Тренинг это в психологии: Что такое психологический тренинг? | Сайт для студентов КФУ

Что такое психологический тренинг, кому и зачем он нужен

  • Главная
  • Блог
  • Психология
  • Психологические тренинги: виды, формы и цели проведения

Вернуться к статьям

Забрать
подарок

Психология

03.08.2021  |   729 просмотров   |   Дата обновления: 24.03.2023

Автор статьи

Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

Тренинги появились в России недавно и сразу показали свою эффективность. Они дают не только возможность получить теоретическую информацию от профессионалов, но и поучаствовать в практических упражнениях под их руководством.

Какие виды тренингов существуют в психологии? Какие задачи они помогают решить?

Что такое психологический тренинг?

Психологический тренинг — это форма группового обучения, где оказываются высококвалифицированные образовательные услуги, сочетающие теоретическую подготовку и формирование практических умений. Их проводят профессиональные преподаватели на базе экспериментально доказанных знаний о психологических закономерностях развития личности и групповых процессов.

Цель тренинга — достижение изменений в психологической, социальной сферах жизни человека, обретение благополучия и удовлетворенности. Не допускается проведение воздействий на уровне бессознательного, применение каких-либо медикаментозных средств.

ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим

Алина Степанчук

Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»

Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами.

Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!

Психологический тренинг используется как метод практической психологии в решении проблем из следующих сфер жизни:

  • самосознание;
  • детско-родительские отношения, семейная жизнь;кар
  • ьера, эмоциональное и профессиональное выгорание;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • финансы.

Для большинства тренингов выбирается групповая форма работы, потому что затрагиваются вопросы, связанные с межличностным взаимодействием. Работая в группе, можно получить обратную связь не только от ведущего, но и от других участников, что позволяет увидеть новые грани интересующей темы.

Виды психологических тренингов

Все тренинги можно разделить по различным признакам. Одна из классификаций выглядит так:

  1. Тренинг умений. На нем отрабатывается формирование новых навыков и привычек, которые могут касаться как профессиональной жизни, так и семейной.
  2. Психотерапевтический тренинг. Помогает участникам изменить отношение к себе, научиться формировать новые качества, найти дополнительные ресурсы и возможности.
  3. Социально-психологический тренинг (СПТ). Занимает промежуточное место между двумя предыдущими. Касается как обучения новым умениям, так и трансформации личности. Социально-психологический тренинг — это способ отработать эффективные навыки межличностного общения.

Работа в процессе тренинга строится на следующих принципах:

  • активное участие, которое обеспечивает усвоение теории, тренировку способов поведения, выполнение упражнений, предлагаемых ведущими;
  • исследование и творчество участников тренинга;
  • осознанность поведения, которая предполагает полное погружение в предлагаемую ситуацию;
  • доверие к партнёрам, отсутствие оценок другим участникам;
  • конфиденциальность.

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест

В тренингах отрабатываются принципы воздействия и техники гуманистических направлений в психологии. Это касается методов арт-терапии, гештальт-подходов, психодрамы и других.

Сегодня психологический тренинг считается одним из самых эффективных способов добиться личностного и карьерного роста. О других групповых и индивидуальных психотерапевтических практиках, вы можете узнать из статей нашего блога.

#саморазвитие #психокоррекция #мышление

Категории по теме:

  • Все статьи
  • Нутрициология
  • Коучинг
  • Сексология
  • Психология
  • Дизайн интерьеров
  • Эксперт.PRO

Вебинар

25 апреля

19. 00

Ведущий вебинара

Павел Лебедько

Развитие эмоционального интеллекта

Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

Спасибо, что оставили свои контактные данные
наш менеджер скоро с вами свяжется

 

Даю согласие на обработку своих персональных данных

Психология

Генограмма семьи: как использовать опыт предков?

Психология

Супервизия как инструмент повышения профессиональной компетентности

Психология

Развитие различных видов мышления

Психология

5 моделей детско-родительских отношений

Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе

Психологический тренинг не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Психологически тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения построения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализа возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Игра – тренинг – урок… каждая из данных форм может решать развивающие задачи, но по своему и свои. Игра – «живая» деятельность. Игра не учит, она расширяет горизонты, погружая человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения. Однако требуется отдельная работы души или внешних по отношению к этой душе сил для того, чтобы игровая деятельность и полученный в ней опыт были перенесены в жизнь. Иногда игра «прорастает» в человеке очень долго. Повторим еще раз: игра не учит, она изменяет человека так, как может менять его только целостная захватывающая человека целиком деятельность, кусочек «вкусной» жизни. Тренинг – деятельностное обучение. Его природа – принципиально дискретна (игра принципиально целостна). Тренинг предполагает остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому, повтор, репетицию, иногда фальстарт. Конечно, хороший тренинг в результате обретает в голове у человека целостность и законченность, становится единым фрагментом жизни («тренинг – это маленькая жизнь» – так, наверное, можно сказать?). Но процесс тренинга прерывист.

В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем пониманием тренинга, которое дано в книге И. Вачкова и С. Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности… Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3) уметь это делать».

Урок – при всех попытках сделать его деятельностным с помощью современных психолого-педагогических технологий – форма больше информационная, знаньевая. Через урок очень трудно передать ученику технологию самопобуждения к деятельности (научить его хотеть). Частично можно научить конкретному делу, но проще всего на уроке передать знание о том, как делать.

Конечно, современный урок впитал в себя игровые методы и тренинговые процедуры; тренинг включает в себя информационные блоки и блоки «чистого» проживания; игра почти всегда завершается обсуждением и рефлексией. Эклектика – стиль современной эпохи. И все же очень важно понимать исходные возможности и направленность того или иного жанра.

Возвращаясь к тренингу. Он может быть рассмотрен как форма развивающей работы с детьми и подростками. Но не стоит преувеличивать и даже абсолютизировать его роль в данном качестве.

Настоящий психологический тренинг, выстроенный по канонам своего жанра, в школе возможен скорее в исключительных, чем типичных, ситуациях деятельности психолога. Все дело в том, что эти самые типичные ситуации не позволяют воплотить в жизнь ряд принципов тренинговой работы, как то: добровольность, конфиденциальность происходящего в группе, психологическая безопасность участников, постоянство состава, определенная длительность каждой встречи и встреч вообще, конечность существования группы и др.

Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Нельзя иначе, так как открытость – важнейшее условие того, что человек в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя. Открытость – это испытание, риск быть непонятным, осмеянным (особенно в детской и подростковой группе!). Если хотите – это маленький подвиг личности. Большинство людей любого возраста готовы к такому риску только в ситуации высокой психологической безопасности. И это правильно. Создать в школе условия для безопасной открытости очень сложно. Невозможно гарантировать, что информация о происходящем в группе не просочится вовне, не поползет по школе. У ребенка, прошедшего тренинговую группу в школе, могут возникнуть трудности с применением новых знаний и умений в жизни: вокруг свидетели того, как он это отрабатывал на занятиях. Для того что бы соблюсти принципы добровольности и постоянства состава, психологу нужно проявить просто чудеса изобретательности: с одной стороны, собрать в группу только желающих (это значит – после уроков), с другой стороны – удерживать школьников в группе, несмотря на их загруженность, наличие друзей вне группы, поздний час и прочее и прочее.

Очевидно, что проведение хорошего, полноценного тренинга предполагает, что дети пришли и остаются его постоянными участниками сами, на внутренней своей мотивации, что у них и у психолога есть возможность работать вместе в комфортном изолированном помещении (не в классе) хотя бы 3–4 часа в неделю (подряд) после окончания занятий, что участники никакого содержания не выносят вовне группы и, кроме того, после окончания тренинга они продолжают спокойно общаться друг с другом уже на ином, не столь глубоком уровне. «Часто ли такое возможно в реальной школьной практике?» – задаю я почти риторический вопрос. Нет, весьма редко.

А следовательно, речь о существенной модификации тренинговой методологии и процедур, для того чтобы его можно было использовать: а) для всего класса, б) в обязательном порядке, в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для школы как таковой, и т.д.

Такая модификация в нашем рабочем сленге психологов практиков получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» – потому что преследуют цель научить определенной деятельности.

«Занятия», потому что в чем -то близки уроку: по длительности (точнее, краткости), обязательности для всех, утилитарной (знаньево-навыковой) направленности. В таких занятиях трудно сохранить романтический «дух» тренинга. В большей степени сохраняется «бука» – тренировка умения действовать на основе знания о том, как это нужно делать. Но и мотивационный потенциал таких занятий, по сравнению с «чистым» уроком, все таки довольно высок.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

  • Прийоми навчання дітей розповідати
  • Дидактические системы
  • Основные признаки педагогической технологии
  • «Расту здоровым»
  • Аналіз планування сюжетно-рольових ігор дітей
  • Складання розповідей за ілюстраціями
  • Игровые педагогические технологии
  • Правописание суффиксов и окончаний слов 2 вариант
  • Психологическая культура и образование
  • Культура педагогического общения

Информационный справочник по обучению и обучению психологов

Обучение и обучение психологов

                                  

Обучение и обучение психологов 7

О

00004 00004 Стать студентом-психологом?

                             

Виджет SSN IFrame — синий0004 КонсультированиеОбщинное консультирование по вопросам здоровьяБрак и семейная терапияКонсультирование по вопросам психического здоровьяРазрешение конфликтовПасторское консультирование

Школьное консультированиеЗлоупотребление психоактивными веществами — консультирование по вопросам зависимостиПсихологияДетская психология и психология развитияКлиническая психологияСудебная психология

Здоровье – медицинская психологияПроизводственная и организационная психология 04 Степень: — Выбрать все степени — Ассоциированная степень бакалавра Магистр

Докторская степень Сертификаты Дипломы

Для большинства психологов требуется степень магистра или доктора и лицензия.

Образование и обучение : Для самостоятельной практики психолога обычно требуется докторская степень. Психологи с докторской степенью. или доктора психологии (Psy.D.) имеют право на широкий спектр преподавательских, исследовательских, клинических и консультационных должностей в университетах, службах здравоохранения, начальных и средних школах, частной промышленности и правительстве. Психологи с докторской степенью часто работают на клинических должностях или в частной практике, но иногда они также преподают, проводят исследования или выполняют административные обязанности.

Для получения докторской степени обычно требуется около 5 лет очного обучения в аспирантуре, кульминацией которого является защита диссертации на основе оригинального исследования. Курсы по количественным экспериментальным методам и дизайну исследований, которые включают использование компьютерного анализа, являются неотъемлемой частью обучения в аспирантуре и необходимы для завершения диссертации. Пси.Д. степень может быть основана на практической работе и экзаменах, а не на диссертации. В клинической, консультационной и школьной психологии требования для получения докторской степени обычно включают дополнительный год постдокторского опыта под наблюдением.

В большинстве штатов для работы школьным психологом требуется диплом специалиста или его эквивалент, хотя в некоторых штатах школьные психологи имеют диплом магистра. Для получения степени специалиста (Ed.S.) в области школьной психологии требуется как минимум 2 года очного обучения в аспирантуре (не менее 60 часов в аспирантуре) и 1 год очной стажировки в течение третьего года. Поскольку их профессиональная практика связана с образовательными и психическими компонентами развития учащихся, подготовка школьных психологов включает курсовую работу как по образованию, так и по психологии.

Люди со степенью магистра психологии могут работать промышленно-организационными психологами. Они также могут работать помощниками психолога, проводя исследования под непосредственным руководством психологов с докторской степенью. Для получения степени магистра психологии требуется не менее 2 лет очного обучения в аспирантуре. Требования обычно включают практический опыт работы в прикладных условиях и магистерскую диссертацию, основанную на оригинальном исследовательском проекте.

Конкурс на поступление в аспирантуру по психологии высок. Некоторые университеты требуют, чтобы абитуриенты имели степень бакалавра в области психологии. Другие предпочитают только курсовую работу по базовой психологии с дополнительными курсами по биологическим, физическим и социальным наукам, статистике и математике.

Степень бакалавра психологии дает право ассистировать психологам и другим специалистам в общественных центрах психического здоровья, отделениях профессиональной реабилитации и исправительных программах. Обладатели степени бакалавра также могут работать помощниками по административным вопросам у психологов. Однако многие находят работу в других областях, таких как продажи, обслуживание или управление бизнесом.

В федеральном правительстве кандидаты должны иметь степень бакалавра и не менее 24 семестровых часов по психологии или сочетание образования и опыта, чтобы претендовать на должности начального уровня. Однако конкуренция за эти рабочие места высока, потому что это один из немногих способов, которыми можно работать психологом без ученой степени.

Американская психологическая ассоциация (АПА) в настоящее время аккредитует программы подготовки докторантов по клинической, психологической и школьной психологии, а также учреждения, которые проводят стажировки для докторантов по школьной, клинической и психологической психологии. Национальная ассоциация школьных психологов при содействии Национального совета по аккредитации педагогического образования помогает утверждать программы повышения квалификации в области школьной психологии.

Клинические психологи в Луизиане и Нью-Мексико, которые прописывают лекарства, должны получить постдокторскую степень магистра в области клинической психофармакологии и сдать национальный экзамен, утвержденный Экзаменационной комиссией психологов штата.

Лицензия : Психологи, занимающиеся индивидуальной или групповой практикой, или те, кто предлагает любой вид помощи пациентам, включая клинических, консультационных и школьных психологов, должны соответствовать требованиям сертификации или лицензирования во всех штатах и ​​округе Колумбия. Законы о лицензировании различаются в зависимости от штата и типа должности и требуют, чтобы лицензированные или сертифицированные психологи ограничивали свою практику областями, в которых они приобрели профессиональную компетентность благодаря обучению и опыту. Клиническим и консультирующим психологам обычно требуется докторская степень по психологии, утвержденная стажировка и 1-2 года профессионального опыта. Кроме того, все государства требуют, чтобы заявители сдали экзамен. Большинство советов по лицензированию штатов проводят стандартизированный тест, и многие дополняют его дополнительными устными или эссе-вопросами. В некоторых штатах требуется непрерывное образование для продления лицензии.

Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) присваивает статус сертифицированного школьного психолога (NCSP), который признает профессиональную компетентность в области школьной психологии на национальном, а не на уровне штата. В настоящее время 31 государство признает NCSP и позволяет тем, у кого есть сертификат, передавать полномочия из одного штата в другой без сдачи нового сертификационного экзамена. В государствах, которые признают NCSP, требования для сертификации или лицензирования и требования для NCSP часто совпадают или похожи. Требования для NCSP включают завершение 60 академических часов семестра по школьной психологии; 1200-часовая стажировка, 600 из которых должны быть пройдены в школе; и проходной балл на Национальном школьном экзамене по психологии.

Прочие квалификации : Начинающие психологи, заинтересованные в непосредственном уходе за пациентами, должны быть эмоционально устойчивыми, зрелыми и способными эффективно взаимодействовать с людьми. Чуткость, сострадание, хорошие коммуникативные навыки и способность руководить и вдохновлять других являются особенно важными качествами для людей, желающих заниматься клинической работой и консультированием. Психологи-исследователи должны быть способны к детальной работе как самостоятельно, так и в составе команды. Терпение и настойчивость являются жизненно важными качествами, поскольку достижение результатов в психологическом лечении больных или в исследованиях может занять много времени.

Сертификация и повышение квалификации : Американский совет профессиональной психологии (ABPP) признает профессиональные достижения, присуждая сертификаты по специальности в 13 различных областях, таких как психоанализ, реабилитация, судебная экспертиза, группа, школа, клиническое здоровье, супружеская пара и семья. Чтобы получить сертификат совета директоров по специальности, кандидаты должны соответствовать общим критериям, состоящим из наличия докторской степени в области психологии, а также государственной лицензии. Затем каждый кандидат должен соответствовать дополнительным критериям в области специальности, которые обычно представляют собой сочетание постдокторской подготовки по своей специальности, нескольких лет опыта и профессиональных одобрений, как это определено ABPP. Затем абитуриенты должны сдать экзамен по специальности.

Психологи могут улучшить свои возможности карьерного роста, получив ученую степень и участвуя в программах повышения квалификации. Многие психологи предпочитают начать свою частную практику после получения опыта работы в этой области.

(Источник: Бюро трудовой статистики)


Классические статьи, которые должны прочитать все студенты-психологи . Полную информацию смотрите по следующей ссылке.

The Psychology Classics Kindle Collection


Вернуться к началу страницы

Вернуться на страницу психологов


Тренинг с точки зрения организационной психологии

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre.

    com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-33;jsessionid=A22C47DC830B278F5D4893BFD1110C336

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание статьи

Показать краткие сведения

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.33
  • Опубликовано онлайн: 26 апреля 2017 г.
Резюме организацией, которая способствовать относительно постоянным изменениям в знаниях, навыках или влиянии/отношениях членов организации.
Совокупные метааналитические данные указывают на то, что тренировки эффективны и дают в среднем умеренный эффект. Обучение наиболее эффективно, когда оно разработано таким образом, чтобы обучаемые проявляли активность и поощрялись к саморегуляции во время обучения, а также когда оно хорошо структурировано и требует усилий со стороны обучаемых. Дополнительными характеристиками эффективного обучения являются: Цель, задачи и ожидаемые результаты обучения четко доводятся до сведения слушателей; содержание обучения имеет смысл, а учебные задания, примеры и упражнения имеют отношение к работе; стажерам предоставляются учебные пособия, которые могут помочь им организовать, изучить и вспомнить содержание обучения; предоставляются возможности для практики в безопасной среде; обратная связь предоставляется тренерами, наблюдателями, коллегами или самим заданием; а обучение позволяет учащимся наблюдать за другими и взаимодействовать с ними. Кроме того, эффективное обучение требует предварительной оценки потребностей для обеспечения актуальности содержания обучения и создания условий для оптимизации мотивации обучаемых к обучению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *