Тренинг как метод обучения и инструмент дополнительного образования. Новости. Все Тренинги .ру
«Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться», — Т. Черниговская.
Тренинг — термин из английского языка (от англ. — train, training) и имеет ряд значений: воспитание, обучение (на практических занятиях или в приближённых к реальным условиях), подготовка, тренировка, дрессировка. Точного эквивалента в русском языке нет.
В значении «тренировка» тренинг, конечно же, не является каким-то новым изобретением. Однако в качестве метода обучения для взрослых в современном виде тренинг появился относительно недавно. В любом случае, так или иначе, на тренинге мы учимся и тренируемся.
Существует много определений и видов тренингов, и применяются они в разных сферах деятельности: в бизнесе, в социальной сфере, в образовании, в психотерапии. Это и бизнес-тренинги; и личностные тренинги: психологические и эзотерические; и тренинги развития личности; психотерапевтические тренинги; тренинги состояний; исследовательские тренинги; трансформационные тренинги.
Общее в них то, что на тренингах можно изменить некие настройки и программы, модели управления своим поведением и деятельностью, развить уже существующие навыки — профессиональные и личностные, — расширить их диапазон.
Бизнес-тренинги, как метод повышения профессиональной компетентности и отработки эффективных профессиональных навыков, как инструмент развития персонала, стали неотъемлемой частью современной деловой культуры.
При этом, точно также как профессиональные навыки, можно совершенствовать и развивать личностные качества и социальные навыки, так называемые soft skills («софтскилз», англ. soft skills — «мягкие навыки» или «гибкие навыки»). Они важны и в работе, и в жизни, и позволяют быть эффективным и успешным независимо от специфики профессиональной деятельности или конкретной специальности.
К их числу относят: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, умение слушать, умение договариваться, работу в команде, личностное развитие, управление временем, креативность и т.п.
Кроме того, что большинство тренинговых программ и семинаров или курсов опираются на навыки из ряда soft skills, тренинг также является наилучшим средством освоения этих навыков.
Огромный процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно. Ведь те программы, которые наш мозг скачивает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся «компьютерным железом» и действуют по умолчанию.
А тренинг кроме всего прочего может помочь распознать свои жизненные стратегии, бессознательные программы поведения; перевести некоторые неосознанные компетенции в область осознанных; преодолеть недоверие к себе; задуматься о своей жизни, миссии, возможностях, потребностях, истинных желаниях.
В ходе тренингов, связанных с личным развитием и эффективностью, нарабатывается практика работы над собой, появляются инструменты перевода проблемы в задачу, использование авторской позиции, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои привычные стратегии и научиться произвольно и преднамеренно их изменять, растёт коммуникативная компетентность, появляется импульс к дальнейшему развитию, становится понятнее собственная мотивация, проясняются истинные цели.
Там можно научиться ставить цели так, чтобы выполнять их — хотелось; научиться находить решения и осознанно брать ответственность; управлять своими эмоциями; научиться способности посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека. Такая способность является основой коммуникации, обучения, сопереживания и даёт поведенческое преимущество.
Из книг, статей, лекций можно получить информацию или знания. Однако умение или навык сформировать таким способом не получится. Факт присутствия знания не означает его принятия или подкрепления действием — присвоения. Таким вещам имеет смысл учиться на практике. Поэтому эффективность обучения зависит от самого ученика и возрастает, когда он из наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Проще говоря тренинг не решает проблемы, а даёт инструменты для их решения, а также выступает в качестве «тренажёра», на котором в безопасной обстановке осваиваются новые поведенческие знания и умения.
Таким образом, тренинг можно считать особой формой или методом обучения, который опирается не на знание в результате получения информации, а на реальное знание, основанное на возможности пережить на собственном опыте то, о чем говорит, например, лекция или учебник.
Необходимо помнить, что для закрепления новых привычек в реальной жизни необходимо их внутреннее принятие, присвоение и, конечно, время. Поэтому зачастую тренинговые программы состоят из нескольких блоков, разных по длительности. При этом в линейке тренингов обычно есть основной базовый курс, дающий основные инструменты для дальнейшего самостоятельного применения, но без которого не освоить следующие ступени, так же как в любой другой учебной программе.
Методы
В основе любого тренинга лежат методы практической психологии, групповое взаимодействие, обратная связь, практические упражнения и игры.
Задача тренера заключается в том, чтобы дать участникам возможность сделать свои собственные открытия и попробовать новые практические инструменты для произвольного овладения и управления собственным поведением, чтобы потом самостоятельно применять их в реальной жизни. Ведь именно тогда происходят настоящие изменения.
Кому это нужно
«Когда ты найдёшь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь. Можешь ты или не можешь — это всегда тебе решать«, — Из к/ф «Легенда 17.
- Если вы чувствуете, что не используете все свои возможности и ресурсы; не реализуете весь потенциал; остановились и не находите новых целей;
- если у вас есть запрос расширить картину мира и стремление к наполненной, осмысленной, внутренне более свободной жизни;
- если вы хотите научиться лучше понимать людей и себя, видеть связи событий и явлений, свою внутреннюю мотивацию; научиться прощать и принимать (в том числе и себя), добровольно брать на себя ответственность и осознанно делать выбор;
- если вы хотите найти именно свои цели и место, выработать привычку жить осмысленно, то возможно вам имеет смысл идти на тренинг повышения личной эффективности.
Важно понимать, что такая работа над собой не необходимость, а вопрос личного выбора. И никто кроме вас эту внутреннюю работу не сделает.
Так, резюмируя, можно сказать, что тренинг — это метод обучения, который, в отличие от традиционных методов получения знаний, приводит также к практическому освоению нового или изменению старого поведения, приобретению новых более совершенных поведенческих навыков для профессионального и личного развития.
Реальное знание — это знание, полученное в результате собственного опыта, а не информации. При этом полученный опыт остаётся как возможность, право, разрешение произвольно применять (или не применять) освоенные инструменты и произвольно, преднамеренно и целенаправленно изменяться и развиваться.
Эффективность такого обучения зависит от активности принимающего участие в тренинге, и возрастает, когда ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Настоящие перемены или трансформация происходят тогда, когда изменённые элементы поведения внутренне приняты и присвоены человеком и, следовательно, становятся произвольными и осознанными.
Вопрос повышения личной эффективности и развития — вопрос личного выбора. Это интереснейшая внутренняя работа над собой, приносящая изменения и на внешнем плане.
← Предыдущая новость
Следующая новость →
Уважаемые организаторы и тренеры!…
Каждый год 30 июня экономисты…
- ВКонтакте
ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Хасанова К. Р.
ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье говорится о тренинге как об одном из интерактивных методов обучения. Рассматриваются цели, задачи, виды и принципы проведения тренинга.
Ключевые слова: Тренинг, интерактивное обучение, активный методобучения.
Основной текст
Современный процесс обучения невозможно представить без методов, обеспечивающих максимальную активизацию творческого потенциала учащихся — активных методов обучения. Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Среди множества методов активного обучения выделим тренинг.В истории человечества тренинги появились давно, а именно тогда, когда появился процесс обучения одного человека другим. Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка)– форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования. И первыми такими обучающими формами можно, наверно, считать разнообразные посвящения и инициации древних людей, целью которых был качественный скачок сознания, переход его на новый уровень.
Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога К. Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.
В 1950-е–1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе
Тренинг — один из интерактивных методов социально-психологического обучения и развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по5–15минут).
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Тренинги, используемые в наше время, весьма разнообразны по форме, задачам и целевой аудитории.
Сегодня среди видов тренинга выделяются:
— Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К.Левина и К.Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.
— Психотерапевтический тренинг- тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.
— Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).
— Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.
— Аутотренинг-тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.
— Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.
— Тренинг общения – часто встречающееся название вида тренингов, используемого в воспитательной работе с подростками. Как следует из названия, для этого тренинга подбираются упражнение на развитие коммуникативных умений, а содержанием деятельности является общение в тренинговой группе. Для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации.
Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.
Задачи:
— обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения;
— достижение наработки и развития требуемого навыка.
Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогических студий и дидактических игр.
Их можно рассматривать с точки зрения разных парадигм:
— тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
— тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
— тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
— тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, позволяет наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении.
Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков и в решении личностных проблем. Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.
Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы.
— Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.
— Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
— Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.
— Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии, не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обсуждения событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.
— Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе. Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.
— Принцип партнерских отношений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при котором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы. Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.
— Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.
— Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний, суть которого в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. «Личная собственность» на авторство сообщения предусматривает ответственность особы за выраженные в сообщении мысли или чувства. Этот принцип предполагает только безоценочные суждения о других.
Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни.
Преподаватель-арбитр должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умело применять их в учебном процессе, владеть методами получения, накопления и подачи информации обучающимся, влиять на их поведение и отношения. Преподаватель-тренер должен знать цели и задачи, методы и способы обучения, источники информации, профилактические образовательные программы.
В конце каждого занятия подводятся итоги. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения анонимных анкет. Преподаватель-тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, закрепляя, таким образом, пройденный материал.
Литература
- Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов : Издательский центр «Наука», 2009.
- Гузеев В.В. «Системные основания образовательной технологии», М., Знание, 1995г.
- Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485.
- Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера / Кей Торн, Дэвид Мак-кей. – СПб.: Питер, 2001.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М.:Высш. шк., 1991.
7 типов методов обучения (и как их выбрать)
Традиционные методы обучения — это именно то, что о них говорят — традиционные. Вместо того, чтобы заинтересовать учащихся новаторскими, творческими, свежими, легкими, а иногда и забавными, они часто чувствуют себя обузой и нежелательной обязанностью.
В старых методах обучения не хватает всего, что они могут сделать, чтобы максимизировать внимание учащихся и запоминание информации. Кроме того, в корпоративных условиях они игнорируют побочные эффекты эффективных методов обучения. В результате компании упускают прекрасную возможность сделать своих сотрудников счастливее и продуктивнее.
Это не просто учебные материалы — это метод обучения.
Многие организации сосредотачиваются на создании красивых учебных материалов. Однако дизайн — это не только эстетика — это прежде всего функциональность. И если курс обучения сотрудников не соответствует своим функциональным целям, он терпит неудачу — какими бы красивыми ни были материалы.
В наше время разнообразие методов тренировок может показаться ошеломляющим. Поэтому мы составили список лучших видов методов обучения сотрудников. Мы также дадим вам несколько советов о том, как выбрать метод, который лучше всего подходит вашим сотрудникам.
Насколько важно выбрать правильный метод обучения?Выбор лучшего варианта из длинного списка методов обучения сотрудников может показаться сложной задачей. Но корпоративное обучение необходимо для адаптации и удержания сотрудников. Выяснить, что лучше всего работает для ваших сотрудников, не должно быть сложно.
Адаптация — идеальный момент для обучения. Новый сотрудник с нетерпением ждет прихода в вашу компанию. Они как губки, готовые впитать всю возможную информацию о компании, бизнесе или своей функции.
Существующие сотрудники также стремятся расширять и развивать свои навыки. В любом случае, для эффективности обучения метод обучения так же важен, как содержание и деятельность.
Помимо сотрудников разного уровня, которые нуждаются в обучении, у нас есть неоспоримая истина: все учатся по-разному. Одни предпочитают учиться, наблюдая, другие слушая или читая и записывая, а третьи делая. Некоторые учащиеся меняют свои предпочтения в зависимости от определенных условий. Тема может также повлиять на уместность одного метода по сравнению с другим.
Разнообразие методов обучения основано на технологиях. И мы еще не отказались ни от одного из традиционных методов обучения, потому что у них есть свои преимущества. Рассмотрим особенности каждого метода обучения сотрудников.
Типы методов обученияБольшинство методов обучения нацелены на несколько стилей обучения, тогда как некоторые сосредоточены на одном конкретном стиле. И это нормально! Потому что, если вы предлагаете обучение с использованием разных методов, вы удовлетворите стили разных сотрудников. И если тема не требует определенного метода обучения, вы можете даже предложить различные методы для одной темы. Вы также можете предоставить своим сотрудникам различные варианты обучения в зависимости от обстоятельств. Например, они могут захотеть учиться, слушая в один день и наблюдая в другой.
Ниже приведены семь лучших методов обучения сотрудников:
- Тематические исследования
- Коучинг
- Электронное обучение
- Обучение под руководством инструктора
- Интерактивное обучение
- Обучение на рабочем месте
- Видеообучение
Узнайте подробности и преимущества каждого типа!
1. Тематические исследованияЭтот тип обучения отлично подходит для развития критического мышления, решения проблем и аналитических навыков. Сценарии могут быть реальными или воображаемыми, но в контексте обучения сотрудников все они иллюстрируют рабочие ситуации.
Учащиеся читают тематические исследования, а затем анализируют и решают их индивидуально или в группе. Некоторые решения могут быть лучше других, зависеть от предположений и быть либо оптимальными, либо наилучшими из возможных в данных обстоятельствах.
Хотя тематические исследования позволяют вашим сотрудникам учиться в своем собственном темпе, они наиболее полезны для менее сложных тем.
2. КоучингКогда ваш опытный персонал посвящает время и усилия обучению новых сотрудников, эти новые сотрудники будут чувствовать, что их ценят и поддерживают. Сделайте акцент на времени и усилиях, которые требуются наставникам, и помните, что это окупается.
Хотя коучинг и обучение на рабочем месте могут показаться похожими, коучинг:
- Основное внимание уделяется отношениям наставник-наставник
- Более вдохновляет
- Скорее всего, работнику будет удобно задавать вопросы
Вы также можете проводить коуч-сессии онлайн, что делает их еще более доступными.
3. Электронное обучениеВозможно, вы знаете об этом по онлайн-обучению. Это компьютерное обучение, которое проводится на расстоянии в режиме онлайн. Преимущества?
- Учащиеся могут проходить материалы и задания в своем собственном темпе.
- Нет необходимости нанимать инструктора.
- Прекрасно масштабируется, поэтому количество одновременно обучающихся может значительно увеличиться.
Часто этот тип обучения:
- Напоминает обучение в классе
- Использует визуальные эффекты с закадровым голосом
- Дополняет уроки видео и материалами для чтения
Поскольку у вас нет инструктора, который следит за уровнем вовлеченности, вы должны использовать для этого другие средства. Для этой цели отлично подходят викторины и другие виды интерактивных мероприятий. Они также позволяют оценить прогресс каждого сотрудника и эффективность обучения.
4. Обучение под руководством инструктораУчебное занятие под руководством инструктора, будь то очное или онлайновое, во многом основано на динамике классной комнаты.
- Под руководством инструктора
- С презентацией — как лекция
Несмотря на то, что учебный процесс, подобный академическому, может показаться некоторым учащимся неинтересным, этот метод имеет ряд существенных преимуществ.
- Учащиеся могут задавать инструктору вопросы, которые не рассматриваются в материалах, в режиме реального времени.
- Преподаватели могут отслеживать прогресс и вовлеченность учащихся.
- Учащиеся и преподаватели могут строить отношения друг с другом.
- Сложные темы иногда легче преподавать в классе.
С другой стороны, онлайн или физически, классные комнаты или учебные занятия под руководством инструктора имеют некоторые недостатки.
- Большое количество учащихся не позволяет инструктору взаимодействовать со всеми один на один.
- Учащиеся не могут учиться в своем собственном темпе, так как в комнате (лично или виртуально) находится несколько учеников.
Все интерактивное может привлечь наше внимание. И обучение ничем не отличается! Вот почему интерактивное обучение очень увлекательно и эффективно. Учащиеся усваивают больше информации, быстрее запоминают ее и запоминают в течение более длительных периодов времени.
Успех интерактивного обучения зависит от того, является ли оно практическим, а не теоретическим. Таким образом, сотрудники учатся, применяя знания в реальных условиях.
Вот три примера интерактивного обучения:
- Игровое обучение. Использование наград, таких как баллы, повышает уровень мотивации, и этот тип обучения может сделать обучение увлекательным.
- Ролевые игры. Фасилитатор управляет процессом разыгрывания различных рабочих сценариев с учащимися. Он особенно эффективен для обучения клиентов или взаимодействию с клиентами, поскольку исследует сложные ситуации в контролируемой среде.
- Моделирование.
Обучение на рабочем месте, также известное как практическое обучение, направлено на приобретение практических навыков, необходимых для работы. Поэтому работник учится, проходя через опыт выполнения реальной деятельности на работе.
Обучение на рабочем месте сокращает время до того, как сотрудник приступит к выполнению своей трудовой функции. Он может принимать различные формы, например:
- Стажировки. Стажеры получают рекомендации, поддержку и обучение от компании, которая их наняла. И чем больше у них предварительных знаний о том, что влечет за собой работа, тем лучше для их будущего успеха.
- Вращения. Ротация рабочих мест повышает мотивацию сотрудников, их удовлетворенность, сотрудничество и приверженность компании. Знакомя сотрудников с различными областями бизнеса вашей компании, они развивают навыки, которых у них иначе не было бы, а также более глубокое понимание и приверженность компании в целом. Это увеличивает уровень удержания и шансы ваших сотрудников перейти в свой отдел или в другой.
- Слежка. Новые сотрудники наблюдают за работой существующих сотрудников, задают вопросы и иногда помогают с задачами. Делая это, новые сотрудники понимают, как им придется выполнять свою работу, прежде чем им действительно придется это делать.
Вовлеченность сотрудников — или заинтересованность и вовлеченность — жизненно важны для успеха обучения на рабочем месте. Вовлеченность обычно повышается при обучении на рабочем месте, поскольку оно индивидуально, а учебная деятельность тесно связана с работой сотрудника.
Обучение на рабочем месте дает быстрые результаты, а также подходит для обучения и развития лидерских навыков.
7. ВидеообучениеСкорость и эффективность — вот ключевые слова, благодаря которым видео стало средством обучения сотрудников. Кроме того, он стал популярным, потому что может быть намного интереснее, чем традиционные методы обучения. Это очень увлекательно, а может и развлечь!
Анимация повышает запоминаемость информации до впечатляющих уровней. Живые видео отлично подходят для демонстраций. Веб-семинары и экранные записи пошаговых процедур могут превратить простой список в увлекательное практическое руководство, основанное на истории.
Видеообучение легко доступно и повторяемо — сотрудник может просматривать видео столько раз, сколько ему нужно. Кроме того, для этого не требуется инструктор.
Теперь, когда вы знаете каждый из методов обучения сотрудников, вы готовы сделать выбор? Вот несколько советов, как сделать правильный выбор для вашей организации!
Как правильно выбрать метод обучения сотрудниковЧтобы выбрать метод обучения, вы должны проанализировать свои потребности в обучении с двух точек зрения.
- Цель вашей программы обучения. Разные виды обучения сотрудников подходят для разных целей.
- Коучинг идеально подходит для обучения лидерству, эмоциональному интеллекту или навыкам управления изменениями. Электронное обучение
- особенно полезно для изучения политики компании.
- Ролевые игры хорошо подходят для обучения тому, как вести себя с сотрудниками, которые не следуют политике компании.
- Обучение на основе видео отлично подходит для обучения новым знаниям, таким как отраслевые или технологические тенденции.
- Аудитория для тренировок. Вы должны стремиться к тренировочному методу, который достигает целей вашей тренировочной программы, верно? Чтобы попасть туда, вам нужно, чтобы ваша целевая аудитория поверила в преимущества программы. И некоторые методы обучения лучше других подходят для определенной аудитории.
- Пожилые сотрудники могут чувствовать себя более комфортно при обучении под руководством инструктора.
- Миллениалы часто предпочитают методы обучения, совместимые с мобильными устройствами, такие как игры и видео.
- Любое онлайн-обучение наиболее эффективно, когда сотрудники находятся удаленно, являются высокопоставленными сотрудниками с ограниченной доступностью или много путешествуют.
Короче говоря, обучение сотрудников является непрерывным, и компании нуждаются в нем для процветания и процветания. Без развития навыков своих сотрудников компании не могут противостоять конкуренции.
Выбор правильного метода обучения для ваших сотрудников является неотъемлемой частью эффективного обучения. И вы можете извлечь выгоду из использования различных методов обучения. Все зависит от того, зачем вы проводите программу обучения и для кого.
Соответствие ваших методов обучения вашим целям и аудитории необходимо для успеха вашей программы обучения. Поиск правильного метода обучения повышает квалификацию ваших сотрудников и помогает им соответствовать своей работе и вашей компании.
14 лучших методов и приемов обучения сотрудников (2023)
- 5 февраля 2023 г.
Поделиться на facebook
Поделиться в Twitter
Поделиться на linkedin
Обучение сотрудников — важная часть роста и успеха организации. Хорошо обученная рабочая сила более продуктивна и эффективна в своих ролях, что позволяет им вносить свой вклад в свою организацию на высоком уровне. Поскольку важность эффективного обучения сотрудников очевидна, следующим шагом будет выбор правильных методов обучения сотрудников, которые идеально подходят для вашей организации в целом, а также для отдельных членов команды. Различные типы методов обучения сотрудников имеют разные преимущества, проблемы и цели.
Существуют разные стили обучения для разных людей: некоторые обучаются визуально, некоторым требуется практический опыт, некоторым требуется помощь инструктора и т. д. понять стиль обучения своих сотрудников и рассмотреть другие влияющие факторы, такие как их цели обучения, цели, стоимость и сроки.
Определение наилучшего метода обучения для ваших сотрудников требует тщательного обдумывания и планирования, что может быть немного непосильным для групп обучения и развития, особенно учитывая высокую стоимость обучения сотрудников.
Чтобы дать вам фору, в этой статье вы найдете список различных методов обучения сотрудников, которые нужно понять и выбрать.
Каковы наиболее эффективные методы обучения сотрудников?
- Электронное обучение
- Обучение на рабочем месте
- Обучение под руководством инструкторов
- Ролевые
- Тренировка
- Обучение
- Collabarive Training
- .0275 Копирование вакансий
- Тематические исследования
- Обучение по принципу «равный-равному»
- Интервальное обучение
- Геймификация
14 лучших методов и методик обучения сотрудников в 2023 году
Вот наш сгруппированный список различных методов обучения сотрудников, чтобы вы могли понять и выбрать один из них.
1. Электронное обучение
Электронное обучение (или онлайн-обучение) стало одним из наиболее признанных методов обучения сотрудников, особенно в постпандемическом мире, когда сотрудники работают удаленно и не могут посещать очные занятия. Электронное обучение позволяет сотрудникам учиться, не выходя из дома, в соответствии со своими индивидуальными стилями обучения и потребностями.
Профессионалы
- Онлайн-курсы сочетают в себе интерактивные игры, викторины, мероприятия и геймификацию, чтобы поддерживать вовлеченность сотрудников и улучшать сохранение знаний.
- Это дает сотрудникам возможность учиться на ходу с помощью смартфона.
- Некоторые компоненты электронного обучения могут быть автоматизированы, что снизит накладные расходы и уменьшит потребность инструктора в постоянном участии в обучении.
- Электронное обучение масштабируется.
- Электронное обучение не требует физического класса, что означает сокращение денежных расходов.
- Сотрудники могут легко совмещать работу с обучением, посещая онлайн-курсы в удобное для них время.
- Системы управления обучением (LMS) предоставляют достаточно данных для эффективного расчета окупаемости инвестиций в обучение, позволяя группам обучения и развития оценивать успех различных программ обучения.
Минусы
- На разработку учебных материалов и их обновление уходит много времени.
- Сотрудники могут чувствовать себя изолированными из-за отсутствия личного общения с инструкторами.
- Требуется стабильный доступ к высокоскоростному Интернету.
- Поскольку сотрудники используют экран, их легко отвлечь на другие приложения или веб-сайты.
- Нет практического опыта для оттачивания практических навыков.
Существует множество типов инструментов электронного обучения, которые помогают командам L&D создавать, управлять, обновлять и поддерживать эффективные учебные программы. Вот несколько ресурсов, которые помогут вам найти правильные инструменты для нужд вашей организации.
11 Лучшее программное обеспечение для обучения сотрудников (2022 г.)
Вот 11 лучших программных платформ для обучения сотрудников кадровых служб в 2022 году, а также информация о ценах и ключевых функциях каждого поставщика.
Подробнее
11 лучших корпоративных систем управления обучением (LMS) 2021
Корпоративная LMS облегчает жизнь командам обучения и развития, помогая им определять и оценивать как индивидуальные, так и организационные цели обучения, отслеживать прогресс сотрудников и собирать данные для улучшения обучения процесс.
Подробнее
13 Лучшие программные инструменты для разработки электронных курсов (2021 г.)
Ваше программное приложение для разработки электронных курсов может существенно повлиять на опыт вашего учащегося, поэтому важно хорошо подумать, прежде чем выбрать правильный инструмент.
Подробнее
15 Программное обеспечение для разработки учебных пособий для создания невероятных материалов для электронного обучения
Найти подходящее программное обеспечение для разработки учебных пособий, отвечающее вашим потребностям, может быть непросто. Чтобы помочь вам выбрать правильный инструмент, вот список лучших программ для обучения дизайну.
Подробнее
Предыдущий
Далее
2. Обучение на рабочем месте
Обучение на рабочем месте обеспечивает активное участие сотрудников, позволяя им учиться в процессе работы. Это один из наиболее эффективных методов обучения сотрудников новому программному приложению или процессу с помощью пошаговых инструкций и руководств, которые помогают пользователям ориентироваться в различных функциях и задачах в приложении. Конечная цель обучения на рабочем месте — более быстрое освоение пользователями новых инструментов или недавно выпущенных функций.
Профессионалы
- Обучение на рабочем месте дает лучшие результаты, так как сотрудникам легче учиться, работая над проектом самостоятельно.
- Обучение сотрудников на рабочем месте экономит деньги, потраченные на дорогостоящие программы обучения за пределами предприятия.
- Сотрудники приобретают новые навыки, не нарушая их повседневную жизнь и производительность.
- Облегчает индивидуальное обучение, позволяя сотрудникам сосредоточиться на навыках, наиболее важных для их работы.
Платформы цифрового внедрения с опциями без кода могут быть развернуты для быстрого создания обучающего контента в нескольких форматах и сокращения времени создания контента. Интерактивное решение Whatfix для электронного обучения на рабочем месте дополняет ваше обучение, помогая сотрудникам учиться во время работы в бизнес-приложении. Программа Whatfix Digital Adoption Center of Excellence (COE) предназначена для персонализации. Мы работаем с клиентами, чтобы оптимизировать время обучения, создавая задачи для конкретных ролей.
Минусы
- Может быть менее продуктивным для сотрудников, предпочитающих личное общение или рекомендации.
Создавайте персонализированные потоки обучения и обучения для своих корпоративных приложений с помощью Whatfix
3. Обучение под руководством инструктора
Обучение под руководством инструктора — это один из самых традиционных и популярных методов обучения сотрудников, который имитирует физические классные комнаты с присутствием инструктора, который ведет занятие. Обычно это происходит с использованием презентации в стиле лекции с вспомогательными визуальными компонентами.
Профессионалы
- Прямое взаимодействие с тренерами и другими сотрудниками предотвращает социальную изоляцию.
- Вопросы, возникающие в ходе курса, поднимаются и на них даются быстрые и эффективные ответы.
- Эффективный метод для сложных вопросов, требующих личного руководства.
Минусы
- Обучаемые не могут двигаться в своем собственном темпе.
- Расходы на аренду помещений, проезд и питание делают его нерентабельным.
- Сотрудникам это может показаться скучным, и они легко отвлекутся.
- Ограниченные данные для расчета рентабельности инвестиций.
- Не подходит для удаленных работников.
4. Отыгрыш
Этот метод заключается в том, что учащийся и инструктор разыгрывают свои роли в возможных сценариях на рабочем месте. Этот метод наиболее эффективен для сотрудников, чьи должностные обязанности включают непосредственное взаимодействие с клиентами или клиентами, поскольку он дает им некоторый опыт решения сложных ситуаций с клиентами (например, обучение в колл-центре).
Профессионалы
- Отыгрыш соответствующих сценариев повышает вовлеченность сотрудников.
- Призывает учащихся использовать навыки решения проблем и критического мышления в данный момент.
- Готовит сотрудников к трудным сценариям работы.
- Улучшает навыки взаимодействия с клиентами для сотрудников.
Минусы
- Требуется больше времени сотрудника, что снижает производительность.
- Не требуется для простых и понятных тем.
- Не всем нравятся ролевые сценарии; это может повлиять на производительность.
Получите копию нашего нового руководства по созданию эффективных программ обучения сотрудников!
5. Коучинг
В методе наставничества участвует опытный специалист – руководитель, наставник или опытный сотрудник, который наставляет или инструктирует сотрудника по конкретным рабочим задачам и обязанностям. Метод коучинга может быть реализован как лично, так и виртуально, что делает его идеальным как для офисных, так и для удаленных сотрудников.
Профессионалы
- Создает отношения между сотрудниками, которые продолжаются после завершения обучения.
- Позволяет сотрудникам задавать вопросы, которые им неудобно задавать в классе во время обучения под руководством инструктора.
- Сотрудники учатся, наблюдая, как их наставник делает что-то в режиме реального времени.
Минусы
- Требует значительных затрат времени от руководителя/наставника.
- Отношения между наставником и учеником являются основным решающим фактором успешного обучения.
- Ограниченные данные, чтобы показать, как работает социальное обучение, и рассчитать рентабельность инвестиций.
6. Симуляционное обучение
Симуляционное обучение предлагает различные сценарии, которые позволяют сотрудникам отрабатывать задачи, имитирующие реальную работу в рамках их конкретной должности. Симуляционное обучение может быть необходимым методом для сотрудников, работающих в областях с высоким риском или высокими ставками, таких как пилоты или врачи. Во многих случаях правительство штата или федеральное правительство требует симуляционного обучения, которое называется тренингом соответствия.
Pros
- Развивает такие навыки, как решение проблем и критическое мышление в условиях стресса.
- Учащиеся могут принимать решения в безопасной среде и испытывать на себе последствия различных решений.
- Предлагая участие стажеров, учащиеся остаются вовлеченными и сосредоточенными.
- Позволяет учащимся улучшать свои навыки, учась на своих ошибках.
- Учащиеся лучше понимают последствия своих действий и важность уменьшения числа ошибок.
Минусы
- Упражнения по моделированию могут быть дорогими.
- Моделирование не всегда может полностью воссоздать реальные ситуации.
- Обучающие симуляторы требуют регулярных обновлений и обслуживания в соответствии с меняющимися отраслевыми тенденциями.
- Симуляционное обучение может привести к ложному чувству безопасности или преуменьшению значения имитации сотрудниками в результате десенсибилизации.
8. Совместное обучение
Совместное обучение — это методология, при которой сотрудники делятся своими знаниями и опытом, одновременно обучая и учась друг у друга. Этот метод помогает улучшить общий опыт обучения сотрудников, используя их навыки, идеи и знания.
Профессионалы
- Создает общую культуру обучения, создавая атмосферу, в которой члены команды постоянно сотрудничают.
- Когда обучение проводится в группах, это сокращает затраты времени и средств.
- Способствует лучшему усвоению знаний.
Минусы
- Медленные участники заставляют весь класс отставать.
- Собрать всех в одно и то же время может быть непросто.
8. Видео обучение
Видеообучение — это один из наиболее эффективных методов обучения сотрудников, позволяющий вовлечь сотрудников и предоставить им сложный учебный опыт при меньших затратах, чем традиционное обучение. Создание обучающего видео для сотрудников позволяет им усваивать информацию в простом для понимания формате, который легче запомнить, и к которому сотрудники могут вернуться и посмотреть в любое время.
Профессионалы
- Инвестиции в видеообучение — это единовременные расходы на производство видео, которые затем можно использовать до тех пор, пока ваши процессы не устареют.
- Видео обеспечивают лучшее взаимодействие членов вашей команды, что повышает вероятность сохранения информации.
- Позволяет сотрудникам учиться в удобное для них время, не снижая продуктивности их рабочего места.
- Видео обеспечивают лучшее запоминание знаний, вовлеченность сотрудников и внимание учащихся по сравнению с обычными текстовыми документами или традиционными семинарами в классе.
- Ваши провайдеры видеохостинга предоставляют вам доступ к различным показателям обучения для отслеживания и измерения эффективности обучения.
Минусы
- Видеообучение не обеспечивает личного контакта с людьми.
- Видео может занять много времени, когда дело доходит до обновления любых изменений информации.
9. Кросс-тренинг
Перекрестное обучение предполагает обучение работника, нанятого для выполнения одной должностной функции, навыкам выполнения новых должностных функций. Это позволяет вашим сотрудникам предлагать поддержку в случае необходимости вместо того, чтобы отдавать работу на аутсорсинг. Сотрудники считают перекрестное обучение полезным для своего личностного роста, поскольку оно позволяет им осваивать новые навыки для повышения своей ценности в организации или переключаться на должность, которая, по их мнению, больше соответствует их карьерным устремлениям.
Профессионалы
- Готовит сотрудников к временному заполнению вакантной должности в случае необходимости.
- Предоставление существующему набору навыков сотрудников расширенного набора навыков.
- Команды становятся более сплоченными, помогая друг другу более активно.
- Больше возможностей для продвижения изнутри, что снижает затраты на подбор персонала.
Минусы
- В крупных организациях для проведения перекрестного обучения требуется специальное время, усилия и ресурсы.
- Дополнительные обязанности могут серьезно отвлекать большинство сотрудников.
- Сотрудники могут чувствовать себя перегруженными работой.
10. Слежка за работой
Слежение за рабочими местами позволяет сотрудникам следить за другими специалистами, выполняющими различные должностные функции, и наблюдать за ними, чтобы получить представление об их сфере деятельности. Также применяется теневое копирование работы, чтобы позволить менее опытным людям работать вместе с опытными профессионалами, чтобы оттачивать свои навыки у тех, кто уже овладел ими.
Плюсы
- Улучшает взаимодействие между различными отделами.
- Способствует постоянному развитию и совершенствованию сотрудников.
- Позволяет сотрудникам исследовать различные потенциальные варианты карьеры для себя.
- Для человека, за которым ведется слежка, это отличный способ поделиться своим опытом с другими коллегами.
- Это требует меньше времени, чем стажировка.
- Информация или знания из первых рук, предоставленные наблюдателю.
- Устанавливает прочные отношения между новыми сотрудниками и штатными сотрудниками.
Минусы
- В начале наблюдатель должен будет долгое время следить за своим наставником, чтобы полностью понять информацию.
- Прежде чем наблюдатель начнет изучать конкретную работу, он должен иметь некоторые начальные знания в этой области, а также требуемое поведение на рабочем месте.
- Может не хватить времени на актуальные вопросы, а это означает, что некоторые важные ответы могут быть потеряны из-за быстрого темпа теневой работы.
11. Практические примеры
При использовании метода тематического исследования сотрудникам предоставляется реальная или вымышленная сложная ситуация для анализа и использования в качестве эталона для их решений. Хотя случаи различаются по сложности и степени детализации, обучаемым должно быть предоставлено достаточно данных и информации для анализа ситуации и поиска решений.
Профессионалы
- Развивает навыки анализа данных, принятия решений и решения проблем у сотрудников.
- Когда сотрудники постоянно работают над кейсами, им легче справляться с подобными ситуациями в реальной жизни.
- Повышает способность сотрудников мыслить нестандартно.
- Метод тематического исследования недорог.
Минусы
- Это трудоемкий метод сбора данных.
- Сотрудникам требуется много времени для анализа данных.
12. Обучение по принципу «равный-равному»
Последним в нашем списке методов обучения сотрудников является метод взаимного обучения. Взаимное обучение — это стратегия взаимного обучения и обучения, в которой участники одного уровня участвуют в совместном обучении. Проще говоря, взаимное обучение — это когда один или несколько учащихся обучают других учащихся.
Этот тип обучения позволяет сотрудникам работать с новыми концепциями и делиться идеями со своими коллегами, работающими над тем же проектом. Возможность учить и учиться друг у друга — это эффективный способ для организаций сделать сотрудников более сильными, которые продуктивно работают вместе.
Pros
- Поощряет связь, совместную работу и командную работу.
- Повышает вовлеченность и производительность сотрудников.
- Способствует культуре обмена знаниями внутри организации.
- Метод взаимного обучения недорог.
Минусы
- Время может быть потрачено впустую на обсуждение неактуальных тем.
- Нуждается в преданности и приверженности со стороны сверстников.
13. Интервальное обучение
Интервальное обучение разбивает длительные программы обучения сотрудников на несколько сеансов или модулей меньшей продолжительности с интервалами между ними. Части этих занятий повторно вводятся несколько раз в течение следующих нескольких дней или недель, чтобы учащиеся могли вспомнить информацию, что способствует долгосрочному запоминанию знаний.
Pros
- Преодолевает эффект кривой забывания, предоставляя учащимся периодический обзор и закрепление ранее полученных знаний.
- Включает интерактивные и реальные сценарии в ваши учебные программы.
- Предотвращает утомление, снижает умственное утомление и поддерживает интерес учащихся к содержанию.
Минусы
- Упражнения по извлечению знаний могут быть сложными для некоторых людей.
14. Геймификация
Геймификация в обучении включает игровые элементы, такие как баллы и значки, в учебные курсы. Используя психологию, игровое обучение вовлекает учащихся и заставляет их охотнее выполнять повторяющиеся задачи, несмотря на риск неудачи. Было показано, что геймификация обучения повышает производительность сотрудников и внедрение нового программного обеспечения.
Профессионалы
- Геймификация побуждает учащихся к достижению целей обучения, тем самым увеличивая вовлеченность и уровень завершения.
- По мере прохождения игры учащиеся получают мгновенную обратную связь.
- Сотрудники получают значки или награды по мере прохождения игры. Это повышает мотивацию сотрудников.
Минусы
- Стоимость дополнительных ресурсов для улучшения игрового процесса может превысить бюджет.
Выбор лучших методов обучения сотрудников для вашей организации
Когда дело доходит до выбора идеальных методов обучения сотрудников, культура организации, размер, предпочтения сотрудников в обучении, удаленная или офисная среда и другие факторы влияют на выбор сильно. Мы надеемся, что наш сопоставленный список различных методов обучения сотрудников даст вам некоторую ясность и поможет выбрать идеальный метод для вашей компании. В зависимости от требований вашей компании и потребностей учащихся, не стесняйтесь либо придерживаться одного конкретного подхода для всех сотрудников, либо выбрать несколько подходов для разных групп сотрудников.
Содержание
Готовы к Whatfix?
Запросите демонстрацию, чтобы увидеть, как Whatfix дополняет ваше обучение, помогая сотрудникам учиться во время работы в бизнес-приложении.