Толерантная личность | Статья на тему:
«Толерантная личность»
Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. В своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Определение слова «толерантность»:
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Вывод: Таким образом, в своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
«Толерантная личность»
Автор: Казанцева Светлана Юрьевна
Дискуссия «Толерантная личность»
Цель: вовлечение участников дискуссии в активное обсуждение проблемы воспитания толерантной личности.
Задачи:
Ø ознакомить участников с особенностями ведения диалоговой дискуссии как толерантной формы работы с педагогами;
Ø установить необходимость воспитания толерантной личности как основу для существования в современном обществе;
Ø обучить педагогов конструктивным поведенческим реакциям в ходе проведения диалоговой дискуссии.
Одной из активных форм работы с педагогами является дискуссия.
Дискуссия – это публичное обсуждение какой-либо проблемы, в результате чего участники должны прийти к единому мнению или пониманию обсуждаемой проблемы.
Для того, чтобы дискуссия имела качественный результат, необходимо соблюдать правила ведения дискуссии:
1. Ведущий направляет обсуждение, оставаясь нейтральным.
2. Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.
3. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме.
4. Мы слушаем и слышим друг друга.
Существуют различные формы проведения дискуссии, наиболее распространёнными являются диалог и дебаты.
По характеру проведения эти формы являются альтернативными.
Отличия диалоговой формы дискуссии от дискуссии – дебатов:
1. В диалоге одна сторона выслушивает другую с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения, а в дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и оппонировать своими аргументами.
2. Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника, а дебаты укрепляют собственную точку зрения участника.
3. Если диалог вызывает самоанализ собственной позиции, то дебаты вызывают критику противоположной стороны.
4. Диалог призывает к временному воздержанию от личных убеждений, а дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений.
5. В диалоге ищут основы соглашения, а в дебатах ищут явные различия.
6. В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой, а в дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой.
7. Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть, а дебаты предусматривают парирование противоположной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто унижают или осуждают человека.
Какая форма дискуссии, по вашему мнению, психологически более комфортна?
Таким образом, мы будем работать в формате диалоговой дискуссии. Именно такая форма способствует освоению навыков толерантного поведения.
Итак, что же такое толерантность?
Как вы это понимаете?
Работа в группах.
Официальные языки ООН определяют толерантность по-разному:
Tolerancia (исп.) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Tolerance (фр.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительность.
Tolerate (англ. терпеть) – допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их … признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации.
Kuan rong (кит.) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
Tasamul (араб.) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение … расположенность к другим.
Толерантность, терпимость (рус.) – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо/кого-либо), т.е. допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Что отличает каждое определение?
В каждом определении делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта.
Есть ли что-то, что объединяет такие разные определения толерантности?
Все они выражают сущность толерантности:
толерантность – не пассивное неестественное покорение мнению, взглядам или действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция позитивного взаимодействия между этносами, разными социальными группами.
Толерантность стала кросскультурным понятием. Сегодня мы от этого отойдём и рассмотрим педагогическую толерантность.
Существует ли вообще такое понятие?
Существует, так как учителя постоянно взаимодействуют с учениками, родителями друг с другом и т.д.
Но всё-таки основной объект нашего взаимодействия – это ученик.
Первоклассник ————(обучениеобразованиевоспитание)————Выпускник.
На мировом уровне уже давно образование соотносится с толерантностью.
Имеет ли какие-то преимущества толерантный выпускник?
Обозначим этот вопрос как проблему для обсуждения.
Составим «Портрет толерантной личности»
Деление людей на толерантных и интолерантных – условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.
Склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
Каковы же черты толерантной личности?
Работа в группах.
Задача каждой группы состоит в том, чтобы создать словесный портрет толерантной личности, выделив её характерные черты.
Примерные черты толерантной личности:
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
А. Каждый участник оценивает собственную толерантность: выделяет знаком + 5 черт, которые у него наиболее выражены.
В. Каждый участник определяет знаком + 5 черт, которые наиболее выражены у толерантной личности.
Подведение итогов: на доске выписываются черты, которые совпали у трёх групп участников дискуссии. Данные черты будут являться ядром толерантной личности с точки зрения данного коллектива.
Теперь необходимо сравнить свои + (А) с чертами толерантной личности + (В).
Таким образом, участники определяют насколько они толерантны.
Сейчас будет несложно составить портрет интолерантной личности: необходимо назвать слова противоположные по значению выписанным на доске словам, характеризующим черты толерантной личности.
Развитие личности имеет два пути: толерантный и интолерантный.
Каков будет результат развития личности по этим двум путям?
Работа в группах.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими»
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Толерантный путь Интолерантный путь
созидающий разрушающий
личность и мир в целом
Школа – один из основных социальных институтов, призванных воспитывать личность.
Подведение итогов работы:
Ответьте на вопрос, который мы обозначили как проблему «В чём преимущество толерантного выпускника?»
Современный выпускник должен уметь максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые он попадает после окончания школы и в дальнейшей жизни.
Толерантному ученику это проще, так как он обладает способностью позитивной коммуникации, а это определяет его успешность.
10 Вопросы по толерантности. Насколько вы толерантны?
Следующий вопрос
Вы заказываете ужин с друзьями с помощью нового приложения. Один из них, вегетарианец, просит заказать в другом месте, так как там не предлагают вегетарианские блюда. Как бы вы отреагировали?
- 0 Вы говорите своему другу-вегетарианцу: «Может быть, в этот раз ты попробуешь мясо?»
- 1 Вы заказываете ужин в другом месте, но все время жалуетесь на него.
- 2 Вы заказываете ужин в заведении, которое предлагает вам и всем вашим друзьям вариант, приемлемый для всех.
Вы участвуете в онлайн-встрече. Один из участников делает презентацию. Внезапно его ребенок начинает шуметь и появляется на экране. Что вы будете делать?
- 2 Вы предлагаете докладчику позволить кому-то другому сделать свою презентацию, а затем он может продолжить
- 1 Вы упрекаете родителя в том, что он не может успокоить своего ребенка
- 0 Вы терпеть не можете детей
Вы проводите собеседование с кандидатами на работу в супермаркете. У одного из кандидатов есть татуировка на запястье. Что вы будете делать?
- 1 Вы уже решили не брать его на работу из-за татуировки, но все равно проводите собеседование с кандидатом
- 0 Вы отказываетесь от кандидата без собеседования
- 2 Вы берете интервью у кандидата, как и другие, не обращая внимания на его татуировку.
Ваши родители не одобряют ваше решение жениться на человеке другой национальности. Как вы будете реагировать?
- 0 Вы подчинитесь их желанию и немедленно расстанетесь с партнером
- 2 Вы поговорите с ними начистоту и объясните, что все равны, независимо от национальности
- 1 Вы предлагаете партнеру сменить этническую принадлежность.
Вы собираетесь на работу и торопитесь. Водителем такси, которое вы заказали через приложение, оказалась женщина. Что вы будете делать?
- 1 Вы предлагаете водить машину, потому что вы лучший водитель
- 0 Вы отменяете поездку и уезжаете
- 2 Вы садитесь в машину и спокойно продолжаете читать статью в телефоне
Человек, сидящий рядом с вами в самолете, просит вас поменяться местами по религиозным соображениям. Что вы будете делать?
- 2 Вы согласны, потому что не возражаете. Похоже, так ему будет удобнее.
- 1 Вы раздражаетесь и вообще не отвечаете.
- 0 Вы отказываетесь пересаживаться, зачем вам это?
Вы работаете над групповым проектом. Один из членов вашей группы — студент с инвалидностью. Другой член группы предлагает поговорить с лектором, чтобы перевести студентку с инвалидностью в другую группу, потому что «у вас нет времени читать ей книгу вслух». Что вы будете делать?
- 0 Вы исключаете человека, который сделал предложение, из команды
- 2 Вы объясняете человеку, который сделал предложение, что у учащейся с инвалидностью есть своя программа для чтения текстов, и она сможет участвовать в групповом проекте, как и другие.
- 1 Вы соглашаетесь и говорите с лектором.
Вы стали свидетелем происшествия в автобусе. В частности, пассажир громко оскорблял другого пассажира (молодого человека) из-за его оранжевой рубашки и серьги. Что вы будете делать?
- 1 Вы выходите из автобуса, даже если это не ваша остановка
- 0 Вы немедленно призываете пассажира, оскорбляющего другого пассажира, выйти из автобуса
- 2 Вы пытаетесь разрядить обстановку, говоря пассажиру, что его не касается, как одевается другой человек.
Вы идете на концерт. Государственный гимн исполняется перед началом концерта. Зрители встают, но один из присутствующих продолжает спокойно сидеть. Что вы будете делать?
- 1 В конце гимна вы подходите к человеку и читаете ему лекцию об истинном патриотизме
- 0 Ты уничтожаешь его своим взглядом. Это совершенно недопустимо!
- 2 Вы понимаете, что он никому не мешает, просто сидит спокойно, поэтому ничего не делаете.
Ваш ребенок подружился с афроамериканским ребенком. На следующей неделе у вашего ребенка день рождения, и она хочет пригласить нового друга. Что вы будете делать?
- 2 Вы позволяете ему пригласить нового друга вместе с другими гостями. Цвет его кожи или его этническая принадлежность не имеют значения.
- 0 Вы просите своего ребенка не приглашать своего нового друга, потому что это будет неприемлемо для бабушки и дедушки.
- 0 Лучше, если ваш ребенок будет играть с такими же детьми, как он.
Толерантная личность. Джеймс Г. Мартин. Детройт: Издательство государственного университета Уэйна, 1964. 176 стр. $ 6,50 | Социальные силы
Фильтр поиска панели навигации Социальные силыЭтот выпускСоциальные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Социальные силыЭтот выпускСоциальные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Журнальная статья
Получить доступ Клайд З. НаннКлайд З. Нанн
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Социальные силы , том 44, выпуск 1, сентябрь 1965 г., страницы 139–140, https://doi.org/10.2307/2574859
Опубликовано:
01 сентября 1965 г.
Фильтр поиска панели навигации Социальные силыЭтот выпускСоциальные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Социальные силыЭтот выпускСоциальные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF
ЗакрытьЭтот контент доступен только в формате PDF.
Copyright © 1965, University of North Carolina Press
Раздел выпуска:
Обзоры книгВ настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.