Точное и систематическое наблюдение в течение длительного времени: И. В. Васильева. Общий психологический практикум. Наблюдение. Учебное пособие

Метод наблюдения в детской психологии

1. Детская психология

2. Книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (188

3. Метод наблюдения

 

Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась, соответственно, в наблюдении за процессами развития.

Результаты таких наблюдений обычно фиксировались в виде дневни­ковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. Именно он первый описал появление улыбки ребенка на 45-46-й день жизни, привязан­ности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важ­ных фактов.


Первой книгой по детской психологии считается книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). В исследовании Прейера ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы.

Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, известный немецкий детский психо­лог В. Штерн использовал дневниковые записи, которые он вел вместе со своей женой, для обоснования своих гипотез. Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, час­то ссылается на наблюдения за собственными внуками. Д. Б. Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса фор­мирования предметных действий ребенка.

 

Существовали целые научные учреждения, где метод наблюдения за детьми был основным. Например, Н. М. Щелованов организовал в 1920 году клинику нормального развития детей, в которой жили пре­ имущественно подкидыши и сироты.

 

За развитием детей в клинике велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему мы получили немало классических работ по детской психологии. В них впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, инте­ресные особенности развития ходьбы и предметных манипуляций детей и пр.


Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все за­ висит от того, что и как долго наблюдать. В зависимости от этого выде­ляют несколько вариантов наблюдения.

Во-первых , оно может быть сплошным и выборочным.

 

Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны по­ведения ребенка. Их задача — описать общую картину поведения.

 

Ко­нечно, фиксировать все движения и все слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ре­бенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).

В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее. Например, вы­ражение эмоций у ребенка, или его действия с игрушками, или особен­ности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо естественных ситуациях или в определенные отрезки вре­мени (во время игры, во время общения со взрослыми и пр.).

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть неви­димой для ребенка или не привлекать к себе его внимания. Для этого  используют специальный прибор — зеркало, обладающее односторон­ней проницаемостью (или гизелово зеркало, названное так в честь его изобретателя Гизела).

Его помещают между комнатой, в которой нахо­дится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате оно представляет собой обычное зеркало, а во второй — окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скры­того наблюдения используют телевизионные установки, видео и ки­нокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный д ля ребенка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденно­сти и естественности поведения ребенка.

 

Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрос­лый не только является видимым, заметным для ребенка, но и уча­ствует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.). Он включен в деятельность ребенка.

 

В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отме­чает для себя его реакции, его инициативные и ответные действия, его эмоции и высказывания и пр.), а потом описывает свои наблюдения.

Здесь нужно не только замечать и запоминать все проявления ребенка, но и уметь наблюдать за самим собой, учитывать свои собственные действия, вызывающие те или иные проявления наблюдаемого малы­ша. Таким включенным наблюдением нередко пользуются воспитате­ли, педагоги, родители и другие взрослые, находящиеся в постоянном контакте с детьми.

В-третьих , наблюдение может быть одноразовым (или срезовым) и длительным (пролонгированным или лонгитюдным).

 

При одноразовом наблюдении процедура исследования проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обыч­но сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, или детей разного возраста, или детей из разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.

 

Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение отличается тем, что оно продолжается в течение долгого времени (нескольких лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследова­тель сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей).

Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, но­вых интересов ребенка, описать различные стадии его развития. Упо­мянутые выше дневниковые записи родителей и психологов являются типичными случаями пролонгированных наблюдений.

Однако во всех случаях исследователь может прослеживать только внешние, наблюдаемые стороны поведения ребенка: его высказывания,  выразительные движения, его действия с игрушками и пр. Но психоло­га интересуют не сами по себе внешние проявления, а те внутренние, психические процессы, которые скрываются за ними и которые недо­ступны непосредственному наблюдению.

 

Чтобы понять эти процессы и уметь интерпретировать наблюдаемое поведение ребенка, психологу необходимо иметь предварительное представление о том, что он может и хочет увидеть, и владеть теми понятиями, тем языком, с помощью которого он будет описывать поведение ребенка.

 

Успешность наблю­дения зависит от того, насколько четко сформулирована для исследо­вателя цель наблюдения и насколько ясно он представляет себе, что он будет наблюдать. Если этого нет — его впечатления будут расплывча­тыми и неопределенными, главное смешается с второстепенным, и по­лучить какой-либо фактический материал окажется невозможным.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много «живых» интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в есте­ственных условиях его жизни. Этот способ незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.

Вместе с тем он имеет и ряд недостатков, главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Здесь требуется высокая психологическая квалификация исследователя и огромные затраты времени, которые вовсе не гарантируют получения новых фактов.

Специалист вынужден ждать, пока интересующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех и ли иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, на­ блюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что ему еще не известно, проходит мимо его внимания. Для фиксации этого исполь­зуется другой метод — эксперимент.

Практикум по общей и экспериментальной психологии

%PDF-1.6 % 1723 0 obj > endobj 1725 0 obj >/Font>>>/Fields[]>> endobj 1726 0 obj >stream application/pdf

  • Гонина О.О.
  • Практикум по общей и экспериментальной психологии
  • 2022-08-31T06:58:08-03:00pdftk 2. 02 — www.pdftk.com2022-08-31T23:26:23+03:002022-08-31T23:26:23+03:00PDFill PDF Editor 14.0uuid:b818466a-c384-46a0-a5ad-83105b0e65deuuid:be4c52bd-a17a-4a97-9d2d-9c611b3311c5 endstream endobj 1 0 obj > endobj 1730 0 obj > endobj 1731 0 obj > endobj 1732 0 obj > endobj 12 0 obj >/Resources>/Font>>>/StructParents 44/Tabs/S/Type/Page>> endobj 13 0 obj >/Resources>/Font>>>/StructParents 46/Tabs/S/Type/Page>> endobj 14 0 obj >/Resources>/Font>>>/StructParents 47/Tabs/S/Type/Page>> endobj 15 0 obj >/Resources>/Font>>>/StructParents 48/Tabs/S/Type/Page>> endobj 16 0 obj >/Resources>/Font>>>/StructParents 49/Tabs/S/Type/Page>> endobj 17 0 obj >/Resources>/Font>>>/StructParents 50/Tabs/S/Type/Page>> endobj 18 0 obj >/Resources>/Font>>>/StructParents 51/Tabs/S/Type/Page>> endobj 19 0 obj >/Resources>/Font>>>/StructParents 52/Tabs/S/Type/Page>> endobj 20 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 21 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 22 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 23 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 24 0 obj >/Resources>/ExtGState>/Font>/XObject>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 25 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 26 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 27 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 28 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 29 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 30 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 31 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 32 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 33 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 34 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 35 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 36 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 37 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 38 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 39 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 40 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 41 0 obj >/Resources>/Font>>>/Tabs/S/Type/Page>> endobj 1733 0 obj >/Resources 1738 0 R/Type/Page>> endobj 1734 0 obj [1739 0 R] endobj 1735 0 obj >stream xVKk@ﯘs+N CphKCC]y$kOث7[Hi]h߭UmlV?~W1 E=Snm» g&

    m+]ѫiUڤVĉS}C~߿Fh6YfKj~ʯtihD_ZRl»8E܀#ŀ iU&ULa zP» h@3u9џ[Ќ2[Nq/m!)F-(MK?oɽqu=v Ԅ S CXΘ I-,dC-(˧=һV@eH)#X>XCXgK-hf!s^2(PG’E+]O5f

    -cܜp5и8H’NiI}7M/b8`?ÊՏ3?)>pct8aOrq-Măt#{DRM]Vq& ;ڙn endstream endobj 1738 0 obj >/ExtGState>/Font>/Pattern>/XObject>>> endobj 1742 0 obj > endobj 1744 0 obj >stream /CIDInit /ProcSet findresource begin 12 dict begin begincmap /CIDSystemInfo > def /CMapName /Adobe-Identity-UCS def /CMapType 2 def 1 begincodespacerange endcodespacerange 2 beginbfrange [ ] endbfrange endcmap CMapName currentdict /CMap defineresource pop end end endstream endobj 1743 0 obj >/CIDToGIDMap/Identity/FontDescriptor 1745 0 R/Subtype/CIDFontType2/Type/Font/W[0[697 597 448 480 398 480 224 354 398 435 567 480 391 447 408 367 580 448 224 647 456 398 448 619 423 298 448 591 602 480 448 398 647 448 249 448 298 349 448]]>> endobj 1745 0 obj > endobj 1746 0 obj >stream x8it[WڭidKc[-^q59b˶[r$94mPHK[9P@-%)t/(PfJ:00r P:0?wl%Maz~~r»t+b[`޺#3gfnizf(wY4NM/ dsM0~0. T HSH&P*lF2r8RO J+e]_ =eF{ x1C@]mhms-W=_Έ

    Наблюдательные и экспериментальные исследования

    Когда люди читают об исследовании, они могут не обращать внимания на то, как оно было разработано. Но чтобы понять качество результатов, важно немного знать о дизайне исследования.

    В соответствии с общепринятой иерархией доказательств, самые надежные доказательства получают из систематических обзоров, за которыми следуют данные из рандомизированных контролируемых испытаний, когортных исследований и затем исследований случай-контроль.

    Последние три являются исследованиями, которые попадают в одну из двух основных категорий: обсервационные исследования или экспериментальные исследования.

    Обсервационные исследования

    Обсервационные исследования — это исследования, в которых исследователи наблюдают за действием фактора риска, диагностического теста, лечения или другого вмешательства, не пытаясь изменить то, кто подвергается или не подвергается этому воздействию. Когортные исследования и исследования случай-контроль представляют собой два типа обсервационных исследований.

    Когортное исследование: В исследовательских целях когорта — это любая группа людей, которые каким-либо образом связаны между собой. Например, когорта рождения включает всех людей, родившихся в течение определенного периода времени. Исследователи сравнивают то, что происходит с членами когорты, которые подвергались воздействию определенной переменной, с тем, что происходит с другими членами, которые не подвергались воздействию.

    Исследование «случай-контроль»: Здесь исследователи определяют людей с существующими проблемами со здоровьем («случаи») и аналогичную группу без проблем («контроль»), а затем сравнивают их в отношении воздействия или воздействий.

    Экспериментальные исследования

    Экспериментальные исследования — это исследования, в которых исследователи внедряют вмешательство и изучают его эффекты. Экспериментальные исследования обычно рандомизированы, то есть испытуемые группируются случайно.

    Рандомизированное контролируемое исследование (РКИ): Подходящие люди случайным образом распределяются в одну из двух или более групп. Одна группа получает вмешательство (например, новое лекарство), в то время как контрольная группа не получает ничего или неактивного плацебо. Затем исследователи изучают, что происходит с людьми в каждой группе. Любая разница в результатах может быть связана с вмешательством.

    Сильные и слабые стороны

    Сильные и слабые стороны плана исследования следует рассматривать в свете типа вопроса, на который должно ответить исследование. Иногда наблюдательные исследования — единственный способ исследовать определенные вопросы. Например, было бы неэтично планировать рандомизированное контролируемое испытание, преднамеренно подвергая работников потенциально опасной ситуации. Если проблема со здоровьем является редким состоянием, исследование случай-контроль (которое начинается с существующих случаев) может быть наиболее эффективным способом выявления потенциальных причин. Или, если мало что известно о том, как проблема развивается с течением времени, лучшим вариантом может быть когортное исследование.

    Однако результаты наблюдательных исследований по своему характеру могут быть оспорены. Они рискуют содержать смешанные предубеждения. Пример: когортное исследование может обнаружить, что люди, которые регулярно медитируют, менее склонны к сердечным заболеваниям, чем те, кто этого не делает. Но эту связь можно объяснить тем фактом, что люди, которые медитируют, также больше занимаются спортом и придерживаются более здоровой диеты. Другими словами, хотя когорта определяется одной общей характеристикой или воздействием, они также могут иметь общие характеристики, влияющие на результат.

    РКИ до сих пор считается «золотым стандартом» для получения надежных доказательств, потому что мало что оставлено на волю случая. Но растет осознание того, что такие исследования несовершенны, и что многие вопросы просто невозможно изучить с помощью такого подхода. Такие исследования требуют много времени и средств — могут пройти годы, прежде чем будут получены результаты. Кроме того, интервенционное исследование часто ограничено тем, сколько участников могут контролировать исследователи или как долго участники могут жить в контролируемых условиях. В результате РКИ не было бы подходящим исследованием для выявления результатов, которые проявляются через много времени или которые, как ожидается, повлияют на очень незначительное количество людей.

    Источник: At Work , Issue 83, Winter 2016: Institute for Work & Health, Toronto [Эта колонка обновляет предыдущую колонку с описанием того же термина, первоначально опубликованного в 2005 году.] — Альянс развития гидрометеорологии

    Главная » Механизм финансирования систематических наблюдений