Тест рокича ценностные ориентации онлайн: Тест на ценностные ориентации личности (по теории Рокича)

Ценностные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью как показатель личностного роста женщины в период беременности

«Перинатальная психология и психология родительства», 2006, № 1,— c.76–82

Автор:

Скрицкая Т.В.

В последние десятилетия в России особенно остро стоит проблема воспроизводства населения. Неблагоприятные социально-экономические условия жизни привели к тому, что, во-первых, молодые люди реже стали заключать браки, а во-вторых, уменьшилось количество детей в семье. Естественно, в настоящее время пристальное внимание вызывают ценностные ориентации молодых людей.

Происходящие в настоящее время социально-экономический преобразования в обществе, высокий темп жизни и эмоциональное напряжение отражаются на всех параметрах жизнедеятельности женщины. В связи с изменяющимися условиями жизни и демографическим спадом в России наш интерес привлек период беременности и те изменения, которые происходят в сознании женщины в эти время.

Целью данного исследования являлось выявление особенностей изменения показателей удовлетворенности жизнью в зависимости от осложнения течения беременности и ценностных ориентаций женщин в разные триместры беременности.

Считается, что даже физиологически протекающая беременность может оказывать влияние на личность женщины, а некоторые авторы рассматривают ее даже как кризисную ситуацию.

При проведении эксперимента использовались следующие методики: тест Спилбергера-Ханина, тест СЖО (адаптированный Д.А. Леонтьевым) и тест ценностных ориентаций М. Рокича, учитывались осложнения течения беременности. Экспериментальное исследование проводилось на базе отделения гинекологии 3-й городской больницы и отделения патологии беременных, 1-го родильного дома 3-й городской больницы г. Кемерово и женских консультаций Центрального и Ленинского районов г. Кемерово.

В эксперименте приняли участие 157 женщин, из которых 120 были беременны (экспериментальная группа) и 37 — не были беременны (контрольная группа) на момент проведения исследования. В экспериментальную группу вошли женщины, давшие согласие на участие в эксперименте, 98,3% из них находились в стационаре. Первую группу (I) составили 35 женщин со сроками беременности до 13 недель, вторую (II)— 40 женщин — со сроками от 14 до 26 недель и третью (III) — со сроками от 27 недель и до родов — 45 женщин.

Средний возраст всех испытуемых составил 25 лет.

Эмоциональное состояние женщины во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, на последующие взаимоотношения с ребенком.

Высокая тревожность личности часто служит причиной риска акушерских и перинатальных осложнений [3, 4]. В нашем исследовании во всех группах реактивная тревога была ниже личностной. Показатели реактивной тревоги повышались во время беременности (эти различия недостоверны). По нашему мнению, реактивная тревога является психологическим ответом на физиологические изменения, происходящие в организме женщины во время беременности. В выборке личностная тревожность в течение беременности была гораздо выше реактивной. Возможно, это происходило потому, что женщины, участвовавшие в эксперименте, находились в стационаре. В стационаре беременные получали необходимое медикаментозное лечение и имели возможность сравнивать свое эмоциональное и физическое состояние с состоянием других женщин.

Мы полагаем, что само пребывание в стационаре было психотерапевтичным для пациенток с осложненным течением беременности. Поэтому уровень реактивной тревоги был гораздо ниже личностной тревожности. Здесь личностная тревожность выступает как показатель глубинных конфликтов. Положение о том, что тревожность порождается внутренними конфликтами, разделяется многими исследователями.

В настоящее время многие авторы [5] считают, что в возникновении патологии беременности существенную роль играют психологические и социально-средовые факторы, определяющие адаптацию к различным внешним и внутренним воздействиям.

В нашей выборке (табл. 1) только 20% женщин в первом триместре не имели осложнений течения беременности. Число «здоровых» женщин уменьшается до 15% к середине беременности, а перед родами у всех женщин имеются разнообразные осложнения течения беременности.

Таблица 1

Количества заболеваний, осложняющих течение беременности, у женщин с различным сроком беременности

ДиагнозГруппы
IIIIII
Здоровы76
Гестоз
41116
УСА17213
ОАГА52
Аборт2
УСА+гестоз3
ОАГА+УСА5
Гипоксия1214
Анемия116
ФПН
8

Примечание.  УСА — угроза самопроизвольного аборта; ОАГА — отягощенный» гинекологический анамнез; ФПН — фетоплацентарная недостаточность.

Наиболее распространенным осложнением первого и второго триместров является УСА (48,6% и 52,5%) и это основная причина госпитализации в первой половине беременности. В третьем триместре ситуация изменяется: наиболее распространенными осложнениями становятся гестоз (35,5%) и гипоксия плода (31,1%), УСА снижается до 6,6% в группе.

По мнению Д. Мариновой, запускающие и поддерживающие механизмы осложнений второй половины беременности могут быть обусловлены психическим напряжением, переживанием негативных эмоций, напряженными отношениями в семье и, наконец, сложными противоречивыми отношениями к беременности и будущему ребенку.

Беременность, как никакой другой период в жизни женщины, сопровождается глобальными изменениями образа Я, приобретением новой идентичности, перестройкой ценностей и личностных смыслов.

Для многих женщин беременность и деторождение становится сдвигом к зрелости и повышению самооценки [6]. Наши исследования подтвердили этот тезис (табл. 2).

Таблица 2

Средние и стандартные отклонения по методике СЖО

ШкалыIIIIII
MmMmM
m
ОЖ97,5219,9995,4418,78102,6120,09
Цель32,166,0330,396,5532,767,09
Процесс30,585,1229,295,8531,556,41
Результат24,864,1124,395,1726,424,46
ЛК-Я25,804,2623,425,7625,955,96
ЛК-жизнь29,475,7728,716,8330,576,63

Женщины в процессе беременности придают большую осмысленность жизни, и у них появляется направленность на определенные цели в будущем. Сам процесс жизни начинает восприниматься как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. К родам женщины склонны позитивно оценивать пройденный отрезок жизни, считать его продуктивным и осмысленным. Можно предположить, что к завершению беременности женщины ощущают внутреннюю целостность и находятся в гармонии с собой и с миром.

В результате проведенного исследования установлено, что в процессе беременности изменяются тревожность и структура ценностных ориентаций у женщин с разными сроками беременности. В процессе беременности повышается реактивная тревога. Личностная тревожность имеет максимальные показатели в первом триместре беременности (2,47+0,61), ко второму триместру она снижается (2,36±0,63) и затем остается на этом уровне до родов.

Также происходят изменения в структуре ценностных ориентаций. В иерархии терминальных ценностей первые три места остаются неизменными на протяжении всей беременности: «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь». Далее располагается ценность — «интересная работа», она занимает 4 место в I и II триместрах беременности и снижается до 6 места в III триместре. Заслуживает внимание, что ценность «интересная работа» находится в числе значимых целей на протяжении всей беременности, В I триместре среди терминальных ценностей 5 место занимает «жизненная мудрость», ее значимость падает до 11 — 12 места к третьему триместру беременности. На 6 месте находится «наличие хороших и верных друзей», эта ценность тоже изменяет свой ранг: снижается до 8 места ко II триместру и повышается до 5 места — к III триместру беременности. Ценность «материально обеспеченная жизнь» в I триместре беременности занимает 7 место (не входит в число актуальных целей), но в процессе беременности происходит повышение ее ранга до 4 места к III триместру.

Применение типологического анализа к иерархии ценностных ориентаций сделало возможным разделение иерархий ценностей на определенные кластеры, что позволило эффективно осуществить анализ результатов эксперимента. В итоге были получены кластерные структуры общего списка ценностей по каждой группе испытуемых.

По результатам кластерного анализа можно сделать вывод о том, что у женщин, участвующих в эксперименте, в ценностной структуре личности выделяются две подструктуры ценностей (два уровня организации системы ценностных ориентаций личности [7] — «Ценности эффективного социального взаимодействия» и «Ценности самоактуализации»). Ценности, относящиеся к уровню адаптации, не выделяются в отдельный кластер, а находятся внутри более крупных ценностных подструктур. По мнению Д.А. Андреевой [1], адаптация и социализация являются единым процессом взаимодействия личности и общества.

Во время беременности самоактуализация понимается женщинами как реализация себя в материнстве. Ценности адаптации оказываются тесно связанными со структурами уровней социализации и самоактуализации. Нам удалось доказать, что у женщин в возрасте 18–40 лет в ценностной структуре присутствуют два уровня, которые мы обозначили как «Ценности эффективного социального взаимодействия» и «Ценности самоактуализации». Для беременных женщин характерно понимание «Ценностей самоактуализации» как «самореализации в беременности».

В рамках нашего исследования проведено сравнение локуса контроля у 120 женщин на разных сроках беременности, находившихся в стационаре. Участницы эксперимента были разделены на три группы по сроку беременности. Первую группу (I) составили 35 женщин со сроками беременности до 13недель, вторую (II) — 40 женщин со сроками беременности от 14 до 26 недель и третью (III) — 45 женщин со сроками беременности от 27 недель и до родов.

Женщины из разных экспериментальных групп достоверно различаются по показателю «Локус контроля Я». В I группе у испытуемых присутствует интернальный локус контроля Я(25,80±4,26), во II группе данный показатель смещается в сторону экстернальности (23,42±5,76) (при р≤0,04). В III группе женщины опять становятся интернальными по показателю «Локус контроля Я» (25,95±5,96). II и III группы также достоверно различаются по данному показателю (при р≤0,04). Экстернальный локус контроля во втором триместре свидетельствует, на наш взгляд, об изменениях, происходящих в ценностной структуре личности. Середина беременности является периодом определения новых целей, и у женщины появляется потребность в созвучии со значимыми близкими. Здесь интернальность локуса контроля Я показывает, что женщины в I и III триместрах беременности являются самодостаточными и способными к реализации поставленных целей. Значит, во время беременности, заканчивающейся рождением ребенка, происходят изменения в личности женщины, которые приводят к обретению новой идентичности.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В процессе беременности происходит повышение показателей реактивной и личностной тревожности.
  2. Не удалось выделить отдельные факторы, влияющие на возникновение осложнений беременности на разных сроках; в настоящем исследовании не обнаружено связи между показателями тревожности и клиническим диагнозом беременных женщин.
  3. Не выявлено достоверных различий между клиническим диагнозом осложнения течения беременности и показателями осмысленности жизни.
  4. В результате проведенного эксперимента во всех исследуемых группах были выделены два уровня организации системы ценностных ориентаций личности «Ценности эффективного социального взаимодействия» и «Ценности самоактуализации». В экспериментальных группах изменялось только ценностное наполнение кластеров, а смысловое оставалось неизменным. Выделенные подструктуры мы склонны считать базовыми в ценностной структуре личности женщины.
  5. Выявлены достоверные различия между I и II (р≤0,04) и II и III (p≤0,04) триместрами беременности по показателю «Локус контроля Я» в I и III триместрах беременности у женщин преобладает интернальный локус контроля, а во II — экстернальный.

Литература

1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. Вып. XI — П. — М., 1973. — С. 25–27.

3. Волков А.Е., Рымашевский Н.В. Психологические особенности женщин в динамике физиологической беременности // Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Материалы Первой всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии. — М., 1996.

4. Кочнева М.А. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности // Акушерство и гинекология. — 1990. — № 3. — С. 13–16.

6. Мамиев О.Б. Влияние психоэмоционального статуса беременных на исход родов матери и плода // Материалы научных исследований по основным направлениям вуза. — Астрахань, 1996. — № 5.

8. Маринова Д. Роль психических факторов в возникновении позднего токсикоза беременности // Психодиагностика отношения к болезни принервно-психической и соматической патологии. — Л., 1990. — С. 143–145

10. Пайз Д. Бессознательное использование своего тела женшиной Психоаналитический подход. — СПб., 1997.

11. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово, 2000.

Формирование ценностных ориентаций у старших подростков

Аннотация. В статье обсуждается актуальность формирования ценностных ориентаций у старших подростков. Определены основные понятия, дана характеристика выборки, представлены результаты констатирующего эксперимента, по которым выявлены особенности формирования ценностных ориентаций у старших подростков.
Ключевые слова: ценностные ориентации личности, ценностные ориентации, ценность, подростки, формирование.

Ценностные ориентации, являются одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. [1]. 

По мнению современного отечественного психолога Гаврилова Т. П. социальные нормы представляют собой источник для формирования ценностных ориентаций личности, а это значит, что в большей степени на их становление влияют индивидуальные представления человека о социальной приемлемости и желательности. Автор считает, что индивидуальные ценности личности должны быть рассмотрены с позиции ценностных предпочтений, царящих в социально-культурной среде, или же социальной группе, в которую помещена данная личность.

По мнению Яницкого М. С. каждая ценность индивидуальна по своей природе, так как именно человек, в личности которого данная ценность занимает важное место, определяет степень важности данной ценности. Автор подчеркивает, что ценности и ценностные ориентации личности являются производными от потребностей и интересов данной личности. А также во многом определяются вкусами, уровнем знаний, интересами, привычками, а также прочими индивидуальными особенностями человека. [2].

Ценностные ориентации – это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям. Она составляет определённую, иерархически организованную структуру и определяет направленность личности [3].

Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру.

 Исследование проводилось в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 137 г. Челябинска. В констатирующей части эксперимента принимали участие 142 подростка в возрасте от 13 до 15 лет. Состав выборки по гендерному признаку является неравномерным: 85,7% – девочки, 14,3% – мальчики.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО)  Д. А. Леонтьева [4]; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [5]; Ценностный опросник Ш. Шварца [6];

После обработки данных исследования были получены следующие результаты.

Результаты методики по тесту смысложизненных ориентаций «СЖО» Д. А. Леонтьева представлены на рис. 1. 

Рис. 1. Результаты исследования по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева 

Анализ результатов исследования формирования ценностных ориентаций у подростков по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева показал, что высокий уровень наличия целей в жизни имеют 16% (23 чел.) подростков, средний уровень – 53% (75 чел.) и низкий – 31% (44 чел.). Для большинства подростков характерно наличие целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Однако высокий процент испытуемых не имеет определенных представлений о своем будущем, их взгляды еще не определились.

Показатель шкалы «Процесс жизни, или Интерес и эмоциональная насыщен- ность жизни» говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как эмоционально насыщенный. У 15% (22 чел.) испытуемых выявлен высокий уро- вень, средний уровень имеют 58% (82 чел.). Низкие показатели по данной шкале вы- явлены у 27% (38 чел.).

Низкие показатели по первым двум шкалам, на наш взгляд, связаны с разоча- рованием в профессии. Также мы наблюдаем снижение успеваемости и посещаемо- сти учебных занятий у данной группы респондентов.

Показатель шкалы «Результативность жизни, или Удовлетворенность самореализацией» отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивно и осмысленно была прожита ее часть. У 15,5% (22 чел.) испытуемых выявлен высокий уровень удовлетворенности самореализацией, средний уровень имеют 64% (91 чел.), низкий 20,5% (29 чел.).

Высокие оценки – 12,7% (18 чел.) – и средние – 69% (98 чел.) – у большинства подростков по фактору «Локус контроля «Я» показывают, что сформировано понимание того, что ответственность за свои успехи и неудачи необходимо брать на себя, обусловливая их собственными способностями и возможностями. Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни характерно для 18,3% (26 чел.) испытуемых.

Среди полученных данных по шкале «Управляемость жизни» высокие баллы у 14,8% (21 чел.), средние – у 59,1% (84 чел.), низкие – у 26,1% (37 чел.) испытуемых.

Общий показатель осмысленности жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание ин- дивидом онтологической значимости жизни. Анализ результатов исследования пока- зал, что высокие баллы по данной шкале имеют 19,7% (28 чел.), средние – 53,5% (76 чел.), низкие – 26,8% (38 чел.) испытуемых.

Анализ данных, полученных с помощью теста Д. А. Леонтьева, свидетельству- ет, что наибольшее количество показателей по различным параметрам смысложиз- ненных ориентаций подростков находится в пределах нормы.

Результаты методики изучения ценностных ориентаций (шкала М. Рокича)  представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования ценностных ориентаций (шкала М. Рокича)

Анализ данных по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, свидетельствуют полученные данные, первые ранговые места получили такие ценности, как «активность» 17% (24 чел.), «воспитанность» 33% (47 чел.), «образованность» 21,8% (31 чел.), «ответственность» 18,3% (26 чел.), «самоконтроль» 9,9% (14 чел.). Это указывает на то, что подростки готовы взять на себя ответственность за себя и свои поступки. Среди отвергаемых ценностей отметим несколько ценностей-средств, которые имеют разный процент отвержения. К ним относятся «честность» – 11,3% (16 чел.), «чуткость» – 37,3% (53 чел.), «рационализм» – 9,9% (14 чел.), «непримиримость» к недостаткам в себе и других – 16,2% (23 чел.), «терпимость» – 25,3% (36 чел.). На наш взгляд, такое качество, как чуткость, является необходимым для будущего психолога.

Итак, исследование ценностного сознания подростков позволило сделать вывод о необходимости внесения корректив в образовательный процесс c учетом модернизации процессов формирования познавательно-профессиональной активности у подростков (В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская [7]) и с учетом основных социально-психологических механизмов воспитательной деятельности вуза (В. И. Долгова [8]).

 Для исследования ценностных ориентаций подростков также был использован Ценностный опросник Ш. Шварца.

Результаты опросника Ш. Шварца представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты исследования ценностных ориентаций «Ценностный опросник»Ш. Шварца

В итоге были получены следующие данные. Количество испытуемых, имеющих высокий балл по ценности «собственный престиж», 11,2% (16 чел.), средний – 81% (115 чел.), низкий – 7,8% (11 чел.). Испытуемые с высокими и средними показателями стремятся достичь признания в обществе. Высокий балл по ценности «высокое материальное положение» имеет 34% (49 чел.), средний – 65% (92 чел.), низкий – 0,7 (1 чел.) испытуемых. Большинство респондентов упомянули о важности достойной оплаты труда. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю готовы к смене получаемой специальности, если не будет желаемого результата.

По ценности «креативность» высокие результаты демонстрируют 14% (20 чел.) респондентов, средние – 65,6% (93 чел.), низкие – 20,4% (29 чел.). Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю характерно желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования. Для нас эта ценность имеет большое значение, так как психолог помогает людям развить и реализовать их творческую индивидуальность, при этом особенно важны его собственные личностные качества, поскольку он делает это, опираясь на свои творческие возможности.

Высокие показатели по ценности «активные социальные контакты» имеют 12,7% (18 чел.), средние – 80,3% (114 чел.), низкие – 7% (10 чел.) испытуемых. Для подростков с высоким баллом по этому показателю значимы факторы социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди кол- лег. В целом будущие психологи заинтересованы в установлении благоприятных взаимоотношений с людьми.

Для того чтобы преуспеть в профессиональной деятельности, подросткам необходимо иметь стремление к развитию и достижениям. Количество респондентов, имеющих высокий балл по ценности «развитие себя», составляет 17,6% (25 чел.), средний – 72,5% (103 чел.), низкий – 9,9% (14 чел.). Данная ценность выражает стремление к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своей профессиональной квалификации. Результат шкалы «достижения» отражает стремление подростков достигать конкретных результатов в профессиональной деятельности. Высокие показатели по ценности «достижения» имеют 17,6% (25 чел.), средние – 72,5% (103 чел.), низкие – 9,9% (14 чел.) подростков.

О стремлении подростка к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни можно судить по результатам исследования ценности «духовное удовлетворение». Высокий уровень выявлен у 18% (25 чел.) подростков, средний уровень имеют 73% (103 чел.), низкий – 9% (13 чел.). В процессе профессионального обуче- ния психологов эти данные позволяют констатировать, что большинство подростков стремятся узнать как можно больше об изучаемой дисциплине.

Анализ результатов исследования ценности «сохранение собственной индивидуальности» показал, что высокий балл имеют 17% (24 чел.) подростков, средний – 73,2% (104 чел.), низкий – 9,8% (14 чел.). Подавляющее большинство подростков считают, что очень важно сохранить неповторимость и своеобразие своей личности.

Проведенный анализ исследования показывает, что для подростков III курса наиболее значимой является терминальная ценность «материальное положение». Выявленная у подростков, особенно у юношей, ориентация на высокое материальное положение может свидетельствовать о присущей этому возрасту потребности в самоутверждении, самовыражении. Все остальные ценности также важны для подростков.

Выводы:

Формирование ценностных ориентаций у старших подростков является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Ссылки на источники

  1. Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития чело- века // Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума «Психологиче- ская безопасность, устойчивость, психотравма» / под ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Ре- гуш. – СПб., 2006. – С. 101.
  2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – С. 256.
  3. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. – Челя- бинск: ООО «Искра-Профи», 2012. – С. 1.
  4. Леонтьев Д. А. Указ. соч.
  5. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Указ. соч. – С. 92.
  6. Бурлачук Л. Ф. Справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2007. – С. 301.
  7. Там же. – С. 523.
  8. Долгова В. И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Про- блемы социальной психологии личности. – 2008. – № 7. – С. 18.
  9. Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования позна- вательно-профессиональной активности у подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 71–80.

Сравнение результатов исследования Rokeach Value Survey (Rvs) в Китае и США

РЕЗЮМЕ. В этом исследовании изучались личные ценности китайцев с помощью опроса Rokeach Value Survey (RVS). Результаты показали, что личные ценности китайцев, измеренные с помощью RVS, отличались от тех, которые были получены в США. Были исследованы конкретные различия и их влияние на поведение китайских потребителей.

Ссылка:

Чжэнъюань Ван, С. П. Рао и Анжела Д’Аурия (1994), «Сравнение результатов исследования Rokeach Value (Rvs) в Китае и США», в AP — Asia Pacific Advances in Consumer Research Volume 1, eds. Джозеф А. Кот и Сью Менг Леонг, Прово, Юта: Ассоциация потребительских исследований, страницы: 185-190.

Достижения Азиатско-Тихоокеанского региона в исследованиях потребителей, том 1, 1994 г.      Страницы 185–190

СРАВНЕНИЕ ОПРОСА ROKEACH VALUE (RVS) В КИТАЕ И США

Zhengyuan Wang, University of Arkansas

C. P. Rao, Old Dominion University

Angela D’Auria, Old Dominion University

РЕФЕРАТ —

В этом исследовании изучались личные ценности китайцев с помощью опроса Rokeach Value Survey (RVS). Результаты показали, что личные ценности китайцев, измеренные с помощью RVS, отличались от тех, которые были получены в США. Были исследованы конкретные различия и их влияние на поведение китайских потребителей.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы одной из самых динамичных областей исследований в области социальных наук, включая потребительское поведение, было измерение и функции личных ценностей (Pitts and Woodside 1984; Kamakura and Mazzon 1991). Всепроникающая роль ценностей во всех аспектах человеческой жизни (Rokeach, 1973) мотивировала множество эмпирических исследований личных ценностей в таких дисциплинах, как психология, социология, культурная антропология и потребительское поведение.

Прошлые исследования показали, что личные ценности могут быть мощным объяснением и влиянием на различные виды индивидуального и коллективного поведения, включая потребительское поведение (например, Henry 1976; Vinson and Munson 1976; Pitts and Woodside 1983; Schopphoven 1991). , политическое отношение и поведение (Левин, 1960; Баум, 1968; Тетлок, 1986), поведение в отношении подарков (Битти и др., 1991) и межкультурные различия (например, Мансон и Макинтайр, 1978, 1979; Шварц и Билски 19).87, Грюнерт и Шерхорн, 1990).

Существует несколько способов измерения личных ценностей. Среди инструментов, наиболее часто используемых для измерения ценностей, можно назвать Rokeach Value Survey (RVS) (Rokeach 1973), методологию Values ​​and Lifestyles (VALS), разработанную в SRI International (Mitchell 1983), и List of Values ​​(LOV), разработанный в Исследовательский центр Мичиганского университета (Kahle, 1983; Veroff, Douvan, and Kulka, 1981).

Продолжаются дебаты о прогностической полезности, связанной с каждым из инструментов оценки (Beatty, et al. 1985; Кале и др. 1986 год; Мансон и МакКуорри, 1988 г .; Новак и МакЭвой, 1990). До настоящего времени убедительных эмпирических доказательств получено не было.

Ценности дают представление о том, как функционирует общество, поскольку ценности представляют собой индивидуальное представление целей общества (Битти и др., 1988). Таким образом, ценности должны стать центральной темой кросс-культурных исследований (Berrien, 1966; Zavaloni, 1980). К сожалению, большинство предыдущих попыток разработать кросс-культурные меры ценности, относящиеся к потреблению, не были особенно продуктивными из-за концептуальных различий между личными ценностями и потребительским поведением (Munson 19).84).

В настоящем исследовании предпринимается попытка изучить прогностическую полезность наиболее широко используемого инструмента определения стоимости, исследования ценности Рокича (RVS), в контексте китайской культуры.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Личные ценности

Рокич (1973, стр. 5) определил личную ценность как устойчивую веру в то, что определенный способ поведения или конечное состояние существования лично или социально предпочтительнее своей противоположности. Система ценностей — это устойчивая организация убеждений, касающихся предпочтительных способов поведения или конечных состояний на континууме важности. Два вида ценностей — инструментальные и терминальные — были определены как убеждения человека относительно желаемых способов поведения и желаемых конечных состояний существования соответственно (Рокич 19).73, с.7).

Грюнерт и Шерхорн (1990) определили пять характеристик личных ценностей. Ценности были описаны как 1) концепции или убеждения, 2) желаемое поведение и/или конечные состояния, 3) выходящие за рамки конкретных ситуаций, 4) направляющие выбор или оценку событий и поведения и 5) упорядоченные по определенной иерархической схеме. важность.

Концептуализация личных ценностей с точки зрения теории социальной адаптации (Kahle, et al., 1980; Kahle, 1983, 1984; Kahle & Timmer, 19).83; Пинер и Кале, 1984) утверждали, что личные ценности представляют собой наиболее абстрактный тип социального познания, который способствует адаптации человека к окружающей среде. Концепция рассмотрения личных ценностей как посредников в процессе социальной адаптации подразумевает, что ценностные различия между культурами можно проследить до разного этнического происхождения и социальной, экономической, политической и технологической среды.

Исследование кросс-культурных ценностей

Частично в связи с растущим значением формирующейся глобальной экономики исследованиям кросс-культурных ценностей в последнее десятилетие уделялось больше внимания. Международные исследования ценностей могут обеспечить необходимое межкультурное понимание потребителей. Однако, поскольку ценности являются производными и детерминированными в культуре, инструменты оценки, такие как RVS, по всей вероятности, будут демонстрировать неоднородность в разных культурах и субкультурах (Munson and McQuarrie 19). 88).

Хотя Rokeach (1973, 1979) предположил, что RVS может быть применим к другим западным странам, это предположение остается относительно непроверенным. Используя LOV Кале (1983), Грюнерт и Шерхорн (1990) сравнили потребительские ценности в Западной Германии с результатами опросов в США (Кале, 1983), Канаде (Мюллер, 1989) и Норвегии (Кале и др., 1989). Они обнаружили значительные кросс-культурные различия в ценностях, которые носили как содержательный характер (т. е. обусловленный различиями в политической, экономической, социальной и культурной среде), так и семантический характер.

Таким образом, основная цель исследования, представленного здесь, состояла в том, чтобы применить RVS Рокича (1973) к китайским потребителям и сравнить результаты с результатами, полученными в США (Рокич, 1973; Винсон, Мансон и Наканиши, 1977).

ГИПОТЕЗА

Для разработки плана исследования и анализа данных в настоящем исследовании на основе предшествующих теоретических дискуссий и эмпирических данных была выведена следующая исследовательская гипотеза.

Личные ценности, измеренные RVS в Китае, отличаются от полученных в США из-за различий в социальной, экономической, политической и культурной среде между двумя странами.

МЕТОДОЛОГИЯ

Инструменты исследования и сбор данных

Данные, использованные для проверки гипотез исследования, были получены в результате личных интервью с заранее разработанными анкетами. Сбор данных проводился соответственно в двух крупных китайских городах: Пекине и Шанхае. Не было предпринято никаких попыток отобрать выборку на чисто случайной основе. Скорее, тщательность была проявлена ​​при сборе репрезентативного поперечного сечения широкого спектра целевой группы населения.

Анкета состояла из четырех разделов. Первый раздел содержал 23 шкалы Лайкерта, измеряющие согласие респондентов с различными аспектами покупательского и потребительского поведения респондентов. Второй раздел содержал 18 шкал инструментальных значений Рокича. Третий раздел содержал воспринимаемую важность атрибутов (от 23 до 30 атрибутов) в четырех категориях продуктов. Эти категории товаров включали одежду, бытовую технику, хозяйственные товары и продукты питания (свежие и не приготовленные). Респондентам было предложено указать по 7-балльной оценочной шкале важность, которую они придают каждому из атрибутов продукта, где 7 — наиболее важные, а 1 — наименее важные. Последний раздел содержал вопросы о поле, возрасте, уровне образования и роде занятий респондентов. Для этого исследования использовались только данные, полученные из второго раздела с использованием 18 инструментальных значений Рокича.

Первоначальная версия исследования ценностей Рокича состояла из 18 инструментальных ценностей, или идеальных способов поведения, и 18 конечных ценностей, или идеальных конечных состояний существования, которые были ранжированы в соответствии с их важностью в качестве руководящих принципов жизни респондента. Чтобы облегчить задачу ранжирования, каждое значение было помещено на самоклеящейся этикетке, чувствительной к давлению, и респондентам было предложено переставлять этикетки до тех пор, пока не будет достигнут наилучший порядок относительной важности каждого значения (Rokeach 19).73).

Основные ограничения исходной версии RVS включают: 1) испытуемые вынуждены ранжировать одно значение за счет другого, которое может быть для них не менее важным, 2) представление 36 элементов значения может превышать представление респондента способность точно обрабатывать информацию и, таким образом, искажать процедуру ранжирования (Miller, 1956);79; Винсон и др. 1977 год; Рэнкин и Грубе, 1980).

Чтобы преодолеть эти проблемы, ряд исследователей модифицировали инструмент RVS, чтобы получить интервальную меру значимости стоимости (Moore 1975; Munson and McIntyre 1979; Rankin and Grube 1980; Miethe 1985). В настоящем исследовании использовался такой модифицированный RVS. Для оценки важности 18 инструментальных значений использовалась семибалльная рейтинговая шкала, где 7 были наиболее важными, а 1 – наименее важными.

Анкета была переведена на китайский язык докторантом из Китая, который изучал деловое администрирование в западном университете. Затем переведенная анкета была рассмотрена комиссией, состоящей из другого китайского докторанта и одного из авторов, чей родной язык — китайский. И английская, и китайская версии вопросника были предварительно протестированы на удобных образцах.

Всего было получено 196 пригодных для использования вопросников, из которых 101 поступило из Пекина и 95 из Шанхая. Поскольку интервью, как правило, проводились во время перерывов на чай или в свободное время, у респондентов было достаточно времени, чтобы тщательно обдумать и ответить на вопросы. В результате процент ответивших был довольно высоким, достигая около 85 процентов.

Процедуры анализа

Для проверки исследовательской гипотезы, которая постулирует, что личностные ценности, измеренные RVS в Китае, отличаются от полученных в США, был проведен факторный анализ основных компонентов с варимаксным вращением с использованием критерия собственных значений больше единицы (Kaiser 1958) был выполнен на оценках важности 18 пунктов инструментальной ценности Рокича. Полученную базовую структуру факторов затем сравнивали с результатами аналогичного исследования, проведенного в США (Vinson et al., 1977).

Рокич (Rokeach, 1973) смог дифференцировать людей по признаку расы, пола, религии, рода занятий, политической идеологии и множества других характеристик в США на основе их ценностных ориентаций. Для каждой из демографических переменных был проведен многомерный дисперсионный анализ (MANOVA), чтобы выяснить, можно ли дифференцировать китайских респондентов по полу, возрасту, образованию и роду занятий на основе их ценностных ориентаций.

В принципе, MANOVA похож на одномерный ANOVA, но связан с обнаружением общих различий, а не различий, связанных с каждой отдельной переменной критерия. Если MANOVA обнаруживает статистически значимое общее разделение групп, анализ переходит к изучению одномерных F-коэффициентов (ANOVA) для каждой переменной критерия.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение инструментальных значений: Китай и США

Совокупные результаты RVS в Китае суммированы и сравнены с результатами из США в таблице 1. Оценка достоверности коэффициента Кронбаха альфа для 18 инструментальных значений Рокича составила 0,86, что указывает на высокую степень внутренней согласованности конструкции.

В соответствии с нашей первой гипотезой сравнение, показанное в таблице 1, показывает некоторые значительные различия в стоимости между двумя странами. Несмотря на то, что честность, амбициозность и ответственность последовательно демонстрировались как самые важные инструментальные ценности в США (см. Rokeach and Ball-Rokeach 1989 для более подробного обсуждения), жизнерадостность, вежливость и независимость, по-видимому, являются наиболее важными ценностями в Китае.

Отличительные китайские ценности веселого и вежливого поведения можно объяснить традиционной доктриной конфуцианства, которая является основой китайской системы ценностей (Клакхон и Стродбек, 1961). Согласно Конфуцию, быть жизнерадостным — это способ для человека достичь внутренней гармонии, а быть вежливым — значит быть человеком (Yau 1988). С другой стороны, независимость может отражать как ортодоксальную идеологию марксизма, в которой превозносится самодостаточность, так и растущее влияние западного индивидуализма.

Рокич (1973) обнаружил статистически значимые различия в стоимости между людьми разной расы, пола, возраста, дохода, образования и других социально-демографических переменных в США. Китайским респондентам с разными демографическими характеристиками был проведен многомерный дисперсионный анализ (MANOVA) для каждой из демографических переменных: 1) пол, 2) возраст, 3) образование, 4) род занятий и 5) район проживания респондентов.

Все тесты MANOVA были незначимы на уровне 0,05, за исключением образования, что указывает на то, что респонденты разного пола, возраста, рода занятий и района проживания не придавали статистически значимых уровней важности набору из 18 инструментальных значений Рокича. . Поскольку общие тесты были незначимыми, никаких апостериорных одномерных тестов ANOVA не требовалось.

Результаты MANOVA, показанные в таблице 2, указывают на то, что общая групповая разница по всему набору из 18 инструментальных значений присутствовала (p < 0,05). Следовательно, анализ перешел к рассмотрению одномерных тестов ANOVA. Изучая результаты последующих одномерных тестов ANOVA и соответствующие средние значения для каждой группы, можно определить те отдельные элементы инструментальной ценности, в которых были обнаружены различия и какая группа показала более высокий уровень важности.

ТАБЛИЦА 1

СРАВНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ

ТАБЛИЦА 2

РЕЗУЛЬТАТЫ MANOVA: ОБЛАСТЬ

ТАБЛИЦА 3

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ RES ULTS ДЛЯ RVS В КИТАЕ

Самоконтроль был значением, по которому была обнаружена наибольшая разница. Множественные попарные сравнения с использованием t-критерия Бонферрони показали, что респонденты со средним и высшим образованием считают самоконтроль более важным, чем респонденты с начальным образованием.

Способность и ответственность также имели статистически значимые групповые различия на уровне 0,05. Тесты Бонферрони показали, что респонденты с начальным образованием считают их менее важными, чем лица с более высоким уровнем образования.

Прощение и вежливость были оставшимися двумя значениями, по которым t-тесты Бонферрони выявили статистически значимые попарные групповые различия. Респонденты со средним образованием придавали прощение большее значение, чем респонденты с начальным образованием; они также придавали большее значение вежливости, чем люди с высшим образованием.

Стоит отметить, что попарных групповых различий не было обнаружено для любящих и послушных с использованием t-критерия Бонферрони, хотя их одномерные F-критерии ANOVA были статистически значимы на уровне 0,05.

Поскольку в ходе многочисленных социологических исследований было установлено, что образование является лучшим индикатором социального статуса, чем некоторые другие социально-экономические переменные, такие как доход (Rokeach, 1973), наши выводы, по-видимому, подтверждают, что ценности, в свою очередь, являются социальными. индикаторы образовательных различий.

Для дальнейшей проверки гипотезы был проведен факторный анализ основных компонентов с вращением варимакс с использованием критерия собственных значений больше единицы для рейтингов важности 18 инструментальных значений Рокича. Результаты представлены в таблице 3.

Винсон, Мансон и Наканиши (1977) провели исследование ценности Рокича в США с использованием той же семибалльной шкалы оценки важности. Результаты проведенного ими факторного анализа 18 инструментальных показателей представлены в табл. 4.

Изучение результатов, содержащихся в таблицах 3 и 4, показывает, что базовые структуры факторов между Китаем и США не были одинаковыми. В то время как для китайских респондентов было извлечено пять факторов, для американской выборки было получено только четыре фактора. В дополнение к трем основополагающим параметрам честности, компетентности и социальности, которые были аналогичны тем, что были в США, китайские респонденты, по-видимому, обладали двумя уникальными базовыми ценностями: устремлением и моралью. Эти данные, похоже, подтверждают нашу гипотезу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Следует отметить несколько ограничений, которые могут быть изучены в будущих исследованиях. Во-первых, в настоящем исследовании изучались личные ценности в Китае на основе относительно небольшой и ни в коем случае не репрезентативной выборки населения Китая в целом. Следовательно, следует проявлять осторожность при обобщении результатов этого исследования за пределы использованной выборки, которая была составлена ​​из людей, живущих в двух крупных китайских городах, Пекине и Шанхае.

ТАБЛИЦА 4

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДЛЯ RVS В США

Во-вторых, в настоящем исследовании использовался модифицированный инструмент RVS, который требует оценки, а не ранжирования. Было обнаружено, что такие шкалы более чувствительны к стилям ответов и эффектам социальной желательности (Rokeach, 1973; Alwin and Krosnick, 1985; Kamakura and Mazzon, 1991). Кроме того, в данном исследовании изучались только инструментальные значения Рокича. Для будущих исследований было бы интересно изучить терминальные значения Рокича и Кале (19).83) LOV, который считается лучшим, чем RVS, в своей прогностической ценности (Beatty et al., 1985).

ВЫВОДЫ

В последние несколько лет исследования личных ценностей набирают обороты. В настоящем исследовании были изучены личные ценности китайцев с использованием наиболее широко используемого ценностного инструмента — опроса Rokeach Value Survey (RVS). Результаты показали, что между Китаем и США существовали различия в личных ценностях из-за очевидных различий в социальной, экономической, политической и культурной среде между двумя странами.

ССЫЛКИ

Алвин, Дуэйн Ф. и Джон А. Кросник (1985), «Измерение ценностей в опросах: сравнение рейтингов и рейтингов», Public Opinion Quarterly, 49 (Winter), 535-552.

Баум, Р. К. (1968), «Ценности и демократия в эмпирической Германии», Sociological Inquiry, 38, 176–196.

Битти, Шэрон Э., Линн Р. Кале, Памела Гомер (1991), «Личные ценности и поведение, связанное с дарением: исследование разных культур», Журнал бизнес-исследований, 22, 149-157.

Битти, Шэрон Э., Линн Р. Кале, Памела Гомер и Шекхар Мисра (1985), «Альтернативные подходы к измерению потребительских ценностей: список ценностей и исследование ценности Рокича», Психология и маркетинг, 2 (3), 181-200.

Битти, Шэрон Э., Памела М. Гомер и Линн Р. Кале (1988), «Проблемы с VALS в международных маркетинговых исследованиях: пример применения метода эмпирического зеркала», «Достижения в исследованиях потребителей», 15, 375-380.

Берриен, Ф.К. (1966), «Японские и американские ценности», Международный журнал психологии, 71, 129–142.

Грюнерт, Сюзанна К. и Герхард Шерхорн (1990), «Потребительские ценности в Западной Германии: основные аспекты и межкультурное сравнение с Северной Америкой», Journal of Business Research, 20, 97–107.

Генри, Уолтер А. (1976), «Культурные ценности коррелируют с поведением потребителей», Журнал маркетинговых исследований, 13 (май), 121–127.

Кале, Л.Р. и Гофф Тиммер (1983), «Теория и метод изучения ценностей» в книге Л.Р. Кале, изд., Социальные ценности и социальные изменения: адаптация к жизни в Америке, Нью-Йорк: Прегер, стр. 43-69.

Кале, Л.Р. (ред.) (1983), Социальные ценности и социальные изменения: адаптация к жизни в Америке, Нью-Йорк: Прегер.

Кале, Л.Р., Р.А. Кулька и Д.М. Клингел (1980), «Низкая самооценка подростков приводит к многочисленным межличностным проблемам: тест теории социальной адаптации», Журнал личности и социальной психологии, 39, 496-502.

Кале, Л.Р., Ю.Е. Битти и П.М. Гомер (1989), «Потребительские ценности в Норвегии и США: сравнение», Журнал международного потребительского маркетинга, 1, 81-91.

Кале, Л.Р. (1984), Отношения и социальная адаптация: подход к взаимодействию человека и ситуации, Оксфорд, Великобритания: Пергамон.

Кале, Л.Р., Шэрон Э. Битти и Памела Гомер (1986), «Альтернативные подходы к измерению потребительских ценностей: список ценностей (LOV) и ценности и образ жизни (VALS)», Journal of Consumer Research, 13 ( декабрь), 405-409.

Kaiser, HF, (1958), «Критерий Varimax для аналитического вращения в факторном анализе», Psychometrika, 23, 187-200.

Камакура, Вагнер А. и Хосе А. Маззон (1991), «Сегментация ценностей: модель измерения ценностей и систем ценностей», Journal of Consumer Research, 18 (сентябрь), 208–218.

Клакхон, Ф.Р. и Стродбек, Ф.Л. (1961), Варианты ценностной ориентации, Иллинойс: Роу, Патерсон и Ко.

Левин, Р.А. (1960), «Интернализация политических ценностей в обществах без гражданства», Human Organization, 19., 51-58.

Мите, Теранс Д. (1985), «Обоснованность и надежность измерений ценности», Психологический журнал, 119 (5), 441–453.

Миллер, Джордж А. (1956), «Волшебное число семь, плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию», Psychology Review 63 (март), 81–97.

Митчелл, Арнольд (1983), Девять стилей жизни американцев: кто мы и куда мы идем , Нью-Йорк: Macmillan.

Мур, Майкл (1975), «Рейтинг против рейтинга в обзоре ценности Рокича: сравнение Израиля», Европейский журнал социальной психологии, 5 (3), 405-408.

Мюллер, Т.Е. (1989), «Две нации Канады против девяти наций Северной Америки: межкультурный анализ личных ценностей потребителей», Журнал международного потребительского маркетинга, 1, 57–79.

Мансон, Дж. Майкл (1984), «Личные ценности: соображения по их измерению и применению в пяти областях исследований», в книге Питтса, Роберта Э. младшего и Арка Дж. Вудсайда под ред., Личные ценности и психология потребителей , Массачусетс: Lexington Books.

Мансон, Дж. Майкл и Эдвард Ф. Маккуорри (1988), «Сокращение исследования ценности Рокича для использования в исследованиях потребителей, достижения в исследованиях потребителей», 15, 381-386.

Мансон, Дж. Майкл и Шелби Х. Макинтайр (1978), «Личные ценности: межкультурный анализ». Оценка самооценки, приписываемой отдаленному культурному стереотипу», в книге Х. Кейта Ханта, изд., Вклад в исследования потребителей, Чикаго: Ассоциация исследований потребителей, (Продолжения), 160–166.

Мансон, Дж. Майкл и Шелби Х. Макинтайр (1979), «Разработка практических процедур измерения личных ценностей в межкультурном маркетинге», Журнал маркетинговых исследований, 16 (февраль), 55–60

Новак, Томас П. и Брюс МакЭвой (1990), «О сравнении альтернативных схем сегментации: список ценностей (LOV) и ценностей и образа жизни (VALS)», Journal of Consumer Research, 17 (июнь), 105- 109.

Сосна, К.Е. и Л.Р. Кале (1984), «Адаптация к стигматизирующему ярлыку психического заболевания: забыто, но не забыто», Journal of Personality and Social Psychology, 47, 805–811.

Питтс, Роберт Э.-младший и Арч Г. Вудсайд (1983), «Влияние личной ценности на класс потребительских товаров и предпочтения брендов», Журнал социальной психологии, 119(февраль), 37-53.

Питтс, Роберт Э.-младший и Арч Г. Вудсайд, ред. (1984), Личные ценности и потребительская психология, Массачусетс: Lexington Books.

Рэнкин, Уильям Л. и Джоэл В. Грубе (1980), «Сравнение процедур ранжирования и рейтинга для измерения системы ценностей», Европейский журнал социальной психологии, 10 (3), 233-246.

Рокич, Милтон и Сандра Дж. Болл-Рокич (1989), «Стабильность и изменение приоритетов американских ценностей, 1968–1981», Американский психолог, 44 (май), 775–784.

Рокич, Милтон (1973), Природа человеческих ценностей. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Рокич, Милтон (1979), Понимание человеческих ценностей: индивидуальные и социальные, Нью-Йорк: Free Press.

Шопфовен, Ирис (1991), «Ценности и модели потребления: сравнение между сельскими и городскими потребителями в Западной Германии», Европейский журнал по маркетингу, 25 (12), 20-35.

Шварц, Шалом Х. и Вольфганг Бильский (1987), «На пути к универсальной психологической структуре человеческих ценностей», Журнал личности и социальной психологии, 53 (3), 550-562.

Тетлок, Филип Э. (1986), «Модель ценностного плюрализма идеологического мышления», Журнал личности и социальной психологии, 50 (апрель), 819–827.

Верофф, Джозеф, Элизабет Дуван и Ричард А. Кулка (1981), The Inner American, Нью-Йорк: Basic Books.

Винсон, Дональд Э., Дж. Д. Скотт и Л. М. Ламонт (1977), «Роль личных ценностей в маркетинге и поведении потребителей», Journal of Marketing, 41, 44–50.

Винсон, Дональд Э. и Дж. Майкл Мансон (1976), «Личные ценности: подход к сегментации рынка», Кеннет Л. Бернхардт, изд., «Маркетинг: 1877–1976 и последующие годы», Чикаго: Американская ассоциация маркетинга, 313–317.

Винсон, Дональд Э., Дж. Майкл Мансон и Масао Наканиши (1977), «Исследование Rokeach Value Survey for Consumer Research Applications», «Advanced in Consumer Research», 4, 247–252.

Яу, Оливер Х.М. (1988), «Китайские культурные ценности: их аспекты и значение для маркетинга», Европейский журнал по маркетингу, 22 (5), 44–57.

——————————————————-

1.4 Убеждения, ценности, и культурные универсалии – межкультурная коммуникация

Теория ценностных ориентаций Клакхона-Стродтбека представляет собой одну из первых попыток разработать межкультурную теорию ценностей. Согласно Клакхону и Стродтбеку (1961), каждая культура сталкивается с одними и теми же основными потребностями выживания и должна отвечать на одни и те же универсальные вопросы. Именно из этой потребности возникают культурные ценности. Основные вопросы, с которыми сталкиваются люди во всем мире, делятся на пять категорий и отражают озабоченность по поводу (1) человеческой природы, (2) отношений между людьми и миром природы, (3) времени, (4) человеческой деятельности и (5) социальных проблем. связи. Клакхон и Стродтбек выдвинули гипотезу о трех возможных ответах или ориентациях на каждую из проблем (таблица 3.1).

Таблица 1.3

Краткое изложение теории ориентации на ценности Клакхона-Стродтбека

Основные проблемы Ориентации    
Человеческая природа Зло Смешанный Хорошо
Отношение к миру природы Подчиненный Гармония Доминант
Время Прошлое Подарок Будущее
Деятельность Быть Стать Делаю
Социальные отношения Иерархический Обеспечение Индивидуальный

Какова внутренняя природа человека?

Этот вопрос, говорят Клакхон и Стродтбек, задают все общества, и обычно на него можно дать три разных ответа. Люди в некоторых обществах склонны верить, что люди по своей природе злы и что общество должно принимать решительные меры, чтобы сдерживать злые импульсы людей. С другой стороны, в других обществах люди с большей вероятностью будут считать людей рожденными хорошими и обладающими врожденной склонностью к добру. Между этими двумя полюсами находятся общества, которые видят в людях потенциал быть либо добрыми, либо злыми в зависимости от окружающих их влияний. Общества также различаются по тому, является ли человеческая природа неизменной (неизменной) или изменчивой (изменчивой).

Какая связь между людьми и миром природы?

Некоторые общества считают, что природа является могущественной силой, перед лицом которой люди беспомощны. Мы могли бы описать это как «природа над людьми». Другие общества более склонны полагать, что с помощью интеллекта и применения знаний люди могут управлять природой. Другими словами, они придерживаются позиции «человек важнее природы». Между этими двумя крайностями находятся общества, которые считают, что люди мудры, стремясь жить в «гармонии с природой».

Как лучше всего думать о времени?

Некоторые общества уходят своими корнями в прошлое, считая, что люди должны учиться у истории и стремиться сохранить традиции прошлого. Другие общества придают большее значение тому, что происходит здесь и сейчас, полагая, что люди должны полностью жить настоящим. Кроме того, есть общества, которые больше всего ценят будущее, полагая, что люди всегда должны откладывать сиюминутное удовлетворение, планируя и усердно работая над созданием лучшего будущего.

Каков правильный способ человеческой деятельности?

В некоторых обществах наиболее ценимой ориентацией является «бытие». Стремление к великим вещам не является необходимым или важным. В других обществах больше всего ценится «становление». Жизнь рассматривается как процесс непрерывного развертывания. Наша цель на земле, могли бы сказать люди, состоит в том, чтобы стать полностью людьми. Наконец, есть общества, в первую очередь ориентированные на «делание». В таких обществах люди, скорее всего, будут думать о неактивной жизни как о потраченной впустую жизни. Люди чаще высказывают мнение, что мы здесь для того, чтобы усердно работать и что человеческая ценность измеряется суммой достижений.

Каковы идеальные отношения между личностью и обществом?

Другими словами, мы можем сказать, что забота о том, как лучше организовать общество. Люди в некоторых обществах считают наиболее естественным, чтобы общество было организовано иерархически. Они придерживаются мнения, что одни люди рождены, чтобы вести за собой, а другие — чтобы следовать за ними. Лидеры, по их мнению, должны принимать все важные решения. Другие общества лучше всего описываются как ценящие сопутствующие отношения. В таких обществах каждый играет важную роль в обществе; поэтому важные решения должны приниматься на основе консенсуса. В других обществах индивид является основной единицей общества. В обществах, которые придают большое значение индивидуализму, люди, вероятно, верят, что каждый человек должен распоряжаться своей судьбой. Когда группы собираются для принятия решений, они должны следовать принципу «один человек — один голос».

В одном из первых применений теории Клакхон и Стродтбек взяли интервью у представителей пяти культурных групп на юго-западе Америки: (1) люди навахо, путешествующие по юго-западу в поисках работы, (2) белые поселенцы в Техасе, (3) американцы мексиканского происхождения, (4) жители деревень-мормонов и (5) жители пуэбло зуни. Исследователи сочли эту структуру полезной для понимания различных культур по всему миру.

Как заметил Хилл (2002), Клакхон и Стродтбек не считали теорию завершенной. На самом деле изначально они предложили шестую ценностную ориентацию — Пространство: здесь, там или далеко, которую в то время не могли толком понять, как исследовать. И Хилл предложил ряд дополнительных вопросов, с которыми, как можно ожидать, столкнутся культурные группы:
• Пространство: должно ли пространство принадлежать отдельным лицам, группам (особенно семье) или всем?
• Работа: Что должно быть основной мотивацией для работы? Внести вклад в общество, почувствовать личные достижения или обрести финансовую безопасность?
• Гендер: Как общество должно распределять роли, власть и ответственность между полами? Должны ли решения приниматься в первую очередь мужчинами, женщинами или обоими?
• Отношения между государством и индивидуумом: Должны ли права и обязанности быть предоставлены нации или индивидууму?

Сегодня концепция Клакхона и Стродтбека — лишь одна из многих попыток изучения общечеловеческих ценностей. Другие включают работы Хофстеда (1997), Рокича (1979) и Шварца (2006).

Герт Хофстеде сформулировал теорию аспектов культуры в 1980-х годах и с годами обновлял и пересматривал ее. В настоящее время теории Хофстеде уделяется много внимания в базовых текстах, включающих обсуждение культурных ценностей. Основываясь на данных опроса, полученных от сотрудников IBM, Хофстеде утверждал, что его теория особенно полезна для выявления сходств и различий между национальными культурами.

Дистанция мощности

Дистанция власти — это мера степени, в которой менее влиятельные члены общества ожидают и принимают неравное распределение власти. Во всех обществах существует определенная степень неравенства, отмечает Хофстеде; однако в одних обществах равенство относительно больше, чем в других. Страны варьируются по континууму от стран, где дистанция власти очень мала, до стран, где дистанция власти очень велика (таблица 3.2). Например, по шкале от 1 до 100 Дания имеет очень низкий балл, а Мексика — довольно высокий. США находятся где-то посередине.

Таблица 1.4

Индекс дистанции власти (PDI) для 50 стран и 3 регионов (Hofstede, 1997: 26)

Страна/регион ПДИ Страна/регион ПДИ Страна/регион ПДИ Страна/регион ПДИ
Малайзия *104 Франция 68 Южная Корея 60 Австралия 36
Гватемала 95 Гонконг 68 Иран 58 Коста-Рика 35
Панама 95 Колумбия 67 Тайвань 58 Германия 35
Филиппины 94 Сальвадор 66 Испания 57 Великобритания 35
Мексика 81 Турция 66 Пакистан 55 Швейцария 34
Венесуэла 81 Бельгия 65 Япония 54 Финляндия 33
Арабские страны 80 Восточная Африка 64 Италия 50 Норвегия 31
Эквадор 78 Перу 64 Аргентина 49 Швеция 31
Индонезия 78 Таиланд 64 Южная Африка 49 Ирландия 28
Индия 77 Чили 63 Ямайка 45 Новая Зеландия 22
Западная Африка 77 Португалия 63 США 40 Дания 18
Югославия 76 Уругвай 61 Канада 39 Израиль 13
Сингапур 74 Греция 60 Нидерланды 38 Австрия 11
Бразилия 69

Страны с более низкими значениями PDI, как правило, более эгалитарны. Например, существует большее равенство между родителями и детьми, причем родители с большей вероятностью примут это, если дети будут спорить с ними или «отвечать», используя распространенное выражение. На рабочем месте начальники чаще запрашивают мнение сотрудников, и на самом деле подчиненные ожидают, что с ними будут советоваться. С другой стороны, в странах с высокой дистанцией власти родители ожидают от детей послушания без вопросов.

Индивидуализм против коллективизма

Индивидуализм против коллективизма закрепите противоположные концы континуума, который описывает, как люди определяют себя и свои отношения с другими. В странах с более высокими показателями коллективизма люди в большей степени определяются своей принадлежностью к определенным группам. Коммуникация более прямая в индивидуалистических обществах, но более опосредованная в коллективистских обществах.

США занимают очень высокое место по индивидуализму, а Южная Корея — совсем низкое. Япония падает ближе к середине. Люди с более высоким статусом могут ожидать более высокого показателя индивидуализма, по определению считаются менее коллективистскими, чем страны с более низкими баллами (таблица 3.3). В более индивидуалистичных обществах интересам отдельных людей уделяется больше внимания, чем интересам группы (например, семьи, компании и т. д.). Индивидуалистические общества придают большее значение стремлению к себе и личным достижениям, в то время как более коллективистские общества уделяют больше внимания важности отношений и лояльности. Людей больше определяет то, что они делают в индивидуалистических обществах, а в коллективистских обществах — демонстративные проявления уважения со стороны подчиненных. На рабочем месте начальство и подчиненные вряд ли будут видеть друг друга равными, и предполагается, что начальство будет принимать решения, не советуясь с работниками. В целом, статус более важен в странах с высокой дистанцией власти.

Таблица 1. 5

Индекс индивидуализма (IDV) для 50 стран и 3 регионов (Hofstede, 1997: 53)

Страна/регион ИДВ Страна/регион ИДВ Страна/регион ИДВ Страна/регион ИДВ
США 91 Германия 67 Турция 37 Таиланд 20
Австралия 90 Южная Африка 65 Уругвай 36 Сальвадор 19
Великобритания 89 Финляндия 63 Греция 35 Южная Корея 18
Канада 80 Австрия 55 Филиппины 32 Тайвань 17
Нидерланды 80 Израиль 54 Мексика 30 Перу 16
Новая Зеландия 79 Испания 51 Югославия 27 Коста-Рика 15
Италия 76 Индия 48 Восточная Африка 27 Индонезия 14
Бельгия 75 Япония 46 Португалия 27 Пакистан 14
Дания 74 Аргентина 46 Малайзия 26 Колумбия 13
Франция 71 Иран 41 Гонконг 25 Венесуэла 12
Швеция 71 Ямайка 39 Чили 23 Панама 11
Ирландия 70 Арабские страны 38 Западная Африка 20 Эквадор 8
Норвегия 69 Бразилия 38 Сингапур 20 Гватемала 6
Швейцария 68

Мужественность против женственности

Мужественность по сравнению с женственностью относится к измерению, которое описывает степень, в которой существуют сильные различия между мужскими и женскими ролями в обществе. Общества с более высокими баллами по шкале мужественности, как правило, ценят напористость, соперничество и материальный успех (табл. 3.4). Страны с более низким показателем мужественности, как правило, придерживаются ценностей, более широко считающихся женскими, например, скромность, качество жизни, межличностные отношения и большая забота об обездоленных слоях общества. Общества с высоким уровнем мужественности также с большей вероятностью будут иметь твердое мнение о том, что представляет собой мужскую работу по сравнению с работой женщин, в то время как общества с низким уровнем мужественности допускают гораздо большее совпадение социальных ролей мужчин и женщин.

Таблица 1.6

Индекс мужественности (MAS) для 50 стран и 3 регионов (Hofstede, 1997: 84)

Страна/регион МАС Страна/регион МАС Страна/регион МАС Страна/регион МАС
Япония 95 США 62 Сингапур 48 Южная Корея 39
Австрия 79 Австралия 61 Израиль 47 Уругвай 38
Венесуэла 73 Новая Зеландия 58 Индонезия 46 Гватемала 37
Италия 70 Гонконг 57 Западная Африка 46 Таиланд 34
Швейцария 70 Греция 57 Турция 45 Португалия 31
Мексика 69 Индия 56 Тайвань 45 Чили 28
Ирландия 69 Аргентина 56 Панама 44 Финляндия 26
Ямайка 68 Бельгия 54 Франция 43 Югославия 21
Германия 66 Арабские страны 53 Иран 43 Коста-Рика 21
Великобритания 66 Канада 52 Перу 42 Дания 16
Филиппины 64 Малайзия 50 Испания 42 Нидерланды 14
Колумбия 64 Пакистан 50 Восточная Африка 41 Норвегия 8
Эквадор 63 Бразилия 49 Сальвадор 40 Швеция 5
Южная Африка 63

Избегание неопределенности

Избегание неопределенности измеряет степень, в которой люди ценят предсказуемость и рассматривают неопределенность или неизвестность как угрозу. Люди в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности предпочитают точно знать, чего ожидать в той или иной ситуации (таблица 3.5). Они хотят твердых правил и строгих кодексов поведения. Они не любят двусмысленности. Люди из стран с низким уровнем избегания неопределенности обычно более терпимы к двусмысленности. Они счастливы, когда правил мало, и предпочитают менее структурированный контекст более жестко структурированному. В образовательных учреждениях люди из стран с высоким уровнем избегания неопределенности ожидают, что их учителя будут экспертами, способными ответить на все вопросы. Люди из стран с низким уровнем избегания неопределенности не возражают, когда учитель говорит: «Я не знаю».

Таблица 1.7

Индекс избегания неопределенности (UAI)/ 50 стран и 3 региона (Hofstede, 1997: 113)

Страна/регион УАИ Страна/регион УАИ Страна/регион УАИ Страна/регион УАИ
Греция 112 Коста-Рика 86 Эквадор 67 Индонезия 48
Португалия 104 Турция 85 Германия 65 Канада 48
Гватемала 101 Южная Корея 85 Таиланд 64 США 46
Уругвай 100 Мексика 82 Иран 59 Филиппины 44
Сальвадор 94 Израиль 81 Финляндия 59 Индия 40
Бельгия 94 Колумбия 80 Швейцария 58 Малайзия 36
Япония 92 Венесуэла 76 Западная Африка 54 Великобритания 35
Югославия 88 Бразилия 76 Нидерланды 53 Ирландия 35
Перу 87 Италия 75 Восточная Африка 52 Гонконг 29
Панама 86 Пакистан 70 Австралия 51 Швеция 29
Франция 86 Австрия 70 Норвегия 50 Дания 23
Чили 86 Тайвань 69 Южная Африка 49 Ямайка 13
Испания 86 Арабские страны 68 Новая Зеландия 49 Сингапур 8
Аргентина 86

Долгосрочная и краткосрочная ориентация

Долгосрочная и краткосрочная ориентация — это пятое измерение, которое было разработано через несколько лет после первых четырех. Он возник в результате усилий исследовательской группы (Chinese Culture Connection, 1987) по разработке системы универсальных ценностей с незападным уклоном. Согласно Хофстеде (1997), полученный в результате Обзор китайских ценностей совпал с тремя измерениями Хофстеде: дистанцией власти, индивидуализмом и мужественностью, но не с измерением избегания неопределенности. Кроме того, группа обнаружила уникальный фактор, не отраженный в работах Хофстеде, который они назвали конфуцианским динамизмом. С тех пор Хофстеде включил конфуцианский динамизм в свою собственную теорию как ориентацию на долгосрочную и краткосрочную перспективу. Долгосрочная ориентация связана с бережливостью, сбережениями, настойчивостью в достижении результатов и готовностью подчинить себя цели (табл. 3.6). Краткосрочная ориентация связана с меньшими сбережениями, предпочтением быстрых результатов и безудержными расходами в ответ на социальное давление (часто упоминается в английском языке как «идти в ногу с Джонсами»).

Таблица 1.8

Долгосрочная ориентация (LTO) для 23 стран (Hofstede, 1997: 166)

Страна LTO Страна LTO Страна LTO Страна LTO
Китай 118 Индия 61 Польша 32 Зимбабве 25
Гонконг 96 Таиланд 56 Германия 31 Канада 23
Тайвань 87 Сингапур 48 Австралия 31 Филиппины 19
Япония 80 Нидерланды 44 Новая Зеландия 30 Нигерия 16
Южная Корея 75 Бангладеш 40 США 29 Пакистан 0
Бразилия 65 Швеция 33 Великобритания 25

Потворство против сдержанности

Снисходительность против самоограничения представляет собой еще одно новое измерение. Люди, живущие в странах с высоким уровнем снисходительности, более склонны ценить бесплатное удовлетворение человеческих желаний (табл. 3.7). Для них важно получать удовольствие от жизни и получать удовольствие. С другой стороны, люди в странах с высоким уровнем сдержанности чаще считают, что удовольствие следует ограничивать и что оно должно регулироваться строгими социальными нормами (Hofstede et al., 2010).

Таблица 1.9

Снисходительность против сдержанности. Рейтинг 40 стран от самых до наименее снисходительных (воспроизведено из Jandt, 2016: 175)

Страны с высокими издержками Страны с высокими ограничениями        
1  Венесуэла 11 Австралия 74  Марокко 83 Ирак
2 Мексика 12 Кипр 75  Китай 85 Эстония
3 Пуэрто-Рико 12 Дания 76  Азербайджан 85 Болгария
4 Сальвадор 14 Великобритания 77 Россия 85 Литва
5 Нигерия 15 Канада 77 Черногория 88 Беларусь
6 Колумбия 15 Нидерланды 77 Румыния 88 Албания
7 Тринидад 15  США 77 Бангладеш 90 Украина
8 Швеция 18 Исландия 81  Молдова  91 Латвия
9 Новая Зеландия 19 Швейцария 82 Буркина-Фасо 92 Египет
10 Гана 19 Мальта 83 Гонконг 93 Пакистан

Среди различных попыток социологов изучить человеческие ценности с культурной точки зрения, безусловно, популярна попытка Хофстеде. На самом деле это был бы редкий культурный текст
, который не обратил особого внимания на теорию Хофстеде. Нынешний текст тому пример. Однако теория Хофстеде также подвергалась серьезным сомнениям, и ниже мы суммируем некоторые из наиболее распространенных критических замечаний.

Во-первых, методология Хофстеде подверглась критике. Начнем с того, что способ разработки вопросника был описан как бессистемный (Orr & Hauser, 2008). Действительно, анкета изначально была разработана даже не для изучения культурных ценностей, а для оценки удовлетворенности работой в IBM. Трудно поверить, что вопросы, сформулированные для изучения отношения на рабочем месте, имеют отношение к более широким культурным отношениям за пределами рабочего места.

Критики также отмечают, что выводы Хофстеде основаны на недостаточном количестве выборок (McSweeney, 2002). Хотя было проведено 117 000 анкет, использовались только результаты из 40 стран. Кроме того, только в 6 странах было более 1000 респондентов, а в 15 странах было менее 200 респондентов. Конечно, неуместно, когда 200 человек говорят от имени многомиллионной страны.

Критики также скептически отнеслись к предположению, что сотрудники IBM представляют национальные культуры в целом. И даже внутри IBM опросы проводились только среди определенных категорий работников, т. е. «маркетинг плюс продажи», оставляя без внимания многие другие категории сотрудников, включая рабочих, студентов дневного отделения, пенсионеров и т. д. ( МакСвини, 2002). Хофстеде предположил, что ограничение выборки таким образом эффективно контролирует влияние профессиональной категории и класса, гарантируя, что релевантной переменной для сравнения является национальность. Однако трудно избежать вывода о том, что, поскольку в исследовании участвовали исключительно сотрудники IBM, результаты могут больше сказать о корпоративной культуре IBM, чем о чем-то более широком. Более того, мы не должны забывать, что, когда исследование Хофстеде было впервые проведено, в IBM работали в основном мужчины, поэтому женские точки зрения также в значительной степени отсутствуют (Orr & Hauser, 2008).

Теорию Хофстеде также упрекали в том, что она пропагандирует в значительной степени статичный взгляд на культуру (Hamden-Turner & Trompenaars, 1997). Как предположили Орр и Хаузер (2008), мир кардинально изменился с тех пор, как Хофстеде начал исследования. Изменилась карта мира, могли измениться сами культуры, а исходные данные, скорее всего, устарели. На самом деле, это своего рода загадка, почему теория Хофстеде продолжает пользоваться такой популярностью. Действительно, на протяжении многих лет попытки многих исследователей воспроизвести открытия Хофстеде не увенчались успехом (Orr & Hauser, 2008).

В этой главе мы рассмотрели два подхода к изучению культурных ценностей: подход Клакхона и Стродтбека и подход Хофстеде. Изучение ценностей, несомненно, останется актуальной темой для кросс-культурных исследователей. Однако, в частности, в работах Хофстеде имплицитно присутствует идея существования такой вещи, как национальная культура. При обсуждении культурных ценностей мы временно согласились с этим предложением. Однако в заключение поднимем вопрос о том, имеет ли вообще смысл идея национальной культуры. МакСвини (2002, стр. 110), вторя мнению многих других ученых, настаивает на том, что «префикс названия страны к чему-либо, подразумевающему национальное единообразие, используется чрезмерно». По его мнению, размеры Хофстеде — не более чем статистические мифы. Возможно, культура — это термин, который лучше применять к небольшим коллективам, и любая национальная культура — это просто иллюзия. человеческих желаний (табл. 3.7). Для них важно получать удовольствие от жизни и получать удовольствие. С другой стороны, люди в странах с высоким уровнем сдержанности чаще считают, что удовольствие следует ограничивать и что оно должно регулироваться строгими социальными нормами (Hofstede et al., 2010).

Weil, N. (nd). Убеждения, ценности и культурные универсалии. Говоря о культуре. Получено 13 февраля 2020 г. с https://press.rebus.community/originsofthehumanfamily/chapter/chapter-6-a-closer-look-at-values/ (Creative Commons Attribution-NonCommercial 4. 0 International License)

Каталожные номера

Связь с китайской культурой. (1987). Китайская культура и поиск внекультурных измерений культуры. Журнал межкультурной психологии , 18 (2), 143–164.

Хамден-Тернер, К., и Тромпенаарс, Ф. (1997). Ответ Герту Хофстеде. Международный журнал межкультурных отношений , 21 (1), 149–159.

Хилл, доктор медицины (2002). Теория ценностной ориентации Клакхона и Стродбека. Онлайн-чтения по психологии и культуре , 4(4). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1040

Хофстеде, Г. (1997). Культуры и организации: программное обеспечение разума. Макгроу-Хилл.

Хофстеде Г., Хофстеде Г. Дж. и Минков М. (2010). Культуры и организации: программное обеспечение разума (3-е изд.). Макгроу-Хилл.

Jandt, FE (2016). Введение в межкультурную коммуникацию: Идентичности в глобальном сообществе (8-е изд.) Публикации SAGE.

Клакхон, Ф. Р., и Стродтбек, Ф. Л. (1961).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *