Тренинги для детей дошкольного возраста – . , — .

Тренинг общения для старших дошкольников

«Тренинг общения» — цикл психолого-педагогических занятий для дошкольников (для детей 6 — 7 лет)

Пояснительная записка:

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни в жизни детей. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис. Связанный с необходимостью адаптироваться в школе.

Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе?

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: их дошкольника он превращается в ученика.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Следует отметить также то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы «навязано» ему сверху, от взрослых. Этот переход общественно задан для ребенка и – хочет он или не хочет, готов или не готов, — он обязан и вынужден сменить свои занятия и, по существу, весь «способ жизни».

В -третьих, психологи отмечают, что важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе, в коллективе среди сверстников.

В — четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снижать психоэмоциональное напряжение и обучать методам саморегуляции. Необходимо развивать «комплекс произвольности» — умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия, а также необходимо развивать навыки эффективной коммуникации со сверстниками и со взрослыми.

В связи с этим, необходимо вводить игровые методы развивающего и психокоррекционного характера в старших группах детского сада, для создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и личности.

Цель занятий – развитие навыков социально-психологической адаптации старших дошкольников и тем самым обеспечить всестороннее развитие их личности, эмоциональный комфорт.

Основные задачи:

  1. Развитие навыков социального поведения, навыков общения, чувство принадлежности к группе.

  2. Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

  3. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброта).

  4. Обучение способности снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение саморегуляции.

  5. Обучение адекватным способам выражать негативные чувства и развитие гибкости поведения и наблюдательности.

  6. Развитие умение ориентироваться в своих и чужих переживаниях.

Ключевые понятия: поддержка, взаимопомощь, понимание, сотрудничество.

Концептуальные основы: Принцип гуманизма и природосообразности.

Формы и методы работы: игра, дискуссия, творческие проекты, театрализация, пантомима.

Целевая аудитория: занятия рассчитаны для детей (6-7лет) –старших дошкольников, имеющими затруднения в социальной адаптации.

Планируемые результаты: Система занятий позволит детям повысить навыки социальной адаптации, сформировать навыки коммуникации, снизить тревожность и скорректировать поведение. Отслеживание результатов через диагностическое обследование на входе и выходе данной программы.

Методы диагностики: наблюдение, проективные методики: «Рисунок семьи», оценка произвольного внимания Д.Векслер «Корректурная проба» и «Графический диктант» по Д.Б. Эльконину; определение умения способности обобщать и оценка мыслительных операций анализа и синтеза, умение устанавливать логические связи и закономерности, оценка зрительной памяти по Е.В. Колесниковой; определение школьной зрелости по тесту Керна-Иерасека; диагностика развития социального интеллекта Я.И. Михайлова; диагностика игровой и учебной мотивации по Д.В. Солдатовой.

Направление: «Социально-психологической адаптации старших дошкольников» подразумевает следующие шаги:

  • индивидуальные консультации с семьей;

  • просветительская работа с родителями и педагогами в форме лекций и семинаров-тренингов.

  • тренинговые занятия по формированию эффективных коммуникативных навыков;

  • индивидуальные занятия с детьми «группы риска»

Индивидуальная работа:

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года ) и итоговую (в конце года ) диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей и педагогов.

Оборудование:

  • фонотека

  • магнитофон

  • предметные игрушки

  • ковер

  • кубик настроения

  • Мягкая игрушка-ёжик

Продолжительность занятий: программа занятий рассчитана на учебный год с октября по май, с периодичностью один раз в неделю по 40 минут. Рекомендуемое количество человек в группе: 10 — 15чел.

Тематический план занятий:

Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия – создание эмоционального настроя в группе

  2. Игры на развитие коммуникативных навыков

  3. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

  4. Ритуал прощания – рефлексивный этап, подведение итогов занятия

Конспект занятия для детей 6-7 лет

Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад» №3 Радченко Т.В.

Цель занятия – развитие навыка сотрудничества со сверстниками в парах.

Основные задачи:

  • Развитие навыков общения, чувство принадлежности к группе.

  • Обучение способности снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение произвольной саморегуляции.

  • Обучение адекватным способам выражать чувства и развитие гибкости поведения и наблюдательности.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия: на занятие приносится игрушка – ёжик – символ нашего тренинга общения. Поздороваться с ёжиком.

  1. Игра: «Имя и движение»

Цели: Детям легче почувствовать свою принадлежность группе, когда они могут задействовать свое тело. Также эта игра помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Детям нравиться, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» свое движение в группе становиться все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становиться Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом показывать, какой вы сегодня, то есть делать какое-нибудь движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им, стараясь почувствовать состояние. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.)

Анализ упражнения:

-Чьи движения тебе понравились больше других?

  1. Игра «Охотник»

Играющие вслед за ведущим повторяют слова и движения.

Слова

Действия

Собрался охотник на охоту. Надел шляпу, сапоги, взял ружье и

пошел по дороге,

Топают ногами.

затем по песочку,

Потирают ладонью о ладонь.

по бревнышкам через мостик,

Ударяют кулаками в грудь.

по болоту с кочки на кочку,

Хлопают в ладоши.

по лесной тропинке через бревно

Хлопают по коленям.

Устал. «Уфффф!» Сел на пенек, осмотрелся, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно.

По лесной тропинке, через бревно

Хлопают по коленям, показывают бревно.

по болоту с кочки на кочку,

Хлопают в ладоши.

по бревнышкам через мостик,

Ударяют кулаками в грудь.

затем по песочку,

Потирают ладонью о ладонь.

пошел по дороге.

Топают ногами.

Прибежал домой, снял сапоги, шляпу, ружье. Устал. «Уфффф!», рассказал жене, как пошел

по дороге,

Топают ногами.

затем по песочку,

Потирают ладонью о ладонь.

по бревнышкам через мостик,

Ударяют кулаками в грудь.

по болоту с кочки на кочку,

Хлопают в ладоши.

по лесной тропинке через бревно

Хлопают по коленям, показывают бревно.

Если играющие не устали, игру можно продолжить и далее: Жена решила посудачить с соседкой: «А мой-то охотился на медведя!» и так далее.

А маленький сынишка подслушал, пришел к своим друзьям и рассказывает: «А мой папа ходил на охоту!»

При этом темп игры можно увеличивать. Главное – не сбиваться самому, и что бы не сбились играющие.

  1. Упражнение: “Три лица “

Цели: Все дети любят сюрпризы. Эта игра дарит детям сюрприз и, кроме того, позволяет им задействовать свою интуицию и любовь к подражанию. Задание состоит в том, чтобы без слов достичь совпадения выражения лица. Если это удаётся, дети начинают гордиться и спрашивать себя, как это вообще у них могло получиться. Вы можете предлагать эту игру перед началом различных занятий, особенно в том случае, если при их проведении будут необходимы сотрудничество и интуиция.

Инструкция: Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.

Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать, чтобы выразить печаль?

Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Все представили, как это выглядит? Давайте все сведём брови, оскалим зубы и сожмем кулаки…

Третье лицо – счастливое. Для этого давайте все широко улыбнёмся и прижмём руку к сердцу…

Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое и счастливое…

Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к спине. Давайте ещё раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое… Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я сейчас досчитаю до трёх, вам надо будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три…Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?

Дайте детям ещё немного потренироваться самим. Затем объедините пары в четвёрки. Каждая пара в четвёрке должна шёпотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даёте команду. Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс не разобьётся на две больших команды.

  1. Упражнение: «Зеркало»

Дети делятся на пары. Танцуем в парах, один в паре – зеркало, отражение он повторяет все движения партнера. Затем меняемся ролями. Через определенное время психолог останавливает музыку, проверяя, как отражает зеркало. Есть ли кривые зеркала?

  1. Театрализованная игра «Насос и мяч»

Цель: Расслабляет максимальное количество мышц тела.

Ход игры: дети разбиваются на пары, в которых один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Его товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются ролями.

  1. Упражнение: построить «башню из рук».

Цель: взаимодействие и слаженность действий детей в группе. Сотрудничество и кооперация.

Инструкция: задача – всем вместе построить башню из ваших рук. Один из вас зажимает руку в кулачек и отодвигает большой палец вверх; другой обхватывает большой палец сверстника своим кулачком и также отодвигает большой палец для другого кулачка. Важно: не сжимать палец сильно, иначе будет больно, не качать башню, иначе она развалится, а для этого важно замереть на какое-то время и ждать, когда все присоединятся к нашей башне.

  1. Ритуал прощания: складываем ладошки друг на друга, образуя цветочек, смотрим друг на друга и говорим: «До свидания!»

infourok.ru

Игровой развивающий психологический тренинг для детей дошкольного возраста.

Игровой развивающий психологический тренинг для детей

Опубликовано 29.09.2011 — 17:09 — Мещерякова Елена Геннадьевна

 

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА» (1)

Продолжительность 10-15 мин.

Ход упражнения:

Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности)

Рекомендации:т.к. детям бывает сложно вспомнить слова вежливости, можно перед игрой проговорить как можно больше таких слов. Если в ходе игры возникли сложности, называем несколько слов сами, чтоб ребенок мог выбрать.

Обязательно обсуждаем, понравилось ли нам упражнение, как мы себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.

Как правило, дети с удовольствием играют в эту несложную игру, заметно оживляясь и преодолевая смущение первых минут встречи. Начинают с односложных выражений, а заканчивают витиеватыми комплиментами друг другу.

Цель: упражнение направлено на развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом. Во время обсуждения дети учатся прислушиваться к себе, к тому, что они чувствуют, когда говорят добрые слова другим, когда слышат их в свой адрес. В дальнейшем это поможет им налаживать контакт, как с другими детьми, так и со взрослыми.

II Упражнение-разминка. «ТЕРЕМОК» (2)

Пальчиковая игра

Продолжительность 2 мин.

«На поляне теремок, ладони сложить «домиком»

Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок.

Из трубы идет дымок поочередно из всех пальцев сделать колечки

Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы растопырить.

Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочередно.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! кулаком постучать по ладони.

Открывайте! широко развести руки в стороны.

Я ваш друг!» ладони сомкнуть одна поперек другой.

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

III Упражнение «Пресс-конференция» (1)

Продолжительность 20-25 мин., по 4-5 мин на каждого участника.

Каждый из ребят по очереди становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Рекомендации:Темы пресс-конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка», «На прогулке» и т.д. Можно написать названия тем на отдельных карточках и предложить вытянуть их не глядя. Следите за тем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

Вопросы могут звучать так:

«Мой режим дня»: Соблюдаешь ли режим дня? Во сколько ты встаешь? Чем занимаешься после садика, школы? и т.д.

«На прогулке»: Где обычно проходит твоя прогулка? С кем ты гуляешь на улице? Что тебе больше всего запомнилось на последней прогулке? и т.д.

Обсуждение: по кругу спрашиваем детей, какие темы им понравились больше, кому и на какие темы было легче/труднее задавать вопросы.

Цели: упражнение учит задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, способствует развитию речи.

IV Упражнение. РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА. (Автор В.Леви)

Продолжительность 10-15 мин

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

1) Рассказать известное стихотворение: 1.очень быстро — «с пулеметной скоростью»; 2.как иностранец; 3. как робот; 4.шепотом; 5.очень медленно — со скоростью черепахи.

Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.

2) Пройти как: 1.трусливый заяц, 2.лев, 3.младенец, 4.старичок.

3) Попрыгать как: 1.кузнечик, 2.лягушка, 3.козлик, 4.обезьянка.

4) Сесть в позе: 1.птички на ветке, 2.пчелы на цветке, 3.наездника на лошади.

5) Нахмуриться как: 1.рассерженная мама, 2.осенняя туча, 3.разъяренный лев.

Обсуждаем: кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.

Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

V Заключительное арт-терапийное упражнение. (Автор А.Киахиди )

(Фактически, это ролевая гимнастика под музыку.) Продолжительность 5-7 мин.

Звучит фонограмма: К.Сен-Санс, «Карнавал животных» ч.1 «Королевский марш льва» Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках(львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях(львы отдыхают в жаркий полдень), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка — показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать(на пол, либо «залезают на дерево» — скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка.(Колыбельная без слов) «Львы засыпают».

Цели: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.

infourok.ru

Программа тренинга для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста по снижению агрессивности

Занятие 1.

1. Знакомство. Упражнение “Покажи свое имя”. Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением.

2. Игра “Волшебные шарики”.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.

3. Игра “Добрые привидения”

Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.

Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у”.

4. Рисуем настроение.

Цель: выразить свое настроение в рисунке.

При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.

Занятие 2.

1. Упражнение — гештальт

“Я – травинка” — предложить детям представить себя травинкой на ветру. Учить выражать свои чувства.

2. Игра: “Поссорились два петушка”

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.

Под веселую музыку дети двигаются по типу “броуновского движения” и слегка толкаются плечами.

3. Игра: “Сороконожка”

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.

4. Совместные настольные игры.

Цель: развивать внимание, способность к сосредоточению, умение взаимодействовать без конфликтов.

Занятие 3.

1. Игра: “Дракон кусает свой хвост”.

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – “голова дракона”, последний – “хвост дракона”. “Голова дракона” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от нее.

2. Игра: “Мой хороший попугай”

Цель: развитие чувства элепотии, умение работать в группе.

Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова.

Ведущий предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.

3. Игра: “Кляксы”

Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”.

4. Релаксация “На облаке”

Занятие 4.

1. Игра: “Котик”

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

  • Нежится на солнышке,
  • Потягивается,
  • Умывается,
  • Царапает лапками с коготками коврик.

Используется спокойная музыка.

2. Игра: “Брыкание”.

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.

Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.

3. Упражнение: “Возьми себя в руки”.

Цель: научит сдерживать себя.

Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

4. Лепим сказку.

Цель: снятие агрессии косвенным образом, развитие и закрепление навыков.

Занятие 5.

1. Игра: “Липучка”.

Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение детской группы.

Все дети двигаются, бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “Я липучка-приставучка. Я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “Липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании.

Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу.

2. Упражнение “Кулачок”.

Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация.

Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.

3. Игра: “Разыгрывание ситуаций”.

Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни.

Примеры ситуаций:

— ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

— тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

— ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

— ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка. Пожалей его.

4. Игра: “Комплименты”.

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.

Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

Ведущий благодарит детей за работу в группе.

urok.1sept.ru

Консультация (средняя группа) на тему: Тренинг с дошкольниками.

ТРЕНИНГ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

       Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

     Наблюдая за своими воспитанниками на занятиях, я выделила несколько характерных проблем: самой, на мой взгляд, распространенной и трудной для педагогов, является гиперактивность, затем я бы назвала застенчивость и тревожность, агрессию, реже встречается медлительность, или заторможенность. И, конечно, дефицит внимания, которым страдают многие дети, и который может сопутствовать всем вышеперечисленным типам поведения.

Игровой развивающий психологический тренинг для детей — эффективный способ работы со всеми вышеперечисленными проблемами детской психологии.

Тренинг включает в себя следующие элементы:

  • РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
  • ПСИХОГИМНАСТИКА
  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
  • АРТ-ТЕРАПИЙНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
  • РЕЛАКСАЦИЯ

Ролевая игра — это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Такая игра позволяет научиться эффективному общению со сверстниками и с взрослыми, налаживать контакт с группой, и т.д.

Пальчиковые игры снимают напряжение, укрепляют мышцы пальцев и развивают мелкую моторику.

Психогимнастика позволяет отслеживать и различать эмоции, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности, помогает почувствовать состояние другого человека.

Подвижные игры помогают снять напряжение, отдохнуть от умственной деятельности и перейти к новым заданиям с новыми силами. Учит действовать по правилам.

Арт-терапийные упражнения дают выход творческой энергии, развивают талант и творческий подход к делу.

Релаксация необходима для того, чтобы ребенок научился расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр.

В любой игре содержатся два типа правил — правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве.

  
Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своими. И наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам. 


Эти два вида правил в простой, доступной для ребенка форме, без назидательности и навязывания воли взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению.

Хочу немного рассказать, как я провожу тренинг с детьми дошкольного возраста.

Мы садимся с детьми в круг. Первый этап тренинга — дети приветствуют друг друга по очереди, можно по часовой стрелки или против часовой. Например: «Здравствуй, Лиза, мне очень приятно тебя видеть сегодня». Так каждый ребенок приветствует друг друга. Второй этап – это проведение занятия. Детям предлагается придумать предметы круглой формы, квадратной и т. д., спросить, кто у них самый лучший друг и почему, найти, что у нас по одному, а что по два и т. д. Третий заключительный этап – прощание. Дети по очереди говорят « досвидания » и выходят из круга. Примеры прощания могут быть разными: я улетаю как облако, я ухожу как солдат, я ухожу как зайчик и т. д.

На таких занятиях вы узнаете много интересного от своих детишек.

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: Тренинг для дошкольников «В краю хорошего настроения»

 

Ход занятия:

  1. Вступление.

     Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый  знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление –

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся –

В край чудесный отправляемся!

Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.

  1. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

— Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный     –  бодрое, активное настроение –

                             хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры;

желтый     –  веселое настроение –

                        хочется радоваться всему;

зеленый      –  общительное настроение –

                         хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними;

синий         –   спокойное настроение –  

                     хочется спокойно поиграть, послушать

                     интересную  книгу, посмотреть в окно;

малиновый –  мне трудно понять свое настроение, и не слишком    хорошее, и не слишком плохое;

серый          –   скучное настроение –

                         не знаю чем заняться;

коричневый –  сердитое настроение –

                         я злюсь, я обижен;

черный        –  грустное настроение –

                        мне грустно, я расстроен.

— Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

— Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

  1. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

— У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

 Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

— Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

  1. Танцевальная терапия.

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

— Музыкальные движения  повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

— Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

  1. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

— Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

  1. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

— А сейчас давайте вместе

 Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали  и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

  1. Упражнение «Сухой душ»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ».

— Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью.  Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

 Предлагаемые игры и упражнения интересны и доступны для          дошкольников с разным уровнем подготовленности.

nsportal.ru

Игровой тренинг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Твои права, малыш»

Игровой тренинг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Твои права, малыш»

Человечество обязано дать  

 ребёнку  лучшее, что оно имеет.

Декларация прав ребёнка.

Предварительная работа: 

1. Чтение художественной литературы, пословиц, русских народных сказок,   рассматривание к ним иллюстраций: Васильева – Гангнус Л. «Азбука вежливости», Маршак С.Я. «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», Ш. Перро «Золушка», Михалков С.«Три поросёнка»,  Чуковского К. «Айболит», «Мойдодыр»,  Андерсен Г.Х «Гадкий утенок» и др.

2. Беседы с детьми на тему: «Что такое права ребёнка?», «Расскажи о своей семье», «Я имею право…»,  « О чем мечтают люди?».

3. Домашнее задание для родителей: вместе с детьми найти и узнать значение своего имени и  имени своего  ребенка.

Оформление  кабинета:  

-наглядный материал «Права ребенка»,

— плакаты на тему «Имею право»,

-стенд с рисунками детей по теме «Моя мечта»,

-нормативные документы: «Декларация прав ребенка» от 20.11.1959г., «Конвенция  ООН о правах ребёнка» от 20.11.1989г., Закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, «Семейный кодекс Российской Федерации» от 01.09.2013г.

Оборудование и материалы:

Таблички-указатели   с названием улиц, магнитофон, аудио записи: музыка П. Мориа «Токката», музыка Е. Железновой «У жирафов», музыка из кинофильма «Гостья из будущего»,   вальс «На катке», музыка П.Мориа «Алла Фигаро»,  музыка П.Мориа «Вдохновение», музыка И.Смирнова «Новый день придёт».

Иллюстрации к сказкам, клубочек, карточки «специальностей врачей»,  лёгкий шарфик. 

На каждого участника: соленое тесто, стеки, клеенки для лепки, подставки под тесто.

Цель: закрепить знания дошкольников о Конвенции, о правах ребенка. Развивать у детей правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека, прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим, развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях.

Задачи:

1.Дать детям знания  о  правах ребёнка.

2.Повышать уровень  правовой культуры  в семье.

3.Учить, согласованно  работать  в паре (родитель – ребёнок).

4.Закреплять умения разгадывать загадки, условные обозначения.

5. Развивать  детско – родительские  взаимоотношения. 

Ход занятия:

Под музыку  родители вместе с детьми  заходят в зал и становятся в круг.

1 Ведущий:

По извилистой дорожке, 
Шли по миру чьи-то ножки. 
Вдаль смотря широкими глазами, 
Шел малыш знакомиться с правами. 
Знать должны и взрослые, и дети, 
О правах, что защищают всех на свете.

   Здравствуйте уважаемые родители, коллеги, ребята! Когда люди встречаются, они приветствуют друг друга или здороваются.

И наше сегодняшнее занятие мы начнем с одной интересной игры, во время которой все нужно делать очень — очень быстро. Родители и дети будут здороваться друг с другом необычным образом – частями тела! Я буду говорить, какими частями тела, а вам нужно будет очень быстро поздороваться друг с другом:

— Правая рука к правой руке!

— Нос к носу!

— Спина к спине!  (дети и родители выполняют задание)

-Видите, как весело можно приветствовать друг друга!

2 Ведущий:

Встреча  наша сегодня не  простая,  а очень важная и полезная. Ребята, мы пригласили сегодня в гости к нам ваших родителей и воспитателей, чтобы познакомить с  правами  детей. С вашими правами!

  Вы знаете, какие у вас есть права и для чего они нужны? (дети рассказывают  о некоторых, знакомых им, правах ребёнка).

 1. Ребёнок:

 Знают все, как дважды два, у ребёнка есть права:

 Руки мыть и уши, много каши кушать,

 Утром заправлять кровать, по хозяйству помогать,

 Хорошо учиться, рано спать ложиться!

 2 Ребёнок:

 Слово данное держать, никого не обижать,

 Не грубить, не драться, спортом заниматься,

 Вежливым и добрым быть, маму с папою любить!

 И скажу вам по секрету: лучше прав на свете нету!

                                                                     Олеся Емельянова

   Утром к нам пришло письмо, очень странное оно. В нем говорится про «Город Знаний», где существуют  необычные улицы, с необычными  названиями. А вы хотите попасть в этот  волшебный город? (ответы детей) Тогда отправляемся в путь…

-Раз, два, три, четыре, пять, город мы идем искать!

Покружись, покружись, вправо — влево наклонись.

Глаза закрой, потом открой  и « Город  Знаний»  пред тобой! 

— Интересно, где мы с вами оказались, как называется эта улица? А вот и подсказка, посмотрите на символ, что он может обозначать?(ответы детей и родителей). Это  улица  «Ласковых  имен». Какое право имеет каждый взрослый и каждый ребёнок? (ответы детей). Конечно, право на своё собственное имя. Мы сейчас с вами постараемся узнать,  что означает имя каждого из вас.

Игра «Волшебный клубочек».

В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки, и называют свое имя и что оно обозначает. Держу нитку в руке и передаю клубочек, соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг руки, называет свое имя и передает его соседу справа от него, ребенку или родителю. (родители помогают ребятам).

 Клубочек передаете дальше, а ниточка остается у вас в руках (дети и родители рассказывают о значении  своего имени и имени ребенка (домашнее задание): Александр — защитник, Роман — Римский  и т.д. Клубочек вернулся  ко мне, с его помощью  мы узнали тайну имен, соединились, подружились  и стали единым целым.

 Игра «Доброе животное»  (звучит  вальс «На катке»).

Ребята, представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте вместе придумаем ему имя!  (дети предлагают различные имена для животного)

 Закройте глаза, послушайте, как  стучит большое доброе сердце: «Тук – рука с ниточкой  вперед, тук – руку опустили, тук-тук, тук-тук…» А теперь послушайте, как дышит наше доброе животное: «вдох — шаг вперед, выдох – шаг назад,  вдох-выдох, вдох-выдох».  Теплое, доброе дыхание окутывает  всех нас, наполняет воздух  спокойствием и добротой. Теперь откройте  глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, потому что  улица «Ласковых имен» теперь вся наполнена добротой, заботой и лаской. Давайте смотаем обратно клубочек, только каждый из вас, когда получит клубочек обратно, должен вспомнить, как его ласково называют дома (дети и родители проговаривают свои имена ласково). И так, на улице «Ласковых имен» мы узнали, что каждый из нас имеет право на имя!

2 Ведущий:

— Внимание наше путешествие по «Городу Знаний» продолжается (звучит музыка из кинофильма «Гостья из будущего»).

— И мы  попали  на улицу…(дети  по символу отгадывают улицу  «Медицинскую»). Какое право есть у всех? И у вас, ребята, тоже?(ответы детей). Дети имеют право на медицинскую помощь и лечение. А что это такое? (ответы детей и родителей).

Дорогие ребята и уважаемые родители, давайте с вами поиграем. Вы получаете карточки, где указаны разные специальности врачей. Какая карточка достанется вам, такого врача в паре с вашим ребенком необходимо изобразить. (на карточках специальности врачей: стоматолог, отоларинголог, хирург, окулист, педиатр) (работа в парах: ребенок – родитель).

— Молодцы! Какие вы внимательные, сообразительные.

-Ну, что, продолжим наше  путешествие? (дети и родители под веселую музыку двигаются по залу).

— Куда мы с вами попали? Ну, конечно,  это  улица «Учебная». Каждый ребёнок, чтобы стать образованным, воспитанным, умелым  — должен ходить в детский сад и школу. И это значит, что все дети имеют право на образование. Чтобы много знать, надо много читать, слушать и быть внимательным. Вот мы сейчас и проверим  ваше внимание и смекалку.

Игра «Да-нет».

 Я буду читать стихи, если вы согласны с утверждением, то отвечайте «Да», если не согласны, то громко говорите «Нет».

1.Выпал снег, на лужах лед – это лето к нам идет. Это правда?

2.Солнце будит петушок, значит, утро настает. Это правда?

3.Если дождь, повсюду лужи, значит, зонтик нам не нужен. Это

правда?

4.Листья желтые летят – это дети листопад. Это правда?

Молодцы!

А сейчас я загадаю загадки  родителями и гостями. Я прочитаю

загадки-обманки! Внимательно слушайте и дайте правильный

ответ!

1.Толстый, как трехдверный шкаф, поднял хобот свой…(не жираф, а слон).

2.Как стройны и длинноноги в том болоте…(не носороги, а цапли).

3.Рыбу я в пруду удила и поймала (не крокодила, щуку).

4.По кустам лесной малины бродят бурые…(не павлины, а медведи).

   И родители молодцы!

А теперь все вместе закончим предложение. Я начну, а вы хором продолжайте.

Самолетом правит…(летчик).

Трактор водит…(тракторист).

Электричку…(машинист).

Стену выкрасил…(маляр).

Доску выстругал…(столяр).

В доме свет провел….(монтер)

В шахте трудится …(шахтер).

В жаркой кузнице…(кузнец).

Кто все знает…(молодец)!

Давайте похлопаем друг другу. Мы такие молодцы!

1 Ведущий :

— Я хочу предложить вашему вниманию иллюстрации к любимым сказкам. Нужно определить название сказки. Какие права в ней соблюдаются, а какие нарушаются:

Сказочная викторина. На столах  иллюстрации к сказкам: «Гуси-лебеди», «12 месяцев», «Колобок», «Золушка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» и другие,  «Айболит», «Мойдодыр».  (обсуждение иллюстраций к сказкам).

— Я открою вам секрет, это было очень сложное задание, но вы справились и с ним. А это значит, что вы, ребята, многому научились сегодня, а помогали вам, наши дорогие родители. 

Звучит музыка П.Мориа «Алла Фигаро».

-Молодцы! Справились со всеми заданиями. Улица «Учебная» нам подсказала, что все дети на планете имеют право на образование! 

2 Ведущий: Приглашаю всех на веселую разминку!

 Музыкальная разминка по методике

Е.Железновой «У жирафов»

1 Ведущий:

— Нам пора двигаться дальше! Следующая улица «Семейная».  Ребята вы все  имеете  право воспитываться в семье и быть рядом с родителями. Хорошо ли вы знаете своих родителей? Родители, хорошо ли вы знаете своих детей? Сейчас мы это проверим.

Игра: «Чьи это детки?»  

(родителям  завязывают  глаза легкими шарфиками.  На ощупь  нужно найти своего ребенка).

— Молодцы! Справились с таким сложным заданием. Каждый ребенок должен быть рядом со своими родителями, родными и близкими людьми.

Каждый ребенок имеет право на семью, безопасность, спокойствие!

Каждый ребенок должен быть окружён заботой и вниманием родных и близких. Чтобы в наших домах  поселилось  спокойствие и счастье, мы с вами слепим птицу, но птицу не простую – а «птицу   счастья»

Звучит музыка П.Мориа «Вдохновение».

(дети вместе с  родителями  из солёного теста лепят «птицу счастья»).

— Ах, какие красивые получились у вас «птицы семейного  счастья»! Теперь каждая семья пусть возьмет в ладошки свою птицу,  и скажет друг другу теплые, ласковые слова-пожелания. На память о нашей встрече возьмите домой сделанных вами  птиц.  Пусть они оберегают покой, уют и благополучие вашего дома.

-Наше путешествие по «Городу Знаний» подходит к концу. Вот мы и прошли по всем улицам города Знаний, и нам пора возвращаться в детский сад.

2Ведущий:

— Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

 Он имеет право жить, развиваться и дружить;

 Иметь просторный, добрый дом

 Видеть тихий мирный сон.

 Врачей помощь получать,

 Обучаться, отдыхать,

 Быть веселым и здоровым,

 Восхищаться чем-то новым

 И любить, и быть любим

 Он на свете не один! 

(Звучит музыка И.Смирнова «Новый день придёт»)

 «Раз, два, три, четыре, пять,

Детский сад идем искать!

Покружись, покружись, вправо — влево наклонись.

Глаза закрой, потом открой и детский сад перед тобой!»

-Вам понравилось путешествие? (ответы детей и родителей).

-А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (взрослые и дети делятся впечатлениями  о путешествии). 

Список используемой литературы:

1. Запорожец И.Ю. Психолого – педагогические гостиные в детском саду.- Москва, 2010г.

2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.:   РЕЧЬ, 2006г.

3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение,1990г.

4. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С.,Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003г.

infourok.ru

Учебно-методический материал (старшая группа) на тему: Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, МЫ ВСЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ».

 Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, мы все удивительные».

Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

Задачи:

 -позитивно настроить детей на совместную работу в группе;

— способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

— формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка;

— способствовать снятию мышечного напряжения.

Оборудование: «волшебная коробочка», предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти», Смайлики веселого настроения, 2 сосуда: один темный с водой, другой светлый радостный без воды.

Ход занятия:

1 этап. Организационный.

Ритуал приветствия. Приветствие: «Здравствуй, друг! »

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Ведущий. Чтобы наша встреча прошла интересно, предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением. Назовите причину, почему у человека может быть замечательное настроение. (Дети высказывают предположения).

Упражнение «Настроение в кармашке». Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:

Утром рано поутру, в детский садик я иду.

И в кармашке я с собой настроение несу.

Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка.

(если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти»)

Упражнение «Градусник настроения».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Ведущий: Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, — это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!

2 этап. Мотивационный.

Сегодня я приглашаю вас в страну «Хорошего настроения». Но что бы попасть туда, давайте соберем с вами чемодан в дорогу.

Упражнение «Чемодан»

Цель: развитие навыков общения

Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.

3 этап. Практический

Закройте глаза и представьте, что вы оказались в магазине зеркал. Открывайте глаза. Бывали в таком? Магазине, где продаются разные зеркала: маленькие, большие, круглые, квадратные – разные. Я выбираю водящего – он будет покупателем, а все мы – зеркалами. А что делает зеркало? Верно, нас и наши действия.

Упражнение «Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и невербальных средств общения

Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!

Динамическая пауза «Сороконожка»

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, идет змейкой. Главная задача детей – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

Давайте приведем себя в порядок. (Выполняется легкий массаж.) Нежно погладьте свое лицо — лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки. Теперь мы готовы продолжить наше путешествие.

Игра «Сосуд слез».

Посмотрите, у нас на пути оказался какой-то сосуд, да это же «Сосуд слез». В жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости.

Давайте совершим маленькое чудо: освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд «слезами радости».

Вставайте цепочкой, я буду наливать воду из сосуда «слез печали», затем будем передавать стаканчик со слезами, стараясь не пролить ни капли, и наполним сосуд «слезами радости». (Воды в сосуде на стаканчика, педагог сам наливает воду в стаканчик из первого сосуда, а дети передают друг другу и улыбаются, последний ребенок переливает воду в яркий сосуд и возвращает стаканчик по цепочке назад) .

Вот он сосуд со слезами радости! Молодцы ребята, что вы такие радостные и у вас хорошее настроение.

Игра «Ледышки и веснушки». Этюд на физическое (мышечное) расслабление.

Вам надо поделиться на две команды – одна команда «ледышек», а вторая команда «веснушек»! Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно – запомните членов своей команды. По моей команде «Начали!» все медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате кружась. Когда я хлопну в ладоши два раза – замирают «веснушки», двигаться начинают «ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит в движение «веснушек», а два – «ледышек». Молодцы!

4 этап. Рефлексивный

Выбирайте снова карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрашивайте оставшуюся часть градусника настроения.

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Хорошего настроения».

Какое у вас сейчас настроение?

Что вам сегодня больше всего понравилось? Что помогло нам создать хорошее настроение? (верные друзья, товарищи, улыбка, интересное совместное занятие, дружба, сопереживание друг другу) .Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором «До свидания! »Спасибо всем!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *