Трансцендентальная апперцепция: Трансцендентальная апперцепция | Понятия и категории

Трансцендентальная апперцепция — Студопедия

Поделись  

16-17 параграфы трансаналитики.

За этим мыслится некая логическая задача.

Вся теория Канта строится на различении нескольких типов апперцепции:

-интеллектуальная апперцепция ( я мыслю) и чувственная апперцепция ( я есть)

(?) О Я существовании я не умозаключаю, я его мыслю и чувствую (?)

Интеллектуальная апперцепция 2 вида:

1)аналитическое единство самосознания.

Такое единство самосознания, которое необходимо для того, чтобы в процессе познания соблюдалась логическая непрерывность, для того, чтобы соблюдались законы логики. Контролирует исполнение логических процедур. Для того, чтобы познать, мы используем понятия. Понятие Р. –красное, тождественно себе, не должно быть тождественно отрицанию себя и т д. Законы логики, кот ввел Аристотель, ничего нового.

2)синтетическое единство самосознания.

Для того чтобы наше познание понятия Р. Которое красно, имело познавательную ценность, с этим понятием должен быть каким-то образом связан опыт данности.

Если это понятие остается какое-то интеллектуальное, то какой в этом прок? Понятие должно быть дано. Как может быть дано понятие, даны вещи. В этом смысле К говорит что понятие Р предполагает наличие неких вещей А, В, С. Оно принадл. этим вещам мы всегда имеем дело с ситуацией, где вещь А, которую мы можем охарактеризовать через понятие Р или через какое-то множество других понятий, вещь никогда не бывает чисто красной, бывает большой, тяжелой и т д.

Красный конь, красный рассвет и т д.

У нас есть такая дезъюнкция:

В-Р или У (любой другой набор свойств)

С-Р или Х ( еще один набор свойств)

Мы мыслим все вещи в этом мире как мысленно различенное целое.

В данном случае понятие синтеза состоит не в том, что мы имеем дело с чем-то единым, а у К более глубокая идея: внутренне различенное целое. Речь идет о дизъюнктивном синтезе. Те вещи в чувственном познании *****(???) нами как « Р или что-то» — мы таким образом воспринимаем мир. Суть этой способности состоит в согласованности чувственного опыта и рефлексии.

Этой согласованностью явсляется «я мыслю» в смысле синтетического единства самосознания.

Здесь у К возникает то, что он потом активно использует. Сам набор категорий К не объясняет. Чувственный опыт наш тоже достаточно случаен. К говорит что в принципе я бы мог чувствовать вещи иначе. Я говорю «снег бел» но я мог бы переживать мир таким образом, чтобы субъектом была белизна, и я говорил бы о том что в данном случае мне дана белизна, в данном случае снежная, в другом случае другая и т д…

Но я говорю «снег бел», я таким образом ощущаю этот мир. Такова моя чувственность, она фиксирует вещь: снег, молоко. Белизна для меня – это предикат. Но можно представить себе и другой чувственный опыт. С точки зрения логики это без разницы. Даже лучше мыслить логическими классами, взять белизну за основу. (Мы могли бы воспринимать мир, как его пишет Кандинский, композиция №17 – наверное как муравей видит этот мир). Наш чувственный опыт случаен, наша мыслительная способность случайна по своему набору категорий, но связь между ними необходима – таков кантовский путь, который существенно отличается от другой философии.

В этом его специфика. Это не Декарт, не Спиноза, не Лейбниц, не Фихте, а это Кант. Многое в человеческом опыте случайно, но есть корреляционные частности, согласование чувственности и рассудка, и условием этого согласования является синтетическое единство самосознания, которое Кант называет первичным по отношению к аналитическому единству. Для нас первоначально важна способность к дизъюнктивному мышлению, а затем уже использование формальных правил.

Канта интересуют условия согласования. Потом американский мыслитель, очень оригинальный, но не такой универсальный как К , Чарльз Пирс, создатель семиотики, исходит из Канта. Он говорит что научное сообщество состоит из двух частей, 1 часть описывает чувственный опыт и использует протокольные суждения, другая часть занимается рефлексией, и должно быть согласовано 2 языка, язык, описывающий чувственный опыт , должен быть согласован с языком, который описывает рефлексивные реакции, рефлексивные понятия.

Можно сказать что у Канта речь идет о согласовании двух типов описания. Но это согласование, с одной стороны связано с наличием синтетического единства самосознания. Но при этом есть еще одна связь, на которую указывает Кант. ( в этом состоит различие между 1м и 2м изданием «Критики») Еще связь понятий и образов созерцания предполагает некое согласование. По факту рассудок и чувственность согласованы трансцендентальной апперцепцией. Трансцендентальная апперцепция – то, к чему мы редуцируем, на самом деле это не мышление, мы не знаем откуда она берется, почему так. Если нас интересует объективное согласование, то здесь у Канта возникают вопросы.

В 1м издании «Критики» Кант связывает рассудок и чувственность через трансцендентальную способность воображения. И эта способность воображения в чем-то оказывается верховной способностью.

В 1м издании К говорит о том, что есть 2 ствола, которые происходят из единого корня- 2 ствола, с которыми связано познание: чувственность и рассудок, из единого корня воображения.

Во 2м издании К от этого отказывается, там более оригинальный ход. Кто-то является сторонником, кто-то не разделяет эту точку зрения. 2 ствола не имеют единого корня. Есть 2 ствола и 2 корня: чувственность и рассудок, а воображение не представляет из себя какой-то 3-ей способностью, которая бы более фундаментальна, воображение- это способность, которая связана с корректированием, с синхронизацией чувственности и рассудка. Т-е воображение связано с тем, что если у нас есть некий класс понятий, то этим понятиям по опред. з-ну всегда приписывается образ. Способность корреляции чувственности и рассудка (рассудок использует понятие, чувственность создает образы) К. назвал трансцендентальным схематизмом. Трассхематизм – таинственное искусство, которое содержится в душе, но мы только функционально можем его описать и не него указать.

Пример: у нас есть число 5 и есть образ пяти – 5 точек. Схемой К. называл не 5 точек, а схемой называл сам алгоритм сопоставления с любым числом (5 или 1005) но по одному з-ну – сопоставление какого-то образа 5 (.), 1005 (. ) и т.д.

«Критика чистого разума» Канта в св. основном содержании заканчивается учением о транс. апперцепции и учении о трас схематизме (есть еще диалектика, учение о методе).

В основе кантовской философии лежит специфичность кантовской мысли:

1. понятие опыта

мы чувствуем, переживаем (понятия переживание у К. нет, но потом это все стало относится к философии пере(?)вания) мир таким образом, как мы его смыслим. Само понятие опята, какое-то знание на основе опыта возможно только постольку, поскольку каким-то неявным образом чувственность и мышление уже согласованы между собой.

Мы не можем здесь представить себе что-то 3-го сточки зрения К. – это не врожденные идеи, не какая-то сила разума; мы не можем свести ни чувственность к мышлению, чтобы понять, как они согласованы, ни мышление к чувственности. Но мы должны уловить эту двойственную зависимость.

Когда К. говорит о трансцендентальной апперцепции, то он говорит о том, что мы чувствуем, как мыслим; транс.

апперцепция делает понятие мышления данным.

С другой стороны, концепция трансценд. схематизма указывает нам на то, что на самом деле и мы мыслим так, как чувствуем, т.е. наше мышление ограничено способностью пр-дить трансцендентальные схемы, т.е. давать образы, понятия.

В этом сост. специфическая черта именно кантовского философского мышления. Можно сказать, что это его индивидуальная черта – но это будет не совсем правильно: дело не в особенностях психологии, а это особенности типа мышления, который начиная с Канта, является наиболее влиятельным. Возможен другой тип мышления, тогда будет что-то другое, но в европейской культуре, в западной философии, этот тип получил, по крайней мере на продолжительное время, явное преимущество. У Фихте, уже у Гегеля, ситуация меняется, нет этой двойственности. Мы могли бы говорить, что К – болезненный, слабенький человечек, и мышление у него такое нерешительное, с одной стороны вроде бы чувственность должна господствовать, с другой стороны – мышление.

Но на самом деле в это м проявляется именно некая последовательность и сила мысли. В философии сила проявляется в первую очередь не в каком-то грандиозном результате, не в функции какого-то пророчества, а в последовательности. Кантовская мысль сильна именно своей последовательностью. Здесь важна этическая философия, но с тех же самых позиций Кант дает и обширную практическую философию, т е формирует свою концепцию морали (этика Канта), и затем еще эстетическую философию.

Практическая философия КАНТА.

Несколько работ, но основные положения и центральные понятия кантовской практ. Философии, понятие категорического императива, формулир. Кантом в работе «Основы метафизики нравственности»

Кантовская этика. явл., во-1ых, априорной( априористская концепция этики) , она

не утилитарна. Кант не связывает этику с какой-то практической целесообразностью, выгодой.

Существует довольно много концепций утилитарной этики:

— этика имущества в плане эволюции

— трудовая этика — делает более эффективным совместную человеческую деятельность

— военная этика — воинская мораль целесообразна: там где выше моральный дух, там более эффективны военные действия (например англ. историки пишут, что русские солдаты продемонстрировали высочайший моральный дух в Бородинском сражении, поэтому русскую армию разбили значительно меньше )

Кантовская этика в этом смысле не утилитарна

С другой стороны, кантовская этика не исходит из какого-то метафизического понятия благ, она не онтологична.

Этика Платона: есть некое благо всех, и размышляя над этим благом, мы можем сформулировать некие правила поведения человека.

В этом смысле кантовская этика ближе к Аристотелю, чем к Платону. У Аристотеля в основе добродетельного поступка лежит правильно решение, есть силлогизм — такое решение, в основе которого лежит способность генезиса.

В основе кантовской этики лежит понятие свободы — свободы воли. Такая этика называется еще дионтологической.

Онтологическая этика исходит из понятия о каком-то безусловном бытии; а есть этика, которая исходит из понятия свободной воли и понятия долга. Кантовская этика является одним из фундаментальных примеров дионтологической этики ,т. е. этики, в основе которой лежит понятие долга.



понятие, сущность и примеры — Новости Оптом

Содержание статьи:

  • Единство и тождественность
  • Соответствие и несоответствие
  • Разные люди – разное восприятие
  • Что такое апперцепция
  • Формы и законы
  • Анализ рукописей
  • Сфера использования понятия
  • Различия
  • Поиски и установки
  • Развитие

Мир относительно постоянен. А вот видение человека по отношению к нему может меняться. В зависимости от того, какое это видение, такими красками он нам и отвечает. Всегда можно найти доказательства этому. В мире есть все, что человек хочет видеть. Но одни делают акцент на хорошем, а другие – на плохом. Это и есть ответ, почему каждый человек смотрит на мир по-разному.

Единство и тождественность

От того, на какие вещи человек обращает внимание больше всего, и зависит окружающая среда. Его самоощущение определяется исключительно собственным мнением, отношением к обстоятельствам и всему происходящему вокруг. Единство и тождественность при самосознании субъекта является предпосылкой для познавательного синтеза. Это и есть трансцендентальное единство апперцепции, которое должно отсекать любые аномалии в мышлении личности.

Вам будет интересно:Сущность сознания: понятие, структура, виды

Что человек думает, как относится к происходящим событиям – все это определяет его эмоции, чувства и формирует определенную идею, точку зрения и подобные проявления. В мире может происходить все, что подвластно уму человека. Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, предполагает наличие самосознания, отображающего образ мышления человека в отношении любого события в жизни и окружающем мире без проявления чувственной оценки.

Соответствие и несоответствие

Вам будет интересно:Эпистема — это… Понятие, основные принципы теории, формирование и развитие

Важно иметь терпимость и не удивляться присутствию в мире одновременно самых разных вещей: прекрасных и ужасных. Что значит проявить терпимость? Это осознанно принимать несовершенство мира и самого себя. Необходимо понимать, что все могут ошибаться. Мир не идеален. И связано это с тем, что все окружающее человека может не соответствовать представлению его или другого человека.

Например, кого-то хотят видеть брюнетом, а он рыжий. Или ребенок должен быть спокойным и послушным, а он непоседа и шалун. Поэтому трансцендентальное единство апперцепции предполагает терпимость, которая проявляется в том, что присутствует понимание возможного несоответствия других людей и окружающего мира чьим-либо ожиданиям и представлениям. Мир такой, какой есть — реальный и постоянный. Меняется только сам человек и его мировоззрение.

Вам будет интересно:Данилевский Николай: биография, основные идеи теории, творческая деятельность, научные труды

Разные люди – разное восприятие

В философии трансцендентальное единство апперцепций – это понятие, введенное Кантом. Впервые он использовал его в своей работе «Критика чистого разума».

Философ разделяет первоначальную и эмпирическую апперцепцию. В жизни часто можно встретить ситуацию, когда люди, будучи участниками одних и тех же событий, могут говорить о них по-разному. Это зависит от личного восприятия человека. И бывает так, что складывается впечатление, будто это совершенно два разных случая, хотя говорят об одном и том же.

Что такое апперцепция?

Это условное восприятие всего, что окружает человека. Оно зависит от личного опыта, представлений и приобретенного знания. Например, человек, занимающийся дизайном, зайдя в помещение, в первую очередь будет оценивать его обстановку, цветовое оформление, расположения предметов и прочее. Другой человек, флорист, зайдя в это же помещение, обратит внимание на присутствие цветов, какие они и как за ними ухаживают. Следовательно, одну и ту же комнату, два разных человека будут воспринимать и оценивать по-разному.

В философии, трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает, что выявленная структура «Я» может использоваться для объяснения априорных синтетических познаний. Этот смысл вложен в понятие «трансцендентальный».

Формы и законы

Кант говорит о том, что, зная чистые формы такого синтеза, под которыми он понимает категории, люди могут антиципировать законы. В свою очередь, этим законам должны подчиняться явления, как следствие возможного опыта. В противном случае эти законы не дойдут до эмпирического сознания, не будут восприняты.

Вам будет интересно:Ведическая философия: основы, период появления и особенности

Поэтому трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает высшее основоположение знания, носящее аналитический характер. Само понятие «Я» уже в себе имеет представление о синтезе внутри него всех возможных представлений. Но, само аналитическое единство апперцепции может иметь место исключительно благодаря ее первоначальной синтетической природе. Связь с объективными категориальными синтезами Кант называет объективным единством самосознания. Оно отлично от субъективного, которое основывается на случайных или личных ассоциациях.

Анализ рукописей

Самосознание философ трактует как акт чисто спонтанный, указывающий на то, что чистая апперцепция принадлежит к высшим познавательным способностям. В связи с такими представлениями не удивляет то, что Кант иногда отождествляет единство апперцепции (первоначальное) и рассудок.

Анализ рукописей философа показал, что он накануне представления своего труда «Критика чистого разума» трактовал «Я» в духе рациональной психологии. Это значит, что «Я» — вещь в себе, доступная апперцепции (непосредственному интеллектуальному созерцанию). Отказ от такой позиции впоследствии привел к нестыковкам в структуре аргументации.

Позже понятие «трансцендентальная апперцепция» и ее единство послужило началом для создания научных трудов Фихте.

Сфера использования понятия

Вообще, данное явление было рассмотрено многими философами и представителями иных наук. Его широко используют в психологии, медицине, социологии и других сферах человеческого бытия. Кант сочетал возможности людей. Он выделял эмпирическую апперцепцию, что значит познавать самого себя, и трансцендентальную, указывающую на чистое восприятие мира. Например, Гербарт И. говорит об этом понятии, как о процессе познания, получения человеком новых знаний и объединения их с уже имеющимися. Вундт В. характеризует апперцепцию, как механизм, который структурирует личный опыт в сознании человека. Адлер А. прославился мнением о том, что человек видит то, что он хочет увидеть. Другими словами, он замечает лишь то, что подходит под его концепцию мира. Так и формируется определенная модель поведения личности.

Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, простыми словами, характеризует способность человека интерпретировать собственное мироощущение. Это его личное отношение или оценка окружающего мира и людей. Такое понимание присутствует в медицине и социологии.

Различия

Такая интересная наука, как рациональная психология, опровергалась Кантом. В ней понятие трансцендентной апперцепции с ее единством не смешивается с трансцендентальным субъектом, его носителем, о котором практически ничего не известно. Именно на ошибочном отождествлении этих терминов основывается рациональная психология. Считается, что само по себе это понятие является только формой мышления, отличающейся от трансцендентального субъекта так, как мысль отлична от вещи.

Очень важно отметить, что впечатления сводятся, прежде всего, к одному общему представлению о предмете. На основании него вырабатываются основные и простейшие понятия. В таком значении Кант подразумевал синтез апперцепции. При этом он доказывал, что формы этого синтеза, сочетания впечатлений, понятие пространства, времени и основные категории являются прирожденным достоянием человеческого духа. Это не вытекает из наблюдения.

С помощью такого синтеза новое впечатление, благодаря сравнению и сопоставлению, вводится в круг выработанных ранее понятий и впечатлений, удержанных в памяти. Так оно получает свое место между ними.

Поиски и установки

Избирательное восприятие, или апперцепция, примеры которой были приведены выше, указывает на внимательное и вдумчивое восприятие окружающего мира, основанное на собственном опыте, знаниях, фантазиях и других взглядах. Все эти категории – различные у разных людей. В первую очередь человек смотрит на то, что соответствует его целям, мотивам и желаниям. Через призму своего пристрастия он изучает и описывает окружающий мир.

Если же человек имеет твердое ощущение внутри себя, которое называется «хочу», то он начинает поиски соответствующего его желанию и способствующего реализации задуманного. На ощущения влияют также установки и психическое состояние личности.

Опираясь на то, что синтетическое единство апперцепции приводит человека к познанию окружающего мира через призму своих мыслеобразов и ощущений, можно сказать и обратное. Например, к каждой личности, с которой происходит общение, у другого человека возникает то или иное к ней отношение. Это социальная апперцепция. К ней относится влияние людей друг на друга посредством идей, мнений и совместной деятельности.

Вам будет интересно:Кто такие агностики и почему они отрицают возможность познания мира?

Само понятие апперцепции разделяют по видам: культурная, биологическая и историческая. Она бывает врожденной и приобретенной. Апперцепция имеет очень большое значение для человеческой жизни. Сам же человек обладает способностью меняться из-за влияния новой информации, осознавать, воспринимать, дополнять свои знания и опыт. Понятно, что меняются знания – меняется сам человек. Мысли личности влияют на ее характер, поведение, способность выдвигать гипотезы в отношении других людей, явлений и предметов.

Философское понятие апперцепция, определение которого говорит нам об осознанном восприятии всего окружающего на основе личного опыта и знаний, имеет латинское происхождение. Оно широко применяется в психологии. Результатом такого процесса будет ясность и отчетливость элементов сознания. Это ключевое свойство психики человека, выражающее предопределенность восприятия явлений и предметов внешнего мира в соответствии с особенностями психологического опыта, накопленными знаниями и состоянием личности в частности.

Впервые термин апперцепция предложил немецкий философ и математик Лейбниц Г. В. Он занимался еще логикой, механикой, физикой, юридической наукой, историей, был ученым, философом и дипломатом, изобретателем и языковедом. Лейбниц является основателем и первым президентом Берлинской Академии наук. Ученый был и иностранным членом Французской Академии наук.

Лейбниц обозначил этим термином сознание, рефлективные акты, дающие человеку мысль про «Я». Апперцепция отличается от перцепции, неосознаваемого восприятия. Он объяснил различие между восприятием-перцепцией (внутреннее состояние монады) и апперцепцией-сознанием (рефлективным познанием этого состояния внутри человека). Лейбниц Г. В. ввел различие между этими понятиями в полемике с картезианцами, принимающими в качестве «ничто» неосознаваемые восприятия.

Развитие

Впоследствии понятие апперцепция получило наибольшее развитие в немецкой философии и психологии. Этому способствовали работы И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта и других. Но даже при наличии различий в понимании, это понятие рассматривалась как способность души, спонтанно развивающаяся и являющаяся источником единого потока сознания.

Лейбниц ограничивал апперцепцию высшей ступенью познания. Кант так не думал, и разделял трансцендентальную и эмпирическую апперцепцию. Гербарт уже вводит понятие апперцепции в педагогику. Он истолковывает ее как осознание субъектами новой информации под влиянием запаса опыта и знаний, которые называет апперцептивной массой.

Вундт превратил апперцепцию в универсальный принцип, который объясняет начало всей психической жизни у человека, в особую психическую причинность, внутреннюю силу, детерминирующую поведение личности.

В гештальтпсихологии апперцепция сводится к структурной целостности восприятия, которая зависит от первичных структур, возникающих и меняющихся в зависимости от своих внутренних закономерностей. Само же восприятие – это активный процесс, где информация принимается и используется для выдвижения гипотез, а также их проверки. Характер таких гипотез зависит от содержания прошлого опыта.

Когда происходит восприятие какого-либо предмета, то активизируются и следы прошлого. Так, один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться различным образом. Чем богаче у конкретного человека опыт, тем будет более насыщенным его восприятие, тем больше он сможет увидеть в событии.

То, что будет воспринимать человек, содержание воспринимаемого, зависит от поставленной задачи этим самым человеком и мотивами его деятельности. На содержание реакции оказывает существенное влияние фактор установки субъекта. Он складывается под влиянием непосредственно того опыта, который был получен ранее. Это своеобразная готовность воспринимать новый объект определенным образом. Такое явление было изучено Д. Узнадзе вместе с его сотрудниками. Оно характеризует зависимость самого восприятия от состояния субъекта, которое определяется предшествующим опытом. Влияние установки распространяется на работу разных анализаторов и носит широкий характер. В процессе самого восприятия принимают участие чувства, которые могут изменить значение оценки. Если присутствует эмоциональное отношение к предмету, то он легко может стать объектом восприятия.

Источник

Объяснение «трансцендентального единства апперцепции» Канта – Спросите философа

Ответ Джеффри Клемпнера

Я попытаюсь дать простое изложение понятия Канта о трансцендентальном единстве апперцепции и той роли, которую оно играет в его философии. Вы правы, сомневаясь в «объективности», которую может объяснить эта теория.

Начнем с вопроса: чем отличается одно «я» от двух «я»: меня и тебя, например? Ну, у тебя свои мысли и чувства, а у меня свои. У тебя есть свое тело, а у меня свое. Однако для меня было бы логически возможным иметь ваше тело так же, как и мое собственное, ваши мысли и чувства, а также мои собственные. Тогда мы бы смотрели на человека, Фила-Г.К., который кажется другим только как два отдельных человека.

Или можно предположить, что я страдаю радикальной формой множественного расстройства личности. В этом случае два человека, GK1 и GK2, «делят» мое тело.

В любом случае существуют различные способы эмпирической проверки того, что Фил и GK «слились», чтобы стать Phil-GK, или что человек, известный как «GK», на самом деле является двумя людьми, GK1 и GK2.

Возможности научной фантастики в сторону, здесь дело в том, что в некотором смысле дано и, следовательно, «априори» или известно до любой эмпирической проверки, что самость есть единство. Даже Юм со своей «теорией пучков» самости признает, что в любой данный момент времени, если «идеи» x и y находятся в одном и том же наборе, а идеи y и z находятся в одном и том же наборе, то x и z находятся в одном и том же наборе. тот же пучок.

И что? Декарт сделал знаменитый вывод о том, что самость — это мыслящая субстанция. В этом и состоит его тождество. Это заблуждение, по Канту. (Он очень подробно показывает это в разделе «Критики», озаглавленном «Паралогизмы трансцендентальной психологии».) Вкратце, вывод состоит в том, что теория субстанции объясняет все и ничего. Может быть, ГК — это две мыслящие субстанции или сотня мыслящих субстанций, и я никогда не узнаю. Или, может быть, моя мыслящая субстанция меняет свою идентичность каждую секунду, каждая субстанция передает свои состояния следующей субстанции, когда та «умирает», как линия сталкивающихся шаров для бильярда.

Теперь самое интересное. Мы хотим, чтобы идея единства выполняла какую-то работу, в противном случае это будет просто свободный ход, «ручка, которая крутится, хотя вместе с ней ничего не крутится», как говорит об этом Витгенштейн в « Философских исследованиях» .

Кант понял, что единственный способ придать идентичности самости значимую роль — это логически ограничить виды опыта, которые возможны . Декартовская мыслящая субстанция может иметь любой вид «опыта», потому что для Декарта весь опыт в основе своей есть ряд восприятий, растянутых во времени. Но наш опыт не такой. Это «как» мир объектов в космосе.

Что, если, думал Кант, мы одновременно построим историю о себе и ее продвижении в мире, а также историю о мире и объектах в нем? «Трансцендентальное единство апперцепции» теперь становится логическим ограничением того, какие виды опыта возможны. Драматический вывод, который Кант принял как ответ на скептицизм, выраженный в «Первом размышлении» Декарта, состоит в том, что опыт возможен только в том случае, если он является опытом «как» мира объектов в пространстве.

История мира объектов в космосе и личности, прокладывающей путь через этот мир, является теорией . Необработанный опыт (или «интуиция») является доказательством этой теории. Если это не так, то это не «опыт» в каком-либо осмысленном смысле. Если я знаю, что существую как субъект с личностью, то я знаю, что существует мир объектов в пространстве («Опровержение идеализма», 2-е изд.).

Но что, собственно, доказал Кант? «Мир» — это теория. Это моя теория. Все, что я когда-либо испытаю, связано с опытом бытия субъектом в мире. Но все это могло бы быть правдой, если бы все, что существовало в высшей реальности, было сырым опытом вместе с таинственной силой объединять его в «историю мира». Другими словами, вы можете быть полноправным солипсистом и принимать все, что говорит Кант о необходимом существовании внешнего мира.

http://www.philosophypathways.com/vita.html

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Член-учредитель Международного общества философов (ISFP) Просмотреть все сообщения Джеффри Клемпнера

сообщите об этом объявлении

Отправьте свой вопрос в Ask a Philosopher Наслаждайтесь Ask a Philosopher без рекламы
Ask a Philosopher 2011-2021 Джеффри Клемпнер

сообщите об этом объявлении

Enjoy Ask a Philosopher без рекламы a Ask Philosopher 2009-2011 Джеффри Клемпнер Наслаждайтесь Спросите Философа без рекламы
Спросите Философа 1999-2001 Джеффри Клемпнер

сообщите об этом объявлении

Подать заявку на бесплатное пожизненное членство в Международном обществе философовПоиск:
  • klempner. co.uk
  • www.geoffreyklempner.net
  • isfp.sdf.org
  • philosophypathways.com
  • Electronic Philosopher
  • Essays by Pathways students
  • Ethical Dilemmas
  • Pathways to Философия на Амазоне
  • Философские связи
  • Десять больших вопросов
  • Электронный список путей

сообщить об этой рекламе0001

Задавать вопрос

спросил

Изменено 9 лет, 2 месяца назад

Просмотрено 3к раз

Во-первых, немного исторического контекста:

Термин апперцепция происходит от Рене Декарта в форме слова apercevoir в его книге Traité des страстей . Лейбниц ввел понятие апперцепции в более техническую философскую традицию в своей работе «Принципы основания природы и благодати »; хотя он употребил это слово практически в смысле современного внимания, посредством которого объект схватывается как «не-я» и тем не менее в отношении к себе.

Иммануил Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от эмпирической апперцепции.

В википедии путаница с остальными, но с отдельной записью о трансцендентальной апперцепции

  1. Всякий опыт есть последовательность разнообразного содержания (идея взята у Дэвида Юма).

  2. Чтобы вообще быть пережитым, последовательные данные должны быть объединены или удерживаться вместе в единстве для сознания.

  3. Таким образом, единство опыта подразумевает единство себя.

  4. Единство себя — такой же объект опыта, как и все остальное. Следовательно, опыт как самого себя, так и его объектов основывается на актах синтеза, которые, поскольку они являются условиями любого опыта, сами по себе не переживаются.

  5. Эти предварительные синтезы стали возможными благодаря категориям. Категории позволяют нам синтезировать себя и объекты.

Во-первых, является ли это хорошим обобщением того, что Кант имеет в виду под трансцендентальной апперцецией? Во-вторых, что такое эмпирическая апперцепция и на каком основании Кант ввел это различие?

  • метафизика
  • кант
  • идеализм

Когда эмпирическая апперцепция функционирует, она позволяет вам концептуально признают тот или иной конкретный объект, как единый объект. Вы чувствуете множество вещей, но способны объединить то, что вы чувствуете, в объект (скажем, уникальную чашку кофе). Кант утверждает, что это предполагает трансцендентальную апперцепцию, которая сама по себе не может иметь никаких объектов, но обуславливает и применяет правила, которые позволяют распознавать объект как объект.

Эта запись из Kant Lexicon Дж. Дж. Мэтти, кажется, проводит четкое различие. Я выделяю его части:

Понятие апперцепции вводится в Трансцендентальном Дедукция категорий понимания и играет центральную роль. роль в нем.

(…)

Вообще апперцепция для Канта есть самосознание . Оно может быть либо эмпирическим, либо чистым. В первом издании (A) Дедукция (А107), Кант отождествляет эмпирическое самосознание с внутренним восприятие или внутреннее чувство, объектом которого является последовательность состояний сами вовремя. «Это сознание самого себя является лишь эмпирическим и всегда изменчив; оно не может дать нам постоянного или устойчивого «я» в поток внутренних проявлений».

Напротив, чистая апперцепция не имеет ничего переживаемого как его объект . Более того, в отличие от эмпирической интуиции она производительный . Во втором издании (B) «Дедукция» Кант утверждает, что он «производит презентацию, я думаю» (B132). Оно также «неизменно» (в отличие от эмпирической апперцепции, описанной в А107). Он «численно идентичен» (А132) или «один и тот же в все сознание» (В132). Еще одна особенность заключается в том, что «нельзя сопровождается любым дальнейшим представлением» (B132). Из-за этих особенности, чистая апперцепция называется также «исходной» апперцепцией.

Одной из важнейших черт чистой апперцепции является ее единство или личность. Единство чистой апперцепции описывается как «трансцендентным», потому что это априорное условие для представление предметов. Вторая ключевая особенность чистой апперцепции является его необходимость. Единство апперцепции может быть как аналитическим, так и синтетический.

Согласно этой очень подробной записи в Стэнфордской энциклопедии философии, важные отрывки, связанные с апперцепцией, «невероятно трудны». В статье Стэнфорда также оспаривается, что мы можем приравнять апперцепцию к самосознанию.

Трансцендентальная апперцепция — это «я думаю», сопровождающая все мои представления. То есть, когда я воспринимаю стол, я знаю, что представления принадлежат одному «Я». С другой стороны, эмпирическая апперцепция заключается в признании тождества между феноменом стола и моим представлением о столе.

С уважением.

РЕДАКТИРОВАТЬ: и да, я думаю, что это описание довольно хорошо.

РЕДАКТИРОВАТЬ 2: Апутсиак правильно заметил одну ошибку в моем ответе: «эмпирическая апперцепция имеет отношение к внешнему чувству». Это совершенно неверно для Канта:

Unsere Vorstellungen mögen entspringen, woher sie wollen, ob sie durch den Einfluß äusserer Dinge, oder durch innere Ursachen gewirkt seyn, sie mögen a priori, oder empirisch als Erscheinungen entstanden сейн; so gehören [99] sie doch als Modificationen des Gemüths zum innern Sinn, und als solche sind alle unsere Erkentnisse zulezt doch der formalen Bedingung des innern Sinnes, nemlich der Zeit unterworfen, als in welcher sie insgesamt geordnet, verknüpft und in Verhältnisse gebracht werden müssen.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *