Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с помощью теста С. Розенцвейга
Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с помощью теста С. Розенцвейга
Историческая справка
Предназначением метода С. Розенцвейга, в том числе детского варианта, является изучение эмоциональных реакций и стереотипов поведения личности при столкновении с преградами, блокирующими удовлетворение потребностей и ограничивающих активную деятельность. Этот тест поможет полнее осознать особенности поведения тестируемого и характерные тенденции эмоциональных реакций в травмирующей ситуации фрустрации.
Начало разработке теории фрустрации Сола Розенцвейга было положено в 1934 году, процедура технического совершенствования идеи заняла ещё четыре года и к 1938 году она получила окончательную формулировку. Отличительными чертами метода были научная аргументированность, методологическая системность и стройность. Цель метода — определение содержания понятия фрустрации и диагностика травмирующих психологических состояний личности, вызванных ситуаций потери и поражения. Понимание самого термина в научной литературе неоднозначно, буквальное значение слова «фрустрация» означает разочарование, разрушение надежд на достижение цели, т. е. подразумевает стрессовую ситуацию, при которой происходит нарушение ранее намеченных действий, крушение планов. Такая интерпретация термина в научном сообществе популярна, но не все психологи-теоретики её принимают. С точки зрения многих авторов, фрустрацию необходимо воспринимать как органическую часть более широкой проблемы, такой как степень психологической устойчивости личности к преодолению жизненных проблем, умение держать удар и реакция на травмирующий вызов.
«Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.» Rosenzweig S. The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration // J. Pers. 1945. V.14.
Тест Розенцвейга
Для диагностики особенностей реакции людей на конфликтные ситуации в психологии используется тест Розенцвейга. Существует детсткий вариант этого теста, специально адаптированный для детей 5—7-летнего возраста. Методика определяет реакции ребенка на стрессовые, фрустрирующие ситуации (т. е. ситуации, вызывающие психологическую напряженность, переживания, ощущения субъективной непреодолимости барьера).
Тест содержит 24 картинки с изображением различных ситуаций. На рисунках изображены два или более человека, занятые еще незаконченным разговором. Эти картинки по очереди предлагают ребенку и просят его закончить разговор. Предполагается, что, «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Каждую картинку ребенок должен хорошо рассмотреть, детям 5—6 лет может помогать взрослый, который обсуждает содержание картинки вместе с ребенком, после чего зачитывает ему текст. Так, разбирая, например, картинку 5 (рис. 11), детям объясняют, что здесь нарисована витрина магазина, в которой стоит очень красивая кукла. Девочке очень хочется эту куклу, и она, наверное, попросила папу ее купить. А папа ей отказал. После этого задают вопрос: «Как ты думаешь, что ответит девочка?»
Каждый из полученных ответов оценивается по двум критериям: по направлению реакции и по типу реакции.
По направлению реакции выделяют:
1. Экстрапунитивная направленность (Э) — направленность реакции ребенка вовне, на окружающих. Ребенок видит причину конфликта во внешнем мире, требует от другого лица разрешения ситуации.
2. Интрапунитивная направленность (Ин) — реакция направлена на самого себя: ребенок принимает вину на себя и ответственность за исправление возникшей ситуации; поведение окружающих не подлежит осуждению.
3. Импунитивная направленность (Им) — выражает степень стремления разрешить ситуацию «без жертв» (чужих или своих), сглаживание остроты ситуации, которая рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем.
По типу реакции выделяют:
1. Доминантный тип реагирования (Д) — определяет степень внутреннего напряжения ребенка, возникающего в стрессовых фрустрирующих ситуациях. Чем чаще встречается данный тип реагирования, тем более у ребенка развиты впечатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию и тем сильнее фрустрирован предъявляемой ситуацией ребенок. В ответе выделяется препятствие, мешающее конструктивному разрешению ситуации.
2. Самозащитный тип реагирования (С) — определяет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности ребенка. Чем выше этот показатель, тем слабее личность: сильнее неуверенность в себе, ниже уровень самообладания, чаще колебания в принятии решений и сильнее эмоциональная нестабильность. В ответе делается акцент на самозащиту. Ответ в форме порицания кого-либо, отрицание собственной вины, уклонение от упрека, направленные на защиту своего Я, ответственность никому не приписывается.
3. Упорствующий тип реагирования (У) — выражает степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой, фрустрирующей ситуации. Чем выше этот показатель, тем чаще ребенок проявляет самостоятельность и тем адекватнее воспринимает ситуацию. В ответе проявляется постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации (в форме требования помощи от других людей; в форме принятия на себя обязанности разрешить ситуацию или в форме уверенности, что время и ход событий приведут данную ситуацию к разрешению).
Анализ результатов проводится следующим образом. Всего возможно девять вариантов сочетания типов и направленности реакций. Мы обозначаем их буквами (первая обозначает направленность реакции, вторая ее тип). При интерпретации анализируются все ответы ребенка. Для каждого типа ответов подчеркивается их количество. Те реакции, которых большинство,считаются наиболее типичными для данного ребенка. Опишем некоторые характеристики этих сочетаний.
Э-Д: Ребенок видит все причины своих неудач во внешних обстоятельствах. Он не может сам решить конфликтные ситуации и требует этого от других людей. Вследствие этого ребенок отличается повышенной конфликтностью и, возможно, агрессивностью. Со временем эти черты могут еще более развиться и акцентироваться.
Э-С: Сильно выражена защита своего Я. Ответственность за то, что произошло, часто ни на кого не возлагается. Ребенок, вероятно, имеет завышенную самооценку.
Э-У: Ярко выражено желание разрешить конфликтные ситуации, но ответственность за это возлагается на других людей. Особых проблем в общении ребенок не имеет.
Ин-Д: Акцентируется сложность ситуации. Ответственность за разрешение конфликтных ситуаций ребенок обычно берет на себя. Это неплохо, но до определенных пределов, так как однажды может возникнуть ситуация, когда желания ребенка не будут совпадать с его возможностями.
Ин-С: Ребенок склонен обвинять себя за возникший конфликт, но при этом отмечается ярко выраженная самозащита. Такое расхождение может привести к неустойчивому эмоциональному реагированию.
Ин-У: Ребенок уверен, что сам способен разрешить сложившиеся конфликтные ситуации конструктивно.
Им-Д: При столкновении со стрессовой ситуацией ребенок склонен отрицать существование препятствия. При этом возрастает фрустрирующее влияние ситуации.
Им-С: Порицание ситуации, ярко выражена защита своего Я. Возможно, нарушена самооценка. Ребенок не умеет конструктивно решать конфликтные ситуации.
Им-У: Ребенок уверен, что конфликт можно преодолеть. Особых проблем в общении он не имеет.
Таким образом, тест Розенцвейга поможет понять, какой стиль поведения в сложных ситуациях присущ ребенку.
Карточки теста
Тест Розенцвейга (детский вариант апробированный В.В.Добровым)
Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В. В. Добровым.
Инструкция
«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».
Карточки варианта В.В.Доброва
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов.
Цель теста рисуночной фрустрации Розенцвейга – исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Возрастные границы применения теста
Детский вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. Взрослая версия теста применяется с 15 лет, в интервале же 12–15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста, поскольку они сопоставимы по характеру содержащихся в каждой из них ситуаций. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.
Теоретические основы
В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эвристическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.
В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.
Клеточный (иммунологический) уровень, защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.
Автономный уровень, называемый также уровнем немедленной необходимости. Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, страданию, ярости, а на физиологическом — биологическим изменениям типа «стресса».
Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это — уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.
Розенцвейг различает два типа фрустрации.
Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности.
Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов. Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.
К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Лишения бывают двух видов — внутренние и внешние. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.
Второй тип составляют потери, которые также бывают двух видов — внутренние и внешние. Примерами внешних потерь являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом). В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит следующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря).
Третий тип фрустратора — конфликт: внешний и внутренний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.
Процедура проведения
Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.
А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта.
Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к ответственности или обвиняют другие.
Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.
Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен . быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Инструкция для детей:
«Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».
Обработка теста состоит из следующих этапов:
1.
Оценка ответов. 2. Определение показателя «степень социальной адаптивности». 3. Определение профилей. 4. Определение образцов. 5.Анализ тенденций.Оценка ответов
Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
По направлению реакции подразделяются:
1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение — подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как препятствие, не имеющее серьезного значения).
2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Определение показателя «степень социальной адаптивности»
Показатель «степени социальной адаптации» — GCR — вычисляется по специальной таблице. Его численное значение выражает процент совпадений счётных факторов конкретного протокола (в баллах) с общим числом стандартных для популяции ответов.
Профили
Суммарные баллы каждого из девяти счётных факторов записываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).
Определение образцов
На основании таблицы профилей определяются образцы. Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.
Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций.
Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.
Образец 3: отражает относительную частоту наиболее частых трех факторов независимо от типов и направлений.
Три основных образца позволяют легче отметить преобладающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.
Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокинговых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реакциями.
Анализ тенденций
Во время опыта субъект может заметно изменить своё поведение, переходя от одного типа или направления реакции к другому. Всякое такое изменение имеет большое значение для понимания фрустрации, так как показывает отношение субъекта к своим собственным реакциям.
Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу. Тенденции отмечаются (записываются) в виде стрелы, выше древка стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком «+» или «-«. «+» — положительная тенденция, «-» — отрицательная тенденция.
Интерпретация результатов
Испытуемый сознательно или подсознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.
Первый этап состоит в изучении GCR, который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружающими его лицами, что он недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.
Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоретических представлений о фрустрации.
Третий этап интерпретации — изучение тенденций. Оно может иметь большое значение для понимания отношения испытуемого к своим собственным реакциям. Длительность обследования 20-30 минут.
В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению.
Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению его потребностей, к достижению цели.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
От 250 руб
Контрольная работа
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
От 250 руб
Курсовая работа
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость89) Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы процитировать или дать ссылку на этот элемент: http://dx.doi.org/10.25673/32432
Заголовок: 028 - Тест на фрустрацию изображения (PFT) Розенцвейга (стандарт ZPID 89)
900 12 Автор(ы): Лер , Урсула
Томаэ, Ганс
Лейнич, Лена Дата выдачи: 1966 Тип: Бакалаврская работа Язык: Немецкий Предметы: 9000 8 BOLSA
Психологические тесты
Längsschnittstudie
Generationenforschung
Methoden
Психологические тесты
Продольное исследование
Исследование поколений
Методы Резюме: Der Rosenzweig Picture-Frustration Test (PFT) ist ein semi-projektives Verfahren zur Testung der Frustrationreaktion. Er soll die Belastbarkeit in sozialen Konfliktsituationen testen. Der Test besteht aus 24 einfachen Zeichnungen, in denen zwei oder mehrere Personen miteinander in frustrierenden Situationen interagieren. Der Proband soll die Reaktion einer der Personen wiedergeben. Ziel ist es zu erfassen, wie der Proband mit dieser (frustrierenden) Situation umgeht, welche Lösungen gefunden werden und wie er die in den Zeichnungen vorkommenden Personen wahrnimmt und charakterisiert. Die Probanden sollen dabei für die dargestellten Personen Sätze формулировки, die diese sagen würden und damit einen Dialog entwickeln. Die einzelnen Bilder des Tests aus dem Originalmaterial sind leider nicht mehr vorhanden. (Розенцвейгский тест на фрустрацию в картинках / Форма для Erwachsene - deutsche Fassung (обзор). Хёрманн, Х. и Муг, В. (1957))
Тест Розенцвейга на фрустрацию в картинках (PFT) представляет собой полупроективный метод тестирования реакции фрустрации. Он предназначен для проверки способности справляться со стрессом в социальных конфликтных ситуациях. Тест состоит из 24 простых рисунков, на которых два или более человека взаимодействуют друг с другом в неприятных ситуациях. Респонденту предлагается воспроизвести реакцию одного из лиц. Цель состоит в том, чтобы записать, как респондент справляется с этой (фрустрирующей) ситуацией, какие решения он находит и как он воспринимает и характеризует людей на рисунках. Испытуемые должны сформулировать предложения для изображенных лиц, которые они сказали бы, и таким образом развить диалог. К сожалению, отдельные фотографии теста из оригинального материала больше не доступны. (Тест Розенцвейга в картинках/форма для взрослых – немецкая версия (обзор). Хёрманн, Х. и Муг, В. (19 лет).57)) URI: https://opendata.uni-halle.de//handle/1981185920/32611
http://dx.doi.org/10.25673/32432 900 07 Открытый доступ: Публикация в открытом доступе Лицензия: В авторских правах Появляется в коллекциях: Musterbeispiele und Beschreibungen der Психологические тесты
Показать полную запись товара
БибТекс
EndNote
Picture-Frustrations-Test — Lexikon der Psychologie
Gerd Wenninger Die konzeptionelle Entwicklung und rasche Umsetzung sowie die optimale Zusammenarbeit mit den Autoren sind das Ergebnis von 20 Jahren herausgeberischer Tätigkeit des Projektleiters. Gerd Wenninger ist Mitherausgeber des seit 1980 führenden Handwörterbuch der Psychologie, des Handbuch der Medienpsychologie, des Handbuch Arbeits-, Gesundheits- und Umweltschutz sowie Herausgeber der Deutschen Ausgabe des Handbuch der Psychotherapie. Er ist Privatdozent an der Technischen Universität München, mit Schwerpunkt bei Lehre und Forschung im Bereich Umwelt- und Sicherheitspsychologie. Darüber hinaus arbeitet er freiberuflich als Unternehmensberater und Moderationstrainer.
Autoren und Autorinnen
Prof. Dr. Hans-Joachim Ahrens, Heidelberg
Dipl.-Psych. Roland Asanger, Heidelberg
PD Dr. Gisa Aschersleben, München
PD Dr. Ann E. Auhagen, Berlin
Dipl.-Psych. Эберхард Бауэр, Фрайбург
Проф. д-р Ева Бамберг, Гамбург
Dipl.Soz.Wiss. Gert Beelmann, Bremen
Prof. Dr. Helmut von Benda, Erlangen
Prof. Dr. Hellmuth Benesch (Emeritus), Mainz
Prof. Dr. Detlef Berg, Bamberg
Prof. Dr. Hans Werner Bierhoff, Bochum
Проф. д-р Эльфрида Биллманн-Махеча, Ганновер
Проф. д-р Нильс Бирбаумер, Тюбинген
Дипл.-псих. Клаус Бликхан, Großkarolinenfeld
Dipl.-Psych. Daniela Blickhan, Großkarolinenfeld
PD Dr. Gerhard Blickle, Landau
Prof. Dr Peter Borkenau, Halle
Dr. Veronika Brandstätter, München
Dr. Elisabeth Brauner, Berlin
PD Dr. Jens Brockmeier, Toronto
Dr. Felix Brodbeck , Мюнхен
Проф. д-р Ханс-Бернд Брозиус, Мюнхен
Проф. д-р Хайнер Бубб, Гархинг
Christiane Burkart-Hofmann, Singen
Prof. Dr. André Büssing, München
Prof. Dr. Willi Butollo, München
Dipl.-Psych. Christoph Clases, Zürich
Dr. Heinrich Deserno, Frankfurt
Prof. Dr. Iwer Diedrichsen, Stuttgart
Dr. Nicola Döring, Ilmenau
Dr. Heinz-Jürgen Ebenrett, Bonn
Prof. Dr. Walter Edelmann, Брауншвейг
Др. Вальтер Эренштейн, Дортмунд
Дипл.-псих. Monika Eigenstetter, Sinzing
Prof. Dr. Thomas Elbert, Konstanz
Проф. Доктор Эберхард Элбинг, München
PD Dr. Wolfgang Ellermeier, Regensburg
Проф. Доктор Гизела Эрдманн, Берлин
Доктор Бабетт Фалбрух, Берлин
Проф. Берн
Д-р Вольфганг Фастенмайер, Мюнхен
Проф. Д-р Фолькер Фауст, Ульм
Проф. Д-р Хуберт Фегер, Берлин
Дипл.-псих. Георг Фельзер, Трир
Проф. Д-р Готфрид Фишер, Кельн
Проф. Д-р Ульрих М. Флейшманн, Бонн
Дипл.-псих. Харис Фёрстер, Берлин
Prof. Dr. Dieter Frey, München
Gabriele Freytag, Berlin
Dr. Wolfgang Friedlmeier, Konstanz
Dr. Art T. Funkhouser, Bern
Brigitte Gans, München
Roland R. Geisselhart, Friedrichshafen
Dipl.- Псих. Стефани Герлах, München
Prof. Dr. Helmut Giegler, Augsburg
Dr. Klaus-Martin Goeters, Hamburg
Tobias Greitemeyer, München
Heiko Großmann, Münster
Dr. Herbert Gstalter, München
Prof. Dr. Horst Gundlach , Пассау
Проф. д-р Винфрид Хакер, Дрезден
Д-р Кристиан Хаваллек
Проф. Д-р Вольфганг Хекманн, Магдебург
Проф. Д-р Курт Хеллер, Мюнхен
Проф. Д-р Андреас Хельмке, Ландау
Д-р Юрген Хенниг, Гиссен
Проф. Д-р Герберт Хойер, Дортмунд
Проф. Доктор Зигфрид Хёфлинг, München
Mag. Эрик Хёльцль, Вена
Проф. Д-р Эрнст Хофф, Берлин
Д-р Ханс-Уве Хохнер, Берлин
Проф. Д-р Хайнц Холлинг, Мюнстер
Д-р Алиса Хольцей, Цюрих
Проф. , Мюнхен
Доктор Гундула Хюбнер, Галле
д-р Марин Игнатов, Берлин
д-р Беттина Янке, Аугсбург
проф. д-р Вильгельм Янке, Вюрцбург
д-р Уве Петер Каннинг, Мюнстер
д-р Юрген Кашубе, Мюнхен
проф. д-р Хайнер Ке упп, Мюнхен
проф. д-р Томас Кизельбах, Ганновер
проф. д-р Эрих Кирхлер, Вена
д-р Эллен Кирш, Киль
проф. д-р Уве Клейнбек, Дортмунд
д-р Регине Клингер, Гамбург
проф. д-р Фридхарт Кликс, Берлин
Проф. д-р Райнер Х. Клюве, Гамбург
Нина Нолл, Берлин
Штефан Кох, Мюнхен
Проф., д-р Гюнтер Кёнкен, Киль
Д-р Ира Кокавеч, Мюнстер
Проф. , д-р Гюнтер Крампен, Трир
Проф., д-р Юрген Криз, Оснабрюк
9 0088 Доктор Доктор Alfried Längle, Innsbruck
Dr. phil Silvia Längle, Wien
Prof. Dr. Erich Lamp, Mainz
Anja Lang von Wins, München
Thomas Lang von Wins, München
Prof. Dr. Arnold Langenmayr, Essen
Prof. Dr. Ernst Lantermann, Kassel
Dr. Fernando Lleras, Wien
Dr. Dr. Walter v. Lucadou, Freiburg
PD д-р Урсель Лука-Краусгриль, Майнц д-р Гюнтер В. Майер, Мюнхен
проф. д-р Х. Мандл, Мюнхен
PD д-р Роланд Мангольд, Саарбрюккен
д-р Дитрих Манцей, Гамбург
Дипломированный психолог . Маркос Марагкос, München
PD Dr. Morus Markard, Berlin
Prof. Dr. Hans J. Markowitsch, Bielefeld
Dr. Hans Peter Mattes, Berlin
Prof. Dr. Rainer Mausfeld, Kiel
Dr. Mark May, Hamburg
Prof. Д-р Филипп Майринг, Людвигсбург
Проф. д-р Эльке ван дер Меер, Берлин
Доктор Альберт Мелтер, Бонн
Дипломированный психолог. Brigitte Melzig, Landshut
Prof. Dr. Wolfgang Mertens, München
PD Dr. Rudolf Miller, Hagen
Dr. Helmut Moser, Hamburg
PD Dr. Jochen Müsseler, München
PD Dr. Hans Peter Musahl, Duisburg
Dr. Tamara Musfeld , Берлин
Проф. д-р Фридеманн Нердингер, Росток
Проф. д-р Петра Неттер, Гиссен
Проф. Меккенхайм
Проф. д-р Юрген Нич, Кельн
Проф. д-р Рольф Ортер, Мюнхен
Проф. Доктор мед. Доктор Висс. Hanus Papousek, München
PD Dr. Mechthild Papousek, München
Dr. Christoph Perleth, München
Prof. Dr. Franz Petermann, Bremen
Prof. Dr. Matthias Petzold, Köln
Prof. Dr. Gunter A. Pilz, Hannover
Di пл .-Псих. Waltraud Pilz, Bonn
Prof. Dr. Monika Pritzel, Landau/Pfalz
Dr. Klaus Puzicha, Bonn
Dr. Claudia Quaiser-Pohl, Bonn
Проф. Доктор Эрика Регнет, Вюрцбург
Доктор Габи Рейнманн-Ротмейер, Мюнхен
Гюнтер Рейсбек, Мюнхен
PD Dr. Rainer Reisenzein, Bielefeld
Prof. Dr. Alexander Renkl, Freiburg
Dipl. -Pysysy. Britta Renner, Berlin
Prof. Dr. Peter Riedesser, Hamburg
Prof. Dr. Dieter Riemann, Freiburg
Dr. Heiner Rindermann, München
Prof. Dr. Brigitte Rockstroh, Konstanz
Prof. Dr. Hans-Dieter Rösler, Rostock
Д-р Эльке Рорманн, Бохум
Проф. д-р Лутц фон Розенштиль, Мюнхен
Проф. д-р Генрих Петер Рюддель, Бад-Кройцнах
Проф. д-р Франц Рупперт, Мюнхен
Проф. д-р Рут Рустемейер, Кобленц
Д-р Кристель Салевски, Грайфсвальд
Приват-доцент д-р Мария фон Салиш, Берлин
Дипл.- Псих. Ларс Сатоу, Берлин
Проф. д-р Буркхард Шаде, Дортмунд
Проф. д-р Райнер Шандри, Мюнхен
Проф. д-р мед. Кристиан Шарфеттер, Цюрих
, д-р Арист фон Шлиппе, Оснабрюк,
, поликлиника, д-р Клаус-Гельмут Шмидт, Дортмунд,
, д-р Мартин Шмидт, Мюнхен,
PD д-р Лотар Шмидт-Ацерт, Вюрцбург
проф. д-р Стефан Шмидтхен, Гамбург
Кристоф Шмидт?Леллек, Франкфурт
проф. д-р Эдгар Шмитц, Мюнхен
проф. д-р Клаус А. Шнеевинд, Мюнхен
проф. Hans-Dieter Schneider, Fribourg
Dr. Michael Schneider, München
Prof. Dr. Rainer Schönhammer, Halle
Prof. Dr. Wolfgang Schönpflug, Berlin
Prof. Dr. Henning Schöttke, Osnabrück
Dr. Ernst Schraube, Troy, New Йорк
Доктор Михаэль Шредл, Мангейм
Проф. д-р Хайнц Шулер, Штутгарт
Д-р Юрген Шульте-Маркворт, Гамбург
Д-р Оливер Шульц, Киль
Дипл.-псих. Ute Schulz, Berlin
Ralf Schulze, Münster
Dr. Stefan Schulz-Hardt, München
PD Dr. Beate Schuster, München
Prof. Dr. Ralf Schwarzer, Berlin
Dr. Bärbel Schwertfeger, München
Profis. Бамберг
Проф. д-р Бернд Сикс, Галле
Дипл.-псих. Iris Six-Materna, Halle
Prof. Dr. Karlheinz Sonntag, Heidelberg
PD Dr. Erika Spieß, München
Дипл.-псих. Peter Stadler, München
Prof. Dr. Irmingard Staeuble, Berlin
Dipl.-Psych. Gaby Staffa, Landshut
Dr. Friedrich-Wilhelm Steege, Bonn
Dr. Elfriede Steffan, Berlin
Prof. Dr. Martin Stengel, Augsburg
Prof. Dr. Arne Stiksrud, Karlsruhe
Gerhard Storm, Bonn
Dr. Barbara Stosiek-ter -Braak, Essen
Prof. Dr. Bernd Strauß, Jena
Dr. Gudrun Strobel, München
Steffen Taubert, Berlin
Prof. Dr. Reinhard Tausch, Hamburg
Prof. Dr. Uwe Tewes, Hannover
Проф. д-р Александр Томас, Регенсбург
Проф. д-р Вальтер Токарски, Кёльн
Уте Томаски, Мангейм
Приват-доцент д-р Рюдигер Тримпоп, Йена
Проф. д-р Гизела Троммсдорф, Констанц
Проф. д-р Вольфганг Туннер, Мюнхен
Доктор фил. Лило Тутч, Вена
Проф. д-р Иварс Удрис, Цюрих
Проф. д-р Дитер Улих, Аугсбург
Д-р Корделия Фолланд, Аугсбург
Проф. д-р Али Ваккер, Ганновер
Проф. д-р Хельмут Вагнер, Мю нчен
Проф. Д-р Теут Вальнер, Худдинге
д-р Петра Варшбургер, Бремен
Вольфганг Вебер, Бонн
проф. д-р Тео Венер, Цюрих
PD. Д-р Герд Веннингер, Кренинг
Уве Веттер, Ойскирхен
Д-р Беда Вики, Унтерагери
Дипл.