Тест люшера интерпретация для детей – — ,

Статья (1, 2, 3 класс) на тему: Опыт практического применения теста Люшера в школе. Отдельные вопросы интерпретации результатов.

Опыт практического применения теста Люшера в школе. Отдельные вопросы интерпретации результатов.

  1. Расчет коэффициента суммарного отклонения от аутогенной нормы.

Тест Люшера в силу своей популярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Процедура исследования позволяет исследовать насколько комфортно человек чувствует себя в социуме, выявить эмоциональные установки к окружающей действительности.

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (со) и вегетативный коэффициент (ВК). Расчет значений СО и ВК производится по формулам А.И. Юрьева К.Шипоша, приведенным в методическом руководстве «Цветовой тест М.Люшера» В.И.Тимофеева и Ю.И.Филимоненко (СПб, Иматон).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов ( 3 4 2 5 1 6 0 7) был принят за аутогенную норму – индикатор психологического благополучия.

Чем больше значение СО, тем выраженнее непродуктивная напряженность, зажатость, нестабильность, утомляемость, преобладание негативных и астенических переживаний. Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с их «идеальным»расположением (3 4 2 5 1 6 0 7).Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности суммируются.Значение СО изменяется 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета суммарного отклонения.

Крас-ный

Жёл-тый

Зелё-ный

Фиоле-товый

Синий

Корич-невый

Серый

Чёрный

Место цвета в аутентичной норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе испытуемого

8

2

4

6

1

3

7

5

Разность

7

0

1

2

4

3

0

3

Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, то есть преобладающее настроение человека.

Таблица перевода значений коэффициента отклонения от аутогенной нормы в стандартные баллы:

Среди 91-го первоклассника, принявшего участие в индивидуальной лиагностике в сентябре 2017-го года, выявлено 10 детей с коэффицентами отклонения от аутогенной нормы 26-32 баллов. Среди них 4 – физическое переутомление, 2 – «чувствует себя обманутым в своих ожиданиях» (относительно школы, сочетается с низким уровнем учебной мотивации), 1 – переживает стресс в связи с рождением младшего ребенка в семье, 1 – испытывает учебные трудности, 2 – стресс невыявленной этиологии, предпочитаемые цвета 1,0; 1,3.

Среди 97-ми первоклассников, принявшего участие в индивидуальной лиагностике в сентябре 2016-го года, выявлено 16 детей с коэффицентами отклонения от аутогенной нормы 24-32 баллов. Среди них 3 – физическое переутомление, 6 – психологическое  давление окружающих, завышенные требования, 1 – «чувствует себя обманутым в своих ожиданиях» (относительно школы, сочетается с низким уровнем учебной мотивации), 3 – испытывает учебные трудности, 3 – стресс невыявленной этиологии, предпочитаемые цвета 1,0; 7,5.

        Первый год работы с коэффициентом суммарного отклонения меня приводила в недоумение несогласованность высоких показателей коэффициента и данных наблюдения за проявлениями тревожности в поведении ребенка во время проведения диагностики. В ходе проведения диагностики я определяю группу детей для занятий, направленных на снижение тревожности  и улучшение адаптации к обучению в школе. Дети с высоким коэффициентом отклонения от аутогенной нормы нуждаются в индивидуальной работе (консультации невропатолога, психотерапевта), хотя, в ряде случаев, достаточно работы психолога с родителями ребенка.

  1. Расчет положения коричневого цвета в среднем по классу.

Для расчета данного коэффициента место коричневого цвета у каждого ребенка класса складывается и делится на количество детей в классе.

5,5 – 6,0 – принимаются за норму

5,4 и ниже – отклонение от нормы

        Как показывает практика, отклонения от нормы (у значительной части класса коричневый цвет занимает 1-4 место), могут быть связаны с большим объемом домашних заданий на выходные, нарушением педагогом режима проветривания класса, неудобным расположением класса в школе (дети не имеют возможности выйти из класса на перемену).

nsportal.ru

Цветовой тест Люшера | ПсиЛаб

Цветовой тест Люшера

Описание методики

Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Разработан М. Люшером, первая редакция теста опубликована в 1948 году. Известен также под названиями «Восьмицветовой тест Люшера».

Назначение методики

Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Преимущества методики

Каждый из восьми цветов теста тщательно подбирался по своему специальному психологическому и физиологическому значению — своей структуре — с этой целью в течение пяти лет производились предварительные опыты с 4500 оттенками цветов. Их значение является универсальным, оно остается неизменным для разных стран, не зависит от возраста, одинаково для мужчин и женщин, образованных и необразованных или «цивилизованных» и «нецивилизованных». Многие испытывают предубеждение против «психологических тестов» прежде всего, если им приходится давать ответы на бесчисленные, отнимающие много времени вопросы, или если их заставляют сортировать множество карточек. Опыт работы с тестом Люшера показывает, что число тех, кто его не приемлет, очень невелико. Тест привлекателен, его можно быстро провести, а испытуемые при этом не считают, что они роняют свое достоинство, выбирая цвета. Возможно, они изменили бы свое мнение, если бы знали, насколько разоблачающим является тест на самом деле.

История создания

Первая редакция теста, принесшая автору мировую известность, опубликована в 1948 году. В 1970 году М. Люшер выпустил объемное руководство к своему тесту. Теория и практика метода излагаются также в таких книгах Люшера, как «Сигналы личности», «Четырехцветный человек» и др.

Тестовые цвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов.

www.psylab.com.ua

Тест М.Люшера | Социальная сеть работников образования

ТЕСТ  М.ЛЮШЕРА

/упрощенный вариант/

        Психолог выкладывает перед ребенком цветные карточки, предлагает внимательно рассмотреть их и выбрать одну, цвет которой ему больше всего нравится. Ребенок выполняет задание. Психолог убирает карточку из поля зрения ребенка и предлагает произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов. Выбор продолжается до тех пор, пока все цвета не будут названы. Последовательность предпочтения цветов записывается.

Пример:                                                                  

    0      4      0     4      4      1      4     1

    0+4+0+4+4+1+4+1=18

  1. Ребенок выбрал цвета в следующем порядке
  2. Порядок выбора цвета в аутогенной норме (индикатор нервно-психологического благополучия)
  3. Разница между данными показателями
  4. СО (сумма) – показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы.

СО больше 20 указывает на преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.

СО 18 – 10 – эмоциональное состояние в норме, поводов для беспокойства нет.

СО 8 – 0 – преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Интерпретация цветовых ассоциаций

Синий (1) предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они эстетически развиты, испытывают потребность в эмоциональном общении

Зеленый (2) предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Красный (3) предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый (4) предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но неготовые активно действовать и склонны занимать выжидательную позицию. Этот цвет свидетельствует о том, что у ребенка хорошее светлое настроение.

Фиолетовый (5) предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Взрослые обращаются с таким ребенком как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним на принципах  гиперопеки.

Коричневый (6) предпочитают тревожные дети, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, страх.

Черный (7) отражает негативное отношение ребенка к себе, активное, резкое неприятие окружающего мира, протест. Если ребенок отводит этому цвету первое место, он внутренне, скорее всего, согласился с отрицательной оценкой себя, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»)

Серый (0) связан с инертностью и безразличием ребенка. Какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в его жизни отсутствует.

3

3

0

4

2

2

1

5

5

1

7

6

4

0

6

7

nsportal.ru

Тест Люшера и его интерпретация. О чем говорят цветовые пары?

В характеристику цветов входят 4 основных и 4 дополнительных цвета.

К основным цветам относятся:

При отсутствии конфликтной ситуации в оптимальном состоянии эти основные цвета должен занимать преимущественно пять первых позиций.

К дополнительным цветам относятся:

  • фиолетовый
  • коричневатый
  • черный
  • нулевой

Выражает негативные тенденции, стресс, страх, ограничение. Значение определяется их взаимным расположением и распределением по позициям.

Формируется 8 позиций:

Характеристика выбираемых позиций:

  • Первая позиция (+) – олицетворяет средства достижения цели (желателен выбор синего, что говорит о возможности действовать спокойно и без излишнего напряжения).
  • Вторая позиция (+) – цель стремления.

3-я и 4-я позиции (X) отражает ощущение истинной ситуации; образ действий, которые диктует ситуация.

5-я и 6-я позиции (=) безразличие к цвету. Цвета свидетельствуют, что испытуемые не связывает свое стояние с выбранными цветами. В определенной ситуации позиция может отражать резервную трактовку цвета, допустим синий (цвет спокойствия) временно отложен, как неподходящий к данной ситуации.

7-я и 8-я позиции (–) характеризуют негативное, стремление подавить потребность, мотив, эмоции, выраженные данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций Н = р при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов:

(+ + хх = = —) 34102567

Зоны (++, хх, = =,– –) — 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов:

Один из примеров оценки является место нахождение основных цветов. Если они находятся дальше 5-ой позиции, выраженные ими свойства не удовлетворены, следовательно, стояние негативное.

Наблюдая взаимное сочетание основных цветов, когда, допустим, синий и зеленый (2,1) находящиеся рядом создают функциональную группу, подчеркиваются их общие черты – стремление (направленность) «вовнутрь». Сочетании красного и зеленого (2,3) подчеркивает автономность, независимость в принятия решений, инициативу. Сочетание красного и желтого (3,4) выделяет направление «вовне». Сочетание синего и желтого (1,4) показывает зависимость от среды. При взаимном положении синего и красного (1,3) в одной функциональной группе говорит о благоприятном балансе зависимости от среды и субъективного типа, характеризуется синим, и автономностью направлением «вовне».

Взаимодействие зеленого и желтого (3,4) выражает противопоставление субъективного устремления «вовнутрь», обособленности, упрямства с устремлением «вовне».

При разъяснении основных цветов Люшер также утверждает, что они обозначают определенные

психологические потребности:

Характеристику работоспособности в ходе анализирования цветов Люшер интерпретировал с учетом следующих положений:

Зеленый отражает гибкость в проявлении воли в затруднительных условиях деятельности (Д), это способствует эффективности работы.

Красный отражает волевое стремление и удовлетворения связанное с достижением цели, что поддерживает работоспособность.

Желтый характеризует надежду на успех, участие в деятельности с нечетким осознанием деталей, спонтанное удовлетворение, перспективы к дальнейшей работе.

Если данные три цвета расположены в начале в сочетания, продуктивная Д. более вероятна, а та же высокая работоспособность. Если они разделены и находятся во второй половине, то суть противоположна. Тревожный показатель. Основные цвета в позициях «-» — отвергаемые цвета, что является показателем тревоги и негатива.

Интерпретация пар цвета:

www.bolshoyvopros.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *