Тест психологическое заражение это – Тест для итоговой оценки знаний по социальной психологии Вопросы 21-40

Содержание

4.2. Психологическое заражение

Пример заразителен, поэтому все благодетели рода человеческого и все злодеи находят подражателей.

Ф. Ларошфуко.

Когда сто человек стоят вместе, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.

Ф. Ницше.

Сущность психологического заражения

Это один из древнейших и действенных способов вызвать желаемое состояние индивида посредством передачи соответствующего состояния от окружающих.

Его проявления многообразны — от группового азарта до массовых психозов. Всем хорошо известны такие формы психологического заражения, как азарт болельщиков на стадионах, трудовой энтузиазм, чувство огромной силы и единения на многолюдных митингах, особенно если организаторы умело используют психологические механизмы ритуального поведения.

Сила воздействия психологического заражения огромна, поэтому к нему всегда проявляли большой интерес как психологи, так и те, кто стремится управлять людьми или манипулировать их сознанием.

Приведем несколько определений заражения в соответствии с трактовкой его различными авторами.

Заражение (эндемия) — это процесс индукции, т. е. передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне психофизической связи-коммуникации без осознанно-смысловой задачи или же с осознанно-смысловой задачей воздействия на другого индивида [318,175-176].

Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему [132; 101].

При наличии обратной связи заражение способно нарастить силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции.

201

Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию зрелищ и выступлений ораторов [211, 141].

Заражение характеризуется бессознательной невольной подверженностью индивида или группы определенным эмоциональным состояниям. Оно осуществляется не через пассивное созерцание или более или менее осознанное принятие внешне очевидных образов, как при подражании, а через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом и притягательной силой, через канал чувств и страстей [186, 149].

Указывая на эту важную особенность заражения, еще Н. К. Михайловский справедливо отмечал, что эффект заразительности внешнего воздействия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми. И проиллюстрировал это на примере выступления оратора перед массовой аудиторией [124,143-145].

Главной психической особенностью заражения является доминирование у большинства членов группы одного и того же эмоционального состояния, сходство эмоционального реагирования и поведения у совершенно разных людей. Действие психических механизмов бессознательного заражения объясняется тем, что с древнейших времен у человека существует потребность в совместном выражении эмоций и отношений, и именно это помогло людям выжить как виду.

Еще члены первобытных племен, подметив свойство заразительности массового настроения, научились вызывать, возбуждать друг у друга настроение, подходящее ДЛЯ начала охоты или военных действий, совета или празднества. Это достигал ось стихийно сложившейся и передаваемой от поколения к поколению системой традиционных обрядов и церемоний, привлекавших к участию в массовых играх, пению, пляскам и другим .ритуальным действиям всех членов племени.

Позже такое объединение стало одной из предпосылок ДЛЯ появления искусства. В результате потребность объединения с целью выживания стала трансформироваться и в другие формы,

202

в том числе в потребность совместного выражения эмоций, чувств, отношений.

Но чаще психологическое заражение происходит спонтанно. История человечества. сохранила сведения о психических эпидемиях наподобие «пляски святого Витта». Наиболее сильно психическое заражение проявляется в толпе, особенно при возникновении паники. Поэтому эти случаи будут описаны нами наиболее подробно.

Психические эпидемии имеют место и в наше время. Например, в декабре 2005 года в нескольких районах Чечни десятки девочек были госпитализированы с признаками острого отравления (рвота, судороги, помутнение сознания и т. д.). Однако данные анализов ни у одной из пострадавших не подтвердили присутствия вредных веществ. Заключение ведущих специалистов было однозначным: психическая эпидемия стала следствием длительного стресса, вызванного непрекращающимися похищениями людей, боестолкновениями, общей неустроенностью и нестабильностью. Самым слабым звеном оказались девочки как эмоционально наиболее уязвимые.

Чтобы психические механизмы заражения сработали, бывает достаточно кому-то одному эмоционально высказаться по актуальному вопросу и обеспечить поддержку нескольких участников группы.

Действие механизма психического заражения обусловливается не только силой эмоционального заряда, идущего от личности, но и определенным психологическим настроем и специфическими формами психологических контактов. Отсюда стремление многих политиков к митингам с определенными действиями и символикой, красочными шествиями, массовыми театрализованными представлениями, к введению отличительных знаков.

Так, во время «оранжевой революции» в Киеве участники митингов противостоящих сторон выделялись повязками оранжевыми или цвета украинского флага. В этом случае еще возникает циркулярная реакция взаимного психологического заражения, что еще больше увеличивает эффект эмоциональной общности. По мнению Г. Лебона [145], для того чтобы сработали механизмы психологического заражения, необходимо применять

203

известный прием внушения — повторение: «…надо, чтобы какое-нибудь эмоциональное утверждение повторялось достаточное число раз и чтобы это повторение было единогласным». Таким образом, основными условиями действия психологического заражения являются эмоциональное утверждение (или действие) и многократное повторение.

Заражение как психологическое воздействие активно применяется с целью оказания влияния как на отдельную личность, так и на группы и даже общности людей. Психологическое заражение, направленное на отдельную личность, способствует более высокой ее интеграции в группу и модификации поведения в соответствии с групповыми нормами. Психологическое заражение, направленное на группу, связано с достижением в основном двух целей: во-первых, еще большего усиления групповой сплоченности; во-вторых, формирования однородного мнения в группе в условиях выбора.

Видимо, это обстоятельство сыграло не последнюю роль в издании специального приказа в фашистской Германии, согласно которому членам гитлер-югенда предписывалось регулярное совместное прослушивание речей и выступлений фюрера по радио. Именно в группе или толпе, отличающейся однородностью, человек в наивысшей степени подвержен действию внушения и психологического заражения.

Психологическое заражение, направленное на большие группы или массы, преследует, как правило, одну цель: создание относительно однородного общественного мнения, когда необходимо сделать выбор. Согласно данным психологических исследований, сейчас методы психологического заражения активно используют политики и средства массовой информации в избирательных кампаниях, в том числе и для создания эффективного имиджа политика.

Очевидно, что различные группы людей в разной степени подвержены психологическому заражению. Психологическому заражению, как и внушению, более подвержены относительно однородные группы, отличающиеся невысоким уровнем критичности мышления, деятельность которых не связана со сложными интеллектуальными процессами и для которых сильны групповые нормы поведения, взаимное доверие и чувство общности. Недаром в прежние времена руководители КПСС всегда

204

«встречались С народом» — посещали заводы и фабрики, где устраивали митинги «в поддержку», «советовались С рабочими», которые, естественно, «все одобряли и поддерживали», независимо от того, что им предлагал ось. Власти всегда были нужны такие однородные и некритичные группы. Для этого им искусственно придавался высокий социальный статус — «самый передовой класс», «авангард» и пр., причем это проявлялось не только в лозунгах, но и активно навязывалось «произведениями искусства», объединенных социалистическим реализмом, для которого высшим принципом художественности был «принцип партийности». Сейчас ситуация несколько иная, в том смысле, что психологическое воздействие направляется адресно на различные социальные группы, но методы практически не изменились.

Примерно таким же способом, как и психологическое заражение группы, происходит психологическое заражение личности. Психологами отмечено, что личности, отличающиеся высокими показателями «эго», самостоятельностью суждений, имеющие высокий интеллект, сильную волю, высокий уровень саморегуляции, обладающие творческим потенциалом, психологическому заражению подвержены незначительно [91, 44-46]. Именно поэтому руководители КПСС не могли найти поддержки интеллигенции, а если встречались с представителями творческих союзов, то лишь для того, чтобы «учить жизни». Ввиду непослушности интеллигенции, ей было присвоено унизительное название «прослойка» — В отличие от рабочего «класса».

Психологическое заражение было инспирировано, к примеру, политической рекламой, когда устраивались масштабные акции типа «Голосуй — или проиграешь!», «Голосуй сердцем». Психологическое заражение лучше всего удается харизматическим лидерам, которые реально обладают, как говорили раньше, «природным магнетизмом». Это могут быть яркие личности из мира искусства, спорта, политики.

Психологическое заражение весьма эффективно, когда персонаж выступает с эмоциональным призывом, а также во время массовых акций. Когда известные, уважаемые, авторитетные люди в яркой и эмоциональной форме выражают мысли или идеи, их сторонники или последователи быстро и адекватно реагируют на такого рода идеи и многократно тиражируют их.

205

ФЕНОМЕНЫ МАССЫ И ТОЛПЫ

Известно, что в толпе человек ведет себя иначе, чем когда он один. Даже самый отъявленный индивидуалист поддается гипнозу толпы. Процесс превращения собрания людей в массу каждый раз происходит по-разному. Границы между этими состояниями подвижны. Но чем больше слушателей, тем раньше они становятся массой. Существует два принципа, которые определяют поведение людей в массе: 1) масса легче реагирует на эмоции; 2) у массы ослаблены умственные способности.

У массы нет антенны для тонкой логической работы. Она хочет слышать ясные мнения и сильные суждения.

В массе человек легковерен, склонен к обезличиванию. Соответственно, снижается его способность к критике. В массе способность человека к различению ограничена. Он склонен к черно-белым краскам. На первый план выступает инстинктивное и иррациональное.

Все это породило следующий афоризм: «У толпы много голов, но мало мозгов».

Поэтому речь, обращенную к массам, во все времена использовали демагоги всех видов. С помощью форм массового внушения и манипуляций не контролируемыми чувствами толпы они внедряли свою волю в подсознание людей — зачастую с губительными последствиями.

Исходя из этих предварительных соображений примем такое ориентировочное определение.

Толпа — это скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия зависит от достижения ее другими участниками; наличие такой цели создает предпосылку для единения. Если цель каждого достигается вне зависимости от достижения или недостижения ее остальными, то взаимодействие отсутствует или оно минимально. Если же цели участников толпы не совпадают, то при их столкновении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. Например, при массовой панике каждый страстно желает спастись, в стяжательной

206

толпе каждый стремится что-то добыть, и все друг для друга являются помехой [174,21].

Выявлены два основных механизма психического заражения в толпе: слухи и эмоциональное кружение. О слухах речь пойдет далее, поэтому обратимся к механизму эмоционального кружения.

В полном зале рассказано нечто очень смешное, и все громко смеются. Вы только что вошли и не слышали шутку, однако, поддавшись общему настроению, смеетесь вместе со всеми.

Это самый простой пример взаимного заражения, который называют циркулярной реакцией.

Однако даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. У театральных актеров бытует жаргонное выражение: «повело». Оно означает такую неприятную ситуацию, когда в самый драматический момент спектакля кому-то из участвующих в сцене «попала в глаз смешинка». Актер прыскает от смеха, это совершенно неуместное состояние передается партнерам — и сценическое действие разрушается [174,23,25].

Эмоциональное кружение — это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует, «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, филогенетически более примитивные пласты психики. Регрессия способна подчас достигать невероятных глубин. Например, в книге французских историков «Революционный невроз» приведены документальные свидетельства, когда толпа озверевших бунтовщиков, растерзав тело ненавистного царедворца, съела (или сожрала?) его [174, 26]. У З. Фрейда читаем: «Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые психологические установки».

Восприимчивость толпы к заражению. В толпе взаимное психологическое заражение начинается уже на первых стадиях

207

ее образования, когда нарастает общее возбуждение и эмоциональность реагирования. В дальнейшем с возрастанием конформизма тех, кто находится в толпе, психологическое заражение только усиливается. Пик заражения достигается в процессе так называемой циркулярной реакции, когда одна и та же информация попадает к человеку толпы несколько раз, но обрастающая «новыми» яркими деталями, характеристиками и фактами, чего на- самом деле не было, но соответствует ожиданиям. В этом случае психологическое заражение принимает форму «взаимной подзарядки».

Г. Лебон [145] конкретизирует указанные выше особенности этого краткоживущего сообщества. Приведем его рассуждения.

В толпе «сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты <…> Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин — неизвестно, скоро приходит в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта». Толпа — качественно новая система, а не конгломерат. В ней «нет ни суммы, ни среднего входящих в ее состав элементов, но существует комбинация этих элементов и образование новых свойств».

В толпе человек обладает удивительно высокой восприимчивостью к заражению. «В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что свои личные интересы индивид очень легко приносит в жертву интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда составляет частицу толпы <…> Прежде чем он потеряет всякую независимость, в его идеях и чувствах должно произойти изменение, и притом настолько глубокое, что оно может превратить скупого в расточительного, скептика — в верующего, честного человека — в преступника, труса — в героя.

Лебон много внимания уделяет изменчивости толпы — ее удивительной способности моментально, «все разом» реагировать

208

на импульсы, получаемые от вожаков. Это показывает, что в толпе человек действительно обладает новым качеством, становится элементом новой системы. Он не обдумывает свои действия.

Если бы в толпе индивиды ограничивались только соединением заурядных качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы среднюю величину, а никак не образование новых черт.

Каким же образом возникают эти новые черты?

Появление новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что благодаря только численности человек приобретает в толпе сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает воли, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет ответственности. Чувство ответственности, всегда сдерживающее отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

Вторая причина — заразительность, или зараза (психическое заражение. — В. Ш) — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем.

Третья причина, и притом самая главная, обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, — восприимчивость к внушению. Заражение, о котором мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости.

Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление немедленно превратить внушенные идеи в действия — вот главные черты индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого нет своей воли. Таким образом, становясь частицей организованной

209

толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе же это варвар, т. е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что в толпе человек чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, в изолированном положении не оказавшим бы на него никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Индивид в толпе — это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром. Благодаря именно этому свойству толпы приходится иной раз наблюдать, что присяжные выносят приговор, который каждый из них в отдельности никогда не произнес бы; мы видим, что парламентские собрания соглашаются на такие мероприятия и законы, которые каждый из членов этого собрания в отдельности осудил бы. Члены Конвента, взятые отдельно, были просвещенными буржуа, имели мирные привычки. Но, соединившись в толпу, они уже без всякого колебания принимали самые свирепые предложения и отсылали на гильотину людей, совершенно невинных; в довершение они вопреки собственным интересам отказались от своей неприкосновенности и сами себя наказывали.

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что в интеллектуальном отношении толпа всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, вызываемых этими чувствами, она может быть лучше или хуже его, смотря по обстоятельствам. Все зависит от того, какому внушению повинуется толпа. Именно это обстоятельство совершенно упускали из виду все те, кто изучал толпу лишь с точки зрения ее преступности. Толпа часто бывает преступной — это правда, но так же часто она бывает героичной. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее ради славы и чести идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господень из рук неверных [145,161-165].

210

В числе специальных свойств, характеризующих толпу, мы встречаем, например, такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность, которые наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции.

Податливость внушению и легковерие толпы

«Как бы ни была нейтральна толпа, она чаще всего все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Первое сформулированное внушение вследствие заразительности тотчас же передается всем умам, и немедленно возникает соответствующее настроение. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Толпа так же легко совершит поджог дворца, как и какой-нибудь высший акт самоотвержения; все будет зависеть от природы возбудителя, а не от тех отношений, которые у изолированного индивида существуют между внушенным актом и суммой рассудочности, противодействующей его выполнению» [145,169-170].

«Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности, особенно в толпе разнокалиберной. Уверенность в безнаказанности тем более сильная, чем многочисленнее толпа, и сознание значительного, хотя и временного, могущества, доставляемого численностью, дает возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые невозможны для отдельного человека. В толпе дурак, невежда и завистник освобождаются от сознания своего ничтожества и бессилия, заменяющегося у них сознанием грубой силы, преходящей, но безмерной. К несчастью, преувеличение чаще обнаруживается в дурных чувствах толпы, атавистическом остатке инстинктов первобытного человека, которые у изолированного и ответственного индивида подавляются боязнью наказания. Это и является причиной легкости, с которой толпа совершает самые худшие насилия».

Однако из ЭТОГО не следует, что толпа неспособна к героизму, самоотверженности и очень высоким добродетелям. Она даже более способна к ним, нежели изолированный индивид [145,178-179].

211

МАССЫ КАК ОБЪЕКТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

Перечисленные особенности массы людей (толпы) показывают, что этот человеческий конгломерат легко может стать объектом манипулирования и действительно часто становится им. Из истории известны многочисленные случаи, как действия провокаторов, засланных на митинг или шествие приводили к массовым беспорядкам.

В тоталитарных режимах психология массы эксплуатировалась довольно успешно. Ограничимся лишь тремя примерами.

Для снятия моральных ограничений, чтобы ускорить вхождение молодежи в состояние безответственной толпы, наставники молодых фашистов поощряли уличное насилие, ножи и кастеты. Сам фюрер заявил: «Да, мы варвары и хотим ими быть. Это почетное звание. Мы омолодим мир». (Конечно, «учиться, учиться и учиться» гораздо скучнее.) Чтобы расправиться со старой партийной гвардией, Мао Цзэ Дун поднял против «засевших в штабах» толпы молодежи — хунвейбинов. Беснующиеся юнцы прекрасно справились с заданием «великого кормчего».

Приведем также пример, как психология массы использовалась в СССР. В те времена родился анекдот:

— Что такое единодушное одобрение?

— Это когда каждый в отдельности – против, а все вместе – за.

Вот типичная сцена. На собрании обсуждается некий вопрос. Несколько «сознательных» (партийных) товарищей, выполняя поручение руководства, выступают за решение, которое нужно протащить через собрание. После этого председательствующий спрашивает: «Голосуем. Кто за?» — и первым поднимает руку. Следом, дружно — весь президиум, партийцы, начальники, активисты. За ними под влиянием заражения большинство также поднимают руки, рассуждая: «Плетью обуха не перешибешь», «Ругаться с начальством — все равно, что плевать против ветра».

Председательствующий:

— Кто против? Нет. (Тут уж каждый рассуждает: «А мне что, больше всех надо? Вон, никто не против».) Председательствующий: — Кто воздержался? Нет. Принято единогласно.

212

Чтобы подготовить психическое заражение, перед собранием вопрос обсуждал партком (партбюро), и коммунистам сообщали о решении, которое они должны поддержать. Так что в зале всегда были люди, задающие тон голосованию и своим примером запускающие процесс психологического заражения.

Управление толпой

Управление толпой изнутри. Два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают слухи: «Они идут! У них оружие!» Иногда эти действия дополняются выстрелами или похожими на них звуками, которые производят за углом единомышленники агентов. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника.

В другом варианте внимание агрессивной толпы пере носится на нейтральный объект. В таком случае либо жертвой насилия становится не тот, на кого была первоначально направлена ярость (один из самых подлых приемов политики вообще и манипуляции толпой в частности; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор насилия), либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную.

В романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам» есть такой эпизод. Командир боевого отряда по фамилии Сорокин своими сомнительными действиями вызвал яростное возмущение бойцов. Оказавшись перед агрессивно настроенной толпой подчиненных и будучи не в силах бежать или защищаться, он мгновенно сориентировался в ситуации, выбрал в толпе самое злобное лицо, указал на него пальцем и громко закричал: «Вот враг!» — и толпа набросилась на эту жертву. Сам Сорокин из объекта агрессии превратился в лидера агрессивной толпы…

В 70-е годы прошлого века в странах третьего мира многократно использовался такой ход. Агрессивная толпа, возбужденная деятелями правого (фашистского, националистического или клерикального) толка, направлялась громить левые организации и избивать их членов, «продавшихся Советам>} (мировому сионизму и т. д.). Когда на пути следования толпы попадался роскошный супермаркет или богатый особняк, проникшие в ядро агенты левой партии с криками: «Вон он! Там они!» — 6росались туда. За ними следовали остальные, и, оказавшись перед

213

незащищенными богатствами, люди принимались за грабеж.

Разумеется, потерпевшие хозяева не вызывали жалости у левых поскольку это были «буржуи-эксплуататоры», к тому же часто сочувствовавшие погромщикам, а то и участвовавшие в возбуждении массы для реализации своих политических задач.

21 августа 1991 года стало окончательно ясно, что бездарно организованный путч ГКЧП провалился, а с ним закончилось 74-летнее господство КПСС. После трех дней напряженного ожидания и переживаний наступила безоговорочная победа стихийно вышедших на улицы граждан над внешне грозной, но уже ослабевшей властью. Эйфория успеха, усиливаясь по механизму циркулярной реакции, придавала массе все более выраженные свойства толпы. Толпа же, наполняясь новыми участниками и пьянея от нежданного могущества, вожделела новых зримых побед; кое-где уже начала ощущаться жажда крови. На площади Дзержинского собрались тысячи людей, среди которых усиливались призывы к штурму мрачного и ненавистного здания КГБ. Если бы такие призывы воплотились в действие, следовало бы ожидать очень тяжелых последствий и человеческих жертв.

В этот момент кто-то сумел переориентировать внимание толпы с хорошо охраняемого здания на теперь уже беззащитный памятник Ф. Э. Дзержинскому, возвышавшийся в центре площади и многие годы казавшийся ее абсолютно незыблемым символом. При этом были использованы не только неприязнь людей к персонажу, но и давний слух о том, что памятник отлит из чистого золота, выкрашенного сверху густой черной краской. (Якобы таким образом Сталин спрятал золотой запас страны, «чтобы никто не догадался»; памятник был расположен и охраняем так, что подойти к нему и «постукать» прежде было немыслимо.) Послали за техникой, необходимой для того, чтобы снять тяжелый памятник, и в предвкушении грандиозного события толпа забыла об уже созревавшем намерении штурма. Сброшенный с пьедестала памятник оказался не только не золотым, но и вообще не литым, а полым внутри [174, 49-50].

Управление толпой извне

Самый известный из этих приемов — опять-таки переключение внимания на другой объект. При этом рекомендуется

214

ориентация прежде всего на периферию. Небольшая автомобильная авария, трансляция популярной ·в данном обществе динамичной игры в исполнении профессиональных игроков, раздача или дешевая распродажа дефицитных товаров могут отвлечь значительную часть массы.

В 1969 году толпа фанатиков под барабанный бой и с криками «Аллах Акбар!» бросилась на штурм здания, в котором располагался комитет компартии Турции. Завязался бой с применением камней и «молотовских коктейлей» (бутылок с зажигательной смесью). Но силы были неравны, и защитникам здания грозила физическая расправа.

В разгар боя на улице неожиданно появились четыре девушки-американки в мини-юбках. Эта новая мода уже распространилась в Англии и в США, но в Анкаре такого еще не видывали. Сначала головы, а потом и туловища штурмующих стали поворачиваться в сторону волнующего зрелища — и большая часть толпы удалилась вслед за блондинками. На площади осталось несколько десятков человек (ядро), которых удалось быстро рассеять.

В этом отношении образцово был подготовлен митинг в поддержку хозяев телевизионного канала НТВ 31 марта 2001 года.

В сотрудничестве с синоптиками организаторы назначили митинг на самое первое солнечное воскресенье года и на самой людной — Пушкинской площади Москвы. На сцену были приглашены популярные актеры и телезвезды. В соседних с Москвой городах и областях была проведена агитация среди студентов и старшеклассников, которым оплатили поездку в столицу (о том, как это происходило, рассказывали школьники в Калуге).

Все это предварялось и сопровождалось подпороговыми методами воздействия на психику. Независимо от содержания передачи в левом нижнем углу экрана, день и ночь присутствовал логотип «Поддержим НТВ сегодня», а перед каждым рекламным блоком на долю секунды высвечивалась надпись: «Благодарим зрителей за поддержку».

В результате тысячи людей отреагировали на умело проведенную кампанию и специально пришли на митинг. Еще большее число гулявших по Тверской улице в распогодившееся воскресенье подошли

215

поглядеть на известных актеров и шоуменов. Потом одна из телеведущих восторженно рассказывала с экрана: «Пятнадцать тысяч человек, бросив свои дела, пришли на площадь защитить свободу слова в России» [174, 52-55].

Модель психологического заражения

Представленные выше факты позволяют конкретизировать модель влияния в случае психологического заражения.

Мишень воздействия — подверженность адресата определенным психическим состояниям как потребность людей в совместном выражении эмоций и отношений; некритичное восприятие адресата.

Вовлечение — эмоциональное утверждение или действие, передаваемое «через канал чувств и страстей» (Б. Ф. Парыгин).

Фоновые факторы — доминирование у окружающих одного и того же состояния, непосредственный психологический контакт их с адресатом, харизматичность инициатора, однородность группы адресатов.

Побуждение — настойчивое и многократное повторение стимулов.

studfiles.net

Тест по теме: Контрольный срез по дисциплине «Социальная психология»

Вариант № 1

— Задание № 1.       

— Вопрос: В России дискуссий по предмету социальной психологии было:

— Варианты ответа:                а) две и они проходили в конце XIX века и в 50-х годах XX века;

б) одна, в 40-х годах ХХ века;

в) две, в 20-х и60-х годах ХХ века;

г) три, в конце XIX века, в 20-х и 50-х годах ХХ века. 

— Задание № 2. 

— Вопрос: Определить эффект социального восприятия:  Распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личных качеств. Информация, получаемая о человек, накладывается на тот его образ, который был создан ранее и существенно искажается. 

— Варианты ответа:                а) Эффект стереотипизации;

б) Эффект ореола;

в) Эффект первичности;

г) Эффект новизны.

— Задание № 3.

— Вопрос: Теория каузальной атрибуции изучает:

— Варианты ответа:                а) выбор партнера по общению;

б) приписывание причин поведению людей;

в) обоснование оправдания сделанных ошибок.

 

— Задание № 4.

— Вопрос: К какой из трех сторон общения относится передача информации общающимися партнерами:

— Варианты ответа:         а) коммуникативной; 

б) перцептивной;

в) интерактивной.

 

Вариант 2

— Задание № 1.

— Вопрос: Тенденция переносить общее благоприятное (неблагоприятное) впечатление о человеке на оценку его неизвестных качеств называется:

— Варианты ответа:         а) эффектом стереотипизации;

б) эффектом ореола;

в) эффектом первичности.

 

— Задание № 2.

— Вопрос: Структура взаимодействия между партерами по общению с включением элементов «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» описывается: 

— Варианты ответа:         а) Т. Парсонсом;         

б)Я. Щепаньским;

в) Э. Берном;

г)Дж. Мидом.

 

— Задание № 3.

— Вопрос: Понятие «социальная перцепция» употребляется в современной социальной психологии в значении: 

— Варианты ответа:         а) процесса восприятия социальных объектов; 

б) восприятия человека человеком в ситуациях повседневного взаимодействия;

в) социальной детерминации перцептивных процессов.

 

— Задание № 4.

— Вопрос: Исследовательская область, занимающаяся изучением норм пространственно-временной организации общения, называется:

— Варианты ответа:                а) просодика;

б) кинесика;

в) проксемика;

г) паралингвистика.

Вариант 3

— Задание № 1.

— Вопрос: Как называется механизм межличностного восприятия, который представляет собой особый вид понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы?

— Варианты ответа:                а) идентификация;

б) эмпатия;

в) рефлексия;

г) каузальная атрибуция;

 

— Задание № 2.

— Вопрос: Значение психологии народов заключается в том, что: 

— Варианты ответа:                 а) в рамках этой концепции обосновывается существование феноменов, порождённых не индивидуальным, а коллективным сознанием; 

б) она объяснила основные закономерности поведения человека в толпе;

в) в этой теории был поставлен вопрос о взаимоотношении элит общества и массы;

г) в этой теории социальное поведение интерпретируется как спонтанное движение к цели.

 

— Задание № 3.

— Вопрос: В схеме наблюдения Р. Бейлса область решения проблем включает: 

— Варианты ответа:                 а) солидарность, снятие напряжения, согласие;

б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;

в) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;

г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма.

 

— Задание № 4.

— Вопрос: Феномен конформизма открыл: 

— Варианты ответа:                а) М. Шериф;

                                б) С. Аш;

                                в) К. Левин;

                                г) С. Милграм.

 

Вариант 4

— Задание № 1.

— Вопрос: Конформизм – это: 

— Варианты ответа:                 а) феномен группового давления; 

                                б) феномен межгруппового восприятия;

                                в) феномен групповой сплоченности;

                                г) феномен лидерства.

 

— Задание № 2.

— Вопрос: К какому феномену относятся следующие характеристики: регуляция межличностных отношений, стихийное возникновение, эмоциональная основа? 

— Варианты ответа:                 а) лидерство; 

б) руководство;

в) лидерство и руководство.

 

— Задание № 3.

— Вопрос: Феномен социальной фасилитации заключается в: 

— Варианты ответа:                 а) снижении эффективности деятельности человека в присутствии других;

б) увеличении эффективности деятельности человека в присутствии других;

в) давлении группы на человека;

г) диффузии ответственности человека в группе.

 

— Задание № 4.

— Вопрос: Толпа, масса, публика и аудитория относятся к:

— Варианты ответа:                 а) стихийным (неорганизованным) большим социальным группам; 

б) большим социальным слоям и общностям;

в) устойчивым (организованным) большим социальным группам;

Вариант 5

 

— Задание № 1.

— Вопрос: Граница малой группы определяется 

— Варианты ответа:                 а) обладанием всеми ее членами общими ценностями;

б) возможностью непосредственных межличностных контактов всех членов группы;

в) объемом непосредственной памяти человека, т.е. до 9-10 человек;

 

— Задание № 2.

— Вопрос: Теория социальной идентичности разрабатывалась:

— Варианты ответа:                 а) У. Джемсом;

б) А. Тешфелом;

в) Дж. Тернером;

г) М. Шерифом.

 

— Задание № 3.

— Вопрос: Возникновение у членов группы «Мы-чувства» служит важнейшим индикатором: 

— Варианты ответа:                а) формирования социальной идентичности личности;

б) развития формальных отношений в группе;

в) углубления процессов межличностной аттракции.

 

— Задание № 4.

— Вопрос: Определить эффект социального восприятия:  Тенденция формирования устойчивого представления о каком-либо явлении и человеке.

— Варианты ответа:                а) Эффект стереотипизации; 

б) Эффект ореола;

в) Эффект первичности;

г) Эффект новизны.

Вариант 6

 

— Задание № 1.

— Вопрос: Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется: 

— Варианты ответа:                а) группой членства;

б) вторичной группой;

в) референтной группой;

г) неформальной группой.

 

— Задание № 2.

— Вопрос: Принятие существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в группу индивидом описывается как результат: 

— Варианты ответа:                а) групповых санкций;

б) группового сплочения;

в) группового давления;

г) группового мнения.

— Задание № 3.

— Вопрос: На какие две большие группы подразделяются методы социальной психологии:

— Варианты ответа:                а) методы исследования и методы обработки;

б) методы исследования и методы воздействия;

в) методы воздействия и методы изучения документов.

— Задание № 4.

— Вопрос: Вопрос о статусе социальной психологии в настоящее время решен следующим образом:

— Варианты ответа:                а) социальная психология является частью психологии;

б) социальная психология является частью социологии;

в) социальная психология развивается на стыке социологии и психологии;

г) социальная психология автономна от психологии и социологии.

Вариант 7

— Задание № 1.

— Вопрос: По условию организации наблюдения делятся на:

— Варианты ответа:                а) полевое и лабораторное наблюдение;

б) включенное и невключенное наблюдение;

в) стандартизированное и нестандартизированное наблюдение.

 

— Задание № 2.

— Вопрос: Как называется теория Дж. Тибо и Г. Келли:

— Варианты ответа:                а) трансактный анализ;

б) диадическое взаимодействие;

в) структура взаимодействия;

г) символический интеракционизм.

— Задание № 3.

— Вопрос: Какой термин в социальную психологию ввел Э. Холл при изучении пространственной организации общения:

— Варианты ответа:                а) просодика;

б) кинесика;

в) проксемика

— Задание № 4.

— Вопрос: Групповые интересы, групповые потребности, групповые цели, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение в совокупности представляют собой:

— Варианты ответа:                а) элементарные параметры социальной группы;

б) механизмы формирования групповой идентичности;

в) основные психологические характеристики группы;

г) термины, характеризующие отношения личности и группы.

Вариант 8

— Задание № 1.

— Вопрос: По источнику информации документы делятся на:

— Варианты ответа:                а) целевые и естественные;

б) первичные и вторичные;

в) официальные и неофициальные.

— Задание № 2.

— Вопрос: Теория каузальной атрибуции изучает: 

— Варианты ответа:                а) выбор партнера по общению;

б) приписывание причин поведению людей;

в) обоснование оправдания сделанных ошибок.

— Задание № 3. 

— Вопрос: Фундаментальные ошибки атрибуции — это:

— Варианты ответа:                а) рассогласование между субъективным представлением о социальной реальности и объективными ее характеристиками;

б) изначально неверное представление о другом человеке;

                                  в) тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение человека, в то же время, переоценивая влияние особенностей личности.

— Задание № 4. 

— Вопрос: Социально-психологический климат — это

— Варианты ответа:                а) устаревшее определение корпоративной культуры;

                                   б) общее, характерное для всей группы, психологическое, эмоциональное состояние, преобладающее во всех взаимоотношениях и взаимодействиях членов группы;

                                   в) морально-психологические отношения в группе;

                                   г) элемент корпоративной культуры.

Вариант 9

— Задание № 1.

— Вопрос: Эффект установки имеет отношение к: 

— Варианты ответа:                а) коммуникативной стороне общения;

б) интерактивной стороне общения;

в) перцептивной стороне общения.

— Задание № 2.

— Вопрос: Кто из перечисленных авторов предлагал изучать социальную психологию как «коллективную рефлексологию»? 

— Варианты ответа:                а) Г.И. Челпанов;

б) В.М. Бехтерев;

в) П.П. Блонский;

— Задание № 3.

— Вопрос: Определить эффект социального восприятия:  Часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению; при этом все последующие отбрасываются.

— Варианты ответа:                а) Эффект стереотипизации;

б) Эффект ореола;

в) Эффект первичности;

г) Эффект новизны.

— Задание № 4.

— Вопрос: Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется:

— Варианты ответа:                а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) альтруизм;

г) адаптация.

Вариант 10

— Задание № 1.

— Вопрос: Определить эффект социального восприятия:   Более новая информация оказывается самой значительной.

— Варианты ответа:                а) Эффект стереотипизации;

б) Эффект ореола;

в) Эффект первичности;

г) Эффект новизны.

— Задание № 2.

— Вопрос: Психологическое заражение – это: 

— Варианты ответа:                а) особый механизм социального восприятия;

б) особый механизм влияния;

в) один из феноменов группообразования;

г) механизм повышения групповой сплоченности.

— Задание № 3.

— Вопрос: Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:

— Варианты ответа:                а) сотрудничество;

б) кооперация;

в) избегание;

г) компромисс.

— Задание № 4.

— Вопрос: Несовпадение тезаурусов двух людей ведет к появлению в общении

— Варианты ответа:                а) фонетического барьера;

б) семантического  барьера;

в) стилистического барьера;

г) логического барьера.

.

Ключ к тесту

Вариант 1

№ задания

Ответ

1

в

2

б

3

б

4

а

Вариант 2

№ задания

Ответ

1

б

2

в

3

а

4

в

Вариант 3

№ задания

Ответ

1

б

2

а

3

б

4

б

Вариант 4

№ задания

Ответ

1

а

2

а

3

б

4

а

Вариант 5

№ задания

Ответ

1

б

2

б

3

а

4

а

Вариант 6

№ задания

Ответ

1

в

2

в

3

б

4

в

Вариант 7

№ задания

Ответ

1

а

2

б

3

в

4

в

Вариант 8

№ задания

Ответ

1

б

2

б

3

в

4

б

Вариант 9

№ задания

Ответ

1

в

2

б

3

в

4

б

Вариант 10

№ задания

Ответ

1

г

2

б

3

г

4

б

  1. (с) 
  2. (b)
  3. (b)
  4. (a)
  5. (b)
  6. (с)
  7. (a)
  8. (с)
  9. (b)
  10.  (a)
  11. (b)
  12. (b)
  13. (a)
  14. (a)
  15. (b)
  16. (a)
  17. (b)
  18. (b)
  19. (a)
  20. (с)
  21. (с)
  22. (a)

nsportal.ru

Психическое заражение

Статьи по психологии Социальная психология Психическое заражение — Гюстав Лебон

Человек не может полноценно существовать вне общества. Практически, общественный уклад жизни является характерной чертой человечества на любом его временном периоде. Объединение в толпу дает отдельному индивиду ощущение безопасности и уверенности. Конечно, в любом обществе возникают свои взаимоотношения, основанные на разных формах психологического воздействия. Психическое заражение является одной из них.

Основные механизмы данного психического воздействия определяются как внушение, убеждение, заражение, подражание. Именно на них строится структура отношений в обществе.

Понятие психического заражения

Психическое заражение – один из основных методов интеграции и управления групповой деятельности человека. Своими корнями данное явление уходит к самым истокам общества вплоть до первобытнообщинного строя. Другими словами, психическое заражение считается первичным среди массовых механизмов воздействия. Помимо древнейшего происхождения заражению характерна многогранность проявления. Рассмотрим подробнее данное явление.

Основное определение психологического заражения трактует его как бессознательную подверженность отдельного индивида различным психическим воздействиям. При этом передача поведенческого, психологического фактора происходит на эмоциональном, подсознательном уровне, а не на осознанном уровне личности.

Фактически можно рассматривать психическое заражение как один из способов общественного внушения. Одним из ярких примеров психического заражения является действие таких понятий и процессов, как престиж, реклама, нормы поведения и др. Находясь в обществе, человек невольно подчиняется данным проявлениям психического заражения на подсознательном уровне.

В профессиональной социологии психическое заражение – совокупность процессов передачи эмоционального настроя одного индивида по цепочке другому (другим) индивиду на глубоком психическом уровне контактирования. При этом огромную роль играет заряд, степень эмоционального настроя источника воздействия: чем они ярче и глубже, тем эффективней и результативней сам процесс психического заражения.

Основные характерные признаки психического заражения

Суммируя вышесказанное и другие установленные многочисленные факты, можно сказать, что механизму психического заражения характерны такие составляющие как:

  • Наличие прямой зависимости степени влияния от качества и количества катализатора действия.
  • Наличие эффекта цепной реакции процесса и взаимного усиления (нарастания) его величины. Пример – заражение энтузиазмом в какой-либо сфере деятельности.
  • Многогранность проявления процесса психического заражения.
  • Зависимость глубины психического заражения от уровня развития отдельной личности и общества в целом.

Хочется отметить последний пункт. Наблюдается следующая закономерность – чем выше уровень развития общества и личности в частности, тем труднее они поддаются воздействиям в виде психического заражения и внушения. Иными словами, их интеллект ставит под вопрос все поведенческие факторы, исходящие и навязываемые из вне.

Внушение – одна из форм воздействия

Одной из часто наблюдаемых форм психического заражения является внушение, или суггестия – от греческого слова «suggestio» (внушение, намек, добавление). Вернее, даже не формой, а предпосылкой развития психического заражения.

Суггестия определяется как психическое влияние на индивида, сопровождаемое подавлением его уровня развития: критичности к источниками информации, способности к анализу и сознательной деятельности.

Суть данного воздействия в том, что влияние направлено именно на его готовность к тем или иным действиям, факторам поведения, при одновременном подавлении логики и мыслительных способностей. Иными словами, суггестия – одна из сильных форм воздействия, наряду с гипнозом и зомбированием. От психического заражения суггестия отличается именно тем, что источник внушения находится на ступень выше внушаемого, тем самым контролируя ситуацию в отношениях. Что в конечном итоге часто становится одной из первопричин психического заражения.

Итог внушения первостепенно зависит от обеих сторон воздействия: суггестора (источника) и суггеренда (получателя). Их уровень развития, а также способность строить отношения напрямую влияют на результирующий эффект суггестии, как способа психологического заражения.

Труды и исследования в области психического заражения

В управлении массами себе подобных, люди практикуются с древнейших времен. За все время существования социологии и психологии постоянно проводятся попытки (и порой довольно успешные) анализа и рассмотрения самих процессов психического заражения и воздействия.

Родоначальником основ теории психического заражения считается Гюстав Лебон – французский психолог, философ и социолог. Именно он первым попытался систематизировать и анализировать влияние сознания масс на отдельного человека и наоборот. Основной тезис его теории психического заражения таков – именно толпа, ее дух и настрой, влияет на отдельного человека, так что он отдает свои эмоции и помыслы в угоду ей, при этом чувствуя себя неотделимой частицей общей массы. В состоянии уединения подобные психических явлений не наблюдалось. Лебон вывел основные закономерности и способы процесса психического заражения, влияния в своих многочисленных трудах. Его работы были приняты на «вооружение» многими правителями и вождями народных масс для практического применения психического заражения.

Большую роль в область исследования психического заражения вложил Габриэль Тард, так же француз. Он довольно успешно описал и анализировал феномен подражания – одну из важных составляющих психического заражения, отождествляя его с конкретными физическими и химическими процессами. Всю социологию, общественную и политическую жизнь он обосновал с точки зрения подражания и развития нововведений.

Также хочется упомянуть Бориса Поршнева – русского историка и социолога. Всем известна его теория суггестии и контрсуггестии, их влияния и решающей роли в истории развития общества. Его вклад в исследование психических заражений тоже довольно высок и признается многими социологами.

Психическое заражение в обществе присутствует в том или ином виде всегда и наблюдается во многих сферах человеческой деятельности, проявляясь в таких формах как религия, реклама, гипноз, психоз др.

1vc0.ru

Онлайн-тесты на oltest.ru: Социальная психология

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияСоциальная психологиявопросы301-315

301. Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему называется:
заражение

302. Процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и что составляло фундамент данной личности — это:
ресоциализация

303. Процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования внутренних структур человеческой психики — это:
экстериоризация

304. Процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности — это:
интериоризация

305. Процесс целенаправленной передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии, осуществляется при:
внушении

306. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:
лидерством

307. Прямое общение предполагает:
личные контакты и непосредственное восприятие людьми друг друга

308. Психоаналитическая теория, которая подчеркивает влияние на развитие человека исторических и культурных факторов, — это теория развития …
психосоциального

309. Психологическая консультация может проводиться в форме:
групповая
индивидуальная консультация

310. Психологический подход к проблеме общения предполагает рассмотрение данного явления как:
социальной потребности и средства развития высших психических функций

311. Психологическое заражение – это:
особый механизм влияния

312. Психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода, — это:
индивид

313. Работа «Выражение эмоций животными и человеком» (1872) принадлежит:
Ч. Дарвину

314. Равнодушие, безучастность друг к другу — это:
индифферентность

315. Различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сферы характерны для:
дисгармоничной личности



oltest.ru

Тестовый контроль для студентов по дисциплине «Медицинская психология»

Тестовый контроль по разделу «Медицинская психология».

Оценка теоретических знаний.

1 вариант

1. Предметом медицинской психологии является:

  1. — изучение психологических факторов лечебного процесса

  2. — изучение психологии больного

  3. — изучение основ деятельности медработника

  4. — разработка методов психологической помощи пациентам

2. Факторами, оказывающими прямое влияние на здоровье человека в своей совокупности являются:

  1. — биологические, психические, социальные

  2. — физические, социальные, экологические

  3. — физические, психические, социальные

  4. — психологические, биологические, экологические

3. Объектом медпсихологии являются:

  1. — пациент

  2. — медицинский коллектив

  3. — лечебная среда: пациент и мед.работник

  4. — общение в системе «медработник-пациент»

4. Задачами медпсихологии являются:

  1. — изучение качества труда медработников и заболеваемости населения

  2. — изучение условий труда медработников и психологических факторов лечебного процесса

  3. — изучение психики пациента и анализ психической деятельности медработника

  4. — все утверждения верны

5. Медико-психологическими задачами деятельности медработника являются:

  1. — психогигена, психокоррекция, психологическая экспертиза

  2. — психотерапия, психопрофилактика, психокоррекция

  3. — психопрофилактика, психогигиена, реабилитация

  4. — среди ответов нет верного

6. Психодиагностика – область психологической науки, создающая:

  1. — методы психологической помощи пациенту

  2. — методы диагностики отклонений в психологическом развитии

  3. — методы выявления индивидуально-психологических особенностей человека

  4. — методы оценки психологических особенностей и психопатологических состояний

7. Основным методом диагностики и психологической помощи пациенту считается:

  1. — наблюдение

  2. — клиническое интервью

  3. — тестирование

  4. — все предложенные варианты верны

8. Достоинствами какого метода являются естественная ситуация и отсутствие сложных тех средств:

  1. — наблюдение

  2. — беседа

  3. — анкетирование

  4. — клиническое интервью

9. Какой метод письменного опроса наиболее часто используется при уточнении данных о пациенте и характеристики деятельности медработников.

  1. — анализ продуктов деятельности

  2. — анкетирование

  3. — тестирование

  4. — анализ документации

10. Функциями клинического интервью являются:

  1. — диагностика и психокоррекция

  2. — психопрофилактика и терапия

  3. — диагностика и терапия

  4. — диагностика

11. Наиболее рекомендуемым стилем межличностного общения в медицинском коллективе и с пациентом является:

  1. — демократический

  2. — либеральный

  3. — авторитарный

  4. — партнерство

12. Какая из знаковых систем коммуникации наиболее точно отражает внутреннее психическое состояние пациента:

  1. — невербальный и вербальная система в сочетании

  2. — невербальная система

  3. — вербальная система

  4. — не имеет значения

13. Управление общением в системе «медработник-пациент» осуществляется посредством:

  1. — обратной связи и механизмов убеждения, внушения, заражения

  2. — преодоление барьеров в общении

  3. — механизмов убеждения, внушения, заражения

  4. — методов активного слушания

14. Психологическую атмосферу медколлектива определяет:

  1. — социальная цель деятельности, взаимозависимость, ответственность

  2. — сходство социального положения, близость и частота контактов

  3. — субординация, общая цель деятельности

  4. — все ответы верны

15. Стресс – это:

  1. — реакция напряжения в ответ на действие раздражителя

  2. — нервное напряжение и приспособительная реакция организации

  3. — состояние тревоги

  4. — ответная реакция на психотравму

16. Фазы стресса:

  1. — эустресс и дистресс

  2. — тревога, сопротивление, дистресс

  3. — сверхсильные стрессоры, длительно действующие стрессоры, часто повторяющиеся стрессоры

  4. — тревога, сопротивление, истощение

17. Психосоматические заболевания – это:

  1. — осложнение заболевания в результате неосторожных слов медработника

  2. — заболевания, вызванные психогенными факторами

  3. — являются результатом негативного действия больничной среды

  4. — психические нарушения, развившиеся вследствие соматических заболеваний

18. Факторы развития психосоматических заболеваний являются:

  1. — внушение, конфликты, особенности нервной системы

  2. — биологические, психологические, социальные

  3. — социальные факторы, самовнушение, завышенные требования к личности

  4. — конфликты, самовнушение, социальные факторы

19. Причины психосоматических заболеваний:

  1. — психологические конфликты, внушение, рефлекторная патогенная реакция

  2. — слабый тип нервной системы, характер профессиональной деятельности

  3. — внушение, характер, социальные факторы.

  4. — некомпетентность медицинского персонала и психотравмирующая ситуация

20. Соматогении – это:

  1. — осложнения течения заболевания

  2. — заболевания, вызываемые действиями медработников

  3. — психические нарушения, вызываемые соматическими заболеваниями

  4. — проявления госпитализма

21. Объективная тяжесть заболевания определяется в первую очередь критерием:

  1. — летальности

  2. — инвалидизации

  3. — болевой характеристики

  4. — все ответы верны

22. Интеллектуальная интерпретация больным диагноза заболевания и соответствующее ей эмоциональное состояние:

  1. — нозология

  2. — нозогнозия

  3. — анозогнозия

  4. — соматогения

23. Факторами формирования ВКБ являются:

  1. — образование, возраст, темперамент, профессия

  2. — пол, социальный статус, возраст, характер

  3. — профессия, пол, возраст, темперамент, особенности личности

  4. — среди предложенных ответов нет верного

24. Тип реагирования на заболевание – это:

  1. — совокупность эмоциональных и поведенческих реакций на болезнь

  2. — поведение человека, вызванное болезнью.

  3. — реакция напряжения, вызванная действием раздражителя, угрожающего здоровью

  4. — внутренняя картина болезни

25. Адекватное отношение к болезни, стремление содействовать врачу характерно для:

  1. — эргопатического типа

  2. — эгоцентрического типа

  3. — гармоничного типа

  4. — анозогнозического типа

26. Непрерывное беспокойство и мнительность, поиск новых способов лечения характерны для:

  1. — тревожного типа

  2. — ипохондрического типа

  3. — неврастенического типа

  4. — параноидального типа

27. Явление действия неблагоприятных факторов больничной среды называется:

  1. — психическая депривация

  2. — ятрогения

  3. — госпитализм

  4. — психогения

28. Ятрогении:

  1. — вызывают психическую депривацию пациента

  2. — вызывают проф. деформацию медработника

  3. — обостряют течение болезни

  4. — среди утверждений нет верного

29. Коммуникативная компетентность медицинского работника – это:

  1. — способность устанавливать и поддерживать контакты с людьми

  2. — способность управлять поведением членов медколлектива

  3. — способность оказывать психологическое воздействие на пациента

  4. — способность предупреждать ятрогенное воздействие на пациента

30. Профессиональное общение – это:

  1. — система отношений между членами медколлектива

  2. — правила отношений между пациентами, медработниками и родственниками

  3. — система взаимодействия медработника и пациента

  4. — все ответы верны

Тестовый контроль по разделу «Медицинская психология».

Оценка теоретических знаний.

2 вариант

1. Оптимальное проф. общение:

  1. — способствует развитию межличностных отношений

  2. — создает наилучшие условие лечения

  3. — способствует предотвращению конфликтов

  4. — способствует устранению конфликтов с пациентами

2. Требования к личности медработника включают в себя критерии:

  1. — проф. компетентности, эмпатии, ком.компетентности, организаторских способностей

  2. — образованности, проф. компетентности, культуры поведения

  3. — эмпатии, квалифицированности, тактичности

  4. — все варианты ответов правильные

3. Нормами деятельности медработника являются:

  1. — стерильность слова и поведения, хранение врачебной тайны

  2. — эмпатия, доброжелательность

  3. — профессионализм, такт

  4. — терпение и такт

4. Наука о профессиональном поведении медработника называется:

  1. — медицинская. этика

  2. — медицинская деонтология

  3. — медицинская конфликтология

  4. — социальная медицина

5. Тактика поведения медработника к клинике внутренних болезней предполагает:

  1. — готовность к сотрудничеству и организацию досуга

  2. — профилактику госпитализма и наблюдение

  3. — организацию лечебной среды

  4. — создание режима эмоциональной безопасности

6. Тактика поведения медработника в клинике детских болезней предполагает:

  1. — вселение уверенности в себе

  2. — умение наладить близкий контакт

  3. — готовность к контакту и сотрудничеству

  4. — устранение ятрогений

7.Тактика общения с пациентами пожилого возраста предполагает:

  1. — терпение и любовь

  2. — организация лечебной среды

  3. — такт, психологическая поддержка

  4. — предупреждение чувства нарастающей беспомощности

8. Система социальных отношений, складывающихся в стационаре и способствующая эффективному лечебному процессу называется:

  1. — лечебно-охранительный режим

  2. — лечебная среда

  3. — активирующий лечебный режим

  4. — режим эмоциональной безопасности

9. Система мероприятий, обеспечивающих воостановление нарушенных функций называется:

  1. — активирующий лечебный режим

  2. — лечебно-охранительный режим

  3. — лечебная среда

  4. — режим эмоциональной безопасности

10. Система отношений в стационаре, способствующая адаптации пациента к болезни:

  1. — лечебная среда

  2. — активирующий лечебный режим

  3. — режим эмоциональной безопасности

  4. — лечебно-охранительный режим

11. Предоставление пациенту информации о психическом состоянии и гармонизация его психической жизни называется:

  1. — психотерапией

  2. — психопрофилактикой

  3. — психологическим консультированием

  4. — психологической помощью

12. Психотерапевтическая помощь способствует:

    1. — повышение защитных сил организма

    2. — профилактики психических заболеваний

    3. — личностному росту

d. — адаптации в ЛПУ

13. Среди принципов простого психотерапевтического вмешательства медицинской сестры выделяют:

  1. — формирование мировоззрения

  2. — содействие адаптации в ЛПУ

  3. — укрепление веры в себя, реабилитационная поддержка

  4. — профилактика конфликтов

  5. — психологическое консультирование

14. Задачей психогигиены является:

  1. — реабилитация больных психическими заболеваниями

  2. — психологическое консультирование

  3. — просвещение больных и родственников о психических заболеваниях

  4. — сохранение и укрепление псих. здоровья.

15. Целью психопрофилактики является:

  1. — предупреждение отклонений в психическом здоровье

  2. — формирование навыков эффективного поведения

  3. — мобилизация психических ресурсов на борьбу с болезнью

  4. — реабилитация больных психическими заболеваниями

16. Психогигиеническое и психопрофилактическое просвещение предполагает:

  1. — формирование активной жизненной позиции

  2. — пропаганду знаний о псих. здоровье

  3. — пропаганду навыков ЗОЖ

  4. — все ответы верны

17. Принципами профилактики ятрогений являются:

  1. — компетентность советов, избегание угроз, рассеивание страхов

  2. — рассеивание тревоги, такт. терпение

  3. — заинтересованность в личности пациента, внимательность

  4. — верны все рекомендации

18. Методами психогигиенического просвещения являются:

  1. — советы, рекомендации, тренинги

  2. — беседы, семинары, практикумы

  3. — рекомендации, лекции, агитация

  4. — среди предложенных вариантов нет верного ответа

19. Терапевтическая игра:

  1. — предназначена для успокоения ребенка перед манипуляцией

  2. — предполагает устранение страха перед медицинским инструментом и подготовку к процедурам

  3. — знакомит ребенка с медицинским инструментарием

  4. — все предложенные ответы верны

20. Эмоциональное выгорание медицинского работника:

  1. — профессиональный стресс

  2. — возникает как результат конфликтов с пациентами

  3. — возникает как результат конфликтов между медицинскими работниками

  4. — среди ответов нет верного

21. Важным симптомом эмоционального выгорания является:

  1. — отстранённость от пациентов

  2. — чувство усталости и напряжения

  3. — появление формального отношения к работе

  4. — все предложенные ответы верны

22. Профилактикой эмоционального выгорания является:

  1. — умение планировать деятельность

  2. — овладение методами психической саморегуляции

  3. — не пренебрегать отдыхом

  4. — все предложенные варианты верны

23. Условиями развития госпитализма являются:

  1. — внушение и самовнушение

  2. — грубость и некомпетентность медицинских работников

  3. — недостаток ухода, нарушение режима

  4. — психотравмирующая ситуация

24. Помощь в острой стрессовой ситуации предполагает:

  1. — устранение психотравмирующей ситуации

  2. — снятие эмоционального напряжения

  3. — устранение тревоги и страха

  4. — все утверждения верны

25. Целями терапевтического общения являются:

    1. — хранение врачебной тайны, снятие страха, устранение напряжения, вызванного болезнью

    2. — снятие страха, предоставление пациенту информации, мотивация к выздоровлению

с — хранение врачебной тайны, мотивация к выздоровлению,

d — устранение тревожности у пациента, формирование доверительной дистанции

26. Важным условием эффективного общения с пациентом является:

  1. — доверительная дистанция

  2. — предупреждение госпитализма

  3. — применение клинического интервью

  4. — предупреждение ятрогений

27. Психологическая вентиляция пациента предполагает:

  1. — использование режима эмоциональной безопасности

  2. — устранение страха перед манипуляцией

  3. — своевременное информирование пациента

  4. — активное слушание

28. Среди фаз раз развития отношения к болезни отсутствует

  1. — стадия шока

  2. — стадия декомпенсации

  3. — стадия депрессии

  4. — среди предложенных ответов нет верного

29. Принципы психологической помощи в паллиативной практике направлены на:

  1. — поддержание надлежащего качества жизни

  2. — предупреждение чувства одиночества

  3. — устранение страхов

  4. — все утверждения верны

30. Для эргопатического типа реагирования характерно:

  1. — пренебрежение к болезни

  2. — уход в работу

  3. — легкое, эйфорическое отношение к болезни и ее последствиям

  4. — непрерывное беспокойство и мнительность

Ответы 1 вариант

Ответы 2 вариант

1 — а

2 — с

3 — с

4 — б

5 — б

6 — д

7 — б

8 — а

9 — б

10 — с

11 — с

12 — б

13 — а

14 — с

15 — а

16 — д

17 — б

18 — б

19 — а

20 — с

21 — а

22 — б

23 — с

24 — а

25 — с

26 — а

27 — с

28 — с

29 — а

30 — с

1 — б

2 — а

3 — а

4 — а

5 — с

6 — б

7 — д

8 — б

9 — а

10 — д

11 — д

12 — а

13 — б

14 — д

15 — а

16 — б

17 — д

18 — б

19 — б

20 — а

21 — д

22 — д

23 — с

24 — б

25 — б

26 — а

27 — д

28 — д

29 — д

30 – б

infourok.ru

10 проверенных тестов по психологии, которые можно пройти онлайн

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Проводить психологические тесты и корректно интерпретировать их результаты может только психолог. Но все же существуют некоторые авторитетные тесты, которые могут помочь вам самостоятельно заглянуть в глубины своего сознания.

AdMe.ru собрал 10 наиболее известных психологических тестов ХХ века, которым можно доверять.

  • Тест СМИЛ — Тест, определяющий разные стороны вашей личности: начиная от склонности к шизофрении, заканчивая тягой ко лжи. По этому тесту можно буквально вас прочитать, именно поэтому к нему зачастую прибегают при приеме на работу.
  • Опросник невротизации — Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний и их проявлений. Поверьте, благодаря этому тесту вы можете найти то, что вас беспокоит.
  • Тест Люшера — Всем известный цветовой тест расскажет о вашем эмоциональном состоянии, степени тревожности и скрытых внутренних проблемах. Примечательно, что на разных этапах жизни люди выбирают разные цвета.
  • Многофакторный личностный опросник Кеттела — Делает глубокий анализ вашей личности. Тест настолько точен, что даже был использован даже при приеме в некоторые подразделения военных сил США.
  • Шкала депрессии Аарона Бека — Название говорит само за себя.
  • Тест Сонди — Выявляет предрасположенность к определенным психическим заболеваниям, которая, к слову, есть у каждого человека, и на ее основе дает рекомендации по личностной самореализации. В тесте нужно выбирать портреты, некоторые из которых давят на психику людей. Проверьте свою.
  • Тест Роршаха — Тест для исследования личности по чернильным пятнам. Известен также под названием «пятна Роршаха». Ваши ассоциации смогут многое о вас рассказать.
  • Тест Мюнстерберга — Эту методику иногда используют при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности, концентрации и высокой помехоустойчивости. В заданиях вам нужно найти слова в сплошных строчках. Кажется, что это легко, а справится могут далеко не все.
  • Тест фрустрации Розенцвейга — Тест предназначен для исследования вашей реакций на неудачу и способов выхода из сложных ситуаций. В заданиях представлены картинки с различными жизненными ситуациями, из которых вам нужно найти выход.
  • Я-структурный тест Аммона — Тест выявляет основные личностные функции: агрессия, тревога, страх, ваши отграничения, нарциссизм и сексуальность. Узнайте, что управляет вами.

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

www.adme.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ: как передаются переживания

Эмоциональное заражение — это ситуация, при которой психологическое состояние передаётся от одних людей к другим. Участвовать в таком процессе могут как отдельные персонажи, так и группы лиц. Чтобы заражение осуществилось, нужен непосредственный контакт

Зачастую мы уверены, что сами отвечаем за свои эмоции, но так ли это на самом деле?


Эмоциональное заражение — это ситуация, при которой психологическое состояние передаётся от одних людей к другим. Участвовать в таком процессе могут как отдельные персонажи, так и группы лиц. Чтобы заражение осуществилось, нужен непосредственный контакт.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Чаще всего приводят в пример психологию толпы, которая паникует как один человек, однако также можно «заразиться» через виртуальное общение и другие виды взаимодействия. Так или иначе, результатом станет передача состояния психики.

Одна из точек зрения на вопрос, разрабатываемая американским социальным психологом Элейн Хатфилд, гласит, что эмоциональное заражение осуществляется с помощью автоматического подражания и синхронизации выражения лица, звучания голоса, позы и движений с другими людьми.

Неосознанно «зеркаля» выражение эмоций других людей, мы действительно начинаем ощущать те же эмоции, что и они. Неудивительно, ведь исследования говорят о том, что даже поза может влиять на наше самоощущение.

Элейн Хатфилд разделяет процесс эмоционального заражения на два этапа. 

Шаг 1: Мы подражаем людям. Например, если кто-то улыбается вам, вы улыбаетесь в ответ, и часто это происходит помимо нашей воли.
 
Шаг 2. Наши собственные эмоциональные переживания меняются на основе невербальных сигналов эмоционального характера. Например, улыбка помогает чувствовать себя счастливее, а вот угрюмое выражение лица портит настроение.


Эмоциональное заражение тесно связано с эмпатией, хотя эти понятия и не совпадают в полной мере. В работе «Искусство любить» Эрих Фромм отмечает, что эмпатия предполагает некоторую автономию, тогда как эмоциональное заражение — это непосредственная реакция, которая в меньшей степени располагает к разделению личностных и внешних переживаний.

Кроме Элейн Хатфилд, изучением эмоционального заражения занимались психологи Джон Касиопо и Ричард Рапсон. Их исследования показали, что сознательные оценки, которые люди дают своим переживаниям, в значительной степени зависят от того, что говорили другие. На интенсивность, с которой проявляется этот феномен, влияет ряд факторов: то, насколько человек зависим от других социально, прочность связей внутри группы, в которой оно происходит, личностные свойства человека, ряд демографических характеристик.

Как уже упоминалось выше, для того, чтобы разделить эмоции других людей, необязательно видеть их лично. Эксперименты, которые проводились на базе Facebook и Twitter, показали, что эмоции транслируются и в виртуальном пространстве. 

Интересно, что в этом случае заражение происходит без участия невербальных сигналов. Однако невозможность видеть позы и выражения лиц, а также слышать голос других людей, компенсируется новыми средствами передачи эмоций, которые используются при общении в интернете.

Это определенная стилистика (вы точно знаете некоторое количество людей, злоупотребляющих капслоком и знаками препинания), характерные ошибки, которые люди совершают, когда нервничают и торопятся, а также специфика использования эмотиконов и стикеров. Эта область ещё ждёт своих исследователей — дарим идею.

ИЗНУТРИ ИЛИ СНАРУЖИ?


Узнали бы мы, как именно веселиться, как чувствовать вину и как скорбеть без должной толики социального научения? Есть две точки зрения на природу эмоционального заражения, различие которых восходит к вечной дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке.

Согласно одной из них (Хатфилд), этот тип взаимодействия представляет собой автоматическое и бессознательное поведение. Процесс начинается с того, что «отправитель» выражает эмоции, «получатель» их считывает и автоматически имитирует, а благодаря афферентной (сенсорной) обратной связи превращает в ту же эмоцию, которую чувствует «отправитель».

Другое мнение, основанное на теории социального сравнения, предполагает, что эмоциональное заражение — это более сознательный и опосредованный процесс. Люди участвуют в социальном сравнении, чтобы понять, насколько их поведение уместно. Чтобы понять, насколько для нас важно мнение окружающих, и насколько определяющим оно является для того, чтобы решить, какие действия социально приемлемы, достаточно вспомнить классический эксперимент с куклой Бобо, стэнфордский тюремный эксперимент или тест Аша.

В СТРУКТУРАХ МОЗГА


С нейробологической точки зрения проявление эмоционального заражения связывают с активностью зеркальных нейронов. Витторио Галлезе из Пармского Университета обнаружил в премоторной коре макак класс нейронов, которые активизируются в случаях, когда обезьяны выполняют целенаправленные движения рук, а также — когда наблюдают, как то же действие делают другие.

Исследования на людях показывают активацию премоторной коры и теменной области мозга в момент восприятия чужих переживаний. Галлезе предполагает, что наблюдатель получает непосредственное эмпирическое понимание того, что переживает ближний, за счёт нейронной активации.

Амигдала — одна из структур мозга, которая лежит в основе эмпатии, позволяя осуществиться эмоциональному заражению. Базальные области участвуют в создании биологической связи, благодаря которой один человек может воссоздавать физиологическое состояние другого. Психолог Говард Фридман считает, что благодаря этому одни люди могут вдохновлять других своими действиями: выражение лица, жесты, телесный язык говорящего передаёт аудитории его эмоции.


В некоторых случаях эмоциональным заражением можно управлять сознательно. Обычно речь идет о том, что лидер мнений или группа лиц, преследуя собственные цели, стремятся вызвать у общества какие-то эмоции.

Как известно, большая власть рождает большую ответственность, так что от лидера полностью зависит, будет ли он использовать влияние для того, чтобы вдохновлять людей на созидательную деятельность или, скажем, сеять панику, после чего предлагать «лекарство» (такая стратегия используется для того, чтобы получить больше контроля).

Возможность эмоционального заражения открывает простор для манипуляций, в том числе в межличностных отношениях. Люди могут агрессивно включать других в пространство собственных переживаний, чтобы получить внимание и какие-то блага для себя. Важно разделять просьбу о поддержке и стремление управлять другими.

Впрочем, иногда манипуляции, как и склонность им поддаваться, бывают неосознанными. Признание эмоций и признание их происхождения может быть одним из способов избежать эмоционального заражения. 

Сама по себе возможность эмоционального заражения не является негативной или позитивной. Это особенность нашей психофизиологии, ведь люди в первую очередь — социальные животные. 

Именно способность подмечать состояние сородичей и быстро на него реагировать, а также сигнализировать о своём состоянии стала важным фактором развития человеческого вида. Предупреждать других об опасности, вдохновлять на совместную деятельность или увлекать игрой — всему этому мы научились ещё на заре человечества.

Однако с развитием интеллекта и общества стало возможным осознанное управление этими процессами. Именно поэтому в некоторых случаях лучше позволить себе проявить эмоции, а в некоторых — сдержаться. В особенности это относится к руководителям, преподавателям и работникам СМИ. И, конечно, умение контролировать себя важно для личных и семейных отношений. Когда люди находятся в тесной эмоциональной связи, их переживания неизбежно влияют на переживания друг друга.

Неприятные эмоции скорее приводят к заражению настроением, чем приятные. Однако разделение негативных эмоций может быть полезным, ведь высказать их — это уже сделать шаг к преодолению ситуации.

Это заметно в национальных ритуалах и религиозных практиках. Например, плакальщики на похоронах задают тон общему страданию, позволяют остальным людям открыто прожить своё горе (при этом не важно даже, насколько в голос убивающиеся люди искренни — плакальщики часто нанимались за деньги). Сегодня у нас почти нет выраженных регламентов для выражения эмоций, так что приходится справляться самостоятельно.

И всё же «заразить» других можно и воодушевлением, и весельем. Иногда мы просто не можем перестать хохотать, когда смеётся кто-то другой — именно поэтому смотреть комедии или стендап-шоу бывает особенно хорошо в компании людей со схожим чувством юмора.

Часто мы сами отказываем себе в синхронии позитивных переживаний, опасаясь явно проявить чувства, руководствуясь комплексами и страхами. Переживание совместных позитивных эмоций с другими людьми — это огромное удовольствие, а искренние моменты, которое оно приносит, ложатся в основу прочных эмоциональных связей.опубликовано econet.ru. 

Алиса Загрядская

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *