Тренинг сензитивности — Летний лагерь
Занятие первое
Принятие правил.
«Мы сидим в кругу, который сами создали. В нем нет ничего иного, как нас самих и того, что мы принесли сюда в себе. Мы будем изменять себя, если это при помощи друг друга. Только наше общение должно помогать пониманию себя». Для того, чтобы общение было полезным, необходимо выполнение следующих правил (озвучиваются при всей группе):
1.Важным является то, что происходит сейчас, какие чувства испытывает каждый член группы в данный момент. Можно пользоваться только информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлое общение, которое было за пределами круга, не обсуждается. Выходить из помещения во время занятий нельзя (только во время перерыва, в котором нельзя обсуждать то, что происходит в кругу).
2. Надо открыто выражать свои чувства по поводу всего, что происходит в кругу.
3. Правило «Стоп». Каждый может отказаться от выражения чувств: «Я чувствую, что не хочу говорить о совеем чувстве»
4. Говорить необходимо только о тех чувствах, которые действительно чувствуете, а не о тех, которые возвышают вас в глазах других, удобны вам, представляют вас в лучшем свете.
5.Никому ничего не советовать.
6. Говорить только от своего имени.
7. Не давать оценок.
8.Отвечать за свои слова.
9. Не выносить за пределы круга все то, что происходит в нем.
10.Обсуждается любая тема, исходящая из желаний членов группы
11. Занятия пропускать нельзя.
12.Не отвлекаться на общие темы.
На таких занятиях не должно быть оценок происходящего
Упражнение 1.«Упражнение в парах».
Цель: развитие наблюдательной сензитивности
Инструкция: Сделаем так: стоящий в центре круга (для начала я буду им) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком: «пересядьте те, у кого есть дочери»- и все, кого есть дочери, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга старается занять место, а тот, кто останется без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, когда все поменяются местами перечислит всех , у кого есть дочери. Все остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут затруднения.
Упражнение 2. «Упражнение в парах»-2
Цель: развитие наблюдательной сензитивности
Инструкция: в течение некоторого времени смотрим друг на друга Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо давать письменные ответы. Какого цвета глаза вашего партнера? Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов. Сейчас мы сменим пары, один из партнеров переходит в пару, стоящую слева от него. В течение минуты молча посмотрите друг на друга. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки. Напишите, какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него украшения на руках, на шее, одежде? На какой руке у него часы?
Упражнение 3.«По кругу»
Цель: развитие наблюдательной сензитивности.
Инструкция: Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом. У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга. Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, например: «Саша! Я иду по кругу влево и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека. Кто это?»
Далее тренер дает аналогичное задание еще 4-5 участникам. В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.
Упражнение 4.«Слепец и поводырь»
Участники делятся по парам. Один закрывает глаза. (слепец), другой становится поводырем. Затем- меняются местами.
Занятие 2
Упражнение 1. «Чувство времени»
Цель: развитие наблюдательной сензитивности.
Инструкция: Давайте проверим, насколько у вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды «начали» уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.
В ходе упражнения тренер фиксирует тех участников, которые:
- поднимают руку раньше того момента, когда минута истечет;
- своевременно поднимают руку;
- поднимают руку позже.
После завершения упражнения тренер сообщает участникам результаты своих наблюдений и прелагает обменяться впечатлениями. Как правило, часть людей говорят о сложности такого знания, для других оказывается неожиданной допущенная ошибка. Участники могут высказывать идеи относительно того, что нарушения адекватности восприятия длительности событий приводят к искажению актуальной ситуации, порой ухудшают условия, в которых протекает общение, повышают напряжение.
Упражнение 2. «Салочки »
Цель: развитие наблюдательной сензитивности.
Инструкция: Участники группы стоят по кругу. Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки – шарфы, платки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигаться по комнате, стараясь не задеть никого. Делать мы это будем примерно три минуты. Я скажу, когда они закончатся.
Это упражнение стоит выполнять в комнате, где частники могут чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за действиями участников тренер не может не принимать участия в упражнении.
Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: «Как вы чувствовали себя во время выполнения передвижения по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»
Упражнение 3. «Я вижу…..»
Цель: осознание различия между тем, что люди «видят», «представляют, интерпретируют», « и им кажется».
Инструкция: Участники группы разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать» Тренер и участница группы садятся друг напротив друга. Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях» Таня: «Я вижу , что ты посмотрела вправо» Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову» итд. «Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий»
Упражнение 4. «Знакомство руками».
Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу.
Занятие 3
Упражнение 1. «Я тебя помню…..»
Цель: развитие взаимодействия сенсорных каналов, побуждение участников к большей включенности в групповой процесс.
Инструкция: Упражнения проводится на 3-4-й день работы группы. Ведущий делит группу на 2-3 подгруппы.
Каждый из участников по очереди выходит перед своей группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы. Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спрашивающего. Если он часто ошибается, то надо сказать ему об этом. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто задает их и сколько их , решает группа. После того, как будет задано 5-6 вопросов, происходит смена отвечающих.
Несмотря на кажущуюся простоту задания, оно требует значительных усилий по правильному восприятию партнеров. Нередко допускаются ошибки.
При обсуждении высказываются идеи о том, что еще недостаточно хорошо удалось узнать друг друга, непривычно слышать голос, не видя перед собой человека.
Упражнение 2. «Перемещения»
Цель: развитие наблюдательной сензитивности, развитие взаимодействия сенсорных каналов, дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.
Инструкция: Участники сидят по кругу. Сейчас я скажу «раз», и мы все закроем глаза, а на счет «два» встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева справа от вас. Во время выполнения упражнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, «раз» (пауза), «два».
Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку. Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы.
Цель: развитие тактильной чувствительности, способности опознавать другого человека, используя этот канал получения информации из окружающего мира.
Инструкция: Участники садятся в круг. В центре круга стоит пустой стул. Один из участников выходит в центр круга и садится на стул , кладет руки на колени ладонями вверх и закрывает глаза. Остальные по очереди в произвольном порядке подходят к нему и кладут свои руки на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз тренер говорит «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Подходят в произвольно порядке и кто-то может подойти несколько раз.
Во время выполнения упражнения в центре могут побывать 3-4 человека
При обсуждении данного упражнения можно задать вопрос «как вы решали поставленную задачу?»
Упражнение 4. «Состояния и ситуации »
Цель: развитие наблюдательской сензитивности.
Инструкция: Участники группы становятся в круг. По команде тренера начинают ходить по комнате и того, кого я назову, попробует себя представить постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак: мы идем по густой чаще леса…. Далее каждые 20-30 секунд тренер называет имя следующее члена группы. После завершения упражнения можно задавать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях? », «В какой из предложенных ситуаций вам легче всего себя представить, в какой- сложнее?»
В ходе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующий моменты:
- одна и та же ситуация вызывает у разных людей очень разные состояния;
- люди обладают разной способностью переходить от одного состояния к другому, и эту способность модно развивать ;
- легче представить себя в тех ситуациях, которые чаще всего встречались в жизни;
- воспроизведение характерных той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.
Приведем примеры ситуаций, предложенных участниками в разных тренинговых группах:
Спешим в театр Оказались на приеме у английской королевы Идем по лесу, где очень много комаров, в магазине пробираемся в толпе к прилавку; Идем по узкой тропике в горах По болоту По берегу моря По битому стеклу босиком
Занятие 4
Упражнение 1. « Угадайка»
Цель: создание работоспособности в начале тренинговой группы. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность.
Инструкция: Все участники садятся по кругу. Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду одновременно выбрасывать пальцы. Какое-то время , достаточное для того, чтобы понять, справились ли мы с этой задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы сделаем очередную попытку.
Упражнение может проходить по-разному, Иногда группе требуется до 30 попыток. Обнаруживается , что в процессе выполнения упражнения необходимо ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, где стоит оказывать давление в ситуациях, которые предполагают сотрудничество.
Упражнение 2. «Угадай эмоцию»
Цель: невербальное прочтение эмоциональных состояний окружающих. развитие навыков вербализации состояний
Инструкция: Участники сидят в кругу. Некоторым членам группы раздаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитывают карточки так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изображают обозначенное состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.
В ходе выполнения упражнения тренер дает возможность высказаться относительно изображенного состояния, затем называет его. Каждый раз после того, как состояние названо, можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, а потом у остальных, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние.
Упражнение 3. «Угадай эмоцию 2»
Цель: невербальное прочтение эмоциональных состояний окружающих. развитие навыков вербализации состояний,
Инструкция: Участники сидят в кругу. Некоторым членам группы раздаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитывают карточки так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изображают обозначенное состояние. Делать это надо будет по очереди, выйдя в центр полукруга, стоя к группе спиной. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено, не видя лица человека.
Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство итд.
Упражнение 4 .«Мои движения»
Цель: развитие распознавание двигательной эмпатии и ПФД
Инструкция: Каждый по очереди делает движение, отражающее его внутреннее состояние, а остальные повторяют это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние.
После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по-вашему мнению, состояние каждого из вас?».
Занятие 5
Упражнение 1. «Числа»
Цель: создание работоспособности в начале тренинговой группы. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность
Инструкция: Все участники садятся по кругу. Тренер называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если называется «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания нужно вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.
Лучше всего называть вначале 5-7, в середине 1-2. При обсуждении упражнения можно задать следующие вопросы: Что помогало справиться? Что затрудняло ее выполнение? На что ориентируетесь, принимая решение? Какая у вас была тактика? В ходе обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.
Упражнение 2. «Грустный — веселый»
Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения.
Инструкция: Участники группы сидят по кругу. «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, назы¬вая при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть ан¬тоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «Грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый» и, сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бро¬сать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех ». Это упражнение позволяет развивать возмож¬ности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.
Упражнение 3. «Мяч по кругу»
Цель: тренировка наблюдательской сензитивности
Инструкция: Участники группы сидят по кругу. «Бросая друг другу, мяч, будем каждый раз говорить, какой может быть улыбка. Я начну: «Безза¬ботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников». Для усложнения этого (и подобных ему) упраж¬нения можно включить в него задание, направлен¬ное на тренировку наблюдательской сензитивности. Для этого в тот момент, когда мяч побывал хотя бы по одному разу у всех, надо остановить последнего участника и предложить группе « раскрутить» це¬почку бросания мяча обратно: тот, у кого мяч нахо¬дится, бросит его тому, от кого он был получен итд. В случае применения такого варианта работы тренер должен быть очень внимательным и сам пом¬нить всю последовательность перемещений мяча, чтобы в спорных случаях выступить в роли арбитра.
Упражнение 4. «Броуновское движение»
Беспорядочное движение участников по комнате (с максимальной осторожностью Ведущий называет букву, участники должны выстроиться в форме буквы, и так несколько раз. Таким образом можно строить слова и даже целые фразы.
Занятие 6
Упражнение 1. «Никто не знает…..»
Цель: Улучшение групповой атмосферы, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении.
Инструкция: Участники группы сидят о кругу. У тренера в руках мяч. Участники должны бросать мяч друг другу этот мяч. Тот, у кого окажется этот мяч завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или- у меня)….» Нужно быть внимательными и мяч должен побывать у каждого участника.
Упражнение 1. «Прогноз »
Цель: Осознание и развитие прогностических способностей, упражнение также направлено на развитие наблюдательности, поскольку адекватность прогноза опирается на совокупность сигналов, которые могут быть зафиксированы при наблюдении за партнером от момента принятиями решения до его воплощения.
Инструкция: Участники группы разделяются на пары. «Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу «начали», сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одно¬временно посмотреть друг на друга».
Упражнение 2. «Зеркало»
Цель: Упражнение направлено на развитие способ¬ности вчувствоваться в другого человека, предви¬деть его действия.
Инструкция: Участники группы разбиваются на пары. «Один из участников пары будет «зеркалом», а второй — «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свобод¬но: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет, как можно точнее все движения «обезьяны» ».
Через три-четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями. После завершения упражнения можно задать, группе такие вопрос «Какие трудности у нас возникали в процессе выполнения упражнения? », «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?».
Упражнение 3. «Описание »
Цель: Это упражнение направлено на развитие спо¬собности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Наличие у человека адекватных Я-образов — важ¬ное условие кооперативного взаимодействия. Они обеспечивают гибкость поведения.
Инструкция: Участники группы разбиваются на подгруппы по 4-5 человек. «Для выполнения этого упражнения нам понадобятся добровольцы. Кто готов начать и оказаться в центре нашею внимания? (Тренер убеждается в готовности вызвавшегося участника приступить к работе. Допустим, его зовут Андрей.) Сейчас все мы сосредоточимся на Андрее. Вспомни¬те все, что вы уже знаете о нем, ситуации, в которых он участвовал, eгo высказывания, мне¬ния (тренер делает паузу, давая возможность всем подумать). А теперь каждый скажет об одном его качеств, которое, по его мнению, бесспорно, есть у Андрея, и пояснит, на основании чего он делает такое заключение. Андрей, ты, пожалуйста, внимательно слушай и, когда все выскажутся, скажешь нам о чувствах, которые у тебя возникали, когда ты слушал всех, и о том, насколько то, что ты услышал, соответствует твоим пред¬ставлениям о себе».
После того как работа с Андреем будет завер¬шена, тренер предлагает еще кому-нибудь, кто захочет, побывать в его роли.
Упражнение 4. «Групповая скульптура»
Композиция, выполняемая либо в парах, либо всей группой, которая может выражать символы, образы и явления. Настроение группы.
Занятие 7
Упражнение 1. «Пожелание»
Цель: создание работоспособности в начале тренинговой группы. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность
Инструкция: Все участники садятся в круг. Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день сделаем это так. Первый участник встанет и подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот у к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.
Если во время выполнения этого упражнения некоторые из участников испытывали затруднение, то после завершение можно спросить группу именно о них. «Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания? » Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны, отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряжение, возникшее в ходе выполнения упражнения, с другой стороны, ответ на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить за счет мнений других участников. Осознание своего опыта в данном случае — это осознание тех барьеров, которые мешают людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать других людей, их истинные потребности.
Упражнение 2. «Я тебя помню » -2
Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать состояние другого человека, фиксировать его отличия.
Инструкция: Участники группы сидят по кругу, у каждого ¬чистый лист бумаги. «Я буду зачитывать вопросы, на которые вы будет е отвечать, каждый самостоятельно отвечайте откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы узнают дрyгиe участники нашей группы. Итак: 1. Кто ваш любимый поэт? 2. Какой ваш любимый цвет? 3. Какое качество вы больше всего цените в людях? 4. Какое время года вы любите больше? 5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?»
После каждого вопроса тренер дает немного времени для ответа, а в конце собирает листы. «Сейчас я по очереди зачитаю ответы каж¬дого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он рас¬крывает свое инкогнито, если нет – остается анонимным»
Упражнение 3 . «Какого я цвета?»
Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения. Расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности этих состояний. Расширение сезитивных возможностей за счет включения разных сенсорных систем.
Инструкция: Сегодняшнее занятие начинается с того, что каждый участник, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она ) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета).
Расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течении утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда,- и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.
Упражнение 4. « Восковая палочка ».
Цель: переживание телесных ощущений в отношениях доверия – недоверия.
Задачи:
- осознание собственной телесности;
- осознание телесных переживаний среди других людей;
- переживание поддержки других участников группы;
- переживание доверия- недоверия в отношениях;
- сплочение группы.
Все участники становятся в круг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. тот, кто стоит в центре, — «восковая свеча», закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы, стараясь не причинить ему боль. Затем на месте «восковой свечи» оказываются остальные участники группы. В заключение ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения.
Занятие 8
Упражнение 1.«Доверяющее падение»
Цель: переживание доверия как в отношениях при стрессовой ситуации, работа с защитными механизмами.
Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Один из участников встает спиной к партнеру. Его партнер стоит лицом к спине партнера и отходит от него на небольшое расстояние. Когда готов первый участник, он падает назад, а другой его ловит.
Упражнение 2. «Впечатление»
Цель: Выполнение этого задания, кроме тренировки сензитивности, дает возможность рефлексии содержания работы за день, помогает, структурировать полученный опыт.
Инструкция: Все участники сидят по кругу. «В течении пяти минут вы должны нарисовать, свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы (Характер задания может модифицироваться. Данное задание предлагается в конце второго дня работы, на третий день возможно задание изо6разить «Мое жизненное кредо», на четвертый или пятый — «Пейзаж».). Постарайтесь риcoвать так, что бы никто не видел, что вы рисуете. 3аверните рисунки и отдайте мне. (Когда все рисунки будут тренера, он раздает их участникам, стараясь, чтобы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его».
После того как участники справятся с заданием, тренер предлагает каждому назвать автора рисунка и пояснить, почему он пришел к такому решению. Остальные участники, в том числе и автор рисунка, молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: «Есть другие версии?» и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки. Рисунки остаются в помещении на все время работы группы.
Работая с рисунками « Мое жизненное кредо» и «Пейзаж», тренер может обратиться к участникам с вопросом: « Какие пейзажи, скорее всего, стал бы рисовать Игорь? », «Что не стал бы рисовать Андрей, изображая свое жизненное кредо?» В обсуждении этих вопросов принимают участие авторы рисунков, что дает обширный содержательный материал.
Упражнение 3 .«Марионетки» (30 мин.)
Цель: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет и он не свободен. Участники должны разбиться на группы по 3-4 человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода- полностью управлять всеми движениями куклы- марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 м.
Цель кукловодов: перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
- Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
- Хотелось ли что-нибудь сделать самому?
Упражнение 4. «Пары»
Цель: Повышение настроения, понижается усталость. Оно содействует раскрепощению участников. В то же самое время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны быть внимательными к действиям других, а с другой стороны искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
Инструкция: Участники садятся в круг. Тренер раздает карточки, которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если кому-то достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитать свою карточку нужно так, чтобы никто не увидел, что на ней. Теперь карточку нужно убрать. Задача каждого- найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки » вашего животного» Другими словами, все делать молча. Когда находят свою пару, нужно молча остаться рядом, и не переговариваться. Только после того, как будут образованы все пары, можно проверить, что получилось.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
summercamp.ru
Тренинг на развитие наблюдательской сенситивности
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тренинг на развитие наблюдательской сенситивности
Организация пространственно-предметной среды: кабинет, пригодный в качестве игровой аудитории; свободно передвигающиеся стулья.
Минимально необходимые требования к оборудованию: парные карточки с названием птиц для упражнения № 1 «Найди свою пару», а также карточки с названием предметов и прищепка для упражнения № 4 «Прикол на спине».
Количество времени: 1 час. 30 мин.
Количество участников: 12 – 14 человек (желательно четное количество).
Возраст участников: 14-16 лет.
Пояснительная записка: данный тренинг используется в программе социально-педагогической направленности «Перекресток» в блоке «Познай себя». Эта программа рассчитана на один учебный год и состоит из четырех модулей: «Познай себя» (направлен на самопознание — представленный тренинг является частью данного модуля), «Курс выживания подростка» (профилактика аддиктивного и преступного поведения), «Профориентация», «Развитие навыков общения».
Аннотация
Сенситивность – это способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека.
Наблюдательская сенситивность – способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат: речевые акты, выразительные движения (лица и тела), перемещения и позы людей, тактильное воздействие, запахи и локализация их источников, сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик.
Комплекс приведенных ниже упражнений на развитие зрительного и слухового сенсорных каналов. Тренируется наблюдательность по отношению к невербальным аспектам общения.
Цели:
1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека.
2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.
Задачи:
1. Повышение самопонимания и понимания других.
2. Научить искать средства передачи информации.
3. Сплотить группу.
Предполагаемый результат: приобретение навыка поиска наиболее эффективного средства передачи и получения информации в той или иной ситуации.
Структура тренинга:
1 этап (организационный) 15 мин.
Задачи этапа:
— принятие правил работы в группе;
— развитие навыков слушания;
— пополнение словарного запаса.
Ритуал приветствия: Все хором «Всем привет»
Правила поведения на тренинге:
1. Один говорит – все слушают.
2. Конфиденциальность – все, что здесь происходит, не выносится из стен данного помещения.
3. На тренинге никто не осуждается.
Будем знакомы
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: «Здравствуйте. Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Если называются противоречивые характеристики (стабильный, собранный, суетливый), можно обратиться к участнику с просьбой пояснить перечисление таких качеств.
Если называются одноплановые качества (доброжелательный, добрый, дружелюбный), можно спросить, что помешало участнику разнообразить свои характеристики.
Если участник затрудняется назвать три качества, то обратить внимание на те же сложности, с которыми столкнулись участники.
Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников изобретательности; гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности.
Это упражнение можно сделать ритуалом на каждом занятии, изменяя только тему – это позволит участникам группы побольше узнать друг друга, а также сплочению группы.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?
2. Какие качества было труднее всего описать?
2 этап (основная часть)
Упражнение № 1 «Найди свою пару» (15 мин.)
Задачи упражнения:
— способствовать развитию выразительного поведения,
— побуждать участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой – искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «сова», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «сова»».
Педагог раздает карточки (в группе должно быть четное количество участников; тренер не предупреждает участников о том, что на карточках все птицы (или другие животные одного вида), например, 2 карточки «сова», 2 карточки «попугай», 2 карточки «курица», 2 карточки «индюк» и т.д.).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, необходимо спросить по очереди у каждой пары: «Кто вы?».
Комментарии к упражнению: это упражнение проходит обычно очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
Вопросы для обсуждения: после завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение № 2 «Любимый стишок» ( 15 мин.)
Задачи упражнения:
— развитие внимания при слушании;
— приобретение навыка вычленения необходимой информации из нескольких источников.
Участники группы сидят в кругу.
Инструкция: «Один из нас, кто именно, мы решим позже, выйдет из комнаты. После этого мы выберем какое-нибудь известное всем стихотворение и распределим между собой слова его первых двух строчек. Например: „Наша Таня горько плачет; уронила в речку мячик». Слова будем распределять по одному, по часовой стрелке, начав с любого из нас. Если на всех слов не хватит, мы начнем сначала.
После этого вышедший вернется и по моему сигналу (например, я скажу „раз-два-три») мы все одновременно скажем каждый свое слово. Вернувшийся в комнату должен понять, какую строчку мы цитировали».
Если отгадывающему строки участнику не удается сделать это с первого раза, тогда предлагается всем повторить их слова еще раз и снова дает команду.
Комментарии к упражнению: во время данного упражнения можно использовать не только всем известные детские стишки, но и популярные песни.
Вопросы для обсуждения:
Какие возникли трудности во время угадывания текста?
На кого ориентировались и почему?
Упражнение № 3 «Звериный ритм» (15 мин.)
Задачи упражнения:
— способствует эмоциональной разрядке,
— создает хороший фон для продолжения работы
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».
Все по очереди называют животных, и надо потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения задачи запоминания можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.
«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».
Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.
«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк-волк», а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получит дополнительное задание».
В процессе упражнения постепенно ускоряется темп его выполнения. Тот, кто ошибается, должен вместо названия своего животного два раза, хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Кто ошибается второй раз, выбывает из игры.
Вопросы для обсуждения: что вас больше всего отвлекало во время игры?
Упражнение № 4 «Прикол на спине» (15 мин.)
Задачи упражнения:
— позволяет всем участникам группы проиграть обе роли и потренироваться в поиске средств передачи информации, в рефлексии причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения и т.д.
Участники садятся в кругу.
Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т.д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Виктору, но сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем Виктор будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача Виктора – понять, что написано на карточках».
Комментарии к упражнению: в ходе упражнения педагог побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, после чего карточку получает следующий участник.
Вопросы для обсуждения:
1. Кому было труднее показывать предмет и почему?
2. Кому было труднее угадывать предмет и почему?
3 этап (заключительный) (15 мин)
Рефлексия
Участники сидят в кругу.
Каждый участник по часовой стрелке делится своими впечатлениями, эмоциями о пройденном тренинге и прощается.
Ритуал прощания
Все хором «Всем до скорого».
Литература:
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
Родионов В.А. Развитие Навыков делового общения. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 144 с.
Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.
Приложение № 1
Карточки для упражнения № 1 «Найди свою пару»
Приложение № 2
Карточки для упражнения № 4 «Прикол на спине»
infourok.ru
Тренинг на развитие наблюдательской сенситивности — Летний лагерь
Организация пространственно-предметной среды: помещение, пригодное в качестве игровой аудитории; свободно передвигающиеся стулья.
Минимально необходимые требования к оборудованию: парные карточки с названием птиц для упражнения № 1 «Найди свою пару», а также карточки с названием предметов и прищепка для упражнения № 4 «Прикол на спине». ( скачать карточки… )
Количество времени: 1 час. 30 мин. Количество участников: 12 – 14 человек (желательно четное количество). Возраст участников: 14-16 лет.
Аннотация
Сенситивность – это способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека.
Наблюдательская сенситивность – способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат: речевые акты, выразительные движения (лица и тела), перемещения и позы людей, тактильное воздействие, запахи и локализация их источников, сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик.
Комплекс приведенных ниже упражнений на развитие зрительного и слухового сенсорных каналов. Тренируется наблюдательность по отношению к невербальным аспектам общения.
Цели:
- Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека.
- Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.
Задачи:
- Повышение самопонимания и понимания других.
- Научить искать средства передачи информации.
- Сплотить группу.
Предполагаемый результат: приобретение навыка поиска наиболее эффективного средства передачи и получения информации в той или иной ситуации.
Структура тренинга:
1 этап (организационный) 15 мин.
Задачи этапа:
- — принятие правил работы в группе;
- — развитие навыков слушания;
- — пополнение словарного запаса.
Ритуал приветствия: Все хором «Всем привет»
Правила поведения на тренинге:
- Один говорит – все слушают.
- Конфиденциальность – все, что здесь происходит, не выносится из стен данного помещения.
- На тренинге никто не осуждается.
Будем знакомы
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: «Здравствуйте. Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя». Если называются противоречивые характеристики (стабильный, собранный, суетливый), можно обратиться к участнику с просьбой пояснить перечисление таких качеств.
Если называются одноплановые качества (доброжелательный, добрый, дружелюбный), можно спросить, что помешало участнику разнообразить свои характеристики.
Если участник затрудняется назвать три качества, то обратить внимание на те же сложности, с которыми столкнулись участники.
Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников изобретательности; гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Это упражнение можно сделать ритуалом на каждом занятии, изменяя только тему – это позволит участникам группы побольше узнать друг друга, а также сплочению группы.
Вопросы для обсуждения:
- Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?
- Какие качества было труднее всего описать?
2 этап (основная часть)
Упражнение № 1 «Найди свою пару» (15 мин.)
Задачи упражнения:
- — способствовать развитию выразительного поведения,
- — побуждать участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой – искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «сова», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «сова»».
Педагог раздает карточки (в группе должно быть четное количество участников; тренер не предупреждает участников о том, что на карточках все птицы (или другие животные одного вида), например, 2 карточки «сова», 2 карточки «попугай», 2 карточки «курица», 2 карточки «индюк» и т.д.).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, необходимо спросить по очереди у каждой пары: «Кто вы?».
Комментарии к упражнению: это упражнение проходит обычно очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
Вопросы для обсуждения: после завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение № 2 «Любимый стишок» ( 15 мин.)
Задачи упражнения:
- — развитие внимания при слушании;
- — приобретение навыка вычленения необходимой информации из нескольких источников.
Участники группы сидят в кругу.
Инструкция: «Один из нас, кто именно, мы решим позже, выйдет из комнаты. После этого мы выберем какое-нибудь известное всем стихотворение и распределим между собой слова его первых двух строчек. Например: „Наша Таня горько плачет; уронила в речку мячик». Слова будем распределять по одному, по часовой стрелке, начав с любого из нас. Если на всех слов не хватит, мы начнем сначала.
После этого вышедший вернется и по моему сигналу (например, я скажу „раз-два-три») мы все одновременно скажем каждый свое слово. Вернувшийся в комнату должен понять, какую строчку мы цитировали».
Если отгадывающему строки участнику не удается сделать это с первого раза, тогда предлагается всем повторить их слова еще раз и снова дает команду.
Комментарии к упражнению: во время данного упражнения можно использовать не только всем известные детские стишки, но и популярные песни.
Вопросы для обсуждения:
- Какие возникли трудности во время угадывания текста?
- На кого ориентировались и почему?
Упражнение № 3 «Звериный ритм» (15 мин.)
Задачи упражнения:
- — способствует эмоциональной разрядке,
- — создает хороший фон для продолжения работы
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».
Все по очереди называют животных, и надо потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения задачи запоминания можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники. «Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».
Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.
«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк-волк», а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получит дополнительное задание».
В процессе упражнения постепенно ускоряется темп его выполнения. Тот, кто ошибается, должен вместо названия своего животного два раза, хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Кто ошибается второй раз, выбывает из игры.
Вопросы для обсуждения: что вас больше всего отвлекало во время игры?
Упражнение № 4 «Прикол на спине» (15 мин.)
Задачи упражнения:
- — позволяет всем участникам группы проиграть обе роли и потренироваться в поиске средств передачи информации, в рефлексии причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения и т.д.
Участники садятся в круг.
Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т.д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Виктору, но сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем Виктор будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача Виктора – понять, что написано на карточках». Комментарии к упражнению: в ходе упражнения педагог побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, после чего карточку получает следующий участник.
Вопросы для обсуждения:
- Кому было труднее показывать предмет и почему?
- Кому было труднее угадывать предмет и почему?
3 этап (заключительный) (15 мин)
Рефлексия Участники сидят в кругу. Каждый участник по часовой стрелке делится своими впечатлениями, эмоциями о пройденном тренинге и прощается.
Ритуал прощания Все хором «Всем до скорого».
summercamp.ru
Тренинг сенситивности – упражнения и игры
Тренинг сенситивности направлен на развитие способности осознавать чувства. Упражнения способствуют повышению уровня сенсорного и чувственного восприятия, концентрации внимания, осознанию взаимосвязи в цепи «тело — ощущения — чувство — энергия — действие», развитию телесного внимания.
Стойка на голове
Цель: тренировка телесного внимания, левополушарного внимания, правополушарного внимания. Как и любое положение тела в состоянии неустойчивого равновесия, это положение ведет к увеличению энергии.
Встать на голову (голова на мягком коврике, так как боль мешает). Дыхание глубокое. Начать умножать в уме двузначные цифры, одновременно читать хорошо известное стихотворение.
Варианты:
1.Освоившие в некоторой степени технику медитации могут попробовать проговаривать не стихотворение, а любой возникший в уме текст, кроме иллюстрирующего процесс умножения. Руководитель может предварительно дать тему свободных размышлений.
2.Если такое положение тела уже не требует больших усилий, то можно его усложнить. Перед началом упражнения задается ритм (включить фонограмму музыки с четким ритмом или чистого ритма). Задание то же самое, но поток свободных размышлений должен изливаться в заданном ритме.
3.Упражнение также может быть усложнено изменением стойки: подвернув голову, стоять на одном плече с поддержкой одной рукой, вторая свободна.
Круги ощущений
Цель: внутреннее структурирование воздействий, анализ их значимости для «Я» и тела.
Группа разбивается на пары. Опыт осознания может быть разделен на три части: внешний мир и его воздействие на нас, внутренний мир тела и мир мыслей, фантазий.
Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу расслабьтесь. Делитесь по очереди осознаванием внешнего мира. Например: «Я сейчас осознаю, что за окном идет дождь, я слышу сильный шум ливня, стук воды в оконные стекла, запах «прели», доносящийся через форточку, ровный ритм дождя успокаивает меня (или раздражает), слышу…» и т. д. Перечисляются все воздействия внешнего мира (вижу, слышу, ощущаю), которые отражаются в сознании «здесь и теперь».
Нужно избегать оценок и интерпретаций, только фиксировать воздействия. Слушающий партнер поможет не соскользнуть в среднюю зону.
Теперь обратите внимание на внутренние ощущения: напряженность отдельных мышц, зуд, неудобство позы (изменяйте позу в этом случае), сухость во рту, глубину дыхания, сердечный ритм и т. д. Средняя зона включает в себя психическую активность, отличную
от текущего опыта, — это воспоминания, планы, настроение, фантазии, тревоги.
Пройдя по всем трем зонам, попробуйте не управлять вниманием, отметьте, к какой зоне относится ваше сознание. После того как вы научились идентифицировать каждую зону, можно пробовать переключение из одной зоны в другую в разной последовательности и с разной скоростью.
Вариант: упражнение может быть осложнено музыкальным сопровождением с изменяющимся ритмом. Важно отметить, как ритм влияет на осознание.
Ритмичное сопровождение может препятствовать концентрации и переключению внимания.
Путешествие по состояниям
Цель: осознание различных психофизических состояний, взаимосвязи между энергией (усилием), дыханием, телом (мышечным напряжением), голосом.
После выполнения любого упражнения на расслабление (например, «Сон») нужно предложить участникам, лежащим на полу, вообразить себя корнем или семенем любого растения, которое начинает расти, преодолевая толщу грунта, пробиваясь к свету и теплу (убыстренный рост, как в учебных фильмах по биологии). Необходимо помочь созданием особой атмосферы; свет, музыка. Включение музыки с минимальной громкостью является сигналом начала роста. Вид растения и окружающие обстоятельства воображаются участниками. Важно не торопить процесс, он может длиться от пяти до десяти мин. Через 10 мин. дается общее обстоятельство: начинается ветер, ветер усиливается (нужно бороться с ветром, не дать сломать себя, вырвать с корнем), ураган — сопротивление сломлено, полумертвые растения лежат на полу.
Далее участникам предлагается вспомнить любимое стихотворение и прочесть его в этом состоянии.
Оно дает силы и помогает постепенно преодолевать слабость и сломленность, но сил мало. Участники начинают привставать, помогая себе стихотворением (преодоление), встают во весь рост, читают стихи космосу, чтобы он услышал.
По материалам Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала.
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
< Предыдущая | Следующая > |
---|
mirrosta.ru
Тренинг на развитие наблюдательской сенситивности — Разработки уроков, занятий и т.п. — Психологу
МУДОД «Центр детского творчества»
КМЖ «Надежда»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тренинг на развитие наблюдательской сенситивности
Болелова В.В.
Педагог-психолог
г. Новороссийск
Организация пространственно-предметной среды: кабинет, пригодный в качестве игровой аудитории; свободно передвигающиеся стулья.
Минимально необходимые требования к оборудованию: парные карточки с названием птиц для упражнения № 1 «Найди свою пару», а также карточки с названием предметов и прищепка для упражнения № 4 «Прикол на спине».
Количество времени: 1 час. 30 мин.
Количество участников: 12 – 14 человек (желательно четное количество).
Возраст участников: 14-16 лет.
Аннотация
Сенситивность – это способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека.
Наблюдательская сенситивность – способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат: речевые акты, выразительные движения (лица и тела), перемещения и позы людей, тактильное воздействие, запахи и локализация их источников, сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик.
Комплекс приведенных ниже упражнений на развитие зрительного и слухового сенсорных каналов. Тренируется наблюдательность по отношению к невербальным аспектам общения.
Цели:
1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека.
2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.
Задачи:
1. Повышение самопонимания и понимания других.
2. Научить искать средства передачи информации.
3. Сплотить группу.
Предполагаемый результат: приобретение навыка поиска наиболее эффективного средства передачи и получения информации в той или иной ситуации.
Структура тренинга:
1 этап (организационный) 15 мин.
Задачи этапа:
— принятие правил работы в группе;
— развитие навыков слушания;
— пополнение словарного запаса.
Ритуал приветствия: Все хором «Всем привет»
Правила поведения на тренинге:
1. Один говорит – все слушают.
2. Конфиденциальность – все, что здесь происходит, не выносится из стен данного помещения.
3. На тренинге никто не осуждается.
Будем знакомы
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: «Здравствуйте. Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».
Если называются противоречивые характеристики (стабильный, собранный, суетливый), можно обратиться к участнику с просьбой пояснить перечисление таких качеств.
Если называются одноплановые качества (доброжелательный, добрый, дружелюбный), можно спросить, что помешало участнику разнообразить свои характеристики.
Если участник затрудняется назвать три качества, то обратить внимание на те же сложности, с которыми столкнулись участники.
Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников изобретательности; гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности.
Это упражнение можно сделать ритуалом на каждом занятии, изменяя только тему – это позволит участникам группы побольше узнать друг друга, а также сплочению группы.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?
2. Какие качества было труднее всего описать?
2 этап (основная часть)
Упражнение № 1 «Найди свою пару» (15 мин.)
Задачи упражнения:
— способствовать развитию выразительного поведения,
— побуждать участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой – искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «сова», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «сова»».
Педагог раздает карточки (в группе должно быть четное количество участников; тренер не предупреждает участников о том, что на карточках все птицы (или другие животные одного вида), например, 2 карточки «сова», 2 карточки «попугай», 2 карточки «курица», 2 карточки «индюк» и т.д.).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, необходимо спросить по очереди у каждой пары: «Кто вы?».
Комментарии к упражнению: это упражнение проходит обычно очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
Вопросы для обсуждения: после завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение № 2 «Любимый стишок» ( 15 мин.)
Задачи упражнения:
— развитие внимания при слушании;
— приобретение навыка вычленения необходимой информации из нескольких источников.
Участники группы сидят в кругу.
Инструкция: «Один из нас, кто именно, мы решим позже, выйдет из комнаты. После этого мы выберем какое-нибудь известное всем стихотворение и распределим между собой слова его первых двух строчек. Например: „Наша Таня горько плачет; уронила в речку мячик». Слова будем распределять по одному, по часовой стрелке, начав с любого из нас. Если на всех слов не хватит, мы начнем сначала.
После этого вышедший вернется и по моему сигналу (например, я скажу „раз-два-три») мы все одновременно скажем каждый свое слово. Вернувшийся в комнату должен понять, какую строчку мы цитировали».
Если отгадывающему строки участнику не удается сделать это с первого раза, тогда предлагается всем повторить их слова еще раз и снова дает команду.
Комментарии к упражнению: во время данного упражнения можно использовать не только всем известные детские стишки, но и популярные песни.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие возникли трудности во время угадывания текста?
2. На кого ориентировались и почему?
Упражнение № 3 «Звериный ритм» (15 мин.)
Задачи упражнения:
— способствует эмоциональной разрядке,
— создает хороший фон для продолжения работы
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».
Все по очереди называют животных, и надо потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения задачи запоминания можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.
«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».
Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.
«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк-волк», а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получит дополнительное задание».
В процессе упражнения постепенно ускоряется темп его выполнения. Тот, кто ошибается, должен вместо названия своего животного два раза, хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Кто ошибается второй раз, выбывает из игры.
Вопросы для обсуждения: что вас больше всего отвлекало во время игры?
Упражнение № 4 «Прикол на спине» (15 мин.)
Задачи упражнения:
— позволяет всем участникам группы проиграть обе роли и потренироваться в поиске средств передачи информации, в рефлексии причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения и т.д.
Участники садятся в круг.
Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т.д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Виктору, но сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем Виктор будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача Виктора – понять, что написано на карточках».
Комментарии к упражнению: в ходе упражнения педагог побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, после чего карточку получает следующий участник.
Вопросы для обсуждения:
1. Кому было труднее показывать предмет и почему?
2. Кому было труднее угадывать предмет и почему?
3 этап (заключительный) (15 мин)
Рефлексия
Участники сидят в кругу.
Каждый участник по часовой стрелке делится своими впечатлениями, эмоциями о пройденном тренинге и прощается.
Ритуал прощания
Все хором «Всем до скорого».
Литература:
1. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
2. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
3. Родионов В.А. Развитие Навыков делового общения. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 144 с.
4. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.
Приложение № 1
Карточки для упражнения № 1 «Найди свою пару»
Приложение № 2
Карточки для упражнения № 4 «Прикол на спине»
Полный текст материала Тренинг на развитие наблюдательской сенситивности смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
pedsovet.su
1.2 Тренинг сенситивности. Сенситивность и способы ее развития
Похожие главы из других работ:
Активные формы обучения
1.3 Тренинг-методы
Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Юрий Емельянов отмечает: «…Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использования не для обозначения методов обучения…
Классификация психотренингов
1. Психологический тренинг
1.1 Общая характеристика В современном мире высоких технологий и информации с технической стороны возможно и доступно практически все. В этой связи компетентные…
Механизмы становления агрессивного поведения
3.5 Тренинг социальных умений
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гнева…
Особенности гендерной идентичности подростков
Задание 4. Тренинг гендерного самоопределения
Тренинг ориентирован на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность участников в период младшего подросткового возраста (12-14 лет)…
Поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35 до 45 лет
2.3 Тренинг как метод раскрытия ресурсов
Наиболее эффективным методом раскрытия ресурсов является тренинг. Так как во время тренинга человеку предоставляется возможность «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта…
Психологический тренинг
1.1.1 Понятие психологический тренинг
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств…
Психологический тренинг как средство личностного развития подростков
2.2 Психологический тренинг личностного роста
Данный тренинг — средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, творчества, умений и опыта в области межличностного общения, устранения неэффективного психологического напряжения…
Психолого-социальные аспекты сопровождения персонала военно-медицинского профиля
1.3 Социально-психологический тренинг (СПТ)
СПТ — это практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы (здесь используются специфические формы обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции)…
Работа психокоррекционной группы
4. Социально — психологический тренинг
Для проведения СПТ была приглашена группа педагогов средней образовательной школы. Группа состояла из 15 человек. Женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим педагогическим образованием и стажем работы от 5 и более лет…
Развитие фантазии на кружковых занятиях по живописи
1.2 Тренинг развития фантазии
Есть три закона развития творческого воображения: [5. С. 6] 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно…
Сенситивность и способы ее развития
Глава 1. Теоретические основы тренинга сенситивности
…
Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения
2.2 Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания
Тренинг проводится в течение двух с половиной часов с группой 11 человек в довольно просторном помещении. Форма проведения тренинга — круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах…
Социально-психологический тренинг как средство формирования успешности в бизнесе
2.5 Социально-психологический тренинг
1 день Начало 16.00 Окончание 19.00 Перерыв 17.10 — 17.20 I этап СПТ На I этапе СПТ задания были посвящены созданию работоспособности в группе. Задавались правила и нормы общения в исследуемой группе. Эти нормы обеспечивают активность, инициативность…
Тренинг как средство коррекции социальной дезадаптации у подростков из неблагополучных семей
2.1 Сущность понятия «тренинг»
В среде психологов интерес к игре является уже традиционным. Достаточно назвать только некоторых из них, занимающихся проблемой игры: К.Бюллер, А.Валлон, Л.С.Выготский, А.Гросс, А.В.Запорожец, К.Коффка, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд, В…
Характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа
2.2 Тренинг самосовершенствования
Кто делает утром зарядку, тот поддерживает свое тело в форме. Кто идет в поликлинику, тот хочет полечить свое тело. Кто ночью спит, тот дает ему отдых. А кто идет на тренинг личностного роста, тот стремится поддерживать в форме свою душу…
psy.bobrodobro.ru