Тест онлайн айзенка темперамент: Тест Айзенка на темперамент онлайн

Содержание

Тест г айзенка на определение типа темперамента: действовать под влиянием минуты

Содержание

  • Айзенк Тест на определение типа темперамента онлайн (EPI) (Экстраверсия, Интроверсия, Амбиверсия)
    • Пройти тест на определение типа темперамента
  • Усовершенствованные методики
  • Описание шкал
  • Как определить темперамент по методике Айзенка
    • Опросник Айзенка по определению темперамента
      • Рекомендуем посмотреть:
  • «Круг Айзенка»
  • Личностный опросник Форма а
  • Тест EPI: общая информация
  • Расшифровка результатов теста EPI

Айзенк Тест на определение типа темперамента онлайн (EPI) (Экстраверсия, Интроверсия, Амбиверсия)

Вам, уважаемые посетители сайта //Психоаналитик-Матвеев.РФ, предложен программный (компьютерный) тест на определение темперамента, онлайн и бесплатно.
Этот тест Айзенка определит не только темперамент, но и экстраверсию, интроверсию или амбиверсию субъекта тестирования (см. экстраверт, интроверт, амбиверт).

Кроме того, пройдя тест на определение типа своего темперамента, вы определите уровень эмоциональной стабильности — нестабильности (нейротизм (невротизм)/стабильность).

При желании, вы можете пройти этот же тест Айзенка без программного обеспечения и узнать свой темперамент самостоятельно, посчитав результаты вручную.

Пройти тест на определение типа темперамента

Внимание! Чтобы качественно (с правильными результатами) пройти тест Айзенка на определение типа темперамента, вам необходимо отвечать на поставленные вопросы быстро, не обдумывая и не ища правильных ответов, которых здесь нет.

Имейте ввиду, что в онлайн тесте на темперамент заложена шкала лжи, и в случае не правдивости ваших ответов, тест не будет засчитан — придется проходить заново.

Усовершенствованные методики

В 1963 году предложен опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) – новая методика, вопросы которой, в количестве 48 штук, предназначены для диагностики шкал «нейротизм» и «экстраверсия–интроверсия», а 9 складываются в шкалу «лжи» – с ее помощью определяется желание человека «приукрасить» себя (в общей сумме было определено 57 пунктов).

Методика EPI была разработана на основе ответов, полученных от более чем 30 тысяч человек, что на несколько порядков превышает количество, которое было задействовано в создании MMQ и MPI.

Тест использует два варианта с различными вопросами, но идентичными по форме и смыслу (для использования дважды).

Шесть лет спустя Ганс и Сибилла Айзенк предлагают EPQ – личностный опросник, диагностирующий не только предыдущие две описанные шкалы и шкалу «лжи», но и психотизм. Его высокий уровень связан с выраженностью особых состояний, при которых возможно наличие неадекватных психических реакций (психоза). Тест предполагает прохождение 101 вопроса.

Имя Айзенка также известно в связи с тем, что им предложена методика выявления самооценки психических состояний, во время прохождения которой определяется наличие превалирующего психотипа – фрустрации, тревожности, агрессивности и ригидности.

В настоящее время ЕPQ не пользуется большой популярностью, и не только потому, что предыдущий тест включает в себя 57 вопросов – почти в два раза меньше настоящего. Многие зарубежные исследователи утверждают, что шкала психотизма не может иметь под собой научной основы, а результаты, полученные в ходе экспериментов, часто носят противоречивый характер.

Описание шкал

Шкала «нейротизм» описывает некий личностный аспект психической саморегуляции. В основе лежит понятие эмоциональной стабильности, которая выражается адаптивными возможностями в повседневных и стрессовых ситуациях, отсутствием сильной тревоги, вегетативных неврозоподобных состояний, неуверенности в себе. Высокие показатели по этой шкале не обязательно указывают на то, что у человека присутствует невроз, но позволяют допустить его развитие при наличии затяжных стрессовых ситуаций. Человек, у которого данная методика позволила определить высокий уровень нейротизма, скорее всего, будет эмоционально неустойчив, импульсивен, не уверен в себе, раздражителен, склонен к излишней впечатлительности и чувствительности. Его реакции будут не адекватны вызвавшим их ситуациям.

Экстраверсия – черта, которая предполагает направленность на окружающих людей, взаимодействие с ними. Типичный экстраверт общителен, импульсивен, полон оптимизма, предпочитает двигаться вперед, склонен к риску.

Интроверсия свойственна людям, погруженным «в себя», сдержанным, держащимся на расстоянии от окружающих (за исключением близких людей). Интроверт не любит рискованно действовать, старается обдуманно подходить к выбору решений. Держит под контролем импульсивные проявления и пессимистичен.

Айзенк определил, что высокий показатель по шкале «нейротизм» связан со снижением порога активации лимбической системы, а «экстраверсия–интроверсия»– ретикулярной формации.

Интерпретация результатов использует психологические характеристики, расположенные в системе координат (тест EPQ использует трехмерную схему, куда входит также шкала «психотизм»). Рассматривается степень выраженности того или иного свойства. Автор полагал, что сильный и слабый типы, выделенные И.П. Павловым, близки по описанию к экстравертированному и интровертированному. С учетом этого определяются классические типы темперамента: сангвиник (стабильный и экстравертированный), флегматик (стабильный и интровертированный), меланхолик (нестабильный и интровертированный), холерик (нестабильный и экстравертированный).

Таким образом, настоящая методика EPI, позволяющая определить тип темперамента, является доступной для прохождения и простой в определении и интерпретации результатов.

>Определение темперамента по Айзенку

Как определить темперамент по методике Айзенка

Опросник Айзенка по определению темперамента

Инструкция. Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «Да» или «Нет». Долго не задумывайтесь над ответами, будьте искренни.

Текст вопросника

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все закончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка результатов

Экстраверсия — находится сумма ответов «Да» в вопросах 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «Нет» в вопросах 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.

Если сумма баллов равна 0—10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя. Если 11 — 14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно. Если 15—24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

Невротизм — находится количество ответов «Да» в вопросах 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если количество ответов «Да» равно 0-10, то — эмоциональная устойчивость. Если 11—16, то — эмоциональная впечатлительность. Если 17—22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы. Если 23—24, то — невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Ложь — находится сумма баллов ответов «Да» в вопросах 6, 24, 36 и ответов «Нет» в вопросах 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Если набранное количество баллов 0—3 — норма человеческой лжи, ответам можно доверять. Если 4—5, то сомнительно. Если 6—9, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, то по полученным данным строится график.

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интраверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).

Рекомендуем посмотреть:

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологический тренинг для педагогов

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Коррекционно — развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«Круг Айзенка»

Связь факторно — аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка»: по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.

Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы – А и В, которые могут применяться как одновременно – для большей достоверности результатов, так и раздельно. С интервалом во времени – для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.

3.Оснащение: Бланк опросника Айзенка (форма А) (см, приложение), ответный лист (форма 38).

Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии – интроверсии, еще 24 – со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л – шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

4.Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая. Сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные способности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет». Затем экспериментатор напоминает. Что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

Приложение

Личностный опросник Форма а

  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

  2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

  3. Вы человек беспечный?

  4. Не находите ли вы, что вам трудно отвечать «нет»?

  5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-либо предпринять?

  6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?

  7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

  8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

  9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

  10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?

  11. Возникает ли у вас чувство робости и ощущение стыда, когда вы хотите завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?

  12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь ли?

  13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

  14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

  15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?

  16. Легко ли вас обидеть?

  17. Любите ли вы часто бывать в компании?

  18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

  19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках. А иногда совсем вялы?

  20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей. Но зато особенно близких вам?

  21. Часто ли вы мечтаете?

  22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

  23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

  25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

  26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

  27. Считают ли вас человеком живыми веселым?

  28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

  29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

  30. Вы иногда сплетничаете?

  31. Бывает ли. Что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

  32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?

  33. Бывают ли у вас сердцебиение?

  34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?

  35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

  36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

  37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

  38. Раздражительны ли вы?

  39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

  40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

  41. Вы ходите медленно и неторопливо?

  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

  43. Часто ли вам снятся кошмары?

  44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

  45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

  46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

  47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

  48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

  49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

  50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

  51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

  53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

  54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

  55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

  56. Любите ли вы подшучивать над другими?

  57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Ключ

Эстраверсия – вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 – ответы «Да»; вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51 – ответы «Нет».

Нейтротизм – вопросы: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 – ответы «Да».

Ложь – вопросы: 6, 24, 36 – ответы «Да»; вопросы: 12, 18, 30, 42, 48 – ответы «Нет».

Обработка результатов. После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ (см. приложение ), подсчитывает баллы по показателям: Э – экстраверсия. Н – нейротизм, Л – ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.

С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

Следующий этап обработки результатов может быть связан с расчетом среднегрупповых показателей Э, Н, Л с дифференциацией испытуемых. К примеру, по половому признаку.

При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия: 12 – среднее значение, ≥15 – экстраверт, ≥19 – яркий экстраверт, ≤9 – интроверт, ≤5 – глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13 – среднее значение нейротизма, ≥15 – высокий уровень нейротизма, ≥19 – очень высокий уровень нейротизма, ≤7 – низкий уровень нейротизма.

Ложь: ≤4 – норма, >4 – неискренность в ответах. Свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

На основании полученных данных по отдельным испытуемым и группе в целом пишутся заключения. В индивидуальных заключениях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип темперамента, по возможности даются рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.

Типы темпераментов – одна из самых известных типологий личности. О существовании сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов знают даже те, кто весьма далек от психологии. А одним из самых известных тестов на темперамент можно назвать личностный опросник Ганса Айзенка, или Eysenck Personality Inventory – EPI. Пройти этот тест онлайн можно на нашем сайте – он представлен чуть ниже.

Тест EPI: общая информация

Как известно, Гиппократ, описавший 4 типа темперамента, брал за основу своей классификации то, как на человека влияют телесные жидкости: кровь, лимфа и желчь. Современным же представлениям о типах темперамента отвечает подход Ганса Айзенка, также известного как создателя теста IQ.

Согласно его теории, темперамент определяют два основных показателя – экстраверсия/интроверсия и нейротизм.

Что касается первого показателя, то он вряд ли вызовет вопросы. Эта шкала покажет, интроверт вы или экстраверт. В свою очередь, нейротизм – шкала, отражающая эмоциональную устойчивость или неустойчивость, реакцию на внешние раздражители и/или стресс. Для человека с высоким уровнем нейротизма характерны яркие эмоциональные реакции, эмоциональная нестабильность, перепады настроения, раздражительность, импульсивность и т. д.

Тест EPI появился в 1963 году, а спустя несколько лет Ганс Айзенк совместно с Сибиллой Айзенк создали тест EPQ (Eysenck Personality Questionnaire), он же PEN (Psychoticism, Extraversion, and Neuroticism). Как и следует из названия, помимо описанных выше двух показателей, к ним добавился психотизм. Пройти этот опросник также можно на нашем сайте.

Расшифровка результатов теста EPI

Шкала лжи

Шкала лжи показывает вашу честность при ответе на вопросы. Если вы набрали больше 4 баллов, скорее всего, вы были не слишком честны сами с собой, а это не могло не повлиять на результаты теста.

Шкала экстраверсии/интроверсии

  • 0-4 – яркий интроверт;
  • 5-9 – интроверт;
  • 10-14 – сам Айзенк не использовал такое понятие, но в принципе можно сказать, что человек с данным значением – амбиверт, то есть тот, кто в зависимости от ситуации проявляет черты и экстраверта, и интроверта;
  • 15-19 – экстраверт;
  • 20-21 – яркий экстраверт

Шкала нейротизма

  • 0-7 – низкий уровень нейротизма;
  • 8-13 – средний уровень нейротизма;
  • 14-19 – высокий уровень нейротизма;
  • 20-24 – очень высокий уровень нейротизма

Тип темперамента по тесту Айзенка

Чтобы определить свой доминирующий тип темперамента, сопоставьте результаты предыдущих шкал:

  • высокие уровни экстраверсии и нейротизма – холерик;
  • высокий уровень экстраверсии и низкий уровень нейротизма – сангвиник;
  • низкий уровень экстраверсии и высокий уровень нейротизма – меланхолик;
  • низкие уровни экстраверсии и нейротизма – флегматик.

Ниже представлен так называемый квадрат Айзенка, на котором отражены типы темпераментов в зависимости от уровней нейротизма и интроверсии/эктраверсии.

Напомним, что каждый из нас представляет собой микс из всех четырех типов темперамента, при этом, как правило, один доминирует, а остальные выражены в большей или меньше степени. Если хотите узнать процентное соотношение в вашем характере всех типов (сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика), пройдите еще один тест на темперамент «Формула по Белову».

Айзенк тест на темперамент

Тест Айзенка: о чем говорит ваш IQ?

Тест Айзенка, он же тест коэффициента интеллекта IQ, пожалуй, единственный, про который слышали абсолютно все. Даже те, кто никогда не интересовался ни тестами, ни психологией. Интересоваться психологией все же стоит, чтобы как минимум понимать самого себя и собственные устремления. Для этого можно пройти нашу программу «Самопознание».

Всем остальным, чей интерес к тестам и психологии намного шире, предлагаем познакомиться с нашим сегодняшним материалом. Итак, наша тема – IQ тест Айзенка. Сразу скажем, что аббревиатура IQ расшифровывается, как intelligence quotient (т.е. коэффициент интеллекта), а начнем мы с небольшого исторического экскурса.

Исторический экскурс

Автором теста является немецко-британский психолог Ганс Юрген Айзенк (1916-1997). Психологией Ганс Айзенк увлекся отчасти вынужденно. Он успел поучиться в Берлинском университете на факультете философии, затем в Дижонском университете во Франции, куда эмигрировали из Германии родители. Там он изучал историю и литературу.

После, вскоре последовавшего переезда с родителями в Англию, он решил поучиться на физическом факультете, в чем ему отказали, посоветовав, раз уж ему так хочется, пробовать что-то новое, к примеру, психологию. В итоге Айзенк закончил факультет психологии и, как показало время, не прогадал.

Невзирая на эмиграцию, Айзенка всегда интересовало то, что происходило у него на родине. После окончания вуза с отличием он отправился на стажировку в Германию, где увлекся широко обсуждаемой на тот момент в обществе идеей создания сверхнации.

Его собственные физические данные, высокий рост и внешность «истинного арийца» сыграли ему на руку, и молодой ученый только успевал перемещаться между колледжами, где читал лекции, и дискуссионными клубами, где делился своими мыслями насчет будущего Германии.

Более всего молодого Айзенка интересовала роль мозга в селекции «сверхчеловека». Он наблюдал за научными экспериментами, посещал лаборатории и пытался сам для себя найти ответ на вопрос: чем отличается мозг «сверхчеловека» от мозга обычных людей? Влияет ли объем мозга на интеллектуальные способности? И как измерить эти интеллектуальные способности? Эти размышления стали предтечей его будущих научных изысканий.

Айзенк искал ответы на свои вопросы не только в науке, но и в астрологии. И даже составил и отправил Геббельсу и Гиммлеру их персональные гороскопы, в которых расписал, что звезды не слишком благоприятствуют выбранной ими стратегии действий. Айзенка сочли не вполне адекватным, и по окончании стажировки наилучшим вариантом для него оказалось вернуться в Англию.

На протяжении всей Второй мировой войны он работал психологом-экспериментатором в госпитале Mill Hill Emergency. Здесь проводилось множество инновационных исследований в области психологии и психиатрии [C. Hilton, 2018]. Фактически, госпиталь стал экспериментальной базой для многих ученых тех лет, в числе которых был и Ганс Айзенк.

Параллельно он читал лекции и писал статьи о перенаселении планеты, будущей борьбе за выживание, в которой победят сильнейшие, и эти сильнейшие, конечно же, будут представителями сверхнации. На лекции он регулярно приносил весы и термометры, утверждая, что когда-нибудь появится прибор, позволяющий измерить интеллект точно так, как сейчас можно измерить температуру воздуха или вес камня.

Переломным в исследованиях Айзенка стал момент, когда ему в руки попали работы французского психолога и психиатра Альфреда Бине (1857-1911). Айзенк не без удивления обнаружил, что в конце 19 – начале 20 века научную общественность волновали те же самые темы, что и его сейчас.

В 1899 году Альфред Бине получил от «Общества по изучению психологии ребенка» заказ на разработку простых доступных методов тестового характера для оценки интеллектуального потенциала детей. Основной целью этого задания являлся поиск вариантов обучения умственно отсталых детей, для чего их сначала нужно выявить согласно неким объективным параметрам и распределить по классам.

Проблема обрела актуальность в связи с тем, что во Франции с конца 19 века шла подготовка к введению всеобщего обязательного школьного образования, и встал вопрос, как обучать тех, кто не может учиться вместе со всеми. В начале 20 века во Франции было введено обязательное школьное образование, а для умственно отсталых детей созданы специальные школы.

Альфред Бине привлек к своим исследованиям психолога и руководителя «Педагогической лаборатории» Теодора Симона (1973-1961). Итогом совместной работы стало создание «Шкалы Бине-Симона» для оценки умственного развития детей. Вопросы теста были распределены по возрастным группам от 3 до 13 лет.

В каждую группу были включены вопросы, ответы на которые должен был знать ребенок соответствующего возраста. По количеству правильных ответов определялся уровень развития ребенка. Подробнее об исследовании можно почитать в книге «Определение уровня интеллекта у детей от 3 до 13 лет» [А. Бине, Т. Симон, 1905]. Всего же Альфред Бине лично и в соавторстве написал порядка двухсот книг.

На самом деле, речь шла о сравнении хронологического возраста ребенка с так называемым «умственным возрастом», под которым подразумевалась способность ответить правильно на все вопросы, подготовленные для того или иного возраста. Если ребенок не справлялся с вопросами для «своего» возраста, он считался отсталым, а его «умственный возраст» исчислялся в соответствии с теми возрастными тестами, на которые он мог ответить без ошибок.

Ганс Айзенк задумался, как эту систему можно адаптировать для взрослых. Итогом стал разработанный Айзенком тест коэффициента интеллекта. Свое видение ситуации он изложил в ряде работ. В частности, в издании Manual of the Eysenck Personality Inventory («Руководство по инвентаризации личности Айзенка» [Н. Eysenck, 1964]. А также в книге «Природа интеллекта. Битва за разум. Как формируются умственные способности» [Г. Айзенк, 2002].

Подробнее о сути IQ теста Айзенка мы сейчас поговорим подробнее. А те, кого заинтересовала научная биография ученого, могут прочитать весьма познавательную статью «Как умный Ганс дураков сосчитал» [М. Голованивская, Е. Вансович, 1999].

Тест Айзенка: что это такое?

Итак, вы уже поняли, что тест Айзенка предназначен для измерения уровня интеллекта в неких количественных показателях. Ввиду того, что само понятие «интеллект» является достаточно сложным и многогранным, в тест включены вопросы с использованием текстового, цифрового и визуального материала.

В классической вариации существует 8 вариантов теста: 5 сборных и 3 специальных (вербальный, вычислительный и пространственно-визуальный). К слову, желающие могут пройти тест Айзенка онлайн, причем любой из этих вариантов. Вопросы теста Айзенка расположены с нарастающим уровнем сложности и сформулированы так, чтобы на них могли ответить люди от 18 лет и старше с образованием не ниже среднего. На решение заданий теста отводится 30-40 минут.

Чтобы было понятно, о чем речь, приведем для примера несколько заданий из сборного теста Айзенка №1 из Интернета. Для наглядности мы подобрали разные типы заданий, так что последовательность заданий в тесте отличается от последовательности подобранных нами рисунков:

После того, как человек пройдет тест Айзенка, ответы анализируются, и в зависимости от количества правильных вариантов присуждается количество баллов. Получить свой результат можно, либо указав электронную почту в предложенной по окончании теста форме обратной связи, либо (как по ссылке выше) сразу на странице.

Классический вариант предполагает максимум 160 баллов за ответы теста Айзенка. Изначально считалось, что средний уровень IQ составляет от 90 до 110 баллов, а показатель в 70 баллов можно интерпретировать, как умственную отсталость.

Это если говорить о «классике жанра». Понятно, что за прошедшие с момента изобретения теста десятилетия многое в этом мире изменилось, появились новые слова и понятия, коих не было в середине 20 века. Кроме того, мы помним, что Айзенк позиционируется, как немецко-британский психолог и, соответственно, его разработки нуждаются в адаптации при переводе на тот или другой язык.

И такие адаптированные варианты для разных языков мира существуют. Так называемый «Международный тест IQ» включает 40 вопросов и считается универсальным для определения способности человека к логическому и пространственному мышлению, умению обобщать и систематизировать информацию [iq-test-international, 2021].

Уточним, что «Международный тест IQ» предполагает работу с фигурами, линиями и анализ их расположения в пространстве либо же поиск закономерностей последовательности различных чисел, так что влияние нюансов перевода на любой язык тут минимально.

Обратите внимание, что на рисунках к тестовым заданиям варианты ответов обозначены латиницей, хотя само задание переведено на русский язык. Тут мы тоже выбрали для наглядности разные типы заданий, и последовательность заданий в тесте отличается от последовательности подобранных нами рисунков:

Еще обратите внимание, что там, где нужно вставить недостающую цифру, задание предлагает «выбрать недостающую фигуру». Таким образом, цифры называют фигурами, т.е. перевод изрядно «хромает» даже в таких, казалось бы, мелочах.

Говоря о современном положении дел в области тестирования интеллектуальных данных, следует затронуть еще один важный момент. Сейчас есть подтвержденные исследованиями данные, что за прошедшие десятилетия средний уровень IQ вырос и продолжает расти дальше [L. Winerman, 2013].

Поэтому сегодня более корректной считается интерпретация показателей в 100-120 баллов, как среднего уровня, а показателя ниже 80 баллов, как недостаточного. По-настоящему умными в этом контексте считаются люди, способные набрать больше 130 баллов. Результаты выше 150 баллов можно считать признаком гениальности.

Помимо классических и адаптированных тестов, сегодня можно встретить «осовремененные» варианты, предлагающие набрать до 200 баллов [treningmozga, 2021]. Причем предлагается не 8, а гораздо большее количество вариантов теста. Включены в этот «осовремененный» тест Айзенка вопросы наподобие «найдите лишнее слово», «вставьте недостающую цифру», «дополните картинку фигурой из числа предложенных».

Кстати, на сайте можно найти ответы к этому изрядно переформатированному тесту Айзенка и пройти его еще раз, изучив пояснения, если первоначальные результаты вас не удовлетворили [treningmozga, 2021]. Строго говоря, эти тесты на IQ уже и не являются тестами Айзенка, потому что сам Ганс Айзенк не разрабатывал именно эти версии. Однако все они построены на основе классического варианта, предложенного Айзенком, и направлены на измерение интеллектуального потенциала в количественны показателях.

Если вас заинтересовала идея тестирования, можем предложить «15 лучших онлайн-тестов на IQ на русском языке» [Quasa, 2021]. В их числе как переведенные на русский язык варианты теста Айзенка, так и усовершенствованные и переработанные его последователями версии.

Заметим, что итог тестирования ни в коем случае не является приговором вашему интеллекту, даже если ваш результат заметно ниже ожидаемого. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов нюансы адаптации перевода и доработки теста. Во-вторых, даже к классическому варианту теста Айзенка у психологов в разное время возникало немало вопросов.

Критика теста Айзенка

Первая и главная претензия к тестам Айзенка – это изрядная субъективность предложенной методики оценки. Так называемые «правильные» ответы формируются, исходя из усредненного типа мышления большинства, в то время как люди творческие могут найти различные ответы на тест Айзенка во многих заданиях, и все они будут правильными.

Дискуссии относительно выводов Айзенка начались еще при его жизни и продолжаются по сей день. Так, некоторые исследователи считают выводы Айзенка спорными и призывают пересмотреть и перепроверить их дополнительно.

Иначе следование сомнительным постулатам будет подрывать авторитет психологии как науки [D. Marks, 2019].

Более того, ученые ищут и находят ошибки в тестовых заданиях и наглядно показывают, что во многих вопросах и так называемых «правильных ответах» наличествуют серьезные проблемы с логикой и математикой [В. Васильев, 2007]. Другими словами, человек с действительно хорошо развитой логикой ответит на часть заданий заведомо неправильно с точки зрения составителей теста и получит более низкие баллы, чем тот, кто не вникает глубоко в существо вопроса.

Кроме того, тесты не в полной мере учитывают разные типы мышления, и, по сути, в большей степени «заточены» под математический склад ума, нежели под творческое мышление. Даже при том, что, как мы только что выяснили, в тестах наблюдаются явные логические ошибки, математики справляются с тестом Айзенка, в целом, лучше, чем гуманитарии [Планета, 2015].

Чисто гипотетически можно возразить, что математики, в принципе, со многими задачами справляются лучше гуманитариев. Однако значит ли это, что писатель или композитор глупее физика или математика по умолчанию? Поставим вопрос чуть иначе: готовы ли вы вместо музыки слушать математические формулы, а вместо художественной литературы читать «на сон грядущий» учебник по квантовой механике? Или пусть физики и математики пишут музыку, стихи и картины, раз они такие умные?!

В среднестатистическом варианте, если математика попросить написать песню, а физика – сложить поэму, результат вряд ли обрадует массового слушателя и читателя. Конечно, есть универсалы, способные заниматься и точными науками, и писательством. Однако таких людей единицы.

Более того, в 2005 году мировые средства массовой информации обошла новость о том, как словенское телевидение вынуждено было закрыть свое новое шоу сразу после пилотного выпуска. Идея шоу состояла в том, чтобы показать зрителям, насколько глупы модели и участницы всевозможных конкурсов красоты.

Сложно сейчас сказать, зачем телевизионным продюсерам понадобилось такое шоу, но в ходе первых же съемок приглашенная финалистка конкурса «Мисс Словения-2002» и участница конкурса «Мисс Вселеная» Айрис Мулей продемонстрировала IQ на уровне 156 баллов из 160 возможных [NEWSru, 2005]. Это оказалось заметно больше, чем у физика-ядерщика, консультировавшего шоу-программу.

И, наконец, весьма сомнительным показателем интеллекта видится жесткая привязка теста ко времени на решение заданий. Общеизвестный факт, что Альберт Эйнштейн (1879-1955) думал много и достаточно медленно, а его мозг, извлеченный через 7 часов после смерти, весил всего 1230 граммов, хотя в среднем мозг мужчины его возраста весит 1400 граммов [kulturologia, 2018]. Однако в гениальности создателя теории относительности вряд ли кто-то сомневается.

Таким образом, критику теста Айзенка можно свести к ряду пунктов:

  • Вариативность определений интеллекта и невозможность, в связи с этим, выделить некий единый стандарт оценки интеллектуальных способностей в принципе.
  • Проверка не столько интеллекта, сколько способности мыслить стандартно, когда любые отклонения в ответах интерпретируются, как ошибочные.
  • Сведение понятия «интеллект» к способности решать ограниченный набор типов задач.
  • Логические ошибки в тестовых заданиях и ответах к ним.
  • Предложение одного правильного ответа в условиях наличия множества верных ответов на вопрос.
  • Неравномерность и нерепрезентативность оценки различных сторон интеллекта.
  • Искажение результатов при повторном прохождении теста.

Так, даже с учетом наличия множества вариантов теста Айзенка и созданных на его базе прочих тестов IQ, на прохождение данного испытания можно натренироваться. Как мы заметили ранее, принцип построения всех этих тестов един. Следовательно, решая различные варианты классических и осовремененных тестов, можно уловить основные закономерности и раз за разом отвечать на вопросы все точнее и точнее.

Коль скоро к IQ тесту Айзенка столько претензий, чем же объясняется его неугасающая популярность и достаточно широкая сфера применения, начиная от самооценки уровня развития и заканчивая собеседованиями и прочими испытаниями для приема на работу? На самом деле, тому есть причины.

Преимущества IQ-теста Айзенка

Итак, каковы же преимущества интеллектуального теста Айзенка и всех его вариаций? В первую очередь, это простота тестирования. Можно пройти тест Айзенка онлайн, выбрав один или несколько его вариантов, и это займет в среднем 30-40 минут.

Если говорить о тестировании с целью проверки пригодности к той или иной работе, тест Айзенка имеет преимущество в том, что не требует специальной подготовки от организаторов тестирования. Так, если практически любой другой психологический тест включает в себя важный блок работ по интерпретации результатов, с чем может справиться только профессиональный психолог, здесь все операции выполнит компьютер и выдаст уже готовый результат.

И, наконец, при всех недостатках теста его результаты имеют пусть не прямую, но достаточно высокую корреляцию с эффективностью последующей трудовой деятельности. Другими словами, человек, набравший 120-130 баллов, точно не окажется тупым, а отказав в приеме на работу человеку, набравшему всего 60 баллов, компания точно ничего не потеряет.

В то же самое время, прямой линейной зависимости между количеством баллов и эффективностью по принципу «чем больше, тем лучше» пока что не обнаружено. Собственно, мы уже неоднократно останавливались на том, что интеллект – это понятие сложное и многогранное. И для многих профессий имеет значение не только академический интеллект в плане способности мыслить логически и анализироваться ситуацию.

Ничуть не менее важен интеллект эмоциональный в контексте способности строить отношения и договариваться. Именно эмоциональный интеллект лежит в основе большинства надпрофессиональных навыков, так называемых soft skills, необходимых для успешной карьеры.

Таким образом, тест Айзенка вряд ли может быть самодостаточным и безошибочным инструментом для оценки интеллектуального потенциала человека, однако его вполне можно использовать в комплексе с другими методами оценки личности, чтобы составить представление о способностях человека.

И повторим еще раз: никакой итог тестирования не является приговором вашему интеллекту, даже если ваш результат не слишком высок. Нюансы адаптации перевода и современных доработок теста плюс аутентичные недостатки теста могут дать самый неожиданный результат, который может свидетельствовать скорее о вашей вдумчивости и творческом подходе, нежели о каких-то там недостатках мышления.

В целом, значимость исследований Ганса Юргена Айзенка при всей их неоднозначности сложно переоценить. Об этом свидетельствует, как минимум, неугасающий интерес к его работам и несмолкающие дискуссии в научном мире. Согласитесь, не так много в этом мире научных работ, о которых слышали все или почти все. Собственно, мы с этого и начали – что тест Айзенка, он же тест коэффициента интеллекта IQ, является, пожалуй, единственным, про который слышали даже очень далекие от психологии люди.

Отметим, что тест на IQ – это далеко не единственная разработка ученого. Так, достаточно широкую популярность в свое время получил тест Айзенка на темперамент. Для желающих доступно прохождение теста Айзенка на темперамент онлайн. В психологии широко используется личностный опросник Айзенка (Еуsenck Personality Questionnaire, сокращенно EPQ), позволяющий выявить эмоциональную устойчивость человека и тип личности по шкале «интроверт-экстраверт». Кроме того, Айзенк является автором так называемой «трехфакторной теории личности» а также «трехфазной теории возникновения невроза». Но это уже темы для отдельных статей.

Мы же на этом пока остановимся и скажем, что если вы желаете получить объективное представление о своем потенциале, лучше подойти к этой теме комплексно и пройти нашу программу «Самопознание». Так вы действительно поймете свои сильные и слабые стороны узнаете, как усилить свои позиции в жизни, добиться своих целей, реализовать собственные планы и устремления.

Мы желаем вам не «зацикливаться» на тестах, потому что ни один тест не отображает реального многообразия человеческой личности, но научиться их проходить, потому что результат для «галочки» (отчета, собеседования, ЕГЭ) бывает достаточно важен на том или ином участке жизненного пути. Думается, на сегодня тестов и разговоров про них уже достаточно, поэтому в заключение предлагаем просто ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Самопознание

Ты невротик? Тест — Мир Психолога


Ответьте на вопросы ниже:

  1. Большую часть времени я расслаблен.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  2. Не люблю себя.

    Очень неточно

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  3. Беспокоиться о вещах.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  4. Легко паниковать.

    Очень неточный

    Умеренно неточный

    Ни неточный, ни точный

    Умеренно точный

    Очень точный


  5. Очень доволен собой.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  6. Редко раздражается.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  7. Легко впадаете в стресс.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  8. Я часто падаю духом.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  9. Редко выходит из себя.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  10. Страх перед худшим.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  11. Меня нелегко разочаровать.

    Крайне неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точно


  12. Меня не так легко беспокоить.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  13. Чувствую себя комфортно с собой.

    Крайне неточный

    Умеренно неточный

    Ни неточный, ни точный

    Умеренно точный

    Очень точный


  14. Часто чувствую себя синим.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  15. Редко бывает грустно.

    Крайне неточный

    Умеренно неточный

    Ни неточный, ни точный

    Умеренно точный

    Очень точный


  16. Частые перепады настроения.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  17. Сохраняйте спокойствие под давлением.

    Очень неточный

    Умеренно неточный

    Ни неточные, ни точные

    Умеренно точные

    Очень точные


  18. Легко почувствовать угрозу.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  19. Редко теряю самообладание.

    Очень неточно

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


  20. Я полон сомнений.

    Очень неточны

    Умеренно неточны

    Ни неточны, ни точны

    Умеренно точны

    Очень точны


Личностный опросник Айзенка — пересмотренный (EPQ-R) — EdITS: профориентация и психологические оценки

Личностный опросник Айзенка — пересмотренный (EPQ-R)

Личностный опросник Айзенка — пересмотренный (EPQ-R) измеряет три основных параметра личности: экстраверсию/интроверсию, невротизм и психотизм или жесткость мышления. EPQ-R — отличный инструмент оценки для измерения личностной области. Это полезно во многих приложениях, таких как человеческие ресурсы, консультирование по вопросам карьеры, клинические условия и исследования.

ФАКТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Полезно для взрослых (18 лет и старше)

  • Нормы доступны для взрослых США

  • Занимают приблизительно 20-35 минут, чтобы завершить

  • Варианты зачисления

878888888888888888888888888888 гг. -Introversion


Высокие баллы E указывают на экстраверсию, и люди с высокими баллами, как правило, общительны, импульсивны, раскованы, имеют много социальных контактов и часто принимают участие в групповых мероприятиях. Как правило, экстраверты очень общительны, любят собрания, имеют много друзей, нуждаются в людях, с которыми можно поговорить, и не любят уединенные занятия, такие как чтение, учеба и размышления. Вместо этого типичный экстраверт предпочитает волнение, любит рисковать, часто действует под влиянием момента и, как правило, весьма активен. Такой человек может увлекаться розыгрышами и обычно на все найдет ответ.

Интроверт, напротив, ведет себя тихо, уединенно и прилежно. Типичный интроверт сдержан и отстранен, за исключением близких друзей, склонен к планированию и обычно не доверяет импульсивным действиям. Такие люди предпочитают благоустроенное существование, хорошо контролируют свои чувства и скорее пассивны, чем агрессивны. Обычно надежные, хотя и несколько пессимистичные, типичные интроверты редко выходят из себя и склонны придавать большое значение этическим стандартам.

Нейротизм
Высокие значения N указывают на сильную эмоциональную лабильность и гиперактивность. Люди с высокими баллами, как правило, эмоционально чрезмерно реагируют и испытывают трудности с успокоением. Такие люди жалуются на смутные соматические расстройства и сообщают о многих беспокойствах, беспокойствах и раздражающих эмоциональных переживаниях. У них могут развиться невротические расстройства в условиях стресса, которые не соответствуют настоящему невротическому коллапсу. Высокие баллы не исключают адекватного функционирования таких людей в семейных и рабочих ситуациях.

Психоз/твердое мышление
Высокие баллы Р указывают на склонность к развитию психотических расстройств, но в то же время не соответствуют реальным психотическим состояниям. Люди с высокими баллами P склонны к жестокости, бесчеловечности, социальному безразличию, враждебности, агрессивности, невниманию к опасности, замкнутости, холодности и нетерпимости. Они проявляют склонность создавать проблемы для других, принижать их, вести себя разрушительно и лишены сочувствия.

Термин «психотизм» является психиатрическим по своей природе, и, чтобы избежать немедленного вывода о том, что высокие баллы являются психологическим нарушением, обычно предпочитают более эвфемистичный термин «жесткий ум», поскольку он служит для акцентирования внимания на стадиях развития патологии, а не на существующих состояниях.

Шкала лжи
Эта шкала используется для определения достоверности ответов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *