Термин толерантность: Толерантность — цивилизованная норма жизни

Понятие «толерантность» в современной науке: критерии и индикаторы

Библиографическое описание:

Зулькорнеева, Л. И. Понятие «толерантность» в современной науке: критерии и индикаторы / Л. И. Зулькорнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 1000-1002. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15319/ (дата обращения: 20.12.2022).

В статье представлены основные философско-методологические подходы к изучению категории «толерантность», рассмотрены ее критерии и индикаторы.

Ключевые слова: толерантность, терпимость, критерии толерантности.

 

Несмотря на существующее многообразие публикаций, и научных трудов посвященных изучению социального феномена «толерантность», современные ученые и исследователи зачастую избегают категориального определения толерантности. В то же время, труды классиков научного знания, которые подкрепляются богатыми традициями, необходимо переосмыслить в соответствии с современными условиями (процессы глобализации и унификации, урбанизации, массовая миграция населения и т.

 д.). В любом случае, на данный момент явление толерантности нуждается в глубоком изучении, затрагивающем всю многогранность и многоаспектность данной проблемы.

Обращаясь к различным трактовкам понятия «толерантность», можно заметить отсутствие единого подхода к его определению. Сам термин зародился в Европе, XVI в., в период обострения вопроса о религиозной терпимости, ставшей синонимом толератности. И в современном мире, в системе знаний часто понятие «толерантность» отождествляется с понятием «терпимость» — морально-этическим качеством, которое характеризует такое отношение к интересам, убеждениям, верованиям и поведению других людей; формой уважения к другому человеку, признания за ним права иметь собственное мнение и убеждения.

Однако, не все исследователи соглашаются с данной точкой зрения. Отечественный ученый, известный своими исследованиями в области толерантности М. Б. Хомяков (доктор философских наук) относится к понятию «терпимость» с недоверием, и не относит его к синонимам толерантности.

Терпимость, по его мнению, странная ценность человека, благодаря которой он способен воздержаться от применения силы во вред неприемлемому отклонению. Тогда как толерантность не является очевидной ценностью, т. к. требует более серьезной аргументации и заключает в себе не=амного более сложные структурные элементы и взаимосвязи.

Анализируя научно-исследовательскую литературу, можно выделить в общей сложности четыре философско-методологических подхода к определению понятия «толерантность», каждый их которых заслуживает особого внимания [1, с. 157].

Во-первых, это аксиологический подход (Г. Маркузе, П. П. Николсон), определяющий толерантность как одну из ценностей. Однако, по мнению С. Г. Ильинской, терпимость как таковую можно считать добродетелью лишь тогда, когда способствует достижению других важных целей человечества. Более того, автор полагает, что не знающая границ толерантность может оказаться злом, что еще больше отдаляет это явление от системы ценностей человека.

Вторым подходом можно назвать онтолого-историцистский подход, который рассматривает толерантность как один из способов сосуществования человеческих общностей в истории. Данный подход теряет свою ценность в связи с тем, что его приверженцы сводят теорию толерантности до простого описания исторических примеров толерантных режимов, чего не может быть достаточно для ее обоснования.

Еще один подход обозначается как идеально-типический, представляющий толерантность как моральный идеал, к которому должно стремиться общество для успешного и мирного существования и развития. Определение толерантности с точки зрения морали исключает из ее сферы все, что не приводит к появлению существенных разногласий между субъектами отношений. Иначе говоря, исключаются не только безразличие и равнодушие, но и дружба, любовь и т. п. Толерантный субъект, в таком случае, обязан исполнять свой долг вопреки личному несогласию, что вряд ли можно назвать идеальным условием для жизни [1, с. 159].

Наконец, в системе философско-методологических подходов имеет место конфликтный подход к определению толерантности (Б. Капустин, Ш. Муфф, Ж. Лаклау). Это подход не отменяет «борьбу», а предполагает ее, но в известных допустимых границах, которые задаются только по ходу самой борьбы. Зачастую в истории человечества конфликты между разными культурами приводили к их постепенному взаимопониманию. В ходе конфликта стороны начинали узнавать друг друга, что вело к формирование первых основ терпимости, необходимой для мирного сосуществования.

В разрезе педагогических знаний конфликтный философско-методологический подход к толерантности дает возможность отойти от рассуждений о восстановлении так называемой «исторической справедливости», потому что влечёт осознание того, что любым отношениям толерантности предшествует период политической борьбы групп.

Сам по себе конфликт между традициями является с точки зрения Б. Капустина достаточным основанием для того, чтобы понимать, что у них есть нечто общее. И хотя консенсус в данной ситуации отсутствует, но зато есть то взаимопроникновение культурных традиций, в результате которого ценности одной из них представляют собой вызов некоторым ценностям другой, и этот вызов понимается и принимается в качестве такового. При отсутствии вызова подобного рода сколь угодно великие различия традиций оставляют их просто равнодушными друг к другу.

Поэтому Борис Капустин (вслед за И.Берлиным), в отличие от Джона Грея, последовательно отстаивает точку зрения, что «толерантность и индифферентность — не просто различные, а взаимоисключающие понятия», поскольку в своих развитых формах толерантность предполагает «не пассивное безразличие, а активное взаимопризнание оппонентов именно в качестве оппонентов, каждый из которых привержен не только своим собственным ценностям, отличающим его от других, но и общей для всех ценности свободы». По его мнению, толерантный субъект, отстаивая свои ценности, считая их «истинными», а убеждения другого — заблуждениями, оценивает свою истину ниже свободы другого самому осуществлять свой выбор, и признаёт, что ценности настолько многообразны, что они не могут быть идеально согласованы друг с другом.

Обозначая перед собой цель научного изучения какого-либо социального явления, необходимо разложить его на критерии, позволяющие пошагово рассмотреть все аспекты данного явления. Критерии феномена толерантность различны для каждой из наук, занимающихся ее изучением.

Так, в психологической системе знаний толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев: когнитивный, эмоциональный и практически-действенный. Первый критерий, когнитивный, содержит базовые стереотипы, знания о феномене толерантности, особенности языка и речи. Он также заключается в способности к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей. Эмоциональный критерий, по К. Роджерсу, заключает в себе эмоциональную отзывчивость. А последний, действенно-практический критерий — стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности.

Н. А. Асташова предполагает [2, с. 10], что толерантная личность сочетает в себе такие важнейшие характеристики, которые отражают психолого-этические линии человеческих отношений:

1.      Гуманность, которая предполагает внимание к внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, а также отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека;

2.       Рефлексивность, т. е. глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, переосмысление их через призму толерантности;

3.      Свобода, которая, в свою очередь, выражается в дисциплине и долге;

4.      Ответственность — умение ответить за свои поступки и действия; проявление внутренней силы в ситуации, когда необходимо сделать выбор или принять решение;

5.      Защищенность — понимание и поддержка, ощущение безопасности в условиях объединения с другими людьми;

6.      Многомерный и многоаспектный подход к оценке окружающей жизни (вариативность) и принятие на этой основе адекватных решений;

7.      Перцепция, или умение выявлять, обращать внимание на различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;

8.      Эмпатия, т. е. способность к сопереживанию проблемам других людей, эмоциональная оценка событий;

9.      Гибкость — умение адаптироваться к различным окружающим обстоятельствам, способность принимать решения в меняющихся условиях;

10.   Чувство юмора — ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой;

11.  Уверенность в себе — адекватная оценка собственных сил и способностей, слабая зависимость от мнения окружающих [2, с. 11].

Выявление индикаторов толерантности, главным образом, является задачей наук социологических. Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на протяжении многих лет проводят массовые опросы населения России с целью исследования трансформаций общественного сознания россиян. Целый ряд вопросов можно рассматривать как индикаторы толерантности. Например, одним из индикаторов толерантности может выступать вопрос об установках населения по отношению «девиантным» группам общества (алкоголики, наркоманы, людям без определенного места жительства и т. д.). В данном случае предлагается ответить на вопрос «Как следует поступить с этими группами?», выбрав один из вариантов ответа: «ликвидировать», «изолировать от общества», «оказывать помощь», «предоставить их самим себе».

Первые два ответа относятся к проявлениям интолерантности респондента, третий — его толерантного отношения, тогда как четвертый характеризует равнодушие и отрешенность от данной проблемы.

Одним из аспектов этнической толерантности исследователи видят в выявлении отношения респондентов к представителям иной, не своей национальности, а признаком выраженности демократических установок в обществе можно проследить через отношение к смертной казни.

Этническая интолерантность является наиболее распространенной формой проявления интолерантности вообще. Как правило, интолерантность в одной сфере социальной деятельности сочетается с интолерантными установками в ряде других сфер. В качестве индикатора индекса уровня этнической толерантности может выступить ситуация взаимоотношений между руководителем и подчиненным в трудовой сфере деятельности, поскольку именно в этой сфере наиболее отчетливо сказываются последствия «травматической» трансформации, происходящей в России в последнее десятилетия. Материальная депривация, конкуренция за рабочие места с достаточной оплатой, несоответствие в затратах труда и его оплате, понижение социального статуса работников, как правило, бюджетных сфер деятельности — все это может интерпретироваться в индивидуальном сознании не только как проблема наличия или отсутствия соответствующих способностей и навыков, но и как групповое, в том числе и этническое лоббирование интересов тех или иных групп. Следовательно, в интолерант-ном сознании, отягощенном в той или иной степени прошлым опытом тотального номенклатурного произвола, вопрос предпочтения национальности руководителя может служить хорошим индикатором уровня интолерантности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что толерантность — это сложный, многоаспектный и неоднородный феномен, который невозможно обозначить и описать только в одном измерении. Отсутствие единого общепринятого определения данного феномена приводит к тому, что в теоретических подходах и в ее практическом изучении на данный момент используется принцип сопоставления противоположностей: толерантность и интолерантность. Однако, выделение критериев и индикаторов научного изучения данного явления позволяет сделать прогнозы на то, что толерантность получит общепризнанное определение, отражающее всю ее многогранность.

 

Литература:

 

1.    Ильинская С. Г. Философско-методологические подходы к изучению категории «толерантность» / С. Г. Ильинская // Философско-политический ежегодник. — 2008. — Вып. 1. — С. 154–168.

2.    Чебыкина О. А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» / О. А. Чебыкина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». — 2012. — № 2. — URL: www.psyedu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, подход, ценность, индикатор толерантности, научное изучение, отношение, способность, толерантный субъект, этническая толерантность.

Запретить проведение в детских садах и учебных заведениях уроков толерантности. Запретить продвижение толерантности, заменив её общепринятой идеей добрососедства.

Идея толерантности имеет вроде бы доброе побуждение — пропагандировать в обществе доброе отношение друг ко другу. Но добрососедство итак принято в любом обществе, и само понятие «толерантность» для этого совсем не требуется.
К тому же понятие «толерантность» в переводе с латыни – терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий.
Кажется очень странным продвижение добрососедства под понятием терпеливости и добровольного перенесения страданий.
Полное понимание слова «толерантность» возможно только при ознакомлении со всеми его смыслами. До недавнего времени многие знали это слово именно как медицинский термин.
В иммунологии: «Неспособность организма отличать собственные, вырабатывающиеся в нем вещества, к которым он должен быть толерантен, от чужеродных веществ, против которых в нем должны вырабатываться антитела» (Толковый словарь по медицине, 2013). «Утрата или ослабление способности организма к иммунному ответу на данный антиген в результате предшествующего контакта с тем же антигеном». (Медицинская энциклопедия).
В фармакологии: «Снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ, привыкание организма».
Медицинское определение толерантности в иммунологии показывает, что «толерантность» — это по сути отсутствие ответа на угрозу. Толерантность в фармакологии говорит, что это потеря чувствительности к используемому ранее препарату или раздражителю, на который раньше была адекватная реакция.
Вывод: в медицине толерантность — это потеря адекватной реакции.
И вот когда мы увидим все посылы продвигаемой «толерантности», то заметим в ней и флаг извращенческого движения — лгбт (а эти отклонения не один век обществом и учёными обозначались именно как психические), и требования лгбт всем принимать их такими, какие они есть, их способов самовыражения и проявлений их «индивидуальности», терпеть остальным людям их неприятные выходки, пропаганду извращений среди взрослых и детей, принимать их «такими, какие есть». Один в один, как в медицинском понятии толерантности.
Кстати, уроки толерантности уже проводятся в России и в детских садах и школах.
Сама идея толерантности даже на треть не замещает идею добрососедства, но открывает возможность для извращенцев всех мастей пропагандировать свои отклонения как среди взрослых, так и среди детей. Дети же находятся в возрасте, когда неспособны критически воспринимать информацию и всё впитывают. Воспитанные на идее толерантности они уже с лёгкостью примут идеи лгбт, и эта зараза с большой скоростью распространится в обществе и уничтожит его, ведь лгбт не могут иметь детей естественным путём. Да и люди, зацикленные на половых извращениях, живут только для себя, и не желают оставлять после себя последующие поколения. Мы всё это видим на примере западных стран.
Все начинания толерантности на Западе не достигли своей заявленной цели, но достигли прямо противоположного эффекта. Привитие толерантности в религии проявилось вырождением нравов Европы, вырождением христианства и стремительным распространением разнообразных сект и ислама с его радикальными ответвлениями. Толерантность к сексуальным меньшинствам привела к насаждению сексуальных извращений. Всё, чего касается толерантность, извращается, превращается в противоположность себе.
Толерантность — открытая дверь для разрушения любого общества, его устоев, интенсивного снижения народонаселения, уничтожения морали и системы ценностей вообще.

Устранение возможности для дальнейшей пропаганды извращенческого движения лгбт.
Будет предотвращено ослабление морально-нравственного барьера к дискредитировавшим себя западным «ценностям» и всевозможным деструктивным отклонениям другого рода.
Продвижение и усиление общепринятой в народах РФ идеи дружбы и добрососедства.

Определение допуска и значение — Merriam-Webster

терпимость ˈtä-lə-rən(t)s 

ˈtäl-rən(t)s

1

: способность переносить боль или лишения : выносливость, стойкость, выносливость

2

а

: сочувствие или снисходительность к убеждениям или обычаям, отличающимся от собственных или противоречащим им

б

: акт разрешения чего-либо : допуск

3

: допустимое отклонение от стандарта

особенно : допустимый диапазон отклонений при сохранении заданного размера при обработке детали

4

а(1)

: способность организма выдерживать или становиться менее чувствительным к веществу (например, наркотику) или физиологическому повреждению, особенно при многократном использовании или воздействии

выработал толерантность к обезболивающим

также : иммунологическое состояние, характеризующееся отсутствием ответа на специфический антиген

(2)

: относительная способность организма к росту или развитию под воздействием неблагоприятного фактора окружающей среды

б

: максимальное количество остатков пестицидов, которое может законно оставаться на пищевых продуктах или в них

Синонимы

  • воздержание
  • долготерпеливый
  • терпение
  • терпимость

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

терпимость к другому образу жизни Растения имеют высокую устойчивость к теплу. У некоторых пациентов постепенно развивается переносимость препарата, и им необходимо давать большую дозу. У некоторых пациентов развивается более терпимость к действию препарата.

Недавние примеры в Интернете Угождая маргиналам, ни одна из сторон не продемонстрировала особой терпимости к разнообразию взглядов. — Джон Хаворт, ABC News , 9 декабря 2022 г. И его внимание к христианским церквям как к убежищу Среднего Запада терпимость и интеллектуальное брожение означает смягчение, например, преследования членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. — Марк Афитакис, Washington Post , 7 декабря 2022 г. Эта цель может быть достигнута несколькими способами в зависимости от ваших финансовых целей и допустимого риска . — Миа Тейлор, , Fortune , 6 декабря 2022 г. Однако в последние годы терпимость к такой критике ослабла. — Суй-ли Ви, BostonGlobe.com , 6 декабря 2022 г. Но процветающая культура свободы слова зависит от широкой общественной терпимости к идеям, которые бросают вызов вежливому мнению и установившейся ортодоксальности. — Джейкоб Мчангама, , время , 5 декабря 2022 г. Факторы включают в себя интенсивность тренировок, цели, время тренировки, вкус пищи и допуск . — Марк Сток, Men’s Health , 5 декабря 2022 г. Корпорации обычно не имеют допустимого риска . — Энди Кесслер, WSJ , 4 декабря 2022 г. Тем не менее, Йе обнаружил пределы этого нового допуска в Твиттере . — Спенсер Корнхабер, The Atlantic , 2 декабря 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «толерантность». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

15 век, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование допуск был в 15 веке

Посмотреть другие слова из того же века терпимость

толерантность

терпимый

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Толерантность. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/tolerance. По состоянию на 20 декабря 2022 г.

Ссылка на копию

Детское определение

Допуск

существительное

терпимость ˈtäl(-ə)-rən(t)s 

1

а

: способность мириться с чем-то вредным или неприятным

б

: способность приспосабливаться к еде или лекарству так, чтобы их воздействие ощущалось менее сильно Определение

допуск

существительное

терпимость ˈtäl(-ə)-rən(t)s 

1

: способность организма выдерживать или становиться менее чувствительным к веществу (как наркотику) или физиологическому повреждению, особенно при многократном употреблении или воздействии

разработал толерантность к обезболивающим

2

: Иммунологическое состояние, отмеченное бездействием для конкретного антигена

Подробнее от Merriam-Webster на

Tolerance

Ngshlis Britannica English: Перевод допуска для говорящих на арабском языке

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

отрицание

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Слова, названные в честь людей

  • Тёзка купальника Жюль Леотар какую профессию имел?
  • Врач хирург Акробат
  • Судья Пожарный

Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

ИГРАТЬ

Допуск Определение и значение | Британский словарь

2 СТАТЬИ НАЙДЕНЫ:

  • толерантность (существительное)
  • нулевая терпимость (существительное)

толерантность /ˈtɑːlərəns/ существительное

толерантность

/ˈtɑːlərəns/

сущ. :

готовность принять чувства, привычки или убеждения, которые отличаются от ваших собственных

[не в счет]

  • религиозный допуск

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

[единственное число]

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

— см. также нулевой допуск

2

:

способность принять, испытать или пережить что-то вредное или неприятное

[число]

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

[не в счет]

  • У меня нет большой терпимости к холодной погоде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *