Треугольник спасатель жертва преследователь – Выход из треугольника Карпмана

Содержание

Преследователь, Жертва, Спасатель, треугольник Карпмана

Преследователь, Жертва, Спасатель, треугольник Карпмана

«Три драматические роли этой игры — Спасатель, Преследователь и Жертва — являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей. Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в её подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли».

Преследователь — Жертва — Спасатель

Здесь мне бы хотелось предложить вам небольшую, но достаточно изящную, на мой взгляд, модель, при помощи которой можно описать многие проблемные отношения. Это так называемый Треугольника Карпмана: Преследователь – Жертва – Спасатель. Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а так же в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всем виноваты другие).

Преследователь считает что во всем виновата Жертва, о чем он и сообщает, либо ей самой, либо Спасателю.

Жертва считает, что виноват Преследователь, и это ей позволяет горевать о собственной судьбе, и искать того, кто бы ее спас, чтобы на время превратиться в Преследователя.

Спасатель же ищет, кого бы спасти, переведя из состояния Жертвы в состояние Преследователя. Зачем это ему нужно – немного ниже.

Но это только один из взглядов на него. По другому можно это описать так: любое общение, любые взаимоотношения образуют некую систему, в которой каждый из участников играет вполне определенную роль. И если идет некая игра, некие отношения, они выгодны всем участникам системы. Иначе бы все просто развалилось. Если вы в чем-то участвуете, это вам зачем-то нужно. Вот Треугольник как раз и может во многих случаях определить, а зачем вам нужны эти проблемные отношения.

«Моя подруга все время мне подстраивает какие-то гадости».

А зачем вам такая странная подруга? Которая гадости подстраивает? Что вас заставляет с ней общаться?

«Мой муж портит мне жизнь!»

Здесь даже нет вопроса, как конкретно он портит. Есть вопрос, зачем вам нужно такое поведение вашего мужа? Что вы с этого имеете? Ведь семья – это достаточно замкнутая система. И те игры, в которые играют супруги и прочие ее члены в определенном смысле выгодны всем им. А значит и вам конкретно тоже. Так в чем ваша выгода?

Вот Треугольник Карпмана очень часто и дает представление о том, какие выгоды можно получить из такой ситуации. И как организуется эта взаимосвязь.

— А как выйти за его пределы?

Об этом мы поговорим немного позже. Сначала давайте разберемся, что это собственно такое.

В результате тяжелого разговора Жена устраивает жестокий разгром Мужу, обвиняет его во всех смертных грехах, хлопает дверью и с чистой совестью идет за утешением к Любовнику, которому она жалуется на несправедливость жизни и мерзкого мужа.

Самое забавное, что обычно оба партнера стремятся к такой активной сцене в виде скандала. Всем его участникам это дает достаточно сильные эмоции, насыщает жизнь событиями и позволяет сбросить накопившееся за день напряжение. Так как человек обычно не осознает, откуда оно собственно взялось, то может приписывать его появление чему угодно, правда к истинной причине это «что угодно» имеет мало отношения.

Но кроме эмоций. Здесь Муж – Преследователь, Жена – Жертва. Муж получает возможность почувствовать победу (Жена ушла, о он остался смотреть футбол, а не этот дурацкий сериал), Жена получает моральное право (внутреннее) спокойно изменить этому «гнусному типу» и пожаловаться Любовнику, став при этом Преследователем. Любовник кроме сексуального удовлетворения получает возможность почувствовать себя Спасителем, и обыденный сексуальный акт возносится на уровень Утешения Страждущего и жутко повышает его (Спасителя) в собственных глазах. И все довольны.

Эмоции и отношения внутри треугольника весьма характерны и определены. Но про них вы мне расскажите сами. А вот по поводу выхода за пределы этих отношений…

Учтите, что выход за пределы треугольника в некоторых случаях (когда ничего кроме треугольника в отношениях нет) может означать разрушение отношений.

Преследователь, Жертва, Спасатель, треугольник Карпмана

Как-то раз один мой знакомый попросил поработать с девушкой, про которую он сказал: «Этот человек дорог мне». Когда я спросил, чего он (не она) хочет от изменений, он выдал совершенно изящное определение:

– Чтобы она не так сильно мучилась от своих страданий.

Обратите внимание, не чтобы «не страдала», а чтобы страдала, но не слишком от этого мучилась.

Когда я начал работать с этой девушкой, ситуация была достаточно проста – у нее был конфликт с мужем, с которым она старалась развестись (он был явно Преследователем в этом треугольнике), но ей не хватало «уверенности в себе». А мой знакомый, как я немного позже понял, был типичным Спасителем, причем вообще по жизни.

С девушкой мы поработали и нашли, что у нее уверенности в себе навалом. Короче с проблемой мы разобрались. И через несколько дней знакомый звонит в совершенно расстроенных чувствах и сообщает, что девушка к нему как-то охладела, хотя официально и не прогнала. Он ей как бы уже и не стал нужен…

Вот такая история

Исходя из вышесказанного, можно сказать, кто за что получает доход.

Жертва получает свой доход в виде самоунижения и самобичевания, и в виде права не брать на себя ответственности за собственные поступки. Кроме того, наличие Спасателя подтверждает ее особую человеческую ценность и правоту устремлений.

Преследователь получает свое с того, что он чувствует свою важность, доказав, что во всем виноваты все остальные, а он такой хороший. А так же от осознания собственного могущества и превосходства.

Спасатель, наверное, получает самое тонкое и извращенное удовольствие – он возвышается над Жертвой, помогая ей (чего он, в полном смысле этого слова, сделать не в состоянии). Решить проблему можно только выйдя за пределы треугольника, а Спасителю это совершенно не выгодно. Он нужен для того, чтобы Жертва могла на время стать Преследователем. Спасатели – это типичные психологи, гуру и лучшие друзья и подруги. Кроме того, Спасатель вполне удачно разряжает свою накопленную в иных треугольниках агрессивность на Преследователя: и мораль это не осудит, и самому легче становится.

Кстати, Спасатель является наиболее значимой фигурой в треугольнике – без него он давно бы распался. Ни одна Жертва не согласилась бы на эту роль без бонуса хоть изредка побыть Преследователем – это та морковка, которая заставляет все вращаться. Но стать из Жертвы Преследователем обычно невозможно без Спасителя. Без него все как бы теряет смысл.

Переход

Многие привычно играют одну роль чаще других, она более привычна, в ней он более освоился и знает больше нюансов и способов получать свои удовольствия. При этом можно сказать, что Треугольник – это подмена. Подмена каких-то переживаний похожими, но не теми. Это как фальшивый доллар – очень похож, но не настоящий. Иногда сойдет за правду, но чаще всего …

Точно так же, как вместо того, чтобы пытаться заработать настоящие деньги, многим кажется проще сделать фальшивые, так многие, вместо того, чтобы пытаться получить «истинные» переживания – любовь, радость, уважение – заменяют их суррогатами. Им кажется, что их получить проще, не надо вкладывать столько душевных сил, да и они обычно гораздо более ощутимые, весомые.

www.sunhome.ru

Треугольник Карпмана — жертва, преследователь, спасатель

Жертва, преследователь, спасатель — это главные персонажи созависимых отношений в психодраматическом «Треугольнике Карпмана».

Термин «Треугольник Карпмана» появилось в психологии в 1968 году благодаря специалисту Стивену Карпману (транзактный анализ) и его предшественнику Эрику Берну с его бестселлером «Игры, в которые играют люди».

Суть драматического треугольника Карпмана

В виде вершин треугольника изображены три плавающие роли созависимых отношений: Жертва — Преследователь (Агрессор) — Спасатель. Попав в такую схему взаимоотношений, каждый из участников примеряет на себе все роли этого треугольника.

Не принимая ответственности за свою жизнь, человек попадает в роль Жертвы, и она ему нравится. Пытаясь помочь Жертве против ее согласия, Спасатель переплывает в роль Преследователя (Агрессора), ведь Жертва спасаться то и не желает, чем вызывает сильное раздражение, гнев, теперь уже у бывшего участника — Спасателя.

У каждого индивида есть своя «излюбленная» роль в магическом треугольнике. Эту роль ребенок усваивает в раннем детстве, она соответствует той роли, которую он исполнял в семье.

И конечно же, необходимо отметить, что это неотвратимый и необходимый способ посмотреть, отреагировать на окружающий мир вокруг себя. Эта роль, с которой человек попадает в треугольник Карпмана, является значимой частью его идентификации. И точка выхода у каждого индивида будет своя.

Возможны и переходы из одной роли в другую:

Жертва

Один из основных посылов Жертвы: Жизнь доставляет одни страдания. Она зла и непредсказуема ко мне. Подкидывает ситуации, с которыми невозможно справиться.

Чувства:

  • беспросветности, безысходности;
  • своего бессилия, никчемности;
  • чувство запутанности, растерянности и неясности;
  • обида, страх, зависть;
  • жалость к самому себе.

Жертву постоянно мучают депрессии, она не хочет войти в новое событие своей жизни, получить новые яркие впечатления и необходимый опыт. Её мир жесткий, без компромиссов, она не видит необходимости продвигаться в какую-либо сторону жизни, при этом говоря: «Как я от всего устала!».

Жертва внутри себя не позволяет преобразований, и это впоследствии, приводит к соматическим заболеваниям. Наибольший страх — это то, что в дальнейшем ничего не изменится. Отрицает наличие собственного потенциала для работы над возникающими проблемами. Ощущает себя недостойной лучшего. Для того, чтобы выскочить из кокона безысходности необходимо понять, что необходимо действовать здесь и сейчас, взять ответственность за свою жизнь, и перестать думать о неудачах.

Преследователь (Агрессор)

Испытывает чувства:

  • желание восстановить справедливость;
  • собственной непоколебимой правоты;
  • убежденность в том, что он знает как необходимо правильно поступить;
  • желание наказать виновного;
  • азарт преследования, охоты;
  • оскорбленное самолюбие.

Чтобы из ребенка вырастить Агрессора по жизни, его необходимо периодически подвергать физическому и психологическому насилию. Внутри себя такие дети переживают гнетущий стыд и сильный гнев, и эти чувства управляют ими в дальнейшем.

Помогают преодолевать Агрессору чувство собственной беспомощности и стыда нападки на окружающих. Доминирование над другими становится основой их поведения. Агрессор всегда во всем прав, его методы воздействия на других – запугивание, допрос, обвинение, провокации.

Агрессор не признает собственную уязвимость и больше всего пугается своей беспомощности. Поэтому ему необходима Жертва, на которую можно спроецировать собственное несовершенство, обвинить её в неудачах. Выйти из роли Агрессора легче всего, необходимо взять на себя ответственность (за поступки, действия).

Спасатель

Чувства, которые переживает Спасатель:

  • жалости к другим, желание помогать;
  • полного превосходства над Жертвой;
  • чувство всемогущества к конкретной ситуации;
  • убежденность в том, что он знает, как необходимо правильно помочь;
  • ответственность за других.

Когда родители игнорируют желания, потребности ребенка, из него со временем вырастает Спасатель. Спасатель в основном ищет созависимого, пытается «задавить» в нем инициативу. Таким человеком легче манипулировать и управлять.

И делает он, конечно же, только для блага другого. Проявляет себя, как заботливый, благожелательный, сострадающий и обязательно знающий, как исправить ситуацию.

Спасатель вырос в мире, где игнорировались и запрещались его потребности и желания родителями, и он начинает проявлять свою заботу о других. От этого Спасатель гордиться собой, ведь он это делает безусловно, бескорыстно, верит в свою доброту, чувствует себя героем.

Трагичность этой роли в том, что Спасатель предполагает ответную реакцию за свою заботу. Но такого не случается, потому что если это произойдет, то спасать и некого будет. И Спасатель перейдет в роль Жертвы, испытывает чувства предательства, полного отчаяния.

Он очень боится одиночества, поэтому пытается быть незаменимым для других, чем делает зависимых еще более беспомощными и безынициативными.

*****
В реальном мире нет ни Агрессоров, ни Жертв, ни Спасателей. Это всего лишь условные роли драматического треугольника Карпмана для лучшего осознания сложной динамики в созависимых отношениях.

japsix.ru

игры, в которые играют люди

Оказывается, взрослые люди тоже не прочь поиграть в игры, только игры у них тоже взрослые. К сожалению, огромное количество семей распадается во всем мире. Часто браки, не закончившиеся разводом, не приносят никакого удовольствия членам семьи и существуют по привычке. Треугольник Карпмана отлично описывает принцип построения нездоровых отношений — игр, которые, в конце концов, могут привести к катастрофе. 


Оказывается, взрослые люди тоже не прочь поиграть в игры, только игры у них тоже взрослые

Что такое Треугольник Карпмана

Изначально психотерапевт Эрик Берн опубликовал классификацию, согласно которой существует ряд стандартных моделей человеческого поведения. Его последователем стал Стефан Карпман, создавший в 1968 году знаменитую модель по принципу треугольника, в итоге получившую название Треугольник Карпмана. 

!!!Важно!!!

Его идея заключалась в том, что каждая вершина треугольника олицетворяет собой определенную роль, которую играет человек, всего таких ролей автор выделил три: Жертва, Преследователь, Избавитель.


Карпман выделил три роли: Жертва, Преследователь, Избавитель

Кроме того, все участники время от времени обмениваются ролями, чтобы не было скучно. Таким образом такая «игра» может затягиваться на долгие годы, приносить с одной стороны участникам скрытое эмоциональное удовольствие, а с другой стороны – не давать им идти по пути к своему счастью. В конце концов рано или поздно все приходит к тому, что только один «игрок» треугольника будет оказывать влияние на других «игроков», а те в свою очередь, будут находиться в постоянном ожидании перемены ролей, чтобы вдоволь «наиграться», а значит, получить удовольствие. 

!!!Важно!!!

К сожалению, огромное количество людей замыкают свои жизни на треугольнике Карпмана. И рады бы были выйти, да не знали как. А другие так и могли прожить жизнь, не осознавая, что они «игроки».


ТВ-«Наука о душе». Выпуск 21. Треугольник Карпмана

Почему люди играют в игры

Для каждого участника игры есть свои выгоды, которые он получает, оказываясь вовлеченным в действие:

  • Все перекладывают ответственность за свои промахи и ошибки друг на друга.
  • Люди объединяются, то есть, таким образом они пытаются спрятаться от одиночества.
  • Получаемые эмоции очень яркие, а участникам так не хватает ярких жизненных переживаний.
  • Каждый так удовлетворяет чувства нужности и значимости.

Например, Жертве нужен Спасатель, так как только он в состоянии оценить ее чувствительную и обделенную натуру. В Преследователе она нуждается, потому что он делает ее жизнь динамичной и интересной, тот самый, из-за которого Жертва вынуждена терпеть столько лишений.

 Спасатель – должен же он кого-то спасать, чтобы быть оцененным и почувствовать, что есть те, кто в нем нуждается (для этого ему нужна Жертва). А Жертву нужно спасать от какого-то злого персонажа (Преследователя).

Преследователь ищет для себя Жертву, чтобы сравнить себя с менее сильным человеком и доказать себе свою состоятельность. В Спасателе он нуждается по причине необходимости переложить на него ответственность за свои неудачи, исполнению его целей помешал не кто иной, как Спасатель. 


Для каждого участника игры есть свои выгоды, которые он получает, оказываясь вовлеченным в действие

Принцип «работы» треугольника Карпмана: распределение «ролей». Жертва

!!!Важно!!!

Роль Жертвы заключается в том, что она ощущает себя слабой и немощной, не в состоянии оказывать влияние на окружающую действительность.

 Следовательно, Жертва постоянно ищет того, кто мог бы взять на себя ответственность за ее жизнь и действия. Так участник этой роли перекладывает ответственность на других людей. Жертва постоянно находится в состоянии беспомощности, жалуется, что ее никто не понимает, не любит, считает себя обреченной на страдания и переживания. Часто говорит, что никто ей не может помочь,  а она сама готова ради других на самопожертвование. Жертва не в состоянии ни защититься, ни позаботиться о себе. Она только лишь провоцирует своего Преследователя, который легко идет на ее провокации. Но сколько бы он не делал, Жертва снова и снова вынуждена страдать. И так этот замкнутый круг может продолжаться очень долго.


Треугольник Карпмана и зависимость

Спаситель: супергерой спешит на помощь

Треугольник Карпмана является обобщенным принципом взаимодействия людей, неким схематическим принципом. Итак, участниками игры являются следующие «персонажи»: Жертва, Преследователь, Избавитель (Спасатель).

Спаситель, или Избавитель – человек, который берет на себя роль супергероя. Кстати, его очень просто вовлечь в «пирамиду», так как он якобы делает благородное дело, а быть героем – всегда престижно. Цель Спасителя – борьба со злом и несправедливостью. Он готов принимать ответственность на себя за судьбы оскорбленных и униженных.

 


Почему нельзя давать советы!

В чем выгода Спасителя от участия в «играх»?

Дело в том, что когда он принимает активное участие в спасательных операциях, выступая главным лицом, он ощущает свою значимость и полезность, что он делает что-то нужное.

Это стремление к власти, выраженное в этом шаге, дает ему право влияния и управления судьбами других. Плюс к этому, так выражается попытка убежать от одиночества. Кроме того, помогая, Спаситель надеется, что придет время, и он получит благодарность за свои деяния. Однако, не получая ничего взамен, герой расстраивается, разочаровывается, ощущает чувство несправедливости и обиды. Так постепенно он перевоплощается в актера других ролей – Преследователя или Жертвы.


Спаситель ощущает свою значимость и полезность, что он делает что-то нужное

Преследователь: полный контроль

!!!Важно!!!

Преследователь занимает позицию «самый умный», постоянно стремится всех и все контролировать, из-за чего не представляет, что такое жить без чувства страха, безвластия и напряжения.

Постоянно ему кажется, что весь мир ополчился против, и все хотят на него напасть и причинить боль. По убеждению Преследователя, ему не остается ничего другого, как нападать первым. Именно таким образом представитель этой роли уживается с ощущением разочарования, боли, бессилия и чувства вины. Таким образом, принцип поведения преследователя в том, чтобы обвинять в своих неудачах других и перекладывать на них ответственность за свои ошибки. Получает от нападений неосознаваемое удовольствие, так как в этом проявляется его жажда власти и желание проявить себя, продемонстрировать свою смелость и находчивость. Бывает, что дело доходит даже до агрессии. 


Преследователь занимает позицию «самый умный», постоянно стремится всех и все контролировать

Взрослые «игры»: обмен ролями

Нелогичность игры проявляется в том, что после того, как Спаситель начинает принимать конкретные шаги по спасению Жертвы, она вдруг меняет свои взгляды и начинает отстаивать позицию  Преследователя. Таким образом, роли меняются: Спасатель становится Преследователем, Преследователь превращается в Жертву (так как теперь он становится обиженным), а Жертва – Спаситель.

 

Почему люди хотят играть роль Спасателя?

Дело в том, что она является престижной. Стремятся занять ее те люди, которым тяжело реализовать свой потенциал за пределами треугольника. Принятие на себя роли Спасителя – самый простой способ состояться за чужой счет: принизить другого человека.


Принятие на себя роли Спасителя – самый простой способ состояться за чужой счет: принизить другого человека

Как начинается игра

Все начинается с того, что появляется организатор всего мероприятия. Эрик Берн назвал его Водящим, часто им является один человек. Как правило, он делает попытку стать Спасателем по отношению к другому человеку, но получает резкий отпор. Испытав боль, он превращается в Жертву, находит третье лицо, которому «сливает» свои проблемы, жалуется, просит вмешаться, чтобы тот образумил так сильно обидевшего несчастного. А третье лицо становится Спасителем, в то время как тот, от кого Жертва получила отпор – принимает на себя роль Преследователя. После того, как Спаситель вмешивается в дела Жертвы, она вдруг начинает набираться сил и перевоплощаться в Спасителя. 


О Треугольнике Карпмана

Как не стать Спасателем

Механизм создания треугольника Карпмана можно проследить очень легко: например, к человеку обращаются за помощью. Одно дело, когда просят помощи или совета без прямого вмешательства в личную жизнь – это еще не страшно. Но вот когда обращаются за помощью по принципу: «помоги мне, но при этом накажу другого» — вот это уже говорит о том, что поступило приглашение, между строк звучащее следующим образом: «помоги мне, спаси меня, накажи Преследователя, а потом сам станешь Преследователем». Поэтому очень важно уметь не влезать в отношения двух сторон и не давать советы, если их не просят. К сожалению, треугольник Карпмана создается в абсолютно разных социальных группах: в семье (например, родитель – сын или дочь – его супруг или супруга), на работе (например, начальник – подчиненный – другой подчиненный), иногда он может реализоваться и в любовных треугольниках. 


Важно уметь не влезать в отношения двух сторон и не давать советы, если их не просят

Треугольник Карпмана в созависимостях

!!!Важно!!!

Конечно структура треугольника Карпмана не была бы столь устойчивой, если бы не приносила выгоды каждому из его участников. Более того, каждый из них находится во взаимной зависимости друг от друга, хоть и не признает этого.

Например, Жертва зависит, так как она нуждается в других «игроках», чтобы получать от одного боль, а другому рассказывать о своих проблемах, получая чувство жалости. Преследователь и Спаситель зависят друг от друга, играют в «кошки-мышки», постепенно меняясь ролями – для обоих игра – это способ выплеснуть накопившуюся энергию, злость, агрессию, возможность разрядиться, поэтому они могут выполнять функцию провокаторов. Спаситель зависим от других участников игры, так как именно они создают ему почву для самореализации таким путем.

Одна из основных эмоций треугольника Карпмана – наличие чувства вины. Например, если Жертва захочет перестать быть Жертвой и выйти за рамки треугольника, то в игру с максимальной силой включится Спаситель с фразой «Как ты можешь так поступать, ведь я столько много для тебя сделал». Если Жертва начинает делать что-то в ответ, то есть откупаться, Спаситель включается с новой силой и делает для Жертвы все больше и больше, вгоняя в такие обстоятельства, играя на чувстве долга и вины, манипулируя, чтобы Жертва не могла высвободиться от его цепких рук. 


Типичное поведение созависимых. Треугольник Карпмана

Есть ли польза от игры в треугольнике Карпмана

Некоторые считают, что в треугольнике Карпмана нет ничего плохого, так как каждый участник чувствует свою значимость. Более того, если потребности игроков удовлетворяются, то именно это и можно считать правильной любовью. Психологи утверждают, что такие отношения в перспективе никакой пользы не приносят ни одному их участнику. Например, женщина, принимающая на себя одну из трех ролей уж точно в будущем не получит от такого взаимодействия никакой пользы. Ее время и силы будут уходить не на самореализацию, от которой она, по сути, отказывается, а на пустую нервотрепку. 


Психологи утверждают, что нездоровые отношения в перспективе никакой пользы не приносят ни одному их участнику

Примеры отношений по принципу треугольника Карпмана

Чтобы ситуация была более понятно, можно рассмотреть несколько примеров.  Например, муж пришел с работы и видит, что жена с дочерью спорят. Сначала мужчина становится на защиту жены, начиная поучать дочь. Но вскоре жена переходит на сторону дочери, высказывая претензии супругу за неправильный разговор с ребенком. Дочь, почувствовав неладное, тоже может ввязаться в «игру» и начать защищать маму. Вариаций дальнейшего развития событий может быть множество. Каждый участник может успеть побывать в нескольких ролях за один разговор.

Еще один пример: мать с дочерью живут в одной квартире. С малого возраста дочь ощущала себя сильней, чем мать и принимала на себя ответственность за ее жизнь. Так ребенок стал Спасителем по отношению к своей матери, принявшей роль Жертвы. У дочери сформировалось убеждение, что ее потребности не достойны внимания, а смысл жизни в постоянной заботе за матерью. Мать играла роль беспомощной личности, которая не в состоянии жить полноценной жизнью и нуждается в защите. Постепенно такое распределение ролей привело к тому, что дочь стала испытывать гнев по отношению к слабовольной маме и произошло перемещение на роль Преследователя.

Пример мышления Преследователя: однажды у одного из врачей был выходной день, который он решил провести, играя в гольф. Прямо на игровом поле к врачу обратился напарник по игре с просьбой осмотреть его коленную чашечку, изнывающую от боли. Врач, вместо того, чтобы не усложнять ситуацию и отказать, согласился на осмотр в своем медицинском кабинете. Но мыслил он не с позиции помощи человеку, а с позиции научить, преподать урок, ведь именно Преследователь знает ответы на все вопросы и как правильно. А после осмотра он будет рассказывать своим друзьям, что он так сильно ударил молоточком по ноге бедного больного специально, чтобы не повадно было в следующий раз нагружать врача работай в его выходной, да еще и на игровом поле.


Участники треугольника Карпмана не позитивных перспектив

Спасители спешат на помощь!

Часто в роли Спасителей выступают мамы. Вместо адекватной поддержки в меру они неосознанно создают нездоровые отношения, окружая своего часто уже взрослого ребенка сверхзаботой. На самом-то деле, это не столько проявление материнской любви, сколько желание манипулировать и контролировать жизнь своего чада. Часто Спасители формируются в тех семьях, где их еще в детском возрасте они не получали в нужном объеме любовь и заботу. Потребности их были никому не интересны, поэтому во взрослом возрасте сохраняется такая же нездоровая модель поведения: «моих потребностей не существует, я создан, чтобы работать на благо других людей, забыв о своих собственных интересах». Так как Спасителю не дано работать во благо себе, он вынужден работать на других людей. Естественно, делая что-то для другого, Спаситель ждет отдачи взамен. Когда он ее не получает (ибо Жертва априори не создана для того, чтобы делать что-то для кого-то), Спаситель сам превращается в несправедливо обделенную вниманием и заботой Жертву.

 


Часто в роли Спасителей выступают мамы

Почему Спаситель спешит на помощь?

Потому что он на бессознательном уровне понимает, что втягивает других людей в зависимость от себя и своей помощь. Спаситель верит, что если он сделал что-то для другого человека, то тот не оставит его в одиночестве.

Развитие событий следующее: чем больше Спаситель делает «хорошего» для Жертвы, тем более беззащитной становится Жертва, так как она снимает с себя ответственности все больше и больше, что зачастую приводит к катастрофе. Показателен пример матери, которая постоянно принимала решения за двух своих сыновей, а они все больше скидывали на нее ответственность за свою жизнь. В итоге все привело к тому, что дети стали винить во всех своих невзгодах маму. С каждым разом такая мать все больше убеждалась, что ее дети не в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения. Она чувствовала обязанность в контроле каждого их шага. Но чем старше становились дети, тем меньше они слушались мать. У нее было два варианта ответного поведения: либо стать Жертвой, то есть беспомощной в вопросе дальнейшего влиянии, либо скандалить за их непослушание. В обоих случаях, обе стороны вынуждены испытывать чувство вины и ни о каком счастье не может быть и речи. 


Чем больше Спаситель делает «хорошего» для Жертвы, тем более беззащитной становится Жертва

Как формируется Преследователь

!!!Важно!!!

Как и многие сценарии поведения, роль Преследователя формируется в детстве у тех, кто испытал на себе физическое или психологическое насилие

Главными эмоциями всей их жизни являются гнев и стыд. Они прекрасно запомнили, что те, кто причинял им боль, всегда были сильнее, а значит, имели власть. Желание властвовать имеется у каждого человека, но будущий Преследователь ориентируется на картинку из детства: он помнит, что насилие равно власть и начинает копировать поведение насильника. Единственным доступным способом самоутверждения является причинение боли и нападение на других, кто слабее Преследователя. Он угрожает, обвиняет, читает нотации, постоянно умничает и нуждается в том человеке, который поддастся влиянию. Самый большой страх Преследователя – быть уязвимым и беспомощным. Кроме того, они не хотят осознавать, что таким поведением причиняют боль другим людям. Сценарий примерно таков: «я хотел помочь, (Спаситель), они на меня накинулись (Жертва), я был вынужден защищать себя (Преследователь)».


Преследователь ориентируется на картинку из детства

Как формируется Жертва

!!!Важно!!!

Жертва – это проявление поведения ребенка – слабого, беззащитного, несамостоятельного

Проявляется оно в тех случаях, когда человек не уверен в себе, ему постоянно кажется, что ничего не получится. Следовательно, Жертва нуждается, чтобы рядом с ней всегда был тот, кто сильнее и сможет о ней позаботиться и принять ответственность, сами не веря в свои способности и потенциал. И находят – на их пути попадается способный на это — Спаситель. Реакция Жертвы – не ощущение благодарности, а обида. В конце концов, они хотят быть выше своего Спасителя и превращаются по отношению к нему в Преследователя. Вот как это выглядит: Жертва заявляет о своей проблеме Спасителя, тот предлагает решение. Жертва начинает его критиковать по принципу «да, но…», «Да, это хорошая идея, но она не сработает, потому что…». Спаситель делает несколько попыток, все они заканчиваются провалом. И теперь уже он чувствует себя беспомощным. 


Жертва – это проявление поведения ребенка – слабого, беззащитного, несамостоятельного

Зачем выходить из треугольника Карпмана?

Если все довольный, каждый получает выгоды от нахождения в своей роли, то зачем вообще прерывать такое движение?

  • Счастливая жизнь при таком взаимодействии невозможна, так как участники не в состоянии решать свои проблемы.
  • «Игра» может принести только сиюминутную выгоду. В перспективе все проигрывают от таких нездоровых отношений.

Время от времени каждый человек, анализируя свою жизнь, побывал в той или иной роли. Если роль не соотносится с потребностями личности, то она не «застрянет» в ней надолго и благополучно сама выйдет. Но бывает так, что жизнь некоторых людей целиком состоит из игры по треугольнику: всех засасывает в манипулятивные игры, а жизнь постепенно разрушается. 


Как выйти из треугольника судьбы

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Преследователь

Что делать, чтобы прервать движение в треугольнике?

В первую очередь, нужно понять свое нахождение в нем. И следовать ряду простых правил. Для Преследователя важно:

  • Перед тем, как переходить к своей привычной реакции, а именно ругать, критиковать, винить кого-то, следует задуматься, а нет ли желания сорваться.
  • Согласиться с тем, что есть люди умнее и сильнее, то есть суметь признать свое несовершенство.
  • Перестать винить других людей в своих ошибках и неудачах.
  • Отказаться от мыслей, что весь мир должен жить, согласно вашим представлениям.
  • Найти дело для самореализации.
  • Не осуществлять насилие над другим человеком, а искать способы договориться.

Важно перестать винить других людей в своих ошибках и неудачах

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Спасатель


Следует прекратить раздавать советы и помогать тем, кто не просит

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Жертва

  • Прекратить жаловаться и перекладывать ответственность.
  • Избавиться от представлений, что кто-то что-то должен сделать ради решения ваших проблем.
  • Понять, что все шаги, которые делаются – результат собственного выбора.
  • Если предлагают помощь, то стоит оговорить заранее, что вы будете должны сделать взамен.
  • Делайте то, что считаете правильным без оглядки на чужое мнение.
  • Если есть люди, которые готовы оказать помощь, то не стоит стравливать Спасителя с Преследователем. Нужно понять, какую именно конструктивную помощь могут предложить.
Вывод:

Треугольник Карпмана отлично показывает схему построения нездоровых взаимоотношений. Конечно, не всегда просто принять, что сценарий построения отношений был не верен и найти в себе силы исправлять. Но чем раньше это произойдет, тем лучше. Эффективнее, когда в работу включается опытный психотерапевт, который помогает расставить все по местам и построить счастливую гармоничную семью.


Важно, чтобы взаимоотношения в семье были здоровыми

www.perfectmama.ru

Жертва – Преследователь – Спасатель. Как выбраться из бермудского треугольника Карпмана? / Психология / То, что меняет людей.

В поисках ответов на свои вопросы я прочитала немало психологической литературы. Значительную часть её скорее можно было бы назвать интересной, чем полезной. «Тирамису» для ума, из которого никак не получается спортивная диета.

На следующем этапе я поняла, что ответы надо искать у живых. И обнаружила довольно много профессиональных и полупрофессиональных сообществ психологов, где можно было задать вопросы или тихо из бункера понаблюдать за другими вопросителями.

Треугольника Карпмана. Как это выглядит
Чем больше времени я там проводила, тем больше меня удивлял следующий феномен. Приходит на сайт проситель с просьбой помочь в его психологической проблеме, жалуется на того, кто его преследует. Это может быть начальник, муж, тренер, плохой танцор-психолог и т. д. Обязательно откликается кто-то, берущий на себя роль Спасателя. Он даёт просителю, который находится в роли жертвы совет. Через некоторого время Жертва посещает сайт и во всеуслышание обвиняет Спасателя в том, что он враг человечества. Из-за него Жертву уволили или муж избил-изменил-ушёл или…

На глазах изумлённых зрителей происходит психологический кульбит: Жертва превращается в Преследователя, Спасатель в Жертву. Теперь Спасатель будет вынужден оправдываться. Если он объявил себя профессиональным психологом, то ему придётся доказывать свою компетентность, нередко прямо или косвенно втягивая других людей. Некоторые из них незаметно для себя начнут примерять овечью шкуру Спасителя иногда против воли. Бега продолжаются.

По мнению последователя Эрика Бёрна автора идеи Стивена Карпмана классически самая простая схема отношений включает только три человека, поэтому её и назвали треугольник. Фигура динамическая. Люди, попавшие в эту тайну Бермуд, склонны меняться ролями. И вообще по своей сути это ролевая игра, где каждый участник преследует свои цели, получая вторичные выгоды.

В играх, в том числе ролевых властвуют эмоции. Как говорилось в теме об управлении эмоциями, это энергетическое явление, а значит, крайне привлекательное для большинства людей, особенно зрителей. Именно поэтому у цикла Александра Гордона о науке «0.30» никогда не будет такого рейтинга, как у «Дома -2», который уже обеспечил себе место в книге рекордов Гиннеса по количеству телезрителей. К 2013 году её посмотрело 35 млн. человек. Кстати, эта передача – одна из лучших иллюстраций к нашей теме. За тем «во как сильно беспокоят треугольные дела» домовых -2 можно наблюдать регулярно.

Мотивации игроков
Чего хочет Жертва?

Тем зрителям, которых не полностью увлекает это эмоциональное шоу, приходит на ум вопрос: зачем им это?

Главная мотивация Жертвы переложить проблемы с больной головы на условно здоровую. Здоровой голова Спасателя останется не долго. С учётом того, что Жертва любит неизлечимые проблемы. Кроме мании величия существует ведь и мания ничтожества. Хотя некоторые психологи считают, что это обратная сторона Луны, то есть то же самое. Несколько извращённое кормление чувства собственной важности – ЧСВ.

Жертва – это привычный сценарий для некоторых людей. Они предпочтут всю жизнь жаловаться, всех обвинять, только не решать проблемы самостоятельно. Когда-то их за это не только кормили, но и по головке гладили. Они надёются, что так будет всю жизнь.

Чего хочет Преследователь?

Как минимум победить Мировое Зло и восстановить Вселенскую Справедливость. Воплощение МЗ Преследователь видит в Жертве. В момент преследования он испытывает огромный душевный подъём, чаще всего не осознавая, что это и есть для него главная цель игры. Ну и так по пути уже покормить своё ЧСВ.

Чего хочет Спасатель?

Самое забавное, что того же, что и Преследователь. Победить Мировое Зло. Разница заключается только в том, что МЗ для него олицетворяет Преследователь, который третирует бедную Жертву. Спасатель чувствует себя мессией. Его ЧСВ тоже хочет кушать.

Легко заметить, что объединяет всех троих – ощущение тотальной несправедливости и непобеждённого зла. Я думаю, именно поэтому они так легко меняются ролями. Они как бы смотрят на одну территорию с разных вершин. И смена ролей всем участникам нужна для полноты ощущений, проработки разных своих субличностей, потому что все 3 роли есть в психике каждого. Конечная эволюционная цель – получение опыта, глубинное погружение в проблему. А проблема здесь не та, что объявлена в обсуждении, то есть не фактический материал, который предоставляет Жертва, а её отношение к этому материалу. А так же отношение всех остальных. Большинство жертв в упор не хотят признать, что именно их отношение к неразрешимым для них проблемам и делает эти проблемы неразрешимыми.

Спасатель, как правило, пытается объяснить эту очевидность Жертве. Но не дай Бог совет, наставление, поучение или приказ Спасателя не сработал. Вот и приходит время торжества Жертвы и превращение в обвиняющего Преследователя. То, что Жертва сделала всё возможное, чтобы полезные советы стали бесполезными, остаётся за кадром.

Ей удалось переложить ответственность, а значит, можно и дальше ничего не менять в привычно хромом образе жизни.

Типичные ошибки участников треугольника
Предшественником треугольника является диада – оппозиция Жертвы и Преследователя. Но из диады нет выхода. Это маятник, который может вечно качаться туда-сюда. Игроки пытаются найти третью точку вовне, по сути козла отпущения, которым и становится Спасатель. Этот пришелец расплачивается за свою уверенность в том, что он лучше знает и понимает, что происходит в этих неправильных отношениях.

Ошибки Спасателя
1. Наивная уверенность, что он знает лучше.
Психолог – это частный случай. И в треугольник Карпмана затягивает в основном неопытных психологов. Но чаще всего туда втягиваются родственники, друзья, сослуживцы. Все те люди, которым обязано быть не всё равно, которые не имеют право сказать Жертве – это твоё дело, я не вправе вмешиваться.
2. Поверхностность.
Большинство Спасателей не собираются сколь-нибудь глубоко изучать проблему, хотят дать совет по ходу и сразу выиграть джек-пот.
3. Высокомерие.
Это только кажется, что Жертва не чувствует, что за её счёт Спасатель поднимает самооценку, нередко самоутверждается за счёт Жертвы и т. д.

Полезные несоветы
1. Не позволять себя втянуть.
2. Сразу сказать нет обоим сторонам. Бедных и беззащитных в этой игре нет.
3. Если тяга дать совет непреодолимая, то лучше это сделать не прямо, а косвенно, то есть рассказать о том, как сам выбрался из таких трудностей или общие знакомые.
4. Отправить к специалисту: опытному психологу, юристу, наркологу и т.д.
5. Дать энергию напрямую, не позволяя собой манипулировать. То есть выразить уверенность, что Жертва способна справиться с проблемой самостоятельно.
6. Не примеривать на себя чужие роли, потому что сочувствие связано с тем, что человек ставит себя на место обычно Жертвы.
7. Разобраться с собой.
По мнению практикующих психологов умение не втягиваться в такие конфликты говорит об осознанности человека, о том, что он вырос из коротких штанишек.

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru

levelberi.ru

Роль Преследователя в треугольнике Карпмана

Затаенная обида (чаще всего с раннего детства) на родителей, злость на начальника, усталость, неудовлетворенность работой и многое другое выплескиваются в искаженной форме чаще всего на самых близких. Так формируется роль Преследователя в знаменитом драматическом треугольнике Карпмана – нездоровых созависимых отношениях, где каждый из участников играет одну из ролей: Преследователь, Жертва и Спаситель.

А поскольку в жизни немало людей, которым присуща роль Жертвы, и которые ищут своего Преследователя (ведь без Преследователя они не смогут быть Жертвой), то Жертва и

Преследователь рано или поздно находят друг друга. Роль Преследователя, как и другие роли драматического треугольника Карпмана, может также «передаваться по наследству»: если в детстве к ребенку относились грубо, если он подвергался физическому или психологическому насилию, если в семье имели место авторитарные отношения, то неудивительно, что он может перенять такую форму общения. Участники треугольника Карпмана периодически меняются ролями, но у каждого из них есть любимая – та, в которой он пребывает большую часть времени. 

Преследователь – это человек, который постоянно стремится доминировать, командовать, всех контролировать на том основании, что, по его мнению, он всегда лучше других знает, как надо поступать в каждом конкретном случае. Он считает себя более знающим, более опытным, более компетентным, а раз так, значит, по его мнению,  имеет полное право всеми руководить, всех критиковать, всем предъявлять претензии и читать нотации. И чем больше его Жертва будет сопротивляться предъявляемым требованиям, тем больше он будет подавлять ее и «накручивать» себя, и стремясь доказать свою правоту.

Кстати, цели, которых стремится достичь Преследователь, нередко бывают самые благие. Проблема в том, что он, безусловно, выбирает самые неэффективные и деструктивные способы их достижения – грубость, категоричность, гнев, раздражение, агрессию. Стремясь доказать всем, что он самый – самый, Преследователь никогда не признает свои ошибки и промахи, перекладывая ответственность за них на кого-то другого, так как больше всего боится ощутить себя уязвимым и беспомощным, каким он чувствовал себя в далеком детстве.

Ведь чаще всего Преследователем становится тот, кто ребенком подвергался психологическому и/или физическому насилию, поэтому  чаще всего он действует по принципу «лучший способ защиты – нападение». Почему же участники злосчастного треугольника, увязая в деструктивных отношениях, годами не могут найти решения своих проблем? Потому что они их не ищут. Главный вопрос, которым задаются его участники – КТО ВИНОВАТ? Вместо того, чтобы задаться вопросом: а как возникшую ситуацию можно разрешить и что ЛИЧНО Я могу для этого сделать? Ведь все, что с нами происходит, является результатом наших собственных поступков. 

Как же перестать быть участником злополучного треугольника? Есть ли из него выход? Треугольник этот ОЧЕНЬ непростой, втянуться в него незаметно для себя и увязнуть в деструктивных отношениях очень легко, но при желании, если постараться, выбраться из него можно. В частности, Преследователь может перестать быть преследователем, если примет тот факт, что все люди разные, и каждый имеет право на личное мнение, даже если оно ошибочно. Ему важно перестать считать, что он имеете право обвинять, судить, диктовать, как жить, и вершить судьбы.  Вместо этого лучше обратить внимание на собственные недостатки и ошибки и заняться их исправлением.
 

Каждый человек может ошибаться или заблуждаться. Но даже в том случае, если кто-то уверен в своей правоте на все 100%, надо стараться действовать не силовыми методами, не давить на человека, а искать мотивацию, которая помогла бы ему принять верное решение. А под конец хочется сказать, что если очень хочется кого-то изменить, начинать надо С СЕБЯ: ведь когда человек меняется, меняется и его окружение, меняется его жизнь.

www.aum.news

Как выйти из треугольника страданий: жертва-преследователь-спасатель

Многим из нас знаком равнобедренный треугольник Карпмана, если не теоретически, то практически. Для кого-то спектакль с поочерёдным выходом на сцену главных действующих персонажей Жертвы, Преследователя, Спасателя с короткими передышками на антракт затягивается на всю жизнь. Кто-то устаёт к концу первого акта и решает выйти из зала. Но как не попасть вновь на тот же спектакль с изменёнными декорациями и перекрасившимися до боли знакомыми лицами?

На портике одного из античных храмов в Дельфах написано «Познай себя», над дверью кухни прорицательницы Пифии культовой «Матрицы» та же самая надпись.

И проблема всего лишь в том, сможешь ли ты, поверив в себя, стать избранным, победить личных драконов?

Коучи, тренеры могут предложить разные рецепты избавления от страхов, замотивировав жертву преодолеть судьбу, набрав кредитов на квартиру, машину и т. п. Для кого-то этот сценарий срабатывает, для кого-то становится ловушкой. История повторяется – потребляй, работай, умри. Резонный вопрос: «А жил ли мальчик?».

Выход всегда зависит от индивидуальных особенностей жертвы. Почему именно она дёргает за ниточки преследователя и спасателя в треугольнике страданий?

Ядром личности жертвы является раненный ребёнок, преисполненный чувствами вины и стыда. Его душа как будто бы отправляет сигналы во Вселенную: «я – плохой». Эти вибрации создают определённое энергетическое поле, притягивающее преследователя и спасателя одновременно.

Бессилие жертвы провоцирует насилие в худших и сострадание в лучших.

Для иллюстрации обратимся к фильму Спилберга «Цветы лиловые полей».

Главная героиня, темнокожая женщина Селли, пишет письма Богу, пытаясь понять, чем же она не угодила, если ей предначертано терпеть сексуальное, физическое, эмоциональное насилие сначала от отчима, затем от мужа и его детей от предыдущего брака.

Мать Селли умирает, проклиная дочь, успевшую родить к четырнадцати годам двоих детей от отчима, которых он продаёт сразу же после рождения миссионерам. Селли безгранично любит младшую сестру, единственное существо на свете, отвечающее взаимностью. Её безропотное подчинение насильнику объясняется ещё и тем, что таким образом она спасает от домогательств младшую сестру, мигрировав из статуса жертвы в статус спасателя.

Вскоре отчим отдаёт её замуж за вдовца, который на много лет старше по возрасту, потому что созревает младшая сестра Телли.

И Селли продолжает терпеть побои, бездушный секс и унижения уже от законного мужа и пасынков, успевая выполнять работу по домашнему хозяйству за еду. Рабыня и станок для удовлетворения похоти.

Вскоре к ним приходит жить младшая сестра, сбежавшая от сексуальных домогательств отчима. Короткое счастье девочек длится не долго. Муж так же попытался изнасиловать Телли, которая в отличие от старшей сестры, смогла себя защитить. Но в отместку была изгнана из его дома.

Покойная мать девочек не стала на защиту собственных детей. Можно, конечно, оправдать её тяжёлой болезнью, а также историческими реалиями начала прошлого века, особенностями бытовой культуры афроамериканцев. Но, к великому сожалению, в большинстве случает взрослые (матери) предпочитают закрывать глаза или обвинить во всём случившемся ребёнка и в наше время. Часто матери как будто бы не замечают, что проделывают мужья с падчерицами, тем самым продолжая удерживать мужчину в семье. Что собственно и произошло и с Селли, к которой однажды ночью пришёл отчим и сказал, что она теперь будет делать то, что не может делать её мать. Беременность нельзя скрыть, но окружающие предпочитают считать девочку – подростка грязной, согрешившей. Виноват всегда слабый, т. е. ребёнок, и подобное отношение он считает вполне заслуженным, потому что иного не знает. Так формируется психология жертвы. Её ментальная установка – да, я сама виновата. Но ответственность всегда лежит на взрослом, который понимает, в отличие от ребёнка, что происходит и получает удовольствие, ребёнок чаще всего просто защищается.

В своё время отказалась работать с женщиной, принявшей сторону сожителя, когда, вернувшись раньше обычного с работы, увидела, что десятилетний сын его «ублажает». Взрослый мужчина, не моргнув глазом, сказал, что ребёнок сам предложил сделать это…

Вернёмся к фильму. Телли уходит из дома, но находит приют в христианском миссионерском обществе, в то время как Селли безропотно терпит всё, не сопротивляется, оставаясь в доме насильника.

Телли, наблюдая, как пасынки сестры не считаются с ней, спрашивает:» Почему ты не дерёшься? Нужно драться!». На что жертва Телли отвечает: » Я не умею драться, я умею только выживать!». Главная психологическая особенность жертвы в том, что она предпочитает жить в анабиозе, в какой-то жизненный период согласившись с внешними обстоятельствами, что любое сопротивление смертельно опасно.

Жить и выживать для жертвы одно и тоже.

Жертва, став взрослой, по-прежнему проецирует свою детскую беспомощность перед взрослым (как правило жестоким) на весь мир и своё ближайшее окружение. Ей и в голову не приходит взбунтоваться, чтобы открыто сопротивляться агрессору. Всё, что может позволить себе та же Селли – это плюнуть в стакан воды, прежде чем подать его свёкру.

Роль жертвы может быть опасной для окружающих тем, что подавленная агрессия рано или поздно выстрелит, и её мишенью окажется не тот, кто причинял или способен причинить боль, а тот, кто не может себя защитить.

Одна моя клиентка, много чего вынесшая от отца в детстве, считала, что ей не стоит иметь детей, потому что ребёнок – единственное существо, которое не сможет себя защитить. И в какой-то момент она его может задушить. Педофилы часто сами в детстве были жертвами насилия, поэтому осознанно или нет стремятся отыграться на другом ребёнке.

Зло должно быть остановлено, но не страхом наказания или возмездия, но познанием причин, источника возникновения и поисков путей искоренения в собственной душе.

Вскоре в жизни Селли и Мистера, так она называет мужа, появляется ещё один персонаж, певица Шуг, она же любовница Мистера. Селли безропотно ухаживает и за ней во время болезни. Своей безграничной добротой она заслужила и её любовь. Шуг – бунтарка, поступившая против воли отца – пастора, но отчаянно нуждающаяся в его любви и принятии. Неукротимый дух и любовь Шуг придаёт сил вечной жертве Селли.

Сын Мистера женится на женщине – воительнице Софии, у которой на всё один ответ – кулаком в лицо обидчика. Она не терпела побоев в собственной семье от отца и братьев, в отличие от Селли давала сдачу, нарастив мощную психологическую мышцу. Так София перешла из статуса жертвы в статус преследователя. Для этих женщин характерны две роли. Селли – жертва и спасатель. София – жертва – преследователь.

Стоит отметить, что Софию играет Опра Уинфри. В одном из интервью она говорит, как важно для неё было сыграть эту роль, ведь она сама ребёнком была изнасилована дядей и жила на крыльце дома матери. Будучи подростком, как заклинание, как мантру повторяла про себя стихотворение Уильяма Эрнеста Хенли «Непокорённый».

Из-под покрова тьмы ночной,
Из чёрной ямы страшных мук
Благодарю я всех богов
За мой непокорённый дух.

И я, попав в тиски беды,
Не дрогнул и не застонал,
И под ударами судьбы
Я ранен был, но не упал.

Тропа лежит средь зла и слёз,
Дальнейший путь не ясен, пусть,
Но всё же трудностей и бед
Я, как и прежде, не боюсь.

Не важно, что врата узки,
Меня опасность не страшит.
Я — властелин своей судьбы,
Я — капитан своей души.

Эти строки стали для неё талисманом-оберегом, помогли стать медиа-магнатом, звездой телевидения.

Селли предлагает пасынку побить строптивую жену, чтобы вернуть её в понятную и удобную для мужчин роль жертвы. София даёт достойный отпор свекрови. Селли становится стыдно. Но поведение Софии не вдохновляет её выйти из роли жертвы.

Переломный момент освобождения наступает тогда, когда Селли и Шуг случайно обнаруживают письма Телли, которые Мистер прятал от жены всю жизнь. Селли приставляет нож к горлу мучителя, проклиная его. Шуг забирает подругу с собой. Селли становится независимой и респектабельной женщиной, открыв собственный бизнес по пошиву одежды, а позже и получив наследство, присвоенное отчимом. Если ты жертва, то это поражает все области жизни, увы.

Остановилась столь подробно на анализе фильма, поскольку он наглядно демонстрирует как действует треугольник страданий (сочувствия) Карпмана в жизни и мне бы хотелось заострить внимание на бессознательных аспектах комплекса жертвы. Да, для жертвы жизнь — это страдание. Все к ней несправедливы, она устает и не справляется. Ей то обидно, то страшно, то стыдно. Ей не хватает ни сил, ни времени, ни желания сделать что-то для улучшения своей жизни. Она инертна. Она боится жизни и ждет от нее только плохого. Её часто обвиняют в выученной беспомощности и отмахиваются от неё, как от назойливой мухи, или досадуют, что она, как чемодан без ручки, бросить жалко, нести неудобно.

Но иногда капля искреннего сострадания, деятельного участия может совершить чудо. У жертвы вырастут крылья, и она может стать спасателем. Проблема в том, что жертве трудно принять детскую боль. У неё может не хватить мужества соприкоснуться с личной историей, вновь пережить ужас бессилия перед всемогущим преследователем — взрослым.

Её душа, как будто бы застряла в лимбе переживаний, разделившим её жизнь на до и после. Она продолжает пребывать в страхе, кастрирующем витальную энергию, поэтому она по-прежнему считает, что не сможет справиться с внешними катастрофическими обстоятельствами, которые со временем становятся внутренней реальностью. Она ломается психологически, и заключает договор по умолчанию с самой собой – жить значит выживать.

Со временем жертва может научиться извлекать определённые бонусы от манипулирования окружающими, сознательно или бессознательно помещая их в треугольник сочувствия (другое название треугольника Карпмана). Но здесь нет личностного роста, это тупик, психологический День сурка.

Только вычленив травматичное событие из бессознательного, которое и является причиной погрешностей поведения в социуме, жертва может изменить свой статус.

Опра Уинфри на одном из шоу говорит, обращаясь к аудитории, что ни дня не провела в психотерапии, и что именно сидящие в зале дали ей исцеление. Да, и Селли не могла проходить психотерапию. Ситуация её унижения была доведена до абсурда. Мистер, которому она безропотно отдала всю себя без остатка, не требуя ничего взамен, забрал её душу, лишив драгоценных писем любимой сестры. Опять же на бунтарство её спровоцировал другой человек, а не осознание личного унижения. Отчим не только насиловал, отнял и продал и детей, но и присвоил имущество, во владение которым она могла вступить, ещё будучи подростком, сразу после смерти матери, недолюбливающей некрасивую старшую дочь, а потом и вовсе возненавидевшую. Ей и в голову не пришло защитить её от отчима. Как это могло прийти в голову девочке? Если нет прецедента поддержки и защиты взрослого. Селли повезло больше, у неё были любовь и защита старшей сестры.

Что же касается заявления Опры Уинфри. Она не родила ребёнка, опасаясь детской ненависти и оформила отношения с другом, когда уже более чем крепко стояла на ногах. Детский абъюз поражает в первую очередь область эмоционально близких отношений.

Селли, оставив Мистера, забирает и любовь Шуг, которую он любил всю свою жизнь. Жертва и преследователь поменялись местами. Мистер спивается, теряя интерес к жизни, опускается психологически.

В моей личной истории, так же, как и историях клиенток, были эпизоды, когда мужчины, унижающие психологически и эмоционально, вдруг резко меняли своё отношение, когда им заявлялось о разрыве отношений. Они становились плачущими маленькими мальчиками, не способными справиться с болью потери «любимой» женщины. Они начинали угрожать физической расправой.

Мужчины, у которых идеально выстроены персона, ломались эмоционально, как тростинки, будучи не в состоянии отпустить унижаемую и униженную женщину. Получается вот такой психологический перевёртыш, потому что жертва и преследователь – две стороны одной медали. Преследователь может стать условием развития жертвы, в то время как жертва нет. В определённом смысле жертва психологически развращает преследователя, закрепляя в жестком авторитарном сценарии общения, и выходя из деструктивного тандема, выбивает у преследователя почву из-под ног, вынуждая регрессировать в статус жертвы. Хрупкий росток пробивается через толщу асфальта.

Здесь, конечно, можно вспомнить о принципе бумеранга, но это уже другая история, скорее метафизическая.

Юнгианский психолог в книге «Под тенью Сатурна» пишет: «Совершите насилие над душой мужчины, и он тоже в какой-то мере станет насильником. Массовые и серийные убийцы в свое время сами были жертвами физического или психологического насилия. Обиженный почтовый служащий или разъяренный банковский клерк стали постоянными персонажами выпусков вечерних новостей. Но это лишь вершина айсберга. Убийцы души постоянно присутствуют в жизни всех современных мужчин.»

Как выйти из треугольника страданий?

1. Личностный рост через развитие навыков рефлексии;

2. Практика осознанного наблюдения поможет идентифицировать сценарии поведения жертвы, преследователя, спасателя.

3. Практика самоанализа или аналитическая терапия помогут понять бессознательные мотивы ваших поступков, как в качестве жертвы, так и преследователя, и спасателя.

4. Контроль эмоций, позволяющий отделить переживания здесь и сейчас от травматичных в прошлом.

5. Развитие коммуникативного навыка я- высказывания. Говорить о себе, о своих чувствах, открывая свой внутренний мир другому.

6. Трансгрессия – практика отказа от привычных сценариев поведения и стереотипов мышления и восприятия, преодоление обстоятельств, которые сильнее тебя. Жертва становится героем, которой необходим преследователь для того, чтобы мотивировать и указать направление личностного развития.

7. Воспринимать преследователя как коуча или персонального тренера.

8. Стать героем, победив обстоятельства, которые заведомо сильнее, в том числе преследователя.

 

www.psysovet.ru

Треугольник Карпмана. Преследователь. Спасатель. Жертва

Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует;
Спасатель на самом деле не помогает,
а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий.
(Клод Штайнер, транзактный аналитик)

Треугольник Карпмана (англ. Karpman drama triangle;  «треугольник судьбы») — это широко используемая модель социального взаимодействия; модель, образованная патологическими отношениями.

Впервые была описана Стивеном Карпманом, последователем теории трнзактного анализа Эрика Берна, в 1968 году прошлого столетия в статье «Fairy Tales and Script Drama Analysis». Теория треугольника Карпмана не утратила своей актуальности и в современном мире. Эта модель часто используется современными психологами и психотерапевтами.

Несмотря на то, что треугольник Карпмана подразумевает разыгрывание трех ролей: преследователь, жертва и спасатель, число участников может быть больше.

Патологическими такие отношения считаются потому, что каждый из участников доволен своей ролью, выбрал он ее себе сам и жить с ней может десятилетиями.

Преследователь.
Это человек, который постоянно и не без удовольствия вымещает собственную агрессию на выбранной жертве. И выбор он делает осознанный, хоть и бессознательный. Выбирая жертву, преследователь совершенно безошибочно находит именно тот тип, которого устраивает быть жертвой.

Где-то в бессознательном заложено это знание, ведь если он выберет неправильный психотип, он не только не получит желаемого результата, но может получить в ответ, а может и понести наказание с точки зрения закона. Поэтому у таких людей жертвой может быть только тот, кому нужна роль жертвы.

Спасатель.
Это человек с комплексом героя. Для него невозможно и дня прожить без помощи другим. Это человек, который может подвергаться нападению со стороны преследователя, но останется героем.

Казалось бы, чем плохая роль? Все дело в том, что спасатель на самом деле не стремится никого спасти. Для него привлекателен сам факт наличия героизма. Ему так же интересно, чтобы жертва оставалась жертвой, ведь если он ее спасет, то ему придется искать новую жертву. А это может быть небезопасно, и с первой попытки сложно определить, действительно ли нужна человеку помощь (в этом случае спасателю его роль не интересна. Ведь ему важно играть с жертвой, только так он сможет получить свою порцию удовольствия) или это тот случай, когда нуждающемуся в помощи присуща роль жертвы, и тогда спасатель получит желаемый результат.

Жертва.
Жертва на самом деле получает не меньше выгод, чем преследователь и спасатель. Пожалуй, самая большая потребность быть жертвой формируется у людей, которые не желают нести ответственность за успехи и провалы в собственной жизни. Ведь гораздо проще переложить ответственность за собственное существование на кого-то другого.

Вторая выгода, приобретаемая в таких отношениях — это возможность постоянно получать не малую порцию жалости и сочувствия к собственной персоне, а еще дополнительные льготы и разные приятности.

Каждый из участников треугольника Карпмана периодически примеряет на себя одну из ролей, но дольше всего он пребывает именно в той роли, которая ему больше всего нравится.

После всего описанного выше возникает закономерный вопрос:
«Если всем так хорошо, и всем все нравится, то зачем что-то менять?».

Дело в том, что при обоюдном согласии разыгрывать собственные проблемы, проблемы не решаются. Каждый из участников получает секундное удовлетворение, но объективные проблемы так и остаются не разрешенными.

А существует ли вообще способ выхода из треугольника Карпмана?

Все мы хоть раз в жизни бываем вовлечены в подобные треугольники. Конечно, это неприятно, когда тебя используют в такого рода играх, и если Вам не присуща ни одна из вышеперечисленных ролей, Вы долго не задержитесь в подобных отношениях. Вреда они Вам не нанесут, но неприятный осадок может остаться.

Если в какой-то момент Вы начинаете понимать, что на протяжении какого-то времени проигрываете одну и ту же роль в кругу постоянных участников — Вы оказались в треугольнике и необходимо как можно скорее выбираться из него. Иначе Вы и не заметите, как разрушите собственную жизнь.

Для того, чтобы выйти из треугольника Карпмана, надо прежде всего осознать тот факт, что он существует, и Вы в нем участвуете. Это самое сложное, далее найдите свою роль в этом треугольнике и постарайтесь найти, самостоятельно или при помощи специалиста, зачем Вам нужна эта роль.

Черты, наиболее присущие Преследователю.
Преследователь из всех участников меньше всего осознает свою роль. Но и тут можно проследить закономерность. Преследователь склонен постоянно предъявлять претензии всем и вся в его окружении, критиковать за любую оплошность, постоянно обвинять других, срываться на определенных лицах. Нередко их раздражение проявляется и в физическом насилии.

Как попытаться исправиться самостоятельно.
Постарайтесь принять истину о том, что окружающие люди Вам лично ничего не должны. Люди (и Вы в их числе) имеют право совершать ошибки. Прежде чем начать обвинять кого-то, напишите 10 добрых слов, лучше о человеке, на которого хотите накричать, или о коллективе, в котором находитесь сейчас.

Черты, наиболее присущие Спасателю.
Постоянное навязывание собственной помощи, идеализация собственных представлений о мире, потребность помогать там, где Вас не просят.

Как попытаться исправиться самостоятельно.
Прежде чем попытаться кому-то помочь, подумайте — точно ли этот человек нуждается в Вашей помощи. Сделайте паузу. Дайте возможность человеку решить самостоятельно свои проблемы. Помогайте только в тех случаях, когда Вас об этом просят, и ровно столько, сколько просят.

Черты, наиболее присущие Жертве.
Типичная жертва треугольника Карпмана, жертва всегда и везде. Ей не интересно, когда к ней хорошо относятся, она старается находиться среди тех людей, которые используют ее в корыстных целях. Единственный человек, которого использует Жертва — это Спасатель, он ей необходим для того, чтобы натравить на Преследователя, и механизм снова в работе.

Как попытаться исправиться самостоятельно.
Постарайтесь понять, что именно Вы и никто другой несете ответственность за собственную судьбу. Другие люди не обязаны решать Ваши проблемы, не перекладывайте собственные обязательства на плечи окружающих.

Для того, чтобы выйти из деструктивных отношений треугольника Карпмана, придется приложить немало усилий. Путь этот долог и непрост. Но результат стоит затраченных усилий.

www.all-psy.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о