Трансперсональная психология: методики и техники
Трансперсональная психология открывает то, что скрыто глубоко в подсознании. Она достает на поверхность такие детали вашей жизни, о которых вы давно забыли, а, может, и не знали. Для чего это нужно? Чтобы изменить жизнь в лучшую сторону, избавиться от бессознательных факторов, влияющих на ваше поведение и мышление. А также, чтобы очистить ваше сознание от негатива, хранящегося там долгие годы.
Содержание
- Что такое трансперсональная психология
- Основные идеи
- Отличие трансперсональной психологии от других наук
- Методики трансперсональной психологии
- Трансперсональная психология Грофа
- Техника ребефинга
- Техника тета-хилинг
- Способ первый
- Способ второй
- Обучение трансперсональной психологии
- Заключение
Что такое трансперсональная психология
Трансперсональной психологией называют науку, которая изучает измененные состояния человеческого сознания и психики. Ее основой считаются исследования Карла Юнга и Абрахама Маслоу. По мнению ученых, внутри каждого человека есть нечто бессознательное. И оно влияет на формирование личности, поведение, отношения с другими людьми. На пике переживаний это бессознательное вскрывается, что помогает справиться со многими внутренними проблемами.
Помимо Маслоу, представителями трансперсональной психологии стали Э. Сьютич, С, Гроф, Дж Фейдиман, М. Вич, С. Маргулис. Каждый из них дополнил науку, открыл в ней новое направление и провел эксперименты.
Ученые создали Ассоциацию трансперсональной психологии и выпустили посвященный ей журнал. Через несколько лет в Калифорнии был создан Институт трансперсональной психологии. Его основателем стал Роберт Фейджер. Несмотря на это, признание в научных кругах это течение еще долго не приобретало. Многие даже считали его абсурдным.
Ситуация изменилась в 1996 году, когда Британское психологическое общество открыло отделение трансперсональной психологии. Что поспособствовало росту ее популярности среди ученых. Также были написаны книги по трансперсональной психологии. Самые известные из них – «За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (С. Гроф) и «Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания» того же автора.
Это направление изучает сразу несколько сфер:
- измененное сознание;
- парапсихологию;
- духовные и религиозные практики;
- влияние на сознание и психику человека психоделических препаратов;
- дыхательные методики;
- йогу, техники медитации;
- мир переживаний, связанных со смертью.
Еще одной сферой трансперсональной психологии является духовное развитие человека.
Основные идеи
Если говорить кратко, в основе трансперсональной психологии лежит идея о существовании бессознательной части человеческой психики. Она оказывает влияние на образ жизни, мышление, взгляды, принципы, приоритеты. Определяет поведение человека на протяжении всей его жизни.
Бессознательный пласт состоит из чувств, переживаний, эмоций, которые были вытеснены из сознания по разным причинам. Сюда же относятся воспоминания.
Трансперсональная психология изучает все аспекты личности. Но ее главная задача – изучить сознание, которое при особых обстоятельствах может выходить за привычные рамки. Это случается тогда, когда человек погружается в одно из измененных состояний.
Попасть внутрь себя можно разными способами. Для этого были разработаны различные методики и техники. В трансперсональном состоянии человек получает возможность почувствовать единство со Вселенной, вновь пережить тревожащие его события, избавиться от негативных эмоций, решить психологические проблемы.
Отличие трансперсональной психологии от других наук
Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности.
Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:
- Сознание безгранично, подобно космосу.
- Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
- Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
- Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
- Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.
Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.
Методики трансперсональной психологии
Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:
- дыхательные практики;
- психофизиологические эксперименты;
- использование психоделических препаратов;
- психодиагностика;
- воздействие на осязание и другие органы чувств;
- игры с воображением, визуализация.
Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:
- Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
- Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
- Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
- Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
- Воздействие музыки.
- Пребывание в одиночестве.
- Нахождение в обездвиженном состоянии.
- Бессонница.
- Холотропное дыхание.
Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.
Трансперсональная психология Грофа
Станислав Гроф посвятил несколько лет изучению той бессознательной части человеческой психики, которая проявляется при измененном сознании. В процессе работы он использовал психоделические препараты. Однако вскоре их применение было запрещено. Ученому пришлось заняться разработкой нового способа проникновения во внутренний мир человека. Им оказалось холотропное дыхание.
Эта техника помогает справиться с рядом препятствий, возникающих на пути к изменению сознания. Их 4:
- В тот момент, когда происходит открытие бессознательного пласта психики, активизируются все органы чувств.
- Всплывают воспоминания, например, психологические травмы, о которых мозг предпочел «забыть».
- Появляются переживания, которые так или иначе связаны со смертью и рождением.
- Проявляется трансперсональная часть человеческой психики. Происходит расширение сознания, его выход за пределы времени и пространства.
По мнению Грофа, глубоко в подсознании каждого человека хранятся неразрешенные проблемы, которые влияют на его жизнь. Решить их можно, если по новой пережить те события, еще раз испытать те чувства и эмоции. Это и есть главная цель холотропного дыхания.
Как пользоваться методикой? Нужно сделать несколько частых глубоких вдохов. Это поможет изменить сознание. Внутри сформируется энергия, за которой человеку и нужно идти. При этом важно поддаваться всему, что происходит вокруг. Издавать звуки, занимать неожиданные позы, что-то чувствовать. Это не сумасшествие. Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится.
Техника ребефинга
Разработана американским ученым Леонардо Орро более 40 лет назад. Это дыхательная техника, позволяющая человеку родиться заново, избавившись от негативных эмоций в подсознании.
По мнению Орро, травмирующие психику события происходят с людьми с самого рождения. По сути, и само рождение можно записать в этот список. Все это сильно влияет на физическое и психическое здоровье. Сознание защищает человека от этих воспоминаний, пряча их в «хранилище» неосознанного. Но все равно он страдает от связанных с этими травмами страхов, комплексов, переживаний.
Ребефинг помогает справиться с вышеперечисленными проблемами. Перерождаясь, человек раз за разом переживает самые плохие моменты своей жизни. Все негативные эмоции он превращает в положительную энергию, испытывая при этом небывалую гармонию.
- Человек дышит носом или ртом. Вдыхать можно как угодно. Выдыхать как обычно.
- Как только дыхание успокоится, нужно расслабиться. Лучшая поза для этого – лежа на спине. Ноги скрещивать нельзя. Сознание нужно освободить от любых мыслей.
- Сосредоточиться на ощущениях в теле. Почувствовали легкое покалывание или боль? Это дает о себе знать одно из спрятанных в подсознании негативных воспоминаний. Попытайтесь его вспомнить и прочувствовать.
- Превратите плохое в хорошее. Как это сделать? Подумайте о негативных воспоминаниях с юмором. Альтернатива – испытать наслаждение от того, что негатив, наконец-то, покидает тело.
Для того, чтобы ребефинг принес результаты, относиться к нему следует серьезно.
Также нельзя игнорировать возникающие в теле ощущения.Техника тета-хилинг
Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью.
Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.
Способ первый
План действий таков:
- Сядьте на стул, ступни поставьте на пол, держите спину ровно.
- Закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните. Между вдохами делайте небольшие паузы.
- Расслабьтесь. Мысленно переместитесь в область сердца. Сформируйте там сгусток энергии.
- Заберите энергию от сердца и выбросьте ее в центр Земли. После снова соберите ее в сгусток (в виде шара). Поднимите вверх над собой, помещением, в котором вы находитесь, вашим городом, страной и т.д. Выйдите в космос.
Все, что вам осталось, — плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.
Способ второй
Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:
- Представьте, что вы и стул – единое целое. Ваши молекулы и частицы стула сплетаются между собой. Но при этом все сохраняют свою форму, очертания.
- Теперь представьте, что вы на молекулярном уровне сливаетесь с предметами, которые находятся в комнате. А после и с самой комнатой.
- Следующий этап – слияние с домом, городом, природой, планетой и т.д. Не ограничивайте сознание. Мысленно выходите в космос.
Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.
Обучение трансперсональной психологии
Получить соответствующие знания можно на семинарах, посвященных эзотерике. Другой вариант – пройти обучение в ВУЗах, преподающих трансперсональную психологию. В любом случае главное – быть открытым к новым знаниям, искренне хотеть расширить границы сознания. Также у вас должно быть желание делиться своим опытом с другими.
Заключение
Трансперсональная психология и ее техники – возможность избавиться от страхов и переживаний, хранящихся в глубоких слоях подсознания. Возможно, вы уже не помните их. Но, так или иначе, они оказывают воздействие на вашу жизнь. Воспользуйтесь специальными методиками самостоятельно или под контролем специалиста. Вы увидите, насколько проще станет жить после того, как негативные эмоции покинут ваше тело.
Что такое трансперсональная психология? — Блог Викиум
С помощью трансперсональной психологии можно открыть то, что скрыто глубоко в подсознании. Она способствует воспроизведению деталей из жизни, о которых человек давно забыл или даже не догадывался.
Определение трансперсональной психологии
Если говорить кратко, то понятие трансперсональной психологии подразумевает изучение сознания человека и то, как оно может меняться. Первыми представителями данной теории являются Карл Юнг и Абрахам Маслоу. Согласно их подходу, у каждого человека есть бессознательное, влияющее на поведение, поступки, характер и отношения в социуме.
На основе исследований и различных теорий была создана трансперсональная психология. Спустя несколько лет транс психологию начали активно изучать в Калифорнийском институте. Однако многие ученые еще долго считали данное течение абсурдным. Со временем трансперсональная психология все же начала приобретать популярность, и на эту тему были выпущены книги. Трансперсональная психология изучает:
- переживания, которые тесно связаны со смертью;
- йогу и различные медитирующие техники;
- духовные практики;
- религиозные практики;
- психосинтез, разработанный Ассаджиоли.
Главной особенностью трансперсональной психологии является то, что она не базируется на фактах и доказательствах, как другие направления. Ученым трансперсонального направления так до сих пор и не удалось подтвердить достоверность исследований с помощью науки.
Методики трансперсональной психологии
Техники в данном направлении делятся на 2 группы. К первой общей группе относятся:
- дыхательная практика;
- психическая диагностика;
- визуализация;
- психофизиологические эксперименты.
Чтобы изменить сознание, можно использовать:
- Резкий переход внимания от одного предмета к другому, при этом на каждом из них необходимо тщательно концентрировать внимание.
- Сильные физические нагрузки с употреблением минимального количества жидкости.
- Высокую активность на протяжении длительного времени.
- Резкий перепад температуры.
- Отсутствие сна.
- Одиночество.
- Музыку.
- Холотропное дыхание.
Трансперсональная психология Грофа
На протяжении нескольких лет Станислав Гроф активно изучал психику человека в измененном состоянии. Ученый использовал специальные препараты в своих исследованиях, а позже начал применять холотропное дыхание. С помощью такой техники можно легко справиться со всеми препятствующими факторами, которые мешают изменить сознание:
- При открытии бессознательного происходит активация всех органов чувств.
- Всплывают неприятные воспоминания, о которых мозг попытался избавиться.
- Появляются переживания, которые напрямую связаны с рождением и смертью.
- Следующим этапом является расширение сознания человека и его выход за пределы пространства.
По мнению ученого Станислава Грофа, у каждого человека в подсознании есть нерешенные проблемы, которые оказывают большое влияние на жизнь. Изменить свою жизнь можно лишь в том случае, если позволить себе вновь пережить данные события. Именно это и является главной задачей холотропного дыхания. А также чтобы жить было легче, необходимо вовремя избавляться от негативных эмоций и мыслей. Курс Викиум «Детоксикация мозга» поможет избавиться от негатива.
Introduction to Transpersonal Psychology — Gainesville FL
Надличностное = за пределами личного, за пределами эго дисциплины. Можно сказать, что трансперсональная психология занимается как «взрослением» (психологические соображения), так и «пробуждением» (духовные соображения).
Трансперсональная психология интересуется эволюцией здорового индивидуального «я», а также особенно интересуется концепцией выхода за пределы слишком узкого ощущения себя. Эта трансцендентность означает, что в определенное время и с течением времени мы обнаруживаем, что отождествляем себя с чем-то более глубоким или высшим, более широким и более объединенным с целым. Трансперсональная психология на самом деле ценит личное, и и чтит место неличного или надличностного в нашей жизни. Трансперсональные подходы часто рассматривают трансперсональное и даже недвойственное как более фундаментальную основу бытия.
Трансперсональная психология обеспечивает инклюзивную и целостную перспективу, которая признает обоснованность и актуальность мистических состояний, медитативных и/или ритуальных практик, необычных или паранормальных переживаний, а также трансперсональных аспектов тела, сексуальности, отношений, служения и встреч с Натуральный мир.
Как область, трансперсональная психология обеспечивает контекст для подхода к себе и своей жизни таким образом, который:
- может интегрировать и выходить за рамки классических (воспринимаемых) бинарностей, таких как тело-разум, дух-материя, я-другой, независимость-взаимозависимость, мужское-женское и т. д.
- ценит мышление, чувства, созерцание и действие
- обращается к актуальности как психологической, так и духовной
- имеет место для психического здоровья как в оптимальном, так и в дистресс-состоянии
- значения обычных и необычных состояний сознания
- признает западные и восточные взгляды, традиционные и нетрадиционные подходы к духовной практике, постмодернистские взгляды, гендерную теорию и мировоззрение коренных традиций
Трансперсональная психология — это не только область психологической практики, которая занимается углублением нашего понимания человеческой природы и реализацией нашего потенциала. Это также область, которая ценит исследования, а при оценке исследований придает значение прямому опыту и эмпирическим выводам и ищет методологии, позволяющие проводить вдумчивый анализ своих теорий и выводов.
С точки зрения трансперсональной психологии современная и традиционная психология и богатая история духовных дисциплин могут дополнять друг друга, что приводит к более широкому и всеобъемлющему подходу к решению повседневных потребностей людей, а также к более далеким диапазонам человеческого опыта. На практике трансперсональные взгляды и психотерапия учитывают наша способность хорошо функционировать в повседневной жизни , а также признавать, что существует глубокая и глубокая реальность, которая также является основой повседневной жизни.
Чтобы узнать больше о том, как я подхожу к этим темам в терапии, посетите страницу Психодуховная психология и психотерапия здесь.
Введение в трансперсональную психологию | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Трансперсональная психология: Интеграл · Эзотерический · Медитация
Трансперсональная психология — школа психологии, изучающая трансцендентные или духовные измерения человечества. Среди этих факторов мы находим такие проблемы, как саморазвитие, пиковые переживания, мистические переживания и возможность развития за пределами традиционных границ эго. Таким образом, интерес к человеческому опыту, который, по-видимому, «трансперсональный» или «трансэгоический». Краткое определение от Journal of Transpersonal Psychology предполагает, что трансперсональная психология связана с изучением высшего потенциала человечества, а также с распознаванием, пониманием и реализацией объединяющих, духовных и трансцендентных состояний сознания (Lajoie and Shapiro, 1992: 91) .
Сторонники считают эту область «четвертой силой» в области психологии, а тремя другими областями являются психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология. Согласно трансперсональной теории, эти другие школы психологии не смогли придать значения надличностным или «надэгоистическим» элементам человеческого существования, таким как религиозное обращение, измененные состояния сознания, транс и духовность, в своих академических размышлениях. Таким образом, трансперсональная психология стремится объединить идеи современной психологии с идеями мировых созерцательных традиций, как Востока, так и Запада. Надличностные и духовные аспекты психики традиционно не были в центре внимания западной психологии, которая в основном сосредоточивалась на доличностных и личностных аспектах человеческой психики (Cowley & Derezotes, 19).94; Миллер, 1998).
Содержание
- 1 Определения трансперсональной психологии
- 2 Разработка месторождения
- 3 Научные интересы
- 4 Вклад в академическую сферу
- 5 Критика трансперсональной психологии
- 6 См. также
- 7 Ссылки и библиография
- 8 Внешние ссылки
Определения трансперсональной психологии
Лажуа и Шапиро (1992) проанализировали сорок определений трансперсональной психологии, появившихся в литературе за период с 1969 по 1991 год. Они обнаружили, что в этих определениях особое место занимают пять ключевых тем: состояния сознания, высший или предельный потенциал, за пределами эго или личного я, трансцендентное и духовное. Уолш и Воган (1993) подвергли критике многие определения трансперсональной психологии за то, что они содержат неявные онтологические или методологические предположения. Они также бросают вызов определениям, которые связывают трансперсональную психологию только со здоровыми состояниями или с Вечной Философией. Эти авторы определяют трансперсональную психологию как ветвь психологии, занимающуюся надличностными переживаниями и связанными с ними явлениями, отмечая, что «эти явления включают в себя причины, следствия и корреляты надличностных переживаний, а также дисциплины и практики, вдохновленные ими» (Уолш и Воан, 19 лет93, стр. 203).
Развитие области
Среди мыслителей, которые, как считается, подготовили почву для трансперсональных исследований, были Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Карл Юнг, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджиоли (Cowley & Derezotes, 1994; Miller , 1998; Дэвис, 2003). Исследования Вича (1988) предполагают, что самое раннее использование термина «надличностный» можно найти в конспектах лекций, которые Уильям Джеймс подготовил для семестра в Гарвардском университете в 1905–1906 годах. Основным мотивирующим фактором инициативы по созданию этой школы психологии была уже опубликованная работа Абрахама Маслоу о пиковых переживаниях человека. Работа Маслоу выросла из гуманистического движения 19-го века.60-х, и постепенно срок «надличностное» ассоциировалось с отдельной школой психологии в рамках гуманистического движения.
В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сутич выступили инициаторами публикации первого номера Journal of Transpersonal Psychology , ведущего академического журнала в этой области. Вскоре за этим последовало основание Ассоциации трансперсональной психологии (ATP) в 1972 году. Среди бывших президентов ассоциации были Элис Грин, Джеймс Фадиман, Фрэнсис Воан, Артур Гастингс, Дэниел Гоулман, Роберт Фрагер, Рональд Джу, Жанна Ахтерберг. и Дуайт Джуди. В 19В 80-х и 90-х годах эта область развивалась благодаря работам таких авторов, как Джин Хьюстон, Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошберн, Фрэнсис Вон, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мерфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стюарт Совацкий. Хотя Уилбер считается влиятельным писателем и теоретиком в этой области, с тех пор он лично отмежевался от движения в пользу того, что он называет интегральным подходом.
Сегодня трансперсональная психология также включает подходы к здоровью, социальным наукам и практическим искусствам. Трансперсональные перспективы также применяются в таких различных областях, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, кросс-культурные исследования (Скоттон, Чинен и Баттиста, 19).96; Davis, 2003) и социальной работы (Cowley & Derezotes, 1994). В настоящее время трансперсональная психология, особенно школы Юнгианской и Архетипической психологии, интегрированы, по крайней мере до некоторой степени, во многие факультеты психологии в американских и европейских университетах. Трансперсональная терапия также включена во многие терапевтические практики.
К высшим учебным заведениям, перенявшим идеи трансперсональной психологии, относятся Институт трансперсональной психологии (США), Калифорнийский институт интегральных исследований (США), Университет Джона Ф. Кеннеди (США), Берлингтонский колледж (США) и Университет им. Нортгемптон (Великобритания). Существует также прочная связь между трансперсональной и гуманистической перспективой. Это неудивительно, поскольку трансперсональная психология зародилась внутри гуманистической психологии (Aanstoos, Serlin & Greening, 2000).
По общему мнению, следующие направления считаются школами трансперсональной психологии: юнгианская психология, глубинная психология (позднее перефразированная как Архетипическая психология Джеймса Хиллмана), духовная психология Роберта Сарделло (2001), психосинтез, основанный Роберто Ассаджиоли и теории Абрахама Маслоу, Станислава Грофа, Кена Уилбера, Майкла Уошберна и Чарльза Тарта.
Трансперсональную психологию иногда путают с парапсихологией, что является ошибкой из-за пересекающихся и нетрадиционных исследовательских интересов обеих областей; парапсихология, тем не менее, имеет тенденцию больше сосредотачиваться в своем предмете на «психической», а надличностная психология — на «духовной» (хотя эти классификации относительно грубы, в этом контексте это все же полезное различие). В то время как парапсихология больше склоняется к традиционной научной эпистемологии (лабораторные эксперименты, статистика, исследование когнитивных состояний), трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных наук и герменевтическими дисциплинами (гуманизм, экзистенциализм, феноменология, антропология), хотя и всегда включал вклады, связанные с экспериментальными и статистическими исследованиями.
Трансперсональную психологию также иногда путают с Нью Эйдж. Хотя трансперсональная перспектива выросла из движения человеческого потенциала, движения, которое многие комментаторы связывают с широкой концепцией Нью Эйдж, поместить трансперсональную психологию в такие рамки по-прежнему проблематично. Трансперсональная психология — это академическая дисциплина, а не религиозное или духовное движение, и многие ведущие авторы в этой области, в том числе Совацкий (1998) и Роуэн (1993), обращались к проблематичным аспектам герменевтики Нью Эйдж. Связи между трансперсональной психологией и Нью-Эйдж, вероятно, способствовали неудачам Соединенных Штатов Америки в получении более формального признания трансперсональной психологии в рамках профессионального органа, Американской психологической ассоциации (АПА). Значительным прорывом в этом контексте стало успешное создание секции трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе (профессиональная организация Великобритании, эквивалентная АПА) в 1919 г.96, соучредителями которой являются Дэвид Фонтана, Ингрид Слэк и Мартин Трейси, «первая секция такого рода в западном научном сообществе», по словам Фонтаны (Fontana et. al, 2005, стр. 5).
Научные интересы
Трансперсональная перспектива охватывает множество исследовательских интересов. Следующий список адаптирован из Скоттона, Чинена и Баттиста (1996) и включает:
- Вклад духовных традиций — индуизма, йоги, буддизма, шаманизма, каббалы, суфизма и христианского мистицизма — в психиатрию и психологию
- Исцеление коренных американцев
- Старение и духовное развитие взрослых
- Медитационные исследования и клинические аспекты медитации
- Исследование сознания
- Психоделики и психофармакология
- Парапсихология
- Кросскультурные исследования и антропология
- Диагностика религиозных и духовных проблем
- Атакующая духовность и духовная защита
- Обращение с бывшими членами сект
- Трансперсональная психотерапия
- Зависимость и выздоровление
- Терапия с управляемыми образами
- Дыхание
- Умирающий и околосмертный опыт (ОСП)
- Терапия прошлой жизни
- Экологическое выживание
Вклад в науку
Хотя все модели человеческого развития понимаются как интеллектуальные абстракции реальности, трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание человеческого развития и сознания. Одно из разграничений в трансперсональной теории проводится между авторами, которые представляют довольно линейную и иерархическую модель человеческого развития, такими как Кен Уилбер, и авторами, которые представляют плюралистические или нелинейные модели человеческого развития, такими как Майкл Уошберн и Ральф Мецнер.
Основным вкладом Уилбера в эту область является теория спектра сознания, состоящего из трех широких категорий: доличностного, или до-эгоического, личного, или эгоического, и трансперсонального, или транс-эгоического (Miller, 1998). Более подробная версия этой теории спектра включает девять различных уровней развития, в которых уровни 1–3 являются доличностными уровнями, уровни 4–6 — личностными уровнями, а уровни 7–9 — трансперсональными уровнями (Cowley & Derezotes, 1994).
Уилбер изобразил развитие сознания как концептуальную модель, подобную иерархической лестнице, где более высокие уровни превосходят более низкие уровни, а сознание прогрессирует от более низких уровней к более высоким уровням. Каждый новый уровень интегрирует предыдущий уровень, демонстрируя при этом новые свойства, связанные только с более высоким уровнем (Kasprow & Scotton, 19).99). Также понимается, что каждый уровень включает определенный тип структуры личности и возможную уязвимость к определенным патологиям, относящимся к этому конкретному уровню (Cowley & Derezotes, 1994). Опираясь на работу Уилбера, трансперсональные психологи также привели аргументы в пользу возможного разграничения дорациональных психических проблем и аутентичных трансперсональных проблем. Считается, что смешение этих двух категорий приводит к тому, что трансперсональная теория называет «до/транс-ошибкой», ошибочному принятию трансперсональных состояний за дорациональные состояния (Cowley & Derezotes, 19).94; Лукофф и др., 1998).
В отличие от Уилбера, Ральф Мецнер и Майкл Васберн представляют модели человеческого развития, которые не являются иерархическими или линейными. Мецнер выбирает плюралистическую модель и отвергает идею линейного развития. Уошберн представляет модель, вдохновленную юнгианским и психоаналитическим мышлением, которую можно охарактеризовать как спираль. Согласно Уошберну, личность возникает из предсознательных глубин психики. Позже, в первой половине жизни, развитие достигает стадии нормального эгоического функционирования. Во второй половине жизни, если развитие идет хорошо, человек может получить возможность вернуться и реинтегрировать изначальные глубины психики. В рамках теории Уошберна можно сказать, что эта реинтеграция происходит на более высоком, трансэгоическом уровне (Kasprow & Scotton, 19).99).
Трансперсональная психология также привлекла клиническое внимание к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем. Cowley & Derezotes (1994) отмечают, что трансперсональная теория имеет понимание духовности, которое является неотъемлемой частью человеческой природы и существенным аспектом бытия. Это понимание несколько отличается от популярного понимания духовности как заявления о вере или меры посещаемости церкви; особенности, которые скорее можно было бы рассматривать как признаки психорелигиозного измерения. Психорелигиозные проблемы связаны с возможным психологическим конфликтом, возникающим в результате причастности человека к верованиям и практикам организованного религиозного учреждения. Среди этих проблем есть опыт, связанный со сменой вероисповедания или обращением, усилением религиозной веры или практики, утратой веры, а также присоединением или выходом из нового религиозного движения или культа.
Психодуховные проблемы относятся к другой категории, чем религиозные проблемы. Эти проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным проблемам или проблемам, выходящим за рамки обычной повседневной реальности. Многие из этих психологических трудностей обычно не обсуждаются в господствующей психологии. Среди этих проблем психиатрические осложнения, связанные с потерей веры, околосмертным опытом, мистическим опытом, раскрытием Кундалини, шаманским кризисом посвящения (также называемым шаманской болезнью), психическим раскрытием, прошлыми жизнями, состояниями одержимости, проблемами, связанными с медитацией, и отделением от других. духовный учитель. Осложнения, которые считаются представляющими проблемы комбинированного религиозного и духовного характера, — это проблемы, связанные с серьезными и неизлечимыми заболеваниями (Lukoff et.al., 19).98). Некоторые проблемы, связанные с медитацией, например, могут быть связаны с тем фактом, что включение восточных созерцательных систем в западную среду не всегда зависело от социально-культурного контекста, из которого произошли эти системы (Turner et al, 1995). ; Lukoff et.al, 1998), деталь, которая может поставить западных практиков перед серьезными герменевтическими (интерпретационными или объяснительными) проблемами.
Термин «Духовное Проявление» был введен Станиславом и Кристиной Гроф (1989) для описания постепенного раскрытия и появления психодуховных категорий в жизни человека. В тех случаях, когда это духовное раскрытие усиливается вне контроля человека, это может привести к состоянию «Духовной Чрезвычайной ситуации». Духовный кризис может вызвать серьезные нарушения в психологическом, социальном и профессиональном функционировании, и многие из описанных выше психодуховных проблем можно охарактеризовать как духовные кризисы (Lukoff et. al, 1998). Помимо психодуховных категорий, упомянутых Тернером и др. (1995) и Lukoff et.al (1998), Whitney (1998) также привели аргумент в пользу понимания мании как формы духовного кризиса.
Из-за характера психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию под названием «религиозная или духовная проблема». Позже эта категория была включена в четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (9).0056 DSM-IV ) под заголовком «Другие состояния, которые могут быть предметом клинического внимания», код V62.89 (Американская психиатрическая ассоциация, 1994; Lu et.al., 1997). По мнению трансперсональных теоретиков, включение является частью большей культурной чувствительности руководства и может способствовать лучшему взаимопониманию между областями психиатрии и религии/духовности (Turner et.al, 1995; Sovatsky, 1998). Конструктивная валидность новой категории была оценена Milstein et. al (2000).
Критика трансперсональной психологии
Критика трансперсональной психологии поступила от нескольких комментаторов. Одна из первых критических замечаний в этой области была сделана гуманистическим психологом Ролло Мэем, оспаривавшим концептуальные основы трансперсональной психологии (Aanstos, Serling & Greening, 2000). Мэя особенно беспокоил низкий уровень размышлений о темной стороне человеческой природы и человеческих страданиях среди ранних трансперсональных теоретиков. Похожая критика была также выдвинута Александром (1980), которые считали, что трансперсональная психология в свете размышлений Уильяма Джеймса представляет собой философию, не способную адекватно принять во внимание зло. Эта серьезная критика была воспринята более поздней трансперсональной теорией, которая более склонна размышлять об этих важных измерениях человеческого существования (Скоттон, Чинен и Баттиста, 1996; Дэниелс, 2005). Критика также исходила от когнитивного психолога и гуманиста Альберта Эллиса (1989), который поставил под сомнение научный статус трансперсональной психологии и ее связь с религией и мистицизмом. На эту критику ответил Уилбер (1989) и Уолш (1989).
Фридман (2000) критиковал область трансперсональной психологии за то, что она недостаточно развита как область науки, и он упоминает ряд факторов, которые, по его мнению, являются антинаучными убеждениями, распространенными в этой области. Далее он различает между трансперсональной психологией как областью научной психологии и более широкой областью трансперсональных исследований, которая, по мнению автора, может включать ряд ненаучных подходов. Доктрины или идеи многих колоритных личностей, которые были или являются духовными учителями в западном мире, таких как Гурджиев или Алиса Бейли, часто ассимилируются на основной сцене трансперсональной психологии. Это развитие, как правило, считается вредным для стремления трансперсональных психологов обрести прочный и респектабельный академический статус. Однако Скоттон, Чинен и Баттиста (1996) считают, что большая часть этой критики может иметь нюансы, если различать область трансперсональной психологии, с одной стороны, и популярную мейнстримную сцену, которая действует вне академического контекста, с другой.
Можно также утверждать, что большинство психологов не придерживаются строго традиционных психологических школ — большинство психологов придерживаются эклектичного подхода. Это может означать, что перечисленные надличностные категории рассматриваются стандартными субдисциплинами психологии; религиозное обращение относится к сфере социальной психологии, измененные состояния сознания — к физиологической психологии, а духовная жизнь — к психологии религии. Однако трансперсональные психологи не согласны с подходом к таким явлениям, принятым в традиционной психологии, и утверждают, что трансперсональные категории обычно отвергаются либо как признаки различного рода психических заболеваний, либо как регрессия к инфантильным стадиям психосоматического развития. Таким образом, как показано на до-/транс-заблуждении, религиозные и духовные переживания в прошлом рассматривались либо как регрессивные, либо как патологические и трактовались как таковые.
С точки зрения буддизма и дзогчена, Элиас Каприлес (2000, 2006, 2007, 2008) возразил, что трансперсональная психология не может провести различие между трансперсональным состоянием нирваны , которое по своей сути освобождает, от тех трансперсональных состояний, которые находятся в пределах сансары и которые как таковые являются новыми формами рабства (например, четыре сферы арупьядхату или четыре арупа-локы буддизма, в которых растворяется разделение фигура-фон, но все еще существует двойственность субъекта-объекта), и нейтральное состояние, в котором ни нирвана или сансара активны, что учения Дзогчен называют кун гжи (в котором нет субъектно-объектной двойственности, но истинное состояние всех явлений ( дхармата ) не очевидно (и которое включает в себя все условия, включающие ниродх или прекращение, включая ниродх самапатти , нирвикальпа самадхи и самадхи или турия , что является высшим осуществлением Йога-даршана Патанджали. 0057). В процессе разработки того, что он называет мета-трансперсональной психологией, Каприлес провел сознательное опровержение Уилбера, Грофа и Уошберна, что, согласно Макдональду и Фридману (2006, стр. ii), будет иметь важные последствия для будущего трансперсональной психологии. .
См. также
- Абрахам Маслоу
- Надличностный опыт
- Гуманистическая психология
- Интегральная психология
- Околосмертные исследования
- Психология религии
- Ричард Бак
- Недвойственность
- Роберто Ассаджиоли
- Транс
- Трансперсональная антропология
- Энергия (духовность)
Ссылки и библиография
- Анстус, К. Серлин, И., и Грининг, Т. (2000). История отдела 32 (гуманистическая психология) Американской психологической ассоциации . В Д. Дьюсбери (ред.), «Объединение через разделение: истории подразделений Американской психологической ассоциации», Vol. В. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Александр, Гэри Т. (1980) Уильям Джеймс, Больная душа и негативные измерения сознания: Частичная критика трансперсональной психологии . Журнал Американской академии религии, XLVIII(2):191-206
- Американская психиатрическая ассоциация. (1994). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, четвертое издание . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация.
- Каприлес, Э. (2000). За пределами разума: шаги к метатрансперсональной психологии . Гонолулу, Гавайи: Международный журнал трансперсональных исследований, 19:163-184.
- Каприлес, Э. (2006). Beyond Mind II: Дальнейшие шаги к метатрансперсональной философии и психологии . Сан-Франциско, Калифорния: Международный журнал трансперсональных исследований [2], 24:5–44.
- Каприлес, Э. (2007). За пределами ума, за пределами бытия, за пределами истории: основанная на дзогчене метатрансперсональная философия и психология . 3 том: Том I: За пределами бытия: метафеноменологическое разъяснение феномена бытия, бытия субъекта и бытия объектов. Том II: За пределами разума: метафеноменологическая, метаэкзистенциальная философия и метатрансперсональная метапсихология. Том III: За пределами истории: дегенеративная философия истории, ведущая к подлинному постмодерну. Интернет: http://webdelprofesor.ula.ve/humanidades/elicap/en/Main/Bb-bm-bh: Мерида, Венесуэла.
- Каприлес, Э. (в печати). Beyond Mind III: Дальнейшие шаги к метатрансперсональной философии и психологии . Майами, Флорида: Международный журнал трансперсональных исследований, специальный выпуск после тома. 25.
- Коули, О-Дин С. и Дерезотс, Дэвид (1994) Трансперсональная психология и образование в области социальной работы . Журнал образования в области социальной работы, 10437797, Winter, Vol. 30, выпуск 1
- Дэниелс, М. (2005). Тень, Я, Дух: Очерки трансперсональной психологии . Эксетер: Выходные данные Academic.
- Дэвис, Джон В. (2003). Трансперсональная психология в Taylor, B. and Kaplan, J., Eds. Энциклопедия религии и природы. Бристоль, Англия: Континуум Томмеса.
- Эллис, Альберт (1989) Опасности трансперсональной психологии: ответ Кену Уилберу . Журнал консультирования и развития, февраль 89 г., том. 67 Выпуск 6, стр. 336, 2 стр.;
- Friedman, Harris (2000) На пути к развитию трансперсональной психологии как научной области . Доклад, представленный на конференции Old Saybrook 2, 11–14 мая 2000 г., Государственный университет Западной Джорджии, .
- Фонтана, Дэвид, Слэк, Ингрид и Трейси, Мартин, ред. (2005) Трансперсональная психология: значение и развитие Специальный выпуск обзора трансперсональной психологии. Лестер: Британское психологическое общество .
- Гроф, Станислав и Гроф, Кристина (редакторы) (1989) Духовная чрезвычайная ситуация: когда личная трансформация становится кризисом (Читатель New Consciousness) Лос-Анджелес : JP Tarcher
- Каспроу, Марк К. и Скоттон, Брюс В. (1999) Обзор трансперсональной теории и ее применения в практике психотерапии . Journal of Psychotherapy Practice and Research, 8:12-23, январь .
- Лажуа, Д. Х. и Шапиро, С. И. (1992). Определения трансперсональной психологии: первые двадцать три года . Журнал трансперсональной психологии, Vol. 24.
- Лу Ф.Г., Лукофф Д., Тернер Р. (1997) Религиозные или духовные проблемы . В: Справочник по DSM-IV, Vol. 3. Widiger TA, Frances AJ, Pincus HA et al., ред. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация, стр. 1001-1016.
- Лукофф, Дэвид, Лу, Фрэнсис Г. и Тернер, Роберт П. (1998) От духовной опасности к духовной проблеме – надличностные корни новой категории DSM-IV . Журнал гуманистической психологии, 38 (2), стр. 21-50
- Миллер, Джон Дж. (1998) Рецензия на книгу: Учебник трансперсональной психиатрии и психологии . Психиатрические услуги 49: 541-542, апрель 1998 г. Американская психиатрическая ассоциация .
- Мильштейн, Глен; Мидларски, Элизабет; Ссылка, Брюс Г .; Рауэ, Патрик Дж. и Брюс, Марта (2000) Оценка проблем религиозного содержания: сравнение раввинов и психологов . Журнал нервных и психических заболеваний. 188(9):608-615, сентябрь г.
- Роуэн, Джон. (1993) Надличностное: психотерапия и консультирование . Лондон: Рутледж
- Сарделло, Роберт Дж. (2001). Любовь и мир: руководство по практике сознательной души . Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Книги Линдисфарна.
- Скоттон, Брюс В., Чинен, Аллан Б. и Джон Р. Баттиста, ред. (1996) Учебник трансперсональной психиатрии и психологии . Нью-Йорк: основные книги
- Совацкий, Стюарт (1998) Слова из души: время, духовность Востока/Запада и психотерапевтический рассказ . Нью-Йорк: State University of New York Press (серия SUNY по трансперсональной и гуманистической психологии)
- Тернер, Роберт П.; Лукофф, Дэвид; Барнхаус, Рут Тиффани и Лу Фрэнсис Г. (1995) Религиозная или духовная проблема. Культурно чувствительная диагностическая категория в DSM-IV. Журнал нервных и психических заболеваний, июль 183(7):435-44.
- Вич, М.А. (1988) «Некоторые исторические источники термина «трансперсональный». Журнал трансперсональной психологии, 20 (2) 107-110 .
- Уолш, Роджер (1989) Психологический шовинизм и ядерный холокост: ответ Альберту Эллису и защита нерациональной эмоциональной терапии. Журнал консультирования и развития; Фев89, Том. 67 Выпуск 6, стр. 338
- Уолш, Р. и Воан, Ф. (1993). О трансперсональных определениях. Журнал трансперсональной психологии, 25 (2) 125-182
- Уитни, Эдвард (1998) Личные счета : мания как духовный кризис . Психиатрические службы 49: 1547-1548, декабрь. Американская психиатрическая ассоциация
- Уилбер, Кен (1989) Давайте уничтожим трансперсоналистов: ответ Альберту Эллису . Журнал консультирования и развития, февраль 89 г., том. 67 Выпуск 6, стр. 332
Внешние ссылки
- Ассоциация трансперсональной психологии
- Институт трансперсональной психологии
- ATP — Журнал трансперсональной психологии
- AHP - Руководство Джона Роуэна по гуманистической психологии — Трансперсональная психология
- Британское психологическое общество – секция трансперсональной психологии
- Виртуальная библиотека WWW — Трансперсональная психология: ссылки
- Изучите трансперсональную психологию
- Сайт Школы Духовной Психологии
- СОФИЯ: журнал Школы духовной психологии
- Веб-сайт трансперсональной психологии Джона Дэвиса
- Сандра Сталман — Комментарий к диагностике мистического опыта с психотическими особенностями»
- Трансперсональная психология в The Psychology Wiki
- Веб-сайт ведущего юнгианского ученого, автора и психотерапевта, доктора Роберта Азиза
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |