Типы восприятия в психологии: что влияет и как устроено

Содержание

Типы восприятия в психологии: аудиал, визуал, кинестетик

Когда вы весенним ярким утром переступите порог дома и окажетесь на улице, что может привлечь ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, тёплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший волосы и взметнувший полы одежды? Или, может, ваше внимание привлечёт рёв соседской машины, и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберётся поставить на это чудовище надёжный глушитель?

Смею заверить вас, что вы не случайно выбрали объектом вашего внимания, прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук. В нашей жизни мы естественно используем для понимания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим. Эта врождённая способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный, — и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врождённого приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.

Жизнь подвигает родителя на величайший труд — сформировать у ребёнка должное представление об окружающем мире. Упростить задачу поможет понимание такого важнейшего механизма, как восприятие. При первом рассмотрении всё просто – нам даны три канала: зрение, осязание и слух, которые исследует наука нейрофизиология. Учёными установлено, что один из трёх каналов становится ведущим, а остальные два – вспомогательными. Если ведущим каналом является слух – человека называют аудиалом, если зрение, то – визуалом,  и кинестетиком, если речь идёт об осязании.

Взгляните на своего ребёнка чуть более внимательно, и вам станет понятно кто он – аудиал, визуал или кинестетик.

Дети, познающие мир через звук, аудиалы, довольно рано начинают говорить и, в отличие от своих сверстников, имеют большой словарный запас. Такие малыши очень любят слушать и рассказывать сказки, декламировать стихи, петь песенки, легко идут на контакт как с детьми, так и со взрослыми. В силу своей хорошо развитой слуховой памяти, они быстро запоминают то, что услышали, будь то интересная история или учебный материал.

У детей визуалов отличная зрительная память. Их может беспокоить то, как они выглядят: чистая ли у них одежда, подходит ли она им по цвету. Вообще всё, что имеет размер, форму и цвет, запоминается такими детьми очень быстро, потому,  что думают они образами, а для лучшего усвоения материала им необходимы наглядные пособия: картинки, плакаты-схемы, чертежи.

О детях кинестетиках можно сказать, что они «видят мир руками». Малыши рано начинают ходить, и пусть они немного позже начинают говорить, зато  физически они более развиты, чем их сверстники. Своё миропонимание они берут из движения, жестов и мимики. Любимые занятия таких детей конструирование, детские пазлы, различные соревнования или  просто весёлая возня с друзьями, ведь они очень активны. В школе кинестетикам порой бывает трудно привыкнуть к ограничениям в движении, этим непоседам сложно усидеть на месте.

Если вы смогли определить ведущий канал, вам будет проще понять, как помочь вашему ребёнку легче овладевать информацией.

 

Визуальный, слуховой и кинетический типы восприятия

Значительная часть нашего потенциала, определяющего последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом. Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, а также отсутствие интереса ко многим школьным предметам, вполне обоснованно предполагают обратное. Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьёзные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов, так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого самыми престижными университетами чуть ли не автоматом, которые так и не смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей и педагогов есть возможность избавить ребёнка от столь печальной судьбы.

На протяжении нашей жизни мы познаём окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую, или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию – глазами, ушами или посредством осязания. Для описания способов познания мира детьми используют такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель».

Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками и успешной учёбой ребёнка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребёнка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьёзного внимания со стороны родителей и педагогов!

 

Есть ли какая-то связь между полом ребёнка и приобретённым способом познания?

Существует мнение, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики. Однако однозначно утверждать это нельзя. Девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас, и говорить они начинают раньше мальчиков. В то же время, у мальчиков наблюдаются более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое чувство пространства, чем у девочек.

Таким образом, мальчики чаще всего относятся к «зрителям», обладающим навыками, которые затем помогут им в школе, или к «деятелям», которым учение не будет даваться легко. Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин – спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов. Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например «зритель-деятель», «зритель-слушатель». Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, вполне определённый и чётко выраженный, способ познания.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Типы восприятия — презентация онлайн

1. Типы восприятия

Федотова Мария
Магистратура 1 курс

2. Краткий экскурс в историю психологии.

*Краткий экскурс в историю
психологии.
Первые мысли об особенностях восприятия
встречаются в трудах философов античности.
Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители
начали замечать разницу в восприятии своих
учеников и описывать свои наблюдения.
*Подход
к изучению психологии личности
и развитие теории, которая начала
допускать принцип личной выгоды у
человека и оценку всех явлений, исходя
из их полезности и приятия отдельным
индивидом, у психологов Бентама и
Смита. Это момент стал переломным и
наконец-то повернул взгляды ученых в
правильном направлении.

XIX–XX вв. начался период развития
социальной психологии. Исследователи
впервые начали проводить лабораторные
эксперименты. Создавались тесты, цель
которых была определить способы
восприятия
человеком
информации.
Сейчас
изучением
этих
тонкостей
занимается
целая
наука,
которая
называется «Соционика».

5. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)

Аудиал
Визуал
Кинестетик

6. Поставьте знак «+», если Вы согласны с  данным утверждением, и знак «-«, если не согласны.

Поставьте знак «+», если Вы согласны
с данным утверждением, и знак «-«,
если не согласны.
*1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
*2. Часто напеваю себе потихоньку.
*3. Не признаю моду, которая неудобна.
*4. Люблю ходить в сауну.
*5. В автомашине цвет для меня имеет
значение.
*6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
*7. Меня развлекает подражание
диалектам.
* 8. Внешнему виду придаю серьезное
значение.
*9. Мне нравится принимать массаж.
*10. Когда есть время, люблю наблюдать за
людьми.
*11. Плохо себя чувствую, когда не
наслаждаюсь движением.
*12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне
будет хорошо в ней.
*13. Когда услышу старую мелодию, ко мне
возвращается прошлое.
*14. Люблю читать во время еды.
*15. Люблю поговорить по телефону.
*16. У меня есть склонность к полноте.
*17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то
читает, чем читать самому.
*18. После плохого дня мой организм в
напряжении.
*19. Охотно и много фотографирую.
*20. Долго помню, что мне сказали приятели или
знакомые.
*21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому
что они украшают жизнь.
*22. Вечером люблю принять горячую ванну.
*23. Стараюсь записывать свои личные дела.
*24. Часто разговариваю с собой.
*25. После длительной езды на машине долго
прихожу в себя.
*26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
*27. Придаю значение манере одеваться,
свойственной другим.
*28. Люблю потягиваться, расправлять
конечности, разминаться.
*29. Слишком твердая или слишком мягкая
постель для меня мука.
*30. Мне нелегко найти удобную обувь.
*30. Мне нелегко найти удобную обувь.
*31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
*32. Даже спустя годы могу узнать лица,
которые когда-либо видел.
*33. Люблю ходить под дождем, когда капли
стучат по зонтику.
*34. Люблю слушать, когда говорят.
*35. Люблю заниматься подвижным спортом
или выполнять какие-либо двигательные
упражнения, иногда и потанцевать.
*36. Когда близко тикает будильник, не могу
уснуть.
*37. У меня неплохая стереоаппаратура.
*38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт
ногой.
*39. На отдыхе не люблю осматривать
памятники архитектуры.
*40. Не выношу беспорядок.
*41. Не люблю синтетических тканей.
*42. Считаю, что атмосфера в помещении
зависит от освещения.
*43. Часто хожу на концерты.
*44. Пожатие руки много говорит мне о
данной личности.
*45. Охотно посещаю галереи и выставки.
*46. Серьезная дискуссия – это интересно.
*47. Через прикосновение можно сказать
значительно больше, чем словами.
*48. В шуме не могу сосредоточиться.

13. Ключ к тесту

*Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10,
12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
* Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13,
15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
*Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9,
11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44,
47.
*Уровни перцептивной
модальности (ведущего типа
восприятия) :
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.

15. Визуал.

Часто употребляются слова и фразы, которые
связаны со зрением, с образами и
воображением. Например: “не видел этого”,
“это, конечно, проясняет все дело”, “заметил
прекрасную особенность”. Рисунки, образные
описания, фотографии значат для данного типа
больше, чем слова. Принадлежащие к этому
типу люди моментально схватывают то, что
можно увидеть: цвета, формы, линии,
гармонию и беспорядок.

16. Визуальный тип

Отличительные признаки
Характеристика
Способ получения
информации
Посредством зрения – благодаря
использованию наглядных пособий или
непосредственно наблюдая за тем, как
выполняются соответствующие действия
Восприятие окружающего
мира
Восприимчивы к видимой стороне
окружающего мира; испытывают жгучую
потребность в том, чтобы мир вокруг них
выглядел красиво; легко отвлекаются и
впадают в беспокойство при виде беспорядка
На что обращают
внимание при общении с
людьми
На лицо человека, его одежду и внешность
Речь
Описывают видимые детали обстановки –
цвет, форму, размер и внешний облик вещей
Движения глаз
Когда о чем-нибудь размышляют, обычно
смотрят в потолок; когда слушают, испытывают
потребность смотреть в глаза говорящему и
хотят, чтобы те, кто их слушают, также
смотрели им в глаза
Память
Хорошо запоминают зримые детали обстановки,
а также тексты и учебные пособия,
представленные в печатном или графическом
виде

18.

КинестетикТут чаще в ходу другие слова и определения,
например: “не могу этого понять”,
“атмосфера в квартире невыносимая”, “ее
слова глубоко меня тронули”, “подарок был
для меня чем-то похожим на теплый дождь”.
Чувства и впечатления людей этого типа
касаются, главным образом, того, что
относится к прикосновению, интуиции,
догадке. В разговоре их интересуют
внутренние переживания.

19. Кинестетический тип

Способ получения
информации
Посредством активных движений скелетных мышц
– участвуя в подвижных играх и занятиях,
экспериментируя, исследуя окружающий мир, при
условии, что тело постоянно находится в
движении
Восприятие
окружающего мира
Привыкли к тому, что вокруг них кипит
деятельность; им необходим простор для
движения; их внимание всегда приковано к
движущимся объектам; зачастую их отвлекает и
раздражает, когда другие люди не могут усидеть
на месте, однако им самим необходимо постоянно
двигаться
На что обращают
внимание при
общении с людьми
На то, как другой себя ведет; что он делает и чем
занимается
Речь
Широко применяют слова, обозначающие движения
и действия; говорят в основном о делах, победах и
достижениях; как правило, немногословны и
быстро переходят к сути дела; часто используют в
разговоре свое тело, жесты, пантомимику
Движения глаз
Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их
глаза опущены вниз и в сторону; они практически
не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно
такое положение глаз позволяет им учиться и
одновременно действовать; но если поблизости от
них происходит суета, их взгляд неизменно
направляется в ту сторону
Память
Хорошо запоминают свои и чужие поступки,
движения и жесты

21.

Аудиал“Не понимаю что мне говоришь”, “это
известие для меня…”, “не выношу таких
громких мелодий” – вот характерные
высказывания для людей этого типа; огромное
значение для них имеет все, что акустично:
звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

22. Аудиальный тип

Способ получения
информации
Посредством слуха – в процессе разговора,
чтения вслух, спора или обмена мнениями со
своими собеседниками
Восприятие
окружающего мира
Испытывают потребность в непрерывной
слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо,
начинают издавать различные звуки – мурлычут
себе под нос, свистят или сами с собой
разговаривают, но только не тогда, когда они
заняты учебой, потому что в эти минуты им
необходима тишина; в противном случае им
приходится отключаться от раздражающего
шума, который исходит от других людей
На что обращают
внимание при общении
с людьми
На имя и фамилию человека, звук его голоса,
манеру его речи и сказанные им слова
Речь
Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые
эффекты и шумы, которые можно услышать в
окружающей их обстановке, а также
пересказывают то, что говорят другие люди
Движения глаз
Когда о чем-нибудь размышляют, обычно
смотрят в потолок; когда слушают, испытывают
потребность смотреть в глаза говорящему и
хотят, чтобы те, кто их слушают, также
смотрели им в глаза
Память
Хорошо запоминают зримые детали обстановки,
а также тексты и учебные пособия,
представленные в печатном или графическом
виде
*Дигитал (он же дискрет) – своеобразный и
достаточно редко встречающийся типаж. Этот
тип ориентирован, прежде всего, на логику,
смысл и функциональность. В разговоре с
дискретом складывается впечатление, что он как
будто ничего не чувствует, но много знает, и еще
больше – стремится узнать, осмыслить, понять и
разложить по полочкам.
*Но это совсем не так! Люди с дигитальным
каналом восприятия как раз невероятно
чувствительны и ранимы.
*Среди представителей этого типа особенно
много шахматистов, программистов, а также
всевозможных исследователей и ученых. В их
лексиконе часто встречаются выражения: «где
тут логика?», ‘надо проанализировать
ситуацию’, ‘итак, методом исключения мы
выясняем…» Поскольку дискреты
воспринимают мир через логическое
осмысление, общаться с ними стоит именно с
помощью логических доводов, желательно еще
и подкрепленных статистическими данными.

26. Спасибо за внимание!

Как восприятие влияет на нас: пути и типы восприятия

Как восприятие влияет на нас? Восприятие — это наше сенсорное восприятие окружающего мира. Это включает в себя распознавание экологических стимулов и действий, которые являются реакцией на эти стимулы. Восприятие является ключом к получению информации и пониманию окружающего мира. Без него мы не смогли бы выжить в этом мире, наполненном окружающими нас раздражителями. Это связано с тем, что восприятие не только формирует наше восприятие мира, но и позволяет нам действовать в окружающей среде. Чтобы узнать больше о когнитивной способности восприятия и о том, как восприятие влияет на нас, читайте ниже!

Как восприятие влияет на нас

Восприятие играет ключевую роль в ваших пяти чувствах: способность осязать, видеть, пробовать на вкус, обонять и слышать. Он участвует в проприоцепции, которая представляет собой набор чувств, обнаруживающих изменения в положении и движениях тела. Кроме того, восприятие играет роль в когнитивных процессах , которые необходимы мозгу для обработки информации, таких как узнавание лица кого-то, кого вы знаете, или обнаружение знакомых запахов.

Как работает восприятие?

Как восприятие влияет на нас? Процесс восприятия представляет собой серию шагов, которые начинаются с окружающей среды, что приводит к нашему восприятию стимула, а затем в ответ на этот стимул генерируется действие. Удивительно то, что этот процесс непрерывен и происходит все время, даже когда вы этого не осознаете. Наш мозг воспринимает множество раздражителей из окружающей среды, от еды, которую мы пробуем, до ощущений от клавиатуры, на которой мы печатаем, и даже от щебетания птиц над нашими окнами. Этот процесс происходит много раз бессознательно и автоматически, например, когда свет падает на вашу сетчатку и преобразует его в фактическое изображение, которое может воспринять ваш мозг. Что делает мозг в этой системе восприятия, так это воспринимает важные стимулы и адаптируется к повторяющимся, ненужным стимулам, чтобы мы не были перегружены каждым ощущением, возникающим вокруг нас.

Как восприятие влияет на нас

Процесс восприятия включает следующие этапы:
1.
Стимулы окружающей среды

Это все в нашем окружении, что может быть воспринято. Это могут быть вещи, которые можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус, понюхать, услышать или даже получить с помощью наших проприоцептивных органов чувств.

2. Преобразование

Эти сигналы затем принимаются от ваших органов чувств и преобразуются в сообщения, которые могут быть интерпретированы мозгом.

3. Нейронная обработка

При преобразовании электрические сигналы следуют определенным путем в зависимости от того, какой сигнал только что поступил (например, слуховой или визуальный сигнал). Многие нейроны в вашем теле связаны между собой своими собственными сложными картами. Электрические сигналы, которые проходят через эти нейроны, распространяются от рецепторных клеток к мозгу.

Какие области головного мозга?

4. Восприятие

Здесь мы приступим к делу. На стадии восприятия мы действительно воспринимаем и сознательно осознаем объект-стимул, воздействующий на нас из нашего окружения.

5. Распознавание

Здесь мы интерпретируем и придаем значение этим стимулам окружающей среды. В то время как восприятие предполагает, что мы осознаем присутствие стимула, узнавание — это когда мы действительно понимаем этот стимул.

6. Действие

В конечном итоге мы предпринимаем какое-то действие в ответ на этот стимул окружающей среды. Большую часть времени фаза действия зависит от того или иного типа двигательной активности, возникающей в ответ на воспринимаемый и распознаваемый стимул. Это может включать в себя различные действия, такие как поворот головы, когда кто-то зовет вас по имени, пережевывание и проглатывание пищи после того, как вы ее попробовали, и даже бег к человеку, попавшему в беду.

Как восприятие влияет на нас: типы восприятия

1. Восприятие глубины и пространства

Это способность человека воспринимать расстояние. Чрезвычайно важно различать расстояния в реальном мире, такие как расстояние между мной и другим человеком и пространство между объектами. В объемное/пространственное восприятие входит способность воспринимать движущиеся объекты, например транспортные средства, движущиеся по дорогам. Такие факторы, как первое, второе и третье измерения, играют роль в нашем понимании восприятия глубины.

Пространственное восприятие возможно благодаря определенным сигналам в нашем окружении, которые помогают нам понять расстояние между несколькими объектами в пространстве. Эти кии бывают двух типов:

а. Монокулярные метки

Это метки, которые могут работать с помощью только одного глаза. Некоторые из них включают линейную перспективу , по которой мы можем определить, находятся ли объекты близко или далеко. Изображения объектов, которые находятся далеко, кажутся нам меньше. Воздушная перспектива — это когда объекты, расположенные ближе к нам, кажутся более четкими, чем удаленные объекты. Интерпозиция — это когда один объект загораживает нам обзор другого, так что объект впереди кажется ближе, чем частично закрытый. Градиентная структура — это когда области объектов, расположенных ближе к наблюдателю, имеют грубую текстуру с большим количеством деталей, а объекты, расположенные дальше от нас, становятся все тоньше и тоньше.

б. Бинокулярные сигналы

Это сигналы, которые могут работать только с функцией обоих глаз. Два бинокулярных признака несоответствия сетчатки и схождение/расхождение . Несоответствие сетчатки возникает, когда изображение предмета, попадающего на обе сетчатки, различно. Это происходит чаще, когда объекты находятся ближе, чем дальше. Конвергенция/расхождение глазных яблок происходит, когда объект приближается к нашим глазам так, что наши глазные яблоки сходятся, а когда объект удаляется от нас, глазные яблоки расходятся.

Как восприятие влияет на нас

2. Восприятие движения

Мы понимаем, когда объекты находятся в движении, потому что определенные объекты появляются в разных местах и ​​в разное время. Это естественный процесс, которому мы учимся с рождения. Только благодаря этой способности человек может понимать окружающий мир и воспринимать опасности или угрозы в движении, что является ключом к выживанию.

В явлении, называемом кажущимся движением , мы воспринимаем объекты как движущиеся, хотя на самом деле они неподвижны. Тогда это становится иллюзией, поскольку мы воспринимаем неподвижные объекты как движущиеся. Например, когда мы быстро едем в автобусе или машине, а деревья, растения и дома, мимо которых мы проходим, кажутся движущимися в противоположном направлении. Очевидно, что эти объекты не движутся, но мы воспринимаем их как действительно движущиеся.

Еще один классный пример — фильмы, которые мы смотрим, или то, что раньше называлось «движущимися картинками». Движение фигур в фильмах кажется движущимся, но на самом деле это не так. Что на самом деле представляет собой кино, так это реальное киноизображение, движущееся очень, очень быстро, чтобы создать ощущение движения, известное как стробоскопическое движение или фи явление . То же самое и с буклетами с движущимися изображениями, где художники перелистывают края книги, и это создает впечатление активности от рисунков.

3. Восприятие формы

Это способность распознавать объекты в определенной форме в определенной среде. По мнению гештальт-психологов, разные законы управляют тем, как мы воспринимаем разные паттерны в пространстве.

Закон близости утверждает, что когда мы воспринимаем набор объектов, мы будем видеть объекты, расположенные близко друг к другу, как образующие группу. Это также влияет на то, как мы просматриваем фотографии и фильмы. Если бы вы увеличили изображения на экране компьютера до большой глубины, вы бы увидели, что пиксели образуют изображение вместе. Когда мы смотрим на одно целое изображение, мы не видим каждый отдельный пиксель; скорее мы видим его как единый объект, основанный на законе близости.

Закон сходства гласит, что элементы будут сгруппированы перцептивно, если они подобны друг другу. Цвет играет большую роль в этой группе. Подумайте еще раз о пикселях, из которых состоит фотография. При внимательном рассмотрении видно, что все пиксели в одной области имеют одинаковые или близкородственные оттенки одного и того же цвета, составляющие этот один элемент изображения.

Как восприятие влияет на нас

Закон фигуры-фона отражает идею о том, что когда мы воспринимаем поле зрения, некоторые объекты играют заметную роль (фигуры), а другие отступают на задний план. Например, если бы вы фотографировались возле озера с красивыми холмами и горами позади вас, то вы были бы центральной фигурой фотографии, а вода, горы, небо и другие пейзажи были бы землей.

Закон закрытия утверждает, что, когда мы фиксируем объекты, которые не завершены, мы перцептивно закрываем их так, что воспринимаем на изображении формы, которых на самом деле нет. Классический пример этого — выстраивание трех незавершенных кругов в виде пирамиды, а затем использование вашего восприятия для ощущения треугольника, который они образуют, хотя физически треугольника на картинке нет.

Как восприятие влияет на нас: факторы, влияющие на восприятие

Перцептивное обучение

Основываясь на прошлом опыте, специальной подготовке и знании конкретных стимулов, каждый из нас учится подчеркивать одни сенсорные входы и игнорировать другие. Например, если я работаю над заданием в своем офисе, которое должно быть скоро выполнено, мой сенсорный аппарат лучше осведомлен о работе, которая находится передо мной, например, об экране компьютера, клавиатуре, которой я печатаю, или ручке, которой я печатаю. Я держусь, а не сосредотачиваюсь на звуке «тик-так» часов рядом со мной. Это потому, что меня годами учили расставлять приоритеты в непосредственной работе передо мной, а не в смягчении раздражителей. Опыт всегда лучший учитель для многих навыков восприятия.

Ментальная установка

Это относится к тому, насколько вы морально готовы к восприятию сенсорной информации. Ожидание конкретных стимулов держит человека в состоянии готовности с фантастическим вниманием и концентрацией. Например, если я еду в одном из метро Нью-Йорка, то я больше внимателен к шороху приближающегося поезда, чем к огромному количеству шума, который исходит от людей, играющих музыку, плача детей и других гнусных вещей. звуки.

Как восприятие влияет на нас

Мотивы и потребности

То, что вы хотите и в чем нуждаетесь, наверняка повлияет на ваше восприятие. Пример тому — голодный человек на конференции. Поскольку он очень голоден, он с большей вероятностью, чем другие, заметит работников общественного питания, входящих в холл, чтобы поставить еду в обеденной зоне. Ему очень трудно направить внимание на другие важные вопросы, пока его голод не будет удовлетворен

Когнитивные стили

Считается, что люди различаются по способу обработки информации, и у каждого из нас есть свои уникальные способы реагирования к раздражителям. Все люди будут реагировать на различные ситуации по-своему. Одна мысль состоит в том, что гибкие и спортивные люди более внимательны к внешним раздражителям давления и силы и меньше подвержены влиянию внутренних потребностей и мотивов.

  • Категория: Здоровье мозга

Обработка снизу вверх (определение + 7 примеров)

Как вы воспринимаете окружающий мир? Вы чувствуете, что происходит, или вы используете восприятие для организации и интерпретации информации?

Это большие вопросы. Ощущение и восприятие объясняют, как мы узнаем наших друзей, когда они приближаются к нам, как мы формируем воспоминания и как мы анализируем происходящее в любой момент времени.

Что такое обработка снизу вверх?

Примеры обработки снизу вверх

Использование восходящей обработки в повседневной жизни

Что такое обработка снизу вверх?

Процессинг «снизу вверх» — это идея о том, что мы начинаем воспринимать предметы с ощущения, а не с наших концептуальных идей. Этот процесс также известен как «обработка, управляемая данными», потому что он именно таков: управляется данными, которые мы собираем с помощью наших органов чувств.

Прямо сейчас вы видите экран компьютера и несколько анимаций. Но прежде чем вы смогли узнать компьютер, вы рассмотрели отдельные части компьютера: форму машины, свет, исходящий от экрана, каждую из клавиш на клавиатуре и т. д.

Некоторые психологи утверждают, что ощущение и восприятие — это два разных процесса. Некоторые утверждают, что они абсолютно одинаковы.

Мы называем эти теории обработкой «снизу вверх» и «сверху вниз». Один утверждает, что сенсорное восприятие и восприятие — это одно и то же, и что мы сначала обрабатываем стимулы, а потом анализируем их. Другой — «процесс сверху вниз», который начинается с воспоминаний, ожиданий и мотиваций. Мы применяем наши знания и ожидания, чтобы создать фон для нашего мира, как мы его воспринимаем, а затем начинаем фокусироваться на более мелких деталях, используя ощущения.

Особое внимание я уделю восходящему подходу к обработке информации и тому, как мы обрабатываем окружающие нас стимулы. Джеймс Дж. Гибсон разработал теорию восходящей обработки, и его работа оказала значительное влияние на мир психологии, бихевиоризма и неврологии.

Теория Гибсона

Теория восходящей обработки звучит достаточно просто, но теория Гибсона об этом процессе до сих пор вызывает споры в мире психологии. Почему? Гибсон предположил, что для восприятия стимулов не требуется никакого обучения. Процесс от рассмотрения стимулов до их анализа представляет собой прямую линию. По мере того как зрительные стимулы перемещаются от сетчатки глаза к зрительной коре головного мозга, мы начинаем все глубже и глубже погружаться в анализ того, что видим.

Это редукционистская теория. Редукционизм — это идея о том, что мы разбиваем большие идеи на их самые основные части. Поддерживая дискуссию , становится ясно, что Гибсон принимает сторону природы. Он утверждает, что мы используем природу исключительно для восприятия мира и анализа того, что видим. Фактически, он является одним из основателей экологическая психология.

Возможности

Пока Гибсон разрабатывал теорию восходящей обработки данных, он ввел термин «возможности». Все, что мы видим, имеет ряд аффордансов или различных возможностей взаимодействия с предметом.

Аффорданс — это то , что предлагает воспринимающему нечто большее , чем то , чем оно конкретно является . Самый простой пример: стул представляет собой конструкцию из дерева, однако он «дает» нам возможность сидеть на нем.

Эти возможности включают:

  • Относительную яркость или размер
  • Градиент текстуры 
  • Высота
  • Выделенные объекты

Гибсон утверждал, что идея возможностей имеет решающее значение для этой идеи. восходящей обработки. Он предположил, что когда мы смотрели на предмет, мы наблюдали за его особыми аффордансами.

Примеры обработки снизу вверх

Одним из простых примеров обработки снизу вверх является ситуация, когда вы идете в ванную комнату друга посреди ночи. Вы должны включить свет, чтобы увидеть, куда вы идете, вместо того, чтобы использовать свою память о том, где находятся вещи в ванной.

Ниже приведены еще несколько примеров восходящей обработки в повседневной жизни:

1) Интерпретация дорожных знаков Дорожная разметка использует несколько различных возможностей, чтобы сообщать о требованиях к скорости и направлении света. Когда вы едете по проселочной дороге, вы не работаете сверху вниз — вы ощущаете знаки на обочине и на дороге, чтобы определить, куда вы едете и с какой скоростью вы едете.

2) Б или 13?

Следующий пример состоит из двух частей и показывает разницу между восходящей и нисходящей обработкой.

Используя восходящую обработку, вы можете посмотреть на средний символ и сказать, что это «B». Конечно, вы узнали, что такое «Б» в прошлом. Но вам не нужен был какой-либо контекст, чтобы посмотреть на маркировку, отправить эти стимулы в ваш визуальный контекст и проанализировать стимулы, чтобы определить, что маркировка была буквой «В».

Обработка сверху вниз может дать другой результат. Допустим, эти две отметки были помещены между «14» и «12». Когда вы сталкиваетесь с двумя отметками, вы узнаете, что это «13». страница. Возможно, через какое-то время вы передумаете. Но ваше первоначальное восприятие маркировки отличалось от буквы «В» из-за обработки сверху вниз.

3) Прозопагнозия

Восходящая обработка может показаться трудной для понимания концепцией, особенно если вы ловите себя на мысли, что ваш прошлый опыт и то, чему вы научились, имеют решающее значение для понимания мира вокруг вас. Вот почему так много психологов связывают свое мышление с идеей обработки информации сверху вниз. Но, рассмотрев состояние, в котором отсутствует возможность использования нисходящей обработки, вы сможете лучше понять восходящую обработку.

Итак, давайте посмотрим на Прозопагнозия .

Оливер Сакс — известный невролог. В его список книг входит «Человек, который принял жену за шляпу» . (Если вас интересуют аномалии в мире неврологии, я очень рекомендую эту книгу!) Сакс сам мог отличить свою жену от шляпы, но ему было трудно различать лица других людей, даже тех, кого он знал. У него была прозопагнозия, известная также как лицевая слепота.

Пациенты с прозопагнозией не используют нисходящую обработку для идентификации людей. Они способны воспринимать то, что видят, когда смотрят на лицо человека. Они могут определить, есть ли у человека веснушки, голубые глаза или кривой нос. Но они не могут определить, видели ли они это лицо раньше и кому оно принадлежит.

Процесс, в котором люди с лицевой слепотой видят лица других, является примером восходящей обработки.

4) Восходящие тесты и оценки

Как узнать, что чувствует человек? Они могли бы сказать вам. Или вы можете получить подсказки от того, как человек действует, и составить свое окончательное суждение. Многие профессиональные терапевты используют второй подход в тестах и ​​оценках. Они называются «восходящими оценками», потому что они напоминают восходящий процесс.

Тестирование «снизу вверх» и подходы различаются в зависимости от типа применяемой терапии. Например, когнитивно-поведенческий терапевт может задать своему пациенту ряд вопросов о воспоминании или предмете. Они слушают то, что должен сказать пациент, но также наблюдают за тем, что происходит с пациентом физически (потливость, ерзание и т. д.). Они используют эту информацию для оценки.

5) Слепой дегустационный тест

Вы когда-нибудь видели, как кто-то проводит слепой дегустационный тест? Может быть, они были судьями на кулинарном шоу или участвовали в игровом шоу и должны были угадать, что они ели. Они, вероятно, могут догадаться, что они едят пищу, или имеют другие подсказки о том, что они собираются положить в рот. Но они должны использовать восходящую обработку для оценки того, что они едят.

Вкусовые рецепторы помогают мозгу в этом – они посылают сенсорную информацию в мозг практически без контекста. Оттуда мозг должен выполнить работу, чтобы выяснить, что человек только что съел.

6) Ощущение огня вдалеке 

Но вам не нужно быть «слепым» или закрывать глаза, чтобы использовать восходящую обработку. Допустим, вы в лесу. Вы видите все деревья вокруг себя, но больше ничего не выглядит необычным. Внезапно вы слышите какие-то хлопки. Вы чувствуете слабый запах дыма. Через некоторое время вы начинаете чувствовать, что одна сторона вашего тела подвергается воздействию тепла.

Все это вместе говорит о том, что поблизости есть пожар и, возможно, пора бежать или посмотреть, все ли в порядке. Ваши глаза еще не могут видеть огонь , , но восходящая обработка с помощью других органов чувств говорит вам, что происходит.

7) Странные боли в животе 

Вы вдруг почувствовали странные боли в животе «из ниоткуда»? Вы должны использовать восходящую обработку, чтобы выяснить, что вызывает ваши симптомы. Первый признак того, что что-то не так, — это ваш сенсорный опыт. После этого вы должны подумать о том, как вы себя чувствуете, или о том, съели ли вы что-то, что могло вызвать боли в животе.

Вы должны опираться на прошлый опыт, когда вы могли испытывать подобные чувства. Если вы ожидаете боли в животе из-за аллергии или ситуации, которая может вызвать боль в животе, вы можете использовать обработку сверху вниз для оценки своих симптомов.

Чтобы обобщить идею восходящей обработки, Джеймс Гибсон предложил теорию, согласно которой процесс анализа стимулов представляет собой прямую линию между стимулами вокруг нас и частями мозга, которые их анализировали. Никакое дальнейшее обучение не повлияло на то, что мы воспринимаем.

Вот еще несколько примеров восходящей обработки:

  1. Слух : Идентификация слов в речи или понимание музыки путем распознавания отдельных нот.
  2. Зрение : Распознавание форм, цветов и объектов по визуальным признакам, таким как размер, форма и текстура.
  3. Запах и вкус : Различение различных вкусов пищи или ароматов вина на основе обонятельных и вкусовых рецепторов, посылающих сигналы в мозг.
  4. Прикосновение и движение : Ощущение текстур при физическом контакте, ощущение изменений температуры и различение твердых и мягких поверхностей при прикосновении к ним.

Автоматическая ли обработка снизу вверх?

Хотя может показаться, что мы интерпретируем дорожные знаки, делаем предположения или считываем изображения автоматически, есть некоторая работа, которая выполняется при восходящей обработке. Конечно, эти навыки приобретаются намного быстрее, когда мы взаимодействуем с окружающим миром!

Например, основные процессы восприятия, такие как цветовое зрение и обнаружение движения, происходят автоматически и без сознательных усилий. Эти процессы включают относительно простые нервные пути, которые могут быстро идентифицировать определенные входные сигналы восприятия и реагировать соответствующим образом.

С другой стороны, когнитивные процессы более высокого уровня, связанные с обучением, формированием памяти, решением проблем, пониманием языка, требуют сознательных усилий и не могут быть классифицированы как автоматические реакции.

Было также высказано предположение, что некоторые типы восходящей обработки могут быть автоматизированы с практикой; например, если человеку необходимо распознать определенный паттерн, чтобы выполнить задачу, у него может со временем выработаться бессознательная привычка распознавать этот паттерн с течением времени. Это говорит о том, что нисходящие ожидания играют важную роль в формировании нашей реакции на стимулы, даже если на первый взгляд мы полагаемся в основном на механизмы, управляемые данными более низкого уровня. Следовательно, хотя базовое восходящее восприятие можно считать автоматическим, представляется вероятным, что многие более сложные функции верхнего уровня останутся предметом произвольного контроля даже после продолжительной тренировки или опыта.

Является ли обработка снизу вверх такой же, как индуктивное рассуждение?

Многие студенты путают восходящую обработку с индуктивным рассуждением, но это не одно и то же! Индуктивное рассуждение и восходящая обработка часто связаны между собой, потому что они берут из прошлой информации и опыта, но важно знать, что они являются аналогичными средствами для другой цели.  

Посмотрите, что поделился Brainvoyager135, когда этот вопрос был задан на Reddit: 

«Это неплохой способ помочь вам запомнить концепцию, так как связь важна. Однако обработка и рассуждение не являются синонимами. Процессинг связан с ощущением и восприятием. Рассуждение основано на теориях и наблюдениях».

Использование восходящей обработки в повседневной жизни

Восходящая обработка — это метод понимания, который начинается с анализа отдельных компонентов и постепенно расширяется до более крупных понятий. Этот тип сбора информации часто используется в повседневной жизни, особенно при решении сложных задач, таких как решение проблем.

Например, учащийся, пытающийся решить математическое уравнение, может начать с разбиения задачи на более мелкие части и построения этих более мелких частей, пока не придет ответ.

Анализируя каждую часть по отдельности, учащийся может сосредоточиться на одном элементе, не перегружаясь всеми данными, представленными в вопросе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *