Творческая самореализация: Творческая самореализация как предмет исследования

Содержание

Творческая самореализация как предмет исследования


Теоретические аспекты исследования творческой самореализации подростков в системе дополнительного образования

Творческая самореализация как предмет исследования

Модернизация общественно-политического процесса нашего общества обусловливает необходимость содержательной и творческой деятельности личности квалифицированного специалиста, способного масштабно мыслить и конструктивно действовать в новой социокультурной ситуации, в связи с этим требования к повышению творческого уровня личности стали общемировой тенденцией. Сегодня только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс. Именно творческая деятельность лежит в основе прогресса материального и духовного производства, а также в основе развития и становления личности, ее индивидуальности и самореализации.

Психолого-педагогическая литература определяет творческую, или креативную (лат. сrеаtо — сотворение, создание) деятельность как самодеятельность, охватывающую изменение действительности и раздвигающую пределы человеческих возможностей, как способ самоутверждения, самовыражения, самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Н.И. Дружинин и др.).

Творчество выражается в различных видах деятельности, художественной, научной, технической, производственной и др. При этом А. Маслоу[1] подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, выступает в качестве показателя и способа самовыражения и самореализации. Креативность дополнительно включает продуктивное поведение в любых жизненных ситуациях, где присутствует новизна, необходимость в разностороннем мышлении и создании необычных идей.

По словам Д. Б. Богоявленской, творчество является атрибутом человеческой деятельности, это её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство»[2]. По мнению сторонников экзистенциализма, носителем творческого начала является личность как экзистенция, как некоторое иррациональное начало, прорыв природной необходимости и потустороннего мира.

Так, согласно точке зрения Г. Я. Буша, творчество – это процесс, приобретающий социальную значимость только вследствие его значимости для диалогического, интерсубъективного взаимодействия, в котором только и возможно порождение нового, будь то знания, предметы, культурные ценности и т. д.[3]

Таким образом, творчество как деятельность приобретает особую значимость для личности лишь в том случае, если личность находится во взаимодействии с другими, и её результат социально значим.

Деятельностная и социальная сущность творчества определена в работах К. Маркса: «Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий, и которой он должен подчинить свою волю»[4]. Тем самым К. Маркс подчеркнул, что творчество является сутью бытия человека, его родовым социальным признаком, родовой сущностью.

Понимание творчества с позиции деятельностного подхода является основополагающим в российской исследовательской традиции. С. Л. Рубинштейн указывает, например, что «творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что при том входит в историю развития не только самого творца, но и науки и искусства и т. д.»[5]. Работы С. Л. Рубинштейна способствовали утверждению представлений о творчестве как о результате сознательной деятельности субъекта. Ю. А. Милославский говорит о том, что творчество – это деятельность, выполняющая функцию обеспечения своеобразного иммунитета к трудностям и разрушающим последствиям неудач[6].

В. А. Сластенин и Л. К. Веретенникова считают, что творчество рассматривается в науке как деятельность, результатом которой является создание нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. «Творчество – высшая форма активности человека и в то же время его характеристика, свидетельствующая о высоком уровне развития такого интегрального качества, как творческий потенциал личности»[7].

В. И. Андреев трактовал творчество как вид человеческой деятельности, характеризующийся рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве[8].

Таким образом, творчество – неотъемлемая характеристика развития личности. Творческое мышление служит основным проявлением одарённости и самостоятельности личности.

Творчество как способ самореализации личности рассматривали многие учёные. Так, А. А. Леонтьев считает, что непременным продуктом любого творчества является осознание человеком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего (в широком смысле) начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения. То есть осознание человеком себя как субъекта самореализации[9].

В работах Л. В. Ведерниковой творчество рассматривается как универсальный способ позитивной самореализации. Творческая самореализация, по её мнению, укореняет человека в бытии, укрепляет его свободу, позволяет осваивать все новые и новые из своих возможностей[10].

Понятия творчества и самореализации тесно взаимосвязаны. Сама по себе самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики, психологии, философии, социологии. Усиление внимания к ней сопряжено с пониманием её важнейшей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию[11]. При наличии огромного многообразия теоретических подходов в науке сегодня не существует единого подхода к определению сущности самореализации личности. Большинство психологических теорий стремится к объяснению самореализации или сходного с ним понятия такого же уровня. Например, самоактуализация в теории А. Маслоу (1997)[12], идентичность в теории Э. Эриксона[13], стратегия жизни в отечественной психологической теории (Абульханова-Славская, 1991) и др.

Также понятие самореализации разрабатывается в различных теориях роста, развития и достижения, в большинстве когнитивных и гештальт-теорий. Отличие этих теорий в том, что человек в них понимается как активный, деятельный субъект, стремящийся к развитию тех или иных психических структур. Вместе с тем, согласно авторам этих теорий, у человека нет стремлений с самореализации, развитие и осуществление потенциала происходит «параллельно» реализации основной мотивации, признаётся личностной, «надфизиологической» природой человеческой активности. Например, Г. Мюррей разработал список основных потребностей, обязательно присущих людям. В их числе потребность в достижении, которая трактуется как преодоление препятствий, достижение высоких стандартов, конкуренция и превосходство над ними, старание и победа[14]. Всё это говорит о разнообразии подходов к изучению сущности понятия самореализации.

В последнее время различным вопросам, связанным с изучением проблемы самореализации личности, посвятили свои работы М. С. Иванов, Н. А. Кебина, А. М. Климанова, Г. К. Чернявская, Н. В. Южакова и другие.

К проблеме творческой самореализации обращается в своём диссертационном исследовании Е. Ю. Трацевская, которая понимает её как субъективно значимый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала в различных видах деятельности[15]. По мнению О. В. Шелкуновой, творческая самореализация личности – это непрерывный, целенаправленный процесс, ориентированный на максимальное раскрытие творческих способностей в процессе профессиональной самодеятельности[16].

В связи с глобализацией и информатизацией общества в целом и системы образования в частности идея самореализации приобретает иное видение ее роли в личностном становлении подростка.


[1] Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. — СПб.: Питер, 2005. — 352 с.

[2] Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы. – М., 2005. – 176 с. С.25.

[3] Буш Г. Я. Диалогика и творчество. – Рига : Авотс, 1985. – 318 с.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. – Т. 23. – С. 10.

[5] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М. : Мысль, 2009. – С. 54.

[6] Милославский Ю. А. Саморегуляция и творческая активность лично- сти // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – С. 71.

[7] Сластенин В. А., Веретенникова Л. К. Формирование творческого потенциала школьников : учеб. пособие. – М. : Магистр, 2008. – 95 с.

[8] Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – М.: Академия, 2009. – 237 с. С.49.

[9] Леонтьев А. А. «Научите человека фантазии…» (творчество и разви- вающее образование) // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 39.

[10] Ведерникова Л. В. Теория и практика формирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности : монография. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. – 196 с. 7.

[11] Макарова Л. Н., Подымова Л. С. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – Вып.1. (69). – С. 89–93.

[12] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 108–117.

[13] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. В. Толстых. – М.: Прогресс, 2009. – 340 с.

[14] Иванов М. С., Яницкий М. С. Модель напряжений самореализации и её эмпирическая валидизация // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 20–28.

[15] Трацевская Е. Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания (школа-колледж) : автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с. С.15.

[16] Шелкунова О. В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза: дис. …канд. пед. наук. – Иркутск, 2005. – 180 с.

Творческая самореализация: что нужно о ней знать

12.03.2019

Жизнь человека не стоит на месте. Непрерывно происходит какое-то движение вперед, появляются новые умения и навыки, накапливается полезный опыт. Одним из важнейших направлений развития личности является творческая самореализация. В нашей статье мы подробнее расскажем, как реализовать себя в данном вопросе и что вам может помочь на этом пути.

Несколько слов о самореализации личности в целом

Каждый человек от природы способен претворить в жизнь всё, что в нём заложено, проявить свои внутренние резервы. Во многом именно самореализация определяет, как индивид проживет свои дни, достигнет ли он успеха, придет ли к стабильности и оптимальному положению в социуме. Она позволяет выразить себя и полностью раскрыть любые, даже самые неочевидные таланты человека.

Уже с детства могут проявиться некоторые проблемы самореализации, которые будут сопровождать вас всю жизнь. Важно выявить их как можно раньше и преодолеть, а это возможно, только если работа будет проводиться целенаправленно. Опаснейшим врагом на пути реализации яркой индивидуальности человека являются стереотипы. Наше общество погрязло в шаблонном мышлении, оно с детства навязывается ребенку.

Для социальной структуры личность человека может быть одновременно и субъектом, и объектом. В процессе адаптации индивида в социуме и его определенных группах большое значение имеют целеустремленность, внутренние направления деятельности, убеждения и мотивы. Максимального успеха достигает только та личность, которая неуклонно идет к своей цели, реализуя в полной мере свои возможности и потенциал. Движение по пути наименьшего сопротивления обычно не обеспечивает хороших результатов.

Творческая самореализация полноценно происходит тогда, когда в процессе деятельности индивида при воплощении таланта и потенциала человека максимально задействуются объективные условия окружающей среды и социума. В результате в жизнь претворяются практически любые личностные стратегические планы. То есть это действия с долгосрочной перспективой, а не разовый поступок в данный момент времени.

Читайте также: Как развить способности ясновидения

Почему так важна именно творческая самореализация

Любой индивид проявляет свои личностные характеристики через творческий процесс. Такой механизм самореализации предусмотрела природа. Уровень духовного развития человека тоже определяется степенью овладения сутью творчества.

В чём заключается практическая значимость творческой самореализации? Творчество человека напрямую связано с его умением проявить свой талант и заложенный в нём потенциал. Это позволяет достичь успеха в различных сферах жизни.

Многочисленные исследования указывают на то, что полностью возможности субъекта раскрываются только в социально полезной и значимой для людей деятельности. В то же время любая активность должна соответствовать не только внешним мотивам, но и внутренним представлениям самого человека. Когда эти параметры соблюдаются, деятельность становится самодеятельностью. Таким образом, реализация индивида в определенной сфере превращается в самореализацию. Личной мотивации придается огромное значение. Именно благодаря ей творческий процесс представляет собой процесс самореализации, чем он и должен являться в идеале.

Целью такой активности выступает желание занять определенные внешние позиции, поэтому она по большей части направлена на внешнее проявление своих индивидуальности, талантов и возможностей, а не на познание себя и внутреннюю аналитику. Рассказывая о состоявшемся человеке, мы имеем в виду личность, которая смогла направить все свои внутренние ресурсы на выполнение задуманных планов.

Проблемой творческой самореализации субъекта является часто возникающее несоответствие между внутренними энергетическими резервами, желаемыми достижениями и имеющимися успехами. Поэтому внутренняя богатая часть личности может полностью не раскрыться из-за неблагоприятных внешних обстоятельств. В результате возникает неудовлетворенность индивида сложившимся положением.

Читайте также: Практика осознанного сновидения

Механизмы творческой самореализации личности

Свобода представляет собой основу творческой самореализации. Она заключается в следующих параметрах:

  1. Способность индивида к самостоятельной деятельности.

  2. Свобода человека в своих поступках.

  3. Умение действовать независимо от условий окружающей среды.

  4. Свобода человека в своих мыслях.

Когда индивид стремится к определенной цели, он всегда встречает на своем пути препятствия. Их преодоление является свободой действий. Они выступают образцом внешних условий, таким же как:

  • болезнь, не позволяющая продолжать профессиональную деятельность;

  • головная боль при усиленных мыслительных процессах;

  • накопившаяся усталость к концу дня;

  • спазм мышц у спортсменов.

Свобода не заключается в устранении любых препятствий, а представляет собой избавление от чрезмерного контроля личной жизни человека.

Частная жизнь индивида имеет ряд характеристик. Она:

  • уникальна;

  • неповторима;

  • своеобразна.

В зависимости от этих параметров выстраиваются личные интересы человека. Выработав на основе своих интересов профессиональные навыки, индивид превращается в личность.

Согласно теории Маслоу, самореализация представляет собой стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей и реализации возможностей. Он считал, что личность на этом пути может выполнять любые действия, которые захочет. Если руководствоваться такими утверждениями, то может значительно увеличиться число воров, алкоголиков и преступников вокруг нас.

По-другому самореализация трактуется в труде «Психологии бытия», где под ней подразумевается полноценное развитие личности на основе биологических особенностей. Социальный статус и окружающие условия в этой интерпретации не имеют определяющего значения.

И пусть свобода является обязательным параметром, нельзя ею полностью подменять это понятие. Возможность выбора представляется лишь основой свободы самостоятельной реализации. Этот выбор делается исходя из интересов индивида и его возможностей. На протяжении жизни человек ежедневно сталкивается с альтернативами, которые оказывают существенное влияние на все аспекты его бытия.

Читайте также: Эзотерика для начинающих

С какими проблемами можно столкнуться в процессе творческой самореализации

Несмотря на то, что многие ученые занимались изучением проблемы самореализации, полной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Возможно, это объясняется значительным объемом происходящих процессов, а также их сложностью. До сих пор не выработано единой теории по творческой самореализации с точки зрения психологии.

Очень важную роль придают подростковому возрасту, когда ребенок мечтает стать кем-то в будущем. Безусловно, последующая жизнь, социальное окружение и внешние условия накладывают свой отпечаток на эту мечту, внося в нее свои коррективы. Обществу не нужны сотни и тысячи одинаковых по профессии и социальной направленности людей.

В такой момент возникает проблема выбора, когда человек должен определиться между своими желаниями и реальными возможностями. Именно тогда подростковые мечты могут угаснуть, столкнувшись с прагматизмом бытия. Во время такого кризиса творческой самореализации важно не отступить от своих целей, а найти новые пути их достижения.

Что еще важно человеку, кроме творческой самореализации

  • Профессиональная самореализация.

Другим аспектом реализации личности является профессиональная самореализация. Ведущим механизмом здесь выступает процесс самоактуализации. Именно он направляет всю деятельность индивида в стремлении максимально раскрыть потенциал человека и его способности на профессиональном поприще. В рамках профессии человек может проявить не только социальную составляющую, но и себя, свои личные мотивы и цели, поэтому такая активность дает наиболее широкие возможности для самореализации.

Современные люди практически всё свое время уделяют работе. Профессиональная деятельность занимает основное место в жизни каждого индивида. Именно здесь происходит формирование большей части знаний, умений и навыков, накапливается опыт, идет личностный рост. Социальный статус человека меняется. Основной целью для многих людей является умение подобрать себе такую профессию, где наиболее полно будут реализованы личностные особенности и таланты индивида. Именно такая деятельность приведет человека к успеху.

В процессе профессиональной самореализации не только формируются знания, умения и навыки, но и изменяется восприятие окружающей ситуации. Отдельные аспекты этих корректировок указывают на уровень реализации личности.

Актуальными в профессиональной деятельности могут быть следующие моменты:

  1. Человек понимает свою принадлежность к определенной профессиональной группе.

  2. Индивид соотносит уровень своих компетенций с требуемыми для данной профессии, осознает свое место в этом виде деятельности и понимает дальнейшие пути развития.

  3. Окружающие дают свою оценку профессионализму человека и его соответствию занимаемому месту.

  4. Происходит формирование самооценки в указанной сфере, когда личность осознает и принимает свою позицию, адекватно ее анализирует, понимая все положительные и отрицательные качества, учитывает имеющиеся возможности для развития.

  5. Способность представить свою дальнейшую жизнь в разрезе данной профессиональной сферы.


  • Социальная самореализация.

Если другие направления деятельности могут основываться на социальных факторах, то социальная самореализация опирается исключительно на личные мотивы индивида. Человек стремится достичь такого положения в обществе, которое ему представляется наиболее подходящим для него лично.

Данная реализация индивида тесно связана с теми социальными ролями, которые он на себя принимает. Это может быть гуманитарная, педагогическая, политическая или другие виды деятельности, имеющей большое значение для общества.

Также успешная реализация себя в социуме и жизни в целом зависит от некоторых способностей человека, например, от наличия эмпатии в сочетании с ответственностью. И здесь не имеются в виду только окружающие люди. Высшей степени социальной самореализации достигают те индивиды, которые способны нести ответственность за свои поступки. Человек должен обладать четко сформированной позицией «Я для других» внутри себя. Таким образом, социально направленные личности в своей жизни руководствуются, прежде всего, тем, как они выглядят в глазах других. Эта внешняя мотивация имеет определяющее значение.

Читайте также: Биоэнергетика человека: что это такое и как ее развить

Соотношение самореализации и саморазвития

Саморазвитие является одним из способов самореализации. Когда происходит регресс в саморазвитии, можно говорить о том, что это некий способ самоотчуждения. Есть и другой вариант, когда нет никакого развития, и все процессы воспроизводятся в неизмененном виде, дублируя друг друга. Такое функционирование происходит только ради самого функционирования.

Тем не менее, даже простое функционирование является определенным способом самореализации. Самофункционирование обеспечивается регулярно повторяющимися процессами функционирования. Оно может быть разным по своей сути. Выделяются две формы позитивной самореализации: продуктивная и прогрессивная.

Отрицательными формами самофункционирования можно считать следующие варианты:

  • Упадок.

  • Закостенелость.

  • Консервативность.

  • Рутинность.

Стадии саморазвития:

  1. Появление новых процессов, явлений. Это происходит на основе возникновения новых потребностей, условий и средств удовлетворения. Например, ребенок приходит в школу, поступает в вуз, начинает трудовую деятельность, преодолевает вредные привычки.

  2. Становление процесса. Новые процессы заставляют человека формировать более устойчивые навыки, чтобы добиваться успеха в своей деятельности. Такие навыки являются новшеством для личности.

  3. При целенаправленной работе с процессами становления, формирование навыков происходит успешно.

  4. Самосовершенствование представляет собой завершающий этап саморазвития. Здесь новые потребности удовлетворяются через новые способы деятельности. Основной задачей самосовершенствования является повышение уровня мастерства и наиболее полная реализация своих желаний, дальнейшее построение планов на следующий отрезок жизни.

Читайте также: Расслабление тела и ума с помощью упражнений и медитаций

4 правила творческой самореализации личности

  1. «Труд – это 90 % успеха».

Издавна математики пренебрежительно относились к людям творческих профессий, высмеивая их личностные качества и особенности. И пусть с течением времени это противопоставление несколько сгладилось, но технари и креативщики до сих пор остаются по разные стороны баррикад. Но почему бы не позаимствовать некоторые полезные идеи из «чужого лагеря», если они способны помочь более полной духовной творческой самореализации? У технарей разработаны специальные методики, которые значительно упрощают профессиональную деятельность. Сфера их применения не ограничивается решением сложных логарифмов.

Так, очень рекомендуем познакомиться с исследованиями Барбары Оакли. Она на базе Калифорнийского университета разработала целый курс под названием «Учитесь учиться». Ее путь к этим исследованиям был довольно интересным. Окончив школу, Барбара стала военнослужащим. После завершения армейской подготовки она некоторое время работала русско-английским переводчиком. И вот наступил момент, когда она решила узнать, сможет ли ее мозг переключиться на изучение точных наук. Ей действительно это удалось, и в результате использования собственных методик Оакли стала бакалавром электротехники.

В чём польза созданного Барбарой курса для людей с творческой направленностью? Не каждый готов поверить в то, что можно сделать значительный рывок способностей в зрелом возрасте. Тем не менее, ученые из Калифорнии утверждают, что всё это достижимо. Любой человека способен реализовать свои творческие таланты, независимо от возраста. Созданные учеными специальные техники обучения могут помочь в достижении поставленных целей.

В процессе своих исследований Оакли выделила два типа внимания: сконцентрированное на конкретном объекте и рассеянное. Безусловно, первый на слух воспринимается, как более важный, хотя каждый вид сосредоточенности имеет определенное значение.

Когда мозг начинает обрабатывать информацию, образуются новые нейронные сети. При воспроизведении данных они укрепляются. После этого обучающийся отдыхает путем переключения или смены вида деятельности. В этот момент мозг не останавливается, а без контроля сознания продолжает обрабатывать информацию. Такое обучение является самым хорошим методом формирования навыков. Создается некий шаблон, по которому может происходить творческая самореализация личности в науке или искусстве. Так, всем известно, что Менделеев увидел свою таблицу во время сна.

Оакли выяснила, что воспроизведение информации играет большую роль в творческом развитии. Конечно, многие идут более легким путем, практикуя однообразную деятельность в пределах зоны комфорта.

Но согласно рекомендациям ученых, одно воспроизведение может дать больше знаний, чем десятикратное прочтение. Соответственно, процесс творчества может выйти на новый уровень развития. Можно всю жизнь восхищаться полотнами Сальвадора Дали, а самому не сделать даже маленькой зарисовки. Или ежедневно изучать журнал мод, но не создать ни одного наряда по собственному эскизу. Творческая самореализация личности – это, прежде всего, усилие. Причем следует понимать, что первоначальный результат вас, скорее всего, не обрадует. Для создания шедевра понадобится пройти определенный путь.

В результате воспроизведения информации она надежно откладывается в голове. Этот секрет мастерства знает каждый специалист. Не нужно думать, что творческий человек находится в постоянной неге в ожидании озарения новой идеей. Каждый известный художник обязательно владеет очень точными техничными навыками рисования. Именно они позволяют воплотить возникшую идею в доступной форме.

Творческая самореализация – довольно долгий процесс. Но если приложить усилия, то он обязательно приведет к нужному результату. Любитель тренируется около 2 000 часов, средние результаты достигаются при выполнении упражнений в течение 8 000 часов. После 10 000 часов занятий человека можно назвать профессионалом. Именно на этом уровне можно увидеть впечатляющие результаты.

  1. Убираем внутренние блоки.

Серьезным препятствием на пути творческой самореализации могут выступать внутренние блоки. Например, человек думает, что он слишком стар для того, чтобы пойти обучаться в интересующей его сфере деятельности. Тем не менее, возрастные слушатели показывают более высокие результаты на курсе, потому что они действительно замотивированы на получение информации, они ценят те знания, которые предлагает преподаватель.

Развитие личности может происходить в любой период. Если вы не реализовали свой творческий потенциал в детстве, это не значит, что в пожилом возрасте нельзя заняться любимым делом. И наоборот, не надо думать, что вы слишком молоды для того, чтобы воплотить в жизнь какие-то свои творческие порывы. Каждому человеку, тормозящему собственное развитие из-за каких-то внутренних страхов и ограничений, необходима небольшая доля сумасшествия. Именно она способна инициировать творческий прорыв.

Очень часто люди задумываются о том, сколько времени потребуется, чтобы получить нужные навыки. И если они понимают, что, например, чтобы научиться хорошо танцевать, понадобится много лет, то даже не начинают это делать. Они отступают от своей идеи, хотя могли бы просто совершать маленькие, но регулярные шаги в нужном направлении. Для преодоления различных колебаний и сомнений нужно иметь позитивный настрой. Достаточно заучить следующую фразу: «Быть новичком – это большое счастье». И в тот момент, когда сомнения вас посетят снова, необходимо повторить ее несколько раз, мысленно устранив формирование блокирующих установок в своей голове.

  1. Секрет творческих способностей.

На досуге почитайте биографии различных художников, писателей, певцов и других известных личностей. Вы удивитесь, что все они добились успеха, несмотря на то, что были обыкновенными детьми, жили в такой же среде, как и все вокруг. Они тоже ходили в детский сад, школу, ели манную кашу по утрам. Конечно, заложенные в них гены сыграли определенную роль, но без какой-либо огранки талант обречен на гибель. Кроме трудоспособности и огромного желания развиваться в конкретной сфере, обязательно нужен еще один навык для того, чтобы чего-то добиться в творческой самореализации. Речь идет об умении сочетать стандартные элементы в необычной последовательности. Во многом именно это качество является секретом успеха.

Важно понимать, что ценными являются только те комбинации, которые дают новые полезные свойства. Так, вилка, соединенная с ластиком, мало кого заинтересует. Творческий человек умеет взглядом находить в обычном мире интересные вещи. Он может придумать сотни комбинаций, которые только вызовут улыбку у окружающих. Но иногда среди сотен таких попыток находится та, которая приводит к созданию шедевра.

Творческая самореализация личности протекает практически в непрерывном поиске различных сочетаний. Так, когда Томаса Эдисона попросили заполнить анкету, в ответ на вопрос: «Чем вы интересуетесь?», он указал: «Всем».

  1. Как бороться с творческим тупиком.

Важно не зайти в творческий тупик. Развитие должно проходить в непрерывном режиме. Так, известная венгерская переводчица Като Ломб рекомендовала своим ученикам при изучении иностранного языка не останавливаться. Если даже бросили в какой-то момент, то всегда можно начать сначала, осваивая самые простые упражнения. Важно, чтобы занятия были интересными и регулярными.

Бывает, что обстоятельства оказываются сильнее, и нет возможности продолжать определенный вид творчества. В этом случае всегда найдется что-то другое, где можно будет проявить себя. Случается, что музыканты или режиссеры не могут заниматься своей основной деятельностью, и тогда они переключаются на иную сферу. Например, композитор начинает сочинять стихи, а танцор пробует писать картины. Совсем необязательно творческая самореализация должна протекать в одной области на протяжении всей жизни. Многие личности известны многогранностью своего таланта, начиная от Ван Гога и заканчивая Ренатой Литвиновой. Важно не тормозить свои внутренние порывы и избегать застоя в творческом процессе.

Если следовать этим правилам, то такой человек сможет выжить в любых условиях. Никакой стресс или надоевшая обыденность не нарушат внутреннюю целостность творца. Ни одна внешняя преграда не будет препятствует развитию личности. Если же окружающий мир сильно влияет на творческого человека, причиняя ему боль, то он перестает получать энергию из внешнего окружения, и процесс самореализации приостанавливается на неопределенное время. Избавиться от застоя можно с помощью танцев, рисования или другой привлекательной для вас деятельности.

Иногда происходит так, что творческое произведение не принимают или истолковывают его неправильно. От этой неприятной ситуации и сопровождающих ее переживаний необходимо отвлечься. Сделайте себе маленький подарок или какой-либо сюрприз. Даже не себе, а своему собственному художественному «Я». Например, можно купить новый набор красок, красивую ткань или букет цветов.

Не надо думать, что генетика является определяющей в развитии творческих способностей. Творчество доступно каждому, и научиться ему могут все, начиная от домохозяйки и заканчивая менеджером крупной компании. Совсем необязательно быть Микеланджело или Паворотти, чтобы достичь определенных успехов. С помощью простых рекомендаций вы можете развить собственную креативность до нового уровня.

Магическая или духовная практика — крайне личный опыт. Когда вы практикуете, вы один на один с таинственным, и даже из групповых церемоний каждый участник выносит нечто свое.

Для тех, кто стремится на деле применять свои знания о магии и мистике, в «Ведьмином Счастье» найдется все необходимое. Составляя наш огромный каталог товаров для практической магии, мы учли, какими различными могут быть подходы разных колдующих.

Все равно не нашли нужное? Пишите на [email protected] или звоните по тел. 8-800-333-04-69. А еще мы всегда на связи в Telegram и VK.

«Ведьмино Счастье» — магия начинается здесь.

ВЫБРАТЬ ТОВАРЫ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ

Автор: Редакция сайта «Ведьмино счастье»

ПоделитьсяПоделитьсяПодписаться на обновления

12.03.2019

Творческое самосознание. Хорошо ли вы знаете свою творческую сущность… | by Felipe Zamana

Чтение: 4 мин.

Несмотря на то, во что нас заставляют верить, мы все творческие. Несмотря на различные теории творчества, которые у нас есть, у каждого из нас есть свой собственный творческий процесс. Но достаточно ли хорошо вы знаете свою творческую сущность?

И самосознание, и Творчество являются основными человеческими потребностями. Самосознание позволяет нам лучше узнать себя, а Творчество позволяет нам выразить свою сущность. Но время от времени нам приходится останавливаться, размышлять о собственной жизни и наводить порядок. Во время этого процесса мы узнаем что-то о себе, потому что находим то, о чем даже не помнили. Это может быть воспоминание из детства, что-то, что кто-то когда-то сказал, книга, которую вы когда-то читали, или место, куда вы любили ходить, но никогда больше не ходили.

Точно так же работает и наш творческий процесс: если мы обратим внимание, то увидим, что у нас есть модели поведения, то, что нам нравится делать в этом процессе, что-то уникальное, будь то потребность в тихом офисе или сидячая работа. на скамейке в парке в солнечный день. У каждого есть предпочтения, где приятнее иметь новые идеи или хотя бы поставить старые на нужное место.

Почему самосознание так важно?

Знание — сила!

Когда мы хотим узнать что-то новое, мы должны исследовать, учиться часами и читать несколько книг, чтобы собрать максимум информации об этом. Но когда дело доходит до нас самих, несмотря на то, что мы живем «внутри здесь» 24/7, мы не посвящаем себя изучению и исследованию того, как мы функционируем. Вот тут-то и начинается самосознание.

Обратите внимание, что я говорю не о медитации или йоге, а о гораздо менее практикуемой деятельности: мышлении. Правильно, подумайте. Мы очень мало думаем о своем отношении или о том, кто мы и что мы делаем. В нашей напряженной повседневной жизни едва хватает времени, чтобы просто изложить идеи и лучше понять себя. Часто мы настолько заняты другими, что забываем о себе.

Когда кто-то спрашивает «кто ты?», первый, если не единственный ответ, который приходит вам в голову, это ваше имя. Является ли ваше имя лучшим способом подытожить, кто вы и вся ваша сложность? Очевидно, вам не нужно отвечать на что-то столь глубокое, но это показывает, что мы очень мало знаем о себе из-за того простого факта, что мы никогда не останавливались, чтобы подумать об этом.

Самосознание становится незаменимым, чтобы понять, кто мы есть на самом деле, каковы наши вкусы и предпочтения. Если мы даже не знаем о себе, как мы хотим быть более творческими в своей жизни?

Почему Творчество так важно?

Творчество — это мост между миром идей в нашей голове и реальностью. Это позволяет нам визуализировать и анализировать возможности, а также делает нашу повседневную жизнь немного проще и веселее. Хотя некоторые до сих пор считают себя не творческими, поверьте, они глубоко ошибаются.

Все наделены Творчеством. То, как вы обращаетесь со своими потребностями и возможностями, является творческим проявлением. У нас может не быть художественного таланта, но кто сказал, что творчество — это только искусство?

Знание нашего творческого процесса имеет основополагающее значение, особенно в нашей профессиональной жизни. Наш творческий процесс включает в себя не только наши творения, но и все, что мы делаем: выбираем лучший способ работы, готовим что-то новое, упрощаем разработку электронной таблицы или изобретаем лайфхак для вашего холодильника, чтобы он продолжал работать.

Обнаружив наши «триггеры», мы можем лучше представить себе, кто мы есть и как нам нравится заниматься своей деятельностью. Таким образом, мы можем научиться улучшать свои качества и лучше использовать свои ошибки.

А какое отношение самосознание имеет к Творчеству?

Творчество, прежде всего, это вопрос. Оно возникает из-за потребности ответить на что-то или найти решение данной проблемы. В случае Творческого Самосознания мы можем видеть два возможных пути: потребность в познании нашего творческого процесса или потребность в творческом познании себя.

Если мы идем дальше, чтобы узнать свой творческий процесс, мы должны посмотреть, как мы выбираем или предпочитаем выполнять ту или иную задачу, будь то простая или сложная. То, как мы справляемся с этими задачами, покажет нам, с какими областями мы предпочитаем работать или даже какие ярлыки мы находим, чтобы оптимизировать время и быть более продуктивными. Этот выбор многое расскажет о вашей личности, навыках и талантах.

Если мы пойдем по пути познания себя, то он похож на другой путь, но здесь работа будет немного сложнее. Здесь мы должны признать эти навыки и таланты, а также свои недостатки и трудности, и найти способ объединить их, использовать их в свою пользу и, в конечном счете, быть более творческими.

В обоих случаях познание себя является ключом к саморазвитию. Будьте своим Внутренним Я или своим Творческим Я, найдите время, чтобы узнать себя, и вы, вероятно, найдете некоторые ответы, которые ищете.

Итак, я спрашиваю: кто ты?

Путь художника к творческой самореализации

27.07.2021

Среди людей, причастных к сфере искусства, споры о сущности художественного творчества еще должны утихнуть. Одни предпочитают называть это профессией, подчеркивая сложность понимания даже азов, а другие, с более романтичными натурами, считают призванием. В любом случае стать художником можно только после многих лет целенаправленной работы по развитию творческих способностей и изучению традиций изобразительного искусства.

Художники — это люди, посвятившие свою жизнь изобразительному искусству. В самом широком смысле слова — это создатели картин, использующих уникальные материалы, художественный язык, особые выразительные приемы. В зависимости от направления деятельности всех художников можно разделить на следующие группы:

1. Живописцы. Они рисуют аутентичные картины в своих мастерских. Они обладают наиболее значительной степенью свободы творчества и реализуют себя как создатели произведений искусства.

2. Художники-копирайтеры. Создание копий работ известных мастеров на заказ. Работа требует аккуратности, аккуратности и глубоких знаний физических и химических свойств художественных материалов.

3. Художники-карикатуристы. Рисуют шаржи на заказ для журналов, газет и других изданий. Иногда художникам удается построить карьеру в политической карикатуре и оказать влияние на общество.

4. Иллюстраторы. Они создают иллюстрации для книг, интернет-изданий и других проектов на цифровых платформах. Иллюстратор визуализирует концепцию и создает образ написанного текста. Специфика работы требует от художника богатого воображения.

5. Художники-реставраторы. Они занимаются восстановлением поврежденных арт-объектов. В своей работе реставраторы полностью ограничены в свободе творческого самовыражения и больше сосредоточены на технических аспектах процесса. Обычно они работают в музеях и других государственных учреждениях.

6. Художники-графики. Они рисуют картинки с помощью графики (рисунков, различных гравюр) и даже создают графический контент для рекламы. Использование программного обеспечения стирает границы между профессиями визуальных художников и дизайнеров.

7. Иконописцы. Живописцы, которые занимаются иконописью и росписью храмов. В своей работе они руководствуются религиозными канонами и региональными культурными традициями.

Леонид Козлов, Картина «На песчаном берегу», ID 12903 и Картина «Без названия. Желтое», ID 12904

Начинающий художник должен сразу определиться с основным направлением своих творческих поисков. Это поможет подобрать оптимальную программу тренировок и сэкономить деньги и время. Живопись лишь иногда приносит желаемый доход, поэтому ее часто совмещают с чисто коммерческими направлениями.

Основа будущей карьеры

Несмотря на споры о сути современного искусства, специальное образование остается важным требованием для художников, стремящихся к признанию. Участники арт-рынка хотят иметь гарантии того, что автор произведения знаком с традицией и рисует в своей своеобразной манере целенаправленно, а не по недостатку образования. История знает несколько исключений из этого правила. Среди художников-самоучек значительный профессиональный и коммерческий успех добился Поль Гоген. Он покорил вершину мастерства благодаря самостоятельному изучению произведений известных живописцев и общению с парижскими художниками. Но в большинстве своем для авторского стиля художников-самоучек характерно незнание способов выразительности, известных несколько столетий назад. В лучшем случае такие работы могут заинтересовать критиков в контексте наивных или примитивных художественных традиций. Поэтому для успеха в изобразительном искусстве необходимо хорошее образование.

Академическое образование

В середине XIX века прогрессивные художники активно боролись за освобождение искусства от догм академизма. Им удалось запустить обновление традиции живописи, давшее миру около сотни новых течений и направлений. И все же достижения классического искусства не были полностью отвергнуты. В государственных учебных заведениях Украины упор делается на классику, уделяя меньше внимания современному искусству. После окончания средней школы перед абитуриентами открываются двери вузов. После выпуска выпускники обладают полным набором хорошо развитых технических навыков, но специалистов в области изобразительного искусства это особо не удивляет. Им приходится работать самостоятельно, ориентируясь на свои желания или конъюнктуру рынка. Чаще всего молодые люди начинают свой путь в художественную школу. Здесь вы сможете получить базовый набор навыков рисования и определить свое отношение к живописи как к профессии.

Сергей Декалюк, Картина «Летняя поездка», ID 13087 и Картина «Белое, переходящее в красное», ID 12327

Особое влияние на перспективы оказывает статус учебного заведения. Например, обучение в академии повышает авторитет художника в глазах участников арт-рынка и делает его работы более ценными. Важным преимуществом академического образования является возможность налаживания связей. Развивать свои профессиональные навыки легче при знакомствах и общении с единомышленниками. Еще одним преимуществом академии является хорошее гуманитарное образование, открывающее перед художником огромный мир философских и культурологических знаний. Обучение расширяет кругозор и раскрывает содержание сложных трансформационных процессов в традициях изобразительного искусства. Стоимость обучения примерно такая же, как и на других специальностях. Среди недостатков академического образования выпускники вузов отмечают недостаточное внимание к направлениям современного искусства и чувство грусти, которое охватывает тех людей, которые мыслят нестандартно.

Дополнительные курсы

Частные учебные заведения стараются удовлетворить спрос на инновационные программы обучения изобразительному искусству. Обычно учебную программу здесь отличает четкая направленность на решение конкретных задач и меньшее количество дополнительных предметов. Стоимость обучения значительно выше, чем в государственных вузах, поэтому к выбору программы придется отнестись очень серьезно. Крайне важно определиться с кругом профессиональных интересов и двигаться в намеченном направлении еще до начала обучения. Среди программ обучения профессиональных художников в Киеве наиболее популярны Киевская академия медиаискусств, Школа визуальных коммуникаций и Проектор. Помимо современного искусства и дизайна, учебные заведения также предлагают курсы моды, литературы и журналистики. Продолжительность обучающих программ варьируется от 2 месяцев до 2 лет. Стоимость обучения может достигать 8 тыс. грн в месяц. Среди неоспоримых преимуществ дополнительных курсов — возможность познакомиться с методами актуальных тенденций в искусстве, новинками арт-рынка и людьми, активно участвующими в его развитии.

После выпуска

После окончания академии большинство выпускников начинают искать свою творческую идентичность. Тут главное не сдаваться и не лезть в какую-то примитивную работу, убивающую вдохновение. Чтобы построить другую карьеру художника, важно участвовать в культурных мероприятиях, выставках и арт-резиденциях. Это отличная возможность для начинающих художников посетить европейские страны и найти новый источник вдохновения в живописной природе небольших городов. Посещение арт-резиденций свидетельствует о включенности художника в современный дискурс и участии в культурной жизни. Знание иностранных языков увеличивает шанс получения приглашений, поэтому необходимо владеть как минимум хорошим английским, желательно еще одним-двумя европейскими языками.

Виталий Гудько, Картина «Красное пастбище», ID 12088 и Картина «Редон на воде», ID 13052

После академии наступает время, когда развитие таланта начинает полностью зависеть от самодисциплины. Художник должен научиться преодолевать лень и экспериментировать с новыми техниками и стилями. В этом отношении примером может служить украинский мастер Иван Марчук. На протяжении всей жизни он меняет стили, выразительные приемы и даже концепцию творчества. Изучение работ других мастеров имеет большое значение для поиска вдохновения и достижения новых горизонтов. Знакомство в необычной форме может кардинально изменить представление о творчестве, так что воспользуйтесь этой возможностью.

Важность нетворкинга и членства в профессиональных сообществах

Тонкая натура художников в стремлении лишить себя всего лишнего для чистого творчества порой изолирует их от арт-рынка. В некоторых случаях такое поведение оправдано. Но для построения карьеры необходимо быть частью профессионального сообщества и налаживать контакты с другими художниками, коллекционерами и галеристами. Обмен опытом помогает как развивать навыки, так и расширять кругозор. Знакомство с участниками арт-рынка также помогает продвигать личный бренд и находить новых клиентов. Нетворкинг в данном случае не обесценивает идеалы и не превращает живопись в коммерческий инструмент. Дело в том, что каждый человек по своей природе социален и может раскрыть свой внутренний потенциал только через общение с другими людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *