Тренинг на личностный рост – Тренинг личностного роста «Путь к Себе»

Методическая разработка «Тренинг личностного роста»

Методическая разработка

Тренинг личностного роста

Разработал:

Щеголева Татьяна Юрьевна,

Арзамасский коммерческо-технический

техникум, педагог-психолог

607220, Нижегородская обл.,

г.Арзамас, ул. 9 Мая, д. 6,

т. 8(3147)7-37-22

сайт arzktt.ru

Введение

Одним из приоритетных направлений развития современного общества является подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов, обладающих высоким уровнем активности, конкурентоспособности, мобильности, вариативности.

Групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Возможность работы непосредственно с опытом позволяет использование психологического тренинга в качестве важного элемента профессиональной подготовки. Тренинг помогает преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными средствами обучения.

Психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами.

Тренинг личностного роста – это возможность изучить глубинные установки и отношения, которые являются основой личностного жизненного опыта, смотря на которые, личность действует и получает определенные результаты. Много наших установок, отношений и интерпретаций некорректные, устаревшие и контрпродуктивные. По мере того, как это становится все более очевидно участникам тренинга, у них появляется возможность и сила выбрать и создать мощные, вдохновляющие и эффективные интерпретации и установки, которые позволят достичь действительно экстраординарных результатов, а так же применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достичь целей в тех областях жизни, где они до сих пор не использовались.

Эффективность тренинга личностного роста заключается в понимании участниками тех процессов, к которым они приступают. Ясное и четкое понимание непродуктивности субъективного взгляда на мир, позволяет участнику тренинга подготовиться к нему должным образом, так, что возможность создания новых результатов во время занятия и после его завершения имела бы практическую реализацию.

Уникальность тренинга личностного роста заключается в том, что здесь никто не говорит членам группы, как нужно проживать свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как по-другому можно видеть себя и жизнь вокруг, и делают благодаря этому ценные открытия. Проходя через процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и собственной силы, нужной для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.

Тренинг личностного роста – это возможность начать осваивать незадействованный до сих пор жизненный, творческий и духовный потенциал, за пределами того, что я знаю, уже возможно в моей жизни, так что станут реальными вещи и события, которые не произошли бы сами по себе.

Тренинг личностного роста предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются уме­нию управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: комму­никатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуника­тивных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимо­действие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических послед­ствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообраз­ные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, на­правленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на трениров­ку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.

Цель тренинга: создание условий для личностного роста подростков.

Задачи тренинга:

1.    Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутрен­ний мир и ориентации в нем.

2.    Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.    Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения

Ход занятия

1 упражнение «Баранья голова»

Инструкция:

— Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом,должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

2 упражнение «Заключение контракта»

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выработанные правила на доске или листе ватмана.

1.    Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).

2.    Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.

3.    Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.

4.    Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.

5.    Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».

6.    Активность: чаще всего , те, кто проявляют активность на занятиях приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях. И др. правила.

3 упражнение «Молекулы»

Представьте, что вы все атомы, которые постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома каждый.

Рефлексия:

— Как вы себя чувствуете?

— Все ли соединились с теми, с кем хотели?

4 упражнение «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Роль А: Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику…

Роль Б: Вы – управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал н ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляется к его столику…

Анализ:

— Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

— Вник ли Б в суть проблемы? Преодолели ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

— Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

— Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: к примеру одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение: Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

5 упражнение «Волшебная рука»

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

6 упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

 

Заключение

В данной работе представлено только одно занятие из цикла тренинга личностного роста.

По результатам диагностики после проведения цикла из 6 занятий уровень тревожности у студентов-первокурсников снизился с 14% до 7%, наладился эмоциональный фон в группе, снизилось количество конфликтов. Студенты стали лучше понимать себя и других.

Участники тренинга с помощью различных заданий, психотехник осознали и преодолели свои психологические проблемы, которые препятствовали решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и ведущего смог понять свои неосознаваемые комплексы, избавился от внутренних барьеров, лучше узнал, как его воспринимают окружающие люди. Это позволило выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную самооценку, увидеть собственные ошибки и недостатки.

При организации и проведении тренинга ведущий стремился к тому, чтобы при «погружении» в особую тренинговую среду участники смогли лучше осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Явными результатами успешного тренинга стала адекватная самооценка, изменение стратегий поведения, снятие барьеров в общении. Все это создает условия для внутреннего личностного роста.

infourok.ru

Тренинг личностного роста для студентов.

Тренинг личностного роста для студентов.

Автор: Бояджан Наталья Николаевна.

“Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни”.

(Китайская пословица)

Методические цели и задачи:

Ознакомить студентов с суждениями о себе;

Развивать представления студентов о своих жизненных целях и желаниях;

Формировать установку о значимости своей личности;

Выработать потребность осознать, как построить свою жизнь;

Воспитывать атмосферу открытости и доверия в студенческом коллективе.

Оборудование: Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.

Время проведения: 60 минут

План.

Знакомство – самопрезентация.

Упражнение “Обсуждение правил работы в группе”.

Торг.

Упражнение “Чистка луковицы”.

Упражнение “Три года”.

Представление о достигнутом успехе.

Рефлексия.

Ход занятия.

Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить “подарок”, передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).

Время: 5 минут.

Упражнение 1. “Самопрезентация”.

Цель:

— выявление представлений слушателей о себе;

— формирование установки о значимости своей личности;

— создание условий для самораскрытия.

Время: 5 минут.

Процедура: Тьютор просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах (“Самопрезентация”).

Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:

— Твое главное достоинство?

— Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?

Второй вариант данного упражнения: Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.

Упражнение 2. “Обсуждение правил работы в группе”.

Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.

Время: 5 минут.

Процедура: Тьютор объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания “Я предлагаю…”, “Я думаю…”; правило “здесь и теперь”; правило “обратной связи”; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило “стоп”

Упражнение 3 “Торг”

Цель: рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.

Время: 15 минут.

Ход работы: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.

Упражнение 4 “Чистка луковицы”.

Время: 5 минут.

Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее “Я” и осознавать свои цели и желания.

Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое “Я”. Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.

Упражнение 5 “Три года” (см. Дж. Рейнуотер).

Цель: осознание как построить свою жизнь.

Время: 15 минут.

Технология выполнения:

Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите…, заметьте, где ваше тело касается кресла, стула… Будьте спокойны, расслабленны, пусть стул сам держит ваше тело.

Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите). Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?

Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что “меркнет свет”, или завязнуть в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам хочется провести это время.

Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?

После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.

Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?

Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте эти мысли (кто-то крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то, что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 6. “Представление о достигнутом успехе”.

Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время: 5 минут

Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.

Упражнение 7. “Рефлексия”.

Время: 5 минут

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература:

Битянова Н.Р. Психология личностного роста — М., издательство “Международная педагогическая академия”, 1995

Лидерс А. Г. “Психологический тренинг с подростками” — М., 2011.

infourok.ru

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста «Я в будущем»

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

 

Упражнение для тренинга личностного роста «Шприц»

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать «иммунитет» к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение»: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго — отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

 

Упражнение для тренинга личностного роста «Чемодан в дорогу»

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

 

Упражнение для тренинга личностного роста «Цвет эмоций»

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

 

Упражнение для тренинга личностного роста «Табу»

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», — говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, — каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

 

Упражнение для тренинга личностного роста «Самопрезентация»

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

— удивление,

— интерес,

— радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».

 

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

 

Упражнение для тренинга личностного роста «Пессимист, Оптимист, Шут»

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.

 

2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

 

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

 

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

 

5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

 

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

 

Упражнение для тренинга личностного роста «На какой я ступеньке?»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

— 1-4 ступенька — самооценка занижена

— 5-7 ступенька — самооценка адекватна

— 8-10 ступенька — самооценка завышена

 

Упражнение для тренинга личностного роста «Комиссионный магазин»

Цель упражнения: — формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; — выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; — углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец — это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

 

Упражнение для тренинга личностного роста «Зато…»

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато…», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что…» или «здорово, ведь теперь …»;

 

— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

 

Упражнение для тренинга личностного роста «В чем мне повезло в этой жизни»

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: «В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

 

Техника «Воскресный вечер»

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы «издерганы» обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Содержание

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья — это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или — скажем — в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение — не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее — это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

 На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам… И вполне вероятно, что под этими «плитами» зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет… Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

 

Ролевая игра «Соблазнение»

 

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной — уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают «обратную связь» той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

— Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

— Что внутри вас помогало вам отказаться?

kopilkaurokov.ru

Тренинг личностного роста. для подростков

Тренинг личностного роста.

Цель: содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Задачи:

— познакомить с определением понятия «Личностный рост»;

— способствовать углублению процессов самораскрытия;

— научить находить в себе главные индивидуальные особенности.

Ход занятия.

Упражнение «Мое имя»?

Цель: стимуляция креативных (творческих) способностей участников группы.

Я предлагаю вам поприветствовать друг друга таким образом. Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Анастасия – активная, аккуратная, ароматная.

Наша работа сегодня предполагает соблюдение некоторых правил, а именно:

  1. Будь активен! Если бы вы пришли в спортзал и стали наблюдать за теми, кто работает на тренажёрах в расчете на то, что ваши мышцы тоже накачаются, было бы, по меньшей мере, странно. Поэтому, пришли на тренинг — качайте «мускулы», а не наблюдайте.

  2. Будь вежлив! Обращайтесь к каждому участнику тренинга вежливо.

  3. Правило поднятой руки. На тренинге говорит только тот, кто поднял руку, или тот, кого спросили.

  4. Правило конфиденциальности. Все происходящее на тренинге с людьми не участвующими в тренинге не обсуждать, все остается здесь на тренинге. Это позволит чувствовать себя безопасно и быть открытыми.

Тема нашего тренинга «Личностный рост». Кто знает, что такое личностный рост? (ответы детей)

Личностный рост — это развитие ваших внутренних качеств. Это в первую очередь принятие себя таким, какой вы есть. С принятия начинаются любые изменения.

Как вы думаете, для чего нужен личностный рост?

Любому человеку, даже самому успешному, есть, куда расти. Причем, те люди, которые достигли очень больших высот в своей жизни — постоянно совершенствуют себя, занимаются личностным ростом. Они развивают не только свои личные навыки, но и навыки ведения бизнеса, отношений с другими людьми.

Сейчас мы с вами тоже попробуем заняться своим личностным ростом.

Упражнение «Никто не знает»

Цель: активизация процесса самопознания.

Участники сидят в кругу. У психолога в руках игрушка.

Для начала выполним такое упражнение, называется оно «Никто не знает». Скорее всего, оно покажется вам очень сложным, ведь даже взрослые испытывают некоторый дискомфорт, отмечая в себе отрицательные качества, но мы должны научиться этому. Сейчас мы будем передавать друг другу эту игрушку и тот, у кого она окажется, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…» (очень нетерпелива) в продолжение фразы Вы называете свое отрицательное качество. А когда игрушка дойдет до вас во второй раз (пойдет по второму кругу), то вы будете должны назвать свое положительное качество. (Умею находить общий язык со всеми людьми).

Сложно ли было выполнять это упражнение? А почему? Что было сложнее найти в себе положительное или отрицательное качество?

Это говорит о том, что мы не умеем анализировать свои поступки. Данное упражнение является началом к тому, чтобы мы научились находить у себя недостатки и работать над ними, а также знали свои положительные качества и продолжали развивать их дальше.

Упражнение «Все мы»

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Для этого упражнения мне нужно из группы выбрать одного участника. Кто желает помочь мне?

(обращаясь к помощнику) Сейчас тебе нужно выйти ненадолго в коридор. Ты далеко не уходи, спустя некоторое время я тебя позову.

А остальных я попрошу, чтобы каждый сказал о вышедшем что-нибудь приятное. (Его качества, особенности, черты, привычки). Все это я запишу. А вы запоминайте свои фразы.

Затем участник входит. «Пока ты отсутствовал, мы случайно завели о тебе разговор. Не поверишь, как много приятного о тебе было сказано. Один сказал…»

А теперь, ты должен отгадать, кто что сказал и почему.

Что ты почувствовал, слушая описания о себе? Что ты узнал нового о себе и других, в результате выполнения этого упражнения? Приятно ли тебе было слушать о себе столько хорошего? Как ты думаешь достаточно ли хорошо знают тебя окружающие? Все ли было сказано?

А вам ребята, легко ли было говорить о вашем товарище? Какие сложности вы испытывали?

Вот видите, оказывается, как сложно говорить не только о своих, но и о чужих положительных качествах.

Упражнение «Без ложной скромности».

Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела.

– Подумайте сейчас о трёх вещах, которым вы хотели бы научиться или хотели бы выполнять их лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете их делать. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я очень хорошо плаваю», «Я пишу интересные статьи». Возьмите лист бумаги и запишите эти фразы большими буквами, сделайте рамку.

Покажите свой получившийся плакат всем участникам, расскажите, что на нём написано.

Возьмите эти плакаты себе, повесьте их у себя в комнате, чем чаще вы будете смотреть на них, тем легче будет добиваться того, чтобы эти слова стали правдой.

Сегодня мы с вами попытались увидеть в себе то хорошее, что у вас есть, и поговорить о том, что это необходимо. Утверждать, показывать, улучшать.

Последнее упражнение с плакатами необходимо выполнять ежедневно, для того, чтобы находить в себе индивидуальные особенности, и таким образом лучше узнавать себя. Ведь только познавая себя, мы можем совершенствоваться. А находя в других такие особенности, помогать совершенствоваться им.

infourok.ru

ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПОДРОСТКОВ

Алматинский колледж полиграфии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТРЕНИНГА

ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ПОДРОСТКОВ

Калиниченко Е.Д.

Алматы, 2013

Обшая идея тренинга

Организация тренинговой группы для помощи подросткам, у которых возникли трудности в общении со сверстниками, родителями, преподавателями и другими людьми. Научить подростков так общаться с другими людьми, чтобы это приводило к конфликтным ситуациям, приносило меньше переживаний самому подростку. Некоторые подростки в силу определенных обстоятельств были лишены активного общения со сверстниками и испытывали дискомфорт, оказавшись в компании сверстников.

Цель данного тренинга

Программа данного тренинга направлена на развитие у подростков недостающих им навыков общения, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, проблем конфликтов.

Используемые средства: групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках и т. д.

В групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они учатся формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, критиковать точку зрения других, не переходя на «личности».

После каждой игры проводится обсуждение. Участник делятся

впечатлениями о том, как они себя чувствовали в тот или иной роли, мотивируют свои поступки. Это дает возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнера.

Игры на интенсивное физическое взаимодействие служат для усиления интереса учащихся, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха, улучшение взаимоотношений в группе. В некоторых случаях эти упражнения могут быть непосредственно связаны с темой занятия и использоваться в качестве рабочих.

В данную программу помимо различных игр и групповых дискуссий входят и мини-лекции. По мнению Т. Яничевой, «сообщение в доступной форме о тез или иных психологических закономерностях, феноменах, свойственных людям вообще с одной стороны, может снять страхи, волнения, тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, а с другой стороны — повысить чувство уверенности в себе, если теоретическое отступление подтверждает догадки и предположения самого подростка».

Форма проведения

Данная программа состоит из 10 занятий, каждое их которых длится два с половиной часа. Встречи проводятся два раза в неделю. Помещение для занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. На некоторых занятиях допускается отработка полученного навыка вне группы (с незнакомыми людьми).

Группа состоит из 10-15 человек. Учащиеся набираются из разных групп и разных курсов обучения. В основном — это подростки, у которых имеются те или иные проблемы общения.

Форма промежуточного и окончательного контроля

В качестве промежуточного контроля используются устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия и во время чаепития: отмечаются основные сложности, что понравилось и т. д.. Это дает участникам возможность осознать свои успехи, изменения, если таковые произошли, наметить некоторый план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.

Для окончательного контроля использована методика «Самооценка», включающая 16 шкал:

1. сильный — слабый

2. уступчивый — упрямый

3. замкнутый — открытый

4. зависимый — независимый

5. черствый — отзывчивый

6. нерешительный — решительный

7. безответственный — добросовестный

8. неуверенный — уверенный

9. самостоятельный — несамостоятельный

10. невезучий — везучий

11 .нелюбимый — любимый

12.глупый — умный

13.несправедливый — справедливый

14.неблагополучный — благополучный

15.невозмутимый — раздражительный

16.нечувствительный – эмпатийный

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Занятие 1

Цель занятия: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство подростков друг с другом и с руководителем группы, установка правил работы в группе; предложение программы занятий.

План занятия. Введение имени. Рассказ участника о своем имени. Руководитель тренинговой группы просит участников группы рассказать (показать, как-то выразить для группы) историю — быль или небыль, которая связана с его именем, так чтобы его легко было всем запомнить. (При этом все участники знают, что они могут выбрать вымышленное имя, псевдоним). Помощь ведущего заключается в том, что он предлагает вводить имя действенно и эмоционально. После знакомства ведущий рассказывает о целях программы. Кратко перечисляет темы занятий. Акцент делается на помощи в решении проблем подростков, развитии навыков общения, уверенности в себе. Вопрос кучащимся: « О чем бы Вы хотели поговорить на занятиях?» Ведущий ведет запись ответов на доске.

Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие»

Игра «Меняются те, кто…»

Группа сидит на стульях в круг. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он -водящий. Водящий должен объявить, кто будет, меняться местами. Например, он говорит: «Меняются местами те, кто в черных ботинках». Все, обладающие указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из группы. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то временно освободившееся место. Участник, который остался без стула, становится водящим.

Представление. Группа разбивается на пары, в которых каждый рассказывает о себе своему партнеру. Задача — подготовится к представлению своего партнера всей группе. При этом главное -подметить индивидуальность партнера, рассказать о нем так, чтобы остальные участники запомнили партнера. Затем все участники садятся в круг, и представление начинается.

Ритуал завершения занятия: Все встают в тесный круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят: «До свидания, МЫ».

Занятие 2.

Цель занятия: Продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Приветствие. Каждый по очереди произносит свое имя, но с разной интонацией, задача — не повторится.

Проверка запоминания имен. Доброволец встает в центр круга. Руководитель просит участников встать и повернутся спиной к добровольцу.

Задание. Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена добровольцу известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты…». Если имя названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться и сесть.

После этого проводится помощь тем, кто не запомнил все имена.

Игра «слепой поводырь». «Слепой» закрывает глаза. Задача «поводыря» — провести «слепого» по зданию, где проводится тренинг (оберегая своего «подопечного», предупреждая о поворотах, лестницах т. д.), предложить объекты для отгадывания — «что это?». Затем участники меняются ролями.

При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.

Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми?

Игра «Японская машинка». Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему присваивается номер «ноль», он может принимать участие в упражнении, но может только начинать его и задавать темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «один» — хлопок в ладоши, на счет «два» — щелчок пальцами рук и т. д. Одновременно с хлопком ведущий начинает игру, произнося свой номер: «ноль». На щелчок — он называет номер игрока, который должен продолжить игру дальше. Например: «ноль — один». При этом участники, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое приглашение взглядом.

Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает

игру, продолжая однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, н/р: «третьего нет», и продолжает игру.

Ошибками считаются:

1. сбой темпа

2. неправильное называние своего номера

3. неправильное называние номера партнера

4. приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет)

5. приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом.

Возможны пути усложнения упражнения: ускорение темпа, изменение направления расчета участников, расчет нечетными цифрами или буквами. Игра прекращается, когда в кругу остается 2-3 участника.

Это задание, прежде всего, на собирание внимания. Невозможно выполнить все требования игры, не сосредоточившись на ее условиях, на ситуации «здесь и теперь». Кроме того, это задание — на умение ориентироваться в окружающих условиях (выбывшие игроки), в ситуации ограниченного времен (заданный темп) и, наконец, это задание — на установление контакта между членами группы. Наблюдая за выполнением упражнения, можно выделить лидеров группы, пары, «отверженных». Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера. Упражнение «Просьба». Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, какие при этом возникали сложности, почему? Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?

При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им удалось это, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплементов, оригинальность, находчивость и т. д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?

Занятие 3.

Цель занятия: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения. Приветствие. «Привет, ты представляешь…». По очереди каждый участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи, произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь…» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.

Упражнение «Зеркало»

Группа разбивается на пары «ведущий — зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями. Проводится групповая дискуссия. «Какими способами мы общаемся?» Вывод о том, что общение может быть различным, возможно и без слов, о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения. Рассказ ведущего о культурных различиях в языке жестов и поз.

Упражнение «Разговор через стекло»

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание по попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым — выяснит у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот, участники пытаются договорится между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Обслждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, эгли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.

Упражнение. «Разговор без слов». Группа делится на две половины: одни участники сидят на стульях в кругу, другие стоят у них за спинами. Его задача — одними глазами, без слов, договориться с кем-то из сидящих и переменить его на свой стул так, чтобы этого не заметил «напарник» сидящего, задача которого — задержать своего «подопечного» (без грубой физической силы).

Ломашнее задание: понаблюдать за различными в использовании элементами невербальной коммуникации разными людьми и в разных ситуациях.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжение отработки навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение «Шарады»

Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.

Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях»

Участники разбиваются на пары. Им предлагают побеседовать на любую заданную тему, но при этом в начале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Проводится обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

Упражнение «Путаница» Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа начинает запутываться до тех пор, пока не сможет сделать больше никаких действий по запутыванию. Ведущий распутывает группу, После игры участникам дается возможность рассказать о своих переживаниях, появившихся в ходе игры.

Задание на дом.

одойти к незнакомым людям с любым вопросом (который час? как пройти куда-либо?), при этом устанавливать различные дистанции, наблюдать, как реагируют люди на вторжение в их зону психологического комфорта.

Занятие 5

Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Упражнение-тест «Умеете ли Вы слушать?»

Зачитывается короткий текст один раз и как можно быстрее утверждения, следующие за ним, оцениваются как истинные или ложные.

Текст

Торговец, только что выключил свет в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано, и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно.

1. Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине.

2. грабитель не потребовал денег.

3. владелец магазина собрал содержимое кассы

4. в кассе были деньги, но не сказано, сколько.

5. в событиях принимал участие полицейский.

Ответы:

1. ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».

2. истинно, так как не сказано, что «человек, который потребовал денег», и «грабитель, который поспешно скрылся», — одно и то же лицо.

3. ложно, так как не сказано, кто именно собрал содержимое.

4. ложно, так как «содержимое кассы» — не обязательно деньги.

5. ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа.

Обсуждение результатов. Отмечаются наиболее успешные участники.

Упражнение «Зеркало»

Группа разделяется на тройки: рассказчик — наблюдатель —слушатель.

Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель старается применить навыки слушания, наблюдатель по окончании упражнения сообщает, насколько это удалось слушателю. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение результатов. Отмечаются наиболее успешные участники.

Домашнее задание. Попытаться применить в разговоре с родителями умение активно слушать. На следующем занятии сообщить результаты.

Занятие 6

Цель занятия: знакомство с этапами разговора, выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор.

Обсуждение способов начинать разговор в разных ситуациях. Как показать желание поддержать или прервать нежелательный разговор?

Упражнение «Разговор»

В центре группы двое добровольцев, один из участников пытается начать разговор, а другой поддержать его или отказаться от него.

Обсуждение результатов: выводы о том, как лучше начинать разговор в разных ситуациях и как его завершать.

Упражнение « Начальник и подчиненный»

Условия для участников. «Вы приходите и должны узнать, когда пойдете в отпуск. Начальник уже решил, но по каким-то причинам не хочет говорить раньше времени». Группа разбивается на пары — один участник — «начальник», другой — «подчиненный», затем они меняются ролями.

Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие Группа в полном составе сидит на стульях в круг. Руководитель объявляет: «Сейчас, по моей команде, мы закроем глаза и поменяемся местами с кем-то кто сидит напротив нас. Присмотритесь к тем, кто сидит напротив вас. Выберете именно его, запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли. Упражнение «Захват инициативы в диалоге» Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постарается как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.

Обсуждение результатов упражнения.

Занятие 7

Цель занятия: знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность», «агрессивность», различение

демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения, выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить поведение уверенного в себе человека.

Упражнение «Скала»

Участники становятся в одну линию и изображают скалу, каждый из участников пытается эту скалу «одолеть», а «одолев» сам становиться «скалой». При этом оступившийся участник выбывает из игры.

Упражнение «Гости» («День рождения») Каждому из госте вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать. Среди всех ролей есть уверенный в себе человек, агрессивно настроенный и неуверенный в себе человек. Обсуждение упражнения. Группа отгадывает, какие типы поведения были предусмотрены.

Групповая дискуссия. Обсуждаются вопросы: приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?

Упражнение «Начальник — сотрудник — подчиненный» Участники работают в парах. Задача — обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения:

— уверенно, ставя себя выше,

— уступая собеседнику, как бы подчиняясь

— с чувством собственного достоинства, но без вызова. Домашнее задание: в разговоре понаблюдать, в каком из

трех состояний находится ваш собеседник.

Задание 8

Цель занятия: знакомство с понятиями манипулирования и группового давления, с видами группового давления, с видами группового давления, начало отработке навыка сопротивления групповому давлению.

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Разожми кулак»

Упражнение проводится парами. Один сжимает кулак, другой старается его разжать (руки и пальцы не ломать!), по окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

Обсуждение ситуаций, когда нас пытаются заставить что-то сделать.

Выводы о способах заставить человека что-то сделать. Введение понятия манипулирования, группового давления.

Дискуссия о видах группового давления.

Выполнение упражнения. Доброволец в центре группы, которая пытается заставить его что-то сделать. Он старается уверенно отказать. При этом сам учащийся или вся группа оценивает, какой из видов давления использовался (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т. д.).

Упражнение «Перетягивание каната»

Группа разбивается на пары. Игроки берут воображаемый канат, и по команде, начинается его «перетягивание» до тех пор, пока один не выигрывает (проигравший может упасть, показывая проигрыш). Ведущий напоминает о том, чтобы перетягивающие, по очереди выигрывали и проигрывали.

Упражнение

Группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Примеры заданий: уговорить встать, поменяться местами, пойти в кино, прогулять урок и т.д.

Затем каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться, и какой способ отказа использовался:

— просто сказали «нет», не споря и не объясняя причины, на все уговоры и давления продолжая говорить «нет»,

— объяснили причину отказа,

— предложили сделать что-то другое,

— попытались убедить партнера отказаться от нежелательного действия и т. д.

Групповая дискуссия на тему: «Когда и почему необходимо сопротивляться давлению и отстаивать свое мнение». Домашнее задание: понаблюдать, какие из способов давления чаще всего используете вы сами, ваши друзья и близкие. Понаблюдать за способами, при помощи которых разные люди говорят «нет»

Занятие 9

Цель занятия: знакомство с понятием критики и видами критики, отработка навыка уверенного реагирования на критику. Упражнение «Этюд на оправдание»

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом: «Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?». Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так поступил потому, что я…»

Беседа на тему: «Какая может быть критика? (справедливая, несправедливая). Как надо и как не надо реагировать на критику. Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?»

Выводы для ведущего:

— Сначала похвали, потом сделай замечание,

— Избегай обобщенной критики, критика должна конкретной,

— Вырази свое чувство и опиши без оцнок то, чем ты недоволен,

— Старайся ограничиться конкретным вопросом и не переходи «на личности».

Упражнение в парах

Один критикует другого, партнер пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики. После упражнения необходимо дать возможность участникам поделиться своими чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные конструктивные замечания.

Упражнение «Похвала по кругу»

Учащиеся по очереди говорят друг другу комплименты и принимают их.

Занятие 10

Цель занятия: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Упражнение «Чемодан»

Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет товарищу в общении с людьми. Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Затем «отъезжающему», который все это время находился в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

Упражнение «Доверяющее падение»

Участники делятся на пары, один человек будет падать, другой — ловить. Ловящий чуть-чуть приседает на расстоянии примерно 9 см

позади партнера, чтобы успеть прервать падение. Падающий закрывает глаза и расслаблено падает на руки партнера, стараясь не подстраховываться во время падения. Партнеры меняются местами.

Упражнение «Фотография на память»

Ведущий («фотограф») расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определенное место.

Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает «историю этой фотографии». После этого «фотограф» занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. «Фотография на память» — готова.

В конце занятия ребятам предлагается анкета, а также проводится

диагностика по методике «Самооценка».

Приложение 1.

АНКЕТА

  1. Ф.И.О_________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. № группы, профессия, курс обучения______________________________

________________________________________________________________

3. Знали ли вы, что такое тренинг?___________________________________

4. Что ты ожидал (а) от тренинга?____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Соответствовало ли то, что было на тренинге твоим ожиданиям?

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что тебе понравилось на тренинге?______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что тебе не понравилось на тренинге?______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Изменились ли лично Вы (как человек, личность) за время тренинга?________________________________________________________

9. Если изменились, то что с Вами произошло_____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Кто еще из ребят, с твоей группы, с твоей точки зрения, поменялся и поменялся ли вообще?________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на тебя? На группу?___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Было ли скучно в группе? Когда?_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Было ли тебе страшно в группе? Когда?__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время тренинга? О чем?_____________________________________________________________________________________________________________________________

15. Что из того, что Вы получили на тренинге, Вы можете использовать в повседневной жизни уже сейчас? ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Легче ли тебе стало анализировать особенности поведения окружающих тебя людей?________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Стал(а) ли ты лучше понимать себя?_________________________

18. Нужна ли была тебе такая тренинговая группа?__________________

19. Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов?_______________________________________________________

________________________________________________________________

20. Какие проблемы ты хотел(а) бы обсудить?___________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

21.3а кого в ходе тренинга ты переживал(а) особенно много?____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Что бы ты хотел(а) пожелать себе? Другим участникам тренинга? Ведущему? _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Самое важное для вас событие тренинга? Было ли оно? В чем оно заключалось?_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Конспект «Тренинг личностного роста»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

Тренинг личностного роста

А.Н.Вакуева, педагог-психолог,

29.01.2015,

Спрынчановские педагогические чтения

Цель занятия:

Создание условий для осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения

Задачи:

Развитие взаимоотношений; развитие личностной и познавательной рефлексии, потребностей в познании, самопознании и саморазвитии

Место проведения: кабинет информатики.

Форма проведения: тренинг

Участники: члены НОУ 9-11 классы

Оборудование: музыка, магнитофон, карандаши – 10 штук, бумага, фломастеры

Структура занятия:

1. Представление ведущего, целеполагание

2.Приветствие. Упражнение «Здравствуйте, мое настроение цвета…»

3.Упражнение-разминка «Карандаши».

4.Упражнение «Ищу друга».

5.Рефлексия. Игра «ИМС»

6.Релаксация. Упражнение «Мой огонек».

1.Представление ведущего, целеполагание

Психолог: Добрый день! Я хочу поприветствовать наших гостей и вас, дорогие ребята, и объявить, что мы собрались на тренинг личностного роста. Каким образом понять себя и помочь себе в процессе своего взросления, как развивать в себе творчество и как понять, что ты счастлив и успешен? Каждый из вас задавал этот вопрос, и сегодня мы должны получить ответы на эти вопросы.

Перед началом нашего занятия хочу напомнить вам о главных принципах и нормах тренингового общения.

  1. Будь активным, действуй, говори.

  2. Думай и говори только о том, что происходит «здесь и теперь».

  3. Действуй и говори только от своего имени.

  4. Предлагай, пробуй, экспериментируй, не критикуй.

  5. Каждый достоин уважения, уважай других — будут уважать тебя.

  6. Постарайся понять себя и других. Расскажи, что понял и почувствовал.

2.Приветствие.

Упражнение 1. «Здравствуйте, мое настроение цвета…»

Инструкция: Продолжите, пожалуйста, предложение Меня зовут …и моё настроение …цвета.

Обсуждение: Цвета отражают наше настроение. Они могут его повышать и понижать. С помощью данного упражнения Вы не только поприветствовали друг друга, но и увидели, с каким настроением и самочувствием пришел сегодня каждый участник тренингового занятия.

3.Упражнение-разминка «Карандаши» (музыка)

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников.

Группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

  • Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

  • Вытянуть руки вперед, отвести назад.

  • Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

  • Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

  • Присесть, встать.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

Обсуждение.

  • Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

  • А на что ориентироваться при выполнении этих действий?

  • Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Вывод (психологический смысл упражнения): при выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Информационный блок

Каждый из нас уникален и неповторим. Мы все рождены, чтобы добиться успеха, человеческий организм запрограммирован на это. Самое главное – воспринимать себя позитивно. Именно такой человек успешен во всем, и в общении также. Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими».

4.Упражнение «Ищу друга» (тренировка навыков общения)

Психолог: Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то — множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает. С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга».

Инструкция: Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений по количеству слов или размеру букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Возьмите листы бумаги — творите! Время на подготовку — 10 минут.

Комментарий. Спустя отведенное время психолог предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет право поставить галку на том объявлении, которое привлекло его внимание, но не более трёх и он готов связаться с его автором.

Психолог: Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество галок на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру — количество доставшихся вам выборов.

Обсуждение

Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?

Что помешало вам откликнуться на другие объявления?

Комментарий. Вполне вероятно, что наименьшее кружков будет на тех объявлениях, в которых подробно перечислены требования, предъявляемые к будущему другу. Естественно, нелегко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами, как «преданность», «готовность, все бросив, прийти на помощь», «умение хранить тайны». Важно осознание учащимися того факта, что личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому, быть полезной для него, а также чувствовать человека находящегося рядом. Оно происходит постепенно, через анализ конкретного материала объявлений.

Психолог. Спасибо всем, вы отлично поработали. Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. При этом я думаю, все согласятся, человек предлагает то, чем он сам обладает, что готов отдать в общий «котел» дружбы, т. е. он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.

Игра «ИМС»

Психолог: Наша встреча подошла к концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:

Интересно …

Мешало …

С собой возьму…»

Упражнение Мой огонек» (музыка)

Инструкция. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы выходите из этого класса и идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто идете. Вас никто не ждет. Вы просто гуляете. Замечаете снежные сугробы вокруг дороги. Снег серебрится в свете луны. Вы останавливаетесь и любуетесь снегом. Потом поднимаете глаза, видите дома, освещенные окна. В окнах горит теплый свет. За каждым окном маленьким мир, уютный дом. Теперь представьте себе, что где-то внутри вас горит такой же маленький теплый свет. Он дает уют и покой. Чтобы ни происходило, какие бы бури и волнения вы ни переживали, он горит ясным, теплым, спокойным светом. Представьте его в виде язычка пламени. Осторожно возьмите его в руки. Полюбуйтесь его ровным, мягким светом. Поблагодарите за тепло и мир, которые он вам даёт. (Пауза.) Теперь бережно положите его. Он всегда будет с вами.

Литература

1.Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001

2.Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. — СПб.:2012.

3.Петровская, Л. А. Компетентность в общении: соц.-психол. тренинг/ Л.А. Петровская.– М., 1989.

infourok.ru

Программа тренинга личностного роста для подростков «Пойми свое Я»

Ухудшение психологического здоровья особо остро проявляются в подростковом возрасте, когда у человека происходят фундаментальные изменения в сфере самосознания. Представление о самом себе способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения, определяет социальную адаптацию личности, является регулятором его поведения и деятельности. Принятие, понимание себя являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации подростка. Помощь в укреплении психологического здоровья школьников можно осуществлять и через тренинг личностного роста. Тренинг создает особую, творческую, дружественную и безопасную среду - для исследования самого себя, своего внутреннего мира, для апробирования и закрепления положительных изменений.

Предлагаемая программа “Пойми своё Я” предназначена для подростков 13-15-ти лет включает в себя 15 тренинговых занятий, с периодичностью один раз в неделю. Предусмотрены домашние задания и по желанию участников тренинга индивидуальные консультации психолога.

Занятия в тренинговой группе помогают ребятам узнать, что значит жить осознанно, насколько ценны доверительные отношения, дают возможность почувствовать, что жить с позиции ответственного за собственную жизнь человека намного приятнее и эффективнее, а достигнуть поставленных целей можно легко и радостно. На занятиях подростки лучше узнают себя, свои сильные стороны, учатся преодолевать неуверенность и страх, ставить цели, принимать решения. Участники группы свободно и легко общаются, работают в команде.

Умение разрешать трудные ситуации, самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе подростка с анализом причин этого прогресса, способны выступать в качестве педагогических условий становления и сохранения психологического здоровья школьников.

Программа тренинга личностного роста для подростков “Пойми своё Я”.

Цель. Улучшение психологического здоровья подростков, через оказание помощи в преодоление противоречий между потребностью понять себя и недостаточным умением анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе и окружающей действительности.

Задачи:

— учить получать знания о себе и окружающих;

— развивать рефлексию как процесс принятия и понимания самого себя;

— способствовать самоопределению и поиску жизненных ценностей.

Участники: подростки 13-15 лет. Группа из 16 человек.

Время (частота и длительность каждого занятия) 1 раз в неделю.

Ход тренинга

Приложение 1

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *