Типы нарушения мышления – Три типа нарушений мышления.

Содержание

Типы нарушения мышления

нарушение операциональной стороны мышления
Мышление — синтез, обобщение и отвлечение на основе системы понятий. По Выготскому, обобщенные системы связей могут обобщаться далее, передаваться, отражаться в языке и служить передаче общечеловеческого опыта. Некоторые формы психопатологии мешают использовать систему операций обобщения и отвлечения. Два крайних варианта:снижение уровня обобщенияВыражается в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Из всех признаков больной не может отобрать те, которые раскрывают понятие.
Может оказаться вообще недоступна задача на классификацию (предметы слишком различны по конкретным свойствам). Или обобщение заменяется конкретно-ситуационным сочетанием, что видно в экспериментах на аналитико-синтетические операции.

Не выделяют ведущий признак предмета, не понимают условности, переносного смысла какого-то конкретного описанного в пословице явления, непонимание несовпадения смысла пословицы со всеми частными жизненными ситуациями (пословица кажется недостаточно точной, неверной и т.д.). Не выделяют ключевого элемента в ситуации и поэтому не могут составить из картинок связную последовательность, их связи подиктованы всплывшими частными ассоциациями на каждую конкретную картинку.
Особенно ярко — в методике пиктограмм, когда среди многообразия образов на слово и слов на образ больной сориентироваться не может, рисует конкретную жизненную ситуацию и страдает, что не может изобразить все варианты ситуаций, пытаются уточнить у экспериментатора буквальный смысл (из-за чего голодный, развитие чего и пр.).
Ассоциативный эксперимент показал: на 33% стимулов нет ответа или эхолалия, на 34% называется функция или признак предмета, на 11% — синонимы стимула и лишь на 22% -адекватные ответы.
искажение процесса обобщения
Утрированный «отлет» от конкретных связей, обобщение происходит, но суждения больных отражают случайную или латентную сторону явлений, упуская предметное содержание и существенные характеристики.
В классификации ориентируются на чрезмерно общий выхолощенный признак, неадекватный реальным взаимоотношениям между предметами. Пытаются даже к самым незначительным обыденным явлениям подойти с «теоретической» точки зрения, речь часто вычурная.
Бессодержательность, выхолощенность особенно ярко проявляется в методике пиктограмм. Условные беспредметные рисунки, не отражающие реальное содержание слова.
Ассоциативный эксперимент: 46% эхолалий, созвучий, речевых штампов
Описание сюжетных картинок, определение и сравнение понятий, объяснение пословиц показывают тенденции к бесплодному мудрствованию, резонерству; невозможность отбора смысла, соответствующего ситуации, в толковании пословиц, поэтому резонерство может относиться не к метафорическому смыслу, а к чему-то косвенному, непринципиальному в формулировке. Как и в первом случае, слово не является инструментом обобщения, но если там оно — «кличка», отражение несущественных деталей, то здесь — бессодержательная абстракция.
нарушение динамики мышлениялабильность мышленияБольной способен к адекватным суждениям, но адекватный характер суждений неустойчив. Темп мыслительной деятельности и уровня обобщения - истощаемость ГМ.
Возможные варианты в классификации: 1) чередования обобщенных и конкретно-ситуационных решений; 2) логические связи подменяются случайными сочетаниями; 3) образование одноименных групп.
Лабильность мышления свойственна маниакальной фазе МДП — импульсивность, невникание в смысл, любое переживание сразу находит отражение в речи больного. Большое количество ассоциаций «уводит» больного от начальной точки рассуждения. Задание доступно больному, но любое слово отвлекает, свое или чужое (сюда же - феномен «повышенной откликаемости» — бессвязное вплетение в речь случайно услышанного, попавшего в поле зрения при пересказывании, в ассоциативном эксперименте в разных вариантах, словесном и особенно — в цветовом).
инертность мышления
Феномен инертности связей прошлого опыта, невозможности переключения. Характерна для эпилепсии, последствий тяжелых травм ГМ, некоторых форм умственной отсталости. Даже в тех случаях, когда задача доступна, больной испытывает затруднения в переключении на новый способ решения задачи. Выявляется в методике пиктограмм, опосредованного запоминания. В крайних формах приводит к снижению уровня обобщения.
Феномен излишней детализации, вязкости мышления при развернутом объяснении, феномен запаздывающих ответов в ассоциативном эксперименте с инструкцией о противоположном значении.
обстоятельность мышления
Замедленность мыследеятельности и, самый яркий признак, подробнейшие пиктограммы. Характерна для депрессий, астении (повышенная утомляемость, истощаемость, невротическое состояние).ускорение мышленияСоскальзывание, высокий темп мышления, обдумывание нескольких тем одновременно. Встречается в мании и гипомании при МДП.

нарушение личностного компонента мышленияразноплановость мышленияНарушение заключается в том, что суждения больного об одном явлении протекают в различных областях. Операциональный план мышления сохранен, но направление выполнения задания не удерживается. Действия больного остаются адекватны цели, но, к примеру, основание классификации не сохраняется на протяжении выполнения задания — одновременное обобщение по нескольким основаниям. Основание для объединения предметов в методике исключения или классификации может быть обобщенным или конкретным, но вдруг оказывается подмененным личным отношением и ассоциациями субъекта, или даже вся деятельность по выполнению задания сменяется выяснением отношения больного к предмету. Наряду с адекватными связями больной порождает «причудливые» в данной ситуации связанные с его болезнью или просто отдаленные ассоциации. Эти парадоксальные установки проявляются и в обыденной жизни — в системе предпочтений на первые места часто выходят социально и ситуативно не значимые мотивы, появляются вычурные поступки и т.д.

резонерствоЭто нарушение часто определяется как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления под любое самое незначительное явление подвести «концепцию». «Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к маленькому объекту». Аффективность проявляется и в тоне высказываний — многозначительный, с неуместным пафосом. Грамматический строй речи также имеет характерные особенности — частые инверсии, вводные слова, разорванность (нарушение функции речи как средства общения), нет постоянного объекта мысли.
Типично для шизофрении в разных формах.нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельностиУ больных шизофренией происходит ослабление процесса саморегуляции мышления, выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизующей функции при относительной сохранности контрольной функции и активизации защитной. Иногда нарушается способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.некритичность

сверхценные идеи

бредовые состоянияИзобретательский бред, кверулянтство — сутяжный бред, бред преследования, бред отношения, бред величия, ипохондрический бред, бред самоуничижения, любовный бред — можно разбить на три основные группы — величия, самоуничижения, отношения. Непонятно, что это — нарушения личности или мышления? Аргумент в пользу личности — нарушение адекватности самооценки.

www.examen.ru

Нарушение мышления у человека при шизофрении, у детей, виды

Нарушение мышления у человека – это расстройство процессов информационной обработки, выявление отношений, связывающих разнообразные явления либо предметы окружающей действительности, отклонения в отражении существенных свойств предметов и в определении связей, которые их объединяют, что порождает возникновение ложных представлений и мнимых суждений об объективно существующей действительности. Выделяют несколько типов нарушения процесса мышления, а именно расстройство динамики мыслительных процессов, патология операционального функционирования мышления и расстройства мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности. В большинстве случаев, особенности мыслительного оперирования каждого пациента, квалифицировать в рамках одного вида нарушения процесса мышления практически не представляется возможным. Зачастую в структуре патологически измененной мыслительной деятельности пациентов отмечаются сочетания различных видов отклонений, находящихся в неодинаковой степени выраженности. Так, к примеру, расстройство процесса обобщения в ряде клинических случаев сочетается с патологиями целенаправленности мыслительных операций.

Нарушение мышления являются одними из максимально часто встречаемой симптоматики психических заболеваний.

Виды нарушения мышления

Расстройство операциональной функции мыслительной деятельности. Среди основных операций мышления выделяют: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение.

Обобщение является результатом анализа, который вскрывает основные отношения, связывающие явления и объекты. Различают несколько этапов обобщения:
— категориальный этап, заключается в причислении к виду, основываясь на существенных признаках;
— функциональный – заключается в причислении к виду, основываясь на функциональных признаках;
— конкретный – заключается в причислении к виду, основываясь на конкретных признаках;
— нулевой, то есть операции нет – заключается в перечислении объектов или их функций без намерений обобщить.

Патологии операциональной стороны мыслительного функционирования довольно многообразны, но можно выделить два крайних варианта, а именно понижение уровня обобщения и деформация процесса обобщения.

В рассуждениях больных при понижении уровня обобщения превалируют прямые представления об объектах и событиях. Взамен акцентирования обобщенных свойств пациенты употребляют конкретно-ситуационные соединения, у них наблюдаются сложности в абстрагировании от конкретных элементов. Подобные расстройства могут протекать в легкой форме, умеренно выраженной и сильно выраженной степени. Такие нарушения обычно отмечаются при умственной отсталости, тяжелом течении энцефалита, при органической патологии головного мозга с деменцией.

Можно говорить о понижении уровня обобщения исключительно в том случае, когда такой уровень у индивида был ранее, а потом понизился.

При искажении операциональных процессов обобщения пациенты руководятся чересчур обобщенными свойствами, неадекватными действительным связям между предметами. Отмечается превалирование формальных, мимовольных ассоциаций, а также уход от содержательного аспекта задачи. Такие пациенты устанавливают исключительно формальные, словесные связи, истинное же отличие и похожесть не являются для них проверкой их суждений. Подобные расстройства мыслительной деятельности встречаются у индивидов, страдающих шизофренией.

Психиатрия выделяет два наиболее распространенных расстройства динамики мыслительного функционирования: лабильность и инертность мыслительных операций.
Лабильность заключается в непостоянстве тактики выполнения задания. У больных уровень обобщения отвечает их образованности и приобретенному жизненному опыту. Проведенные исследования свидетельствуют, что у испытуемых наряду с верно обобщенными заключениями могут отмечаться заключения, сделанные на основе актуализации случайных связей или базирующиеся на конкретно-ситуационном объединении предметов, событий в группу определенный класс. У индивидов с проявлениями лабильности мыслительного оперирования повышено «реагирование». У них отмечаются реакции на любые случайные раздражители, они вплетают в собственные суждения любой мимоходный стимул из внешней среды, при этом нарушая установленную инструкцию, теряя целенаправленность действий и последовательность ассоциаций.
Инертностью мыслительной деятельности называют выраженную «тугую» подвижность переключения с одной деятельности на иную, сложность в изменении выбранного способа собственной работы. Инертность отношений прошлого опыта, сложности переключения приводят к понижению способности обобщения и уровня отвлечения. Больные не могут справиться с упражнениями на опосредование. Такая патология встречается у индивидов, страдающих эпилепсией или последствиями тяжелых травм мозга.

При патологии мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности наблюдаются такие проявления, как разноплановость мыслительных операций, резонерство, некритичность, бред.

Разноплановость мыслительных операций проявляется отсутствием целенаправленности действий. Индивид не может классифицировать объекты и события, выделить общие признаки. Наряду с этим у них сохранены, такие операции, как обобщение, сопоставление и различение. Также больные воспринимают инструкции, но не выполняют их. Представления об объектах и суждения о явлениях протекают в различных плоскостях, вследствие чего отличаются непоследовательностью. Систематизирование и отбор предметов может совершаться на основе индивидуальных особенностей восприятия, вкусов индивидов и их привычек. Поэтому объективность представлений отсутствует.

Резонерство можно представить, как нарушение логического мышления, которое проявляется в бессмысленном и пустом многословии.

Индивид ударяется в продолжительные по времени бесконечные рассуждения, которые не имеют определенной цели и не подкреплены никакими конкретными идеями. Речь индивида, страдающего резонерством, характеризуется разорванностью, изобилует сложными логическими конструкциями и абстрактными понятиями. Зачастую больные оперируют терминами, не понимая их значения. Такие индивиды склонны постоянно терять нить рассуждения, а отдельные фразы в длительных рассуждениях нередко абсолютно между собой не связанны и не несут смысловой нагрузки. В большинстве случаев у больных также отсутствует и объект мысли. Философствования индивидов, страдающих резонерством, носят риторический характер. «Ораторам» с подобным нарушением не требуется ответная реакция или внимание собеседника. Данная патология характерна для шизофрении.

Именно признаки, указывающие нарушение логического мышления, обладают огромным значением в диагностике психических недугов.

Некритичность мыслительной деятельности характеризуется ее поверхностностью и незавершенностью. Мыслительный процесс перестает регулировать поведение и действия индивидов и прекращает быть целенаправленным.

Бред проявляется в качестве умозаключения, суждения или представления, не связанного с информацией, которая поступает из окружающей реальности. Для больного соответствие его бредовых идей действительности не имеет значения. Индивид руководствуется своими умозаключениями, вследствие чего отстраняется от реальности, уходя от нее в бредовое состояние. Таких пациентов невозможно уверить в ложности их бредовых идей, они решительно уверены в их соответствии реальной действительности. По своему содержанию бредовые рассуждения отличаются огромным многообразием.

Перечисленные типы нарушения мышления, преимущественно, характерны для умственной отсталости, деменции и шизофрении.

Нарушения мышления при шизофрении

Психический недуг, которому присуще грубое расстройство взаимодействия с окружающей действительностью, именуются шизофренией. Состоянию больных шизофренией может сопутствовать неадекватное поведение, различные галлюцинации и бредовые суждения. Для данного недуга характерен распад внутреннего единства чувств и воли, кроме этого отмечается нарушение памяти и мышления, вследствие чего больной индивид не может адекватно приспособиться к социальной среде.

Шизофрения характеризуется хроническим прогрессирующим течением и имеет наследственную природу.

Описанный психический недуг разрушительно воздействует на личность субъектов, меняя ее до неузнаваемости. Большинство людей ассоциирует шизофрению с галлюцинациями и бредовыми суждениями, однако на самом деле данная симптоматика вполне обратима, а вот изменения в мыслительных процессах и эмоциональной сфере нет.

Нарушение мышления психология рассматривает в качестве наиболее часто встречающегося симптома психических заболеваний, в частности шизофрении. При диагностировании того либо иного психического недуга пси­хиатры зачастую руководствуются наличием одного или нескольких видов патологии мыслительной деятельности.

Основные нарушения мышления имеют формальный характер и заключаются в утрате ассоциативных связей. У индивидов, страдающих шизофренией, изменяется не смысл суждений, а логические внутренние связи суждений. Другими словами происходит не разложение понятий, а нарушение процесса обобщения, при котором у пациентов появляется множество мимолетных, ненаправленных ассоциаций, отображающих весьма общие связи. При прогрессировании заболевания у больных изменяется речь, она становится разорванной.

Для шизофреников характерно так называемое «соскальзывание», заключающееся в резком непоследовательном переходе от одной идеи к другому суждению. Подобное «соскальзывание» пациенты самостоятельно не в состоянии заметить.

В размышлениях пациентов зачастую появляются «неологизмы», то есть они придумывают новые вычурные слова. Таким образом, проявляется атактическое (неконкретное) мышление.

Также у шизофреников наблюдается бесплодное мудрствование, теряется конкретность и обобщенность речи, утрачивается координация между фразами. Больные придают явлениям, чужим высказываниям собственный тайный смысл.

По данным проведенных экспериментов в сравнении с результатами здоровых индивидов, шизофреники лучше распознают раздражители, являющиеся менее ожидаемыми, а хуже – раздражители, более ожидаемые. Вследствие чего отмечается туманность, расплывчивость, замысловатость мыслительной деятельности больных, что провоцирует нарушения психических процессов при шизофрении. Такие индивиды не могут определить значимые связи, наличествующие между предметами, не выявляют второстепенные конкретно-ситуационные свойства, а актуализируют довольно общие, не отображающие реальной ситуации, зачастую поверхностные, мимовольные, формальные признаки.

При шизофрении основные нарушения мышления нельзя рассматривать, не учитывая целостную жизнь личности. Нарушения мыслительной деятельности и личностные нарушения взаимосвязаны.

При шизофрении нарушение памяти и мышления, расстройства внимания, также могут выявляться. Но при отсутствии изменений органического характера в головном мозге данные патологии являются следствиями расстройства мыслительной деятельности.

Нарушения мышления у детей

К окончанию раннего возрастного периода у маленьких индивидов складывается интеллектуальная деятельность, включающая способность к обобщениям, перенесению приобретенного опыта из начальных условий в новые, установлению отношений, наличествующих между предметами путем проведения своеобразных экспериментов (манипуляций), запоминать связи и применять их при решении задач.

Нарушение мышления психология представляет в виде нарушений умственной деятельности, которые возникают при различных недугах или аномалиях развития психики, а также локальных поражениях мозга.

Мыслительные процессы, протекающие в коре больших полушарий мозга малышей, обуславливает их взаимодействие с социумом.

Выделяют следующие типы нарушения мышления у детей: соскальзывание, разорванность и разноплановость, опора на скрытые признаки.

В связи с тем, что мыслительное оперирование – это процесс отображения конкретных признаков объектов, а также отношений, связывающих их, оно ведет к зарождению суждений и воззрений на объективную реальность. Когда наступает расстройство таких представлений, на смену может прийти ускорение мыслительных процессов. Вследствие чего у крох возникает самопроизвольная и быстрая речь, представления быстро меняют друг друга.

Инертность мыслительной деятельности проявляется в замедление процессов, происходящих в коре полушарий. Речь ребенка характеризуется односложными ответами. О таких детях складывается впечатление, слово у них голова «без мыслей» – совершенно пустая. Подобное расстройство мыслительного функционирования может наблюдаться при маниакально-депрессивном синдроме, эпилепсии либо психопатии.

Гораздо большим клиническим значением обладает инертность мыслительных процессов с торможением осмысления, сравнительной скудостью ассоциаций, неторопливой и немногословной обедненной речью.

Инертность мыслительной деятельности ведет к затруднению усвоения больными детьми школьной программы, так как они не в состоянии обучаться в одинаковом темпе со здоровыми малышами.

Разорванность мыслительного функционирования обнаруживается в отсутствии целенаправленности умственной деятельности, нарушаются отношения, устоявшиеся между объектами или представлениями. Порядок мыслительного оперирования искажается, при этом иногда может сохраняться грамматическая структура фраз, что трансформирует речь, лишенную смысла, во внешне упорядоченное предложение. В случаях, когда теряются грамматические связи, мыслительная деятельность и речь преобразуется в бессмысленный словесный набор.

Нелогичность (непоследовательность) рассуждений проявляется в чередовании верных и неверных методов выполнения упражнений. Данную форму нарушения мыслительной деятельности легко исправить посредством акцентированного внимания.

Откликаемость умственного функционирования у детей проявляется изменчивостью способов выполнения упражнений.

psihomed.com

Типы нарушения мышления

Нарушение операциональной стороны мышления

Мышление — синтез, обобщение и отвлечение на основе системы понятий. По Выготскому, обобщенные системы связей могут обобщаться далее, передаваться, отражаться в языке и служить передаче общечеловеческого опыта. Некоторые формы психопатологии мешают использовать систему операций обобщения и отвлечения. Два крайних варианта:

снижение уровня обобщения

Выражается в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Из всех признаков больной не может отобрать те, которые раскрывают понятие.

Может оказаться вообще недоступна задача на классификацию (предметы слишком различны по конкретным свойствам). Или обобщение заменяется конкретно-ситуационным сочетанием, что видно в экспериментах на аналитико-синтетические операции.

Не выделяют ведущий признак предмета, не понимают условности, переносного смысла какого-то конкретного описанного в пословице явления, непонимание несовпадения смысла пословицы со всеми частными жизненными ситуациями (пословица кажется недостаточно точной, неверной и т.д.). Не выделяют ключевого элемента в ситуации и поэтому не могут составить из картинок связную последовательность, их связи подиктованы всплывшими частными ассоциациями на каждую конкретную картинку.

Особенно ярко — в методике пиктограмм, когда среди многообразия образов на слово и слов на образ больной сориентироваться не может, рисует конкретную жизненную ситуацию и страдает, что не может изобразить все варианты ситуаций, пытаются уточнить у экспериментатора буквальный смысл (из-за чего голодный, развитие чего и пр.).

Ассоциативный эксперимент показал: на 33% стимулов нет ответа или эхолалия, на 34% называется функция или признак предмета, на 11% — синонимы стимула и лишь на 22% -адекватные ответы.

искажение процесса обобщения

Утрированный “отлет” от конкретных связей, обобщение происходит, но суждения больных отражают случайную или латентную сторону явлений, упуская предметное содержание и существенные характеристики.

В классификации ориентируются на чрезмерно общий выхолощенный признак, неадекватный реальным взаимоотношениям между предметами. Пытаются даже к самым незначительным обыденным явлениям подойти с “теоретической” точки зрения, речь часто вычурная.

Бессодержательность, выхолощенность особенно ярко проявляется в методике пиктограмм. Условные беспредметные рисунки, не отражающие реальное содержание слова.

Ассоциативный эксперимент: 46% эхолалий, созвучий, речевых штампов

Описание сюжетных картинок, определение и сравнение понятий, объяснение пословиц показывают тенденции к бесплодному мудрствованию, резонерству; невозможность отбора смысла, соответствующего ситуации, в толковании пословиц, поэтому резонерство может относиться не к метафорическому смыслу, а к чему-то косвенному, непринципиальному в формулировке. Как и в первом случае, слово не является инструментом обобщения, но если там оно — “кличка”, отражение несущественных деталей, то здесь — бессодержательная абстракция.

Нарушение динамики мышления

лабильность мышления

Больной способен к адекватным суждениям, но адекватный характер суждений неустойчив. Темп мыслительной деятельности и уровня обобщения — истощаемость ГМ.

Возможные варианты в классификации: 1) чередования обобщенных и конкретно-ситуационных решений; 2) логические связи подменяются случайными сочетаниями; 3) образование одноименных групп.

Лабильность мышления свойственна маниакальной фазе МДП — импульсивность, невникание в смысл, любое переживание сразу находит отражение в речи больного. Большое количество ассоциаций “уводит” больного от начальной точки рассуждения. Задание доступно больному, но любое слово отвлекает, свое или чужое (сюда же — феномен “повышенной откликаемости” — бессвязное вплетение в речь случайно услышанного, попавшего в поле зрения при пересказывании, в ассоциативном эксперименте в разных вариантах, словесном и особенно — в цветовом).

инертность мышления

Феномен инертности связей прошлого опыта, невозможности переключения. Характерна для эпилепсии, последствий тяжелых травм ГМ, некоторых форм умственной отсталости. Даже в тех случаях, когда задача доступна, больной испытывает затруднения в переключении на новый способ решения задачи. Выявляется в методике пиктограмм, опосредованного запоминания. В крайних формах приводит к снижению уровня обобщения.

Феномен излишней детализации, вязкости мышления при развернутом объяснении, феномен запаздывающих ответов в ассоциативном эксперименте с инструкцией о противоположном значении.

обстоятельность мышления

Замедленность мыследеятельности и, самый яркий признак, подробнейшие пиктограммы. Характерна для депрессий, астении (повышенная утомляемость, истощаемость, невротическое состояние).

ускорение мышления

Соскальзывание, высокий темп мышления, обдумывание нескольких тем одновременно. Встречается в мании и гипомании при МДП.

 

Нарушение личностного компонента мышления

разноплановость мышления

Нарушение заключается в том, что суждения больного об одном явлении протекают в различных областях. Операциональный план мышления сохранен, но направление выполнения задания не удерживается. Действия больного остаются адекватны цели, но, к примеру, основание классификации не сохраняется на протяжении выполнения задания — одновременное обобщение по нескольким основаниям. Основание для объединения предметов в методике исключения или классификации может быть обобщенным или конкретным, но вдруг оказывается подмененным личным отношением и ассоциациями субъекта, или даже вся деятельность по выполнению задания сменяется выяснением отношения больного к предмету. Наряду с адекватными связями больной порождает “причудливые” в данной ситуации связанные с его болезнью или просто отдаленные ассоциации. Эти парадоксальные установки проявляются и в обыденной жизни — в системе предпочтений на первые места часто выходят социально и ситуативно не значимые мотивы, появляются вычурные поступки и т.д.

резонерство

Это нарушение часто определяется как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления под любое самое незначительное явление подвести “концепцию”. “Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к маленькому объекту”. Аффективность проявляется и в тоне высказываний — многозначительный, с неуместным пафосом. Грамматический строй речи также имеет характерные особенности — частые инверсии, вводные слова, разорванность (нарушение функции речи как средства общения), нет постоянного объекта мысли.

Типично для шизофрении в разных формах.

нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности

У больных шизофренией происходит ослабление процесса саморегуляции мышления, выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизующей функции при относительной сохранности контрольной функции и активизации защитной. Иногда нарушается способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.

некритичность

 

сверхценные идеи

 

бредовые состояния

Изобретательский бред, кверулянтство — сутяжный бред, бред преследования, бред отношения, бред величия, ипохондрический бред, бред самоуничижения, любовный бред — можно разбить на три основные группы — величия, самоуничижения, отношения. Непонятно, что это — нарушения личности или мышления? Аргумент в пользу личности — нарушение адекватности самооценки.

psyfaq.ru

Какие бывают нарушения мышления? Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация

Каждый человек живет по индивидуальному сценарию отражения действительности. Один может видеть пустыню, другой — остров цветов среди песка, для одних солнце светит, а другим оно кажется недостаточно ярким. То, что каждый человек по-разному видит одну и ту же ситуацию, зависит от важного психического процесса — мышления. Мы анализируем, оцениваем, сравниваем, выполняем математические действия благодаря ему.

Изучением особенностей мышления занимаются многие специалисты, чаще всего это психологи и психиатры. В плоскости психологии существует много различных тестов, которые обладают валидностью и надежностью. Проводится диагностика мышления для определения нарушений, а также поиска методов развития мышления. На базе психиатрических знаний можно определить патологические процессы мышления. После этого организовывается медикаментозная помощь людям, у которых наблюдается патологическая работа этого психического процесса. Какие же могут наблюдаться нарушения мышления?

В чем состоит норма отражающего реальность психического процесса?

По сегодняшний день многие специалисты спорят, как правильно дать определение сложному психическому процессу — мышлению. Но до сих пор не нашлось полного и содержательного тезиса, который бы освещал всю работу, которую оно проводит в нашем сознании. Этот психический процесс является частью интеллекта вместе с другими (памятью, воображением, вниманием и восприятием). Мышление трансформирует всю полученную информацию извне, переводя ее в плоскость субъективного восприятия окружающей человека среды. Выразить субъективную модель реальности человек может с помощью языка, речи, это и отличает его от других живых существ. Именно благодаря речи человек называется высшим разумным индивидуумом.

Воспринимая различные ситуации, с помощью речи человек выражает свои выводы, показывает логику своих суждений. Процессы мышления в норме должны соответствовать нескольким критериям.

  • Человек должен адекватно воспринимать и перерабатывать всю информацию, которая к нему поступает извне.
  • Оценка человека должна находиться в рамках принятых в обществе эмпирических оснований.
  • Существует формальная логика, которая в большей степени отражает нормы и законы всего общества. Выводы по поводу какой-либо ситуации должны основываться на этой логике.
  • Процессы мышления должны протекать в соответствии с законами системной регуляции.
  • Мышление не должно быть примитивным, оно сложноорганизованное, поэтому в норме отражает большинство понятий общепринятой структуры мира.

Эти критерии не подгоняют всех людей под общие правила существования. Никто не отменял индивидуальность человека. Речь идет о большинстве как о норме. Элементарный пример: многие считают, что кушать после 21.00 вредно, поэтому все, ужинающие позже, не входят в нормальные рамки. Но в целом отклонением это не считается. Так и с мышлением. Некоторые несовместимости с общепринятой структурой мира формальной логикой могут быть, если только это не грубые нарушения мышления.

Методы диагностики

Для того чтобы определить логичность, гибкость, глубину, критичность мышления, насколько развиты его виды, существует много способов исследования этого психического процесса. У медиков больше практикуется обследование на органическом уровне, диагностика нарушений мышления проводится с помощью общепринятого медицинского оборудования. Они смотрят через аппараты, ищут патологические очаги, проводят МРТ, энцефалограмму и так далее. Психологи в своей работе используют тестовые материалы. Диагностика мышления в психологии может осуществляться также с помощью спланированного наблюдения и естественного или лабораторного эксперимента. Самые распространенные тесты для определения особенностей мыслительной деятельности: методика «Исключение понятий», тест Беннета, изучение ригидности мышления и так далее. Для определения нарушения мышления у детей можно использовать «Раздели на группы», «Обведи контур», «Найди отличия», «Лабиринт» и другие.

Причины нарушений

Причин нарушений сложного психического процесса, отражающего реальность в нашем сознании, может быть множество. Даже в настоящее время специалисты не пришли к единому мнению по поводу некоторых патологических нарушений в мышлении человека. Они возникают из-за органических повреждений, психозов, неврозов, депрессий. Рассмотрим причины основных отклонений.

  1. Когнитивные расстройства. Они делают низким качество мыслительных операций. Эти расстройства могут происходить на разных уровнях организации человеческого организма. На клеточном уровне они мешают больному адекватно воспринимать окружающую реальность, за этим следуют неправильные решения по поводу происходящего. Это такие патологии, как болезнь Альцгеймера (деменция из-за органических поражений сосудов головного мозга), шизофрения. При поражении височных долей мозга происходит нарушение памяти и мышления, что не позволяет человеку выполнять привычную деятельность, организовать и классифицировать предметы. При плохом зрении человек получает искаженную информацию, поэтому суждения и выводы у него могут быть несоответствующими жизненным реалиям.
  2. Патологии форм мышления берут начало от психозов. При этом человек не способен упорядочить информацию на основе общепринятой логики вещей, поэтому делает нереалистичные умозаключения. Здесь наблюдается разорванность мыслей, отсутствие любых связей между ними, а также восприятие информации по внешним критериям, нет ассоциативной связи между ситуациями или предметами.
  3. Расстройства содержания мыслей. Из-за слабости системы восприятия (в частности, преобразования внешних раздражителей) возникает «перекос» акцента с реальных событий на события, которые субъект определил, как имеющие для него большую ценность.
  4. Недостаточность системной регуляции. Мышление человека устроено таким образом, что в проблемной ситуации он ищет пути выхода на основе предшествующего опыта и переработки информации в данный промежуток времени. В норме системная регуляция помогает человеку абстрагироваться от окружающего дискомфорта, взглянуть на проблему со стороны, задавать себе вопросы и искать конструктивные ответы одновременно, создавать общий план действий. При недостатке этой регуляции человек не может быстро и эффективно найти выход из сложившейся ситуации. Такие нарушения мышления могут быть из-за эмоциональных перегрузок, травм, опухолей головного мозга, токсических поражений, воспалений в области лба.

Виды патологического мышления

Патологий мыслительной деятельности довольно много, так как этот процесс многогранен. Существует классификация нарушений, которая объединяет все свойства и разновидности психического процесса, отражающего реальность. Виды нарушения мышления бывают следующими:

  1. Патология динамики мышления.
  2. Нарушения мотивационной части мыслительного процесса.
  3. Операциональные нарушения.

Патологии операционной стороны психического процесса

Эти нарушения влияют на процесс обобщения понятий. Из-за этого страдают логические связи между ними в суждениях человека, на первое место выходят непосредственные суждения, представления о предметах и различных ситуациях. Больные не могут из многих признаков и свойств предмета выбрать наиболее подходящие для самой точной его характеристики. Чаще всего, такие патологические процессы имеют люди, больные олигофренией, эпилепсией, энцефалитами.

Нарушения этого вида могут характеризоваться еще искажением процесса обобщения. В этом случае больной человек не принимает во внимание свойства предмета, связанные между собой существенно. Выбираются только случайные характеристики, между предметами и явлениями нет связи, основанной на общепринятом культурном уровне. Наблюдается такое нарушение мышления при шизофрении и психопатии.

Нарушения, затрагивающие динамику мышления

Разноплановость темпа мыслительной деятельности, последовательность и спонтанность характеризуют динамику процесса, субъективно отражающего реальность. Существует несколько признаков, свидетельствующих о нарушении динамической стороны мышления.

  • Соскальзывание. При нормальном и последовательном рассуждении о чем-либо, не теряя обобщение, больные начинают говорить об абсолютно других вещах. Они могут соскользнуть на другую тему, не завершив предыдущую, мысля по неадекватным ассоциациям или рифмам. При этом воспринимая такие оговорки как норму. Из-за этого процесса нарушается нормальный и логичный ход мысли.
  • Откликаемость. Процесс, при котором пациент откликается на все внешние раздражители. Он сначала может рассуждать критично и адекватно, но потом воспринимать все абсолютно раздражители как адресованные к нему, считать подручные предметы одушевленными, которым обязательно требуется помощь или его участие. Такие люди могут потерять ориентацию в пространстве и времени.
  • Непоследовательность. Больной человек отличается непоследовательными суждениями. При этом сохранны все основные свойства мышления. Человек может непоследовательно выражать логичные суждения, анализировать и обобщать. Такая патология очень часто встречается у людей с сосудистыми заболеваниями, травмами головного мозга, МДП, а также бывает это нарушение мышления при шизофрении, но составляют около 14% из общего количества болезней.
  • Инертность. При сохранных функциях и свойствах мыслительного процесса темп действий и суждений заметно замедлен. Переключаться на другое действие, цели, действовать не по привычке для человека крайне сложно. Часто инертность встречается у людей, больных эпилепсией, МДС, эпилептоидной психопатией, а также может сопровождать депрессивные, апатичные, астеничные состояния.
  • Ускорение. Слишком быстро возникающие идеи, суждения, которые даже влияют на голос (он может охрипнуть из-за постоянного речевого потока). При такой патологии возникает повышенная эмоциональность: когда человек что-то рассказывает, он слишком жестикулирует, отвлекается, подхватывает и выражает низкие по качеству идеи и ассоциативные связи.

Что значит расстройства личностного компонента?

Для людей, имеющих отклонения в личностном компоненте мышления, характерны описанные ниже нарушения мышления.

  • Разноплановость. Какая либо ценность, суждение, вывод могут «располагаться» в разных плоскостях мышления. При сохранном анализе, обобщении и сравнении у человека какое-либо задание может протекать в направлениях, между собой никак не связанных. Например, зная, что нужно заботиться о питании, женщина может покупать самые изысканные блюда кошке, а не своим детям. То есть задание и знания адекватные, отношение к поставленной цели и выполнение задания патологичны.
  • Резонерство. Мышление человека с такой патологией направлено на «решение глобальных проблем». По-другому это нарушение называется бесплодные рассуждения. То есть человек может тратить свое красноречие, наставлять, замудренно выражаться без особого на то повода.
  • Витиеватость. Когда человек что-то объясняет, то тратит очень много слов и эмоций для этого. Тем самым в его речи присутствуют лишние рассуждения, которые затрудняют процесс общения.
  • Аморфность. Иначе говоря, это нарушение логического мышления. При этом человек путается в понятиях и логических связях между ними. Посторонние люди не могут понять, о чем он говорит. Сюда относится еще разорванность, при которой нет связи между отдельными фразами.

Содержание мышления — что это?

Содержание мышления — это его сущность, то есть работа основных свойств: сравнения, синтеза, анализа, обобщения, конкретизации, понятия, суждения, умозаключения. Кроме этого, в понятие содержания входят способы познания мира — индукция и дедукция. К внутреннему устройству этого психического процесса специалисты добавляют еще и виды: отвлеченное, наглядно-действенное и образное мышление.

Отдельным классом нарушений, при которых мышление человека проходит путь деградации, являются патологии его содержания. При этом его свойства в некотором роде сохраняются, но на первый план в сознании выходят неадекватные суждения, логические связи и стремления. К патологиям этого класса относят нарушения мышления и воображения.

Обессии у человека

Эти нарушения иначе называются навязчивыми идеями. Такие мысли возникают непроизвольно, постоянно занимают внимание человека. Они могут противоречить его системе ценностей, не соответствовать его жизни. Из-за них человек изматывается эмоционально, но ничего с ними сделать не может. Навязчивые мысли, идеи воспринимаются человеком как свои собственные, но за счет того, что они в своем большинстве бывают агрессивными, непристойными, бессмысленными, человек страдает от их атаки. Они могут возникнуть из-за психотравмирующих ситуаций или органических повреждений префронтальной коры, базального ганглия, поясной извилины.

Сверхценные эмоциональные идеи

Это, казалось бы, безобидные суждения, но они были выделены как отдельный патологический процесс — нарушение мышления. Психология и психиатрия бок о бок занимаются этой проблемой, так как сверхценные идеи можно откорректировать психологическими методами на ранних стадиях. Человек с такой патологией имеет сохранные свойства мышления, но при этом одна или комплекс идей, побуждающих к действию, не дает ему покоя. Она занимает доминирующее место среди всех мыслей в его сознании, выматывая человека эмоционально и застревая в мозгу на длительное время.

Бред как расстройство мыслительного процесса

Является грубым нарушением мыслительного процесса, так как у человека возникают умозаключения и представления, не соответствующие его ценностям, реальности, общепринятым законам логики. Пациент их считает правильными, и его невозможно убедить в обратном.

fb.ru

Типы нарушения мышления.

Типы нарушения мышления.
  • нарушение операциональной стороны мышления

Мышление — синтез, обобщение и отвлечение на основе системы понятий. По Выготскому, обобщенные системы связей могут обобщаться далее, передаваться, отражаться в языке и служить передаче общечеловеческого опыта.

1. снижение уровня обобщения. Выражается в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Из всех признаков больной не может отобрать те, которые раскрывают понятие. Может оказаться вообще недоступна задача на классификацию (предметы слишком различны по конкретным свойствам). Или обобщение заменяется конкретно-ситуационным сочетанием, что видно в экспериментах на аналитико-синтетические операции.

2. искажение процесса обобщения. Утрированный «отлет» от конкретных связей, обобщение происходит, но суждения больных отражают случайную или латентную сторону явлений, упуская предметное содержание и существенные характеристики. В классификации ориентируются на чрезмерно общий выхолощенный признак, неадекватный реальным взаимоотношениям между предметами. Пытаются даже к самым незначительным обыденным явлениям подойти с “теоретической” точки зрения, речь часто вычурная.

  • нарушение динамики мышления

1. лабильность мышления. Больной способен к адекватным суждениям, но адекватный характер суждений неустойчив. Темп мыслительной деятельности и уровня обобщения — истощаемость головного мозга.

Возможные варианты в классификации:

1) чередования обобщенных и конкретно-ситуационных решений;

2) логические связи подменяются случайными сочетаниями;

3) образование одноименных групп.

Лабильность мышления свойственна маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза — импульсивность, невникание в смысл, любое переживание сразу находит отражение в речи больного. Большое количество ассоциаций “уводит” больного от начальной точки рассуждения. Задание доступно больному, но любое слово отвлекает, свое или чужое (сюда же — феномен «повышенной откликаемости» — бессвязное вплетение в речь случайно услышанного, попавшего в поле зрения при перессказывании, в ассоциативном эксперименте в разных вариантах, словесном и особенно — в цветовом).

2. инертность мышления. Феномен инертности связей прошлого опыта, невозможности переключения. Характерна для эпилепсии, последствий тяжелых травм ГМ, некоторых форм умственной отсталости. Даже в тех случаях, когда задача доступна, больной испытывает затруднения в переключении на новый способ решения задачи. Выявляется в методике пиктограмм, опосредованного запоминания. В крайних формах приводит к снижению уровня обобщения. Феномен излишней детализации, вязкости мышления при развернутом объяснении, феномен запаздывающих ответов в ассоциативном эксперименте с инструкцией о противоположном значении.

3. обстоятельность мышления. Замедленность мыследеятельности и, самый яркий признак, подробнейшие пиктограммы. Характерна для депрессий, астении (повышенная утомляемость, истощаемость, невротическое состояние).

4. ускорение мышления. Соскальзывание, высокий темп мышления, обдумывание нескольких тем одновременно. Встречается в мании и гипомании при маниакально-депрессивном психозе.

  • нарушение личностного компонента мышления

1. разноплановость мышления. Нарушение заключается в том, что суждения больного об одном явлении протекают в различных областях. Операциональный план мышления сохранен, но направление выполнения задания не удерживается. Действия больного остаются адекватными цели, но, к примеру, основание классификации не сохраняется на протяжении выполнения задания — одновременное обобщение по нескольким основаниям. Основание для объединения предметов в методике исключения или классификации может быть обобщенным или конкретным, но вдруг оказывается подмененным личным отношением и ассоциациями субъекта, или даже вся деятельность по выполнению задания сменяется выяснением отношения больного к предмету. Наряду с адекватными связями больной порождает «причудливые»” в данной ситуации связанные с его болезнью или просто отдаленные ассоциации. Эти парадоксальные установки проявляются и в обыденной жизни — в системе предпочтений на первые места часто выходят социально и ситуативно не значимые мотивы, появляются вычурные поступки и т.д.

2. резонерство. Это нарушение часто определяется как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления под любое самое незначительное явление подвести «концепцию». «Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к маленькому объекту». Аффективность проявляется и в тоне высказываний — многозначительный, с неуместным пафосом. Грамматический строй речи также имеет характерные особенности — частые инверсии, вводные слова, разорванность (нарушение функции речи как средства общения), нет постоянного объекта мысли.

Типично для шизофрении в разных формах.

  • нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности

У больных шизофренией происходит ослабление процесса саморегуляции мышления, выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизующей функции при относительной сохранности контрольной функции и активизации защитной. Иногда нарушается способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.

  • некритичность
  • сверхценные идеи
  • бредовые состояния

Изобретательский бред, кверулянтство — сутяжный бред, бред преследования, бред отношения, бред величия, ипохондрический бред, бред самоуничижения, любовный бред — можно разбить на три основные группы — величия, самоуничижения, отношения. Непонятно, что это — нарушения личности или мышления? Аргумент в пользу личности — нарушение адекватности самооценки.

students-library.com

61. Патология мышления при психических заболеваниях. Типы нарушения мышления

нарушение операциональной стороны мышления

Мышление — синтез, обобщение и отвлечение на основе системы понятий. По Выготскому, обобщенные системы связей могут обобщаться далее, передаваться, отражаться в языке и служить передаче общечеловеческого опыта. Некоторые формы психопатологии мешают использовать систему операций обобщения и отвлечения. Два крайних варианта:

снижение уровня обобщения

Выражается в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Из всех признаков больной не может отобрать те, которые раскрывают понятие.

Может оказаться вообще недоступна задача на классификацию (предметы слишком различны по конкретным свойствам). Или обобщение заменяется конкретно-ситуационным сочетанием, что видно в экспериментах на аналитико-синтетические операции.

Не выделяют ведущий признак предмета, не понимают условности, переносного смысла какого-то конкретного описанного в пословице явления, непонимание несовпадения смысла пословицы со всеми частными жизненными ситуациями (пословица кажется недостаточно точной, неверной и т.д.). Не выделяют ключевого элемента в ситуации и поэтому не могут составить из картинок связную последовательность, их связи подиктованы всплывшими частными ассоциациями на каждую конкретную картинку.

Особенно ярко — в методике пиктограмм, когда среди многообразия образов на слово и слов на образ больной сориентироваться не может, рисует конкретную жизненную ситуацию и страдает, что не может изобразить все варианты ситуаций, пытаются уточнить у экспериментатора буквальный смысл (из-за чего голодный, развитие чего и пр.).

Ассоциативный эксперимент показал: на 33% стимулов нет ответа или эхолалия, на 34% называется функция или признак предмета, на 11% — синонимы стимула и лишь на 22% -адекватные ответы.

искажение процесса обобщения

Утрированный “отлет” от конкретных связей, обобщение происходит, но суждения больных отражают случайную или латентную сторону явлений, упуская предметное содержание и существенные характеристики.

В классификации ориентируются на чрезмерно общий выхолощенный признак, неадекватный реальным взаимоотношениям между предметами. Пытаются даже к самым незначительным обыденным явлениям подойти с “теоретической” точки зрения, речь часто вычурная.

Бессодержательность, выхолощенность особенно ярко проявляется в методике пиктограмм. Условные беспредметные рисунки, не отражающие реальное содержание слова.

Ассоциативный эксперимент: 46% эхолалий, созвучий, речевых штампов

Описание сюжетных картинок, определение и сравнение понятий, объяснение пословиц показывают тенденции к бесплодному мудрствованию, резонерству; невозможность отбора смысла, соответствующего ситуации, в толковании пословиц, поэтому резонерство может относиться не к метафорическому смыслу, а к чему-то косвенному, непринципиальному в формулировке. Как и в первом случае, слово не является инструментом обобщения, но если там оно — “кличка”, отражение несущественных деталей, то здесь — бессодержательная абстракция.

нарушение динамики мышления

лабильность мышления

Больной способен к адекватным суждениям, но адекватный характер суждений неустойчив. Темп мыслительной деятельности и уровня обобщения — истощаемость ГМ.

Возможные варианты в классификации: 1) чередования обобщенных и конкретно-ситуационных решений; 2) логические связи подменяются случайными сочетаниями; 3) образование одноименных групп.

Лабильность мышления свойственна маниакальной фазе МДП — импульсивность, невникание в смысл, любое переживание сразу находит отражение в речи больного. Большое количество ассоциаций “уводит” больного от начальной точки рассуждения. Задание доступно больному, но любое слово отвлекает, свое или чужое (сюда же — феномен “повышенной откликаемости” — бессвязное вплетение в речь случайно услышанного, попавшего в поле зрения при пересказывании, в ассоциативном эксперименте в разных вариантах, словесном и особенно — в цветовом).

инертность мышления

Феномен инертности связей прошлого опыта, невозможности переключения. Характерна для эпилепсии, последствий тяжелых травм ГМ, некоторых форм умственной отсталости. Даже в тех случаях, когда задача доступна, больной испытывает затруднения в переключении на новый способ решения задачи. Выявляется в методике пиктограмм, опосредованного запоминания. В крайних формах приводит к снижению уровня обобщения.

Феномен излишней детализации, вязкости мышления при развернутом объяснении, феномен запаздывающих ответов в ассоциативном эксперименте с инструкцией о противоположном значении.

обстоятельность мышления

Замедленность мыследеятельности и, самый яркий признак, подробнейшие пиктограммы. Характерна для депрессий, астении (повышенная утомляемость, истощаемость, невротическое состояние).

ускорение мышления

Соскальзывание, высокий темп мышления, обдумывание нескольких тем одновременно. Встречается в мании и гипомании при МДП.

нарушение личностного компонента мышления

разноплановость мышления

Нарушение заключается в том, что суждения больного об одном явлении протекают в различных областях. Операциональный план мышления сохранен, но направление выполнения задания не удерживается. Действия больного остаются адекватны цели, но, к примеру, основание классификации не сохраняется на протяжении выполнения задания — одновременное обобщение по нескольким основаниям. Основание для объединения предметов в методике исключения или классификации может быть обобщенным или конкретным, но вдруг оказывается подмененным личным отношением и ассоциациями субъекта, или даже вся деятельность по выполнению задания сменяется выяснением отношения больного к предмету. Наряду с адекватными связями больной порождает “причудливые” в данной ситуации связанные с его болезнью или просто отдаленные ассоциации. Эти парадоксальные установки проявляются и в обыденной жизни — в системе предпочтений на первые места часто выходят социально и ситуативно не значимые мотивы, появляются вычурные поступки и т.д.

резонерство

Это нарушение часто определяется как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления под любое самое незначительное явление подвести “концепцию”. “Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к маленькому объекту”. Аффективность проявляется и в тоне высказываний — многозначительный, с неуместным пафосом. Грамматический строй речи также имеет характерные особенности — частые инверсии, вводные слова, разорванность (нарушение функции речи как средства общения), нет постоянного объекта мысли.

Типично для шизофрении в разных формах.

нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности

У больных шизофренией происходит ослабление процесса саморегуляции мышления, выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизующей функции при относительной сохранности контрольной функции и активизации защитной. Иногда нарушается способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.

некритичность

сверхценные идеи

бредовые состояния

Изобретательский бред, кверулянтство — сутяжный бред, бред преследования, бред отношения, бред величия, ипохондрический бред, бред самоуничижения, любовный бред — можно разбить на три основные группы — величия, самоуничижения, отношения. Непонятно, что это — нарушения личности или мышления? Аргумент в пользу личности — нарушение адекватности самооценки.

studfiles.net

Расстройства мышления — Pro-Psixology.ru

Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.

Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

  1. Нарушения операциональной стороны мышления:
    • снижение уровня обобщения;
    • искажение уровня обобщения.
  2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления:
    • разноплановость мышления;
    • резонерство.
  3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:
    • лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;
    • откликаемость.
  4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:
    • нарушение критичности мышления;
    • нарушение регулирующей функции мышления;
    • разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных расстройств.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются как снижение уровня обобщения, когда трудно вычленить общие признаки предметов.

В суждениях же преобладают непосредственные представления о предметах, между которыми устанавливаются лишь конкретные связи. Классифицировать, находить ведущее свойство, выделять общее становится почти невозможным, человек не улавливает переносного смысла пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. Аналогичными проявлениями характеризуется умственная отсталость; при деменции (наступающем старческом слабоумии) у человека, ранее умственно полноценного, также проявляются похожие нарушения и снижается уровень обобщения. Но есть и отличие: умственно отсталые люди, пусть и очень медленно, способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и обладают остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, их нельзя обучить.

Искажение процесса обобщения проявляется в том, что в своих суждениях человек отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. При этом такие люди могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, опираться на неадекватные отношения между предметами. Так, больной, которому свойственны такие нарушения мышления, относит гриб, лошадь, карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Или он объединяет «жука» и «лопату», объясняя: «Лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле». Он может объединять «часы и велосипед», полагая: «Оба измеряют: часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.

Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.

Лабильность мышления, или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.

Инертность, или «вязкость мышления», — это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.

Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала — они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.

«Откликаемость» — это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных — последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.

«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.

Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.

Разноплановость мышления — это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь). Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.

Резонерство — многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).

Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».

Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал:

«Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума — это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».

«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.

При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.

Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом. Противоположное расстройство мышления — шперрунг, т.е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.

Неоправданная «обстоятельность мышления» — это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления. Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.

Крайняя степень расстройства мышления — бред, или «интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *