Тимоти лири методика – Методика Тимоти Лири — buslib

Диагностика межличностных отношений Тимоти Лири

Министерство образования РФ

Российский химико-технологический университет

им. Д.И. Менделеева

Новомосковский институт

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине

«психодиагностика»

на тему:

Диагностика межличностных отношений Тимоти Лири

Группа: СА-01-1

Выполнил: Беленко М.

Батин С.

Лыков А.

Агапов Е.

Новомосковск 2003

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..3

2. Описание методики………………………………………………4

3. Текст опросника…………………………………………………..6

4. Расшифровка………………………………………………………9

5. Заключение…………………………………………….…………11

6. Приложение…………………………………………………..…..12

7. Список литературы………………………………………………29

Введение

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Описание методики

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам:

доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV– VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)


Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Текст опросника

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

I. 3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

II. 7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

III. 11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

IV. 15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

V. 19. Охотно подчиняется

20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

VI. 23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

VII. 27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

VIII. 31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

I. 35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

II. 39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный.

III. 43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

IV. 47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

V. 51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

VI. 55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

VII. 59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

VIII. 63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

I. 67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

II. 71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

III. 75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

IV. 79.Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

V. 83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

VI. 87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

VII. 91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

VIII. 95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

I. 99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

102. Тщеславный

II. 103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

III. 107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109.Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

IV. 111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

V. 115. Отличается чрезмерной готовностью

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

VI. 119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

VII. 123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

VIII. 127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

Расшифровка

I. Авторитарный

13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

mirznanii.com

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Межличностные отношения — характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.

НАЗНАЧЕНИЕ. Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Методика диагностики межличностных отношений также позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

ИНСТРУКЦИЯ:
Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).
I
1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
II
5. Обладает чувством собственного достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
III
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
IV
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявить недоверие
16. Часто разочаровывается
V
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Уступчивый
VI
21. Благородный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
VII
25. Способен к сотрудничеству
26. Стремится ужиться с другими
27. Дружелюбный, доброжелательный
28. Внимательный и ласковый VIII
29. Деликатный
30. Одобряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
I
33. Способен вызвать восхищение
34. Пользуется уважением у других
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
II
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловит и практичен
40. Любит соревноваться
III
41. Строгий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
IV
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
V
49. Легко смущается
50. Неуверен в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
VI
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
VII
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный VIII
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Бескорыстный, щедрый
I
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значимости
67. Начальственно повелительный
68. Властный
II
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый и расчетливый
III
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстный
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
IV
77. Озлобленный
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
V
81. Склонный к самобичеванию
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
VI
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим право принимать решения
88. Легко попадает впросак
VII
89. Легко попадает под влияние друзей
90. Готов довериться любому
91 Благорасположен ко всем без разбору
92. Всем симпатизирует VIII
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится покровительствовать
I
97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
II
101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
III
105. Язвительный, насмешливый
106. Злобный, жестокий
107. Часто гневливый
108. Бесчувственный, равнодушный
IV
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
V
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
116. Мягкотелый
VI
117. Почти никогда и никому не возражает
118. Ненавязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
VII
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда дружелюбен
124. Всех любит VIII
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой

Обработка и интерпретация результатов. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование — подчинение и дружелюбие — агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование — подчинение, дружелюбность — недружелюбность, эмоциональность — аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование — подчинение, дружелюбие — враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование — подчинение) и горизонтальная (дружелюбие — враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я» В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

  • 0—4 балла — низкая
  • 5—8 баллов — умеренная
  • 9— 12 баллов — высокая
  • 13—16 баллов — экстремальная

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», мои «партнеры» и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I — V) + 0,7 х (VIII + II — IV — VI) Дружелюбием (VII — III) — 0,7 х (VIII — II — IV+ VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированное™ восприятия; степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Типы ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ
I. Авторитарный
9—12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0—8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический
13—16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный и заносчивый.
0—12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный
13—16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9—12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0—8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный
13—16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).
9—12 — критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0—8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый
13—16 — покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9—12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0—8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности,

VI. Зависимый
13—16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0—8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный
9—16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0—8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуаций. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
МП. Альтруистический
9—16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).
0—8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

psyera.ru

«ИДЕАЛЬНЫЙ Я». ТЕСТ ЛИРИ НА САМООЦЕНКУ И ВЗАИМООЦЕНКУ ~ Трансерфинг реальности

В мире, где от взаимоотношений с окружающими зависит вся наша жизнь, важно уметь разбираться в характере человека, а это значит, что начинать стоит из самого себя. Уверенны ли вы в том, что знаете все о себе? Этот тест расскажет всю правду о вас.

Описание методики

Данная методика разработана Тимоти Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)».

Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.

Очень большая неадаптивность поведения (при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем.

Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива), можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Теоретические основы

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. ипредназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила.

В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.

Процедура проведения

Инструкция:

«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.

После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.

Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.

Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.

Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.

Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.

Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.

Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.

Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16).

Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Интерпретация результатов

Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

Положительный результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом.

Баллы, достигающие уровня 14-16 , свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: ситуация диагностики не расположила к откровенности.

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.

Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.

Типы межличностных отношений

I. Авторитарный

13 — 16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9 — 12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13 — 16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0 — 12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13 — 16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9 — 12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0 — 8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13 — 16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9 — 12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0 — 8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13 — 16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9 — 12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0 — 8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13 — 16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0 — 8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9 — 16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0 — 8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9 — 16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0 — 8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Первые четыре типа межличностных отношений —1, 2, 3 и 4 — характеризуются преобладанием неконформных тенден­ций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в от­стаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).

Другие четыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).

Текст опросника

Инструкция: Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте её в протоколе крестиком, если не соответствует – ничего не ставьте. Если нет полной уверенности, крестик не ставьте. Старайтесь быть искренними.

  1. Другие думают о нем благосклонно
  2. Производит впечатление на окружающих
  3. Умеет распоряжаться, приказывать
  4. Умеет настоять на своем
  5. Обладает чувством достоинства
  6. Независимый
  7. Способен сам позаботиться о себе
  8. Может проявлять безразличие
  9. Способен быть суровым
  10. Строгий, но справедливый
  11. Может быть искренним
  12. Критичен к другим
  13. Любит поплакаться
  14. Часто печален
  15. Способен проявлять недоверие
  16. Часто разочаровывается
  17. Способен быть критичным к себе
  18. Способен признать свою неправоту
  19. Охотно подчиняется
  20. Уступчивый
  21. Благодарный
  22. Восхищающийся, склонный к подражанию
  23. Уважительный
  24. Ищущий одобрения
  25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
  26. Стремится ужиться с другими
  27. Дружелюбный, доброжелательный
  28. Внимательный, ласковый
  29. Деликатный
  30. Ободряющий
  31. Отзывчивый на призывы о помощи
  32. Бескорыстный
  33. Способен вызывать восхищение
  34. Пользуется у других уважением
  35. Обладает талантом руководителя
  36. Любит ответственность
  37. Уверен в себе
  38. Самоуверен, напорист
  39. Деловитый, практичный
  40. Любит соревноваться
  41. Стойкий и упорный, где надо
  42. Неумолимый, но беспристрастный
  43. Раздражительный
  44. Открытый, прямолинейный
  45. Не терпит, чтобы им командовали
  46. Скептичен
  47. На него трудно произвести впечатление
  48. Обидчивый, щепетильный
  49. Легко смущается
  50. Неуверенный в себе
  51. Уступчивый
  52. Скромный
  53. Часто прибегает к помощи других
  54. Очень почитает авторитеты
  55. Охотно принимает советы
  56. Доверчив и стремится радовать других
  57. Всегда любезен в обхождении
  58. Дорожит мнением окружающих
  59. Общительный, уживчивый
  60. Добросердечный
  61. Добрый, вселяющий уверенность
  62. Нежный, мягкосердечный
  63. Любит заботиться о других
  64. Бескорыстный, щедрый
  65. Любит давать советы
  66. Производит впечатление значительного человека
  67. Начальственно повелительный
  68. Властный
  69. Хвастливый
  70. Надменный и самодовольный
  71. Думает только о себе
  72. Хитрый, расчетливый
  73. Нетерпим к ошибкам других
  74. Корыстный
  75. Откровенный
  76. Часто недружелюбен
  77. Озлобленный
  78. Жалобщик
  79. Ревнивый
  80. Долго помнит свои обиды
  81. Самобичующийся
  82. Застенчивый
  83. Безынициативный
  84. Кроткий
  85. Зависимый, несамостоятельный
  86. Любит подчиняться
  87. Предоставляет другим принимать решения
  88. Легко попадает впросак
  89. Легко поддается влиянию друзей
  90. Готов довериться любому
  91. Благорасположен ко всем без разбора
  92. Всем симпатизирует
  93. Прощает все
  94. Переполнен чрезмерным сочувствием
  95. Великодушен, терпим к недостаткам
  96. Стремится покровительствовать
  97. Стремится к успеху
  98. Ожидает восхищения от каждого
  99. Распоряжается другими
  100. Деспотичный
  101. Сноб, судит о людях лишь по рангу и достатку
  102. Тщеславный
  103. Эгоистичный
  104. Холодный, черствый
  105. Язвительный, насмешливый
  106. Злой, жестокий
  107. Часто гневлив
  108. Бесчувственный, равнодушный
  109. Злопамятный
  110. Проникнут духом противоречия
  111. Упрямый
  112. Недоверчивый, подозрительный
  113. Робкий
  114. Стыдливый
  115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
  116. Мягкотелый
  117. Почти никогда никому не возражает
  118. Навязчивый
  119. Любит, чтобы его опекали
  120. Чрезмерно доверчив
  121. Стремится сыскать расположение каждого
  122. Со всеми соглашается
  123. Всегда дружелюбен
  124. Любит всех
  125. Слишком снисходителен к окружающим
  126. Старается утешить каждого
  127. Заботится о других в ущерб себе
  128. Портит людей чрезмерной добротой.

www.transurfing-real.ru

Методика диагностики межличностных отношений Ти́моти Лири

Методика диагностики межличностных отношений Ти́моти Лири
Методика диагностики межличностных отношений разработана Тимоти Лири в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива ) можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Данная методика адаптирована Л. Н. Собчик.
Источник: Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. руководство. — М., 1990

Методика

1. Другие думают о нем благосклонно

а) да
b) нет

2. Производит впечатление на окружающих

а) да
b) нет

3. Умеет распоряжаться, приказывать

а) да
b) нет

4. Умеет настоять на своем

а) да
b) нет

5. Обладает чувством достоинства

а) да
b) нет

6. Независимый

а) да
b) нет

7. Способен сам позаботиться о себе

а) да
b) нет

8. Может проявлять безразличие

а) да
b) нет

9. Способен быть суровым

а) да
b) нет

10. Строгий, но справедливый

а) да
b) нет

11. Может быть искренним

а) да
b) нет

12. Критичен к другим

а) да
b) нет

13. Любит поплакаться

а) да
b) нет

14. Часто печален

а) да
b) нет

15. Способен проявлять недоверие

а) да
b) нет

16. Часто разочаровывается

а) да
b) нет

17. Способен быть критичным к себе

а) да
b) нет

18. Способен признать свою неправоту

а) да
b) нет

19. Охотно подчиняется

а) да
b) нет

20. Уступчивый

а) да
b) нет

21. Благодарный

а) да
b) нет

22. Восхищающийся, склонный к подражанию

а) да
b) нет

23. Уважительный

а) да
b) нет

24. Ищущий одобрения

а) да
b) нет

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

а) да
b) нет

26. Стремится ужиться с другими

а) да
b) нет

27. Дружелюбный, доброжелательный

а) да
b) нет

28. Внимательный, ласковый

а) да
b) нет

29. Деликатный

а) да
b) нет

30. Ободряющий

а) да
b) нет

31. Отзывчивый на призывы о помощи

а) да
b) нет

32. Бескорыстный

а) да
b) нет

33. Способен вызывать восхищение

а) да
b) нет

34. Пользуется у других уважением

а) да
b) нет

35. Обладает талантом руководителя

а) да
b) нет

36. Любит ответственность

а) да
b) нет

37. Уверен в себе

а) да
b) нет

38. Самоуверен, напорист

а) да
b) нет

39. Деловитый, практичный

а) да
b) нет

40. Любит соревноваться

а) да
b) нет

41. Стойкий и упорный, где надо

а) да
b) нет

42. Неумолимый, но беспристрастный

а) да
b) нет

43. Раздражительный

а) да
b) нет

44. Открытый, прямолинейный

а) да
b) нет

45. Не терпит, чтобы им командовали

а) да
b) нет

46. Скептичен

а) да
b) нет

47. На него трудно произвести впечатление

а) да
b) нет

48. Обидчивый, щепетильный

а) да
b) нет

49. Легко смущается

а) да
b) нет

50. Не уверенный в себе

а) да
b) нет

51. Уступчивый

а) да
b) нет

52. Скромный

а) да
b) нет

53. Часто прибегает к помощи других

а) да
b) нет

54. Очень почитает авторитеты

а) да
b) нет

55. Охотно принимает советы

а) да
b) нет

56. Доверчив и стремится радовать других

а) да
b) нет

57. Всегда любезен в обхождении

а) да
b) нет

58. Дорожит мнением окружающих

а) да
b) нет

59. Общительный, уживчивый

а) да
b) нет

60. Добросердечный

а) да
b) нет

61. Добрый, вселяющий уверенность

а) да
b) нет

62. Нежный, мягкосердечный

а) да
b) нет

63. Любит заботиться о других

а) да
b) нет

64. Бескорыстный, щедрый

а) да
b) нет

65. Любит давать советы

а) да
b) нет

66. Производит впечатление значительного человека

а) да
b) нет

67. Начальственно повелительный

а) да
b) нет

68. Властный

а) да
b) нет

69. Хвастливый

а) да
b) нет

70. Надменный и самодовольный

а) да
b) нет

71. Думает только о себе

а) да
b) нет

72. Хитрый, расчетливый

а) да
b) нет

73. Нетерпим к ошибкам других

а) да
b) нет

74. Корыстный

а) да
b) нет

75. Откровенный

а) да
b) нет

76. Часто недружелюбен

а) да
b) нет

77. Озлобленный

а) да
b) нет

78. Жалобщик

а) да
b) нет

79. Ревнивый

а) да
b) нет

80. Долго помнит свои обиды

а) да
b) нет

81. Самобичующийся

а) да
b) нет

82. Застенчивый

а) да
b) нет

83. Безынициативный

а) да
b) нет

84. Кроткий

а) да
b) нет

85. Зависимый, несамостоятельный

а) да
b) нет

86. Любит подчиняться

а) да
b) нет

87. Предоставляет другим принимать решения

а) да
b) нет

88. Легко попадает впросак

а) да
b) нет

89. Легко поддается влиянию друзей

а) да
b) нет

90. Готов довериться любому

а) да
b) нет

91. Благорасположен ко всем без разбора

а) да
b) нет

92. Всем симпатизирует

а) да
b) нет

93. Прощает все

а) да
b) нет

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

а) да
b) нет

95. Великодушен, терпим к недостаткам

а) да
b) нет

96. Стремится покровительствовать

а) да
b) нет

97. Стремится к успеху

а) да
b) нет

98. Ожидает восхищения от каждого

а) да
b) нет

99. Распоряжается другими

а) да
b) нет

100. Деспотичный

а) да
b) нет

101. Сноб, судит о людях лишь по рангу и достатку

а) да
b) нет

102. Тщеславный

а) да
b) нет

103. Эгоистичный

а) да
b) нет

104. Холодный, черствый

а) да
b) нет

105. Язвительный, насмешливый

а) да
b) нет

106. Злой, жестокий

а) да
b) нет

107. Часто гневлив

а) да
b) нет

108. Бесчувственный, равнодушный

а) да
b) нет

109. Злопамятный

а) да
b) нет

110. Проникнут духом противоречия

а) да
b) нет

111. Упрямый

а) да
b) нет

112. Недоверчивый, подозрительный

а) да
b) нет

113. Робкий

а) да
b) нет

114. Стыдливый

а) да
b) нет

115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться

а) да
b) нет

116. Мягкотелый

а) да
b) нет

117. Почти никогда никому не возражает

а) да
b) нет

118. Навязчивый

а) да
b) нет

119. Любит, чтобы его опекали

а) да
b) нет

120. Чрезмерно доверчив

а) да
b) нет

121. Стремится сыскать расположение каждого

а) да
b) нет

122. Со всеми соглашается

а) да
b) нет

123. Всегда дружелюбен

а) да
b) нет

124. Любит всех

а) да
b) нет

125. Слишком снисходителен к окружающим

а) да
b) нет

126. Старается утешить каждого

а) да
b) нет

127. Заботится о других в ущерб себе

а) да
b) нет

128. Портит людей чрезмерной добротой

а) да
b) нет

Результат

Ваш результат:
1. Авторитарный: баллов
2. Эгоистичный: баллов
3. Агрессивный: баллов
4. Подозрительный: баллов
5. Подчиняемый: баллов
6. Зависимый: баллов
7. Дружелюбный: баллов
7. Альтруистический: баллов

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая: адаптивное поведение
5-8 баллов – умеренная:
9-12 баллов – высокая: экстремальное поведение
13-16 баллов — экстремальная: до патологии поведение

Типы межличностных отношений.
1. Авторитарный
13 — 16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9 — 12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0 — 8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
2. Эгоистичный
13 — 16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0 — 12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
3. Агрессивный
13 — 16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9 — 12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0 — 8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
4. Подозрительный
13 — 16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9 — 12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0 — 8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
5. Подчиняемый
13 — 16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9 — 12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0 — 8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
6. Зависимый
13 — 16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0 — 8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
7. Дружелюбный
9 — 16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0 — 8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
8. Альтруистический
9 — 16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).
0 — 8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Первые четыре типа межличностных отношений —1, 2, 3 и 4 — характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в от-стаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).
Другие четыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).
Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.
Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.

Обработка результатов.
Обработка данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ
1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.


www.eztests.xyz

биография и методика :: SYL.ru

Тимоти Фрэнсис Лири – американский ученый, доктор психологии. Исследования Тимоти касались межличностного поведения и отношений. Тест для определения особенностей человека, созданный и опубликованный ученым в 1957 году, стали использовать спецслужбы. И до настоящего времени психодиагностическая методика Лири остается одной из самых популярных.

Его вклад в психологию неоценим, но из-за скандальной славы, которую впоследствии Лири приобрел, заслуги ученого предпочли замалчивать. И сейчас не умолкают споры о том, считать ли Тимоти блестящим социологом, открывшим новые горизонты. И справедливо ли причислять к мэтрам мировой психологии человека со столь сомнительной репутацией?

Детство и семья

Тимоти Лири был единственным ребенком в семье ирландских переселенцев. Родился 22.10.1920 года в Спрингфилде, Массачусетс. Отец Тимоти – армейский дантист, истощенный Великой депрессией и не менее великими долгами, был дебоширом и пьяницей. Частенько он поколачивал сына и однажды, вручив двенадцатилетнему ребенку стодолларовую банкноту, ушел из дома, чтобы никогда сюда не вернуться.

Мать Тимоти, напротив, была набожной католичкой. Дед, богатейший ирландский католик, казался мальчику могущественным патриархом и великим ценителем литературы. Дед наставлял внука, чтобы он искал свой собственный путь и никогда никому не подражал. Тимоти вырос духовным, утонченным подростком, но бунтарем.

Будучи учеником школы, он отверг кантовский императив и незамедлительно высказал в школьной газете свое убеждение, что императив, по сути, провозглашает преобладание интересов государства над интересами личности. Его пламенные убеждения вызвали возмущение преподавателей, и Тимоти остался без рекомендаций школы для дальнейшего поступления в колледж.

Поиски своего «я»

В качестве исключения, учитывая заслуги деда и матери, Лири Тимоти получил направление от кардинала в иезуитскую школу «Святой Крест», которая отличалась спартанской дисциплиной. В ней он успел отличиться прекрасной успеваемостью, но продержался там всего год. Лири поступает в 1940 году в Военную академию, набрав на экзаменах высший балл.

Поначалу Тимоти гордился тем, что ему выпала такая честь — служить стране в качестве офицера элитного подразделения. Но через несколько месяцев он устал от воинской дисциплины. Его уличили в спаивании своих товарищей и предложили уйти в отставку, но Лири отказался. Командование вынесло ему наказание – в течение года с ним никто не должен был разговаривать, и сам Тимоти не имел права заговорить с кем-либо.

Он тяжело переживал этот период и в письмах к матери отмечал, что впредь будет вести себя тихо и спокойно, поскольку осознал, что миллионы людей думают так же, как он, а выбиться из толпы удается одному-двум. Этот заговор молчания заставил его повзрослеть, Тимоти начал писать и читать философские книги. Через четыре месяца, когда проблемы в академии обострились из-за плохих отметок, он пишет матери, что совершенно недоволен своей жизнью.

Образование

В августе 1941 года Тимоти забирает документы из Военной академии и поступает на факультет психологии в университет Алабамы. Через год его выгнали оттуда за поведение и в начале 1943 года призвали в армию. Два года он провел на курсах подготовки офицеров и получил звание капрала. Учитывая его службу в армии в военное время, Министерство обороны способствовало тому, чтобы он завершил свое образование.

Тимоти получает диплом бакалавра психологии в университете Вашингтона и продолжает свое обучение в университете Калифорнии, где готовится к защите докторской. Первый его серьезный труд – «Уровни измерения межличностного поведения». По окончании университета Лири получает должность руководителя исследовательской лаборатории в одной из больниц Окленда.

Научные труды Тимоти Лири

Его исследования широко публиковались в научных изданиях. Одну за другой пишет Тимоти Лири книги:

  • «Межперсональная диагностика личности»;
  • «Прогноз межличностного поведения»;
  • «Практика приема психоделиков»;
  • «Психоделический опыт»;
  • «Деструктивные психотехники»;
  • «История будущего»;
  • «Семь языков Бога»;
  • «Нейрополитика».

Популярные книги

Особую популярность получила книга Тимоти Лири «Семь языков Бога», в ней автор рассказывает о человеческом мозге, который обладает неиссякаемым потенциалом. И раскрыть его полностью не представляется возможным. Книга интересная и познавательная — о сознании человека, о смысле жизни, об эволюции человеческого сознания.

Автор рассказывает, что существует семь уровней сознания, которые изучаются различными науками. И каждый из этих уровней запускается определенными медиаторами. Книга будет полезна тем, кто увлекается медитативными и духовными практиками.

По мнению автора Тимоти Лири, семь языков – это семь вопросов о человеке и о его эмоциях, о человеческом сознании и финальном исходе. Авторский взгляд на религию, искусство и ритуалы, которые помогут ответить в какой-то мере на вопросы о смысле жизни и решить проблему конфликта человека с самим собой. Доводы доктора Лири опираются на открытия в области фармакологии, психологии, физики, нейрологии.

Книга Тимоти Лири «История будущего» также объясняет происхождение и смысл жизни. Предсказывается будущий ход эволюции человечества. По утверждению автора, человечество на данный момент находится на четвертой фазе. Что, несомненно, доставляет ему удовольствие и усиливает чувство свободы.

Последняя фаза – Высший Разум – достигается развитием нервной системы и способностью воспринимать и передавать более широкий спектр сигналов в единицу времени. Новый «виток» нервной системы учит человека чему-то новому.

Методика Лири

Многие его наработки попросту замалчивались и присваивались впоследствии другими учеными. Но спустя много лет трансперсональная модель Лири вдохновляет ученых на новые исследования. В 2000 году журнал Mondo назвал Лири Тимоти величайшим мыслителем столетия.

Его знаменитую методику используют в своих целях ФБР и ЦРУ, которые когда-то преследовали ее автора. Часть опросника активно включают в различные тесты. Интерперсональный диагноз Лири (опросник) направлен на выявление свойств личности, которые значимы для взаимодействия с другими людьми.

Тест позволяет выявить лидера группы, выявить причины конфликта, распознать настроение подгруппы. Методика Лири информативна и экономична. Представляет интерес для оценки персонала и кандидатов организации.

Задача испытуемого человека состоит в том, чтобы ответить простыми «да-нет» на 128 характеристик, оценивая собственное «Я». Таким же образом можно оценить и другого человека, отмечая соответствующую характеристику и сопоставляя свои представления об оцениваемом человеке. Характеристики пронумерованы и вопросы, так или иначе, охватывают все аспекты межличностных отношений.

В результате исследования подсчитываются индексы доминирования и дружелюбия испытуемого. В соответствии с этим и определяется тип отношения к окружающим.

Для обследования обычно требуется не больше 15 минут. Практика использования методики Лири показала его высокую надежность. Методика переведена на многие языки и получила широкое распространение.

Экстраординарное открытие

Во Флоренции Тимоти повстречался с деканом Гарварда профессором Д. Макклелландом, который искал сотрудника, чтобы возглавить свою клиническую программу. Лири Тимоти заключает договор на три года на чтение лекций и занимается исследованием новых методов — выясняет воздействие галлюциногенных грибов, которые использовались индейцами во время священных ритуалов.

Тимоти сам попробовал эти грибы и в своей работе «Религиозный опыт» подробно описал эксперимент. Впоследствии к этому проекту, целью которого было «понять скрытые возможности нервной системы», присоединилось много людей. По всему миру их экстраординарные открытия вызвали волну интереса к целительному и эвристическому потенциалу того, что потом получило название «психоделических наркотиков».

В результате исследования привели Тимоти к ЛСД, но никто не видел в этом ничего предосудительного, так как их влияние на психику только изучалось. Вскоре, благодаря развернутой кампании Лири, вещество приобрело небывалую популярность. В газетах стали появляться статьи о жертвах ЛСД.

Тимоти считал эти препараты средством для просветления, но не учел их разрушающего воздействия на психику. Через несколько месяцев после приема этого вещества чудовищные галлюцинации возвращались, и человек убеждался, что «мозг» изъеден кислотой. Зачастую таким людям помочь было уже невозможно. В 1966 году в США объявили ЛСД нелегальным наркотиком.

Самый опасный человек США

Из Гарварда ученого уволили. Уже в 1965 у него начались проблемы с законом. В 1969 суд его признал невиновным по делу о налоге на марихуане. Это добавило ему популярность «мученика», и он рискнул баллотироваться на пост губернатора. Но политиком стать не успел – был приговорен к 38 годам заключения.

Спустя несколько месяцев Лири сбежал. Спецслужбы арестовали беглеца по дороге в Афганистан. В итоге Тимоти приговорили к пожизненному заключению. Но в 1976 году за содействие следствию его освободили досрочно – он дал показания на всех, кто помог ему устроить побег.

Ко времени своего выхода из заключения Тимоти уже был всеми полузабыт. Но неутомимый ученый в 1984 году присоединился к движению, которое захватило Америку, — стал лидером киберпанков. Написал несколько книг и создал ряд компьютерных программ.

Личная жизнь

Свою будущую жену Лири Тимоти встретил, когда проходил службу в армии. У них было двое детей, но Лири не был образцовым отцом и мужем. Марианна из-за измены Лири покончила жизнь самоубийством. Тимоти женился во второй раз на модели Нене фон Шлеббург. Их брак продлился всего год. Лири женился вскоре на своей ученице и ближайшей соратнице Розмари Вудраф.

В начале семидесятых годов, когда Розмари устала быть беженкой и отказалась следовать за мужем, Тимоти женился на француженке Джоанне Харкурт. В 1977 году их брак распался. В 57 лет он соединил свою судьбу с режиссером Барбарой Блум и перебрался в Голливуд. В 1992 году они развелись.

Последние годы он провел в своем коттедже и занимался воспитанием внуков. В 1995 году Тимоти на своем сайте опубликовал объявление о том, что у него обнаружили рак простаты неоперабельной стадии. 31.05.1996 года он умер от рака и момент своей смерти попросил запечатлеть на видео. Последнее, что сказал Тимоти: «Почему бы и нет?»

www.syl.ru

Тимоти Лири — Психологос

Ти́моти Ли́ри (22 октября 1920 — 31 мая 1996) — выдающийся американский писатель, психолог, один из основоположников трансперсональной психологии, участник компании по исследованиям психоделических наркотиков, разработчик компьютерного программного обеспечения.

Биография

Тимоти Лири родился в Спрингфилде, штат Массачусетс. Получил образование в университетах Алабамы, Беркли. С весны 1960-го преподавал в Гарварде.

В 1957 г. создал психодиагностическую методику «тест межличностных отношений Лири», которая до сих пор используется в спецслужбах США.

Свою скандальную известность Лири получил за исследование влияния психоделиков на психику и нервную систему человека. Его исследования были в самом разгаре, когда психоделики (и прежде всего ЛСД) объявили вне закона. Эксперименты пришлось прекратить, но отказываться от психоделиков Лири не собирался и пожертвовал ради исследований профессиональной карьерой и репутацией академического ученого.

Лири получил огромную популярность в разгар движения «хиппи». Со временем в прессе его стали называть «ЛСД-гуру». Собственный психоделический опыт произвел на Лири неизгладимое впечатление. «Я вдруг ощутил, — писал он, — что красота и ужас, прошлое и будущее, бог и дьявол находятся за пределами моего сознания, но внутри меня. За четыре часа я больше узнал о работе человеческого разума, чем за пятнадцать лет профессиональной практики». Лири активно пропагандировал психоделики, выступал с лекциями и написал ряд увлекательных книг, посвященных расширению границ человеческого сознания.

В 1970 году его арестовали по обвинению в хранении и употреблении наркотиков, осудив на десять лет тюремного заключения. Он бежал из тюрьмы, укрылся в Швейцарии, но не получив там убежища, Тимоти вынужден бежать в Афганистан. Прямо в аэропорту Лири был арестован и снова посажен в тюрьму (1972), откуда вышел лишь в 1976 — уже на законных основаниях.

В 1980-е годы Лири увлекся компьютерами, которые заменили ему ЛСД; и даже создал ряд программных продуктов. Скончался Тимоти Лири 31 мая 1996 года. Последняя фраза, которую произнес Лири перед смертью была «почему бы и нет?» (Тимоти Лири: Искушение Будущим).

Биографы Лири говорят, что в свою яркую и насыщенную жизнь он сумел вместить тысячи жизней, предстать во множестве ипостасей. Известной стала фраза Лири, высказанная в интервью журналу «The Realist»: «Каждый получает такого Тимоти Лири, какого заслуживает».

Взгляды Лири разделял английский писатель Олдос Хаксли (он тоже являлся сторонником теории «расширения сознания». Переписку Олдоса Хаксли и Тимоти Лири можно найти в книге «Искушение Будущим»). Его творчество повлияло на формирование взглядов многих известных людей, среди них Роберт Уилсон и Роберт Турман.

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *