Творческое воображение в психологии это – —

Содержание

воображение творческое — это… Что такое воображение творческое?


воображение творческое

— предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:

1) новизна объективная — если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей;

2) новизна субъективная — если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

Воображение творческое нередко выступает как временно исполняющее обязанности мышления логического. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений — как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и воображение творческое, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, коя служит в качестве временных «лесов», покуда посредством мышления не будут найдены реальные, соответственные действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль воображения творческого неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • воображение пассивное
  • воспитание

Смотреть что такое «воображение творческое» в других словарях:

  • Воображение творческое —    продуктивная способность, позволяющая личности создавать представления, образы, синтезировать сложные композиции двух видов являющиеся вольными аналогами существующих реалий и не имеющие аналогов в действительности. Воображение представляет… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества [80, c.84] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Воображение творческое — процесс творчества, создания новых идей, решений, теорий. Разумеется, их автор заранее не знает окончательного решения проблемы, ему известны только те общие критерии, которым оно должно отвечать. Исследователь, пытаясь формулировать гипотезу или …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) — создание нового, оригинального образа, объект которого не существует в действительности; стимулируется потребностями человека, уровнем его развития, интересами всего общества …   Профессиональное образование. Словарь

  • воображение активное — есть два вида его: 1) воображение творческое; 2) воображение воссоздающее. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями …   Философская энциклопедия

  • воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда …   Большая психологическая энциклопедия

  • воображение

    —         ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Современная энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Большой Энциклопедический словарь


psychology.academic.ru

Творческое воображение | PSYERA

Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.

Творческое воображение — процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение. Создать образы Онегина, Печорина или Плюшкина несравненно труднее, чем представить их себе и понять, читая уже написанное произведение. Создать новый образец машины несравненно труднее, чем представить его себе по готовому чертежу.

Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли.

Всякий труд, являющийся творческим трудом, включает в себя деятельность творческого воображения. Рабочий-стахановец, ломающий старые нормы и достигающий огромного увеличения производительности труда, должен представить себе, «создать в своём воображении», новое, наиболее рациональное расположение орудий труда, новые способы выполнения деятельности, новую расстановку рабочей силы.

Легко понять, насколько важно творческое воображение для изобретателя, который ищет не отвлечённую идею, а конкретную вещь — машину, аппарат, прибор и т. д.; раньше, чем осуществить своё изобретение в виде модели, он должен построить его «в голове», должен вообразить его. Воображение изобретателя — это техническое воображение, но не воссоздающее техническое воображение, о котором мы говорили в предыдущем параграфе, а творческое.

Не менее важно воображение для учёного. Задумывая эксперимент, учёный должен создать в своём воображении такую комбинацию условий, которая давала бы возможность проверить намечаемую им гипотезу или установленный им закон.

Создавая новые гипотезы и устанавливая новые законы, учёный также должен «дать полный простор своему воображению». Не обладая гениальной силой воображения, Ньютон не пришёл бы к мысли вывести движение планет из движения брошенного камня или снаряда и объяснить одной причиной падение тел на Земле и движение планет вокруг Солнца. Нет такой науки, которая не требовала бы воображения. Ленин подчёркивал необходимость воображения даже в математике, самой отвлечённой науке, указывая, что без воображения невозможны были бы крупные математические открытия.

Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. В науке образы воображения являются лишь материалом, которым пользуется творческая мысль учёного. В искусстве создание образов является целью творчества; в образах воплощает художник — писатель, живописец, композитор, актёр — свой идейный замысел. Поэтому работа воображения занимает центральное место в процессе художественного творчества. Возьмём в качестве примера работу воображения у писателя.

Прежде всего надо отметить чрезвычайную яркость и живость образов воображения у больших художников слова. Образы эти в большинстве случаев создаются ещё до начала процесса писания. Автор мысленно «видит» своих героев и их поступки, «слышит» их разговоры, и ему остаётся только вдумываться в смысл событий, развёртывающихся перед его внутренним взором, производить отбор того, что должно войти в произведение, и возможно точнее описывать отобранное.

«Я не сочиняю содержание книги,— говорил Диккенс,— но вижу его и записываю». Так же характеризовал процесс писания романа Гончаров: «Лица не дают мне покоя, пристают, позируют в сценах; я слышу отрывки их разговоров — и мне часто казалось, что я это не выдумываю, а что это всё носится в воздухе около меня, и мне только надо смотреть и вдумываться».

Конечно, писателю только кажется, что он не «сочиняет», не «выдумывает» своего произведения. Кажется же это, во-первых, потому, что образы обычно создаются ещё до процесса писания, а во-вторых, потому, что образы эти по яркости и живости своей приближаются к образам восприятия. Алексей Николаевич Толстой, отмечая эту последнюю черту, говорит о себе, что часто он, вспоминая, «путал бывшее и воображаемое».

Другая важнейшая черта воображения писателя заключается в том, что он не просто «видит» и «слышит» своих героев, но, по выражению А. Н. Толстого, «живёт вместе с ними». Писатель должен уметь вообразить себя своим собственным героем, поставить себя на его место, пережить в воображении его чувства.

Горький видел в этом самое важное отличие воображения писателя от воображения учёного. «Работник науки,— писал он,— изучая барана, не имеет надобности воображать себя самого бараном, но литератор, будучи щедрым, обязан вообразить себя скупым, будучи бескорыстным — почувствовать себя  корыстолюбивым стяжателем, будучи слабовольным — убедительно изобразить человека сильной воли».

Можно сказать, что писатель наряду со зрительным и слуховым воображением должен иметь ещё эмоциональное воображение, т. е. способность переживать в воображении чужие чувства. Столь мощная и богатая работа воображения возможна лишь при наличии достаточного материала. Накопление этого материала предполагает следующие условия:

  1. Высокое развитие наблюдательности, о чём мы уже говорили в главе о восприятии (стр. 67).
  2. Тщательное и углублённое изучение той области действительности, которую писатель изображает в своём произведении.
  3. Богатство собственной эмоциональной жизни и в частности высокое развитие эмоциональной памяти, т. е. памяти на чувства, дающей материал для эмоционального воображения.

Самым важным, решающим условием, определяющим деятельность творческого воображения, является идейная направленность человека. Воображение только тогда заслуживает названия творческого, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел творческого работника.

Идейная направленность, определяемая мировоззрением человека,— основной двигатель творческого воображения.

psyera.ru

что это, виды в психологии, психический процесс, развитие, свойства, творческое воображение

Воображение — это свойство психики создавать образы в сознании. Оно является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но оно может оказывать влияние на жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Что такое воображение в психологии

Каждый образ, воспроизведенный человеком, — это воплощение видоизмененной реальности. Мысленное представление является продуктивной деятельностью, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее человеком. Он не видел доисторических животных и летающую тарелку, мог не слышать шум морского прибоя и не вдыхать аромат альпийских лугов, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Образы воображения не всегда соответствуют действительности, в них может присутствовать вымысел, фантазия. Если в воображении возникают картины, в которых ничто или мало что соответствует действительности, то оно носит название фантазии, если обращены в будущее, его называют мечтой.

В психологии воображением называется один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое. Определение воображения в психологии можно сформулировать по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своем сознании, удерживать его образ.

Функции воображения

Человек без воображения — редкость. В нашем окружении всегда найдутся люди прагматичные и приземленные, их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами, но говорить о том, что у них нет творческого мышления и фантазии, нельзя. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в спящем состоянии. Такие люди не используют творческие возможности головного мозга. Способность воображать дает возможность быть индивидуальным и выделиться из серой массы.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с памятью, мышлением и восприятием. Связь мышления и воображения дает возможность найти выход из тяжелых жизненных ситуаций, решить задачи с неопределенными условиями. Если необходимо воспроизведение ситуаций из прошлого опыта, то человек находит в памяти образы, сохраненные им ранее.

Создание мысленных образов предшествует итогу каждой деятельности, становясь стимулом для творческого процесса. Но функции воображения не только в этом, в психологии выделяют 5 его задач:

  1. Прагматическая — для решения практических проблем.
  2. Психотерапевтическая — для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов. Например, эффект плацебо является яркой иллюстрацией этой функции воображения.
  3. Познавательная — регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания. Человек часто проговаривает в уме слова, прежде чем произнести их, а вспоминая какой-то факт, мы пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т. д.).
  4. Планирование деятельности.
  5. Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.

Это явление можно различать не только по выполняемым функциям, есть еще и различные виды воображения.

Виды воображения

Согласно классификации воображения, в психологии выделяют произвольное и непроизвольное воображение (активное и пассивное), продуктивное и репродуктивное.

Активное

Пользуясь этим видом, человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. Этот вид воображения является тем инструментом, который позволяет человеку сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.

Пассивное

Пассивное воображение еще называется непроизвольным. Это самый простой вид, который заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое и контроль над течением представлений небольшой. Он встречается у детей младшего возраста. Делится на преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное создает образы, не связанные с волей. Эти образы называются грезами. В них наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от действительности, уходу в выдуманный мир, это начинает тормозить психическое и социальное развитие.

Непреднамеренное — наиболее простая форма воображения, это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий со стороны человека, например интересная лекция вызывает яркое непроизвольное мысленное представление. Оно наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Продуктивное

Продуктивное, или творческое, воображение — новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности. Приемами творческого воображения пользуются ученые, люди искусства. Благодаря воображению дизайнер представляет образ будущего костюма, ученые генерируют гипотезы.

Репродуктивное

Это воссоздающее воображение. Оно представляет собой способность человека представить себе нечто по описанию. Те, кто увлекаются художественной литературой, читая произведение, воспроизводят в соображении события, страны, героев, о которых идет речь в книге. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.

Формы воображения

Образы, возникающие в голове, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о явлениях и объектах. Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы. Формы воображения подразделяются на мысленные эксперименты, фантазии, мечты, грезы, сновидения.

Мысленные эксперименты

Мысленный эксперимент — это процесс познания, с помощью которого в человеческом сознании осуществляется отражение действительности. Этой формой пользовался Карл Маркс, когда сделал вывод, что коммунизм победит лишь в случае одновременного его принятия во всех странах мира.

Фантазии

Фантазии — форма мыслительного представления, которая не имеет ничего общего с действительностью, но не исключает возможный переход в реальность. Она изменяет картину действительности, которая уже есть в сознании, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. В этом инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность.

Ярким примером могут служить научно-фантастические произведения Ж. Верна, предсказавшие появление телевизора и подводной лодки задолго до их изобретения. Фантазия не должна полностью отрываться от правды жизни, потому что она порождается реальностью. Для этого у фантазии есть противовес — логика, мышление.

Продукты фантазии могут использоваться в диагностике личности. Например, при прохождении теста «Несуществующее животное» человеку нужно изобразить на бумаге выдуманное животное и дать ему имя. Анализ результатов позволяет выдвигать предположения о психических особенностях личности, ее творческом потенциале, возможных нарушениях психических процессов.

Мечты

Мечта — создание желаемого образа будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности какой-то личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. В отличие от непроизвольных грез, мечтание представляет собой осознанную мыслительную работу. Сначала в уме человек воссоздает образы целей, а затем находится в поисках способов воплотить их в жизнь.

Мечтание может быть не только полезным, но и вредным. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Когда мечта потенциально приближена к реальности, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта — стимул к активным действиям и быстрому развитию лучших качеств индивида.

Грезы

Грезы это форма воображения в виде образа недосягаемого и несбыточного будущего. Грезы — нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего идеализируемым будущим. Грезы и мечты занимают большую часть времени, особенно в юности. В большинстве своем грезы являются приятными размышлениями о будущем, но у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивность.

Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Сновидения

Сны можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Какую роль они играют в человеческой жизни, еще не установлено, хотя во снах человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут реализоваться в жизни. В сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Воображение и творчество

Существуют разные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Процессы воображения являются частью каждого из видов творчества. Ученому способность воображать помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Велика роль воображения в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта, глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями. Свойства воображения — предвосхищать то, чего еще не существует, обуславливают возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса.

Существуют следующие этапы творческого воображения:

  • возникновение творческой идеи;
  • вынашивание замысла;
  • реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

  • агглютинация — «склеивание» различных, в простой жизни несоединимых, качеств, частей;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных его частей;
  • схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Способность воображать, как и вдохновение, не поддается контролю и не может работать по заказу. Кому-то дано генерировать большое количество ярких идей, а другой с трудом может выдавить из себя банальность. Архимед открыл закон гидростатики, погрузившись в воду, но это не значит, что при купании мы все как один совершим научные открытия. Причиной был не процесс принятия ванны, а гениальные свойства мыслительного представления Архимеда.

Как развить воображение

У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. От степени развитости воображения зависит яркость представлений, новизна преобразованных идей. Сильная способность фантазировать и воображать является неотъемлемой чертой художников, писателей, скульпторов, режиссеров.

Формирование воображения начинается в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. Современная педагогика делает большой акцент на развитии в младенческом и младшем дошкольном возрасте способности различать и сопоставлять образы, а также производить манипуляции с предметами. Развитие мелкой и крупной моторики происходит параллельно с развитием умения оперировать образами. Нарушения воображения делают жизнь менее яркой и эмоциональной.

Онтогенез воображения опирается на развитие способности представления. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений. Важную роль в развитии воображения имеют:

  • всемерное увеличение запаса представлений;
  • развитие способности сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слушать его внутренним зрением и слухом;
  • развитие способности инициативного воображения;
  • активная помощь со стороны, когда возникает нарушение.

Не следует упускать ни одного случая, в котором есть применение творческому воображению. В результате такой активной работы способность воображать будет все более и более совершенствоваться.

Игры на развитие воображения у ребенка

Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Способность воображать формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. Для развития воображения у детей можно использовать следующие игры:

  1. Закорючки. Следует нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и выиграл.
  2. Оживление предметов. Нужно представить себя новой шубой, потерянной варежкой, варежкой, которую вернули хозяину, рубашкой, брошенной на пол, аккуратно сложенной рубашкой.
  3. Новое назначение предмета. Дети сидят в кругу, ведущий пускает по кругу какой-то предмет (старый утюг, зонтик, пакет, газету). Каждый придумывает этому предмету новое назначение. Например, утюг можно использовать как гирю, как приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения.
  4. Отгадывание теней. Один из игроков садится вблизи светлой, по возможности ничем не заставленной стены, лицом к ней. Сзади в нескольких шагах устанавливается свеча или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходить между спиной сидящего и лампой. Тень должна быть максимально резкой. Сидящий, не оборачиваясь, по тени должен угадать, кто прошел у него за спиной. Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тень.
  5. Гений фантастики. Игроки должны придумать сюжеты, как можно более нереальные. Темой может быть все что угодно. Победителем будет тот, кто придумал наименее правдоподобную историю.
  6. Рисуем музыкальные картинки. Включается музыка. Дети на листе рисуют разноцветные фигурки, которые ассоциируются с музыкой.

Хорошее упражнение «Сочиняем сказки сами». Для его выполнения играющие делятся на команды. Ведущий раздает командам листы бумаги и карандаши. Задача каждой команды — за 5-6 минут придумать юмористическую сказку, начинающуюся словами «Жили были…» и заканчивающуюся восклицанием «Ну надо же!»

По происшествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, участием в представлении остальных ребят. Игроки могут зачитать и сразу же проиграть сказку или перевести ее на язык жестов.

vseostresse.ru

Воображение и творчество

Общее представление о творчестве

При творческом процессе деятельность человека направлена на создание какого-либо нового и оригинального продукта. Для того чтобы процесс был творческий необходимо накопить соответствующий опыт, знания, умения и навыки. Творческий процесс характеризуется своеобразным переходом количества идей к решению какой-либо проблемы в их новое качество, которое и будет её решением.

Между собой творчество и воображение имеют тесную связь, а роль воображения в творчестве уникальна. Когда человек думает о каком-то объекте, то каждый раз включается воображение, даже если с этим объектом отсутствует непосредственный контакт. Творческое воображение дает возможность это представление преобразовать.

В исходном смысле этого слова творчество есть сотворение нового. Этот смысл слово сохранило и в науке. Часто в обиходе творчеством называют то, что имеет связь с искусством – рисование, музыка, литература, архитектура и др. Но, надо сказать, что игра на музыкальных инструментах не обязательно несет в себе элемент какой-то новизны. Например, музыкант, исполняет в 100-й раз какую-то мелодию и в данном случае он не больше похож на творца, чем музыкальный плеер. У древних греков слово искусство обозначалось словом технология, т.е. вершина мастерства.

Под творчеством надо понимать особый вид деятельности, поэтому наблюдатель не всегда может определить занимается ли человек творчеством или же обычной рутинной работой. Признаками, характеризующими творческий процесс, является активизация воображения и мышления, а также концентрация внимания на предмете стараний. Поскольку творчество является порождением нового, то это требует значительных затрат.

Обычная рутинная работа имеет свои признаки:

  • Воображение и мышление не напрягаются;
  • Человек, во время деятельности думает о посторонних вещах;
  • Отсутствие концентрации на процессе деятельности.

Без участия воображения творчество невозможно. Например, воображение дает возможность ученому строить гипотезы, представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нестандартные решения проблем. Творчество связано не только с воображением, но и с другими психическими процессами, а степень его развития имеют для творчества большое значение. Психология творчества проявляется во всех конкретных видах деятельности – изобразительном, научном, литературном, художественном и др.

Возможность творчества человека определяют такие факторы:

  • Знания человека, его способности и целеустремленность;
  • Наличие переживаний, создающих эмоциональный тон творческой деятельности.
  • Попытку исследовать творческий процесс предпринял английский ученый Г. Уоллес. Ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества:

    1. Зарождение или подготовка идеи;
    2. Концентрация знаний, т.е. созревание;
    3. Озарение или интуитивное схватывание искомого результата;
    4. Проверка.

    Целую теорию решения творческих задач, разработал другой ученый Г.С. Альтшуллер. Он выделял уже пять уровней творчества:

    1. Первый уровень задач решаются с применением средств, предназначенных для этих целей – требуется мысленный перебор общепринятых вариантов решения. Сам объект при этом не меняется;
    2. Этот уровень задач требует уже видоизменения объекта, чтобы получить необходимый эффект. Перебираются десятки вариантов решения;
    3. Приемы решения задач третьего уровня надо искать в смежных областях знаний, потому что их правильное решение скрыто среди сотен неправильных, а совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен;
    4. На данном уровне совершенствуемый объект меняется полностью;
    5. Решение задач пятого уровня достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект, при этом многократно возрастает число проб и ошибок. Средства решения этих задач могут оказаться за пределами возможностей современной науки, поэтому сначала важно сделать открытие, а потом искать решение.

    Творческое преобразование действительности в воображении, таким образом, подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Благодаря операциям синтеза и анализа, то, что уже было в сознании, дает новые представления.

    Мысленное разложение исходных представлений на составные части – анализ и соединение их в новые сочетания – синтез, носят аналитико-синтетический характер. Это значит, что творческий процесс опирается на механизмы, которые участвуют в формировании обычных образов воображения.

    На творчество, как многогранный процесс, большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но еще и эмоции, воля, восприятие.

    Особенности творческого воображения

    Творческое воображение имеет свои особенности:

    • Помогает создать совершенно новые образы на основе собственных мыслей субъекта;
    • Творческое воображение может быть произвольным и непроизвольным;
    • Творческое воображение можно развить, хотя способность к нему отчасти определяется с рождения человека;
    • Сходные этапы и приемы позволяют увидеть взаимосвязь воображения и творчества.

    Концепция Т.Рибо

    С помощью различных приемов интеллектуальных операций создаются образы творческого воображения, в структуре которого различают два их типа:

    1. Операции, посредством которых формируются идеальные образы;
    2. Операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

    Одним из первых эти процессы изучал французский психолог Т. Рибо (1839).

    Механизмы функционирования воображения он исследует по аналогии с функционированием воли по управлению движениями и считает, что это больше всего аналогично творческому воображению. Но факторов, которые управляли бы процессом создания творческих продуктов, он не указывает.

    По мнению ученого, воображение, как и воля, носят субъективный характер, поэтому Т. Рибо творческое воображение рассматривает как самостоятельную психическую функцию. Регулятором и источником этой функции служит внутренний мир – актуальные эмоционально-насыщенные потребности. В этом, считает он, заключается отличие воображения от познания – воображение оперирует образами, познание оперирует фактами.

    Созидающее воображение и рациональное исследование имеют общую черту – способность улавливать сходство. Мышление это сходство улавливает и на этой основе воображение создает образы, которые корректируются мышлением. Возможно, поэтому достаточно трудно разделить деятельность мышления и воображения.

    Т. Рибо видит механизм функционирования творческого воображения как субъективный синтез единства трех компонентов – умственного, эмоционально-аффективного и бессознательного. С помощью этих компонентов строится идеальный образ будущего реального продукта. Он выделяет аффективный элемент в качестве ведущего компонента функционирования творческого воображения и не сомневается в самостоятельности творческого воображения как психической функции. Ученый рассматривает деятельность творческого воображения как «умственную химию», в процессе которой возникает единство трех взаимодействующих компонентов, но механизм возникновения этого единства, он не рассматривает. В процессе анализа у Рибо творческое воображение как психологический феномен исчезает.

    Вывод

    Таким образом, мотивационно-волевая, познавательно-интеллектуальная аффективно-эмоциональная сферы и бессознательная часть психики, в концепции Т. Рибо представлены как единая система. В ней использовались элементы системного подхода, но отсутствие разработанности не позволило определить роль творческого воображения при создании изобретений разного уровня сложности.

    spravochnick.ru

    Творческое воображение: виды и методики развития

    Воображение представляет процесс визуализации, происходящий в подсознание. Он направлен на создание новых предметов, несуществующих действий, за счет переработки полученных знаний. Полученные в ходе работы воображения предметы и образы могут не соответствовать реальности. Общая характеристика воображения может называться вымыслом.

    Способность, дающая сознанию картины, не относящиеся от действительности никакого отношения, называются фантазией. Если воображение направлено на воссоздании будущего самого человека, то это мечта. Общая характеристика воображения тесно связана с психологическими процессами памяти и мышления.

    Есть разные теории воображения. Наиболее известна теория, которой придерживались ученые З.Фрейд, Э. Крис, К. Кюби. В ней предполагается брать за основу пережитые в детском возрасте эмоции и чувства. З. Фрейд считал, что все неприятные, незабываемые или яркие переживания, которые испытывают дети, в дальнейшем перерабатываются сознанием, создавая каждый раз новые образы.

    Виды воображения

    • Активное − появляющееся вследствие прилагаемых усилий сознанием. Активное воображение создает предметы, которые могут применяться в жизни. Развитая способность увеличивает трудовую деятельность, способствует творческому развитию личности.
    • Пассивным называется процесс получения нереальных образов и предметов, которые нельзя использовать в реальности. Людей с пассивным воображением принято называть пустыми мечтателями. Они как личность не приносят никакого вклада в нашу действительность, в отличие от ценностей, которое приносит активное воображение.
    • Понятие пространства разделяют на следующие виды: реальное и абстрактное. Мы живем в трехмерном пространстве, поэтому пространственное воображение несет большое значение для жизнедеятельности человека. Этот вид способности помогает получить новые необходимые знания, формирующие и решающие задания по ориентации человека как личность в жизни. Пространственное воображение складывается в раннем возрасте. Оно необходимо для работы во многих сферах человеческой жизнедеятельности и несет для человека сложную смысловую нагрузку, направленную на решение логических задач и распознание окружающих объектов.

    Этапы становления способности

    Эту способность нельзя получить при рождении, оно приобретается в процессе жизнедеятельности человека, основываясь на полученном опыте. Развитие воображения в онтогенезе происходит в 3 этапа.

    • В первую очередь вместе с развитием памяти у ребенка происходит становление воображения. Сначала оно незначительное, из-за отсутствия жизненного опыта. По мере взросления происходит расширение границ способности.

    Воображение и его развитие в детском возрасте начинает раскрываться к 3 годам. В эту пору происходит пик развития фантазии у детей, которое они могут не отличить от действительности. Ближе к школьному возрасту, ребенок уже может отличить реальность происходящего от фантазии. Это происходит за счет увеличения жизненного опыта, расширения круга своих интересов, а также связано с появлением в этом возрасте влечения и симпатии.

    Воображение и его развитие в детском возрасте переходит на новый уровень в 7–9 лет. В этом сказывается влияние воспитания родителей, понимание ребенком моральных ценностей и обогащение жизненного опыта. Такой скачок в развитии дает возможность выражать фантазии и мечты с помощью игр.

    • В подростковом возрасте происходит формирование человека как отдельной личности. Детское мышление восприятия заменяется на взрослое. Происходит становление творческого начала, так как способность достигает апогея своего развития. В этом возрасте творчество позволяет выразить себя как личность, дает возможность выделиться из окружения.
    • В этом периоде прекращается дальнейшее развитие способности. Оно отдается в распоряжение рассудка. Развитие рационального мышления подавляет воображение, оставляя его потребности далеко позади.

    Творческое воображение представляет собой такую разновидность мышления, в процессе которого человеком создаются новые предметы или образы, несущие ценность для человечества. Они появляются вследствие переработки памяти сознанием и с помощью других психологических механизмов.

    Творческое развитие представляет собой необходимую часть становления личности. Это не просто трудоемкий процесс, представляющий собой определенную ценность. Существует множество видов творческой деятельности требующих работы фантазии.

    Виды творческого воображения

    • Пассивным называется творческое воображение, при котором происходит получение удовлетворения от не существующего желания. Человек при пассивном воображении не хочет что-либо производить в действительности. Его фантазия заменяет ему реальность.
    • Активным называется воображение, направленное на разрешение различных задач, большую часть личного характера. Активное нацелено на будущий период, при котором человек четко разделяет временные промежутки и не теряет чувства реальности. Активная фантазия личности определяется усилием воли и может контролироваться. Активное воображение делится на следующие виды: воссоздающее и творческое.

    Так как творческое воображение помогает не только в процессе работы, но и в обычной жизни, позволяет реализоваться как личность, его необходимо постоянно развивать. Развитие творческого воображения у детей и взрослых позволяет улучшить память, расширить мышление легче усваивать информацию.

    Существуют различные методики, позволяющие улучшить творческое воображение. Самыми эффективными являются чтение книг и просто богатый жизненный опыт. Достаточно общения с разносторонними, умными людьми, ведения активного образа жизни, занятия разными видами деятельности для получения необходимого опыта. Развитие творческого воображения будет расти вместе с интеллектуальными способностями.

    Чтение литературы может улучшить развитие творческого воображения, намного повысить словарный запас. Чтение книг помогает легкому развитию фантазии, потому что при чтении происходит визуализация прочитанного текста. Фантазия задействуется лучше при прочтении качественной интересной литературы.

    Активное воображение заставляет проводить аналогию между полученным опытом и действительностью. Способность выстраивать ассоциации является главным спутником фантазии.

    Методики для развития мышления и воображения

    • Задания на буквы

    Необходимо выбрать букву алфавита и назвать предметы, находящиеся в вашем окружении на эту букву. Их должно быть как можно больше. Частое выполнение этого простого задания поможет хорошо развить фантазию и мышление.

    • Назвать и описать

    Для этого задания необходимо найти интересную по сюжету картинку и придумать к ней названия и описание. Для этого хорошо подойдут работы известных художников. Можно не останавливаться на картинках и перенести это упражнение на встречающихся людей или животных, придумывая им разные истории и биографии. Эти методики помимо развития творческих способностей, добавят еще в вашу копилку креативного мышления.

    • Геометрические рисунки

    Смысл этого задания заключается в ответах на вопрос что изображено на рисунке. Лучше всего подойдут рисунки с геометрическими фигурами.

    Эти задания, если их выполнять как можно чаще, разовьют память, творческие способности, а также произойдет сильное интеллектуальное обогащение. Исследование творческого воображения происходит с помощью специальных тестов и методик, которые оценивают активное воображение и способы творческого мышления человека.

    yourspeech.ru

    Воображение и творчество

    Роль воображения в творчестве уникальна. Его можно определить как процесс преобразования представлений о реальной действительности и создании на этой основе новых образов. То есть воображение включается каждый раз, когда мы думаем о каком-либо объекте, не имея с ним непосредственного контакта. Творческое воображение позволяет это представление преобразовать.

    Творчество – процесс, в результате которого появляются принципиально новые или значительно усовершенствованные пути решения определенных задач. Очевидно, что творческое мышление и воображение связаны между собой.

    Можно выделить такие особенности творческого воображения:

    • с его помощью создаются совершенно новые образы, не на основе их описания, а на основе собственных мыслей субъекта;
    • может быть как произвольным, так и непроизвольным;
    • способность к творческому воображению отчасти определяется с рождения, но ее можно развивать;
    • взаимосвязь воображения и творчества можно увидеть в их сходных этапах и приемах.

    Этапы творческого воображения:

    1. Возникновение творческой идеи. В сознании появляется смутный образ, первые задумки. Это не всегда происходит осознанно.
    2. Вынашивание замысла. Размышления о том, как можно воплотить идею в жизнь, мысленное усовершенствование и т.д.
    3. Реализация замысла.

    Приемы творческого воображения можно выделить, изучив результаты творческих процессов. Например, для того, чтобы придумать большинство сказочных предметов и существ, были использованы такие приемы:

    1. Агглютинация – создание образа из двух разных идей (русалка, кентавр).
    2. Аналогия – создание образа по аналогии с другим.
    3. Преувеличение или преуменьшение (Гулливер и лилипуты).
    4. Типизация – отнесение объекта к определенному типу.
    5. Придача – объекту приписываются новые функции и свойства (ковер-самолет).
    6. Перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации.

    Методы развития творческого воображения

    Развитие творческого воображения происходит от непроизвольного к произвольному, и от воссоздающего к творческому. Как и другие психические процессы, оно проходит определенные этапы развития. Первый охватывает детство и юность, характеризуется волшебными, фантастическими представления о мире и отсутствием рационального компонента. На втором этапе происходят сложные изменения, вследствие перестроек в организме и самосознании, процессы восприятия становятся более объективными. Рациональный компонент появляется на третьей стадии развития воображения, оно начинает подчиняться рассудку, и именно из-за этой практичности часто приходит у взрослых в упадок.

    Связь воображения с творчеством выражается в том, что они опираются на представления. Развить воображение можно с помощью таких приемов:

    1. Расширять арсенал представлений – больше читать и смотреть научные фильмы, узнавать как можно больше нового. Запоминайте и анализируйте, так у вас появится гораздо больше материала для творческих процессов.
    2. Представляйте воображаемые объекты, пробуйте с ними взаимодействовать. Закройте глаза и попробуйте вообразить, например, яблоко. Какой оно формы, размера и цвета, постарайтесь представить его поверхность на ощупь и ощутить аромат. Теперь возьмите его в руку, ощутите вес, подбросьте и поймайте.
    3. Работайте над произвольностью процесса воображения, регулярно тренируйте его.
    4. Найдите источники вдохновения или попросите помощи у окружающих, возможно, они подадут вам новые идеи.
    5. Попробуйте групповые формы работы, они бывают очень эффективны, когда нужно получить уникальный результат.

     

    womanadvice.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *