Учебная мотивация это: сущность, источники, классификация, характеристика, функции

Учебная мотивация на 1 курсе медицинского университета взаимосвязь и особенности формирования профессиональной мотивации

Актуальность

Молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях, находятся в особенном возрастном периоде, когда формируется профессиональный интерес. Успех в учебном процессе, а также удовлетворенность выбором своей дальнейшей профессией зависит от уровня мотивации в обучении студента.

Особое место в структуре современного профессионального образования занимает подготовка специалистов здравоохранения. В связи с тем, что здоровье и жизнь человека выступает главным объектом профессиональной деятельности врача, требования общества к его мотивационной сфере и профессионально важным качествам предъявляются достаточно высокие [1].

Именно от уровня мотивации студента зависит усвоение материала на занятиях, умение применять полученные знания на практике, формирование профессиональных навыков и компетенций, а также адаптация к высоким требованиям к личности специалиста в будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим возрастает необходимость изучать такие сферы психической деятельности как мотивационная, сферу выбора профессии студентами медицинского вуза. Изучение мотивации позволит организовать более эффективный и гибкий учебный процесс, при подготовке специалистов с высшим медицинским образованием, учитывающий  индивидуальные особенности мотивационной сферы студентов, обеспечивающий высокий уровень учебной и профессиональной мотивации. Формирование мотивации учения в профессиональной подготовке без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем профессионального образования [2].

Мотивационная сфера личности считается наиболее разработанной областью в психологии личности. Однако сложившиеся научные направления, каждое из которых имеет свою методологическую, методическую и экспериментальную базу, только доказывают многогранность и сложность этой проблемы. Существуют различные подходы к определению мотивационной сферы личности, пониманию ее структуры, содержания, динамики [3].

Этой проблеме посвящено большое количество работ как в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн), так и в зарубежной (Дж. Аткинсон, К. Левин, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд). Существенно расширили представление о структуре мотивации и мотивационной сферы личности исследования авторов (Л.И. Анцифировой, Е.П. Ильина, Б.Ф. Ломова, М.Ш. Магомед-Аминова).

Многообразие характеристик мотивационной сферы в различных концепциях, тем не менее, не перестают интересовать исследователей в следующих аспектах как  иерархические связи между структурными компонентами мотивационной сферы, и изменения мотивационного профиля личности, способны подвергаться воздействию и изменениям в процессе профессиональной подготовки во время обучения на первых курсах медицинского университета.

Итак, что подразумевает под собой понятие «учебная мотивация»? Учебная мотивация — это сфера личности, которая представлена определенными процессами, методами, средствами побуждения, а также внутренними и внешними движущими силами, которые побуждают учащегося к активному усвоению учебных дисциплин и в дальнейшем овладению выбранной профессии. Результат деятельности студента, которая направлена на образовательный процесс в высшем учебном заведении, зависит от уровня его вовлеченности и заинтересованности.

Мотив учения — это направленность студента на различные стороны учебной деятельности, побуждение к активному и самостоятельному овладению знаниями, умениями, навыками. Многие объединяют понятия «мотив» и «мотивация», считая, что они идентичны друг другу. Но это большое заблуждение, так как понятие «мотивация» имеет более широкое значение, чем понятие «мотив».

Все процессы, методы, инструменты и средства их побуждения к познавательной деятельности студентов, побуждения к активному освоению материала по изучающим  дисциплинам относится к мотивации. Мотивы же могут быть представлены в качестве эмоций, желаний, интересов, потребностей, идеалов, установок. Исходя из этого, мотивы представляют собой более сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора [4].

Согласно мнению Лисовицкого В. Г. и Дмитриева А.Б., студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему необходимы мотивы для познавательной деятельности [5].

Цель: изучение учебной мотивации студентов 1 курса в медицинском ВУЗе  влияние определенных факторов привлекательности профессии врача-педиатра(r = 70).

Гипотеза исследования: взаимосвязь мотивации  к обучению и факторов влияющих на формирование интереса к профессии врача-педиатра и профессиональной мотивации на 1 курсе медицинского университета.

Для определения основных мотивов были использованы следующие методики: «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной, методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А.Реана и В.А.Якунина.

По результатам методики «Изучение мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной [6] получены следующие результаты:

Рис.1.Результаты по методике «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильиной

В данной методике максимальная оценка по шкале — 12 баллов

По шкале – «Приобретение знаний» высокие значения в 7,3 балла показали 85% (59 чел. ) студентов.

Средние результаты получены по шкале – «Овладение профессией» в  6,4 баллов из 12 максимально возможных у 70% (49чел.). Это свидетельствует об осознанном выборе студентов профессии и в стремлении к приобретению знаний, овладению профессиональными знаниями и формированию профессионально важных качеств.

Однако стоит заметить, что значительное количество студентов мотивированны лишь на получение диплома о высшем образовании это 5,7 баллов из максимально возможных 12 баллов у 48% (34 чел.)

По методике «Диагностика учебной мотивации студентов» А.А.Реана и В.А.Якунина [7] в процессе исследования получены следующие результаты:

Рис.2.Результаты по методике «Диагностика учебной мотивации студентов» А.А.Реана и В.А.Якунина

1.Высокий результат по шкале «Коммуникативные мотивы» – показали 87% (61 чел.) Данный результат 16 из 20 баллов свидетельствует о высоком уровне коммуникативных мотивов в формировании учебной мотивации, а также высоком уровне потребности в общении.

Взаимодействие и контакт с другими людьми представляет для студентов определённую ценность.

2.Шкала «Мотивы избегания неудач» – 83% (58 чел.) студентов показали средний результат 13 из 25 баллов, свидетельствующий о среднем уровне тревоги связанной с неуспеваемостью, со страхом получить плохую оценку и неодобрение, столкнуться с критикой со стороны преподавателей или же оказаться в списке отстающих.

3.По шкале «Мотивы престижа» — 91% (64 чел.) студентов  показали результат выше среднего 17 из 25 баллов, это говорит о том, что у студентов средний уровень стремления поддерживать высокий социальный статус врача педиатра. Многие студенты хотят быть лучшими, благодаря знаниям и компетентности в своей профессии. Такие студенты стараются проявить себя в разных сферах студенческой жизни (учебе, спорте, общественной работе и творческой работе).

4.Высокий результат по шкале «Профессиональные мотивы» — показали 94% (66 чел.) студентов. Данный результат 27 из 30 баллов говорит об очень высоком уровне желания получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать компетентным специалистом с последующим развитием требуемых качеств личности профессионала и профессиональных способностей.

5.По шкале «Мотивы творческой самореализации» – 80% (56 чел.) студентов показали высокий результат 8 из 10 баллов, это говорит о высоком уровне стремления к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации на высоком уровне. Студенты легко находят нужный метод или новые способы для решения проблем или для выполнения поставленных задач в учебном процессе.

6.По шкале «Учебно-познавательные мотивы» – 86% (60 чел.) студентов показали достаточно высокий результат 27 из 35 баллов, который указывает не только на ориентацию студентов на овладение знаниями и умениями, а на их заинтересованность в новых приёмах и способах в овладении знаниями и способами саморегуляции в учебном процессе, в более рациональной организации собственного учебного труда.

7.И наконец, по шкале «Социальные мотивы» – результат показателей у  93% (65 чел.),  20 из 25 баллов говорят о высоком уровне стремления взаимодействия студента с другими людьми. Где студенты мотивированны занять определённую позицию в отношениях с сокурсниками и педагогами, в стремлении получить их одобрение, заслужить авторитет. Многими из них движет желание и стремление освоения профессии, чтобы быть полезным обществу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, поставленная гипотеза подтвердилась, о взаимосвязи между мотивами обучения и факторами, влияющими на формирование интереса к профессии врача-педиатра, то есть к профессиональной мотивации.

Из полученных результатов исследования можно отметить, что значительная часть студентов первокурсников максимально замотивирована на учебную деятельность, так как стремится стать высококлассными специалистами, ими движет желание стать лучшими в своей сфере и быть полезными обществу, занять высокие должности, добиться авторитета среди будущих коллег и достичь социального признания. Однако необходимо учесть, что по одному из показателей значительное количество студентов мотивированны лишь на получение диплома о высшем образовании это половина исследуемых 48% (34 чел.) и тогда это к задаче поиска способов влияния на изменение восприятия к профессии врача педиатра, побуждению и мотивации в учебном процессе.

Следует отметить, что проблема формирования учебной мотивации студентов 1 курса факультета «Педиатрия» относится к основным проблемам психологии обучения. Данный психологический фактор можно объяснить, во-первых, тем, что важнейшей чертой любой деятельности, в том числе и учебной, является именно мотивация.

Во-вторых, координация мотивации учебной деятельности в хорошо выстроенном педагогическом процессе позволяет координировать учебный процесс, таким образом, позволяя добиваться успехов в его освоении, а значит, позволяет получить нужные профессиональные знания, умения, навыки и компетенции. 

Мотивация учебно-профессиональной деятельности у студентов не всегда высока и требует постоянной работы по поддержанию и повышению её уровня. Обучаемые студенты в большей степени углубляются в понимание о выбранной ими профессии во время прохождения практик и при выполнении практических работ. Именно при организации проблемных, интерактивных форм практических занятий у них формируется мотивация к обучению как некий стимул для более глубокого изучения теоритического материала, зная и понимая, что возникнет необходимость применения полученных знаний на практике.  

   

Статья на тему: «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

Статья на тему: «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

Различные школы современной психо­логии пока еще не пришли к единой точке зрения на понятие «мотив» — они рас­ходятся в понимании некоторых деталей. Да и само опре­деление «мотива» представляет собой отдельную научную проблему.

Мотивационная сфера личности — это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерар­хию и выражающих направленность личности.

Часть исследователей понимает под мотивом психиче­ское явление, становящееся побуждением к действию. Другие считают, что мотив — это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Есть и еще один вариант: мотив — это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельнос­ти и направляет ее на удовлетворение определенной по­требности.

Чтобы не утонуть в разнообразии мнений, давайте сформулируем простое определение. Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), свя­занное с удовлетворением определенной потребности.

Слово «мотивация» произошло от латинского «movere», двигать. Исходя из современных психологических представлений о мотивации, мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, име­ющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов пси­хологического и педагогического порядка, а конкретно — факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность учебной де­ятельности и сила мотивации.

Согласно закону Йеркса—Додсона, сформулированному несколько десятиле­тий назад, эффективность деятельности зависит от силы мотивации. Иными сло­вами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятель­ности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Если какие-то результаты достигнуты, а сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать. Итак, мотив может обладать:

1. Количественными характеристиками (по принципу «сильный—слабый»).

2. Качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Здесь имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе. Например, удовлетворяется позна­вательная потребность в процессе учения, то перед нами внутренняя моти­вация. Если же основной толчок к деятельности дают соображения социального престижа, рейтинга в классе, оценки и т. д., то речь идет о внешних мотивах.

Что же такое учебная мотивация? Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста не первый год. Уже в первом классе формирование учебной мотивацией является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, не слышат учителя и вследствие чего не верно выполняют задания, не выполняют домашние задания. Мотивы учения младших школьников разнообразны. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл.  И именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым учебным предметам они чаще относят те предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология(труд).

В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его.  

Как мы видим, от силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток спе­циальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых зна­ний, умений и навыков. Осознав то, какое решающее определяющее значение мо­тивация имеет для учебной деятельности, исследователи сформулировали прин­цип мотивационного обеспечения учебного процесса.

Многие специалисты считают, что необходимо целенаправленно формировать у учащихся мотивацию учебно-тру­довой деятельности. Однако, по мнению А. К. Марковой, управлять формированием мотивов учебной деятельности еще труднее, чем формировать действия и операции. Поэтому, прежде чем формировать учебную мотивацию уча­щихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальнос­ти, с которой придется иметь дело, найти пути ее адекватного описания.

Каким бы способным не был школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется — в соответ­ствии с известной поговоркой «Под лежачий камень вода не течет». Например, эксперименты при изучении технического творчества учащихся (А.А. Мотков) показали, что высокая положительная мотивация к этой деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Те, кто заин­тересован в учебе, создают более оригинальные модели, чем их соученики с высо­ким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной дея­тельности.

Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние положитель­ные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, уме­ний и навыков.

Мотивация успеха, несомненно, носит положи­тельный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная актив­ность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избе­жать, а не как добиться успеха.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.

Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.

Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. А по мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего, определяется все более и более дальняя жизненная перспектива, при этом складывается представление о том, что учеба и ее итоги — это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, именно у старшеклассников на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация.

В младшем школьном возрасте у детей недостаточно развит уровень самоконтроля и самооценки. В связи с этим очень важно учить ребенка организовать свою учебную деятельность, планировать ее, контролировать выполнение. Научиться не отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца, самостоятельно выполнять задания, проявлять старательность и аккуратность при выполнении учебных заданий. Быть активным на уроке и при подготовке к уроку.  Уметь критически оценивать свое отношение к учению, свое поведение: относить свои ошибки и неудачи не за счет других людей, обстоятельств, а за счет своих личных особенностей.

Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку.  Так как отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Учителю необходимо добиться того, чтобы отметка приобрела другой смысл, чтобы ученик рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.

Пути формирования учебной мотивации.

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.

Как же развивать у детей внутреннюю мотивацию к учебе?

Наиболее естественный способ – делать это через любознательность ребенкаВажно понять, что именно ему интересно. Найдя значимую для него сферу, можно соотнести школьные предметы с этой областью, и он станет стремиться к необходимым знаниям самостоятельно.
Для формирования познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Ряд исследователей считает, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать в первую очередь в системе школьного обучения. Одна из задач школы – преподавать предметы в интересной и живой форме, чтобы ребенку захотелось изучать их. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно поддерживать в нем состояние успеха.

Стараться включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе (через парные, групповые, совместные проектные формы работы).

Использовать на уроках более занимательное, необычное изложение нового материала.

Чаще использовать познавательные игры, дискуссии. Создавать проблемные ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение.

Предоставлять материал на основе жизненных ситуаций из собственного опыта  и опыта самих учащихся.

Развивать самостоятельность и самоконтроль учащихся в учебной деятельности, планировании, постановки целей и реализации их  в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Актуализировать ранее сложившихся мотивы учения и социализации, т. е. не разрушать, а укреплять и поддерживать-на создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов (устойчивости, осознанности, действенности) и способствовать появлению новых мотивов; на коррекцию дефектных мотивационных установок).

Следующий момент, отражающий основные компоненты мотивации- целеполагание.

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательно систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели- отдельные учебные действия. Умение ставить цель- показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности.

И, наконец, эмоциональный компонент мотивации учения. Главная его характеристика — переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят особенностей деятельности и ее организации.

Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствием конфликтов, активным участием в жизни коллектива класса, с успешностью учебы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной оценки, эмоции от «столкновения»  с новым учебным материалом – все это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально познавательное  отношение к предмету, увлеченность им. Ученик живет  при этом  в атмосфере  эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.Всеми силами школе и педагогам следует заботиться о сознании положительного эмоционального климата в классе и преобладании положительных эмоций на каждом уроке.


Используемые источники:

1.      Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

2.      Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов . П.2000г.

3.      Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004

4.      Крысько В.Г.  Психология и педагогика в схемах и комментариях. П. 2005 г.

5.      Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998

 

Мотивация и обучение, Заметки об исследовании CDP, Материал

Серия тестов

Автор Komal|Обновлено: 19 августа 2022 г. 30 баллов за обе работы. Этот предмет помогает будущим учителям понять педагогическую психологию, необходимую для преподавания и обучения. Они также обеспечивают педагогическую перспективу, чтобы помочь учителю разработать эффективные стратегии оценки и опыт обучения для своих юных учеников. Чтобы успешно сдать экзамен, мы подготовили конспекты по мотивации и обучению.

Мотивация и обучение — самая важная тема в разделе CDP. Из этой темы 5-6 вопросов предназначены для CTET и других экзаменов TET. Прочтите учебные материалы по мотивации и обучению, которые важны для предстоящего экзамена CTET,  UPTET, REET, HTET и других экзаменов TET. В этом посте мы рассмотрим следующие темы:

1. Значение мотивации
2. Характеристики мотивации
3. Типы мотивации
4. Теории мотивации
5. Обучение и его природа
6. Мотивация и обучение

Прочитать статью полностью

Значение мотивации

Мотивация происходит от слова «мотив», означающего причину для совершения какого-либо действия. Мотивация – это фактор, побуждающий организм к выполнению той или иной задачи. Например: Если у человека есть цель и для достижения этой цели он прикладывает все усилия. Движущая сила, которая побуждает человека выполнять эту конкретную задачу для достижения цели, известна как мотивация. Таким образом, можно сказать, что мотивация – это процесс активизации, поддержания и направления поведения к определенной цели, и здесь необходимо иметь цель.

Определение мотивации:

Согласно Good , «Мотивация – это процесс возбуждения, поддержания и регулирования деятельности»

Характеристики мотивации Ниже приведены некоторые важные характеристики мотивации:

  1. Мотивация возникает, когда возникает необходимость.
  2. Мотивация – это целенаправленный процесс.
  3. Мотивация — это динамический процесс.
  4. Мотивация повышает работоспособность ребенка.
  5. Мотивация может быть положительной или отрицательной
  6. Она также может быть внешней или внутренней.

Типы мотивации:

Мотивация бывает двух типов:

  • Внутренняя мотивация: Внутренняя мотивация порождается в поведении человека внутренне. Внутренне мотивированный человек не нуждается в наградах за поощрение за достижение определенной цели.
  • Внешняя мотивация: поведение человека, управляемое внешними вознаграждениями, такими как деньги, слава, оценки, стимулы и т. д., известно как внешняя мотивация.

Дайте тесты CDP: попробуйте здесь

Теории мотивации

Вот некоторые из распространенных теорий мотивации, которые важны для подготовки к CTET и другим экзаменам TET: у всех организмов есть врожденная система, которая помогает организму выжить, и эти системы управляются только их поведением. Например, сосательный инстинкт у новорожденных помогает им получать питание из груди матери.

Теория поощрения:  Эта теория утверждает, что людей мотивирует что-то делать из-за внешнего вознаграждения. Например, человек ходит в офис на работу, потому что взамен он получает денежное вознаграждение за каждый рабочий день.

Теория влечений:  Эта теория утверждает, что организм рождается с определенными психологическими потребностями, и если эти потребности не удовлетворяются, в организме возникает некоторое напряжение. расслабленный режим.

Теория мотивации возбуждения: В соответствии с этой теорией у каждого человека есть подходящий для него уровень возбуждения, и когда этот уровень возбуждения падает ниже личного оптимального уровня, он ищет какой-либо тип стимуляции, чтобы поднять его.

Гуманистическая теория мотивации:  Эта теория выдвинута Абрахамом Маслоу . Эта теория утверждает, что у каждого человека существует иерархия потребностей. Эти пять потребностей:

  1. Физиологические потребности: Психологические потребности — это основные жизненные потребности человека, такие как воздух, вода, пища, одежда и кров.
  2. Потребности в безопасности: Потребности в безопасности – это потребности в защите от вреда. Эти потребности включают физическую, экологическую и эмоциональную безопасность и защиту.
  3. Социальные потребности: Социальные потребности — это потребности в любви, привязанности, заботе, принадлежности, дружбе и т. д.
  4. Потребности в уважении: Потребности в уважении бывают двух видов: а свобода и внешнее уважение нуждаются в признании, власти, статусе, внимании и восхищении.
  5. Потребность в самореализации: Потребность в самореализации – это желание человека стать тем, кем он способен стать. Эти потребности включают потребность в росте, развитии и использовании потенциала самореализации.

Теория ожидания:  Эта теория разработана Виктором Врумом . Эта теория утверждает, что мотивация любого поведения, совершаемого человеком, зависит от желательности результата. Например, игрок в крикет хочет выиграть чемпионат мира, потому что он стремится выиграть его.

Обучение:

Обучение — это модификация поведения. Это непрерывный процесс и постоянное изменение, которое достигается практикой. Оно не связано с изменениями из-за болезни, скуки, усталости, взросления и т. д.

Характер обучения:

  1. Обучение – это целенаправленная деятельность.
  2. Обучение – это непрерывный процесс, приобретаемый на практике.
  3. Обучение вносит некоторые изменения в поведение.
  4. Обучение — это приспособление к изменениям.
  5. Обучение – это совершенствование и организация опыта.

Решите пробный тест CTET и TET 2022, чтобы улучшить свою подготовку

Принципы мотивации в обучении:

Проверьте общий принцип мотивации в обучении здесь:

  1. Все обучение и мотивация должны иметь цель или цель.
  2. Обучение представляет собой сочетание внешних и внутренних вознаграждений.
  3. Обучение предлагает занятия, связанные с мышлением высокого порядка.
  4. Любопытство — один из важных элементов обучения.
  5. Благодаря мотивации в обучении студенты больше работают для достижения определенной цели.
  6. Во время обучения похвала и поощрение являются идеальными инструментами для мотивации ребенка.
  7. Обучение направляет учащегося в определенном направлении, которое расширяет возможности учащихся или повышает их уверенность в себе.

Мотивация и обучение:

Мотивация оказывает большое влияние на то, что учащийся изучает. Они следующие:

  1. Мотивация направляет поведение человека к определенной цели.
  2. Мотивация повышает эффективность обучения учащегося.
  3. Мотивация влияет на когнитивные процессы обучения.
  4. Мотивация помогает учащемуся понять, какие результаты укрепляют, а какие наказывают. Таким образом, мотивация помогает в поощрении ребенка как в последствиях для достижения лучших результатов.
  5. Мотивация помогает ребенку повысить эффективность достижения той или иной цели во времени.

Эта статья будет полезна для следующих экзаменов: REET, UPTET, CTET, Super TET, DSSSB, KVS и т. д. Раздел

  • Полные примечания CDP
  • Рекомендуемые книги для CDP

    Кандидаты должны выбирать только лучшие книги для подготовки к экзаменам. Некоторые из лучших книг CTET , предложенные экспертами в данной области, перечислены в таблице ниже:

     

    Serial No. Book Name Author Name
    1. CTET and TETs Child Development and Pedagogy Paper 1 and 2  Arihant Experts
    2. CTET Развитие ребенка и педагогика для статей 1 и 2  Пирсон (Сандип Кумар)
    3. Обучение особенных детей: введение в специальное образование  Mangal S.K

     

    Часто задаваемые вопросы

    • Что такое мотивация?

      Мотивация происходит от слова «мотив», означающего причину для совершения чего-либо. Мотивация – это фактор, побуждающий организм к выполнению той или иной задачи. Например: Если у человека есть цель и для достижения этой цели он прикладывает все усилия. Движущая сила, которая побуждает человека выполнять эту конкретную задачу для достижения цели, известна как мотивация. Таким образом, можно сказать, что мотивация – это процесс активизации, поддержания и направления поведения к определенной цели, и здесь необходимо иметь цель.

    • Каковы характеристики мотивации?

      Ниже приведены характеристики мотивации:

      1. Мотивация возникает, когда возникает необходимость.
      2. Мотивация – это целенаправленный процесс.
      3. Мотивация — это динамический процесс.
      4. Мотивация повышает работоспособность ребенка.
      5. Мотивация может быть положительной или отрицательной
      6. Она также может быть внешней или внутренней.
    • Сколько типов мотивации существует?

      Мотивация бывает двух типов:

      • Внутренняя мотивация:  Внутренняя мотивация внутренне возникает в поведении человека. Внутренне мотивированный человек не нуждается в вознаграждении за поощрение за достижение определенной цели.
      • Внешняя мотивация: поведение человека, управляемое внешними вознаграждениями, такими как деньги, слава, оценки, стимулы и т. д., известно как внешняя мотивация.
    • Что такое обучение и его природа?

      Обучение – это модификация поведения. Это непрерывный процесс и постоянное изменение, которое достигается практикой. Оно не связано с изменениями из-за болезни, скуки, усталости, взросления и т. д.

      Характер обучения:

      1. Обучение – это целенаправленная деятельность.
      2. Обучение — это непрерывный процесс, приобретаемый на практике.
      3. Обучение вносит некоторые изменения в поведение.
      4. Обучение — это приспособление к изменениям.
      5. Обучение – это совершенствование и организация опыта.
    • Каковы принципы мотивации в обучении?

      Ниже приведены Принципы мотивации в обучении:

      1. Любое обучение и мотивация должны иметь цель или цель.
      2. Обучение представляет собой сочетание внешних и внутренних вознаграждений.
      3. Обучение предлагает занятия, связанные с мышлением высокого порядка.
      4. Любознательность — один из важных элементов обучения.
      5. Благодаря мотивации в обучении учащиеся прилагают больше усилий для достижения определенной цели.
      6. Во время обучения похвала и поощрение являются идеальными инструментами для мотивации ребенка.
      7. Обучение направляет учащегося в определенном направлении, которое укрепляет или повышает его доверие к ученикам.

    CTET и государственные экзамены TET

    TETCTETUPTETREETHTETOДругие экзамены TETСерия пробных тестов экзаменов TETMeghalaya TETMaharashtra TET

    Избранные статьи

    Следите за обновлениями

    Наши приложения

    • BYJU’S Exam Prep: приложение для подготовки к экзаменам

    GradeStack Learning Pvt. Ltd.Windsor IT Park, Tower — A, 2nd Floor,

    Sector 125, Noida,

    Uttar Pradesh 201303

    [email protected]

    Важность мотивации в обучении поделился (657 Words) 0 03 9

    Article

    РЕКЛАМА:

    Важность мотивации в обучении!

    Преподаватель должен четко понимать цель и важность мотивации. Фундаментальная цель мотивации — стимулировать и облегчать учебную деятельность. Обучение — это активный процесс, который необходимо мотивировать и направлять для достижения желаемых результатов.

    Изображение предоставлено: ruthcatchen.files.wordpress.com/2011/10/motivation-hierarchy3.jpeg

    РЕКЛАМА:

    Обучение инициируется само по себе, но ему должны способствовать мотивы, чтобы учащийся продолжал учебную деятельность. Определенный мотив ценен во всякой работе, так как мотивы создают готовность. Чем больше готовность, тем больше внимания будет уделяться работе и тем быстрее будет достигнут желаемый результат.

    Важно попытаться привести учащегося в состояние готовности, поскольку это увеличивает бдительность, энергию и искренность обучения. При попытке достичь какой-то цели чем острее готовность, тем более удовлетворительна реакция. Действия, которые бесполезны, становятся раздражающими.

    Одним из верных способов привести в действие закон действия является помощь учащемуся в достижении целей и задач, к достижению которых он стремится. Настоящая проблема в мотивации школьной работы состоит в том, чтобы обнаружить ценности, достаточно сильные, чтобы стимулировать учеников к эффективным усилиям.

    РЕКЛАМА:

    Ценность, сильно привлекательная для одного человека, может иметь малое значение или не иметь никакого отношения к другому человеку. Более того, ценности, которые сильно нравятся одному человеку в одно время, могут не быть столь привлекательными в другое время.

    Учитель должен постоянно быть начеку, чтобы замечать эти различия и колебания. Поскольку все учащиеся реагируют по-разному, мотивация обучения у разных людей должна быть разной. Понимание природы мотивации важно, потому что мотивация определяет не только интенсивность усилия по обучению, но и степень превращения этого усилия в деятельность целостной личности.

    Мотивация учебной деятельности помогает учащемуся сконцентрироваться на том, что он делает, и тем самым получить удовлетворение. Необходима постоянная мотивация, чтобы помочь учащимся сконцентрироваться на уроках, которые предстоит усвоить. Важность мотивации в ее простейшей форме видна в экспериментах, проводимых над тем, как учатся животные и люди.

    В человеческом обучении наиболее часто применяются мотивы стремления к мастерству и стремления к общественному одобрению. Как показали эксперименты, импульс к овладению является наиболее действенным мотивом обучения. Мотив мастерства можно использовать для управления процессом обучения с помощью оценок учителя, результатов объективных тестов и графических записей прогресса.

    РЕКЛАМА:

    Сила определенных мотивов ярко проиллюстрирована экспериментом с некоторыми студентами колледжа, проведенным Найтом и Реммером. Десять первокурсников колледжа в течение пяти дней подвергались жестоким унижениям, общим мучениям, тяжелой работе и бессоннице.

    Результаты испытания, как их представляли себе первокурсники, будут иметь значительный вес при принятии решения об их пригодности для поступления в университетское братство. Мотивирующим фактором было их стремление к общественному одобрению.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *