Основные требования к методам психологического исследования
Для решения комплекса задач, описанных в предыдущей главе, в науке существует разработанная система средств, направлений, путей, приемов.
Метод — это путь научного познания. Как писал один из основоположников советской психологии C.JI. Рубинштейн (1779— 1960), это способ, посредством которого познается предмет науки.
Методика — это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.
Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономерностям, методологическим правилам.
Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования, стоящее над частной теорией науки.
быть, например, совершенно правильным методически, но неграмотным, несостоятельным теоретически и методологически, а значит, по сути ошибочным.
Поэтому соблюдение определенных методологических требований, или принципов, выступает необходимым условием эффективности научно-психологического исследования.
- Первое методологическое требование заключается в необходимости соответствия используемого метода теоретическому представлению о предмете науки. Данное положение четко прослеживается и иллюстрируется на материале исторических этапов смены представлений о предмете психологии. Например, душу дозволительно изучать только самонаблюдением — интроспекцией. При исследовании явлений сознания, условных рефлексов или поведения становится допустимым метод эксперимента, хотя его методические реализации в таких случаях могут быть принципиально различными. Если полагать, что психика — это всегда осознанное и выраженное в словах представление о ней самого носителя, то для ее изучения достаточно задавать испытуемому соответствующие вопросы через вербальные тесты, анкеты. Главным является понимание того, что любой метод психологии выделяет лишь частный аспект ее предмета, специфические факты или проявления, особенности их существования и функционирования. Но нельзя принимать частное за общее, явление за сущность и достоверно судить, например, о свойствах темперамента человека на основании его ответов на самооценочные вопросы о скорости движения рук или ног.
- Используемый метод обязан быть объективным , т.е. получаемый результат должен обладать свойством проверяемости, повторяемости, поэтому в любом психологическом исследовании требуется обеспечение единства внешних и внутренних проявлений психики. Например, результаты эксперимента дополняются данными самоотчета испытуемого, а объективные физиологические параметры коррелируются с вербальными тестовыми ответами.
- При изучении психического желательна реализация генетического или эволюционного подхода, т.е. исследование явления в процессе его генезиса, развития, в процессе целенаправленного формирования. Это методология «продольного среза» (во времени), логика формирующего, преобразующего эксперимента, четко отработанная, например, в научной школе П.Я. Гальперина.
- Практически в любом психологическом исследовании необходим учет социальных, культурных, исторических факторов, в которых психика реально существует . Каждый человек несет в себе не только индивидуальное, но и социальное: семья, профессия, нация. Человеческая психика по сути социальна, поэтому результаты общественных взаимодействий могут проявиться самым неожиданным и существенным образом. Например, не следует проводить опросы людей в присутствии их начальника. Нельзя использовать в России неадаптированную зарубежную методику. При выставлении школьной отметки необходимо социальное сопоставление учащихся и т.д.
- Каждый используемый психологией метод должен быть, с одной стороны, глубоко индивидуален, ибо каждый человек уникален. Но с другой стороны, необходимы научные обобщения, систематизированные выводы, расширенные рекомендации. Сколько и каких испытуемых следует взять, чтобы получить достоверные выводы? Какие методики следует отобрать и какой математический аппарат использовать? Такие вопросы решаются в психологии с помощью теории вероятностей и математической статистики. Это особая вероятностная методология, согласно которой в мире нет однозначных, линейных причинно-следственных связей. Одной системе условий соответствует некий варьирующий набор связных следствий, подчиненных законам вероятности.
- Еще одним требованием к методам психологии является комплексность и междисциплинарность. Всякая серьезная научная проблема межпредметна, поэтому требует для своего решения участия специалистов разных профилей: психологов, педагогов, философов, социологов, юристов, медиков и так далее в зависимости от решаемых задач. Каждая наука привносит в психологию какие-то специфические аспекты, но психическое не сводимо ни к социальному, ни к физиологическому, ни к поведенческому, ни к их сумме. Требование комплексности означает также наличие разнообразия взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных представлению о предмете и решаемым проблемам. Нет методов ни плохих, ни хороших. Каждый специфичен и в чем-то незаменим в общей структуре научного познания. Кроме того, современное психологическое исследование характеризуется системностью, обусловлен ной сложным, иерархизированным строением самой психики.
Предыдущая статья Основные свойства внимания Следующая статья Ощущения в структуре психики и личности
Статьи по теме
- Эмоциональность как свойство личности
- Основные виды и качества эмоций
- Сущность и функции эмоций
- Основные виды речи и психология ее понимания
- Компоненты содержания речи
- Психологические функции речи
- Креативность как свойство личности
- Виды, функции и процессы воображения
- Виды и операции мышления
Полезные статьи
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу
Узнайте цену услуг:
- Цена ВКР
- Цена дипломной работы
- Цена диссертации
- Цена контрольной работы
- Цена курсовой работы
- Цена практики
- Цена реферата
- Цена статьи
- Цена эссе
Поможем с написанием:
- Дипломная работа
- ВКР
- Практика
- Курсовая работа
- Реферат
- Контрольная работа
- Эссе
- Решение задач
- Презентация
- Статья
Узнай цену работы
«Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)
Общие требования к методам инженерно-психологического исследования.
На основе и с учетом методологических принципов разрабатываются методы.
Метод — «это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (Рубинштейн С. Л., 2001).
Методы инженерной психологии – это способы исследования процессов взаимодействия человека и машины либо с целью получения нового научного знания, либо для обоснования решений, принимаемых в процессе инженерно-психологического проектирования СЧМ.
Методы инженерно-психологического исследования, как и любого другого, должны удовлетворять ряду требований:
прежде всего, научный метод должен быть объективным;
метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;
метод должен предусматривать необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий;
метод должен предполагать соблюдение генетического (эволюционного) принципа.
Использование любого метода предполагает также объединение внешних и внутренних проявлений психики, направленных на взаимное согласование внешних и внутренних средств деятельности оператора, исходя из объективной природы психики.
Методы должны отличаться валидностью и надежностью.
Валидность — это качество метода, отражающее его соответствие тому, для изучения и оценки чего он предназначен.
Надежность – это такое качество метода исследования, которое позволяет получить один и тот же результат при многократном его применении.
В рамках любого метода может использоваться несколько различных методик.
Методика — это конкретное воплощение, форма реализации метода, т. е. совокупность (взаимосвязь) приемов и операций или набор процедур для достижения определенной цели.
С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на него, а также определяют те или иные конкретные характеристики технических устройств и факторов внешней среды.
В большинстве случаев для изучения сходных сторон объекта исследования следует использовать различные методики, что обеспечивает взаимную верификацию полученных с их помощью данных.
При этом следует помнить, что многие психические явления или свойства не наблюдаются и не измеряются, поэтому часто они могут быть обнаружены только через соответствующие индикаторы (корреляты) косвенным путем. Полученные результаты обрабатываются, в результате чего делаются выводы и предложения.
Инженерно-психологическое обследование, изучение поведения человека и оценка техники может проводиться с помощью разных методов и с привлечением различных методик. Все они имеют свои характерные черты и особенности. Однако существует ряд общих требований, которые должны неукоснительно соблюдаться при проведении любого исследования.
Основные требования к организации инженерно-психологического исследования сводятся к следующему:
1)Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию деятельности.
Планирование — это также составление логической и хронологической схемы исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т. д.
2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере, эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4) Подбор испытуемых должен обеспечивать их качественную однородность. Выборка для проведения исследования должна быть репрезентативной (т. е. быть точным отображением популяции, из которой она отобрана) и адекватной (т. е. быть достаточного размера для достижения предполагаемого уровня значимости). Понятие адекватности относится только к размеру и не означает одновременно репрезентативности выборки (Куликов Л. В., 2001).
5) Исследователь (экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех её этапах, от планирования — до выводов и рекомендаций. Поэтому весьма важно исключить влияние артефактов на ход и результаты исследования (эффект Хотторна, эффект Розенталя, эффект аудитории и т. п.).
6) Инструкция испытуемым составляется ещё на стадии планирования работы. Она должна быть четкой, краткой, исключающей неоднозначность толкования.
7) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
8) Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
Одним из важнейших принципов инженерно-психологического исследования должен быть принцип сочетания количественного и качественного анализа деятельности оператора.
Поэтому важно не только определить, сколько и какие задачи выполняет испытуемый.
Важно также проанализировать, как он работал, какие затруднения испытывал при решении тех или иных задач, каков характер допускаемых ошибок и т. п.
Требования к курсу методологии — Факультет психологии
Выпускник
Примите меры
Главная Кафедра психологии Выпускник Требования к курсу методологии
Психология MS/Ph.D. Программы
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСАМ
- В базовой последовательности есть три обязательных курса:
- Psyc 7301-8301 Дизайн и методология исследования
- Psyc 7302-8302 Продвинутая статистика в психологии I
- Psyc 7303-8303 Расширенная статистика в психологии II
- Во-первых, курс дизайна исследования дает студентам обзор методологии исследования, включая роль статистических процедур, изучаемых на двух курсах статистики.
- Во-вторых, если ожидается, что студенты начнут работу над тезисом во время учебы. в первый год они должны быть знакомы с вопросами дизайна, изучаемыми в дизайне исследования. курс, чтобы спланировать свой проект, прежде чем использовать статистические методы, преподаваемые в два курса статистики для анализа своих данных.
- Психология 7304-8304 Теория измерений и психометрия
- Psyc 7305-8305 Количественные методы обзора исследований
- Psyc 7306-8306 Линейное структурное моделирование
- Psyc 7307-8307 Модели оценки программы
- Psyc 7308-8308 Прикладная многомерная статистика
- Psyc 7310-8310 Регрессионный анализ смешанной модели
- Psyc 7311-8311 Прикладной анализ категорийных данных
- Psyc 7312-8312 Введение в качественные методы психологии
В качестве альтернативы может быть выполнено требование о дополнительном методическом курсе другим курсом, утвержденным главным профессором студента и руководителем аспирантуры.
Требования к исследованиям | Психология | PLU
Исследования в PLU
Опыт работы в PLU начинается с участия в исследованиях, что является обязательным условием для успешного завершения наших вводных курсов и курсов по социальной психологии. Дальнейшее объяснение этих требований приведено ниже. Наши студенты регулярно представляют свои исследования на профессиональных встречах, таких как Западная психологическая ассоциация и Психологическая ассоциация штата Вашингтон. Кроме того, студенты участвуют в исследовательских проектах преподавателей в лабораториях Рамстада и Харстада, что часто приводит к публикациям в рецензируемых журналах.
Поскольку факультет психологии в PLU стремится обеспечить содержательное и тщательное обучение студентов бакалавриата, которое уравновешивает науку и применение, мы предлагаем основные курсы, которые охватывают методологию исследования и статистику, предназначенные для улучшения развития навыков критического мышления и построения теории. Наша цель — подготовить студентов к успеху на протяжении всей жизни.
На протяжении всей программы особое внимание уделяется непосредственному опыту и интерактивным методам обучения, так что к моменту выпуска наш бакалавр. специальностям необходимо провести собственное исследование. Студенты, получающие степень бакалавра степени также испытать исследовательский процесс, потому что мы предоставляем контекст и возможность для практической работы и вдумчивого рассмотрения психологии в гуманитарных и естественных науках на протяжении всех наших программ обучения.
Руководящие принципы политики исследований
Департамент психологии строго придерживается руководящих принципов политики в отношении исследований, установленных как Наблюдательным советом PLU, так и Американской психологической ассоциацией.
Еще вопросы?
Если после ознакомления с этими вопросами и ответами вам потребуется дополнительная информация, свяжитесь с координатором по ознакомлению с исследованиями напрямую по адресу psycres@plu. edu.
Почему я должен выполнять это требование?
Целями требования ознакомления с исследованиями являются:
- для того, чтобы установить в самом начале учебного плана по психологии, что психология является научным направлением, что даже те из нас, кто занимается (или намеревается заниматься) прикладной и/или клинической работой, нуждаются в солидных знаниях научного метода, связанного с психологией;
- для дальнейшего научного образования в области психологии, предоставляя учащимся на вводном уровне возможности участвовать в процессе в качестве испытуемых в экспериментах, а также используя возможности узнавать о передовых исследованиях в области психологии посредством коллоквиумов и журнальных статей;
- , чтобы предоставить студентам более глубокие знания о научном методе или о конкретной теме исследования в психологии, чем обычно можно получить на вводном курсе лекций.
Как выполнить это требование?
Требование считается выполненным, если в течение этого срока вы заработаете необходимое количество кредитов для ознакомления с исследованиями.