Травля в интернете – Интернет-травля — Википедия

Содержание

Почему кибербуллинг — это не шутки — Wonderzine

Когда после каникул Екатерина вернулась в школу, она поняла, что её бывшие подруги не собираются останавливаться на кибербуллинге — они подговаривали весь класс кидаться в неё предметами во время уроков. В первый же день учёбы она случайно услышала, что девочки собираются запереть её в раздевалке и устроить «тёмную». «К счастью, мои родители с самого начала относились к этой ситуации серьёзно, — говорит Екатерина. — Они даже предлагали обратиться в полицию. Но в конце концов я просто перешла в другую школу. Кстати, позже я узнала, что мои бывшие подруги писали сообщения моим новым одноклассникам — хотели настроить их против меня. Но у них ничего не вышло — в новой школе у меня всё сложилось хорошо».

Как объясняет Кирилл Хломов, кибербуллинг часто оказывается связан с буллингом в реальной жизни, причём количество таких случаев растёт. «Десять лет назад кибертравля была связана с реальной только в 10 % случаев, — говорит Хломов. — Сейчас эта цифра выросла до 40 % и, судя по тенденции, она ещё будет расти». Впрочем, даже когда дело не доходит до реальной угрозы, травля в интернете не безвредна.

Хотя многие считают кибербуллинг «виртуальной» опасностью, последствия от него, как и от «обычного» буллинга, бывают вполне реальными. Он влияет на риск развития депрессии. Исследование 2007 года, проведённое среди детей в штате Калифорния, показало, что 93 % жертв кибербуллинга жаловались на ощущения безнадёжности и бессилия. Исследование 2000 года, проведённое в Университете Нью-Гэмпшира, выявило, что 32 % людей, подвергшиеся кибербуллингу, испытывали как минимум один симптом хронического стресса. Среди таких симптомов — нарушения сна, физическая слабость и проблемы с концентрацией внимания. Кроме того, согласно разным исследованиям, люди, столкнувшиеся с кибербуллингом, часто начинают страдать от повышенного уровня социальной тревоги, низкой самооценки, у школьников и студентов снижается успеваемость.

В последние десять лет по всему миру участились случаи суицида среди жертв кибербуллинга. Один из недавних случаев — 13-летняя школьница из южноафриканской Претории покончила с собой из-за того, что школьники пересылали друг другу в мессенджере WhatsApp её фотографию. Что именно было на снимке — неизвестно. Полицейским удалось выяснить лишь то, что из-за фото над ней издевались одноклассники и девушка боялась ходить в школу. В 2016 году в Техасе покончил с собой Дэвид Молак — 16-летний школьник, несколько месяцев подвергавшийся кибербуллингу из-за своей внешности. После этого в штате начал действовать закон, по которому жертва может добиться финансового или судебного наказания для агрессора.

Как объясняет Хломов, интернет всё ещё остается особой средой общения — более жёсткой, грубой. Некоторые государства только сейчас начинают на законодательном уровне пытаться регулировать то, что там происходит. Дело в том, что эта среда для общения появилась совсем недавно. В ней ещё не успели сформироваться этические нормы. «Американский исследователь-криминолог Роберт Махаффи сравнивает современный интернет с Диким Западом, — говорит Хломов. — Мне кажется, это вполне корректное сравнение. До недавнего времени в интернете вообще не было никаких общепринятых правил. Администратор каждого ресурса сам определял, как пользователи могут себя вести. Сейчас вырабатываются новые правила, идёт установление границ дозволенного. По мере того, как интернет становится частью нашей реальности, вырабатывается новая этика общения. Ещё несколько лет назад никто не мог подумать, что из-за комментариев в соцсетях можно будет потерять работу. А сейчас это уже вполне вероятно. Киберпространство больше не отдельная среда — это часть нашей жизни. И если раньше человек в интернете был как будто в шапке-невидимке и мог говорить и делать всё, что угодно, то теперь наступает эпоха персональной ответственности каждого за своё поведение в Сети».

Иллюстрации: Аня Орешина

www.wonderzine.com

Кибербуллинг. Травля в интернете и что с ней делать

Непонятные люди пишут гадости в социальной сети, преследуют в онлайн-игре и спамят оскорбления в Viber. Кто они и зачем эта ненависть без причины? И главное – как с ними бороться.

Обидеть человека легко, а в интернете сделать это ещё легче. Никто не застрахован от ярости анонимов. Они с одинаковой лёгкостью обрушиваются на школьников, политиков и звёзд.

Мы разобрались в феномене травли в интернете и собрали полезные советы для борьбы с ней.

Кибербуллинг. Что это и откуда взялось

В английском языке есть термин «bully». Это грубый аналог российского «хулиган». Так в школах США называют проблемных детей и подростков. Они начинают драки, предпочитают решать вопросы насилием и не подчиняются взрослым. «Bully» считают правыми тех, кто сильнее. Другие критерии не принимаются. Кибербуллинг – аналог такого поведения в интернете.

Моника Левински стала «нулевым пациентом» кибербуллинга. Фото ted.com

Первый случай кибербуллинга произошёл в 1998 году в США. В то время интернет был молод и не так развит, как сегодня. Этого хватило для уничтожения репутации молодой стажёрки из Белого дома Моники Левински. СМИ и общественность обсуждали скандал вокруг её сексуальной связи с президентом США Биллом Клинтоном. Параллельно почту Моники Левински завалили письма с угрозами и насмешками, хулиганы обзванивали её знакомых и распространяли новые слухи. Следующий раз женщина появилась на публике на конференции TED в 2015 году, где рассказала о своём опыте борьбы с травлей.

Сегодня жертвами кибербуллинга чаще всего становятся дети и подростки. Мишенью рискует стать и взрослый, но для них придумали другие термины. Травля в интернете – явление интернациональное. В России на неё обратили внимание недавно, поэтому объёмных исследований о российских реалиях нет.

Теоретической основой кибербуллинга занимается общественная организация “Региональный общественный центр интернет-технологий” (далее – РОЦИТ). Его ведущий аналитик Урван Парфентьев уверен, что агрессия в рунете часто связана с национальными или социальными мотивами. Это делает её ещё опаснее.

За травлей в интернете могут стоять посторонние люди, отрабатывающие заказ. Фото dailystorm.ru

Главное отличие кибербуллинга от других видов агрессии – анонимность. Участники травли скрываются под чужими именами или никнеймами. Они могут лично знать жертву или действовать по наводке ради веселья.

Кибербуллинг – не проверка коллективом. Это целенаправленное унижение человека. Неважно за что. Причиной травли в интернете может стать что угодно: хорошие оценки, внешнее отличие или необычная причёска.

Травля в интернете – проблема для подростков

Большая часть жизни ребёнка так или иначе связана с интернетом и мобильным телефоном. Виртуальный мир воспринимается как продолжение реального. Поэтому ребёнку важно чувствовать себя в безопасности в киберпространстве.

В социальных сетях тролли собираются в специальные сообщества. Одним из самых крупных на территории СНГ долгое время оставался «Troll for fun» в “Живом журнале”. С 2013 года аккаунт молчит. Сейчас в большинстве крупных российских городов действуют локальные группы ненависти.

Каждый пятый российский подросток в возрасте 12-17 лет встречался с буллингом в реальной и виртуальной жизни.

Большая часть обидчиков не знакомы со своей жертвой. Фото ridus.ru

В 2009 году тогдашний президент России Дмитрий Медведев завёл аккаунт в социальной сети «ВКонтакте». На его страницу посыпались сотни сообщений, часто – иронизирующие. Среди них выделялось пожелание от молодой жительницы Мурманска Натальи. Она искренне поздравила президента с наступающими праздниками и поблагодарила за работу. После этого страницу девушки атаковали интернет-тролли. Они угрожали ей и оскорбляли. Наталья сначала закрыла свой аккаунт, потом навсегда удалилась из «ВКонтакте».

Дети и подростки тяжело переживают травлю в интернете. Стресс грозит депрессией, снижением самооценки и развитием других расстройств. У подростков не успевают сформироваться механизмы самозащиты, они пока не могут отделить себя от окружающих событий. По словам руководителя линии помощи «Дети онлайн» Галины Солдатовой, 41% обратившихся к ним испытывают проблемы при о

reputation.moscow

Интернет-травля — Википедия

Интернет-травля[1][2][3] или Кибертравля [4][5] — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

Для обозначения явления также используются англицизмы кибермо́ббинг — это термин, пришедший из английского языка (от англ. Cyber-Mobbing), также Интернет-моббинг (Internet-mobbing), кибербуллинг (Cyberbullying).

Травля осуществляется в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства. В том числе в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) в социальных сетях, а также через размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo и других) непристойных видеоматериалов, либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).

Лица, совершающие данные хулиганские действия, которых часто называют «Булли» или «Мобберы», действуют анонимно, - так, что жертва не знает от кого проистекают агрессивные действия.

Основные отличия травли в интернете от «традиционной» травли

Обычно под травлей понимают групповой психологический террор в виде косвенной или прямой травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его увольнения.

В широком смысле травля представляет собой систематическое, повторяющееся в течение длительного времени третирование, оскорбление, унижение достоинства другого человека, например, в школе, на рабочем месте, в тюрьме, и через Интернет, и так далее. Типичные действия, осуществляемые при травле — это распространение заведомо ложной информации (слухов и сплетней) о человеке, насмешки и провокации, прямые оскорбления и запугивание, социальная изоляция (бойкот и демонстративное игнорирование), нападки, ущемляющие честь и достоинство человека, причинение материального или физического вреда.

К формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавляются возможности всемирной паутины, благодаря чему она приобретает следующие функции:

  • Круглосуточное вмешательство в личную жизнь. Травля не имеет временного или географического ограничения. Нападки не заканчивается после школы или рабочего дня. Киберхулиган (моббер) круглосуточно имеет прямой доступ через технические средства к жертве: мобильный телефон или профиль в социальных сетях и электронная почта. Благодаря постоянным номерам и учётным записям жертва не защищена от нападок и дома.
    • С другой стороны, не очень настойчивого и способного хулигана можно занести в чёрные списки и помечать его сообщения как спам.
  • Неограниченность аудитории, быстрота распространения информации. Сообщения или изображения, пересылаемые электронными техническими средствами, очень трудно контролировать, как только они оказались онлайн. Например, видео легко копируются с одного интернет-портала на другой. Поэтому размер аудитории и поле распространения кибермоббинга гораздо шире «обычной» травли. Тот контент, о котором уже давно забыли, может вновь попасть на глаза общественности, и жертве будет трудно его нейтрализовать.
  • Анонимность преследователя. Киберпреступник не показывает себя своей жертве, может действовать анонимно, что обеспечивает ему — пусть и кажущуюся — безопасность и нередко увеличивает срок его негативной «кибер-активности». Незнание жертвой, кем является тот, «другой», кто её третирует, может запугать её и лишить покоя[6].

Жертвы интернет-травли

Дети, которые стали жертвами травли в Интернете, как правило, уже ранее были её жертвами в реальной жизни. В большинстве случаев, основной удар преследователя приходится на внешний вид, на «аватар» подростка или взрослого (например, слишком худой или слишком толстый и так далее).

Основное количество жертв и их преследователей приходится на возраст между 11-16 годами — пубертатный период, характеризующийся высокой чувствительностью к любым оскорблениям, слухам и социальным неудачам.

Это не играет роли, научены ли подростки обращаться с конфликтами, уметь выходить из конфликтной ситуации, активно обороняться или имеют широкий круг друзей, которые могут их поддержать. В действительности мы наблюдаем, что наиболее социально адаптированные и приспособленные ученики, которые избегают конфликтов, очень легко могут стать целью кибермоббинга. Терапия при сложных нарушениях может длиться около 3-х месяцев. Основная цель терапии — заново помочь создать положительное социальное окружение, в котором дети себя будут чувствовать полноценно, освободить их от цепей социальной изоляции. Длительное воздействие на ребёнка кибер-террора приводит к сильному нарушению его самооценки и чувства собственного достоинства. …Ужасающее воздействие такого нового феномена, как кибермоббинг вызвало к жизни различные общественные и государственные инициативы для поддержки развития у детей медиакомпетенций и запуску превентивных проектов, направленных против кибермоббинга. Так в 2009 году в Евросоюзе была запущена «Safer Internet Programme» ,) в которой участвуют 26 стран ЕС.

— Иоахим Вальтер (Joachim Walter) детский психиатр Гамбург[7]

Зачастую жертвы не могут получить адекватную помощь от родителей или учителей, так как до сих пор последние не владеют опытом и знанием о данной проблематике.

Преследователи

В осуществлении преследований участвует примерно равное количество мальчиков и девочек. Исследование 2008 года показало, что 16 % из опрошенных людей сами когда-либо занимались травлей в Интернете, а 40 % из них воспринимали данное действие как шутку, проделку.

Формы травли по классификации Нэнси Виллард (Willard, 2007)

  • Оскорбление (англ. Flaming). Как правило, происходит в открытом публичном пространстве Интернета, посредством оскорбительных комментариев, вульгарных обращений и замечаний.
  • Домогательство (англ. Harassment). Целенаправленные, систематические кибер-атаки от незнакомых людей, пользователей социальных сетей, людей из ближайшего реального социального окружения.
  • Очернение и распространение слухов (англ. Denigration). Намеренное выставление жертвы в чёрном свете с помощью публикации фото- или видеоматериалов на Интернет-страницах, форумах, в новостных группах, через электронную почту, например, чтобы разрушить дружеские отношения или отомстить экс-подруге.
  • Использование фиктивного имени (англ. Impersonation). Намеренно выдавать себя за другого человека, используя пароль жертвы, например, для того, чтобы оскорбить учителя.
  • Публичное разглашение личной информации (англ. Outing and Trickery). Распространение личной информации, например, интимных фотографий, финансового положения, рода деятельности с целью оскорбить или шантажировать, например, экс-партнера.
  • Социальная изоляция (англ. Exclusion). Отказ общаться (как на деловом, так и на неформальном уровне), исключение из Instant-Messenger’a группы или игрового сообщества и так далее.
  • Продолжительное домогательство и преследование (англ. Cyberstalking). Систематическое (сексуальное) преследование кого-либо, сопровождающееся угрозами и домогательствами.
  • Открытая угроза физической расправы (англ. Cyberthreats). Прямые или косвенные угрозы убийства кого-либо или причинения телесных повреждений.

Причины травли

  • Страх: чтобы не стать жертвой травли чаще примыкают к активной, предположительно сильной группе коллектива.
  • Завоевание признания: потребность «выделиться», быть на виду, завоевать влияние и престиж в группе.
  • Межкультурные конфликты: национальные различия в культуре, в традициях, в языке, нетипичная внешность.
  • Скука: например, от скуки негативно прокомментировать чью-либо фотографию.
  • Демонстрация силы: потребность показать своё превосходство.
  • Комплекс неполноценности: возможность «уклоняться» от комплекса или проецировать его на другого. Большая вероятность стать причиной насмешек из-за чувства своей ущербности.
  • Личностный кризис: разрыв любовных отношений, дружбы, чувство ненависти и зависти, неудачи, провалы, ошибки.

Интернет-травля в учебном заведении

Учителям не всегда просто удается вовремя обнаружить случаи интернет-травли в школе на этапе их возникновения. Как правило, учителя узнают о случае травли достаточно поздно, на этапе эскалации конфликта. Упреждающие меры по узнаванию кибер-террора в школе могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.

Возможные признаки интернет-травли в школе:

  • Анонимность «почтового ящика». Ученики с помощью своего почтового ящика получают возможность осуществлять травлю анонимно. Необходимо учитывать тот факт, что эти анонимные почтовые ящики могут быть использования для травли других учеников.
  • Ухудшение психологического климата в классе. Если отношения между учениками в классе все чаще приобретают недружественный характер, увеличивается частота конфликтов, то это способствует развитию травли.
  • Разрыв дружественных связей между учениками.
  • Школьные мероприятия. Во время различных школьных мероприятий: экскурсионные поездки, праздники, конкурсы, спортивные состязания становится видно, насколько сплочен классный коллектив, становится осязаемой «линия надлома» межличностных отношений внутри класса.

Симптомы, проявляющиеся у жертв интернет-травли

  • Ухудшение показателей здоровья. Сюда могут относиться такие симптомы, как головная боль, боль в животе, проблемы со сном, подавленное настроение[8].
  • Изменение поведения. Сигналом для тревоги может послужить неожиданная замкнутость и закрытость ученика, снижение успеваемости в школе, отстраненность от реального мира, частое пребывание в мире фантазий и в мире онлайн-игр.
  • Пропажа личных вещей ученика. Неожиданное исчезновение любимых вещей ученика и денег, которое легко могут заметить родители.
  • Недооценка серьезности и умаление значение кибер-террора. Жертвы травли на первом этапе общения со взрослыми зачастую скрывают случаи кибер-травли, которые осуществляют с ними другие ученики или умаляют их значении в глазах взрослых. Если есть серьезные подозрения на наличие кибер-террора, необходимо провести повторную беседу с учеником и усилить наблюдение за ним.

Защита от интернет-травли

Как только кто-то становится жертвой травли, так сразу к нему приходит ощущение полной беспомощности. Словесные аргументы или просьбы оставить в покое не имеют шансов в борьбе с анонимной кибермоббинг группой. Низкая самооценка жертвы обостряет ситуацию отчаяния и беспомощности. Оставшись «наедине» с преследователем, трудно ожидать помощи или поддержки со стороны: если негативное видео попало в сеть, то за короткий период времени оно наберет большое количество просмотров. Как следствием может стать незамедлительная социальная стигматизация жертвы.

Родители должны подробно расспросить ребёнка о случившемся прецеденте травли и информировать о нём школу. Взрослые могут также помогать детям и подросткам в противостоянии кибертеррору: например, могут сообщить полиции, выступить в качестве медиатора в разрешении конфликта.

Совершенствование знаний и понимания в области медиакомптенций родителей, педагогов и воспитателей — лучшая профилактика в борьбе с преследованием.

Реакция на интернет-травлю

Быстрые и превентивные действия против моббинга смягчают, а в лучшем случае предотвращают эскалацию конфликта.

Большинство жертв не отваживается обратиться за помощью и предать огласке их травлю, потому что боятся оказаться полностью изолированными от социального окружения.

Первая помощь, помощь самому себе при интернет-травле

Повсюду в цифровом мире, как и в реальной действительности, распространяется принцип всеобщей ответственности: все люди ответственны за то, что они смотрят, что они делают, что они публикуют в Интернете.

Международный опыт борьбы с интернет-травлей

Восточная Азия

Южная Корея

В 2007 году разработала законопроект, направленный на борьбу против травли в Интернете.[9]

Европа

Франция

В мае 2011 года Министр образования Франции совместно с поддержкой Facebook постановила: преследователи должны быть идентифицированы и при определенных обстоятельствах освобождены от занятий или исключены из школы. Учителя обязаны вести учёт контента блогов.[10]

Германия

В Германии кибермоббинг не имеет собственной объективной стороны преступления, но тем не менее отдельные его стороны наказуемы. Кибермоббинг в Германии причисляется к дели́кту — частному или гражданско-правововому проступку, который влечет за собой высшее наказание для взрослых до 10 лет. Подростки, как правило, подвергаются меньшему наказанию — до 5 лет ареста или принудительным исправительным работам. Существует закон о «защите прав молодого поколения», в которых существуют параграфы, регулирующие использование медиа.

США

В США в 2009 году прецедент кибербуллинга (кибермоббинга в английском написании), даже со смертельным исходом не попал под существующее законодательство. Федеральный судья США снял обвинение с пятидесятилетней матери, так как она была зарегистрирована не под своим именем. По мнению судьи, она не смогла разобраться в многочисленных пунктах условия договора присоединения, прочла его не внимательно и подписала.

Вместе со своей тринадцатилетней дочерью она под фальшивым профилем осуществляла третирование знакомой дочери в социальной сети MySpace, что привело к суициду последней.[11]

В штате Миссури в 2008 году был введён закон против кибермоббинга, который был вызван самоубийством подростка, имевшим широкий общественный резонанс.[12]

В штате Нью-Дже́рси в результате суицида одной студентки были приняты строгие законы против моббинга в школе и в высших учебных заведениях.
Весной 2011 года в Белом доме в Вашингтоне состоялась антимоббинг-встреча на высшем уровне. На встрече представители Facebook объяснили, что в будущем планируют создать отдел медиации по спорам.

Россия

В России отсутствует законодательная база, определяющая преследователей и жертв травли. Но гражданская инициатива и социальные службы, понимая проблему травли в учебных заведениях, уже начали работу по консультированию и открыли телефон горячей линии при Комитете по социальной политике города Санкт-Петербург правительства Санкт-Петербурга РФ — (812) 387-4211 — круглосуточно[13]

Также существует группа в социальной сети Вконтакте.ру «Анти-КиберМоббинг» (Anticybermobbing). В которой можно получить консультацию в реальном времени.

В Москве существует бесплатная служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета «Дети онлайн» — 8-800-25-000-15 с 9 до 18 МСК по рабочим дням. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет.[14]

Использование современных коммуникационных технологий для травли

Технологии Позитивное использование Возможные злоупотребления
Мобильные телефоны 1. Возможность отправки сообщений формата SMS и MMS

2. Съемка и публикация в сети Интернет фото- и видеоматериалов

3. Использование доступных приложений мобильного телефона (игры, прослушивание музыки, заметки)

4. Доступ к сети Интернет, использование поисковых серверов и отправка электронных писем

5. Возможность использования ребёнком мобильного телефона в случае чрезвычайной ситуации

1.Систематически осуществлять анонимные звонки и отправлять оскорбляющего или угрожающего рода сообщения

2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет (например, Happy Slapping)

Instant Messenger (IM) 1. Общение с помощью чата

2. Быстрая и эффективная возможность оставаться на связи

1. Рассылка сообщений, фото- или видеоматериалов оскорбительного или непристойного характера
Чат 1. Люди со всего мира могут обсуждать общие темы в группах.

2. Хорошая возможность для знакомства с другими людьми

1. Отправлять анонимные угрозы или оскорбления.

2. Создание групп, в которых намеренно игнорируются определенные люди.

3. Выстраивание фальшивых дружеских или родственных отношений (чтобы узнать личную, интимную информацию). Возможные последствия: распространение слухов, психологический террор.

E-Mail 1.Электронные письма, картинки, сведения быстро и эффективно отправлять в любую точку мира. 1. Рассылать злые и негативные сообщения.

2. Рассылать непристойные материалы (видео, картинки или компьютерные вирусы).

3. Взлом другого аккаунта, для использования личного E-Mail для рассылки различной информации или для его удаления.

Веб-камера 1. Делать фото и снимать видео.

2. Видеть другого человека на экране и вести с ним диалог.

3. Проводить видеоконференции.

1. Снимать и рассылать непристойные фото и видео.

2. Убеждать или принуждать молодых людей к непристойным действиям.

3. Публиковать в Интернете личные фото и видео материалы после расставания, чтобы опозорить бывшего парня/девушку.

Социальные сети 1. Вступать в контакты с друзьями, знакомится с новыми людьми, назначать встречи.

2. Возможность креативно проявлять себя в Интернете, например, публиковать свои музыкальные сочинения. 3. Создавать свой личный профиль и свою домашнюю страницу, редактировать её содержание.

1. Писать обидные комментарии к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.

2. Распространять непристойное видео и фото.

3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека (например, рассылка сообщений с этого аккаунта, дополнение лживой информации).

4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека.

5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека.

Видео-порталы 1. Скачивать интересное и развлекательное видео, загружать своё видео. 1. Непристойное, компрометирующее, позорящее другого человека видео публиковать в Интернете.

2. Личные фотографии (в основном эротического содержания) после разрыва отношений публиковать в Интернете с целью досадить бывшему партнеру/партнерше.

Система управления обучением 1. Помощь для самостоятельного обучения.

2. Предоставление учебных материалов, домашних заданий, рефератов.

1. Писать непристойные новости.
Игровые порталы, виртуальные миры 1. Во время онлайн-игр общаться с игроками всего мира (письменно и устно).

2. Виртуальные миры позволяют пользователям создавать свои аватары, которые репрезентируют их авторов другим пользователям в виртуальном мире.

1. Опытные игроки заведомо выбирают себе слабых соперников и убивают их персонажей.

2. Намеренное удаление игрока из группы или игровых событий.

Кибермоббинг в кино

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Кибербуллинг нашего времени. Как противостоять травле в интернете | Психология жизни | Здоровье

Современные массовые коммуникации (в первую очередь — интернет) обусловили гигантский скачок технического и интеллектуального развития человечества. Вместе с этим они породили новые глобальные проблемы (а многие существовавшие вывели на новый уровень). 

Феномен травли (по той или иной, часто вовсе не важной причине) благодаря развитию социальных сетей стал глобальным. Теперь можно посылать человеку угрозы, оскорбления, всячески усложнять ему жизнь массово, постоянно, анонимно и оттого часто безнаказанно. Так была порождена особая современная форма травли: кибербуллинг. 

АиФ.ru поговорил с людьми, которые стали жертвами кибербуллинга, а также попросил эксперта рассказать, как противостоять интернет-травле. 

Валерия

Я всегда знала о понятии кибертравли, но никогда не думала, что это коснётся меня. В определенный период жизни на меня навалилось все самое нехорошее сразу: проблемы с родителями, учебой, друзьями. Мой лучший друг отвернулся от меня, поверив россказням о том, что я осуждаю его за спиной. Затем он начал встречаться с той девушкой, которая специально нас поссорила. Мне было плохо морально. Дальше началось самое «веселое». На сайт, на котором был мой профиль, мне стали приходить десятки анонимных сообщений: «У тебя никогда не будет друзей, мужа, семьи. Ты лживая, страшная, никому не нужная». Потом я узнала, что все сообщения были написаны моим бывшим лучшим другом и его девушкой. После очередного сообщения (с текстом «Ты настоящая сволочь») я сломалась. Внутренняя боль стала невыносимой, я даже не помню, как сделала надрез на руке. После этого случая меня отгородили от интернета, забрали пароли от всех сайтов, записали к психологу. Однако полностью оправиться от этой истории я не могу до сих пор.

Мария

Был странный и неприятный случай с моим братом. Он художник, яркая и творческая личность, ему всегда нравилось проявлять себя. Но в какой-то момент ему начали приходить странные сообщения в соцсетях: неизвестные люди оскорбляли его, писали, что у него нетрадиционная сексуальная ориентация, критиковали его внешность. Сначала он не придавал этому значения, но через несколько дней активной травли слова начали въедаться в голову, все это ужасно расстраивало его. Это низко, когда люди не могут ничего сказать в лицо, но считают себя обязанными писать что-то в интернете.

Елизавета

В пятом классе я общалась с ребятами, которые на 1-2 класса меня старше, а девочкам из их окружения это очень не нравилось. Они создали фейковую страницу в социальной сети и на протяжении недели писали мне самые оскорбительные вещи. Сначала я пыталась разобраться, кто и за что оскорбляет меня. Маме плакалась, в школу ходили разбираться даже. Потом мне стало абсолютно все равно, ведь ничего, кроме глупых оскорблений, эти люди сделать не могли.

Дарья

Это произошло, когда я переходила в новую школу, в 9 класс. Для меня это было достаточно важным событием, я волновалась, переживала, боялась, что не найду друзей. Первого сентября в школе все было нормально, я познакомилась с коллективом и классным руководителем. Однако в конце дня в интернете на меня посыпался шквал негатива, в основном от анонимов. Эти люди писали мне о том, что я должна уйти из школы, что никто не будет со мной общаться, что я никому не понравилась, мне также угрожали. Первое гневное сообщение вызвало у меня непонимание и недоумение: что я плохого сделала, а главное — кому? Второе, третье, четвертое... Становилось все страшнее и неприятнее, сообщения сыпались. Это продолжалось около недели: на каждый мой ответ анониму я получала несколько еще более жестких сообщений. Эта ситуация портила мне настроение, я днями ходила сама не своя. Но в одночасье это изменилось: я получила сообщение от девочки из параллельного класса, в котором говорилось о том, что травля в интернете — это все пустое, что из-за такой мелочи не стоит грустить. Я задумалась над её словами и поняла, что она права. Я перестала отвечать на гневные сообщения, перестала грустить и стала вливаться в коллектив. Травля в интернете не стоит слез и переживаний, так как это делают люди, которые зачастую просто боятся сказать что-то вживую. Либо они завидуют, либо имеют свои проблемы, от которых отвлекаются, выливая гнев на других людей.

АиФ.ru обратился к экспертам за советами: как быть тем, кто подвергается травле в интернете?

Кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ Федор Винокуров:

Нужно перестать быть жертвой. Травят всегда самых уязвимых: тех, кто ведет себя неуверенно и чего-то боится. Осознание и демонстрация своих сильных сторон позволит прекратить буллинг. Тот, кто уважает себя, сам заслуживает уважения. 

Психолог, экзистенциальный терапевт Таланцева Юлия:

Способов есть несколько:

  • Важно удалить личную информацию из открытых источников (адрес, улица, дом, квартира). 
  • В социальных сетях есть такая опция, как бан. Можно пожаловаться администрации, и агрессора заблокируют. 
  • Игнорирование сообщений от агрессора. Есть шанс, что ему это надоест, поскольку он не получает от жертвы необходимой ему реакции: страха и тревоги. 
  • В сложных случаях нужно делать скриншоты переписки с оскорблениями и угрозами и обращаться в полицию. 

Анастасия Ромашова, АиФ.ru: В социальных сетях есть так называемые «тролли». Они пишут незнакомым людям различные оскорбления. Также некоторые пишут гадости на страницах умерших людей. Как вы считаете, чем руководствуются эти люди? Получают ли эти люди удовольствие от своих провокаций?

Таланцева: Да, удовольствие они получают. Несколько странное для нас, но понятное для них. 

Удовольствие от того, что унизили. Удовольствие от превосходства над кем- то. 

Когда пишут на страницах умерших, тем самым дают понять, что они выше всех норм, выше всех правил и стандартов. 

Что никакие нормы и мораль им не указ. При этом большинство из них достаточно трусливы и дальше угроз в интернете не заходят. В интернете все смелые. 

А если говорить о стремлении к превосходству, то это признак травмы в прошлом. Человек с благополучным детством так вести себя не будет. И здесь я говорю не о финансовом благополучии (накормлен, напоен, новый айфон и т. д.), а о психологическом: здоровая обстановка в семье и любящие родители. Часто к превосходству могут стремиться дети из семей, где есть авторитарный родитель, который подавлял ребенка. Родителю ребенок отпор дать не может. Он может лишь нести свою агрессию вовне и самоутверждаться за счёт других, более слабых. Тема сложная, требует психологической проработки. 

— Каков психологический портрет современного «тролля»?

Винокуров: «Тролли» достаточно хорошо изучены психологами. Такое поведение свойственно мужчинам с психопатией и садистскими наклонностями. Психопаты бесчувственны и не умеют сопереживать. При этом они хорошо различают эмоции других людей (потому что свои не отвлекают) и манипулируют ими в своих целях. Для садиста такой целью является удовольствие от негативных эмоций жертвы.

Таланцева: Я всегда говорю: «Счастливый человек не будет нести зло». И полагаю, что все люди, занимающиеся троллингом, имеют травмы в прошлом. Это человек, которому важно ощущать свое превосходство, поднимая самооценку за счет унижения других. 

— Чем опасна травля в интернете?

Винокуров: Травля в интернете опасна для тех жертв буллинга, которые в реальной жизни научились только убегать. Например, менять школу или работу. Отказаться от интернета в современных реалиях сложно, а бежать в нем, по сути, некуда: все равно достанут.

Таланцева: Травля в интернете опасна разными последствиями. Часто травят детей. По статистике почти половина российских детей подвергались различным видам буллинга. Часто они боятся сообщить об этом родителям, пугаются, замыкаются в себе, у них появляются страхи и фобии. А ведь кибербуллинг может перейти в реальную травлю. 

Не каждый человек умеет грамотно защитить себя от агрессии в интернете. Не каждый умеет выйти из негативного взаимодействия. Это касается и детей, и взрослых. 

Этому нужно учиться и не бояться идти к психологу, чтобы уметь выстраивать свои границы, отстаивать себя и не бояться агрессии. Важно понимать, что дело в агрессоре, и не перенимать на себя его проблемы. Уметь закрыться и уйти из взаимодействия.

aif.ru

Помоги себе сам. Как жертвы кибербуллинга в России справляются с травлей в интернете

Чтобы разобраться в причинах возникновения интернет-травли, мы поговорили с человеком, который в ней участвовал, пользователем «Двача» Николаем (имя изменено по просьбе героя):

— Как вы попали на имиджборд?

— Всё началось с онлайн-игры. Мне было 15 лет, я играл в клон Lineage, и там была девушка, которая выражала ко мне некую симпатию, мы много общались, говорили на какие-то даже личные темы. И однажды она сказала: «Тебе зайдет „Двач“. Попробуй». Ну и сбросила она мне ссылку, да и сразу на раздел b/.

Мне по началу «Двач» вообще не понравился. Некоторые треды вызвали у меня прямо отторжение. Представь себе: неподготовленный человек заходит в b/ и ****** (удивляется — прим. ред.). Я с ужасом скрыл все ссылки и не вспоминал об этом ещё год.

Уже потом, когда мне стало просто скучно, я вспомнил про такой желтенький сайт с колобком. Зашёл, посмотрел другие разделы и остался. Сидел в основном в «Книгаче», в «Сексе и отношениях» и просто листал, искал что-то интересное.

Уже лет в 18 я познакомился с моим другом, которого мы назовем, наверное, Василием, и он меня начал знакомить с b/-шкой. Он мне в шутку говорил, что оттуда нужно бежать, что это сделает меня недочеловеком. И это, конечно, сподвигло меня разобраться. Как-то так и остался там.

— А того отторжения, что раньше, уже не было?

— Было первое время. Поначалу твоя система ценностей просто не принимает того, что кто-то смотрит на трансов, детское порно и расчленёнку за одну минуту, листая ленту. Но ты остаешься там, пытаясь понять, как вообще это можно терпеть. И в итоге привыкаешь, у тебя типа порог принятия становится шире.

Это, на самом деле, закаляет. Ты там смотришь на то, как топчут котиков, отрезают людям руки, и постепенно привыкаешь к этому. Ты же не сам это делаешь. Конечно, если ты увидишь это в реальной жизни, тебя это шокирует, но, наверное, уже не так сильно, как того, кто не видел этого даже на видосах.

— Когда вы участвовали в своей первой травле?

— Это был 2014 год. Тогда травили Аню Солевую, и меня зацепило, что это произошло в моем родном городе. Я решил, что это будет мой интерактив: мы ходили по адресам, искали общих знакомых и добывали новую информацию. Всё, что я добывал, я сливал в тред. Тогда у меня, правда, не очень получилось, но я старался, и мне понравилось. Ну и лулзы людям доставил.

Кроме лулзов мотивировала разве что только борьба с человеческой тупостью. На мой взгляд, ситуация, в которой тёлку угашивают солями, *** (насилуют — прим. ред.) её по кругу, а потом выкладывают в интернет — это невероятная тупость. Такие люди в какой-то мере заслуживают, чтобы на сгухе посидеть [отправиться в тюрьму — прим. ред.].

— Какая в итоге была реакция тех, кого вы травили?

— Анна огораживалась от всего, что происходило: страницу удаляла, никому не отвечала, уехала куда-то. Для одного парня собрали группу поддержки, якобы он никого не насиловал. Это было презабавно, потому что он всё-таки там был, и значит, так или иначе соучастник: не обратился никуда, не ушел со спокойной душой, чтобы друзей не кидать. Короче, он тоже виноват.

В этом, конечно, ничего нового не было: все жертвы травли или умоляют, чтобы это закончилось, или полностью огораживаются. Всё всегда идет по одному сценарию, хотя нужно бы просто расслабиться: ты же уже ничего с этим не сделаешь.

— Что вы лично после этого чувствовали?

— Мне было прикольно именно участвовать, наблюдать, искать инфу и играть в детектива. Это всё весело.

— Что может сподвигнуть на коллективную травлю?

— Наверное, какой-то вопиющий общественно важный случай. Был набег, когда школьники убили мужика, скидывая с большой высоты колеса. И их никто не мог найти. С помощью социальной инженерии тогда анонами подбирались пароли к соцсети Mail.ru «Мой мир». И взломали тех самых школьников, а они там обсуждают убийство, шлют друг другу смайлики и писали что-то типа «да ты ж мой убийца». Ну это крайняя степень тупости, и это дело скинули в прокуратуру.

Вот это вопиющая ситуация. Они нанесли травму человеку, не вызвали скорую, из-за чего он умер, да еще и так к этому относятся. Ну это уроды, и их травить нужно было. Самая жесткая травля — через суд. Но и просто, конечно, было; аноны ещё и родственников, воспитавших их, потравили.

— Короче, когда есть не только противозаконная ситуация, но когда есть еще и эмоциональная составляющая, это может зайти.

— Использовали ли вы анонов в личных целях? Например, чтобы насолить какому-то знакомому или бывшей девушке?

— Ни разу. Анон не твоя личная армия. Люди, которые думают, что смогут анона использовать, очень тупые. Даже если ты попал в трудную ситуацию, в которой прав, и просишь помощи на «Дваче», тебя самого затравят. Просто никто не будет заниматься этим, потому что ты так захотел. Организовать травлю можно, если показать анону профиты или лулзы. Если будет неинтересно, затравят тебя. Если интересно, затравят таргет и тебя, потому что это по приколу. Инициировать травли глупо. Если она уже где-то идет, то можно вписаться.

— А как к этому относятся люди из «реальной жизни»? Вас пытались отговорить?

— В основном никто ничего не афиширует. Я так не делаю, например. Ну и заметить такого человека невозможно. Многие к этому относятся так: «В жизни я нормальный человек, а здесь будут выливать из себя всю чернь».

Я тоже ничего особо не афиширую. Знают друзья, которые сами сидят там. Так что отговаривать некому.  Что происходит на «Дваче» остаётся на «Дваче».

— Чем вы занимаетесь в обычной жизни?

— Я бы не хотел говорить. Можно сказать, что танцами, например.

— Что должно вас сподвигнуть бросить всё это дело?

— Деанонимизация, конечно. Если не будет анонимности, «Двача» не будет. Его сути уже не будет.

К началу

Как справиться с травмой от кибербуллинга?

Для того чтобы прекратить травмирующий опыт, насилие следует прервать. «Например, перестать ходить в социальные сети на какое-то время. Но остановить насилие нужно обязательно», — говорит психолог Антон Сорин.

Уже вне ситуации насилия важно проанализировать, как она возникла. «Сделав выводы, следует найти тот социокультурный контекст, в рамках которого наше мироощущение будет уместно и делиться им будет комфортно, не вызывая раздражения окружающих. Менять контекст, который нас не воспринимает, бессмысленно — это приведёт лишь к ещё более травматичному опыту», — поясняет психолог.

Полученную травму нужно осознать и принять как данность, стараясь убедить себя, что она не обязательно повторится снова. «С полученной травмой уже ничего сделать нельзя, она есть. Но мы можем двигаться дальше. Очень важно не распространять наш травматичный опыт на другой социальный контекст, который мы для себя нашли, и не бояться возобновить общение с миром. А возобновить его нужно обязательно, закрываться ни в коем случае не стоит».

***

Анна Роддик, 26-летняя москвичка, столкнувшаяся с кибербуллингом, выбрала пропускать многочисленные оскорбительные комментарии в сети мимо глаз и ушей.

С кибербуллингом Роддик столкнулась два года назад, когда стала активнее и регулярнее вести блог на одной из российских блог-платформ. «Примерно тогда же я начала принимать активное участие в местном девичьем сообществе», — рассказывает девушка.

«Популярность моего блога стала расти: я заметила, что после стычек в комментариях и участия в жарких дискуссиях всегда прибавлялось по 5–10 новых подписчиков. А молчать я не люблю и во всех остросоциальных всегда активно участвую. Так моё имя людям запомнилось, и через какое-то время меня начали обсуждать, причём далеко не в позитивном ключе».

По словам Роддик, её имя стало мелькать не только в женском сообществе, но и в других. Оппоненты девушки не жалели слов: в ход шли подробности её личной жизни, которые они находили у неё в блоге и аккаунтах в социальных сетях, её внешность, увлечения, род занятий.

В день оскорбительных комментариев могло набраться под сотню. «Мои попытки ответить на них делали только хуже, — признается Роддик. — Что бы я ни написала, это вызывало ещё большую волну агрессии и оскорблений, которая ввергала меня подавленное состояние. Все эти комментарии заставляли сомневаться в себе, в том, чем я реально горжусь».

Роддик регулярно оставляла жалобы администраторам блог-платформы, и они реагировали довольно быстро, закрывая сообщества с оскорблениями. Однако тролли тут же создавали новые.

«В итоге я выработала для себя идеальную схему. Когда я высказываю непопулярное мнение в каком-то сообществе и потом вижу новые упоминания моего ника, я открываю их, смотрю заголовок треда и, если это тот самый тред, где я противоречиво высказалась, я просто закрываю его и отключаю уведомления. Так моя психика остается целой и невредимой, и при этом я не лишаю себя общения в сети, которое, за исключением буллинга, всё-таки доставляет мне удовольствие», — поясняет Роддик.

К началу

team29.org

Кибербуллинг: чем он опасен и как защищаться от интернет-травли?

В кибербуллинге используются те же методы психологического насилия, что и при травле в реальности: оскорбления, угрозы и запугивание, распространение клеветы, насмешки, социальная изоляция. В кибербуллинге нет физической формы травли (порчи имущества и побоев), но это не делает его менее опасным.

Особенно это касается подростков: мы недооцениваем, насколько для них важен образ в социальных сетях. В июле 2017 года Mediascope исследовал аудиторию социальной сети Вконтакте в возрасте от 14 до 25 лет. Исследование показало, что 62% парней и 76% девушек переживают, что про них в интернете узнают что-то личное. При этом 61% отметили, что чувствуют себя в интернете комфортнее: нравятся себе в социальной сети так же или даже больше, чем в реальности.

Кроме того, нельзя забывать, что на фоне гормональных процессов подростки реагируют эмоциональнее. Они тяжело переживают социальное одиночество. Informburo.kz рассказывает, что такое кибербуллинг, чем он опасен и как противостоять интернет-травле.

Кто и почему участвует в травле

Чтобы выяснить, почему люди участвуют в травле, мы поговорили с Кудияровой Анной Мергенбаевной – психоаналитиком и директором Института психоанализа Центральной Азии.

Анна Кудиярова объяснила: «К травле присоединяются те, у кого низкий уровень культуры, отклонения в психическом развитии. Эти люди получают удовольствие, когда причиняют кому-то боль. При этом они могут даже не осознавать этого. Их самих можно пожалеть: зачастую это люди, которых в детстве обижали, унижали, били, которые не получали родительской любви. От родителей зависит очень многое».

Анна Кудиярова также рассказала, что подростки сталкиваются с травлей, которая проходит одновременно в интернете и реальности: «Травля переносится в социальные сети из реальной жизни. В том же Вконтакте регистрируются почти все подростки, можно привлечь неограниченную аудиторию. Это усугубляет давление на жертву. Особенно, если подросток не может отстраниться и читает все эти оскорбления и угрозы».

Чем опасна травля в интернете

Возможности, которые даёт интернет, усугубляют травлю и делают её куда более изощрённой.

Есть три главных отличия травли в интернете:

  1. Отсутствуют временные и географические ограничения. Когда человеку устраивают травлю в школе, колледже или на работе, то этот процесс не продолжается круглосуточно. При этом круг издевающихся ограничивается учебным заведением или офисом. В интернете этих границ нет: окончание учебного или рабочего дня не прекращает издевательства, а расстояние и отсутствие личного знакомства не мешают присоединиться к травле. Издевательства в интернете не дают жертве передышки.
  2. Проще привлечь новых участников и усилить травлю. Информация в интернете распространяется стихийно и с большой скоростью. В реальности на распространение клеветы и слухов нужно время: их должно обсуждать большинство. Кроме того, от распространения слухов многих сдерживает страх. В интернете можно мгновенно разослать сообщения и привлечь к издевательствам огромную аудиторию. Когда такой процесс запущен, его трудно остановить.
  3. Сильнее чувство безнаказанности за травлю. Для распространения необязательно открывать свою личную информацию, можно делать это с «фейковой» (ненастоящей) страницы, сохраняя анонимность. На таких условиях легче присоединиться к травле, чем в реальности.

С какой травлей можно столкнуться в интернете

Мы провели анонимный опрос в социальных сетях, в котором поучаствовали 33 человека. В нём мы попросили рассказать о своем опыте тех, кто столкнулся с кибербуллингом. Отдельно стоит отметить, что ссылка на опрос была опубликована и в специализированных группах, где люди, подвергшиеся травле в интернете, общаются друг с другом.

Чаще всего пользователи сталкивались в интернете с унижениями (можно интерпретировать как оскорбления или «троллинг») – этот вариант выбрали 68,8% опрошенных. Вариант «Мне угрожали» выбрали 15,6% опрошенных, а «Меня шантажировали» – 6,3%. Ещё 3,1% опрошенных отметили, что сталкивались и с угрозами, и с унижениями. Нашлись и те, кто ответил, что сам оскорблял других: таких 6,3%.


Итоги опроса в социальных сетях


Мы также хотели выяснить, как именно происходила травля в интернете, поэтому попросили участников опроса рассказать о своём опыте. Многие отметили, что столкнулись с оскорблениями по национальному признаку, распространением клеветы и навязчивыми сообщениями с «фейковых» страниц.

«Одноклассники создали группу и назвали моим обидным прозвищем, которое сами же и придумали. Постили там обидные отфотошопленные картинки, писали уничижительные посты и обсуждали меня».


«Сделали страницу с моей аватаркой и именем, которую заполнили порноконтентом. Затем “стучались” ко всем моим друзьям, выдавая это за мою новую страницу».


«Меня шантажировали публикацией моих интимных фотографий. Несколько фотографий даже скинули друзьям. Шантажист не дождался никакой моей реакции и потом затих».


«Угрожали лишить меня жизни за мои политические и моральные убеждения».


«Я отказалась стать любовницей одного мужчины, причём женатого. Он взломал мою страницу и создал любовную переписку с собой. Предоставил “доказательства” мужу. Моя семья распалась, а тот мужчина до сих пор пытается меня "соблазнить". Создаёт “фейковые” страницы для знакомства со мной, пишет о чувствах и уверяет, что я не буду счастлива без него».


«Я решила закончить отношения с парнем, потому что в них больше не было ничего хорошего. После этого он использовал мои страхи и слабости, чтобы заставить вернуться. Угрожал покончить с собой, постоянно писал в социальных сетях с «фейковых» страниц. Я едва успевала блокировать эти страницы. Кроме того, он даже всучил обручальное кольцо моей матери. Видимо, решил, что она меня убедит выйти за него замуж».

Участники опроса также отметили, что страдали от этих ситуаций: сильно нервничали, чувствовали себя одинокими и ненужными, боялись, что так будет всегда, и сомневались, что им стоит жить дальше.

Что делать, если столкнулся с травлей в интернете

Психолог Анна Кудиярова говорит, что нужно отстраниться от нападок: «Акцентировать внимание на оскорблениях в интернете нельзя. Не надо читать их, по возможности такие записи лучше вообще удалять. Не вступать в обсуждения и не показывать никакой реакции, иначе травля будет только набирать обороты».

Большая часть опрошенных поступала именно так: игнорировала оскорбления и добавляла их авторов в «чёрный список». И это давало эффект: нападавшие теряли интерес, когда на их травлю переставали реагировать. Некоторые писали в поддержку социальных сетей с просьбой заблокировать тех, кто участвовал в травле. Для этого нужно предоставить доказательства в виде переписок, групп или постов. В случаях с угрозами опрошенные обращались в полицию или пугали, что обратятся.

Анна Кудиярова советует не отстраняться от детей, которые подвергаются интернет-травле: «Говорите с детьми, старайтесь сформировать доверительные отношения. Недавно я работала с подростком, которого травили всем классом. Родители не замечали его настроение: он перестал улыбаться, отстранился. У него были суицидальные мысли, он резал вены на руке. Шрам от порезов он скрыл под рубашкой, а шрамы на его сердце родители не замечали целый год. Травля началась, когда он был в 10 классе. Родители привели его к психологу, когда он учился в 11: нужно сдавать экзамены, а результаты учёбы становились все хуже. Так они увидели, что происходит неладное. Хорошо что мальчик психологически достаточно сильный: как-то держался целый год. Не все выдерживают напор, это может закончиться трагически».

Не заставляйте ребёнка сомневаться в вашей любви, пусть он чувствует, что родители поддержат в трудной ситуации. Разговаривайте с ним, интересуйтесь его успехами и неудачами. Будьте другом своему ребенку, а не карающей силой. Тогда он сможет доверять вам.