Ученый адлер – Адлер, Альфред — Википедия

Альфред Адлер — биография и интересные факты из жизни.

Альфред Адлер

Альфред Адлер – известный австрийский психиатр, психотерапевт и мыслитель, создатель концепции индивидуальной теории личности и системы индивидуальной психологии.

Родился Альфред 7 февраля 1870 года в Вене в небогатой многодетной семье. Он был сыном еврея – торговца. В районе, где он жил, еврейских детей было мало, поэтому его кругозор был больше венским и мало еврейским. Детство Альфреда было трудным и несчастливым, хотя он был любимцем отца. В детстве Альфреда два раза едва не был убили в уличных происшествиях, а в 5 лет он перенес тяжелую пневмонию, был близок к смерти, но докторам удалось вылечить мальчика, что и дало толчок к дальнейшему выбору профессии — он твердо решил стать врачом. Альфред был физически слабым, но дети принимали его в компанию, благодаря его личностным характеристикам, поэтому он еще с детства понял, как важны сопереживание и общие ценности, собственный потенциал, помогающий человеку стать полезным членом общества.

В первых классах школы Адлер учился посредственно, не успевал по математике, но благодаря упорству и труду стал лучшим учеником в классе. В юности он много времени уделял чтению. Впоследствии именно это принесло ему популярность в обществе и известность как лектору.

В 18 лет Адлер поступил в Венский медицинский университет. В студенческие годы он увлекался социализмом и принимал участие в политических собраниях. На одном из них Альфред встретил студентку из России Раису Эпштейн, которая стала его женой в 1897 году. По окончании медицинского университета, он сначала работал врачом общего направления, и только позже его заинтересовала неврология и психиатрия.

В 1898 году он издает свою первую, в которой человек рассматривается не изолированно, а вместе с окружающей средой. Это говорит о том, что уже в молодости он считал такое утверждение одним из основных принципов «индивидуальной психологии».

В 1901 году молодой, подающий надежды врач, активно защищал книгу Фрейда «Толкование сновидений». В ответ Фрейд выразил благодарность и пригласил Адлера к дискуссии по психоанализу, после которой Альфред и примкнул к кружку Фрейда. Кружок психоаналитиков, который возглавлял З. Фрейд стал называться Венское психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер издал другой свой труд «Исследование неполноценности органов», в нем он описал свои взгляды на формирование психики человека, однако Фрейд высказался негативно, считая это своеволием отдельных психоаналитиков. Взаимоотношения между Фрейдом и Адлером заметно ухудшились. К концу 1910 года Фрейд называл Адлера «параноиком», а его теории «непонятными». В этом нет ничего удивительного — Фрейд зачастую называл своих противников «параноиками», приписывая им подавленные гомосексуальные чувства, которые по его мнению и являлись причиной паранойи. Взгляды Адлера Фрейд подверг критике на собрании психоаналитического общества в феврале 1911 года. В ответ Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое общество и организовали «Ассоциацию индивидуальной психологии», вызвав гнев Фрейда, решившего впредь не допускать контактов с «бандой Адлера».

Следует подчеркнуть, что у Адлера, как сформировавшегося молодого профессионала, было собственное мировоззрение, он создал системы, отличающиеся от фрейдовского психоанализа. Камнем предкновения стало и отсутствие в теории Фрейда социологической ориентации.

В 1912 году Адлером была выпущена работа «О нервном характере», в которой обобщены основные тезисы индивидуальной психологии. Им был основан «Журнал индивидуальной психологии», выходивший на английском языке и превратившийся впоследствии в международный.

В 1916 году он был руководителем военного госпиталя в Вене. В 1919 году Адлер, при поддержке правительства, создал детскую реабилитационную клинику — центр, через несколько лет их было уже около тридцати, в каждой из них работал врач, психолог и социальный работник. Такие центры появились в Германии, Голландии, а в США – действуют и поныне.

Адлер, как психотерапевт и психолог, был активным ученым. За свою жизнь он издал около трехсот книг и статей на различные темы. Среди известных трудов можно отметить такие: «Практика и теория индивидуальной психологии», «Невротическая конституция», «Исследование физической неполноценности», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Образ жизни» и многие другие.

Идеи Адлера, как психотерапевта, влияют на современные исследования в психологии и психотерапии. Концепция ценностных ориентаций в психиатрии вышла из его теории социального интереса. Многие концепции Адлера не утратили своего значения и сейчас. Среди них такие, как роль социальных сил в развитии личности, его подход к чувству неполноценности, взгляд на компетентность как признак зрелости, анализ самооценки и стремления к власти, а также многие другие.

В теории личности основную роль Адлер отводил социальному фактору, когда характер человека складывается под действием жизненного опыта, т.е. сложившихся стремлений по реализации превосходства, самоутверждении, борьбы с комплексом неполноценности.

Например, древнегреческий оратор Демосфен дефектом речи страдал с детства, а многие полководцы (Суворов, Наполеон) – люди невысокого роста.

Большинство детей, считал Адлер, ощущают собственную неполноценность по сравнению со взрослыми, что формирует у ребенка комплекс неполноценности. Все зависит от того, как он будет компенсироваться (в том числе и за счет власти над другими).

Главными ключевыми понятиями его теории являются: чувство неполноценности и компенсация, стремление к превосходству, стиль жизни, творческое «я», социальный интерес. В отличии от Фрейда, Адлер доказывал, что жизнь личности подчинена достижению целей. Стремление к превосходству – основная цель поведения, у слабого человека возникает чувство неполноценности, которое требует компенсации. Неспособность к компенсации формирует комплекс неполноценности, а развитие личности основывается на творческой силе «Я» по преодолению этого комплекса. Как видим, все логично и взаимосвязано.

Адлеру в 1926 году предложили в Нью-Йорке должность профессора Колумбийского университета. Он читал много лекций в школе социальных исследований в Нью-Йорке, его стиль преподавания всегда отличался непринужденностью, поэтому лекции Альфреда Адлера всегда пользовались огромной популярностью. В Вене он бывал только в летние месяцы, продолжая лечение пациентов. Последователи Адлера с приходом к власти Гитлера подвергались репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Известная школа индивидуальной психологии была закрыта, был запрещен и созданный Адлером журнал индивидуальной психологии.

В 1932 году Адлер полностью переехал в США. Он жил вместе с женой в Нью-Йорке, у них было четверо детей, причем двое, как отец, стали психиатрами. Он продолжал активно читать лекции во многих учебных заведениях и вел частную психиатрическую практику.

Много лекций Адлер читал в Англии, Франции и Голландии. После одной из них в Голландии в апреле 1937 года он перенес первый сердечный приступ, которому не придал особого значения, а лишь отдохнул в отеле. Спустя месяц, он приехал в Шотландию в Абердин для прочтения серии лекций, но 28 мая 1937 года неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. В этом шотландском городе Абердине великого ученого и похоронили.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию

Не пропустите и других известных личностей:

psihoanalitik.net

Альфред Адлер — краткая биография.

Альфред Адлер (1870-1937гг.) – австрийский психолог, мыслитель, психиатр, а также автор концепции индивидуальной психологии.

Семья, детские годы

7 февраля 1870г. в районе Вены под названием Рудольсхайм в еврейской семье торговца зерном родился третий ребенок – слабый и рахитичный. Это и был будущий автор новой психотерапевтической системы, Альфред Адлер. В детстве он не отличался крепким здоровьем, более того, не раз был на волоске от гибели. Мальчику было 3 года, когда умер спавший с ним в одной кровати брат. Сам Альфред до 4 лет не мог ходить, поскольку страдал рахитом. Только удалось победить этот недуг, как в 5-летнем возрасте ребенок подхватил пневмонию. Случай признали неизлечимым, однако одному из врачей все же удалось поставить Альфреда на ноги. Эта история и определила выбор будущей профессии – Адлер решил стать врачом.

Слабого, болезненного ребенка дома не замечали (в этом мало удивительного, ведь в семье, помимо него, росло еще 5 детей). Однако упорный мальчик боролся со своей слабостью и всегда принимал активное участие в играх и забавах дворовых сверстников. Те же охотно дружили с Альфредом. В компании ровесников он ощущал собственную значимость, которой был лишен дома. Интересно, что уже в начале жизненного пути будущий ученый осознает важность общих ценностей и сопереживания – эти идеи лягут в будущем в его концепцию индивидуальной психологии личности.

В связи с болезнями мальчик много времени проводит дома, в постели. Отрадой и способом бегства от одиночества становится чтение книг. Классическая литература, немецкая классическая философия, Библия, книги по психологии – Адлер читал все без разбора. Однако, благодаря природной сообразительности полученные знания систематизируются, а спустя десятки лет Альфред Адлер станет одним из лучших лекторов.

Будучи 18-летним юношей Альфред поступает в Венский университет на медицинский факультет. Здесь его ждет не только освоение профессиональных навыков, но и увлечение социалистическими идеями, а также знакомство с будущей супругой Раисой Эпштейн. К концу обучения в 1895-м г. Адлер не только получил ученую степень, но и превратился в убежденного социал-демократа.

Биография Альфреда Адлера в качестве врача начинается с офтальмологической практики. Затем молодой специалист работает как врач общего профиля. Однако его все больше интересует функция и особенности организации нервной системы, в связи с чем он начинает увлеченно заниматься невралгией и психиатрией.

Зрелые годы: Венская психоаналитическая ассоциация

В 1901г. Адлер знакомится с З. Фрейдом и получает его покровительство. Знакомство состоялось благодаря тому, что молодой врач горячо защищает в печати вышедший труд Фрейда «Толкование сновидений». В благодарность Фрейд приглашает Адлера вступить в недавно образовавшуюся дискуссионную группу по психоанализу. В 1902г. Адлер принимает приглашение. Однако Адлер никогда не был сторонником идей Фрейда, а вышедшая в 1907г. книга Адлера «Исследование неполноценности органов» вызвала гнев и критику Фрейда.

1910г. стал годом избрания Альфреда Адлера президентом Венского психоаналитического общества. Между тем отношения его с Фрейдом накалялись. В феврале 1911г. на одном из собраний Фрейд достаточно резко высмеял идеи Адлера. В ответ тот сложил с себя полномочия президента и вышел из состава психоаналитического общества. За ним последовало несколько других ученых. Решено было создать «Ассоциацию индивидуальной психологии».

Концепция индивидуальной психологии

В основе концепции психиатра лежит мысль о том, что основа характера личности – врожденное «социальное чувство». Иначе говоря, главенствующая роль в становлении характера – не бессознательное биологическое, а сознательное социальное. В рамках данной концепции впервые был введен термин «комплекс неполноценности». Именно компенсация данного комплекса, по мнению Адлера, лежит в основе становления личности ребенка.

Обобщением идей новой концепции Адлера стал выход в 1912г. работы «О нервном характере», после чего ученым был организован выпуск «Журнала индивидуальной психологии». Однако выход последнего был прерван начавшейся Первой мировой войной. В этот период Адлер служит военным врачом, а чуть позже организует военный госпиталь.

Новый этап биографии психоаналитика пришелся на 1919г., когда Адлер создал первую реабилитационную клинику для детей. При каждой клинике трудился врач, психолог и социальный работник. Подобные организации получили распространение сначала в Вене, а затем – в Германии, Голландии и США, а их создатель обрел международную известность.

С 1926г. Адлер живет в Нью-Йорке, работая профессором в Колумбийском университете, разъезжая по штатам Америки с лекциями. Начиная с 30-х гг. в Германии и Австрии открываются первые экспериментальные школы, в которых преподавание ведется в соответствии с идеями индивидуальной психологии. Деятельность этих школ была приостановлена в годы Второй мировой войны, после окончания которой вновь начались эксперименты.

Как уже говорилось, Альфред Адлер много разъезжал с лекциями по Западу. В одной из таких поездок, 28 мая 1937г., ученый неожиданно скончался от инфаркта. Случилось это в Шотландии, в городе Абердин. Похоронен Альфред Адлер там же.

www.wisdoms.one

АДЛЕР Альфред — это… Что такое АДЛЕР Альфред?


АДЛЕР Альфред

(Adler, Alfred)

АЛЬФРЕД АДЛЕР
(1870-1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу Учебник здоровья для портных (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждал риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагал меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов «индивидуальной психологии». Начиная с 1900-х годов Адлер занимался психиатрическими проблемами общей медицины. Он был среди тех немногих, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение. Адлер никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу Исследование неполноценности органов (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Наконец в 1911 Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований». С 1912 Адлер применял термин «индивидуальная психология»; в том же году была опубликована работа О нервном характере (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, Человекознание (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей. В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом. В 1912 Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии» («Zeitschrift fr Individualpsychologie»), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже — в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе). В 1922 «Журнал индивидуальной психологии» возродился под названием «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1938-1946 его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 в Вене. С 1935 под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 — «Journal of Individual Psychology»). Став сотрудником Колумбийского университета в 1926, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938. Школа вновь открылась в 1946. Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа. Среди публикаций ученого: Практика и теория индивидуальной психологии (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920; Проблемы человеческой природы (Problems of Human Nature, 1929), Наука жизни (The Science of Living, 1929), Стиль жизни (The Pattern of Life, 1930), Социальные интересы: вызов человечеству (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938), Превосходство и социальные интересы (Superiority and Social Interest, 1964).
ЛИТЕРАТУРА
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • ОЛПОРТ Гордон Уиллард
  • ЧЭПИН Френсис Стюарт

Смотреть что такое «АДЛЕР Альфред» в других словарях:

  • АДЛЕР Альфред —     АДЛЕР (Adler) Альфред (7 февраля 1870, Вена 28 мая 1937, Абердин, Шотландия) австрийский психолог, психиатр, доцент Педагогического института в Вене. В 1920 примкнул к кружку 3. Фрейда, позднее модифицировал фрейдизм и стал одним из… …   Философская энциклопедия

  • Адлер Альфред — (1870–1937) австрийский психолог, представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». В своем учении А. отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности, отмечал… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Адлер Альфред — (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое… …   Психологический словарь

  • Адлер, Альфред — У этого термина существуют и другие значения, см. Адлер (значения). Альфред Адлер Alfred Adler Дата рождения: 7 февраля 1870(1 …   Википедия

  • Адлер Альфред — (Adler) (1870 1937), австрийский врач психиатр и психолог. Ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Главным источником мотивации считал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства… …   Энциклопедический словарь

  • Адлер Альфред — Адлер (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена, ‒ 28.5.1937, Абердин), австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20 е… …   Большая советская энциклопедия

  • АДЛЕР Альфред — (1870–1937) – австрийский психолог и психотерапевт, одним из первых присоединившийся к З. Фрейду, являвшийся президентом Венского психоаналитического общества с марта 1910 по февраль 1911 года и соредактором ежемесячного «Центрального листка по… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Адлер Альфред — «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера     В 1910 г. было основано Международное психоаналитическое общество, первым президентом которого стал Карл Густав Юнг. Т. Рейк и этнолог Г. Рохейм продолжили разработку тематики, начатой Фрейдом в… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Адлер Альфред — …   Википедия

  • АДЛЕР Альфред — (7.2.1870, Beet, 28.3.1937, Абердин), австр. врач и психолог, создатель системы индивидусиюй психологии. C 1929 проф. психологии Колумбийского ун та (Нью Йорк). В начале деятельности А. последователь 3. Фрейда, но в 1912 заявил об отходе от… …   Российская педагогическая энциклопедия


dic.academic.ru

АДЛЕР, АЛЬФРЕД | Энциклопедия Кругосвет

АДЛЕР, АЛЬФРЕД (Adler, Alfred) (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение в Колумбийский университет в Нью-Йорке.

В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу Учебник здоровья для портных (Gesundheitsbuch für das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждал риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагал меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов «индивидуальной психологии».

С 1900-х годов Адлер начал заниматься психопатологией в контексте общей медицины. Он был среди тех немногих психологов, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение (1902).

В отличие от Фрейда, Адлер не считал, что причины психической болезни следует искать в какой-то сексуальной травме, полученной в раннем детстве, оспаривал он и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу Исследование неполноценности органов (Studie über die Minderwertigkeit von Organen). В 1911 Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований», однако с 1912 начал применять термин «индивидуальная психология»; в том же году был опубликован труд Адлера О нервном характере (Über den nervösen Charakter), где обобщались основные концепции ученого. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров во главе с Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который считал, что этот труд относится к области философии, а не медицины. Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, поэтому он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, Человекознание (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию из записей этих лекций одним из слушателей.

Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Реакцией на чувство неполноценности является т.н. «маскулинный протест». Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

В 1912 Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии» («Zeitschrift für Individualpsychologie»), публикация которого была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил на русском фронте; вернувшись в 1916 в Вену, стал главным врачом военного госпиталя.

В 1921 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать и в настоящее время в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 был возрожден «Журнал индивидуальной психологии», получивший название «Международного журнала индивидуальной психологии». В 1938–1946 его публикация вновь приостановилась, а затем была возобновлена в 1946–1948. С 1935 под редакцией Адлера выходил журнал на английском языке (с 1957 – «Journal of Individual Psychology»).

Став приглашенным профессором Колумбийского университета в 1927, Адлер проводил летние месяцы в Вене, продолжая здесь преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов деятельность Адлера и его учеников в Германии была прекращена, а в 1934 были закрыты все детские реабилитационные клиники в Австрии. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса в 1938 (возобновила деятельность в 1946).

Адлер читал лекции во многих учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии в апреле 1937 он, вероятно, перенес сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, Адлер неожиданно скончался от сердечного приступа.

Среди публикаций ученого: Практика и теория индивидуальной психологии (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920; Проблемы человеческой природы (Problems of Human Nature, 1929), Наука жизни (The Science of Living, 1929), Стиль жизни (The Pattern of Life, 1930), Социальные интересы: вызов человечеству (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938), Превосходство и социальные интересы (Superiority and Social Interest, 1964).

www.krugosvet.ru

Альфред Адлер — биография и интересные факты из жизни.

Альфред Адлер

Альфред Адлер – известный австрийский психиатр, психотерапевт и мыслитель, создатель концепции индивидуальной теории личности и системы индивидуальной психологии.

Родился Альфред 7 февраля 1870 года в Вене в небогатой многодетной семье. Он был сыном еврея – торговца. В районе, где он жил, еврейских детей было мало, поэтому его кругозор был больше венским и мало еврейским. Детство Альфреда было трудным и несчастливым, хотя он был любимцем отца. В детстве Альфреда два раза едва не был убили в уличных происшествиях, а в 5 лет он перенес тяжелую пневмонию, был близок к смерти, но докторам удалось вылечить мальчика, что и дало толчок к дальнейшему выбору профессии — он твердо решил стать врачом. Альфред был физически слабым, но дети принимали его в компанию, благодаря его личностным характеристикам, поэтому он еще с детства понял, как важны сопереживание и общие ценности, собственный потенциал, помогающий человеку стать полезным членом общества.

В первых классах школы Адлер учился посредственно, не успевал по математике, но благодаря упорству и труду стал лучшим учеником в классе. В юности он много времени уделял чтению. Впоследствии именно это принесло ему популярность в обществе и известность как лектору.

В 18 лет Адлер поступил в Венский медицинский университет. В студенческие годы он увлекался социализмом и принимал участие в политических собраниях. На одном из них Альфред встретил студентку из России Раису Эпштейн, которая стала его женой в 1897 году. По окончании медицинского университета, он сначала работал врачом общего направления, и только позже его заинтересовала неврология и психиатрия.

В 1898 году он издает свою первую, в которой человек рассматривается не изолированно, а вместе с окружающей средой. Это говорит о том, что уже в молодости он считал такое утверждение одним из основных принципов «индивидуальной психологии».

В 1901 году молодой, подающий надежды врач, активно защищал книгу Фрейда «Толкование сновидений». В ответ Фрейд выразил благодарность и пригласил Адлера к дискуссии по психоанализу, после которой Альфред и примкнул к кружку Фрейда. Кружок психоаналитиков, который возглавлял З. Фрейд стал называться Венское психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер издал другой свой труд «Исследование неполноценности органов», в нем он описал свои взгляды на формирование психики человека, однако Фрейд высказался негативно, считая это своеволием отдельных психоаналитиков. Взаимоотношения между Фрейдом и Адлером заметно ухудшились. К концу 1910 года Фрейд называл Адлера «параноиком», а его теории «непонятными». В этом нет ничего удивительного — Фрейд зачастую называл своих противников «параноиками», приписывая им подавленные гомосексуальные чувства, которые по его мнению и являлись причиной паранойи. Взгляды Адлера Фрейд подверг критике на собрании психоаналитического общества в феврале 1911 года. В ответ Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое общество и организовали «Ассоциацию индивидуальной психологии», вызвав гнев Фрейда, решившего впредь не допускать контактов с «бандой Адлера».

Следует подчеркнуть, что у Адлера, как сформировавшегося молодого профессионала, было собственное мировоззрение, он создал системы, отличающиеся от фрейдовского психоанализа. Камнем предкновения стало и отсутствие в теории Фрейда социологической ориентации.

В 1912 году Адлером была выпущена работа «О нервном характере», в которой обобщены основные тезисы индивидуальной психологии. Им был основан «Журнал индивидуальной психологии», выходивший на английском языке и превратившийся впоследствии в международный.

В 1916 году он был руководителем военного госпиталя в Вене. В 1919 году Адлер, при поддержке правительства, создал детскую реабилитационную клинику — центр, через несколько лет их было уже около тридцати, в каждой из них работал врач, психолог и социальный работник. Такие центры появились в Германии, Голландии, а в США – действуют и поныне.

Адлер, как психотерапевт и психолог, был активным ученым. За свою жизнь он издал около трехсот книг и статей на различные темы. Среди известных трудов можно отметить такие: «Практика и теория индивидуальной психологии», «Невротическая конституция», «Исследование физической неполноценности», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Образ жизни» и многие другие.

Идеи Адлера, как психотерапевта, влияют на современные исследования в психологии и психотерапии. Концепция ценностных ориентаций в психиатрии вышла из его теории социального интереса. Многие концепции Адлера не утратили своего значения и сейчас. Среди них такие, как роль социальных сил в развитии личности, его подход к чувству неполноценности, взгляд на компетентность как признак зрелости, анализ самооценки и стремления к власти, а также многие другие.

В теории личности основную роль Адлер отводил социальному фактору, когда характер человека складывается под действием жизненного опыта, т.е. сложившихся стремлений по реализации превосходства, самоутверждении, борьбы с комплексом неполноценности.

Например, древнегреческий оратор Демосфен дефектом речи страдал с детства, а многие полководцы (Суворов, Наполеон) – люди невысокого роста.

Большинство детей, считал Адлер, ощущают собственную неполноценность по сравнению со взрослыми, что формирует у ребенка комплекс неполноценности. Все зависит от того, как он будет компенсироваться (в том числе и за счет власти над другими).

Главными ключевыми понятиями его теории являются: чувство неполноценности и компенсация, стремление к превосходству, стиль жизни, творческое «я», социальный интерес. В отличии от Фрейда, Адлер доказывал, что жизнь личности подчинена достижению целей. Стремление к превосходству – основная цель поведения, у слабого человека возникает чувство неполноценности, которое требует компенсации. Неспособность к компенсации формирует комплекс неполноценности, а развитие личности основывается на творческой силе «Я» по преодолению этого комплекса. Как видим, все логично и взаимосвязано.

Адлеру в 1926 году предложили в Нью-Йорке должность профессора Колумбийского университета. Он читал много лекций в школе социальных исследований в Нью-Йорке, его стиль преподавания всегда отличался непринужденностью, поэтому лекции Альфреда Адлера всегда пользовались огромной популярностью. В Вене он бывал только в летние месяцы, продолжая лечение пациентов. Последователи Адлера с приходом к власти Гитлера подвергались репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Известная школа индивидуальной психологии была закрыта, был запрещен и созданный Адлером журнал индивидуальной психологии.

В 1932 году Адлер полностью переехал в США. Он жил вместе с женой в Нью-Йорке, у них было четверо детей, причем двое, как отец, стали психиатрами. Он продолжал активно читать лекции во многих учебных заведениях и вел частную психиатрическую практику.

Много лекций Адлер читал в Англии, Франции и Голландии. После одной из них в Голландии в апреле 1937 года он перенес первый сердечный приступ, которому не придал особого значения, а лишь отдохнул в отеле. Спустя месяц, он приехал в Шотландию в Абердин для прочтения серии лекций, но 28 мая 1937 года неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. В этом шотландском городе Абердине великого ученого и похоронили.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию

Не пропустите и других известных личностей:

psihoanalitik.net

Адлер Альфред

Альфред Адлер

Адлер Альфред (Adier)  (1870-1937) Австрийский врач-психиатр и психолог. Ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Оказал влияние на неофрейдизм.

+ + +

АДЛЕР, АЛЬФРЕД (Adler, Alfred) (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926, когда получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1895 Адлер окончил медицинский факультет Венского университета, а в 1898 опубликовал свою первую работу Учебник здоровья для портных (Gesundheitsbuch f r das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждал риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагал меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов «индивидуальной психологии».

Начиная с 1900-х годов Адлер занимался психиатрическими проблемами общей медицины. Он был среди тех немногих, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда об интерпретации сновидений; Адлер опубликовал положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет. Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Адлер сначала колебался, поскольку в то время интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности, однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

Адлер никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после того, как Адлер в 1907 опубликовал книгу Исследование неполноценности органов (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Наконец в 1911 Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою группу «Обществом свободных психоаналитических исследований». С 1912 Адлер применял термин «индивидуальная психология»; в том же году была опубликована работа О нервном характере (ber den nerv sen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, Человекознание (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

 

В центре внимания Альфреда Адлера было гармоничное развитие личности. Этот психолог и психиатр прожил долгую жизнь, но неправильно было бы думать, что эта проблема уже полностью решена. На сайте metodorf.ru вы узнаете, что и в наше время над формированием гармонической личности бьются лучшие умы. По-прежнему актуален вопрос: как же достичь идеала? Никто этого точно не знает, но стремиться к нему стоит.

 

В 1912 Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии» («Zeitschrift fur Individualpsychologie»), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 «Журнал индивидуальной психологии» возродился под названием «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1938–1946 его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946–1948 в Вене. С 1935 под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 – «Journal of Individual Psychology»).

Став сотрудником Колумбийского университета в 1926, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938. Школа вновь открылась в 1946.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы; в последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Другие биографические материалы:

Огурцов А.П. Австрийский психолог, психиатр (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д).

Фролов И.Т. Австрийский фрач (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кондаков И.М. Основатель индивидуальной психологии (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Леонтьев Д.А. Адлер как предтеча гуманистической психологии (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Представитель психоанализа (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

Практика и теория индивидуальной психологии (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920;

Проблемы человеческой природы (Problems of Human Nature, 1929),

Наука жизни (The Science of Living, 1929),

Стиль жизни (The Pattern of Life, 1930),

Социальные интересы: вызов человечеству (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938),

Превосходство и социальные интересы (Superiority and Social Interest, 1964).

Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Munch., 1912;

Menschenkenntnis. Lpz., 1927;

Индивидуально-психологическое лечение неврозов. M., 1913.

Литература:

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

Orgler Н. A. Adler. Man and his work. L., 1963;

Rom P. Adler und die wissenschaftliche Menschenkenntnis. Fr./M., 1966.

Лейбин В. М. Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология XX века / Под ред. Б. Т. Григорьяна. М.: Наука, 1986;

Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л.: Эго, 1991;

Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996;

А. Адлер // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999;

Сидоренко Е. Терапия и тренинг но Альфреду Адлеру. СПб: Речь, 2000;

Фрейджер Р., ФейдименДж.Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-Еврознак, 2006.

 

 

 

www.hrono.ru

Альфред Адлер (1870–1937) Все дело в индивидуальности

Альфред Адлер

(1870–1937)

Все дело в индивидуальности

Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года в семье еврейского торговца зерном. В детстве мальчик страдал рахитом и научился ходить только в четыре года, а когда Альфреду исполнилось пять лет, он заболел пневмонией и едва не умер. Столь ранее и тесное знакомство с болезнями породило в ребенке интерес к медицине, и впоследствии он стал врачом.

После медицинской школы Адлер работал офтальмологом, но со временем переквалифицировался в терапевта. Он открыл кабинет в районе Вены, заселенном в основном представителями низших слоев общества; через дорогу находились парк развлечений и цирк, поэтому среди его пациентов было много циркачей. Исследуя необычные качества этих людей – как их достоинства, так и недостатки, – Адлер начал развивать теорию неполноценности органов, согласно которой из-за физического дефекта или увечья человек испытывает чувство неполноценности и старается компенсировать свой недостаток. Позже этот жизненный опыт оказал огромное влияние на самые важные труды Альфреда Адлера в области психологии.

Постепенно Адлер все дальше отходил от офтальмологии; его глубоко заинтересовала психология. К 1907 году он получил приглашение присоединиться к дискуссионной группе Зигмунда Фрейда. Со временем эти собрания переросли в Венское психоаналитическое общество, а Зигмунд Фрейд назначил Адлера президентом и соредактором информационного бюллетеня этой организации. Но, несмотря на членство и даже президентство в этом сообществе, Адлер весьма громко заявлял о своем несогласии с некоторыми теориями Фрейда. Спустя некоторое время между сторонниками Фрейда и Адлера разгорелся серьезный конфликт, и Адлер и еще девять членов Венского психоаналитического общества вышли из его состава. В 1911 году они основали Общество свободного психоанализа, через год переименованное в Общество индивидуальной психологии.

Хотя Адлер в немалой мере помогал Фрейду в развитии такого направления психологии, как психоанализ, он одним из первых «откололся» от этой научной школы и создал свою, которую назвал школой индивидуальной психологии. Среди самых важных и значительных идей, предложенных этим научным направлением, была концепция комплекса неполноценности, согласно которой индивидуальность и поведение человека есть результат его действий, предпринимаемых с целью преодоления врожденного чувства неполноценности.

В годы Первой мировой войны Адлер сначала был врачом на русском фронте, а потом работал в детской больнице. С началом Второй мировой войны нацисты закрыли все клиники Адлера из-за его еврейского происхождения, и ученый вынужден был уехать в США, где стал профессором Лонг-Айлендского медицинского колледжа. 28 мая 1937 года во время лекционного турне у Адлера случился серьезный сердечный приступ, и он скоропостижно скончался, однако великий вклад этого ученого в развитие психологии надолго пережил его и во многом определил развитие психологической мысли во второй половине XX столетия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *