Тренинги на внимание актерское мастерство – Актерское мастерство. Упражнения на внимание.

Актерское мастерство. Упражнения на внимание.

Предлагаемые в данной статье упражнения помогают удер­живать внимание на объекте в течение более про­должительного времени, т. е. увлекаться объек­том. Несмотря на то что предлагаемые упражнения сами по себе не трудны, они почти никогда не удаются с первого раза, поэтому необходимо добиться их четкого  выполнения.

Групповое упражнение «Пишущая машинка».

1. Поставить группу полукругом. Раздать буквы алфавита (в небольшой группе каждый может получить две или три буквы). Затем, проверив, хорошо ли знают студенты, у кого какие буквы, преподаватель произносит какую-нибудь фразу, например: «Белеет парус одинокий». Сначала произносится одно слово «белеет». Преподаватель хлопает в ладоши.   Ему отвечает хлопком буква «б»,  хлопок преподавателя — хлопок   буквы   «е». Те студенты, у которых буквы «л, е, е, т» хлопают по очереди, отвечая на каждый хлопок препода­вателя. В конце слова хлопает  вся группа. Так — вся фраза.

2. То же упражнение без хлопков преподавателя. Участники сами передают фразу  хлопками.

Эти упражнения не получаются, если хоть один участник невнимателен. Тут-то и выявляются от­стающие.

Упражнение «Арифмометр» (1)

Участвуют 15 человек (14 в кругу, один ведущий). Десять человек — цифры от 0 до 9. Четыре человека знаки: плюс, минус, умножение, деление. Ведущий называет: 5 + 9 =

По хлопку ведущего «5» делает шаг вперед, «плюс» хлопает в ладоши, «9» делает шаг вперед. Все делают два хлопка — знак равенства, «1» и «4» делают два шага вперед, что обозначает результат «14». Все хлопают три раза (конец).

Упражнение «Арифмометр» (2).

Участвуют 7 человек (1-й— единицы, 2-й — десятки, 3-й — сотни, 4-й — тысячи, 5-й — десятки тысяч, 6-й — сотни тысяч, 7-й — ве­дущий). Ведущий называет какое-нибудь число, например 125 102. Затем хлопает. «Сотня тысяч» делает поклон, «десяток тысяч» два раза повора­чивается, «тысяча» пять раз поднимает руки, «сотня» делает одно приседание, «десяток» не­подвижен, «единица» два раз топает ногой. За­тем хлопают все.

Упражнение «Отстающие движения».

Поставить студентов в два ряда друг против друга. Первый проделывает несколько четких гимнастических движений. Вто­рой, наблюдая за первым, повторяет его движения с отставанием на одно. Третий, наблюдающий за вторым, повторяет движение второго с отстава­нием на одно, и так — вся группа. Упражнение может идти под музыку, начиная с медленного ритма, ускоряющегося к концу.

Упражнение «Зеркало».

Два участника становятся друг про­тив друга. Один как бы смотрится в зеркало, дру­гой является «отражением» и повторяет все дви­жения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что и «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое дви­жение. У «зеркала» движения должны точно сов­падать с движениями смотрящегося. Можно де­лать перед зеркалом гимнастику, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться и т. п. Затем участники меняются места­ми. (Можно поставить пустую раму и делать уп­ражнение через раму.)

Упражнение «Тень». Студент ходит по комнате, за ним идет другой, повторяя его движения и стараясь уловить их ритм; останавливается, когда остановился ве­дущий, ^начинает вместе с ним движения и т. д. Затем «тень» становится ведущим, а ведущий «тенью».

Упражнение «Проводник».

Создать в комнате или на сцене препятствия из стульев, столов и т. п. «Провод­ник» ведет группу через препятствия. Остальные идут гуськом за «проводником» и повторяют его движения.

Упражнение «Режиссер и актер». «Режиссер» проделывает какое-нибудь действие. Например, осторожно под­ходит к двери и слушает. «Актер» наблюдает за ним из зрительного зала, стараясь точно запомнить

Следующие упражнения на внимание напра­влены на тренировку способности мыслить в ус­ловиях сцены.

Для этого студенту предлагается:

1)прочесть на сцене статью в газете и рассказать ее содержание;

2)разрываем   газету   (письмо,    напечатанную страницу) в клочки, мешаем и предлагаем студен­ту сложить их так, чтобы он мог прочесть содержание разорванного;

3) даем ему читать что-нибудь, сидя на сцене, в  то  время  как  остальные  шумят,  поют,  громко разговаривают, отвлекают внимание разными вопросами;   занимающийся  после  окончания  упражнения  должен  рассказать  прочитанное;

4) в таких же условиях предлагаем умножить и разделить довольно крупные числа;

5) сочинить  четверостишие  или  эпиграмму;

6) составить программу концерта по заявке для радио; вспомнить 10 произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого или любого другого известного писателя.

Заканчиваем раздел упражнениями на внутрен­нее внимание.

Человек бывает самим собой только тогда, ког­да он один у себя дома или на природе. Стоит кому-нибудь прийти, как человек подпадает под власть условностей и выработанной жизнью мане­ры поведения.

На сцене при собранности внимания и мышеч­ной свободе, когда студент действует один, может возникнуть в упражнении то состояние, которое называется «публичным одиночеством». При таком состоянии, забыв о том, что на него смотрит зри­тель, студент может представить себе, что он один у себя дома или на природе, и соответственно вес­ти себя:

сидя на сцене вспомнить подробно свой сегод­няшний день с утра; вспомнить, что еще предстоит сделать сегодня; вспомнить о какой-либо обиде; вспомнить о приятном случае в жизни; подумать о летнем отдыхе и т. д.

Вот что пишет К. С. Станиславский о домашних упражнениях на внутреннее внимание: «Ложась спать и потушив свет, приучите себя ежедневно мысленно просматривать всю жизнь каждого прошедшего дня, стараясь при этом дета­лизировать свои воспоминания до последнего пре­дела, то есть: если вы думаете об обеде или об утреннем чае, то старайтесь вспомнить и уви­деть не только кушанья, которые вы ели, но и по­суду, на которой подавались блюда, и общую ее расстановку на столе. Вспоминайте и мысли, и внутренние чувствования, вызванные обеденным разговором, и вкус съеденного. В другие разы вспоминайте не ближайший день, а более отдален­ные моменты жизни. Еще детальнее просматривайте мысленно квар­тиры, комнаты, места, где вам приходилось когда-то жить и гулять, причем, вспоминая отдельные вещи, мысленно пользуйтесь ими. Это возвратит вас к когда-то хорошо знакомой последовательно­сти действий и к линии дня былой жизни. Их тоже детально проверяйте своим внутренним вни­манием. Старайтесь как можно ярче вспомнить своих близких, живых или умерших. Во всей этой рабо­те отведена большая роль вниманию, которое полу­чает новые поводы для упражнения».

Материал взят из книги Л. М. Шихматова «Сценические этюды»

portal-etud.ru

Сценическое внимание по Станиславскому. Упражнения

Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Словом, сценическое творчество постоянно требует полной сосредоточенности всей внутренней и физической природы артиста.

Все великие актёры во время игры достигали 100 % концентрации внимания на событиях пьесы. Начинающим же бывает очень трудно сосредоточиться, в частности, отвлечь внимание от «чёрной дыры портала» – зрителей. Им важно научиться контролировать и направлять его на объекты сценической среды, следовать логике действий персонажа. В то же время, навык сценического внимания важен не только для тех, кто решил связать свою деятельность с театром, но и для всех желающих сделать более насыщенным каждый момент своей жизни. О нём дальше и пойдет речь.

Внимание как аспект сценического искусства.

Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (направленное на происходящее в окружающем мире) и внутреннее (сосредоточенность на своих мыслях). Чаще всего в жизни наше внимание непроизвольно и инстинктивно, а движут им безусловные рефлексы: ориентировочный, оборонительный и другие. Произвольным внимание бывает лишь тогда, когда мы заняты чтением учебника, работой над отчётом, запоминанием стиха – в ситуациях, когда целенаправленно работаем над чем-то.

К. С. Станиславский писал: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».

Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди как все, им свойственно отвлечение, рассеяность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного предмета на другой – верный признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время нахождения на сцене, какую бы роль он не играл.

Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия. В быту внимание – это объективное сосредоточение на предмете или мысли, а в театре – целенаправленный искусственный акт в пределах сценической среды. Оно помогает актёру развить чувство правды, эмоциональную память, образно говоря, «быть по эту сторону рампы».

Этапы изучения сценического внимания.

Л. П. Новицкая, педагог, ученица К. С. Станиславского, говорит о четырёх этапах, которые должен пройти актер, чтобы развить сценическое внимание:

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости.

Первая и одна из главных задач – научиться концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики. Упражнения этого блока направлены на развитие внимания органов чувств: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового.

Упражнения:

1. Взять несколько открыток или фотографий, на которых изображены люди в разных позах. Повторить их позы.

2. По доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в воображении детальную картину происходящего.

3. Нащупать в кармане несколько давно забытых там монет и с помощью пальцев попробовать выяснить их достояние.

4. Научиться различать запахи разных цветов.

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости.

«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств».

Этими словами Станиславского характеризуется важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам ненастоящим, которые существуют лишь в представлении, вымышленной истории, в которой живёт актер.

Упражнения:

Здесь понадобится партнёр. Опишите ему детально дорогу, которой вы в детстве ходили в школу, не упуская ни одной мелочи. Рассказывайте не только о физических объектах, но и о звуках, ваших субъективных переживаниях. Опишите квартиру или дом, в котором выросли или живёте сейчас. Напарник должен нарисовать план по вашему рассказу. Сверьтесь. Поменяйтесь местами.

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание).

Человек способен распределять свое внимание в нескольких плоскостях. Например, во время игры в карты, вы можете подпевать играющей музыке и параллельно поглядывать на часы, боясь опоздать на встречу с друзьями. С физиологической точки зрения этот процесс не одновременный – действия следуют друг за другом, но при нём сохраняется внешнее ощущение единства.

Для артиста сцены очень важно добиться во время игры такой «одновременности» внимания сразу к нескольким предметам. Ведь быстрое переключение с одного объекта на другой создает у зрителя ощущение целостности и непрерывности действия.

Упражнения:

1. Возьмите коробку спичек или колоду карт. Вы должны считать количество спичек в коробке, доставая их по одной, или складывать карты по масти, при этом параллельно рассказывая сказку или стих.

2. Парное упражнение. Попросите партнёра написать на листке какое-нибудь уравнение (например, 125х37=) и принимайтесь за решение. Напарник в это время должен всяческими способами вас отвлекать.

Четвёртый этап. Внимание как средство добывания творческого материала.

«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни». Он должен постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них – внимание, тренируется наблюдательностью. По сути, нужно к окружающему миру относиться как Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны охарактеризовать предмет.

Упражнения:

1. Подумайте и постарайтесь проследить во времени, как изменилась улица, на которой вы живете. Например, со времени школы, института. Каждый раз, проходя по ней, обращайте внимание на все перемены, которые происходят.

2. Замечайте на улице людей разных интересов, характеров, типажей. Ведите дневник, записывайте туда свои наблюдения.

act.in.ua

Открытое занятие по предмету «Мастерство актёра»: «Актерский тренинг: внимание и память»

Цель урока: закрепить знания детей о актёрском тренинге на развитие внимания и памяти.

Оборудование:

  • Муз.центр;
  • СД диски;
  • стулья.

План

  1. Вступительное слово.
  2. Что такое сценическое внимание и память.
  3. Упражнения на развитие внимания и памяти.
  4. Этюды на воспроизведение домашней работы по памяти.
  5. Обсуждение: выявить насколько правдоподобны действия детей.
  6. Рефлексия.

Ход занятия

Здравствуйте! Сегодня мы лучше узнаем, что же такое сценическое внимание и память. И для чего они нужны актёрам любительского и профессионального театра.

На сцене много объектов, которые находящийся на сцене актёр, должен держать в поле зрения. Нужно быть внимательным к своему партнёру, уметь оценить то, что увидел и услышал, уметь мгновенно переключаться с одного объекта на другой и оценивать его. При точном выполнении всех задач, героям некогда думать о зрителе, который всегда вводит нас в смущение. Актёру необходимо иметь хорошую и разностороннюю память.

Все основные виды памяти: наглядно–образная, словесно–логическая, смысловая, эмоциональная и двигательная – нужны для запоминания пьесы в зрительных, слуховых и осязательных представлениях. Внимание и память должны самопризвольно наблюдать и отмечать ошибки, как только тело выполнит неверные, с точки зрения логики, движения, контроль над тем, что происходит на сцене, позволяет актёру понимать происходящее и верно реагировать на него, каждый раз как бы заново проживать события пьесы. Я предлагаю вам несколько упражнений на развитие внимания и памяти:

“Сыщики”. Каждый участник выполняет какие-либо физические действия, одновременно незаметно наблюдая за одним из других участников игры. Через 1–2 минуты педагог предлагает угадать, за кто за кем наблюдал. Наблюдающие должны перечислить действия, которые выполнял их “подозреваемый”.

Шоу мода”. Участники делают себе одну или две модных детали одежды и демонстрируют их. Затем выходят за дверь и меняются деталями одежды. Задача зрителей: вернуть модельеров в исходное состояние и сказать, кто и во что был одет.

“Упражнение с предметами”. Водящий произвольно раскладывает на столе несколько предметов ( это могут быть карандаш, тетрадь, часы, монета, клей ПВА, ручка, линейка и т.д.) Играющий внимательно смотрит на стол в течение 10–15 секунд, затем отворачивается. Водящий в это время заменяет 1 предмет на другой, 2 предмета меняет местами. Задача игрока: вернуть все предметы на свои места.

“Передай позу”.Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по–турецки с закрытыми глазами. Водящий придумывает позу, показывает её первому игроку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего игрока с позой, показанной водящим. Детей обязательно надо поделить на исполнителей и зрителей.

“Дружные звери”. Дети распределяются на три группы: медведи, обезьяны и слоны. Затем водящий называет поочерёдно одну из команд. Дети должны одновременно выполнить 1, 2, 3 своих движения, придуманных водящим. Например: медведи топнуть одной ногой и враскачку обойти вокруг себя; обезьяны – подпрыгнуть и почесать себе затылок, слоны – поклониться и помахать хоботом. Можно выбирать любых животных и придумывать любые движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свои движения синхронно, общаясь только взглядом.

“Печатная машинка”. Между детьми распределяются буквы алфавита, причём некоторым детям достаются по 3 буквы. Ведущий произносит любую фразу. Дети хлопками печатают её, отделяя слова между собой общим хлопком.

Упражнения и этюды. Водящий предлагает принять участникам определённую позу и оправдать её.

  1. Стоять с поднятой рукой.
  2. Возможные варианты действий: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы, вешаю куртку, украшаю ёлку и т.д.
  3. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперёд.
  4. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котёнка, натираю пол и т.д.
  5. Сидеть на корточках.
  6. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т.д.
  7. Наклониться вперёд.
  8. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветы.

Давайте проведём традиционную ритмическую разминку: встанем в общий круг, каждый из вас придумывает и исполняет какое-либо физическое действие или ритмическое движение, все повторяют его 4 раза. А затем водящий, хлопнув в ладошки, передаёт эстафету следующему игроку по часовой стрелке.

(Звучит ритмическая музыка. Дети под музыку выполняют различные движения и физические действия).

А теперь давайте проверим ваше домашнее задание. Вам нужно по памяти произвести различные виды домашней работы без использования предметов реквизита. Я разрешаю вам только обозначить место действия, используя сценическую выгородку. Итак, начинаем.

Этюды: “Шью юбку”, “Топлю печь”, “Кормлю цыплят”, “Мою посуду”, “Мою окно”, “Подметаю пол”, “Стряпаю пирог”.

Обсуждение: Выявить насколько правдоподобны действия детей, их вера в предлагаемые обстоятельства, верна ли зрительная и внутренняя память.

Вывод: Мы сегодня поработали с вами над понятием память и внимание. Причём в понятии внимание отработали его 1 часть: внесценическое внимание – способность подмечать характерные чёрточки в окружающей нас жизни, перерабатывать их в своей душевной творческой лаборатории и затем воплощать их на сцене.

Хочу отметить, что вы стараетесь овладеть этими понятиями довольно успешно. Работа продолжается и те из вас, кто немного отстал в своих умениях, ещё могут нагнать остальных.

Запишите д\задание: понаблюдать за повадками домашних животных и придумать этюд: “Этюд из жизни моего домашнего друга”

Рефлексия: Что нового мы сегодня узнали? Кто хорошо работал? Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Урок окончен. Всего доброго.

urok.1sept.ru

План-конспект на тему: «Актерский тренинг: внимание и память.»

1.

Организационный момент.

1

Здравствуйте! Приветствие. Дети встают в одну линию или в шахматном порядке и выполняют по сигналу одно движение со звуком. Выпад правой ногой, воздушный поцелуй, руки раскрываются в объятии, широкая улыбка.

Словесный.

Приветствие детей, настрой на работу.

2.

Сообщение темы и постановка целей занятия.

4

Сегодня мы лучше узнаем, что же такое сценическое внимание и память. И для чего они нужны актёрам.

На сцене много объектов, которые находящийся на сцене актёр, должен держать в поле зрения. Нужно быть внимательным к своему партнёру, уметь оценить то, что увидел и услышал, уметь мгновенно переключаться с одного объекта на другой и оценивать его. При точном выполнении всех задач, героям некогда думать о зрителе, который всегда вводит нас в смущение.

Все основные виды памяти: наглядно–образная, словесно–логическая, смысловая, эмоциональная и двигательная – нужны для запоминания пьесы в зрительных, слуховых и осязательных представлениях. Внимание и память должны самопроизвольно наблюдать и отмечать ошибки, как только тело выполнит неверные, с точки зрения логики, движения, контроль над тем, что происходит на сцене, позволяет актёру понимать происходящее и верно реагировать на него, каждый раз как бы заново проживать события пьесы.

Словесный.

Познакомить с темой занятия и поставить перед ними цель

3.

Актуализация знаний воспитанников.

3

Актёру необходимо иметь хорошую и разностороннюю память. Скажите, пожалуйста, какие упражнения он должен выполнять?

Словесный,

устный, опрос

Повторить ранее изученный материал.

4.

Изучение нового материала. Практическая работа

15

Я предлагаю вам несколько упражнений на развитие внимания и памяти:

“Сыщики”. Каждый участник выполняет какие-либо физические действия, одновременно незаметно наблюдая за одним из других участников игры. Через 1–2 минуты педагог предлагает угадать, за кто за кем наблюдал. Наблюдающие должны перечислить действия, которые выполнял их “подозреваемый”.

“Шоу мода”. Участники делают себе одну или две модных детали одежды и демонстрируют их. Затем выходят за дверь и меняются деталями одежды. Задача зрителей: вернуть модельеров в исходное состояние и сказать, кто и во что был одет.

“Упражнение с предметами”. Водящий произвольно раскладывает на столе несколько предметов (это могут быть карандаш, тетрадь, часы, монета, клей ПВА, ручка, линейка и т.д.) Играющий внимательно смотрит на стол в течение 10–15 секунд, затем отворачивается. Водящий в это время заменяет 1 предмет на другой, 2 предмета меняет местами. Задача игрока: вернуть все предметы на свои места.

“Передай позу”. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по–турецки с закрытыми глазами. Водящий придумывает позу, показывает её первому игроку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего игрока с позой, показанной водящим. Детей обязательно надо поделить на исполнителей и зрителей.

“Дружные звери”. Дети распределяются на три группы: медведи, обезьяны и слоны. Затем водящий называет поочерёдно одну из команд. Дети должны одновременно выполнить 1, 2, 3 своих движения, придуманных водящим. Например: медведи топнуть одной ногой и враскачку обойти вокруг себя; обезьяны – подпрыгнуть и почесать себе затылок, слоны – поклониться и помахать хоботом. Можно выбирать любых животных и придумывать любые движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свои движения синхронно, общаясь только взглядом.

“Печатная машинка”. Между детьми распределяются буквы алфавита, причём некоторым детям достаются по 3 буквы. Ведущий произносит любую фразу. Дети хлопками печатают её, отделяя слова между собой общим хлопком.

Упражнения и этюды. Водящий предлагает принять участникам определённую позу и оправдать её.

  1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты действий: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы, вешаю куртку, украшаю ёлку и т.д.
  2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперёд. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котёнка, натираю пол и т.д.
  3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т.д.
  4. Наклониться вперёд. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветы.

Словесный метод,  беседа, рассказ, практический метод, самостоятельная работа

Закрепление нового материала, выполняя практические задания, развитие творческих способностей

5.

Практическая работа

10

Давайте проведём традиционную ритмическую разминку: встанем в общий круг, каждый из вас придумывает и исполняет какое-либо физическое действие или ритмическое движение, все повторяют его 4 раза. А затем водящий, хлопнув в ладошки, передаёт эстафету следующему игроку по часовой стрелке.

(Звучит ритмическая музыка. Дети под музыку выполняют различные движения и физические действия).

А теперь вам нужно по памяти произвести различные этюды. Я разрешаю вам только обозначить место действия, используя сценическую выгородку. Итак, начинаем.

Этюды: “Шью юбку”, “Топлю печь”, “Кормлю цыплят”, “Мою посуду”, “Мою окно”, “Подметаю пол”, “Стряпаю пирог”.

Практический, самостоятельная работа

Закрепление материала

6.

Подведение итогов занятия.

4

 Анализ работы воспитанников. Мы сегодня поработали с вами над понятием память и внимание. Причём в понятии внимание отработали его 1 часть: внесценическое внимание – способность подмечать характерные чёрточки в окружающей нас жизни, перерабатывать их в своей душевной творческой лаборатории и затем воплощать их на сцене. Хочу отметить, что вы стараетесь овладеть этими понятиями довольно успешно. Работа продолжается и те из вас, кто немного отстал в своих умениях, ещё могут нагнать остальных.

Словесный

Оценка работы воспитанников

7.

Рефлексия.

3

Выполнили ли Вы свою цель?

Что узнали нового?

В чем испытали трудности?

Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.

Занятие окончено. Всего доброго.

Словесный, устный фронтальный    опрос, наглядно-демонстрационный метод, метод анализа и самоанализа

Дети своими словами подвели итог занятия, что нового они узнали.

nsportal.ru

Методическая разработка занятия по теме «Сценическое внимание»

Ямщикова Валентина Валерьевна, педагог вокала МБУДО «Ленино Кокушкинская ДШИ» Республика Татарстан, Пестречинский р-н, с. Ленино-Кокушкино. 
Целью данного раздела является создание условий для развития сценического внимания у каждого ребенка, занимающегося в группе, оказание помощи в раскрытии творческих способностей средствами театральных тренингов и игр.Раздел «сценическое внимание» включает в себя упражнения и игры для развития многоплоскостного внимания, зрительной, слуховой, осязательной, мышечной памяти, собранности, способности быстро переключаться с одного действия на другое или же концентрироваться на одном.


Дата публикации: 17.09.2018


Пояснительная записка. 

Предмет «Основы мастерства актера» является важным для развития ребенка. Он формирует не только творческие способности детей, но и помогает им утвердиться как самостоятельной личности, раскрепоститься, чувствовать себя уверенным в общении. Кроме того, актерское мастерство вырабатывает такие качества у ребенка, как общительность, открытость, ответственность, чувство причастности к общему делу.

 

Важным разделом в образовательной программе «Основы мастерства актера» является – раздел «Сценическое внимание».

Внимание – сосредоточение на объекте. В жизни каждому человеку присуще внимание (у кого-то более развитое, у кого-то – менее), но жизненное внимание отличается от сценического. В жизни внимание – непроизвольно и инстинктивно, и сосредотачивается на том объекте, который наиболее значим в данный момент. При этом доминирует обычно зрительное, слуховое, осязательное или мышечное внимание.

В каждый момент творчества также возникает непроизвольное внимание, но уже не жизненное, а сценическое. Внимание на сцене – это синтез зрительного, слухового, осязательного, мышечного внимания. Во время действия на сцене – актер должен всесторонне быть внимателен.

Раздел «сценическое внимание» включает в себя упражнения и игры для развития многоплоскостного внимания, зрительной, слуховой, осязательной, мышечной памяти, собранности, способности быстро переключаться с одного действия на другое или же концентрироваться на одном.

Целью данного раздела является создание условий для развития сценического внимания у каждого ребенка, занимающегося в группе, оказание помощи в раскрытии творческих способностей средствами театральных тренингов и игр.

Задачи раздела «Сценическое внимание»:

Образовательные — формирование представления о различных видах сценического внимания,

Развивающие – развитие многоплоскостного внимания и памяти, а также стремления к саморазвитию,

Воспитательные — совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.

Раздел «Сценическое внимание» присутствует программе каждого года обучения программы «Основы мастерства актера». Очень важно работать над вниманием непрерывно.

На примере одного занятия рассмотрим механизм работы с детьми над развитием сценического внимания.

 

Для реализации занятия необходимы следующие условия:

— количество детей от 10 до 15,

— разница в возрасте детей не должна превышать 3 года (например, от 8 до 11 лет, от 10 до 13 лет, от 12 до 15 лет),

— сцена или класс не менее 18 кв. м.

 

Основными формами и методами организации проведения занятия являются:

Формы организации детей:

— фронтальная,

— групповая,

Формы проведения занятия:

— практическое занятие – игра.

 

Продолжительность занятия – 45 минут.

 

План занятия:

 

1.Приветствие (1-2 минуты)

2.Разогрев — настройка инструмента (2-3 минуты)

3.Цикл упражнений «прислушайся» (8 -12 минут)

4.Цикл упражнений «присмотрись» (12 – 15 минут)

5.Цикл упражнений «почувствуй» (12 – 15 минут)

6.Игра на внимание (10 – 12 минут)

7.Прощание (1 – 2 минуты)

  

Занятие «Развитие сценического внимания»

 

Приветствие (1-2 минуты)

Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно опущены вдоль туловища.

Педагог стоит лицом к учащимся.

Дружные аплодисменты – приветствуем друг друга, затем аплодируем каждый сам себе – подбадриваем себя, аплодируем своему соседу слева, аплодируем соседу справа, и вновь – дружными аплодисментами приветствуем всех присутствующих в классе.

 

Разогрев – настройка инструмента (2 – 3 минуты).

У каждого человека, работающего в любой сфере деятельности, есть свой инструмент. Так, например, у плотника – молоток, гвозди; у маляра – кисть, валик; у пианиста – пианино, а у актера – единственный инструмент, которым он должен владеть в совершенстве – это его тело!

Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть.

Для этого похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам. Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно погладим, чтобы успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом слева: похлопаем, разотрем, погладим; затем – с соседом справа.

Теперь инструмент актера готов к выполнению тренинга.

 

Цикл упражнений «Прислушайся»

 

Учащимся предлагается занять любое место в классе, принять удобное положение тела, но, соблюдая обязательное условие – пространство класса должно быть полностью заполнено (никаких скоплений нескольких человек в одном месте или наоборот чересчур отдаление друг от друга).

 

Проделаем упражнение «Послушай себя» (2-3 минуты)

Педагог просит ребят закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на своем теле, что происходит в нем, дает по хлопку команду. Через минуту упражнение останавливается хлопком. В течение одной минуты воспитанники должны прислушаться к себе.

Затем начинается обсуждение, кто и что услышал (или может быть, почувствовал)

Ответы учащихся могут быть следующими: «Хочется кушать», «Гудит голова», «Стучит сердце» и тд.

 

Далее следует упражнение «Послушай друзей» (2-3 минуты)

Ребятам также предстоит по хлопку закрыть глаза, но задача меняется – теперь им надо постараться услышать обстановку вокруг себя, что происходит в данном помещении, вокруг остальных ребят.

После окончания (по хлопку) упражнения – также проходит обсуждение, только теперь педагог просит ребят не повторяться в своих высказываниях.

Так например, ученики могут сказать, что слышали, как работает лампа дневного освещения, кто-то шелохнулся, скрип двери и тд.

 

После проведем упражнение «Послушай мир вокруг» (2-3 минуты)

Принцип упражнения тот же – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза, по хлопку открывают. Но объектом подслушивания теперь является то, что происходит за пределами класса (а можно, усложнить – за пределами помещения!). после выполнения упражнения происходит обсуждение без повторения уже сказанного кем-то из учащихся.

Чаще всего можно услышать от ребят: «Шум машины», «Топот ног», «Разговоры за дверью» и тд.

 

Усложняем задачу, постараемся услышать одновременно и то, что происходит внутри нас, и то, что окружает нас, и то, что за пределами нашего местонахождения. Для этого выполним упражнение «Вездеслух» (2-3 минуты).

Для этого – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза и пытаются поймать своим слухом тот момент, когда шумы могут совпасть. Но этого может и не произойти.

 

Цикл упражнений «Присмотрись»

 

После упражнений на развитие слухового внимания перейдем к упражнениям для развития зрительного внимания.

Для этого – педагог просит воспитанников встать и занять произвольные позы, но с условием, чтобы позы отличались от поз своих товарищей. Также ребята должны располагаться так, чтобы им было видно друг друга.

Упражнение «Точная копия» (4-5 минут) заключается в следующем: ведущий, то есть педагог называет два имени: первое имя того, чью позу надо повторить, второе – имя того, кто повторяет позу. Следом делается хлопок, на который все меняют позы. После этого идет проверка точности повторения позы. Затем называется следующая пара имен, также следует хлопок и проверка. Со временем имена называются быстрее, то есть сокращается время наблюдения за позой, которую требуется повторить.

 

«Цветная память» (4 – 5 минут)

Для следующего упражнения педагогу понадобится 5 карточек разных цветов. В начале условимся: какой цвет что будет обозначать. Начать можно с простых физических действий. Например:

Красный – прыгать,

Желтый – топать,

Синий – хлопать,

Зеленый – приседать,

Фиолетовый – ползти.

Затем ребятам дается задание непрерывно, хаотично двигаться по классу, не взаимодействуя друг с другом, как только поднимается карточка того или иного цвета – выполнять ранее обговоренное задание, при этом продолжая двигаться.

Сначала педагог поднимает по одной карточке, меняя их, затем можно и усложнить, поднимая одновременно несколько карточек. В итоге можно показать все 5 карточек.

 

«Полоса препятствий» (4-5 минут)

Для выполнения следующего упражнения учащимся необходимо встать в змейку, затылок в затылок. Впередистоящий – ведущий. Задача ведущего – вообразить перед собой препятствие и преодолеть его, задача следующих за ведущим – увидеть препятствие и в точности повторить его на том же месте, точно так же, как и ведущий. При правильном выполнении упражнения, при точном воспроизведении движений ведущего, последний в колонне будет действовать так же, как и первый.

За время выполнения упражнения можно сменить несколько ведущих. А также дать задачу ведущему, где он преодолевает препятствия (например, горы, джунгли, подземелье и пр.). От этого изменится характер движений, они будут более конкретными.

 

Цикл упражнений «Почувствуй»

 

Для выполнения следующего упражнения «Хлопки» (4-5 минут) ребятам снова следует занять все пространство класса.

Самый простой вариант выполнения упражнения, с которого всегда стоит начинать – педагог хлопает, дети двигаются на хлопки. Можно условиться так: один хлопок – один шаг. При этом, двигаясь по классу, важно соблюдать следующее условие: занимать все пространство класса.

Несколько усложняя упражнение, можно предложить ребятам двигаться со скоростью в 2 раза быстрее заданной хлопками, в 3 раза медленнее и д.

Хлопки прекращаются – все замирают. Далее педагог поручает вести упражнение одному из учащихся, при этом сам ребенок тоже продолжает выполнять упражнение. В последствие педагог меняет имена ведущих, задачей ребят остается не только точно двигаться в заданной скорости, но теперь и подхватить ту скорость, которая была задана предыдущим ведущим.

Упражнение можно усложнить еще – предложить ведущим самим передавать эстафету, называя имя последователя. Важно отметить, что должна присутствовать непрерывная линия хлопков, передающихся от одного ведущего к другому.

 

После выполнения упражнения «Хлопки» — выполним упражнение «Фигуры» (4-5 минут).

Для этого – ребятам предлагается на определенный счет (например, на 8) выстроить из себя различные фигуры, при этом, не разговаривая друг с другом, не трогая друг друга руками.

Начнем с простого – это может быть круг, квадрат, треугольник. Каждый раз на построение дается только 8 секунд. Педагог вслух отсчитывает время, на последней секунде – звучит хлопок, после этого фигура становится неподвижной, даже если она не доделана.

Натренировавшись на простых фигурах, можно перейти к более сложным комбинациям. Например, круг и квадрат, два треугольника и пр. Для этого, конечно, группе придется разделиться, но сделать это надо также – на 8 счетов и, не прибегая к помощи слов.

Далее можно попробовать делать обобщенные фигуры, например, круг в квадрате, треугольник в круге и тд.

 

Упражнение «Счет» (4 – 5 минут) вытекает из предыдущего упражнения.

Для этого надо попросить ребят выстроить круг на те же 8 счетов (можно и меньше – на 5, на 3).

Затем педагог называет любое число от 1 до того, числа, которое равно количеству детей, присутствующих на занятии ( например, 12 детей на занятии, значит, педагог назвать может число от 1 до 12). Остаться в круге должно именно то число детей, которое назвал педагог, остальные приседают. Упражнение выполняется без договоренности ребят между собой.

Усложняя задание – можно выстроить детей в линию, чтобы они не видели друг друга или же – в круге, но спиной в центр.

 

«Игра на внимание» (10-12 минут)

Большая часть урока прошла, ребятам немного хочется отдохнуть. Для этого можно провести с ними игру. На внимание!

Например, это может быть игра – «Поход».

Ведущий – педагог предлагает присесть в полукруг и отправиться в поход.

Для этого с собой что-то нужно взять.

Педагог придумывает принцип, по которому будет отбирать ребят. Но его не рассказывает. Делает первую подсказку. И игра началась. Задача ребят – выяснить, какой же принцип загадал педагог и соответственно быть принятым в поход.

 

Самый простой принцип – нужно взять с собой предмет, название которого будет начинаться на ту же букву, что и его имя.

Например, имя педагога – Наталья, первая подсказка Педагог Наталья берет с собой в поход носки. Принцип задан. Теперь ребятам нужно догадаться, что же взять с собой, для этого нужно быть предельно внимательным.

 

 

 

Прощание

 

После игры – педагог просит встать ребят в первоначальный творческий полукруг, выпрямить спину, улыбнуться друг другу и аплодисментами поблагодарить себя за проведенный урок, поблагодарить друг друга и попрощаться.

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение занятия:

Класс (сцена),

Карточки 5 цветов.

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: 1987,

2.Актерский тренинг по системе Станиславского.- М.: 2008,

3.Гиппиус С.В. Актерский тренинг.- СПб.: 2006,

4.Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского.- М.: 2007,

5.Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.: 2003.

metod-sbornik.ru

Сценические упражнения | Блог 4brain

Нет дыма без огня, как нет теории без практики. Это не всегда прописная истина, но в случае с актерским мастерством она абсолютна. Нельзя прочитать сборник Станиславского и стать актером. Даже плохим. За стенами театральных вузов скрываются не только лекции, но и часы сценических упражнений, технических этюдов, репетиций. Но и это не отображает всю суть театрального ремесла, в котором, чтобы добиться успеха, нужно смотреть на мир по-особенному, искать возможности развития своих талантов и навыков повсюду.

4brain.ru уже публиковал подборку игр и упражнений в помощь всем желающим научиться актерскому мастерству. Кроме того, практикум прилагается и к каждой статье, посвящённой отдельному навыку. Здесь мы собрали ещё большее количество сценических упражнений, поделив материал на соответствующие рубрики. Многие из них пригодятся не только начинающим актерам, но и поспособствуют развитию таких важных для всех людей навыков как память, внимание, дикция, артикуляция и другие.

Упражнения для развития сценического внимания

Сценическое внимание – сосредоточенность на человеке или предмете в рамках сценической среды. Внимание неразрывно связано с концентрацией. Вот несколько простых упражнений для её развития:

1. Не отвлекаясь, сосчитайте в уме до 10. Суть упражнения в том, что каждую цифру вы должны «рисовать» в своем воображении. Образ нужно создавать устойчивый, обращая внимания на детали – цифра может быть написана мелом на доске или в форме восковой свечи для торта (здесь уж как ваша фантазия подскажет). После того как удастся сосредоточиться, переходите к следующей цифре. Она должна сменять предыдущую, стирая ее, или выталкивая за рамки нарисованной картинки.

2. Упражнение, которое можно выполнять где угодно: на работе, дома, в кафе. Найдите глазами в непосредственной близости от вас какой-нибудь предмет (чашка, компьютерная мышка, горшок с кактусом) и полностью сконцентрируйте на нём своё внимание. Внимательно рассмотрите его, отметьте все детали. Переключитесь на среднее расстояние (цветы на столе коллеги, подставка для канцелярских принадлежностей, книга на полке), потом на дальнюю часть помещения (картина на стене, вешалка возле входа, дверная ручка). Повторите задание, концентрируясь на предметах в обратном порядке.

3. Возьмите чистый лист и поставьте в его центре точку – это «привязка» для внимания. В течение 10 минут смотрите на точку и ни на что не отвлекайтесь. Это сложнее, чем кажется. Когда выполнение упражнения станет лёгким, усложните его – поставьте точку на окне и сосредоточьтесь на ней, не обращая внимания на звуки и события за окном.

Развитие разных видов сенсорного внимания

  1. Включите любимую передачу, фильм, выступление. Внимательно следите за движениями героя и повторяйте их. Но делать это нужно в зеркальном отражении: когда у актера поднята правая рука, вы поднимаете левую, когда он склоняет голову налево, вы повторяете направо.
  2. Придя в парк или кафе, наблюдайте за случайными прохожими или другими посетителями. Бросьте быстрый взгляд на любого из них и закройте глаза. У вас в памяти остался образ, первое впечатление. Постарайтесь его «оживить». Куда идет этот человек? Кого он ждет? Какая музыка играет в его наушниках? Он пишет сообщение или читает новости со своего телефона?
  3. Включите любимую музыку. При прослушивании старайтесь определять партии различных инструментов, особенности их звучания, смены.
  4. Сидя в помещении, откройте окно и по доносящимся звукам составьте в воображении картину происходящего. Если вы на работе, не отвлекайтесь на шум офиса. Закройте окно. Прислушиваясь к звукам, которыми наполнен кабинет, или которые доносятся из соседнего офиса, коридора, также представьте происходящее.
  5. Как альтернативный вариант можно включить фильм, который вы раньше не видели, а самому уйти в другую комнату или сесть так, чтоб не видеть экран, а только слышать. На основе этого воссоздать происходящие события.
  6. Для тренировки осязательного внимания можно попробовать отделить 1 волосок от пряди волос, используя при этом пальцы одной руки.
  7. Попросите кого-нибудь спрятать под скатерть стола различные небольшие предметы – ключ, мелочь, исписавшийся карандаш и т. д. Ваша задача: на ощупь определить, что именно находится под скатертью.
  8. Всегда и везде старайтесь чувствовать разные запахи. Не только духи прохожих или горячую выпечку в магазине, но и «особенные» запахи: весны, приближающейся грозы и дождя, сырости подвала, лиственного леса, скошенной травы.
  9. Уделяйте окружающим вас запахам чуть более внимания, чем всегда. Анализируйте их, представляйте, как и откуда они распространяются, что служит их источником. Сосредоточьтесь на всех ощущениях, которые они у вас вызывают: аппетит, раздражение, отвращение.
  10. Зрительное внимание и память хорошо развивают специальные игры. Вот одна из них.

Развитие многоплоскостного внимания

1. Возьмите два многозначных числа (например, 937 и 16 или 525 и 43) и постарайтесь устно их умножить. Но это не главная сложность. Считая в уме, вы должны параллельно на листе бумаги записывать выученный когда-то стих. Вариацией может быть счёт на бумаге и одновременное прочтение стиха вслух.

2. Более сложное упражнение. Производя вычисления в уме или на бумаге, переписывайте или читайте сложный текст, например, из медицинского справочника. Утруднить задачу можно, если использовать для переписывания текст на абсолютно незнакомом языке. В случае и с первым, и со вторым упражнением дополнительно разнообразить и усложнить выполнение поможет включенное радио или музыкальный канал.

Упражнения для развития сценического движения

Сценическое движение – реакция, координация движений, способность передать внутренний мир и переживания героя через язык тела. Умение двигаться на сцене – комплексный навык, для освоения которого требуется тренировка нескольких способностей.

Релаксация. Часто причиной «физических зажимов» и неубедительных, «ненастоящих» сценических движений артиста становится стресс, скованность, неспособность расслабиться. О том, как этого избежать, можно прочитать в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения» на страницах нашего блога.

В статье о сценическом движении мы писали о важности тренировки всех групп мышц и пластики тела, которая позволяет актеру оттачивать свои двигательные навыки. Вот некоторые упражнения:

  1. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль тела. Упражнение поделено на 8 этапов, которые сменяются через прыжок. «Раз»: ноги из положения вместе в положение на ширине плеч, правая рука на пояс. «Два»: ноги в исходную позицию, левая рука на поясе. «Три»: правая нога вперед, левая назад, правая рука на плече. «Четыре»: ноги вместе, руки поменялись, теперь левая на плече. «Пять»: ноги на ширине плеч, правая рука на затылке. «Шесть»: ноги вместе, левая рука на затылке. «Семь»: левая нога вперед, правая назад, правая рука поднята вверх. «Восемь»: ноги вместе, левая рука поднята вверх.
  2. Сценическое падение. Исходная позиция: ноги на ширине плеч. Сделать шаг правой ногой назад и потянуться руками и всем корпусом к прямой левой ноге. Мягко сесть на пол. Повторить упражнение с шагом назад левой ногой.
  3. Больше различных упражнений с иллюстрациями к ним ищите здесь.

Координация и баланс:

  1. Исходное положение: стоя на правой ноге, левая нога согнута в колене так, что бедро и стопа параллельны полу, руки разведены в стороны. На выдохе медленно наклоняемся вперед насколько это возможно. Левая нога отводится назад, но не разгибается. На вдохе так же не спеша выпрямляемся и возвращаемся в исходное положение. Повторяем упражнение 10-12 раз, меняем ногу и проделываем то же самое.
  2. Исходное положение: стоя на правой ноге, руки в стороны. Левой ногой начинайте описывать в воздухе восьмерки. Повторите 6-8 раз. Затем смените ногу. Чтобы усложнить выполнение – закройте глаза.
  3. Посмотрите видео о тренировке баланса и координации:

Упражнения для развития сценической речи

Сценическая речь является средством театрального воплощения драматургического произведения, посредством которой актер передает зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Тренировать сценическую речь нужно комплексно, работая над дыханием, дикцией, артикуляцией.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: стоя в естественной позе. Делаем вдох, поднимаем руки и голову вверх. На выдохе – наклон, руки ладонями упираются в пол. Вдох – левую ногу ставим назад, голову поднимаем вверх. Выдох – нога возвращается назад, голову склоняем вниз. Следующий вдох-выдох повторяем предыдущий цикл только для правой ноги. Вдох – вытягиваемся, расправляем позвоночник, смотрим перед собой. На выдохе складываем ладони домиком на уровне груди. Скорость выполнения следует постепенно наращивать до максимальной.

Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.

Упражнения для дикции

Произнесите сложные звукосочетания: тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ. Теперь принимайтесь за слова с трудными сочетаниями согласных: бодрствовать,брандспойт, взбадривать, взбудоражить, витийствовать, контрпрорыв, мудрствовать, постскриптум, протестантство, сверхзвуковой, философствовать, центр взрыва. Дальше – предложения со слогами под ударением: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь. В каждом случае темп следует наращивать, скорость доводить до максимально возможной, при этом четко выговаривать все звуки.

Используйте звукоподражание – это отлично тренирует сочетание звуков. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите.

Упражнения для артикуляции

1. Опустите челюсть, подвигайте ею влево-вправо, вверх-вниз. Откройте широко рот, высуньте язык, кончик должен стремиться к верхней губе, не совершайте движений челюстью. Затем, не закрывая рот, улыбнитесь, и совершайте движения языком между уголками рта. Кроме языка ничего не должно двигаться, также старайтесь им не прикасаться к губам. Надуйте щёки насколько сможете, затем резко выдохните, сложив губы трубочкой. Повторите несколько раз. Потом смените тактику, надув щеки, не выпускайте воздух, а втяните их, сделав губами «рыбку».

2. Представьте, что вы очень устали и хотите спать. Зевайте с продолжительными звуками «ааааааааааах», «ыыыыыыыыых».

3. Вообразите, что у вас болит горло и вы полощете его лекарственным раствором. Запрокиньте голову назад и сымитируйте гортанные звуки «ггггрррр».

Упражнения для развития эмоциональной памяти

Эмоциональная память – память на чувства, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением эмоционально окрашенных явлений. Актеру важно уметь вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли, основываясь на прошлом опыте, применять их на благо образа. Помогут в этом такие упражнения.

  1. Медитация. Чем чаще человек переживает какое-то впечатление или эмоцию, тем ближе и понятнее она для него становится. Поэтому во время сеансов медитации рекомендуют мысленно переносится в небезразличные места и стараться вызывать не только чёткие их образы, но и заполнять приятными эмоциями, ощущениями, волнениями.
  2. Природа эмоции для многих людей неясна. Актер же должен стремиться её познать. Простой и верный способ – анализировать свои чувства. Это не так сложно как кажется. Начинать стоит с приятных мелочей. Например, наполняя себе чашку кофе или какао с утра, который вы так любите, сконцентрируйтесь на своих чувствах. Горячий напиток делает ваше утро бодрее? Что вы чувствуете, наливая его, делая первый глоток, допивая? Вы любите только кофе или и чашку, которая напоминает о каком-то событии? Пенка на напитке вызывает ощущение мягкости, нежности? Выделяйте все ощущения. По аналогии нужно расщепить остальные бытовые занятия, имеющие эмоциональный фон – прием горячей ванны, просмотр любимого фильма. Таких вопросов вы должны задавать себе очень много.
  3. Возьмите стул, присядьте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что в руках вы держите спелый, крупный персик. Вы начинаете его медленно есть, откусывая небольшие кусочки, стараетесь, чтоб сок не попал на лицо и одежду. Это упражнение не только на простое физическое действие, где нужно максимально точно имитировать процесс. Сложность в том, что во время импровизированного съедания персика вы должны представлять его форму после каждого укуса, чувствовать вкус мякоти и кожицы, обонять его запах.

Удачи вам!

Отзывы и комментарии

Обсудить перечисленные упражнения и поделиться другими можно оставив комментарий ниже.

4brain.ru

Конспект занятия по актерскому мастерству на тему «Внимание и память актера» (3 класс)

Конспект занятия

Педагог дополнительного образования Дмитренко Мария Александровна

Тема: Внимание и память актера.

Возраст воспитанников: 8-9 лет

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: развитие внимания и памяти с помощью специальных упражнений.

Задачи занятия

Образовательные (учебные, овладение различными видами предметной деятельности):

— создание «Копилки» упражнений и игр для развития внимания и памяти.

Развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию):

— овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких предметах;

— развитие навыков работы в группах, коммуникативных способностей;

— расширение кругозора учащихся;

— формирование качества активного участника игрового процесса.

Воспитательные (развитие личностных качеств):

— воспитание культуры общения;

Оборудование и технические средства обучения:

— маски.

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность детей

1.

Организационный момент:

— старт занятия;

— установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

мотивация учебной деятельности.

Цели для обучающихся:

— настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

— создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

— включить всех воспитанников в работу.

Методы организации работы:

— беседа,

Форма организации работы:

фронтальная.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу, объявление темы занятия, постановка целей и задач занятия.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по теме «Внимание и память актера». Напомните мне, для чего же актеру так необходима память и внимание?

— Итак, чего мы должны достичь по данной теме?

— Молодцы!

— Ребята, мы с вами как настоящие актеры будем сегодня развивать наше внимание и память. А каким образом мы будем это делать?

— Правильно. Но перед тем как продолжить изучение нового, мы с вами скинем все напряжение сегодняшнего дня. Встаем на приветствие.

— Сегодня я познакомлю вас с еще одним приветствием. Но будьте внимательны! Каждое упражнение будет оцениваться. Кто выполнит упражнение и проявит свое внимание и память получат маски. И в конце мы посмотрим, у кого внимание и память развита лучше. А сейчас каждый по очереди должен назвать своё имя и определение, ассоциирующееся с собой, но так чтобы это определение начиналось с первой буквы вашего имени. Например, здравствуйте, я – милая Мария Александровна.

— Хорошо. Как вы думаете, данное приветствие помогает нам как актером развить память и внимание?

— Верно. Вот таким простым приветствием мы уже и начали наше занятие по данной теме. Ребята, устали сидеть на уроках? Спинки затекли?

«Эмоциональная разгрузка»

Тогда сначала мы снимем с вами физический зажим путем последовательного напряжения группы мышц, а затем резкого их расслабления.

Напрягаем:

-пятки;

-икры ног;

-вся нога;

-живот;

-плечи;

-руки;

-шея;

-голова;

-тянуться вверх.

На счет «три!» резко выдыхаем и расслабляем мышцы.

-Ребята, сейчас вы должны отвернуться от меня и представить, что вы дикие хищники, и по команде повернувшись ко мне дружно зашипеть, зарычать, так, чтобы я испугалась.

— Молодцы! Я в ужасе! А теперь, вы снова отворачиваетесь, но представляете себя маленькими и добрыми котятами. По команде вы поворачиваетесь, и я должна увидеть самых милых котят, чтобы захотелось всех забрать домой.

— Ребята, вчера мы познакомились с упражнением «Счетная машинка». И сейчас мы проверим, как хорошо ваша память запомнила это упражнение, а также проверим вашу внимательность. Кто еще раз напомнит всем правила этого упражнения?

Упражнение «Счетная машинка».

— А сейчас, вы разбиваетесь по парам, каждый запоминает, что на ком одето, я считаю до десяти, затем вы отворачиваетесь друг от друга, и каждый по очереди рассказывает во что одета его пара.

Упражнение «Кто во что одет».

Ребята, для актера очень важна его память и тем более внимательность. И порой что бы ее сосредоточить нужно, переключить свое внимание на что- то другое, как вы думаете, на что можно переключить свое внимание?

— Да, порой и сладость, и сон, и прогулка может переключить наше внимание, но я хочу познакомить вас с дыхательной разминкой.

«Дыхательная разминка».

Ребята, присаживайтесь в творческий полукруг. Сейчас мы с вами сделаем небольшую дыхательную паузу.

-вдох через одну ноздрю, выдох через другую;

-вдох через рот, выдох через нос, постукивает по ноздрям;

-вдох через нос, выдох через рот, постукиваем по щекам;

-глубокий вдох носом, выдох носом, постукиваем по груди со звуком «м».

— А теперь, будем вдыхать носом, а выдыхать через рот со звуком:

-свистит ветер- с-с-с-с-с-с.

-шумят деревья- ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

— жужжит пчела- ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

— пищит комар- з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.

— Какие у вас ощущения после такой паузы?

— Молодцы! А сейчас мы с вами будем играть в игру, которую вы наверняка все знаете «Летает- не летает», но сейчас задача усложнится, когда вы услышите летающий предмет, нужно быстро встать со стула, расставив руки в стороны. Тем самым вы покажите, что предмет летает.

Учащиеся дают ответы и предположения о цели сегодняшнего занятия.

Ответ учащихся.

Приветствие.

Дети встают в шахматном порядке и выполняют одно движение со звуком: выпад правой ногой, приветствие, руки раскрываются в объятии, широкая улыбка.

Учащиеся выполняют задание.

Ответ учащихся.

Ответ учащихся.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание.

Ответ учащегося.

Ответ учащихся.

Учащиеся выполняют задание.

Ответ учащихся.

Учащиеся выполняют задание.

2.

Актуализация и закрепление знаний.

Цель для обучающихся:

— развивать мыслительную деятельность в ходе «мозгового штурма»;

— научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение;

— научиться коллективному творчеству в процессе групповой работы;

— расширить собственные знания по данному вопросу, высказывание своего мнение по заданной теме.

Цель для педагога:

— используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению материала;

в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов, необходимых для закрепления знания воспитанников:

— оценить уровень теоретической и практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания;

— развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Методы организации работы:

-упражнения, игры, тренинги;

— мозговой штурм;

— тематическая динамическая пауза.

Формы организации работы: фронтальная беседа, индивидуальная деятельность, коллективная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

— успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия;

успешное выполнение тематической динамической паузы;

— удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся: создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

«Что лежит на стуле».

— Ребята, сейчас мы разложим на стуле маленькие предметы, вы будете отворачиваться, а я убирать по одному предмету. Ваша задача определить какого предмета не хватает.

— Молодцы! Давайте с вами немного разомнемся.

Проведение динамической паузы «Я иду в театр».

(активизация внимания и настроения).

— Я иду в театр,

В театр выступать.

Я актер хороший,

Тут нечего сказать.

Отвыступав сполна,

Домой иду уставший я.

«Интеллектуальная разминка».

(метод мозговой штурм)

— Мы с вами сейчас, будем штурмовать нашу память по самым отдаленным ее уголкам.

Вам нужно разделиться на три команды по четыре человека. Каждая команда придумывает себе название. Затем по очереди

я буду называть вам букву алфавита, а ваша задача назвать актерский термин, начинающийся на эту букву. За правильный ответ присуждается 1 балл. Если команда пропускает ход, то с нее вычитается 1 балл.

Учащиеся слушают педагога и выполняют движения.

Учащиеся активно вовлекаются в познавательную деятельность, участвуя в предложенной игре.

3.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

— индивидуальная и групповая рефлексии.

Цель для обучающихся:

— в ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

подвести итоги урока, выстроив линию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося.

Педагог проводит обсуждение итогов игры (подводит итоги занятия).

Проведение рефлексии:

Учащимся выдаются две маски: грустная и веселая.

— Ребята, перед вами лежат две маски: грустная и веселая. Сейчас я попрошу вас выбрать ту, которая отображает ваши эмоции по отношению к занятию и наклеить ее на нашу сцену.

Если вам понравилось занятие, вы узнали для себя новое, приклеивайте веселую маску. Если на занятии вы не почерпнули для себя ничего нового, приклеиваем грустную. И в конце мы увидим, какой стала наша сцена. Получилась ли у нас комедия или трагедия.

— Вот и закончилось наше занятие. Мы многому научились. Молодцы ребята!

-Ребята! Завершить наше занятие я предлагаю следующим образом

Упражнение «Спасибо за интересное занятие»

— Я буду подходить к каждому из вас, пожимая руку и говоря: «Спасибо за интересное занятие». В итоге у нас получится дружный круг из скрепленных рук. Давайте скажем вместе друг другу: «Спасибо за интересное занятие!».

Учащиеся дают обратную связь, приклеивая выбранную эмоцию на сцену.

Учащиеся выполняют вместе с педагогом упражнение «Спасибо за интересное занятие».

Все вместе хором благодарим друг друга за занятие.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о