«Как избежать лишних проблем» или «как я оказался сволочью» / Хабр
yanajyВремя прочтения 2 мин
Просмотры2.6K
Довольно часто отношения между людьми реализуются по схеме «треугольника Карпмана»:
Суть такая: изначально есть тиран, преследующий жертву (например, директор ругает программиста). Потом появляется спасатель (например, менеджер), который «заступается» за жертву. И всё бы ничего, если бы не одно «но«…
Самая большая опасность треугольника заключается в его динамичности. Практически всегда после прихода спасателя роли меняются. Причём спасатель обязательно станет жертвой по одному из сценариев:
1. Тиран переключает свою агрессию на спасателя (неприятно, но терпимо)
2. Жертва становится тираном и преследует спасателя (да-да, именно так)
Как ни парадоксально это звучит, но чаще всего спасатель получает по заслугам не от тирана, а от жертвы (второй сценарий).
Проследите конфликтные ситуации в своей жизни — и станет понятно, что многие неприятности образуются именно по этому принципу.
Заступились за сотрудника перед директором? Завтра коллега потребует от вас сделать это ещё раз.
Одолжили денег один раз? Вы обязаны одолжить и второй раз тоже!
Вчера вы сделали за меня часть моей работы? Будьте добры поработать за меня и сегодня!
Конечно, так бывает не всегда. Но очень часто.
Прежде чем «помочь» кому-то — подумайте: действительно ли ваша помощь необходима. И даже в этом случае будьте готовы к тому, что жертвой вы рано или поздно станете.
Лекарство только одно: не вступать в отношения в роли спасателя. Тогда вы не попадёте ни в один конфликт, образующийся по этой схеме (а это примерно 20% от всех конфликтов)
__________________________________________
Вдохновение пришло после прочтения поста и следующего диалога с незнакомым мне человеком:
Alexander: привет. Меня зовут Саша. У меня есть вопросы по твоей статье на твоем сайте. Есть пара минут?
Ян: мэн, я не консультирую верстальщиков
Alexander: а я не верстальщик. Вообще — я программист и с версткой формально знаком. Поэтому и решил обратиться к тебе, как к профи
Ян: не могу ж я разбираться с каждым, у кого возникают проблемы 🙂 я бы и рад помочь, но у меня полно работы
Alexander: жаль. Расчитывал на помощь, а не на понты. По крайней мере никогда не отмахиваюсь от людей, кторые обращаются за помощью. Ладно, буду сам искать косяки в твоем коде. Удачной работы
В общем, я сволочь. Потому что отказал человеку в помощи! Я
Теги:
- конфликты
Хабы:
- GTD
Всего голосов 288: ↑206 и ↓82 +124
Комментарии 191
Ян Агеенко @yanajy
Пользователь
Комментарии Комментарии 191
Треугольник Карпмана: драмы, драмы, драмы
На эту тему не писал, кажется, только ленивый.
Я тоже напишу, пусть у меня будет.
Этот текст я составила для участников моей группы «Хочу здоровых отношений!», когда мы обсуждали эффективное и неэффективное взаимодействие.
Ну не пропадать же добру.
Нездоровые, проблемные, созависимые взаимоотношения часто развиваются по сценарию одной и той же психологической игры. Его описал продолжатель идей Эрика Берна Стефан Карпман.
Есть треугольник, в нем три вершины, они же — роли: Жертва, Преследователь (Тиран, Палач), Спасатель. Все три роли работают в жесткой связке и невозможны друг без друга. (Вот так со стороны кажется: какой-то абстрактный треугольник, какие-то роли. На самом деле здесь очень много жизни, несчастных судеб и драмы, драмы, драмы).
Ролей в треугольнике три, но актеров в игре достаточно и двух (например, муж – жена). Встречается в самых разных видах взаимоотношений – среди друзей, на работе, но особенно деструктивно треугольник «работает» в близких отношениях, в семье.
Участники треугольника пытаются найти крайнего и наказать его. Они не берут ответственность за свое состояние, свои эмоции, поступки и решения на себя, а перекладывают ответственность за них на другого. Не занимаются собой и своей жизнью, а пытаются выстроить чужую. Периодически они меняются местами, двигаясь по треугольнику, легко соскакивая с одной роли на другую.
Как это происходит? У этой игры множество вариаций – все зависит от того, кто первым делает ход. Например, так: Жертва жалуется Спасателю на тяжелую жизнь с Преследователем и ищет помощи. Спасатель начинает «спасать». Жертва тут же меняет минус на плюс и начинает защищать бывшего Преследователя. Спасатель, ощущая тщетность своих усилий (Жертва никак не хочет спасаться да еще и перекидывается в стан врага), испытывает плохо скрываемое раздражение и становится Преследователем (тем, кто обвиняет, на кого жалуются и кого считают во всем виноватым). Бывший Тиран – Жертвой (потому что теперь его преследуют), а бывшая Жертва – Спасателем.
Другой пример:
Муж приходит домой с работы, голодный и злой, и обнаруживает, что полы уже который день не мыты, ужин не разогрет, в дневнике двойки, белье не глажено и даже не снято с сушилки, и вообще непонятно, кто чем в этой семье занимается, пока он из последних сил тащит на себе воз их финансового благоденствия. Он начинает придираться к жене, жаловаться на судьбу, проклинать начальство и черствость близких («это вы меня довели!»). Перед нами – Преследователь. Жена (Жертва), чувствуя частичную правоту мужа и свою «виноватость», огрызается вяло и не особо сопротивляется, из-за чего наш Тиран расходится не на шутку, припоминая ей все прежние «грехи». В итоге, доводит ее до слез, прибегает ребенок, начинает вступаться за маму (он – Спасатель мамы и Преследователь папы), получает от папы свою порцию люлей (превращается в Жертву), мама кричит «не трожь сына, ирод, ты нам всю жизнь сгубил» (теперь она – Спасатель ребенка и Преследователь мужа). «Ирод» остывает и уже стыдится, что перегнул палку (сейчас он – Жертва), сбавляет тон, жалеет себя, сам чуть не плачет. Жена отвешивает подзатыльник сыну («иди двойку исправлять, спиногрыз»), начинает утешать («спасать») мужа. Тут он опять вспоминает, что полы уже который день не мыты, ужин не разогрет, в дневнике двойки, белье не глажено и даже не снято с сушилки… Начинается второй акт треугольной драмы. И этот спектакль может длиться вечно, с периодами перемирия, затишья и иллюзии семейного счастья.
У каждого человека есть «любимая», наиболее близкая, привычная и знакомая ему роль в этом треугольнике. Через эту роль он обычно в треугольник и входит, а затем начинает бегать по кругу, примеривая на себя другие ипостаси. И неважно, где он начал этот путь, неизменно он окажется в роли Жертвы, которую все жалеют, ибо эта роль и есть во всей истории самая желанная и лакомая.
Зачем люди играют в этот треугольник? Он дает много выгод. Например, создает иллюзию сплоченности, близости, каждый получает свой мешок сильных эмоций, право не решать свои проблемы (а обвинять в них других), чувствует себя нужным и незаменимым. Жертве на самом деле очень нужны Преследователь (он наполняет ее жизнь смыслом, иначе для чего столько лишений?) и Спасатель (вот кто поделится ресурсами и оценит ее подвиг). Спасателю и Преследователю – Жертва. Спасателю – чтобы ощутить свою ценность, Преследователю – чтобы спроецировать на нее свою беспомощность, сбросить напряжение и найти во всем виноватого.
Жертва
Чувствуя себя неумелой и мало на что способной, ищет того, кто мог бы позаботиться о ней, утешить, спасти или принять решение (Спасателя или Преследователя).
Считает себя вечно страдающей, непонятой и несправедливо обиженной, хотя старается для других, забывая себя, ничего от них не требуя (но уж если она попросила о чем-то, никто не может ей отказать, она же так редко просит).
Всегда готова принести себя в жертву, умалить себя, хотя в глубине души ждет воздаяния за свои страдания («когда-нибудь он поймет!»).
Не заботится о себе, не защищает себя, не обозначает свои границы, «провоцируя» Преследователя.
Никогда не бывает спасенной, сколько бы Спасатель ни старался!
Спасатель
Борется со злом и несправедливостью.
Привык игнорировать собственные потребности и брать на себя ответственность за судьбы униженных и оскорбленных.
Спасая, чувствует себя нужным, «на высоте». Это дает возможность получить признание, ощутить свою значимость, повышает уверенность и наделяет правом «причинять добро» и вершить справедливость. Ибо он убежден, что ценен только тогда, когда помогает другим. А еще втайне надеется: если я сейчас помогу им, позабочусь о них, когда-нибудь они помогут мне (т.е. действует с надеждой на взаимность, хочет, чтобы его потребности были удовлетворены другими).
Пытается стать незаменимым, чтобы избежать одиночества.
Часто ощущает себя преданным, использованным, неотблагодаренным, и это чувство двигает его в другие роли – Жертвы или Преследователя.
Преследователь
Часто чувствует себя плохим, виноватым, сгорающим от стыда, но неизменно сильным и правым. Пытаясь освободиться от невыносимого чувства вины и беспомощности, он становится обвинителем других. Жаждет наказать тех, кто, по его мнению, этого заслуживает, считая себя вправе «отомстить за обиды».
Пребывает в иллюзии полного контроля над ситуацией, хотя на самом деле таким образом пытается (но безуспешно) обрести контроль над самим собой.
Радуется ощущению власти, чувствует справедливость и необходимость своих требований и поступков. Не выносит неподчинения. Находит изъяны и недостатки, оказывает давление, чего-то требует и всегда знает «как надо».
Он вечно в тревоге, но скрывает ее. Контроль над другими и нужен ему как раз для того, чтобы погасить эту тревогу, создать иллюзию предсказуемости и постоянства мира.
Ему страшно признаться в своих страхах (это же признак слабости), он постоянно находится в стрессе и напряжении, потому что окружающие так и норовят выйти из-под контроля. Убежден, что мир опасен (а он сам – жертва опасного мира, где другие спят и видят, как бы ущипнуть его или ударить), а потому надо наносить удар первым. Нападение – его основной способ справиться с чувством вины, бессилием, разочарованием и болью.
Выход из треугольника Карпмана:
• осознать, что ты в нем и мечешься по кругу, увидеть свою «любимую» роль, отказаться от всех трех ролей сразу;
• не вовлекаться в эти игры, занять роль наблюдателя: никого не спасать (помогать и спасать – разные вещи), не делать за других то, с чем они могут справиться самостоятельно, не встревать в чужие отношения, не ждать избавителя от проблем, надеясь на спасение, не искать виноватых и не пытаться выстроить жизнь окружающих;
• взять на себя ответственность – за свои потребности, свои чувства, мысли, реакции и поступки, за свое бессилие и ту боль, которую мы иногда причиняем другим людям.
Мы сами, только мы, выбираем, что думать и как поступать. Все, что мы делаем – мы делаем по своей воле, нас никто не заставляет. Точно так же другой человек делает свой выбор сам. Ему же потом за него и отвечать.
Ирина Чеснова
Драматический треугольник – онлайн-терапевт
- Автор сообщения: Доктор Николас Дженнер
- Сообщение опубликовано: 27 июня 2022 г.
Драматический треугольник Карпмана описывает неблагополучные отношения, в которых люди в отношениях переключаются между тремя ролями: Преследователя, Спасателя и Жертвы, удерживаемых чувством вины и вины. Узнайте больше об этом и о том, как это повлияло на мою жизнь лично. Кроме того, что я делаю по этому поводу. Как правило, следующие факторы полезны:
1. Удовлетворяйте свои потребности здоровым способом без контроля, напрямую спрашивая о том, что вы хотите. Это здорово и дает другому человеку четкую и прямую информацию о вас. Это будет означать работу и отказ от статуса жертвы.
2. Сознательно отказываться от спасения других. Скажите себе, что вы сделаете это только в том случае, если вас об этом попросят или если вам дадут разрешение. Это будет означать, что вы сделаете шаг назад и поработаете над своими мыслями Внутреннего Диктатора.
3. Посмотрите, как вы судите других и какие у вас есть прогнозы. Здесь важно осознание гнева и самооценки.
4. Будьте в курсе любых травм развития и триггеров. Мы часто можем видеть присутствие незалеченной травмы в драматическом треугольнике из-за чрезмерной реакции и мгновенного гнева.
5. Научитесь четко выражать мысли и чувства в данный момент, а не копить их до тех пор, пока не произойдет взрыв.
6. Осознайте, как драматический треугольник служит вашим потребностям как созависимого, позволяя, контролируя и играя роль жертвы. Узнайте о корнях вашей созависимости.
7. Узнайте о важности установления и принятия здоровых границ в любых отношениях и посмотрите, к каким людям вас обычно тянет.
Подпишитесь на блог доктора Дженнера по электронной почте
Введите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты
Присоединяйтесь к 5449 другим подписчикам
Доктор Николас Дженнер
Доктор Николас Дженнер — психотерапевт-консультант в частной онлайн-практике, работающий с отдельными лицами, парами и группами, занимающийся проблемами созависимости, тяжелой депрессией, биполярным расстройством, расстройствами личности, тревогой, посттравматическим стрессовым расстройством, расстройствами пищевого поведения и другими проблемами психического здоровья. Он много лет практиковал онлайн и рано осознал, что онлайн-терапия была удобным способом для людей встретиться со своим терапевтом. Работая нестандартно, он делает все возможное, чтобы клиенты имели доступ к помощи между сеансами, что очень ценится. Он также посвящает часть своего свободного времени наставничеству студентов-психологов в университетских условиях.
Неблагополучные семьи и драматический треугольник
Перед вами отличная статья о ролях, которые мы берем на себя, выходя из несчастливых/неблагополучных семей.
Три роли Драматического Треугольника — это три основные позиции, которые играют несчастливые семьи, описанные транзактным терапевтом Стивеном Карпманом в 1968 году. Три роли — Преступник, Спасатель и Жертва, которые действуют, чтобы удерживать людей в иллюзии власти. Роли включают усвоенные модели привычек и механизмы контроля, которые связывают людей друг с другом болезненным образом. Это симбиотическое деструктивное поведение, затрагивающее всех членов семьи.
Карпман нарисовал эти роли на перевернутом треугольнике с Преследователем (чье поведение варьируется от доминирующего до обидчика в семье), Спасателем в верхней части треугольника и Жертвой в нижней. Две позиции наверху считаются позициями «один наверху», когда люди чувствуют свое превосходство, в то время как Жертва находится в позиции «на один вниз», чувствуя, что на нее смотрят свысока и беспомощны. Позиции часто меняются, когда люди меняют эмоции, чтобы защитить свое эго, которое чувствует угрозу.
Жертва может разозлиться на несправедливость преследования, тем самым перейдя в роль преступника. Агрессор может устать от своего гневного шквала, а затем почувствовать себя виноватым и переключиться на роль спасателя.Эти роли представляют собой бессознательные сценарии того, как разыгрывается нездоровая семейная жизнь, которые лишают людей связи с настоящей близостью. Они проявляются в поведении, которым люди занимаются, чтобы дистанцироваться и отключиться друг от друга. Это способы, которыми люди пытаются оставаться в безопасности, чувствовать себя важными и тешить свое эго. Участие в драме треугольника держит людей в плену лжи, вины и стыда, нездоровых секретов, «должен» и пристрастия к кризису, хаосу и манипуляции.
Позиции Треугольника Драмы в значительной степени бессознательны по своей природе и поддерживаются отрицанием, высокомерием, беспомощностью и сговором (молчаливое согласие всех игроков на сохранение статус-кво). Бессознательные сценарии вины и стыда запрограммированы в психике маленького ребенка. Вокруг ролей формируются темы отчаяния — темы депрессии, алкоголизма, жестокого обращения, инцеста, поиска козла отпущения, манипуляции и созависимости. Эти тематические узоры передаются из поколения в поколение. Согласно одному авторитетному источнику, примерно в четверти всех семей есть какая-то версия существования члена-тирана, который говорит другим, что делать.
Все роли закрепляются отрицанием чувств сначала в себе, а затем в других. Отрицание — это защитный механизм, который заставляет людей действовать бессознательно, извращенно, вместо того, чтобы видеть реальность того, как они причиняют вред себе и другим. Огромный запас отвергнутых чувств продолжает накапливаться на протяжении всей жизни, чтобы увековечить несчастье в жизни человека, отчуждая его/ее от любовных связей с партнером или с детьми.
Дети в семье усваивают все три роли и, став взрослыми, передают их своим детям. В соответствии со своим типом личности они выбирают главную роль, но в их распоряжении есть две другие роли, которые можно использовать в конкретных ситуациях. Каждый член семьи «передвигается по треугольнику», меняя роли по мере необходимости. У каждого человека есть основная роль, но он может переключиться на другую роль, чтобы сохранить иллюзию власти. С другими людьми вне семьи играют разные роли в зависимости от того, насколько ценны отношения и какие здоровые границы установлены. Например, мужчина может доминировать и оскорблять дома, но подчиняться своему начальнику на работе.
Психотерапевт Линн Форрест описала, как обычно существует первичная позиция, с которой человек больше всего идентифицирует себя. «Наши основные позиции обычно закладываются в детстве. Например, если родитель чрезмерно защищает ребенка, делая все для ребенка, то этот ребенок может вырасти и почувствовать себя неспособным позаботиться о себе. Это настраивает их на пожизненную роль Жертвы. Или наоборот; они могут начать злиться и мстить, если другие не позаботятся о них, тем самым занимая основную позицию Преследователя».
В здоровых семьях могут быть второстепенные версии этих ролей, которые проявляются сильнее, когда возникают сильные стрессоры. Вместо оскорбительной динамики Преступника есть доминирующий партнер, а другой партнер соглашается с решениями, но с небольшой драмой, как это показано в традиционных браках. В здоровых семьях есть честность и разрешение говорить об отыгрывании поведения других с решением проблем, а не насилием, уступкой и поощрением. Вы можете узнать, как взаимодействуют здоровые семьи, и ворваться в отрицательные роли. (См. исследование Джона Готтмана о том, как здоровые семьи общаются друг с другом.)
Зависимости создают хаос в семьях
Тяжелые зависимости всегда приводят к разрушительным ролевым играм. Одна из форм Преступника — «хороший парень», который становится злым во время выпивки. Другой формой является злой человек, который бушует при употреблении наркотиков или алкоголя. Алкоголик, который регулярно уходит в ступор, является формой пренебрежения. Зависимости у некоторых членов семьи, соответственно, приводят к спасению и жертве у других. Чем глубже один или несколько членов семьи погружаются в пагубные пристрастия, тем масштабнее становится семейная драма.
Статья из Al Anon иллюстрирует, как члены семьи могут изменить положение Треугольника Драмы в своем отчаянии и разочаровании. «Ужасно, как хорошо алкоголик контролирует семью, особенно жену, мужа или мать. Алкоголик пьет снова и снова. Семья кричит, плачет, кричит, умоляет, умоляет, молится, угрожает или практикует молчаливое обращение. Он также покрывает, защищает и ограждает алкоголика от последствий пьянства. Если алкоголик продолжает вести себя как маленький бог, то это потому, что семья не способна противостоять такому отношению и способствует сохранению иллюзии всемогущества».
Спасение и устранение естественных негативных последствий ролей. Иногда людям нужно испытать болезненные последствия своего выбора. Иногда им нужно пострадать и достичь дна, прежде чем они поймут, что им нужно измениться. Например, запретительный судебный приказ и постановление суда о том, чтобы разозлить классы менеджеров после домашнего насилия, дают встряску и проверку реальности, в которой нуждается преступник.