Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с помощью теста С. Розенцвейга
Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с помощью теста С. Розенцвейга
Историческая справка
Предназначением метода С. Розенцвейга, в том числе детского варианта, является изучение эмоциональных реакций и стереотипов поведения личности при столкновении с преградами, блокирующими удовлетворение потребностей и ограничивающих активную деятельность. Этот тест поможет полнее осознать особенности поведения тестируемого и характерные тенденции эмоциональных реакций в травмирующей ситуации фрустрации.
Начало разработке теории фрустрации Сола Розенцвейга было положено в 1934 году, процедура технического совершенствования идеи заняла ещё четыре года и к 1938 году она получила окончательную формулировку. Отличительными чертами метода были научная аргументированность, методологическая системность и стройность. Цель метода — определение содержания понятия фрустрации и диагностика травмирующих психологических состояний личности, вызванных ситуаций потери и поражения. Понимание самого термина в научной литературе неоднозначно, буквальное значение слова «фрустрация» означает разочарование, разрушение надежд на достижение цели, т. е. подразумевает стрессовую ситуацию, при которой происходит нарушение ранее намеченных действий, крушение планов. Такая интерпретация термина в научном сообществе популярна, но не все психологи-теоретики её принимают. С точки зрения многих авторов, фрустрацию необходимо воспринимать как органическую часть более широкой проблемы, такой как степень психологической устойчивости личности к преодолению жизненных проблем, умение держать удар и реакция на травмирующий вызов.
«Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.» Rosenzweig S. The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration // J. Pers. 1945. V.14.
Тест Розенцвейга
Для диагностики особенностей реакции людей на конфликтные ситуации в психологии используется тест Розенцвейга. Существует детсткий вариант этого теста, специально адаптированный для детей 5—7-летнего возраста. Методика определяет реакции ребенка на стрессовые, фрустрирующие ситуации (т. е. ситуации, вызывающие психологическую напряженность, переживания, ощущения субъективной непреодолимости барьера).
Тест содержит 24 картинки с изображением различных ситуаций. На рисунках изображены два или более человека, занятые еще незаконченным разговором. Эти картинки по очереди предлагают ребенку и просят его закончить разговор. Предполагается, что, «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Каждую картинку ребенок должен хорошо рассмотреть, детям 5—6 лет может помогать взрослый, который обсуждает содержание картинки вместе с ребенком, после чего зачитывает ему текст. Так, разбирая, например, картинку 5 (рис. 11), детям объясняют, что здесь нарисована витрина магазина, в которой стоит очень красивая кукла. Девочке очень хочется эту куклу, и она, наверное, попросила папу ее купить. А папа ей отказал. После этого задают вопрос: «Как ты думаешь, что ответит девочка?»
Каждый из полученных ответов оценивается по двум критериям: по направлению реакции и по типу реакции.
По направлению реакции выделяют:
1. Экстрапунитивная направленность (Э) — направленность реакции ребенка вовне, на окружающих. Ребенок видит причину конфликта во внешнем мире, требует от другого лица разрешения ситуации.
2. Интрапунитивная направленность (Ин) — реакция направлена на самого себя: ребенок принимает вину на себя и ответственность за исправление возникшей ситуации; поведение окружающих не подлежит осуждению.
3. Импунитивная направленность (Им) — выражает степень стремления разрешить ситуацию «без жертв» (чужих или своих), сглаживание остроты ситуации, которая рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем.
По типу реакции выделяют:
1. Доминантный тип реагирования (Д) — определяет степень внутреннего напряжения ребенка, возникающего в стрессовых фрустрирующих ситуациях. Чем чаще встречается данный тип реагирования, тем более у ребенка развиты впечатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию и тем сильнее фрустрирован предъявляемой ситуацией ребенок. В ответе выделяется препятствие, мешающее конструктивному разрешению ситуации.
2. Самозащитный тип реагирования (С) — определяет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности ребенка. Чем выше этот показатель, тем слабее личность: сильнее неуверенность в себе, ниже уровень самообладания, чаще колебания в принятии решений и сильнее эмоциональная нестабильность. В ответе делается акцент на самозащиту. Ответ в форме порицания кого-либо, отрицание собственной вины, уклонение от упрека, направленные на защиту своего Я, ответственность никому не приписывается.
3. Упорствующий тип реагирования (У) — выражает степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой, фрустрирующей ситуации. Чем выше этот показатель, тем чаще ребенок проявляет самостоятельность и тем адекватнее воспринимает ситуацию. В ответе проявляется постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации (в форме требования помощи от других людей; в форме принятия на себя обязанности разрешить ситуацию или в форме уверенности, что время и ход событий приведут данную ситуацию к разрешению).
Анализ результатов проводится следующим образом. Всего возможно девять вариантов сочетания типов и направленности реакций. Мы обозначаем их буквами (первая обозначает направленность реакции, вторая ее тип). При интерпретации анализируются все ответы ребенка. Для каждого типа ответов подчеркивается их количество. Те реакции, которых большинство,считаются наиболее типичными для данного ребенка. Опишем некоторые характеристики этих сочетаний.
Э-Д: Ребенок видит все причины своих неудач во внешних обстоятельствах. Он не может сам решить конфликтные ситуации и требует этого от других людей. Вследствие этого ребенок отличается повышенной конфликтностью и, возможно, агрессивностью. Со временем эти черты могут еще более развиться и акцентироваться.
Э-С: Сильно выражена защита своего Я. Ответственность за то, что произошло, часто ни на кого не возлагается. Ребенок, вероятно, имеет завышенную самооценку.
Э-У: Ярко выражено желание разрешить конфликтные ситуации, но ответственность за это возлагается на других людей. Особых проблем в общении ребенок не имеет.
Ин-Д: Акцентируется сложность ситуации. Ответственность за разрешение конфликтных ситуаций ребенок обычно берет на себя. Это неплохо, но до определенных пределов, так как однажды может возникнуть ситуация, когда желания ребенка не будут совпадать с его возможностями.
Ин-С: Ребенок склонен обвинять себя за возникший конфликт, но при этом отмечается ярко выраженная самозащита. Такое расхождение может привести к неустойчивому эмоциональному реагированию.
Ин-У: Ребенок уверен, что сам способен разрешить сложившиеся конфликтные ситуации конструктивно.
Им-Д: При столкновении со стрессовой ситуацией ребенок склонен отрицать существование препятствия. При этом возрастает фрустрирующее влияние ситуации.
Им-С: Порицание ситуации, ярко выражена защита своего Я. Возможно, нарушена самооценка. Ребенок не умеет конструктивно решать конфликтные ситуации.
Им-У: Ребенок уверен, что конфликт можно преодолеть. Особых проблем в общении он не имеет.
Таким образом, тест Розенцвейга поможет понять, какой стиль поведения в сложных ситуациях присущ ребенку.
Карточки теста
Тест Розенцвейга (детский вариант апробированный В.В.Добровым)
Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В. В. Добровым.
Инструкция
«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».
Карточки варианта В.В.Доброва
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов.
Цель теста рисуночной фрустрации Розенцвейга – исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Возрастные границы применения теста
Детский вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. Взрослая версия теста применяется с 15 лет, в интервале же 12–15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста, поскольку они сопоставимы по характеру содержащихся в каждой из них ситуаций. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.
Теоретические основы
В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эвристическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.
В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.
Клеточный (иммунологический) уровень, защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.
Автономный уровень, называемый также уровнем немедленной необходимости. Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, страданию, ярости, а на физиологическом — биологическим изменениям типа «стресса».
Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это — уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.
Розенцвейг различает два типа фрустрации.
Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности.
Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов. Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.
К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Лишения бывают двух видов — внутренние и внешние. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.
Второй тип составляют потери, которые также бывают двух видов — внутренние и внешние. Примерами внешних потерь являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом). В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит следующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря).
Третий тип фрустратора — конфликт: внешний и внутренний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.
Процедура проведения
Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.
А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта.
Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к ответственности или обвиняют другие.
Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.
Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен . быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Инструкция для детей:
«Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».
Обработка теста состоит из следующих этапов:
1. Оценка ответов. 2. Определение показателя «степень социальной адаптивности». 3. Определение профилей. 4. Определение образцов. 5.Анализ тенденций.
Оценка ответов
Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
По направлению реакции подразделяются:
1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение — подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как препятствие, не имеющее серьезного значения).
2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Определение показателя «степень социальной адаптивности»
Показатель «степени социальной адаптации» — GCR — вычисляется по специальной таблице.
Его численное значение выражает процент совпадений счётных факторов конкретного протокола (в баллах) с общим числом стандартных для популяции ответов.Профили
Суммарные баллы каждого из девяти счётных факторов записываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).
Определение образцов
На основании таблицы профилей определяются образцы. Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.
Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций.
Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.
Образец 3: отражает относительную частоту наиболее частых трех факторов независимо от типов и направлений.
Три основных образца позволяют легче отметить преобладающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.
Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокинговых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реакциями.
Анализ тенденций
Во время опыта субъект может заметно изменить своё поведение, переходя от одного типа или направления реакции к другому. Всякое такое изменение имеет большое значение для понимания фрустрации, так как показывает отношение субъекта к своим собственным реакциям.
Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу. Тенденции отмечаются (записываются) в виде стрелы, выше древка стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком «+» или «-«. «+» — положительная тенденция, «-» — отрицательная тенденция.
Интерпретация результатов
Испытуемый сознательно или подсознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.
Первый этап состоит в изучении GCR, который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружающими его лицами, что он недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.
Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоретических представлений о фрустрации.
Третий этап интерпретации — изучение тенденций. Оно может иметь большое значение для понимания отношения испытуемого к своим собственным реакциям. Длительность обследования 20-30 минут.
В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению.
Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению его потребностей, к достижению цели.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
От 250 руб
Контрольная работа
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
От 250 руб
Курсовая работа
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Последние исследования фрустрации и агрессии
РЕКЛАМА:
Последние исследования фрустрации и агрессии!
Экспериментальные работы по фрустрации, конфликтам и реакциям на фрустрацию имеют не очень долгую историю. На самом деле основная часть этого была сделана за последние 50-55 лет.
Это область, в которой психологи проявили огромный интерес к исследованиям, хотя это не очень обнадеживает из-за трудностей проведения экспериментов по этой клинической концепции. Среди работ, проделанных до сих пор, некоторые из них были выполнены на животных, а некоторые — на людях.
РЕКЛАМА:
Экспериментальные исследования фрустрации были тщательно начаты между 1930-1940 годами Розенцвейгом (1934), Миллером Доллардом и Дубом (1939), Шрамом (1940) и другими из Йельского университета, а также Уотсоном и многими другими. специалисты в области.
Розенцвейг (1935) сделал свою знаменитую иллюстрацию фрустрации инструментом для оценки характерных моделей реакций человека в повседневных фрустрационных ситуациях. Это исследование состоит из 24 карикатур, изображающих случаи из повседневной жизни. Персонаж каждой картины показан говорящим что-то разочаровывающее другому. Испытуемых просят записать или проговорить ответ второго человека.
Ответы были разделены на различные типы агрессивных реакций, таких как экстракарательные, интракарательные и безнаказанные. Что касается направленности агрессии, то экстракарательные реакции оказались наиболее частыми как у взрослых, так и у детей разных возрастных групп, а интракарательные — наименее.
Хотя различия между мальчиками и девочками были незначительными, различия между разными возрастными группами были значительными. По мере взросления детей внекарательные меры становились все меньше и меньше.
РЕКЛАМА:
Это классическое исследование Розенцвейга и несколько других смежных исследований породили знаменитую работу Розенцвейга «Очерк теории фрустрации». Кроме того, это послужило огромным стимулом для более поздних психологов для проведения дальнейших исследований в этой области.
Через несколько лет Миллер и Доллард (1939) сформулировали общий принцип своей знаменитой «гипотезы фрустрации-агрессии». Гипотеза утверждает, что «агрессия всегда является следствием фрустрации». Миллер применил эту гипотезу к неграм США, чтобы изучить их реакцию на фрустрацию, вызванную белой группой.
Несмотря на свои ограничения и множество критических замечаний, с которыми пришлось столкнуться этой гипотезе, она является отправной точкой всех исследований в области фрустрации и ее возможных реакций. Сирс и Сирс (1939) завершили первый эксперимент в этом направлении, чтобы проверить гипотезу о том, что сила подстрекательства к агрессии прямо зависит от степени фрустрации.
Они разработали эксперимент, чтобы использовать в качестве независимой переменной вариации силы стимуляции голода у 5-месячного ребенка. В течение трех недель непрерывно кормление ребенка систематически прерывалось изъятием бутылочки изо рта, и у него возникали сосательные расстройства.
По мере того, как ребенок приближался к насыщению, сила фрустрации уменьшалась, и, следовательно, сразу же агрессивные реакции становились все меньше и меньше. Два исследования с анкетированием, проведенные Дубом, Сирсом и Миллером, добавили дополнительные доказательства в поддержку вышеуказанной точки зрения. Данные показали, что доля агрессивных ответов была больше по мере того, как сила подстрекательства становилась выше.
Doob и Sears (1940) в ходе дальнейшего исследования обнаружили, что по мере усиления побуждения к агрессии происходит прогрессивное увеличение количества открытой агрессии.
Sears, Hovland и Miller (1940) провели исследование по разработке методов измерения агрессии. Эксперимент проводился на студентках колледжа. Испытуемые были проинформированы заранее, что им придется бодрствовать всю ночь. Но им также обещали обед, игры и карты в бессонный период.
Как ни странно, к их крайнему удивлению, все обещания были ложными, вдобавок к этому им было запрещено курить. Все это вызывало у испытуемых раздражение и разочарование. В ответ они выражали агрессию холодностью, равнодушием, враждебностью, жалобами и отказом от сотрудничества. Настолько, что дошли до того, что отметили «Все ли психологи сумасшедшие?»
Уотсон (Watson, 1934) провел сравнительное исследование поведения 230 студентов колледжа с фрустрирующим и безопасным детским опытом. Значительно высокая разница в агрессивном поведении фрустрированных и обеспеченных детских переживаний привела Йельскую группу к более уверенному выводу о том, что агрессия является необходимым следствием фрустрации.
РЕКЛАМА:
Дембо, Кейстер, Апдеграфф наблюдали за гневной реакцией ряда детей, которым дали решить другую задачу. Они обнаружили, что частота агрессии коррелирует со степенью, в которой ребенок может решить проблему.
Goodenough, Isanc, Green Jersild и другие исследовали агрессивное поведение у детей как следствие фрустрации. Вмешательство в нормальное желание заснуть приводит к большому разнообразию агрессивных действий, как сообщают Sears, Hovland и Miller в соответствующей литературе.
Sears и Sears (1940) также обнаружили, что вмешательство в прием пищи вызывает злобный плач у маленьких детей и увеличение количества щелкающих и кусающих крыс (Miller, Stevenson, 19).35, Хантер (1934).
Также был проведен ряд исследований, доказывающих, что степень агрессии зависит от силы фрустрации, а также от степени вмешательства. Исследования Дуба и Сирса (1939), Беллака, Родрика и Кибероффа подтверждают вышеуказанную точку зрения. Было также проведено несколько исследований смещения агрессии, чтобы подтвердить гипотезу о том, что сильная тенденция заторможенной агрессии должна быть смещена.
Ласуэлл поддерживает дело политического реформатора, который сублимировал свою агрессию по отношению к отцу и братьям в политике. Миллер и Доллард провели эксперимент, в котором крысам разрешили драться друг с другом. После боя вместо крысы оставили куклу.
Когда одну крысу увели, другая крыса напала на куклу. В другом подобном инциденте расстроенный человек может напасть на невинных наблюдателей или прохожих, особенно когда реальное препятствие не установлено.
Вышеизложенное подтверждается исследованием Ховланда и Сирса (1940), которые установили, что фрустрация была связана с низкой ценой на хлопок на Юге, но жертвой нападения стал ни в чем не повинный прохожий, негр. Козлы отпущения, а также случаи показывают смещение агрессии, хотя объекты нападения могут не иметь никакого отношения к происхождению фрустрации.
Последовательность замещения фрустрации была экспериментально продемонстрирована в некоторых исследованиях отношения. Мужчин в возрасте от 18 до 20 лет во время посещения летнего лагеря попросили указать свое отношение к мексиканцам и японцам до и после ситуации, связанной с разочарованием.
Сравнение двух ситуаций показало, что после фрустрации испытуемые проверяли меньше желаемых качеств, чем раньше. Несмотря на несколько положительных результатов, гипотеза Миллера-Долларда о фрустрации-агрессии не была принята многими более поздними психологами. Они высказали мнение, что регрессия, фиксация, отстранение и приспособление также являются реакцией на фрустрацию.
Баркер, Дембо, Левин и Райт (1941) провели «Экспериментальные исследования фрустрации у маленьких детей» , которая известна своим объективным вкладом в психодинамику. Поведение 30 детей в фрустрирующей и не фрустрирующей игровой ситуации сравнивали для измерения степени фрустрации и ее возможных реакций и влияния на эмоциональное и интеллектуальное поведение.
В ситуации, не вызывающей фрустрации, каждому ребенку разрешалось играть 20 минут с куклами, и «Э» записывала поведение ребенка без его ведома. Ситуация фрустрации была разделена на 3 части.
В период до фрустрации субъекту разрешалось играть с некоторыми привлекательными игрушками, смешанными со старыми, в течение 15 минут. После этого новые игрушки хранились в стеклянной альмире (проволочной сетке) и только показывались ребенку, а не давали играть с ними. Однако ему разрешили играть со старыми игрушками.
Полученные данные показали, что индукция фрустрации в среднем снижала конструктивность игры, чего не было обнаружено в нефрустрирующей ситуации. Иными словами, из-за фрустрации у каждого ребенка или в среднем наблюдалось ухудшение конструктивного характера их игрового поведения, что явно указывало на средний регресс уровня интеллектуального функционирования.
Кроме того, отмечалась неудовлетворенность, беспокойство, деструктивность и повышенная групповая агрессия. Результаты убедительно показали, что регрессия также является возможной реакцией на фрустрацию.
Исследование реакции детей на неудачи, проведенное Кейстером и Апклеграффом, показало, что не только агрессия и регрессия, но и фиксация, рационализация и уход в себя также являются возможными реакциями на фрустрацию. Когда детям давали очень сложную задачу, некоторые пытались ее решить, в то время как другие проявляли агрессию, регрессию и синдром отмены.
Цандер собрал нормальную реакцию на фрустрацию у 34 детей 5-го и 6-го классов. Невнимание, плач и т. д. были ответами. Исследование Макклеланда и Апичеллы с участием 28 испытуемых, подвергшихся средним и тяжелым фрустрациям в лаборатории, демонстрировало различные типы агрессивных реакций, атак, отстранения и рационализации.
Были также проведены некоторые эксперименты по фиксации как реакции фрустрации. В исследовании на животных те, кого поставили в неразрешимую ситуацию и заставили продолжать, несмотря на неудачу, продолжали свою прежнюю работу, хотя предыдущее решение было неэффективным.
Компания New Comb исследовала изменение политических взглядов среди студентов. Те, кто легко изменился, 15 % имели фрустрацию, тогда как те, кто не смог измениться, 37 % имели фрустрацию.
Seward (1945) провел серию исследований на крысах по определению агрессивного поведения у крыс с целью выяснить развитие поведения у крыс обоего пола. Результаты показали, что по мере увеличения возраста происходило снижение количества выраженности агрессивного поведения. Имеются данные о том, что агрессия возникает из-за условной реакции.
Стаффорд (1948) провел исследование под названием «Экспериментальное расстройство у взрослых людей» на 99 студентах колледжа. Они попали в две неприятные ситуации. В первом условии испытуемым давали вспомнить определенные тесты интеллекта, и им давали достаточно времени, чтобы вспомнить его.
В следующем условии E прочитал некоторые материалы и попросил их указать, верны они или нет. Какими бы ни были их оценки, буква Е всегда говорила им, что их ответы неверны, и это их расстраивало. Затем им дали список прилагательных, чтобы проверить свои чувства. Реакции были классифицированы как рационализация, абстиненция, невротическая депрессия и нормальная депрессия.
В исследовании реакций на фрустрацию 236 студентов колледжей и 207 заключенных государственной тюрьмы Франклин (1949) использовал Т.А.Т. как меру агрессии. Р.П.Ф. также использовался тест. Все группы в этом исследовании превышали норму в склонности приписывать свои фрустрации самим себе, а не внешним людям и вещам.
Исследование Линдзи и Гарднера (1950) «Экспериментальное исследование теории предубеждений о козлах отпущения» показало значительно большую восприимчивость к фрустрации, но не выявило значительно большего количества свидетельств внешней агрессии, чем те, у кого были низкие предрассудки меньшинства.
Биллинг (1950) провел исследование сравнительного влияния фрустрации на целенаправленное поведение в классе. Гипотеза, которую нужно было проверить, заключалась в том, что учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки на экзамене, значительно уменьшат количество своих последующих записей в классе по сравнению с теми, кто получил проходные оценки на экзамене.
Результаты показали, что фрустрация, как правило, приводила к меньшему количеству записей после осмотра, но возвращалась к прежнему уровню через 48 часов. Различия между двумя группами не были значительными.
Hottenbuge (1951) провел исследование «Влияние фрустрации на игру в куклы». Результаты показали, что дети, сильно расстроенные и наказанные дома, были более агрессивны в игре в куклы, а дети, которых экспериментально наказывали (в лаборатории) за игру в куклы, были менее агрессивны.
Пасторе в критике гипотез фрустрационной агрессии указал на то, что «разумность или необоснованность фрустрирующего агента в значительной степени связана с вызыванием агрессивных реакций».
Комментируя гипотезы фрустрационной агрессии, Леви в своей статье о «Акт враждебности» заметил: «Существует ряд фрустраций, которые не вызывают агрессивных реакций в смысле разрядки враждебности по отношению к социальному объекту или его суррогатам». Есть ряд экспериментов, в которых животные были расстроены… но агрессии не было».
Мохсин (Mohsin, 1954) провел исследование «Влияние фрустрации на поведение при решении задач», в котором он попытался определить влияние фрустрации на выполнение одной задачи на выполнение следующей за ней задачи.
Прежде чем дать решить вторую задачу, разочарование было вызвано ложным отказом и саркастическими замечаниями по поводу плохой работы в первой задаче. Затем им дали решить следующую задачу.
Но существенной разницы между средними показателями контрольной или экспериментальной группы как в исходном, так и в конечном результате не наблюдалось. Мохсин объяснил этот результат тем, что фрустрация не была вызвана в экспериментальной группе, возможно, из-за сильного эго и высокой устойчивости испытуемых к фрустрации.
Таким образом, в их поведении не было признаков агрессии или регрессии как вероятной реакции на фрустрацию. Ливон и Муссен (1957) провели одно исследование связи контроля эго с явной агрессией и зависимостью. Обычно предполагается, что степень открытой агрессии является проявлением фрустрации, а также силы торможения.
Ребенок, который приобретает высокую способность контролировать эго, скорее всего, будет справляться с фрустрацией более социализированным и одобренным образом. Исследование было разработано для проверки гипотезы о том, что индивидуальные различия в способности контролировать эго связаны со степенью подавления агрессии и зависимого поведения.
Исследование проводилось на представителях обоих полов и в двух возрастных группах. У девочек раньше развивалась способность контролировать эго, и они были менее склонны к открытой агрессии. Но различия между мальчиками и девочками не были существенными. Это исследование показало, что агрессивные импульсы можно подавлять с помощью процедуры контроля эго.
Лезер (1957) провел дальнейшее исследование «Взаимосвязь между явной и фантазийной агрессией как функция материнской реакции на агрессию». Пытался выяснить влияние поощрения и уныния на агрессию.
Корреляция между фантазиями и открытой агрессией детей составляет +43 для матери тех детей, которые поощряли фрустрацию, в то время как для детей, которые были обескуражены матерями, соответствующее r равно +.41. Таким образом, результаты показали, что материнское отношение, по крайней мере, до некоторой степени определяет связь между фантазией и открытой агрессией.
После «гипотез фрустрационной агрессии» Миллера и Долларда также был проведен ряд исследований гипотез о том, что агрессия снижает напряжение. Исследования Аппеля и Джонса подтверждают мнение о том, что агрессия снижает напряжение, и, следовательно, люди должны выражать свои худшие чувства, а не подавлять их.
Автор настоящей статьи (1967) провел исследование «Половые различия в реакции на фрустрирующие ситуации», чтобы выяснить различия между студентами мужского и женского пола в их реакции на фрустрирующие ситуации. Для исследования проблемы был построен график реакции фрустрации по методике Дуба, Сирса и Миллера (1939).
Схема реакции фрустрации, состоящая из 10 различных фрустрирующих ситуаций и 8 паттернов реакции, была применена к 220 субъектам, 110 мужчинам и 110 девушкам-студентам колледжа. Результаты показали, что 10 ситуаций являются более или менее похожими ситуациями, вызывающими фрустрацию, и различные реакции являются типичными.
Тест хи-квадрат показал, что мужчины и женщины в целом значительно различались по характеру своей реакции на нормальные фрустрирующие ситуации.
Субъекты женского пола, в частности, оказались регрессивными и им нравилось поведение отстранения, чем испытуемые мужского пола, тогда как мужчины оказались значительно более агрессивными.
Среди других типов реакций на фрустрирующие ситуации, таких как подавленная агрессия, тревога, приспособление, самоагрессия и рационализация, разница между мужской и женской группами не была достоверной.
При объективной оценке проведенного Розенцвейгом анализа субъективных реакций на фрустрацию в условиях пакистанской культуры Zaidi (1965) обнаружил, что: Здесь не было никаких существенных различий между интрапу- тивными и экстракарательными реакциями для обоих полов. Выводы обсуждаются в свете пакистанской культуры.
Томас и Блэк (1967) оценили различия в реакции на фрустрацию в исследовании Rosenzweig Picture Frustration у испытуемых с высоким и низким уровнем одобрения. По сравнению с низкой группой, высокая n испытуемые с одобрением давали значительно меньше ответов агрессии по отношению к своему окружению, но больше ответов, указывающих на тенденцию к непризнанию враждебности путем смягчения вины.
Для интракарательной категории различий не обнаружено. Rosenzweig (1969) изучал различия в реакциях на фрустрацию между молодыми мужчинами и женщинами.
Определены статистически значимые половые различия в реакции на фрустрацию. Мальчики были значительно более агрессивны и защищали свое эго, чем девочки. Девочки были значительно более интрогрессивны и проявляли заметно большую зависимость. При отсутствии норм для подростков это показывает, что они соответствуют способам реагирования взрослых соответствующего пола.
Мутайя (1969) провел исследование взаимосвязи между уровнем стремления и реакцией на фрустрацию. Были обнаружены значимые корреляции между средними баллами GD и реакциями фрустрации. Розенцвейг (Rosenzweig, 1969) провел еще одно исследование реакции подростков на фрустрацию с помощью теста Розенцвейга на фрустрацию.
Половые различия появляются в подростковом возрасте. Самцы более агрессивны (положительно и отрицательно), чем самки, возможно, из-за их большей конкурентоспособности со старшим поколением. Взрослые более опасны, чем сверстники, для субъектов-подростков.
Розенцвейг и Браун (1969) исследовали различия в зависимости от пола в реакциях подростков на фрустрацию. Различия в зависимости от пола были обнаружены, особенно когда фрустрирующие лица, представленные взрослыми, а не современниками, т. Е. Испытуемые мужского пола, оказались более агрессивными, чем испытуемые женского пола, особенно в отношении соперничества со старшим поколением.
Lieblich (1970) изучал реакцию на фрустрацию или произвольную фрустрацию другого в дилактических отношениях. Результаты показали, что люди верят в справедливый мир, в котором индивидуальная ценность и любовь связаны.
Розенцвейг и Браун (Rosenzweig, Braun, 1970) провели исследование половых различий в реакциях на фрустрацию среди подростков, что было изучено в рамках исследования фрустрации Розенцвейга с картинками.
Подростковая форма Rosenzweig P.F. Исследование было использовано для изучения половых и возрастных различий между 224 учащимися 10-х и 12-х классов. Были обнаружены некоторые половые различия. Однако в этой возрастной группе возрастные различия не были существенными. Наблюдались устойчивые различия во всех группах, независимо от того, был ли фрустрат сверстником или взрослым.
Kramer и Sonesblum (1970) провели исследование реакции на фрустрацию у годовалых детей. 25 нормальных младенцев получили график развития Гезелля, и их поведение в фрустрирующей ситуации наблюдалось с помощью киносъемки.
В одной группе испытуемых негативный аффект развился в достаточно короткий срок и привел к нарушению интереса. В другой группе негативный аффект не развился, но вместо этого произошло смещение фокуса их интереса.
В исследовании мотивационных и поведенческих аспектов фрустрации Хорст (1971) обнаружил, что результат фрустрации может быть конструктивным в зависимости от индивидуальной терпимости к фрустрации. При неадекватных реакциях могут наблюдаться агрессия, регрессия, ригидность и другие защитные механизмы.
В исследовании физической агрессии как функции фрустрации и физического нападения Тейлор и Ричард (1971) исследовали взаимосвязь между физической агрессией, двумя типами фрустрации и нападением. Они позволили 20 разочарованным и 20 не разочарованным студентам мужского пола соревноваться в задаче, связанной с Р.Т. с противниками, которые пытались дать им все большее количество шока.
Интенсивность агрессии напрямую зависит от интенсивности физической атаки. Ни одна из манипуляций с фрустрацией существенно не повлияла на поведение при установке шока.
Лорен (1971) в исследовании конструктивного подхода к фрустрации рассматривает фрустрацию как чувство, возникающее, когда цель не достигнута или недостижима в желаемое время. Также утверждается, что разочарование приводит к творчеству.
Чтобы эффективно справляться с фрустрацией, необходимо позаботиться о следующем:
(A) Интеллектуальное осознание фрустрации как проблемы.
(b) Выявление причины разочарования.
(c) Принятие решения о порядке действий.
(d) Принятие решения о том, когда произойдет действие.
(e) Само действие.
Forbes and Shirley (1971) провели исследование «Приписывание вины, чувство гнева и направление агрессии в ответ на внутреннюю фрустрацию среди взрослых негритянок, живущих на уровне бедности».
Исследователи провели тест на 31 низкий S.E.S. Негры 20-60 лет. Было обнаружено, что испытуемые приписывали больше вины, когда белый расстраивал негра, чем когда негр расстраивал белого. Предполагается, что реакции негров на разочарование белых были связаны с полом, возрастом и социально-экономическим классом и, следовательно, могут быть неприменимы к другим негритянским группам.
В исследовании дифференциальных реакций на фрустрацию подростков и взрослых институционализированных умственно отсталых Розенцвейг П.Ф. исследование проводилось Сигелем (1972) до 52, 12-44-летних институционализированных умственно отсталых.
Результаты показали, что подростки и взрослые направляют свои фрустрации по существу экстраординарным или ненаказующим образом. Однако взрослые умственно отсталые склонны сосредотачиваться на самой фрустрирующей ситуации, в то время как подростки также сосредотачивают свою энергию на попытках найти ситуации, связанные с фрустрирующей проблемой. Продолжительность институционализации также обсуждается как возможная переменная для объяснения этого.
Сингх, Паливал и Гупта (1972) провел исследование реакции фрустрации у эмоционально неуравновешенных детей, сравнил фрустрационные реакции эмоционально неуравновешенных и нормальных детей с точки зрения типов реакции, направленности агрессии, паттернов Супер-Эго и оценок группового соответствия.
Испытуемыми были 50 детей с эмоциональными проблемами, энурезом, истерией и тревожными реакциями, 25 детей, выбранных случайным образом из приюта для мальчиков, обвиняемых в краже и побеге из дома, и 75 обычных детей начальной школы, соответствующих этим группам.
Делинквентные группы отличались от нормальных испытуемых типом реакции на фрустрацию и направленностью агрессии. Целостности и истерики демонстрировали различия в своих паттернах супер-эго. Рейтинги группового соответствия не выявили различий между группами.
Холмс (1972) провел эксперимент по смещению агрессии и вине с 60 студентами мужского пола, чтобы определить, приводит ли смещенная агрессия к большему чувству вины, чем прямо выраженная агрессия, и (б). Смещали ли фрустрированные субъекты меньше агрессии, чем они выражали бы непосредственно к источнику фрустрации.
Thompson and Kolstoe (1974) провели исследование физической агрессии как функции силы фрустрации и инструментальности агрессии.
Прямая физическая агрессия была связана с 3 переменными посредством модификации машины и процедуры агрессии А. Х. Басса (1961). Агрессия была либо инструментальной, либо неинструментальной в преодолении фрустрации, а фрустрация была произвольной и непроизвольной.
Результаты показывают, что в инструментальных условиях проявляется больше агрессии, чем в неинструментальных условиях. Более сильная фрустрация вызывала больше агрессии, чем более слабая фрустрация, но только тогда, когда агрессия ранее воспринималась как инструмент. Результаты также обсуждаются в связи с гипотезами фрустрационной агрессии.
Trexler (1976) в статье «Разочарование — это факт, а не чувство» обсуждал связь между разочарованием и низким самопринятием. Считается, что фрустрация — это факт, а не чувство, и поэтому она может научить пациентов лучше переносить фрустрацию.
Представлены случаи, чтобы проиллюстрировать, что долгосрочная фрустрация у клиента может быть сведена к минимуму, если научить его терпеть риск неудачи в достижении ближайших целей из-за настойчивости.
Рычаг (1976) провел исследование «Разочарование и предубеждение в Южной Африке». Он отметил, что сторонники теории фрустрационной агрессии рассматривают предубеждение как форму агрессии. Описаны три исследования влияния фрустраций на предубеждения в Южной Африке.
Результаты показывают, что, по-видимому, есть некоторые свидетельства фрустрации и симпатии, которые могут быть, а могут и не быть характерными для Южной Африки. Конкретные этнические группы могут быть выбраны в качестве подходящих объектов для перемещенной агрессии. Эти этнические группы не обязательно являются самыми низкими в иерархии этнических предпочтений.
Исследования, проведенные в области фрустрации, указывают на важность, придаваемую фрустрации и ее реакциям клиническими психологами.
Принимая во внимание роль фрустрации в психодинамике и в развитии дезадаптивного поведения, следует предпринять шаги для снижения степени фрустрации в детстве, для развития у ребенка толерантности к фрустрации и, наконец, для направления фрустрации через социально приемлемое поведение.
Главная ›› Психология ›› Аномальная психология ›› Фрустрация и агрессия
Проективные тесты: 5 наиболее часто используемых типов — психология
Видео: Чернильные пятна (Роршаха) и ТАТ (Тематические апперцептивные тесты) — проективные тестыСодержание
- Что такое проективные тесты?
- Типы проективных методов
- 1. Тест Rorschach
- 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕПРЕСКИ МУРРЕЙ
- 3. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
- 4. Экспрессивные или графические методы
- 5. Association.0002 Несмотря на то, что многие психологи ругают их, проективные тесты, такие как тест Роршаха и тесты тематической апперцепции, могут быть очень полезны при оценке личности взрослых и несовершеннолетних.
В этой статье мы опишем 5 наиболее часто используемых типов проективных тестов , включая ассоциативно-экспрессивные или графические методики.
- Статья по теме: «Виды психологических тестов: их функции и характеристики»
Что такое проективные тесты?
Проективные тесты — это методы оценки личности и других психических характеристик , основанные на неоднозначных и неструктурированных стимулах. Логика этого типа теста соответствует гипотезе о том, что испытуемые с большей вероятностью проецируют свои мыслительные процессы на тест, если материал неоднозначен и стимулирует воображение.
Эти приемы традиционно оформлялись психоаналитической теорией , согласно которой личность имеет устойчивый характер и во многом определяется иррациональными импульсами, ускользающими от сознания индивидов. Однако из психоанализа утверждается, что можно идентифицировать содержание бессознательного с помощью различных процедур.
Поскольку предполагается, что респондент не знает назначения пунктов, составляющих тест, проективные тесты считаются менее подверженными фальсификации, чем другие методы психологической оценки, в основном основанные на самоотчете. Говорят, что проективные тесты являются замаскированными методами оценки.
Хотя этот тип теста подвергался резкой критике со стороны психологов других теоретических ориентаций на методологическом уровне, правда в том, что давняя традиция использования проективных тестов позволила существование высокая степень систематизации во многих из них. Особенно ярким примером в этом отношении является знаменитый тест Роршаха. Однако, несмотря на такую систематизацию, ее эффективность подвергается серьезному сомнению, если руководствоваться метаанализами, проведенными в этом отношении.
Виды проективных методик
Существуют различные виды проективных тестов: структурные, основанные на организации наглядного материала ; тематические, состоящие из рассказа истории из разных образов; выразительные или графические, ориентированные на рисунок; конструктивные, такие как воображаемый деревенский тест или диагностическая игра, и ассоциативные (например, неполные предложения).
Ниже мы опишем самые популярные тесты и проективные типы тестов, включая примеры всех классов, которые мы упомянули в предыдущем абзаце. Мы отложим в сторону трудновосприимчивые тесты, такие как графология , которая претендует на определение личности с точки зрения письма и не получила никакой эмпирической поддержки.
1. Тест Роршаха
В 1921 году психиатр Герман Роршах опубликовал психологический тест, состоящий из 10 листов с неоднозначно выглядящими симметричными чернильными пятнами . С годами субъективизм в интерпретации этого теста заметно уменьшился; В частности, в 1980-е годы стала популярной система оценки Экснера, основанная на научных исследованиях.
В тесте Роршаха оценивающий предъявляет слайды в определенном порядке оцениваемому; в каждом случае это d Вы должны ответить на вопрос «Что это может быть?» без каких-либо дополнительных указаний. Затем оценщик снова показывает вам каждое изображение, чтобы выяснить, какие его аспекты вызвали ответы.
Среди показателей, которые анализируются в тесте Роршаха, мы находим количество ответов (нормально для взрослых составляет от 17 до 27 всего), частоту ответов, данных в общей популяции или преобладание определенного содержания. Этот анализ может указывать на психопатологию ; например, монотонность связана с депрессией.
Впоследствии были разработаны другие структурные тесты, основанные на чернильных пятнах, такие как тест Хольцмана, который имеет более высокую надежность и состоит из 45 изображений, и Z-тест Зуллигера, который состоит всего из 3 листов и предназначен для тест. скрининг.
- Статья по теме: «Тест чернильных пятен Роршаха»
2. Тематический апперцептивный тест Мюррея
Тематический апперцептивный тест или ТАТ, разработанный Генри Мюрреем лица совершеннолетнего возраста. Он состоит из 31 листа, из которых только 20 накладываются на каждую особь в зависимости от их биологического пола и возраста.
Изображения гораздо более структурированы, чем изображения теста Роршаха: они показывают сцены, связанные с такими темами, как семья, страх, секс или насилие, из которых испытуемый должен составить историю, включающую прошлое, настоящее и будущее. Цель состоит в том, чтобы проанализировать психологические потребности и давление оцениваемого человека.
Существуют варианты T.A.T. для разных возрастных групп. Кот. («Инфантильный апперцептивный тест») применяются к детям разного возраста, культурного уровня и физических и психологических характеристик, в то время как апперцептивный тест на старение (SAT) оценивает типичные переменные у пожилых людей, такие как одиночество или инвалидность.
Двумя другими хорошо известными тематическими тестами являются тест объектных отношений Филипсона и тест фрустрации Розенцвейга 9.0006 . Изображения первых демонстрируют промежуточную степень структурированности по сравнению с Т.А.Т. и тест Роршаха, и тест Розенцвейга представляют разочаровывающие сцены, в которых человек должен добавить диалог.
3. Детские тематические тесты
Листовые тесты Блэки и Пата Негра , созданные соответственно Джеральдом Блюмом и Луи Корманом, представляют собой специальные тематические тесты для детей. Оба основаны на изображениях животных (Блэки — собака, а Пата Негра — свинья), которые служат для малышей стимулом к рассказу о своем видении себя и своей семьи.
Тест по сказкам – один из новейших тематических проективных тестов; был разработан Кариной Кулакоглу в 1990-х годах. В этом случае стимулами служат рисунки известных персонажей сказок, например Красной Шапочки и волка или Белоснежки и гномов, и ребенок должен ответить на несколько заранее поставленных вопросов.
4. Выразительные или графические техники
В этом типе техники оцениваемый должен нарисовать определенные элементы в соответствии с инструкциями оценщика. По сравнению с тестом Роршаха и с Т.А.Т. можно сказать, что эти тесты имеют низкий уровень стандартизации и их интерпретация весьма субъективна , хотя это не означает, что они не могут быть полезными инструментами.