Тест социальная сфера 11 класс – Тест по обществознанию (11 класс) по теме: тест по теме «Социальная сфера» для 10-11 классов

Контрольная работа в 11 классе в форме ЕГЭ по социальной сфере 1 вариант с ответами

Контрольная работа в 11 классе по разделу

«Социальная сфера»

Вариант 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гуманистическая национальная политика». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) толерантность

2) привилегии отдельным этническим группам

3) сохранение родного языка

4) сближение наций

5) пропаганда этнической исключительности

6) культурная самобытность

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) самоконтроль

2) поощрение

3) социальный контроль

4) социальная норма

5) наказание

4. Выберите верные суждения о социальных группах и их видах.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

2) Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

3) Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.

4) Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.

5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.

5. Выберите верные суждения о социальной мобильности.

1) Межпоколенная мобильность – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.

2) Организованной мобильностью называют управляемые государством перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали: с согласия самих людей, или без их согласия.

3) Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение.

4) К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания.

5) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.

6. Соотнесите термины, связанные с социальным конфликтом и определения.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) проблема, противоречие, ради разрешения которых оппоненты вступают в конфликт

2) непосредственные участники конфликта

3) действия участников конфликта, направленные на овладение его объектом

4) настоящая причина конфликта: некая ценность, за обладание которой идёт борьба

5) возникновение разногласий, столкновение желаний, мнений, интересов

6) совокупность условий и обстоятельств, в которых зарождается и развивается конфликт

А) инцидент

Б) объект конфликта

В) среда конфликта

Г) предмет конфликта

7. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении.

1) Отклоняющееся поведение – это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации.

3) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

4) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

5) Отклоняющееся поведение подразумевает отклонение от общепринятых норм.

8. Какому термину соответствует определение?

Большая социальная группа, которая выделяется по демографическим (возрастным), социальным и социально-психологическим параметрам.

9. Выберете верные утверждения

1) Этническая общность – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и мировосприятия.

2) К естественным предпосылкам складывания того или иного этноса относят общность территории.

3) Доход, образование, престиж, объём властных полномочий – факторы, влияющие на формирование этнических групп.

4) Одной из предпосылок формирования этнических общностей является переход к индустриальной цивилизации.

5) Интегративным показателем сформировавшейся этнической общности выступает этническое самосознание

10. В ходе социологических опросов молодых семей в 2003 и 2013 гг. предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Что могло бы повлиять на Ваше решение в ближайшие два-три года родить хотя бы одного ребёнка? Какое из следующих высказываний точнее всего описывает Ваше отношение к этой проблеме?»

Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.

Изображение:

1) Доля семей, на чьё решение может повлиять улучшение жилищных условий, за 10 лет осталась неизменной.

2) Как в 2003, так и 2013 году на решение этого вопроса в первую очередь могло повлиять увеличение государственной поддержки семьям с несовершеннолетними детьми.

3) В 2013 г. положительное решение этого вопроса для примерно половины опрошенных зависело от роста зарплаты.

4) Доля семей, чьё решение не будет зависеть ни от каких условий, возросла в 2013 г. в сравнении с 2003 г.

5) В 2013 г. доля тех, кто связывали решение этого вопроса с улучшением жилищных условий, была больше доли тех, на чьё решение могла повлиять стабилизация цен на самые необходимые товары.

11. Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18–20-летнего возраста.

1) Президент РФ

2) член неформальной молодёжной группы

3) избиратель

4) мировой судья

5) военнослужащий срочной службы

6) губернатор

12. Какому термину соответствует определение?

Промежуточное, «пограничное» положение человека, когда при переходе из одной социальной группы в другую он утратил свою прежнюю систему ценностей и пока не усвоил новые.

13. Выберите верные суждения о социальных нормах.

1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.

4) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.

5) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

14. Международная организация проводила в стране Z опрос 30-летних и 60-летних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?».

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.

Изображение:

1) Половина опрошенных 30-летних считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов нужно уважать права и свободы друг друга.

2) Одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо знакомиться с культурой других этносов.

3) Среди 60-летних граждан тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо уважать права и свободы друг друга, больше, чем тех, кто считает, что нужно научиться понимать друг друга.

4) Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди 30-летних больше, чем среди 60-летних.

5) Наименьшие доли опрошенных в обеих группах не задумывались над поставленным вопросом.

15. Какому термину соответствует определение?

Сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту.

16.Выберите верные суждения о социальной стратификации.

1) К критериям социальной стратификации относят объём власти.

2) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека.

3) Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.

4) Деление общества на страты допускает наличие привилегий у представителей некоторых страт.

5) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.

17. Что из перечисленного относится к типам открытой социальной структуры?

1) рабство

2) классы

3) сословия

4) страты

5) касты

18. Выберите верные суждения о социальных конфликтах.

1) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

2) Предметом конфликта являются стороны, участвующие в конфликте.

3) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

4) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах, целях сторон.

5) Социальный конфликт – это спор, столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.

19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В России проживает более 100 больших и малых _______ (А) общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодёжи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах _______ (Б), ещё не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели — национальные лидеры, которые проводили политику «раздувания» _______ (В) и сепаратизма, используя различные способы манипулирования сознанием молодёжи.

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные _______ (Г) и протекают по-разному. Они ограничивают сферу ________(Д) между молодёжью различных национальностей, вызывают у молодых людей насторожённость, затрудняют межнациональные контакты. Кроме того, насилие становится фактом общественного _______ (Е), повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:

1) политический

2) этнический

3) сознание

4) демократия

5) обучение

6) общение

7) национализм

8) последствия

9) причина

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«По классическому определению, ______(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной ______(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ______(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ______(Г), установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ______(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ______(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:

1) брак

2) взаимоответственность

3) институт

4) мобильность

5) супружество

6) норма

7) репродукция

8) семья

9) контроль

Часть 2:

21. С помощь трех примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.

22. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный статус»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте 2 предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального статуса, и одно предложение, раскрывающее сущность статусного набора.

23. В одном из первых сводов законов Киевской Руси – Русской Правде – предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он ровнялся стоимости стада в 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте 3 возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

24. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые 3 признака семьи партнерского (демократического) типа.

25. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме: «Межнациональные конфликты и пути их разрешения»

Ответы 1 :

1. шовинизм».

2. 2.5

3. 3

4. 2; 4; 5;

5. 1.2.5.

6. 3;

4;

6;

1;

7. 2.4.5.

8. молодежь

9. 125

10.

Верные ответы: 1; 4; 5;

11. 2.3.5.

12. ответ: «маргинальность».

13. 1.4.5.

14.

Верные ответы: 1; 3; 4;

15. инфантилизм

16.

Верные ответы: 1; 4; 5;

17. 2.4.

18.

Верные ответы: 1; 4; 5;

19.

6;

3;

7;

2;

4;

9;

20.

6;

9;

8;

7;

1;

2;

infourok.ru

Тесты по Обществознанию по теме «Социальная сфера» (11 класс)

Тест № 3 по теме: «Социальная сфера»

Часть 1.

1. Термин «самооценка» , «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как

а) личности в) физического лица

б) индивида г) юридического лица

2. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

а) ценность в) престиж

б) адаптация

3. Профессия программиста сегодня является особенно востребованной. Степень её престижности определяется

а) высшими учебными заведениями в) обществом

б) администрацией предприятия

4. Социализация – это процесс

а) приобщения личности к жизни в обществе, усвоение ценностей, норм и идеалов

б) обретения человеком более высокого статуса в обществе

в) стремление к совершенству и идеалам

5. О каком термине идет речь в высказывании Е. Евтушенко «Человек – это знание, которое познает само себя»?

а) свобода в) статус

б) самопознание

6. В истории есть огромное количество примеров, когда простолюдины становятся генералами. В данном случае армия выступает в качестве

а) социальной адаптации в) социального контроля

б) социального лифта

7. К функциям семьи относятся

а) воспитание законопослушного поведения у детей

б)определение размера коммунальных платежей

в) установление стандартов школьного образования

8. Одним из признаков, отличающих игру от труда, является

а) действие согласно правилам в) наличие яркого воображения

б) то, что игра осуществляется группой друзей

9. Садовник разводит новые сорта цветов. Какую деятельность он выполняет?

а) социальную в) практическую

б) духовную

10. К духовным относятся потребности человека в

а) отдыхе в) творчестве

б) деятельности

11. Участие человека в общественной жизни характеризует его как

а) индивидуальность в) творца

б) личность

12. К социальной сфере жизни общества относятся следующие понятия:

а) сырье и материалы в) род и племя

б) образование и культура

13. Характерной чертой революции как формы общественного развития является

а) организационное развитие в) изменения, проводимые «снизу»

б) эволюционное развитие

14. К социальным относят потребность человека в

а) воде в) познании

б) тепле г) общении

15. Человек как представитель человеческого рода является

а) индивидуальностью в) личностью

б) индивидом

Часть 2.

16. Найдите понятие, которое будет обобщающим для всех остальных понятий

1) социальные общности, 2) социальные взаимодействия, 3) социальные институты, 4) социальная сфера общества, 5) социальный контроль

Ответ: ____

17. Найдите способы осуществления социальных гарантий.

1) защита прав и свобод граждан

2) обязанность граждан указывать свою национальность

3) деление общества на группы в зависимости от их доходов

4) социальное обеспечение по возрасту, по инвалидности и потере кормильца

5) повышение эффективности производства

6) выплаты пособия по безработице

7) платное высшее образование

Ответ: ___,___,____.

Ответы

Часть 1.

1. а) личности

2. в) престиж

3. в) обществом

4. а) приобщения личности к жизни в обществе, усвоение ценностей, норм и идеалов

5. б) самопознание

6. б) социального лифта

7. а) воспитание законопослушного поведения у детей

8. а) действие согласно правилам

9. в) практическую

10. в) творчестве

11. б) личность

12. в) род и племя

13. в) изменения, проводимые «снизу»

14. г) общении

15. б) индивидом

Часть 2.

16. 4) социальная сфера общества

17. 1, 4, 6.

infourok.ru

Контрольно-измерительные материалы для 11 класса по обществознанию(базовый и профильный уровень) по теме «Социальная сфера»

Тест по теме «Социальная сфера»

Вариант 1.

А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда просто­людины становились генералами. В данном случае армия вы­ступает в качестве

1) социальной адаптации 3) социальной детерминанты

2) социального лифта 4) социального контроля

А 3. После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он пере­шел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной орга­низации общества, называются

1) социальными отношениями 2) социальными структурами

3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядо­ченной последовательности называется

1) адаптацией 2) стратификацией 3) мобильностью 4) социализацией

А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 7. К функциям семьи относится

1) воспитание законопослушного поведения у детей

2) определение размера коммунальных платежей

3) установление стандартов школьного образования

4) определение минимального размера оплаты труда

А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия 2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли

А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

А 11. Какое суждение является верным?

А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей — это пример горизонтальной мобильности.

Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является получение рабочим руководящей должности на предприятии в связи с окончанием вуза.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 12. Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Возраст

Быть самым лучшим

Уважение окружающих

Материальная самостоятельность, независимость

Карьера

Семья, дети

14~18лет

24%

25%

26%

18%

7%

18-25 лет

11%

19%

45%

28%

8%

25-30 лет

3%

10%

44%

32%

11%

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, незави­симость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает соз­дание крепкой семьи

3) быть самым лучшим — критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни явля­ется карьерный рост, с возрастом уменьшается

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого обозначено буквой.

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они дей­ствуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение нацио­нального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального ко­оперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими нацио­нальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографиче­ский характер.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его ха­рактер.

А

Б

В

Г

Д

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в обще­ственном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) — распределение общественных групп в иерархическом по­рядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально ком­фортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

7) авторитет 8) стратификация 9) мобильность

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социаль­ная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

Дополнительное задание для профильного уровня:

2. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по теме «Межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете выступать.

3. Текст . Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контин­гента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образован­ные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» — это показатель, харак­теризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техни­ческая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального по­тенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный харак­тер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естест­венно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10—12% уже имеют конкрет­ные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль — 30%, в США — более 40% (доля лиц с высшим образова­нием в России составляет лишь 13,3%). Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспер­тов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30—35 млрд долл.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного тру­дового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению мно­гих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн чело­век. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым суще­ственным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. На­пример, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нара­стающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых от­ношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социаль­ные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедре­нии новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматиз­ма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так неле­гальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографи­ческой ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать неле­гальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходи­мо, не откладывая, разработать новое миграционное законодатель­ство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходи­мы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управ­ленческие схемы и стремления должны быть направлены на опти­мизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоя­нии и здоровье.

П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показате­лем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

С4. Какие меры предлагает автор для упорядочивания миграцион­ных процессов в России?

Ответы на задания:

Вариант 1.

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

2

2

1

2

2

1

2

1

3

1

1

Часть В.

В 1. 1

В 2.

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

1

4

В 3.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

8

5

6

4

Часть 3 (С).

С 1. Социальная мобильность — изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Предложения, отражающие факторы: субъективные – осознание человеком своего социального происхождения, политика государства.

Тест «Человек и общество» Профиль

Вариант № 1

1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

А) общественное сознание Б) общество

В) обыденное сознание Г) идеология

2. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала

3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное?

А) основной продукт производства — промышленные изделия

Б) основной фактор производства — знания

В) широкое применение механизмов, технологий

Г) классовое деление общества

4. Какой признак характеризует традиционное общество?

А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления

5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции

6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Основа человеческого существования — это

А) дружба Б) любовь В) потребительство Г) деятельность

8. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Типы ……………………….

традиционное

индустриальное

постиндустриальное

9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

А) низкий уровень социальной мобильности

Б) господство религии, обычаев и традиций

В) аграрный характер экономики

Г) глобализация жизни

10. Нужда человека, в чем либо, это:

А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности

11. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

А) модернизации Б) глобализации В) демократизации Г) информатизации

13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

А) формированием рыночной экономики

Б) ограничением социальной мобильности

В) развитием средств массовой коммуникации

Г) организацией фабричного производства

14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

15. Общественный прогресс выражается в:

А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества

16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

А) аграрный тип общества

Б) неразвитость институтов частной собственности

В) особая ценность человеческой индивидуальности

Г) преобладание коллективных форм сознания

18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

А) выделение общего Б) выделение особенного

В) развитие разума Г) развитие нравственности.

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс. Профиль

Вариант № 1

1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В

11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5

infourok.ru

Тест по обществознанию (11 класс) по теме: Тест «Социальная сфера общества». 11 класс.

Социальная сфера

1 вариант

Часть А                    

1. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

1

политический

2

территориальный

3

профессиональный

4

социально-классовый

2.Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся.  В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «какова цель вашей учебной деятельности?»

Варианты ответа учащихся

% отвечавших

5 класс

10 класс

Больше узнать о мире

60

13

Успешнее общаться с окружающими людьми

12

8

Радовать родителей своими достижениями

20

7

Поступить в престижный вуз

8

72

Выберите правильное утверждение.

1. мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.

2. в 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими

3. процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом

4. для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы является продолжение образования

3. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует  

1.Социальную мобильность

2. Социальную стратификацию

3. Социальное неравенство

4. Социальную адаптацию

4. К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1.  размер дохода

2. форма проведения досуга

3. черты характера

4. политические убеждения

5. Какой из статусов мужчины относится к категории достигаемых

    1. уроженец древнего провинциального города

    2. аспирант, соискатель научной степени кандидата технических наук

    3. представитель малого народа тюрской группы

    4. коллекционер, унаследовавший от отца коллекцию старинных монет

6. Молодая семья Ф. состоит из жены, мужа, ребенка. Они проживают в провинциальном городе. Какой признак позволит определить семью как патриархальную

    1. семья владеет небольшой квартирой на окраине города

    2. родители мужа подарили семье автомобиль

    3. муж и жена в прошлом были однокурсниками

    4. муж запретил жене работать, поручив ей заботы о ребенке и домашнем хозяйстве

7. При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка

    1. культурной    2. этнической   3. демографической     4. социально – классовой

8. К числу неформальных санкций относится

   1. награждение грамотой

   2. лестный отзыв товарища

   3. премирование

   4. вручение памятного подарка

9. верны ли суждения о социальных ролях человека?

А. социальные роли определяются его социальным статусом

Б. между понятиями» социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют

  1. верно только А   2. верно только Б    3. верны оба суждения    4. оба суждения неверны

10. К функциям семьи относится

  1. социализация личности

  2. определение минимального размера оплаты труда

  3. изменение системы школьного образования

  4. определение размеров коммунальных платежей

11. Демографическими являются следующие группы:

    1. крестьяне и рабочие;                  3.  мужчины и женщины;

    2.  русские и украинцы;                  4. католики и протестанты

12.  Социальная дифференциация означает:

1.  разделение общества на  различные социальные группы, слои, общности.

2.  поддержку малообеспеченных групп населения

3.усиление общественного контроля над различными социальными группами

4.  повышение собственного социального статуса

13. Молодежь как социальную группу отличает

   1. общность быта

   2. единство политических взглядов

   3. однородность, отсутствие дифференциации

   4. сходные черты сознания и поведения

14. Социальный статус личности – это

   1. поведение, ожидаемое от индивида

   2. положение человека в обществе

   3. оценка занимаемой индивидом позиции

   4. характеристика социальных качеств личности

15. Перемещение человека в соц. пространстве без изменения соц. статуса называется

   1. восходящей соц. мобильностью

   2. вертикальной соц. мобильностью

   3. горизонтальной соц. мобильностью

   4. нисходящей соц. мобильностью

16. Верны ли суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер

Б. все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание

   1. верно только А  2. верно только Б  3. верны оба суждения   4. оба суждения неверны

ЧастьВ

17.  Найдите в приведенном ниже списке признаки предписанного социального статуса и запишите буквы, под которыми они указаны в алфавитном  порядке:

  1. образование;  2. пол; 3. происхождение;4. профессия; 5. возраст;6.уровень дохода

18. Установите соответствие между типами общественных групп и примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Типы общ. групп

1) преподаватели;

2) провинциалы;

3) католики;

4) программисты;

5) горожане

6) мусульмане

А) поселенческие;

Б) профессиональные;

В) конфессиональные

19. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку. А. будет во Франции работать в той же должности,  что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в списке характеристики соц. мобильности, относящиеся к данному примеру

  1. индивидуальная 2. восходящая 3. миграция 4. горизонтальная 5. нисходящая 6. межпоколенная

20. Приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные санкции».

    Премия, выговор, повышение в должности, моральное удовлетворение, аплодисменты, дисциплинарное взыскание.

Социальная сфера

2 вариант

Часть А                          

1. Какая функция семьи проявляется в продолжении рода

    1. воспитательная

    2. рекреационная

    3. эмоционально- психологическая

    4. репродуктивная

2.. Элементом социальной структуры общества является

    1.   сословие

    2.   партия

    3.   парламент

    4.  государство

3. Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся.  В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «какова цель вашей учебной деятельности?»

Варианты ответа учащихся

% отвечавших

5 класс

10 класс

Больше узнать о мире

60

13

Успешнее общаться с окружающими людьми

12

8

Радовать родителей своими достижениями

20

7

Поступить в престижный вуз

8

72

Выберите правильное утверждение.

1. мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.

2. в 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими

3. процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом

4. для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы является продолжение образования

4. верны ли суждения о социальных ролях человека?

А. социальные роли определяются его социальным статусом

Б. между понятиями» социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

5.. Примером горизонтальной социальной мобильности является

    1. получение очередного офицерского звания

    2. перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

    3. выход на пенсию

    4. переезд в другой город

6.  По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

    1. демографическому;                   3.  этническому;

    2.  территориальному;                   4. классовому.

7.  Социальное неравенство всегда выражается в

    1.  изменении социального статуса человека;  

    2.  разном доступе к социальным благам;  

    3.  многообразии социальных норм;  

    4.  формах конкурентной борьбы

8..  Достигаемым является социальный статус:

    1.   преподавателя;                    3.  представителя аристократического рода;

    2.   русского человека;             4.   мужчины

9. Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000 различных образцов и проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрирует этот пример?

      1. соответствующее обычаям

      2. нарушающее нормы права

      3. негативное отклоняющееся

      4. позитивное отклоняющееся

10.  К формальным позитивным санкциям относят

    1. ученую степень  2. аплодисменты    3. славу  4. почет

11. Предписание снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрирует пример социальной нормы:

     1.этикета; 2. морали;  3. права; 4. традиций

12. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

      1.однородность, отсутствие дифференциации

      2. общность политических убеждений

      3. сходные черты поведения

      4. единство уровня доходов

13. Социальная стратификация представляет собой:

      1. социальное различие, неравенство в положении людей

      2. результат взаимодействия внутри общественной группы

      3. любые изменения в статусе личности

      4. освоение индивидом социальных норм

14. Выберите из перечня пример восходящей  вертикальной социальной мобильности:

      1. актер перешел из одного провинциального театра в другой

      2. футбольный тренер перешел из одной команды высшей лиги в другую

      3. помощник режиссера получил приглашение занять должность главного     режиссера-постановщика

       4. офицер разжалован в рядовые

15. Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?

       1. пролетарии 2. интеллигенты  3. маргиналы  4. люмпены

16.  Император Николай II в переписном листе во время переписи населения в 1897 году указал, что является православным. Таким образом император определил свою принадлежность к общности:

1.  поселенческой;                3.  этнической;  

2.  профессиональной;         4.  конфессиональной

Часть В

17.  Установите соответствие между типами общественных групп и примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Типы общ. групп

1) депутаты;

2) дети;

3) избиратели;

4) чеченцы;

5) молодежь;

6) славяне

7) женщины.

А) этнические;

Б) демографические;

В) политические

18. Установите соответствие между видом социального статуса и позициями, занимаемыми личностью в обществе.

   

Позиции личности

Вид социального статуса

1) молодой человек

А) достигаемый

2) студент

Б) предписанный

3) сын

4) капитан футбольной команды

5) брат

19. Найдите в списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, запишите цифры

   1. К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»

   2. Коллеги похвалили С. за хороший доклад

   3. В. получил на заводе премию за свое изобретение

   4. Л. присвоена степень доктора исторических наук

   5. Выступление учеников 10 класса на празднике вызвало аплодисменты

   6. Офицеру – подводнику присвоили очередное воинское звание

20.  Приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите «лишний» термин

 Каста, народность, племя, нация, род

Социальная сфера.

Задания части С.

1.        Назовите виды социальных норм.

2.        С помощью трех примеров проиллюстрируйте  ролевой конфликт.

3.        Прочитайте текст и выполните задания к нему.

« Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция- это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов- семьи. Для выявления социологических и социально- психологических последствий демографических революций нужно сопоставить две формы семьи- традиционную, патриархальную, существовавшую многие тысячи лет, и современную. Нуклеарную.

   Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была ее многодетность… патриархальная семья характеризовалась жесткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшими- младшим  членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое подчинение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…

   Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на ее место воздвигла новую, нуклеарную.  Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению..

  Не менее важными оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами сомоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональ- ному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически необходимое( отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.

  Так начала формироваться малодетная семья…  патриархальная семья давала количественный рост населения… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.

                                          А.Ю.Лазебникова.

3-1.На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.

3-2. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к другому?

3-3. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.

nsportal.ru

Тест по обществознанию на тему «Социальная сфера» (11 класс)

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.1б

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Социальная мобильность

Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую

Социальная …

Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа

2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Этнос, род, племя, народность, нация.

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».

1) семья 2) бизнес 3) наука 4) акция 5) налоги 6) право

 

4.Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.2б

1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2) Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.

3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.

4) Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.

5) Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.

6) Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.

5.В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.2б

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Респонденты в возрасте 18–24 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и создать семью.

2) Наибольшая доля респондентов в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное — создать семью.

3) Равные доли респондентов в возрасте 25–39 лет и старше 55 лет считают, что в молодости важнее всего сделать карьеру.

4) Возможность пожить в своё удовольствие в молодости выше всех оценили люди в возрасте 25–39 лет.

5) Каждый десятый респондент в возрасте 40–54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие.

6.Супруги Михаил и Елена М. решили заключить брачный договор. Какие из перечисленных условий, которые супруги решили внести в договор, не противоречат действующему российскому законодательству? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания. 2б

 

1) Договор устанавливает режим общей долевой собственности на имущество, приобретённое в браке.

2) Все расходы по содержанию недвижимого имущества, принадлежащего супругам, оплачиваются мужем.

3) Елена обязуется не устраиваться на работу и добросовестно вести домашнее хозяйство.

4) В случае расторжения брака несовершеннолетние дети проживают с матерью.

5) Супруги отказываются от права на получение алиментов в случае расторжения брака.

6) В случае приобретения супругами в будущем загородного дома он будет являться собственностью жены.

7.Вставьте пропуски 2б

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) …Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных».

  

1) санкция

2) группы

3) интеграция

4) идеал

5) контроль

6) эталон

7) правило

8) управление

9) стабильность

 

8.Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «каналы социальной мобильности»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. 4б

9.Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.3б

 

10.К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений. 3б

 

11.Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная группа». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 4б

 

Критерии: 25-18- «5»; 17-14- «4»; 13-11- «3»; 10-0- «2».

infourok.ru

Тест по обществознанию на тему «Социальная сфера» (11 класс)

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.1б

  

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дифференциация

Стремление нарoдов к coxранению национальной самостоятельности

Сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).1б

Школьный класструдовой коллективродительская семьяагент социализацииСМИ.

3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».1б

1) народность 2) племя 3) нация 4) род 5) каста 6) государство

 

4.Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны. 2б

1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы

2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)

3) смена профессии отца на другую профессию

4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания

5) рост числа людей, работающих в нескольких местах

6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии

5.Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. 2б

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.

2) Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей.

3) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

4) Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

5) Доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей.

6.Анастасии 15 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, которые она вправе осуществлять самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.2б

 

1) распоряжаться авторским гонораром за опубликованную статью собственного сочинения

2) заключать мелкие бытовые сделки

3) взять кредит под залог недвижимости

4) управлять подаренным ей отцом автомобилем

5) устроиться на работу в летнее кафе

6) внести за работу в летнем трудовом лагере зарплату на счёт в банке

7.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. 2б

 

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ___________ (А). Это явление получило название социальной ___________ (Б). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ___________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ___________ (Г). ___________ (Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные__________(Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

1) миграция

2) мобильность

3) горизонтальная

4) институт

5) статус

6) вертикальная

7) группа

8) стратификация

9) маргинализация

 

8.Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный конфликт»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов;

− одно предложение, раскрывающее отличие повода социального конфликта от его причины.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. 4б

9.Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов. 3б

10.В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.

К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.3б

 

11.Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная стратификация общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 4б

Критерии: 25-18- «5»; 17-14- «4»; 13-11- «3»; 10-0- «2».

infourok.ru

Тест по обществознанию (11 класс) по теме: Тесты по обществознанию. Раздел Социальная сфера

1. Одним из способов преодоления негативных последствий социального неравенства в современном обществе служит

1. судебное преследование владельцев крупных состояний

2. наложение запрета на получение сверхприбыли

3. ограничение на проживание неимущего населения в городах

4. выделение адресных льгот социально незащищенным слоям населения

2. Характерным признаком данного типа группа выступают общность исторического опыта, языка и культурных традиций. О какой социальной группе идет речь?               1. этнос        2. сословие       3. электорат      4. конфессии

3. Какой тип социальной дифференциации характерен для традиционного общества?

1. классы, слои        2. страты, курии      3. касты, сословия       4. партии, движения

4. Французский маршал Иоаким Мюрат родился в семье трактирщика. Путь к карьере открыла для него Великая французская революция. В 1796 г. он стал бригадным генералом в возрасте 29 лет. В 1804 г. Наполеон Бонапарт возвел его в маршалы. Позднее он стал герцогом Клевским и Неаполитанским королем.  Какой институт социальной мобильности позволил Нею сделать карьеру?

1. работа в государственном аппарате         2. поддержка со стороны семьи, родственников

3. парламентская деятельность             4. служба в действующей армии

5.  Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе.

Б) Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля.

1. верно только А     2. верно только Б   3. верны оба суждения        4. оба суждения неверны

6. Среди основных форм социальной мобильности ученые выделяют горизонтальную и вертикальную. Какой из приведенных примеров иллюстрирует  вертикальную  социальную мобильность?

1. Молодой чиновник сделал головокружительную карьеру, быстро поднявшись от специалиста отдела министерства до начальника управления

2. Сотрудник банка, операционист-кассир был переведен в новое отделение банка

3. Владелец крупной сети салонов мобильной связи открыл филиалы своей фирмы в двух провинциальных городах страны.

4. Воспитательница детского сада перешла на работу в другой детский сад  ближе к дому

7. Что включается учеными-социологами в понятие «социальная роль»?

1)

оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.

2)

ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением.

3)

изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.

4)

положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.

8. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А) Одним из способов разрешения конфликта, находящегося в острой фазе может стать упразднение, ликвидация одной из противоборствующих сторон.

Б)  Социальный конфликт способен сыграть позитивную роль в развитии общества, помочь отыскать решение назревших перед обществом сложных проблем.

1. верно только А     2. верно только Б   3. верны оба суждения        4. оба суждения неверны

9. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими:  к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. 

ПРИМЕРЫ

Социальные лифты

1)

Молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года».

А)

брак

2)

Молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала.

Б)

профессиональная деятельность

3)

После окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта.

В)

образование

4)

Солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность.

Г)

служба в армии

5)

Закончив обучение в техническом колледже, выпускник пришел работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования.

6)

Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения.


10. Ассимиляция происходит, когда группа или целое общество постепенно принимает или стремится принять привычки, верования. обычаи и образ жизни, присущие _______________(1). После нескольких поколений представители ассимилированного меньшинства в культурном и физическом отношениях уже не отличаются от представителей   этнического большинства.



Ассимиляция, или __________(2)  может идти двумя путями. Представители одной национальности постепенно усваивают язык, традиции, нормы и ___________(3) другого народа и с течением времени начинают все больше и больше отождествлять себя с этим народом. Иногда этот процесс растягивается на столетия и проходит незаметно.



В насильственном сценарии более крупная нация запрещается использование ____________(4)  в публичной жизни, прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой информации. Если ___________(5) неполная, то надо говорить о третьей форме — аккультурации: один народ усваивает нормы и ценности другого народа, приспосабливается к совместной жизни, но сохраняет свое ___________(6). В таких ситуация граждане одного государства свободно разговаривают на двух языках.


Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А. стратификация          Б. ценности  В. этническое поглощение            Г. социальная мобильность

Д. ассимиляция  Е. социальный статус    Ж. родной язык     З. этническое самосознание   И. доминирующая культура

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *