Типы конфликтов в психологии: Виды конфликтов в психологии

Виды конфликтов — Психологос

Во-первых, есть конфликты, в которых участвуем мы сами, и есть конфликты людей вокруг нас. Насколько мы захотим и сможем участвовать в конфликтах вокруг нас — вопрос совсем отдельный.

Во-вторых, начиная конфликт, люди таким образом пытаются решить те или иные свои задачи. Этими задачами могут быть:

  • конкурентная борьба за нечто ценное, конфликт интересов.

Кому достанется последний билет? Два ребенка хотят одну игрушку. Два молодых человека соперничают за внимание девушки. Одно свободное место на стоянке, к нему одновременно подъезжают два автомобиля…

  • устранение опасности: мне что-то или кто-то грозит, я хочу избежать потерь и других неприятностей.

«У меня стали отбирать кошелек, я стал отбиваться».

  • устранение препятствия: я хочу что-то получить, другой человек или его мнение выступает препятствием. Стоит задача устранения препятствия…

«Я хочу на Черное море, а муж хочет на Белое.

Ну и что мне с ним делать, если нам ехать вместе?»

  • решение вопроса о власти: должно быть по-моему, так, как сказано, как мне хочется.

«Я сказал, что в субботу мы едем на дачу!»

  • уважение статуса: человека задевает то, как к нему обращаются, и его задача добиваться уважения собственного статуса.

«Я не претендую, чтобы было по-моему, но я настаиваю, чтобы мое мнение было рассмотрено. Мы — на равных!»

Таким образом, основные типы конфликтов, это конфликт опасности, конфликт препятствия, конфликт власти и конфликт статуса.

При этом далеко не все люди в конфликте понимают свои задачи, чаще люди вовлекаются в конфликт, уже начатый другими людьми, и только отыгрывают те роли, которые им заданы извне. Таким образом, есть конфликт авторский, и есть конфликт Жертвы.

Например Конфликт близких людей — типовой конфликт Жертвы. Если разбирать конфликты Жертвы по причинам, их вызывающим, то можно выделить конфликт интересов, конфликты по недоразумению, конфликт из-за конфликтного поведения сторон, конфликт из-за конфликтной личности, и многие другие.

Смотри Причины конфликтов

Если различать конфликты по областям протекания (это привносит некоторую специфику в их развитие и разрешение), то выделяют конфликты межличностные, внутриличностные, хозяйственные, межгосударственные и многие другие.

По способу протекания различают конфликты дикие и цивилизованные. Дикое поведение и дикий конфликт — это всегда пассивное, как правило эмоциональное, вовлечение в конфликт, после чего следует сдача (следствие — унижение) либо ответная агрессия, как правило с превышением уровня (следствие — эскалация конфликта)

Цивилизованное поведение в конфликте и цивилизованный конфликт предполагает осознанность, возможность как свободного входа в ситуацию конфликта, так и выхода из нее (следствие — сохранение достоинства и прекращение конфликтного поведения).

А.П. Егидес различает следующие способы поведения в конфликтной ситуации:

  • Дикий, неуправляемый конфликт — вламываемся сразу в атаку, мгновенно проводим эскалацию конфликта, перескакивая несколько ступеней подряд, заканчиваем бурными криками или дракой.
  • холодное сдерживание- «народ безмолствовал» — это про это. Затишье перед бурей. Я молчу и молчу грозно. И если все-таки моего терпения не хватит — начнется неуправляемый конфликт.
  • пристройка снизу- мольбы и подкупы с целью прекратить конфликтное поведение.
  • избегание — сознательный уход от контакта (выключенный мобильник, регулярное «я не дома»)
  • продолжение синтонного поведения. Когда-то конфликтное поведение можно как-бы не заметить, пропустить, продолжать вести себя по прежнему тепло и синтонно. Если просто к синтонности добавляется конструктив, ситуация может быть просто решена без всяких разборок.
  • мягкая конфронтация — это уже «цивилизованный» конфликт. В этом случае просто внимание акцентируется на конфликтогене, звучит просьба снять конфликтоген, ситуация разруливается в мирную сторону.
  • жесткая конфронтация — это нарастающая жесткий вариант «мягкой конфронтации». Здесь звучит уже не просьба, а требования, синтонов употребляется по минимуму, звучат уместные конфликтогены
  • управляемый конфликт — конфликт раскручивается на более высокую инстанцию, поднимается на ступеньку вверх.

Курт Левин. Типы конфликтов: Psychology OnLine.Net

Курт Левин. Типы конфликтов
Добавлено Psychology OnLine.Net
30.09.2012

Психологически

конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Соответственно возможны три типа конфликтной ситуации.

1. Человек находится между двумя положительными валентностями примерно равной величины (рис. 1). Это случай буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена.

В общем, этот тип конфликтной ситуации разрешается относительно легко. Подход к одному привлекательному объекту сам по себе часто быва«1 ет достаточным, чтобы сделать этот объект доминирующим. Выбор между двумя приятными вещами в общем легче, чем между двумя неприятными, если только это не касается вопросов, имеющих глубокое жизненное зна-j чение для данного человека.

Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колебанию между двумя привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной цели изменяет ее валентность, делая ее слабее, чем цель, от которой человек отказался.

2. Второй фундаментальный тип конфликтной ситуации имеет место, когда человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями. Характерным примером является ситуация наказания, которую ниже мы рассмотрим более полно.

3. Наконец, может случиться так, что один из двух векторов «поля» идет от положительной, а другой — от отрицательной валентности. В этом случае конфликт возникает только тогда, когда и положительная и отрицательная валентности присущи одному и тому же объекту. Например, ребенок хочет погладить собаку, которую он боится, или хочет съесть торт, а ему запретили. В этих случаях имеет место конфликтная ситуация, изображенная на рис. 2. Позднее у нас будет возможность более детально обсудить эту ситуацию.

ТЕНДЕНЦИЯ УХОДА. ВНЕШНИЙ БАРЬЕР

Угроза наказания создает для ребенка конфликтную ситуацию.

Ребенок находится между двумя отрицательными валентностями и соотdетствующими взаимодействующими силами «поля». В ответ на такое давление с обеих сторон ребенок всегда предпринимает попытку избежать обеих неприятностей. Таким образом здесь существует неустойчивое равновесие. Ситуация такова, что малейшее смещение ребенка (Р) в «психологическом поле» в сторону должно вызвать очень сильную результирующую (Вр), перпендикулярную к прямой, соединяющей области задания (3) и наказания (Н). Иначе говоря, ребенок, стараясь избежать и работы и наказания, пытается выйти из «поля» (в направлении пунктирной стрелки на рис. 3).

Можно прибавить, что ребенок не всегда попадает в ситуацию с угрозой наказания таким образом, что он находится точно в середине между наказанием и неприятным заданием. Часто он может быть сначала вне всей ситуации. Например, он должен под угрозой наказания закончить непривлекательное школьное задание в течение двух недель. В этом случае задание и наказание образуют относительное

единство (целостность), которое вдвойне неприятно ребенку. В данной ситуации (рис. 4) обычно сильна тенденция к бегству, проистекающая в большей степени из угрозы наказания, чем из неприятности самого задания. Точнее, она исходит из подрастающей непривлекательности всего комплекса, обусловленной угро- 1ой наказания.

Наиболее примитивная попытка избежать одновременно и работы и наказания — это физический выход из «поля», уход прочь. Часто выход из • моля» принимает форму откладывания работы на несколько минут или часов. В случае сурового повторного наказания новая угроза может привес- П1 к попытке ребенка убежать из дома. Боязнь наказания обычно играет существенную роль на ранних стадиях детского бродяжничества.

Часто ребенок старается замаскировать свой уход из «поля», выбирая занятия, против которых взрослому нечего возразить. Так, ребенок может шиться за другое школьное задание, которое ему более по вкусу, выполнить ранее данное ему поручение и т. д.

Наконец, ребенок может случайно уйти и от наказания и от неприятного задания путем более или менее грубого обмана взрослого. В случаях, когда взрослому трудно это проверить, ребенок может заявить, что он закончил задание, хотя это не так, или может сказать (несколько более тонкая форма обмана), что какой-то третий человек освободил его от неприятного дела, или по какой-то другой причине его выполнение стало ненужным.

Конфликтная ситуация, обусловленная угрозой наказания, вызывает, таким образом, очень сильное стремление выйти из «поля». У ребенка такой уход, варьирующий в соответствии с топологией сил поля в данной ситуации, происходит обязательно, если не принять специальных мер. Если взрослый хочет, чтобы ребенок выполнил задание, несмотря на отрицательную его валентность, просто угрозы наказания недостаточно. Надо сделать так, чтобы ребенок не мог выйти из «поля». Взрослый должен поставить какой-то барьер, который мешает такому уходу. Он должен так поставить барьер (Б), чтобы ребенок мог получить свободу только либо закончив задание, либо подвергнувшись наказанию (рис. 5).

И в самом деле, угрозы наказания, направленные на то, чтобы засти» вить ребенка закончить некое определенное задание, всегда построены таким образом, что вместе с «полем» задания они полностью окружают ребенка. Взрослый вынужден так ставить барьеры, чтобы не осталось ни одной лазейки, через которую ребенок мог бы ускользнуть. От неопытного или недостаточно авторитетного взрослого ребенок ускользнет, если увидит малейшую брешь в барьере. Наиболее примитивные из таких барьеров —

физические: ребенка можно запереть в комнате до тех пор, пока он не закончит работу.

Но обычно это барьеры социальные. Подобные барьеры — это средстве власти, которыми обладает взрослый в силу своего общественного положения и внутренних взаимоотношений, существующих между ним и ребенком. Такой барьер не менее реален, чем физический.

Барьеры, определяемые социальными факторами, могут ограничивать область свободного движения ребенка до узкой пространственной зоны. На-] пример, ребенок не заперт, но ему запрещено покидать комнату до завершения дела (задания). В других случаях внешняя свобода передвижении практически не ограничивается, но ребенок находится под постоянным наблюдением взрослого. Он не выпускается из-под надзора.

Когда ребенок не может быть под постоянным наблюдением, взрослый часто использует веру ребенка в существование мира чудес. Способность постоянного контроля за ребенком приписывается в таком случае полицейскому или привидению. Бог, которому известно все, что делает ребенок, и которого невозможно обмануть, также нередко привлекается дли подобных целей. Например, тайное поедание сладостей может быть предотвращено таким способом. Часто барьеры ставятся жизнью в данной социальной общности, традициями семьи или школьной организацией. Для того чтобы социальный барьер был действенным, существенно, чтобы он обладал достаточной реальной прочностью. Иначе в каком-то месте ребенок прорвет его. Например, если ребенок знает, что угроза наказании только словесная, или надеется добиться расположения взрослого и избежать наказания, то вместо выполнения задания он пытается прорвать барьер. Подобное слабое место образуется, когда мать препоручает наблюдение за работающим ребенком няне, учителю или более взрослым детям, которые, в отличие от нее самой, не имеют возможности предотвратить выход ребенка из «поля».

Наряду с физическими и социальными существует еще один вид барьеров. Он тесно связан с социальными факторами, но имеет важные отличия от тех, что обсуждались выше. Можно, скажем, апеллировать к тщеславию ребенка («Помни, ты не какой-нибудь уличный сорванец!») или социальным нормам группы («Ведь ты девочка!»). В этих случаях обращаться к определенной системе идеологии, к целям и ценностям, которые признаются самим ребенком. Такое обращение содержит угрозу: опасность исключения из определенной группы. В то же время — и это наиболее важно — эта идеология создает внешние барьеры. Она ограничивает свободу действия индивида. Многие угрозы наказания действенны только до тех пор, пока индивид чувствует себя связанным этими границами. Если он Польше не признает данной идеологии, моральных норм определенной группы, то угрозы наказания часто становятся малоэффективными. Индивид отказывается ограничивать свою свободу действий данными принципами.

Сила барьера в каждом конкретном случае всегда зависит от характера ребенка и от силы отрицательных валентностей задания и наказания. Чем больше отрицательная валентность, тем прочнее должен быть барьер. Ибо чем мощнее барьер, тем сильнее толкающая к уходу из поля результирующая сила. Таким образом, чем большее давление взрослый оказывает на ребенка, чтобы вызывать требуемое поведение, тем менее проницаемым должен быть поставленный барьер.

Виды Конфликта — Психология, Примеры, Задания

Виды Конфликта-Конфликт — естественное универсальное явление, неизбежно. Конфликты могут возникнуть в любое время и в любом месте. Это споры, в основе которых лежат основные вопросы, ситуации, в которых вовлеченные стороны выражают свои разногласия в удовлетворении потребностей и интересов и о том, какие помехи возникают при достижении этих целей. Существуют различные типы конфликтов, о которых мы будем читать в этой статье.

Что такое конфликт?

Конфликт – это разногласие между отдельными людьми или группой людей на основе их мнений, их восприятий, мыслей, понимания и их отношений. Проще говоря, когда различные стороны, участвующие в ситуации, расходятся во мнениях, это может привести к конфликту. Интенсивность конфликта зависит от общения и понимания между сторонами.

Цель разрешения конфликта — прийти на равных друг с другом, заключить перемирие и найти точки соприкосновения. Это требует некоторого компромисса и внесения некоторых изменений. Конфликты могут изменить отношения, поэтому важно внести позитивные изменения, которые требуют надлежащего управления.

Например, учащийся, каждый день опаздывающий на занятия и входящий посреди лекции, учащийся, демонстрирующий доминирующее или властное поведение, или учащийся, оскорбляющий мнение однокурсника.

Продолжайте читать статью, чтобы узнать о различных типах конфликтов.

Читайте также | Принятие решений: суждения, предубеждения и подталкивания

Типы конфликтов

Некоторые распространенные типы конфликтов, перечисленные ниже, помогут вам лучше понять, что такое конфликты.

Типы конфликтов — Конфликты задач

Конфликты задач возникают, когда отдельные лица или группы людей должны координировать свои действия относительно задачи, чтобы все участники могли выполнить рассматриваемую задачу. Конфликт возникает, когда один человек должен закончить задачу, прежде чем другой сможет выполнить свою часть.

Например, если четырем учащимся в классе дается групповой проект, и двое из четырех учеников заметно меньше беспокоятся о сроках, чем двое других, их темп работы со своей собственной скоростью может вызвать стресс у двух других детей, что приводит к конфликту.

Типы конфликтов — конфликты лидеров

Различные стили руководства могут по-разному влиять на человека. Некоторые лидеры придерживаются смелого подхода, в то время как другие ведут себя более непринужденно; некоторые очень строго соблюдают правила, в то время как другие полагаются на естественный поток результатов работы.

Например, в школьном групповом проекте по указанию учителя может быть только один ведущий. Один ученик желает возглавить всю группу и хочет делать все по своему желанию, в то время как другой ученик желает участвовать и руководить группой. Здесь конфликт заключается в том, что они оба хотят возглавить группу, но только один может это сделать.

Типы конфликтов — конфликты стиля работы

Как уже говорилось выше, существует множество различных подходов к выполнению работы. Эти подходы к работе формируют ваше поведение и взаимодействие с коллегами, а разные стили работы также могут создавать конфликты.

Например, учитель задал домашнее задание. Ребенок, который отсутствовал, спрашивает другого, что нужно сделать. Присутствующий дал только половину информации. Это привело к тому, что ребенок сдал только половину домашнего задания и получил за него меньше оценок, в то время как присутствующий получил полные оценки. Здесь конфликт заключается в том, что первый ребенок не дает полной информации, что приводит к снижению оценок для второго ребенка.

Читайте также| Разрешение конфликтов

Типы конфликтов — Конфликты ценностей

Этот конфликт возникает, когда отдельные лица или группы имеют разные взгляды на мораль или ценности, которые вступают в игру в конкретной ситуации. Следовательно, ценности очень субъективны, поскольку они основаны на том, как человек относится к другому.

Например, школьный проект нужно выполнять в парах. Один ученик может пожелать использовать свое вечернее время, играя, в то время как другой хочет выполнить проект. Здесь конфликт возникает, когда первый ученик хочет поиграть и сделать проект позже, а другой переживает из-за незавершенного проекта. Существует разница в ценности, которую студенты придают проекту и, следовательно, конфликту.

Типы конфликтов — конфликты личностей

Все люди разные и имеют свой уникальный набор черт. Мы не такие, как все, кого встречаем, и не будем нравиться всем, кого встретим. Вам может быть трудно работать с кем-то, чья личность в корне отличается от вашей. Людям, переживающим личностные конфликты, следует применять чуткий подход для успешного разрешения конфликта.

Например, в viva, оценивающем командную работу, был задан проект рассказывания историй. Собрались шесть студентов. Пятеро из них были очень общительными и дружелюбными, а шестой стеснялся говорить. Шестая ученица не могла правильно объяснить свою часть истории из-за своего застенчивого характера. Группа получила меньше баллов. Здесь конфликт заключался в том, что выбывшие ученики получали меньше оценок из-за застенчивости шестого ученика.

Читайте также| Навыки принятия решений для учащихся – отметьте 8 стратегий

Типы конфликтов – Творческие идеи Конфликты

При работе в команде конфликты часто возникают из-за различий в идеях, и это почти ожидаемо. Что меняется, так это степень эскалации, связанной с каждым конфликтом. Конфликты творческих идей можно считать полезными, если они не выходят из-под контроля. Здесь возникают проблемы, когда люди проводят мозговой штурм, но это также помогает им понять необходимость признавать и ценить идеи других.

Например, учитель просит двух учеников творчески объяснить короткий рассказ. Один из них хороший актер и хочет объяснять, играя, а другой лучше рисует и хочет объяснять через рисование. Конфликт возникает из-за разницы в творческих идеях.

Типы конфликтов Конфликты конкуренции

Этот тип конфликта возникает, когда сильные стороны должны работать вместе. Конкуренция обычно возникает, когда люди, которые настаивают на победе, часто нуждаются в том, чтобы чувствовать себя «правыми». Этот конфликт может быть трудно разрешить, поскольку иногда обе стороны не могут чувствовать, что они выиграли. Следовательно, конфликты конкуренции требуют, чтобы третья сторона поставила ультиматум или приняла окончательное решение.

Например, в школьном забеге два ученика, по их словам, достигли финишной черты в одно и то же время. Это создало между ними конкурентный конфликт. Здесь рефери будет принимать решение о том, кто достиг первым.

Читайте также| 17+ курсов по управлению конфликтами

Типы психологии конфликтов

Конфликт в психологии — это когда 2 или более сильных мотива, которые возникают, не могут быть решены вместе.

Доллар и Миллер рассказали нам о четырех типах конфликтов, в которых мы часто застреваем: подход-подход, избегание-избегание, подход-избегание и двойной подход-избегание. Слово «подход» описывает «желание» чего-то. Вы хотите чего-то, вы подходите к этому. Вы хотите мороженого, вы пойдете за ним в морозильник. «Избегание» заключается в том, что чем ближе вы подходите к ситуации, в которой вы не хотите оказаться, тем вы ее избегаете. Например, если вы боитесь собак, вы не захотите войти в дом, в котором они есть.

Типы конфликтов Психология: подход-подход

Это первый из четырех типов конфликтов, выбор между двумя вещами, которые вам нравятся. Примером может быть: вы идете в магазин мороженого и видите, как два ваших любимых вкуса, шоколад и печенье крошатся. Скорее всего, вы захотите попробовать оба и почувствовать, что стоите перед дилеммой выбора между ними. Это «конфликт подхода-подхода».

Типы психологии конфликтов: избегание-избегание

Второй из четырех типов конфликта, выбор между двумя вещами, которые вам не нравятся. Здесь вы избегаете принятия решения, потому что оба доступных вам варианта не привлекательны. Здесь примером может быть — нежелание посещать лекции из-за их скучности, но и нежелание попасть в список неплательщиков. Это «конфликт избегания-избегания»

Читайте также| Принятие решений

Типы психологии конфликтов: приближение-избегание

Третий из четырех типов конфликта, ситуация с целью, имеющая как положительное, так и отрицательное значение. Итак, есть влечение к цели, но есть и избегание. Вот пример: вы хотите пойти на свою работу, потому что вам нравится компания вашего коллеги, но вы также не хотите этого делать, потому что нет гарантий занятости. Это «конфликт приближения-избегания».

Типы психологии конфликтов: двойной подход-избегание

Четвертый из четырех типов конфликтов, выбор между двумя альтернативами/целями, каждая из которых имеет положительное и отрицательное значение. Здесь человек должен выбрать одну цель, отказаться от другой, а также принять отрицательные значения выбранной цели. Примером может быть: Вы хотите стать врачом, но плата не позволяет вам. Следовательно, вы выбираете парамедицинскую область для продолжения учебы, потому что это также часть здравоохранения, хотя и не то, чем вы всегда хотели заниматься. Это «двойной конфликт приближения-избегания»

Читайте также| Искусство и наука принятия решений

Различные формы конфликтов могут потребовать различных стратегий разрешения конфликтов. В реальном мире конфликтующие / противоборствующие стороны смогут самостоятельно определить правильное решение, учитывая навыки общения, которые используют обе стороны. Тем не менее, это не всегда так. Когда эмоции находятся на пике, может быть трудно выйти из ситуации и логически подумать, чтобы определить наилучшую стратегию разрешения. Наличие известного набора стратегий разрешения конфликтов может помочь снизить напряженность в таких ситуациях.

Психология 02: Психология конфликтов

Конфликт – это состояние противостояния, разногласия или несовместимости между двумя или более людьми или группами людей, которое иногда характеризуется физическим насилием. Военный конфликт между государствами может представлять собой войну.

Типы конфликтов

Сегодня психологи классифицируют конфликты в соответствии с планом действий, которые их разрешат. Существует три типа конфликтов: сближение-сближение, избегание-избегание, а также одиночное и двойное сближение-избегание.
Конфликты подходов
происходят при двух условиях: людей примерно одинаково привлекает цель. Но достижение одной цели означает отказ от другой. Например, вам предстоит выбирать между покупкой автомобиля или поездкой в ​​Европу. В один и тот же вечер вы хотите посетить вечеринку и кино. Исследования показывают, что конфликты подход-подход разрешаются легче, чем конфликты любого другого типа. По мере приближения к одной цели (скажем, коричневый свитер или поход по магазинам), ее привлекательность возрастает. Подчеркнув достоинства (тепло, дешево), вы приблизитесь к своему выбору. При этом снижается привлекательность другой цели, и конфликт прекращается. Люди обычно легко разрешают конфликты подходов, потому что они всегда приводят к чему-то приятному. Более того, альтернативы могут быть достигнуты по очереди. Возможно, вы сможете купить свитер в следующем месяце.
Когда человека одновременно отталкивают две цели (предметы, действия или что-то еще) и он вынужден выбрать одну, психологи называют это избегание-избегание конфликт . Например, вы должны выбрать, убираться в комнате или мыть посуду. Исследования показывают, что по мере того, как организмы приближаются к непривлекательному выбору, он становится все более отталкивающим. Конфликты избегания-избегания обычно вызывают сильную тревогу, и их трудно разрешить. Люди, скорее всего, будут колебаться между неприятными альтернативами и вообще попытаются уйти от конфликта.
Когда человека привлекает и отталкивает одна цель, мы имеем одиночный конфликт приближения-избегания . Иными словами, один вариант имеет горько-сладкий оттенок. Например, привлекательная карьера может потребовать много образования. Роскошный автомобиль стоит дорого. Должен ли я попросить стоматолога позаботиться о моей полости? Эти конфликты также трудно разрешить и порождают много беспокойства.
Двойные конфликты приближения-избегания имеют две цели, каждая из которых имеет хорошие и плохие стороны. Единственная доступная работа скучна, но будет приносить доход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *