Тип мышления конкретный – Типология мышления — Википедия

8 типов мышления, которые делят всех людей на 2 категории

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Технарь — гуманитарий, экстраверт — интроверт, логик — этик, левый — правый. Таких паттернов мышления за годы работы психологов накопились десятки, и каждый из них объединяет людей по определенным признакам и делит на 2 группы.

AdMe.ru выбрал 8 самых интересных психологических типов, которые помогут разобраться в себе и немного лучше понимать других людей.

1. Логик — этик

Логики

оценивают мир с точки зрения правил, законов, логических связей и умозаключений. Они отлично разбираются в технологиях, составляют бизнес-планы, разрабатывают концепции и работают с цифрами. Общение для логика — это обмен информацией: «Говорите уже по делу», «Проанализируем детали», «Посмотрим на цифры», «Обдумаем решение».

Этики же смотрят на мир с точки зрения эмоций, чувств, переживаний. Они действуют по тому, как подсказывает сердце и настроение. Могут легко поднять настроение, воодушевить и помочь наладить отношения. Общение для этика — это обмен энергией: «Ты сегодня выглядишь грустно», «Какая душевная компания», «Она сказала только „привет“, а мне уже все было понятно».

2. Сенсорик — интуит

Интуиты — это теоретики, философы, мыслители, люди с глобальным мышлением. Они быстро схватывают суть, хорошо видят возможности и легко продумывают многочисленные варианты и способы. Почти все, что нас окружает, первоначально придумали интуиты. В их голове постоянно возникают идеи, которые часто опережают свое время. А их задумки часто осуществляются уже в будущем их потомками.

Интуиты, как правило, люди мечтательные, рассеянные, забывчивые, а в их среде часто присутствует «творческий беспорядок».

Сенсорики — это практики, которые обладают конкретным мышлением, хорошо подмечают детали, чувствуют запахи, вкусы, различают малейшие оттенки цвета. Сосредоточенные на текущих событиях реалисты, которые сильны в осуществлении идей и задумок. Многое, что нас окружает, воплощалось в жизнь руками сенсориков.

Сенсорикам бывает сложно увидеть общую картину. Они живут будто одним днем, поэтому часто переживают о непредсказуемости событий и того, что будет завтра.

3. Решительный — рассудительный

Решительные люди легче принимают решения, переносят тяжелые нагрузки, действуют в самой напряженной, стрессовой обстановке. Это люди, которые любят и умеют преодолевать трудности и учиться на ошибках. Часто в будущем становятся хорошими наставниками с огромными багажом знаний и практического опыта.

Рассудительные принимают взвешенные решения, избегают ненужных действий, подстраиваются под окружающую обстановку, любят отдыхать и сбрасывать напряжение. Это люди, которые предпочитают комфорт, тепло, любят говорить о приятных событиях и вещах. Они не опираются на свой предыдущий опыт, а направлены на новые идеи, перспективы и будущее.

4. Шизотимик — циклотимик

Шизотимики — это люди, склонные к шизофрении и проявляющие некоторые ее симптомы в обычной жизни. Им присуща тонкость чувств, эгоизм, высокомерие и сильное желание быть лучше других. Как правило, это властные, аристократичные люди, которые любят рассуждать о высоком, редко показывают свои эмоции и плохо приспосабливаются к новому окружению.

Циклотимики — люди, склонные к маниакально-депрессивному психозу. Им присуща безответственность, беспечность и излишняя эмоциональность. Как правило, это веселые и общительные люди, с хорошим чувством юмора, которые любят быть всегда в центре внимания.

5. Чейнджер — раннер

www.adme.ru

Определяем какие бывают типы и виды мышления?

4 декабря , 2018

В настоящее время разделяют несколько типов мышления, которые возникают в зависимости от ситуации, при этом все они взаимосвязаны. Рассмотрим, какие есть основные виды, а также приведем их краткую характеристику:

Наглядно-действенное, является особенным видом мышления, так как его суть заключена в решении задачи, при помощи практической преобразовательной деятельности. Данный вид мышления свойственен людям, связанным с конструированием или каким либо практическим анализом, то есть результатом их деятельности как правило создание какого-либо материального объекта или продукта.
Также наглядно-действенное мышление считается первой ступенью развития у маленьких детей, так ребенок обучается новым навыкам, просто копируя увиденные действия старшего человека.

Наглядно-образное, его суть заключается в восприятии или представлении, какого либо предмета, при этом его видение в образе может быть зафиксировано с нескольких ракурсов. Такой тип мышления встречается у людей занимающихся искусством (музыканты, художники).

Словесно-логическое или абстрактное, это значит следовать логике и принимать решения. Данный склад ума используется постоянно, так как, например, чтобы совершить какое-нибудь действие, мы сначала о нем подумаем, рассудим, как лучше поступить или так при разговоре с человеком мы последовательно излагаем свои мысли, чтобы быть понятым.

Теоретическое, характерно для научной деятельности, так как основан на познании законов и правил. Ярким примером такого типа мышления является создание периодической таблицы Менделеева.

Практическое, связано с выполнением какого либо проекта или задачи, чаще всего связано с ограниченным временем, так как нет времени проверить различные варианты.

Аналитическое — это мышление, развернутое во времени, при этом основным фактором является нахождение оптимального решения для какой-либо ситуации.

Интуитивное, является противоположным аналитическому мышлению, то есть свернутое во времени и все действия происходят в подсознании. То есть, например, при вождении машины, человек переключает автоматически передачи, не думая об этом. Для его развития требуется большой опыт в какой-либо деятельности.

Реалистическое — это мышление, чья деятельность направлена на познание и преобразование социальной действительности и регулируется логическими законами.

Аутистическое, является противоположностью реалистического мышления и направлен на удовлетворение собственных желаний, то есть жизнь человека в созданном им самим внутреннем мире.

Эгоцентрическое мышление проявляется в отсутствии или нежелании сравнивать себя с другими, то есть поставить самого себя на место другого человека

Продуктивное мышление направлено на получении новых знаний, познание новой информации.

Репродуктивное мышление — это когда задача решается уже известными способами.

Творческое — это мышление, дающее решение проблемной ситуации, которое приводит к открытию или новых идей и создание нового продукта. Данный тип способствует всестороннему развитию личности.

Сейчас разработаны различные тесты и методики, которые позволяют определить тип мышления, так это может помочь выбрать профессию, рассказать характер человека (к каким интересам больше всего склонен). В основном виды мышления пересекаются, но все-таки встречаются люди, у которых есть определенный тип.

Читайте также


mudraya-jenschina.ru

Какой у вас тип мышления?

Все люди разные. Иная внешность, привычки, поведение, взгляд на вещи и мышление в целом. Психологи выделяют пять типов мышления: идеалистический, иррациональный, рациональный, аналитический и синтезирующий. Чтобы найти подход к человеку, необходимо знать, к какому типу он относится — это поможет спрогнозировать его реакцию в определенной ситуации и подскажет, как себя с ним вести.

«Диагноз» же поставить совсем несложно: достаточно понаблюдать за действиями и поступками индивида, опираясь на изложенную ниже информацию.

Идеалистический тип мышления

Идеалисты предпочитают мир мыслей и одиночества, в котором легко создавать мысленно образы, которые наиболее им приятны и которым несложно применить свои завышенные ожидания. Они ищут воплощение этих образов в окружающих людях, даже если умом понимают, что у всех вокруг есть недостатки. Их желание настолько велико, что зачастую они «обнаруживают» таких людей и испытывают восторг…

Проблема в том, что идеалистический тип мышления наиболее подвержен манипуляциям. Надо только понять, каково идеальное представление у конкретного его носителя, и играть эту роль. Идеалист будет совершенно слеп и глух. Но так как игра постоянной быть не может, то игроку надо либо постепенно перевоспитывать идеалиста под себя, либо контролировать себя постоянно. Чаще всего попутчики просто используют его и идеи, выношенные им, и разумеется, избавляются от него. А он, вслед за крушением иллюзий, погружается в разочарование.

У идеалистов много установок и правил. Они ориентированы на конечный результат, поэтому часто доводят до конца сложные или объёмные задачи. И насколько часто – зависит от того, не пытается ли кто-то вставлять им палки колёса. Эти люди очень болезненно воспринимают любое противодействие, а хуже всего для них – столкнуться с тем, кто попытается доказать, что они заняты неважными и бесполезными делами.

Иррациональный тип мышления

Сходен во многом с идеалистическими представлениями. Разница в том, что иррационалы более деятельны. Идеалист в своей жизни предпочитает тишину и одиночество, мир размышлений и мечтаний, а иррационал пытается думать прямо на ходу. Он с удовольствием берётся за все дела, но при этом в ходе его действий и рассуждений прослеживается нелогичность. Его связка мыслей конструируется не столько на реальных фактах, сколько на желаемых постулатах.

Принять вымышленное за реальное в общении с иррационалом очень легко. Они большие фантазёры, и сами настолько верят в свои фантазии, что заражают этой верой окружающих. Если вы очень тесно общаетесь с таким человеком, то не позволяйте строить ему долгосрочные планы, предварительно не увидев весь объём действий и последовательностей, поскольку, как человек весьма деятельный, он будет торопиться реализовать даже самые оторванные от действительности фантазии.

Рациональный тип мышления

Наиболее трезвомыслящий, и при этом наименее «душевный» тип. Хорошо ориентируется в реалиях окружающей действительности – в бытовых, финансовых, социальных и политических вопросах. Склонен к критике, целесообразности и подчинённости смыслу. Все свои проекты рационал немедленно старается осуществить, не откладывая в долгий ящик.

Рациональный тип не склонен преувеличивать значение и возможности – ни свои, ни других людей. Ко всему подходит конструктивно. От отработанного избавляется без сожаления. Так же без сожаления избавляется от того, что не может применить на практике. Заинтересованность рационала можно вызывать только чёткой аргументацией и демонстрацией конечной пользы.

Аналитический тип мышления

Мышление наблюдателя по жизни — детектива, ищейки. Схож с рациональным типом мышления. Только если рациональный тир ограничивает себя временными рамками, по принципу «решил проблему и забыл», то аналитический обязательно погрузиться вглубь и будет рассматривать мотивы и посылы, обобщать полученный опыт.

Аналитик выстраивает из фрагментов картинку и владеет обзорным видением ситуации. Как в сторону истоков, так и в сторону прогнозов. Редко ошибается, потому что наблюдательные способности у аналитического типа мышления развиты очень сильно. Такой человек не откажет себе в удовольствии поразмышлять о вашем жизненном пути, — и можете не сомневаться, что имея лишь несколько подсказок, он удивительно подробно опишет вам ваше собственное детство.

Для того чтобы «достучаться» до аналитика, предлагайте ему всегда всю цепочку, весь пошаговый ход ваших рассуждений, апеллируйте к побудительным причинам. Аналитик – сильный логик. Какие-то недостающие звенья в ваших рассуждениях, предложениях и выводах будут его выводить из равновесия и заставлять отказываться от предложенных проектов.

Синтезирующий тип мышления

Это мышление стремится соединять фрагменты и куски информации в единое целое. Синтезирующему типу интересно складывать целое не только из разрозненных кусочков, но даже из того, что на первый взгляд не сочетается и даже противоречит. Синтезаторы в основном и составляют когорту учёных или принадлежат к кругу людей творческих профессий. Часто кажутся существами не от мира сего или просто сумасшедшими – но, конечно, это не так. Просто понять их, не обладая аналогичным мышлением, не так-то просто.

Синтезаторы – люди энциклопедисты, кабинетные работники. Они обычно не любят впечатления внешнего порядка. Это не путешественники, не коллекционеры. С ними в быту сложно, так как это люди малоприспособленные к выполнению однообразной, рутинной работы, не содержащей в себе ничего нового. Ставьте перед ними задачи, требующие смекалки и определённых размышлений.

Напоследок необходимо подчеркнуть, что типы мышления очень редко встречаются в чистом виде. Чаще всего можно встретить человека, в котором сочетаются два типа мышления. Характерными сочетаниями являются идеалистический с иррациональным, аналитический с синтезирующим и рациональный с аналитическим.

Источник

psiholog.mirtesen.ru

Пять типов мышления — Максим Солохин — LiveJournal

Очень любопытная идея, особенно вот в такой аранжировке:

Напомню, что первичные стихии (согласно китайской философии) порождают, питают друг друга по кругу (красные стрелки). И подавляют, угнетают друг друга по пентаграмме (пунктирные стрелки). Однако также и патология передается по кругу: например, если поражена идеология, то далее потерпит ущерб и быт, а болезнь быта повреждает здравый смысл («наука») и так далее.

Андрей Смирнов
Основные виды мышления

Как известно, каждая теория имеет свои границы применимости. Тоже самое можно сказать о «пространстве», внутри которого получает существование та или иная теория, мнение или воззрение — это «пространство», или, лучше сказать, данный подход, данный способ мысли не является единственно возможным. Это обстоятельство часто упускают из вида люди, чрезмерно увлекшиеся каким-либо одним подходом или даже одной из возможных реализаций подхода. Самый простой пример: человек, уверенный, что деньги правят всем и не интересующийся ничем, кроме денег. Ни красота, ни мистика, ни наука, ни даже личные отношения не будут иметь для него никакого значения, если невозможно все это перевести на язык денег и оценить, сколько это будет стоить в той или иной валюте. Можно ли назвать такого человека полноценным? Нет, хотя он может владеть миллиардами: экономическая выгода затмевает ему все остальные сферы жизни. Схожим образом дело обстоит с любой другой сферой: отбрасывая все прочие сферы, зацикливаясь лишь на каком-либо одном подходе и применяя его ко всему, человек обедняет свою жизнь, в какой-то мере «кастрирует» себя, выхолащивает из своей реальности «лишние» краски. Такие люди могут быть серьезно увлечены выбранным путем и даже совершать на выбранном пути какие-то открытия — но счастливыми они быть не способны, и внутренней целостности, а также гармонии в отношениях с окружающим миром — лишены.
Какие же основные формы мышления вообще существуют и как их различать? Таковых форм я насчитываю всего пять, соответствующих пяти основным аспектам жизни; а различать их можно очень просто — по несводимости друг к другу.

Бытовое мышление.
Основной, базовый формат мысли, отвечающий за повседневные дела и большинство социальных взаимоотношений. «Сколько это стоит?», «Выгодно ли мне это?», «Я пожарю курицу, а ты помой посуду», «Сегодня с утра надо пойти в поликлинику», «Ого! Какая девушка!» — все это и многое другое является различными подвидами бытового мышления. Бытового мышления вполне достаточно, чтобы комфортно существовать в социуме. Развитое бытовое мышление необходимо, чтобы быть успешным руководителем, поскольку ясное понимание того, что нужно сделать, чтобы решить те или иные организационные вопросы, является основным качеством руководителя.
Бытовое мышление играет огромную роль в жизни людей, однако люди, способные мыслить только лишь этим способом, будут казаться нам «поверхностными», «неглубокими» и «неинтересными». Сильная личность такого типа способна увлечь, но неминуемо вызовет разочарование, когда станет ясно, что человек такого рода — «плоский», и все его интересы сводятся к стоимости, карьере, обрастанию полезными связями и стремлению исключительно к внешним атрибутам жизненного успеха.

Научное мышление.
Как следует уже из названия, этот формат мысли наиболее присущ ученым, но при этом удивительно, что в гипертрофированном виде присущ не самим ученым, а популязаторам научных идей, своего рода идеологам науки. Используя научное мышление, человек выдвигает теорию, дает обоснование, устанавливает критерии проверки, проводит соответствующие эксперименты, фиксирует результат. Оперирование числами и измерениями, анализ, рациональная методология и даже философия — все это также принадлежит данному формат. Без этого способа мысли наука как сфера деятельности была бы невозможна, не было бы никаких открытий и изобретений. Вместе с тем, человек только с научным мышлением, лишенный способности мыслить в иных форматах, будет беспомощен в быту, не способен выстраивать социальные связи, не будет обладать чувством прекрасного и так далее.

Эстетическое мышление.
Этот формат мысли отвечает за нашу способность испытывать эстетические переживания, различать прекрасное и уродливое, оценивать тонкости и ньюансы в произведениях искусства. Музыка, художественная литература, живопись, скульптура, поэзия были бы невозможны, не обладай человек способностью мыслить эстетическими категориями. Вовсе не обязательно уметь облекать эти категории в слова, для того, чтобы уметь оценивать прекрасное; большая часть процессов, соответствующих этому типу, протекает в формате ощущений и переживаний.

Морально-идеологическое мышление.
У меня были сомнения, выделять ли этот вид мысли как отдельный формат, но следуя принципу «отдельным видом (способом) мысли мы называем такой, который не сводится к каким-либо другим» — выделить этот вид несомненно придется (по той же причине, мною был исключен тип религиозного формата мысли — по своей сути он сводится к морально-идеологическому и мистическому формату — о последнем речь будет идти ниже). Данный вид мышления отвечает за постановку идеалов и «наложение» этих идеалов на те или иные ситуации. «Как я ДОЛЖЕН поступить в такой ситуации?» — вот основной вопрос, который звучит в пространстве морально-идеологического мышления. Это долженствование не сводимо ни к эстетике, ни к науке, ни к мистике, ни к быту. Различение добра и зла (каким бы методом мы не осуществляли это различение; и вне зависимости от того, признаем ли мы эти категории объективно существующими или нет) — относится к данному виду мысли. Даже идеология «у меня нет идеологии; добро то, что хорошо для меня; плохо то, что плохо для меня» — не может избежать этого формата мысли: идеалом провозглашается отсутствие идеала, а разграничение между добром и злом, пусть и всецело субъективное, все же проводится.

Мистическое мышление.
Будучи некогда тотальной формой мысли (и уступая только мышлению бытовому, которое во все времена было, есть и будет основной формой мысли для большей части человечества), с течением веков оно постепенно потеснилось другими форматами мысли — но так и не исчезло совершенно. Исторически, проблема мистики (особенно в ее религиозном формате), заключалась в том, что из-за чрезвычайной значимости для человека этого вида мышления, мистика и религия в определенные периоды пытались заполнить собой все, дать ответы на все вопросы — и даже на те, которые могут быть поставлены и решены только в иных мысленных форматах. В результате маятник качнулся в противоположную сторону: в Новое время лишь ленивый рационалист не пинает мистику (как в ее оккультном виде, так и в религиозном) за «антинаучность», «недоказуемость», «самообман» и так далее. Другая сторона проблемы состоит в том, что сами люди, пользующиеся этим типом мышления, в подавляющем большинстве случаев не понимают, когда применение его к месту, а когда – нет: особенно ясно это бывает заметно на примере людей религиозных, склонных подменять факты разного рода чепухой, или уничтожающих произведения искусства по причине не соответствия их религиозным установкам. Человек с гипертрофированным мышлением этого типа живет во вселенной, полной знаков и сообщений от «высших сил», каждый вопрос, каждый жизненный ньюанс осмысляется таким и только таким образом, для других форм мысли места почти или совсем не остается. Как и представитель любого другого типа мысли, почти или совсем не умеющий мыслить в иных форматах, кроме выбранного, мистик-оккультист или верующий представляет собой в этом случае самое жалкое зрелище.
В чем же особенность мистического мышления, как оно соотносится со всеми прочими форматами мысли, в чем его несводимость к ним? Это не постановка морально-нравственных проблем, не научный рационализм, не эстетические переживания и не бытовая, повседневная форма мысли. Мистик, действительно, видит знаки в рядовых событиях; для него окружающая реальность «говорящая», она откликается на его действия, слова и усилия воли. Как понимается это «внешнее» — как слепая сила, которая должна покориться воле мага, или же как Бог, которого верующий должен умолить для того, чтобы Бог затем выполнил некоторые пожелания верующего — не столь важно. Важным является само ощущение интерактивной связи между человеком и «бытием». Не важно, можно ли продемонстрировать результаты этой связи человеку, придерживающемуся строго «научной позиции» — также, как не имеет значения, можно ли монетизировать эту связь или воплотить ее в тех или иных произведениях искусства. Тот, кто испытывал ощущение интерактивной связи с бытием, знает, что она способна менять качество жизни без всяких дополнительных проверок и доказательств, ведь изменение этого качества он уже ощутил на себе. При отсутствии же способности мыслить в мистическом формате человек никогда не будет способен понять, о чем идет речь: слова о связи человеческой воли и реальности останутся сообщением о красоте музыки Шуберта, адресованным глухому. При этом, следует заметить, что не все мистические системы одинаково эффективны: большинство из них, хотя и стимулируют в какой-то мере интерактивную связь между человеком и бытием, одновременно заполняют сознание огромным количеством хлама, вред от которого в других областях жизни зачастую перевешивает пользу, получаемую в данной сфере.

В заключение я хочу заметить, что хотя человек и не может быть гением во всем, для достижения гармонии необходимо владеть каждым из способов мысли, понимать его ценность и границы применимости. Неспособность к мышлению хотя бы в одном из указанных форматов, непонимание его самобытной ценности, формируют человека ущербного, одностороннего — так будет в любом случае, вне зависимости от того, какой именно формат получает чрезмерное значение за счет прочих. Сциентист, прожженный торгаш, морализатор, узколобый религиозный фанатик — при всей несхожести этих людей у них есть общая черта: им доступны лишь некоторых из возможных форм мысли, но не все; более того – в своем большинстве они даже не понимают, чего лишены.

palaman.livejournal.com

Типы мышления — Психология Дома Солнца

В связи с этим жестко разделять людей на «психологов-практиков», «эмпириков» или «теоретиков» вместе с приписыванием им соответствующих ярлыков, по-видимому, неправомерно, поскольку при решении профессиональных задач и в обыденной жизни каждый психолог может или должен одновременно или последовательно занимать позиции, или выполнять роль, практика, эмпирика или теоретика, которым соответствует разная степень выраженности соответствующих типов мышления.

Только при достаточно глубоком и ригидном «врастании» человека в ту или иную позицию, при её преимущественной «интериоризации» и доминировании, можно говорить о соответствующем «чистом» типе мышления и переносить типологическую характеристику мышления на всего человека и его профессиональную деятельность. В этом случае «психологом-практиком» можно назвать человека, у которого практический тип психологического мышления значительно преобладает как количественно, по времени нахождения человека в позиции «практика», так и качественно, по систематической выраженности у него оснований данной типологии. Так, по первому основанию, т.е. по способу образования используемых понятий, практическое мышление психолога характеризуется тем, что оно опирается на представления о свойствах и отношениях человека, о его состояниях (стресс, транс и пр.) и «компонентах» (бессознательное, либидо и пр.), выработанные в личном опыте, в терапевтической, консультативной или учебной работе, а также на «здравый смысл», на интуитивные чувства и представления о человеке и о своих отношениях с ним. По второму основанию практический тип мышления психолога определяется его направленностью на психологические проблемы конкретного человека, которые становятся при этом предметами изучения и мышления. Наконец, задачи психолога-практика состоят в основном в том, чтобы в процессе психотерапии, консультирования или обучения помочь человеку решить его личные, деловые или учебные проблемы, изменить его установки и состояния, личностные свойства и отношения, способы общения с людьми, обращения с предметами и пр.

Характерный для эмпирического типа мышления способ образования понятий состоит в выделении в предметах мышления общих для них произвольных или наглядных признаков, что приводит к «понятиям-емкостям» по Р.Арнхейму, «комплексам или синкретам» по Л.С.Выготскому, к «эмпирическим понятиям» по В.В.Давыдову (см. Приложение к докладу). Такие понятия несут в своем содержании логически не организованный и бессистемный (не целостный) набор признаков изучаемых предметов и наглядных представлений о них. Примером эмпирически образованного понятия может служить значение такого словосочетания как «образ мира», когда оно определяется путем перечисления мыслимых в его составе случайных и разнородных психических образований — каких-либо чувственных образов вещей, значений и смыслов, установок и ожиданий, мотивов и целей, отношений человека к чему-либо и пр. При таком представлении об «образе мира» может декларироваться его целостность, многомерность и другие свойства, но механизмы возникновения этих свойств в эмпирическом мышлении не раскрываются и не могут быть «выведены» из эмпирических представлений об образе мира.

Предмет эмпирического мышления психолога определяется его направленностью на получение, обработку и осмысление результатов анкетирования, тестирования, шкалирования и экспериментирования. Этот тип мышления соотносится также со склонностью к самонаблюдению, к стандартизированному изучению мнений и настроений групп людей, их профессиональных и личностных свойств, отношений к разным предметам. Эмпиричность мышления психолога может выражаться также в том, что ставя и решая задачи поиска и описания наблюдаемых фактов и зависимостей в изучаемом материале, он ограничивается построением их эмпирических (факторных, корреляционных и пр.) моделей. При этом отрицается возможность понимания и объяснения наблюдаемых закономерностей на основе каких-либо обобщенных теоретических принципов или «законов», что мотивируется уникальностью психики каждого человека, его свободой, отсутствием в его поведении строгого причинного детерминизма и пр.

Теоретическому типу мышления соответствует такой способ образования понятий, который состоит в выделении (в «содержательном абстрагировании») из предметов мышления системы их обобщенных и существенных свойств и отношений, из которых «дедуктивно», на основании определённых принципов и правил, можно вывести более частные свойства этих предметов. Как пишет В.В.Давыдов: «Благодаря содержательному абстрагированию человек вычленяет исходное отношение некоторой целостной системы и при мысленном восхождении к ней удерживает его специфику…. содержательное обобщение совершается путем анализа некоторого целого с целью открытия его генетически исходного, существенного, всеобщего отношения как основы внутреннего единства этого целого… Абстракция и обобщение содержательного типа получают свое выражение в форме теоретического понятия, которое служит способом выведения особенных и единичных явлений из их всеобщей основы» (Теория развивающего обучения. 1996, с.66-67). Такой способ образования понятий приводит к «понятиям-типам» по Р.Арнхейму или к «теоретическим понятиям», через которые в мышление психолога в идеализированных формах включается «вся совокупность человеческой практики» (А.Н.Леонтьев).

Примером теоретического понятия в психологии является значение слова «деятельность», когда оно выражается через более общие и логически более «первичные» категории, например, как «активное и направленное взаимодействие субъекта с объектом (человека с миром)» или как «единица (целостный компонент) жизни субъекта». Из данных определений, выражающих обобщенные и существенные свойства деятельности, можно «вывести» такие её более частные свойства как «предметность» (вследствие её направленности на что-либо), «субъектность» (принадлежность к жизни, «бытию» субъекта) и др. К теоретическим понятиям относятся также «предмет» (то, на что направлена активность, мышление человека), «задача» (как цель и условия мышления по А.Н.Леонтьеву), «способ» образования понятия, которые положены в основу рассматриваемой типологии психологического мышления.

Предметами теоретического мышления могут быть обобщенные механизмы, принципы и законы возникновения, развития и функционирования различных психических образований, а также содержание и структура тех теоретических понятий, с помощью которых осуществляется такой тип мышления. Задачи психолога, находящегося в роли или позиции «теоретика», могут состоять в том, чтобы с помощью теоретических понятий строить типологии психических процессов, свойств и отношений человека, разрабатывать теории формирования и развития различных психических образований, объяснять данные эмпирических исследований через выявление обобщенных механизмов возникновения наблюдаемых психологических фактов (эмпирических закономерностей, корреляций и пр.), раскрывать в теоретических понятиях приемы работы психолога-практика и пр.

Рассмотренные выше эмпирический и теоретический типы психологического мышления являются частными случаями более общих аналогичных типов человеческого мышления вообще, которые детально проанализированы и описаны В.В.Давыдовым, С.Л.Рубинштейном, Р.Арнхеймом и др. (см. хрестоматийное приложение к докладу). Вместе с тем научность или не научность мышления однозначно не определяется его типом, поскольку психолог при любом из этих типов может мыслить как научно, так и ненаучно. Практический тип мышления является научным или ненаучным в той степени, в какой феноменологически прояснены, подкреплены фактическими примерами, а также точно сформулированы или определены понятия и представления психолога о предмете и задачах своей работы. Степень научности мышления эмпирического или теоретического типа также не зависит от его предмета и задач, хотя может определяться способами образования используемых в мышлении понятий. Так, мышление с помощью теоретических понятий считается более научным, чем эмпирическое мышление (см. приложение к докладу) , тогда как чистое практическое мышление, в котором используются выработанные в личном опыте, «житейские», «несистемные» понятия, как правило, в минимальной степени научно.

Степень научности психологического мышления может определяться не только способами образования используемых понятий (как средств мышления), но также способами обоснования порождаемых или усваиваемых человеком понятий и суждений, рассматриваемых как продукты или результаты его мышления.

www.sunhome.ru

Значение «тип мышления конкретный»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

how-to-all.com

Тест на тип мышления

Этот тест предназначен для определения ведущено типа мышления. К ним относятся предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, творческое мышление.  В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, такое мышление называют синтетическим. Полезно соотнести свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности.

Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому

Мне интересно было бы составлять компьютерные программы

Я люблю читать книги

Мне нравится живопись, скульптура, архитектура

Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить

Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках

Я люблю играть в шахматы

Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме

Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев

Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу

Мне нравится все делать своими руками

В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями

Я придаю большое значение сказанному слову

Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания

Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче

При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок

Мне интересно разбираться в природе физических явлений

Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста

Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе

Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат

Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей

Я предпочитаю точные науки (математику, физику)

Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений

Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события

Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе

Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать

Я понимаю красоту математических формул

Мне легко говорить перед любой аудиторией

Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты

Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно

Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить

Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов

Я легко усваиваю грамматические конструкции языка

Я понимаю красоту природы и искусства

Не люблю ходить одним и тем же путем

Мне нравится работа, требующая физической активности

Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения

Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю

Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма

Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства

nazva.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *