черпает из медиа то, что способствует удовлетворению этих интересов и приносит ему пользу.
Теория селективного влияния (селективной экспозиции) – это теория, указывающая на то, что аудиторию нельзя представлять как послушную массу, некритически воспринимающую любую информацию. На потребление информации влияют индивидуальные различия, социальная дифференциация и социальные отношения.
Эмпатия – понимание другого человека через эмоциональное сопереживание.
К теме 9.
Контркультура – субкультура, ценности которой вступают в конфликт и открыто противоречат доминирующим ценностям.
Культурный шок – реакция индивида на его столкновение с иной культурной реальностью, на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком, повседневными практиками и ценностями, языком, нормами и повседневными практиками, характерными для новой для него среды, в которой он оказался.
Обратная связь (положительная, отрицательная) – через нее объект управления воздействует на субъект управления и оперативно оценивается эффективность принимаемых решений. Положительная обратная связь усиливает результаты функционирования, способствует развитию социальные процессов в нужном направлении, а отрицательная – ослабляет, т. е. положительная выступает в качестве позитивного фактора, а отрицательная – негативного.
Статусный барьер коммуникации – предписанное или достигнутое положение индивида или группы в социальной системе, препятствующее осуществлению коммуникации между кем-либо.
Субкультура – культура какой-либо социальной группы, организации, сосуществующая с доминирующей культурой, но отличающаяся от нее.
Утилитарный (эффект) – эффект коммуникации, критерием которого является материальная или практическая выгода, польза.
Физические барьеры коммуникации – коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникации.
Эгоцентризм – тенденция рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах, стремление судить о других на основе своих личных или национальных культурных ценностей.
К теме № 10.
Информация в точке продажи и на упаковке – инструмент ИМК, призванный воздействовать на потенциального покупателя непосредственно там, где реализуется тот или иной товар (услуга): в супермаркете, специализированном магазине, туристическом агентстве, салоне сотовой телефонной связи и т. д. Результатом подобной информационной «обработки» потенциальных покупателей по замыслу инициаторов должна стать незапланированная, пробная или спонтанная (то есть совершенная «под настроение») покупка товара или услуги.
Паблицитный капитал – преимущество субъекта PR- процесса (например, предприятия), основанное на известности и славе его обладателя.
Персональная продажа — наиболее простой инструмент системы ИМК (интегрированной маркетинговой коммуникации). По сути, это непосредственный, личный контакт торгового представителя (коммивояжера) с потенциальным покупателем, предпринятый в целях немедленного или повторного сбыта продукции. Именно это и происходит на обычном рынке, куда мы время от времени наведываемся за товарами повседневного спроса.
Вместе с этой лекцией читают «Песнь о Сиде и испанский героический эпос».
Пресс-конференция – собрание журналистов, организуемое официальными лицами или известными представителями общественности с целью информирования их по актуальным вопросам; эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации, с раскрытием ее источника или без (закрытая пресс-конференция).
Пресс-релиз – официальное сообщение, выпускаемое для публикации в печати; листовка, специальный бюллетень или брошюра со срочным, главным образом официальным сообщением для средств массовой информации.
Промоушн (то есть продвижение продукции на рынок) — призван обеспечивать взаимосвязь между предложением продукта и спросом на него посредством двусторонней коммуникации между предприятием-производителем (предприятием-торговцем) и целевой потребительской аудиторией.
Прямой маркетинг – инструмент ИМК, представляет собой разновидность рекламы — так называемой направленно-ответной рекламы. Отличительными особенностями прямого маркетинга является значительная персонализация обращения, а также наличие обратной связи между инициатором и потенциальным покупателем (используется целевая почтовая рассылка, электронная почта E-mail).
Спичрайтер – составитель речей для руководителей.
Стимулирование сбыта — средство бизнес-коммуникации, нацеленное на создание условий, активизирующих сбыт на короткий период — допустим, в момент вывода нового товара или услуги на потребительский рынок (например, это скидка в цене при немедленном использовании услуги или при покупке большего количества товара).
Теории коммуникации и их особенности
В статье мы расскажем:
- Термин «коммуникация»
- Предмет, объект теории коммуникации
- Методы теории коммуникации
- Функции теории коммуникации
- Модели коммуникации
- Основные теории коммуникации
Каждая теория по сути должна объяснять существующее положение вещей и предлагать свое видение реальности. Но когда речь заходит о такой науке, как коммуникалогия, в которой достаточно много теорий, они вызывают больше вопросов, чем ответов. Подобный феномен вполне объясним, ведь речь идет об изучении взаимодействия людей, а это не точная наука.
Отсутствие четкой классификации, большое разнообразие целей и задач, отличающиеся объекты исследований и методы работы делают теории коммуникации сложными для понимания. Поэтому их изучение – очень трудоемкий процесс. Тем не менее предлагаем рассмотреть самые распространенные из теорий, чтобы понять принципы, на которых они основываются. Ведь все мы живем в обществе, а значит, должны учиться взаимодействовать друг с другом.
Термин «коммуникация»
Все сферы жизни общества, социальных групп, отдельных личностей непосредственно связаны с пространством коммуникации, включающим в себя образы, имиджи, сообщения, символы, мифы, стереотипы. Современные специалисты используют термин «человек информационный» для обозначения индивида, который считает ключевой ценностью умение получать, обрабатывать и передавать любую информацию.
Понятие коммуникации содержит в себе пути сообщений, формы связи, акты общения, передачу сведений, в том числе посредством гаджетов.
В повседневной жизни под словом «коммуникации» чаще всего понимают пути сообщения, дороги. Тогда как с позиции психологии за данным термином стоит процесс обмена продуктами психической деятельности, то есть мыслями, эмоциями, знаниями. Речь идет об общении, налаживании контактов между индивидами, что важно учитывать, обсуждая психологические теории коммуникации.
Для социологов интересующее нас понятие включает социальный процесс, которому в обществе отведена связующая роль. А общение считается социально обусловленным видом деятельности.
Лингвисты приравнивают коммуникацию к общению и определяют ее как речевую деятельность, выделяя коммуникативную функцию языка.
В «Философском словаре» этому термину дается определение, вызывающее у современного человека только усмешку. Здесь коммуникацией называется категория, относящаяся к идеалистической философии и обозначающая общение, благодаря которому «я» обнаруживает себя в другом. Также словарь указывает, что учение о коммуникации противоположно коллективу в понимании марксизма.
Говоря о понятии теории коммуникации, нужно понимать, что слово «коммуникация» происходит от латинского communicatio, то есть «сообщение, передача». Или от communicare, что переводится как «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать».
Итак, в современном мире данный термин имеет такие определения:
-
пути сообщения, например, водные, воздушные, транспортные коммуникации;
-
способы связи и обмена информацией, такие как телефон, радио, e-mail;
-
акт общения двух и более человек, в основе которого лежит взаимопонимание, достигаемое за счет реплик, взглядов, жестов, обращений;
-
передача сведений от одного лицу другому;
-
предоставление информации большой аудитории посредством технических устройств — здесь идет речь о средствах массовой коммуникации, таких как печать, радио, кино, телевидение.
Предмет, объект теории коммуникации
Основным понятием теории коммуникации является непосредственно феномен самой коммуникации.
Коммуникацией называют механизм, лежащий в основе существования, развития отношений между людьми. Это совокупность символов, формирующихся в сознании человека, а также способы их передачи.
Читайте также
«Основные виды и формы коммуникаций»
Подробнее
К коммуникации относятся все аспекты взаимодействия, в том числе вербальные и экстравербальные, прагматические аспекты, инструменты, применяемые для передачи сообщений.
Получается, что теория коммуникации исследует особенности социальных, природных, технических коммуникационных взаимосвязей. Тогда как объектом ее изучения является обмен информацией между разными коммуникационными системами.
Методы теории коммуникации
Методы, используемые для изучения коммуникационных феноменов, достаточно специфичны, что объясняется особенностями объекта и предмета теории коммуникации. А именно применяются преимущественно методы моделирования, сравнения, системного подхода.
Моделирование предполагает изучения объекта при помощи создания его симулякра, то есть копии, дублирующей наиболее важные в данном случае характеристики оригинала. При этом каждый коммуникативный феномен воспринимается как совокупность элементов, в процессе своего взаимодействия задающих целостные характеристики феномена.
В рамках метода сравнения осуществляют мыслительную операцию, отталкиваясь от информации о сходстве, различии между изучаемыми признаками феномена. Таким образом удается выявить качественные либо количественные характеристики, свойственные конкретному явлению.
Это не все методы, которые задействует теория коммуникации – при необходимости они применяются в сочетании с прочими инструментами.
Функции теории коммуникации
Предметом интересующей нас науки являются коммуникативные процессы, системы, методы, их функционирование и изменение с течением времени. Согласно позиции теоретика коммуникации Роберта Т. Крейга, существует семь ключевых функций теории коммуникации:
-
обработка, передача сведений;
-
формирование межличностных отношений;
-
взаимодействие знаковых систем;
-
практическое искусство речи;
-
возможность оспаривать предложения;
-
воспроизведение принятого в социуме порядка;
-
воздействие на общество.
Есть множество видов теории коммуникации – речь о них пойдет далее.
Модели коммуникации
Теория коммуникации вмещает в себя большое количество теорий, посвященных изучению коммуникативного пространства и процессов в его пределах. Каждая из них по-своему раскрывает понятие коммуникации:
-
Психоаналитическая модель, в основе которой лежат учения З. Фрейда и К. Юнга, представляет ее как вытеснение человеком собственных бессознательных влечений.
-
По экзистенциалистской модели М. Бубера и К. Ясперса, коммуникация – это «заброшенность в мир». Подобная трактовка связана с развитием в двадцатом веке индивидуализма. В условиях этой системы жизнь человека базируется на принципах изоляции и самоизоляции, из-за чего проявляется некоммуникабельность. Последняя предполагает отказ от социальных связей и полное взаимное отчуждение, что приводит к кризису коммуникации. Иными словами, люди страдают от чувства одиночества и воспринимают свое существование как бессмысленное, кратковременное и никому не нужное.
-
Согласно бихевиоризму, или науке о поведении, в основе коммуникации лежит не язык в виде стройной системы, а речевые сигналы. С их помощью удается воспитать личность в соответствии с любыми воззрениями. Аналогичная трактовка используется в семантической модели Ю. Лотмана и У. Эко.
-
Игровая модель, созданная Э. Берном и Й. Хейзингом, предполагает, что коммуникация является игрой. Персонализм оценивает данное явление как внутреннюю метафизическую способность человека открывать в себе чувства другого, при этом выстраиваются отношения в формате «я–другой».
-
Понимающая модель М. Вебера, Г.-Г. Гадамере, Г. Шпета главным результатом коммуникации считает взаимное понимание двух людей.
-
Футурологический подход ярче всего отражен в теории информационного общества, авторами которой являются Д. Белл, А.
Тоффлер, Г. Маклюэн. Здесь средства коммуникации – единственный стимул для развития общества, а информация играет роль основы культуры и культурных ценностей.
Основные теории коммуникации
1. Теория коммуникации Шеннон-Уивера.
Эта теория считается «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, подразумевают под коммуникацией источник, передатчик, сигнал информации, а также канал и его пропускную способность, приемник, само сообщение и его адресата. Сюда же относится вероятность ошибки, скорости передачи сведений и присутствующий шум, или энтропия.
Данная модель была создана в конце 1940-х годов по заказу лаборатории «Белл Телефон» и названа в честь своих авторов, математиков К. Шеннона и У. Уивера. Ученым необходимо было снизить уровень «шума» и повысить качество связи, то есть обмена информацией в технических системах связи. Названные факторы привели к использованию технических подходов в процессе моделирования коммуникации.
Модель была представлена в работе, озаглавленной «Математическая теория связи», и в итоге стала классической. Именно на ее основе обычно объясняют коммуникацию в менеджменте. Авторы выделили пять функциональных и один дисфункциональный фактор коммуникативного процесса – под последним понимают шум.
Хотя труд ученых увидел свет в середине прошлого века, он все еще актуален. Данная теория коммуникации выделяется на фоне более ранних тем, что в ней четко прослеживается отличие сообщения, исходящего от источника информации, от сообщения, получаемого адресатом. Однако речь идет о линейной, одноканальной модели, функционирующей в одном направлении.
Хотя сегодня теория Шеннона-Уивера кажется ограниченной, в свое время она сильно повлияла на развитие многих наук, имеющих отношение к обмену информацией.
В модель входят компоненты, расположенные в виде линейной последовательности:
-
источник сведений;
-
передатчик;
-
канал передачи;
-
приемник;
-
конечная цель;
-
источник шума.
Позже модель пересматривали, стремясь подстроить ее под нужды других областей исследования, имеющих отношения к прочим видам коммуникации.
Читайте также
«Как превратить эмоции из врагов в союзники и научиться управлять жизнью»
Подробнее
2. «Межкультурная коммуникация».
Вместе с появлением Всемирной паутины обострилась проблема взаимного недопонимания представителей разных культур. В результате чаще стали возникать конфликты.
Межкультурная теория коммуникации предполагает трактовку коммуникации в виде связи, общения представителей разных культур – здесь могут присутствовать личные и опосредованные контакты.
Т. Н. Персикова выделяет такие основные правила, действующие в межкультурной коммуникации:
-
понимание во время общения невозможно без навыков активного слушания у участников;
-
наибольшие трудности, с точки зрения восприятия членами другой культуры, представляет собой невербальная информация;
-
необходимо предвидеть и предотвращать ошибки во время контактов с представителями разных культур.
Важно изучать людей чужой национальности, так как все народы по-своему воспринимают паузы, молчание, скорость речи. В одних странах в качестве обращения используют имя, в других эту функцию выполняет фамилия, а на территории СНГ нередко нужно называть собеседника по имени и отчеству. Точно так же некоторые темы вызовут живой интерес среди населения одной страны, а в другой окажутся табуированными.
Теория коммуникации дает свои определения языку и культуре:
-
Язык является совокупностью всех слов народа и их верных сочетаний, позволяющих передавать мысли. Это система общения, включающая в себя мелкие фрагменты и правила.
-
Культурой называют набор «кодов», сформированных в процессе существования общества и касающихся человеческой жизни, отношений, традиций, обычаев, верований.
-
Язык и культура чужой страны должны изучаться в первую очередь, поскольку знания в этих сферах позволяют избежать неловких ситуаций, конфликтов.
3. «Массовая коммуникация».
Массовая коммуникация представляет собой процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Изначально к последним относилась периодическая печать, радио, телевидение, сегодня этот список расширился за счет Интернета и прочих средств общения при помощи электронных устройств.
Современное общество, политика, экономика, культура невозможны без массовой коммуникации. Распространение интернета и такие его возможности, как обратная связь, привели к тому, что СМК стали с немыслимой ранее силой воздействовать на социально-психологическую составляющую жизни, а также производство, культуру и идеологию.
Читайте также
«Что такое коммуникативность, и как ее развить»
Подробнее
Сейчас СМК превратились в огромную силу, которая нередко направляется в опасное русло, что является проблемой с точки зрения теории коммуникации и общества. Поэтому современному человеку важно развивать в себе критическое мышление, формировать собственное мнение, постоянно искать разные информационные ресурсы.
К сфере массовых коммуникаций относится целый ряд теорий – остановимся на наиболее распространенных.
4. «Формирование общественного мнения».
В 1922 году вышла в свет книга американского журналиста У. Липпмана под названием «Общественное мнение», где впервые было введено понятие «стереотип». С его помощью автор описывал принцип, по которому в обществе выделяют различные группы – обычно своеобразный штамп ставится на основе определенных характеристик.
В рамках данной теории коммуникации рассматривались четыре особенности стереотипов. Позже этот список был расширен, однако в основе новых градаций также лежал подход У. Липпмана:
-
Стереотипы проще реальности, поэтому даже самые сложные качества они сокращают до пары предложений.
-
Человек перенимает стереотипы от окружающих, заимствует из СМИ, а не самостоятельно формулирует, отталкиваясь от своего опыта. Например, считается, что идеальная женщина – голубоглазая, светловолосая, стройная обладательница объемной груди и длинных ног. На самом же деле, под все эти характеристики подходит только кукла Барби.
-
Стереотипы по своей природе в какой-то степени ложны. Они наделяют человека качествами, которые должны быть присущи представителям определенной группы.
-
От стереотипов сложно избавиться. Даже когда оказывается, что один из них далек от реальности, люди не вычеркивают его из своей жизни, уверяя, что исключения подтверждают правила.
Читайте также
«Невербальная коммуникация: как научиться видеть дальше слов»
Подробнее
5.
«Научная пропаганда Гарольда Лассуэлла».Г. Лассуэлл говорил о том, что сознание человека уязвимо, и называл пропаганду «менеджментом коллективных мнений при помощи манипуляции значимыми символами».
По его мнению, человек добровольно обращается к пропаганде, поскольку воспринимает ее как способ успокоиться в трудные времена. Неважно, какого рода проблемы его настигли. Также Г. Лассуэлл уверял, что СМИ должны находиться под управлением научной технократии, способной отбирать подходящую информацию, однако его мечты до сих пор остаются утопией.
6. «Волшебная пуля».
Это еще одна теория коммуникации Гарольда Лассуэлла. Он писал, что «волшебная пуля» летит из мозга одного человека в мозг другого, влияя на его чувства, мысли, уровень мотивации, знания.
В соответствии с этой теорией никто не способен уберечься от влияния пропаганды. В качестве доказательства Г. Лассуэлл приводил пример Германии времен Гитлера – в этот период главными чертами общества стали неуравновешенность в психологическом плане и невероятная податливость любой манипуляции.
7. «Социальная ответственность СМИ».
Данная теория коммуникации появилась в 1940 годах. Согласно ей, пресса обязана отвечать перед людьми за свои действия и следовать таким принципам:
-
выполнять определенные обязательства перед обществом;
-
установить высокие профессиональные стандарты в сфере информативности, правдивости, точности, объективности, баланса;
-
обеспечивать саморегулирование в соответствии с нормами закона и действующих институтов;
-
избегать всего, что может стать причиной преступления, насилия, волнений в обществе либо оскорбить меньшинства;
-
придерживаться плюрализма, отражая разнообразие социума, демонстрируя различные позиции и право отвечать;
-
реализовывать высокие стандарты работы, тогда как любое вмешательство в деятельность СМИ может быть связано лишь с проявлением заботы о благе людей;
-
журналисты должны нести ответственность перед обществом в той же мере, что и перед своим руководством и рынком.
Итак, теория коммуникации является направлением научной мысли. А ее внимание сосредоточено на всех аспектах коммуникативного взаимодействия, механизмах, закономерностях, способах влияния на человека средствами коммуникации.
Коммуникация Определение и значение — Merriam-Webster
общение kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shən
1
а
: процесс обмена информацией между людьми через общую систему символов, знаков или поведения
функция феромонов в коммуникации насекомых
также : обмен информацией
б
: личное взаимопонимание
отсутствие общения между пожилыми и молодыми людьми
2
а
: переданная информация : переданная или переданная информация
б
: устное или письменное сообщение
Капитан получил важное сообщение.
3
связь во множественном числе
а
: Система (телефонная или компьютерная) для передачи или обмена информацией
беспроводная электронная связь
б
: система путей для передвижения войск, припасов и транспортных средств
с
: персонал, осуществляющий связь : персонал, занимающийся передачей или обменом информацией
4
связь во множественном числе по форме, но в единственном или множественном числе по конструкции а
: техника эффективного выражения мыслей (как в речи)
б
: технология передачи информации (печатной или телекоммуникационной)
5
: акт или случай передачи
передача болезни
6
анатомия : связь между частями тела
Удивительно мало известно о связи между альвеолярными и терминальными бронхиолярными поверхностями …—Richard C. Boucher
коммуникативный
kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shnəl
-shə-nᵊl
прилагательное
Синонимы
- отправка
- сообщение
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Общение между детьми в классе не запрещалось, но предоставлялось время… — Джонатан Козол, Harper’s , сентябрь 2005 г.
Это не устное общение. Это язык тела, зрительный контакт, ухмылка, маленькие сигналы, которые происходят между людьми. — Кит Ричардс, цитата из Rolling Stone , 14–28 июля 1994 г.
Если книга хороша и даже если читаешь про себя, то происходит совершенно особое общественное событие, общение писателя и читателя… — Уокер Перси, «Еще одно послание в бутылке». в Указатели в чужой стране , 1991 г.
Это секретное и конфиденциальное сообщение, на которое я доверяю вам тайно ответить. — Александр Вулкотт, письмо от 20 октября 1934 г.
Кому еще она должна была открыть свое сердце? Если она не нуждалась в совете, она должна нуждаться в комфорте общения. — Джейн Остин, 9 лет.0123 Мэнсфилд Парк , 1814 г.
Ты не разговариваешь с ним, он разговаривает с тобой. Вы кричите и кричите друг на друга, но связи нет. — Зэди Смит, Белые Зубы
Он изучает насекомое , связь . Был сбой в 9.0123 связь между членами группы. телевидение и другие средства массовой информации Связь является развивающейся отраслью. Он специализировался в коммуникации в колледже. Узнать больше
Недавние примеры в Интернете Бекка Вассер, старший научный сотрудник аналитического центра, сыгравшая убедительно угрожающего китайского чиновника, указала на повторяющееся разочарование законодателей в военной игре из-за отсутствия прямого, непосредственного общения между лидерами. — Эллен Никмейер, 9 лет.0123 Чикаго Трибьюн , 22 апреля 2023 г. Вот хороший пример плохой связи . — Брайант Стэмфорд, The Courier-Journal , 20 апреля 2023 г. Наконец, уделите больше внимания найму сотрудников, обладающих навыками анализа данных и коммуникации . — Анна Оукс, Кварц , 20 апреля 2023 г. Как и в случае с Элонисом, дело Counterman иллюстрирует темную сторону повседневного онлайн-бизнеса 9.0123 связь . — Ади Робертсон, The Verge , 19 апреля 2023 г. Один из способов справиться с этим недоверием — попытаться улучшить общение . — Барбара Броди, Fortune Well , 18 апреля 2023 г. Первый подозреваемый, 18-летняя Джада Харрис, была арестована за видео-вуайеризм, жестокое обращение и пренебрежение пожилыми людьми или взрослыми с ограниченными возможностями, а также перехват или раскрытие проводных связи . — Пилар Ариас, Fox News , 9 апреля 2023 г. В отчете приводятся сообщения семьи до убийств и интервью с членами сообщества, проведенные после январской трагедии. — Сэм Мец, ajc , 8 апреля 2023 г. Лалонд не ожидал, что Прайс предпочитает способ обработки внешних сообщений . — Джошуа Шарп, San Francisco Chronicle , 8 апреля 2023 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «общение». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
см. сообщение
Первое известное использование
14 век, в значении, определенном в смысле 5
Путешественник во времени
Первое известное использование связи было в 14 веке
Посмотреть другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
связьобщаться
коммуникация
техника связи
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Коммуникация.»
Словарь Merriam-Webster. com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/communication. Доступ 3 мая. 2023.Копия цитирования
Детское определение
Связь
существительное
общение kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shən
1
: действие или случай передачи
2
: переданная информация : сообщение
получено важное 90 123 связь
3
: обмен информацией
4
множественное число
а
: система (наподобие телефонов) для отправки и приема сообщений
б
: система маршрутов для передвижения войск, припасов и транспортных средств
Медицинское определение
связь
существительное
общение kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shən
1
: действие или процесс передачи информации (например, об идеях, отношениях, эмоциях или объективном поведении)
невербальное межличностное общение
эмоциональное общение между родителем и ребенком — G. С. Блюм
: как
а
: обмен информацией между людьми посредством общей системы знаков, символов или поведения
графическое изображение является удобным каналом связи между человеком и шимпанзе
функция феромонов в коммуникации насекомых
б
: личный контакт
отсутствие общения между молодыми и пожилыми людьми
2
: передаваемая информация
3
: связь между частями тела
искусственное сообщение между пищеводом и желудком
Legal Definition
сообщение
существительное
общение kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shən
: выражение другому информации или мыслей посредством речи, письма или жестов
см. также конфиденциальное общение, привилегированное общение
Еще от Merriam-Webster о
сообщенииНглиш: перевод сообщения для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод сообщения для говорящих на арабском языке 9 0003
Britannica.com: Энциклопедическая статья о связи
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster полный текст
Принципы межличностного общения | SkillsYouNeed
Общими для всех межличностных коммуникаций являются некоторые основные принципы.
Эти принципы определяют эффективность наших коммуникаций; они могут быть простыми для понимания, но на их освоение может уйти целая жизнь.
На этой странице объясняются эти принципы и приводятся примеры того, как, почему и когда происходит межличностное общение.
Межличностное общение не является обязательным
Иногда мы можем пытаться не общаться; но не общаться не вариант. На самом деле, чем больше мы пытаемся не общаться, тем больше мы делаем! Не сообщая, мы что-то сообщаем: возможно, что мы застенчивы, возможно, мы злимся или дуемся, возможно, что мы слишком заняты. Игнорирование кого-то — это общение с ним, мы можем не говорить им, что игнорируем их, но с помощью невербального общения мы надеемся сделать это очевидным.
Мы общаемся гораздо больше и гораздо честнее с помощью невербального общения, чем с помощью слов. Поза и положение нашего тела, зрительный контакт (или его отсутствие), малейшие и самые тонкие манеры — все это способы общения с другими. Кроме того, с нами постоянно общаются, мы получаем сигналы от других и интерпретируем их определенным образом, и то, понимаем мы или нет, зависит от того, насколько мы искусны в интерпретации межличностного общения.
См. наши страницы: Невербальное общение и Внешний вид для получения дополнительной информации.
Как только он вышел, он вышел.
Процесс межличностного общения необратим, вы можете сожалеть о том, что не сказали что-то, и вы можете извиниться за то, что вы сказали, а потом сожалеть, но вы не можете взять это обратно.
Мы часто ведем себя и поэтому общаемся с другими на основе предыдущих коммуникативных встреч. Эти встречи могут быть или не быть подходящими точками отсчета. Мы стереотипируем людей, часто подсознательно, возможно, по полу, социальному положению, религии, расе, возрасту и другим факторам — стереотипы — это обобщения, часто преувеличенные.
Из-за этих стереотипов, когда мы общаемся с людьми, мы можем нести с собой определенные предубеждения относительно того, что они думают или как они могут себя вести, у нас могут быть идеи об исходе разговора.
Эти предубеждения влияют на то, как мы говорим с другими, какие слова мы используем и на тон голоса. Мы естественным образом общаемся так, как нам кажется, наиболее подходящим для человека, с которым мы разговариваем. К сожалению, наши предубеждения о других часто неверны. Это может означать, что наше общение неуместно и, следовательно, с большей вероятностью будет неправильно понято. Поскольку целью любого общения должно быть понимание, можно сказать, что мы не смогли общаться. Общаясь таким образом, находясь под влиянием предвзятых идей, мы передаем дополнительные стереотипы человеку, с которым разговариваем, тем самым усугубляя проблему.
Начинайте любое межличностное общение непредвзято; слушайте то, что говорят, а не то, что вы ожидаете услышать. Тогда у вас будет меньше шансов быть неправильно понятым или сказать что-то, о чем вы потом пожалеете.
Научитесь развивать свои навыки слушания на наших страницах: Навыки слушания и Активное слушание . Также см. нашу страницу: Искусство такта и дипломатии для помощи в этих областях.
Бесконечная сложность
Ни одна форма связи не является простой, существует много причин, по которым происходит общение, как оно происходит и как сообщения передаются и принимаются.
Переменные в общении, такие как язык, окружающая среда и отвлекающие факторы, а также люди, участвующие в общении, влияют на то, как сообщения отправляются, принимаются и интерпретируются.
Когда мы устно общаемся, мы обмениваемся словами — словами, которые имеют, возможно, неявное значение для разных людей в разных контекстах. Можно возразить, что слова на самом деле являются просто символами, которыми мы обмениваемся друг с другом, и что они вообще не имеют внутреннего значения — см. 9.0009 Philosophy и Rhubarb за беззаботное обсуждение в этой области. Мы можем сообщать одно и то же разным людям, но у каждого человека может быть разное понимание или интерпретация сообщения.
В любой момент общения любое недопонимание, каким бы незначительным оно ни казалось, повлияет на принимаемое сообщение.
См. Общение в трудных ситуациях и Барьеры на пути к эффективному общению для получения дополнительной информации.
Контекст общения
Все общение имеет контекст; общение происходит по какой-то причине.
Коммуникация может завершиться неудачно, поскольку один или несколько участников упускают из виду контекст. Чтобы помочь избежать недоразумений и, следовательно, общаться более эффективно, важно, чтобы контекст общения был понятен всем. Почему происходит общение? Важно, чтобы участники находились на одной «волне», чтобы они понимали, почему происходит общение. Может быть полезно начать более широкий разговор, объяснив, почему это происходит.
Знание того, почему происходит общение, является важным первым шагом, однако существуют проблемы, влияющие на контекст общения:
Время
Время имеет основополагающее значение для успешного общения. а также обдумывая подходящее время для беседы, вы должны убедиться, что у вас достаточно времени, чтобы охватить все необходимое, включая время для уточнения и переговоров. Говорить с сотрудником о стратегическом решении, например, за пять минут до того, как ему нужно будет покинуть офис на целый день, вероятно, будет не так успешно, как такой же разговор на следующее утро.
Местоположение
Должно быть совершенно очевидно, что общение будет менее эффективным, если оно будет осуществляться в шумном, неудобном или людном месте. В таких местах много отвлекающих факторов и часто отсутствует уединение.
Заблуждения
Контекст общения также определяется нашими собственными чувствами по этому поводу.
Как уже говорилось, мы стереотипно воспринимаем людей, и поэтому у нас могут возникать неверные представления и ложные предположения. При общении мы можем предположить, что:
- все стороны знают, о чем мы говорим;
- мы знаем точку зрения и мнение другого человека о ситуации;
- мы не должны проявлять никаких эмоций;
- мы правы, они ошибаются.