Традиции воспитания – Традиции воспитания детей

Традиции воспитания детей

В прошлом народные традиции в воспитании детей были определяющими. В современном мире границы между культурами стираются и различия уже не так заметны. Однако и сегодня воспитание детей в разных странах может сильно отличаться.

Традиции воспитания детей в России

Воспитанием детей в России в основном занимаются женщины. Это прослеживается и в семье, и в образовательных учреждениях. До последнего времени мамы с удовольствием находились с ребенком дома до 2-3 лет после родов. Сейчас ситуация меняется и все больше малышей поручают заботе бабушек и нянь.

Народные традиции в воспитании детей у нас связаны с фольклором. Сказки, поговорки, песни – являются богатым культурным наследием. Эти произведения не только развлекают читателя и слушателя, но и всегда несут воспитательный момент.

Герои сказок борются со злом, проявляют смекалку, жизнелюбие и оптимизм. В поговорках представлена вся накопленная народная мудрость. Народные песни демонстрируют патриотизм, силу духа и душевное богатство русского человека. Для родителей важно с детства приобщать малышей к фольклору. Красоту этих произведений может оценить уже 1,5-2 летний малыш.

Традиции воспитания детей в США

В США есть несколько характерных особенностей воспитания малышей. Так, например, бабушки и дедушки практически никогда не помогают молодой семье, а роль отца в воспитании гораздо выше, чем в России.

По традиции воспитание детей в США с раннего возраста доверяют опытным няням. Мамы выходят на работу по закону через три месяца после родов, возлагая все заботы об уходе за ребенком и его воспитании на профессиональных нянь или бебиситтеров. Когда родители свободны, то любые мероприятия принято посещать вместе с ребенком. На вечеринку юный американец может попасть впервые еще в грудном возрасте. Все кафе, бары, рестораны имеют места для детей и детское меню.

Традиции воспитания детей в Индии

В Индии обычно большие семьи и у малыша всегда есть несколько братьев и сестер. К обществу учат относиться, как к своей большой семье. По традиции, воспитание детей с раннего возраста объединяют с их образованием. Подготовительные школьные классы фактически соответствуют нашему детскому саду, и ребенок может начать учится уже в 2-3 года. Школы выбирают платные, если у семьи есть хотя бы небольшой материальный достаток. Индийцы считают, что уровень знаний, получаемых детьми в муниципальных (бесплатных) школах очень невысокий, поэтому отдавать в них детей на обучение – не престижно.

Согласно традиции, воспитание детей в Индии базируется на основных положениях индуизма. Это основная религия, исповедуемая большинством населения страны, в свете которой малышей учат сдерживать эмоции, демонстрировать силу духа и жизненный оптимизм, контролировать не только свои поступки, но и мысли. Богатое культурное наследие Индии влияет на художественное развитие подрастающего поколения. Музыка, танцы, песни воспитывают в малышах восприятие красоты и гармонии окружающего мира.

Воспитание детей в Японии

Воспитание детей в Японии в последние годы сильно изменилось. Раньше девушки выходили замуж в раннем возрасте и посвящали себя семье. Очень высокой была роль бабушек и дедушек в воспитании детей.

Сейчас японки больше внимания уделяют образованию и карьере. Замуж выходят уже в зрелом возрасте и стараются жить отдельно от родителей. Японская семья редко имеет больше 1-2 детей.

Воспитание детей в Японии предполагает ранее знакомство с компьютером, бытовой электроникой, интернетом. Очень часто самые близкие друзья японского школьника – виртуальные знакомые или игрушечные роботы. Детей не принято увозить на лето за город. Поэтому даже в жаркие дни ребята много сидят дома за компьютером, и практически не бываю на природе. Непосредственное общение со сверстниками также не имеет для них большой ценности.

Японских детей учат преуспевать и посвящать себя работе. С раннего детства ребенок может определиться (при помощи родителей) с компанией, где он будет работать всю жизнь.

Такая преданность работодателю тоже является народной традицией Японии.

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира имеет много общего. До трех лет всех малышей поручают матери и другим женщинам. После этого возраста сыновей воспитывают отцы.

Женское образование сильно уступает мужскому. Девочек с раннего возраста настраивают на раннее замужество и покорность будущему супругу.

Конечно, есть страны, где эти тенденции не так очевидны. Например, в светских государствах исламского мира девушки имеют возможность получить высшее образование и даже работать. Но главной ценностью для мусульманки все-таки всегда остается семья.

В большинстве стран в наше время воспитание современное, базирующееся на результатах новейших научных разработок педагогов и психологов, вытесняет традиционное воспитание детей. Эта тенденция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родителям важно помнить, какой бы путь воспитания они не избрали, дети должны расти в атмосфере любви и взаимопонимания.

www.neboleem.net

Традиции воспитания

23 Сентябрь 2015      admin74      Главная страница » Воспитание детей      Просмотров:   2194

Поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, мироощущение, личные качества во многом определяют традиции воспитания, которые были приняты в его семье. Традиции – это обычаи, повторяющиеся события или действия, отражающие менталитет людей, связанных кровными узами, способствующие их объединению, взаимопониманию, близости. Среди них особое место занимают те, что связаны с воспитанием детей.

 

В этих традициях отражаются исторически сложившиеся подходы к формированию личности молодого поколения, национальные особенности, устремления целых народов. Вот несколько примеров, над которыми стоит задуматься и, возможно, взять на заметку.

Ребенок – это взрослый, который просто пока не вырос…

Так можно сформулировать один из постулатов еврейского воспитания. Опираясь на понятие «плохое начало» (йецер-ара), родители стремятся помочь ребенку преодолеть противоречия в его душе: победить жадность, гнев, зависть и т.д..

Они исходят из того, что к ребенку нужно относиться как к равному, но делать скидку на возраст. Недопустимо пренебрежение к нему, отказ в общении, демонстрация дурного примера. Последнему уделяется особое внимание, потому что право требовать хорошего поведения от малыша в то время, как кто-то из домашних ведет себя недостойно, демонстрируя «плохое начало», бессмысленно.

Детям рассказывают историю их народа, делая акцент на благочестивости и уважении к традициям. При этом взрослые общаются с детьми как с равными и не смотрят на них свысока.

Подобный подход мы можем наблюдать и в

традиции воспитания у казахов. С дня рождения малыша они начинали заботиться о том, насколько уважаемым человеком он вырастет. После первых сорока дней жизни ребенка для него проводили важный обряд – пронесение под стременем, в котором участвовал известный и всеми уважаемый человек. Во время обряда он гордо восседал на коне, а ребенка проносили под петлей его правого стремени. Затем хозяин коня произносил бат – благословение. Смысл этой традиции: когда ребенок подрастал, ему рассказывали, под чьим стременем он был пронесен. Это накладывало на него особую ответственность перед тем человеком, который благословил его с младенчества.

Ценным в этих традициях является то, что внимание родителей направлено не только на настоящее, в котором их малыш – умильное и забавное чудо, но и на будущее, в котором ему предстоит стать достойным и уважаемым членом общества.

Как воспитать чуткость?

В православной традиции воспитания принято учить ребенка не делать другим того, чего он не желает себе. Религия помогает по-доброму, с пониманием относиться к знакомым и незнакомым людям, не причиняя им зла. Наши предки пускали в дом нищих и богомольцев, чтобы поделиться с ними пищей, состоятельные всегда старались выделить часть средств на благотворительность. Эти качества они завещали и своим детям. Русский человек от природы не был жестоким, умел прощать.

Любопытна в этом отношении и казахская традиция дарить новорожденному жеребенка или верблюжонка, рожденного в одно время с ним. Это животное называли басире, его берегли, холили и лелеяли, так как считали, что отныне судьбы ребенка и басире связаны.

Главным богатством казахов всегда был скот. Эта традиция помогала детям осознавать свою ответственность перед теми, кого они приручили. Малышей учили любить и заботиться о своем басире, и это формировало у них привязанность и любовь не только к животным, но и к людям, живущим рядом, желание проявлять к ним чуткость.

Первое, чему начинают учить детей в Индии, – это доброта. Традиции воспитания в этой стране основаны на внимании к жизни каждого живого существа. Считается, что ребенок не вырастет жестоким, если будет видеть с раннего детства доброе отношение к себе. Именно поэтому даже уставший отец или утомленная дневными заботами мать никогда не откажут ребенку в общении. В то же время они постоянно учат его, чтобы он никому не причинял зла ради забавы или по невнимательности. Нанесение вреда живому –практически единственный запрет в системе индийского воспитания.

В каждой семье свои подходы к воспитанию детей, но знание традиций других народов поможет сделать их еще более продуктивными.

 

    Метки: басир, взрослый, внимание, воспитание, воспитание детей, вырасти, делать, малыш, народ, особый, отношение, подход, ребенок, стремя, Традиции воспитания, традиция, уважаемый, учить     

sonyaclub.ru

Русские традиции воспитания детей | Традиции духа

В русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей, он у нас связан с фольклором. Сказки, поговорки, песни – являются богатым культурным наследием. Эти произведения всегда несут воспитательный момент. Герои сказок борются со злом, проявляют смекалку, жизнелюбие и оптимизм. В поговорках представлена вся накопленная мудрость. Народные песни демонстрируют патриотизм, силу духа и душевное богатство русского человека. Поэтому так важно с детства приобщать детей к фольклору. Красоту этих произведений может оценить уже 1,5-летний малыш.
Вот некоторые из старинных русских колыбельных, потешек, считалочек и т.п.

1. Колыбельные песни – это первые песни, которые слышит малыш от мамы, самый начальный элемент воспитания. Именно под их влиянием ребёнок познаёт звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери и узнавать её голос.

Баюшки-баю!

Спи по ночам,

Расти по часам!

Вырастешь велик,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшке, мамочке

Обновочки дарить,

Красным девицам

По ленточке.

Нянюшки, мамушки,

Качайте дитя!

 2. Пестушки и потешки – короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребёнка в первые месяцы жизни:

Потягунушки, потягунушки!
Поперёк толстонушки,
А в ножки ходонушки,
А в ручки хватанушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания.

3. Загадки. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, развивает сообразительность, логику и образное мышление.

Где вода столбом стоит,
А не проливается?
(
В колодце)

Одного отца, одной матери,
А ни тому, ни другому не сын?
(
Дочь)

В небо дыра,
В землю дыра,
А посередине — огонь и вода.
(
Самовар)

Маленький пузатенький.
А весь дом бережет.
(Замок)

Ходит царь круг города,
Носит честь на голове.
(Петух)

4. Скороговорки — это короткие изречения с повторением трудновыговариваемых звуков. В детских играх быстрое произношение скороговорок становилось источником смеха и веселья. Благодаря им дети учились быстро, чётко и правильно говорить.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Курочка честра-пестра, уточка с носка плоска.

Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

5. Считалки. Детские считалки – необходимая часть детских подвижных игр. Ведь почти всегда нужно выбрать водящего. И сделать это нужно честно, без обмана, справедливо. Раньше стишки для выбора ведущего или установления очерёдности в игре называли в народе «жеребьёвками» или «гадалками». Название «считалки» было придумано собирателями фольклора.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт!

6. Когда малыш подрастал, ему начинали рассказывать сказки. Русские сказки про Ивана Дурака, Бабу Ягу и других героев — это кладезь народной мудрости. Они объясняли ребёнку, что такое добро и зло, кто такие герои и злодеи и показывали, к чему могут привести те или иные поступки. Слушая такие сказки, дети понимали, что добро всегда побеждает, а правда обязательно торжествует над ложью.

С самого раннего возраста на Руси детей приобщали к труду. К десяти годам и мальчики и девочки в крестьянских семьях уже имели много обязанностей.

Девочка – это будущая хранительница очага, хозяйка и мать. Она выполняла посильную работу по дому, ухаживала за младшими братьями и сёстрами, приглядывала за скотом. С самого раннего детства девочек учили прясть, шить, вязать, рукодельничать, ткать — так они готовили приданое для будущего замужества. Их учили стряпать, вести хозяйство — готовили к основной роли женщины, роли жены и матери.

Мальчика на Руси растили воином на основе традиций народных детских и взрослых игр. С раннего возраста их настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, страны. Основным в воспитании воина являлось воспитание Духа. Многие из мальчиков, особенно из знати, уже малыми детьми получали боевое оружие – ножи, мечи, топорики. Боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам. Кулачные бои, бои «стенка на стенку» и т.п. были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Каждому мальчику, родившемуся на русских землях, надлежало стать настоящим мужчиной, чтобы спустя годы из него вырос достойный наследник, который бы продолжил род отца и был опорой для семьи.

Не зависимо от пола ребёнка, детям в русских семьях, прежде всего, прививались такие ценности как уважение к родителям и вообще старшим, уважение и бережное отношение к окружающему миру, традициям и обычаям своего народа, трудолюбие и  любовь к родине.

tradicii-duha.ru

Статья на тему: «Народные традиции в воспитании детей»

«Народные традиции в воспитании детей»

Формирование совершенного человека – вот главная цель народной педагогики!

Народная педагогика создала яркие образы совершенного человека. Так традиционные характеристики идеальной девушки «умница и красавица». Ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум предполагает так же наличие многих умений, трудолюбие, творческий потенциал. Мужской идеал «добрый молодец». Черты характера «доброго молодца» даны ещё более развёрнуто. Так например один из самых любимых русским народом добрых молодцев Илья Муромец «удаленький» «славный богатырь  святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан, храбр и смел, народный заступник, справедлив и милосерден.

Воспитательные средства народной педагогики:

— загадки, основная цель умственное воспитание

— пословицы и песни, основная цель – нравственное и эстетическое воспитание

— сказки – синтетическое средство, призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания

-игры, праздники, вбирают в себя все вышеперечисленные средства, «педагогика в действии»

-традиции, обычаи

Все виды народного творчества – средства народной педагогики.

Факторы народной педагогики.

Основными факторами народной педагогики, а соответственно и народного воспитания является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал, символ)

1. Природа.

Жизнь ребёнка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Народ и природа неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле.

Воспитание патриотизма начинается с воспитания  любви к родной природе.

На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Бесспорна эстетическая роль природы.

 Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию — как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. В традиционной педагогике слова «хороший», «естественный» и «природосообразный» и, наоборот, «плохой» «злой», «неестественный» считаются синонимами. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь  природосообразна,  жизнесообразна, и в этом ее сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитиния всей человеческой жизни». 

2. Игра.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Важная роль детских игр – в развитии в детях ловкости и проворства. Посредством игр ребёнку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение к правилам поведения. Игры для детей – своего рода уроки, готовящие к труду, взрослой жизни.

Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры – уроки жизни, они учат ребёнка общению с другими людьми.

3. Слово

Духовность связана прежде всего со словом, языком, речью. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте, как и все словесные средства обучения и воспитания.

Фольклор- устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песенок. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все самое ценное, что существовало ранее.

В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

В конце 20 века, да и сейчас, в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей  средствами малых форм фольклора имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Автор книги «Русский детский фольклор» Мельников М.Н. отмечал: « Колыбельные песни по мнению народа- спутник детства». Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. А.П.Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, песенки и т.д являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, что особенно актуально в младших группах.

Кроме малых форм хочется обратить внимания на  русские сказки. Сказка-то, что сказывают. В.А.Сухомлинский говорил : «Сказка-это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем русский народ.». Из сказок можно узнать как жил, как трудился русский народ. Сказки учат добру, гуманности, где добро всегда побеждает зло, а справедливость всегда торжествует. Сказки помогают понять историю страны, любить свою Родину.

4. Труд. Общение. Традиции.

  В народе ценится единство слова и дела. Детям внушается мысль о необходимости мало говорить и много делать.«Труд — всему отец». Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.

5. Искусство. Пример-идеал.

Пример — идеал славяне видели в природе.

У славян обожествляются озера, реки, овраги, холмы, родники, отдельные деревья, они объявляются местопребыванием вполне определенных богов-покровителей и называются их именами. К каждой травинке , к каждой букашке, к каждому листку здесь — трепетное отношение. Ни один человек напрасно ветки не сломает, листка не сорвет, птичье гнездышко он далеко обойдет, чтобы не потревожить птенцов. И тому учат детей. Однако гармония, нежная, хрупкая, как горный хрусталь, чуть что — и рассыпается на мелкие осколки. Грубое вмешательство в жизнь природы имеет страшные последствия, делая людские души пустыми, холостыми, черствыми, неспособными откликнуться на зов родины. И тогда погибает страна, исчезает народ.

Народная педагогика  сильна именно гармоническим взаимодействием компонентов воспитания. Все в ней взаимосвязано, все факторы народного воспитания не существуют обособленно, в отрыве один от другого. Например, природа опоэтизирована словом. Она входит и в быт, и в игры, и в праздники в качестве необходимой составляющей, она оживляет традиции, она же пример для подражания, ее идеальный образ живет в этническом сознании народа, запечатлен в произведениях народного искусства…

Не у многих родителей есть возможность в точности придерживаться всех тех правил воспитания ребенка, которым следовали наши мудрые предки, принимая во внимание то, что большинство из нас живет в городах, а не в славянских общинах. Но, тем ни менее, многие основы и принципы мы вполне в силах перенять и применить…

Вот так выглядит последовательность в воспитании человека.

1 Я

2 Семья

3 Род

4 Народ

5 Мир

Рождаясь, ребенок познает себя: кто я, какой, что у меня есть и т.д. В этом познании ему помогают РОДИТЕЛИ! Через потешки, песенки, колыбельные…

 Затем он приобретает знания о семейных устоях, семейных привычках, семейном распорядке, отношениях в семье. Ребенок овладевает родной речью.

После того, как ребенок осваивается в семье, овладевает родовыми знаниями он начинает осваивать традицию своего народа. Песни, игры, танцы, прикладное искусство, рукоделие – это все способствует гармоничному воспитанию ребенка для жизни на территории проживания своего народа. РОДНОЙ народ — это тот народ, на территории которого и среди которого человек живет.

Только познав Родную речь, традицию Родного народа, Родной земли, мы можем постигать весь остальной мир. Только тогда познание традиций других народов пройдет для нас гармонично, без разрушения собственного мировоззрения.

Только тогда мы по-настоящему сможем оценить величие как своей традиции, так и традиций других народов. Только тогда мы обогатимся, а не заменим “шило на мыло”. Только тогда мы сможем адекватно воспринимать чужой благой опыт, отделяя необходимую НАМ мудрость, от ненужных наслоений. Не все подряд “глотать”, как сейчас часто происходит, а только мудрость. Привлечение чужой традиции вместо своей приводит к слепому копированию и подражанию. Что сейчас и происходит.

nsportal.ru

Статья на тему: Традиции в воспитании

 Региональные Рождественские

 Образовательные  чтения

«ТРАДИЦИИ И ИНОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ»

Нефтеюганское Благочиние.

Нургалин Руслан Ниязович,

учитель обществознания,

 НРМОБУ «Салымская СОШ № 2»

«Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий».

Народная мудрость

 «Традиции в воспитании личности»

 В современных условиях динамично развивающегося мира основной задачей России становится защита базовых общечеловеческих ценностей.

   Сегодня Россия – страна, где поддерживаются традиционные, базовые ценности: крепкая семья, рождение и воспитание детей, ценности гуманизма и ценности духовные. К сожалению, сегодня во многих странах мира пропагандируются и законодательно поддерживаются иные ценности: потребление, однополые браки, некие особые права для людей, скажем так, с отклонениями в психике. Разрушается семья – разрушается общество, гибнет общество – гибнет страна.    

   Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически  сложившейся российской ментальности. Главную роль в этом должны играть семья и школа.

     Родители — первые, с кем ребенок знакомится, первые, кто его окружает и заботится о нем, первые, кто на него существенно влияет. И даже независимо от того, сколько времени родители будут проводить с ребенком, он будет копировать в первую очередь поведение своих родителей

В современном обществе важно формирование хороших семейных традиций.

Ведь что такое традиция? Это действие или порядок вещей, устоявшиеся временем, повторяющиеся в неизменном виде раз за разом. Это то, к чему, в конечном счете, привыкаешь и что воспринимаешь как должное. В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, вредные или полезные, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Это могут быть самые разные традиции, не всегда в хорошем понимании этого слова, но они непременно присутствуют.

Все, о чем пойдет речь ниже, будет касаться хороших традиций. Это на самом деле очень важно, потому что семейные традиции имеют огромнейшее значение в воспитательном процессе.

Ну, подумаешь, семейные традиции! — могут подумать люди, в семье которого не отмечали ни одного праздника вместе. Но вы подумайте теперь о том, сколько из-за этого потерял человек! Хорошие семейные традиции сплачивают семью, она дает ребенку  ощущение единства с родителями, братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один, его всегда поддержат, поймут и защитят. Это с детства заложенное ощущение каких-то гарантий останется с ребенком на всю жизнь. И во многом ему поможет!

Между прочим, это наша внутренняя потребность – ощущать связь с родителями и семьей, иметь поддержку. И если семья не будет выполнять отведенную ей роль в воспитании ребенка, то эту роль перетянет на себя что-то другое, замена непременно произойдет. Пойдет ли  это на пользу детям, уверены ли мы что замена будет достойная?

Кроме того, формирование семейных традиций создают в целом позитивный образ будущего. Ребенок знает, что впереди его ожидает что-то хорошее: поездка в лес в марте-месяце, игра в снежки первым снегом, поход в театр в воскресенье, совместное семейное рисование стенгазеты в канун Нового года. Из таких детей вырастают оптимисты, а, как известно, только оптимист может добиться успеха в жизни.

   Существование хороших семейных традиций помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Ведь знание того, что ты отличаешься от кого-то (именно тем, что в твоей семье существует такая славная традиция), помогает самоутвердиться и самореализоваться. Также семейные нормы и обычаи в воспитании помогают ребенку в самоопределении,  раскрытии способностей, талантов, проявлении своей индивидуальности.

  Традиции формируют в наших детях множество других положительных черт: общительность, ответственность, любовь и понимание, искренность, умение прощать, инициативность.

Отмечать какие-либо праздники – это также семейные обычаи. Одни семьи большое значение придают Новому году, другие – дням рождения.  В процессе воспитания семейные традиции формируют в сознании детей представление о том или ином образе жизни. Например, сбор семьи за общим столом, дружеское общение, подарки дают ребенку ощущение единства со своими близкими, семейной поддержки, которое остается затем на всю жизнь. Также это и уважение старших, и помощь друг другу, и совместное решение вопросов, и даже чтение сказок перед сном.

Почему-то у большинства из нас, когда речь заходит о семейных традициях, в ассоциации возникают шумные застолья по поводу наступившего праздника или в лучшем случае — совместное украшение новогодней елки. Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.

Почему бы не завести традицию печь пирог на выходные? Поверьте, когда ребенок вырастет, он не забудет их вкус и запах. И всегда будет мысленно возвращаться за круглый стол, накрытый ванильной скатертью, за которым папа непременно сидел возле чайника. Будет возвращаться, чтобы отогреться и зарядиться силами.

Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста.

      Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть.

Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” — отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Сотрудничество автора опыта качестве классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

    На родительских собраниях совместно с педагогами мы должны делиться опытом, говорить о семейных традициях. О том, что семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из стенки  извлечен праздничный сервиз — тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве. О том, что если 1 сентября семья сажает деревце или под Новый год выезжает в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 Мая по-особому поздравляет дедушку или соседа-ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

 

   Нужно беречь хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они смогли передать своим. Передавать традиции из поколения в поколение – это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так предоставьте им тоже такую возможность – чтобы было что вспомнить и рассказать. 

nsportal.ru

Статья по теме: Воспитание традициями

МАТЕРИАЛЫ РАЙОННОГО  КОНКУРСАПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «СОЗВЕЗДИЕ». НОМИНАЦИЯ «САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ГЕЙКО РАИСЫ ПЕТРОВНЫ

Воспитание традициями

                                                  с. Сотниковское

                                                2012г.

Содержание

страница

          Введение……………………………………………

3

  1. Описание  опыта работы……………………….

4-6

  1. Результаты опыта……………………………….

7-11

Заключение………………………………………….

11

Библиографический список……………………….

11

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В  Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Усиление воспитывающей функции дисциплин школьного курса согласуется со стратегией модернизации образования и соответствует приоритетам современной государственной политики в сфере  образования.

В президентской инициативе  «Наша новая школа» сформулированы приоритетные направления  работы: повышение квалификации педагогических кадров, усиление работы с одарёнными детьми,  оснащение образовательных учреждений современной техникой, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.  Всё перечисленное работает на результат: школа должна  выпустить в жизнь человека

  1. современно образованного,
  2.  нравственного,
  3.  предприимчивого,
  4.  готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,
  5.  способного  к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию,
  6. обладающего чувством ответственности за судьбу страны

Современное  образовательное  учреждение является  важнейшим общественным институтом воспитания.  Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества, и общество возлагает эту задачу на школу. Наиболее мощными рычагами, по мнению автора, являются традиции в воспитании.

Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Основой своей воспитательной работы автор видит  глубокие  школьные  традиции и считает эту тему актуальной.

Цель опыта: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению через сложившиеся школьные традиции.

Для достижения данной цели поставлены следующие воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  2. Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  3. Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  4. Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  5. Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  7. Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

Теоретическая основа опыта. В основу опыта положены “Десять заповедей  воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание  без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод  хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Кроме того, автор использует в воспитательной работе труды Сухомлинского, Ушинского, Макаренко,   Шаталова.  В планировании деятельности классного коллектива применяются элементы современных научных разработок Н.М. Таланчука (системно-ролевое планирование), О.С. Газмана (педагогическая поддержка), Н.Е. Щурковой (деятельностный подход), И.А. Ивановой (чередование традиционных поручений)

Автором разработана программа «Воспитание традициями», основу которой составляют мероприятия  духовно-нравственного воспитания учащихся на основе обычаев и традиций Сотниковской школы.

  1. Описание опыта

Основные направления воспитания школьными традициями, представленные в опыте:

  1. Коллективное творческое дело.
  2. Чередование традиционных поручений.
  3. Работа с одарёнными детьми.
  4. Работа с родителями.
  5. Путешествие  как путь приобщения к истории и культуре Родины

 Коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД ) играют огромную роль в программе воспитания школьными традициями. Эта технология используется в воспитательной работе школы достаточное количество лет и обогащается новым содержанием

Коллективно–творческие дела позволяют учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Практикуются беседы и КТД  по профилактике простудных заболеваний, о правильном питании, о вреде алкоголизма и  курения.   Старшеклассники  с интересом  принимали участие в коллективно-творческом деле о вреде наркотиков «Тропинка, ведущая к бездне», стали участниками районной конференции для старшеклассников на тему «Молодёжь против наркотиков»  Хорошие результаты показывают ребята на соревнованиях и Днях здоровья.  

Коллективно-творческие дела становятся мощной силой, притягивающей к школе, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Прекрасная традиция проведения литературных гостиных, которая зародилась всего два года назад, позволяет  осуществлять эстетическое и нравственное воспитание детей. Спектакли о жёнах декабристов «Великий  подвиг русских женщин»  и   «Отечества ради»  о  событиях 1812 года    вызвали интерес у учащихся 11 классов, педагогов, родителей и работников ДК, которые стали исполнителями  в этих постановках.  В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.  Также  развитию творческих  и интеллектуальных способностей,  самовыражению  личности  учащихся  способствуют  игры   в КВН, которые позволяют  ребятам принять участие в  разработке и  реализации  своих идей.  

 В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге  много нового. Таким образом,  идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного  коллектива  и формирование личности школьника.

Чередование традиционных поручений (ЧТП) – один из приемов в работе классного руководителя по организации деятельности ученического коллектива, актива класса. Он представляет собой соединение нескольких постоянных дел – трудовых, познавательных, спортивных, организаторских, которые выполняются по очереди каждым первичным (микро-) коллективом для общего коллектива и для окружающих людей.

Такие традиционные поручения выполняются в классном коллективе – мини-группами. Каждый учащийся входит в состав какой-нибудь мини-группы.

Автор предлагает   работу по методике И. Иванова.  Используя вариант смены поручений, если это дежурные по классу (вахтенные) – то это повседневная забота о классе, соблюдении его обычаев, о выполнении общих дел, записанных в плане; подготовка сюрприза для своего класса. Дежурная мини-группа выпускает 1 раз в четверть газету – молнию.

Важное место в работе классного руководителя отводится педагогическому сопровождению одарённых детей. Способности учащихся  к выразительному чтению,  созданию авторских произведений поддерживаются и культивируются благодаря подпрограмме «Одарённые дети».  Способные учащиеся являются участниками различных конкурсов, фестивалей,   тематических вечеров. Большую помощь в работе с одарёнными  ребятами  оказывают родители. Они  интересуются творческой деятельностью своих детей, оказывают им всяческую поддержку, сопровождают их вместе  с руководителем на различные мероприятия.  

Почти все учащиеся класса занимаются в кружках и секциях при ДК и ДЮСШ.

  1. Танцевальный                        —     20 %
  2. Игра на гитаре                        —     7 %
  3. Актёрское мастерство            —  14%
  4. Художественная школа          —  14 %
  5. Секция футбола                       —   25%
  6. Секция волейбола                     -14 %

Становится традицией в классе посещать театры. Пока мы посетили два театра: в Ставрополе и в Пятигорске. Ребята приобщаются к искусству, что способствует формированию художественного вкуса.

Желание быть педагогом и воспитывать детей автор программы учитывает при системно – ролевом планировании. Так, выпускнице 11-го класса создаются условия для проведения занятий с одарёнными детьми, кружковых занятий, некоторых этапов урока.

Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.

 Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” — отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Сотрудничество автора опыта качестве классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.  Использует в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придает большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность.  Строит отношения с родителями   на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего нужно  понимать и уважать его родителей!  Привлекая родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении,  способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители —  частые гости и помощники в  классе.  Ведь   работа одного классного руководителя  — “спектакль одного актера”. Эта работа  вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом.   Воспитательные   действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому важно  быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и  детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.  В  практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Достигается этого путем включения учащихся  класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные элективные курсы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах.

Путешествия в разные уголки нашей Родины  стали для школы традицией. Автор опыта организовал поездки  в  Домбай, в Кисловодск, в Лаго-Наки, на Медовые водопады; учащиеся посетили места, связанные с пребыванием на Кавказе М. Ю. Лермонтова. В прошедшем учебном году   совершили две экскурсии: в города-герои Волгоград и Новороссийск.  Результатом стало создание творческих проектов. Собрали  материал  о Королёве Анатолии Антоновиче,  который воевал в городе Волгоград, а после войны преподавал в Сотниковской  школе №4.   Также систематизирован  материал о  выпускнике школы Владимире  Сенькине, погибшем в Чечне в 2000году.

Экскурсии, о которых сказано выше,  просто поразили ребят.  Дом Павлова, Солдатское поле, Мамаев курган.  О них слышали все, но увидеть всё своими глазами – это совсем другое.

Эти коллективные поездки способствовали  воспитанию патриотизма, бережного отношения к Родине, культуры поведения, чувства ответственности, достоинства  и  коллективизма.

2. Результаты опыта

Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, в течение последних двух лет были проведены следующие мероприятия. Результаты работы представлены в таблице

Направления воспитания

Реализуемая цель

Проведенные мероприятия /кл. часы, беседы, викторины, собрания, акции/

Результат деятельности по данному направлению

КТД

Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.

Формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой город, свою школу.

Организация деятельности по изучению национальных традиций.

Формирование ценности здорового образа жизни.

Профилактика вредных привычек, развитие мотивации к ЗОЖ.

 Экологическое воспитание учащихся.

Развитие потребности общения с природой, понимания ценности природы.

Воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа и разума.

Формировать осознание того, что учеба – главный труд ученика.

Воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых отношениях.

Воспитание трудолюбия и культуры труда.

Проведение диагностик по профориентации

Государственные символы России

-Прошлое и настоящее моего села.

— Нам дороги эти позабыть нельзя.

— Никто не забыт, ничто не забыто.

— О героях былых времен.

 Поклонимся великим тем годам.

— Земляки

«Книга Памяти» Кл. час о воинах-афганцах. –

 Даже не пробуй! (профилактика зависимостей).

— Акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом.

— Спорт против наркотиков.

— В здоровом теле – здоровый дух.

Профилактика простудных заболеваний

Организация горячего питания

 Экология. Загрязнение среды и наука.

-Посадка деревьев.

-.Ещё раз о правилах поведения в лесу и в поле.

— Пополнение материально-технической базы кабинета

—  Учёба – твой главный труд

-Режим дня и продуктивность учебного труда.

— Трудовой десант

— День чистоты и порядка –

Профессии наших родителей.

Создание классного уголка

Встреча с администрацией села, родителями, общественностью

 Организация и проведение факельного шествия ко Дню Победы.

Собран материал о ветеране ВОВ  Околелове С.И.

Презентация «Мы- правнуки Победы»

Творческий проект о В. Сенькине, погибшем в Чечне.

 

1 место в школьных соревнованиях по волейболу., 2 место по футболу

— Участие команды во всех районных соревнованиях.

— Участие в днях здоровья.

— Создание презентации “Мы за ЗОЖ”.

Беседа со школьным врачом.

Работа с родителями. Охват питанием 73 %-

 Деловая игра

— Акция «Посади дерево»

Экскурсия в природу-

— Ремонт  и оформление классной комнаты совместно с родителями.

Выставление оценок в дневники учебным сектором класса-

 Оказание помощи пенсионерам , проживающим на закрепленной территории.

Работа в кабинете и на закреплённом участке.

Экскурсии на предприятия, беседы с родителями

ЧТП

Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей.

Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.

Привитие навыков культуры поведения, культуры речи и общения.

Изучение правовых и законодательных норм.

Формирование толерантного отношения к людям.

— Уважение и терпимость.

— Искусство общения. Правила для говорящих и слушающих.

— Жестокость, равнодушие и сочувствие.

—  Почему мы учимся? Мотивация учебной деятельности

— В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души

— Почему подросток совершает преступления?

— Мы открываем себя и друг друга.

 Заботимся о младших, помогаем старшим.

— Проведение и анализ диагностик.

Культура отношений, анкета «Я в глазах моих одноклассников»

 Дни правовых знаний с участием представителей правоохранительных органов.

— Участие в предметных неделях, создание творческих работ по интересам.

Диспут «Причины и последствия правонарушений»

 Участие в  конкурсах. Совместный отдых, тематические вечера

Различные акции

Работа с родителями

Налаживание связей с семьей и школой, укрепление роли семьи в формировании жизненной позиции школьников.

Изучение семейных традиций.

Изучение основ семейных взаимоотношений, понятий “любовь”, “дружба”, “уважение”.

— Моя семья – моя крепость.

— Традиции моей семьи.

— Я и Семья.

— Воспитание ответственности детей за свою безопасность семьи.

— Говорят, что о любви все сказано.

— Десять ошибок в воспитании, которые все когда-то совершали.

— Любовь и совесть правят миром.

 Встречи с родителями. Индивидуальные беседы. Консультации психолога

— Поздравление мам с Днем матери, подготовка праздничного концерта.

— Проведение совместного собрания с родителями и учащимися.

Обсуждение рассказа  А. И. Куприна  «Куст сирени».

Родительский всеобуч.

Одарённые дети

Развитие эстетического вкуса, творческих способностей.

Воспитание культурно просвещенного, всесторонне развитого человека.

 Формирование чувства прекрасного.

Участие в Осеннем бале. Конкурс чтецов.

— Новогодний КВН-

— Участие в краевой конференции  «Когда гремят пушки, музы не молчат.

Участие в краевом вечере почитателей таланта М.И. Цветаевой.

-Посещение Ставропольского Драматического театра.

Выставка «Богатства осени»

Написание учащимися статей о жизни школы.

2 место в школе-

2 место в школе

Диплом.

Благодарность за участие

Статья «Культурная жизнь сельской школы»

«С 1 сентября»,

«Творческий отчёт в Сотниковской школе

Путешествия

 Воспитание любви к Родине

Знакомство с бытом и традициями  народов, населяющих нашу страну.

Знакомство с отечественной историей

Сбор материала для создания творческих проектов

Экскурсия в краеведческий музей, город  Ставрополь

Поездка в Домбай, Лаго-Наки, Кисловодск

Экскурсия в города-герои Волгоград и Новороссийск

По Лермонтовским  местам

Творческий проект

Презентации, сочинения

 Творческие проекты

Презентация

Заключение

Известный педагог  В.Ф.Шаталов писал: « Я хочу, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и юности  стали для каждого ученика точкой опоры. Точка опоры – это  прежде всего обретение достоинства, высокого представления о человеке и его предназначении на земле, это утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которой – честь, совесть, правда.  Чувство достоинства не возникает на пустом месте  и в один момент, а взращивается в ежедневной упорной работе каждую минуту и на каждом сантиметре школьной жизни, в повседневном сотрудничестве учителя и учеников.  Все действия, поступки учителя, большие и малые находки, средства и приёмы обучения  не будут ничего значить,   если они не одушевлены главным стремлением и не вытекают из воспитательной задачи»

Результаты опыта подтверждают слова педагога-новатора, необходимость воспитания традициями.

Опыт имеет практическую направленность. Ведущие идеи программы «Воспитания традициями» используются классными руководителями при построении воспитательной работы с учащимися в МБОУ «СОШ №4»

Библиографический список 

  1. Караковский В.  Чтобы воспитание было успешным М. Знание1996
  2.  Коростелёв  Н.Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя.  М.

                                  Просвещение. 1999

  1. Алексеева Т.Н. Правовые основы защиты детства. Волгоград, 2001.
  2. Асмолов А.Г. Практическая психология – основа индивидуализации и дифференциации образования. – М., 1991.
  3. Айзерман В. Гуманное воспитание в открытом обществе: проблемы воспитания. – Бийск, 1995.
  4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6.
  5.  Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.
  6. Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. – М., 1989.
  7. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. – М., 2004.
  8. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000.
  9.  Профессиональная культура учителя под ред. В.А. Сластенина. М., 1993
  10.   Новиков А.М. Национальная идея России. – М., 2000
  11. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.
  12.    Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли.

           М., 1989.

15. Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны. Классный руководитель №1. 2000г.

Приложения

nsportal.ru

Национальные традиции семейного воспитания русского народа.

В русском обществе с давних времен образцовой семьей была многодетная семья, а образцовой женщиной – мать в окружении многочисленных чад. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни; бесплодие же рассматривалось как большое несчастье. Большим грехом считалась любая попытка предохранения от беременности. Противозачаточные средства, имевшиеся у знахарок и колдунов и описанные в старинных травниках и лечебниках, считались «бесовским зельем», а женщины, их применявшие, нарушали правила благочестивой жизни. Прерывание беременности, даже на ранних стадиях, было грехом, приравнивавшемся к детоубийству, нарушением нравственных норм.
Образ женщины – многодетной матери формировался в России на протяжении многих веков. Его корни уходят в эпоху древней и средневековой Руси. Тогда многодетность являлась жизненной необходимостью. Многочисленные болезни, эпидемии, постоянные войны уносили десятки тысяч человеческих жизней, и только многодетность гарантировала воспроизводство населения, сохранение семейной собственности. Православная церковь также поддерживала стремление общества к самосохранению и саморазвитию.

Семейные обязанности и взаимоотношения

Замужество и женитьба не развлечениеи не личная прихоть, а естественная жизненная необходимость, связанная с новой ответственностью перед миром, с новыми, еще не испытанными радостями. Это так же неотвратимо, как, например, восход солнца, как наступление осени и т.д. Здесь для человека не существовало свободы выбора. Лишь физическое уродство и душевная болезнь освобождали от нравственной обязанности вступать в брак.
Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодныдля любого члена семьи.
Любовь и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду. Даже межнациональная дружба имеет своим истоком любовь семейную, родственную. Ожидать от младенца готовой любви, например, к дяде или же тетушке нелепо, вначале его любовь не идет далее матери.Вместе с расширением физической сферы познания расширяется и нравственная.
Прямое кровное родство становится основанием родству косвенному, ведь сварливая, не уважающая собственных дочерей старуха не может стать доброй свекровью, как из дочери-грубиянки никогда не получится хорошей невестки. Доброта и любовь к родственникам кровным становится обязательным условием если не любви, то хотя быглубокого уваженияк родственникам некровным. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалостьк их носителям.
Итак, формальная традиционная иерархия в русском семействе, как, впрочем, и в деревне, и в волости, не совпадала с нравственной, хотя существовало стремление к такому слиянию как к идеальному воплощению семейного устройства. Поэтому дажеслабохарактерного отца уважали, слушались,даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок, а вовсе не от деспотизма, исключающего нежность к детям и заботу о стариках.
Все руководство домашним хозяйством держала в руках болышуха– женщина, жена и мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под присмотром большухи. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна. Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное.Звание «большуха» с годами незаметно переходило к жене сына.
Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и земельного общества, в отношениях семьи и властями предержащими. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всех этих делах не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем открыто, при детях. Лишь дальние родственники (убогие или немощные, до самой смерти живущие в доме) благоразумно не участвовали в этих советах.
Семья крестьянина складывалась веками, народ отбирал ее наиболее необходимые «габариты» и свойства. Так, она разрушалась или оказывалась неполноценной, если была недостаточно полной. То же происходило при излишней многочисленности, когда, к примеру, женились два или три сына. В последнем случае семья становилась, если говорить по-современному, «неуправляемой», поэтому женатый сын, если у него имелись братья, стремился отделиться от хозяйства отца. Мир нарезал ему землю из общественного фонда, а дом строили всей семьей. Дочери, взрослея, тоже покидали отцовский дом. При этом каждая старалась не выходить замуж раньше старшей сестры. «Через сноп не молотят», – говорилось о неписаном законе этой очередности.
Крестьянская нравственность, нормы поведения требовали абсолютного уважения детьми родителей на протяжении всей их жизни. Дети не моли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Ни дочь, ни сын не покидали родительский дом по своему желанию. Особое значение придавалось родительскому благословению, знали: родительское слово на ветер не молвится.
Родительское благословение давали перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей). Его получали и перед каким-либо ответственным делом (закладка дома, первый выезд в поле и т.д.).
Дети – сироты, хотя и благословлялись приемными родителями, но все же шли за благословением на могилки родителей.
Крестьяне верили в особую значимость, действенность, силу молитвы за детей. В народе говорят, что молитва матери со дна моря поднимает. Отец и мать были священными для детей.Еще во времена родового строя человек, поднявший руку на родителей, изгонялся из рода, и никто не смел, ему дать ни огня, ни воды, ни хлеба. Народная мудрость поучала: «Живы родители – почитай, Умерли – поминай».
Нет горше материнской печали о детях: «до веку» ёё слезы о них. Материнство – великое счастье, но и безграничная ответственность за детей до конца жизни. Материнство – не только радость, но и боль, тревоги, бессонные ночи, бесконечные заботы.
Отец, глава семейства, имел непререкаемый авторитет. Ему и главное место за столом, ему и первый кусок, его слово в семье – последнее.
Дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки.У старших формировалось ответственное отношение к младшим, они получали навыки воспитания, а младшие подражали старшим.
Заботливые, внимательные отношения в здоровой семье сохранялись между детьми всю жизнь.
С раннего детства детей приучали с уважением относиться к старшим: «Не смейся над старым, и сам будешь стар», «Старость к правде ближний путь знает».
Самыми верными и надежными воспитателями в семье были дедушка и бабушка. Они и сказку расскажут, лакомство припасут и игрушку смастерят. Дедушка и бабушка помогали внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать, что они не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут.
С бабушкой часто устанавливались особо доверительные отношения, что подтверждает пословица: «Сын матери солжет, а старой бабе не солжет». Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков, безусловным исполнением их заветов, обычаев, традиций: «Как родители наши жили, так и нам велели».

Рождение ребенка

Рождение детей, воспринимавшееся как дарованная Богом милость, в то же время осмыслялось как тяжелая работа, которой Бог наказал женщину за грехи прародителей Адама и Евы. Главным событием с появлением новорожденного в семье считалось крещение ребенка в православной церкви или в старообрядческой общине, т. к. именно православная церковь по закону Российского государства регистрировала рождения, браки и смерть. Крещение считалось крестьянами необходимым и для преобразования ребенка – «пришельца из иного мира» – в дитя земного мира: «некрещеный ребенок – чертенок». По обряду ребенок получал имя, т.е. из безликого существа становился человеком: «с именем Иван, а без имени болван». Крещение ребенка проводилось в присутствии восприемников (крестных родителей), родители же при крещении не присутствовали, т. к. считались после акта рождения нечистыми. После крестин по традиции в тот же день полагалось устраивать крестильный обед, или, «бабины каши». Должны были присутствовать все близкие родственники семьи, повитуха и крестные родители. Каждый из приглашенных обязан был привезти с собой какую-нибудь праздничную еду, повитухе преподносили горшок с пшенной или гречневой кашей, сваренной на меду. Помимо крестин существовал обряд первого подпоясывания ребенка. Он проводился на сороковой день после рождения. Поясок вместе с рубашечкой дарила крестная мать. Она надевала на ребенка подаренную рубашечку с пожеланием расти здоровым, красивым, трудолюбивым и добрым.

Младенчество

Первый период жизни ребенка у русских назывался «младенчество» и длился до исполнения ему семи-восьми лет. По всей России детей первого года жизни, мальчиков и девочек, называли «дите», «младенец», «младень», а также «кувяка(плачущий), «повитыш» (находяйщийся в пеленках), «паполза» (ползающий), «слигоза» (пускающий слюни).
Первый год для матери считался самым трудным, т. к. опасность смерти в деревне для новорожденного была достаточно реальной. Крестьяне не располагали эффективными средствами борьбы с родовыми травмами, серьезными болезнями младенцев, а также не были знакомы с правилами гигиены, выполнение которых позволяло предотвратить заболевания. Считалось, что новорожденный, особенно в первые месяцы жизни, все еще тесно связан с иным миром и может быть возвращен назад.
Русские крестьяне считали необходимым довольно часто купать своих младенцев. В первый месяц их купали три-пять раз в неделю, а затем до года два-три. Мыли ребенка в хорошо натопленной бане, а в деревнях, где бань не было – в печи или около нее.
Русские крестьянки старались, по возможности, кормить новорожденных материнским молоком, а если у матери его не хватало – прикармливали коровьим, разведенным с водой. Брать в кормилицы к новорожденному постороннюю женщину не полагалось.
Большую часть своего времени новорожденный проводил в подвешеннойк потолку колыбели. До года он находился в ней почти постоянно, а затем вплоть до двух, только спал. В русской деревне полагалось укачиватьребенка и петь емуколыбельные песни. Считалось, что во сне ребенок набирает сил и здоровья.
Его сажали в корзинку, обкладывая со всех сторон подушками, давали игрушку, чтобы он занимался ей и не отвлекал мать от домашних дел. А первые шаги, сделанные малышом, доставляли огромную радость нянчившим его домочадцам.
Игры с младенцем до годовалого возраста, называвшиеся «пестушками», «потешками», были просты и под пение коротенькихпесенок и сопровождались подбрасыванием, качанием ребенкана руке, приплясыванием, притопыванием и т.п. Большое значение и распространение имели игры с ладошками и пальчиками малышей, такие, как «ладушки».
Вот уже малыш подрос и ему годик. В период от 1–2 лет до 6–7 лет уход за ребенком со стороны матери и бабушки минимальный. Отец так же, как и раньше почти не вмешивается в его жизнь. Считалось, что малыш сам может сказать все что ему нужно, иугадывать каждое его желание не требуется. Ребенку предоставлялась полная свобода действий, слабо или почти не контролируемая взрослыми. Жизнь детей зимой отличалась от летней жизни. В зимнее время малыши сидели по избам, почти не бывая на улице, проводя время на печке со старым дедом или бабкой, слушая их сказки, бродя по избе за матерью или отцом, играя со старшими братьями и сестрами. Летнее время малыш от восхода до заката проводил на улице под надзором старших братьев и сестер. Домой четырех-пятилетний ребенок прибегал, чтобы поесть, и снова убегал на улицу, где играл со своими ровесниками.
Ребенок до семи лет не воспитывался в современном понимании этого слова. Считалось, что ребенок в стадии младенчества – существо глупое, неразумное и целенаправленно учить его чему-либо не имеет смысла.Особенность детской жизни в младенческом возрасте являлось и то, что жизнь детей не подчинялась принятому у взрослых распорядку дня. Они могли просыпаться и укладываться в постель, приходить и уходить из избы, кушать тогда, когда им захочется. Маленьким детям позволялось делать все, что они хотят. Они могли кричать, громко требовать что-либо у отца, матери, бабушки, но не вызывали у них ни раздражения, ни гнева, ни злобы, ни желания наказать непослушного ребенка.Вообще родители редко наказывали маленьких детей. Крестьяне считали, что наказание сделает ребенка боязливым, а кроме того, оно вообще не имеет смысла. Взаимоотношения детей и родителей строились на взаимной любви и ласке.

Отрочество

Этот период детства в России начинался с семи – восьмилетнего возраста и продолжался до пятнадцати – семнадцати лет. К семи – восьми годам ребенок превращался в существо,готовое знать все, что должен знать русский человек. Прежде всего, детей приучали к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире знания и уменья. В русской деревне работа распределялась в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, а мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. Приучение подростков к труду проходило легко и незаметно под руководством матери или отца, других членов семьи.Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, выказывали желание помочь семье.Родители обычно старались поддержать в ребенке это желание,дать ему работу, которую он мог бы выполнить хорошо, а также позволить ему заработать своим трудом хоть небольшие деньги. В тоже время они считали необходимым, чтобы подросток получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье.
Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и уважения к старшим.Почитание отца и матери считалось главной добродетелью человека. Однако, требуя от подростка любви, послушания и заботы о своих родителях, последние должны были сами проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям.
Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми крестьяне стремились привить своим детям желание проявлять доброту к людям. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же, на месте – словом или кулаком – ил простить, если возможно. Особенно ценилось в русском народе умение прощать обиды. Ритуал прощения проходил в прощеное воскресение – в последний день масленицы, перед великим постом. Родители просили прощения у детей, дети – у родителей, соседи – друг у друга.
Понятие чести у крестьян всегда сочеталось с честным выполнением своего дога и исполнения взятых на себя обязательств. Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало в себя для мужчин ответить на незаслуженное поношение, не дать оснований для оскорбления, для девушек – чистоту, для женщин – верность мужу.

Отрочество заканчивалось для девочек к пятнадцати-шестнадцати годам, для мальчиков – к семнадцати восемнадцати. Время беззаботного детства заканчивалось и начиналась другая, не менее интересная полоса жизни

Хозяйственные обязанности мальчиков

С 6 – 7 лет у ребенка появлялись учтойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, его привлекали к мужским занятиям, девочку – к женским. Например, в Симбирской губ. в 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 – пасти лошадей, в 9–10 – бороновать, в 12 – пахать, а в 16–17 – косить.
Привлечение мальчиков к работе на земле было одним из наиболее важных моментов в передаче трудовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Не владея ими, подросток не смог бы стать полноправным членом деревенского сообщества. В русской традиции занятие землепашеством воспринималось как основа полноценного мужского статуса.
Становясь помощником отца, мальчик участвовал во всех его работах. При унаваживании земли: отец привозил навоз и раскидывал его большими кучами, сын растаскивал его по всему полю, а затем во время пахоты следил, чтобы комья земли и навоза не затрудняли работу плуга и не засыпали борозду. В бороновании: отец поручал сыну заборанивание поля после пахоты (в этой роли могли выступать и девочки, если сыновей в семье не было). Мальчик или вел под уздцы запряженную в борону лошадь, или ехал на ней верхом. Малолетних бороноволоков лошади возить было легче, а для взрослого человека водить лошадь целый день в поводу считалось тяжелой работой. Поэтому хозяева, не имевшие детей, нанимали подростка – бороноволока со стороны. Если земля была комковатой, отец усаживал сына поверх бороны, чтобы сделать ее тяжелее, а сам вел лошадь. К 10 – 12 годам мальчик-бороноволок уже брал на себя все заботы по боронованию поля.
С 11 – 13 лет отец приучал мальчика к пахоте. «За недосугом» он редко объяснял сыну как нужно пахать, да и в этом не было особой необходимости, поскольку тот, следуя за отцом неотступно, перенимал все необходимые приемы работы. Отец доверял сыну провести пару борозд или предоставлял возможность потренироваться, выделив для самостоятельной обработки небольшой участок пашни. Подросток осваивал пахоту обычно к 14 – 15 годам – на пороге совершеннолетия.
В русской деревне рубежа XIX – ХХ в.в. вступление мальчика в трудовую жизнь семьи, овладение мужскими хозяйственными функциями, сопровождалось обязательным привлечением его к заботе о лошадях: он задавал им корм, подавал напиться, летом гонял на реку на водопой. С 5 -6 лет ребенок обучался управлять лошадью, сидя на ней верхом. С 8 – 9 лет мальчик учился запрягать лошадь, управлять ею, сидя и стоя в телеге. В этом возрасте его уже посылали в ночное – летний ночной выпас табунов деревенских лошадей.
На Русском Севере и в Сибири, где промыслы (рыболовство, охота и т.п.) имели в кругу хозяйственных забот важнейшее значение, ребят с раннего детства привлекали к промысловым занятиям.
Сначала в игре, а затем наблюдая за отцом и братьями, помогая им в меру сил, уже к 8–9 годам мальчик перенимал азы промысла: умел ставить на ближнем озере петли на уток, стрелять из лука. В 10 лет подростки ловили сусликов, колонков. Продавая добычу заезжим купцам, они получали первые собственные деньги, которые могли тратить по своему усмотрению. В этом возрасте почти каждый мальчик в сибирской деревне мог самостоятельно сделать «мордочку» для ловли рыбы и установить ее в реке. Особым предметом гордости являлась первая пойманная рыба. После такого доказательства овладения навыками отец начинал брать мальчика с собой на рыбалку, приучая его бить рыбу острогой. Освоив это занятие, ребятишки осенью собирались в артели и отправлялись лучить рыбу на ближайших горных реках. Лучение происходило после захода солнца. Обычно мальчики делились по двое: один шел берегом и нес торбу для рыбы и связку полутораметровых сосновых лучин, второй, одетый в специальные не промокающие сапоги – «чарки» и вооруженный маленькой острожкой, шел по дну речки вверх по течению, чтобы вода мутилась сзади, а не спереди. В левой руке он нес пук зажженных лучин, просвечивавших воду до самого дна и позволявших увидеть спящую рыбу. Заприметив добычу, мальчик бил ее острогой.
К числу промысловых занятий относился также сбор ягод и добыча кедровых орехов.Подростки принимали активное участие в коллективных,включавших несколько семей, выездах на промысел. В ходе них они знакомились с природой, учились лучше ориентироваться на местности, перенимали опыт сооружения промысловых становищ. К 14–15 годам основные промысловые, навыки были переняты. Отправлявшийся весной на промысел отец не боялся оставить сына этого возраста промышлять в лесу одного.
Важным этапом в социохозяйственном становлении подростка в промысловых районах было членство во взрослой промысловой артели, включавшей всех мужчин села от подростков до стариков. Мужские рыболовецкие, реже охотничьи, объединения, также как отхожие, ремесленные профессии, способствовали сохранению / возрождению традиций мужских организаций. Одной из них был испытательный срок при приеме в артель подростков 8–12 лет, без которого они не могли стать её полноправными членами. Ярким примером являлись испытания подростков. на мурманских промыслах поморов: им поручали невыполнимые задания, обманывали, накладывая вместо рыбы в мешки и снасти камни, заставляли самих добывать себе пропитание, устраивали состязания между ними и т.п.
С этого момента профессиональное и жизненное воспитание подростка сосредотачивалось в артели. Подрастая, мальчики переходили в разряд юнг и прибрежных ловцов, которые уже имели свой пай и вносили значимую долю в семейный бюджет. Взрослые относились к ним с уважением и ласково называли «кормильцами».
К 15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался годным ко всякой мужской работе и если нанимался в работники, получал плату равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и болезнях. В промысловых районах взрослые сыновья брали на себя все весенние полевые работы. Пока отец был на промысле, подросток самостоятельно вспахивал и заборанивал участок, а затем отправлялся на помощь к отцу. Имея заработок, такой подросток частично тратил его на себя, подготавливая возрастной наряд для гуляний, без которого он не мог бы считаться завидным женихом.

www.baby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *