Техника для запоминания – Мнемоника — Википедия

Содержание

как увеличить объем памяти с помощью образов

Каждый день мы пропускаем через себя огромные потоки информации. Что-то мозг запоминает, что-то пролетает мимо ушей. Есть также данные, которые запоминаются на короткий промежуток времени, чтобы потом кануть в небытие.

К последней категории частенько относится весьма полезная информация. У студентов это — учебные лекции, от которых память освобождается сразу после сдачи экзамена. Создается такое ощущение, что на экзамене знания буквально вынимаются из головы и остаются в аудитории.

Можно ли это изменить? Безусловно, да, более того — мы можем не только сохранить данные в памяти надолго, но и ускорить сам процесс запоминания. Для этого существует мнемоника и специальные техники.

Возможности мнемотехник

Смертный, который начнет зубрить подряд сотню чисел, расположенных в столбик, потратит на такой труд несколько дней, и это при условии, что у него отличная память.

Другой человек выучит столбик чисел за 6 секунд. Может быть, он вундеркинд? Такое не исключено, люди с выдающимися способностями к запоминанию рождаются. Но в реальности мастер запоминания чисел почти наверняка использовал одну из мнемотехник. (Однозначно можно сказать одно — химия тут не использовалась, волшебные пилюли от сна вряд ли приводят к таким результатам).

Арсенал мнемоники постоянно пополняется новыми техниками. Если мнемоника сама по себе обозначает визуализацию для облегчения понимания и связь образов с запоминаемым материалом, то мнемотехники — это различные приемы, которые облегчают процесс запоминания. Такие техники могут быть привязаны к конкретной категории материала. Например, отдельные методы помогают справиться с формулами, другие техники предназначены для запоминания правил русского языка, третьи помогут выучить иностранные слова.

Самые распространенные техники

Рифмизация

Популярными мнемотехниками пользовались, наверное, мы все. Со школьных времен можно вспомнить стишки, которые помогают заучить последовательность падежей или список глаголов-исключений. Такие стихи можно составлять самостоятельно для заучивания какой-либо информации. Стихотворные формы были распространены и среди учеников гимназий в царской России. Техника очень старая, но достаточно эффективная. Она называется рифмизацией.

«Желто-голубой автобус»

Еще одна распространенная мнемотехника подразумевает использование созвучных слов. Она помогает запоминать иностранные и просто сложные слова. Самый простой пример такой техники — так называемый «желто-голубой автобус». Когда англоговорящие студенты изучают русский, у них возникает не меньше проблем, чем у россиян, которые учат английский.

Как сказать на русском «Я люблю вас»? Англичан и американцев учат этой фразе, используя созвучную — «yellow blue bus». Эта фраза будет звучать смешно на русском, но «страдалец» со временем научится произношению. Важнее заложить студенту в голову некую базу, облегчить запоминание.

Очень яркий «желто-голубой автобус»

Еще один интересный метод, которым можно смело пользоваться — это яркие ассоциации. Речь идет об образном мышлении, связывании информации с картинками. Технику можно соотнести с предыдущей — когда студент связывает признание в любви на русском с желто-голубым автобусом, он может дополнительно представить себе яркую картинку с этим транспортным средством. Для сложной информации можно использовать ряд образов.

Почему мнемотехники работают?

Мнемотехники отлично работают, и это доказано не только на примере гуманитарных знаний и лингвистики. Цифры так же прекрасно закладываются в голову при помощи специальных методов. В чем секрет техник?

Все дело в особенностях восприятия. Понять, почему мнемоника эффективна, можно, узнав, как работает память. Человеку сложно работать с абстрактной информацией. У каждого из нас есть аудиальный, кинестетический и визуальный канал восприятия, через который мы привыкли получать львиную долю информации. Эти каналы работают превосходно и обеспечивают нас необходимыми для выживания знаниями. Но, когда мы беремся за учебник, то работаем не с картинками, звуками или ощущениями. Взрослый человек вынужден воспринимать буквы, цифры и непонятные термины.

Мнемотехники привязывают абстрактное к конкретному — осязаемому, видимому, слышимому. К тому, с чем наш мозг работать привык. Разумеется, любые данные можно вызубрить, но это вряд ли будет эффективно. То, что было насильно заучено, пропадет из памяти без следа, как содержимое старых тетрадок. А вот заученное с помощью мнемотехник держится буквально в подсознании.

Маленькие секреты мнемотехник

В мнемонике есть маленькие секреты, которые облегчают запоминание конкретной информации. Например, чтобы запомнить морзянку, можно использовать обычные слова с подходящими короткими и длинными по звучанию слогами. Эта система действительно работает, а подобрать слова можно самостоятельно.

Мнемофразы — еще одно интересное явление. Они используются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Так выстраивают в цепочку падежи, планеты Солнечной системы и различные географические объекты.

Фраза «Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку» может звучать странно до тех пор, пока вы не поставите ее в столбик и не оставите только первые буквы. Даже человек, закончивший только среднюю школу, заметит, что это первые буквы названий планет.

В выражении «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю» перечислены основные острова «страны восходящего солнца».

С чего начать?

В Сети можно найти множество полезных упражнений для развития памяти. Есть даже специальные учебники, курсы и платные семинары по мнемотехникам. Однако новичку достаточно освоить простые приемы, которые он сможет использовать уже в ближайшее время. Расширять свои возможности нужно уже после того, как память основательно подготовлена.

В мнемонике нет никакой мистики, и даже самые выдающиеся способности можно легко объяснить использованием специальных приемов.

studlance.ru

Статья на тему: Техники эффективного запоминания

Техники эффективного запоминания

Цель: 1) оказать помощь родителям;

2) ознакомить с методами эйдетики;

3) научить родителей использовать методы эффективного запоминания.

1. Вступительное слово классного руководителя

Сравнительно новое для России направление в педагогике и практической психологии работающие в нем специалисты назвали эйдетикой (от греческого слова «эйдос», что означает «образ»).

Механическое заучивание противоречит заложенному природой процессу развития мозга. Поэтому дети, особенно раннего подросткового возраста испытывают чувство психологического дискомфорта, который является причиной многих болезней. Ребенка, который плохо учится из-за того, что его учат с помощью методик, не учитывающих его природные возможности, часто ругают и дома, и в школе. Постоянные отрицательные эмоции и нервное напряжение снижают иммунитет ребенка, и он начинает часто болеть.

Специалисты утверждают, что методики обучения, не учитывающие особенности детской физиологии, — одна из основных причин сегодняшнего высокого уровня заболеваемости школьников.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими. [1]

Термин «эйдетизм» был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление — закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок — эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый. Проведя в 30-е годы свои первые эксперименты, ученые обследовали более полутора тысяч школ в Германии и обнаружили, что 100% учащихся — эйдетики, из них 40% — явные и 60% — скрытые. То есть все обследованные дети обладают образной памятью. В России это направление в психологии развили Л.С. Выготский и А.Р. Лурия.

В настоящее время в России эйдетика еще мало распространена. Однако, опубликованный мировой и российский опыт и опыт автора в применении эйдетики в уроках русского языка в 5-7 классах позволяют говорить об эффективности этой методики.

 Несомненно, что применение методов школы эйдетики на уроках русского языка способствует развитию внимания, памяти, образного мышления, орфографической грамотность, компетенций (как ключевых, так и предметных).

 2. Применение методов школы эйдетики на уроках русского языка

(презентация)

Наиболее сложным для учителя и учащихся является раздел «Правописание: орфография и пунктуация», а в нем «Трудные случаи орфографии и пунктуации».

Школа эйдетики предлагает методики запоминания слов, которые вызывают у детей трудности в написании, развить внимание, образное мышление, умение мыслить и работать по аналогии, по алгоритму.

На первом этапе знакомства с эйдетикой ребятам можно предложить посмотреть ряд букв, например: П В Ц В З С и предложить сразу же закрыть глаза.

— Ребята, вы заметили, что форма букв оставляет след в памяти? даже если этот след различим всего лишь мгновение — самое больше секунду, — он все же играет роль в процессе запоминания. Сразу же после того, как вы что-то увидели, услышали, почувствовали, имеет место хрупкое, кратковременное продолжение восприятия. для зрительных образов оно имеет наименьшую длительность, для звуковых — несколько более продолжительную, для осязательных — может длиться несколько секунд. Это продолжение называется сенсорной регистрацией. Она обеспечивает непрерывность нашего восприятия — мир не исчезнет неожиданно, если вы вдруг моргнете.

Затем ребятам можно предложить еще раз посмотреть внимательно на буквы, и воспроизвести их в памяти, сначала повторяя звуки, а потом представляя себе форму букв.

-Ребята, когда вы делаете это, вы используете, так называемую, кратковременную память. Она фокусируется по вашему желанию.

-для того чтобы какая-то информация была зафиксирована в вашей памяти, нужно научиться передавать информацию из кратковременной памяти в долговременную память.

Память становится более богатой, гибкой, быстродействующей, если научить ребят пользоваться различными шаблонами, «зацепками», образами, ассоциациями. В этом помогают методы школы Эйдетики.

Школа Эйдетики включает в себя мнемотехнику и эйдотехнику.

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, основанных на вербально-логическом мышлении.

Эйдотехника — от греч. эйдос — образ — означает совокупность приемов и способов, основанных на конкретно-образном мышлении.

Мнемотехника содержит в себе 8 различных методов: логические закономерности, последовательные ассоциации, связанные ассоциации, фонетические ассоциации, автобиографические ассоциации, цифро-буквенный код, ОЧОГ, рациональное повторение.

Эйдотехника — 19 методов: оживление, вхождение, трансформация, образные крючки, образное мышление, соощущение, графические импровизации, отстраненность, избыточность, регрессия, метод Цицерона, припоминание, измененные модальности, динамическое соответствие, запечатление, комбинированные методы, забывание, фотографическая память, развитие памяти во сне.

Метод графических ассоциаций больше других нравится школьникам. При запоминании словарного слова надо сделать рисунок (можно мысленный), обозначающий само слово, и «обыграть» в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово коттедж, то на картинке должны быть и сам коттедж, и две буквы «ТТ». Для обучения и закрепления правописания словарных слов можно использовать игры.  

  Тт

— Метод звуковые (фонетические) ассоциации вводится в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрак. Созвучное ему слово РАК. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак РАКи». Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрывали запоминаемую букву «А» через рисунок. А придуманная фраза и хорошо звучит, и хорошо представляется.

ЗАВТРАК

Винегрет – созвучные слова «ВИНт» и «НЕГР», составить сюжет: «Винт негру попался в винегрете» или «ВИНи Пух ГРЕется после того как объелся винегретом».

Барсук – созвучное слово «БАР». Сюжет: «За стойкой БАРа стоял БАРсук» или «БАРсук веселился в БАРе».

Кастрюля – созвучное слово «КАСка». Сюжет: «КАСтрюлю надели вместо КАСки».

Стадион – слово более сложное. В нем надо запомнить две буквы – А и И. Подбираем два созвучных слова – «СТАДо» и «ДИкий». Сюжет: «СТАДо Диких зверей на стадионе».

Если в словарном слове содержится несколько непроверяемых букв, можно использовать комбинированный метод. Комбинированный метод — это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно. Например, для слова колонна подобрано созвучие к первому слогу — «КОнь на КОлоННе +НН».

Например, для слова майонез можно подобрать созвучие к первому слогу — МАЙка, а вторую непроверяемую букву «О» легче мысленно нарисовать в виде пятна (буква О) на майке. Получится «МАЙка испачкана майОнезом» +О. Информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок используют опыт, подкрепленный яркими воспоминаниями, тем лучше будет результат.

Пирамида «ПИР на вершине ПИРамиды». Вторую непроверяемую букву  удобнее запомнить, используя схожесть пирамиды с буквой А.

Чтобы сэкономить время и систематизировать правило «Правописание букв О и Е после шипящих», можно применить метод последовательные ассоциации.

Начинаем изучение темы с записи на доске:

В суффиксах и окончаниях

О — под ударением                                 Е — без ударения

Ключом                                                     ландышем

Большой                                                    могучем

Медвежонок                                             плюшевый

Просим учеников привести как можно больше примеров.

В корне слов пишется буква Е

Пчелы — пчела, желудь — желудевый, дешевый — дешевле, шепот —шептать. Особое внимание обращаем на слова ожог, ожег.

Но есть слова исключения:

Обжора, шорты, капюшон, чащоба, крыжовник, изжога, шов, шок, шорох, цоканье, трещотка, шомпол, шорник, чопорный, мажорный, трущоба, цоколь.

Пользуясь методом последовательные ассоциации, ребята составляют небольшой рассказ (образно, объемно представляют эту картину), не забывая о внутреннем состоянии, вкусовом ощущении, звуковом наличии. «Точная последовательность опорных образов, припоминаемых без труда, используется для запоминания последовательности закодированных в ассоциациях сведений. Цепочка опорных образов является носителем информации».

Ее можно представить так:

Образы связываются в ассоциации попарно. Когда ученик в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Например:

Обжора надел Шорты, накинул Капюшон, отправился в Чащобу, есть Крыжовник (припоминание вкуса), съел так много, что почувствовал Изжогу (вкусовой сигнал), на шортах разошелся Шов, с ним случился Шок. Лежит Обжора (эмоциональное состояние). Раздался Шорох — не слышит, раздалось Цоканье — не слышит, когда же затрещала Трещотка, он очнулся (усиление звука). Нужно звать на помощь. Взял Шомпол, почистил ствол ружья и выстрелил. Прибежал Шорник, сшил кожаные шорты. Обжора стал Чопорный (важный), включил Мажорную музыку (звук) и стал слушать ее в Трущобе, под Цоколем (визуальная картина).

Можно использовать на уроках русского языка метод Цицерона, который основан на ассоциациях, образованных естественным путем, т.е. на естественных ассоциациях.

Опорный список                            Связь                                Запоминаемый список

(Условное обозначение метода Цицерона).

Он представляет собой последовательность опорных образов, которые формируются припоминанием хорошо знакомого помещения (комнаты) или какого-либо пути (дорога в школу).

Мысленно надо обойти свою комнату и зафиксировать внимание на 10 крупных предметах в ней. Затем закрепить в памяти эти предметы, повторив их мысленно. Запоминаемые образы и ассоциации «прикрепляются к выделенным предметам приемом образования ассоциативной связи». Или можно представить, что вы идете по хорошо знакомой улицей и расставляете эти слова.

Например, на уроке в 5 классе при повторении правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков ребята запоминают новые словарные слов методом Цицерона.

Учитель:

— Мы подошли с вами к большому городу, но стража нас не хочет пропустить. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант. Итак, в приведенные ниже слова вам надо вставить разделительные Ъ и Ь знаки, обозначить орфограмму и объяснить их правописание:

В_езд, сем_я, об_явление, друз_я, Тат_яна, об_яснение, вороб_и, лист_я, с_едобные, колос_я, необ_ятный, сер_езный, бар_ер, руж_е и.т.д.

Но это не все, стражники просят, чтобы вы запомнили 10 слов и не только их произнесли, но и написали. Мы с вами знали, что Ъ знак пишется после приставки на согласную перед буквами Е, Е ,Ю,Я, а Ь знак перед этими же буквами и буквой И. Но в русском языке есть слова иностранного происхождения, где после разделительного Ь знака пишется О.

Батальон, павильон, бульон, шампиньон, медальон, лосьон, шиньон, каньон, почтальон, гильотина.

— Закройте глаза и представьте мысленно дорогу в школу, последовательно остановитесь на 10 предметах. Захватив с собой большой круг — буква О (буква О — это опорный образ, к которому привязываются другие образы и ассоциации, 6 секунд на запоминание одного образа), вернитесь к словам, закрепите на них внимание, четко их произнесите и последовательно расставьте на пути, а затем поверните назад и пройдите обратный путь.

Когда ученики запомнят слова и произнесут их учителю, им нужно будет написать слова последовательно:

1-ый ряд учеников пишут слова в прямой последовательности,

2-ой в обратной последовательности,

3-ий — со слова медальон — вверх и вниз.

Как запомнить, где в словах делать ударение.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором  на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого слова и вспомогательного  нужно составить сюжет.

Например, чтобы запомнить что в слове «туфля» ударение падает на У, можно составить такой сюжет «Туфля выпала из самолета «ТУ» или представить такую картинку «ТУча, похожая на ТУфлю» или «ТУшью измазали ТУфлю».

ТОрты  — «Долго ели ТОрты – не налезли шорты»», «Не пошли на корты – стали кушать ТОрты», «Толстый, потому что любит ТОрты»

Игровой метод помогает в неформальной обстановке закрепить знания орфографии. Здесь помогают упражнения, которые разработаны преподавателями эйдетики Майей и Леонидом Айзенваргами.

«Смена обзора»

Это простое упражнение помогает снять усталость и восстановить способность концентрировать внимание. Когда ребенок выполняет какую-нибудь работу, сидя на одном месте, предложите ему через некоторое время пересесть на другое место или сесть с другой стороны стола. Можно периодически ходить по комнате, рассматривая предметы, посмотреть в окно, взобраться на диван. Главное — сменить на некоторое время обзор.

«Не зевай — быстро отвечай».

Быстрое переключение внимания с одной области человеческих знаний на другую способствует увеличению связей между клетками головного мозга. Человек становится умнее, быстрее реагирует на изменение внешних обстоятельств, легче адаптируется. Вопросы вы можете придумывать сами.

Примерный ход игры.

Вопросы:

Как называется столица Англии?

Какие цвета на флаге России?

Как называется детеныш кошки?

В какое время года празднуется Новый год?

В каких русских словах после буквы «Ц» пишется буква «Ы»? и т.д.

Образец ответа:

Детеныш кошки называется котенок.

Важно: достичь быстрого темпа в игре; проговаривать полный ответ обязательно вслух; играть регулярно.

Итак, методы школы эйдетики позволяют развить навыки орфографической грамотности без дополнительной нагрузки на психику и физическое здоровье ребенка.

3. Родителям на заметку. Полезные советы “Школы эйдетики”

  • Все, что хочешь запомнить — представляй!
  • Знай, что все, что ты увидел, услышал, почувствовал, уже запомнилось, а припомнится легко лишь то, что представил.
  • Не думай словами — думай образами (представлениями).
  • Не ругай себя за неудачи, а извлекай из них уроки.
  • Фантазируй.
  • Хвали себя даже за незначительные успехи.
  • Уроки не учи. А придумывай и представляй что-нибудь забавное, что поможет потом их легко припомнить (Каждый Охотник желает Знать Где Сидит Фазан).
  • Не учи стихи куплетами!
  • Не бойся забыть, если представил.
  • Если не спится, не считай до трех или половины четвертого, а постарайся не заснуть.
  • Просыпайся с удовольствием.
  • Перед тем, как заснуть, представляй себя здоровым и счастливым.
  • Расслабляйся!
  • Не повторяй больше 4-5 раз подряд, лучше сделай это через 2-3часа.

nsportal.ru

приемы запоминания, для развития речи

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехника для дошкольников

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра. Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

Владимир Козаренко – автор книги «Мнемотехника шаг за шагом». Козаренко не просто разработал приемы запоминания информации, этот учебник мнемотехники развивает феноменальную память.

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.

yourspeech.ru

Как быстро запомнить информацию? Методы, техники запоминания

Все мы помним школьные и студенческие годы, когда поток информации для запоминания был бесконечен. И это омрачало нашу жизнь. Хорошая память, к сожалению, досталась от природы не каждому. Как только ни пытались люди улучшить способности запоминания. Но не все они приносили плоды. Попробуем разобраться, как научиться быстро запоминать информацию в современных реалиях.

Механизмы памяти

Трудно выработать технику запоминания, не зная, какой тип памяти у вас доминирует. Запомнить информацию можно либо с помощью зрения, и тогда это будет зрительная память, либо органов слуха — слуховая. Каждый неповторим, соответственно, и подходы к запоминанию у всех свои. Например, некоторые люди способные похвастаться моторной, мышечной памятью.

Чтобы запомнить необходимое, нужно понимать как память функционирует. Непроизвольная работа связана с запоминанием без усилий. Ярчайший тому пример — реклама. Никому не придет в голову специально заучивать слоганы, звучащие с экранов телевизоров. Тогда почему мы запросто воспроизведем услышанное? Сработал непроизвольный механизм.

Когда нужно специально запомнить материал, на помощь приходит произвольное запоминание. Здесь мы либо зубрим, если не понимаем предмет изучения, либо осмысливаем изучаемое и фиксируем его в памяти его. Второй путь гораздо эффективен.

Главное правило запоминания — понимать то, что учишь! Это сэкономит ваши силы и время, а мозг получит возможность сохранить в два раза больше информации.

Способы запоминания информации или улучшаем память

Процесс запоминания — целая наука.

Разработана масса способов улучшить работу памяти. Рассмотрим самые популярные.

  • Выбираем правильное время. Для большинства людей оптимальным являются утренние часы — с 8 до 10, либо вечером — с 20.00 до 23.00. Еще со школьной скамьи помнится, что на ночь учится легче.
  • Полностью сосредоточиваемся на материале. Посторонние мысли мешают запомнить информацию. Попросите окружающих не отвлекать вам какое-то время.
  • Если объем материала не позволяет запомнить за один присест, то следует разбить его на логические части и заучивать поэтапно. После заучивания каждого элемента делайте короткий перерыв.
  • Если, прочитав текст, вы ничего не поняли, попробуйте изложить прочитанное своими словами кому угодно, хоть плюшевому медведю. Главное, добиться полного осмысления.
  • Выучили материал — повторите его через 40 минут. Такие знания будут служить вам верой и правдой еще не один год.
  • Не стоит сидеть на месте. Многим помогает хождение по комнате, размахивание руками, смена положения тела. Это объясняется тем, что движение активизирует работу головного мозга и в разы увеличивает его возможности.
  • Читайте и проговаривайте фразы вслух. Есть мнение, что выкрикивание слов повышает процесс запоминания на 10 процентов.
  • Больше спите и отдыхайте. Не стоит сидеть полночи, готовясь к экзамену, чтобы отправиться на него сонной мухой. Выспаться перед важным событием еще никому не помешало. Это 50 % успеха. Отсутствие здорового сна ухудшает способность запомнить необходимое.

Кроме этого, психологи и нейропсихологи рекомендуют желающим качественно и быстро запоминать информацию писать письма, заниматься обучением на природе, нагрузить себя спортивными упражнениями.

Техника запоминания данных

Множество методик призвано тренировать память и помогать усваивать информацию. С каждым днем набирает популярность мнемотехника.

Это комплекс упражнений и приемов, направленный на расширение памяти и ее возможностей. Принцип действия, лежащий в основе такой методики, — выстраивание ассоциативных рядов. Начинать тренировку памяти с помощью мнемотехники можно и нужно уже в детских садах. Эта методика стара как мир. С ее помощью шаманы запоминали огромный поток информации. Мы и сейчас применяем некоторые приемы мнемотехники, не догадываясь об их феноменальном действии.

  1. Зарифмовываем информацию. Такой метод часто применяется в начальной школе. 11 глаголов-исключений детям проще выучить как стих. Каждый помнит: «Гнать, дышать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть…» и так далее. А теорема Пифагора гораздо легче запомнится в упрощенном стихотворном варианте: «Пифагоровы штаны во все стороны равны».
  2. Составляем фразы из первых букв информации. Изучение цветов уже много лет происходит по одной запоминалке про охотника, где первая буква каждого слова имеет свою цветовую принадлежность.
  3. Метод замены. Используется для запоминания цифр, придумывая к ним образ. Такой способ известен нам по игре в лото. Например, 11 — барабанные палочки.

Конечно, выше приведены простейшие элементы мнемотехники. Тщательное изучение данного способа поможет запоминать без труда гораздо более серьезные вещи.

Память в повседневной жизни

Каждый в жизни сталкивался с ситуацией, когда память подводила в самый ответственный момент. Как же запомнить сведения, которая просто необходима практически ежедневно. Рассмотрим один из таких случаев.

Пришли в аптеку и забыли названия лекарства. Странно будет выглядеть ваше объяснение фармацевту о необходимости приобретения «этих самых» таблеток, «таких красненьких» в «какой-то синей упаковке». Гораздо проще провести ассоциативный ряд и представить картину. Например, фурацилин. Разбейте слово на 2 части и каждому придумайте ассоциацию. Фура + цилиндр = фура везет цилиндры. Конечно, кому-то этот способ покажется полным бредом, однако эффективность его доказана.

Запомнить номера телефонов, дни рождения близких людей, исторические даты и еще много всякой всячины поможет ваша натренированная память. Постоянно давайте ей пищу для размышлений, подкидывайте новые задачи. Поверьте, именно светлый ум станет вашим лучшим другом на долгие годы и подарит краски дорогим воспоминаниям.

Автор статьи: Лапинская Людмила

pamyatplus.ru

Мнемотехника в упражнениях, мнемонические приемы запоминания

Двадцать первый век – время высоких технологий и больших объёмов информации. Казалось бы, её доступность, широкий спектр необходимых для усвоения средств, развитость коммуникаций должны помочь человеку овладевать большим объёмом знаний, тем не менее ученые отмечают, что всё чаще возникают трудности с запоминанием и воспроизведением информации, особенно при обучении детей.

Для решения проблемы существует много современных средств, но всё-таки одним из самых проверенных и надёжных механизмов взаимодействия с текстами является мнемотехника — набор инструментов, обеспечивающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Приёмы и упражнения мнемотехники

На основе науки разработаны и успешно практикуются методы и средства, которые помогают запоминать нужные сведения людям разных специальностей и возрастов. Представляем обзор положительно зарекомендовавших себя приёмов и упражнений для развития запоминания.

Отметим, что идея механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определённых связей (ассоциаций), но предпочтение отдаётся тем из них, которые, в свою очередь, служат специальными упражнениями.

Главным приёмом является «Цепочка», когда похожие слова преобразуются в ассоциации попарно. На их основе устанавливается соединение начальных образов, и когда первое слово запомнится, надо сосредоточивается на втором. Аналогично образуется и последующая взаимосвязь. Пример классической цепочки слов: «свеча – стол – окно – луна». С первыми двумя образами появляется красивая ассоциация (свеча стоит на столе), далее – взаимосвязь следующих слов (стол стоит у окна), причём первый образ переходит вглубь сознания, наконец, аналогично ассоциируется последняя пара (в окно светит луна). Вспоминая цепочки, человек в сознании воспроизводит все образы.

Приём «Матрёшка» — это вариация предыдущего. Эксперты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, это значит необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример этого действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».

«Символизация» довольно проста в исполнении и как приём, и как упражнение. Служит она для запоминания абстрактных понятий, не имеющих чёткого представления. Например, холод, бесконечность, зима, весна и другие. В принципе, каждое из этих слов кодируется в образы неодинаково разными людьми, но при этом будут работать символы, закреплённые в сознании большинства. И неудивительно, потому что с детства кодируются слова: холод – лёд, зима – снежинка, жара – солнце и так далее. Ребёнок не представляет себе осень, но может представить картину жёлтых листьев, которую легко запомнить.

Остальные приёмы и упражнения мнемотехники строятся на основе составления цепочки слов («Упорядоченные ассоциации», «Ключевые слова», «Пространственное маркирование») и кодирования информации («Приём мысленных картин»).

Некоторые техники для запоминания

Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать мнемические способности, то есть поработать над развитием процессов воспроизведения и запоминания информации. Наиболее яркие из них далее.

  1. Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в определённом порядке мысленно расположить и закодировать в знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.
  2. Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо — дождь — зонт — лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».
  3. Интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций». Берем два исходных слова, к которым подбирается цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод — метель.
  4. Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится так: подбираются два слова, следом к ним подыскиваются ещё несколько слов, подходящих по определённым признакам. Например, светлый и тёплый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.
  5. Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем со связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок – вода – земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.
  6. Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, «карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш — необычная ассоциация.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», — Ротшильд произнёс эту фразу еще двести лет назад, но она актуальна до сих пор и несет глубокий смысл в наше время — в век информации и высоких технологий.

Автор статьи: Лапинская Людмила

pamyatplus.ru

Приемы, методы и техника запоминания — КиберПедия

Приемы запоминания. Простейшие мыслительные операции над образами, словами и знаками называются приемами запоминания. Например, перевод числа в буквенный код: 35 Кх пБ, букв — в слово: К, Б — КуБик.

Методы запоминания. Метод запоминания может складываться из определенной последовательности двух и более простых приемов. Методы запоминания более универсальны. Один и тот же метод может быть применен для запоминания разной информации.

Техника запоминания. Сочетание приемов и методов, являющихся наиболее рациональными для запоминания того или иного вида информации, называется техникой запоминания. Существуют: техника запоминания телефонных номеров, техника запоминания хронологических таблиц, техника запоминания сведений о людях и пр.

Комбинируя приемы и методы запоминания, можно «настраивать» мнемотехнику на запоминание разных сведений.

5. Правила образования ассоциаций

· Зрительные представления должны быть простыми и конкретными. Представлять образы следует по возможности более четко в воображаемом пространстве примерно в метре от себя. Закрыты глаза при этом или открыты — не имеет значения. Большинство обучающихся мнемотехнике предпочитают образовывать ассоциации с открытыми глазами, зафиксировав взгляд на однотонной поверхности.

· Представляемые образы должны быть достаточно крупными, но такими, чтобы их можно было приближать (увеличивать) или удалять (уменьшать).

· Если вы к какой-либо части образа привязали образ, то к этой части нельзя привязывать ассоциацией другой образ. В этом случае предыдущий стирается из памяти (подробнее см. «Эффект стирания ассоциации»).

· Образы следует соединять так, чтобы их можно было обвести непрерывной линией по контуру. Другими словами, образы в ассоциации должны обязательно соприкасаться друг с другом.

· Если образы трудно объединить, их следует всячески подгонять друг к другу с помощью мыслительных операций вращения, приближения-удаления, видоизменения, упрощения. В воображении можно соединить любые образы.

· В образованной ассоциации всегда должны быть четко видны все входящие в нее образы. Нельзя прятать один образ за другой или представлять один образ внутри другого закрытого.

· В процессе создания ассоциаций образы в вашем воображении могут находиться в движении. После того как образы соединены, прекратите мыслительные манипуляции с ними и зафиксируйте свое внимание на получившейся «картинке».

· Характер получившихся в воображении «картинок» (смешные — грустные, глупые умные, добрые злые и т.д.) не влияют на процесс запоминания. Мозг реагирует исключительно на факт соединения образов. Но чем больше эмоций в сюжете «картинки», тем лучше.



6. Приемы образования ассоциативной связи

Ассоциацию можно образовать тремя основными способами.

· С выделением основы ассоциации. Один образ в ассоциации выбирается центральным и мысленно представляется более крупным; другие образы ассоциации соединяются с разными частями этого центрального образа (запоминание на разные части образа).

· С сохранением последовательности образов в ассоциации. Входящие в ассоциацию образы соединяются последовательно парами по определенной системе. Например, слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем. При этом все образы группируются вблизи первого образа так, чтобы была видна вся ассоциация целиком и одновременно.

· Произвольно. Все образы ассоциации примерно равны между собой и соединяются произвольно, без определенной системы.

Главное при образовании ассоциативной связи представлять мысленно все образы ассоциации одновременно.

Примеры образования ассоциативной связи

· Представьте мысленно морду белого медведя. Выделите в ней пасть, глаза и уши. С этими подобразами образуйте поочередно три ассоциации: пасть жвачка; глаза туз; уши кекс. Вы запомнили телефонный номер кинотеатра «Арктика» — 184-27-33. Ассоциации образуются парами. Но важно уметь представить всю ассоциацию целиком, т.е. увидеть морду медведя с тремя другими образами на ней.

· Представьте свечку. Проткните ее карандашом. В карандаш вставьте спицу. К спице привяжите веревочку. На веревочку привяжите гирьку. На гирьку посадите бабочку. Следите, чтобы все образы располагались кучно вокруг первого образа (свеча). После создания парных взаимосвязей постарайтесь увидеть всю ассоциацию целиком.



· Представьте три образа: клумба, черта, американский флаг. Соедините их произвольно. Например, нарисуйте на клумбе толстую белую черту и воткните в нее флаг. Вы запомнили дату открытия Америки Кристофором Колумбом. Можно изменить пространственное соотношение образов. Представьте на флаге клумбу с красивыми красными розами, а в клумбу воткните толстую белую черту.

Прием «Цепочка»

Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д.

 

Условное обозначение приема «Цепочка»

 

Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти.

 

Схема приема «Цепочка»

 

Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная — первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная — первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга — помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

 

Размещение пар образов в воображении

 

Прием «Матрешка»

Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа.

Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т.д.

 

Условные обозначения приема «Матрешка»

 

Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары.

Пример. Соединить «Матрешкой» два образа: «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа».

Метод Цицерона

Метод Цицерона, оснований на ассоциациях, образованных естественным путем, т.е. на естественных ассоциациях, представляет собой последовательность опорных образов. Они формируются припоминанием хорошо знакомых помещений. Можно вспоминать хорошо знакомую дорогу (например, от дома до метро). Опорные образы заранее подготавливаются перед запоминанием или извлекаются из памяти по ходу запоминания.

 

Условное обозначение метода Цицерона

 

Мысленно обойдите свою комнату и зафиксируйте внимание примерно на 10 крупных предметах в ней. Закрепите в памяти эти предметы, повторив их мысленно.

Запоминаемые образы и ассоциации «прикрепляются» к выделенным вами предметам приемом образования ассоциативной связи.

Метод свободных ассоциаций

Этот метод представляет собой последовательность опорных образов, формируемых по следующему принципу. Вспомните произвольный образ, зафиксируйте внимание на нем и ждите, пока в сознании по ассоциации с ним возникнет следующий образ. После формирования цепочки свободных ассоциаций закрепите ее мысленным повторением. Запоминаемые сведения привязываются ассоциативными связями к последовательности выделенных опорных образов. Метод основан на том, что в памяти уже существует огромное множество ассоциаций, образованных естественным путем (ложка чашка блюдце стол …). Не путайте с методом мест, т.е. не перескакивайте со свободных ассоциаций на перечисление предметов в комнате.

 

Условное обозначение метода свободных ассоциаций

 

Метод свободных ассоциаций очень эффективен для расширения других методов запоминания. Когда необходимы дополнительные опорные образы для запоминания, они легко и быстро получаются этим методом.

Буквенно-цифровой код (БЦК)

БЦК применяется для кодирования цифр и чисел в слова. Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы алфавита. Для применения буквенно-цифрового кода на практике выучите его наизусть и доведите до автоматического (рефлекторного) уровня припоминания. Цифры и числа должны переводиться в буквы без задержек и наоборот.

 

1 – ГЖ

2 — ДТ

3 – КХ

4 — ЧЩ

5 — ПБ

6 — ШЛ

7 — СЗ

8 — ВФ

9 — РЦ

0 – НМ

 

Рефлекторный уровень припоминания — устанавливается прямая взаимосвязь между разными анализаторными системами; в данном случае — между зрительной и речевой. Обеспечивает мгновенное припоминание (исключает этап кодирования).

Упражнения

1. Образуйте ассоциативную связь (прием образования ассоциативной связи) между образами.

cyberpedia.su

Техника для лучшего запоминания прочитанного SQ3R или SQRRR

К сожалению, в школе нас не учат, как правильно воспринимать и запоминать прочитанную информацию. Большинство учителей считают, что ученики должны прочитывать книжки от корки до корки и информация должна навечно отпечататься в их голове. От такого метода если и есть толк, то весьма сомнительный, потому что в школе мы старательно зазубривали материал, рассказывали у доски и забывали практически сразу после того, как выходили из класса. Для того чтобы новый материал был усвоен, его мало прочесть. Его нужно понять. Если же объем информации внушительный, на ее усвоение может уйти огромное количество времени и сил. А во время сессии и экзаменов такая трата времени для учащихся — непозволительная роскошь.

Если бы я раньше знала о таком методе чтения и запоминания информации, подготовка к экзаменам проходила бы гораздо легче и толку от нее было бы гораздо больше.


Метод называется SQ3R или SQRRR — «survey, question, read, recite and review», то есть «оценка, вопрос, чтение, воспоминание и рецензия». Практически это то, к чему в итоге приходят все студенты на второй или третий год обучения. Я же постараюсь научить этому своего ребенка еще в школе.

Оценка

Сначала мы проводим оценку документа: сканируем его содержание, вступление и заключительную главу для того, чтобы получить общее представление. Этот беглый взгляд на книгу или документ даст вам возможность понять, содержит ли он необходимую информацию. Если нет, значит не стоит тратить на это время.

Вопрос

Запишите любые вопросы, которые приходят вам на ум по поводу интересующей темы. Еще раз просканируейте взглядом документ и отметьте про себя моменты, которые могут содержать в себе ответы. Вопросы в этом случае можно приравнять к целям исследования, ради которого вы читаете текст, а понимание ответов помогут вам структурировать полученную информацию.

Чтение

Теперь прочтите текст. Читайте медленно и внимательно отрывки, в которых содержится актуальная информация. На это может уйти достаточно много времени, особенно если текст сложный и сам по себе практически целиком является важной информацией. Во время чтения делайте про себя отметки, создавая свою карту памяти (Mind Map). С отрывками, которые содержат в себе незначительную информацию, можно просто бегло ознакомиться.

Воспоминание

После того, как вы прочли нужный отрывок из текста, прокрутите его в своей голове несколько раз. Выделите для себя основные факты или процессы, которые касаются изучаемого вами объекта, и посмотрите, как остальная информация укладывается вокруг них. То есть вы просто раскладываете в своей голове по полочкам весь изученный материал: это основные моменты, а это — информация, которая их подкрепляет.

Рецензия

После того, как вы еще раз прокрутили в своей голове информацию и разложили все по полочкам, пришло время для заключительного этапа — рецензии. Это может быть и повторное прочтение документа, и дополнение сделанных заметок, и обсуждение прочитанного с кем-то другим. Но самый эффективный метод закрепления информации — это изложить ее кому-то еще, как учитель объясняет новую тему ученику.

Интересно было бы узнать, каким образом вы усваиваете прочитанный текст. Особенно когда нужно прочесть большой объем, а времени на это отведено мало.

lifehacker.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *