Тренинги общения по психологии – Психологический тренинг. Тренинг общения. Профилактика и разрешение конфликтов

Материал по психологии на тему: Тренинг общения

Тренинг общения

Занятие 1

Цель: Демонстрация моделей поведения, умения отличать агрессивное и уверенное поведение;

Самоанализ, самосознание, диагностика коммуникативных способностей.

1. Вводное слово ведущего.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Мы предлагаем вам на наших занятиях овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, научиться общаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: установление доверительных отношений, снятие тревожности и напряжения.

Каждый участник тренинга называет свое имя и говорит о тех чувствах, которые он испытывает в данный момент времени.

3. Упражнение «Правила группы»

Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.

Общение всегда идет по определенным правилам – взрослого человека мы называем на «Вы», молодого, сверстника можем позволить себе назвать на «ты» и т.д.

Поэтому для работы в группе нам необходимо принять определенные правила. Вот они:

• Называть друг друга по имени

• Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».

• Хранить секреты участников группы

• Быть открытыми в общении

• Уважать говорящего, уметь слушать

• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

4. Анализ ситуаций «Уверенное – неуверенное поведение»

Цель: развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Послушайте притчу о Змее.

«Жила — была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила простодушно жить, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец, увидев, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил перестать причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты не шипела и не отпугивала их».

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы «шипеть» на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны, и не пускать «яд» в кровь своего врага.

 Учащиеся получают карточки с различными ситуациями. Они должны определить стиль поведения героев этих карточек: агрессивное, уверенное, неуверенное. Затем ситуации агрессивного и неуверенного поведения разыгрываются со сменой поведения на неагрессивное уверенное.

5. Тест «Какой я в общении»

Цель: самоосознание, самораскрытие и самоанализ особенностей своей личности.

Тест позволяет участникам тренинга осознать свои сильные и слабые стороны в процессе общения.

6. Игра «Запрещенная цифра»

Цель: развитие внимательности, умения слушать.

Ведущий называет цифры (от 0 до 10), участники тренинга повторяют их хором вслед за ним. Одна из цифр является «запрещенной», ее нельзя произносить. Когда ведущий называет эту цифру, участники хлопают в ладоши.

Затем игра усложняется: к одной «запрещенной» цифре добавляется вторая. На этот раз участники тренинга должны хлопнуть в ладоши 2 раза. Затем добавляется третья «запрещенная» цифра, участники должны топнуть и т.д.

7. Упражнение «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

• Скажите, пожалуйста, какие качества личности важны для общения с другими людьми?

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:

 Открытость

 Отзывчивость

 Доброта

 Внимательность к людям

 Умение решать конфликты

 Тактичность

 Вежливость

 Готовность к сотрудничеству и др.

Ребята оценивают развитие этих качеств у себя, в своей личности. Листочки с самооценкой забирают с собой.

8. Рефлексия занятия

Закончить фразы «Я сегодня узнал новое для себя…» и «Я сегодня понял…»

Занятие 2

Цель: развитие умения адекватно воспринимать информацию, отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

1. Упражнение «Рассказ по цепочке»

Цель: выработка свободного стиля общения, формирование умения общаться в соответствии с принципом «здесь и теперь»

Ведущий начинает рассказ одной фразой, участники тренинга продолжают. Каждый произносит по одному предложению. Например: «Я отправляюсь на Северный полюс и хочу взять с собой…»

2. Упражнение «Собери квадрат»

Цель: отработка навыков группового взаимодействия, эффективного сотрудничества с другими людьми

Участники делятся на группы по 4 человека и получают задание собрать квадраты из разрезанных кусочков.

Правила:

• Не разговаривать

• Не забирать кусочки у другого

• Не отказываться, если вам предлагают свои кусочки квадрата

Обсуждение: – Какие трудности вы испытывали, собирая квадраты

3. Упражнение «Рисование в парах»

Цель: развитие способности к вербальному общения, отработка навыков взаимодействия, активного слушания

Участники занятия делятся на пары и садятся спиной друг к другу. Ведущий раздает им карточки с нарисованными на них геометрическими фигурами, соединенными между собой различными способами. Сначала один из участников рассказывает второму, что нарисовано на карточке, а второй пытается с его слов это изобразить. Затем они меняются ролями.

Обсуждение: – Что было для вас легче – рисовать или объяснять?

– Почему иногда возникают трудности, когда мы хотим что-то довести до сведения другого человека?

4. Игра «Таможня»

Цель: развитие эмпатического восприятия человека человеком, отработка навыков анализирования вербальной и невербальной информации, полученной от взаимодействующих сторон.

Группа делится на две команды – таможенников и контрабандистов. Контрабандисты выходят за дверь. Их задача – провезти через таможню запрещенный предмет, в качестве которого выбирается условный «золотой ключик». Им дается три попытки, причем контрабанду везет только один из них. Поэтому они должны предварительно договориться между собой, у кого именно он находится.

По прибытии на «место досмотра», где контрабандисты выдают себя за туристов, таможенники должны определить, кто везет контрабанду. Для этого можно задавать любые вопросы. Затем таможенники обсуждают этот вопрос между собой и сообщают о своем решении.

По окончании команды меняются ролями.

5. Рефлексия занятия

Занятие 3

Цель: формирование и развитие навыков продуктивного взаимодействия, умения понимать и принимать точку зрения другого человека.

1. Упражнение «Памятник чувству»

Цель: развитие способности к самоанализу, умения выражать свои чувства невербальными средствами

Раздаются карточки с названиями чувств. Ребята знакомятся с ними, не показывая их окружающим. Задача участников тренинга – изобразить «памятник» тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, «памятник» какому чувству они видят.

Чувства:

• Радость

• Огорчение

• Обида

• Вдохновение

• Страх

• Гнев

• Стыд

• Благодарность

• Удивление

• Злость

• Смущение

• Печаль

• Восхищение

• Нетерпение

2. Игра «Слухи»

Цель: развитие способности к активному восприятию информации, поступающей от другого человека

Несколько участников тренинга выходят за дверь, остальные остаются в аудитории

Ведущий зачитывает историю с большим количеством действующих лиц и событий. Один из участников, выходивших за дверь, возвращается на свое место. Один из ребят, остававшихся в аудитории, своими словами пересказывает ему историю, услышанную от ведущего. Затем входит следующий, и тот, кому только что пересказывали историю, в свою очередь рассказывает ее этому участнику. Такую процедуру можно проделать 3-4 раза.

Обсуждение:

– Почему плохо, когда истории изменяются?

Последствия: люди могут несправделиво пострадать из-за сплетен и слухов.

– Почему люди изменяют истории, после того, как услышали их?

Возможные причины:

• невнимательно слушают

• хотят приукрасить

• делают свои предположения и выводы

• высказывают личные чувства к людям, о которых говорится в истории

3. Упражнение «Индивидуальные и общие потребности»

Цель: научиться понимать и чувствовать другого человека

Написать на бумаге то, что вам необходимо в данный момент. Прочитать вслух.

– Как вы считаете, это желания или потребности?

Вывод: если вы будете разочарованы, не получив этого, мы говорим о желании. Если вам действительно причиняется ущерб, когда вы этого не получаете, то мы говорим о потребностях.

Зачитывается история: «Шура и Саша – соседи. Шура вечером поздно слушает музыку, включая ее на полную громкость. Учится он во вторую смену и потому утром может подольше поспать. Саша учится в первую смену и встает очень рано. По утрам он собирается очень шумно, и своим шумом будит Шуру».

Участники делятся на две равные группы: «друзья» Шуры и «друзья» Саши.

Первая группа перечисляет потребности Шуры (не желания).

Вторая группа – потребности Саши.

– Что общего в их потребностях?

– Есть ли в двух списках потребности, которые не могут быть удовлетворены сразу для обоих, так как противоречат друг другу?

Советы Шуре: пойти навстречу Саше и в 9-10 часов вечера делать музыку тише, купить наушники, позвать Сашу в гости и вместе с ним слушать музыку.

Советы Саше: Постараться не шуметь, вставая в 6 утра

– Как сделать, чтобы другие люди удовлетворяли ваши потребности?

4. Групповая дискуссия «Индеец Джо»

Цель: отработка навыков ведения дискуссии, развитие умения высказывать и защищать свою точку зрения.

Участникам тренинга зачитывается следующая задачка: «Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов. Затем продал ее за 7, занял у соседа один доллар и купил другую лошадь за 8 долларов. Потом продал ее за 9 долларов. Какова прибыль индейца Джо?»

Ребята должны посчитать прибыль и доказать, что их ответ правилен. Упражнение помогает научиться убеждать другого человека, отстаивать свою точку зрения.

5. Рефлексия занятия.

Занятие 4

Цель: приобретение и отработка навыков сотрудничества в конфликте, выхода из конфликтных ситуаций, создание различных моделей поведения в конфликте и выбор наиболее эффективных из них.

1. Рефлексия предыдущего занятия (обсуждение результатов групповой дискуссии «Индеец Джо»)

2. Игра «Гвалт»

Цель: развитие внимания, умения сосредоточиться, слышать собеседника

Один из участников выходит за дверь. Остальные договариваются между собой о том, строчку из какой песни они будут произносить. Затем каждому участнику предлагается запомнить по одному слову из этой строчки.

Когда вышедший за дверь возвращается в аудиторию, остальные все вместе произносят задуманную строчку из песни. Участник пытается разгадать, о какой песне идет речь.

3. Упражнение «Конфликтная ситуация»

Цель: создание различных моделей поведения в конфликте, снятие тревожности, связанной с конфликтной ситуацией.

Работа в парах: А – вахтер в общежитии, В – посетитель. В пришел к другу, очень хочет пройти, А его не пускает.

Задача А – быть непреклонным: «Ни за что не пропущу!»

Задача В – пройти обязательно через вахту.

Парам дается две минуты на диалог.

Обсуждение: какими способами пользовались те, кто прошел? (обман, подкуп, вошел в доверие, подружился с вахтером)

Почему не удалось договориться тем, кто не прошел?

Резюме: Спор часто выходит из-под контроля (как на эскалаторе, став на который вы уже не можете сойти с него).

4. Упражнение «Конфликтный эскалатор»

Цель: Осознание собственного поведения в конфликте, отработка способов приостановления конфликта и выхода из него.

Рисуем конфликтный эскалатор в виде ступенек лестницы.

– Назовите фразу, с которой может начаться спор. Пишем ее на первой ступени эскалатора.

– Какой типичный ответ последует за этой фразой? Какой фразой ответят?

– Как можно заставить эскалатор двигаться в обратную сторону?

5. Упражнение «Поведение в конфликте»

Цель: отработка различных моделей поведения в конфликтной ситуации, выработка уверенного стиля поведения

Разыгрывают ситуации:

• Учитель и не готовый к ответу ученик

• Грубый продавец и покупатель

• Контролер в транспорте и «заяц»

• Секретарь в учреждении и человек, пришедший за справкой»

Обсуждение: выйдите из ролей и дайте оценку поведения своего героя – каким он был: – решительным

– уверенным

– неуверенным, пассивным

– агрессивным

Резюме: не нужно избегать конфликтов, так как нерешенный конфликт – источник новых проблем, надо уметь вести себя достойно в конфликте, чтобы не обидеть другого, но и не чувствовать себя обиженным.

6. Заключительное упражнение

Собрать пословицы (каждому раздается по полоске с «кусочком» пословицы, ребята должны молча «собрать» пословицы и встать по парам, прочитав вслух свою пословицу).

Пословицы о конфликтах:

• Кто сильнее, тот и правее

• Честная сделка не вызывает ссоры

• Кто дарит, тот друзей наживает

• Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит

• Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого

• Кто не отступает, тот не обращается в бегство

• Выноси заботы на свет и держи с ними совет

• Кто спорит, тот ни гроша не стоит

7. Рефлексия занятия

Занятие 5

Цель: развитие навыков эмпатического восприятия другого человека, умения слушать и давать обратную связь, отработка навыков выражения позитивной оценки окружающим.

1. Рефлексия предыдущего занятия

2. Упражнение «Волшебное слово»

Цель: пополнение словарного запаса вежливых слов, осознание необходимости позитивного восприятия другого человека

Одним из важных умений, которым должен обладать каждый общительный человек, является умение говорить «волшебные слова». Такие слова (слова вежливости) помогают установить теплые и приятельские отношения, открывают часто даже «наглухо закрытую дверь».

Делимся на две команды. Каждой дается задание за 1 минуту вспомнить и записать как можно больше вежливых слов и выражений.

Резюме: упражнение помогло вам обогатить свой словарный запас. Постарайтесь запомнить эти слова и употреблять их в ходе взаимных приветствий и контактов.

3. Упражнение «Комплимент»

Цель: развитие умения позитивного восприятия другого человека

Каждый участник тренинга по кругу завершает фразу «Мне в тебе нравится такая черта, как…» по отношению к своему соседу.

4. Упражнение «Подчеркивание сходства»

Цель: снятия ощущения уникальности своей проблемы, развитие умения чувствовать настроение другого человека.

Каждый участник тренинга по кругу завершает фразу: «Я думаю, Олег (Миша,…) такой же жизнерадостный, как и я» и т.д.

5. Игра «Ярлыки»

Цель: развитие способности к позитивному восприятию другого человека

Каждый пишет на листке слова, которые не нравятся людям, когда их так называют. Листки собираются, перемешиваются и наклеиваются по одному каждому участнику на спину.

– Что чувствуют люди, когда их так называют?

Затем ярлыки рвутся и выбрасываются.

Обсуждение: – Почему мы навешиваем ярлыки на людей?

– Осложняют ли ярлыки решение конфликта?

– Легко ли изменить ярлык?

6. Упражнение «Чемодан»

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении

Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Чему-то за эти 5 занятий вы научились, чему-то еще предстоит научиться.

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать чемодан, но это будет необычный чемодан. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной.

Собирать «чемодан» будем всей группой каждому по очереди.

Кто первый? (по 2 минуты на каждого).

7. Рефлексии тренинга

Литература

1. Степанов С. Язык внешности. – «Эксмо-пресс». Москва. 2001.

2. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. – «Речь». Санкт-Петербург. 2003.

3. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Минск. 1999.

4. Томсон П. Самоучитель общения. – «Питер» Санкт-Петербург. – 2002.

nsportal.ru

План-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему: Тренинг общения

                                                 Тренинг общения.

Цель – развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

1.Развитие вербальных коммуникативных навыков.

2.Развитие невербальных коммуникативных навыков.

3.Развитие навыков сотрудничества.

4.Сплочение коллектива.

                                  План проведения тренинга.

№ этапа

                Содержание

Продолжительность

     1

Знакомство

        10 мин.

     2

Принятие правил работы группы

        10 мин.

     3

Отработка практических навыков

        60 мин.

     4

Завершение работы, рефлексия

        15 мин.

1. Знакомство.

«Снежный ком».

Цель – создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.

Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки называют свое имя и имя предыдущего участника. Первый называет свое имя, второй имя первого и свое, третий называет имя первого, второго участника и свое.

2. Принятие правил работы группы.

1.Проявлять активность.

2.Слушать друг друга, не перебивая.

3.Говорить только от своего лица.

4.Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

5.Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.

6.Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.

7.В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этот, но он должен публично заявить о своем отказе.

3.Отработка практических навыков.

«Поздороваться без слов».

Цель – снятие эмоционального напряжения, развитие невербальных коммуникативных умений.

Ход упражнения:

Участники тренинга приветствуют друг друга без помощи слов, можно использовать жесты, мимику.

«Стеклянная дверь».

Цель – развитие невербальных коммуникативных умений.

Ход упражнения:

Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15 – 17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» — общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.

Следует обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут, а где-то в другой части города, в другое время или день.

Обсуждение:

1.С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя?

2.Легко ли было понимать такой разговор?

3.А самому передавать таким образом информацию?

«Дистанция в общении».

Цель – определение комфортной дистанции общения с разными собеседниками.

Ход упражнения:

Участники встают в две шеренги друг напротив друга на расстоянии примерно трех метров таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу ведущего одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники  встают на свои места и роли стоящих в шеренгах меняются – двигаться начинают те участники, которые до того были неподвижны. Дальше шеренги смещаются относительно друг друга на одного человека (крайние участники при этом переходят в другую шеренгу), и цикл повторяется. При небольшом количестве участников можно выполнить упражнение по полному кругу (каждый с каждым), при большом – ограничиться 2 – 3 циклами.

Обсуждение:

1.Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной?

2.Насколько это зависит от собеседников, в частности, от их пола?

3.Какие эмоции возникают, если дистанция общения оказывается более/менее комфортной?

«Слушание в разных позах».

Цель – развитие вербальных коммуникативных навыков.

Ход упражнения:

Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Обсуждение:

1.При каком расположении собеседника было легче говорить?

2.А легче слушать?

3.Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

«Мячик».

Цель – снятие эмоционального напряжения, тренировка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы.

Ход упражнения:

Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перебрасывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перебрасывается другому участнику и т.д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например, так:

1.Тот, кто бросает мячик, называет любой предмет, а ловящий должен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета.

2.Тот, кто бросает мяч, говорит название какого-либо места, а поймавший – три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись туда.

3.Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного.

4.Тот, кто бросает мяч, называет цвет, а ловящий – три объекта этого цвета.

Обсуждение:

Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

«Испорченный телефон».

Цель – развитие коммуникативных навыков.

Ход упражнения:

Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения:

Для нашей школы купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройстве пришкольной территории.

Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т.д.

Обсуждение:

1.Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику?

2.Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь?

3.Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?

4.А насколько заслуживает доверия информация, полученная через третьи руки?

4.Завершение работы, рефлексия.

Участники делятся своими чувствами и переживаниями.

nsportal.ru

Психологический тренинг общения

Кажется, что умение общаться дано всем от рождения. Почему же им пользуются совсем немногие? При этом все чаще звучат упреки в непонимании. Какие факторы мешают людям без труда понимать друг друга?
Психологи могут без запинки перечислить тренинги, которые обрели популярность:
• Неформальное лидерство;
• Психология общения;
• Постановка голоса;
• Искусство речи
• И др.

У каждой из категорий есть свои особенности. С их помощью можно решить разные проблемы. Специалисты психологии разработали всемирно известные тренинги. Прибегнуть к их помощи очень просто. Популярен тренинг «Семейная жизнь». С его помощью все больше семей убеждаются: счастье – это когда все дома. И, конечно, психологический тренинг общения помогает стереть преграды в понимании. На самом деле, в семье легче всего найти понимание, так как люди живут рядом, прекрасно знают друг друга, и знают, что нужно каждому из членов семьи. Частный психолог знает, как справиться с соответствующими проблемами. Учитывая некоторые особенности, можно убедиться, что лучшие друзья – это члены твоей семьи.
С чего же начать? Первый шаг поможет сделать «Базовый тренинг». Его придумали специалисты, которые пытались помочь окружающим найти общий язык. Нужно уточнить, что каждый представитель общества – это некая личность со своими особенностями. Но, разбираясь, нетрудно понять, что есть некие общие закономерности общения. К тому же, порой от желаемого результата удерживает всего лишь неуверенность в себе.

Что нужно для счастья?

Когда приходится выйти в общество – трудно не вспомнить, что в мире много других людей, которые тоже пытаются отвоевать «место под солнцем». В бизнес-сфере действуют свои правила общения. Это значит, что тренинг по психологии общения включает нечто большее, чем стандартные шаги. Умея отстоять свои взгляды и показать, что ход мыслей не удастся сбить никому, можно добиться как минимум личного пространства, а как максимум – уважительного отношения и желаемых результатов. Это очень важно. Ведь без трудоустройства не удастся достать минимальных средств для существования. При этом, многие даже не подозревают, насколько вдохновляют и возвышают простые успехи в деловой сфере. Эти ощущения не купить за деньги. Ради них можно согласиться на жертвы. Но жертв можно избежать. Достаточно только как следует встроить манеру взаимодействия с окружающим миром.
Каждый знает, какова цена уверенности в себе. Она незаменима. Без нее в жизни не удастся добиться ничего. Это – залог для любой сферы жизни, будь то семья или коллектив на работе. Выработать ее бывает не так просто. Но специалисты области психологии всегда готовы оказать содействие в этой непростой сфере. В итоге удается не только обрести уверенность в себе. Такой тренинг навыки общения превратит в действенное оружие. Это достаточно редкая разновидность услуг психологов. В любой ситуации можно ощущать расслабленность и собранность. Люди буквально ощущают положительную энергетику. Добиться уважения и признания очень просто – достаточно выработать в себе заряд уверенности.

В мире психологии существует множество секретов, помогающих сохранить спокойствие в сложных ситуациях. Порой люди ведут себя агрессивно, используя этот ресурс для самозащиты. Этот метод не всегда оправдан. При этом, способность повлиять на состояние другого человека, обособиться от него может выручить и спасти от утери энергии. Ведь обычное столкновение с окружающими неизбежно в любой из сфер жизни.

www.igrox.ru

Материал по психологии на тему: Тренинг эффективного общения для педагогов

Тренинг эффективного общения для педагогов

Цель тренинга: повышение эффективности общения участников в педагогической сфере и улучшение взаимопонимания в группе.

Задачи:

1.        Развитие способности к саморефлексии и самоанализу;

2.        Развитие способности к пониманию детей, умения «поставить» себя на место ребенка;

3.        Развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях;

4.        Формирование навыков успешного поведения в различных педагогических ситуациях.

Условия формирования группы:

1.        Тренинг рассчитан на группу, члены которой уже знакомы между собой, например, рабочий коллектив;

2.        Оптимальное количество участников – от 12 до 16 человек.

Технические средства: использование «музыкального фона», направленного на создание благоприятной атмосферы в группе.

Вводное слово:

Здравствуйте. Вашему вниманию предлагается тренинг, направленный на развитие эффективности общения участников, что является важным условием успешной организации педагогического процесса. Навыки эффективного общения способствуют также повышению успешности совместной деятельности.

С этой минуты вы становитесь участниками тренинга, что предполагает соблюдение определенных правил:

1.        Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

2.        Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего, и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.

3.        Искренность в общении и право сказать «нет». Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет». Данное правило определяет необходимость открыто выражать свои мысли и чувства, конечно же, по мере возможности. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет».

4.        Обращение по имени. В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.

5.        Персонификация высказываний. Вам предлагается больше говорить от себя лично: «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т. п., вместо высказываний типа: «Большинство моих друзей считает, что…», «Некоторые думают…».

6.        Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участни¬ков, а их действия.

7.        Обсуждение по принципу «здесь и теперь». Во время обсужде¬ния вам предлагается говорить только то, что происходит с вами в группе, и о том, что вы замечаете.

А теперь давайте перейдем непосредственно к упражнениям.

1. Упражнение «Приветствие без слов»

Цель: разминка, создание эмоциональ¬ного фона и раскрепощение участников.

Время: 15 мин., обсуждение – 5 мин.

Описание процедуры: Первый участник представляется каким-либо животным, показывая его с помощью жестов. Тоже самое делают и остальные участники группы. Затем каждый участник по очереди без слов, показывая себя, передает привет другому участнику, показывая его животное, тем самым передавая ему эстафету.

Процедура заканчивается после того, как представлены все участники группы.

2. Упражнение. «НА ЛЬДИНЕ»

Цель: улучшение эмоционального фона и раскрепощение участников.

Описание процедуры: В ряд выставляются стулья в количестве равном количеству участников. Каждый участник встает на отдельный стул.

Инструкция:

«Ваша задача разместиться всей группой на наименьшем количестве стульев (естественно, стоя). При этом нельзя сходить со стульев на пол. После того как участники начинают «накапливаться» (как правило, на средних стульях), ведущий убирает освободившиеся».

На последней стадии процедуры ведущий может «стимулировать» процесс, убирая стул из-под ноги того или иного участника, если он второй ногой уже стоит на общих стульях.

 Обсуждение: каждому участнику дается возможность высказаться, ответив на вопрос «кто что чувствовал?».

Комментарии: Достаточно шумная и визгливая процедура (если принимают участие девушки). В конечном итоге получается сложная композиция. Но не следует очень долго удерживать участников в этом положении, иначе она с грохотом может рухнуть на пол. Конечный результат при этом может оказаться не тот, какой вы хотели.

Более того, ведущему следует подстраховать процесс «схода» участников со стульев и при необходимости распутывать этот «клубок», высвобождая участников.

3. Упражнение «Развитие простейших навыков общения»

1 этап

Требуется войти в воображаемый класс и поздороваться с учениками и привлечь к себе внимание без речевого общения — средствами мимики, пантомимики, зрения. Затем надо обратиться к ученику, использовав разные приемы (просьба, требование, предупреждение, похвала, шутка, вопрос, намек, приказ, пожелание и т.п.). Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение). Нужно быть готовым среагировать в неожиданных ситуациях (например: войдя в класс, вы слышите взрыв смеха).

Обсуждение: какие способы привлечения внимания были наиболее эффективными

2 этап

Для того чтобы, ненавязчиво, скорректировать поведение ребенка, можно использовать технику «Я-сообщение», которая заключается в простой апелляции к собственным чувствам.

«Мне всегда так …(называние эмоции), когда…(называние ситуации безотносительно к персонам)».

Например, мне всегда так неприятно, когда дети ябедничают друг на друга и не могут разобраться сами в своих отношениях. Давайте попробуем использовать эту технику.

Предлагаются ситуации – педагоги реагируют «Я-сообщением»:

•        Вам необходимо сделать уборку в классе, но дети не реагируют на ваши призывы.

•        Вы зовете детей с прогулки в класс, они не идут.

•        У ребенка есть хорошие способности, но он ленится и не выполняет домашнюю работу.

•        Дети, общаясь между собой, обзываются друг на друга.

4. Упражнение “Учимся понимать друг друга”.

Члены группы ходят по комнате, по сигналу они должны остановиться и встать перед тем участником, который оказался ближе всего. Пусть, не говоря ни слова, игроки попытаются почувствовать, как внешний облик другого человека – положение тела, мимика, частота дыхания, выражение глаз – воздействует на них. Они должны ощутить эмоциональное состояние другого участника и мгновенно оценить свое собственное. Через полминуты партнеры делятся впечатлениями, которые получили друг о друге (2 мин.). Упражнение продолжается еще 2-3 раза.

Обсуждение:

1.почему людям важно учиться понимать язык тела?

2.насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?

3.в какой мере каждый сумел без слов почувствовать внутреннее состояние своих партнеров?

Вывод:

Важное умение педагога — без слов почувствовать внутреннее состояние своих партнеров по общению.

5. Упражнение “Тарелка”.

Этап № 1. Участники садятся в круг, закрывают глаза и передают по кругу тарелку с водой.

Этап № 2. Участники образуют два круга, все стоят лицом к центру круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге, с закрытыми глазами передают тарелку с водой, участники из внешнего круга без комментариев и эмоциональных реакций, запрещается помогать и корректировать.

Этап № 3. Обсуждение: Участники описывают свои впечатления, самочувствие, состояние. Каждый описывает то, что он чувствовал при приеме и передаче тарелки, пытается объяснить свои ощущения присутствия “третьей руки” того, кто мысленно помогал на расстоянии. У участников внешнего круга спрашивают:

Обсуждение:

— Хотели ли они помочь?

— Трудно ли было удержаться от поддержки?

Вывод:

Что нам дает поддержка?

Поддержка: нужна ли она детям?

6. Упражнение “Я могу, Я умею…”

Инструкция: каждый игрок должен подойти по очереди ко всем участникам и обменяться фразой: “Привет, меня зовут … Я люблю (умею, могу) делать …”

Примечание: мелодичная музыка, участники двигаются хаотично по залу, подходя к друг другу.

Вопросы для обсуждения:

— Кто испытывал неловкость, затруднения?

— Кому показалось, кто-то хвастается?

— Узнали ли вы что-то новое о людях?

— А, если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы затруднения? Почему?

Ведущий помогает участникам прийти к выводу о том, что нас так воспитывали (а мы так воспитываем своих детей), обращая внимание прежде всего на минусы, а не на плюсы, дети становятся подавленными. Подавленные дети – дети с низкой самооценкой. Дети с низкой самооценкой, как правило, дети, имеющие “плохое поведение”.

7. Упражнение “Бабочки”.

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй- ребенком.

Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Смотри, какую я бабочку поймал”.

Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Смотри, какую я бабочку поймал!”.

Вопросы:

— Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?

— Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?

— Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?

— Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?

Вывод:

Дети, которые не испытывают поддержку, легко сдаются, часто используют выражения “я не могу”, “я не знаю”, “мне безразлично”, защищаются, создают конфликты, жалуются на самочувствие, обвиняют других, чрезмерно извиняются, стараются избегать социального общения, жалуются на отсутствие друзей или на одиночество, выглядят печальными, бесцельными.

Таким образом, ребенок пытается нам сказать, что он нуждается в любви и поддержке.

Раздаточный материал

Как мы подавляем наших детей:

а) Заставляем детей плохо относиться к самим себе (вина, наказание, стыд, прозвища).

б) Делаем слишком много для наших детей или решаем их проблемы за них (слишком балуем, делаем за них то, что они могут сделать сами, принимаем решения за них).

в) Требуем слишком много от них (останавливаем внимание на негативном, ожидаем великих достижений хотим, чтобы они были лучшими накладываем на них слишком большую ответственность и не позволяем быть просто детьми)

г) Не ценим их (не находим времени для них, считаем другие дела более важными, не спрашиваем их мнения, не ценим их вклад в семейные дела, отрицаем или преуменьшаем их чувства или желания)

д) Не устанавливаем или не соблюдаем определенных границ (позволяем смотреть телевизор слишком долго, уступаем их требованиям, позволяем им относиться к нам самим или к дому неуважительно).

Обсуждение: согласны, не согласны? есть ли дополнения и свои взгляды на это

На основе этих положений мы можем сформулировать способы повышения самоуважения у ребенка.

Раздаточный материал

Пути повышения самоуважения у ребенка:

1) Общаться с ребенком неформально.

2) Поддерживать детей.

3) Научить детей исправлять ошибки.

4) Рассказать о своих ошибках (на собственном примере).

5) Признавать даже мизерный успех.

6) Все, что мы чрезмерно оберегаем, мы ослабляем (должно быть право выбора, ребенок должен научиться принимать самостоятельные решения).

7) Не прибегать к помощи соревнований.

8) Пусть дети чувствуют, что их ценят по достоинству: советоваться с ними, пусть и они научат вас чему-нибудь.

9) Поддерживать их ведущую роль в каком-нибудь деле или игре.

10) Относиться к ним уважительно.

11) Уделять им время не только тогда, когда они начинают себя плохо вести.

12) Научить, что от них самих зависит, с каким настроением они относятся к тому или иному делу.

13) Воспитывать ребенка, помня о том, каким бы вы хотели видеть его в будущем.

14) Важнее всего … отдать детям свою безусловную любовь.

15) Отделять поступок от того, кто его совершает (не ребенок плохой, а поступок).

16) Отмечать то, что они делают хорошо.

ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО: они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.

ВЫВОД:

Любое плохое поведение ребенка – это способ найти контакт со взрослыми. Если дети уверены, что их любят, ценят, понимают, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать.

8. Упражнение “Золотые правила”.

Раз. мат.: листы с высказываниями, правильный вариант.

Участники делятся на 2 группы.

Инструкция: каждая команда должна правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. (Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)

Варианты команд обсуждаются и сравниваются, затем предоставляется правильный вариант.

9. Упражнение “Подарки по кругу”.

Инструкция: Сейчас у Вас есть уникальная возможность подарить каждому участнику  подарок, который дорог смыслом, значением. Каждый участник творчески оформляет лист пожеланий, который пускается по кругу, все остальные участники на этих подарочных листах оставляют свои пожелания.

nsportal.ru

Методическая разработка по психологии на тему: Тренинг «Общение»

            Тема: ОБЩЕНИЕ.

Здравствуйте! Меня зовут  Дажы-Даваа А.О.  Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

отработать навыки убеждения

отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

развить умение находить подход к людям

подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

развитие умения невербального средства общения.

обучить эффективным способам общения.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.

Упражнение «Это мое имя» 

По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Кто еще в семье носил это имя?

Рефлексия

Легко ли вам было рассказывать о своем имени? Если нет, почему?

Упражнение «Да-Нет

Цель: повышение общего тонуса группы.

Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.

Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.

Упражнение «Передать одним словом»

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Радость.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Грусть.

Веселье.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

Рефлексия

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть невербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Упражнения «умение слушать» 

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи… Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это…

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе

Прекрасный сад»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это — нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее — у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев.И всем без исключения цветам нужно солнце

Упражнение «Рукопожатие»

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Рефлексия в конце тренинг

«Итак, подведём итоги…», «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали…»

Что уносите с собой?

Я с вами прощаюсь до свидания!

        

Радость.

Удивление

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Грусть.

Веселье.

Холодное равнодушие

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

nsportal.ru

Тренинг “Эффективное общение” (часть 2) – EduNeo

Учимся слушать и воспринимать других, развиваем умение говорить о своих чувствах.

Цели тренинга:

  • развитие компетентности общения;
  • развитие чувствительности и осознанности;
  • гармонизация отношений в коллективе.

Задачи тренинга:

  • способствовать развитию умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей;
  • развивать умение говорить о своих чувствах и чувствовать партнера по общению;
  • способствовать повышению уверенности в себе;
  • снятие психо-эмоционального напряжения.

Необходимые материалы:

  • Доска для презентаций
  • Листы бумаги
  • Набор фраз (для упражнения «переформулировки»)
  • Микрофон

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники! На прошлой нашей встрече (тренинг “Эффективное общение” часть 1) мы говорили о том, что для гармонизации отношений преподавателей и обучающихся, преподавателей друг с другом важно знакомиться с технологиями и овладевать навыками эффективного общения.

Навыки эффективного общения (вывешивается на доске)

Я-высказывание, умение говорить о своих чувствах.

Активное слушание, умение понять чувства другого человека

Умение задавать уточняющие вопросы

Умение отказывать

Умение просить

Умение идти на компромисс

Умение предлагать альтернативное решение

Умение приводить аргументы

Умение не демонстрировать свои эмоции, а говорить о них, проговаривать.

Ведущий: Для более успешного общения с окружающими необходимо развитие умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Чаще всего мы занимаем позицию внешнего наблюдателя, который, когда воспринимает окружающих, неспособен вступать с ними в контакт, а когда общается с другими людьми, то не может объективно и разносторонне их воспринимать. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием.

Упражнение под музыку “Послушай себя” (релаксация)

Сядьте поудобнее…, и, если, вам комфортно, закройте глаза. 3 раза глубоко вздохните… Представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами…всеми порами вашей кожи… Дышите глубоко через нос…через кожу… Ваше тело, как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается…
Ваши глаза по-прежнему закрыты и теперь попробуйте не давать далеким звукам проникать в ваши уши…Прислушайтесь к звукам в своем теле слушайте только свое тело…Послушайте сове дыхание…Послушайте, как бьется ваше сердце…Послушайте себя…
А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частичка, которая очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, в силе и счастье.

И почувствуйте теперь, что эта частичка, находящаяся в самом центре вас – вы сами.
Снова сделаем 3 глубоких вдоха и выдоха и открываем глаза…

Ведущий: И мы гармонично подошли к навыку эффективного общения: слушание

Виды слушания (вывешиваются на доске)

Ведущий: Пассивное слушание может быть успешным, если Вы не заразитесь от собеседника его эмоциями, и не будете реагировать на его эмоциональное состояние личностно.

Упражнение-эксперимент

Инструкция: Возьмите по чистому листу А4 и закройте глаза. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы результат у всех был одинаковый.

Ведущий (читает): Согните лист пополам. Еще раз пополам. Оторвите верхний правый угол. Оторвите нижний правый угол. Откройте глаза. Что получилось? Узоры у всех различные, есть похожие, но одинаковых нет, хотя инструкция для всех звучала одинаково.

Вывод: (на доске)
В процессе общения, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга.

Ведущий: Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес друг друга, и начинаем, например, так: “Вы всегда ведете себя так..”, “Ты меня все время обвиняешь”, “Ты как всегда не готов..” На такие высказывания противоположная сторона отвечает обычно отрицанием, обидой, защитой.

Еще один навык эффективного общения – “Я – высказывание”.

В отличие от “Ты высказывания”, примеры которого только что прозвучали, “Я – высказывание” предает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки и это отношение передается при помощи выражения вашего чувства. Это высказывание не несет обвинения в адрес другого человека, а просто констатирует факт возникновения данных чувств.

Навык эффективного общения «Я – высказывание» (вывешивается на доске)

Необходимо:

1. Объективно описать событие, ситуацию, без экспрессии, вызывающей
напряжение («когда я вижу, что…», «когда это происходит…»)

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в
этой ситуации (« я чувствую…», «я огорчаюсь…», « я не знаю как
реагировать…»)

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания (« потому
что я не люблю…», « мне бы хотелось…»)

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов (« возможно,
тебе стоит поступить так…», « в следующий раз сделай так …»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы
(объяснение)

Формула: Ситуация + Я – чувство + Объяснение

Упражнение: Переформулировки

Работа в группах. На группу выдается набор фраз, обращений (2- 4), произносимых некорректно.

Задача: необходимо переформулировать фразы и обращения, используя “Я-высказывание”.

Фразы для обсуждения в группах (например):
«Вы всегда ведете себя так плохо»
«Увы, ты опять все испортил»
«Ты меня все время обвиняешь»
«Твой внешний вид меня пугает»
«С вами невозможно провести хорошее занятие»

Каждая группа озвучивает свои варианты перефомулировок.

Ведущий: Для более точного восприятия другого человека очень важно
умение чувствовать партнера по общению и не меньшее значение имеет способность осознавать свои собственные чувства и действия в различные моменты общения с другими членами группы.

Упражнение «Живые руки»

В комнате расставляются стулья в два ряда. Все снимают с рук кольца, часы и завязывают себе глаза. Всех членов группы рассаживают так, чтобы они не знали, кто сидит напротив.

Ведущий: «Сидя лицом к партнеру нужно познакомиться с ним только руками, касаясь ими его рук. Боритесь руками, миритесь руками. Затем попрощайтесь с партнером руками и снимите повязку с глаз. Обменяйтесь друг с другом в течение нескольких минут своими впечатлениями».
Затем глаза вновь завязывают и садятся в другом порядке.

Упражнение «Глаза в глаза».

Ведущий: «Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут обсудите свои ощущения».

Ведущий: Еще один очень важный, особенно в наше время, навык — навык поддержки.

Навык поддержки (на доске)
Если бы у меня была такая проблема, как бы я себя чувствовал!?

Смысл поддержки: Важно! Дать объективно существующий позитив в ситуации, испытываемого человеком негатива.

Ведущий: Есть такое упражнение «синий и красный карандаш».

Один человек из группы рассказывает о своей проблеме и каждый присутствующий по кругу, 1 раз говорит ему что-нибудь по этому поводу, начиная со слов: “мне бы твои проблемы”, или “сам виноват…” 2 круг: участники свои слова начинают так: “все равно ты молодец, потому что..”. Затем у человека, предъявившего свою проблему спрашивают, как он себя чувствовал в 1м и 2м случае. Синий карандаш – пример поддержки.

Ведущий: Не менее, а возможно и более важно уметь поддерживать самого себя.
У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается нелегко. Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры, они не умеют думать о себе в позитивном ключе. Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы ценностей большую помощь может оказать совместная работа, общение с другими людьми, возможность поделиться с ними мыслями и чувствами.

Упражнение “Сильные стороны”

Все садятся в круг. После небольшой паузы каждый участник занятия в течение 3-4 минут должен рассказать о свои сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий “не брал в кавычки” свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, без обиняков, без всяких “но”, “если” и т.п. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях.

Ведущий и все остальные члены группы внимательно следят за этим и пресекают каждую попытку самокритики и самоосуждения.

Ход упражнения: Итак, вызывается желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 минуты, и даже, если он закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснений или доказательств. Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует, что это имеет смысл, спросить молчащего: “А еще какие-нибудь другие свои сильные стороны вы не смогли бы назвать?”

Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать или объяснять, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

По истечении 3-4 минут начинает говорить участник группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего, и так, пока не выскажутся все по очереди. Ведущий следит за временем и дает знать, когда настает черед следующего.

После этого участники образуют группы по три человека. Каждый из них находит себе место, где можно было бы разговаривать, не мешая остальным тройкам. Члены тройки должны обсудить, как мог бы каждый из них, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-нибудь по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Этому посвящается около 15 мин. Важно, чтобы в конечном итоге каждый остался автором своих решений, т.е. чтобы другие не навязывали свои соображения, не внушали, что “следует хотеть”. Задумываясь об использовании сильных сторон, важно, прежде всего, принимать во внимание конкретные дела и ситуации, возникающие
повседневно.

Через 15 минут ведущий предлагает всем встать в круг в центре комнаты, взяться за руки и закрыть глаза.

Ведущий: А теперь попробуем рассказать друг другу о том, что для каждого из нас ценно и важно в жизни, во что мы верим, что представляет собой наша система ценностей. Пусть каждый говорит столько, сколько захочет, пусть даст знак, чтобы начал говорить следующий. Ничего не надо доказывать или объяснять. Если кому-то это покажется слишком трудным, он может, когда дойдет до него очередь, мысленно, про себя сказать о том, что такое его индивидуальные ценности, а когда закончит, пусть даст знак следующему, чтобы тот начал говорить.
Когда все закончат выполнять упражнение, ведущий просит открыть глаза.

Рефлексия

Ведущий: Возьмитесь за руки, сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях…
А теперь попробуем передать свое эмоциональное состояние через чувства, которые вы сейчас испытываете, по кругу, используя ощущения в ладонях…

Вопросы

Какие чувства вы испытывали во время занятия?

Возникали ли трудности, если да, то какие?

Какой опыт вы сегодня приобрели?

 

 

www.eduneo.ru

Как общаться с людьми — тренинг успешного общения

2х месячный тренинг онлайн

Легко и продуктивно знакомься, общайся и экологично договаривайся в семье, на работе и в бизнесе  уже через 2 месяца по простой системной методике развития базовых навыков коммуникации без психологических заморочек, манипуляций и воды

 

Иду на тренинг!

 16 уроков концентрированной информации включают:

  • практические приемы для личного и делового общения
  • преодоление собственных ментальных барьеров — страхов и фобий
  • конкретные упражнения, создающие устойчивые навыки коммуникации
  • универсальный конструктор отказов, просьб, комплиментов, убеждения, выхода из конфликта и т.д.
  • реальные упражнения и примеры выхода из неловких и неприятных ситуаций при  любом типе общения.

 Модуль 1.

  • Урок 1. Видимые и невидимые законы общения. Ваше уверенное поведение — цели и основы коммуникации.
  • Урок 2. Ваши Тесты на комфортность в общении и коммуникабельность.
  • Урок 3. Вы нарабатываете 10 качеств, необходимых для общения.
  • Урок 4. Вы осваиваете уникальную легкую методику «Как легко и просто разбираться в людях», после которой начнете понимать людей и говорить с ними на их языке.
  • Урок 5. Вы убираете неуверенность в себе и нарабатываете здоровую самооценку.
  • Урок 6. Вы учитесь выстраивать классический здоровый цикл любого общения. 
  • Урок 7. Вы осваиваете способы как эффективно общаться всем своим видом. Невербальные методы общения.
  • Урок 8. Вам становится легко и просто разговорить любого собеседника.

 Вот что в получите после 1 модуля:

  • Вы станете вести себя в коммуникации уверенно, общаться «на равных» с любым собеседником.
  • Легко и просто будете разбираться в людях и принимать их такими, какие они есть, а также говорить с ними на их языке для лучшего взаимопонимания друг друга
  • Станете легко знакомиться и поддерживать любой разговор.

Модуль 2. 

  • Урок 9. Вы осваиваете основы Активного слушания и понимаете как слушать и слышать партнера по общению.
  • Урок 10. Вы обучаетесь приемам как быть интересным собеседником всегда. Разбираетесь с энергетикой ваших слов. Создаете позитивное поле общения.
  • Урок 11. Вы нарабатываете навык — как правильно просить и получать просимое.
  • Урок 12. Вы осваиваете один из самых важных навыков коммуникации — как и когда спокойно и открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах.
  • Урок 13. Вы обучаетесь методу — как говорить «нет», никого пр этом не обижая. 
  • Урок 14. Вы получаете алгоритм — как мирно выходить из конфликта.
  • Урок 15. Вы осваиваете секреты конструктивной критики детей и взрослых.
  • Урок 16. Вы обучаетесь как искренне и красиво говорить комплименты.

Вот что вы получите после 2 модуля:

  • Вы станете слушать и слышать собеседника, создавая этим атмосферу приятной беседы.
  • Легко и просто будете формировать свои просьбы или отказы и в 90% получать то, о чем попросите.
  • Чтобы не создавать недомолвок и напряжения, вы станете говорить открыто о своих негативных и позитивных чувствах.
  • Станете легко и красиво выходить из конфликтных, напряженных ситуаций, когда на вас пытаются «наехать»
  • Будете так вдохновлять мужчину комплиментами, что он станет уверенным и сильным во всех своих делах. 

 

 

dar-slova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *